Формирование экологической культуры личности младших подростков в педагогическом процессе школы средствами музыкального искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Кезин, Василий Георгиевич

  • Кезин, Василий Георгиевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1998, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 252
Кезин, Василий Георгиевич. Формирование экологической культуры личности младших подростков в педагогическом процессе школы средствами музыкального искусства: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 1998. 252 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Кезин, Василий Георгиевич

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА 13-

§ 1.1. Экологическая культура как предмет философских и психолого-педагогических исследований 13-

§ 1.2. Особенности формирования экологической культуры личности младших подростков в педагогическом процессе. 46-

§ 1.3. Музыкальное искусство как средство формирования экологической культуры школьников. 83-

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ, БИОЛОГИИ, ГЕОГРАФИИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА. ОПЫТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. 116-

§ 2.1. Критерии и уровни сформированности экологической культуры младших подростков на уроках естественнонаучного цикла 117-

§ 2.2. Организация и методика проведения формирующего эксперимента 144-

§ 2.3. Анализ результатов экспериментального исследования 167

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование экологической культуры личности младших подростков в педагогическом процессе школы средствами музыкального искусства»

Актуальность, Проблема нарушения экологического равновесия в природе, во взаимоотношениях человека и окружающей среды является важнейшей проблемой сегодняшнего дня. Актуальность этой проблемы не могут заслонить ни глубокий политический кризис, ни экономический, в которых оказалась страна. Политические и экономические проблемы лишь усугубляют, актуализируют проблему экологическую. Основную причину экологического кризиса мы видим в другом: в антропоцентрической системе ценностей европейской цивилизации, в основе которой противопоставленность человека как высшей ценности и природы как его собственности, восприятие природы как объекта одностороннего воздействия человека, прагматизм мотивов и целей взаимодействия с ней (Э.В. Гирусов. С.Н. Глазачев. А.А. Гусейнов. Н.М. Мамедов, А.А. Тихонов и др.).

В противовес антропоцентризму в европейском обществе и во всем мире с 70-х гг. XX в. развивается новый тип общественного сознания - экоцентрический. В его основе, во-первых, ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы; во-вторых, восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком; в-третьих, баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.

Новый тип сознания утверждается, к сожалению, слишком медленно. Возможности же и терпение природы не безграничны. Истощаются недра, ухудшается естественная среда обитания человека. Природа мстит человеку за его слепоту и гордыню новыми катаклизмами, землетрясениями, озоновыми дырами в атмосфере, изменением климата, болезнями. Все это вполне актуализирует поиск средств, позволяющих более или менее эффективно развивать и формировать экологическое сознание общества, оптимизировать и гармонизировать взаимоотношения человека и природы.

Одним из таких средств становления нового общественного сознания и культуры является целенаправленная система экологического воспитания и экологического образования, охватывающая все звенья дошкольного, начального, среднего и высшего образования. И хотя экологическое направление - сравнительно новое в образовании и воспитании, сегодня уже накоплен определенный теоретический и практический опыт в его осмыслении и развитии.

Общая цель формирования экологической культуры как гармонического, научно-обоснованного взаимодействия общества и природы, человека и окружающей среды стоит прежде всего перед экологическим образованием, представленным системой научных знаний о взаимосвязях человека и окружающей среды, нормах и правилах ответственного поведения в социоприродной среде, системой практических умений и навыков сохранения благоприятных для жизни условий окружающей среды (А. Н.Захлебный, И.Д.Зверев, Ю.П.Козлов, Н.М.Мамедов, Т.И.Суравегина и др.).

Однако формирование экологической культуры не может ограничиваться лишь научно-познавательным аспектом обучения. Культура экологическая - составная часть всей культуры общества, концентрирующая достижения многих отраслей естественнонаучных знаний, ценный исторический, философский, нравственный и художественный опыт народов мира. Становление экологического сознания, как ядра экологической культуры личности учащихся в условиях целенаправленного педагогического процесса, требует органического единства научного знания с воспитанием чувственного, эмоционально-ценностного восприятия природных и социальных явлений. Следовательно, формирование экологической культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием, в рамках которого этот процесс понимается как развитие и становление личностных качеств школьников, позволяющих организовать свою жизнедеятельность на основе интересов природы, общества и человека (Б.Т.Лихачев, Н.С.Дежникова).

Важное место в содержании экологической культуры, в педагогическом процессе ее формирования занимает нравственно-эстетический аспект, в котором отражается эмоционально-ценностное отношение человека, школьника к природе, людям, самому себе. Необходимость взаимодействия экологического образования и эстетического воспитания в учебно-воспитательном процессе, важная роль их взаимообогащения раскрыта в работах И.Д.Зверева, И.М. Клемяшовой, Б.Т.Лихачева, Л.П.Печко, В.М.Сенкевич, Т.И.Суравегиной.

Вместе с тем в практике школ данное направление не получило должного развития и возможности разных видов искусства не используются в экологическом образовании и экологическом воспитании в полной мере.

Так, например, музыка, искусство выразительное по своей природе, формирующее у слушателя богатство чувств внутренней эмоциональной стороны жизни, одновременно обогащает и отношение человека, и его чувства к окружающему миру. Художественный образ произведения как единство логического и эмоционального отражения действительности в сознании человека раскрывает богатство, ценность и красоту окружающего мира. Педагогически организованный процесс формирования эстетического восприятия природы под воздействием музыки препятствует становлению потребительского и бездуховного отношения школьников к окружающему миру.

В современной теории и практике музыкального воспитания накоплен значительный опыт, создающий определенные предпосылки для формирования духовного мира школьника средствами музыки (Э. Б.Абдуллин, Ю.М.Б.Алиев, О.А.Апраксина, Н.А.Ветлугина, Л.В.Горюнова, Д.Б.Кабалевский, Л.В.Школяр и др.). Однако роль музыки в воспитании у детей экологического, нравственно-эстетического отношения к действительности не получила должного отражения в педагогической науке и практике.

Следовательно, естественна постановка проблемы исследования: каковы воспитательные возможности музыкального искусства в формировании экологической культуры учащихся в педагогическом процессе?

Реальная картина становления экологической культуры подростков сложна и противоречива. Школьникам этого возраста свойственны несформированность экологических регуляторов поведения в природе, стремление некоторых подростков самоутвердиться среди сверстников путем проявления жестокости по отношению к животным, растениям и в то же время постепенное вытеснение олицетворения природы рационализмом, разумным отношением к ней.

Возраст младших подростков в настоящем исследовании выбран не случайно. Во-первых, в 5-6 классах начинается систематическое изучения учащимися основ наук, в том числе естественных (биология, география), в которые наиболее последовательно входит экологическое знание, создающее теоретическую и практическую основу экологической культуры. Во-вторых, младшие подростки в своем личностном развитии еще не очень далеко ушли от младших школьников. По сути, это переходный к подростничеству возраст. У младших подростков теоретическое понятийное мышление лишь начинает складываться и большую роль в их сознании по прежнему играют наглядно-образные формы мышления и познания действительности, и, следовательно, эмоционально-чувственное отношение к явлениям, событиям, искусству (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.С.Кон, Е. А. Леванова, Л.С.Славина, Д.И.Фельдштейн, Д.В.Эльконин).

Таким образом, актуальность, недостаточная теоретическая и методическая разработка проблемы и вызванные этим трудности в практическом осуществлении педагогического руководства процессом формирования экологической культуры учащихся раннеподро-сткового возраста обусловили выбор темы исследования: "Формирование экологической культуры личности младших подростков в педагогическом процессе школы средствами музыкального искусства".

Объект исследования: экологическое воспитание младших подростков в учебном процессе школы.

Предмет исследования: процесс формирования экологической культуры младших подростков средствами музыкального искусства при изучении природоведения, биологии, географии.

Цель исследования: состоит в определении условий использования музыки как эффективного средства формирования экологической культуры младших подростков в процессе изучения природоведения, биологии, географии.

Рабочая гипотеза. Использование в учебно-воспитательном процессе музыкального искусства может стать эффективным средством становления экологической культуры учащихся раннеподро-сткового возраста в том случае, если: в музыкальные произведения используются на уроках природоведения, биологии, географии для обогащения абстрактно-научных представлений школьников эмоционально-чувственными, музыкально-эстетическими; в художественно-образное содержание музыкальных произведений, включаемых в уроки, будет соответствовать содержанию учебных предметов; в учитель владеет методикой проведения уроков природоведения, биологии, географии с использованием произведений музыкального искусства.

В соответствии с данными предположениями и целью были определены задачи исследования: выявить психологические особенности формирования экологической культуры личности младших подростков в учебно-воспитательном процессе школы; в определить значение музыкального искусства в экологическом воспитании школьников; разработать и экспериментально обосновать методику включения музыки в уроки природоведения, биологии, географии для развития экологической культуры личности младших подростков; в опираясь на результаты исследования, разработать методические рекомендации для учителей школ по формированию экологической культуры учащихся средствами музыкального искусства.

Методологическую основу исследования составляют идеи отечественных философов-экологов и культурологов о взаимосвязи человека с окружающей средой, о взаимообусловленности экологического и эстетического воспитания учащихся в формировании их экологической культуры; педагогов, искусствоведов о музыкальном искусстве и его значении в воспитании подрастающего поколения; психологов и педагогов о возрастных особенностях младших подростков и необходимости их учета в педагогическом процессе.

Этапы и методы исследования.

1. 1994-95 гг. Определение темы, объекта, предмета, цели исследования. Методы: теоретический анализ философской, психолого-педагогической научной литературы, дающий возможность осветить современное состояние изучаемой проблемы.

2. 1995-96 гг. Изучение состояния дела по исследуемому вопросу в школах. Определение гипотезы. Составление программы опытно-экспериментальной работы. Методы: изучение документов школ и органов управления образованием; изучение и обобщение массового и передового педагогического опыта; наблюдение за формированием экологической культуры младших подростков в педагогическом процессе школы: беседы с учителями, школьниками и родителями, анкетирование.

3. 1996-97 гг. Проверка гипотезы путем эксперимента, обработка полученных данных, методы: констатирующий и формирующий эксперимент.

4. 1997-98 гг. Внедрение результатов исследования в практику образовательных учреждений, обобщение и литературное оформление диссертационного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в выявлении на основе учета возрастных особенностей становления экологической культуры младших подростков экологического воспитательного потенциала музыкального искусства; в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке методики включения музыкального искусства в уроки природоведения, биологии, географии; в разработке критериев экологической культуры, позволяющих диагностировать степень сформированно-сти личностных качеств школьников в составе следующих компонентов экологической культуры: экологического сознания, эмоционально-чувственной сферы, экологической деятельности.

Практическая значимость определяется тем, что в ходе проведенного исследования, разработанная методика включения музыки в уроки природоведения, биологии, географии в 5-6 классах значительно повышает эффективность экологического воспитания младших подростков, уровень их экологической воспитанности и образованности и может быть использована педагогами школ в учебно-воспитательном процессе. Теоретические выводы и методические рекомендации, содержащиеся в исследовании, могут быть включены в учебные дисциплины, спецкурсы по педагогике и частным методикам педагогических вузов.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, сочетанием качественного и количественного анализа результатов экспериментальной работы, статистической значимостью полученных экспериментальных данных, а также опорой на личный опыт работы диссертанта в школе и педвузе.

Апробация результатов исследования проводилась: в процессе экспериментальной работы в средних школах № 16,17, гимназии №1 г. Соликамска, на заседаниях лаборатории экологической культуры личности Института развития личности РАО (Москва, 1995-98 гг.), на заседаниях кафедры педагогики и частных методик Соликамского госпединститута; в ходе научно-практических конференций в Институте развития личности РАО (Москва, 1995-97 гг.), в Соликамском государственном педагогическом институте (Соликамск, 1995-98 гг.).

Внедрение результатов исследования осуществлено в процесс обучения учащихся 5-6 классов на уроках природоведения, биология, географии в средних школах №№16, 17, гимназии №1 г.Соликамска Пермской области; в Соликамском государственном педагогическом институте при чтении диссертантом спецкурса "Экологическое воспитание детей средствами искусства", курса "Теория и методика музыкального воспитания", а также через публикацию материалов по теме исследования, на теоретических и методических семинарах преподавателей СГПИ и школ. Отдельные разделы программы прошли апробацию на лекционных и практических занятиях преподавателей кафедр педагогики и частных методик дошкольного и начального образования, медико-биологических дисциплин.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Действенным средством формирования экологической культуры младших подростков в учебно-воспитательном процессе школы является музыкальное искусство, имеющее богатый нравственно-эстетический воспитательный потенциал, способствующее соединению рационального мышления и познания действительности с ее образным восприятием, характеризующееся наполненностью художественных образов музыкальных произведений содержанием экологической направленности.

2. Теоретической основой организации учебного процесса на уроках естественнонаучного цикла служит модель: учитель -научно-познавательный материал урока - музыкальное произведение - целостное представление учащихся о взаимоотношении природы и человека.

3. Овладение учителем методикой проведения уроков природоведения, биологии, географии с включением музыки обусловлено знанием содержания художественных образов музыкальных произведений, способных взаимодействовать с тематическим содержанием преподаваемых предметов, умением применять методы музыкальной и экологической педагогики.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Кезин, Василий Георгиевич

На основе проведенной нами исследовательской и экспери ментальной работы можно сделать следующие выводы.Теоретической основой настоящего исследования является положение экологической педагогики о том, что экологическая культура личности есть обобщенная характеристика качеств чело века, в основе которых лежит эксцентрическая система общих взглядов на мир, представление о роли человека в мире как со ставной части природы, восприятие природных объектов как рав ноправных партнеров в общении, стремление к непрагматическому взаимодействию с природой.Изучение опыта формирования экологической культуры в сов ременной школе показывает, что основное внимание в педагогиче ском процессе направлено преимущественно на формирование экологического сознания, экологической деятельности. Развитие же эмоционально-чувственной сферы остается вне целенаправ ленной педагогической работы, играет вспомогательную роль.Следует отметить, что при таком подходе формирование целост ной экологической культуры осуществляться не может.Необходимость сочетания в экологическом воспитании и эко логическом образовании научных знаний в области природных и социальных факторов среды с ее чувственным восприятием явля ется важнейшим педагогическим принципом.В настоящей работе основное внимание уделялось рассмот рению процесса формирования экологической культуры младших подростков. Особенности раннеподросткого возраста, а именно: сочетание наглядно-образного восприятия действительности с формирующимся теоретическим мышлением, яркая эмоциональная окрашенность их жизнедеятельности, стремление к общественно195-

полезной деятельности, предрасположенность к непрагматическо му отношению к миру природы, предоставляют учителю возмож ность в педагогическом процессе формирования экологической культуры учащихся соединять рациональное познание и непосред ственное общение с природной средой с воздействием художест венно-образных средств искусства.Наше исследование показало, что эффективным средством формирования экологической культуры является музыкальное ис кусство. Изучение эстетической и педагогической литературы по зволило теоретически обосновать три основных причины, позво ляющих постановку музыкального искусства в значении средства формирования экологической культуры: • ярко выраженная нравственно-эстетическая воспитательная на правленность музыкального искусства, замеченная и эффективно используемая от древнегреческих философских систем до совре менных педагогических теорий и методик; • включение детей в художественную деятельность, педагогиче ская организация восприятия музыкальных произведений способ ствует развитию образного мышления и эмоционально чувственной сферы личности школьников. Соединяясь с воспри ятием и осмыслением научных знаний в ходе изучения учебных предметов природоведения, биологии, географии, с развитием аб страктного теоретического мышления, музыкальное искусство формирует целостное мировоззрение, целостную личность и ее экологическую культуру; • наполненность художественных образов музыкальных произведе ний жизненным содержанием экологической направленности. Спе цифика музыки как вида искусства, искусства выразительного, спо собного через музыкальные интонации ярко и убедительно отображать любой аспект жизни, любую грань взаимоотношений чело века с действительностью, позволяет также глубоко воздейство вать на слушателя, вызывая определенные чувства, эмоции, пред ставления и, тем самым, формировать отношение человека к дей ствительности.Формирование экологической культуры только тогда может быть высокоэффективным, когда различные компоненты экологи ческой культуры раскрываются и развиваются во взаимодействии всех школьных предметов, как естественных, так и гуманитарных.В экспериментальной работе мы обратились к урокам природове дения, биологии и географии, так как эти предметы, представляю щие естественнонаучные дисциплины в 5-6 классах, закладывают в экологическое сознание учащихся необходимый фундамент для развития экологической культуры.Результаты исследования позволили определить ряд педаго гических условий, обеспечивающих включение произведений музы кального искусства в уроки природоведения, биологии, географии с целью эффективного формирования экологической культуры младших подростков.Первым условием, определяющим весь спектр формирующих воздействий музыки на уроке, является выделение учебных тем экологической направленности, способных принять в свое научно познавательное пространство произведения музыкального искус ства. При этом, необходимо обеспечить органичность соединения учебных тем с художественными образами музыкальных произве дений через введение промежуточного этапа между учебной темой и музыкальным произведением, то есть акцентирование уже имеющегося в учебной теме, или разработанного исследователем нравственно-эстетического аспекта учебной темы.Вторым условием, определяющим эффективность включения произведений музыкального искусства в содержание уроков приро доведения, биологии, географии, является подбор соответствую щих учебным темам произведений отечественной и зарубежной музыки, ярко и правдиво отображающих тему природы и отношение к ней человека и также правильное определение их места и значе ния на уроке.Третьим условием эффективности воспитательных воздейст вий музыки на уроке является использование учителем методов музыкальной (размышление о музыке, осознание личностного смысла произведения) и экологической (художественная репрезен тация природных объектов) педагогики.Настоящая работа, посвященная проблеме формирования экологической культуры личности младших подростков средствами музыки не претендует на исчерпывающее ее освещение. В частно сти, не подвергнуто анализу такое значимое условие воспитания экологичной личности, как уровень музыкально-эстетической и экологической культуры учителя. Проведенное исследование соз дает основу для частнометодических разработок проблемы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Кезин, Василий Георгиевич, 1998 год

1. Адищев В.И. Музыкальное воспитание детей в первые годы после Октября (1917-1920 гг.): Учебное пособие. Пермь: ПГПИ 1991 . -115 с.

2. Алексеев С В . Экология: наука и область образования: Метод, рекомендации /С.-Петербург, гос. ун-т пед. мастерства / - СПб.: 1994.- 54 с.

3. Андреев Д. Об истории и педагогике восприятия природы // Эстетическое воспитание и экология культуры / сост. Генисаретскии О.И., Мелик-Пашаев А.А. М.: Советский художник, 1988. 242-251.

4. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1983.- 224 с.

5. Асафьев Б.В. Интонация // Методологическая подготовка учителя музыки. Хрестоматия. /Сост. Э.Б. Абдуллин. М,:МИРОС, 1992. 19-24.

6. Багадуров В.А., Беркман Т.П., Дышлевская В.А., Локшин Д.Л. , Румер М.А. Воспитание восприятия музыки // Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе. Учеб. пособ. / сост. О.А. Апраксина. - М.: Просвещение, 1987. -С .100-102 .

7. Баранова В.И. Отношение к природе нравственно активной личности // Экология, культура, образование (Материалы конференции). Моск. гос. пед. инс-т им. В.И. Ленина. М.1989, 76-80.

8. Бодина Е.А. Воспитательная функция музыки: (Эволюция и современные тенденции реализации): Дисс. ... д-ра пед. наук. - М., 1992. - 420 с.

9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштеина. М.: изд-во "Институт практической психологии", - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995. - 352 с.

10. Божович Л.И., Славина Л.С. Психологическое развитие школьника и его воспитание. М., Знание, 1979, - 96 с. 11 . Борев Ю.Б. Эстетика. - 4-е изд., доп. - М., Политиздат. 1988, -496 с.

11. Василенко Л.И. Поиски оснований и источников экологической этики / Вопросы философии, 1986, №2. 145-152. '13. Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов. / Под ред. Е.В. Попова - М.: ВЛАДОС, 1996. - 336 с.

12. Вендрова Т.Е. Пусть музыка звучит: Книга для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1990. - 96 с.

13. Вендрова Т.Е. Художественно-педагогический анализ на уроке музыки // Музыка в школе. - 1989, №3. - 10-16.

14. Вербицкий А.Н. Контекстное обучение в системе экологического образования // Экологическое образование: концепции и технологии. Сб. науч. трудов / Под ред. проф. Н. Глазачева, Волгоград, "Перемена" 1996, 115-127.

15. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., Просвещение, 1967.- 415 с.

16. Воспитание экологической культуры школьников как психолого- педагогическая проблема (Опыт теоретико-прикладного исследования). - Сб. науч. статей / Под ред. Б.Т. Лихачева и Н.С. Дежни-ковой. - М.: 1997. - 64 с. -200

17. Герасимова Т.П., Грюнберг Г.Ю., Неклюдова Н.П. География, физическая география. Начальный курс. Учебник для 6 кл. ср. шк. 2-е изд., М.: Просвещение, 1990, - 192 с.

18. Герман Ш.М., Скатерщиков В.К. Беседы об эстетике. - М.: Знание, 1982.- 224 с.

19. Гирусов Э.В. Методологические проблемы теории взаимодействия общества и природы. Автореферат дисс. ... д-ра филос. наук. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978,-32 с.

20. Гирусов Э.В. Природные основы экологической культуры. // Экология, культура, образование (материалы конференции). / Фи-лос-е общ-во СССР, Моск. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина, -М.,1989, 11-18.

21. Гирусов Э.В., Мамедов Н.М. Экологическая культура // Культура: теории и проблемы. - М., 1995, 241 . »27. Гирусов Э.В. Ширкова И.Ю. Экология и культура. - М.: Знание, 1989. - 64 с.

22. Глазачев Н. Предисловие // Экологическое образование: концепции и технологии. Сб. Науч. трудов./Под ред. С И . Глазаче-ва, Волгоград: "Перемена", 3-6.

23. Голубец М.Г. Об объеме и содержании экология, // Экология, 1985. №1. 43 .

24. Горюнова Л.В. На пути к педагогике искусства // Музыка в школе, 1988, №2. 7-17. -201 31 . Горюнова Л.В. Развитие ребенка как его жизнетворчество // Искусство в школе, 1993, №1. 15-21.

25. Гусейнов О.М., Гусейнова Ж.О. Отношение к природе как показатель нравственно активной личности. // Нравственная культура личности и пути ее формирования: Тез. докл. Махачкала, ДГУ. 1994. 49-54.

26. Гусинский Э.Н. Образование личности: Пособие для преподавателей. - М.: Интерпракс. 1994, - 134 с.

27. Давлеткельдиев А.А., Чалагизов Б.Н. Понятие и структура экологического сознания // Экология, культура, образование (Материалы конф.) / Филос-е общ-во СССР, Моск. гос. пед. инст-т им. В.И.Ленина - М., 1989, 53-57.

28. Дежникова Н .С , Цветкова И.В. Экология и культура: методика воспитания младших школьников. - М., 1995,- 46 с.

29. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы // Экологическое образование: концепции и технологии. Сб. науч. трудов. - Волгоград: Перемена, 1996. - 72-84.

30. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: новый аспект образования. - М.: Знание, 1980. - 96 с.

31. Зинченко В.П. Наука - неотъемлемая часть культуры // Вопросы философии. 1990, №1 - 33-50.

32. Зись А.Я. Виды искусства. М.: Знание, 1979, - 128 с.

33. Идеи эстетического воспитания. Антология. В 2-х тт. Сост. В.П. Шестаков. - М.: Искусство, 1973. Т , 1 . - 408 с.

34. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5 т. Т . 1 . Античность. Средние века. Возрождение. - М.: Изд-во академии художеств СССР. 1962 - 682 с.

35. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5 т. Т.2. Эстетические учения XVl l -XVII I веков. М.: Искусство, -1964. - 832 с.

36. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5т. Т.4. Первый полутом. Русская эстетика XIX века. - М.: Искусство, - 1969. - 784 с. 51 . Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? 3-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1989. - 191 с.

37. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программы для общеобразовательных учебных заведений. Музыка. - М.: Просвещение, 1994. - 13-35.

38. Каган М.С. О месте искусства в жизни школы // Искусство в школе, 1992. №1, 11-19.

39. Каган М.С Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Музыка в школе. - 1987, №4 28-32.

40. Казначеев В.П., Яншин А.Л. Научно-технический прогресс, экология и экологическое образование // Проблема природоохранного образования и воспитания, - М.: Наука, 1982. - 45.

41. Карпеев А. Формирование нравственно-экологической культуры у младших школьников. Дис. ... канд. пед. наук - Ульяновск,1992. 2 30 с .

42. Козлов Ю.П. Проблемы развития экологического образования в России. // Экологическое образование и воспитание: концепции и технологии. - Волгоград: Перемена, 1996. 34-39.

43. Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания: Пособие для преподавателей. - М.: Интер-пракс, 1994.- 134 с.

44. Коротов В.М. Введение в общую теорию развития личности. / НИИ Теории и методов воспитания АПН СССР - М., 1991. - 134 с.

45. Корчагина В.А. Биология. Учебник для 6-7 классов средней школы, 24-е изд., М.: Просвещение, 1993. -258 с.

46. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. - Самара, Изд-во Сам. ГПИ. 1994. - 165 с.

47. Красильников М.С. Отдельные виды деятельности или единая музыкальная деятельность? // Музыка в школе. 1987, №2, 2-6.

48. Краснобородько Н.И., Попов Е.В. Экология и экологическая культура // Введение в культурологию. Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996, 291-300.

49. Куликова С В . Взаимосвязь учебного и свободного времени в формировании экологической культуры подростков. Дисс. ... канд. пед. наук. - Орел, 1993. - 229 с.

50. Лаптева И.С Самовоспитание экологической культуры подростков:: (Методич. рекомендации. // РАО, Институт развития личности. - М., 1995. - 42 с. бЭ.Леванова Е.А. Готовясь работать с подростками. М.; МПГУ, 1993. - 151 с.

51. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. Учеб. пособие -М. : Просвещение, 1985. - 176 с,

52. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс. Учеб. пособие. - М.: Прометей, 1995. - 282 с.

53. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика, 1993, №2. 19-

54. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь русского языка :: - 2-е изд., - М.: Рус. яз., 1993, - 704 с.

55. Лосский Н.О. История русской философии. - М.: Высшая школа, 1991. - 559 с.

56. Мазель Л.И. Строение музыкальных произведений:: Учеб. пособие. - М.: Музыка,1986.- 528 с.

57. Маньковская Н.Б. Экологическая эстетика за рубежом. // Философские науки. 1992, №2, 16-31.

58. Маркович Д.Ж. Социальная экология: Кн. для учителя: Пер. с серб.-хорв. - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.

59. Матонис В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. - Ленинград: Музыка, 1998. - 88 с.

60. Медушевскии В.В. Дух музыки и дух музыкального воспитания // Искусство в школе. 1995, №2. 64-65.

61. Медушевскии В.В. Красота природы в музыке и ее этические основания // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. Человек - природа - искусство. - Ленинград: изд. "Наука",1966. 197-215.

62. Мелик-Пашаев А.А. Приобщение к художественной культуре как метод преподавания эстетических дисциплин // Эстетическое вое-питание и экология культуры / Сост. Генесаретский О.И., Мелик-Пашаев А.А. / - М.: "Советский художник", 1988. 7-9.

63. Мелик-Пашаев А.А. У истока искусств. Опыт приобщения подростков к художественной культуре // Искусство в школе, 1992, №1 32-37.

64. Мельчаков Л.Ф., Скаткин М.Н,, Природоведение. Учебник для 3,5 классов средней школы, 7-е изд. - М.: Просвещение, 1991,-242 с. 91 . Миронов А.В. Содержание экологического образования будущего учителя. - Казань: изд-во Казанского ун-та, 1989. - 220 с.

65. Моисеев Н,Н. Человек и ноосфера. - М.: Мол. гвардия, 1990. - 351с.

66. Моисеева Л.В., Колтунова И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников / Уральский пед. ин-т. - Екатеринбург, 1993. - 40 с.

67. Музыка в начальных классах: Метод, пособие для учителя / Э.Б. Абдуллин, Т.А. Бейдер, Т.Е. Вендрова и др.; Науч. руков. Д.Б. Кабалевский.. - М.: Просвещение, 1985. - 140 с.

68. Музыка в 4-7 классах: Метод, пособие для учителя / Т.А. Бейдер, Т.Е. Вендрова, Е.Д. Критская и др.; Науч. руков. Д.Б. Кабалевский. - М.: Просвещение, 1986. - 239 с.

69. Музыка в школе, 1988, №2. - 80 с.

70. Музыка в школе, 1989, №4,- 80 с.

71. Музыкальный энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия. 1990. - 672с.

72. Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Хрестоматия по психологии; Учеб. пособ. М.: Просвещение, 1987.- 146-162.

73. Неменский Б.М. Искусство как опыт человеческих отношений // Искусство в школе, 1991.,№3. 10-17.

74. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студ. В 3 кн. Кн .1 . Общие основы психологии. - 2-е изд. - М.: Просвещение "ВЛАДОС", 1995. -576 с.

75. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студ. В 3 кн. Кн.2. Психология образования - 2-е изд. - М.: Просвещение "ВЛАДОС", 1995. -496 с.

76. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студ. В 3 кн. Кн.З. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - 2-е изд. - М.: Просвещение "ВЛАДОС", 1995. - 512 с.

77. Николина В.В. Ценностный компонент экологической культуры // Междунар. коф. по экол. образованию - М.; Обнинск, 1995. 111.

78. Новиков Г.А. Сто лет экологии Эрнста Геккеля // Очерки по истории экологии. - М. 1970.- 22-76.

79. Новые ценности образования = New Educational values / О.Г. Газман, P.M. Вейсе, Н.Б. Крылова. Рос. гуманит. науч. фонд, Ин-т пед. инноваций РАО "Инноватор" - М., 1995. - 103 с.

80. Норланд Е. Воспитание в эпоху глобальных проблем: размышления о новой парадигме, - М.: Центр педагогики мира, 1993. - 8-28.

81. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, - 1986. - 464 с. -208-

82. Организация экологического образования в школе / Под ред. И,Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. - Пермь,1990. - 148 с.

83. Остроменскии В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. - Киев, 1975. - 200 с.

84. Панкевич Г.И. Звучащие образы (о музыкальной выразительности). - М.: Знание, 1977. - 112 с.

85. Панкевич Г.И. Искусство музыки. - М.: Знание, 1987. - 112 с.

86. Панова Б.А. Дидактические основы экологизации содержания образовательного процесса в школе. Дисс. ... канд. пед. наук. -Ростов-на-Дону, 1996. - 176 с.

87. Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение,1983. - 608 с.

88. Падагогика. / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.,1995. - 638 с.

89. Пиличаускас А. Познание музыки как воспитательная проблема / Пособие для учителя. - М.: МИРОС. 1992. - 40 с.

90. Пиличаускас А. Познание музыки как педагогическая проблема // Музыка в школе, 1989, № 1. 6 - 1 1 .

91. Подласый М.П. Педагогика. - М. 1996. - 432 с.

92. Подростки XX века : проблемы и поиски их решения : Межд. конф., 1995 Мое. ин-т развития личности РАО, 1995. - 207 с.

93. Поршнева Ю.С. Формирование эстетического отношения к реальным объектам окружающего мира у школьников 4-5 кл.: дисс. ... канд. пед. наук: - М., 1992. - 167 с.

94. Программы образовательных учреждений. Биология, - М.: Просвещение, 1994, - 144 с.

95. Программы образовательных учреждений. Биология. - М.: Просвещение, 1996, - 208 с.

96. Программы образовательных учреждений. География. М.: Просвещение, 1996, - 190 с. - 2 09 -

97. Программы средней общеобразовательной школы. Биология. М.: Просвещение, 1990, - 46 с.

98. Программы средней общеобразовательной школы. География. М.: Просвещение, -1990.- 48 с.

99. Психология. Словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г Яко- шевского. - М.: Политиздат, 1990.- 494 с. 127. 126 Реймерс Н.Ф. Экологизация. Введение в экологическую проблематику. Учеб. пособие / Рос. открытый ун-т - М.: изд-во РОУ, 1994. - 99 с.

100. Розов Н.О. Культура, ценности и развитие образования: (Основания реформы гуманитар, обр-я в высш. школе) - М., 1992. -154 с.

101. Советский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энцикл., 1983, - 1600 с.

102. Современный словарь иностранных слов. - М.: Рус. яз., 1993. - 740 с.

103. Солдаткина И.Ю. Формирование экологической культуры как проблема коммунистического воспитания. Дис... канд. филос. наук. -М., 1985. - 187 с.

104. Соловьев B.C. Красота в природе. // Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С Т . Семенова, А.Г. Гачева. -М.: Педагогика-Пресс, 1993. 91-97.

105. Соловьев B.C. Оправдание добра / Соч. в 2 т. Т . 1 . Сост. А.Ф. Лосева и А.В. Гулыги, - М.: Мысль, 1988. 47-548.

106. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. Изд. 2-е, допол. - П.: Музыка, Ленин, отд-е, 1975. - 64 с.

107. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир: Метод, пособие для учителя. - М.: Новая школа, 1994. - 125 с.

108. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина : эмоциональное и эстетическое воспитание // Избранные педагогические сочинения: В 3 т. Т.1 - М.: Педагогика, 1979. 464-524.

109. Тараканова Л.Р. Становление экологически грамотного поведения мл. подростков в туристско-краеведческой деятельности. Д и с с . . . канд. пед. наук, - СПб. 1995. - 181 с.

110. Тихонов А.А. Экологическое мышление и ценностные ориентации современной культуры. // Экология, культура, образование. (Материалы конф.) Ред. колл.: Мамедов Н.М. и др. - М., 1989. 28-34.

111. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч. - М., АПН РСФСР, 1950. - 775 с.

112. Ушман Г. Определение Эрнстом Геккелем понятия "экология" // Очерки по историй экологии. - М., 1970. - 10-21.

113. Фельдштейн Д.И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л.М. Семенюк, под ред. Д.И. Фельдштейна - М.: Международная академия., 1997. - 226-236.

114. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М., 1994. - 192 с.

115. Федорова В.Н., Якупов З. Методика обучения природоведению в 4 классе. - М.: Просвещение, 1983. - 128 с.

116. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова, - М., 1991. - 560 с.

117. Формы экологического образования в школе: практическая экология / Под ред. В.А. и И.З. Сковородкиных. - Архангельск, 1994.-190 с. -211 -

118. Фролкин В. Идеи музыкального воспитания Я.А. Коменского // Искусство в школе, 1993, №1. 54-57.

119. Храменков Н.Н. Экологическая культура общества и личности. Дисс. ... канд. филос. наук - Горький, 1984,- 198 с.

120. Цветкова И.В. Маленький принц Земли : Программа формирования экологическою культуры детей и подростков. - М., 1995. - 21 с.

121. Шварц С. К истории основных понятий современной экологии. // Очерки по истории экологии. - М., Наука, 1970. - 89-105.

122. Школьное экологическое образование: Сб. материалов. - Казань: Природа: БУЛАК - 2, 1994. - 72 с.

123. Школяр Л.В. Обновление содержания музыкального образования / Искусство в школе, 1995, №2. 59-61.

124. Шостакович Д.Д. Знать и любить музыку. - М.: Мол. гвардия. 1958. - 16 с.

125. Шумилова Е.А., Янушко А.В. Социально-психологическая сфера отражения экологических проблем // Экология, культура, образование. М.,1989. 80-85.

126. Щетинин М. Вырастить уникальное в каждом // Музыка в школе. 1988, №2. 17-21.

127. Экологическое и эстетическое воспитание школьников / Под ред. Л.П. Печко. - М.: Педагогика, 1984. - 136 с.

128. Экологическое образование школьников / Под ред. И.Д. Зверева, Т.И. Суравегиной. - М.:Педагогика. 1983. - 160 с.

129. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по психологии. Учебное пособие / Под ред. Л.В. Петровского, сост. В.В. Мироненко - М.: Про-' свещение, 1977. 248-356.

130. Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. - М., 1967 - 360 с. - 2 1 2 -

131. Юсупова Ш.М. Методика развития экологической культуры в курсе биологии 6 класса. Дисс. ... канд. пед. наук. - СПб., 1993. -128 с.

132. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. - М.: Просвещение, 1966 - 292с.

133. Яковлева Е.В. Развитие экологи.ческой культуры личности младших школьников. Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1996. - 175 с. -213

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.