Формирование мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Новикова, Любовь Павловна

  • Новикова, Любовь Павловна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1997, Ярославль
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 173
Новикова, Любовь Павловна. Формирование мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Ярославль. 1997. 173 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Новикова, Любовь Павловна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВОВ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

§ 1. Проблема мотивов деятельности.

§ 2. Особенности мотивов музыкаяьно-педагогической деятельности

§ 3. Сущность и структура формирования мотивов музыкально- педагогической деятельности студентов

ГЛАВА II ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВОВ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

§ 1. Содержание и организация опытноэкспериментальной работы.

§ 2. Методика изучения эффективности формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности студентов.

§ 3. Результаты опытно-экспериментальной работы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов»

Актуальность исследования. Процессы демократизации, затронувшие одну из ведущих сфер духовного и социального производства - педагогическое профессиональное образование, ориентируют современное общество на гуманизацию обучения и воспитания личности. Важнейшим направлением современной педагогической науки является поиск условий, обеспечивающих профессиональное становление личности учителя, призванного выступить носителем гуманистических ценностей, общей и профессиональной культуры. Это положение приобретает особое значение для учителя начальных классов, сфера деятельности которого включает эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства, в том числе музыки. От того, насколько в эстетическом, музыкальном плане сформирована личность учителя, во многом зависит развитие школьника не только в начальной школе, но и в дальнейшем. На это указывают многочисленные исследования, проведенные по проблемам музыкально-эстетического воспитания детей и подготовки студентов к этой работе ( Ю.Б.Алиев, Л.Г.Арчажни-кова, Н.А.Афонина, В.К.Белобородова, Н.А.Ветлугина, Л.Г.Горю-нова, Н.Л.Гродзенская, О.А.Кузнецова, Т.С.Левшенко, Т.Н.Овчинникова, А.И.Попелюхина, О.Н.Соловьева, Г.М.Цыпин, Т.В.Челышева и др).

Рассматривая музыкальную культуру личности как подсистему по отношению к художественной и эстетической культуре, философия, музыкальная педагогика и психология утверждают, что ключом ее формирования выступают музыкальное сознание и музыкальная деятельность личности, а тезис А.Н.Леонтьева о том, что формирование личности человека находит свое психологическое выражение в развитии ее мотивационной сферы, существенно уточняет, конкретизирует ее как проблему формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности.

Проблема формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов обусловлена рядом противоречий:

- между имеющимися в обществе высокохудожественными ценностями музыкальной культуры и уровнем музыкальных интересов студентов;

- ыещу возможностью систематического художественно-творческого влияния учителя на личность младших школьников и нежеланием, низкой готовностью педагогов к проведению внеклассной музыкально-эстетической работы с детьми;

- между потребностью студентов в творческой самореализации и ограниченными возможностями, которые существуют в условиях учебного процесса.

Анализ ныне действующего учебного плана, программы "Методика музыкального воспитания с основами теории музыки" на педагогических факультетах педвузов и педколледжей показывает, что в них недостаточно четко выделена задача формирования потребностей и мотивов музыкально-педагогической деятельности студентов. В ходе исследования установлено, что будущие учителя не всегда ясно осознают значимость музыкально-педагогической деятельности. Это затрудняет формирование у них представлений о ее содержании и способах развития собственной активности в учебной и дальнейшей практической работе с младшими школьниками. Изучение музыкальных дисциплин слабо перестраивает сферу духовных потребностей студентов, а знания по методике музыкального воспитания не дают четкого представления о том, как побуждать и увеличивать субъектность ученика. По данным исследования, 83% выпускников педагогических факультетов не проявляют интереса к музыкально-педагогической деятельности и определяют при этом уровень своей музыкальной культуры как средний или низкий. Отсюда, наряду с задачей овладения знаниями, умениями и навыками музыкально-педагогической деятельности одной из главных задач в учебно-воспитательном процессе педвуза, педколледжа выступает формирование мотивов этой деятельности у студентов. Все это обусловило проблему исследования: какие педагогические условия определяют эффективность формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов?

В педагогической науке данная проблема специально не рассматривалась, хотя имеется ряд работ, затрагивающих ее отдельные аспекты: определены пути формирования профессиональной готовности будущего учителя начальных классов к эстетическому воспитанию младших школьников (М.И.Волошкина, Н.М.Конышева, Т.Д.Суслова, Н.И.Фатеева и др.); охарактеризованы воспитательные возможности формирования таких качеств личности будущего учителя, как творческая направленность (Е.И.Юдина), интерес к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников (В.Т.Сергеев), музыкально-певческая культура (Т.В.Рязанова); выявлена специфика эстетического развития будущего учителя начальных классов средствами музыки (И.В.Арановская).

Наиболее разработанной является проблема формирования мотивов музыкальной деятельности школьников, есть попытки и комплексного подхода к ее решению ( П.В.Анисимов, Н.Н.Гришано-вич, З.П.Морозова, А.И.Паламарчук, Ю.Ф.Яковенко и др.).

Разработанность некоторых содержательных сторон развития мотивов музыкальной деятельности личности позволила рассмотреть проблему формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов с учетом новых подходов к ее решению.

Цель исследования: выявить комплекс педагогических условий формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов и определить средства, обеспечивающие реализацию этих условий.

Объект исследования: формирование мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов.

Предмет исследования: педагогические условия формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности студентов.

Гипотеза исследования. Формирование мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов может быть эффективным, если:

- учебная музыкальная деятельность будет организована как совместная творческая деятельность преподавателя и студентов, в ходе которой учитываются и реализуются музыкальные интересы каждой личности;

- в основе музыкальной деятельности лежит целеполагающая активность студентов, которая предполагает образование, осознание целей своей деятельности;

- содержание занятий предусматривает расширение сферы художественного общения и включает жанры классической, народной, современной музыки;

- обеспечивается свободный выбор студентами содержания и форм музыкальной активности на основе развития имеющихся потребностей, способностей к музыкальной деятельности.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать особенности формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов.

2. Разработать критерии и показатели сформированности мотивов музыкально-педагогической деятельности студентов.

3. Теоретически обосновать и в процессе опытно-экспериментальной работы проверить педагогические условия формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов.

4. Определить комплекс педагогических средств, обеспечивающих реализацию условий формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности студентов.

Методологической основой исследования является деятель-ностный подход, согласно которому человеческая психика, ее потребностно-мотивационная сфера не только проявляются, но и формируются в деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.).

Исходные теоретические позиции базируются на:

- психологических исследованиях проблемы мотивации деятельности ( В.К.Вилюнас, О.С.Гребенюк, А.В.Карпов, В.В.Давыдов, Ю.Н.Кулюткин, Б.Ф.Ломов, А.К.Маркова, М.В.Матюхина, А.Маслоу, П.В.Симонов, В.Д.Шадриков, Д.Б.Эльконин и др.);

- теории целеобразования и целеполагания в педагогическом процессе (О.К.Тихомиров, Р.Р.Бибрих и др.);

- концепции социального взаимодействия, позволяющей рассматривать учебную музыкальную деятельность как социальное художественное взаимодействие преподавателя и студентов (Л.В.Байбородова, А.А.Бодалев, Б.З.Вульфов, Н.Ф.Радионова,

П.А.Сорокин и др.);

- теории музыкального восприятия (Б.В.Асафьев, Д.Б.Кабалевский, А.Ф.Лосев, В.В.Медушевский, А.Г.Костюк, Г.С.Тарасов, Б.М.Теплов и др.);

- системном подходе к художественной деятельности, выделяющем в ней такие виды, как познавательная, творческая, коммуникативная, ценностная (Т.С.Злотникова, М. С.Каган, А.Н.Со-хор, Л.Н.Столович, Ю.У.Фохт-Бабушкин);

- теории эстетического воспитания ( Ю.Б.Борев, В.А.Разумный, С.Х.Раппопорт, Б.Т.Лихачев, Е.В.Квятковский, Н.И.Киящен-ко, Л.П.Печко и др.).

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов. Теоретические: анализ психолого-педагогической, эстетической, музыковедческой литературы в аспекте изучаемой проблемы; анализ педагогического опыта, полученных эмпирических данных, обобщение и моделирование. Эмпирические: включенное наблюдение, анкетирование, интервью, беседы, самоотчеты студентов, педагогический поисковый и формирующий эксперименты. В ходе исследования проводились педагогические измерения и осуществлялась статистическая обработка материалов.

Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов.

На первом этапе (1990-1994 гг.) осуществлялись теоретический анализ проблемы исследования, осмысление и определение темы, методологии, понятийного аппарата, организация опытно-экспериментальной работы. Анализировался и обобщался опыт работы по музыкально-эстетическому воспитанию студентов в педвузе, педколледже. Определялось влияние различных факторов на развитие мотивов музыкально-педагогической деятельности.

На втором этапе (1994-1996 гг.) изучалось формирование мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов в учебных заведениях разного типа (педвуз и педколледж). Разрабатывалась и апробировалась программа формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности, выявлялись психологические механизмы процесса, педагогические условия и средства, повышающие его эффективность.

На третьем этапе (1996-1997 гг.) проводилась количественная и качественная обработка полученных результатов, их теоретическая интерпретация, осуществлялись обобщение и апробация результатов опытно-экспериментальной работы. С целью проверки эффективности программы формирования мотивов музыкальной деятельности будущих учителей начальных классов проводился контрольно-проверочный эксперимент, оформлялись результаты исследования.

База исследования. Основной базой исследования явился педагогический факультет Ярославского государственного педагогического университета, где опытно-экспериментальная работа была организована непосредственно автором и под его руководством преподавателями кафедры основ теории и методики музыкально-художественного воспитания. Базой исследования являлись также Ярославский, Угличский, Ростовский педагогические колледжи, где изучался опыт и затем проводилась работа с использованием наших рекомендаций. В исследовании на втором и третьем этапе участвовали 23 преподавателя музыки, 359 студентов.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены комплексным использованием теоретических и эмпирических методов, адекватных цели и задачам исследования; длительностью исследования, результатами трехлетнего эксперимента

- 10 в разных типах педагогических учебных заведений.

Теоретическая значимость исследования:

- определена специфика музыкально-педагогической деятельности как деятельности полимотивированной, смыслообразующий мотив которой носит обобщенный характер.

Научная новизна исследования:

- определены критерии и показатели сформированности мотивов музыкально-педагогической деятельности студентов;

- выявлены педагогические условия формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов и определен комплекс педагогических средств, обеспечивающий реализацию этих условий.

Практическая значимость исследования заключается в том, что составлена программа формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности будущего учителя, включающая в себя 5 взаимосвязанных этапов: диагностический, установочный, целепо-лагающий, реализующий, педагогический. Разработана методика диагностики уровня сформированности мотивов музыкально-педагогической деятельности студентов.

Материалы и результаты исследования могут использоваться преподавателями музыкальных дисциплин педвуза, педколледжа в целях повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, а также в работе по повышению квалификации педагогических кадров.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры основ теории и методики музыкально-художественного воспитания (1992-1997 гг.), кафедры педагогических технологий (1996-1997 гг.) Ярославского государственного педагогического университета, на заседаниях лаборатории эстетического воспитания Исследовательского центра эстетического воспитания Института развития личности РАО ( Москва, 1993, 1994, 1995 гг.). Анализ результатов исследования сообщался в докладах на открытых педагогических чтениях, посвященных К.Д.Ушинскому (Ярославль, 1994-1997 гг.), на Международной научно-практической конференции "Решение педагогических задач в системе непрерывного педагогического образования" (Кострома, 1992); межвузовской научно-методической конференции "Проблемы многоуровневой подготовки учителя начальных классов" (Брянск, 1995); межвузовской научно-практической конференции "Музыка.ИЗО.Движение." (Ярославль, 1995); конференциях молодых ученых (Ярославль, 1994-1997 гг.). Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на лекционных, лабораторно-практических занятиях спецкурса "Актуальные проблемы музыкального воспитания", а также в процессе организации педагогической практики студентов в Ярославском государственном педагогическом университете имени К.Д.Ушинско-го.

На защиту выносятся:

1. Характеристика мотива музыкально-педагогической деятельности студентов как личностно-смыслового познавательного, ценностного, творческого, коммуникативного отношения к ней субъекта; полимотивированность музыкально-педагогической деятельности.

2. Критерии и показатели сформированности мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов: когнитивный, эмоционально-целевой, действенно-практический.

3. Комплекс педагогических условий формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности: организация учебной музыкальной деятельности как творческого взаимодействия преподавателя и студентов; стимулирование целеполагающей активности студентов, заключающейся в обоснованном выборе и достижении ими целей музыкальной деятельности; расширение сферы художественного общения и включения жанров классической, народной, современной музыки; создание ситуаций свободного выбора студентами содержания и форм музыкальной активности, способствующих проявлению и развитию музыкальных потребностей, интересов, способностей.

4. Программа педагогической работы по формированию мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов, включающей следующие этапы: диагностический, установочный, целеполагающий, реализующий, педагогический.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений, таблиц, схем.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Новикова, Любовь Павловна

3. Результаты исследования показали эффективность разработанной нами программы. Все показатели свидетельствуют об интенсивности развития отношения студентов к музыкально-педагогической деятельности. Опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность разработанных нами педагогических условий, направленных на формирование мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов.

- 125 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование было направлено на выявление комплекса педагогических условий формирования мотивов музыкально- педагогической деятельности будущих учителей начальных классов и средств, обеспечивающих реализацию этих условий.

В процессе исследования установлено, что понятие мотив музыкально-педагогической деятельности - это психологическое понятие, связанное с личностно-смысловым отношением будущего учителя к данной деятельности. Определена специфика музыкально-педагогической деятельности в мотивационном аспекте.

В работе обоснован подход к формированию мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов, повышающий его педагогическую эффективность.

Показано, что формирование мотивов музыкально-педагогической деятельности будущего учителя начальных классов является двухуровневым процессом.

В исследовании обоснованы и экспериментально подтверждены педагогические условия, способствующие эффективности формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов.

Теоретический анализ процесса, изучение его в различных условиях социума позволили разработать программу формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности, в основе которой лежит деятельностный подход.

В диссертации осуществлен анализ музыкально-педагогической деятельности в мотивационном аспекте. Обоснованы и экспериментально проверены критерии и показатели сформированности мотивов музыкально-педагогической деятельности, которые легли

- 126 в основу программы развития данных способностей.

Проведенное исследование подтвердило в целом выдвинутую гипотезу и позволило прийти к следующим выводам:

1. Музыкально-педагогическая деятельность имеет свою специфику и определяется как деятельность художественного общения, характеризующаяся личностно смысловым познавательным, ценностным, творческим отношением к ней субъекта.

2. Музыкально-педагогическая деятельность будущих учителей начальных классов определяется двумя группами мотивов. Первую группу составляют мотивы, формирующиеся в ходе собственной музыкальной деятельности студентов. К ним относятся мотивы, заложенные в самой музыкальной деятельности (интерес к познанию музыкальных явлений, потребность в музыкально-эстетических переживаниях, стремление к актуализации определенных воспоминаний и др.), а также мотивы, лежащие вне музыкальной деятельности (стремление к отдыху, разрядке, общению с другими людьми, мотивы престижности и др.). Вторую группу составляют мотивы, формирующиеся в процессе музыкально-педагогической деятельности студентов с младшими школьниками. К ним относятся музыкально-дидактические, музыкально-исполнительские мотивы, мотивы организации музыкальной деятельности.

3. Критериями сформированное™ мотивов музыкально-педагогической деятельности будущего учителя начальных классов следует считать когнитивный (знание о специфике музыкальной деятельности, путях формирования музыкальной культуры личности и собственных индивидуальных качествах, которые могут влиять на данный процесс), эмоционально-целевой (наличие цели, интереса, стремления развить свои музыкальные способности и способности детей), действенно-практический (умение ставить и достигать

- 127 цели в процессе собственной музыкальной и музыкально-педагогической деятельности с младшими школьниками).

4. Большим воспитательным потенциалом обладает учебная музыкальная деятельность. Успешность формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов обеспечивается организацией учебных занятий как совместной творческой деятельности преподавателя и студентов, в ходе которой учитываются и реализуются музыкальные интересы каждой личности.

5. Высокий уровень сформированное™ мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов достигается, если реализуется активность студентов по образованию, осознанию и достижению ими целей своей музыкальной деятельности. Пелеполагающая активность студентов по образованию и достижению ими целей своей музыкальной деятельности выступает как второе педагогическое условие формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов.

6. Эффективное формирование мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов предусматривает расширение сферы художественного общения посредством включения жанров классической, народной, современной музыки, что обеспечивает большое поле выбора и возможность участия в совместной деятельности каждого студента в соответствии со своими музыкальными способностями и интересами. Эта позиция выступает третьим условием эффективности формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности будущего учителя начальных классов.

7. Реализация рассмотренных выше педагогических условий

- 128 формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности возможна лишь в ситуации свободного выбора студентами содержания, форм музыкальной активности на основе развития имеющихся потребностей, интересов, способностей к музыкальной деятельности. Активный выбор в обучении и воспитании выступает не только условием, но и средством обеспечения данного процесса (А.В.Карпов). Свободный выбор студентами содержания и форм музыкальной деятельности является четвертым необходимым условием формирования мотивов.

8. На процесс формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов влияет множество факторов, связанных с условиями социума, уровнем музыкальной культуры личности, активностью личности в музыкально- педагогической деятельности, степенью интереса к содержанию учебных музыкальных занятий, систематичностью художественного общения с разными жанрами музыкального искусства и др.

9. Эффективность процесса формирования мотивов музыкальной деятельности студентов и связанного с ним комплекса педагогических условий обеспечивается реализацией программы формирования мотивов, которая имеет следующий алгоритм: а) диагностика исходного уровня сформированное™ мотивов музыкально-педагогической деятельности студентов; б) теоретическая подготовка, включающая цикл лекций, позволяющих будущему учителю начальных классов овладеть психолого-педагогическими, музыковедческими знаниями по данной проблеме; в) совместная деятельность преподавателей и студентов по целеполаганию предстоящей музыкальной деятельности - определение общих, групповых и частных, индивидуальных целей, а также путей их достижения; г) реализация программы по достижению принятых студентами целей в ходе учебной, внеучебной музыкальной деятельности; д) практическая деятельность студентов по формированию музыкальных интересов младших школьников в ходе педпрактики.

10. Формирование мотивов музыкально-педагогической деятельности студентов обеспечивается в процессе учебных занятий следующими педагогическими действиями:

- созданием на основе свободного выбора микрогрупп, представляющих творческие "союзы", "объединения", "клубы по интересам";

- проведением практических и лабораторных занятий в форме творческих встреч с каждым из организованных музыкальных клубов;

- организацией оценочной системы работы музыкальных клубов по разработанным самими студентами критериям и показателям.

В ходе внеучебной деятельности формирование мотивов обеспечивается:

- посещением по выбору одного (нескольких) концертов классической музыки с письменным отзывом о произведенном впечатлении;

- прослушиванием в домашних условиях специально записанной кассеты с программой классической инструментальной музыки в целях самообразования и развития с оценкой наиболее и наименее понравившихся произведений;

- участием студентов во внеучебных музыкально-эстетических мероприятиях в группе, на факультете, в университете, колледже: музыкальном КВНе, конкурсе знатоков музыки, музыкальной викторине, концертах художественной самодеятельности и т.п.

- 130

11. Исследование процесса формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов выявило ряд проблем, требующих специального изучения: подготовка будущего учителя начальных классов к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочное время; активизация самостоятельной деятельности будущего учителя по формированию своей музыкальной культуры; музыкально-педагогическая деятельность будущего учителя в системе педагогической практики; особенности художественно-творческого взаимодействия будущего учителя с младшими школьниками.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Новикова, Любовь Павловна, 1997 год

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1990. -141 с.

2. Ананьев Б.Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика //Вопросы психологии. -1985. -N6. -с.21-23.

3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. -М.: Наука, 1977. -380 с.

4. Анастази А. Психологическое тестирование. Перевод с англ. Книга 1. -М.: Педагогика, 1982. -317 с.

5. Анисимов П.В. Формирование у школьников мотивации учебной музыкальной деятельности как проблема подготовки учителя. Дисс. на соис. уч. степени канд. пед. наук. М., 1987. -175 с.

6. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций. Тексты. 2-е изд. / под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. -С.181-188.

7. Анцыферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психол. журнал. -1981.Т.2 -N-2. -0.12.

8. Анцыферова Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрагама Маслоу // Вопросы психологии. -1973. -N-4. -С.173-180.

9. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. N 2119- 132

10. Музыка и пение". -М.: Просвещение, 1983. -224 с.

11. Арановская И.В. Эстетическое развитие будущего учителя начальных классов средствами музыки как компонент его профессиональной подготовки. Автореф. дис.на соис. уч. степени канд. пед. наук. -М.: МОПИ им. Н.К.Крупской, 1990. -22 с.

12. Аргайл М. Психология счастья. Перевод с англ./ общ. ред. и вступ. статья М.В. Кларина. -М.:Прогресс, 1990. -336 с.

13. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М-Л., Музыка, 1965. -151 с.

14. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Книга 1 и 2. Изд. 2-е. -Л.: Музыка, Ленингр. отделение, 1971. -376 с.

15. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М.: Мысль, 1976. -158 с.

16. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: МГУ, 1984. -104с.

17. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. -М.: МГУ, 1990. -367 с.

18. Афасижев М.Н. Искусство как предмет комплексного исследования ( методологические и научные аспекты системного исследования). -М.: Знание, 1983. -64 с.

19. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (методические основы). -М.: Просвещение, 1982. -192 с.

20. Байбородова Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. -Ярославль: ЯГПИ, 1991. -111 с.

21. Байбородова Л.В. и др. Изучение эффективности воспитательной системы школы: учебно-метод. пособие / Л.В.Байбородова, С.Л.Паладьев, Е.Н.Степанов; ЯГПУ им.К.Д.Ушинского, Псков. 0ИПКР0. -Псков, 1994. -91 с.

22. Байбородова Л.В. Педагогические основы регулирования- 133 социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся. Дис. доктора педагогических наук. -Ярославль, 1994. -431 с.

23. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры: учеб.пособие для студ. худож. спец. вузов культуры и искусств и пединститутов. -М.: МГИК, 1994. -118 с.

24. Васин Е.Я. Психология художественного творчества: Личностный подход. -М.: Знание, 1985. -64 с.

25. Бассин Ф.В. К развитию проблемы значения и смысла //Вопросы психологии. -1973. -N-6. -С.13-23.

26. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. -М.: Искусство, 1979. -423 с.

27. Беляева Л.И. Мотивы чтения и критерии оценок произведений художественной литературы у различных категорий читателей //Художественное восприятие. Сборник статей./ Под ред. Б.С.Мейлаха. -Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1971. -С.162-176.

28. Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт филос. автобиогр. -М.: Мысль, 1991. -318 с.

29. Берулава М.Н. Гуманизация образования. Состояние и перспективы //Гуманизация образования. -1994. -N-1. -С.3-11.

30. Бибрих P.P. Исследование видов целеобразования / под ред. О.К.Тихомирова. -Кишинев, 1987. -130 с.

31. Битинас Б.П. Структура процесса воспитания. -Каунас, Швиеса, 1984. -190с.

32. Бодалев А.А. Личность и общение. Избр. психол.тр. -2-е изд. -М.: Междунар.пед. акад., 1995. -324 с.

33. Большая Советская Энциклопедия (в 30-ти томах). 3-е изд. -М.: Советская энциклопедия, 1974. -с 169.

34. Борев Ю.Б. Эстетика. -М.: Политиздат, 1988. -495 с.

35. Брушлинский А.В. Деятельность, действие и психическое- 134 как процесс // Вопросы психологии. -1984. -N-5. -С.17-29.

36. Врушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. -М.: Знание, 1983. -96 с.

37. Бучило Н.Ф. Художественное восприятие. -М.: Знание, 1989. 64 с.

38. Быков В.В. Научный эксперимент. -М.: Наука, 1989. -174 с.

39. Вайсман Р.С. К проблеме развития мотивов и потребностей человека в онтогенезе // Вопросы психологии. 1973. -N-5. -С.30-39.

40. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М.: Изд-во Моск. ун-та., 1980. -192 с.

41. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. -М.: МГУ, 1991. -143 с.

42. Василюк Ф.Е. Психология переживания. -М.: МГУ, 1984. -200 с.

43. Вахнянская И.Л. Формирование эстетического восприятия музыки // Эстетическое воспитание в пединституте. -М.: М0Ш, 1977. -с.136-148.

44. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / под ред. В.И.Журавлева. -М.: Просвещение, -1988. -237 с.

45. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. -М.: МГУ, 1986. -206 с.

46. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М.: МГУ, 1990. -283 с.

47. Вилюнас В.К. Теория деятельности и проблемы мотивации // А.Н.Леонтьев и современная психология: Сб.статей памяти А.Н.Леонтьева. -М.: Изд-во МГУ, 1983. -С.191-200.- 135

48. Витт Н.В. Об эмоциях и их выражении // Вопросы психологии. -1964. -N-3. -С.140-153.

49. Восприятие музыки: Сборник статей / под ред. В.Н.Максимова. -М.: Музыка, 1980. -256 с.

50. Вундт В.В. Введение в психологию. Перевод с нем. -М., 1912. -152 с.

51. Вундт В.В. Психология душевных волнений // Психология эмоций. Тексты / под ред. В.К.Вилюнаса. -М.: Изд-во МГУ, 1993. -С.48-65.

52. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк. -М.: Просвещение, 1991. -90 с.

53. Выготский Л.С. Мышление и речь //Собр. соч.: в 6-ти т., Т.2. -М.: Педагогика, 1982. -С.22.

54. Выготский Л.С. Психология искусства. -М.: Искусство, 1986. -573 с.

55. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. -480 с.

56. Гегель Г. Эстетика. T.l. -М.: , 1968. с. 38.

57. Гельмгольц Г.О. О восприятиях вообще // Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и М.Б.Ми-халевской. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. -С.61-85.

58. Гиппенрейтер Ю.Б. Деятельность и внимание // А.Н.Леонтьев и современная психология: сб. статей памяти А.Н.Леонтьева / под ред. А.В.Запорожца, В.П.Зинченко и др. -М.: Изд-во МГУ, 1983. -С.165-177.

59. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. -М.: МГУ, 1988. -318 с.

60. Гольдентрихт С.С., Гальперин М.П. Специфика эстетического сознания. -М.: Высшая школа, 1974. -103 с.- 136

61. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. -М.: Педагогика, 1989. -156 с.

62. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности. -Калининград, 1995. -94 с.

63. Гребенюк О.С. Формирование интереса к учебной и трудовой деятельности у учащихся средних пролфтехучилищ: Профпе-дагогика. -М.: Высшая школа, 1986. -48 с.

64. Гришанович Н.Н. Музыкальные интересы в формировании познавательной деятельности подростков на уроках музыки. Дисс. на соис. уч. степени канд. пед. наук. -Минск, 1980. -236 с.

65. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. -М.: Просвещение, 1969. -77 с.

66. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования. -М.: Педагогика, 1986. -240 с.

67. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности. -М.: Наука, 1974. -С.145-170.

68. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность / И.А.Джидарьян; АН СССР, Ин-т психологии. -М.: Наука, 1976. -190 с.

69. Додонов Б.И. Потребности, отношения и направленность личности // Вопросы психологии. -1973. -N-5. -С.18-29.

70. Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. -1984. -N-4. -С.126-130.

71. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. -М.: Политиздат, 1978. -272 С.

72. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. -М.: Политиздат, 1986. -223 с.- 137

73. Злотникова Т.С. Творческая личность как объект научной и субъект художественной интерпретации. Программа спецкурса. -Ярославль: ЯГПУ им.К.Д.Ушинского, 1994. -21 с.

74. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. -М.: МГУ, 1991. -140 с.

75. Иванников В.А. Формирование побуждения к действию // Вопросы психологии. -1985. -N3. -с. 113-123.

76. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1990. -143 с.

77. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович и Л.В.Благонадежиной. -М.:Педагогика, 1972. -351 с.

78. Имедадзе И.В. К проблеме побуждения деятельности // Вопросы психологии. -1986. -N5. -с. 124-131.

79. Имедадзе И.В. Проблема полимотивации поведения // Вопросы психологии. -1984. -N-6. -С.87-94.

80. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. Перевод с нем. -М.: Педагогика, 1991. -240 с.

81. Искусство и дети. Эстетическое воспитание за рубежом / Под ред. В.Шестакова. -М., 1969. С.31.

82. Каверин С.Б. О психологической классификации потребностей // Вопросы психологии. -1987. -N5. -с.121-129.

83. Каган М.С. Мир общения: Пробл. межсубъект, отношений. -М.: Политиздат, 1988. -315 с.

84. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: избран, статьи. -Л.: ЛГУ, 1991. -383 с.

85. Каган М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. -М.: Политиздат, 1974. 328 с.

86. Кадцын Л.М. Музыкальное искусство и творчество слуша- 138 теля. -М.: Высшая школа, 1990. -303 с.

87. Карпов А. В. Психология принятия решения в профессиональной деятельности. -Ярославль: ЯГУ, 1991.-152 с.

88. Карпов А.В. Психология принятия межличностных решений. -Ярославль: ЯГУ, 1993. -90 с.

89. Карпов А.В. Принцип активного выбора в обучении и воспитании// Развитие личности и формирование индивидуальности: сборник материалов. -Ярославль: ЯГПУ им.К.Д.Ушинского, 1996. -С.53-55.

90. Квятковский Е.В. Формирование духовной культуры: проблемы и перспективы // Искусство. -1987. -N-7. -С.40-44.

91. Клапаред Э. Чувства и эмоции //Психология эмоций. Тексты / под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер. -М.: Изд-во Моск.ун-та. 1993. -С.97-107.

92. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. -М.: ВТО, 1984.-526с.

93. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности /отв. ред. А.А.Бодалев; АН СССР, Ин-т психологии. -М.: Наука, 1988. 191 с.

94. Ковалев В.И., Дружинин В.М. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки // Психол. журнал. -1982. -Т.З. -N-6. -С.35-44.

95. Ковальчук М.А. Подготовка старшеклассников к социальной самозащите. Дис.на соис. уч. степени канд. пед. наук. -Ярославль., 1995. -139с.

96. Коган Л.Н. Искусство и зритель // Художественное восприятие: сб. статей / Под ред. Б.С.Мейлаха. -М.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1971. -С. 84.

97. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших учебных заведений. -М.: Наука, 1994. -317 с.- 139

98. Конюс Г.Э. Метро-тектоническое разрешение проблемы музыкальной формы // Статьи, материалы, воспоминания. -М.: Музыка ,1965. С.87-97.

99. Костюк А.Г. Культура музыкального восприятия // Художественное восприятие: сб. статей -М.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1971. -С.334-348.

100. Краткий словарь по эстетике: Кн. для учителя / Под ред. М.Ф.Овсянникова. -М.: Просвещение, 1983. -224с.

101. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. -М.: Высшая школа, 1990. -142 с.

102. Крылова Н.Б., Печко Л.П. Формирование эстетической культуры личности: школа, трудовой коллектив, вуз. -М.: Знание, 1986. -63 с.

103. Кузнецова О.А. Формирование художественных потребностей будущих учителей начальных классов. Дис. на соис. уч. степени канд. пед. наук.- М., 1988. -153 с.

104. Кулыгина Л.С. Активизация учения: сущность и содержание // Педагогика. -1994. -N-1. -С.7-11.

105. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. -М.: Просвещение, 1985. -128 с.

106. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы: Самоорганизация познавательной активности личности как основа готовности к самообразованию. -М., 1977. -152 с.

107. Леви В.Л. Вопросы психобиологии музыки // Советская музыка. -1966. -N-8. -С.37-43.

108. Левин К. Определение понятия "Поле в данный момент" / История психологии ( 10-е 30-е гг.Период открытого кризиса): тексты./ под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ддан. -М.: Изд-во- 140

109. Моск.ун-та, 1980. -С.131-146.

110. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975. -304 с.

111. Леонтьев А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства // Избр. психол. произв. в 2-х т. Т.2. М.: Педагогика, -1983. -с.232-239.

112. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций. Тексты. 2-е изд./ под ред.В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гип-пенрейтер. -М.: Изд-во Моск.ун-та, 1993. -С.171-180.

113. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. -М.: МГУ, 1981. -584 с.

114. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М.: Педагогика, 1981. -186 с.

115. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. -М.: Прометей, 1992. -526 с.

116. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии /Отв. ред. Ю.М.Забродин, Е.В.Шорохова. -М.: Наука, 1984. -444 с.

117. Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психолог, журнал. -1981. -Т.2. -N-5. -С.3-22.

118. Лосев А.Ф. Основной вопрос философии музыки / Философия. Мифология. Культура. -М.: Политиздат, 1991. -С.315-336.

119. А.Ф.Лосев и культура XX века: Лосевские чтения / АН СССР, науч. совет по истории мировой культуры. -М.: Наука, 1991. -221 с.

120. Магун B.C. Понятие потребности и его теоретико-психологический контекст // Вопросы психологии. -1985. -N-2 -С.118-126.- 141

121. Манукян С.П. Потребности личности и их место в педагогической концепции мотивов учения // Вопросы психологии. -1984. -N-4. -С.130-133.

122. Маркова А.К. и др. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А.К. Маркова, А.Б.Орлов, Л.М.Фридман. -М.: Педагогика, 1983. -65 с.

123. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. -М.: Просвещение, 1990. -192 с.

124. Маслоу А. Психология бытия. Пер.с англ. -М.: "Рефл-бук", К.: "Ваклер", 1997. -304 с.

125. Матонис В. П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. -М.: Музыка, 1988. -88 с.

126. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. -М.: Педагогика, 1984. 144 с.

127. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. -М.: Музыка, 1976. -255 с.

128. Мерлин B.C. Психология индивидуальности / под ред. Е.А.Климова. -Воронеж, НПО МОДЭК, 1996. -445 с.

129. Методика хмузыкального воспитания с основами теории музыки. Программа пед. институтов для специальности N 2121 "Педагогика и методика начального обучения" : Сборник 17. -Мин. Проев. СССР, 1983. -С.1-19.

130. Методические рекомендации по диагностике и целепола-ганию в воспитательном процессе. -Л.: РГПУ, 1991. -105 с.

131. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. -1987. -N-5. -С.129-138.

132. Морозова З.П. Теоретические основы формирования мотивации эстетической деятельности школьников // Приоритетные проблемы эстетического воспитания школьников: сб. науч. тру- 142 дов / под. ред. Л.П. Печко. -М.: НИИ ХВ, 1990. -С.34-42.

133. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. -М.: Знание, 1979. -46 с.

134. Музыкальное искусство и формирование нового человека: сб. статей / под ред. А.Г.Костюка. -Киев, Музична Украгна, 1982. -237 с.

135. Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в пихологии // Хрестоматия по психологии /под ред. А.В.Петровского, 2-е изд. -М.: Просвещение, 1987. -с.146-152.

136. Назайкинский Е.В. 0 психологии музыкального восприятия. -М.: Музыка, -1972. -383 с.

137. Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. -М.: Педагогика, 1984. -200 с.

138. Обуховский К. Психология влечений человека. Пер. с полского / Под ред. Б.М.Сегала. -М.: Прогресс, 1972. -247 с.

139. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В.Петровского. -М.: Просвещение, 1986. -464 с.

140. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. Кн. для учителя -М.: Просвещение, 1991. -286 с.

141. Основы эстетической культуры и эстетики в школе (программа учебного факультативного курса) / Под ред. Л.П.Печко; НИИ ХВ АПН СССР. -М.,1990. -47 с.

142. Остроменский В.Д. Формирование музыкального познания / 0тв7 ред. О.К.Тихомиров. --Кишинев.: Штиинца, 1988. -157 с.

143. Павлюк О.И. Формирование эмоциональных компонентов мотивации учебной деятельности школьников. Автореф. дисс. на соис. уч. степени канд. психол. наук. -М.: АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии, 1984. -24 с.- 143

144. Паладьев С.Л. Клубный коллектив в системе воспитательной работы школы. Автореф. дисс. на соис. уч.степени канд. пед. наук. -М., 1988. -19 с.

145. Паламарчук А.И. Формирование музыкального интереса у младших школьников (в условиях внеклассной музыкальной работы) . -Киев., 1980. -22с.

146. Патяева Е.Ю. Ситуативное развитие и уровни мотивации // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология. -1983. -N-4. -С.23-33.

147. Педагогическая энциклопедия. Т.4.-с.675-681; 775-776.

148. Петрова Г.А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя. -Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1976. -200 с.

149. Печко Л.П. Формирование эстетического сознания у детей школьного возраста // Эстетическое сознание и процесс его формирования / АН СССР, Ин-т философии; Под ред.Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзерова. -М.: Искусство, 1981. -С. 241 255.

150. Пиличяускас А.А. Познание музыки как воспитательная проблема. Дисс. на соис. уч. степени доктора пед. наук. Вильнюс., 1992 с. 368.

151. Платонов К.К. Проблемы способностей. -М.: Наука, 1972. -312 с.

152. Подласый И.П. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. -М.: Просвещение, -1996. -432 с.

153. Познай себя -М., 1993, руководители: М.И.Рожков, А.В.Волохов. -71 с.

154. Пономарев Я.А. Психология творчества. -М.: Наука, -1976. -303 с.

155. Приобщение личности к эстетической культуре в педаго- 144 гическом процессе: сб. науч. трудов / под. ред. Л.П.Печко. -М.: НИИ ХВ АПН СССР, 1991. -109 с.

156. Проблемы музыкальной культуры: Сб. статей. Вып.2 / Под ред. И.Ф.Ляшенко. -Киев: Муз. Укра1на, 1989. -176 с.

157. Проблемы эстетического развития личности школьника / под ред. А.И.Бурова, Е.В.Квятковского. -М.: Педагогика, 1987. -96 с.

158. Психодиагностика мотивации //Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. -М.: Изд-во МГУ, 1987. -С.155-178.

159. Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов / под ред. А.А.Бодалева. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. 248 с.

160. Психологические исследования творческой деятельности / под. ред. О.К.Тихомирова. -М.: Наука, 1975. -253 с.

161. Психологические механизмы целеобразования / Под ред. О.К.Тихомирова. -М.: Наука, 1977. -258 с.

162. Психология. Словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990. -494 с.

163. Психология формирования и развития личности: Сб. статей / Под ред. Л.И.Анцыферовой. -М.: Наука, 1981. -365 с.

164. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. -303с.

165. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. -М.: Знание, 1980. -96 с.

166. Ражников В.Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении // Вопросы психологии. -1988. -N-1. -С.36-40.

167. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. -М.: Мысль, 1969. -190 с.- 145

168. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1968. -160 с.

169. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций / Пер. с польского и вступ. статья В.К.Вилюнаса. -М.: Прогресс, 1979. -392 с.

170. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Пер. с англ. / Общ. ред. Е.И.Исениной. -М.: Прогресс, Универс, 1994. -480 с.

171. Рожков М.И. Теоретические основы педагогики: Учебное пособие. Ярославль: ЯГПУ им.К.Д.Ушинского, 1994. -63 с.

172. Рубинштейн с.Л. Основы общей психологии. -М.: Госуд. учебно-пед. изд-во Министерства Просвещения РСФСР, 1946. -704с.

173. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. -М.: АН СССР, 1957. -328 с.

174. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. -М.: АН СССР, 1959. -354 с.

175. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. -М.: Педагогика. -416 с.

176. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. -М.: Мысль, 1984. -140 с.

177. Самодова Г.А. Сущность и структура мотивационной готовности к педагогической деятельности // Формирование социально-активной личности учителя: межвуз. сб.науч. трудов МГПИ. -М.: МГПИ, 1987. -С.42 47.

178. Семиотика и искусствометрия: сб. переводов статей / Под ред. Ю.М.Лотмана, В.М. Петрова. -М.: Мир, 1972. -364 с.

179. Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты. -М.: Наука, 1975. -173 с.

180. Симонов П.В. Эмоции и воспитание ( Вопросы воспитания- 146 в свете информационной теории эмоций ) // Вопросы философии. -1981. -N-5. -С.39-49.

181. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. -М.: Наука, 1984. -161 с.

182. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки, -м.: Просвещение, 1976. -160 с.

183. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки: Исследование. -М.: Музыка, 1990. -320 с.

184. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Т.2. -Л.: Сов. композитор, 1981. -295 с.

185. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Т.З. -Л.: Сов. композитор, 1983. -304 с.

186. Спирин Л.Ф.и др. Основы педагогического анализа: Учебн. пособие / Л.Ф.Спирин, М.А.Степинский, М.Л.Фрумкин. -Ярославль; Кострома: ЯГПИ, 1985. -84 с.

187. Станиславский К.С. Статьи, речи, беседы, письма. -М.: Искусство, 1953. 182 с.

188. Столович Л.Н. Жизнь творчество - человек: Функции художественной деятельности. -М.: Политиздат, 1985. -415с.

189. Сухомлинова М.В. Активизация познавательной деятельности студентов в процессе изучения музыкально-исполнительских дисциплин (на материале педвузов). Автореф. дисс. на со-ис.уч. степени канд. пед. наук. Ташкент., 1990. -19 с.

190. Таллина О.А. Развитие музыкальных способностей ( на примере музыкального восприятия). Автореф. дисс. на соис. уч. степени канд. психол. наук. М., 1995. -16 с.

191. Тарасов Г.С. О психологии музыки // Вопросы психологии. 1994. -N-5. -С.95-99.- 147

192. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия). -М.: Наука, 1979. -190 с.

193. Тарасов Г.С. Психология музыкального восприятия школьников // Вопросы психологии. -1991. -N-2. -С.107-113.

194. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. -М.: Педагогика, 1988. -176 с.

195. Тельчарова Р.А. Музыка и культура ( Личностный подход). -М.: Знание, 1986. -64 с.

196. Теория эстетического воспитания / АН СССР, Ин-т философии; Отв. ред. Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзеров. -М.: Искусство, 1979. -255 с.

197. Теплов Б.М. Избр. труды: В 2-х т. -М.: Педагогика, 1985. Т.1. - 329 е., Т.2. - 359 с.

198. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. -М.: Наука, 1966. -451 с.

199. Ушинский К.Д. Собр. соч., Т.9. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Том второй. -М.: АПН РСФСР, 1950. -628 с.

200. Ушинский К.Д. Собр. соч., Т.10. Материалы к третьему тому "Педагогической антропологии". -М.: АПН РСФСР, 1950. -668 с.

201. Фейдимен Д., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Вып.4./ Пер. с англ. -М.: Изд-во Российского открытого университета, 1994. -68 с.

202. Формирование интереса к учению у школьников / под ред. А.К.Марковой; НИИ общей и пед. психологии АПН СССР. -М.: Педагогика, 1986. -191 с.

203. Формирование эстетической культуры учителя ( тезисы Всесоюзного научно-практического семинара) / Под ред. Г.В.Ар- 148 зямовой. -М.: АПН СССР, 1989. -139 с.

204. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека ( об особенностях воздействия искусства на личность). -М.: Знание, 1982. -110 с.

205. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. -М.: Наука, 1986. -238 с.

206. Фромм Эрих. Душа человека : перевод с англ. -М.: Республика, 1992. -429 с.

207. Философский энциклопедический словарь. -М.: Сов. Эн-циклопед., 1983. -839 с.

208. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам; пер. с англ. -М.: Прогресс, 1987. -232 с.

209. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Пер. с нем. -М.: Педагогика, 1986. -Т.1 -406 е.; Т.2 -391 с.

210. Хрестоматия по ощущению и восприятию / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.Б.Михалевской. -М.: МГУ, 1975. -400 с.

211. Хрестоматия по психологии / под ред. А.В.Петровского. -М.: Просвещение, 1987. -446 с.

212. Художественное восприятие. Сборник статей / Под ред. Б.С.Мейлаха. -Л.: Наука, Ленингр. отделение, 1971. -387 с.

213. Цыпин Г.М. Человек. Талант. Труд.: Музыкант в современном мире: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1992. -239 с.

214. Человек в мире художественной культуры: Приобщение к искусству: процесс и управление. -М.: Наука, 1982. -335 с.

215. Челышева Т.В. Теоретические основы музыкально-педагогической подготовки учителя начальных классов-музыки в условиях педагогических училищ. Автореф. дисс. на соис. уч. степени канд. пед. наук. -М.: МГЗПИ, 1991. -19 с.- 149

216. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. "Ярославль, ЯрГУ, 1991. -50 с.

217. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. -М.: Изд. корпорация Логос, 1994. -315 с.

218. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. -М.: Наука, 1982. -185 с.

219. Шакуров Р.Х. Психология руководства педагогическим коллективом (учебное пособие для педвузов). -М.: Магистр, 1995. -184 с.

220. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. -Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1990. -383 с.

221. Шацкая В.Н. Музыка в школе. Художественное воспитание средствами музыкального искусства. Кн.1-я. -М.: АПН РСФСР, 1950. -175с.

222. Шацкая В.Н. Музыка в школе. Кн.2-я. -М.: АПН РСФСР, 1963. -168 с.

223. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. -М.: Педагогика, 1975. -200 с.

224. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. -М.: Наука, 1971. -223 с.

225. Школяр Л. Обновление содержания музыкального образования // Искусство в школе. -1995. -N-2. -С.59-61.

226. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. -М.: Просвещение, 1979. -160 с.

227. Эльконин Д.Б. Психология игры. -М.: Педагогика, 1978. -304 с.

228. Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Тезисы Всесоюзной конф. молодых ученых. -Симферополь, 1983. -192 с.- 150

229. Эстетика : Словарь / под ред. А.А.Беляева и др. -М.: Политиздат, 1989. -445 с.

230. Эстетическое воспитание в пединституте: сб. трудов / Моск. обл. пед. ин-т им. Н.К.Крупской. -М., 1977. -149 с.

231. Эстетическое воспитание в школе: Вопросы системного подхода / под ред. Б.Т.Лихачева. -М.: Педагогика, 1980. -136 с.

232. Эстетическое воспитание студентов: сб. трудов ученых соц. стран. -М.: Высшая школа, 1980. -248 с.

233. Эстрада: Что? Где? Зачем? -М.: Искусство. -1988.-351с.

234. Юдина Е. Учитель начальных классов и музыкальное воспитание // Музыка в школе. -1989. -N-3. -С.31-34.

235. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. -М.: Просвещение, 1969. -317 с.

236. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. -М.: Искусство, 1964. -86 с.

237. Яконюк В.Л. Развитие интереса к профессии учителя музыки. -Минск: Высшая школа, 1979. -104 с.

238. Яконюк В.Л. Формирование мотивационной сферы учащихся как аспекта музыкального воспитания // Вопросы музыкального воспитания детей и юношества: Мат-лы областной науч. -практ.конф. -Пермь: Кн. изд-во, 1986. -С.76-81.

239. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. -М.: Политиздат, 1971. -368 с.

240. Herbert Klausmeier. Individually guided motivation. -Washington, 1975. -P.100-153.

241. McClelland D.C., Atkinson J.W., Clark R.A., Lowell E.L. The achievement motive. -N.Y., 1976. -P.1-21; 86-96; 319-333.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.