Формирование этнической идентичности учащихся в поликультурной среде в процессе дополнительного образования: на материале учебного Центра армянской диаспоры Санкт-Петербурга тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Лазарян, Сильва Сергеевна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 160
Оглавление диссертации кандидат наук Лазарян, Сильва Сергеевна
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
1.1 Историко-культурологический обзор роли армянской диаспоры в социокультурной и экономической жизни Санкт-Петербурга
1.2 Характеристика ведущих понятий исследования
1.3 Критерии и показатели этнической идентичности
1.4 Теоретическая модель формирования этнической идентичности учащихся в процессе
дополнительного образования
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Диагностика сформированности этнической идентичности учащихся
2.2 Организация и содержание дополнительного образования по приобщению учащихся к этнической культуре и интеграции в петербургскую поликультурную среду
2.3 Особенности подготовки педагогов к работе по формированию этнической
идентичности учащихся
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Формирование позитивной этнической идентичности обучающихся в поликультурной образовательной среде2023 год, кандидат наук Коренева Вера Викторовна
Педагогическое образование в условиях развития миграционных процессов: на материале России и США2009 год, доктор педагогических наук Дюжакова, Марина Вячеславовна
Этнокультурный подход как фактор социализации учащихся общеобразовательных учреждений (на примере музыкального образования)2012 год, доктор педагогических наук Карпушина, Лариса Павловна
Проектирование системы поликультурного воспитания в учреждениях дополнительного образования детей2012 год, кандидат наук Поликашева, Наталия Владимировна
Социально-психологические детерминанты межгрупповой адаптации в поликультурной образовательной среде2012 год, кандидат наук Егорова, Нина Михайловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование этнической идентичности учащихся в поликультурной среде в процессе дополнительного образования: на материале учебного Центра армянской диаспоры Санкт-Петербурга»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Экономическая и информационная глобализация, расширяя возможности производства, приобщения к культуре, с одной стороны, объединяет людей из разных этносов совместной деятельностью, создает возможности перемещения людей из одного культурного пространства в другое, а с другой - усиливает опасность утраты исторически сложившегося многообразия этнических культур и уникальности собственной культуры. В ситуациях глобальных социокультурных преобразований актуализируются проблемы идентичности, обусловленные стремлением человека понять, узнать себя и определить свое место в социуме. Особую актуальность в этой связи приобретают проблемы формирования этнической идентичности в поликультурной среде. В зависимости от того, насколько человек приобщен к своей этнической культуре, нормам и ценностям, его этническая идентичность может принимать разные формы: от этнического фанатизма, крайней формы агрессивности, до этнонигилизма, представляющего собой отрицание этничности, этнокультурных ценностей.
Социокультурная и политическая значимость проблемы делает ее объектом государственной политики на федеральном и региональном уровнях. Одним из ее проявлений являются программы правительства Санкт-Петербурга, включающие мероприятия по гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитание толерантности на 2006 - 2010 и 2011 -2015 гг.
Поиски путей этнокультурного общения, как средства формирования и развития этнической идентичности людей, широко представлены в отечественной и зарубежной научной литературе (О.В. Аракелян, Дж. Берри, М. Вебер, Ю.С. Давыдов, Ю.М. Лотман, В. В. Макаев, А.П. Садохин, А.Н. Татарко, Дж. Тернер, А. Тэшфел и др.).
Исследования этнической идентичности в этнопсихологии (Н. М. Лебедев, B.C. Мухина, Г.У. Солдатов, Т.Г. Стефаненко), в этносоциологии (Ю.В. Арутюнян,
JIM. Дробижева, JI.M. Сусоколов), в этнопедагогогике (Г.С. Виноградов, Т.Н. Волков, Д. В. Городенко, Н. Г. Маркова, Т. В. Поштарева, К.Б. Семенов, JI. А. Энеева) показывают, что толерантное отношение к культурным различиям других этносов формируется при позитивной этнической идентичности. Так, исследователи O.E. Бердникова, C.B. Лурье, Г.В. Старовойтова, Е.З. Чикадзе проследили особенности формирования армянской идентичности в процессе становления армянской диаспоры в Санкт-Петербурге.
Ряд исследователей особое внимание уделяет роли образования в формировании этнической идентичности (М.В. Богуславский, Г.Н. Волков, Б.С. Гершунский, В.Г. Крысько, М.Н. Кузьмин, Э.С. Маркарян,
Ф.Г. Мухаметзянова, А.П. Панькин, Т.И. Руднева и др.).
Накоплен значительный опыт формирования этнической идентичности в процессе деятельности общественных организаций и кружков (О.Н. Струкова, P.C. Попов, Ю.И. Громов, И.А. Малахова и др.). Несмотря на значительный интерес исследователей к проблемам этнического и общекультурного воспитания, представленные в работах В.А. Березиной, А.К. Бруднова, В.И. Понова, Г.Н. Поновой, А.И. Щетинской и др., вопросы формирования этнической идентичности учащихся в процессе дополнительного образования в поликультурной среде остаются недостаточно изученными.
Анализ состояния рассматриваемой проблемы позволил выделить следующие противоречия:
- между необходимостью формирования этнической идентичности учащихся и недостаточной разработанностью педагогических технологий для решения этой проблемы;
- между потенциальными возможностями дополнительного образования в диаспоре по формированию этнической идентичности учащихся и недостаточным их использованием в практической деятельности;
- между необходимостью формирования этнической идентичности учащихся и слабой подготовленностью педагогов к этому виду деятельности.
С учетом выявленных противоречий была определена проблема
исследования, которая состоит в анализе роли дополнительного образования в поликультурной среде как средства формирования этнической идентичности учащихся. В рамках данной проблемы была сформулирована тема исследования: «Формирование этнической идентичности учащихся в поликультурной среде в процессе дополнительного образования» (на материале учебного Центра армянской диаспоры Санкт-Петербурга).
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать модель формирования этнической идентичности учащихся средствами дополнительного образования.
Объект исследования: процесс формирования этнической идентичности учащихся.
Предмет исследования: формирование этнической идентичности учащихся в поликультурной среде в процессе дополнительного образования.
Гипотезы исследования:
1. Формирование этнической идентичности учащихся, проживающих в поликультурной среде, с одной стороны, обеспечивает осознание ими своей причастности к этносу (его прошлому и настоящему), а с другой, объединяет учащихся разных этнических групп на основе общности культурных интересов, связанных с прошлым и настоящим Петербурга.
2. Формирование этнической идентичности учащихся в поликультурной среде в процессе дополнительного образования, предполагает: организацию этнокультурного образования на основе учета возрастных, психологических особенностей учащихся и поликультурной среды; включение в содержание дополнительного образования материалов, характеризующих богатство этнической культуры и ее взаимосвязь с русской культурой; обучение педагогов, обеспечивающее освоение ими теоретических и методических основ формирования этнической идентичности учащихся, реализуемых на практике.
Для достижения поставленной цели и проверки положений гипотезы были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать современное состояние исследований проблемы
формирования этнической идентичности учащихся в поликультурной среде.
2. Разработать критерии и показатели, характеризующие сформированность • этнической идентичности учащихся.
3. Разработать модель формирования этнической идентичности учащихся в поликультурной среде средствами дополнительного образования.
4. Определить эффективность использования разработанной модели по формированию этнической идентичности учащихся.
5. Определить особенности подготовки педагогов к работе по формированию этнической идентичности учащихся в процессе дополнительного образования.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- представлен историко-культурологический анализ роли армянской диаспоры в социокультурной и экономической жизни Санкт-Петербурга, свидетельствующий о сохранении этнокультурных ценностей с помощью образовательных институтов и традиционного сотрудничества армянского и русского народов на основе межкультурного диалога и взаимопонимания;
- актуализирована роль и выявлены потенциальные возможности (компенсаторные, адаптивные, развивающие) дополнительного образования по формированию этнической идентичности учащихся и их интеграции в петербургскую культуру;
- выявлены особенности подготовки педагогов к работе по формированию этнической идентичности учащихся в поликультурной среде;
- обоснованы и экспериментально проверены формы и методы, обеспечивающие эффективность формирования этнической идентичности учащихся на разных возрастных этапах обучения (дошкольный, младший школьный, подростковый).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- представлена теоретическая модель, включающая концептуально -методологическое обоснование, основные характеристики поликультурной среды,
социально-педагогические условия и критериальные составляющие формирования этнической идентичности учащихся.
- определены педагогические технологии формирования этнической идентичности учащихся в поликультурной среде, обеспечивающие оптимальное сочетание игровой, поисковой и проектной деятельности на основе учета их возрастных и психологических особенностей;
- дано обоснование особенности Центра, как организационной структуры интеграции учащихся и педагогов в поликультурную среду.
Практическая значимость исследования состоит в разработке: программ дополнительного образования, нацеленных на формирование этнической идентичности учащихся; рекомендаций по использованию различных видов деятельности (игра, экскурсия, проекты) по интеграции учащихся в петербургскую культуру; программы подготовки педагогов, включающей организацию опытно-экспериментальной деятельности, проведение методических семинаров, консультаций и педагогических советов.
Основные положения диссертационного исследования могут быть использованы в системе дополнительного образования по проблемам формирования этнической идентичности учащихся и толерантности.
Методологическую основу исследования составили:
- культурологический подход, позволивший осмыслить проблему становления этнической идентичности учащихся, как социокультурный феномен;
- лично стно - деятельно стный подход, который предусматривал необходимость исследования участия педагогов и учащихся в различных видах социально значимой и познавательной деятельности, соответствующей межкультурному общению;
- компетентностный подход, выступивший в качестве цели, результата и критерия эффективной деятельности педагогического коллектива по формированию этнической идентичности учащихся.
Теоретическая база исследования:
- концепции внешкольного образования (В .А. Березина, П.П. Блонский,
A.K. Бруднов, B.B. Белова, A.C. Макаренко, E.H. Медынский, В.И. Понов, Г.Н. Понова, С.Т. Шацкий, В.П. Шацкая, А.И. Щетинская);
- теории развития идентичности (E.H. Данилова, Дж. Марсиа, Дж. Тернер, А. Тэшфел, Э. Эриксон);
- теории этноса и диаспоры (С.А. Арутюнов, М. А. Аствацатуров, Ф. Барт, А. Бастин, Ю.В. Бромлей, JI.H. Гумилев, В.И. Дятлов, В.А. Тишков, Ж.Т. Тощенко, H.H. Чебоксаров, С.М. Широкогоров и др.).
- теория диалога культур (М.М. Бахтин, B.C. Библер, М. Бубер, И.Н. Иванов, С.М. Курганов, В.М. Межуев);
- исследования формирования этнической идентичности учащихся в условиях культурно-досуговой деятельности (Ф.М. Мирахмедов, P.C. Попов, A.A. Пугачев, О.Н. Струкова и др.);
- психологические основы обучения и воспитания (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, A.B. Петровский, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов, П.М. Якобсон и др.).
Методы исследования:
- теоретические: анализ культурологической, социологической, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования;
- моделирование процесса формирования этнической идентичности учащихся средствами дополнительного образования;
- эмпирические: изучение и обобщение опыта учреждений дополнительного образования, опросы учащихся и родителей, интервью педагогов;
- педагогический эксперимент.
База опытно-экспериментальной работы: Учебный Центр армянской диаспоры Санкт-Петербурга, Всеволожская армянская воскресная школа Ленинградской области.
В исследовании приняли участие 420 участников (учащиеся, педагоги, родители, члены армянской диаспоры).
Логика и основные этапы исследования:
Первый этап (2006-2007гг.) включал анализ психологической, социологической, культурологической и педагогической литературы по проблеме исследования. В результате определилось проблемное поле исследования, конкретизировался его категориальный аппарат, основные базовые понятия, что позволило определить теоретические и прогностические ориентиры формирования этнической идентичности учащихся.
Второй - (2007-2012 гг.) был посвящен разработке и апробации модели формирования этнической идентичности учащихся в поликультурной среде, организации и проведению опытно-экспериментальной работы на базе учебного Центра армянской диаспоры Санкт-Петербурга.
Третий - (2012-2013 гг.) был направлен на анализ и интерпретацию полученных в ходе экспериментальной работы данных, проверку эффективности разработанной педагогической модели, корректировку выводов и рекомендаций, оформление диссертационного исследования.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Модель формирования этнической идентичности учащихся позволяет представить педагогически организованный процесс, включающий: целевой компонент; концептуальные основы исследования; характеристику поликультурной среды; критерии сформированности этнической идентичности; формы и методы работы с детьми; профессиональную готовность педагогов.
2. Возможности дополнительного образования в поликультурной среде по формированию этнической идентичности реализуется в следующих функциях:
- компенсаторной (позволяет восполнить недостаток знаний в области этнокультуры);
- адаптивной (содействует приобщению учащихся к петербургской культуре);
- развивающей (направлено на осознание причастности учащихся к петербургской культуре через взаимосвязь армянской и русской культур).
3. Развитие этнической идентичности учащихся осуществляется в процессе их интеграции в петербургскую культуру с учетом возрастных и психологических
особенностей и включает этапы: игровой, моделирующий реальное отношение и содействующий укреплению межличностных контактов детей дошкольного возраста; поисковый, нацеленный на развитие познавательных интересов учащихся начальной школы через самостоятельную и групповую работу; проектный, обеспечивающий развитие исследовательских знаний и умений подростков, расширение межпоколенных контактов, углубление знаний в области прошлого и настоящего сотрудничества армянского и русского народов.
4. Формирование этнической идентичности учащихся в поликультурной среде возможно при условии специальной подготовки педагогов. Она предполагает: этнопедагогические, социокультурные знания и понимание особенностей поликультурной среды; психологическую готовность вести педагогическую деятельность по формированию этнической идентичности учащиеся; методическую - владение методикой работы в условиях дополнительного образования. Готовность педагогов к формированию этнической идентичности учащихся в поликультурной среде включает этапы: информационно - ознакомительный, фиксировавший уровень готовности учителей к опытно-экспериментальной работе; формирующий, нацеленный на освоение знаний, умений в области руководства развитием этнической идентичности учащихся; аналитический, определивший результаты деятельности педагогического коллектива.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается: опорой на теоретические положения, практический опыт работы; использованием разнообразных методов теоретического и эмпирического исследований (анкетного опроса, наблюдения, интервью, контент анализа, эксперимента); позитивной динамикой отношений учащихся и педагогов в ходе реализации опытно-экспериментальной работы.
Личное участие автора заключается в разработке теоретических положений исследования: в теоретическом обосновании модели; реализации педагогического и социокультурного потенциала дополнительного этнокультурного образования в диаспоре; организации и руководстве проведением опытно-экспериментальной
работы; в обобщении и интерпретации полученных результатов.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования нашли отражение в научных статьях, тезисах, докладах, выступлениях на: третьей международной конференции «Образование для будущего», организованной Голландско-Русским центром Санкт-Петербурга (2001г.); международной практической конференции «Модернизация системы дополнительного образования в свете реализации приоритетных направлений развития российского образования» (2006г); четвертой междисциплинарной научной конференции Союза ученых Санкт-Петербурга «Актуальные проблемы этнической идентификации в эпоху глобализации» (2007г.); практическом семинаре «Воспитание культуры мира и межнационального согласия в школьной среде» в АППО СПб - «Проблемы интеграции культур» (из опыта работы армянского учебного Центра) (2007г.); семинаре в рамках федеральной целевой программы «Толерантность» с докладом «Санкт-Петербург - полиэтнический полис» организованной кафедрой педагогики и андрагогики совместно с Народной школой «Дом Европы в Санкт-Петербурге» (2008г.); пятой междисциплинарной научной конференции Союза ученых Санкт-Петербурга -«Влияние образования на интеграцию этнических групп в доминирующую культуру» (2008г.); научно-практической конференции «Школа и общество: Взаимодействие и партнерство» в секции «Социально-педагогическое проектирование образовательных систем» (2009г.); шестой междисциплинарной научной конференции Союза ученых Санкт-Петербурга «Этнокультурное образование и проблемы развития личности учителя» (2009г.); практических семинарах кафедры педагогики и андрагогики АППО СПб (2007-2012гг.); городской научно-практической конференции «Воспитание толерантности - опыт петербургской школы» по теме «Система работы по межкультурному воспитанию обучающихся в современном образовательном учреждении» (2013г.).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 203 источника, 8 приложений. Текст диссертации содержит 11 таблиц, 9 рисунков.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
Глава открывается кратким историко-культурологическим обзором истории армянской диаспоры в Санкт-Петербурге, раскрывающим процесс взаимообогащения культур. Дальнейшее развитие этого процесса, связанное с проблемой формирования этнической идентичности учащиеся армян - как «новых петербуржцев», предмет специального исследования. С этой целью в главе представлены его теоретические основы, включающие: анализ ключевых понятий («этнос», «диаспора», «этническая идентичность», «поликультурная среда», «дополнительное образование»); критерии и показатели этнической идентичности. На этой основе разработана теоретическая модель исследования, определявшая организация и содержание опытно-экспериментальной работы.
1.1 Историко-культурологический обзор роли армянской диаспоры в социокультурной и экономической жизни Санкт-Петербурга
Армянская диаспора в Санкт-Петербурге образовалась одновременно с его основанием. Поскольку молодая империя придавала особое значение развитию торговых связей не только с Западом, но и с Востоком, армянские купцы занимали в ней ключевые позиции. Еще в 1695 г. в своем письме к персидскому шаху Петр I требовал, чтобы вся торговля шелком, сосредоточенная в руках армянского купечества, направлялась через Астрахань в Москву и «чтобы тех армян в государство царского величества с товарами для торгового промыслу в порубежных городах пропускали без задержания со вспомогательством без всякие помешки» [6, с.91-108].
В Декларации Петра Первого накануне персидского похода в 1723 году говорилось: «... и мы, с особливой ко оному народу имеющейся нашей императорской милостью, чрез сие объявляем, дабы они внутрь нашего
государства безо всякого опасения приезжали, и ежели пожелают, селились и жили, и торги свои свободно и безо всякого препятствия отправляли, обнадеживая, что мы, не только их купечество защищать и к свободному отправлению оного всякое потребное вспоможение учинить повелели, но и еще, для вящей прибыли и пользы некоторыми особливыми привилегиями снабдевать и всемилостивейшее жаловать будем» [60, с.248].
Одним из первых армян жителей Петербурга был Лука Ширванов (Гукас Ширванян). Он был в числе посланных из России в Персию армян, где они выполняли дипломатические задания. Брат его, Карапет, был русским дипломатическим агентом в Персии [6, с.61]. Лука Ширванов приехал в Россию в самом начале XVIII века. В первое время жил в Астрахани, затем приехал в Петербург. Обосновавшись в Петербурге, он развивает широкую деятельность, строит фабрики, занимается разведением шелководства. В 1741 году Ширванову разрешается строить в Петербурге суда. Его имя как купца и промышленника встречается во многих документах и почти во всех случаях именуется «Санкт-Петербургским армянином». Вместе с Ширвановым обосновались в Петербурге и другие армянские купцы: Манвел Назаретов, его братья Артемий, Богдан и Никита [17, с. 15-16].
Петр Первый ценил трудолюбие, преданность и готовность к созиданию, которыми отличались армянские петербуржцы. Как гражданам России, армянам было дано право строить церкви, открывать школы, иметь типографии. Эти меры стимулировали их активную культурную деятельность. Армянская диаспора становится крупным культурным центром: издается большое количество книг на армянском и на русском языках для ознакомления российской общественности с историей и культурой Армении. Среди переселенцев армян выделялись широко образованные люди, многие из которых поступали на государственную службу, принимали деятельное участие в торгово-экономической и дипломатической жизни России. Так, в 1710 г. в Посольском приказе в качестве переводчика работал армянин Афанасий Панкратов. Следует отметить, что многие армянские имена и фамилии по документам того времени принимали русские окончания.
Иногда догадаться об их первоначальных армянских корнях сложно. Например: Лазарев (Лазарян), Арютов (Арутюнян), Ашпуров (Асатурян), Матвеев (Матевосян) и т.д. [90, с. 133].
Во второй половине XVIII века из Ирана переселился в Россию армянский промышленник Лазарь Назарович Лазарев со своей семьей. В 1776 году грамотой Екатерины II он, его дети и потомки, были пожалованы в «российские дворяне». Впоследствии сыновья и внуки И.Л. Лазарева на гражданской и военной службе достигли чинов и высокого положения в обществе и при дворе. Один из его сыновей Иван Лазарев обосновался в Петербурге, довел до совершенства шелковую фабрику и выделывал шелковые изделия высокого качества. Лазаревы были высокообразованными людьми с широкими политическими взглядами [17, с.19-21].
Наряду с И. Лазаревым, получившим в конце века титул графа, центральным лицом, через посредство которого в эту эпоху армяне общались с Россией, был архиепископ армянского народа Иосиф Аргутинский-Долгорукий. Он был одним из наиболее видных и деятельных членов армянской культурной общины в Петербурге.
С 1770-ых годов Аргутинский оказался в северной столице в качестве не только духовного лица, но и политического представителя армянского народа. С 1773 года он был епархиальным архиепископом живущих в России армян. А с 1800 года становится верховным патриархом. Отличное знание русского языка, несомненно, способствовало его популярности в русских правительственных кругах. О языке И. Аргутинского можно судить по его предисловию к русскому переводу «Исповедание христианской веры армянской церкви», в котором он излагает содержание традиционной исторической легенды о происхождении армянского народа, заимствованной им из сочинений древнеармянских авторов.
В конце XVIII века петербургская армянская диаспора значительно возросла. В ее состав вливались люди различного общественного положения. Преимущественно это были чиновники, военные, люди духовного звания, представители торгового сословия и промышленники [165].
В 1779 Григорий Халдарян, приехал в Россию из Лондона. В Лондоне у Г. Халдаряна возникла идея организации армянской типографии в России, чтобы распространять просвещение среди своих соотечественников. Преодолев большие трудности, потратив значительные средства, Г. Халдарян в 1781 году открывает армянскую типографию. В этом важном культурном начинании Г. Халдарян нашел такого сильного и деятельного покровителя, каким оказался И. Аргутинский. По его заказу были изготовлены в Голландии армянские шрифты для будущей типографии. За пять лет своего существования петербургская типография выпустила книги духовного содержания, произведения армянских писателей, русско-армянские словари, учебники армянского и русского языков.
Г.Халдарян - автор изданного в Петербурге первого русско-армянского словаря. В нем заключено около двух с половиной тысяч слов из «бездонного моря языка русского народа», как отмечает сам автор в предисловии к словарю. Автор преследовал цель «по тропинке языкознания вывести читателей на широкую дорогу» углубленного и всестороннего изучения языка просвещенной России [12, с.61-63].
Во второй половине XVIII века экономическое и политическое взаимовыгодное сотрудничество сопровождается духовным сближением двух народов. Строительство армянских церквей в Санкт-Петербурге, открытие приходских и светских школ с обязательным изучением русского языка, говорят о том, что армяне не изолировались от русских, а стремились интегрироваться в российскую социокультурную среду.
В конце XVIII века значительно возрастает интерес к русскому языку среди армянского населения. В богатейшем хранилище Матенадарана сохранилась записная книжка конца XVIII века неизвестного купца-армянина, где имеются не только деловые записи, отражающие его торговую деятельность, но и записи, по которым можно судить о круге духовных интересов хозяина этой записной книжки. В одной из частей записной книжки содержатся краткие записи на русском языке по истории России от Рюрика до Екатерины II, русские поговорки и упражнения по русскому языку [12, с. 64-66].
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Народы Закавказья в поликультурном пространстве Республики Мордовия2012 год, доктор исторических наук Шевцова, Анна Александровна
Этнические меньшинства в городах Республики Татарстан2008 год, доктор исторических наук Титова, Татьяна Алексеевна
Развитие этнического самосознания русскоязычных старшеклассников: на примере общеобразовательной школы Республики Казахстан2010 год, кандидат педагогических наук Нидерер, Наталья Васильевна
Подготовка педагогов к работе с детьми-мигрантами в дополнительном профессиональном образовании2018 год, кандидат наук Ильина Татьяна Борисовна
Этническая идентичность ногайцев России2006 год, кандидат социологических наук Казалиева, Кистаман Насирдиновна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Лазарян, Сильва Сергеевна, 2014 год
Список использованной литературы
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 1997. - 704с.
2. Агеев, B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы / B.C. Агеев. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 240с.
3. Алдошина, М.И. Эстетическая культура преподавателя как фактор этнической идентификации его личности/ М.И. Алдошина // Образование и общество, 2004. - №4.
4. Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания: избр. псих. тр. / Б.Г.Ананьев; под ред. A.A. Бодалева. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006.-384с.
5. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания/ Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001.- 339с.
6. Ангаладян, Р. Армянский Петербург/ Р. Ангаладян //21-й век, 2010. - № 4.
7. Аракелян, О.В. Поликультурное образование и этнопсихология / О.В . Аракелян , A.B. Бабилаев.- М.: Грааль, 2002. -188 с.
8. Арутюнов, С.А. Этничность - объективная реальность / С.А. Арутюнов // Этнографическое обозрение, 1995. - №5.
9. Арутюнян, Ю.В. Этносоциология: учебн. пособие для вузов /Ю.В.Арутюнян, JI.M. Дробижева, A.A. Сусоколов. -М.: Аспект-Пресс, 1999.
10. Асмолов, А.Г., Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России от традиционной педагогики к педагогике развития / А.Г. Асмолов // Внешкольник, 1997. - № 9.
11. Аствацатурова, М.А. Диаспоры в Российской Федерации: формирование и управление (Северо-Кавказский регион) / М.А. Аствацатурова. -Ростов-на-Дону-Пятигорск: Изд-во СКАГС, 2002. - 125 с.
12. Атаджанян, И А. Из истории русско-армянских взаимоотношений с X по XVIII века / И.А. Атаджанян. - Ереван: Лингва, 2006. - 155с.
13. Афанасьева, А.Б. Актуализация этнокультурного образования в поликультурной среде современной школы// Известия РГПУ им. А.И. Герцена,
2011. - №142. -С.134-143.
14. Ахвердян, Л. О. Мир Туманяна / Л.О. Ахвердян. - М., 1969.
15. Ачкасов, В.А. Этнополитология: учебник / В.А. Ачкасов. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005.-237с.
16. Бабунова, Е.С. Развитие этнокультурной образовании детей старшего дошкольного возраста / Е.С.Бабунова, Е.В. Гончарова // Вестник НГГУ, 2010. -№1.
17. Базиянц, А.П. Над архивом Лазаревых / А.П. Базиянц.- М., 1982. - 160с.
18. Батарчук, Д.С. Модель развития поликультурной идентичности личности в многонациональной образовательной среде / Д.С. Батарчук // Мир психологии,
2012.-Ш.-С. 93-104.
19. Бателаан, П. Межкультурное образование - больше, чем долг / П. Бателаан // Права человека и культура мира: проблемы обучения и воспитания. По материалам II Европейского Конгресса по воспитанию в духе мира «Обучение правам человека. От идеи к реальности» 26-30 июля 1996 г., Лиллехаммер, Норвегия / под ред. Э. Клевена, И. Ингландер, А. Халворсен. - М.: АИРО - XX, 1999.-С. 131-141.
20. Бахтин, М.М. Два способа изучать культуру / М.М. Бахтин // Вопросы философии, 1986. - №12.
21. Бейссак, М. Культурная жизнь русской эмиграции во Франции: Хроника (1920-1930) /М. Бейссак. - Париж, 1971.
22. Бек, У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма - ответы на глобализацию / У. Бек; пер. с нем. А.Григорьева, В.Седельника; общ.ред. и послесл. А. Филиппова. - М.: Прогресс -Традиция, 2001. - 304с.
23. Бенхабиб, С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру/ С. Бенхабиб; под ред. В. И. Иноземцева. - М.: Логос, 2003. - 350с.
24. Бердникова, О. Армяне Санкт-Петербурга: карьеры этничности / О.Бердннкова, Е.Чнкадзс // Конструирование этничности: Этнические общины Санкт-Петербурга /сост. и науч. ред.: В. Воронков, И.Осипова; Центр независимых социологических исследований. - СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. -С.227-260.
25. Березина, В.А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб. пособие / В. А. Березина. - М.: Диалог культур, 2007. - 512 с.
26. Берков, П.Н. Поэт и народ в художественном сознании Ов. Туманяна / П.Н. Берков. - М: Наука, 1981.-С. 465—482.
27. Берне, Р. Развитие Я-концепции и воспитание/ Р. Берне; пер. с англ. М.Б. Гнедовского, М.А. Ковальчука. - М.: Прогресс, 1986. - 422с.
28. Берри, Дж. Кросс культурная психология/ Дж. Берри. - Кембридж: Кембриджский Университет ПРЕСС, 2002.
29. Библер, B.C. Культура. Диалог культур /B.C. Библер //Вопросы философии, 1989. - №6.
30. Богатырева, Т.Г. Современная культура и общественное развитие / Т.Г. Богатырева. - М., 2001.
31. Богуславский, М.В. Общечеловеческие и национальные ценностные ориентации отечественной педагогики // Педагогика, 1998.- №7.
32. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович. - М., 1968.
33. Бочарова, Ю.Ю. Проблема становления межкультурного образования в современной России / Ю.Ю.Бочарова // Образование: исследовано в мире [Электрон, ресурс]. - Электрон, журн. с библиотекой. - М.: ОШ RU, 2000-2002. -Режим доступа: http://www.oim.ru.
34. Бочарова, Ю.Ю. Межкультурное образование в детском возрасте-актуальная проблема современности по материалам отечественных и зарубежных исследований [Электронный ресурс] / Ю. Ю. Бочарова Образование : исследовано в мире. - 2002. - Режим доступа littp://www.6hm.eduhmao.ru/info/l/3811/24312/.
35. Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В. Бромлей. - М.: Наука, 1983. -412 с.
36. Бруднов, А.К. От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей / А.К. Бруднов // Внешкольник, 1995. - № 1.
37. Брюсов, В.Я. Об Армении и армянской культуре / В.Я. Брюсов. - Ереван, 1963.
38. Ванюшкина, JI.M. Образование в пространстве культуры: монография / Л.М.Ванюшкина, E.H. Коробова .-СПб.: СПб АППО, 2012.- С. 104-107.
39. Вартофский, М. Модели: репрезентация и научное понимание/ М.Вартофский; общ. ред. и послесл. И.Б.Новика и В.Н.Садовского.— М.: Прогресс, 1988. - 508с.
40. Бахтин, Н.Б. Социолингвистика и социология языков / Н.Б. Бахтин, Е.В.Головко.- СПб., 2004.
41. Вебер, М. Важные шаги к помогающему диалогу / М. Вебер. - СПб, 1998.
42. Вебер, М. Самосознание европейской культуры XX века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе/ М. Вебер; сост. P.A. Гельцева. - М., 1991. - 366с.
43. Вебер, М. Социальные причины падения античной культуры// Избранное. Образ общества / М. Вебер. - М., 1994.
44. Вершловский, С.Г. Анкетный опрос в социально-педагогическом исследовании: учеб. пособие /С.Г. Вершловский, М.Д.Матюшкина. — СПб., 2005. - 104с.
45. Вершловский, С.Г. Контент-анализ в педагогическом исследовании: учеб. пособие / С.Г. Вершловский, М.Д. Матюшкина. - СПб.: СПбАППО, 2007. -72с.
46. Вестник РАН.-2001.- том71.-№12.-С. 1100-1106.
47. Виноградов, В. В. Избранные труды. История русского литературного языка / В.В. Виноградов. — М.: Наука, 1978. - В 5-ти томах - Т. 4. — 320 с.
48. Виханский, О.С. Индивид и группа. Стратегическое управление: учеб. для студ. вузов / О.С. Виханский. - М., 2013.
49. Вишнякова, С.А. Философия образования: сб. материалов конф.-СПб.: Санкт-Петербургское филос. О-во .- Вып. 23, 2002.
50. Волков, А.Е. Модели в учебных исследованиях школьников / А.Е. Волков // Дополнительное образование, 2000.-№9.-С.9-11.
51. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений / Г.Н.Волков. - М.: Изд. центр «Академия», 1999. -442с.
52. Восканян, В.К. Материалы по русско-закавказским отношениям конца XVIII в. / В.К. Восканян // Историко-филологический журнал, 1977.
53. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С.Выготский, - М., 2003.
54. Гальетов, В.П. Рекомендация Комитета министров Совета Европы государствам-членам по вопросам преподавания истории в Европе в XXI веке / В.П. Гальетов // Официальные документы в образовании, 2004. - № 29. - С. 7.
55. Гарибян, К.Д. Социо-культурные факторы адаптации армянских мигрантов в Москве / К.Д. Гарибян. - М., 2009.
56. Геворкян, М. Л. Мигрантская педагогика как глобальная образовательная стратегия / М.Л. Геворкян // Педагогическая наука и образование в России и за рубежом: региональные, глобальные и информационные аспекты: электрон, журн. - 2002. - Вып. 1. - Режим доступа:
http://rspu.edu.ru/universitv/publish/pednauka/l_2002/08gevorkian.htm
57. Гершунский, Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования / Б. С. Гершунский // Педагогика. 2002.- № 7. - С. 3-12.
58. Говорушина, Т .К. Перспективы развития дополнительного образова ния/ Т.К. Говорушина // Концептуальные основы нравственного становления личности обучающихся в системе дополнительного образования (на примере Дворца детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга). Выпуск 1. - Великий Новгород, 2008. - С. 3-6.
59. Городенко Д.В. Формирование системы национального образования нерусских народов в России во второй половине XIX -начале ХХвв/ Д .В.Городенко // Гуманизация образования, 2009.- С 61-67.
60. Грамоты Петра Первого об армянах // Полное собрание законов. -T.VII. -СПб., 1830.
61. Григорьян, К.Н. Ованес Туманян (1869-1923) / К.Н. Григорьян. - Ереван, 1969.
62. Громова Е.М. О проблеме этнической толерантности в педагогическом образовании // Технологии совершенствования педагогических кадров. Вып.5, Казань, 2005. - С .60-62.
63. Гудков Л.Д. Негативная идентичность. Статьи 1997 - 2002 годов/ Л.Д. Гудков.-М., 2004.
64. Гудков Л.Д. Особенности модернизации в России и характер русской этнонациональной идентичности/ Л.Д. Гудков // Выборы в Российской Федерации. - СПб., 2002.
65. Гумилев, Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Л.Н. Гумилев.- СПб.: Азбука -классика, 2002. - 608с.
66. Давыдов, Ю.С., Супрунова Л.Л. Концепция поликультурного образования в высшей школе Российской Федерации. - Пятигорск, 2003.
67. Данилова, E.H. Нестабильная социальная идентичность как норма современных обществ/ Е.Н.Данилова, В.А.Ядов // Социологические исследования, 2004.-№ 10.-С. 27-30.
68. Дахин, А.Н. Педагогическое моделирование как средство модернизации образования в открытом информационном сообществе / А.Н. Дахин //Стандарты и мониторинг в образовании, 2004.- №4.- С.46-60.
69. Дедюлина, М.А. Основы культурологических знаний: учеб. пособие / М.А. Дедюлина, Е.В. Папченко. - Таганрог, 2008. - 183с.
70. Джрбашян, Э. М. Поэзия Туманяна / Э.М. Джрбашян. - М., 1969.
71. Джуринский, А.Н. Педагогика межнационального общения: поликультурное воспитание в России и за рубежом: учеб. пособие /
A.Н. Джуринский. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 224 с.
72. Дмитриев, Г.Д. Многокультурное образование/Г.Д.Дмитриев.- М.: Народное образование, 1999. - 208 с.
73. Донцов, А.И. Язык как фактор этнической идентичности / А.И. Донцов, Т.Г. Стефаненко, Ж.Т. Уталиева //Вопросы психологии, 1997. - № 4.
74. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. O.E. Лебедева.- М.: ВЛАДОС, 2000.- 256с.
75. Дробижева Л.М. Государственная и этническая идентичность: выбор и подвижность/ Л.М.Дробижева // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России. -М., 2006.
76. Дробижева Л.М. Российская и этническая идентичность: противостояние или совместимость / Л.М. Дробижева // Россия реформирующаяся. - М., 2002.
77. Дробижева, Л.М. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации /Л.М. Дробижева и др. - М.: Мысль, 1996.
78. Дробижева, Л.М. Этносоциология: учеб. пособие для вузов / Л.М. Дробижева, Ю.В. Арутюнян, A.A. Сусоклов. - М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1999.
79. Дятлов, В.И. Армянская диаспора: очерки социокультурной типологии /
B. Дятлов, Э. Мелконян. - Ереван: Институт Кавказа, 2009. - 207с.
80. Дятлов, В.И. Диаспора: попытка определиться в понятиях / В. Дятлов //Диаспоры, 1999. -С.8-23.
81.Евладова, Е.Б. Дополнительное образование: проблемы и перспективы развития / Е.Б. Евладова, Л.А. Николаева //Педагогика, 1995. - №5.
82. Евладова, Е.Б. Дополнительное образование детей / Е.Б. Евладова, Л.Г.Логинова, H.H. Михайлова. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 352с.
83. Ентелис, Г.С. Межэтнические конфликты/ Г.С. Ентелис. -М.: МГСА, 2001.
84. Здравомыслов, А.Г. Этнополитические процессы и динамика национального самосознания россиян / А.Г. Здравомыслов // Социологические исследования, 1996. - № 12.
85. Зинченко В.П. Перспектива ближайшего развития развивающего образования // Психологическая наука и образование, 2000. - №2.
86. Ибрагимов, Г.Х. О понятии «Родной язык» / Г.Х. Ибрагимов, К.Я. Зачесов //РЯНШ, 1990. - №8.
87. Иванова, Н.Л. Проблемы социальной идентичности в психологических исследованиях / Н.Л. Иванова //Мир психологии, 2012. - №1. - С. 18-27.
88. Иларионова, Т.С. Этническая группа: генезис и проблемы самоидентификации (теория диаспоры) / Т.С. Иларионова. - М., 1994.
89. История культурологии. Культура как диалог (глава 29) / под ред. А.П. Огурцова. - М., 2006.-383 с.
90. Карнович, Е.П. Родовые призвания и титулы в России и слияние иноземцев с русскими / Е.П. Карнович. - СПб., 2007.
91. Коган, Л.Н. Очерки теории социалистической культуры / Л.Н. Коган, Ю.Р.Вишневский. - Свердловск, 1972.
92. Козлов, В.И. Проблематика этничности / В.И. Козлов // Этнографическое обозрение, 1995. - №4.
93. Козлов, В.И. Проблема этнического самосознания и его место в истории этноса / В.И. Козлов //Советская этнография, 1974.- № 2.
94. Колосов, В.А. География диаспор на территории бывшего СССР/
B.А. Колосов, Т.А. Галкина, М.В. Куйбышев //Общественные науки и современность, 1996. - №5.
95. Коновалова, Л.В. Образование родителей в обществе социальных перемен /Л.В. Коновалова, Я.В. Федорова // Вестник Ставропольского гос. ун-та, 2006. -№46.
96. Коновалова, Л.В. Поликультурная компетентность в профессиональной деятельности педагогов/ Л.В. Коновалова // Материалы конференции «Ставрополь город согласия и межконфессионального взаимодействия». - Ставрополь, 2009. -
C.98-106.
97. Коновалова, Л.В. Этническое возрождение и его влияние на социализацию личности /Л.В. Коновалова// Обозреватель, 2006. - №10. - С.47-54.
98. Коновалова, JI.B. Этнокультурная направленность подготовки специалистов в многонациональном регионе/ Л.В. Коновалова //Вестник Ставропольского гос. ун-та, 2004. - №39.
99. Крылова Н.Б. Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов. - Вып.1. - М., 1995. - 113с.
100. Крысько, В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения : курс лекций / В.Г. Крысько. - М.: Экзамен, 2002.- 448 с.
101. Кузнецов, A.M. Теория этноса С.М. Широкогорова // Этнографическое обозрение, 2006. -№ 3. - С. 57-71.
102. Кузьмина, Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. - М., 1990.- 117с.
103. Кушнарев, Х.С. Вопросы истории и теории армянской мелодической музыки / Х.С. Кушнарев. - Л.: Гос. муз. изд-во, 1958.
104. Лавров, П.Л. Исторические письма// П.Л. Лавров/ Избранные произведения. Философия и социология. - М., 1965. - Т. 2. - С. 81.
105. Лавров, П.Л. Избранное произведения. Философия и социология в 2 т. / П.Л. Лавров. - М.: Мысль, 1965.
106. Лебедева, Н.М. Этническая идентичность, статус группы и тип расселения как факторы межгрупповой интолерантности // Психологический журнал, 2005. - Том 26. - № 3. - С. 61-74.
107. Лебедева, Н.М., Татарко А.Н. Теоретико-методологический подход к исследованию этнической толерантности в поликультурных регионах России // Толерантность в межкультурном диалоге. М., 2005- С. 10-41.
108. Леонтьев, A.A. Педагогическое общение / A.A. Леонтьев. - М.: Знание, 1981.
109. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / A.A. Леонтьев. — М., 2004.
110. Лихачев, Д. Заметки о русском /Д. Лихачев // Советская культура, 1988.- 27 августа. - С.5.
111. Логинова, Л. Г. Историческая ретроспектива теории и практики внешкольного образования / Л. Г. Логинова // Образование: исследовано в мире. Междунар. науч. педагогич. интернет-журнал, 21 января 2003 // http://www.oim.ru/reader@nomer=286.asp (14.05.2004).
112. Лотман, Ю.М. О семиотическом механизме культуры / Ю.М. Лотман // Антология культурологической мысли. - М.,1996.
113. Лурье, С.В. Историческая этнология: учебное пособие / С.В. Лурье. -М.: Аспект Пресс, 1997. - 448 с.
114. Макаев, В.В. Категория совести в этнопедагогике русских и адыгов //Известия АП и СН. М. - Воронеж, 2004. Вып. 8.- С . 186-192.
115. Маркарян, Э.С. Теория культуры и современная наука/ Э.С. Маркарян. -М.: Мысль, 1983.-326с.
116. Маркова, Н.Г. Социализация как индикатор межнационального общения / Н.Г. Маркова // Вестник университета РАО. - М., 2008. - № 3. - С. 108114.
117. Маркова, Н.Г. Формирование культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве ВУЗА: автореф. дис. докт. пед. наук: 13.00.01/ Маркова Надежда Григорьевна - Казань, 2010. - 32с.
118. Марр, Н.Я. Армянская культура / Н.Я. Марр. - Ереван, 1990.
119. Маслоу, А. Самореализация / А. Маслоу // Психология личности. - М., 1982. - 110с.
120. Межкультурное образование в детском возрасте - актуальная проблема современности // Вестник ТГПИ, 2008. -№ 2.- С. 243-245.
121. Межуев, В.Д. Диалог как способ межкультурного общения в современном мире/ В.Д. Межуев // Вопросы философии, 2011. - №4.
122. Методы и методика социально-педагогического исследования / под ред. С.Г. Вершловского. - СПб.: ИВО РАО: Тускарова, 1999.
123. Мнацаканян, М.О. Социальное поведение, социальные общности, социальная реальность / М.О. Мнацаканян // Социол. исслед., 2003. - №2.
124. Моделирование //Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1991. - С. 267.
125. Мудрик, A.B. Социализация человека: учеб. пособие для студ. вузов / A.B. Мудрик - 2-е изд. - М.: Академия, 2006.- 304с.
126. Мухина, B.C. Этническое самосознание в контексте межэтнических отношений / B.C. Мухина // Психология сегодня. Ежегодник. - М., 1996. - Вып.1.-Т.2.
127. Национальная школа: социально - педагогические проблемы / под. ред. С. Г. Вершловского. - СПб., 1997. - 87 с.
128. Национальные диаспоры в России и за рубежом в XIX-XX вв. сб. ст. / под ред. акад. РАН Ю.А. Полякова и д. ист. наук Г.Я. Тарле// сост. Г.Я. Тарле/ - М.: ПРИ РАН, 2001.-329 с.
129. Непочатых, Е.П. Социально-психологические аспекты формирования этнической толерантности учащихся городской школы: дис. на соиск. учен. степ, канд. псих. н. / Е.П. Непочатых. - Курск, 2004.
130. Новый энциклопедический словарь. -М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. - 1456 с.
131. О национальных школах: протокол заседания Политбюро №56, 1937г. // Коммерсантъ Власть, 2002.- №49 (502), 16.12.2002.
132. Образование человека в поликультурном обществе: междисциплинарное исследование: монография / под. общ. ред. проф. JI.H. Бережновой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 451 с.
133. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология: учебник / Л.Ф. Обухова. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.
134. Оганесян, Н.Т. Психология как единство науки искусства/ Н.Т. Оганесян. - М., 2000.
135. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX — начало XX в. / отв. ред. Э.Д. Днепров. - М., 1991.
136. Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности/ А.Б. Панькин. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2006. - 280 с.
137. Педагогический энциклопедический словарь / ред.кол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, JI.C. Глебова, гл. ред. Б.М. Бим-Бад/ М., 2002.
138. Петров, П.Н. История Санкт-Петербурга / П.Н. Петров. - СПб., 2004. -401с.
139. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. В 2 кн. - М.: ВЛАДОС, 2002.
140. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина.— М.: Академия, 2007.
141. Поливанов, Е.Д. Словарь лингвистических и литературоведческих терминов / Е.Д. Поливанов. - М. Либроком, 2010. - 160с.
142. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / К.Н. Поливанова.- М.: Академия, 2000.-184 с.
143. Попов, P.C. Формирование национально-культурной идентичности как целевая установка учебно-воспитательной работы в коллективе бального танца // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради, №11(32) - СПб., 2007 -С. 358-364.
144. Почебут, Л. Г. Кросс-культурная и этническая психология: учеб. пособие / Л. Г. Почебут,- СПб.: Питер, 2012.- 336 с.
145. Поштарева, Т.В. Теория и практика формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде: монография. Ставрополь: Литера, 2006.- 300с.
146. Программа «Толерантность» в Санкт-Петербурге на 2006-2010гг. // Закон Санкт-Петербурга от 06.10.2004 № 452-67 о межнациональных отношениях в Санкт-Петербурге.
147. Программа «Гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитание культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы» // Постановление от 23 сентября 2010 года №1256 О Программе гармонизации межкультурных, межэтнических и
межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011 -2015 годы.
148. Прохоров, Ю.Е. Роль и место родной и изучаемой культур в обеспечении коммуникативной компетенции учащихся на русском языке // Лингвометодические и дидактические проблемы обучения русскому языку в высших учебных заведениях. -Тайбэй, 1996.
149. Пугачев, A.A. Формирование национального самосознания молодежи в условиях деятельности учреждений культурно-досугового типа: автореф. дис...канд.пед. наук: 13.00.05 / Пугачев Александр Александрович-Тамбов, 2008-28с.
150. Романова, Н.М., Михайленко В.В. Национальные общества Санкт-Петербурга XVIII-XXIbb. / Н.М. Романова. - СПб.: ЗАО «Издательский Дом», 2004.-210с.
151. Романова, О.Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук / О.Л. Романова. -М., 1994.
152. Руднева, Т. И. Этнокультурные традиции в образовательном процессе/ Этнокультурные традиции. Духовно- нравственные проблемы. -Самара : Изд-во МГПУ, 1990. - 140 с.
153. Садохин, А.П. Этнология: учеб. пособие / А.П.Садохин, Т.Г. Грушевицкая. - М.: Академия, 2000.
154. Семенов, Ю.И. Этнос, нация, диаспора / Ю.И.Семенов // Этнографическое обозрение, 2000. - № 2.
155. Сендеров, В. А Армяне и Армения в судьбах России / В.А.Сендеров // Русская мысль. Париж, 1999. - № 4278.
156. Скворцов, Н. Г. Проблемы этничности в социальной антропологии / Н. Г. Скворцов. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1997.-184с.
157. Скворцов, Н. Г. Теоретическое наследие М. Вебера и проблемы этничности в современной социологии / Н. Г. Скворцов // Вестник СПбГУ. - 1997. - Сер.6. Вып. 2. -№13.
158. Словарь-справочник/ под ред. Т.А.Ладыженской, А. К. Михальской.— М.: Флинта, Наука, 1998.
159. Смирнова, Т.М. Национальность - питерские. Национальные меньшинства Петербурга и Ленинградской области в XX веке / Т.М. Смирнова. -СПб. : Сударыня, 2002. - 584 с.
160. Снитко, Е.С. Понятие родного языка и его интерпретация в современной лингвистике/ Е.С. Снитко, А. Маймакова // Студенческий филологический проект «Научные Записки из Желтого Дома»// Вестник факультета русского языка и литературы Университета китайской культуры, 2001.
161. Солдатова, Г. У. Психология межэтнической напряженности/ Г.У. Солдатова. - М.: Смысл, 1998. - 389с.
162. Солдатова, ГУ. Социально - психологические аспекты межэтнической напряженности // Духовная культура и этническое самосознание / Под ред. Л.М. Дробижевой. М.: ИЭА, 1991.
163. Соловев, С.М. История России с древнейших времен. Кн. 4. T.XVIII. -СПб., 1993.-664 с.
164. Социальная и культурная дистанция. Опыт многонациональной России / Институт этнологии и антропологии РАН. - М.: Изд-во Института социологии РАН, 1988.
165. Старовойтова, Г.В. Этническая группа в современном советском городе / Г.В. Старовойтова. - М. : Наука, 1987. - 174 с.
166. Степанов, В.М. Организация развивающего образовательного пространства в инновационной школе: дис. ... канд. пед. наук / В.М. Степанов.-Иркутск, 1999. - 190 с.
167. Стефаненко, Т.Г. Индивидуальные стратегии конструирования этнической идентичности / Т.Г. Стефаненко // Идентичность и толерантность / под ред. H. М. Лебедевой. - М., 2002.
168. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология: учеб. для вузов / Т.Г. Стефаненко. -3-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 368 с.
169. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология / Т.Г. Стефаненко. - М.: Институт психологии РАН, 1999.
170. Струкова, О.Н. Особенности формирования национального самосознания в России / О.Н. Струкова // Научный вестник. Вып. 3. - Тамбов: Першина, 2006. - С 132-144.
171. Сухачева, В.А. Внешкольное образование в Российском зарубежье (20-30е гг. XX в.) / В.А. Сухачева // Российское Зарубежье: образование, педагогика, культура. 20-50-е годы XX века. - Саранск, 1998. - С. 86-96.
172. Сухомлинский, В.А. Слово о слове / В.А. Сухомлинский // Избранные произведения: В 5 т. - М.: Сов. школа, 1977. - Т. 5. - С. 160-167.
173. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб. пособие / С.Г. Тер-Минасова. - М.: Слово/Slovo, 2000. - 624 с.
174. Тер-Саркисянц, А.Е. Армяне. История и этнокультурные традиции / А.Е. Тер-Саркисянц. - М.: Наука, 1998. - 420с.
175. Терентьева, Е.В. Психология массовой коммуникации: учеб.-методич. пособие для студ. / Е.В. Терентьева. - Балашиха: ИСЭПиМ, 2003. - 30 с.
176. Тест Куна. Тест «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой) // Румянцева, Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре : учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2006. - 176с.
177. Тимофеева, P.E. Культура и гуманизация образования / P.E. Тимофеева. -Якутск, 1999.
178. Тишков, В. А. Реквием по этносу. Исследования по социально-культурной антропологии /В. А. Тишков. - М.: Наука, 2003.
179. Тишков, В.А. Исторический феномен диаспоры / В. А.Тишков //Этнографическое обозрение, 2000. - №2.
180. Тощенко, Ж.Б. Диаспора как объект социологического исследования / Ж.Б. Тощенко, Т.И. Чаптыкова //Социологические исследования, 1996. - №12.
181. Тряпицына, А.П. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида: монография / А.П. Тряпицына, под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб., 1995. - 171с.
182. Туманян, Ов. Избранные произведения / Ов. Туманян. - М.: ГИХЛ, i960. - Т.Н. - 507с.
183. Туманян, Ов. Юбилейная летопись / Ов. Туманян. - Ереван, 1974.
184. Федеральный Закон РФ «Об образовании» в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-Ф3.- Глава 10, статья 75.
185. Федеральный Закон «О дополнительном образовании». Принят Государственной Думой 12 июля 2001 года.
186. Федеральный Закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» (с изменениями от 21 марта 2002 г.)
187. Федеральный Закон РФ «Об образовании» от 10.07. 1992 № 3266-1.-М., 1992. - 60 с.
188. Хабибуллина, H.H. Механизмы формирования диаспоры: сб. науч. ст. / H.H. Хабибулина. - Иркутск, 2004.
189. Хотинец, В.Ю. Психологические характеристики этнокультурного развития человека / В.Ю. Хотинец, 2000. - 72с.
190. Чернявская, Ю.В. Народная культура и национальные традиции / Ю.В. Чернявская. - Мн., 1998. - 172 с.
191. Чумаков, А. Н. Антропологический аспект глобализации/ А.Н.Чумаков // Идентичность личности в условиях глобализации: сб. науч. ст. / гл. ред. А.Г.Мустафин. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2010.
192. Шмаков, С.А. Игры учащихся - феномен культуры / С.А.Шмаков. -М. : Новая школа, 1994. - 240с.
193. Штофф, В. А. Философия и моделирование / В. А. Штоф. -М., 1966.
194. Штофф, В.А. Роль моделей в познании/В. А. Штоф. - Д.: Изд-во ЛГУ, 1963.- 128 с.
195. Щетинская, А.И. Совершенствование процесса дополнительного образования в современных условиях: науч. - метод, пособие / А. И. Щетинская. - Оренбург: ОЦДЮТ, 1997. - 100 с.
196. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 360с.
197. Энеева, Л .А. Этнокультурная идентичность как фактор становления субъекта в культуроориентированной образовательной среде /Л.А. Энеева // Ребенок в современном мире : сб. науч. тр. - СПб.: УОО СПб и ЛО, 2009. - С.184-196.
198. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона В 86т. / под ред. И.Е. Андреевскаго, К.К. Арсеньева, Ф.Ф. Петрушевскаго. - С.-Пб.: Брокгауз - Ефрон, 1890-1907.
199. Энциклопедия / Сост. A.A. Грицанов, B.JI. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003.— 1312 с.
200. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон; общ. ред. и предисл. A.B. Толстых. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 334 с.
201. Ярцева, В. Н. О сопоставительном методе изучения языков/В.Н. Ярцева // Филол. Науки, 1960. - № 1. - С. 5-11.
202. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - 2-е изд.,испр. и доп. - М.: Смысл, 2001. -366с.
203. Ясвин, В.А. Экспертиза школьной образовательной среды / В.А. Ясвин //Библиотека журнала «Директор школы», 2000. - №2. - 128с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.