Формирование гуманистической позиции будущего учителя тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Карягина, Галина Васильевна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 170
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Карягина, Галина Васильевна
ВВЕДЕНИЕ .3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования гуманистической позиции будущего учителя в процессе музыкального образования .13
1.1. Формирование гуманистической позиции как педагогическая проблема.13
1.2. Гуманистический потенциал музыкального искусства.35
1.3. Характеристика формирования гуманистической позиции будущего учителя начальных классов в процессе музыкального образования .52
Выводы по главе.70
Глава 2 Организация опытно-экспериментальной работы по формированию гуманистической позиции будущего учителя начальных классов.73
2.1. Ориентация будущего учителя на ребенка как ценность образования.73
2.2. Развитие рефлексивных способностей студентов в музыкально-педагогической деятельности .94
2.3. Динамика результатов опытно-экспериментальной работы .1 12
Выводы по главе .125
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Содержание и методы формирования гуманистической позиции студентов педагогического университета2000 год, кандидат педагогических наук Позднякова, Оксана Константиновна
Формирование мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов1997 год, кандидат педагогических наук Новикова, Любовь Павловна
Педагогическая направленность музыкальной подготовки в педвузе как фактор профессионального становления будущих учителей2003 год, кандидат педагогических наук Лучинина, Марина Ивановна
Формирование музыкальной культуры будущего учителя начальных классов в процессе профессиональной подготовки2004 год, кандидат педагогических наук Потменская, Елена Вячеславовна
Формирование ценностного отношения к искусству в процессе педагогического общения: На материале муз. подготовки учителей нач. кл.1996 год, кандидат педагогических наук Ахмадеева, Рида Ахнафовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование гуманистической позиции будущего учителя»
Кризис современной цивилизации привел мировое сообщество к осознанию необходимости гуманизации всех сторон жизни, в том числе сферы образования. Основными ориентирами гуманистической образовательной парадигмы выступают: признание самоценности личности, личностно-ориентированное образование, духовное обогащение личности.
В науке к настоящему времени накоплен значительный объем знаний, позволяющих исследовать проблему гуманизации в различных аспектах. Философские основы гуманизма разрабатывались Н.А.Бердяевым, В.С.Библером, В.С.Соловьевым, Р.Штай-нером и др.; психологические - А.А.Бодалевым, Л.С.Выготским,
A.В.Петровским, А.Маслоу, К.Роджерсом и др. Вопросы гуманизации современного школьного и вузовского образования освещаются А.П.Азаровым, Ш. А. Амонашвили, Е.В.Бондаревской,
B.C. Ильиным, С.М.Каргапольцевым, А.В.Кирьяковой, Т.Н.Мальков-ской В.В.Сериковым и др. Различные подходы к созданию гуманистических концепций представлены в наследии отечественных педагогов (П.П.Блонского, К.Н.Вентцеля, В. А.Сухомлин-ского, С.Т. и В.Н.Шацких и др.), а также зарубежных неогуманистов (Дж. Дьюи, Б.Блюма, Ж.Пиаже, М.Монтессори и др.).
В последнее время появились исследования, раскрывающие гуманистическую сущность гуманитарного образования (Е.К. Дворянкина, А.Я.Найн, А.Б.Орлов, В.Н.Сагатовский и др.).
В науке утверждается понимание гуманизации образования как его цели (В.Г.Борзенков, А.Н.Новиков, А.В.Толстых и др.) и фактора развития (Б.Коссов, А.Крупное и др.); как гуманистической «интегральной» модели обучения, учитывающей индивидуально-психологические и личностные свойства ученика
Ш.А.Амонашвили, М.Н.Берулава и др.).
В обществе складывается точка зрения на необходимость выработки в процессе образования внутренних ориентиров личности или ее позиции.
Проблема позиции личности не нова и изучалась психологами Б.Г.Ананьевым, К.А.Абульхановой-Славской, Л.И.Божович и др., педагогами Г.И.Аксеновой, С.Г.Вершловским, Т.В.Шадриной и др.
Философы трактуют понятие «позиция» как точку зрения личности по какому-либо вопросу; определенную оценку факта, явления; действие, поведение, обусловленные этим отношением, оценкой (Э.В.Ильенков, М.С.Каган, В.В.Поляхова, Б.А.Эренг-росс). Сочетание в позиции оценки, действия и отношения позволило педагогам рассматривать ее как интегративное образование личности, определяющее способы ее включения в жизнедеятельность (С.Г.Вершловский, Н.В.Кузьмина, К.М.Левитан, Т.В.Шадрина и др.). В психологической науке позиция личности представляется сложной системой отношений, установок, мотивов, целей и ценностей, которыми она руководствуется в своей деятельности (Б.Г.Ананьев, К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Божович и др.).
Для дальнейшего углубления научных представлений о формировании гуманистической позиции будущего учителя необходимо, на наш взгляд, полнее исследовать ее сущность, содержание, характер становления у студентов педагогического университета средствами различных учебных дисциплин.
В науке разрабатывается методология формирования гуманистической позиции: личностно-ориентированное образование (Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, И.С.Якиманская), интегративно-культурологический подход (Л.А.Волович, Л.Б.Соколова и др.), диалогическая концепция общения (М.М.Бахтин, В.С.Библер) и пр.
В последние десятилетия в педагогике интенсивно изучаются средства формирования гуманистической позиции, направленности, взглядов будущего учителя: атмосфера общения, субъектное взаимодействие «учитель-ученик», способы взаимодействия, общепедагогическая подготовка, развитие творчества и др. (А.П.Азаров, Т.Н.Мальковская, О.К.Позднякова, В.Г.Рындак, А.В.Толстых и др.). Особое место среди них отводится искусству, поскольку оно духовно возвышает личность (Н.А.Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, В.В.Медушевский, В.Г. Ражников и др.), гуманистически ориентирует «все сферы цивилизации и культуры, нравственно просветляя и очеловечивая их» (О.Шпенглер). Исследователи подчеркивают значение музыкального искусства для формирования профессиональных, эстетических умений и навыков будущего учителя, его музыкально-творческого развития (М. М.Берлянчик, 3.И.Гладких, В.Г.Лысенко, Е.И.Юдина и ДР-)
Вместе с тем, проблема формирования гуманистической позиции будущего учителя в процессе музыкального образования в вузе остается недостаточно изученной.
Имеют место противоречия, которые существенно затрудняют эффективность формирования гуманистической позиции будущего учителя: между объективной потребностью общества в учителе с гуманистической позицией и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической науке; между стремлением учителей к гуманистически ориентированному воспитанию учащихся средствами музыкального искусства и недостаточной научно-методической оснащенностью образовательного процесса в вузе.
Актуальность, теоретическая значимость, недостаточная научная и практическая разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования «Формирование гуманистической позиции будущего учителя».
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование гуманистической позиции будущего учителя в процессе музыкального образования.
Объект исследования: образовательный процесс студентов педагогических вузов.
Предмет исследования], формирование гуманистической позиции учителя начальных классов средствами музыкального образования.
Гипотеза исследования: формирование гуманистической позиции будущего учителя в процессе музыкального образования будет происходить более эффективно, если обеспечены:
• ориентация будущего учителя на ребенка как ценность образования,
• актуализация гуманистического потенциала музыкального искусства;
• использование технологий музыкального обучения, направленных на развитие творческих способностей будущего учителя;
• развитие рефлексивных способностей будущего учителя в музыкально-педагогической деятельности.
В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. Определить специфику проявления гуманистической позиции с учетом особенностей музыкально-педагогической деятельности учителя начальных классов.
2. Выявить технологии и формы реализации гуманистического потенциала музыкального искусства в процессе подготовки учителя начальных классов.
3. Разработать модель формирования гуманистической позиции будущего учителя в процессе музыкального образования.
4. Разработать научно-методические рекомендации для студентов и преподавателей по формированию гуманистической позиции педагога.
Методологическую основу исследования составляет инте-гративно-культурологический подход как синтез идей деятель-ностного, системного, личносгно-ориентированного, ценностного подходов, реализуемых в условиях гуманистической образовательной парадигмы.
Теоретической основой исследования явились фундаментальные положения:
• о гуманизации как феномене культуры (М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, Л.С.Выготский, Э.В.Ильенков, И.Кант, М.К.Ма-мардашвили, А.Швейцер);
• о смысловом единстве позиции и направленности личности (К. А. Абульханова-Славская, В .П.Бездухов, Л.И.Божович, С.Г. Вершловский, Н.В.Кузьмина, В.Н.Сагатовский);
• теории развития личности в деятельности (А.Г.Асмолов, Л.П.Буева, А.А.Бодалев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Г.И. Щукина);
• о природе, сущности и значении эмоций (В.К.Вилюнас,
Б.И.Додонов, К.Изард, П.В.Симонов, П.М.Якобсон);
• о гуманистическом аспекте теорий музыкального воспитания и образования (Б.В.Асафьев, Н.А.Ветлугина, Д.Б.Кабалевский, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский, В .И. Петру шин, В.Г.Ражников, Г.М.Цыпин).
Основные методы исследования: теоретический анализ и синтез; изучение педагогического опыта и тенденций обновления высшего образования; моделирование исходных позиций исследования, эксперимент (констатирующий и формирующий); включенное наблюдение, тестирование, анкетирование, метод сравнительных характеристик, математической и статистической обработки.
Исследование осуществлялось в три этапа.
На первом этапе (1994-1 997гг.) изучалось состояние рассматриваемой проблемы в научной литературе и педагогической практике, разрабатывались исходные позиции исследования, анализировалось состояние образовательного процесса в вузах. Итогом этой работы явилось определение гипотезы, методологии и методов исследования, обоснование его программы.
На втором этапе (1 997-2000гг.) в ходе экспериментальной работы, сочетавшейся с анализом положений личностно-ориентированной педагогической науки и осмыслением практического опыта преподавателей вузов, проверялась и уточнялась гипотеза исследования, корректировались методы обучения, анализировались и систематизировались полученные данные. Результатом этого этапа явилась реализация содержания и методов музыкальной подготовки будущего учителя в аспекте формирования его гуманистической позиции.
На третьем этапе (2000-200 1 гг.) анализировались результаты опытно-экспериментальной работы, уточнялись выводы и методические рекомендации, оформлялись материалы диссертационного исследования.
Базой исследования явились факультет педагогики и методики начального образования Оренбургского государственного педагогического университета, педагогические колледжи № 1,2 г.Оренбурга. В опытно-экспериментальной работе участвовало более четырехсот студентов и молодых учителей, углубленному изучению подверглась группа студентов из 35 человек.
Научная новизна исследования:
• определена специфика проявления гуманистической позиции учителя в процессе музыкально-педагогической деятельности, критерии и показатели ее сформированное™;
• выявлены технологии и формы актуализации гуманистического потенциала музыкального искусства в процессе подготовки будущего учителя начальных классов;
• разработана модель формирования гуманистической позиции будущего учителя начальных классов в процессе музыкального образования;
• выявлены педагогические условия, способствующие эффективному формированию гуманистической позиции будущего учителя.
Теоретическая значимость исследования. Обоснована возможность формирования гуманистической позиции будущего учителя через реализацию гуманистического потенциала музыкального искусства и рефлексию оснований музыкально-педагогической деятельности. Расширены научные представления о гуманистической позиции учителя, роли рефлексии в ее формировании.
Практическая значимость исследования состоит в разработке спецкурса «Формирование гуманистической позиции будущего учителя» и научно-методического обеспечения преподавания курса «Теория и методика музыкального воспитания» в образовательных учреждениях различного типа. На основе результатов исследования предложены рекомендации для преподавателей и методистов педагогических вузов, музыкально-педагогических отделений институтов искусств и колледжей.
Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается анализом и синтезом теоретического и экспериментального материала, организацией опытно-экспериментальной работы с применением методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; длительностью эксперимента, апробацией выводов на семинарах, конференциях; внедрением полученных результатов в практику образовательных учреждений различного типа.
Положения, выносимые на защиту.
1. Специфика проявления гуманистической позиции учителя начальных классов в процессе музыкально-педаготической деятельности состоит: в индивидуальном подходе, принятии ученика таким, каков он есть; в уважении музыкальных предпочтений ребенка, опоре на его предметно-образное восприятие; в эмоциональной экспрессии, эмпатии.
2. Музыкальное искусство способствует формированию гуманистической позиции будущего учителя, так как характеризуется энергийно-смысловым (интонационным) и эмоциональным содержанием музыки, особым «очеловеченным» способом существования, воспитывающими возможностями музыкального общения. Использование личностно-развивающих технологий музыкального обучения способствует развитию эмоциональной выразительности, эмпатии.
3. Эффективность формирования гуманистической позиции будущего учителя в процессе музыкального образования определяют следующие педагогические условия:
• ориентация будущего учителя на ребенка как ценность образования;
• актуализация гуманистического потенциала музыкального искусства;
• использование технологий музыкального обучения (комплексного музыкально-певческого воспитания, основ импровизации, «двойного» восприятия музыки), направленных на развитие творческих способностей будущего учителя;
• развитие рефлексивных способностей будущего учителя в музыкально-педагогической деятельности.
4. Модель формирования гуманистической позиции будущего учителя представляет собой систему взаимосвязанных блоков, характеризующих цели, содержание, способы, механизм, условия и результат организуемого процесса.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в тезисах докладов, статьях, опубликованных автором. Они обсуждались:
• на научно-практических конференциях «Наука, образование и воспитание в педагогическом вузе и школе» (Оренбург, 1994), «80 лет высшему образованию Оренбуржья» (Оренбург, 1999), «Интеллектуальный потенциал высшего педагогического образования» (Оренбург, 2001), «Актуальные проблемы развития культуры педагогической деятельности» (Бугуруслан, 2001);
• на конференциях по дополнительному образованию «Вое питание детей в духе культуры мира и ненасилия» (Оренбург,
2000), «Гражданское и патриотическое воспитание школьников» (Оренбург, 2001);
• на Всероссийском совещании-семинаре «Проблемы и перспективы эстетического образования в общеобразовательных учреждениях» (Москва, 1996), на семинарах лаборатории музыкального искусства (Москва, 1993-1997).
Материалы исследования внедрялись автором в процессе педагогической деятельности в Оренбургском государственном педагогическом университете.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Формирование педагогической культуры студентов педагогического колледжа: На материале отделения "Музыкальное образование"2000 год, кандидат педагогических наук Елькина, Светлана Валентиновна
Формирование эстетического вкуса будущего учителя начальной школы в процессе музыкально-эстетической подготовки в вузе2006 год, кандидат педагогических наук Хрипун, Юлия Александровна
Корректировка процесса формирования музыкальной культуры будущего учителя начальных классов2004 год, кандидат педагогических наук Сергеева, Ирина Павловна
Воспитание художественного вкуса будущего учителя начальных классов: на материале вокально-хоровой работы2008 год, кандидат педагогических наук Умеркаева, София Шавкатовна
Формирование гуманистических ориентиров у учащихся детской музыкальной школы: на примере вокально-хоровых занятий2008 год, кандидат педагогических наук Каримова, Лейсян Наилевна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Карягина, Галина Васильевна
Выводы по главе
Организация опытно-экспериментальной работы по формированию гуманистической позиции студентов подтвердила верность выдвинутой гипотезы об эффективности формирования гуманистической позиции будущего учителя на музыкальных занятиях при их соответствующей организации. Исследованием подтверждено:
1. Одним из факторов гуманизации образовательного процесса в вузе становится его направленность на формирование гуманистической позиции студентов. Гуманистическая парадигма образования обладает возможностями в воспитании свободной, самостоятельной личности студента, ориентированной на воспитание гуманного в детях.
2. Для формирования гуманистической позиции у будущих учителей следует развить у них способность к рефлексии и эм-патии. Рефлексия - это осмысление студентом оснований своей музыкально-педагогической деятельности (ее целей, ценностей, мотивов, способов, результатов), ориентированной на ребенка: принятие ребенка таким, каков он есть, уважение музыкальных предпочтений ребенка, опора на его предметно-образное восприятие. Эмпатия - это способность студента воспринимать мир, искусство, людей с точки зрения другого, это способность к сочувствию, сопониманию, соучастию. Одним из средств развития эмпатии выступает развитая эстетическая эмпатия, позволяющая студенту в ситуации диалогического музыкального общения встать в позицию композитора, исполнителя, теоретика музыки, учителя, героя музыкального произведения. На музыкальных занятиях развивается «инструментарий» диалогического музыкального общения, техника педагогического общения.
3. Развитие и становление рефлексивных отношений студентов к искусству, другим людям, себе достигается в процессе решения специально подобранных задач, игровых ситуаций, включенностью в непрерывную музыкально-педагогическую деятельность.
4. Положительная динамика гуманистической позиции в ходе опытно-экспериментальной работы видна по всем компонентам: когнитивному, деятельностному, эмоциональному.
5. Актуализация гуманистического потенциала музыкального искусства происходила на практических, лабораторных и индивидуальных музыкальных занятиях в процессе музыкально-педагогического общения и использования технологий музыкального обучения, направленных на развитие творческих способностей студентов.
6. Рассмотрение динамики гуманистической позиции отдельного студента, также дало положительную картину.
127
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование гуманистической позиции учителя обусловлено потребностью общества в учителе, способном формировать у школьников систему ценностных отношений к миру, людям, себе и оценивать их с точки зрения общечеловеческих ценностей.
Решение данной проблемы потребовало выявить существующие в философской, психологической и педагогической науках подходы к определению понятий «позиция личности», «педагогическая позиция», «гуманистическая позиция».
Анализ научной литературы и исследований, тематически связанных с нашим, позволил установить, что понятие «позиция» объемлет социальные, психологические и нравственные характеристики.
Социальные характеристики позиции раскрывают социальные роли (функции) человека. Психологические характеристики - потребности, установки, направленность отношений и взаимоотношений, мотивы деятельности человека. Нравственные характеристики позиции личности включают ее взгляды, убеждения, ценностные ориентации, реализуемые в процессе жизнедеятельности, во взаимодействии с миром, людьми.
Педагогическая позиция выражает степень направленности личности педагога на ценности и цели педагогической деятельности. При этом, позиция педагога трактуется исследователями как установка, компонент педагогической деятельности, индикатор культуры педагогической деятельности, личностная инте-гративная характеристика, система оценочных отношений к педагогической деятельности.
Эти определения сближают характеристики позиции и деятельности, что позволило сделать вывод о том, что позиция формируется и реализуется в деятельности, в результате рефлексии ее оснований (целей, ценностей, мотивов, способов).
В основаниях гуманистической позиции учителя находятся гуманистические педагогические ценности: ребенок - как высшая цель и ценность образования; культура - как среда, питающая и формирующая личность ребенка; творчество и диалог -как способы взаимодействия и общения с ребенком. Ценности, реализуемые во имя и ради развития личности ребенка приобретают статус гуманистических.
Одним из центральных вопросов исследования было определение гуманистического потенциала музыкального искусства и его использования как средства формирования гуманистической позиции будущего учителя начальных классов.
В результате анализа научной, музыкально-эстетической литературы, практического опыта, было установлено, что гуманистический потенциал музыкального искусства определяется спецификой музыки как вида искусства («искусство интонируемого смысла») и заключается в особом содержании музыки (энергийно-смысловом и эмоциональном), в «очеловеченном» способе ее существования, предполагающем обязательность интерпретатора музыкального произведения (исполнителя, учителя), в воспитывающих возможностях музыки (музыкальное произведение выступает средством музыкального общения).
Гуманистическая позиция студентов формировалась в процессе обучения в педагогическом университете, когда они познавали содержание гуманистической позиции и овладевали опытом ее реализации во взаимодействии с детьми в процессе совместной музыкальной деятельности (исполнительской, педаготической), ее рефлексии.
Реализуемая в деятельности и отношениях гуманистическая позиция будущего учителя основывалась на осознанных и принятых личностью гуманистических взглядах, убеждениях, представлениях - составляющих гуманистического мировоззрения.
Основой формирования гуманистической позиции студентов было включение их в систему эмпатийных и рефлексивных отношений в процессе музыкального образования (учебных занятий, педагогической практики). Рефлексия при этом проявлялась как осмысление студентом оснований своей музыкально-педагогической деятельности: ее целей, ценностей, мотивов и способов.
Учитывая специфику возраста, когда студенты поступают в вуз и начинают заниматься музыкой, на первый план выдвигалось формирование мотивации музыкально-педагогической деятельности студентов, выражающаяся в формировании мотивов собственной музыкальной деятельности студентов и мотивов будущей музыкально-педагогической деятельности с младшими школьниками.
Формированию гуманистической позиции будущего учителя способствовало перенесение акцентов с мотивов собственной деятельности на мотивы музыкально-педагогической деятельности. Развитие мотивации к музыкальной деятельности осуществлялось на основе выбора студентом содержания, методов и форм музыкального образования, его включенности в музыкально-исполнительскую и музыкально-педагогическую деятельность.
Технологическим инструментарием формирования гуманистической позиции будущего учителя в процессе музыкального образования выступал комплекс «задача-диалог-игра», а основой формирования было включение студентов в систему рефлексивных и эмпатийных отношений. Рефлексия в педагогической деятельности - это осмысление студентом ценностных оснований своей деятельности, в качестве которых в гуманистической парадигме выступают: ребенок, культура-образование, творчество, диалог (общение). Эмпатия учителя - это вчувствование, т.е. восприятие душевного мира другого человека в максимально возможном объеме. Эстетическая эмпатия (восприятие душевного мира героя произведения), развиваемая в процессе восприятия музыкальных произведений, становилась основой развития сочувствия, сопереживания другому человеку через механизм идентификации (уподобления).
При организации процесса формирования гуманистической позиции будущего учителя в процессе музыкального образования учитывались следующие условия:
• ориентация будущего учителя на ребенка как ценность образования;
• актуализация гуманистического потенциала музыкального искусства;
• использование технологий музыкального обучения, направленных на развитие творческих способностей студентов;
• развитие рефлексивных способностей студента в музыкально-педагогической деятельности.
В опытно-экспериментальной работе содержание музыкального образования рассматривалось в тесной связи с предстоящей самостоятельной педагогической деятельностью и включало практическую музыкально-педагогическую деятельность.
Учитывая специфику педагогики искусства и будущей педагогической деятельности учителей начальных классов, мы привлекали студентов к анализу как моделируемых в учебном процессе, так и реальных личностно-ориентированных ситуаций, что делало процесс рефлексивного общения более личностно значимым.
Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила наше предположение о содержании гуманистической позиции (когнитивный, деятельностный, эмоциональный компоненты) и условиях ее формирования в процессе музыкального образования.
Нашим исследованием не исчерпаны проблемы формирования гуманистической позиции будущего учителя. Заслуживают внимания вопросы возможностей отдельных научных дисциплин в этом процессе, влияние коллектива на формирование гуманистической позиции студента, активности самого студента и Др.
132
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Карягина, Галина Васильевна, 2001 год
1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. - М.: МПГУ им. В.И.Ленина, 1990. - 186с.
2. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1990. - 144с.
3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 337с.
4. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. - 299с.
5. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985. - 448с.
6. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). - Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1998. - 352с.
7. Аминов Н.А. Задатки, способности и одарённость учителя. Некоторые вопросы теории способностей Б.М.Теплова //Гуманизация образования. 1998. - № 1. - С.59-72
8. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманистическая основа педагогического процесса. Минск, 1990. - 560с.
9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1980. -Т. 1. - С.13-178
10. Андреев А.А. Место искусства в познании мира. -М., 1980. 255с.
11. П.Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. -М.: ACADEMA, 1999. 160с.
12. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991. - 415с.
13. Анцыферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал, -1981. Т.2. № 2. - С.12.
14. Анцыферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал. 1980. - Т.1. - № 2. -С.47-56
15. Архангельский С.Н. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы: Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1980. - 186с.
16. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 1 1 1с.
17. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: Книги первая и вторая. 2-е изд. Л: Музыка, 1971. - 376с.
18. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. - 158с.
19. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990.367с.
20. Ахаян Т.К. Формирование убеждений старших подростков в трудовой деятельности: Автореф. дис. .д-ра пед. наук,-Л., 1983. 36с.
21. Бабанский Ю.К. Комплексный подход к воспитанию учащихся. Киев: Радянська школа, 1985. - 256с.
22. Бабанский Ю.К. Педагогическая наука и творчество учителя // Сов. педагогика. 1987. - Т.2. - С.3-8
23. Барабанщиков А.В., Муцынов С.С. Проблемы педагогической культуры. М., 1980. - Вып.1. - С.11-12
24. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества: Сб. избр.трудов / Примечание С.С.Аверинцева, С.Г.Бочарова. М.: Искусство, 1979. - 423с.
25. Бездухов В.П. Гуманистическая направленность учителя. Самара-Санкт-Петербург: СамГПУ, 1997. - 172с.
26. Бездухов В.П., Бездухов А.В. Ценностный подход к фор мированию гуманистической направленности студента будущего учителя. - Самара, СамГПУ, 2000. - 185с.
27. Бездухов А.В. Педагогические условия формирования гуманистической направленности студентов в процессе обучения в педагогическом университете: Автореф. дис .канд. пед. наук. Самара: СамПГУ, 2000. - 20с.
28. Беликов В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция). Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1995. - 141с.
29. Белозерцев Е.П. Высшая педагогическая школа в системе непрерывного образования: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. -Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1990. 40с.
30. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды /Ред.- сост. Л.И.Новикова и И.Н.Сиземская. -М., Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. 312с.
31. Берулава М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования // Педагогика. 1996. - № 1. - С. 9-11
32. Берулава М.Н. Развитие творческих способностей личности в аспекте гуманизации образования // Гуманизация образования. 1998. - № 1. - С.14-23
33. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии. М.: ИПО МО Россия, 1995. - 336с.
34. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: 2 философских введения в 21 век. М., Политиздат, 1991. - 412с.
35. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. М.: Знание, 1990. - 62с.
36. Бим-Бад Б.М. Антропологическое обоснование теории и практики современного образования. М.: РОУ, 1994. - 36с.
37. Бим-Бад Б.М. Педагогические взгляды И.Канта //Советская педагогика. 1982. - № 10. - 102-105
38. Богоявленская Д.Б. Развитие творческих способностей и одарённости (в контексте гуманизации образования) // Гуманизация образования. 1998. - № 1. - С.24-31
39. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. -М., Педагогика, 1983. 272с.
40. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. - 464с.
41. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. -М.: Просвещение, 1972. С.7-44
42. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма лично-стно-ориентированного образования // Педагогика. 1994, № 4. -С.1 1-17
43. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Уч. пос. М., Ростов-на-Дону, 1999. - 560с.
44. Борзенков В.Г. Проблема человека в контексте обновления гуманитарного образования в России // Человек. 1996. -№ 3. - С.70-77
45. Братусь Б.С. О механизмах целеполагания // Вопросы психологии. 1977. - № 2. - С.121-124
46. Буева И.И. Идеи гуманизации внутришкольного управления в наследии В.В.Сухомлинского и их значение для современной школы: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Оренбург, 1996. - 21с.
47. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. - 216с.
48. Валеева Р. Гуманистическое воспитание и коллектив // Воспитание школьника. 2000. - № 6. - С. 6-8
49. Вершловский С.Г. Социально-педагогические проблемы профессионального становления учителя // Особенности социально-профессиональной позиции молодых учителей. Сборник научных трудов. Л., 1981. - С.6-22.
50. Вишнякова Н.Ф. Рефлексивно-креативный подход к управлению творческим процессом // Гуманизация образования. 1998. - № 1. - С.32-385 1.Волченко Л.Б., Поляхова В.В. Нравственная позиция личности // Моральный выбор. М., 1980. - С.54-67
51. Воробьева О.В. Формирование готовности к музыкально-исполнительской деятельности у будущих учителей начальных классов: Дис. . канд. пед. наук. М., 1997. - 175с
52. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. Взгляд на профессиональную подготовку учителя. М., 1995. -1 12с.
53. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1998. - 413с.
54. Выжлецов Г.П. Духовные ценности и судьбы России // Социально-политический журнал. 1995. - № 3. - С.15-22
55. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет, 1996. - 1 56с.
56. Вюнш В. Формирование человека посредством музыки -перевод с нем. Н.Т.Григорьевой / Парсифаль, 1997. 160с.
57. Галактионова Т.Г. Становление педагогической позиции студентов в условиях педагогического колледжа: Дис. .канд. пед. наук. Ростов, 1997. - 212с.
58. Гапон Н.П. Гуманистическая ценностная ориентация деятельности учителя (социально-философский аспект): Авто-реф. дис. .канд. филос.наук. Львов, 1990. - 18с.
59. Гершунский Б.С. Философия образования для 21 века: (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Совершенство, 1998. - 608с.
60. Гершунский Б.С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании // Педагогика. 1992, № 5-6. С.3-13.
61. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. - 260с.
62. Гройсман А.Г. Педагогические условия эмоционального развития учащихся в музыкально-исполнительской деятельности: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Оренбург, 2000. - 24с.
63. Гуревич К.М. Генезис индивидуально-психологических различий и их классификация // Гуманизация образования. -1995. № 1. - С.76-86
64. Гуревич П.С. Проблемы Другого в философской антропологии М.М.Бахтина // М.М. Бахтин как философ: Сб. статей / Под ред. С.С.Аверинцева и др. М.: Наука, 1992. - С.83-96
65. Гусаров В.И. Формирование гуманистических взглядов учащихся в деятельности освобождённого классного руководителя: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Самара, 2000. - 21с.
66. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Ин-тор, 1996. - 544с.
67. Дворянкина Е.К. Развитие субъектной позиции будущих учителей в педагогическом вузе как гуманистическая основа их профессионального обучения: Дис.канд. пед. наук. Хабаровск, 1999. - 265с.
68. Дивитовская Н.А. Позиция личности: Автореф. дис. .канд. филос. наук. Л., 1971. - 16с.
69. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М.Н.Скаткина. М.: Просвещение, 1982. - 3 19с.
70. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. - 272с.
71. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве. М., 1997. - 424с.
72. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977. - 333с
73. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. Берлин, 1992. - 194с.
74. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М.: Просвещение, 1989. - 1 89с.
75. Закон РФ «Об образовании». М., 1997. - 60с.
76. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М.: МГУ, 1994. - 144с.
77. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 480с.
78. Зязюн И.А. Основы педагогического мастерства учителя. М.: Просвещение, 1989. - 1 57с.
79. Игры-обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В.Петрусинского // Книга 5. Педагогические игры. М.: 1994. - 135с.
80. Изард К.Е. Психология эмоций (пер. с англ.). Спб.:1. Питер, 1999. 460с.
81. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. - 462с.
82. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М.- Белгород, 1993. - 219с.
83. Искусство в мире духовной культуры. Киев: Наумкова думка, 1985. - 182с.
84. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программы средней общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1994. - С.13-36.
85. Каган М.С. Музыка в мире искусств // Сов. музыка. -1987. № 1. - С.26-30
86. Каган М.С. Философия культуры. Санкт-Петербург, Петрополис, 1996. - 416с.
87. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. -М.: Просвещение, 1987. 190с.
88. Каргапольцев С.М. Музыка и развитие эмоционально-нравственной отзывчивости младших школьников. М., Пед. вестник, 1994. - 88с.
89. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург, 1996. - 190с.
90. Киященко Н.И. Эстетическое воспитание и образование важнейшее средство гуманизации и гуманитаризации образования // Гуманизация образования. - 1998. - № 1. - С.53-58
91. Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании //Педагогика.- 1996. № 2. - С.14-21
92. Ковалев А.Г. Воспитание чувств. М.: Педагогика,1971. 94с.
93. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя.- М.: Политиздат, 1983. 256с.
94. Коган Л.Н. Искусство и зритель // Художественное восприятие: Сб. статей / Под ред. Б.С.Мейлаха. М.: Наука, Ленинградское отделение, 1971. - С.84
95. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 176с.
96. Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание. -М., 1984. 255с.
97. Кондрашова Л.В. Воспитание нравственной психологической готовности студентов к педагогической деятельности // Сов. педагогика. 1984. - № 5. - С.75-79
98. Коссов Б., Крупное А. Гуманизация системообразующий фактор // Высшее образование в России. - 1999. - № 3. - С. 73-77
99. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М.: Педагогика, 1977. - 264с.
100. Краткий словарь современных понятий и терминов / Н.Т.Бунимович, Г.Г.Жаркова, Т.М.Корнилова и др.; Сост. общ. ред. В.А.Макаренко. М.: Республика, 2000. - 670с.
101. Кузьмина Н.В. Творческий потенциал специалиста. Акмеологические проблемы развития // Гуманизация образования. 1995. - № 1. - С.41-53
102. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: Изд-во Ленинг. Унив., 1967. - 183с.
103. Кулюткин Ю.Н. Личностно-ориентированное обучение и его педагогический смысл // Современные ориентиры в образовании педагогов. Санкт-Петербург - Иркутск, 1998. - С.9-24
104. Курган Г.И. Процесс усвоения нравственных принципов и обеспечение моральности поведения // Моральный выбор. М.: МГУ, 1980. - С.155-171
105. Юб.Кутьев В.О. Проблемы гуманистической педагогики: методология, теория, технология // Педагогика. 2000. - № 3. -С.103-106
106. Леднев B.C. Содержание общего среднего образования: Проблема структуры. М.: Педагогика, 1980. - 264с.
107. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980. - 359с.
108. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. М., 1983. - т.2. - 318с.
109. МО.Лернер И.Я. Базовое содержание общего образования // Сов. педагогика. !988. - № 11. - С. 15-21
110. Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. - 192с.
111. Маслоу А. Психология бытия: пер. с англ. М.: Рефл-бук, 1997. - 304с.1 19. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: Исследование. М.: Композитор, 1993. - 262с.
112. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 255с.12 1. Мелик-Пашаев А.А. Гуманизация образования: проблемы и возможности // Вопросы психологии. 1985. - № 5. -С.1 1-18
113. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 1994. - 216с.
114. Мищенко Л.И. Теория и практика формирования содержания педагогического образования (на материале подготовки учителей начальных классов). М.- Курган, 1996. - 262с.
115. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. М.: Языки русской культуры, 2000. - 224с.
116. Моральный выбор / Под ред. А.И.Титаренко. М.: МГУ, 1980. - 344с.
117. Морозова З.П. Теоретические основы формирования мотивации эстетической деятельности школьников // Приоритетные проблемы эстетического воспитания школьников: Сб. науч. тр. / Под ред. Печко Л.П. М.: НИИХВ, 1990. - С.34-42
118. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие для студентов. М: Институт практической психологии, 1997.- 365с.
119. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. М.: Институт практической психологии; Воронеж: Модэк, 1995. - 356с.
120. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. - 254с.
121. Непомнящая Н.И. Универсальность ценностной сферы // Гуманизация образования. 1998. - № 1. - С.39-471 3 1.Никандров Н.Д. Перспективы образования в России // Гуманизация образовани. 1998. - № 1. - С.3-13
122. Новиков А.Н. Проблемы гуманизации профессионального образования // Специалист. 1999. - № 7. - С. 2-6, № 8. -С.2-6.
123. Новикова Л.П. Формирование мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Ярославль, 1997. -19с.
124. Орлов А.Б. Гуманизм с лицом культурно-антропологического прототипа // Вопросы психологии. 1999. -№ 2. - С.87-90
125. Панюшкин В.П. Формы учебного сотрудничества и уровни регуляции взаимосвязанной учебной деятельности //Инновационное обучение: стратегия и практика. М., 1994. -С.76-94
126. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. СПб., 1999. - 301с.
127. Петрова Г.А. Вопросы эстетической подготовки будущих учителей. Казань: КУ, 1976. - 200с.1 3 8. Петровский А.В. Идея «Я = МИР» в развитии личности // Новые ценности образования. Вып. 3. М., 1995. - С.27-37
128. Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. 160с.
129. Петрушин В.И. Музыкальное восприятие как средство изучения личности школьника // Вопросы психологии. 1986. -№ 1. - С.157-164.
130. Пиаже Ж., Фресс П. Экспериментальная психология. -М., 1975. 286с.
131. Пиличяускас А.А. Познание музыки как воспитательная проблема. М.: МИРОС, 1992. - 40с.
132. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. - 256с.
133. Позднякова O.K. Содержание и методы формирования гуманистической позиции студентов педагогического университета: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Самара, 2000. - 21с.
134. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика.- М.: Педагогика, 1976. 280с.
135. Практические занятия по психологии / Под ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение, 1972. - 168с.
136. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. М., Педагогика-Пресс, 1997. - 440с.
137. Психологические тесты / Составитель Э.Р.Ахмеджанов- М.: Лист, 1997. 320с.
138. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980. - 96с.
139. Ражников В.Г. Психолого-педагогическая модель музыкальной культуры: Дайджест монографии. М.: ЦАПИ, 1993.- 133с.
140. Рогова P.M. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентаций личности. М.: Ин-т развития личности, 1996. - 144с.
141. Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 1990. - № 1. - с.164-1681 53. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. - 423с.
142. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1990. - С.3 19-344
143. Свирина Л.О. Формирование гуманистической направленности личности будущего учителя на основе применения системы проблемных педагогических ситуаций: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Казань, 1997. - 19с.
144. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания / Под ред. В.А.Сластенина. М.: Академия, 2000. - 336с.
145. Сенатор С.Ю. Гуманность как нравственное качество в сознании и поведении школьника //Социально-политический журнал. 1996. - № 5. - С.217-221
146. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования (курс лекций). М., ACADEMA. - 2000. - 240с.
147. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем М.: «Логос»,1999. 272с.
148. Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. СПб.: Речь,2000. 234с.
149. Симонов П.В. Эмоции и воспитание (вопросы воспитания в свете информационной теории эмоций) // Вопросы философии. 1981, № 5. С.39-48.
150. Сластенин В.А. Профессиональная подготовка учителя к воспитательной работе: содержание и структура, функционирование // Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., МГПИ, 1982. -С.14-29.
151. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Школа-Пресс, 1997. - 512с
152. Совершенствование процесса повышения квалификации педагогов-воспитателей. Метод. рек-ии / Сост. Н.Н.Лобанова и др. Ленинград: научно-исследовательский ин-т общего образования взрослых АПН СССР, 1998. - 172с.
153. Соколова Л.Б. Формирование культуры педагогической деятельности будущего учителя: Монография. Оренбург, 1999. - 300с.
154. Спутник учителя музыки / Сост. Т.В.Челышева. М.: Просвещение, 1993. - 240с.
155. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности: на материале музыкального восприятия. М.: Наука, 1979. - 190с.
156. Тарасов Г.С. Музыкальная потребность, музыкальные способности, музыкальное восприятие //Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования: Сб. ст. К. 1984.- С.59-60
157. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. М.: Педагогика, 1983. - 352с.
158. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания // Советская педагогика, 1946. № 6. - С.103-1041 78. Терегулов Ф.Ш. Формирующая биосоциальная педагогика. Уфа, 1999. - 386с.
159. Толстых А.В. Гуманитаризация образования и актуальные проблемы эстетического воспитания //Педагогика. -1996. № 4. - С. 9-13
160. Толстых А.В. Искусство понимать искусство: Психологический коллаж. М.: Педагогика, 1990. - 159с.
161. Трусов В.П. Выражение эмоций на лице // Вопросы психологии. 1982. - № 5. - С.144-147
162. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт практической антропологии // Избр. пед. сочинения: В 2 т.- М.: Педагогика, 1974. Т. 1. - С.229-547.
163. Фастовец И.В. Формирование профессионально-педагогической направленности личности учителя: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1991. - 22с.
164. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.- 814с.
165. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. М.: Магистр, 1992. - 159с.
166. Хеккаузен X. Мотивация и деятельность. В 2 т. - М.: Педагогика, 1986. - Т.1. - 406с.
167. Хмель Т.А. Личностный аспект профессионально-педагогической подготовки студента педагогического вуза // Формирование личности учителя в процессе профессионально-педагогической подготовки. Сборник научных трудов. М., 1988. - С.4-9
168. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984. - 176с.
169. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М.: Интерпракс, 1994. - 384с.
170. Шадриков В.Д К проблеме духовных способностей // Magister. 1996,- № 5. - С. 1-16.
171. Шинкаренко В. На основе принципа гуманизации // Народное образование. 1999. № 1-2. - С. 230-232
172. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Философские основания современной педагогики. Ростов-на-Дону, 1994. - 285с.
173. Шиянов Е.Н. Гуманизация профессионального становления педагога // Советская педагогика. 1991. - № 9.- С.80-84
174. Школяр J1.B., Красильникова М.С. и др. Теория и методика музыкального образования детей. М.: ФЛИНТА-НАУКА, 1998. - 281с.
175. Штайнер Р. Методика обучения и предпосылки воспитания (пер. с нем.). М.: Парсифаль, 1994. - 80с.
176. Щедровицкий Г.П. Избранные труды = 8е1ес1е<1 works / Ред.-сост. А. А.Пископпель, Л .П.Щедровицкий. М.: Изд. шк. культурной политики, 1995. - 759с.
177. Щербаков А.И., Богословский В.В. Исследование отношений актуальная задача психологического воспитания // Отношения как проблема психологического воспитания. - Л., 1973. - С.3-10
178. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. -М.: Просвещение, 1986. ~ 144с.
179. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. А.В.Толстых. М.: Прогресс, 1996. - 344с.
180. Ядов В.А. Методология и методика социологического исследования. Тарту: ТГУ, 1969. - 281с.
181. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.,1996. - 96с.
182. Якобсон П.М. Психология чувств. М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. - 216с.
183. Яковлев А.А. Рефлексия и игра. Проблемы методологии. М.: Педагогика, 1984. - 179с.
184. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997. № 4.1. С.20-27.
185. Combs A. Humanism. Education and the Future // Educational Leadership. 1978. - № 4. - P. 12-18
186. Maslow A.A. Teory of Human Motivition // Psychological Review, 1943. - № 50. - P. 370-396
187. Rogers C. Away of being. Boston: Houghtou Mifflin Company, 1980. - 395p.
188. Toward a man kind school: an adventure in humanistic education. N.Y.: McGraw - Hill Book Company, 1974. - 193p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.