Формирование духовных потребностей и развитие эстетической культуры студентов: На материалах средних специальных учебных заведений тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Яшкина, Илона Игоревна

  • Яшкина, Илона Игоревна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2001, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 133
Яшкина, Илона Игоревна. Формирование духовных потребностей и развитие эстетической культуры студентов: На материалах средних специальных учебных заведений: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 2001. 133 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Яшкина, Илона Игоревна

ВВЕДЕНИЕ 3.

Глава I. ФИЛОСОФСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

1.1. Формирование духовных потребностей и эстетической культуры как основа подготовки студентов средних специальных учебных заведений

1.2. Роль духовной культуры в развитии личности

Глава И. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

ПЛ. Роль и место дисциплин по выбору в формировании духовных потребностей и эстетической культуры студентов средних специальных учебных заведений.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование духовных потребностей и развитие эстетической культуры студентов: На материалах средних специальных учебных заведений»

Актуальность исследования. Перестройка всех сфер жизни общества и, прежде всего модернизация, гуманизация, гуманитаризация и демократизация высшего и среднего профессионального образования требуют усиления культурологического подхода к содержанию профессиональной подготовки студентов. Высокообразованный специалист в любой отрасли должен обладать не только широкими знаниями, умениями и навыками в своей профессиональной области, но и быть широко образованным, способным ориентироваться в вопросах культуры, литературы и искусства, современного дизайна, обладать высокой эстетической культурой. В силу этих причин особое внимание в содержании образования в средних специальных учебных заведениях должно быть уделено вопросам культурологического характера, современного дизайна художественной культуры, развитию эстетических интересов и потребностей.

Выпускники средних специальных учебных заведений должны иметь представление о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, об условиях формирования личности. Большую роль в этом процессе играет формирование духовных потребностей, эстетических интересов и на их основе эстетической культуры студентов.

Проблемы формирования потребностей личности рассмотрены в философской, культурологической, педагогической и психологической литературе. Структура потребностей личности включает: духовные потребности (познавательные, нравственные, творческие) и материальные потребности. Удовлетворение материальных потребностей является необходимой предпосылкой, условием духовного развития человека. Чем прочнее, полнее удовлетворяются материальные запросы человека, тем больше реальных возможностей имеется у него для духовной деятельности, тем он свободнее, независимее от материальных забот. Эти возможности должны еще превратиться в действительность. Прямой зависимости между материальными и духовными богатствами личности нет. Потребности личности могут быть рассмотрены в системе "духовное производство— духовное потребление". Целесообразно говорить о духовных потребностях активного характера и духовных потребностях пассивного характера. При этом духовные потребности активного характера направлены на созида-тельно-добротворческую деятельность, а духовные потребности пассивного характера — на потребление духовных благ.

Рассматривая потребность как активную деятельность, психологи и педагоги подчеркивают ее стимулирующую роль в развитии интересов, приобретении знаний, расширении кругозора, формировании творческой деятельности. Возникновение потребностей побуждает личность к активному поиску путей их удовлетворения, таким образом, потребности становятся внутренними побудителями деятельности — мотивами.

Духовные потребности занимают особое место в формировании личности, они являются основой духовного и художественно-творческого развития личности, ее эмоционально-чувственных составляющих. Формирование духовных потребностей придает особую окраску отношению личности к своей профессиональной деятельности.

Политика России в области образования направлена на перспективы развития отечественной культуры (во взаимодействии с мировой) с учетом возрастающего значения образования в цивилизационных процессах определения приоритетных направлений в разработке эффективно функционирующей модели общеобразовательной школы. В настоящее время школа ориентирована на переход репродуктивной модели образования к другой модели, основанной на духовных гуманистических ценностях. Эти ценности реализуются в системе "личность — школа — культура".

Проблемы духовности, нравственности в настоящее время приобретают особую актуальность в процессе обучения и воспитания молодежи. Источником духовности выступают нравственные и эстетические ценности культурного наследия народов мира и России.

Однако, "вследствие неразвитости социальных механизмов включения людей в мир прекрасного и формирования умений и навыков жить по законам красоты у значительной части населения не выработаны соответствующие ценностные ориентации и потребность следовать культурным традициям" (М.А. Ариарский, Г.П. Бутиков).

Система формирования духовно-нравственной культуры личности опирается на общее образование и реализуется через восприятие культурных ценностей. Важным и актуальным является и процесс формирования умений и навыков повседневной, социально-этической культуры, которая охватывает широчайший диапазон жизнедеятельности — от познания, труда и неформальных отношений, до общения, быта, досуга.

Культура — это умение не только смотреть, но и видеть, не только воспринимать, но и думать, не только знать, но и творить (А.И. Арнольдов). Формирование культуры личности зависит от эффективности просветительно-образовательной деятельности образовательных учреждений; от культурологической деятельности средств массово информации, учреждений искусства, библиотек, музеев, кинотеатров, клубных и других культурно-досуговых учреждений.

Содержание предметов гуманитарного цикла в средних специальных учебных заведениях, направленное на духовное развитие личности, предусматривает изучение специальных дисциплин, которые обеспечивают формирование вкуса, чувства красоты и гармонии, художественно-образное восприятие. В связи с этим необходимо тщательно изучить накопленное художественное наследие, а также современные тенденции в развитии рекламы, дизайна, эстетических закономерностей формирования и развития предметной среды в жизнедеятельности человека.

В практике обучения все еще остаются противоречия между требованиями формирования духовных потребностей и развития эстетической культуры студентов средних специальных учебных заведений и отсутствием в настоящее время системы их осуществления.

В средних специальных учебных заведениях не достаточно разработаны система и содержание культурологических дисциплин, направленных на формирование духовных потребностей студентов и развитие их эстетической культуры, отсутствуют конкретные пути, методы и средства их реализации.

Теоретические вопросы формирования потребностей личности разрабатывались в рамках философии эстетики М.С. Каганом, А.Ф. Лосевым, Д.С. Лихачевым, В.Ф. Асмусом и др.

Вопросы формирования духовной культуры в процессе эстетического воспитания учащихся и студентов раскрываются в работах С.А. Апраксиной, A.A. Балаяна, H.A. Ветлугиной, С.Е. Игнатьева, Д.Б. Кабалевского, В.В. Корешкова, Б.Т. Лихачева, Н.И. Ростовцева, A.A. Унковского, Е.В. Шорохова, Т.А. Шпикаловой и др. Психологические основы формирования духовности личности раскрываются в работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Л.С. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, В.А. Крутецкого, A.B. Петровского, Б.И. Игнатьева, B.C. Кузина, С.П. Ломова, Э.И. Кубышкиной, Н.М. Сокольниковой, М.Г. Тайчинова и др. Теоретические вопросы структуры и содержания общего образования разрабатывали B.C. Леднев, Т.Д. Дмитриев, Л.Г. Семушина, A.B. Барташев, М.И. Грабарь, Л.В. Тодоров, Т.Ф. Курдюмова, В.Ф. Кривошеее, В.Г. Горецкий, А.И. Иванов, E.H. Леонович, В.Я. Коровина, И.С. Збарский и др.

Можно с уверенностью утверждать о несомненной актуальности данного диссертационного исследования по формированию духовных потребностей и развитию эстетической культуры у студентов средних специальных учебных заведений.

Проблема исследования: педагогические условия формирования духовных потребностей и эстетической культуры студентов средних специальных учебных заведениях.

Цель исследования: совершенствование профессиональной подготовки студентов средних специальных ученых заведений на основе целенаправленного формирования духовных потребностей и развития эстетической культуры.

Объект исследования: процесс формирования духовных потребностей и развития эстетической культуры у студентов средних специальных учебных заведений.

Предмет исследования: педагогические условия и средства формирования духовных потребностей и развития эстетической культуры у студентов средних специальных учебных заведений.

Гипотезой исследования является предположение о том, что повышение эффективности подготовки студентов средних специальных учебных заведений возможно при условии:

• -выявления места и роли духовных потребностей и эстетической культуры в процессе культуросозидающего творчества студентов;

• -создание оптимальных условий формирования духовных потребностей и развития эстетической культуры у студентов;

• -обоснования места и роли дисциплин по выбору "Культура и личность", "Сравнительный анализ древнегреческой и древнеримской культур (на примере искусства, литературы и театра)", "Взаимопроникновение культур (на примере курса "Стили в интерьерах")" и "Практических заданий по дизайну и библиотечной эстетике" в формировании духовных потребностей и развитии эстетической культуры студентов;

• -разработка эффективной методики формирования духовных потребностей и развития эстетической культуры студентов средних специальных учебных заведений.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. Провести анализ философской, культурологической, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования.

2. Определить и обосновать роль и место духовных потребностей и эстетической культуры в развитии личности студентов средних специальных учебных заведений.

3. Выявить психолого-педагогические условия формирования духовных потребностей и развития эстетической культуры студентов.

4. Разработать в контексте нашего исследования содержание дисциплин по выбору и специальных дисциплин и выявить их роль и место в формировании духовных потребностей и развитии эстетической культуры студентов средних специальных учебных заведений.

5. Определить эффективные пути формирования духовных потребностей и эстетической культуры студентов средних специальных учебных заведений.

Методологической основой диссертационного исследования явились научные труды ведущих философов, культурологов, социологов, психологов, деятелей культуры и искусства, исследования видных ученых-педагогов в области духовно-нравственного и эстетического воспитания, художественного образования средствами изобразительного, декоративного-прикладного искусства и дизайна.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

-анализ философской, культурологической, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы;

-изучение и обобщение опыта работы преподавателей техникумов в контексте исследования;

-наблюдение и анализ учебно-прикладной деятельности студентов; -социометрические методы исследования (беседы, анкетирование, интервьюирование);

-психолого-педагогический развивающий эксперимент. Весь объем опытно-экспериментальной работы проводился в Московском и Уфимском библиотечных техникумах.

Исследование проводилось с 1998 по 2001 гг. по этапам. На 1-м этапе исследования (1998—1999 гг.) отбиралась и анализировалась философская, культурологическая, психолого-педагогическая, искусствоведческая литература по теме исследования. В этот же период анализировалось состояние эстетического воспитания и развития духовной культуры студентов гуманитарных средних специальных учебных заведений. И это позволило разработать начальный вариант методических материалов по дополнительным дисциплинам, учитывающих формирование духовных потребностей и развитие эстетической культуры студентов средних специальных учебных заведений; определить программу опытно-экспериментальной работы.

На 2-м этапе (1999—2000 гг.) проводился психолого-педагогический развивающий эксперимент.

В ходе опытно-экспериментальной работы разрабатывались педагогические условия формирования духовных потребностей и развития эстетической культуры студентов средних специальных учебных заведений.

В экспериментальной работе изучались специально разработанные в контексте нашего исследования дисциплины по выбору "Культура и личность", "Сравнительный анализ древнегреческой и древнеримской культур (на примере искусства, литературы и театра)", "Взаимопроникновение культур (на примере курса "Стили в* интерьерах")", "Практические задания по дизайну и библиотечной эстетике". В экспериментальной работе использовалась методика сопутствующих изменений. В группах занятия проводились по новой системе с использованием разработанных методических рекомендаций, специальной системы оригинальных методических пособий, с созданием проблемных ситуаций, применением развивающих, творческих заданий. В учебных группах использовалась методика изучения художественно-эстетических дисциплин, целенаправленных на формирование духовных и эстетических потребностей, эстетического вкуса, художественных интересов, эстетического восприятия и развития на их основе эстетической культуры студентов.

На 3-м этапе эксперимента (2000—2001 гг.) обобщались результаты опытной работы, уточнялись выводы исследования, оформлялась диссертация.

Для среднего специального образования важным считается формирование духовных потребностей и развитие эстетической культуры как основы отбора содержания гуманитарного образования и формирования знаний, умений и навыков, в том числе культурологического характера. Только на этой основе возникает духовное, общекультурное, творческое развитие и профессиональная подготовка студентов.

Формирование духовных потребностей и развитие эстетической культуры студентов может наиболее успешно осуществляться в многоплановой созидательно-творческой, учебно-прикладной деятельности, позволяющей обеспечить разностороннее формирование личности.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

1. Изучена возможность и научно обоснована необходимость усиления культурологического подхода в подготовке студентов средних специальных учебных заведений. *

2. Разработаны содержание, формы и методы обучения, направленные на формирование духовных потребностей и развитие эстетической культуры студентов.

3. Определены критерии сформированности духовных потребностей и развития эстетической культуры студентов средних специальных учебных заведений (проявление эмоционального отношения к предметам и явлениям действительности; интерес к декоративно-прикладному искусству, способность к эстетическому восприятию и творческому созидательному труду и т.п.).

4. Сформулированы уровни развития духовных потребностей студентов средних специальных учебных заведений.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и опытно-экспериментальной проверке эффективной методики формирования духовных потребностей и развития эстетической культуры студентов средних специальных учебных заведений гуманитарного профиля в процессе изучения дисциплин по выбору; в создании комплекса наглядных учебно-методических пособий к изучаемым дисциплинам.

Результаты исследования уже используются в учебной деятельности студентов Московского и Уфимского библиотечных техникумов и могут быть использованы при разработке новых учебных планов, программ, лекционных курсов для средних специальных учебных заведений гуманитарной направленности, техникумов, колледжей и др.; при подготовке учебно-методических пособий как по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам, так и для курсов специальной, профессиональной подготовки студентов; при корректировке государственного образовательного стандарта.

Степень достоверности и обоснованности полученных результатов исследования обеспечены опорой на достижения психологии, педагогики, культурологии и эстетики, теории и практики эстетического воспитания, использованием комплекса взаимосвязанных методов исследования, требований государственного образовательного стандарта среднего специального образования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в Московском и Уфимском библиотечных техникумах. Основные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрение на научно-практических конференциях, международной конференции "Гуманизм на рубеже тысячелетий: идея, судьба, перспектива" (14-15 ноября 1996 г., г. Москва), на заседаниях лаборатории эстетического воспитания и художественного образования Института общего образования Минобразования РФ.

Материалы исследования внедрены в практику в виде опубликованных научных работ, учебно-методических материалов, разработанных диссертантом и используемых в учебном процессе.

На защиту выносятся следующие положения:

-сущность и особенности формирования духовно-эстетической культуры студентов средних специальных учебных заведений в системе подготовки специалистов;

-роль и место духовных потребностей и эстетической культуры в содержании образования студентов;

-педагогические условия эффективного формирования духовно-эстетической культуры студентов в учебно-прикладной деятельности.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии. В работу также вошли иллюстративные материалы, таблицы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Яшкина, Илона Игоревна

1. На современном этапе развития образования на основе принци пов гуманизации и гуманитаризации чрезвычайно важным является освоение учащимися достижений отечественной традиционной куль туры в единстве с общечеловеческими ценностями.2. Активное восприятие ценностей культуры возможно лишь через сформированные духовные потребности, которые становятся основой развития эстетической культуры личности.3. Формирование духовных потребностей и развитие эстетической культуры студентов возможно лишь при включении их в многоплано вую деятельность по усвоению ценностей своего народа, восприятию предметов искусства, а также в активную, творческую созидательную деятельность.4. В ходе исследования определены критерии сформированности духовных потребностей и эстетической культуры студентов.5. Определены пути, методы и средства, способствующие повыше нию уровня формирования духовных потребностей и развития эстети ческой культуры студентов.6. Внедрение в учебно-воспитательный процесс разработанных диссертантом методических материалов повышает эффективность развития духовности студентов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Яшкина, Илона Игоревна, 2001 год

1. Актуальные проблемы современной цивилизации./Под ред. В. В. Романова. - Хабаровск: 1996.

2. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М.: Наука. 1970. 486 с.

3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания.- Л.: изд-во ЛГУ. 1969.-с. 339.

4. Анисимов Ф. Духовные ценности: производство и потребление.- М.: Мысль, 1988.-253 с.

5. Античная художественная культура, Спб.: 1993.

6. Ариарский М. А., Бутиков Г. П. Прикладная культурология на службе развития личности //Педагогика, 2001. - № 8. 9-16.

7. Арнольдов А. И. Настоящее и будущее культуры: утраты, поиски, обретения. М.: Изд-во МГИК, 1992. 45 с.

8. Арнольдов А. И. Национальные культуры: современное видение. М.: 1992.

9. Артемьева Т. П. Психология способностей и всестороннее развитие личности // Принцип развития в психологии. М.: Наука. 1978, 142.

10. Бестужев-Лада И. В. К школе XXI века. Размышления социолога. -М.: 1998.

11. Боннар Л. Греческая цивилизация. М.: 1992.

12. Борев Ю. Эстетика. 4-е изд. М.: 1988. 350 с.

13. Борисовский Г. Б. Красота и стандарт. М.: 1968.

14. Буева Л. П. Культура и образование. Проблемы взаимодействия// Вопросы философии. 1997.-К» 2, с. 12.

15. Буров А. И. Эстетическая сущность искусства. М.: 1956, 292 с.

16. Величие здравого смысла. Человек эпохи Просвещения. Сост. Я. Карп. М.: Просвещение, 1992.

17. Верб М. А. Эстетические потребность и духовное развитие лично- сти,-Л.-35 с.

18. Воробьева И. А. Системный подход к формированию духовной культуры учителя. - Курск. 1993. 82.

19. Выготский Л. Психология искусства.- М.: Искусство, 1964, с. 279.

20. Гачев Г. Жизнь художественного сознания. Очерки по истории образа. М.: 1972,

21. Гегель.Соч.: М.-Л., 1935, т. 8, с. 24-25.

22. Гончаренко Н. В. Духовная культура. Источники и движущие силы прогресса. Киев: 1980.

23. Грибулина Н. Г. История мировой художественной культуры, ч. 1,

24. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика. 1989. 96 с.

25. Джидарьян И. А. Эстетическая потребность.-М.: Наука. 1976. - 191 с.

26. Егоров Б. Ф. Борьба эстетических идей в России середины Х1х века. Л.: 1982.

27. Ерасов Б. Социальная культурология. Ч.1-2. М.: 1994.

28. Западноевропейская художественная культура ХУШ века. М.: 1980.

29. Златковская Т. Д. У истоков европейской культуры: Троя. Крит. Микены. М.: 1961.

30. Изучение духовных потребностей школьников. Научные труды Новосибирского гос. пед. ин-та. В. 48, Новосибирск.: 1970.

31. Ильенков Э. В. Философия и культура. - М.: Изд-во политич. литры,-1991.

32. Каган М. Философия культуры. СПб.: 1996.

33. Каган М. Эстетика как философская наука. Университетский курс лекций. СПб: 1997.

34. Киященко Н.И. Сущность прекрасного. М.: 1977.

35. Коган Л. П. Художественная культура и художественное воспитание. 1989.

36. Кон И. Психология старшеклассника.- М.: 1982.

37. Корешков В. В. Формирование личности учащихся в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды. Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М.: 1994. 20 с.

38. Краснобаев В. И. Русская культура второй половины ХУ1- начала XIX века. М.: 1983.

39. Кузин В. Особенности эстетического воспитания школьников в условиях возрождения традиций российской культуры и нравственности//Школа.-1997.-№ 1.- с. 2-3.

40. Кузин В. Психология. Учебник. 4-е изд. перераб. и дополненное.-М.: "Агар", 1999.

41. Культура в общественной жизни. - М.: 1976.

42. Культура, культурология, образование (материалы "круглого стола")// Вопросы философии. 1997.-№ 2, с. 3-56.

43. Культурология в вопросах и ответах /Под ред. В. А. Драча. М.: Гардарики. 1999. 318.

44. Леднев В. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. -2-е изд., перераб., - М.: Высшая школа, 1991. - 224 с. I 48. Леонтьев А. Н., Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат. 1975,304 с.

45. Лихачев Б. Т. Философия педагогики. -М.: 1996.

46. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М.: 1978.

47. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. М.: 1994.

48. Малышев М. В. Эстетическое в системе ценностей. Ростов-на- Дону: 1983.

49. Манн Ю. Русская философская эстетика (1820-1830-е гг.). М.: 1969.

50. Маркарян Э. Теория культуры и современная наука (логико- методологический анализ). -М. : Мысль, 1983.

51. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 46, ч. 1.

52. Мейман Э. Эстетика. ч.1., М.: 1918; ч. 2, М.: 1920.

53. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М,: 1966.

54. Мстиславский П.С. Народное потребление при социализме. М., 1963, с. 23.

55. Немировская Л. 3. Культурология. История и теория культуры. М.: МГП "Кадры", 1991. - 93 с.

56. Никандров Н. Д. Духовные ценности и воспитание человека// Педагогика.- 1998. - № 4. - с.4-8.

57. Новое педагогическое мышление. Сб. статей/ Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика. 1989, 278 с.

58. Обуховский К. Психология влечений человека. - М. 1972. 147 с.

59. Проблемы потребностей в этике и эстетике. Л. -1976.

60. Проблемы формирования социальных потребностей. Материалы 1 Всесоюзной конференции. Тбилиси: 1974.

61. Программы общеобразовательных учреждений. Основы эстетической культуры /Науч. ред. Л.П. Печко. М.: Просвещение. 1995, 46 с. вв. Психология развивающейся личности /А.В. Петровский и др. М.: Педагогика, 1987, 245 с.

62. Русская художественная культура второй половины Х1х века. М.: 1988. М.: 1991.

63. Рябов В. Эстетическая потребность и творческий процесс. М. - "Искусство". 1971. №2.

64. Саймон Б. Общество и образование. - М.: 1979.

65. Симонов П. В. и др. Происхождение духовности /Отв. Ред. М. Г. Айрапетян.-М.: Наука. 1989. 352 с.

66. Соколов В. М. Социология нравственного развития личности. - М.: 1991.

67. Соколов Э. В. Культура и личность. - Л.: 1972.

68. Солдатенков А. Д. Ориентация школьников на духовно- нравственные ценности. - М.: 1994.

69. Социальная психология/ под общей ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина. М.: 1975.

70. Столович Л. Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. М.: 1994.

71. Столович Л. Н. Природа эстетической ценности. - М.: Политиздат, 1972,- 271 с.

72. Столяр А, Д. Происхождение изобразительного искусства. Л.: 1985.

73. Тайчинов М. Г., Кобзарь Б. Личность и её становление. - Киев.: 1990.

74. Тайчинов М. Г. Формирование личности учащихся на духовно- нравственных ценностях народа. М.: МГОПУ, 1999.

75. Теоретические проблемы психологии личности. М.: 1974, с.187- 208.

76. Типология и периодизация культуры Возрождения. М.: 1978.

77. Тодоров Л. В. Понятие культуры и построение теории содержания образования// Педагогика. 1999.-№ 8, с.7-11.

78. Феноменология искусства. М.: 1996.

79. Философия. Человек. Общество.// Сб. научных трудов, под ред. Ю. Л. Егорова.- М.: Моск. гос. ин-т электронной техники. 1998.

80. Философский энциклопедический словарь. Ст. Культура. М. - 1989. 215.

81. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. М.: 1986.

82. Франк Л. Духовные основы общества. - М.: Республика.-1992.- 150.

83. Хамматова. А. Введение в проблему духовно-нравственного воспитания учащихся в условиях социальных перемен. Ч. 1. Башкирский гос. университет, Уфа: 2000. 124 с.

84. Художественная культура: понятия и термины. М.: 1978.

85. Художественное творчество и психология. М.: 1991.

86. Человек и общество /Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебни- ковой. -М. : Просвещение. 1998.

87. Шаров Ю. В. Вопросы психологии духовных потребностей// "Проблемы формирования духовных потребностей личности"/ Научные труды Новосибирского гос. пед. ин-та. В. 47. Новосибирск, 1970.576 с. i '

88. Шеллинг Ф. Философия искусства. М.: 1996.

89. Эстетика природы. М.: 1994.

90. Эстетическое сознание и художественная культура (Проблемы взаимодействия). Киев: 1983.

91. Яркина Т. Ф. Проблемы духовного мира человека на пороге ноо- сферной эпохи// Педагогика, 1996.-№ 2.-е. 41-46.

92. Яшкина И. И. Практические задания для студентов средних специальных учебных заведений по дизайну и библиотечной эстетике. М. ИОО.- 2000. - 11 с.

93. Яшкина И. И. Стили в интерьерах. Учебные задания для студентов средних специальных учебных заведений (библиотечный профиль), ч. 1.2000.-23 с.

94. Яшкина И. И. Стили в интерьерах. Учебные задания для студентов средних специальных учебных заведений (библиотечный профиль), ч. 2.- 2000, 34 с.

95. Яшкина И. И. Модели духовного и патриотического воспитания студентов в Государственном образовательном учреждении "Библиотечный техникум"// Среднее профессиональное образование. -2001.-№6.3 с.

96. Яшкина И. И. Алгоритм системы преподавания дисциплины "Дизайн и библиотечная эстетика" в Государственном образовательном учреждении "Библиотечный техникум"// Среднее профессиональное образование. 2001.- № 10, 4.

97. Ярошевский М, Г. Психология в XX веке. М.: 1974. \ Ь'

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.