Педагогическая направленность музыкальной подготовки в педвузе как фактор профессионального становления будущих учителей тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Лучинина, Марина Ивановна

  • Лучинина, Марина Ивановна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2003, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 204
Лучинина, Марина Ивановна. Педагогическая направленность музыкальной подготовки в педвузе как фактор профессионального становления будущих учителей: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Санкт-Петербург. 2003. 204 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Лучинина, Марина Ивановна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Профессионально-педагогическая направленность музыкальной подготовки студентов педвуза.

1.1. Профессиональные смыслы музыкальной подготовки в процессе становления педагога начальной школы.

1.1.1. Профессиональное становление как предмет теоретического анализа.

1.1.2. Музыкальная подготовка в контексте педагогического образования.

1.1.3. Осмысление студентами и педагогами значения музыкальной подготовки для педагогической деятельности

1.1.4. Профессиональные смыслы музыкальной подготовки.

1.2. Профессионально-педагогическая ориентация музыкальной подготовки будущего учителя начальной школы.

1.3. Учебный курс «Теория и методика музыкального воспитания» в контексте развития профессионально-педагогической направленности студентов.

ГЛАВА 2. Организация опыта педагогического взаимодействия с детьми на основе музыки в процессе музыкальной подготовки студентов

2.1. Изучение опыта педагогического взаимодействия учителя и учащихся с помощью музыки в практике современного образования (контент- анализ научной периодики).

2.2. Формирование профессионально-педагогического опыта студентов в процессе освоения содержания курса «Теория и методика музыкального воспитания»

2.3. Проблема диагностики профессиональной направленности студентов педвуза: эффекты музыкальной подготовки.

2.3.1. Усвоение студентами ведущих понятий курса.

2.3.2. Деятельность студентов по проектированию различных видов педагогического взаимодействия с детьми в «пространстве» музыки как способ диагностики формирования профессиональных установок.

2.3.3. Эмоциональный опыт педагогического взаимодействия с детьми на основе музыки как фактор развития профессиональных установок студентов.

2.3.4. Личностные проблемы младших школьников как предмет педагогического анализа будущих учителей

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогическая направленность музыкальной подготовки в педвузе как фактор профессионального становления будущих учителей»

Актуальность исследования обусловлена усилением внимания общества и работников образования к проблеме подготовки педагогических кадров, в большей мере соответствующей вектору движения современности и модернизации образования в стране. Востребован учитель, мотивированно включенный в профессиональную деятельность, с широким социокультурным и педагогическим кругозором, ответственный за собственные действия, способный самостоятельно решать задачи развития учащихся, опираясь на разные способы эффективного образовательного взаимодействия с ними.

Потребность общества в квалифицированных кадрах педагогов входит в противоречие с реальной ситуацией, когда выпускники педвузов стремятся к работе не по специальности, а в других, наиболее престижных для них и высокооплачиваемых сферах. Поэтому все больше обостряется проблема развития педагогической направленности и профессиональной мотивации учителей (Е.П.Белозерцев, Е.В.Бондаревская, Е.И.Исаев, А.А.Орлов, А.И.Пискунов, В.А.Сластенин, В.И.Слободчиков, А.П.Тряпицына и др.).

Одно из решений данной проблемы - усиление профессионально-педагогической направленности каждого учебного курса, целенаправленная ориентация любой дисциплины в вузе на развитие педагогического профессионализма, компетентности будущих специалистов с учетом присущей этой учебной дисциплине своих средств и способов.

Анализ Государственного образовательного стандарта, программ учебных дисциплин, связанных с музыкальной подготовкой студентов педвузов показал, что они в основном нацелены на общее развитие будущих учителей начальной школы и в значительно меньшей степени -на их профессиональное становление. В диссертации раскрываются возможности музыкальной подготовки для профессионального становления будущих педагогов начальной школы.

Объект исследования - музыкальная подготовка будущего учителя начальной школы в педвузе.

Предмет исследования - педагогические условия организации музыкальной подготовки, ориентированной на профессиональное становление студентов как будущих учителей.

Цель исследования - определить педагогические условия, способствующие развитию профессионально-педагогической направленности студентов в процессе музыкальной подготовки в педвузе.

Гипотеза исследования: музыкальная подготовка в педвузе будет в большей степени способствовать профессионально-педагогическому становлению студентов при условии, если она позволяет будущему учителю начальной школы:

- увидеть новые смыслы как в профессиональной работе учителя, так и в жизнедеятельности в целом;

- расширить спектр форм педагогического взаимодействия учителя и ученика;

- овладеть элементарными музыкальными умениями и навыками для организации различных видов педагогического взаимодействия с детьми;

- освоить способы интеграции музыки в учебно-воспитательный процесс с целью развития и личностного роста младших школьников;

- приобрести опыт создания собственных вариантов педагогического взаимодействия на основе музыки.

Задачи исследования:

1. Проанализировать содержание современной музыкальной подготовки в педвузе.

2. Выявить педагогический потенциал музыкальной подготовки для развития ориентаций на профессию будущего педагога начальной школы.

3. Изучить опыт преподавателей музыкальных дисциплин педвузов, углубляющий профессиональную направленность музыкальной подготовки.

4. Провести контент - анализ научно-методических публикаций о способах, формах и методах организации использования музыки в школе в педагогических целях.

5. Разработать и апробировать содержание учебного курса «Теория и методика музыкального воспитания», ориентированного на развитие профессионально-педагогических установок будущих учителей начальной школы.

6. Определить эффекты музыкальной подготовки, ориентированной на развитие профессионально-педагогических установок студентов.

Теоретико-методологической базой исследования являются:

- идеи гуманизации образования и концепции их реализации в педагогической практике (И.Ю.Алексашина, Ш.А.Амонашвили,

B.В.Горшкова, Е.В.Бондаревская, В.П.Бездухов, С.Л.Братченко,

C.Г.Вершловский, В.П.Зинченко, Ю.Н.Кулюткин, К.Роджерс, В.В.Сериков, Г.С.Сухобская, И.С.Якиманская и др);

- теории деятельностного подхода и регуляции поведения личности (А.Г.Асмолов, Ю.В.Громыко, В.В.Давыдов, В.П.Зинченко, Ю.Н.Кулюткин, А.Н.Леонтьев, Д.А.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.А.Ядов и др);

- теоретико-методологические подходы к проблеме профессионального становления педагога (Е.В.Бондаревская, Н.В.Бордовская, С.Г.Вершловский, Е.И.Головаха, В.В.Горшкова, Е.Ю.Захарченко, Е.И.Исаев, Е.А.Климов, И.А.Колесникова,

B.В.Краевский, Л.Н.Лесохина, Л.М.Митина, А.К.Маркова,

C.Г.Никифоров, А.А.Орлов, Н.Ф. Радионова, Е.А.Соколовская, В.И.Слободчиков, А.П.Тряпицына, А.Ф.Фонарев, Т.В.Шадрина и др.);

- идеи диалогического взаимодействия в образовательном процессе (В.С.Библер, А.А.Бодалев, Е.В.Бондаревская, В.В.Горшкова, И.А.Зимняя, В.П.Кан - Калик, Ю.Н.Кулюткин, К.Роджерс, В.В.Сериков и др.);

- концепции проектирования педагогического процесса (Е.С.Заир-Бек, В.Н.Максимова, О.Г.Прикот, В.Е.Радионов, В.В.Сериков, Н.Н.Суртаева, И.С.Якиманская и др.);

- идеи и концепции художественного и эстетического воспитания (Б.В.Асафьев, Э.Б.Абдуллин, Е.В.Бондаревская, Н.А.Ветлугина, М.А.Верб, В.В.Горшкова, И.А.Зимняя, М.С.Каган, Д.Б.Кабалевский, И.В.Кошмина, В.В.Медушевский, Б.М.Неменский, О.П.Радынова, Т.Рокитянская, В.А.Сухомлинский, Н.А.Терентьева, Б.М.Теплов, К.Д.Ушинский, Ю.У.Фохт - Бабушкин, Л.В.Школяр, В.Н.Шацкая и др.);

- теория элементарного музицирования (К.Орф, Н.Тютюнникова, Т.Боровик и др.).

Методы исследования:

1. Методы теоретического анализа: изучение психолого-педагогической, социально-педагогической, музыкально-педагогическо й, искусствоведческой литературы по проблематике исследования.

2. Методы эмпирического исследования: контент-анализ учебно-программного материала, прессы; анкетирование, монографическое наблюдение, метод глубинного интервью, монографическое изучение опыта педагогов музыкальных дисциплин, проектирование и моделирование музыкальной подготовки будущих педагогов начальной школы.

3. Опытно-экспериментальная деятельность по реализации программы музыкальной подготовки будущих учителей начальной школы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- выявлен потенциал музыкальной подготовки в педвузе для профессионально-педагогического становления будущего учителя начальной школы, который заключается в освоении и создании студентами опыта педагогического взаимодействия в «пространстве» музыки;

- раскрыта сущность и операционализировано понятие «педагогическое взаимодействие учителя и учащихся в «пространстве» музыки», позволяющее раскрыть пути и способы реализации потенциала музыкальной подготовки в образовательном процессе педвуза;

- определены педагогические условия организации музыкальной подготовки будущих учителей начальной школы, способствующие развитию их профессионально-педагогической направленности и обогащению опыта педагогического взаимодействия на основе музыки.

Практическая значимость исследования определяется:

- раскрытием и апробацией в деятельности педвуза механизмов развития профессионально-педагогической направленности студентов в процессе музыкальной подготовки;

- разработкой и апробацией в работе со студентами и в условиях школы различных видов педагогического взаимодействия на основе музыки.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке программ по курсу «Теория и методика музыкального воспитания» в педвузах и педколледжах с целью усиления профессиональнопедагогической направленности обучения будущих педагогов начальной школы.

Достоверность результатов исследования определяется обоснованностью исходных методологических позиций; комплексным подходом к изучению предмета исследования; использованием методов, адекватных его задачам; апробацией основных положений исследования в педагогической деятельности вуза.

База исследования: Вятский Государственный Гуманитарный Университет, Кировский педколледж, педколледжи гг.Советска, Орлова (Кировская обл.).

Апробация материалов и результатов исследования осуществлялась на научно-практических конференциях: на международном российско - польском семинаре «Андрагог в открытом обществе» (СПб - Иркутск. - 2000г.); на научно-практической конференции «Проблемы вузовской и школьной педагогики» (Глазов.-2001г.); «Проблемы организации развивающей среды в постдипломном образовании» (СПб.- 2001г.); «Проблемы воспитания и социально -педагогической работы» (Глазов.- 2002г.); «Личность: образование, воспитание, развитие» (Ульяновск.- 2002г.); «Развитие творческих и коммуникативных способностей личности» (Самара.- 2002г.).

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Лучинина, Марина Ивановна

Выводы по второй главе

Использование в работе со студентами различных видов работ, предусмотренных программой курса «Теория и методика музыкального воспитания», ориентированной на развитие педагогической направленности будущих учителей (изучение опыта педагогического взаимодействия учителя и учащихся с помощью музыки через литературу - контент-анализ прессы; через проектирование различных видов взаимодействия с детьми в процессе занятий, в ходе педагогической практики), способствовало накоплению собственного опыта будущих педагогов. Путем установления связи с другим опытом собственный опыт студентов, как показала практика, обогащается как на когнитивно-эмоциональном, так и на поведенческом уровнях и приобретает личностный смысл.

Приобретаемый студентами в процессе музыкальной подготовки опыт педагогического взаимодействия с детьми в «пространстве» музыки, осмысливается будущими педагогами с помощью специального категориально-понятийного аппарата, что позволяет усилить педагогическую направленность данного опыта, а значит и музыкальной подготовки в целом.

Идея получения студентами в процессе освоения содержания конкретного курса опыта будущей профессиональной деятельности (в данном случае - опыта педагогического взаимодействия учителя и учащихся с помощью музыки) в целях усиления его педагогической направленности может быть использована и при построении содержания других дисциплин «непрофильного типа».

Исследовательская рефлексия хода и результатов проведенной работы позволяет сделать выводы, связанные с раскрытием основных условий, способствующих профессионально-педагогическому становлению студентов:

- реализация профессиональной направленности учебного курса в педвузе возможна, как показало исследование, при опоре на позиции

• общей методологии образования и профильного психолого-педагогического знания;

- эффект профессиональной направленности учебных дисциплин предопределяется усилением практической ориентацией курсов, их проекцией на развитие будущих учеников студентов педвуза;

- исследование позволило установить, что одно из ведущих условий профессионально-педагогической ориентации учебного курса разработка и активное использование специального категориально-понятийного аппарата, включающего помимо специальных понятий музыкальной подготовки и основные психолого-педагогические понятия, отбор которых связан как с общеметодологическими подходами, так и со спецификой учебного курса. Эти понятия пронизывают всю работу со студентами в процессе освоения содержания учебного курса и направляют их рефлексию при освоении его основных идей и

Ф интерпретации педагогической реальности.

Реализации профессиональной направленности музыкальной подготовки способствует освоение соответствующего педагогического опыта, в контексте данного исследования - опыта педагогического взаимодействия на основе музыки. Приобретение этого опыта в ходе профессиональной подготовки в вузе возможно при анализе и интерпретации студентами практических ситуаций на основе теоретического (специального и психолого-педагогического) знания, ситуаций, отраженных в научной и научно-практической, методической литературе, или наблюдаемых в жизни школы в процессе педпрактики. Приобретаемый в процессе обучения практический опыт профессионального использования полученного знания (в нашем исследовании - опыта педагогического взаимодействия на основе музыки) существенно расширяет диапазон возможностей профессиональной самореализации будущего учителя, а также позволяет ему использовать собственные личные склонности и способности, если они лежат в русле изучаемой дисциплины, что особенно существенно, когда речь идет о музыкальной подготовке. В этом случае повышается профессиональная и личностная самооценка, формируется индивидуальный стиль педагогической деятельности, расширяются представления о возможностях самореализации в профессии, ф открываются ее новые смыслы и смыслы жизнедеятельности.

Специальная методологическая подготовка преподавателей «непрофильных» дисциплин педвузов, ориентированная на разработку и реализацию общих принципов педагогической направленности отдельных учебных дисциплин с учетом их специфики и может стать предметом специального исследования.

Таким образом, исследование позволяет вынести на научное обсуждение следующие позиции:

1. Профессиональное становление студентов педвуза в значительной мере предопределяется общей направленностью педагогического образования в совокупности всех его компонентов (общекультурного, психолого-педагогического, предметного) на развитие их профессиональных ориентаций и педагогических установок.

2. Усиление профессионально-педагогической направленности музыкальной подготовки будущих учителей начальной школы связано с:

- педагогической интерпретацией студентами роли музыки в жизнедеятельности и в духовно-нравственном развитии человека;

- формированием у студентов установки на организацию в профессиональной деятельности педагогического взаимодействия на основе музыки с целью развития и личностного роста учащихся;

- освоением студентами опыта взаимодействия с детьми в пространстве музыки и созданием своих вариантов этого взаимодействия.

3. Содержание курса «Теория и методика музыкального воспитания», ориентированного на развитие профессионально-педагогических установок студентов, включает:

- раскрытие специфики музыки как художественного явления и ее потенциала в решении образовательных и воспитательных задач младших школьников;

- овладение студентами совокупностью психолого-педагогических знаний о восприятии музыки младшими школьниками и способах решения проблемных педагогических ситуаций с помощью включения музыки в образовательный процесс;

- освоением студентами конкретных исполнительских музыкальных умений (слушания музыки, пения, ритмического движения, игры на простейших музыкальных инструментах - металлофоне, ксилофоне, маракасах, румбе, и др. и фортепиано);

- развитие опыта педагогического взаимодействия с помощью музыки (организация разных видов деятельности на фоне музыки, целенаправленное совместное слушание музыки, музыкально-художественная деятельность).

4. Профессионально-педагогическая направленность музыкальной подготовки реализуется в структуре его понятийно-категориального аппарата и в специальной организации опыта педагогического взаимодействия на основе музыки.

Системообразующим формирования содержания курса выступает понятие «педагогическое взаимодействие на основе музыки», под которым понимается взаимодействие учителя и учащихся с помощью музыки, направленное на решение образовательных задач (нравственно-эстетического и интеллектуального развития, самоутверждения, творческого самовыражения младших школьников).

Понятийно-категориальный аппарат курса соотнесен с социальными, педагогическими и психологическими проблемами развития младшего школьника и особенностями восприятия ими музыки и представлен:

- социально-нравственными категориями («гуманизация образования», «развития личности», «взаимодействие», диалог», «нравственная отзывчивость» и др.);

- музыкально-художественными категориями и понятиями, раскрывающими особенности восприятия музыки («музыкальный образ», «музыкальный стиль», «средства музыкальной выразительности», «музыкальное восприятие», «эмоционально-нравственная отзывчивость», «индивидуальное музыкальное развитие личности», «культура восприятия» и др.);

- психолого-педагогические понятия («эмпатия», «самореализация», «коррекция эмоциально-волевой сферы» и др.).

Организация опыта использования средств музыки в педагогическом взаимодействии осуществляется через:

- знакомство в процессе исследовательской деятельности (контент-анализ научно-методической прессы, анализ деятельности учителей) и в период педагогической практики с опытом данного взаимодействия;

- коллективное и индивидуальное проектирование различных видов педагогического взаимодействия в пространстве музыки в педагогических целях;

- организацию взаимодействия с учащимися в пространстве музыки в ходе педагогической практики.

Научная новизна данных позиций и выводов связана, на наш взгляд, х с тем, что:

- выявлен потенциал музыкальной подготовки в педвузе для профессионально-педагогического становления будущего учителя начальной школы, который заключается в освоении и создании студентами опыта педагогического взаимодействия в «пространстве» музыки;

- раскрыта сущность и операционализировано понятие «педагогическое взаимодействие учителя и учащихся на основе музыки», позволяющее раскрыть пути и способы реализации исследования этого потенциала в образовательном процессе педвуза;

- определены педагогические условия организации музыкальной подготовки будущих учителей начальной школы, способствующие развитию их профессионально-педагогической направленности и обогащению опыта педагогического взаимодействия на основе музыки.

Их практическое значение определяется раскрытием и апробацией в деятельности педвуза механизмов развития профессионально-педагогической направленности студентов в процессе музыкальной подготовки.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Лучинина, Марина Ивановна, 2003 год

1.Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М.: Просвещение, 1984. -141 с.

2. Абдуллина О.А. Роль искусства и музыки в нравственно-эстетическом развитии личности //Сб. науч. тр. Музыкальное образование: проблемы, национально-региональный подход, педагогические технологии. Саранск, 1998. - С. 19-24.

3. Абрамян Г.В. Теоретические основы профессионального становления педагога в информационной среде. Диссертация на соискание.доктора пед. наук. СПб., 1997. - 163 с.

4. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-336 с.

5. Акопов Г.В. Социальная психология образования. М., 2000. - 292 с.

6. Александрова В.Г. Педагогический процесс на пути к жизнетворчеству // Магистр, 2000. №6.- С. 1-8.

7. Алексашина И.Ю. Решение педагогических задач как средство формирования умственной самостоятельности студентов педвузов: Автореф. дисс. канд. пед. наук: Л., 1983. - 18 с.

8. Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования. Монография. СПб., 1997. - 153 с.

9. Алиев Ю.Б. Эмоционально-ценностная деятельность школьников как дидактическая основа их приобщения к искусству // Современные проблемы образования: Сборник. Тула, 1997.

10. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995.-496 с.

11. П.Андрагог в открытом обществе // Под ред. Е.А.Соколовской, Т.В.Шадриной. СПб. - Иркутск - Полоцк, 2000. - 275 с.

12. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1997. - 324 с.

13. Андреева Ж.О., Ермолаева М.Г. Педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления студента педколледжа. -СПб, 2001.- 152 с.

14. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. -М.: Музыка, 1973. 151 с.

15. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979.

16. Бабанский Ю.К. Педагогическая наука и творчество учителя // Советская педагогика. 1989. - №8. - С. 89-94.

17. Батракова С.Н. Педагогическое общение как диалог в культуре // Педагогика. 2002. - №4. - С. 27-33.

18. Бахтин М.М, Эстетика словесного творчества. М., 1979. - 309 с.

19. Бездухов В.П., Кулюткин Ю.Н. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара, СамГПУ.-2002.-400 с.

20. Белобородова В.К. Развитие эмоций младших школьников средствами музыки // Советская педагогика. 1985. - №6. - С. 29-32.

21. Бережнова Е.В. Формирование методологической культуры учителя // Педагогика. 1996. - №4. - С. 14-18.

22. Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание. - М., 1986. - 420 с.

23. Библер B.C. Диалог культур и школа 21 века. Кемерово. - 1993.

24. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. 320 с.

25. Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. труды. М., 1983. - 271 с.

26. Бодина Е.А. Воздействие музыки на воспитание личности // Педагогика. 1992. -№5-6. - С. 32-37.

27. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968.-464 с.

28. Болотов В.А, Исаев Е.И., Слободчиков В.И., Шайденко Н.А. Проектирование профессионального педагогического образования // Педагогика. 1997. - №4. - С. 66 - 72.

29. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. 1999. - №3. - С. 37 - 43.

30. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. - №1. - С. 17-24.

31. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика / Учебное пособие. М., 1999. - 558 с.

32. Бордовский В.А. Инновационные процессы в современной системе высшего педагогического образования, СПб., 1998. 127 с.

33. Борисенков В.П., Фохт-Бабушкин Ю.У. Острова надежды // Педагогика. 1999. - №5. - С. 67-72.

34. Боровик Т. Осенняя гамма // Искусство в школе. 2001. - №1. - С. 46 - 54.

35. Браже Т.Г. Развитие творческого потенциала учителя // Советская педагогика. 1989. - №8. - С. 89-94.

36. Братченко С.А. Введение в гуманитарную экспертизу образования. -М, 1999.-127с.

37. Братченко С.А. Эмоциональные аспекты диалога // Человек в мире диалога. СПб., 1993.

38. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль. - 1978. -167 с.

39. Буренина А.И. Музыкальное движение как феномен общечеловеческой культуры и универсальная форма развития // Музыкальное движение: вчера, сегодня, завтра. Тезисы докладов научно-практической конференции. СПб. - 1998. - С. 5-26.

40. Бурмистрова Е.В. Танец и музыка: нераскрытые возможности // Прикладная психология и психоанализ. 1998. - №1. - С. 65-72.

41. Бурно Е.М. Терапия творческим самовыражением. М., 1989. -303 с.

42. Вайнер М.Э. Учителю об эмоциональном развитии младшего школьника // Начальная школа. 1997. - №3, С. 21-24.

43. Ващекин Н.П., Урсул А.Д. Ориентиры опережающего образования // СОЦИС. №5. - С. 90-97.

44. Вендрова Т. Пластическое интонирование музыки в методике Вероники Коэн // Искусство в школе. 1997. - №1-2. - С. 64 - 67.

45. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. М., 1991. - 258 с.

46. Вербицкий А.А., Сахарова Н. Психологические особенности включения взрослых в образовательную деятельность // Новые знания. -1999.-№2.-С. 23-26.

47. Вершловский С.Г. Социально-педагогические проблемы профессионального становления учителя // Особенности социально-профессиональной позиции молодых учителей. JT., 1981.

48. Вершловский С.Г. Учитель крупным планом. Социально-педагогические проблемы учительской деятельности. СПб.:ГУПМ, 1994. -133 с.

49. Вершловский С.Г., Лесохина Л.Н. Профессиональная деятельность молодого учителя. М.: Педагогика, 1982. — 144 с.

50. Ветлугина Н.А. Общие проблемы эстетического воспитания и развития // Основы дошкольной педагогики. Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. М., 1980.

51. Воспитание музыкой // Сост.Т.А.Вендрова, И.В.Пигарева. М.: Просвещение, 1991. -205 с.

52. Выговский Л.А. Социально-педагогическая деятельность ИПКРО как фактор развития образования в регионе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб., 2000. - 22 с.

53. Выготский JI.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М., 1991.-93 с.

54. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987. - 345 с.

55. Вюнш В.М. Формирование человека посредством музыки. М., 1998.- 160 с.

56. Глазырина Е.Ю. Ребенок и музыка: опыт диалога. Екатеринбург, 1996.-204 с.

57. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М., 1965. - 260 с.

58. Горшкова В.В. Педагогика диалога. Инновационные образовательные технологии. Комсомольск-на-Амуре, 1997. - 125 с.

59. Горюнова Л.В. О проекте новой программы для педагогических училищ // Музыка в школе. 1989 . - №3 - с. 24-28.

60. Горюнова Л.В. Развитие ребенка как его жизнетворчество // Искусство в школе. 1994. - №2. - С. 31.

61. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 2002. - 33 с.

62. Гульянц Е.И. Детям о музыке. М.: Аквариум, 1996. - 388 с.

63. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. -239 с.

64. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Культура, образование, мышление // Перспективы. 1992. -№1-2. - С. 7-16.

65. Данильчук В.И., Сериков В.В. Повышение профессиональной направленности преподавания специальных дисциплин в педагогическом вузе / Учебное пособие. М.: МГПИ, 1987. - 103 с.

66. Даринский А.В. Взаимосвязь курсов педагогики и предметных методик в педвузах // Педагогика. 2001. - №8. - С. 17-20.

67. Диментман Б. Лоулелл Мейсон и начало музыкального обучения в общеобразовательных школах США // Искусство в школе. 1996. - №3. -С. 24-25.

68. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М., 1999.

69. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение. - 1989. - 207 с.

70. Долженко О. Несколько слов о музыке и не только о ней // Alma mater. 1999. -№11. - С. 42-46.

71. Евдокимова М.В. Развитие педагогической культуры студентов педколледжа в процессе обучения музыкальным дисциплинам. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Великий Новгород, 1999. - 21 с.

72. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., 1989. - 189 с.

73. Ермолаева М.Г. Становление субъекта профессиональной педагогической деятельности в педагогическом колледже. СПб. - 1998. -18с.

74. Ефремова Л.И., Соловьев А.А. Эстетическая среда как фактор развития личности // Начальная школа. 1999. - №11. - С. 18-20.

75. Журавская Т.В. Музыкальное воспитание как средство формирования творческой личности. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1994.- 18 с.

76. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. - 159 с.

77. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. СПб., 1995.-234 с.

78. Захарченко Е.Ю. Педагогическая культура и культурно-образовательная ситуация // Педагогика. 1999. - №3. - С. 69 - 73.

79. Зацепина Н. Искусство на занятиях с будущими учителями начальных классов // Искусство в школе. 1995. - №3. - С. 48 - 52.

80. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика. -1997.-№5.-С. 3-17.

81. Зинченко В.П. Принципы психологической педагогики // Педагогика. 2001. - №6. - С. 9-17.

82. Иванищев Н.П. Развитие личности будущего учителя // Специалист. 2000. - №10. - С. 34-35.

83. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А.Апраксина. М., 1990. - 207 с.

84. Исаев Е.И., Косарецкий С.Г., Слободчиков В.И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога // Вопросы психологии. 2000. -№3. - С. 57-66.

85. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1984. 206 с.

86. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. М., 1989. -187 с.

87. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления / Избр. ст. и доклады. М.: Педагогика, 1986. - 192 с.

88. Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. -М, 1989.-315 с.

89. Каган М.С. Музыка в мире искусств. СПб., 1996. - 232 с.

90. Каган М.С. О месте искусства в жизни школы // Искусство в школе.- 1992.-№1.-С. 11-19.

91. Каган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Музыка в школе. 1987. - №4. - С. 31 - 33.

92. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. - 328 с.

93. Кадобнова И., Критская Е. Музыка в движении // Музыка в школе. 1984. - №2.- С. 17-19.

94. Казанцева Т.А., Олейник Ю.Н. Взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов-психологов // Психологический журнал. 2002. - №6. - С. 51-60.

95. Каневский В. Звуки скажут больше чем слова // Искусство в школе. 1997. - №1. - С. 43 - 46.

96. Каргапольцев С.М. Музыка и нравственное воспитание школьников // Советская педагогика. 1990. - №12. - С. 52-56.

97. Каргапольцев С.М. Музыка и развитие эмоционально-нравственной отзывчивости младшего школьника. М., 1994.

98. Кириллова Г., Яковлева Е. Синтез искусств как основа содержания предметов эстетического цикла// Искусство в школе. 1997. -№5.-С. 44-46.

99. Киященко Н.И. Цели, задачи и принципы эстетического воспитания // Эстетическое воспитание: теория и практика. М., 1990.

100. Кларин М.В. Метафоры и ценностные ориентации педагогического сознания // Педагогика. 1998. - №1. - С. 34 -40.

101. Климов Е.А. Как выбрать профессию. М., 1990. - 160 с.

102. Ковалев В. Ассоциативные игры на уроке музыки // Искусство в школе. 2001. -№1. - С. 17-21.

103. Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. СПб., 1999. - 242 с.

104. Колесникова Л.И. Совместное проектирование как фактор развития профессиональной компетентности преподавателей педколледжа. Автореф. дисс.канд. пед. наук. Иркутск, 2002. - 21 с.

105. Колпачников В.В. Человеко-центрированный подход в практике психологического консультирования персонала организации // Вопросы психологии. 2000. - №3. - С. 49-56.

106. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.,1 984. - 335 с.

107. Коновалова Л.В. Профессиональное становление молодых учителей в условиях многонационального региона. Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб., 1997. - 17 с.

108. Корнетов Г.Б. Феномен образования // Магистр. 2001. - №1. -С. 19-32.

109. Коссов Б.Б. Закономерности развития личности // Психологическая наука и образование. 2001. - №1. - С. 5-20.

110. Кочеков В.Ф. Формирование музыкально-педагогических умений у будущих учителей начальных классов в педвузе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Курган, 1995. - 23 с.

111. Кошмина И.В. Межпредметные связи в начальной школе. М., 1999.

112. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. 2003. - №2. - С. 3-11.

113. Красный Ю. Арт всегда терапия // Искусство в школе. - 2000. -№6. - С. 55-58.

114. Кремлев Ю.А. О месте музыки среди искусств. М., 1966. - 64 с.

115. Крепица А.В., Шевченко Ю.С. Принципы арттерапии и артпедагогики в работе с детьми и подростками. Балашов, 1998. - 56 с.

116. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967. -183 с.

117. Кулюткин Ю.Н. Проблема гуманизации. Новое осмысление старых проблем. Тезаурус. СПб., 1997. - 52 с.

118. Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб., 2002. - 48 с.

119. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М., 1989.-128 с.

120. Лазарев B.C. Проблемы понимания психического развития в культурно-исторической теории деятельности // Вопросы психологии. -1999. -№3. С. 18-27.

121. Лазарев B.C., Коноплина Н.В. Деятельностный подход к формированию содержания педагогического образования // Педагогика.2000.-№3.- С. 27-34.

122. Лебедева Г.А. Технология обучения педагогическому проектированию // Педагогика. 2002. - №1. - С. 68-75.

123. Лебедева Л.Д. Арт-терапия в педагогике // Педагогика. 2000. -№9.-С. 27-34.

124. Лебедева Л.Д. Педагогические основы арт-терапии в образовании учителя. Ульяновск, 2001.

125. Леквеишвили Г.Г. Роль музыкального воспитания в процессе становления личности. Тбилиси, 1987. - 166 с.

126. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1996. - 96 с.

127. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. -304 с.

128. Лесохина Л.Н. К обществу образованных людей // Теория и практика образования взрослых. СПб., 1998. - 273 с.

129. Лесохина Л.Н. Ориентация на воспитательную деятельность и профессиональная позиция молодого учителя // Особенности социально-профессиональной позиции молодых учителей. Л., 1981. - С. 23-41.

130. Личность. Ценности. Изменяющийся мир. /Под ред. Ю.Н.Кулюткина. СПб.: ИОВ РАО, 1998. - 75 с.

131. Логинов В.М. Социально-профессиональное становление молодежи в образовательном комплексе малого города Автореф. дисс. док. пед. наук. Казань, 2000.

132. Лосев А.Ф. Античная музыкальная эстетика. М.: Музгиз, 1960. - 304 с.

133. Лосев А.Ф. История античной эстетики. М.: Высшая школа, -1963.-582 с.

134. Лубенко В.В. Единство художественного воспитания и обучения в образовательном процессе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1994. -24 с.

135. Лукина А.К. Проектирование пространства развития подростка в современных условиях // Педагогика. 2002. - №1. - С. 23-27.

136. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя // Педагогика. 2001. - №10. - С. 56-61.

137. Лысенко В.Г. Формирование музыкально-просветительских умений учителя начальных классов. Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1989.-19 с.

138. Мазель Л.А. О природе и средствах музыки. М., 1991. - 79 с.

139. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы // Педагогика. -1999.-№4.-С. 3-10.

140. Макареня А.А. Методологические основы создания культуротворческой среды подготовки учителей Автореф. дисс. докт. пед. наук. -М., 1998.

141. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 308 с.

142. Матонис В. Музыкально-эстетическое воспитание личности. -Л.: Музыка, 1988. 85 с.

143. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976. - 254 с.

144. Методологическая культура педагога музыканта /Учебное пособие под ред. Абдуллина Э.Б. - М, 2002.

145. Методы изучения профессиональной направленности личности учителя /Под ред. Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской. Л., 1980.

146. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994. -216 с.

147. Моделирование педагогических ситуаций /Под ред. Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобскойй. М.: Педагогика, 1981. - 120 с.

148. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблемы периодизации развития личности в психологии. М.: МГУ, 1981. - 81 с.

149. Музыкальное образование в школе / Учебное пособие под ред. JI.В.Школяр. М.: Академия, 2001. - 232 с.

150. Муцмахер М. Развитие свойств личности учащихся педучилищ при обучении музыке. М.:МГПИ, 1987. - 36 с.

151. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской. М.: Педагогика, 1989.-104 с.

152. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. -254 с.

153. Неменский Б.М. Искусство как опыт человеческих отношений //Искусство в школе.-1991.-№3.-С.14.

154. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. М.,1987. - 253 с.

155. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. 1998. - №3. - С. 3-11.

156. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб., 2000. - 224 с.

157. Никитина Н.Н. Развитие ценностного сознания учителя // Педагогика. 2000. - №6. - С. 65-70.

158. Новикова В.И. Воспитание доброты как существенного качества личности младшего школьника. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1994.-17 с.

159. Новикова Л.И. Педагогические идеи И.А.Ильина // Педагогика. -2001.-№10.-С. 62-68.

160. Новикова Jl.П. Формирование мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ярославль, 1997. - 22 с.

161. Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики. СПб., 2000. - 199 с.

162. Образование взрослых: опыт и проблемы / Под ред. С.Г.Вершловского. СПб., 2002. - 167 с.

163. Огарева Е. Искусство в Московской вальдорфской школе // Искусство в школе. 1996. - №3. - С. 5-14.

164. Орлов А.А. Педагогическое образование: поиск путей повышения качества // Педагогика. 2002. - № 10. - С. 57-64.

165. Орлов А.А. Современный учитель: социальный престиж и профессиональный статус // Педагогика. 1999. - №7. - С. 60-68.

166. Осеннева М.С., Безбородова Л.П. Методика музыкального воспитания младших школьников. М.: Академия, 2001. - 369 с.

167. Осницкий А.К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся // Вопросы психологии. 1992. - №1-2. - С. 52-60.

168. Пауэр Ф., Хиггенс Э., Кольберг Л. Подход Лоуренса Кольберга к нравственному воспитанию. М., 1992.

169. Перламутрова Е. Песенная терапия при работе с детьми // Искусство в школе. 1997. - №1. - С. 37-40.

170. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997. - 384 с.

171. Пискунов А.И. Педагогическое образование: концепция, содержание, структура // Педагогика. 2001. - №3. - С. 41-46.

172. Профессиональная подготовка учителя в системе высшего образования. // Сб. науч. тр. под ред. Сластенина В.А. М., 1982.

173. Пучкова Г.В. Влияние самосознания на процесс профессионального становления личности учителя. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Самара. - 2000.- 21с.

174. Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. -СПб.: ГПУ, 1996.-127 с.

175. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. Пособие для студентов педвузов. М.: Просвещение, 1994. -223 с.

176. Райков B.JI. Искусство и сознание. М., 2000. - 239 с.

177. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. -М., 1994.-480 с.

178. Рокитянская Т. Каждый ребенок музыкант //Искусство в школе. - 1999. - №5. - С. 6-10.

179. Рубинштейн C.JI. Общие основы психологии. М., 1949. - 704 с.

180. Рытов Д. Музыкальное воспитание детей на традициях народной инструментальной культуры //Искусство в школе. -1998. №1. - С. 73 - 76.

181. Рытов Д. Увидеть в ребенке творца // Искусство в школе. 2000. - №4. - С. 43-49.

182. Савотина Н.А. Проблемы формирования будущего специалиста // Педагогика. 1997. - №1. - С. 58-61.

183. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А.Ядова. Л., 1979. - 264 с.

184. Семин Ю.Н. Интеграция содержания профессионального образования //Педагогика. 2001. - №3 - С. 20-25.

185. Сенько Ю.В. Гуманистическое определение стиля нового педагогического мышления //Педагогика. 1999. - №6. - С. 44 - 50.

186. Сериков В.В. Образование и личность. М.: Логос, 1999. - 271 с.

187. Сиземская И.Н. Мировоззрение как ценность образования: С.И.Ильин, В.В.Зеньковский, С.И.Гессен // Педагогика. 2001. - №1. - С. 63-67.

188. Система К.Орфа за и против // Искусство в школе. - 2000. - №4. -С. 58-65.

189. Сластенин В.А. и др. Педагогика. М.: Просвещение., 1997. -482 с.

190. Сластенин В.А. Профессионализм педагога: акмеологический аспект // Педагогическое образование и наука. 2000. - №4,- С. 17-22.

191. Сластенин В.А., Тамарин В.Э. Методологическая культура учителя // Советская педагогика. 1990. - №7. - С. 82-88.

192. Слободчиков В.И. Новое образование как путь к новому обществу // Новые ценности образования, образование и общество. М., 1996.-Вып. 5.,С. 24-29.

193. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. -М., 2000.-416 с.

194. Слободчиков В.И., Исаев Н.А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога // Вопросы психологии. 1996. - №4. - С. 72-80.

195. Соколовская Е.А. Я учитель (опыт профессиональной рефлексии). - СПб.: ИОВ РАО. - 1999. - 86 с.

196. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. J1., 1975. - 64 с.

197. Спутник учителя музыки /Сост. Т.В.Челышева. М.: Просвещение, 1993. -240 с.

198. Стоковский JI. Музыка для всех нас. М.: Советский композитор, 1963. - 216 с.

199. Суртаева Н.Н. Проектирование педагогических технологий в профессиональной подготовке учителя. Автореф. дисс. докт. пед. наук.-М., 1995.-40 с.

200. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. -Минск. 1978.-288 с.

201. Тангян С.А. Высшее образование в перспективе 21 столетия // Педагогика. 2000. - №2. -С. 3-11.

202. Тангян С.А. Культура и педагогика мира // Педагогика. 1997. -№6. - С. 3-14.

203. Тарасов Г.С. Музыкальное воспитание и развитие личности // Вопросы психологии. 1990. - №4. - С. 14-34.

204. Тельчарова Р.А. Музыка и культура. М., 1986. - 64 с.

205. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. /Избр. тр. в 2-х т. М.: Педагогика, 1985. - Т.1. - 329 с.

206. Терентьева Н.А. Музыкальная педагогика и образование. СПб., 1997.-226 с.

207. Тонконогая Е.П. Дидактические особенности урока в вечерней школе. М., 1984.

208. Тумусов Ф.С. Семья и постиндустриальная цивилизация // Вопросы философии. 2001. - №12. - С. 153-164.

209. Тютюнникова Т. К.Орф в начальной школе // Искусство в школе. 1999. - №6. - С. 10-16.

210. Тютюнникова Т. Музыкальные инструменты К.Орфа. II Дошкольное воспитание. 1998. - №2. - С. 141-143.

211. Уколов В., Рыбакина Е. Музыка в потоке времени. М.: Молодая гвардия, 1988. - 317 с.

212. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. -Т.2. / Под ред. А.И.Пискунова. М.: Педагогика, 1974. - 439 с.

213. Фокина C.JI. Музыка в художественном творчестве детей // начальная школа. 1992. - №3. - С. 47-48.

214. Фонарев А.Р. Психология личностного становления профессионала. М., 1998. - 347 с.

215. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека. М., 1982.

216. Халфин Ю.А. Воспитание гармонией. М.: Знание. - 178. - 95 с.

217. Хиггинс Э. Шесть ступеней Л.Кольберга //Народное образование. 1993. - №1. - С. 80-87.

218. Холодная М.А., Гельфман Э.Г. Интеллектуальное воспитание личности // Педагогика. 1998. - № 2. - С. 54-60.

219. Цуккерман В.А. Музыкальные жанры и основные музыкальные формы. -М., 1964. -159 с.

220. Чечель И. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. 1998. - №3.

221. Чистякова Л.А. Педагогические условия развития профессионального мышления учителя в процессе повышения квалификации. Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб., 2000. - 21 с.

222. Шадриков В.А. Деятельность и способности. М., 1994. - 320 с.

223. Шадрина Т.В. Мотивы педагогической деятельности в процессе формирования позиции молодого учителя // Особенности социально-профессиональной позиции молодых учителей. Л., 1982. - с. 41.

224. Шадрина Т.В. Учебный опыт и формирование жизненной позиции личности // Социально-педагогические проблемы общего образования взрослых. М., 1983. - с. 30-35.

225. Шевченко Ю.С., Крепица А.В. Принципы арттерапии и артпедагогики в работе с детьми и подростками. Балашов, 1998. - 56 с.

226. Шиянов Е.Н. Гуманизация профессионального становления педагога // Педагогика. 1991. - №9. - С. 80-84.

227. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. М., 1999.-288 с.

228. Школа диалога культур. Основы программы. // Под общей ред. В.С.Библер. Кемерово, 1992. - 96 с.

229. Школяр Л.В. Идеи развивающего образования в музыкальной педагогике школы // Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д. и др. Теория и методика музыкального образования детей. М., 1998.

230. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. -414 с.

231. Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности учителя. М., 1967. - 206 с.

232. Элементарное музыкальное воспитание по системе К.Орфа / Ред.-сост. Л.А.Баренбойм. М.: Советский композитор, 1978. - 367 с.

233. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.Воронеж, 1997.-416 с.

234. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999. - 359 с.

235. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству /Азбука музыкально-творческого саморазвития. М., 1994. - 105 с.

236. Юдина Е.И. Учитель начальных классов и музыкальное воспитание // Музыка в школе. 1989. - №3. - С. 31-34.

237. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. М.: Наука, 1975. - 105 с.

238. Ядов В.А. Стратегия социального исследования. М., 1998. -595 с.

239. Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников //Вопросы психологии. 1994. - №2. -С. 64 - 76.

240. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. //Спутник учителя музыки. Сост. Т.В.Челышева. М.: Просвещение, 1993. -221-234.

241. Список произведений, используемых для расширения музыкальнослухового опыта студентов.1. И.Бах.

242. Брандербургские концерты»;1. Токката и фуга ре-минор»;

243. Шутка» из оркестровой сюиты си-минор.2. А.Вивальди.1. Времена года» (концерты).3. Л.Бетховен.

244. Соната № 14 до-минор («Лунная»); Патетическая соната; Симфония № 5; «Элизе».4. В.Моцарт.

245. Маленькая ночная серенада»; Симфония № 40 си-минор; Фантазия ре-минор; «Реквием», месса №19; «Рондо в турецком стиле».5. Н.Паганини.1. Каприччио ля-минор».6. Э.Григ.1. Сюита «Пер Гюнт».7. Б.К.Сен-Санс.1. Карнавал животных».8. Ж.Бизе.

246. Марш Тореодора» из оперы «Кармен».9. И.Штраус.

247. Вальс из оперетты «Цыганский барон»; Вальс «Голубой Дунай».10. Ф.Шопен.

248. Прелюдии. Вальсы. Ноктюрны.11. К.Дебюсси.

249. Прелюдия «Девушка с волосами цвета льна».

250. М.Равель. «Болеро»; «Павана».13. М.Глинка.

251. Марш Черномора» (опера «Руслан и Людмила);1. Арагонская хота»;1. Романсы;1. Ноктюрн «Разлука».14. А.Бородин.

252. Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь».15. А.Лядов. «Баба Яга».

253. М.Мусогский. «Картинки с выставки»;

254. Рассвет на Москва-реке» (опера «Хованщина»).17. Н.Римский-Корсаков.

255. Полет шмеля» (опера «Сказка о царе Салтане»), «Океан море синее».18. П.Чайковский.

256. Цикл «Времена года»; «Детский альбом»;

257. Вальс цветов» из балета «Спящая красавица»; «Марш»;

258. Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик»; Адажио из балета «Лебединое озеро». . 19. С.Рахманинов9

259. Сирень», «Полька», Прелюдии,

260. Концерт для фортепиано с оркестром № 2.20. С.Прокофьев

261. Танец Феи Осени» из балета «Золушка»; ф Кантата «Александр Невский»;1. Монтекки и Капулетти».

262. Д Шостакович Седьмая симфония, «Вальс-шутка», «Шарманка»,

263. Романс» (музыка к кинофильму «Овод»).22. Г.Свиридов

264. Иллюстрации к повести А.Пушкина «Метель» («Тройка», «Вальс», «Романс», «Весна и осень», «Пастораль»).

265. Методика «Понятийный словарь»:освоение студентами понятий и категорий курса «Теория и методика музыкального воспитания»

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.