Феномен народного музыканта - солиста и ансамблиста: Северобелорусские цимбалисты тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Ромодин, Александр Вадимович

  • Ромодин, Александр Вадимович
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2004, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 336
Ромодин, Александр Вадимович. Феномен народного музыканта - солиста и ансамблиста: Северобелорусские цимбалисты: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Санкт-Петербург. 2004. 336 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Ромодин, Александр Вадимович

Введение.

Глава первая Музыкант и традиция

Краткие сведения о жанрах и инструментарии северобелорусской народной музыки.

Об истоках северобелорусского музыкального инструментального профессионализма.

Начало творческого пути народных инструменталистов; типы деятельности северобелорусских музыкантов-профессионалов.

Глава вторая

Уравновешенный тип творческих личностей.

Глава третья

Неуравновешенно-экспрессивный тип творческих личностей

Глава четвертая

Смешанный (промежуточный) тип творческих личностей.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен народного музыканта - солиста и ансамблиста: Северобелорусские цимбалисты»

Актуальность темы заключается в обращении к самому тонкому веществу фольклорной традиции - облику, творчеству, мышлению ее носителя. В диссертации предпринимается опыт сближения двух подходов: с одной стороны, осмысление культуры внешним наблюдателем, с другой - осознание искусства самим его создателем - традиционным музыкантом. В работе осуществляется попытка соединения этих двух планов знания, с выявлением в обоих случаях и субъективного, и объективного содержательных начал. Таким образом, специфические исследовательские методы и приемы сближаются в диссертации с искусством и мыслью традиционного музыканта, с обликом, психологией самого человека. Актуальность темы состоит в координации разнообразных факторов жизни традиции с собственно научной проблематикой и методикой.

Методология исследования основана прежде всего на использовании системно-этнофонического метода изучения народной инструментальной культуры. Этот, предложенный И. В. Мациевским, метод предполагает синхронное исследование триады «музыка - инструмент - исполнитель», начиная еще непосредственно на этапе полевой собирательской работы. Учитываются поиски представителей научной школы И. В. Мациевского (в особенности тех из них, кто в той или иной степени изучал личность народного музыканта: С. И. Утегалиевой, Ю. Е. Бойко, Д.А.Абдулнасыровой, В.И. Мациевской и др.). Большое значение имеют концептуальные исследования И. И. Земцовского (его вероятностный метод, изучение артикуляции, типов интонирования), во многом продолжающие линию, идущую от Б. В. Асафьева. Исследование искусства народного музыканта-инструменталиста опирается на труды Е. В. Гиппиуса, К. В. Квитки, Г. М. Хоткевича. Учитываются работы российских и белорусских этномузыковедов, изучающих творческое существование певцов и инструменталистов в традиции: М.И Родителевой, Т.С. Рудиченко, А.И. Мозиаса, В.А. Лапина, И.П. Виндгольца, И.Д. Назиной, Г.В. Тавлай, З.Я. Можейко и др. Использован научный опыт старых русской и белорусской фольклористических школ, а также более поздних исследователей: Б. Н. Путилова, К. В. Чистова, А.К. Байбурина. Привлечены новейшие достижения зарубежных этномузыкологов, применяющих современные методы изучения феномена народного музыканта-инструменталиста: П. Далига, С.

Захариевой, О. Элыпека, Я. Стеныпевского и др. Учтены работы Г. Орлова, Е. Назайкинского, М. Арановского, исследующие психологию музыкального творчества, а также научные труды выдающихся пианистов-педагогов Г. Нейгауза, Н. Голубовской.

Цели и задачи исследования. Диссертация посвящена искусству музыкантов-цимбалистов и имеет поэтому соответствующий подзаголовок. Важнейшей задачей исследования оказывается обращение к психологии народного музыканта, к его облику, связанному и с культурой в целом, и с результатами художественной деятельности (музыкальными формами, текстами, создаваемыми по нормам бесписьменной традиции). Таким образом, главная проблематика, концепция и в то же время цель диссертации состоит в одновременном изучении феноменов триады ТЕКСТ-КУЛЬТУРА-ЧЕЛОВЕК (по Й.И. Земцовскому). Высший пафос исследования заключается в изображении музыканта-инструменталиста не как абстрактного носителя некоей коллективной воли, но как талантливой личности, творящей по определяемым традицией нормам.

Предмет и материал исследования. Основным материалом диссертации служат полевые материалы, собранные автором за двадцать пять лет экспедиционной работы в Витебской области Белоруссии и пограничных территориях Псковской, Смоленской, Тверской областей России. В силу культурно-этнографических причин указанный регион относится к северобелорусской традиции. Исследуется прежде всего сольное музицирование цимбалистов, в единстве с их собственной традицией. Одновременно изучаются разнообразные факторы и реалии культуры: творческий путь музыканта, его становление, совершенствование, профессионализм; художественный поиск и свобода; выбор инструментов, их тембр в соотношении с изготовлением, исполнительскими пристрастиями; мультиинструментализм, семейная традиция; взаимодействие инструментальной культуры с танцем, вокальной музыкой; мужское и женское начала в фольклоре; эстетические и теоретические взгляды музыкантов, исполнительская терминология; артикуляция, фактура, приёмы игры, способы построения формы, пространственность темброинтонации и т.п.

Научная новизна исследования состоит в опыте последовательного обнаружения человека, народного музыканта непосредственно в создаваемом им звуковом веществе - музыкальных текстах. Изучаются формы творчески-исполнительского поведения, связанные как с индивидуальными проявлениями художественной деятельности, так и выраженные в традиционных установках. Все факты культуры сфокусированы на главной проблеме изучения личности традиционного музыканта. В работе предпринимается попытка проникнуть в народную традицию с помощью представлений ее носителей. Для этого используются многочисленные свидетельства, высказывания этнофоров. В записанных словесных и музыкальных текстах выявляются индивидуальные и типизированные черты творческого мышления и инициативной деятельности человека.

Практическая значимость работы состоит в возможности ее использования для последующих исследований народного музыканта и его музыки. Диссертация может стимулировать интерес к изучению творческой личности исполнителя, причем как на уровне обращения к художественной индивидуальности инструменталиста, так и при опыте осмысления связей между деятельностью отдельного создателя искусства и традицией в целом. Диссертация может быть использована в лекционных курсах ВУЗов и музыкальных училищ. Полезную помощь для своей практической деятельности найдут в этой работе вторичные фольклорные исполнители - солисты и ансамблисты (возможно, не только инструменталисты, но и певцы, и даже танцоры).

Апробация работы проходила на многочисленных научных конференциях (1979-2003 гт.) в Санкт-Петербурге, Москве, Алма-Ате, Невеле, Пскове, Скиерневице (Польша; этнохореологаческая ipyraia Международного Совета Традиционной Музыки при ЮНЕСКО), Будапеште, Каллоше, Сексарде (Венгрия; Европейский Совет Традиционной Культуры), на лекциях, прочитанных в различных учреждениях и учебных заведениях Санкт-Петербурга, а также на выступлениях во Фрайбургском университете, Гамбургском музее этнографии (Германия). Многие идеи и положения диссертации были - с 1986 г. - апробированы в практике руководимой автором Фольклорной студии «Санкт-Петербург» ( и, поначалу - с 1977 г. - в деятельности Камерного фольклорного ансамбля под рук. И. В. Мациевского). Изучались исполнительские принципы традиционного инструментального музицирования, координация вокального, инструментального и танцевального творческих начал, соотношение артикуляционного и образно-психологического планов в индивидуальной и коллективной манере пения, игры на инструментах (в т. ч. на цимбалах) и т.п. Теоретические идеи и замыслы воплощены в практических, художественных экспериментах (в т. ч. импровизационных) на репетициях и концертах Студии (в России и за ее пределами), а также в выпущенном компакт-диске ансамбля (1994 г.). По материалам многолетних экспедиций снят документальный фильм «Прощание с Меховым» (1999 г., Берлинская киностудия), содержащий результаты разностороннего исследования феномена народного музыканта (Псковская, Витебская, Смоленская области). Апробация специальных методов изучения личности создателя традиционного искусства "осуществлена и в самостоятельных авторских экспериментальных видеофильмах.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и приложения (нотные транскрипции цимбальной музыки в сольном исполнении, рисунки инструментов традиционных музыкантов -схемы цимбал, строй и обмер).

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Ромодин, Александр Вадимович

Заключение

Феномен творческой личности народного музыканта оказывается центральным звеном при опыте двухстороннего изучения традиции: с позиций ее носителя, и взгляда со стороны наблюдателя. Основой исследовательского метода представленной диссертации явилось рассмотрение художественного и человеческого облика северобелорусского инструменталиста не только в его взаимодействии с многообразием реалий и фактов культуры. Решающий шаг заключался в опыте изучения свойств творческой личности музыканта непосредственно в создаваемом им звуковом веществе. Эмоциональные черты традиционных исполнителей и энергетический импульс темброинтонации главенствующее сочетание, определитель, знак, показывающий направление исследовательского поиска. Устные свидетельства музыкантов - сопутствующий, исключительно значимый, содержательный план. Внедрение в звуковое вещество музыкальное, словесное) - сущностная сердцевина метода. Еще одна важнейшая, неизменно проводимая операция - сопоставление традиции и человека ее создающего. Оказалось, таким образом, возможным соотнесение в едином изложении множества элементов, существующих на разных культурных уровнях: 1) изучение контактов инструментализма с другими видами искусства (вокальной музыкой, танцем), с ритуальной сферой, с различными формами передачи традиции i

Современность и фольклор. М., 1977. С. 28-75).

263 Основанное на эмпирических наблюдениях изучение человека как целостного феномена осуществляется в рамках феноменологической психологии, подразумевающей естественное следование человеческому существованию, вне использования логически-жестких исследовательских методов (см.: Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994; Хрел X., Зиглер Д. Феноменологическая теория личности // Теории личности (Основные положения, исследования и применения). СПб., 1997. С. 528-573; см. также: ШарденП. Феномен человека. М. 1987). Народный музыкант оказывается особой сущностью, в которой, с одной стороны, присутствуют сложные и тонкие культурные планы, с другой - человеческая личность являет собой целостный, самодостаточный, внутренний мир и становится поэтому объектом психологического -феноменологического - изучения. методами и факторами обучения, этапами творческого пути, диалогами музыкантов со средой функционирования); 2) выявление типов творческой личности и профессиональной деятельности исполнителей в глубинном соприкосновении с традицией; 3) выяснение особенностей мужского и женского начал в искусстве музыкантов-цимбалистов; 4) обнаружение появляющихся на разных исторических этапах соотношений между элементами более позднего религиозного сознания и низовыми ритуальными представлениями, непосредственно связанными с обрядовой практикой инструменталистов; 5) рассмотрение взаимодействия манеры игры и логикой развертывания музыкальной формы, включающей в себя, кроме прочего, систему универсальных приемов цимбального исполнительства; 6) обнаружение общекультурных категорий, таких, например, как персональный тембр, художественный поиск, свобода творческого высказывания народных музыкантов; 7) выяснение соотнесенности темброво-конструктивных качеств инструмента и свойств личности исполнителя; 8) выяснение координации локальных традиционных норм, установок и индивидуальных черт облика, побуждений музыканта; 9) выявление значимости феномена диалога для полнокровного существования народной инструментальной культуры: в ансамблевых видах музицирования (внутри обрядовых форм, в их соотнесенности с реликтами скоморошества, странничества, синкретизма) и - в коррелирующих с коллективным творческим началом -индивидуальных, сольных проявлениях, выраженных в исполнительском поведении, личных пристрастиях, особенных повадках музыкантов; 10) обращение к исполнительской терминологии, эстетическим взглядам инструменталистов, предоставляющим возможность объединить многосоставное, объемное изложение в единую содержательно-смысловую конструкцию.

Важнейшая перспектива исследования (но одновременно и нынешний его итог) заключается в необходимости углубленного, целенаправленного изучения соотношений между тончайшими психологическими чертами, индивидуальным художественным стилем, субъективным творческим миром музыкантов и очерченными традицией, объективными ее нормами, предписаниями. Особенно подробному выявлению художественно-стилистических свойств, обнаруживающих различные степени соответствия самобытному творчески-исполнительскому поведению представителей конкретных локальных традиций, предполагаем посвятить дальнейшие наши исследования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Ромодин, Александр Вадимович, 2004 год

1. Абдулнасырова Д. Индивидуальность и стиль: о формировании исполнительских стилей в татарской народной скрипичной музыке // Традиционное искусство и человек. СПб., 1997. С. 9-10.

2. Абдулнасырова Д. К проблеме звукоидеала в татарской народной скрипичной традиции // Вопросы инструментоведения. СПб., 1997. Вып. 3. С. 109-113.

3. Абдулнасырова Д. Музыкальная орнаментика и искусство татарских скрипачей // Инструментоведческое наследие Е.В. Гиппиуса и современная наука. СПб., 2003. С. 66-68.

4. Абдулнасырова Д. Татарская народная скрипичная традиция: Модус культуры и музыкальный феномен: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. СПб.: РИИИ, 2000. 28 с.

5. Агапкина Т.А. О некоторых магических действиях в масленичной обрядности славян // Фольклор и этнографическая действительность. СПб., 1992. С. 48-53.

6. Александрова Н. Изучение удмуртских музыкальных инструментов на современном этапе // Вопросы инструментоведения. СПб., 2000. Вып. 4. С. 130-131.

7. Альбинский В.А. Сивинский «скрипач» И.М. Устинов: к вопросу о традициях гудошного исполнительства и промысла в современном фольклоре Урала // Фольклор Урала: Бытование фольклора в современности. Свердловск, 1983. С. 138-147.

8. Альмеева Н. Ю. Традиция гостевого общения у татар-кряшен // Зрелищно-игровые формы народной культуры. СПб., 1990. С. 180-191.

9. Амирова Д.Ж. Казахская профессиональная лирика устной традиции: Автореф. дис. канд. искусствоведения. Л.: ЛГИТМиК, 1990. 22 с.

10. Арановский М.Г. О психологических предпосылках предметно-пространственных слуховых представлений // Проблемы музыкального мышления. М., 1974. С. 252-271.

11. Артемьев А.М. Об ушкуйничестве в Псковской земле (XIV-XV вв.) // Советская этнография. 1991, №3. С. 111-116.

12. Асафьев Б. О народной музыке / Сост. И. Земцовский, А. Кунанбаева. Л.: Музыка, 1987. 248 с.

13. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука. 1993. 237 с.

14. Банин А.А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. М.: Гос. респ. центр русского фольклора, 1997. 248 с.

15. Барток Б. О влиянии крестьянской музыки на музыку нашего времени // Сборник статей. М., 1977. 245-249.

16. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1990. 543 с.

17. Беларуская народная шструментальная музыка / Фонозап., нат., уступ, арт., кам. I. Дз. Назшай. У сер. Беларуская народная творчасць. Мшск: Навука i тэхнка, 1989. 655 с.

18. Беларусы: Вытош i эттчнае развщцё. Мшск: Беларуская навука, 2001. Ч. 4. 432 с.

19. Белкин А.А. Русские скоморохи. М.: Наука, 1975. 192 с.

20. Белявский JI. Инструментальная музыка трансформация человеческих движений // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. М., 1987. Ч. I. С. 106-115.

21. Беляев В.М. Белорусская народная музыка. JL: Гос. Науч.-исслед. Ин-т Театра и Музыки, 1941. 141 с.

22. Благовещенский И.П. К истории белорусской народной инструментальной музыки // Некоторые вопросы музыкального искусства. Минск, 1965. С. 103-143.

23. Блинова М. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. М.: Музыка. 1974.144 с.

24. Бойко Ю. Народная инструментальная музыка и джаз (некоторые тенденции и перспективы) // Теоретические проблемы народной инструментальной музыки. М., 1974. С. 185-187.

25. Бойко Ю.Е. Методика записи народной инструментальной музыки. М.: ВНМЦ НТ и КПР МК СССР, 1986. 45 с.

26. Бойко Ю.Е. Мужские жанры русской инструментальной традиции в женском преломлении // Мужчина в традиционной культуре Поволжья. Астрахань, 2003. С. 75-79.

27. Бойко Ю.Е. О методике фиксации инструментальной музыки // Методы изучения фольклора. Л., 1983. С. 73-79.

28. Бойко Ю.Е. Роль народного исполнителя в формировании стилистики русского инструментального фольклора // Проблемы традиционной инструментальной музыки народов СССР. Л., 1986. С. 113-122.

29. Бойко Ю.Е. Современное состояние народных музыкальных инструментов и инструментально-вокальной музыки русского Северо-Запада: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Л.: ЛГИТМиК, 1982. 19 с.

30. Браудо Е.М. Основы материальной культуры в музыке. М.: Новая Москва, 1924. 168 с.

31. Бузук П. Да характарыстыки пауночна-белорусюх дыялектау. Гутарк1 Невельскага и Велискага паветау. Мшск, 1926.

32. Булкин В.А., Герд А.С. К этноисторической географии Белоруссии // Славяне: этногенез и этническая история. Л., 1989. С. 67-76.

33. Бусыгин Е.П., Яковлев В.И. Музыка в традиционной свадебной обрядности народов среднего Поволжья // Музыка в свадебном обряде финно-угров и соседних народов. Таллин, 1986. С. 66-74.

34. Варфоломеева Т.Б. Белорусский свадебный причет: национальная традиция и финно-угорские типологические параллели // Музыка в свадебном обряде финно-угров и соседних народов. Таллин, 1986. С. 74-88.

35. Варфоломеева Т.Б. О некоторых итогах регионального изучения традиционной свадьбы белорусско-русского пограничья // Музыка русской свадьбы (проблемы регионального исследования). М., 1987. С. 56-59.

36. Варфоломеева Т.Б Северобелорусская свадьба. Минск: Наука и техника, 1988. 156 с.

37. Великорусские сказки Вятской губернии / Сборник Д.К. Зеленина / Записки РГО.Т.42. Пг., 1915. 656 с.

38. Великорусские сказки Пермской губернии / Сборник Д.К. Зеленина / Записки РГО. Т. 41. Пг., 1914. 640 с.

39. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. 406 с.

40. Вижинтас А.Д. Проблемы формирования и развития скудучяй в Литве: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Л.: ЛГИТМиК, 1983.23 с.

41. Виндгольц И.П. Фольклорная группа в локальной традиции (на материале немецкой песенной культуры села Кирово Карагандинской области): Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Л.: ЛГИТМиК, 1986.22 с.

42. Виноградова JI.H. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян. М.: Наука, 1982. 256 с.

43. Власова З.И. Скоморохи и календарно-обрядовый фольклор // Русский фольклор: Межэтнические фольклорные связи. Т. 27. СПб., 1993. С. 148-164.

44. Власова З.И. Скоморохи и свадьба // Русский фольклор. Т. 25. Л., 1989. С. 23-37.

45. Выготский Л. Мышление и речь. М.; Л.: Гос. Соц.-экономич. изд-во, 1934. 324 с.

46. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. 344 с.

47. Галахов В. Искусство балалаечников Дальнего Востока. М.: Сов. композитор, 1982. 208 с.

48. Гарбузов Н. Зонная природа звуковысотного слуха. М.;Л.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1948. 84 с.

49. Герд А.С., Лебедев Г.С. Экспликация историко-культурных зон и этническая история Верхней Руси // Советская этнография. 1991. № 1. С. 73-85.

50. Гиппиус Е.В. Интонационные элементы русской частушки // Советский фольклор. М.; Л., 1936. С. 97-142.

51. Гиппиус Е. Программно-изобразительный комплекс в ритуальной инструментальной музыке «Медвежьего праздника» у манси // Теоретические проблемы народной инструментальной музыки. М., 1974. С. 72-77.

52. Гиппиус Е.В. Проблемы ареального исследования традиционной русской песни в областях украинского и белорусского пограничья // Традиционное народное музыкальное искусство и современность. М., 1982. С. 5-13.

53. Голубовская Н. О музыкальном исполнительстве. Л.: Музыка, 1985. 142 с.

54. Гринблат М.Я. Белорусы (очерки происхождения и этнической истории). Минск, Наука и техника, 1968. 287 с.

55. Грица С.И. Украинская песенная эпика. М.: Советский композитор, 1990.261 с.

56. Грицкевич А. Маргинальные территории Беларуси (Невель и Себеж в XVII-XVIII веках) // «Пашлю серу зязульку на радзшушку»: Сборник статей и рефератов Невельской международной гуманитарной конференции. СПб.; Невель, 1996. С. 34-39. .

57. Гуревич А.Я. Средневековый мир: Культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990. 396 с.

58. Двадцать русских народных песен (в ранних звукозаписях) / Сост., датирование и общ. ред. Е.В. Гиппиуса. М.: Советский композитор, 1979. 68 с.

59. Диалектологическая карта русского языка в Европе / Сост.: Московская диалектологическая комиссия; Дурново Н.Н., Соколов Н.Н., Ушаков Д.Н. Пг., 1914.

60. Драгански С. Кавалът свири говори: Майстори изпълнители и разспространители на кавалджийското изскуство. Пловдив, 1985.

61. Елатов В.И. Ритмические основы белорусской народной музыки. Минск: Наука и техника, 1966. 219 с.

62. Емельянов Л.И. Методологические вопросы фольклористики. Л.: Наука, 1978. 206 с.

63. Жинович И.И. Белорусские цимбалы // Научно-методические записки Белорусской государственной консерватории. Минск, 1958.

64. Жинович И.И. История развития народных цимбал в Белоруссии: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Минск.: Белгосконсерватория, 1952.11 с.

65. Жуланова Н. Инструмент, музыкант и музыка в традиционной культуре: Коми-пермяцкие многоствольные флейты // Музыкальная академия. № 3. 1997. С. 156-164.

66. Захариева С. Свирачът във фолклорната култура. София: Издателство на Българската Академия на Науките, 1987. 275 с.

67. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М.: Наука, 1991. 511 с.

68. Зелинский Р. Башкирский курай // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. М., 1988. Ч. II. С. 127-136.

69. Земцовский И.И. Апология текста // Музыкальная академия. 2002. № 4. С. 100110.

70. Земцовский И.И. Артикуляция фольклора как знак этнической культуры // Этнознаковые функции культуры. М., 1991. С. 152-189.

71. Земцовский И.И. Введение в вероятностный мир фольклора (к проблеме этномузыковедческой методологии) // Методы изучения фольклора. Л., 1983. С. 1530.

72. Земцовский И.И. К проблеме взаимосвязи календарной и свадебной обрядности славян // Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор. Л., 1974. С. 147-154.

73. Земцовский И.И. Мелодика календарных песен. Л.: Музыка, 1975.224 с.

74. Земцовский И.И. Народная музыка и современность. К проблеме определения фольклора// Современность и фольклор. М., 1977. С. 28-75.

75. Земцовский И.И. О природе фольклора в свете исполнительского общения // Искусство и общение. JL, 1984. С. 142-150.

76. Земцовский И.И. По следам веснянки из фортепианного концерта П. Чайковского. Историческая морфология народной песни. Д.: Музыка, 1987. 128 с.

77. Земцовский И.И. Проблема музыкальной диалогики: Антифон и диафония // Вопросы народного многоголосия. Боржоми, 1986. С. 11-12.

78. Земцовский И.И. Социальное и музыкальное: От форм музицирования к формам музыки // Советская музыка. 1981. № 1. С. 84-88.

79. Земцовский И.И. Социальный контекст в художественном тексте // Искусство и социокультурный контекст. JL, 1986. С. 17-26.

80. Земцовский И.И. Текст культура - человек: Опыт синтетической парадигмы // Музыкальная академия. 1992. № 4. С. 3-6.

81. Земцовский И.И. Этнография исполнения: музицирование-интонирование-артикулирование // Традиции и перспективы изучения музыкального фольклора народов СССР. М., 1989. С. 94-106.

82. Земцовский И.И. Этномузыковедческие заметки об этнической традиции // Б.Н. Путилов. Фольклор и народная культура. In memoriam. СПб., 2003. С. 293-313.

83. Иваницкий А. Скрипач из Бессарабии // Вопросы инструментоведения. СПб., 1997. С. 117-119.

84. Иванов А.Н. Проблемы изучения семантики русского народно-песенного искусства: Автореф. дис. канд. искусствоведения. М., 1986.

85. Ивашнева Л.Л., Разумовская Е.Н. Усвятский свадебный ритуал в его современном бытовании // Советская этнография. 1980. № 1. С. 80-95.

86. Ивлева Л.М. Ряженье в русской традиционной культуре. СПб.: Российский институт истории искусств, 1994. 235 с.

87. Ильин И.А. Основы христианской культуры. Собр. соч.: В 10 т. М.: Русская книга, 1993. Т. 1. 400 с.

88. Казанская Т. Традиции народного скрипичного искусства Смоленской области // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. М. 1988. Ч. П. С. 78-106.

89. Какнавичюте В.В. Пупу-Деде яркий исполнитель литовских скоморошин (малых эпических форм) // Проблемы изучения музыки эпоса. Клайпеда, 1988. С. 2425.

90. Карский Е.Ф. Этнографическая карта белорусского племени. Пг.: Тип. Рос. Акад. Наук, 1917. Сост. 1903. 32 с.

91. Квитка К.В. К изучению украинской народной инструментальной музыки / Народные музыкальные инструменты // Избранные труды: В 2 т. М.: Советский композитор, 1973. Т. 2. С. 251-276.

92. Квитка К.В. Профессиональные народные певцы и музыканты на Украине. (Программа для исследования их деятельности и быта) / Вопросы музыкальной социологии // Избранные труды: В 2 т. М.: Советский композитор, 1973. Т. 2. С. 279325.

93. Керемидчев Г. Народният певец дядо Вичо Бончев. София, 1954.

94. Кибирова С.Н. Низамдин Кибиров музыкант, композитор, народный инструменталист, педагог. СПб.: УТПАЛА: ТАС, 1995.

95. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности человека. Л.: Изд. ЛГУ, 1957. Т. 1. Характер. 362 с.

96. Котикова Н.Л. Народные песни Псковской области. М., 1966.

97. Кошелев В. Скоморохи и скоморошья профессия. СПб.: Хронограф, 1994. 24 с.

98. Кречмер Э. Строение тела и характера. М.: Эксмо, 2003. 416 с.

99. Кукин А.Ф. Новый хореографический стиль в традиционном быту русской деревни // Пластическое воспитание актера в театральном вузе. Л., 1987. С 91-109.

100. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. М.: Наука. 1995.271 с.

101. Лапин В. Наигрыши на гармони-хромке П.В. Черемисова. Новгород: Научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы. 1983. 101 с.

102. Лапин В. Музыкант инструмент - традиция (кирилловская гармонь) // Вопросы инструментоведения. СПб., 2000. Вып. 4. С. 135-138.

103. Лапин В. Русский музыкальный фольклор и история (к феноменологии локальных традиций). Очерки и этюды. М.: Московский государственный фольклорный центр «Русская песня»; РИИИ, 1995. 200 с.

104. Левинтон Г.А. Разбор одного русского свадебного причитания // Semiotics and the History of Culture: In Honor of Ju. Lotman Studies in Russian / Columbus (O.), 1988.

105. Линева Е.Э. Великорусские песни в народной гармонизации. СПб., 1904. Вып. 1. 90 с.

106. Линева Е.Э. Великорусские песни в народной гармонизации. СПб., 1909. Вып. 2. 65 с.

107. Линева Е.Э. Деревенские песни и певцы: Из поездки по Новгородской губернии: по уездам Череповецкому, Белозерскому и Кирилловскому // Этнографическое обозрение. 1903, № 1. С. 78-97.

108. Лорд.А.В. Сказитель / Пер. с англ. Ю.А. Клейнера и Г.А. Левинтона. М.: Восточная литература, 1994. 368 с.

109. Ляцкий Е.А. Аренский А.С. Сказитель И.Т. Рябинин и его былины: Этнографический очерк / Запись напевов А.С. Аренского. М.: А.А. Левенсон, 1895. 47 с.

110. Мажейка З.Я. Песш Беларускага Паазер'я. Мшск: Навука i тэхнша, 1981. 494 с.

111. Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб.: Полисет, 1994. 448 с.

112. Мальцев Г.И. Традиционные формулы русской необрядовой лирики. Л.: Наука, 1989.167 с.

113. Мациевская В.И. Исполнительское искусство гуцульских скрипачей: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. СПб.: РИИИ, 2003. 24 с.

114. Мациевская В. Роль психологических факторов в исполнительском охвате формы крупных композиций гуцульских скрипачей // Инструментоведение: Молодая наука. СПб., 1998. С. 48-50.

115. Мациевский И.В. Инструментализм как явление мужской музыкальной традиции // Мужчина в традиционной культуре народов Поволжья. Астрахань, 2003. С. 131-134.

116. Мациевский И.В. Народное игровое искусство и инструментальная музыка // Зрелищно-игровые формы народной культуры. Л., 1990. С. 125-132.

117. Мациевский И.В. Народный музыкальный инструмент и методология его исследования (К насущным проблемам инструментоведения) // Актуальные проблемы современной фольклористики. Л., 1980. С. 143-170.

118. Мациевский И.В. О подвижности и устойчивости структуры в связи с импровизационностью // Славянский музыкальный фольклор. М., 1972.

119. Мациевский И.В. О путях формирования инструментального многоголосия у восточных славян и балтов // Вопросы народного многоголосия. Боржоми, 1986. С. 42-45.

120. Мациевский И.В. О роли социо-психологических факторов в формировании многоголосной фактуры традиционных инструментальных ансамблевых композицийнародной музыки // Вопросы народного многоголосия. Боржоми-Тбилиси, 1988. С. 32-34.

121. Мациевский И.В. Основные проблемы и аспекты изучения народных музыкальных инструментов и инструментальной музыки // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. М., 1987. Ч. I. С. 6-38.

122. Мациевский И. Отражение специфики инструментария в музыкальной форме народных инструментальных композиций // Проблемы традиционной инструментальной музыки народов СССР. Л., 1986. С. 11-29.

123. Мациевский И.В. Перцептивное пространство в музыкальной архитектонике // Выбор и сочетание: Открытая форма. Петрозаводск-СПб., 1995. С. 77-81.

124. Мациевский И.В. Современность и инструментальная музыка бесписьменной традиции // Современность и фольклор. М., 1977. С. 76-107.

125. Мациевский И.В. Традиционная инструментальная музыка и хореография: к проблеме системного сопоставления // Вопросы инструментоведения. СПб., 1997. Вып. 3. С. 75-79.

126. Мациевский И.В. Традиционная инструментальная музыка как феномен культуры. (Не опубл.).

127. Мациевский И. Традиционная наука польских народных музыкантов Западной Белосточчины: К проблемам когнитивной музыкологии // Петербургская музыкальная полонистика. СПб., 2002. Вып.2. С. 78-84.

128. Мациевский И.В. Троиста музика к вопросу о традиционных инструментальных ансамблях // Артес популярис. Будапешт, 1985. С. 95-120.

129. Мациевский И.В. Фольклорная экспедиция 1968 года // Славянский музыкальный фольклор. М., 1972.

130. Мациевский И.В. Формирование системно-этнофонического метода в органологии // Методы изучения фольклора. Л., 1983. С. 54-63.

131. Мельник Е.И. Варженские певицы и их песни. М., 1986.

132. Мирзаев Т. Традиционные формы обучения узбекских народных сказителей // Музыка эпоса. Йошкар=Ола, 1989. С. 118-124.

133. Можейко З.Я. Календарно-песенная культура Белоруссии. Минск: Наука и техника, 1985. 247 с.

134. Мозиас А.И. Исследование народно-песенного исполнительства // Методы изучения фольклора. Л., 1983. С. 96-103.

135. Мозиас А.И. К вопросу об изучении народного многоголосия с точки зрения певческого поведения и самооценки // Вопросы народного многоголосия. Тбилиси, 1988. С. 38-40.

136. Моргенштерн У. К вопросу о корнях современной традиции игры на гармонике и балалайке в России // Судьбы традиционной культуры: Сборник статей и материалов памяти Ларисы Ивлевой. СПб., 1998. С. 164-186.

137. Мошков В.А. Некоторые провинциальные особенности в русском народном пении // Баян. СПб., 1890. № 4. С 49-53.

138. Музыкальная этнография. Сб. статей / Под ред. Н.Ф. Финдейзена. Л., 1926.

139. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. 383 с.

140. Назина И.Д. Белорусские народные музыкальные инструменты: Самозвучащие, ударные, духовые. Минск: Наука и техника, 1979. 144 с.

141. Назина И.Д. Белорусские народные музыкальные инструменты: Струнные. Минск: Наука и техника, 1982. 120 с.

142. Назина И. Белорусские цимбалы в координатах «традиционное современное» // Tradicija ir dabartis. Klaipeda, 2003. (3). С. 83-92.

143. Назина И.Д. Инструмент музыкант - музыка в антропоморфных представлениях белорусов // Живая старина. 2003. № 1. С. 36-38.

144. Назина И. К истории изготовления народной скрипки в Беларуси // Вопросы инструментоведения. СПб., 1997. Вып. 3. С. 113-117.

145. Назина И.Д. О понятии «голос» в традиционной музыкально-инструментальной культуре белорусов // Голос и ритуал. М., 1995. С. 56-59.

146. Небылицын В.Д. Темперамент // Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976. С. 178-186.

147. Небылицын В.Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий // Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976. С. 132-144.

148. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыкальное государственное издательство, 1961. 319 с.

149. Никитина С.Е. Устная народная культура и языковое сознание. М.: Наука, 1993. 189 с.

150. Никифоровский Н.Я. Очерки Витебской Белоруссии. Дударь и музыка // Этнографическое обозрение. М., 1892. Кн. 13-14. № 2-3. С. 170-202.

151. Озаровская О.Э. Бабушкины старины. М., 1922.120 с.

152. Орлов Г. Древо музыки. Вашингтон; СПб.: Н. A. Frager & Со; Советский композитор, 1992. 408 с.

153. Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. JL: Наука. 1984. 205 с.

154. Повесть временных лет. М.; JL, 1950.

155. Правдюк О.А. Роменський кобзар Евген Адамцевич. Кшв, 1971.

156. Привалов Н.И. Псковский гусляр Федот Артамонов // Русская музыкальная газета, 43. С. 964-967.

157. Пропп В.Я. Открытая лекция / Подготовка текста JI.M. Ивлевой // Живая старина. 1995. № 3 (7). С. 11-15.

158. Прывалау Н. Народныя музычныя шструменты Беларусь Мшск, 1928.

159. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.

160. Путилов Б.Н. Искусство былинного певца (из текстологических наблюдений над былинами) // Принципы текстологического изучения фольклора. JL, 1966. С.220-259.

161. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура; In memoriam. СПб.: Петербургское востоковедение, 2003. 464 с.

162. Расторгуев П.А. Говоры на территории Смоленщины. М., 1960. 207 с.

163. Расултаев Ж.К. Бесписьменная дутарная исполнительская традиция узбеков: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Л.: ЛГИТМиК, 1985.20 с.

164. Рильский М.Т., Лавров Ф.1. Кобзар Егор Мовчан. Кшв, 1958.

165. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. 480 с.

166. Родителева М.И. Музыкальный текст в лирическом дуэте // Песенная лирика устной традиции. СПб., 1994. С 76-123.

167. Родителева М.И. Проблема формотворчества русской лирической песни (На материале народно-песенной традиции Архангельского района Башкирии): Автореф. дис. . канд. искусствоведения. СПб.: РИИИ, 1994. 15 с.

168. Родителева М.И. О народной эстетике русской народной песенной лирики // Живая старина. 1994. № 2. С. 30-32.

169. Ромодин А. Звукотворчество северобелорусских музыкантов (личное и традиционное, инструмент и стиль) // Инструментоведческое наследие Е.В. Гиппиуса и современная наука. СПб., 2003. С. 52-56.

170. Ромодин А. Инструментальные ансамбли русско-белорусского пограничья // Традиции и новаторство в музыке. Алма-Ата, 1980. С. 141-143.

171. Ромодин А.В. Исполнитель и традиция: Психолого-артикуляционные аспекты морфологии // Искусство устной традиции: Историческая морфология. СПб., 2002. С. 155-162.

172. Ромодин А.В. К проблеме многоаспектности художественного поиска традиционного северобелорусского музыканта-инструменталиста // Инструментоведение: Молодая наука. СПб., 1998. С. 55-58.

173. Ромодин А.В. К проблеме сольного музицирования в искусстве северобелорусских цимбалистов // Вопросы инструментоведения. СПб., 2000. Вып. 4. С. 150-152.

174. Ромодин А.В. Легенды и истории о музыкантах // Музыкант в традиционной и современной культуре. СПб., 2001. С. 54.

175. Ромодин А. Личность и традиция. Этюды о цимбалистах юга Псковщины // Гусли. Альманах для концертных исполнителей и педагогов. Псков, 2003. Вып. IV. С. 37-46.

176. Ромодин А.В. Музыка и музыкант в традиции (соотношение с обрядовым ряженьем) // Представления восточных славян о нечистой силе и контактах с ней (материалы полевой и архивной коллекции Л.М. Ивлевой). СПб., 2004. С. 428-433.

177. Ромодин А.В. Народный музыкант-инструменталист и современность: на изломе традиции // Традиционные музыкальные инструменты в традиционной культуре. СПб., 1999. С. 41-42.

178. Ромодин А.В. Народные музыканты юга Псковщины // Живая старина. 1999. №4. С. 8-10.

179. Ромодин А.В. О единстве северобелорусской музыкально-этнографической традиции // «Пашлю серу зязульку на радзшушку»: Сборник статей и рефератов

180. Невельской международной гуманитарной конференции. СПб.; Невель, 1986. С. 4446.

181. Ромодин А.В. О некоторых особенностях творчества традиционных северобелорусских музыкантов-инструменталистов (Ассоциации со скоморохами) // Судьбы традиционной культуры: Сборник статей и материалов памяти Ларисы Ивлевой. СПб., 1998. С. 259-265.

182. Ромодин А. Роль тембра в становлении северобелорусской народной инструментальной музыки (Поозерье пограничье Псковской, Смоленской и Витебской областей) // Традиционное искусство и человек. СПб., 1997. С. 54-58.

183. Ромодин А.В. Феномен творческой личности народного музыканта-инструменталиста// Вопросы инструментоведения. СПб., 1997. Вып. 3. С. 73-74.

184. Ромодин А.В., Ромодина И.А. Взаимодействие инструментальной музыки и хореографии в народных эстетических представлениях // Народный танец. Проблемы изучения. СПб., 1991. С. 77-85.

185. Ромодин А.В., Ромодина И.А. Рассказы о посиделках (Публикация экспедиционных материалов) // Зрелищно-игровые формы народной культуры. СПб., 1990. С. 204-213.

186. Ромодина И.А. Молодежные собрания Поозерья: труд обряд - игра // Зрелищно-игровые формы фольклора. СПб., 1990. С. 46-52.

187. Россия. Энциклопедический словарь Брокгауза. СПб.: Изд. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон, 1898. 878 с.

188. Рудиченко Т.С Певческая традиция донских казаков: Проблема самобытности. Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Ростов-на-Дону: Ростовская Гос. консерватория, 1995.27 с.

189. Рудиченко Т.С Певческая традиция донских казаков: Проблема самобытности. Дис. канд. искусствоведения. Ростов-на-Дону, 1995. (Рукопись).

190. Русская мысль о музыкальном фольклоре: Материалы и документы / Вст. статья, сост. и комм. П.А. Вульфиуса. М.: Музыка, 1979. 367 с.

191. Русские песенницы наших дней: Из серии «Народные певцы и музыканты» / Ред.-сост. B.C. Виноградов. М.: Советский композитор, 1988. 240 с.

192. Седов В.В. Кривичи и словене: Автореф. дис. . канд. ист. наук. М., 1954. 19 с.

193. Сказки и песни Белозерского края / Записали Б. и Ю. Соколовы. М., 1915.

194. Скорабагатчанка А.В. Беларуси музычны фальклор. 1нструментальная традьщыя: В 2-х частях. М1нск.: Рэспублжансю навукова-метадычны дэнтр культуры, 1990.160 с.

195. Скоробогатчанка А. Народная инструментальная культура Беларускага Паазер'я. М1нск: Беларуская навука, 1997. 471 с.

196. Скоробогатченко А.В. Профессиональная народно-инструментальная культура Западного Поозерья (к проблеме звукоидеала в традиции белорусов): Автореф. дис. . канд. искусствоведения. СПб.: РИИИ, 1995. 17 с.

197. Скрынник Т.Н. Хореография в народном празднестве. М.: НИИ Культуры, 1986. 85 с.

198. Сластион А.Г. Кобзарь Михаил Кравченко и его думы. Киев, 1902.

199. Смирнов Б. Искусство владимирских рожечников. М.: Советский композитор, 1959.155 с.

200. Смирнов Б. Искусство сельских гармонистов. М.: Советский композитор, 1962. 172 с.

201. Смирнов Д.В. Об устойчивых и изменчивых элементах формы в западнорусском песенном исполнительстве (на примере смоленской народной певицы Е.Е. Азаренковой) У/ Проблемы композиции народной песни. М., 1997. С. 71-86.

202. Соколов А.А. Проблема изучения танцевального фольклора // Методы изучения фольклора. Л., 1983. С. 126-138.

203. Соколов Ф.В. Гусли звончатые. М., 1959.

204. Соколов Ф.В. Русская народная балалайка. М.: Советский композитор, 1962. 115 с.

205. Соколова А. Пространство и время в инструментальной музыке адыгов // Инструментоведение: Молодая наука. СПб., 1998. С. 65-66.

206. Соколова А. Пхачич адыгские трещотки. Майкоп: Качество, 2002. 80 с.

207. Стеныпевский Я. Скрипка и игра на скрипке в польской народной традиции // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. М., 1988. Ч. II. С. 48-77.

208. Страйнар Ю. Принципы и методы работы по исследованию инструментов и инструментальной музыки // Теоретические проблемы народной инструментальной музыки. М., 1974. С. 34-36.

209. Субаналиев С. Киргизские музыкальные инструменты в эволюции традиционных форм музицирования: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. JL: ЛГИТМиК, 1982. 24с.

210. Субаналиев С. Традиционное и современное в методике обучения комузистов // Традиции и новаторство в музыке. Алма-Ата, 1980. С. 128-131.

211. Тавлай Г. Архетипы архаического интонирования в обрядовой практике белорусов: Формы «горловой» звукоподачи в системе песенного стихового ритма // Инструментоведческое наследие Е.В. Гиппиуса и современная наука. СПб., 2003. С. 117-121.

212. Тавлай Г.В. Белорусское купалье: Обряд, песня. Минск: Наука и техника, 1986. 174 с.

213. Тавлай Г.В. Белорусы: Субстратные элементы этнокультуры в пространстве языкового ареала. (Не опубл.).

214. Таникова Е. Некоторые аспекты функционирования различных видов творчества в традиционной музыкальной культуре мари // Инструментоведение: Молодая наука. СПб., 1998. С. 67-69.

215. Таникова Е. Некоторые особенности формообразования в марийской инструментальной музыке (межрегиональный аспект) // Инструментоведческое наследие Е.В. Гиппиуса и современная наука. СПб., 2003. С. 69-73.

216. Таникова Е. Традиция гусельного исполнительства в музыкальной культуре мари // Гусли. Альманах для концертных исполнителей и педагогов. Псков., 2003. Вып. IV. С. 25-30.

217. Тедре Ю. Реликты причитаний в эстонском свадебном обряде // Музыка в свадебном обряде финно-угров и соседних народов. Таллин, 1986. С. 310-320.

218. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.; Л.: Изд-во Акад. Пед. Наук РСФСР, 1947. 335 с.

219. Тодоров М. Гадулка в Болгарии // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. М., 1988. Ч. II. С. 107-121.

220. Традиционная музыка русского Поозерья / Сост. и коммент. Е.Н. Разумовской. СПб.: Композитор СПб., 1998.240 с.

221. Третьяков П.Н. Восточнославянские племена. М., 1953. 312 с.

222. Тынурист И. Музыкальный инструмент в рунической народной песне эстонцев // Инструментоведческое наследие Е.В. Гиппиуса и современная наука. СПб., 2003. С. 57-58.

223. Тынурист И.В. Музыкальные инструменты и инструментальная музыка в народном быту эстонцев // Музыкальный фольклор финно-угорских народов и их этномузыкальные связи с другими народами. Таллин, 1976. С. 47-48.

224. Тынурист И. Музыкант на эстонской свадьбе // Музыка в свадебном обряде финно-угров и соседних народов. Таллин, 1986. С. 320-324.

225. Утегалиева С.И. Формирование музыканта в традиции // Музыка Казахстана: Произведение и исполнитель. Алматы, 2000.С. 175-190.

226. Утегалиева С.И. Функциональный контекст музыкального мышления казахских домбристов: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. JL: ЛГИТМиК, 1986. 25 с.

227. Утегалиева С. Эстетика звука в традиционном исполнительстве домбристов Западного Казахстана // Проблемы традиционной инструментальной музыки народов СССР. Л., 1986. С. 129-134.

228. Фаминцын А. Гусли русский народный музыкальный инструмент: Исторический очерк. СПб.: Изд-во Акад. Наук, 1890.135 с.

229. Фаминцын А.С. Скоморохи на Руси. СПб.: Изд-во Акад. Наук, 1889. 191 с.

230. Федотов Г. Стихи духовные. М.: Гнозис, 1991.186 с.

231. Федун И. К проблеме изучения традиционного ансамблевого инструментального исполнительства // Вопросы инструментоведения. СПб., 2002. Вып. 4. С. 170-172.

232. Федун И. Народно-инструментальная традиция Западного Полесья в представлениях ее носителей // Tradicija ir dabartis. Klaipeda, 2003. (3). С. 63-82.

233. Флоренский П.А. Собрание частушек Костромской губернии Нерехтскага уезда. Кострома: Издательство Губернской Ученой Архивной комиссии, 1910. 65 с.

234. Хай М.И. Народное музыкальное исполнительство Бойковщины: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Киев: Киевская консерватория, 1990.16 с.

235. Харлап М. Ритм и метр в музыке устной традиции. М.: Музыка, 1986.104 с.

236. Хоткевич Г.М. Музичш шструменти украшского народу. Харкгв: Державне Видавництво Украши, 1930. 368 с.

237. Хрел X., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применения). СПб.: Питер Пресс, 1997. 608 с.

238. Хрестоматия по истории психологии: Период открытого кризиса (нач. 10 гг. -сер. 30 гг. XX в.) / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М.: Изд-во МГУ, 1980. 301 с.

239. Этнаграфия Беларуси: Энцыклапедыя. М1нск: Беларуская Савецкая Энцыклапедыя, 1989. 575 с.

240. Юнг К.Г. Психологические типы. М.: Алфавит, 1992.104 с.

241. Bandera M.J. The Tcymbaly Maker and his Craft. Edmonton, Alberta, 1991.

242. Bielawski L. Musiker und Musiksituationen // Studio instrumentorum musikae popularis. VII. Stokholm, 1981. S. 17-22.

243. Blacking J. How musical is man? London-Washington, 1974.

244. Cherwick, Drian Anthony. Tcymbaly (hammered dulcimer). University of Alberta, 1993.

245. Dabrowska G. Tancujze dobrze. Warzawa, 1991.

246. Dahlig P. Cymbalisci w Polsce poludniovo-zahodniej // Instrumenty muzyczne w polskej kulture ludowej. Warczawa-Lodz, 1990. S. 55-60.

247. Dahlig P. Das Hackbrett im Nordosten Polens // Studio instrumentorum musikae popularis. VIII. Stokholm, 1983. S. 118-121. ~

248. Dahlig P. Das Hackbrett und Hackbrettspieler im Siidosten Polens // The Fourth Conference for Researchers of Folkmusic in Red Rus' and Adjacent Lands. L'viv, 1993. P. 52-60.

249. Dahlig P. Ludowa praktika muzyczna. Warszawa, 1993.

250. Dulcimer / The New Grove Dictionari of Musical Instruments. London, 1984. P. 620632. Bibliographi: P. 632.

251. Elschek O. Die musikalische Individualitat der slowakischen Primgeiger // Studio instromentorum musikae popularis. VII. Stokholm, 1981. S. 70-85.

252. Garaj B. Gajdy a gajdosskatradiciana Slovensku. Bratislava, 1995.

253. Heide H. Frugegeschihte des europaischen Hackbretts (14. 16. Jahrhundert) // DJdV, xviii (1973-7), 135-72.

254. Kotula F. Muzukanty. Warczawa, 1979.

255. Kumer Z. Die Funktion des Musikanten in der Slowenischen Volkstradition // Studio instromentorum musikae popularis. III. Stokholm, 1974. S. 102-103.

256. Merriam A. The anthropology of music. Evanston, 1964.

257. Morgenstern U. Volksmusikinstrumente und instrumentale Volkmusik in RuBland. Berlin, 1995.

258. Rice T. May It Fill Your Soul: Experiencing Bulgarian Music. Chicago: University of Chicago Press, 1994.

259. Salmen W. Der fahrende Musiker im europaischen Mittelalter. Kassel, 1960.

260. Stock J.P.J. Toward an Ethnomusicology of the Individual, or Biographical Writing in Ethnomusicology // Ethnomusicology and the Individual. The World of Music. Vol. 43 (1). Ed. M.P. Baumann. Univercity of Bamberg. Berlin, 2001.

261. Strainar J. Zur Frage der Personlichkeit des Volksmusikanten in Slowenien // Studio instromentorum musikae popularis. VII. Stokholm, 1981. S. 37-39.

262. Suppan W. Der musizierende Mensch. Mainz,1984.а1. П jp и А О ЦС£НИ£1. С"4)4 о алой^cmcci.uц1. В (X CIllJLDGclz^кого wUlgtrufu^^ (ЮЛ-Ч^^л- и. oLlteam^Ju^ttL Q>Zs «о t^OX) шг» Ц Ц JJ. Беси1

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.