Фольклорно-этнографические источники романа П.И. Мельникова-Печерского "На горах" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Курочкина, Анна Анатольевна

  • Курочкина, Анна Анатольевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 199
Курочкина, Анна Анатольевна. Фольклорно-этнографические источники романа П.И. Мельникова-Печерского "На горах": дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Нижний Новгород. 2017. 199 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Курочкина, Анна Анатольевна

Оглавление

Введение

Глава 1. История изучения фольклорных источников дилогии

П.И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах»

Глава 2. Традиционный посевной календарь в романе «На горах»

Глава 3. Обряды завершения жатвы и «день Госпожин» в романе

«На горах»

Глава 4. Семейная обрядность в романе «На горах»

Глава 5. Традиционный кулачный бой в романе «На горах»

Заключение

Библиография

Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фольклорно-этнографические источники романа П.И. Мельникова-Печерского "На горах"»

Введение

В ситуации «умирания» традиционной обрядовой культуры в среде русскоязычного сельского населения Поволжья и Поочья, особенную актуальность приобретает источниковедение. Количество существующих источников ограниченно, а значит, рано или поздно, будут описаны и учтены все «прижизненные» фиксации традиционных обрядов региона. И в поиске новых информативных данных исследователь обратит внимание на те источники, в которых крупицы этнографических описаний слиты с художественной интерпретацией обряда. Исследователь должен будет проверить, в какой мере может служить источником фольклоризм?

Русская художественная литература хранит живописнейшие описания народных обрядов средней России. Однако исследование степени их этнографической точности - дело будущего. Ибо если место малых фольклорных жанров в творчестве русских писателей исследовано достаточно полно, то в указанном месте - пробел, обусловленный, с одной стороны, историческим контекстом развития фольклористики и литературоведения в ХХ веке, с другой -существованием еще живой фольклорной обрядовой традиции.

Данная диссертация вносит свою лепту в исследование этнографического потенциала русской художественной литературы, а в частности - творчества П.И. Мельникова-Печерского, автора со сложившейся репутацией знатока народной поэтической культуры.

Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью определения соотношения художественного и этнографического в творческой лаборатории писателя. В истории русского литературоведения вопрос этот решен априорно, без опоры на текстологические исследования. Дилогия П.И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах» традиционно рассматривается в жанровой парадигме этнографического романа. При широком разнообразии эстетических оценок, все критики романа единогласно признавали этнографическую ценность

предложенного П.И. Мельниковым описания поволжского старообрядчества. Причины подобного восприятия изначально выходили за пределы самих текстов и были связаны с широкой известностью историографических и краеведческих публикаций писателя. Следствием подобной репутации стало использование многочисленных этнографических подробностей романа в качестве аутентичных свидетельств. Диалектные употребления слов и авторские варианты пословиц из романов А. Печерского приводятся в многочисленных словарях и сборниках. Тексты песен включены в публикации регионального фольклора. Этнографические исследования ссылаются на художественные романы П.И. Мельникова как на источник сведений.

Рецепция указанных текстов как этнографически достоверных свойственна не только редакторам, историкам, фольклористам и диалектологам, но и читателям. Недавняя экранизация романа «В лесах» режиссером А.Холмским всколыхнула волну зрительского негодования. Основная претензия, прямо или косвенно присутствовавшая в большинстве негативных отзывов на сериал, сводилась к неадекватному отражению в кинофильме художественного мира романа. Причем в восприятии зрителей, в дилогии «старая жизнь» описана такой, какой она была на самом деле, а экранизация искажает «историческую правду» жизни поволжских старообрядцев. Таким образом, совершенно неожиданно выяснилось, что дилогия П.И. Мельникова-Печерского является источником исторической памяти и культурной идентификации для определенной социальной группы, связанной происхождением с описанным в романах регионом и социальным слоем. При этом очевидно, что для реципиентов этой группы ключевым в определении модуса восприятия становится уже не литературоведческая репутация автора, а структура и свойства самих текстов. В таких условиях выяснение аутентичности этнографической компоненты романа обретает актуальность не только для историков литературы и фольклористов, но и для ученых, изучающих процессы

современной культуры, в том числе механизмы формирования культурной идентичности и роль классических текстов в этом важном процессе.

Третий аспект, определяющий актуальность исследования этнографического фона романов П. И. Мельникова лежит за пределами источниковедческого потенциала указанных художественных текстов, но при этом непосредственно с ним соотносится. Дело в том, что в современной культурной ситуации возможность наблюдать народную фольклорную традицию в ее живом бытовании - редкая удача. Она перестала быть частью повседневной практики большей части населения страны и превратилась в элемент исторической и культурной памяти народа, в инструмент формирования его национальной идентичности. В большинстве случаев ретрансляция традиции осуществляется «профессионалами культуры»: воспитателями на утренниках, учителями-словесниками в рамках классных часов, фольклорными ансамблями на концертах, сотрудниками еуеп1-агенств на тематических праздниках и т.д. и т.п. Источником сведений для подобных презентаций зачастую становится Интернет, затрудняющий эффективный поиск множеством репликаций однотипных паранаучных публикаций. Требования к аутентичности используемых данных теряют свою актуальность, образ обряда/поверья/жанра становится обобщенным и лишенным регионального своеобразия. В такой ситуации литературно-художественные тексты могут стать эффективным инструментом в формировании адекватного представления о традиционной народной культуре и ее региональных вариантах. В современных условиях подобный популяризированный ликбез в гуманитарной сфере может быть необычайно актуален. Особый интерес в этом плане представляют произведения, созданные в рамках этнографического направления в литературном процессе. Однако, как и в случае с источниковедческим потенциалом данных текстов, их научно-популяризаторская «пригодность» определима только через выяснение этнографической достоверности. В этом случае алгоритм анализа должен учитывать: использованные писателем фольклорно-этнографические источники, меру и

качество авторской обработки материала, соответствие итоговой «художественной реальности» научным и архивным сведениям о культуре изображенного региона в указанный исторический период. В научном плане это решение вопроса о разграничении художественного этнографизма (как стремления к реалистическому изображению культурно-исторического контекста описываемых событий) и стилизации под этнографический дискурс, осуществляемой автором в своих художественных целях. Решение этого вопроса актуально для целого ряда текстов, насыщенных фольклорно-этнографическим материалом. Дилогия П.И. Мельникова -один из них.

Поэтика, стилистика и композиция дилогии «В лесах» и «На горах», исследована подробно и многогранно. Задача нашей работы - заполнить лакуну в изучении фольклорно-этнографических источников романа «На горах». Данный роман гораздо менее подробно исследован в указанном направлении по сравнению с перовой частью дилогии, и это определяет научную новизну нашего исследования. Вопрос фольклоризма в романе «В лесах» подробно исследован в работах Г.С. Виноградова, П.О. Пилашевского, К.В. Чистова, В.Ф. Соколовой, Д.А. Маркова, З.И. Власовой, Ю.А. Курдина, Г.Ю. Завгородней и мн. др. В то же время фольклорные включения в романе «На горах» затрагивались лишь эпизодически и большей частью - в аспекте их художественно-композиционных функций. Исключение составили работы Ф. Родина, В.Ф. Соколовой, М. Кондратьева, В.Н. Топорова, З.И. Власовой, А.В. Коровашко, А.А. Панченко, содержащие указания на происхождение некоторых образов и включений. Выявленные в них источники отдельных фольклорных реминисценций перечислены в первой главе нашей работы. В рамках данного исследования мы сосредоточили внимание на неисследованных прежде этнографических описаниях и фольклорных включениях. Данная диссертация стала первой в отечественном литературоведении работой, направленной на выявление фольклорно-этнографических источников второй части дилогии П.И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах».

Объектом анализа в данной работе являются описания традиционных обрядов и фольклорные включения различной жанровой природы в романе П.И. Мельникова-Печерского «На горах». Осветив итоги исследований наших предшественников, мы сосредоточились на неизученных прежде этнографических описаниях и фольклорных включениях.

Предметом исследования стали книжные и внелитературные источники использованных писателем этнографических данных, авторские критерии отбора материала и способы его интеграции в художественный текст.

Материалом для сопоставления послужили многочисленные публикации песенного и обрядового фольклора, изданные ранее романа «На горах». В первую очередь были проанализированы материалы, находящиеся в сохранившейся части личной библиотеки П.И. Мельникова, переданной в фонды Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеки им. В.И. Ленина. Затем к исследованию были привлечены другие этнографические публикации XIX века, а также научные исследования фольклора указанного периода, основанные на изучении печатных и архивных источников. Решение вопроса об аутентичности созданного П.И. Мельниковым образа традиционной культуры Среднего Поволжья потребовало сопоставления включенных в роман этнографических зарисовок с широким кругом исследований регионального фольклора. Таким образом, обнаруженные корреляции стали результатом сопоставления текста романа «На горах» с многочисленными фольклорно-этнографическими публикациями с одной стороны, и с научными исследованиями народной традиционной культуры XIX века - с другой.

Целью данного исследования стало выявление фольклорно-этнографических источников романа П.И. Мельникова (А.Печерского) «На горах». Для достижения указанной цели мы решали следующие задачи:

- поиск корреляций обрядовых описаний и фольклорных реминисценций в романе П.И. Мельникова-Печерского «На горах» с текстами опубликованных ранее фольклорно-этнографических материалов;

- проверка соответствия описанных П.И. Мельниковым этнографических реалий локальной фольклорной традиции Среднего Поволжья;

- исследование принципов авторской обработки этнографических данных при включении их в художественный текст;

- определение художественно-композиционных функций анализируемых включений и влияния их на отбор и обработку заимствованного материала.

Методологическая база работы предполагала использование разноплановых методов для решения поставленных задач. При изучении собирания данных о конкретном обычае или обряде для выявления возможных источников романа «На горах» мы практиковали историко-сопоставительный метод. Для поиска и подтверждения соответствий - структурно-сопоставительный и текстологический анализ. При исследовании особенностей и закономерностей творческой лаборатории П.И. Мельникова был использован биографический метод для выявления влияния профессионального опыта автора на структуру и поэтику созданного им текста. Культурно-исторический метод использовался для определения степени влияния социального, научного и литературного контекста на принципы отбора и художественного оформления этнографического материала в романе П.И. Мельникова «На горах».

Структура диссертации определяется наличием неисследованных лакун в вопросе фольклорно-этнографических источников романа П.И. Мельникова-Печерского «На горах».

В первой главе мы осветили историю формирования литературоведческой репутации П.И. Мельникова как писателя-этнографа, а также изложили результаты исследования нашими предшественниками фольклорно-этнографических источников дилогии в целом.

Во второй главе мы подробно рассмотрели место, полноту и функцию в романе традиционного посевного календаря, определили вероятные литературные источники многочисленных примет, описали авторские способы их обработки и включения в текст.

Третья глава посвящена определению этнографической достоверности подробного описания обряда «дожинок». В ней особое внимание мы уделили книжным источникам использованных писателем данных.

В четвертой главе мы обратились к презентации семейной обрядности в романе П.И. Мельникова-Печерского «На горах». Проследили, как отбор и интерпретация этнографических реалий служит художественным и композиционным целям писателя.

В пятой главе мы определили литературный источник, послуживший основой для создания П.И. Мельниковым описания календарно-приуроченных кулачных боев. Проанализировали специфику авторского использования стилизации вставных повествований под жанр этнографического очерка. Выделили широкий круг структурных и содержательных корреляций между романом «На горах» и «Нижегородским сборником» под редакцией А.С. Гациского.

В заключении мы осветили результаты поставленных в настоящем исследовании задач и охарактеризовали перспективы дальнейшего изучения темы.

Осмысление полученных результатов позволяет нам вынести на защиту следующие положения:

1. В структурном отношении базовым этнографическим источником романа П.И. Мельникова «На горах» является «Нижегородский сборник» под редакцией А.С. Гациского.

Логика создания этнографического плана в романе «На горах» в значительной мере коррелирует с принципами, изложенными в «Программе для составления статистического описания каждого отдельно уезда Нижегородской губернии», составленной в 1864 г. Однако анализ позволяет утверждать опосредованное

влияние «Программы» через хорошо знакомый П.И. Мельникову «Нижегородский сборник», объединивший краеведческие очерки разных авторов, составленные на основании указанного выше документа. Тематический спектр этнографических отступлений в романе «На горах» выходит за пределы «Программы» в той же мере и в тех же направлениях, что и отобранные А.С. Гациским краеведческие материалы. При этом структурное разнообразие этнографических описаний и вставных повествований в романе «На горах» обнаруживает существенные композиционные параллели с основными типами очерков, опубликованных в «Нижегородском сборнике» в 1867-1877 годах.

2. При создании этнографического плана романа «На горах» П.И. Мельников использовал широкий круг книжных источников, среди которых сборники материалов по фольклору и народной обрядности, по статистике и краеведению, по истории, географии и религии. Метод компоновки данных из различных источников, блестяще освоенный П.И. Мельниковым при создании многочисленных служебных отчетов, обретает в романе «На горах» художественное воплощение. Данные из различных источников произвольно компонуются автором в образы явлений народной культуры, исходя из собственных представлений писателя о принципах организации традиционной обрядности и крестьянской жизни в целом. В настоящей работе мы обозначили круг наиболее вероятных книжных источников указанных П.И. Мельниковым этнографических наблюдений, включенных в текст без учета их реальной географической локализации.

3. Большинство подробных этнографических описаний в романе «На горах» имеют собирательный характер и объединяют в себе элементы различных локальных обрядовых традиций. При этом писатель улавливает и контаминирует в своем творчестве актуальные направления современного ему культурного процесса: стремление к изучению огромного пласта крестьянской фольклорной традиции с одной стороны, и преобладание типизации как ключевого художественного метода -с другой. В романе «На горах» иллюзия натуралистического изображения

действительности, порождаемая стилизацией вставных повествований под жанровый канон этнографического очерка, скрывает под собой авторское стремление к типизации явлений традиционной народной культуры. При внимательном рассмотрении становится ясно, что в каждом отдельном описании народного обряда мы имеем дело с неким его «инвариантом», созданным воображением автора. При всем многообразии упомянутых в романе обычаев, среди них отсутствуют географически локализованные и ограничено бытующие. Таким образом, нельзя считать этнографический фон романа характеризующим региональную традицию Поволжья.

4. Авторские принципы художественной обработки этнографического материала реализуются последовательно на протяжении всего романа и определяются формой и функцией включений. При интеграции в ткань повествования фольклорных текстов автор утрирует их узнаваемые жанровые признаки. Подобная избыточная стилизация играет в художественной практике П.И. Мельникова роль ссылки на «авторитетный источник» народной традиции. При описании обрядов этот же принцип реализуется в усложнении структуры действа и в наделении его участников избыточно фольклоризованными речью и обликом. Разветвленные, детализированные описания обычаев, как правило, служат ретардации повествования перед значимым поворотом сюжета. Иначе формируется образ обряда в тех случаях, когда этнографическое описание служит «декорациями» важного события или вступает в смысловые отношения параллелизма/антитезы с состоянием персонажа. Тогда структура обряда редуцируется: элементы, важные для раскрытия персонажей, обретают особую яркость, а все остальные опускаются.

5. Произвольная контоминация сведений из разнообразных книжных источников и принципы художественной обработки заимствованных данных в романе «На горах» позволяют исключить возможность введения многочисленных фольклорных и этнографических фактов, приводимых Андреем Печерским, в область научной фольклористики. В то же время тип художественного осмысления

этнографического материала в романе «На горах» актуализирует исследование указанного текста в русле прикладной фольклористики, решающей практический вопрос популяризации традиционной духовой культуры как элемента формирования национальной идентичности.

Именно в этом смысловом поле, на наш взгляд, лежит практическая значимость результатов настоящего исследования. Структура традиционной народной культуры представляла собой сложную многоаспектную семантическую систему, реализованную во множестве локально бытующих текстов, поверий, представлений и обрядовых практик. Сегодня все эти явления в большинстве своем лишены прежней функциональности и представляют собой исторически значимое наследие российской культуры. Потребность в интеграции фольклорного наследия в образование и культурную практику ставит перед профессионалами задачу его адекватной презентации. Художественное обобщение - одно из возможных решений указанной задачи. Именно этим путем, как показало наше исследование, шел П.И. Мельников в своем романе «На горах». Резонируя с широким культурным контекстом второй половины XIX века, поставившим перед профессионалами различных искусств задачу изучения и интеграции огромного массива народной культуры, А. Печерский предложил свой способ обработки этнографического материала, предполагающий особую форму типизации фольклорных явлений. Логика и принципы авторской работы с этнографическими данными подробно изучены в настоящем диссертационном исследовании.

Его результаты, несомненно, значимы для изучения творчества писателей «этнографического направления», в рамках которого традиционно рассматривается творчество П.И. Мельникова-Печерского. С другой стороны, оно вносит свой вклад в исследование способов интеграции наследия традиционной народной культуры в различные художественные формы нового и новейшего времени.

Материал диссертации представляет интерес для спецкурсов по темам «История русской литературы», «Источники литературного произведения»,

«Источниковедение в фольклористике», «Литература и фольклор», «Творческая лаборатория писателя», «Текстология», «История фольклористики».

Результаты исследования апробированы и обсуждались на заседаниях кафедры русской литературы филологического факультета Нижегородского Государственного Университета им. Н.И. Лобачевского, на международной конференции «Грехнёвские чтения-Х1: Литературное произведение в системе контекстов» (21-23 апреля 2016г.), на всероссийской конференции «Жизнь провинции: история и современность» (12 ноября 2016г.), на научном семинаре Центра типологии и семиотики фольклора Российского Государственного Гуманитарного Университета. Материалы диссертации опубликованы в семи ведущих научных журналах, в том числе в четырех изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией России для соискателей учёной степени кандидата наук.

14

Глава 1

История изучения фольклорных источников дилогии П.И. Мельникова-

Печерского «В лесах» и «На горах»

Тема «Фольклор в творчестве П.И. Мельникова-Печерского» изучена широко и глубоко. Библиография вопроса включает в себя и монографии, и многочисленные статьи. Детально изучено влияние фольклорных реминисценций и стилизаций на поэтику дилогии «В лесах» и «На горах». Более того, «этнографизм» принято считать одной из ключевых черт поэтики указанных романов. Следуя логике некоторых исследователей, именно обилие фольклорных включений и этнографических описаний является главным источником художественной ценности указанных романов. А. Брюкнер, например, так характеризовал дилогию П.И. Мельникова-Печерского: «...В общем получился первоклассный этнографический материал, изложенный в беллетрестической форме»1. С ним соглашался В.И Каминский: «хотя до Мельникова образцы бытового, или, по выражению Н.Полевого, «этнографического романа», дал Г.Н. Данилевский («Беглые в Новороссии» и др.), однако этот вид творчества только в произведениях Мельникова доведен до высшей степени совершенства и художественной законченности»2. И.В. Ягич отмечал, что из писателей-этнографов 60-х гг. «выше всех ставят Мельникова (А. Печерского), важного также в истории русского языка»3. А.П. Милюков, автор биографического очерка П.И. Мельникова-Печерского, называл его «отличным знатоком народного творчества»4. Л.М. Лотман, проанализировав систему образов, архитектонику и жанровую природу его произведений, отнесла П.И. Мельникова к представителям этнографической школы5. А Г. Виноградов характеризовал роман

1 Брюкнер А. История русской литературы в её историческом развитии. СПб., 1906. С. 408.

2 Каминский В. А. П .И.Мельников (А Печерский)// Русский .филологический вестник. 1908. № 2. С. .380.

3 Ягич И. В. История славянской филологии. СПб. , 1910. С. 512.

4 Милюков А. П. Характеристика творческой деятельности П.И.Мельникова (Андрея Печерского)// Нива. 1883. №1. С. 319.

5 П. И. Мельников-Печерский/ История русской литературы. М.-Л., 1956. С. 155-217.

П.И. Мельникова «В лесах» как «самый оригинальный этнографический роман»6. В том же ключе трактовали творчество писателя такие исследователи как М.П. Еремин7, В.А. Володина8, В.Ф. Соколова9, Ю.А. Курдин10, И.В. Кудряшов11, Е.В. Гневковская12 и др.

Но нельзя не упомянуть и тех, кто оценил дилогию негативно. Ведь если вышеупомянутые авторы ставили «этнографичность» Мельникову в заслуги, то цитируемые ниже - в упрек. Так, например, А.М. Скабичевский придерживался точки зрения, что произведения П.И. Мельникова богаты лишь этнографическим материалом, археологическими редкостями, приукрашены народными выражениями, но поверхностно отражают суть народной жизни и раскола13. А.И. Богданович считал писателя «этнографом, испорченным прокурорскими навыками, «В лесах» и «На горах» которого можно только по недоразумению считать художественным воспроизведением народного быта»14. А И.С. Ежов обвинял Андрея Печерского в том, что в его романах «использование устной народной поэзии преследует цель идеализировать быт старообрядческой буржуазии»15.

Таким образом, исследователи могли ставить под сомнение художественную и идейную полноценность произведений Андрея Печерского, однако этнографическая квалификация автора не оспаривалась никогда. В отечественном литературоведении Мельников-Печерский устойчиво величается «этнограф-беллетрист». Эпитет,

6 Виноградов Г. Фольклорные источники романа Мельникова-Печерского «В лесах». / П.И. Мельников. В лесах. М.-Л., 1936. С. 8.

7 Еремин М .П. П. И. Мельников (А. Печерский) Критико-биографический очерк./ П.И. Мельников (А. Печерский). Собр.соч.: В 6 т. М., 1963.

8 Володина В. Творческий путь П. И. Мельникова-Печерского:дис. канд. фил. наук. Душанбе, 1965.

9 Соколова В. Ф. П. И. Мельников (А. Печерский). Очерк жизни и творчества. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1981. 191 с.

10 Курдин Ю. А. Фольклор в дилогии П.И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах». Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1988.

11 Кудряшов, И. В.; Курдин, Ю. А. Дилогия "В лесах" и "На горах" в контексте творчества П. И. Мельникова-Печерского. Арзамас: АГПИ, 2004. 302 с.

12 Гневковская Е.В. Проблемы поэтики дилогии П. И. Мельникова (Андрея Печерского) «В лесах» «На горах»: характерология, художественное пространство и время. Диссертация на соиск. ученой степени кандидата филол. наук. Нижний Новгород, 2003.

13 Скабичевский А. М. История новейшей русской литературы. СПб., 1891. С. 235-239.

14 Богданович А. И. Полное собрание сочинений П. И. Мельникова // Годы перелома. 1895-1906. СПб.: Мир божий, 1908. С. 267.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Курочкина, Анна Анатольевна, 2017 год

Библиография

Источники:

1. А. Л. Крестинная каша // Самар. губ. вед. Ч. неофиц. - 1853. - № 52 (26 дек.) С. 331-332.

2. А. Л. Зажин и пожинки // Саратов, губ. вед. Ч. неофиц. - 1850. - № 30 (29 июля). С. 142.

3. Авдеева Е.А. Записки и замечания о Сибири: с приложением старинных русских песен, сочиненных Е.А. Авдеевой. М.: тип. Н. Степанова, 1837. 156 с.

4. Авдеева К. [Е]. А. Записки о старом и новом русском быте. СПб.: тип. Штаба военно-учеб. заведений, 1842. 153 с.

5. Архив исторических и практических сведений, относящихся до России : Кн. 1-6 / изд. Николаем Калачовым. СПб.: Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е.И.В. Канцелярии, 1858-1861.

6. Библиотека для чтения: Журн. Словесности, наук, художеств, промышленности, новостей, и мод, сост. из литературных и ученых трудов. Т. 1174. СПб.: А. Смирдин, 1834-1862.

7. Библиотека для чтения: Журн. Словесности, наук, художеств, промышленности, новостей, и мод, сост. из литературных и ученых трудов. Вып. Янв.-ноябрь/дек.. СПб.: А. Смирдин, 1863.

8. Библиотека для чтения: Журн. Словесности, наук, художеств, промышленности, новостей, и мод, сост. из литературных и ученых трудов. Вып. янв.-дек. СПб.: А. Смирдин, 1864.

9. Библиотека для чтения: Журн. Словесности, наук, художеств, промышленности, новостей, и мод, сост. из литературных и ученых трудов. Т. 1-2. СПб.: А. Смирдин, 1865.

10.

11. Буслаев Ф. И. Русские пословицы и поговорки, собранные и объясненные Ф. Буслаевым. М.: тип. А. Семена, 1854. 176 с.

12. Временник Общества истории и древностей российских. Т. 1-25. М., 1849— 1857.

13. Вестник Русского географического общества. Т. 1-30. СПб., 1851-1860.

14. Гациский А. С. «Нижегородка». Нижний Новгород, 1877. 230 с.

15. Гуляев С. И. Этнографические очерки Южной Сибири // Библиотека для чтения. 1848. Т. 90, Науки и художества. С. 1-112.

16. Даль В. И. Полное собрание сочинений: в 8-ми т. М.: Столица, 1995.

17. Даль В. И. Пословицы русского народа: в 3-х т. М.: Рус. Книга, 1993. 2070 с.

18. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. М.; СПб.: Изд. М.О. Вольфа, 1880. 2910 с.

19. Дашков В. А. Описание Олонецкой губернии в историческом, статистическом и этнографическом отношениях. СПб.: тип. М-ва внутр. дел, 1842. 224 с.

20. Дементьев В. Левка бобыль: Деревенские очерки // Москвитянин. 1851. № 19-20. С. 230—264.

21. Журнал Министерства народного просвещения. СПб.: тип. Императорской Академии Наук, 1834-1880.

22. Записки Русского географического общества. Кн. 1-13. СПб., 1846- 1859.

23. Записки Русского географического общества. Кн. 1-4. СПб., 1861.

24. Записки Русского географического общества. Кн. 1-3. СПб., 1862.

25. Записки Русского географического общества. Кн. 4. СПб., 1863.

26. Записки Русского географического общества. Кн. 1-4. СПб., 1863.

27. Записки Русского географического общества. Кн. 1-3. СПб., 1864.

28. Записки Русского географического общества. Кн. 4. СПб., 1865.

29. Записки Русского географического общества по Отделению этнографии. Т. 1-6. СПб., 1867-1880.

30. К. Предрассудки и поверья крестьян в Петровском уезде Саратовской губернии // Отеч. зап. 1848. Т. 56, N0 2, Смесь. С. 201—206.

31. Киреевский П. В. Песни, собранные П. В. Киреевским. Вып. 1-10. М.: изданы Обществом любителей российской словесности, 1860-1874. 3234 с.

32. Корнаухов Н. Этнографические черты города Чердыни Пермской губернии // Отеч. зап. 1848. Т. 57. - N0 3. С. 49—58.

33. Крестинная каша [во Владимир, губ.] // Сев. пчела. 1845. 5 янв. № 4.

34. Легенда об основании Нижнего Новгорода // Нижегор. губ. вед. Прибавление. 1845. 20 янв., № 3. С. 29-30.

35. Леопольдов А. Ф. Статистическое описание Саратовской губернии. СПб.: тип. Департамента внеш. торговли, 1839. 343 с.

36. Максимович М. А. Народные русские песни, собранные М. М. М.: тип. Смирнова, 1837. 131 с.

37. Мельников П. И. (Андрей Печерский) На горах: В 2-х книгах. Горький: Горьковское книжное издательство, 1957-1958. 1128 с.

38. Мельников П. И. Полное собрание сочинений П. И. Мельникова (Фндрея Печерского). Т. 1-14. СПб.; М.: т-во М. О. Вольф, 1897-1898. 4989 с.

39. Михайлов С. Капустки, простонародные игры в Козмодемьянском уезде // Казан, губ. вед. Ч. неофиц. 1854. 25 окт., № 43. С. 249-250; 1 нояб., № 44. С. 254257; 8 нояб., № 45. С. 261—262.

40. Москвитянин: Журнал, изд. М. Погодиным Ч. 1-6. М., 1841.

41. Москвитянин: Журнал, изд. М. Погодиным Ч. 1-6. М., 1842.

42. Москвитянин: Журнал, изд. М. Погодиным Ч. 1-6. М., 1843.

43. Москвитянин: Журнал, изд. М. Погодиным Ч. 1-6. М., 1844.

44. Москвитянин: Журнал, изд. М. Погодиным Ч. 1-6. М., 1845.

45. Москвитянин: Журнал, изд. М. Погодиным Ч. 1-6. М., 1846.

46. Москвитянин: Журнал, изд. М. Погодиным Ч. 1-4. М., 1847.

47. Москвитянин: Журнал, изд. М. Погодиным Ч. 1-6. М., 1848.

48. Москвитянин: Учено-литературный журнал, изд. М. Погодиным Ч. 1-6. М., 1849.

49. Москвитянин: Учено-литературный журнал, изд. М. Погодиным Ч. 1-6. М.,

1850.

50. Москвитянин: Учено-литературный журнал, изд. М. Погодиным Ч. 1-6. М.,

1851.

51. Москвитянин: Учено-литературный журнал, изд. М. Погодиным Ч. 1-6. М.,

1852.

52. Москвитянин: Учено-литературный журнал, изд. М. Погодиным Ч. 1-6. М.,

1853.

53. Москвитянин: Учено-литературный журнал, изд. М. Погодиным Ч. 1-6. М.,

1854.

54. Москвитянин: Учено-литературный журнал, изд. М. Погодиным Ч. 1-6. М., 1855

55. Москвитянин: Учено-литературный журнал, изд. М. Погодиным Ч. 1-4. М., 1856.

56. Народные осенние вечеринки в Мещовске // Рус. инвалид. 1853. 20 нояб., № 252. С. 1144.

57. Народные южнорусские песни. Киев, 1854. 498 с.

58. Небольсин П. И. Заметки о волжских бурлаках // Журн. для чтения воспитанникам военно-учебных заведений. 1852. Т. 98, № 389. С. 3-32.

59. Небольсин П. И. Заметки о волжских бурлаках // Симбир. губ. вед. Ч. неофиц. 1853. 31 янв., № 5. С. 18—24.

60. Небольсин П. И. Рассказы проезжего. СПб.: тип. Штаба военно-учеб. заведений, 1854. 347 с.

61. Нижегородские губернские ведомости. Часть неофициальная. Нижний Новгород, 1838-1880.

62. Нижегородские епархиальные ведомости. Нижний Новгород, 1864-1880.

63. Нижегородский сборник, издаваемый Нижегородским губернским статистическим комитетом. Т. 1-6. Нижний Новгород, 1867-1877.

64. Памятники великорусского наречия. СПб., 1855. 162 с.

65. Пушкарев И. И. Описание Российской империи в историческом, географическом и статистическом отношениях / Сост. и изд. И. И. Пушкаревым. Т. 1. Кн. 1-4. СПб.: тип. К. Вингербера, 1844-1846. 524 с.

66. Родиславский В. И. Летние праздники у поселян Московской губернии // Моск. губ. вед. Ч. неофиц. 1854. 19 июня, N0 25. С. 256—259; 26 июня, № 26. С. 269-271; 17 июля, № 29. С. 303-306; 24 июля, № 30. С. 312-316.

67. Русские песни / Сост. и комментировал Н.А. Усов. Горький: Горьк. обл. изд., 1940. 403 с.

68. Русский вестник. Т. 1-11. СПб.: Н. Греч, 1841-1844.

69. Русский вестник: Журнал лит. И полит. Т. 1-150. М.: М. Катков, 1856-1880.

70. Сахаров И. П. Песни русского народа: Ч. 1-5. СПб.: тип. Сахарова, 1838— 1839. 2399 с.

71. Свиньин П. П. Картины России и быт разноплеменных ее народов: Из путешествий П. П. Свиньина. СПб.: тип. Н. Греча, 1839. 404 с.

72. Сахаров И. П. Сказания русского народа о семейной жизни своих предков, собранные И. П. Сахаровым. Т. 1-2. СПб.: тип. И. Сахарова, 1841-1849. 1281 с.

73. Свод инструкций для Камчатской экспедиции, предпринимаемой Русским Географическим обществом. СПб, 1852. 114 с.

74. Смирнов А. П. Песни крестьян Владимирской и Костромской губерний: Собраны и изданы с соблюдением местного выговора А. Смирновым. М.: Унив. тип., 1847. 191 с.

75. Снегирев И. М. Русские народные пословицы и притчи. М., 1848. 553 с.

76. Снегирев И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М.: Унив. тип., 1837—1839. 868 с.

77. Собрание русских народных песен с их голосами, положенных на музыку Иваном Прачем. Вновь изданное с прибавлением к оным второй части. Ч. 1-2. СПб.: Медиц. тип., 1815.

78. Способин И. И. Крестинная каша // Владимир, губ. вед. Прибавление. 1844. 25 нояб., № 48. С. 199.

79. Старинное предание о начале Нижнего Новгорода // Сев. пчела. 1847. -25 февр., № 44.

80. Студитский Ф. Д. Народные песни Вологодской и Олонецкой губерний, собранные Ф. Студитским. СПб.: тип. Бородина, 1841. 308 с.

81. Сумароков П. Очерк сельских празднеств, примет, поверий и обрядов в Каширском уезде // Москвитянин. 1849. № 9. С. 1-14.

82. Терещенко А. Быт русского народа. Ч. 1-7. СПб.: тип. Мин-ва вн. дел, 1848. 2391 с.

83. Терещенко А. В. Заметки об Арзамасе // Москвитянин. 1852. № 22. С. 6388; № 23. С. 99-132.

84. Фукс К. Ф. Город Казань, Казанская губерния и ее жители в исторических, этнографических и литературных сочинениях в прозе и стихах, 1817-1844: в 3-х т. / Карл и Александра Фукс. Репринтное издание. Т. 2. Казань: изд-во Сергея Бузукина, 2013. 384 с.

85. Харитонов А. Врачевание, забавы и поверья крестьян Архангельской губернии, уездов: Шенкурского и Архангельского // Отеч. зап. 1848. Т. 58. № 5. С. 1-24.

86. Шейн П. В. Великорус в своих песнях обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т.п. Т. 1. СПб., 1900. 895 с.

87. Этнографический сборник, издаваемый Императорским Русским географическим обществом. Т. 1-6. СПб., 1853-1864.

88. Энциклопедический лексикон. Т. 1-17. СПб.: тип. А. Плюшара, 1838.

89. Якушкин П. И. Народные русские песни из собрания П. Якушкина. СПб.: Тип. А.А. Краевского, 1865. 288 с.

Исследования:

90. Агапкина Т. А. Этнографические связи календарных песен. М.: изд-во Индрик, 2000. 334 с.

91. Азадовский М. К. История русской фольклористики. М.: Институт русской цивилизации, 2014. 1045 с.

92. Аннинский Л. Мельников становится Печерским // Литературная учеба. 1988. № 2. С. 105-112.

93. Аннинский Л. А. Три еретика. М.: Книга, 1988. 352 с.

94. Анцупова Е. А. К проблеме характеров в романах П. И. Мельникова (Андрея Печерского) «В лесах» и «На горах» // Проблемы русской литературы. Москва, 1973. С. 123-179.

95. Архангелов С. А. Среди раскольников и сектантов Поволжья. Историко-бытовые очерки раскола и сектантства в Нижегородском крае. СПб.: тип. П. П. Сойкин, 1900. 176 с.

96. Архангельский С. И. Из истории краеведческой идеи в Нижегородском крае (Мельников-Печерский - Гациский - Короленко) // Краеведение. 1925. Т. 2, № 1/2. С. 71-80.

97. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу : В 3-х т. Репринтное издание. М.: Изд-во «Индрик», 1994. 2435 с.

98. Б. Д. П. [Боборыкин П.] Мотивы и приемы русской беллетристики // Слово. — 1878. № 6. С. 47-64.

99. Базлов Г. Н. Деревенская артель кулачных бойцов-рукопашников (опыт реконструкции). По материалам северо-западной России: дис. на соиск. уч. ст. канд. филол. наук. М., 2002.

100. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. СПб.: Наука, 1993. 240 с.

101. Баланчук О. Е. Циклизация как принцип поэтики П. И. Мельникова-Печерского: на материале произведений 1840-1860-х гг.: дис. канд. фил. наук. М., 2005.

102. Балика Д. А. Библиотека П. И. Мельникова-Печерского // Горьковская область.

1938. № 3. С. 101-106.

103. Балика Д. А. «Сокровенное» в пометках П. И. Мельникова-Печерского // Горьковская область. 1940. № 4/5. С. 85-89.

104. Белинский В. Г. Русская литература в 1843 году // Полн. собр. соч.: В 14 т. М., 1955. Т.8.

105. Белякова М. М. Обрядовый фольклор в романах П. И. Мельникова (Печерского). (К проблеме атрибуции текстов колядовых песен) // Филология: материалы XVIII всесоюз. науч. студенческой конф. «Студент и научно-технический прогресс». Новосибирск, 1980. С. 45-52.

106. Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины 19 начала 20 в. Л.: Наука, 1988. 277 с.

107. Бестужев-Рюмин К. Н. П. И. Мельников. Некролог // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1883. С.43-49.

108. Богданович А. И. Полное собрание сочинений П.И. Мельникова // Годы перелома, 1895-1906. СПб.: Мир божий, 1908. С. 261-272.

109. Боронина М. Ф. Источники китежской легенды в романе П. И. Мельникова (А. Печерского) «В лесах» // Фольклор народов РСФСР: межвуз. науч. сб. Уфа, 1979. Вып. 6. С. 48-54.

110. Боронина М. Ф. Предания и легенды в структуре романов П. И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах» // Вопросы сюжета и композиции: [сб.]. Горький, 1978. С. 169-170.

111. Боцяновский В. Ф. Островский и Мельников-Печерский // Сборник статей к 40-летию ученой деятельности акад. А. С. Орлова. Л., 1934. С. 67-74.

112. Брюкнер А. История русской литературы в её историческом развитии. В 2 частях. СПб., 1906. 326 с.

113. Булгаков В. И. К вопросу о фольклоризме романа Мельникова-Печерского «В лесах» // Языкознание и литературоведение. Ростов-на-Дону, 1972. С. 54-60.

114. Буслаев Ф. И. Мои досуги : Собр. из период. изд. мелкие соч. Федора Буслаева :

В 2 ч. М. : В Синод. тип., 1886.

115. Бусыгин Е. П., Зорин Н. В., Михайличенко Е. В. Общественный и семейный быт русского сельского населения Среднего Поволжья: историко-этнографическое исследование материальной культуры (середина XIX - начало XX в.) Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1973. 403 с.

116. Быт великорусских крестьян-землепашцев. Этнографическое бюро князя В. Н. Тенишева. СПб., 1993.

117. Бэр К. М. Об этнографических исследованиях вообще и в России в особенности // Записки Русского Географического общества. Изд. 2, кн. I—II. СПб., 1849. С. 64-81.

118. Виноградов Г. Опыт выяснения фольклорных источников романа Мельникова-Печерского «В лесах» // Советский фольклор: [сб]. Москва; Ленинград, 1936. Вып. 2/3. С. 341-368.

119. Власова З. И. П. И. Мельников-Печерский. // Русская литература и фольклор. Л., 1982. С. 95-130.

120. Власова З. И. Фольклор о Грозном у П. И. Мельникова и Н. К. Миролюбова // Русский фольклор: [сб.]. Ленинград, 1981. Т. 20: Фольклор и историческая действительность. С. 107-157.

121. Володина В. А. Начало литературного пути П. И. Мельникова-Печерского // Писатель и литературный процесс: [межвуз. сб.]. Душанбе, 1974. Вып. 2. С. 193215.

122. Володина В. А. П. И. Мельников - первый биограф В. И. Даля // Писатель и литературный процесс: межвуз. сб. Душанбе, 1977. Вып. 4. С. 174-186.

123. Володина В. А. Творческий путь П. И. Мельникова-Печерского: дис. канд. фил. наук.. Душанбе, 1966.

124. Вопросы архивоведения и источниковедения в высшей школе. Вып. 5: Сборник материалов [Ш-й] научно-практической конференции (5 декабря 2008 г.). Арзамас, 2009. 279 с.

125. Геращенко А. М. Типологизация вставных текстов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 54. СПб., 2008. С. 35-43.

126. Гневковская Е. В. Проблемы поэтики дилогии П. И. Мельникова (Андрея Печерского) «В лесах» и «На горах»: характерология, художественное пространство и время: дис. канд. фил. наук. Нижний Новгород, 2003.

127. Голов И. Зачинатель нижегородского краеведения: [к 155-летию со дня рождения П. И. Мельникова- Печерского] // Ленинский путь (Воротынец). 1973. 13 нояб. С. 4.

128. Горбунов Б. В. Традиционные рукопашные состязания в народной культуре восточных славян XIX - начала ХХ в. М.: Типография РАН, 1997.

129. Громыко М. М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX века. М.: Наука, 1986. 278 с.

130. Грунтовский А. В. Русский кулачный бой. СПб., 1993. 160 с.

131.Дальский В. Рождение псевдонима // Литературная Россия. 1987. № 30. С. 24.

132. Действия Нижегородской губернской ученой архивной комиссии. Том IX. Сборник в память П. И. Мельникова (Андрея Печерского). 1910. Нижний Новгород: Типо-литография товарищества И. М. Машистова, 1911. 656 с.

133. Дергунова Н. Г. Предания и легенды в структуре романов П. И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах» // Типология художественного сознания в русской литературе ХУШ-ХХ вв.: учеб. пособие. Нижний Новгород, 2010. С. 23-26.

134. Добротворский И. К вопросу о людях Божиих // Православный собеседник. 1870. Янв. С. 19-20, 25-29 (2-й пагинации).

135. Завгородняя Г. Ю. Стилевые пласты романа П. И. Мельникова-Печерского «В лесах» // Русская речь. 2010. № 6. С. 13-16.

136. Зеленин Д. К. Описание рукописей ученого архива императорского русского географического общества. Вып. 1-3. Петроград, 1914-1916.

137. Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М.: Наука, 1991. 511 с.

138. Ежов И. С. Мельников П.И. // Мельников П.И. Собр. соч.: В 7-мит. СПб., 1911. С. 4-28.

139. Еремин М. П. П. И. Мельников (А. Печерский) Критико-биографический очерк./ П.И. Мельников (А. Печерский). Собр.соч.: В 6 т. М.: Правда, 1963. Т.6. 377418.

140. Завгородняя Г. Ю. Стилизация и стиль в русской классической прозе. — Москва; Ярославль: Литера, 2010. 274 с.

141. Завгородняя Г. Ю. Фольклорная стилизация в романе П. И. Мельникова-Печерского «В лесах» // Русская речь. 2010. № 5. С. 111-114.

142. Зморович А. И. О языке и стиле произведений П. И. Мельникова (Андрея Печерского) // Русский филологический вестник. 1916. № 1/2. С. 172-191.

143. Жидкова Е. В. Отражение творчества П. И. Мельникова (А. Печерского) в русской литературной критике и науке о литературе // Homo scribens. Литературная критика в России: поэтика и политика. Казань, 2009. С. 76-81.

144. История русской литературы XIX в. Т.4. М., 1910. 375 с.

145. Кавелин К. Д. Мысли и заметки о русской истории / Кавелин К.Д. Собрание сочинений. Т. 1. СПб., 1897. С. 5—168.

146. Кавелин К. Д. Рец. на книгу А. Терещенко «Быт русского народа» / Кавелин К. Д. Собрание сочинений. Т. 4. СПб., 1900. С. 583-676.

147. Какильбаева Э. Т. Дилогия П. И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах» (система образов и особенности жанра): дис. канд. фил. наук. М., 1990.

148. Календарные обряды: Новые поступления в фольклорный архив Нижегородского университета : 1983—1996 / Сост. К. Е. Корепова, Ю. М. Шеваренкова. Нижний Новгород, 1997. 154 с.

149. Канкава М. В. О влиянии В. И. Даля на стиль писателей этнографической школы // Русский язык в грузинской школе. 1971. № 3. С. 3-8.

150. Каминский В. А. Павел Иванович Мельников (Андрей Печерский). По поводу 25-летия со дня смерти // Русский филологический вестник. 1908. Т. 59, № 2. С.

374-380.

151. Капитанова В. Мельников-Печерский - краевед / В. Капитанова, М. Н. Добротвор // Нижегородский край: факты, события, люди. Нижний Новгород, 1997. С. 197-199.

152. Князев И. В. «Особые мнения» М. Е. Салтыкова-Щедрина. По материалам Пензенского областного архива // История СССР, 1963. №5. С. 147-150.

153. Колбасова М. В. П. И. Мельников (Андрей Печерский): мифологема об этнографизме / М. В. Колбасова М. Г. Уртминцева // Жизнь провинции: материалы и исследования. Нижний Новгород, 2012. С. 108-112.

154. Колесницкая И. М. П. И. Мельников-Печерский // Литературное наследство. -М.: Наука, 1968. Т. 79. С. 589-591.

155. Кондратьев М. Горбатов-на-Оке: по следам героев романа П. И. Мельникова-Печерского «На горах» // Отечество: краевед. альманах. М., 1993. Вып. 4. С. 137158.

156. Корепова К. Е. Традиционные календарные обряды в Поветлужье // Фольклор народов РСФСР. Вып. 2. Уфа, 1975. С. 161—168.

157. Корепова К.Е. Русские календарные праздники Нижегородского Поволжья. СПб.: Тропа Троянова, 2009. 480 с.

158. Корепова К. Е. Фольклор народов Поволжья в историко-этнографических работах П. И. Мельникова- Печерского // Фольклор народов РСФСР: межвуз. науч. сб. Уфа, 1976. Вып. 3. С. 161-167.

159. Коровашко А.В . Заговоры и заклинания в русской литературе XIX-XX веков. М., 2009. 541 с.

160. Костомаров Н. И. Козьма Захарыч Минин-Сухорук и князь Дмитрий Михайлович Пожарский // Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. СПб., 1874. Кн. 1.Вып. 3. Репр., 1990. С. 715-717.

161. Кудряшов И. В., Курдин Ю. А. Дилогия «В лесах» и «На горах» в контексте творчества П. И. Мельникова-Печерского. Арзамас: АГПИ, 2004. 303 с.

162. Кудряшов И. В. Дилогия П. И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах» (поэтика портрета: дис. канд. фил. наук. Волгоград, 2000.

163. Кудряшов И. В. «Китежская легенда» в интерпретации В. Г. Короленко («В пустынных местах») и П. И. Мельникова-Печерского («В лесах») / И. В. Кудряшов, Ю. А. Курдин // Короленковские чтения, 15-16 октября 1996 г. Глазов, 1996. С. 6-9.

164. Кудряшов И. В. Пейзаж в дилогии П. И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах» // Литературное краеведение в школах Нижегородского края: сб. науч. тр. Арзамас, 1995. Вып. 1. С. 62- 71.

165. Кудряшов И. В. Старообрядческое Заволжье в дилогии П. И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах» / И. В. Кудряшов, Ю. А. Курдин // Старообрядчество: история, культура, современность: тезисы науч. конф. «Старообрядчество: история, культура, современность», г. Москва, 24-25 апреля 1996 г. Москва, 1996. Вып. 6. С. 122-126.

166. Курдин Ю. А. А. М. Горький о П. И. Мельникове-Печерском // Горьковские чтения, 1990. Нижний Новгород, 1992. Вып. 2. С. 108-113.

167. Курдин Ю. А. Идейно-композиционные функции фольклора в дилогии П. И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах» / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. Москва, 1986. 25 с.

168. Курдин Ю. А. Нижегородское краеведение и фольклористика в XIX веке // Вопросы архивоведения и источниковедения в высшей школе. Арзамас, 2008. Вып. 4: Сборник материалов ^-й] науч.-практ. конф. (7 дек. 2007 г.). С. 5-12.

169. Курдин Ю. А. Подвижники народоведения // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 7, ч. 1. С. 90-93.

170. Курдин Ю. А. Постоянные эпитеты в авторской речи П. И. Мельникова-Печерского («В лесах») // Проблемы взаимовлияния фольклора и литературы. Москва, 1986. С. 100-109.

171. Курдин Ю. А. Традиции народной сатиры в творчестве П. И. Мельникова-Печерского // Фольклорные традиции в русской и советской литературе: межвуз. сб.

науч. тр. Москва, 1987. С. 100-112.

172. Курдин Ю. А. Фольклор в дилогии П. И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах» : дис. канд. фил. наук. М., 1988.

173. Куц В. А. Русский кулачный бой в контексте традиционной и современной культуры: системно-синергетический анализ: дис. на соиск. уч. ст. доктора культурологии. СПб, 2014.

174. Лавров Д. Г. Историко-краеведческие труды П. И. Мельникова-Печерского / Д. Г. Лавров, Ф. А. Песикин // История СССР. 1961. № 4. С. 150-154.

175. Лещенко П. И. Ранний период творчества П. И. Мельникова-Печерского. (Истоки и взаимосвязи) : дис. канд. фил. наук. Киев, 1971.

176. Лештаева Н. В. Функции членов семьи в обрядах связанных с рождением ребенка у русского населения казанского Поволжья во второй половине XIX -начале ХХ в. // Семейная обрядность народов Среднего Поволжья. Казань: Изд-во Казанского университетета, 1990. С. 83-103.

177. Липовецкий А. С. Страницы нижегородской жизни П. И. Мельникова-Печерского // Записки краеведов. Нижний Новгород, 1991. Вып. 9. С. 71-81.

178. Листова Т. А. Похоронно-поминальные обычаи русских // Похоронно-поминальные обычаи и обряды. М., 1993. С. 48-83.

179. Листова Т. А. Русские обряды, обычаи и поверья, связанные с повивальной бабкой (вторая половина XIX - 20-е годы ХХ в.) // Русские: семейный и общественный быт. М.: Наука. 1989. С.155-159.

180. Лотман Л. М. Роман из народной жизни. Этнографический роман // История русского романа: в 2 т. Москва; Ленинград, 1964. Т. 2. С. 390-415.

181. Лотман Л. М. Русская историко-филологическая наука и художественная литература второй половины XIX века: взаимодействие и развитие // Русская литература. 1996. № 1. С. 19-44.

182. Любомиров П. Г. Очерк истории Нижегородского ополчения. 1611-1613 гг. М.: Соцэкгиз, 1939. 342 с.

183. Макаров В. Г. О пословицах и поговорках в романе П. И. Мельникова-Печерского «На горах» // Диалекты и топонимия Поволжья. Чебоксары, 1981. Вып. 9. С. 133-147.

184. Марков А. В. Мельников-Печерский как собиратель былин // Этнографическое обозрение, 1908. №4. С.134-135.

185. Марков Д. А. Особенности лексики романа П. И. Мельникова «В лесах» : дис. док. фил. наук. Москва, 1962.

186. Милюков А. П. Характеристика творческой деятельности П.И. Мельникова // Мельников П. И. Полн. собр. соч.: В 14 т. СПб.: Вольф, 1897. Т. 1. С. 319-324.

187. Милюков А. Павел Иванович Мельников (Андрей Печерский) / худож. В. Шпак // Нива. 1883. № 9. С. 203-206.

188. Михайлов М. Л. Воспоминания // Михайлов М.Л. Шелгунов Н.В. Шелгунова Л.П. Воспоминания: В 2-х т. Т. 1. М., 1967. 510 с.

189. Нижегородская служба статистики: [сб.] / отв. за изд. А. В. Бармина; ред. В. Горюнов. Нижний Новгород: Штрих-Н, 2007. 240 с.

190. Оляндэр Л. К. Роман П. Мельникова (Андрея Печерского) «В лесах» и нижегородский текст // Нижегородский текст русской словесности. Нижний Новгород, 2009. С. 12-17.

191. Панченко А. А. Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. М., 2002. 381 с.

192. Пашина О. А. Календарно-песенный цикл у восточных славян. М., 1998. 292 с.

193. Пилашевский П. О. К вопросу о композиции и стиле романа П. И. Мельникова «В лесах» // Известия Нижегор. ун-та. 1928. Вып. 2. С. 330-347.

194. Погодин М. П. Дорожные записки // Москвитянин. 1841. № 5. С. 289-314.

195. Посадский А. Н. Очерковое творчество П. И. Мельникова-Печерского и отражение в нем русско-мордовских национальных связей: дис. канд. фил. наук. М., 1981.

196. Потявин В. М. Собирание и изучение фольклора нижегородского Поволжья в

XIX веке // Народная поэзия Горьковской области. Горький, 1960. Вып. 1. С. 371432. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники: опыт историко-этнографического исследования. Л.: изд-во ЛГУ, 1963. 143 с.

197. Пыпин А. Н. Подделки рукописей и народных песен. - СПб., 1898.

198. Редько А. Нечистая сила в судьбах женщины матери // Этнографическое обозрение. 1899. № 1-2. С. 54-131.

199. Родин Ф. Опыты восстановления бурлацкой песни по нескольким вариантам // Труды Нижневолжского общества краеведения. Саратов, 1928. Вып.35. Ч.5. С.9-15.

200. Руднева Л. М. Историко-краеведческие труды П. И. Мельникова-Печерского // Литературное краеведение Поволжья. Саратов, 1997. Вып. 1. С. 55-58.

201. Руднева Л. М. П. И. Мельников-Печерский в 1830-1860-е годы: вопросы биографии и творчества: дис. канд. фил. наук. Саратов, 1996.

202. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы: материалы «Этнографического бюро» князя В. Н. Тенишева: в 3 т. / сост. И.И. Шангина. СПб.: Деловая полиграфия,2004.

203. Русские фольклористы : биобиблиографический словарь : пробный выпуск. М.: Пробел-2000, 2010. 240 с.

204. Рученькин В. И. П. И. Мельников (Андрей Печерский) и этнография мордвы: дис. канд. ист. наук. Л., 1977.

205. Садовский А. Я. Одно ли лицо Кузьма Минин и Кузьма Захарьев Сухорук. - Н. Новгород, 1916. С. 1-14.

206. Седов А. В. Нижегородский подвиг В. И. Даля. Нижний Новгород: Изд-во Нижегор. ин-та повышения квалификации работников образования, 1993. 140 с.

207. Синявина Л. В. Композиционно-повествовательная организация романа П. И. Мельникова-Печерского «В лесах: дис. канд. фил. наук. Харьков, 2007.

208. Скабичевский А. М. История новейшей русской литературы. СПб., 1891. С. 235-239.

209. Соймонов А. Д. Фольклорное собрание П.В. Киреевского и русские писатели // Лит. Наследство. М.:Наука, 1968. Т. 79. С. 121-168.

210. Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов, XIX начало XX в. М.: Наука, 1979. 287 с.

211. Соколова В. Ф. Династия купцов Бугровых на страницах русской литературы: (В. И. Даль, П. И. Мельников-Печерский, М. Горький) // Максим Горький и XX век. Горьковские чтения, 1997 год: материалы междунар. конф. Нижний Новгород, 1998. С. 199-203.

212. Соколова В. Ф. Островский и Мельников-Печерский // Русская литература. 1870-1890 годов: [сб. науч. тр.]. Свердловск, 1975. Вып. 8. С. 65-74.

213. Соколова В. Ф. Романы П. И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах» (творческая история). Ленинград: Ленингр. пед. ун-т, 1971. 171 с.

214. Соколова В. Ф. П. И. Мельников-Печерский и В. И. Даль // Проблема традиций в отечественной литературе: межвуз. сб. науч. тр. Нижний Новгород, 1996. С. 156165.

215. Соколова В. Ф. П. И. Мельников-Печерский - исследователь жизни Поволжья // Волга. 1970. № 2. С. 188-191.

216. Соколова В. Ф. П. И. Мельников (Андрей Печерский): очерк жизни и творчества. Горький: Волго- Вятское кн. изд-во, 1981. 191 с.

217. Соколова В. Ф. Уроки русской мифологической школы и творчество П. И. Мельникова-Печерского // Русско-зарубежные литературные связи. Нижний Новгород, 2010. Вып. 4. С. 182-190.

218. Списки населенных мест Российской империи, составленные и издаваемые Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел. СПб. : изд. Центр. стат. ком. Мин. внутр. дел, 1861-1885.

219. Телегин С. М. Русский мифологический роман. Москва: Спутник, 2008. 351 с.

220. Терновская О. А. Лексика, связанная с обрядами жатвенного цикла. (Материалы к словарю) // Славянское и балканское языкознание. Карпато-восточнославянские параллели. Структура балканского текста. М.: Наука, 1977. С. 77-131.

221. Токарев С. А. Памятники обычного права бурят XVII века // Исторический архив. Т. 2. М.-Л., 1939. С. 48.

222. Топоров В. Н. Об индийском варианте «говорения языками» в русской мистической традиции. // Петербургский текст. М., 2009. С.572-606.

223. Традиционные обряды и обрядовый фольклор русских Поволжья / Сост. Г. Г. Шаповалова, Л. С. Лаврентьева. Л., 1985. 342 с.

224. Турсуев С. С. П. И. Мельников как преподаватель. (Материалы и документы) // Наша старина. 1916. № 12. С. 944-946.

225. Усов П. С. Павел Иванович Мельников (Андрей Печерский). Его жизнь и литературная деятельность. СПб.; М.: т-во М. О. Вольф, 1897. 334 с.

226. Успенский Б. А. Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина) / Успенский Б. А. Избранные труды. Т. 1. М.: «Гнозис», 1994. С. 254-297.

227. Феоктистова И. К. Синкретизм устно-поэтического и религиозно-старообрядческого в романе П. И. Мельникова-Печерского «В лесах». (На материале зимних календарных праздников) / И. К. Феоктистова, Я. Ю. Юдина // Святоотеческие традиции в русской литературе. Омск, 2010. С. 125-135.

228. Фокеев А. Л. Этнографическое направление в русском литературном процессе XIX века: истоки, тип творчества, история развития: дис... д-ра филологических наук: 10.01.01 / А. Л. Фокеев. Москва, 2004. 516 с.

229. Фокина М. А. Фразеологические единицы в сказовых формах повествования: (по рассказам В. И. Даля, П. И. Мельникова-Печерского,В. Я. Шишкова) // В. И. Даль в парадигме идей современной науки: язык - словесность - культура -словари. Иваново, 2004. С. 188-195.

230. Фольклорный архив Горьковского государственного университета. Новые поступления / Сост. К. Е. Корепова. 1976 - 1982. Календарные обряды. Ч. 1. Горький, 1982.

231. Хачко А. Как звали Минина. Купчая 1602 г.: [об ошибочных выводах

относительно имени Кузьмы Минина, содержащихся в работе П. И. Мельникова] // Мининские чтения: материалы науч. конф. Нижний Новгород, 2003. С. 7-11.

232. Чернухин А. А. П. И. Мельников-Печерский о мордве // Записки краеведа / А. А. Чернухин. Саранск, 1960. С. 72-75.

233. Чистов К. В. Народные традиции и фольклор. Л., 1986. 304 с.

234. Чистов К. В. П. И. Мельников (Печерский) и И. А. Федосова // Славянский фольклор. Москва, 1972. С. 313-327.

235.

236. Чичеров В. И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI-XIX веков. М., 1957. 236 с.

237. Энциклопедический лексикон. [В 17 томах]. СПб.: тип. А. Плюшара, 18351841.

238. Шешунова С. В. Бытовое поведение в изображении П. И. Мельникова-(Печерского) // Вестн. Моск. ун- та. Сер. 9. Филология. 1987. № 2. С. 71-74.

239. Энгельгардт Н. Мельников П. И. (А. Печерский) // История русской литературы XIX столетия: в 5 т. / Н. Энгельгардт. Петроград, 1915. Т. 2: 1850-1900. С. 387-393.

240. Ягич И. В. История славянской филологии. СПб., 1910. 973 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.