Формирование аудиовизуальной музыкальной культуры старших подростков в гуманитарной гимназии: На материале факультативных и внеклассных занятий тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Величко, Юлия Викторовна

  • Величко, Юлия Викторовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Саранск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 242
Величко, Юлия Викторовна. Формирование аудиовизуальной музыкальной культуры старших подростков в гуманитарной гимназии: На материале факультативных и внеклассных занятий: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Саранск. 2004. 242 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Величко, Юлия Викторовна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ.

1.1. Проблема влияния современной видеокультуры на музыкальное развитие подростков (педагогический аспект).

1.2. Содержательная характеристика компонентов аудиовизуальной музыкальной культуры старших подростков.

1.3. Гуманитарная гимназия как среда формирования аудиовизуальной музыкальной культуры старших подростков.

Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ.

2.1. Диагностика уровня аудиовизуальной музыкальной культуры старших подростков.

2.2. Содержание и основные направления экспериментального исследования.

2.3. Анализ результатов экспериментальной работы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование аудиовизуальной музыкальной культуры старших подростков в гуманитарной гимназии: На материале факультативных и внеклассных занятий»

Актуальность исследования. На современном этапе, в условиях экономических, политических и культурных преобразований, происходящих в обществе, весьма актуальны проблемы эстетической культуры личности, в том числе ее музыкальной культуры. Серьезным изменениям подверглась прежде всего та сторона духовной жизни школьников и, в частности подростков, которая связана с их эстетическим отношением к окружающей действительности, с системой ценностных предпочтений и ориентаций.

Основной причиной этого является огромное влияние на подростков видеокультуры, распространяющей противоречивую музыкальную информацию. Новые медиатехнологии проникают во все сферы жизнедеятельности подростка, создавая вокруг него насыщенную музыкальную среду, которая оказывает неконтролируемое воздействие на художественно-эстетическое и духовно-нравственное развитие подрастающего поколения.

Противовесом стихийному процессу воздействия современной видеокультуры на личность подростка должна стать система педагогического руководства взаимодействием детей подросткового возраста с музыкальной информацией, которая не замыкается в рамках урока музыки в школе, а распространяется на музыкальную жизнь и деятельность подростка, в силу чего актуализируются возможности факультативных и внеклассных занятий, способствующих формированию их аудиовизуальной музыкальной культуры как личностного качества.

Анализ научной литературы свидетельствует о том, что к указанной проблеме обращены исследования в различных областях гуманитарного знания. Современные культурологи и искусствоведы анализируют роль телевидения, кино в современной культуре (Э.Г. Багиров, 17; В.Ю. Борев, 43; О.Ф. Нечай 148; 149 и др.); вопросы функционирования музыки на телевидении (Е.В. Авербах, 8; М.С. Каган, 87; З.Г. Камрукова, 90; А.К. Колтынь, 100; Е.И. Ногойбаева-Брайтмен, 151; Н.К. Поздняков, 170 и др.); специфику и изобразительно-выразительные средства телевидения как синтетического вида искусства (Р.Н. Ильин, 81; Т.А. Марченко 126; 127 и др.). В социологии (JIM. Баженова, 18; 24; 25; Е.А. Бондаренко, 41; В.В. Лизанчук 119, П.С. Писарский 166; 206, М.С. Ресенчук 188; B.C. Собкин, 166; 204; 205; 206; 209; 212; A.B. Шариков 210; 249; 24 и др.) аудиовизуальные искусства изучаются как один из внешних факторов процесса социализации современного школьника. В психологии исследованы механизмы, в частности особенности восприятия, понимания, оценки, процесса взаимодействия школьника и экранных искусств (Д.Н. Абрамян, 6; O.A. Калмановская, 79; A.A. Леонтьев, 100; A.B. Толстых, 196; П.М. Якобсон 241 и др.).

В области педагогики рассмотрены общие проблемы развития аудиовизуальной культуры личности (И.В. Вайсфельд, 47; 48; Н.С. Горницкая, 61; С.Н. Пензин, 159; 160; Ю.Н. Усов, 229; 230; A.B. Федоров, 231; A.B. Шариков 248 и др.); научные основы содержания и методические подходы к формированию аудиовизуальной культуры школьников в процессе урочной и внеурочной деятельности в общеобразовательной школе; а также в высших учебных заведениях анализируются в работах Л.М. Баженовой, 18; 19; 20; 21; 22; 23; Е.А. Бондаренко, 23; 39; 40; 41; А.Ю. Гончарук, 60; Р.Я. Гузмана, 66; И.С. Левшиной, 113; 114; Ю.М. Рабиновича, 183; Ю.Н. Усова 225; 226; 227; И.Н. Гращенковой, 64; С.М. Одинцовой, 153; A.B. Федорова 231; 233 и др.

Проблемам развития общей информационной культуры личности, путем изучения языка медиатехнологий и способов взаимодействия с ними, посвящены работы зарубежных исследователей (Э. Бевор, 29; А. Дал, 67; А. Дио-зед, 69; Ч. Куписевич, 109; Л. Легран, 115; Э. Пьер, 182; Л. Мастерман, 129; М. Сушон, 216 и др.).

Кино, телевидение и видео в педагогике музыкального образования рассматриваются как действенное средство формирования музыкальной культуры личности. Проблемам развития художественно-эстетической, в том числе музыкальной культуры школьников средствами экранных искусств посвящены работы П.И. Бурханова, 44; Т.Я. Власкиной, 52; В.А. Монастырского, 136;

В.П. Муштаева, 144; В.П. Сомова, 211; Л.Д. Троицкой 222 и др. Важные аспекты использования средств массовой коммуникации в музыкальном самообразовании подростков рассматриваются в исследованиях Ю.Б. Алиева 13; 142; А.Н. Малюкова 123; 124 и др.; вопросам использования учебного телевидения на уроках музыки в общеобразовательной школе как экранно-дидактического средства посвящены работы Л.Я. Левандовской, 112; A.C. Строевой 214 и др. Раскрываются также возможности применения видеозаписей и учебных фильмов в профессиональной подготовке будущего учителя музыки (Т.И. Евсеева, 72; Т.И. Рейзенкинд 187 и др.); рассматриваются проблемы формирования и развития музыкальных интересов студентов средствами телевидения (Т.Ю. Свистельникова, 200).

Таким образом, можно констатировать, что рассматриваемая проблема, будучи чрезвычайно актуальной, исследуется в различных аспектах, применительно к различным субъектам образовательного процесса и видам образовательных учреждений.

Гуманитарная гимназия как инновационный тип общеобразовательного учреждения представляет собой особую культурнообразовательную среду, в которой различными средствами достигается цель духовно-нравственного развития личности учащегося. Она отражает вариативность и особенности дифференциации системы образования в России, и настоятельную потребность общества в гуманитарно-образованной личности.

Этот факт подчеркивает необходимость акцентировать внимание на вопросах формирования аудиовизуальной музыкальной культуры старших подростков в процессе факультативных и внеклассных занятий в таком виде образовательного учреждения, как гуманитарная гимназия.

В педагогической отечественной науке накоплен обширный научный опыт исследований, нацеленных на изучение закономерностей развития личности в условиях гуманитарной гимназии (Е.П. Алексеене, 12; В.А. Варданян, 50; A.A. Галицких, 55; Б.С. Гершунский, 57; А.Г. Каспржак, 91; Ю.И. Кулаковский, 108; Е.С. Полат, 171; A.C. Родиков, 189; H.A. Шарай, 247;

И.С. Якиманская 264 и др.).

Вместе с тем отсутствуют исследования, направленные на целостное междисциплинарное изучение аудиовизуальной музыкальной культуры старших подростков в гуманитарной гимназии.

Таким образом, имеет место противоречие между необходимостью целенаправленного формирования аудиовизуальной музыкальной культуры подростков в условиях гуманитарной гимназии и недостаточной теоретической разработанностью данной проблемы.

Из данного противоречия вытекает проблема исследования, которая может быть сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования аудиовизуальной музыкальной культуры старших подростков в процессе факультативных и внеклассных занятий в гуманитарной гимназии. Решение этой проблемы составило цель исследования.

Объект исследования: аудиовизуальная культура школьников.

Предмет исследования: процесс формирования аудиовизуальной музыкальной культуры старших подростков на факультативных и внеклассных занятиях в гуманитарной гимназии.

Гипотеза исследования: формирование аудиовизуальной музыкальной культуры старших подростков в гуманитарной гимназии станет продуктивным, если:

- дополнить образовательный процесс в гуманитарной гимназии факультативными и внеклассными занятиями, нацеленными на формирование аудиовизуальной музыкальной культуры старших подростков;

- выявить и учесть в условиях учебно-воспитательного процесса содержательные компоненты аудиовизуальной музыкальной культуры старших подростков;

- разработать содержание факультативных и внеклассных занятий по формированию аудиовизуальной музыкальной культуры старших подростков, учитывающее возрастные закономерности развития и особенности сформированное™ личностных сфер детей подросткового возраста: мотива-ционной, интеллектуальной, эмоционально-оценочной и предметно-практической;

- осуществить диагностику и учет уровня развития аудиовизуальной музыкальной культуры личности старшего подростка;

- использовать личностно-ориентированные образовательные технологии в процессе факультативного обучения и внеклассных занятий.

Задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ влияния современной видеокультуры на художественно-эстетическое развитие подростков и дать характеристику аудиовизуальной музыкальной культуры как педагогической категории.

2. Выявить возможности формирования аудиовизуальной музыкальной культуры старших подростков в условиях гуманитарной гимназии.

3. Разработать методику диагностики аудиовизуальной музыкальной культуры старших подростков.

4. Обосновать и экспериментально исследовать педагогические условия формирования аудиовизуальной музыкальной культуры старших подростков на факультативных и внеклассных занятиях в гуманитарной гимназии.

Методологическую основу исследования составляют: идеи социокультурного подхода в образовании (М.М. Бахтин, М.С. Каган и др.); дея-тельностный подход к формированию и становлению личности (А.Н. Леонтьев, C.JT. Рубинштейн и др.); концепции современного эстетического образования школьников (Ю.Б. Алиев, Д.Б. Кабалевский, Ю.Н. Усов и др.); концепция индивидуально-дифференцированного подхода в образовательном процессе (A.A. Кирсанов, Е.С. Рабунский, И.Э. Унт и др.). Важную роль в формировании теоретико-методологической позиции сыграли психологические исследования A.B. Петровского, В.И. Петрушина, B.C. Собкина, Д.И. Фельдштейна, И.С. Якиманской; педагогические работы В.И. Андреева, А.Н. Малюкова, В.А. Сластенина, A.B. Федорова и др.

В исследовании были использованы следующие методы: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, учебно-методической литературы по проблеме исследования; методы сбора данных (анкетирование, тестирование, интервью, наблюдение, беседа, игра, анализ продуктов деятельности учащихся); педагогического эксперимента; методы статистической обработки данных и графического отображения результатов.

Понятийно-терминологический аппарат.

Под аудиовизуальной музыкальной культурой старшего подростка в исследовании понимается способность и готовность личности воспринимать, эмоционально переживать, оценивать и практически использовать аудиовизуальную музыкальную информацию с нравственно-ценных и художественно-эстетических позиций.

С учетом специфики рассматриваемой нами проблемы аудиовизуальная музыкальная информация - часть информации о музыке, отражающая особенности ее функционирования в кино, на телевидении и видео в контексте коммуникации с ней личности учащегося.

Экспериментальная база исследования - гимназии № 12, №24 № 20 г. Саранска РМ, № 38 г. Дзержинска Нижегородской области.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем с позиции социокультурного подхода раскрыты сущностная характеристика, содержание и особенности аудиовизуальной музыкальной культуры старшего подростка; обоснована технология формирования аудиовизуальной музыкальной культуры старших подростков в процессе факультативных и внеклассных занятий в гуманитарной гимназии; создана комплексная методика диагностики аудиовизуальной музыкальной культуры школьников.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что проведен многоаспектный анализ влияния современной видеокультуры на художественно-эстетическое развитие подростков и выявлены компоненты аудиовизуальной музыкальной культуры; обосновано содержание внеклассного музыкального образования, нацеленного на формирование аудиовизуальной музыкальной культуры старших подростков; выявлены и экспериментально проверены педагогические условия формирования аудиовизуальной музыкальной культуры старших подростков на факультативных и внеклассных занятиях в гуманитарной гимназии; выявлена и сформулирована система критериев, показателей и уровней сформированности аудиовизуальной музыкальной культуры.

Практическая значимость работы определяется тем, что предлагаемые в исследовании методы, приемы и формы организации формирования аудиовизуальной музыкальной культуры старших подростков, методика ее диагностики и методические материалы показали свою эффективность при организации музыкально-образовательного процесса в гуманитарной гимназии и могут быть использованы в практике гимназического образования.

Апробация результатов исследования. Основные идеи и результаты исследования докладывались на ежегодных «Евсевьевских чтениях» в МГПИ им. М.Е. Евсевьева (1999-2002), региональных научно-практических конференциях и семинарах «Актуальные проблемы национально-регионального музыкального образования в аспекте взаимодействия Школа -ССУЗ - Педвуз» (Саранск, 2001), «Интеграция музыкально-теоретических и музыкально-исполнительских дисциплин» (Саранск, 2001); на Всероссийских научно-практических конференциях «Образование в XXI веке: тенденции развития региональных систем общего и профессионального музыкального образования» (Саранск, 2000; 2002); на Международной конференции «Проблемы и перспективы естественнонаучного и инженерно-технического образования» (Н. - Новгород, 2002). По проблеме исследования опубликовано 8 работ общим объемом 3 п.л.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование аудиовизуальной музыкальной культуры старших подростков диктуется необходимостью усиления педагогического руководства стихийным процессом взаимодействия детей с музыкальной видеоинформацией, а также потребностью в учете и коррекции позитивных и деструктивных факторов влияния современной видеокультуры на художественно-эстетическое развитие подростков.

2. Аудиовизуальная музыкальная культура старших подростков представляет собой совокупность следующих компонентов: личностно-значимого (потребности, мотивы поведения и деятельности, ценностные ориентации в эмоционально-интеллектуальном взаимодействии с аудиовизуальной музыкальной информацией), познавательно-интеллектуального (комплекс теоретических и эстетических знаний, художественно-эстетическая информированность в области экранных искусств); эмоционально-оценочного (способности личности в области восприятия, переживания и оценки аудиовизуальных музыкальных произведений); деятельностного (самообразование средствами аудиовизуальной музыкальной информации; умения использовать аудиовизуальную музыкальную информацию в сфере учения и досуга).

3. Гуманитарная гимназия является благоприятной образовательной средой формирования аудиовизуальной музыкальной культуры старшего подростка, так как данное инновационное учебное заведение реализует гуманитарное гимназическое образование личностно-ориентированного, развивающего характера. Оно предполагает: осуществление гуманистической направленности и гуманитаризации образовательного процесса; более высокий уровень компетентности учащихся гимназии; эстетизацию внешней среды; дифференцированное образование; межпредметную интеграцию художественно-эстетических дисциплин; широкое использование возможностей системы дополнительного музыкального образования и внеклассной воспитательной работы по музыке.

4. Факультативные и внеклассные занятия в условиях гуманитарной гимназии являются наиболее целесообразной формой осуществления процесса формирования аудиовизуальной музыкальной культуры старших подростков, позволяют учитывать их индивидуальные интересы и потребности в сфере музыкального искусства, способствуют развитию эмоционально- интеллектуального отношения к аудиовизуальной музыкальной информации, и формированию образовательной базы, необходимой для дальнейшего изучения искусства, обеспечивают вариативность и личностно-ориентированный характер данного процесса.

5. Формированию аудиовизуальной музыкальной культуры старших подростков в гуманитарной гимназии способствуют следующие педагогические условия: а) целенаправленное включение в образовательный процесс гуманитарной гимназии факультативных и внеклассных занятий; б) формирование и развитие аудиовизуальной музыкальной культуры на основе личностно-ориентированной образовательной технологии, которая включает содержательные (реализация содержания внеклассного музыкального образования через личностно-значимый, познавательно-интеллектуальный, эмоционально-оценочный; деятельностный компоненты аудиовизуальной музыкальной культуры личности) и процессуальные {комплексная диагностика уровня сформированности аудиовизуальной музыкальной культуры; формы: факультативный курс (лекционные, практические и др.); внеклассные занятия (конкурсы, викторины; диспуты и др.); индивидуально-дифференцированная форма учебной работы; методы (эвристических вопросов; развития эмпатии; анализа аудиовизуальных музыкальных произведений и др.); средства (создание ситуаций художественно-познавательного характера и др.) образования) компоненты.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается многоаспектным изучением проблемы; комплексом эмпирических и теоретических методов, соответствующих предмету, цели и задачам исследования; репрезентативностью теоретического и экспериментального материала. Научные положения и выводы, сформулированные в диссертации, подтверждены результатами экспериментальной работы в муниципальном общеобразовательном учреждении гимназии № 20 г. Саранска, показавшей эффективность предложенных педагогических условий формирования аудиовизуальной музыкальной культуры старших подростков.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (269 источников) и 4 приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Величко, Юлия Викторовна

Результаты исследования свидетельствуют о корректности выдвинутой гипотезы и могут служить отправной точкой при изучении других аспектов означенной проблемы, в частности, таких, как исследование проблемы формирования аудиовизуальной музыкальной культуры личности в системе школьного образования на всех ступенях обучения; подготовки будущих учителей музыки к формированию аудиовизуальной музыкальной культуры школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщение теоретического и экспериментального исследования позволило сделать следующие выводы.

1. Аудиовизуальная музыкальная культура старшего подростка - это способность и готовность личности воспринимать, эмоционально переживать и оценивать аудиовизуальную музыкальную информацию с художественно-эстетической, духовно-нравственной позиции, а также умение использовать ее в различных видах учебной и досуговой деятельности. Аудиовизуальная музыкальная культура выступает важнейшим качеством личности гимназиста, ее формирование является приоритетным направлением в художественно-эстетической подготовке учащихся, способствует коррекции и нейтрализации негативных факторов влияния современной музыкальной среды на становление их духовно-нравственных качеств и эмоционально-ценностных отношений к окружающей действительности.

2. Исследование доказало, что гуманитарная гимназия является наиболее благоприятной социокультурной средой формирования аудиовизуальной музыкальной культуры старших подростков, так как в данном образовательном пространстве благодаря гуманитарно-художественной направленности учебно-воспитательного процесса создан образовательный базис для последующего художественно-интеллектуального роста и духовно-нравственного развития учащихся. Эффективное формирование аудиовизуальной музыкальной культуры старших подростков гуманитарной гимназии достигается за счет реализации совокупности педагогических условий. В качестве основы этих условий выступает использование в образовательном процессе указанного инновационного образовательного учреждения факультативных и внеклассных занятий, а также применение личностно-ориентированной образовательной технологии формирования аудиовизуальной музыкальной культуры учащихся.

3. На основании результатов экспериментальной работы установлено, что создание специфических педагогических условий для формирования аудиовизуальной музыкальной культуры старших подростков гуманитарной гимназии позволило: пробудить и развить интерес к аудиовизуальной музыкальной информации интеллектуально-познавательного, художественно-эстетического, духовно-нравственного характера; изменить ролевую позицию каждого школьника в процессе различных видов деятельности; сформировать положительную мотивацию к деятельности по самообразованию средствами экранной музыкальной информации; развить навыки эмоционально-интеллектуального восприятия аудиовизуальных музыкальных произведений; сформировать образовательную базу и навыки самостоятельной работы, необходимые для дальнейшего изучения музыки и экранных искусств. Осуществленная в ходе исследования экспериментальная проверка данных педагогических условий доказала их эффективность и целесообразность применения в процессе формирования аудиовизуальной музыкальной культуры старших подростков в гимназии гуманитарной ориентации.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Величко, Юлия Викторовна, 2004 год

1. Закон РФ «Об образовании». М.: Нов. шк., 1992. - 60 с.

2. Национальная доктрина развития российского образования // Учительская газета. 1997. - № 43. - С. 12-13.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Народное образование. 2002. - №4. - С. 254-269.

4. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе) // Народное образование. 2000. - №2. - С. 19-26.

5. Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ министра образования РФ) // Народное образование. 2002. - №9. - С. 29-40.

6. Абдуллин Э.Б. Методика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М., 1983. - 222 с.

7. Абрамян Д.Н. Некоторые психологические особенности художественного отражения и проблемы киновосприятия. Дис. . канд. псих. наук. М., 1976.- 198 с.

8. Авербах Е. Модификации эстрадной музыки на телевизионном экране // Телевизионная эстрада / Сб. Отв. ред. Ю. Богомолов М.: Искусство, 1981 -С. 191-202.

9. Акопян А.Г. Влияние телевизионных передач на учебно-воспитательный процесс школ (на материале Узбекской ССР): Автореф. дис. . канд. пед. наук. Ташкент, 1974. - 29 с.

10. Алексеев Э.Е., Андрукович П.Ф., Головинский Г.Л. Молодежь и музыка сегодня // Социальные функции искусства и его видов. М.: Наука, 1980.-С. 210-247.

11. Алексеева В.Г. Неформальные группы подростков в условиях города // Социологические исследования. 1977. - №3. - С. 66-70.

12. Алексеене Е.П. Формирование ценностных отношений к профессии учителя у старших подростков гуманитарных гимназий. Дис. . канд. пед.наук.-М., 1998.- 165 с.

13. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков. Дисс. . док. пед. наук. М., 1987. - 389 с.

14. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

15. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1999.-376 с.

16. Артюхов М.В. Дифференцированное обучение учащихся в условиях промышленного региона. Дис. . канд. пед. наук. Новокузнецк, 1996. -156 с.

17. Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. М.: Искусство, 1978. -151 с.

18. Баженова Д., Собкин В., Телевидение в школе // Советская педагогика. 1988. - №10. - С. 139-140.

19. Баженова JI.M. Телевидение как комплексное средство эстетического развития младших школьников // Телевидение и школа: опыт социокультурного и психолого-педагогического анализа / Отв. ред. B.C. Собкин М.: Изд. АПН ССР, 1989.-С. 137-153.

20. Баженова Л.М., Собкин B.C., Шариков A.B. Возрастная типология телевизионных ориентаций школьников // Телевидение и школа: опыт социокультурного и психолого-педагогического анализа / Отв. ред. B.C. Собкин М.: Изд. АПН ССР, 1989. - С. 6 - 37.

21. Баженова Л.М., Собкин B.C., Шариков A.B. О телевизионных предпочтениях школьников 80-х // Советская педагогика. 1988. - №6. - С. 91-96.

22. Барило С.Б. Воспитание художественного вкуса старшеклассников в процессе внеурочных занятий. Дис. .канд. пед. наук. Киев, 1989. - 149 с.

23. Бахтин М.М. Заметки // Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986. - С. 509-532.

24. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986. - С. 428-473.

25. Бевор Э. Юные, медиа и медиа-образование // Средства коммуникации и проблемы развития личности ребенка: Материалы международного семинара, проходившего 16-17 июля 1993 г. в Звенигороде / Под общ. ред. A.B. Шарикова. М., 1994. - С. 32-34.

26. Белкин A.C. Ситуация успеха, как ее создать. Книга для учителя. — М.: Педагогика. 1986. - 163 с.

27. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

28. Благонадежина A.B. Отношение детей к искусству и его возрастное развитие // Вопросы психологии / АПН СССР. 1968. - №4. - С. 92-147.

29. Богомолова JT.B., Голубева Т.П. Подростковая культура// Проблемы эстетического воспитания подростков / Под ред. Л.В. Богомоловой. М.: Новая школа, 1994. - С. 3-37.

30. Бодина Е.А. Воспитательная функция музыки (эволюция и современные тенденции реализации). Дис. . докт. пед. наук. М., 1992. - С. 244248, 264-265.

31. Божович Л.И. Проблема формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. - 352 с.

32. Бойцова Т. Телевидение на уроке музыки в школе // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 9. - 1974. - С. 55-60.

33. Бокшицкая Е. Музыковедческий фильм как средство эстетического воспитания // Эстетические очерки. Избранное: М.: Музыка, 1980. -С. 45-62.

34. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1985. - 143 с.

35. Бондаренко Е.А., Журбин A.A. Состояние медиаобразования в мире // Педагогика. 2002. - №3.- С. 88-98.

36. Бондаренко Е.А. Система аудиовизуального образования в 5-9 классах общеобразовательной школы. Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1997. - 34 с.

37. Бондаренко Е.А. Экскурсия в мир экрана: Пособие для среднего и старшего школьного возраста. М: SvR-Аргус, 1994. - 63 с.

38. Борев В., Коваленко А. Культура и массовая коммуникация. М: Наука, 1986.-304 с.

39. Бурханов П.И. Детские музыкальные телепередачи как средство эстетического воспитания учащихся IV VII классов: Автореф. дис. .канд. пед. наук. - Фрунзе, 1980. - 21 с.

40. Бутенко В.Г. Формирование эстетических оценок у учащихся старшего школьного возраста: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Киев, 1980. -28 с.

41. Вайсфельд И.В. Демин В.П., Михалкович В.И., Соболев Р.П. Встречи с X музой: Беседы о киноискусстве. Книга для учащихся старших классов. В 2-х т. М.: Просвещение, 1981. Т. 1. - 233 с.

42. Вайсфельд И.В. Искусство в движении. М.: Искусство, 1981. -240 с.

43. Вайсфельд И.В. Кино в педагогическом процессе. М.: Изд-во ВБПК, 1982.- 11 с.

44. Варданян В.А. Развитие творческого потенциала учащихся художественно-гуманитарной гимназии в процессе изобразительной деятельности. Дис. . канд. пед. наук. Саранск, 1997. - 204 с.

45. Вартанов А. Музыкальная политика телевидения парадоксальна (5 «низких» истин) // Музыкальная жизнь. - 1990. - №6. - С. 20-23.

46. Власкина Г.Я. Эстетическое воспитание старшеклассников средствами телевидения и радио. Дис. . канд. пед. наук. -М., 1985. 178 с.

47. Возрастная и педагогическая психология. (Учебник для педаг. инст.) / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, J1. Б. Ительсон и др. / Под ред. A.B. Петровского. 2-е изд. испр. и доп. М.: Просвещение, 1979. - 288 с.

48. Гайтанджиев Г. Легкая музыка и молодежь // Музыкальное воспитание в современном мире. М.: Знание, 1973. - С. 219-222.

49. Галицких A.A. Педагогические основы проектирования образовательной программы современной гимназии: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Киров, 2001. - 22 с.

50. Гелб М. Дж. Научитесь мыслить и рисовать как Леонардо да Винчи. Минск: Попурри, 2000. - 304 с.

51. Гершунский Б.С., Полат Е.С. Прогностическая концепция гимназического образования и программа ее реализации // Современная гимназия: Взгляд теоретика и практика / Под ред. Е.С. Полат. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - С. 14 - 27.

52. Глинская И.Ю. Человек в системе массовых коммуникаций (социально-философский анализ): Дис. . канд. философ, наук. М., 1998. - 124 с.

53. Головач И.М. Формирование музыкальной среды большого города в связи с воздействием средств массовой коммуникации: на материале социологических опросов молодежи Ташкента 80-х годов. Дис. .канд. искусствоведения. -Ташкент, 1990. 183 с.

54. Гончарук А.Ю. Формирование эстетического идеала старшеклассников в процессе изучения основ эстетики и искусствоведения (на материале факультативных и внеклассных занятий): Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1984.- 17 с.

55. Горницкая Н.С. Кино литература - театр: к проблеме взаимодействия искусств. - Л.: ЛГИТМИК, 1984. - 225 с.

56. Горюнова Л.В. Развитие музыкального восприятия у подростков (на материале слушания музыки в 5-6 классах общеобразовательной школы): Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1989. -34 с.

57. Государственные гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением ряда предметов, экспериментальные и специальные учебные заведения. М.: Фирма ГЛЯНЦ, 1993. - 96 с. - Сер. «Москва учебная», 1 часть.

58. Гращенкова И.Н. Кино как средство эстетического воспитания. М.: Высшая школа, 1986. - 224 с.

59. Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1983. - 144 с.свещение, 1983. 144 с.

60. Гузман Р.Я. Лагерь интенсивного кинообразования // Сборник информационных материалов к учредительному съезду Всесоюзного общества друзей кино / Сост. И.С. Левшина. М.: Изд-во ОДК, 1988. - С. 53-63.

61. Дал А.Г. Изучение средств массовой информации в школе // Перспективы. 1984.-№2.-С. 49-61.

62. Дворниченко О.И. «Еще одна сторона оркестровой партитуры» // Телевидение вчера, сегодня, завтра. М.: Искусство, 1983. - С. 24-40.

63. Диозед А. Коммуникация и образование // Перспективы. 1982. -№1-2.-С. 242-266.

64. Дуков Е. Неромантические проблемы романтического жанра // Советская музыка. 1988. - №10. - С. 57-60.

65. Евсеева Т.И. Роль учебных материалов в вузовской системе педагогической подготовки музыканта // Музыкальное образование и подготовка учителя музыки: взгляд в XI век (Материалы III международной научно-практической конференции) М., 1996. - С. 61-64.

66. Жаринов Е.В. Киноискусство в идейно-эстетическом воспитании учащихся 4-6 классов: Методические рекомендации по анализу фильма для классного руководителя. Ч. 1, 2. М.: НИИ художественного воспитания Академии педагогических наук, 1986. - 73 с.

67. Зазнобина Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного сразличными школьными дисциплинами // Стандарты и мониторинг в образовании. 1998. - №3. - С. 26-34.

68. Зазнобина JI.C. Технология интеграции медиаобразования с различными учебными дисциплинами // На пути к 12-летней школе. М., 2000.-С. 178-182.

69. Зазнобина Л.С. Школа и СМИ // Педагогика. 1999. - №5,- С. 72-75.

70. Зазнобина Л.С., Бондаренко Е.А., Журбин A.A. Состояние медиаобразования в мире // Педагогика. 2002. - №3. - С. 88-98.

71. Зеньковский В.В. Педагогические сочинения / Сост. Е.Г. Осовский, O.E. Осовский; Общ. науч. ред. и вступ. ст. Е.Г. Осовского. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2003. - 808 с.

72. Иконникова С.Н. Массовая культура и молодежь, вымыслы и реальность. М.: ИК ВЖСМ, 1976. - 34 с.

73. Ильин Р.Н. Изобразительно-выразительные средства экранных искусств (кино и телевидения). Дис. . докт. искусствоведения. М., 1971. -506 с.

74. Искусство и школа: Кн. для учителя / Сост. А.К. Василевский. М.: Просвещение, 1981. - 288 с.

75. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1984.-205 с.

76. Кабалевский Д.Б. Идейные основы музыкального воспитания в Советском Союзе // Музыкальное воспитание в современном мире. М.: Знание, 1973.-С. 23-37.

77. Кабалевский Д.Б. Искусство и школа. М.: Просвещение, 1981. -114 с.

78. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Избр. ст. и докл / АПН СССР. -М.: Педагогика, 1986. 188 с.

79. Каган М.С. Музыка в мире искусств. С-Пб., 1996. - 158 с.

80. Казаренков В.И. Внеурочные занятия школьников по учебным предметам: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1994. - 168 с.

81. Камрукова З.Р. Музыка и телевидение: опыт культурологического анализа. Дис. . канд. культурологии. -М., 1997. 148 с.

82. Каспржак А.Г. Педагогическая гимназия: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1992. - 112 с.

83. Катаев C.JI. Музыкальные вкусы молодежи // Социологические исследования. 1985.-№1.-С. 89-92.

84. Кикнадзе Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. М.: Мысль, 1968.- 148 с.

85. Киноискусство в идейно-эстетическом воспитании учеников IV VII классов: Метод, разраб. для учителя / Авт.-сост. Е. Жаринов. - Таллин, 1987. -83 с.

86. Кирсанов A.A. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1982. - 224 с.

87. Кияница Л.Я. Телевизионный образ и особенности его восприятия // Место и функции массовой коммуникации (радио, телевидение, кино, пресса) в процессе педагогического воздействия. М., 1975. - С. 63 - 65.

88. Киященко Н.И. Цели, задачи и принципы эстетического воспитания // Эстетическое воспитание: Теория и практика / Отв. ред. В.И. Самохвало-ва.-М., 1990.-С. 75-81.

89. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989.-80 с.

90. Коваль Л.Г. Формирование эстетических оценок у подростков: Авто-реф. дис. . .канд. пед. наук. Киев, 1975. - 21 с.

91. Колтынь А.К. К эстетике музыкального оформления // Музыка и ТВ.-М., 1978.-С. 45-75.

92. Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. 3-е изд., доп. и пе-рераб. М.: Высш. шк., 1991. - 278 с.

93. Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству. -М.: Институт практической психологии, 1988. 126 с.

94. Кремлев Ю.А. О роли разума в восприятии произведения искусства. М.: Музыка, 1970. - 72 с.

95. Критская Е.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема // Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие / JI.B. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др. 2-е изд. -М.: Флинта: Наука, 1999. - С. 80-107.

96. Крупник Е.П. Формирование художественного отношения школьников к искусству // Советская педагогика. 1986. - №6. — С. 22-25.

97. Ксенофонтов В.В. Телевидение как фактор коммунистического воспитания школьников: Дис. . канд. пед. наук. М., 1976. - 170 с.

98. Кузнецов В.М. Дидактические основы вузовского учебного телевидения. Дис. . докт. пед. наук. М., 1982. - 456 с.

99. Кулаковский Ю.И. Стимулирование педагогического творчества. -Минск: БГУ, 1997.-235 с.

100. Куписевич Ч. Школа и СМИ//Перспективы. 1985. - №1. -С. 136-144.

101. Кустов JI.M. Анализ и проектирование педагогической деятельности. Челябинск: Обл ИУУ, 1991. - 103 с.

102. Кыверялг A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. - 334 с.

103. Левандовская Л. Опыт использования телевидения на уроках музыки в общеобразовательной школе // Музыкальное воспитание в школе / Сост. O.A. Апраксина. Вып.9. М.: Музыка, 1974. - С. 61-65.

104. Левшина И.С. Как воспринимается произведение искусства: (Из опыта социол. исслед.). М.: Знание, 1983. - 96 с.

105. Левшина И.С. Педагогическое руководство киновосприятием //

106. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. Т.1. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. - С. 435-436.

107. Легран JI. Френе и современность // Перспективы. 1985. - №1. -С. 136-144.

108. Леонтьев A.A. Телевизионное искусство глазами психолога // ТВ вчера, сегодня, завтра. Вып. 4. М.: Искусство, 1984. - С. 50 - 62.

109. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.

110. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1972. -575 с.

111. Лизанчук В.В. Педагогические проблемы эффективности воздействия радио и телевидения на социализацию подростков. Дис. . канд. пед. наук.-Киев, 1977.- 162 с.

112. Лисовский В.Т. Что значит быть современным? 3-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1983. - 222 с.

113. Лихачев Б.Т. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992. - 528 с.

114. Лысина Н.И. Формирование литературно-художественных потребностей старшеклассников // Советская педагогика. 1985. - №11.-С. 27-28.

115. Малюков А.Н. Теоретические основы формирования художественной культуры у подростков: Учебное пособие. М.: Прометей, 1993. - 144 с.

116. Малюков А.Н. Формирование художественной культуры подростка в процессе воспитания ценностного отношения к искусству. Дис. .докт. пед. наук. М., 1996.-С. 32-38.

117. Маркова A.C. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. - 137 с.

118. Марченко Т.А. Телевизионный театр: Истоки. Возможности. Специфика. М.: Искусство, 1978. - 127 с.

119. Марченко Т.А. Телетеатр: уроки радиотеатра // Телевидение вчера,сегодня, завтра. Вып. 3. М.: Искусство, 1983, С. 6-22.

120. Массовые виды искусства и современная художественная культура. М.: Искусство, 1986. - 272 с.

121. Мастерман J1. Обучение языку СМИ: теория и практика // Перспективы. 1984. - №2. - С. 37-48.

122. Математическая статистика: Учебник / Иванова В.М., Калинина В.Н., Нешумова J1.A. и др. 2-е изд, перераб. и доп. - М.: Высш. школа, 1981. -371 с.

123. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977. - 240 с.

124. Медведева O.A. Телепрограммы для детей и юношества: тематика, визуальная структура, особенности восприятия (опыт белорусского телевидения). Дис. . канд. филол. наук. Минск, 1990. - 173 с.

125. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1982. - 92 с.

126. Методика выбора и оптимизации контролируемых параметров технологических процессов. М.: Издательство стандартов, 1978. - 63 с.

127. Мирецкая Н.В. Сопряжение: Комплексная работа по эстетическому воспитанию в школе: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1989. -178 с.

128. Монастырский В.А. Художественное воспитание старших школьников средствами телевидения во внеклассной работе. Дис. . канд. пед. наук.-М., 1979. 119 с.

129. Монахов В.М. Аксиоматический подход к проектированию педагогической технологии // Педагогика. 1997. - №6. - С. 26-31.

130. Мудрик A.B. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 1999. -184 с.

131. Музыка и общение молодежи. Сборник. М.: Знание, 1985. - 64 с.

132. Музыка и телевидение / Сост. И. Афонина и Г. Троицкая. М.,1978.-200 с.

133. Музыка. Программа, разработанная под рук. Д.Б. Кабалевского (1-8 классы) // Программы для общеобразовательных учебных заведений. М., 2000.-97 с.

134. Музыка. Программа, разработанная под руководством Ю.Б. Алиева (1-8 классы) // Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Музыка. -М., 1993. -79 с.

135. Музыкальное воспитание в школе / Сост. O.A. Апраксина. Вып.9. -М.: Музыка, 1974.-С. 4-5.

136. Муштаев В.П. Уроки искусства: Очерки об учебном телевидении. -М.: Педагогика, 1985. 104 с.

137. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: ЛГУ, 1960. - 426 с.

138. Назайкинский Е.В. Некоторые проблемы музыкознания на исходе XX века // Преподаватель. 1999. - №4. - С. 15-20.

139. Немировский В.Г. Концепция смысла жизни в массовом сознании молодежи. Методология и опыт социального исследования. Дис. . докт. социол. наук. Вильнюс, 1989. - 432 с.

140. Нечай О.Ф. Большой мир малого экрана. Мн.: Народная асвета,1979,- 112 с.

141. Нечай О.Ф. Телевидение как художественная система. — М.: Наука и техника, 1981. 256 с.

142. Нечай О.Ф. Формы работы с кинофильмом в школе: (Методические рекомендации) / Респ. совет пед. о-ва БССР. Минск, 1980. - 17 с.

143. Ногойбаева-Брайтмен Е.И. Опера на экране: принципы воплощения. Дис. . канд. искусствоведения. Магнитогорск, 1998. - 128 с.

144. Общественное сознание и массовая коммуникация в буржуазном обществе. М.: Наука, 1988.-216 с.

145. Одинцова С.М. Кинообразование в педагогическом институте // Проблемы современной кинопедагогики / Ред. П.И. Черняев, И.С. Левшина. -М.: Изд-во Ассоциация деятелей кинообразования РФ, 1993. С. 113-116.

146. Основы киноискусства / Сост. Е.В. Жаринов, Ю.Н. Усов // Программы факультативных курсов по искусству для общеобразовательных школ (5-8 классы). М.: Просвещение, 1991. - С. 45-79.

147. Осовский Е.Г., Варданян Ю.Е., Шукшина Т.И. Всероссийская студенческая олимпиада по педагогике 2001 г.: Положение и научно-методические материалы. Саранск, 2001. - 20 с.

148. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.-351 с.

149. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, E.H. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 512 с.

150. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Шиянов. -М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.

151. Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1987. - 176 с.

152. Пензин С.Н. Кино как средство воспитания. Воронеж, 1973. -152 с.

153. Петривняя И.В. Интегративно-интенсивный курс иностранного языка: психологический аспект личностного развития будущего учителя // Вопросы психологии. 1991. -№6. - С. 59-66.

154. Петров А. Время, которое терзает нас всех // Музыкальная академия. 1995.-№4-5.-С. 12-17.

155. Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. -М.: Политиздат, 1982.-255 с.

156. Петровский A.B., Петровский В.А. Индивид, личность, потребность в персонализации // Личность в системе общественных отношений: Тезисы научных сообщений. Ч. 1. M., 1992. - С. 62-64.

157. Петру шин В.И. Музыкально-эстетическое воспитание старших школьников в условиях свободного времени. Дис. . докт. пед. наук. М.,1991.-374 с.

158. Писарский П.С., Собкин B.C. Учитель и старшеклассник в мире художественной культуры. М: ЦСО РАО, 1997. - 89 с.

159. Платонов К.К. Система психологии и теории отражения. М.: Наука, 1982,- 149 с.

160. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.

161. Подольская Е.А. Ценностные ориентации и проблемы активности личности. Харьков, 1991. - 162 с.

162. Поздняков Н.К. Музыка и телевидение. М.: Изд.-во ИПК РТ и Р, 1996.-80 с.

163. Полат Е.С. Личностно-ориентированный подход в гимназическом образовании // Современная гимназия: Взгляд теоретика и практика / Под ред. Е.С. Полат. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. С. 27 - 37.

164. Попова C.B. Формирование музыкального кругозора подростков на уроках музыки и внеклассных занятиях. Дис. . канд. пед. наук. М., 1998. -180 с.

165. Прессман Л.П. Образная система экранно-звуковых средств и особенности их восприятия // Эмоциональное воздействие массовой коммуникации и педагогические проблемы. М., 1978. - С. 85-97.

166. Программа «Музыка» (1-4 классы) начальной школы / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. М., 2000. - 46 с.

167. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Факультативные курсы. История джаза и популярной музыки // Сост. Т.Л. Айзикович. М.: Министерство образования РФ, 1992 - С. 1 -27.

168. Программы для средних общеобразовательных школ. Факультативные курсы. -М.: Просвещение, 1991. 128 с.

169. Программы факультативных курсов по искусству для общеобразовательных школ для 5-11 классов. М.: Просвещение, 1991. - 128 с.

170. Программы факультативных курсов по искусству для общеобразовательных школ для 5-11 классов. -М.: Просвещение, 1995. 132 с.

171. Прохоров А., Разлогов К., Рудки В. Культура грядущего тысячелетия // Вопросы философии. 1989. - № 6. - С. 17-23.

172. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 440 с.

173. Психология. Словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

174. Пьер Э. Подготовка юных телезрителей во Франции // Перспективы. 1984. - №2. - С. 91-99.

175. Рабинович Ю.М. Кино как средство воспитания школьников (опыт создания системы) // Кино: прокат, реклама, методика, практика. М.: Союз-информкино, 1986. - 32 с.

176. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. -М.: Педагогика, 1975. 182 с.

177. Разлогов К., Храпачев В. Музыка в звукозрительном синтезе // Вопросы философии. 1988. - №2 - С. 25-31.

178. Райский Б.Ф. Политехническая и трудовая подготовка учащихся старших классов. -М.: Учпедгиз, 1963. 168 с.

179. Рейзенкинд Т.И. Методика использования кинофрагментов в профессиональной подготовке учителя музыки (на материале обучения в классах музыкального инструмента). Дис. . канд. пед. наук. -М., 1986. 169 с.

180. Ресенчук М.С. Подросток у телевизора // Социологические исследования. 1980. - №4. - С. 109-112.

181. Родиков A.C. Допрофессиональная педагогическая подготовка учащихся в гуманитарных гимназиях. Дис. .канд. пед. наук. Курган, 1996.-201 с.

182. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. -Т.1. 608 с.

183. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / Гл. ред.

184. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - Т.2. - 672 с.

185. Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. М.: Изд-во АПН СССР, 1957. -328 с.

186. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2-х т. Изд. 3-е. -М.: Педагогика, 1989. - Т. 1. - 488 с.

187. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-424 с.

188. Рувинский Л.И. Самовоспитание чувств, интеллекта, воли. М.: Знание, 1983,- 160 с.

189. Сабинина М. Некоторые теоретические аспекты интерпретации оперы//Советская музыка. 1978. - №11- С. 15-18.

190. Савельев А.Л. Технология обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России. 1994. - №2. - С. 29-37.

191. Салтанович И.П. Формирование оптимальной музыкальной среды важнейший фактор духовного развития // Молодежь в условиях социально-экономических реформ / Науч. ред. В.Т. Лисовский. СПб., 1995. - С. 35-38.

192. Саркисян Е.А. Внеклассные и факультативные занятия в современной общеобразовательной школе / НИИ пед. наук. Ереван: Луйс, 1982. -196 с.

193. Свистельникова Т.Ю. Воспитание музыкальных интересов студентов педагогических вузов средствами телевидения. Дис. . канд. пед. наук. — Киев, 1990.-200 с.

194. Сергеев С.А. Молодежные субкультуры в республике // Социологические исследования. 1998. - №11- С. 95-99.

195. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1994. - №5. - С. 16-21.

196. Сикорук Л.Л. Телефильм для детей как средство воспитания их творческих способностей. Дис. . канд. пед. наук. Новосибирск, 1998. -57 с.

197. Собкин B.C., Евстигнеева Ю.М. Подросток: виртуальность и социальная реальность. По материалам социологического исследования. Труды по социологии образования. Том VI. Выпуск X. М.: Центр Социологии Образования РАО, 2001. — 156 с.

198. Собкин B.C., Писарский П.С. Динамика художественных предпочтений старшеклассников. По материалам социологических исследований 1976 и 1991 гг. -М.: Министерство образования РФ, 1992. 79 с.

199. Собкин B.C., Толстых A.B. Воспитательные возможности телевидения // Советская педагогика. 1984. - №12. - С. 29 - 36.

200. Собкин B.C., Толстых A.B. Голубой экран подросткам // Семья и школа. - 1985. - №10,- С. 38-40.

201. Собкин B.C., Толстых A.B. Психолого-педагогический анализ механизмов воздействия телевизионной передачи // Телевидение и школа: опыт социокультурного и психолого-педагогического анализа / Отв. ред. B.C. Собкин М.: Изд. АПН ССР, 1989.- С. 75-86.

202. Собкин B.C., Шариков A.B. Особенности телевизионных предпочтений учащихся с разным социометрическим статусом // Телевидение и школа: опыт социокультурного и психолого-педагогического анализа / Отв. ред. B.C. Собкин-М.: Изд. АПН ССР, 1989.-С. 53-61.

203. Сомов В. Взаимодействие школы и телевидения в организации эстетического воспитания // Эстетическое воспитание школьной молодежи / Под. ред. Б.Т. Лихачева, Г. Зальмона. -М.: Педагогика, 1981. С. 166-171.

204. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Л.: Советский композитор, 1983. - 304 с.

205. Спутник учителя музыки / С.С. Балашова, В.В. Медушевский, Г.С. Тарасов и др.; Сост. Т.В. Челышева. М.: Просвещение, 1993. - 240 с.

206. Строева A.C. Кино в воспитании учащихся начальных классов // Эстетическое воспитание в школе-интернате / Ред. O.A. Апраксина. М.: Академия педагогических наук, 1961. - С. 84-98.

207. Суртаев В.Я. Молодежный досуг как социально-педагогическое явление. Дис. . докт. пед. наук. Санкт-Петербург, 1995. - 307 с.

208. Сушон М. Образование и СМИ: точки пересечения и проблемы // Перспективы, 1982.-№3,-С. 146-158.

209. Таллин E.H. Воспитание художественного вкуса у старшеклассников на факультативных занятиях и во внеклассной работе по музыке. Дис. . канд. пед. наук. М., 1990. 187 с.

210. Телеэкран приглашает детей: Сб. ст. М.: Искусство, 1976. - 159 с.

211. Теплов Б.М. Избр. труды: В 2-т. Т.1. М., Педагогика, 1985. - 328 с.

212. Толстых A.B. Психология юного зрителя. М., 1986. - №2. - 84 с.

213. Троицкая Г. Оперная классика на экране // Советская музыка. -1982,-№8. -С. 26-29.

214. Троицкая Л.Д. Эстетическое воспитание старшеклассников в условиях сельской школы (на материале комплексного использования литературы и телевидения): Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1979. - 20 с.

215. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. -584 с.

216. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. - 192 с.

217. Усов Ю.Н. В мире экранных искусств. Кн. для старшеклассников -М.: SvR-Apryc, 1995. 223 с.

218. Усов Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников. Дис. . докт. пед. наук. М., 1989.-356 с.

219. Усов Ю.Н. О принципе формирования аудиовизуальной грамотности // Место и функции массовой коммуникации (радио, кино, телевидение, пресса) в процессе педагогического воздействия. М.: Педагогическое общество РСФСР, 1975.-С. 145-148.

220. Усов Ю.Н. Развивать зрительскую культуру // Когда подросткам интересно. М.: Советская Россия, 1983. - 8 с.

221. Усов Ю.Н. Развитие эстетической культуры подростков средствами кино, телевидения, видео // Проблемы эстетического воспитания подростков / Под ред. JT.B. Богомоловой. М.: Новая школа, 1994. - С. 58-62.

222. Федоров A.B. Киноискусство в структуре современного российского художественного воспитания и образования. Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пед. ин-та, 1999. - 68 с.

223. Федоров A.B. Медиаобразование как один из путей гуманитарного учебного процесса // Гуманитарная культура специалиста / Ред. М.А! Молчанова, В.Г. Кабарухин, Е.П. Александров. Таганрог: Изд-во ТИУиЭ, 2001. -С. 188-194.

224. Федоров A.B. Подготовка студентов педвузов к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных искусств (кино, телевидения, видео). Учеб. пособие для вузов. Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пед. ин-та, 1994.-384 с.

225. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. -432 с.

226. Фельдштейн Д.И. Изучение особенностей психологического развития и воспитания учащихся: Сб. науч. трудов. М.: НИИОП, 1987. - 163 с.

227. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. -М.: Педагогика, 1989. 208 с.

228. Филиппов В.M. Задачи модернизации образования на современном этапе // Высшее образование сегодня. 2003. - №3. - С. 2-5.

229. Филиппов В. Российское образование: состояние, проблемы, перспективы // Народное образование. 2000. - №2. - С. 42-51.

230. Хангельдиева И. Музыка, театр, кино, телевидение. М., 1991.89 с.

231. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Высш. шк, 1990. - 576 с.

232. Ценностные ориентации детей при переходе в младший школьный и подростковый возраст // Вопросы психологии. 1986. - №2. - С. 67-74.

233. Чаплыгин Н. Музыка в ТВ // Советская музыка. 1959. - №4. -С. 146-148.

234. Чепуров В.Н. Музыка и пение в школе: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1975. - 112 с.

235. Чередниченко Т.В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики. К анализу методологических парадоксов науки о музыке. М.: Музыка, 1989.-233 с.

236. Черкашин Е.А., Шариков A.B. Приобщение учащихся к духовной культуре общества на занятиях курса «основы медиакультуры» // Гуманизация образования: мифология, религия, искусство. Екатеринбург: ИУУ, 1992.-С. 53-55.

237. Шапинский В.А. Видеокультура как фактор формирования эстетических представлений российской молодежи // Современные концепции эстетического воспитания. М., 1998. - С. 268-287.

238. Шарай H.A. Теоретические основы управления развитием гимназического образования. Дис. . докт. пед. наук. М., 2001. - 433 с.

239. Шариков A.B. Возрастные особенности телевизионных предпочтений школьников. Дис. . канд. пед. наук.-М., 1989,- 175 с.

240. Шариков A.B. Проблемы медиаобразования в современной западной педагогике // Телевидение и школа: опыт социокультурного и психолого-педагогического анализа / Отв. ред. B.C. Собкин. М.: Изд. АПН СССР, 1989. - С. 104-124.

241. Шашкин Н. О воплощении оперного спектакля на ТВ // Советская культура. 1968. - №35.- С. 3.

242. Шевчук Г. Филофония в системе современной музыкальной культуры (социологический, историко-технический, идеологический аспекты): Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Киев, 1984. - 20 с.

243. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М.: Мысль, 1973. - 136 с.

244. Шестаков Г. Музыка на телеэкране // Пионерский музыкальный клуб. Вып. 23. 1989. - С. 82-88.

245. Шишмаренков В.К. Теория и практика разноуровнего дифференцированного обучения в средней школе: Дис. . канд. пед. наук. Челябинск, 1996.-264 с.

246. Шмелев A.A. Молодежные культурные и социальные движения в России//Социологические исследования. 1998.-№8.-С. 103-109.

247. Щербо A.B., Джола JI.H. Красота воспитывает человека. 2-е изд. -Киев: Радяньска школа, 1980. - 104 с.

248. Щирин Д.В. Педагогика формирования музыкальной культуры различных групп населения в условиях досуга. Дис. . канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 1992.-210 с.

249. Экспериментальные программы медиа-образования для старших классов школ гуманитарной ориентации / Сост. Шариков A.B., Черкашин Е.А.-М.: НИИСоиУК АПН СССР, 1991.-43 с.

250. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития вдетском возрасте // Вопросы психологии. 1971. - №4. - С. 26-32.

251. Эстетическое воспитание молодежи: Проблемы и опыт. Минск, 1986.- 121 с.

252. Эстетическое отношение подростка к искусству и действительности // Сб. науч. трудов / Под ред. Е.М. Торшиловой. М.: АПН СССР, 1983. -118 с.

253. Юровский А. Телевидение поиски и решения: очерки истории и теории. - М.: Искусство, 1983,- 153 с.

254. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: ИФ: Сентябрь, 1996. - 96 с.

255. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. - №2. - С. 31 -42.

256. Якобсон П.М. Психологические основы художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. - 86 с.

257. Якобсон П.М. Психологические проблемы детского восприятия // Телеэкран приглашает детей. -М.: Искусство, 1976. С. 156-164.

258. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М., 1976. -245 с.

259. Якупова А.Р. Эстетическое освоение казахской музыки подростками в процессе факультативных занятий. Дис. . канд. пед. наук. М., 1995. - 178 с.188

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.