Формирование читательского восприятия при изучении лирики в школе: Теорет. основы и практика тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Беляева, Наталья Васильевна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 239
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Беляева, Наталья Васильевна
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования читательского восприятия при изучении лирики в школе
1.1 Психолого-педагогические основы читательского восприятия
1.2 Психолого-педагогическая возрастная специфика читательского восприятия.*.
1.3 Литературоведческие основы формирования читательского восприятия при изучении лирики в школе
1.4 Методические основы формирования читательского восприятия учащихся при изучении лирики.
Глава 2. Система развития читательского восприятия учащихся при изучении лирики в школе
2.1 Принципы развития читательского восприятия при изучении лирики в школе
2.2 Методика опытно-экспериментальной проверки системы совершенствования читательского восприятия при изучении лирики в школе
2.3 Методика формирования читательского восприятия лирики у младших подростков (5-6 классы).
2.4 Методика формирования читательского восприятия лирики у старших подростков (7-8 классы).
2.5 Методика формирования читательского восприятия лирики у старшеклассников (9-11 классы).
2.6 Проверка результативности опытно-экспериментальной модели формирования читательского восприятия при изучении лирики в школе
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Изучение лирики К. Д. Бальмонта в школе на основе выявления индивидуально-психологических особенностей ее восприятия учащимися2002 год, кандидат педагогических наук Рыльская, Ирина Геннадиевна
Дифференциация обучения как средство повышения уровня литературного развития учащихся2004 год, доктор педагогических наук Беляева, Наталья Васильевна
Углубление восприятия лирического произведения в процессе его изучения в школе (8-9 классы)2002 год, кандидат педагогических наук Латкина, Елена Анатольевна
Интерпретация лирического текста на уроках литературы в 11 классе: На материале поэзии Серебряного века2001 год, кандидат педагогических наук Малышева, Майя Владиславовна
Изучение лирики и поэмы "Реквием" Анны Ахматовой в школах с родным (нерусским) языком обучения Республики Татарстан2005 год, кандидат педагогических наук Мартьянова, Ольга Валерьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование читательского восприятия при изучении лирики в школе: Теорет. основы и практика»
Актуальность темы исследования
Совершенствование литературного образования в современной школе предполагает освоение нового содержания и поиск адекватных ему методов, форм и приемов обучения литературе. В методическом письме Министерства образования Российской Федерации «О преподавании литературы в общеобразовательных учреждениях» (97, 45) подчеркивается, что «сквозная задача курса литературы — подготовка каждого школьника к восприятию и самостоятельной оценке новых для него литературных произведений различных жанров.», причем в начальных классах закладываются «основы читательской культуры» и, прежде всего, умение «осмысленно и выразительно читать», а на средней и старшей ступени «литература выступает как самостоятельный предмет» и на завершающем этапе изучается в «историко-литературном освещении».
Сила воздействия литературы на учащихся определяется преимущественно глубиной и целостностью восприятия, причем проблема формирования читательского восприятия лирики, в отличие от восприятия эпоса и драмы, видится наиболее сложной и недостаточно изученной. Проблема углубления восприятия лирического текста учащимися в условиях альтернативного и вариативного обучения и введения образовательных стандартов, в условиях дифференцированного типологического подхода к читателю-ученику актуализируется в связи с выявлением состояния преподавания литературы в школе, недостаточным уровнем освоения лирических текстов учащимися и требует своевременного разрешения. Необходимость решения проблемы побуждает к поиску путей формирования читателей, способных к глубокому и самостоятельному восприятию, пониманию и интерпретации лирического текста.
Совершенствование читательского восприятия при изучений лирики в школе становится производным от необходимости освоения учителем и учащимися самостоятельно прочитанных лирических текстов. Школьники со сформированным глубоким читательским восприятием лирики становятся способны к пониманию любого художественного текста, становятся грамотными и профессиональными читателями, что, в конечном счете, ведет к решению проблем гуманитаризации образования, способствующей развитию интуиции, и мотивирует учащихся к гуманному, социально и эстетически значимому отношению к миру и к искусству.
Развитие этих качеств особенно важно в школьном возрасте, в период особой восприимчивости и интенсивности формирующихся свойств .личности. Высокая духовная значимость лирики, сложность ее адекватного восприятия школьниками, соотнесенность восприятия лирики с общим культурным уровнем читателя объясняет обращение многих исследователей к проблеме формирования читательского восприятия. Но это говорит скорее о ее неисчерпаемости, о ее постоянной злободневности.
В современной методической науке есть ряд исследований, посвященных изучению лирики в школе (Ермакова Л. Д., Карсалова Е. В., Коровина В. Я., Мадер Р. Д., Маранцман В. Г., Медведев В. П., Полковникова И. В., Рез 3. Я., Тодоров Л. В. и др.), особенностям восприятия произведений разных жанров, взаимосвязям восприятия и анализа (Браже Т. Г., Богданова О.Ю., Голубков В. В., Корст Н.О., Кудряшов Н.И., Курдюмова Т. Ф., Маранцман В. Г. и др.), развитию при анализе важнейших компонентов восприятия (Жабицкая Л. Г., Збарский И. С., Качурин М.Г., Мещерякова Н. Я., Молдавская Н. Д., Чирковская Т. В. и др.).
Однако то, что по проблеме читательского восприятия школьников в дополнение к уже созданным монографиям и диссертационным исследованиям появляются все новые и новые работы, говорит, как уже сказано, не о ее исчерпанности, а о ее недостаточной изученности.
Вариативность и гибкость как главные принципы современного школьного преподавания, сосуществование различных мнений и подходов в противовес незыблемости и однозначности оценок в школе недавнего прошлого дают возможность взглянуть сегодня на проблему формирования читательского восприятия с несколько иных позиций, чем раньше. Отсутствие роста читательской культуры школьников, снижение интереса к чтению и равно5 душие подростков к лирике наводят на мысль о том, что школьный анализ лирических текстов недостаточно адекватен восприятию лирики учащимися разного возраста, что нужны более эффективные пути и приемы формирования читательского восприятия при изучении лирики в школе.
Необходимость подходов к изучению лирики в ее родо-жанровой специфике, в силу условности, лаконичности поэзии и при этом предельной эмоциональной и смысловой насыщенности, побуждают к поискам смыслов лирического текста не столько во внешнем содержании, сколько в особенностях его художественной формы, где смыслообразующим становится каждый языковой уровень от фонологического до композиционного и текстового.
Многолетние наблюдения над процессом преподавания литературы в школе показывают, что учителя литературы при изучении лирики нередко игнорируют специфику этого литературного рода, что ведет к недостаточному пониманию лирического текста, поверхностным его интерпретациям и слабому эмоциональному воздействию на учащихся.
Таким образом, актуальность исследования определяется двумя факторами: во-первых, теоретико-практической важностью проблемы, во-вторых, ее недостаточной методической разработанностью в связи с изменением содержания литературного образования и современными требованиями системного изучения литературы в ее родо-жанровой специфике, к поискам подходов, путей, методов, форм и приемов решения проблемы, теоретико-практического обоснования методической модели изучения лирики учащимися на разных возрастных этапах.
Формирование читательского восприятия учащихся при изучении лирики в школе видится актуальным, важным и в достаточной степени нова-ционным еще и потому, что исследование этой многоаспектной проблемы приобретает особую значимость, если оно связано с дополнительным культурологическим содержанием. Современность подобного подхода, те возможности, которые он открывает перед методической наукой и школьной практикой, определили выбор темы данной диссертации.
Объект, предмет и цель исследования
Объект исследования — это целостный процесс формирования читательского восприятия учащихся 5-11 классов при изучении лирики.
Предмет, исследования — это методические условия и пути формирования читательского восприятия учащихся при изучении лирики в школе, теоретико-практические основы содержания, организации процесса изучения лирики, ориентированного на формирование читательского восприятия у учащихся.
Решение данной проблемы определяет и цель исследования. Она состоит в том, чтобы сформулировать теоретическое обоснование и организовать опытно-экспериментальную проверку методических условий и путей формирования читательского восприятия учащихся 5-11 классов при изучении лирики, определить содержание и специфику возрастных этапов этого изучения.
Гипотеза исследования
Формирование читательского восприятия учащихся средней школы на материале изучения лирических текстов будет осуществляться эффективнее при реализации следующих методических условий и путей педагогического воздействия:
• при реализации личностно-деятельностного подхода, стимулирующего активность учащихся в процессе изучения лирики;
• при реализации системного подхода, обеспечивающего преемственность в изучении лирики, единстве классной и внеклассной работы учащихся, эмоционально-положительной направленности учащихся на самостоятельную и творческую деятельность;
• при создании ситуаций, способствующих развитию творческой активности учащихся, изучающих лирику;
• если содержание, условия, пути, методы, формы и приемы формирования читательского восприятия при изучении лирики соответствуют возрастным возможностям, интересам учащихся и родо-жанровой природе лирики;
• если для продвижения читательского развития учащихся выработаны специальные читательские умения, стимулирующие восприятие лирики школьниками разного возраста при усложняющихся задачах анализа;
• при определенной организации процесса обучения, активизирующего основные сферы восприятия (эмоции, воображение, постижение смысла поэтического текста при анализе содержания и художественной формы), которое помогает преодолеть трудности школьников в чтении поэзии, развивает их эмоциональную сферу.
Задачи исследования
Определение цели, объекта, предмета, гипотезы позволили выделить конкретные задачи исследования:
1. Проанализировать состояние школьной практики изучения лирики и теоретической разработки проблемы формирования читательского восприятия учащихся в процессе современного литературного образования.
2. Дать характеристику социально-педагогическим условиям современного этапа развития литературного образования в школе в связи с формированием читательского восприятия в системе изучения лирики.
3. Определить основные цели, задачи и возможности системного изучения лирики в формировании читательского восприятия учащихся.
4. Определить психолого-педагогические, литературоведческие и общеметодические особенности системы формирования читательского восприятия.
5. Раскрыть методические условия, обеспечивающие формирование читательского восприятия учащихся.
6. Разработать методическую модель формирования читательского восприятия учащихся 5-11 классов при изучении лирики.
7. Осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности предлагаемой методической модели формирования читательского восприятия, у учащихся 5-11 классов при изучении лирики.
8. Обобщить опыт работы учителей Тверской области по изучению лирики, выделяя оптимальные сочетания методических средств формирования читательского восприятия учащихся.
Методологическая основа исследования
Методологической основой исследования явились основополагающие труды по психологии, дидактике, методике преподавания литературы, литературоведению, эстетике. Для решения поставленных задач использовались методы теоретического (теоретический анализ и синтез, моделирование, изучение трудов по психологии, литературоведению, эстетике, методике преподавания литературы); диагностического (анкетирование, опрос, изучение результатов деятельности учителя и учащихся, изучение передового педагогического опыта); опытно-экспериментального (анализ контрольных срезовых работ, обучающий эксперимент и т.д.) планов.
Этапы исследования
Исследование проводилось в три этапа:
• 1 этап (1986-1994 гг.) — изучение литературы по проблеме диссертации, определение гипотезы исследования, проведение констатирующего эксперимента с целью выявить особенности восприятия учащимися лирических произведений, установить уровень знания теоретико-литературных понятий о родо-жанровой специфике лирики, содержательности формы лирических текстов.
• 2 этап (1994-1996 гг.) — обучающий эксперимент, который проводился на базе средней школы № 10 г.Твери.
• 3 этап (1996-1997 гг.) — апробация разработанных рекомендаций в средней школе № 10 и гимназии № 44 г.Твери, средней школе № 8 г. Конаково и средней школе № 9 г. Ржева Тверской области, анализ полученных данных, оформление работы.
Научная новизна исследования:
• с опорой на психологическую, литературоведческую и методическую концепции теоретически обоснована возможность изучения, формирования и совершенствования читательского восприятия учащихся 5-11 классов при изучении лирики в школе с учетом родо-жанровой специфики лирических текстов;
• разработана методическая модель формирования читательского восприятия учащихся при изучении лирики в школе, экспериментально проверена эффективность этой модели, а также целесообразность определенных методов, форм, приемов анализа лирического текста для углубления читательского восприятия;
• созданы методические модели уроков изучения лирики по темам, впервые включенным в школьную программу по литературе.'
Практическая значимость, достоверность результатов и апробация материалов исследования
Практическая значимость исследования состоит в том, что автором предложены теоретически обоснованные и проверенные в ходе экспериментальной работы методические модели изучения лирических текстов, впервые включенных в школьную программу, алгоритмы работы с лирическим текстом, направленные на углубление и совершенствование читательского восприятия школьников. Теоретическая и практическая части исследования могут быть использованы и использовались при чтении лекций по методике преподавания литературы, при проведении практикумов, спецкурсов и спецсеминаров, посвященных изучению лирики в ее родо-жанро-вой специфике, при подготовке уроков классного и внеклассного чтения, во внеурочной работе по литературе, для проведения контрольно-проверочных работ по выявлению читательского восприятия и литературного развития школьников в условиях стандартизации литературного образования.
Достоверность результатов исследования обеспечивается тем, что работа опирается на достижения психологической, литературоведческой, методической наук, а также на использование многоаспектной методики исследования. Разработанные автором методические рекомендации были положительно оценены учителями-словесниками города Твери и Тверской области. Выводы делались на основе анализа устных и письменных ответов учащихся, результатов срезовых работ, бесед с учителями и школьниками, экспериментальных открытых уроков, проведенных автором исследования, изучения эффективности курсовой подготовки учителей-словесников в Тверском областном институте усовершенствования учителей.
10
Апробация материалов исследования осуществлялась в выступлениях в секции методики на XXIV зональной конференции литературоведческих кафедр университетов и пединститутов Поволжья (Тверь, май 1994 г.), на региональной научно-методической конференции «Актуальные проблемы литературного образования в школе» (Смоленск, сентябрь 1997 г.), в деятельности лаборатории «Освоение нового содержания и форм литературного образования» при кабинете литературы Тверского областного института усовершенствования учителей, с 1988 года в работе постоянно действующего семинара творчески работающих учителей-словесников Тверской области. Материалы диссертации в течение ряда лет использовались при чтении лекций и проведении практических занятий по вопросам формирования читательского восприятия учащихся при изучении лирики в школе перед учителями Тверской области и студентами Тверского государственного университета. Результаты исследования нашли отражение и в публикациях автора.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Проблема формирования читательского восприятия учащихся при изучении лирики в школе требует поиска новых подходов к школьному анализу лирического текста. Учет родо-жанровой специфики, необходимость анализа учащимися смыслообразующих элементов содержания и формы лирического текста подготавливают школьников к более глубокому восприятию лирики и любого художественного произведения, что является эффективным средством совершенствования процесса литературного образования школьников.
2. Теоретической основой разработанной методической модели формирования читательского восприятия учащихся при изучении лирики в школе стала интеграция психологической, литературоведческой и методической концепций, исходящих из того, что проблема восприятия и понимания художественного текста зависит от рефлексии, т. е. врожденной способности читателя интуитивно понимать художественный текст. Глубокое же восприятие и понимание лирического текста зависит от собственной рефлексии читателя, которую можно развить при учете в преподавании литературы родо-жанровых особенностей лирики и определении оптимальной совокупности методических подходов, путей, форм и приемов деятельности учителя по развитию и совершенствованию у учащихся 5-11 классов читательского восприятия при изучении лирики в школе.
3. Формированию читательского восприятия учащихся при изучении лирического текста способствует исследовательская деятельность школьников на уроках по изучению лирики, направленная на постижение «эмоций материала» и «эмоций формы» (Л. С. Выготский). Исследование художественной формы лирического текста учащимися развивает у них способность видеть на всех языковых уровнях лирического текста смыслообразующие элементы, что ведет к более глубокому пониманию, реализованному в адекватных ему интерпретациях лирических текстов школьниками, и сами интерпретации приобретают характер самостоятельно высказанной рефлексии и способствуют развитию читательской интуиции.
4. При учете возрастных особенностей развития личности, специфики литературного развития в разные периоды школьного возраста и под воздействием специально организованного обучения возможно продвижение учащихся на более высокие перцептивные уровни.
5. Формирование читательского восприятия учащихся при изучении лирики в школе зависит от культурологических оснований, биографических и историко-культурных реалий, содержащихся в лирических текстах, и способствует развитию гуманистических качеств личности, что особенно важно в современной ориентации образовательных процессов на гуманизацию и гуманитаризацию.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Развитие воссоздающего читательского воображения младших школьников при изучении лирики2005 год, кандидат педагогических наук Кияйкина, Ольга Владимировна
Особенности изучения творчества Н.А. некрасова в 5-10 классах якутской школы2010 год, кандидат педагогических наук Васильева, Людмила Ивановна
Формирование литературоведческой грамотности учащихся 5 и 7 классов как основы их читательской самостоятельности1998 год, кандидат педагогических наук Петрунина, Ольга Алексеевна
Методика активизации восприятия лирических стихотворений родной литературы учащихся 5-6 классов якутской школы2010 год, кандидат педагогических наук Саввинова, Алена Михайловна
Методика изучения лирики Б. Пастернака в 11 классе якутской школы во взаимосвязи с родной литературой2000 год, кандидат педагогических наук Бурцева, Светлана Семеновна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Беляева, Наталья Васильевна
Заключение
Целью нашего исследования было сформулировать теоретическое обоснование и организовать опытно-экспериментальную проверку методических условий и путей формирования читательского восприятия учащихся 5-11 классов при изучении лирики, определить содержание и специфику возрастных этапов этого изучения. В результате создания и опытно-экспериментальной проверки методической модели подтвердилась гипотеза исследования. Мы доказали, что эффективность предложенной модели зависит от реализации личностно-деятельностного подхода к изучению лирики, стимулирующего активность учащихся и повышающего их литературное развитие.
Для достижения ощутимых результатов в этой работе необходим системный подход к обучению с использованием заданий нарастающей сложности, эмоционально-положительная направленность учащихся на самостоятельную исследовательскую и творческую деятельность. Исследование доказало, что при учете в обучении возрастных возможностей учащихся и родо-жанровой специфики лирики происходит продвижение читательского восприятия на более высокие перцептивные уровни. Анализируя содержание и художественную форму поэтического произведения, активизируя основные сферы восприятия (эмоции, воображение и т.д.), учитель литературы может организовать постижение смысла поэтического текста, которое помогает школьникам преодолеть трудности в чтении поэзии. Опытно-экспериментальная проверка эффективности методической модели формирования читательского восприятия при изучении лирики в школе доказала, что глубокое восприятие, понимание и способность к интерпретациям лирических текстов зависят от собственной рефлексии читателей-школьников, которую можно развить в процессе специально организованного обучения, связанного с систематическим чтением лирики, мотивацией исследовательской деятельности, направленной на постижение не только "эмоций материала" , но и " эмоций формы". Это ведет к более качественному литературному развитию школьников, которое выражается в адекватных пониманию и авторскому замыслу интерпретациях, способствующих углублению читательской интуиции.
Изучение биографических и историко-культурных реалий, содержащихся в лирических текстах, и постижение образа чувства способствует накоплению культурного и чувственного опыта школьников, что ведет к развитию гуманистических качеств личности. Это особенно важно в современной ориентации образовательных процессов на гуманизацию и гуманитаризацию.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Беляева, Наталья Васильевна, 1997 год
1. Аверинцев С. С. Судьба и весть Осипа Мандельштама // О.Мандельштам. Соч.: В 2 т. М., 1990. - Т. 1. - С. 5-64.
2. Адамович Г. Несколько слов о Мандельштаме // Воздушные пути. Альманах II. Нью-Йорк, 1961. Цит. по книге: О.Мандельштам. «Полон музыки, музы и муки.». - Л., 1991. - С. 35.
3. Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957.
4. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество // Вопросы литературы. 1961. - №2. - С. 36-41.
5. Ахматова А. А. Слепнево // Анна Ахматова. Соч.: В 2 т. М., 1990. - С. 276-277.
6. Баевский В. С. История русской поэзии (1730-1980). М., 1996.
7. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1977.
8. Беленькая Л. И. Дети 10-11 лет как читатели художественной литературы (типологические особенности) // Социально-психологические проблемы чтения. М., 1977. - Вып.З. - С. 14-28.
9. Беленькая Л. И. Книга и чтение в жизни небольших городов. М., 1973.
10. Беленькая Л. И. Читатель-подросток //В помощь детским и школьным библиотекам. М., 1976.
11. И. Белинский В. Г. Разделение поэзии на роды и виды // Полн. собр. соч: В 5 т.- М., 1954. Т. 5. - С. 9-71.
12. Белый Андрей. Ритм как диалектика и «Медный всадник». М., 1929.
13. Беляева Л. И. Типы восприятия художественной литературы: Психологический анализ 11 Литература и социология. М., 1977.14. «Благословляю имя из имен.» Сост. Р. Белоусов. М., 1990.
14. Богданова О.Ю. Взаимосвязь восприятия и анализа произведений на уроках литературы // Методика преподавания литературы. М., 1995.-С. 252-286.
15. Богин Г. И. Схемы действий читателя при понимании текста. -Калинин, 1989.
16. Богин Г. И. Типология понимания текста. Калинин, 1986.
17. Богомолов Н. А. Стихотворная речь. М., 1988.
18. Богомолов Н. А. Читатель книг // Н.Гумилев. Соч.: В 3 т. М., 1991. - Т. 1. - С. 5-20.
19. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском' возрасте. -М., 1968.
20. Буало Н. Поэтическое искусство. М., 1957.
21. Бунин И. А. Стихотворения. Л., 1956.
22. Буяльский Б. А. Искусство выразительного чтения. М., 1985.
23. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.
24. Выготский Л. С. Проблема возраста// Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. -Т. 4. - С. 121-260.
25. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968.
26. Выготский Л. С. Психология творчества. М., 1965.
27. Галахов Вас. (Гиппиус). Цех поэтов // Жизнь. Одесса, 1918. -№5.
28. Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха: метрика, ритмика, рифм,а, строфика. М., 1984.
29. Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890-х — 1925-х годов в комментариях. М., 1993.
30. Гегель Г.-В.-Ф. Эстетика. М., 1968.
31. Гинзбург Л. Я. О лирике. М.;Л., 1964.
32. Гумилев Н. С. Шестюе чувство. М., 1990.
33. Давиденко Г. И. Методика классной и внеурочной работы при изучении лирического произведения в старших классах (на материале лирики А.Ахматовой и Б.Пастернака). Автореферат дис. .канд. пед. наук. М., 1990.
34. Давыдов В. В., Зинченко В. П. Принцип развития в психологии // Вопросы философии. 1980. - №12.
35. Давыдов В. В. Проблема периодизации психологического развития ff Возрастная и педагогическая психология. Пермь, 1974. -С. 51-53.
36. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
37. Дементьев В.В.,Грани стиха. М., 1988.
38. Дидактика современной школы. Некоторые проблемы современной дидактики. Под ред. М. Н. Скаткина. М., 1982.
39. Добролюбов H.A. А. В. Кольцов // Собр. соч.: В 3 т. М., 1986. -Т.1. - С. 199.
40. Ермакова Л. Д. Формирование эстетического восприятия поэзии у учащихся 7 класса в процессе руководства факультативными занятиями. Автореферат дис. канд. пед. наук. М., 1980.
41. Жабицкая Л. Г. Восприятие художественной литературы и личность. Литературное развитие в юности. Кишинев, 1974.
42. Жабицкая JT. Г. О психологическом подходе в исследовании восприятия художественной литературы // Проблемы социологии и психологии чтения. М., 1975.
43. Жижина А. Д. Как постигать язык поэзии. М., 1997.
44. Жирмунский В.М. Рифма, ее история и теория. Пг., 1923.
45. Заболоцкий Н. А. Мысль — Образ — Музыка // Заболоцкий Н. А. Избранные произведения: В 2 т. М., 1972. - Т. 2. - С. 286-287.
46. Заболоцкий H.A. Письмо Т. Табидзе от 2 августа 1936 года // Заболоцкий H.A. Избранные произведения: В 2 т. М., 1972. - Т.2 -С.239-241.
47. Заболоцкий Н. А. Ранние годы // Заболоцкий Н. А. Избранные произведения: В 2 т. М., 1972. - Т. 2. - С. 207-224.
48. Збарский И. С. О некоторых критериях литературного развития читателя 10-11 лет. // Социально-психологические проблемы чтения. Сборник научных трудов. М., 1971. - Вып.З. - С. 40-47.
49. Иван Иванович Шишкин. М., 1964.
50. Изер В. Акт чтения. М., 1976.
51. Изер В. Имплицитный читатель. М., 1972.
52. Илюшин А. А. Русское стихосложение. М., 1988.
53. Ингарден Р. Исследования по эстетике. М., 1962.55. <гИ пальцы просятся к перу, перо — к бумаге>. Сост. Л. Д. Фураева. -Л.: ЛГИУУ, 1989.
54. Искусство анализа художественного произведения. Сост. Т.Г.Бра-же. М., 1971.
55. Ищук Г.Н. Воображаемый читатель в литературном труде русских писателей // Художественное восприятие: проблемы теории и истории. Калинин, 1988.
56. Каган М. С. Социальное функционирование искусства. М., 1974.
57. Кан-Калик В. А., Хазан В. И. Психолого-педагогические основы преподавания литературы в школе. М., 1988.
58. Карсалова Б. В. «Ст,ихи живые сами говорят». М., 1990.
59. Кастельет X. М. Поэзия, реализм, история. М., 1965.
60. Кастельет X. М. Час читателя. М., 1957.
61. Качурин М.Г. Влияние анализа на восприятие художественных произведений учащимися 4 класса // Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа. М., 1974. -С. 134-147.
62. Качурин М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. М., 1988.
63. Кермоуд Ф. Искусство повествования: Статьи о художественной литературе. М., 1983.
64. Кожинов В. В. Художественный образ и действительность // Теория литературы: В 3 т. М., 1962. - Т. 1 - С. 58-71.
65. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
66. Корст Н. О. Восприятие литературного произведения и его анализ в школе // Вопросы анализа литературных произведений. М., 1969.
67. Кудряшев Н. И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. М., 1981.
68. Кутузов А. Г., Гутов А. Г., Колосс Л. В. Как войти в мир литературы. 5 класс. М., 1995.
69. Кутузов А. Г., Гутов А. Г., Колосс Л. В. Как войти в мир литературы. 6 класс. М.,-1995.
70. Левитов Н. Д. Детская и педагогическая психология. М., 1964.
71. Леонтьев А. Н. Вступительная ст,атья к книге Л. С. Выготского «Психология искусства». М., 1968. - С. 5-12.
72. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. -М., 1983.
73. Литературное произведение и читательское восприятие. Калинин, 1982.
74. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. М., 1972.
75. Мадер Р. Д. Уроки беседы по современной советской поэзии в старших классах. М., 1986.
76. Мандельштам Н. Я. Вторая книга. Воспоминания. М., 1990.
77. Мандельштам О.Э. Французы // Осип Мандельштам. Соч.: В 2 т. М., 1990. - Т. 2 - С. 118-120.
78. Манышева Н. Ю. Углубление восприятия лирики старшеклассниками в условиях дифференцированного обучения (но, материале уроков литературы в 9 классе). Автореферат дис. канд. пед. наук. -М., 1991.
79. Маранцман В. Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. Л., 1974.
80. Маранцман В. Г. Восприятие и изучение произведений в их родовой специфике // Методика преподавания литературы. М., 1995. - С.З-69.
81. Маранцман В. Г. Изучение литературы в 9 классе. М., 1994.
82. Маранцман В. Г. Труд читателя. М., 1986.
83. Маранцман В. Г. Читательское восприятие и художественная мысль автора в школьном анализе литературного произведения // Восприятие учащимися литературных произведений и методика школьного анализа. М., 1974. - С. 57-88.
84. Медведев В. П. Изучение лирики в школе. М., 1985.
85. Молдавская Н. Д. Воспитание читателя в школе. М., 1968.
86. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М., 1976.
87. Молдавская Н.Д. Опыт изучения читательского восприятия старших школьников // Восприятие учащимися литературных произведений и методика школьного анализа. М., 1974. - С. 28-56.
88. Музы за решеткой // «Досье». Приложение к «Литературной газете», 1991- №9.
89. Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология по истории русского стиха. Сост. В.Е.Холшевников. Л., 1987.
90. Науман М. Введение в основные теоретические и методические проблемы // Общество. Литература. Чтение. М., 1978.
91. Науман М. Литературное произведение и история литературы. -М., 1984.
92. Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. М., 1972.
93. Никольский В. А. Методика преподавания литературы в средней школе. М., 1971.
94. Олеша Ю.К. Избранные сочинения. М., 1956.
95. О преподавании литературы в общеобразовательных учреждениях. Методическое письмо МО РФ №563/11 от 07.06.94 // Вестник образования. 1994. - №10. - С. 45.
96. Паустовский К. Г. Гоген // Паустовский К. Г. Рассказы о художниках. М., 1996. - С. 127-132.
97. Паустовский К. Г. Иван Бунин // Паустовский К. Г. Наедине с осенью. М., 1972.-С.76-92.100. :Полковникова И. В. Развитие читательского восприятия в процессе изучения лирического стихотворения в 7 классе. Автореферат дис. канд. пед. наук. Д., 1988.
98. Потебня A.A. Из лекций по теории словесности. Харьков, 1994.
99. Потебня А. А. Эстетика и поэтика. М., 1976.
100. Поэтический строй русской лирики. Под ред. Г. М. Фридлендера. -М., 1973.
101. Приходько В. А. Постижение лирики. М., 1988.
102. Проблемы комплексного изучения восприятия художественной литературы. Калинин, 1984.
103. Проблемы современного урока словесности. Псков, 1994.
104. Программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации. Литература. Средняя школа. М., 1997.
105. Прозоров В. В. О читательской направленности художественного произведения // Литературное произведение и художественное восприятие. Калинин, 1982.
106. Пути анализа литературного произведения. М., 1981.
107. Рез З.Я. Изучение лирики в школе. Л., 1968.
108. Рез З.Я. Изучение литературного произведения в школе как процесс. Л., 1976.
109. Розанов В. В. Опавшие листья. СПб, 1913.
110. Рубакин H.A. Психология читателя и книги: Краткое введение в библиографическую психологию. М.; Л., 1929.
111. Рубинштейн С. Я. Основы общей психологии. М., 1946.
112. Современные зарубежные лит,еро,т,уроведы. Страны капитализма: Справочник. М., 1985.
113. Сонет серебряного века. М., 1990.
114. Социально-психологические проблемы чтения. М., 1974. - Вып. 1.
115. Столович Л.Н. Жизнь, творчество, человек. М., 1985.
116. Строганов М. В. Автор — герой — читатель и проблема жанра. -Калинин, 1989.
117. Тодоров Л. В. Работа над стихом в школе. М., 1965.
118. Тендряков В. Покушение на миражи // Тендряков В. Собр. соч.: В 5 т. М., 1989. - Т. 5. - С. 553-761.
119. Томашевский Б. В. О стихе. Л., 1929.
120. Томашевский Б. В. Стилистика и стиховедение. М., 1959.
121. Ухтомский A.A. Учение о доминанте // Собр.соч. Л., 1950. -Т.1. - С. 195.
122. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч. -М.; Д., 1952. Т. 8 - С. 429-442.
123. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995.
124. Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. М., 1994.
125. Филологический класс: проблемы, тенденции, перспективы работы // Тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции. -Екатеринбург, 1996.
126. Фоменко И. В. Интерпретация // Художественное восприятие: основные термины и понятия. Тверь, 1991. - С. 22-23.
127. Холшевников В. Е. Анализ композиции лирического стихотворения /I Анализ одного стихотворения. М., 1985. - С. 5-49.
128. Холшевников В .Е. Основы стиховедения:Русское стихосложение. -Л., 1972.
129. Художественное восприятие: основные термины и понятия. СлЬ-варь-справочник. Тверь, 1991.
130. Художественное восприятие: проблемы теории и истории. Калинин, 1988.
131. Художественное творчество и его читатель. Калинин, 1978.
132. Художественное творчество и проблемы восприятия. Калинин, 1978.
133. Художественное творчество и проблемы восприятия. Тверь, 1990.
134. Читатель в творческом сознании русских писателей. Калинин, 1996.
135. Шенгели Г. А. Техника стиха. М., I960.
136. Шкловский В. О формализм,е{т доклада в Доме кино) // Литературный Ленинград. 1936. - №2.
137. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. - №4. - С. 6-20.
138. Якобсон П. М. Психология художественного восприятия. М., 1964.
139. Якобсон П. М. Чувства, их развитие и воспитание. М., 1996.
140. Якобсон Р. О. Поэзия грамматики и грамматика поэзии // Poetics. Poetyka. Поэтика. Warszawa, 1964. - С. 403-438.
141. Яусс Г. Р. История литературы как вызов литературоведению. -М., 1967.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.