Ф.М. Достоевский и О.Ф. Миллер: история взаимоотношений тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Окишева, Карина Анатольевна

  • Окишева, Карина Анатольевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2010, Магнитогорск
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 202
Окишева, Карина Анатольевна. Ф.М. Достоевский и О.Ф. Миллер: история взаимоотношений: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Магнитогорск. 2010. 202 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Окишева, Карина Анатольевна

Введение.3

Глава 1. Личность О.Ф. Миллера: жизнь и литературно-общественная деятельность.13

Глава 2. О.Ф. Миллер - первый биограф Ф.М. Достоевского . 74-

Глава 3. О.Ф. Миллер как интерпретатор произведений Ф.М. Достоевского.128

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ф.М. Достоевский и О.Ф. Миллер: история взаимоотношений»

Имя петербургского профессора Ореста Федоровича Миллера (1833 - 1889 гг.) - известного во второй половине XIX века русского ученого-фольклориста, историка литературы, публициста славянофильского направления, общественного деятеля, критика и переводчика — в наши дни знакомо лишь узкому кругу специалистов. В советский период работы О.Ф. Миллера не переиздавались из-за религиозного уклона его литературно-общественной деятельности и в результате оказались выключенными из научного и культурного обихода.

Между тем О.Ф. Миллер - одна из ярких и незаурядных фигур в своем богатом на таланты времени. Круг его научных и общественных интересов был весьма широк, о чем свидетельствует объемный список трудов по народному эпосу, истории русской литературы, славянскому вопросу и т.д.

Ученому принадлежит капитальное исследование (почти 1000 страниц) «Сравнительно-критические наблюдения над слоевым составом народного русского эпоса. Илья Муромец и богатырство киевское», которое стало на несколько десятилетий одним из основных трудов по фольклористике. Он автор сборника критических статей «Русские писатели после Гоголя», переиздававшегося шесть раз, вплоть до 1915 года. Им написан учебник «Опыт исторического обозрения русской словесности», ставший настольной книгой не только для нескольких поколений студентов, но и для каждого просвещенного патриота и др.

Немец по происхождению, славянофил по убеждению, О.Ф. Миллер был предан Православию, верил в исключительную судьбу России и ее национальные устои. Он внес огромный вклад в развитие самосознания российского общества. Являясь активным деятелем Славянского комитета, особенно важную роль О.Ф. Миллер сыграл во время Восточного кризиса 1875-1878 годов.

По своим взглядам он «был убежденным сторонником идеала земской монархии, "симфонии" Царя, Народа и Церкви»1. Идеализируя Древнюю Русь, видел в ней «народосоветие», торжество общинных и равноправных начал, что и составило суть его славянофильского учения.

В оценке современников О.Ф. Миллер «явился одним из виднейших представителей того типа профессоров-учителей правды, во главе которых стоит Грановский» . Еще при жизни за ним закрепилась слава «самоотверженного друга университетской молодежи»3. Главный деятель и основатель Общества вспомоществования студентам Петербургского университета, Общества для доставления денежных средств высшим женским курсам, председатель Студенческого научно-литературного общества и т.д., он самоотверженно поддерживал учащуюся молодежь любыми возможными средствами.

Проповедник реальной нравственности и идеи народности»4, он поражал всех единством морали и практики жизни. Даже не разделявшие идеологических, политических воззрений О.Ф. Миллера современники безоговорочно признавали «высокую моральную личность»5, гуманность и доброту, принципиальность и правдолюбие профессора, что и сделало его близким человеком многих знаменитых соотечественников — К.Д. Ушинского, И.С. Аксакова, Н.Х. Весселя, отца Антония Храповицкого и др., в том числе и Ф.М. Достоевского, с

Лебедев C.B. Миллер Орест Федорович // Платонов O.A. Святая Русь. Большая энциклопедия Русского народа. Русская литература. - М., 2004. - С. 568.

2Венгеров С.А. Миллер // Новый энциклопедический словарь. Т. 26. - Пг.: Издание Акционерного общества Издательское дело бывшее Брокгаузъ-Ефрон», 1904. - Стлб. 525.

3Там же.

4Глинский Б.Б. Орест Федорович Миллер. Биографический очерк. - СПб., 1896: (Изд-е Н.П. Карбасникова). - С. 114.

Платонов С.Ф. Несколько воспоминаний о студенческих годах // Дела и дни. - 1921. -Кн. 2. - С. 111. которым О.Ф. Миллера в последние годы жизни Федора Михайловича связывали тесные личные и литературно-общественные отношения.

В достоевсковедении О.Ф. Миллер известен, прежде всего, как первый биограф писателя: практически ни одно более или менее обстоятельное исследование жизни и творчества автора не обходится без ссылок на главный труд профессора - «Материалы для жизнеописания Ф.М. Достоевского», хотя значительное место в наследии ученого занимают и другие биографические и критические работы о Ф.М. Достоевском, которые до сих пор не получили своего должного осмысления (в частности статьи, вошедшие в сборник «Русские писатели после Гоголя»6).

Еще при жизни О.Ф. Миллера сложилось устойчивое представление о нем как об апологете Достоевского, идеализирующем творчество знаменитого литератора и мифологизирующем его личность, что и предопределило почти единодушное отношение к нему как второстепенному критику, не сумевшему адекватно оценить идейно-творческое наследие писателя.

Искренне почитая талант Ф.М. Достоевского как «властителя дум», учителя и пророка, О.Ф. Миллер неустанно популяризировал его наследие, ревностно оберегал от резкой критики и, действительно, в некоторых своих суждениях оказывался излишне пафосен и наивен. Но он собирал до тысячи слушателей на своих публичных лекциях. При этом следует подчеркнуть, что, несмотря на свои восторженные суждения о писателе, О.Ф. Миллер никогда не был его подобострастным поклонником.

В последние годы жизни Ф.М. Достоевского профессор активно общался с ним и был одним из самых преданных критиков. Надо бМиллер О.Ф. Русские писатели после Гоголя: чтения, речи и статьи: В 3 т. - [5-е изд.]. - СПБ.; М., [1908]: (Товарищество М.О.Вольф). - Т. 1. - раздельная пагинация. признать, что в тех условиях, когда Ф.М. Достоевский порой подвергался тотальной жесткой критике современников, находиться среди его защитников было непросто. Такая позиция свидетельствовала о проявлении гражданского мужества, принципиальности О.Ф. Миллера.

Безусловно, Достоевский и Миллер — фигуры неравнозначные, и говорить о каком-то особенном влиянии последнего на писателя вряд ли возможно. Между тем, анализ динамики взаимоотношений О.Ф. Миллера и Ф.М. Достоевского (их переписки, архивных документов и т.д.) показывает, что литературно-общественная деятельность профессора не была безразлична писателю в последние годы его жизни, а главное, Федору Михайловичу импонировала личность ученого — «труженика во Христе», деятельного патриота России, «выдающегося руководителя юношества, учителя по призванию», увлекавшего современников п благородным идеализмом» .

Научная постановка темы диссертационного исследования определяется следующими факторами. Во-первых, необходимо с научной объективностью оценить значение личности и деятельности Ореста Федоровича Миллера (1833-1889), определить его подлинное место в истории отечественной литературы и критики. При жизни О.Ф. Миллер был почти легендарной фигурой, а в наши дни интерес к его наследию связан в основном с ростом популярности историко-биографических исследований. Между тем заслуги его перед русской культурой шире. Во-вторых, обращение к истории взаимоотношений О.Ф. Миллера и Ф.М. Достоевского призвано обогатить наши представления о творческой индивидуальности автора великого «пятикнижия». В этой связи в работе предполагается реализовать новые возможности для расширения и обобщения фактической, документальной основы

7Гревс И.М. В годы юности. За культуру // Былое. - 1918. - № 12. - С. 65. изучения Достоевского-человека и художника, тем более что монографических работ, специально посвященных данной теме, до сих пор нет, чем и определяется принципиальная новизна работы.

Ее актуальность обусловлена необходимостью расширения того историко-биографического контекста, без которого невозможна подлинно научная биография Ф.М. Достоевского (в данном случае п имеется в виду специфический академический жанр) , в составление которой значительный вклад первым внес именно О.Ф. Миллер.

Соответственно формулируется цель диссертационного исследования: раскрытие истории личных и творческих взаимоотношений Ф.М. Достоевского и О.Ф. Миллера в контексте общественно-культурной жизни России второй половины XIX века и разрушение сложившегося в литературоведении тенденциозного представления о первом биографе писателя как о критике «второго ряда».

Реализация цели предполагает решение следующих задач:

- в историко-функциональной перспективе реконструировать и оценить творческую индивидуальность О.Ф. Миллера;

- определить место и значение наследия О.Ф. Миллера в научно-биографической литературе, посвященной Ф.М. Достоевскому;

- провести анализ взаимоотношений О.Ф. Миллера с Ф.М. Достоевским.

Предметом изучения является суть и характер взаимоотношений

О.Ф. Миллера и Ф.М. Достоевского, нашедших свое отражение в творческих, публицистических, эпистолярных, рукописных и других источниках.

Объектом исследования стали, во-первых, произведения, записные книжки Ф.М. Достоевского; во-вторых, работы О.Ф. Миллера — лекции,

8См. об этом: Демченко A.A. Научно-биографическое изучение писателя: История. Методология. Типология: учебное пособие по спецкурсу для студентов филологического факультета. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2005. речи, статьи, очерки, опубликованные в различных журналах и газетах («День», «Русская мысль», «Новости», «Неделя», «Русский курьер» и др.), значительная часть которых собрана в основных трудах «Русские писатели после Гоголя», «Славянство и Европа»; а также неопубликованные материалы, хранящиеся преимущественно в Российском государственном архиве литературы и искусства и рукописном отделе Российской государственной библиотеки, — автобиография профессора «Воспоминания и признания (1833-1886)», его дневники, письма. Помимо этого использованы материалы архивного фонда Ф.М. Достоевского, в частности переписка О.Ф. Миллера с писателем,

A.Г. Достоевской, H.H. Страховым, А.Н. Майковым и другими корреспондентами.

Основным источником исследования явилась первая часть посмертной биографии Ф.М. Достоевского - «Материалы для жизнеописания Ф.М. Достоевского». Также исследовательской базой стали и мемуарно-биографические работы современников о О.Ф. Миллере, главным образом биографический очерк Б.Б. Глинского «Орест Федорович Миллер» и «Биографический очерк О.Ф. Миллера» И.А. Шляпкина.

Взаимоотношения писателя со своим биографом в той или иной степени затрагивались в ряде работ, посвященных жизни и деятельности двух современников. В дореволюционный период касались данной темы Б.Б. Глинский и И.А. Шляпкин. Тема взаимоотношений О.Ф. Миллера и Ф.М. Достоевского нашла свое частичное отражение в мемуарно-биографической, исследовательской, справочной литературе советских и современных достоевсковедов - Л.П. Гроссмана, A.C. Долинина,

B.C. Нечаевой, В.Я. Кирпотина, П.П. Косенко, C.B. Белова, И.Л. Волгина, Б.Н. Тихомирова, H.H. Богданова и других авторов.

Среди немногих специальных работ, имеющих отношение к истории взаимоотношений О.Ф. Миллера и Ф.М. Достоевского, выделяется большая статья Н.М. Перлиной «Первая посмертная биография Ф.М. Достоевского — анализ источников»9. «Биография, письма и заметки из записной книжки Ф.М. Достоевского»10 рассматриваются здесь как первый опыт научного описания его жизни и трудов.

Опираясь на различные архивные данные, Н.М. Перлина выделила две стадии работы по составлению «Материалов к биографии», причем отметила большую роль именно О.Ф. Миллера, которому пришлось разбирать эпистолярий писателя, с чем он «справился весьма удачно»11.

Более того, исследователь подчеркнула приоритетное участие профессора в отборе фактического материала. Он стремился «как можно полнее представить переписку Достоевского с разными лицами», но, к сожалению, его намерение «далеко не всегда встречало поддержку у Страхова и Анны Григорьевны»12. В целом же Н.М. Перлина совершенно справедливо оценила труд О.Ф. Миллера как наиболее авторитетный источник, к которому обращаются все исследователи творчества писателя.

В основе диссертации лежит комплексный подход, включающий в себя биографический, сопоставительный, историко-литературный методы изучения жизни и литературно-общественной деятельности О.Ф. Миллера и Ф.М. Достоевского.

9 Перлина Н.М. Первая посмертная биография Ф.М. Достоевского - анализ источников // Статьи о Достоевском. 1971-2001. - СПб., 2001. - С. 121-134.

10 Полн. собр. соч. Ф.М. Достоевского. Т.1: Биография, письма и заметки из записной книжки, с портретом Ф.М. Достоевского и приложениями. - СПб., 1883.

11 Перлина Н.М. Первая посмертная биография Ф.М. Достоевского - анализ источников // Статьи о Достоевском. 1971-2001. - СПб., 2001. - С. 122.

12Там же. - С. 123.

Под «взаимоотношениями» мы традиционно понимаем «взаимное отношение двух или несколько лиц»13, «образующееся из общения на какой-нибудь почве»14, поэтому основной теоретико-методологической базой данной работы стала диалогическая концепция (М.М. Бахтин, C.J1. Франк, A.A. Мейер, М. Бубер, B.C. Библер и др.), согласно которой диалог — универсальная и абсолютная характеристика человеческого бытия, базовое условие сознания и самосознания человека.

По справедливому замечанию М.М. Бахтина, «только в общении, во взаимоотношении человека с человеком раскрывается "человек в человеке" как для других, так и для себя самого»15. Любые человеческие проявления — согласие и несогласие, даже игнорирование собеседника — есть реплика в глобальном диалоге, коллективном со-общении коммуникаторов, которое ведет к познанию мира, окружающих людей и саморефлексии. «Быть — значит общаться диалогически. Один голос ничего не кончает и ничего не разрешает. Два голоса — минимум жизни, минимум бытия»16.

Услышать» Другого невозможно без эмпатического взаимопонимания, которое напрямую связано с личностными особенностями коммуникаторов и их жизненным кругозором. Поэтому в основе данной работы лежит биографический метод, дающий возможность на основе изучения личных документов (переписки, дневников, автобиографий и др.) реконструировать жизненный путь и индивидуальность О.Ф. Миллера, историю его взаимоотношений с Ф.М. Достоевским.

13Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: Альта-Принт, 2006. - С. 71.

14Там же. - С. 636.

15Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1979. - С. 294.

1бТам же.

Сущность биографического метода заключается в рассмотрении биографии и личности писателя как главного, определяющего момента творчества (Ш. Сент-Бев, И. Тэн и др.). В последние годы в отечественной науке биографический метод стал более востребованным как один из принципов комплексного исследования литературы17. Сегодня используется «модификация биографического метода, направленная на постижение творческой биографии на основе художественных произведений, а не на интерпретацию художественного произведения на основе биографических данных. Указанная модификация воспринимается в свете принципа герменевтического круга: чтобы глубоко и верно интерпретировать художественные произведения писателя, надо обратиться к его биографии, но чтобы знать биографию писателя, надо глубоко понимать его художественные произведения, увидеть в них нравственно-эстетический потенциал творческой личности писателя»18.

Научно-практическое значение работы состоит в том, что ее материалы и выводы могут использоваться" в преподавании русской литературы XIX века. Кроме того, результаты изучения данной темы могут оказаться полезными в составлении научной биографии писателя, создание которой остается первостепенной задачей современного достоевсковедения.

В целом данная работа позволяет осмыслить широкий контекст диалогических отношений двух современников, представить систему новых фактов, существенно дополняющих общую картину культурно-исторической жизни второй половины XIX века.

17См., например, сборники «500 лет роду Достоевского». - М.; Иркутск, 2008, 2009.

18Фокин A.A. И.Д. Сургучев: творческая биография писателя в свете художественной антропологии: Автореф. доктора филологических наук: 10.01.01 / Ставропольский государственный университет. - Ставрополь, 2008. - С. 12-13.

Основные положения диссертации апробированы в докладах на Международной конференции «Язык. Культура. Деятельность: Восток-Запад (Набережные Челны - Нижний Новгород, 1999-2002 гг.), Всероссийской научной конференции «Проблемы психологии в современных условиях» (Набережные Челны, 2003 г.), на региональных научных конференцииях «Непрерывное образование: школа — педколледж - вуз» (Уфа, 2006-2009 гг.).

Результаты исследования отражены в семи опубликованных работах по данной теме, в том числе в издании из списка ВАК, и специальных курсах по литературе, читаемых в Набережночелнинском филиале Нижегородского государственного лингвистического университета.

Структура работы соответствует поставленным целям и задачам, включает в себя введение, в котором определяется актуальность проблемы, предмет и объект исследования, намечаются его цели и задачи, обосновывается теоретическая и практическая значимость. Основная часть работы содержит три главы. В первой -реконструируется жизнь и литературно-общественная деятельность О.Ф. Миллера, история взаимоотношений профессора и Ф.М. Достоевского. Во второй главе анализируются «Материалы для жизнеописания Ф.М. Достоевского», рассматривается история создания, концепция первой биографии писателя. Последняя глава посвящена осмыслению критических работ О.Ф. Миллера идейно-художественного наследия Ф.М. Достоевского. В заключении подводятся итоги проведенной работы и намечаются перспективы дальнейших исследований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Окишева, Карина Анатольевна

Заключение

Орест Федорович Миллер — фигура в русской общественной и литературной жизни России второй половины XIX века значительная и уникальная. Вся его деятельность являет собой образец гражданского и духовного подвижничества.

Воспитанный в православных традициях, О.Ф. Миллер всю жизнь стремился к нравственному самосовершенствованию, этическому самовоспитанию в духе христианской морали. Евангельская нравственность - вот мера, которой определялся смысл его жизни. В этом заключается пафос его трудов и общественно-литературной деятельности, оказавшийся конгениальным пафосу творчества Ф.М. Достоевского.

Бескорыстие во благо других, аскетический образ жизни, отказ от материальных благ, честность и принципиальность в вопросах нравственности едва ли не более всего действовали на современников, которые не переставали восхищаться цельностью личности О.Ф. Миллера и его праведным житием.

Решающее значение для О.Ф. Миллера имело личное знакомство с Ф.М. Достоевским. Оно стало важной духовной и творческой вехой в судьбе профессора. Тесный человеческий и творческий контакт с великим писателем в последние годы его жизни естественно привел к тому, что многие суждения и выводы профессора приобрели законченный характер. Без сомнения, О.Ф. Миллер вел творческий диалог с писателем и после его смерти, о чем говорят многочисленные работы профессора 1880-х годов.

Он сам неоднократно подчеркивал, что в его деятельности было много такого, что соответствовало мировоззрению Ф.М. Достоевского. О.Ф. Миллер принял одну из главнейших идей Ф.М. Достоевского - о бесперспективности насильственного, революционного приведения человечества к рационально вычисленному всеобщему счастью. Вслед за писателем он популяризировал социальные формы славянофильства и активно выступал как против революционного, так и против консервативного лагеря.

На фоне общей разобщенности, двойственности, колебаний и сомнений, свойственных эпохе, личность Ф.М. Достоевского притягивала идеалиста и искателя гармонии О.Ф. Миллера. В авторе «Братьев Карамазовых» профессор увидел Пророка, Учителя молодежи, близкого себе по духу человека, проповедующего служение народным идеалам.

Ф.М. Достоевскому в свою очередь был близок тот тип русской святости, который олицетворял православный немец О.Ф. Миллер как «труженик во Христе». В его «труженическом» подвиге органически сочеталось интимно-духовное и общенациональное созидание. «Самовольное, совершенно сознательное и никем непринужденное

1 АО самопожертвование всего себя в пользу всех есть» , по Достоевскому, «признак величайшего развития личности»270, величайшего его могущества, высочайшего самообладания, высочайшей свободы собственной воли. И в этом смысле О.Ф. Миллер - это действительно «человек Достоевского».

Родство воззрений О.Ф. Миллера и Ф.М. Достоевского на мир, человека, историю обосновывается принадлежностью писателя и ученого к единой религиозно-философской мысли, утверждавшей идеал творческого, преображающего христианства, человеческой истории как «работы спасения».

Литературно-общественная деятельность писателя получила у О.Ф. Миллера подробнейшее освещение. Как историк литературы, как человек, которому был духовно близок писатель, он хорошо понимал великое значение наследия Ф.М. Достоевского.

Главным трудом О.Ф. Миллера стала первая часть посмертной биографии писателя — «Материалы для жизнеописания Ф.М. Достоевского». Это обширный свод документов и фактов, в котором сочетается высокий профессионализм ученого и искренняя любовь к своему герою. По сути, профессор провел огромную, трудоемкую и скрупулезную работу по сбору документальной базы биографии Ф.М. Достоевского. Он фактически сыграл центральную роль в составлении жизнеописания великого писателя. При этом он учитывал как собственно биографические, так и творческие факты, сопрягая фактографическое описание событий из жизни писателя с его духовной жизнью. Личное жизнеописание Ф.М. Достоевского он дополнил его социальной и литературной биографией. Под взглядом биографа творческая индивидуальность Ф.М. Достоевского оказалась не просто описанной, а по-своему понятой и объясненной.

Собрав и систематизировав практически весь имеющийся на том этапе фактический материал о жизни и деятельности Ф.М. Достоевского, О.Ф. Миллер смог обозначить и наметить дальнейшие пути научного изучения его биографии, что делает труд критика и биографа незаменимым первоисточником для всех последующих поколений исследователей, которые продолжают дополнять и уточнять детали и ключевые факты в судьбе писателя.

Мировоззренческая и духовная близость к нему помогла О.Ф. Миллеру составить его первую биографию. Принципы его работы до сих пор сохраняют важное значение для науки. Это принцип прямого цитирования, принцип контекстуальной реконструкции, принцип классификации фактов по степени их достоверности и принцип полноты представления биографического материала.

Так, критик-биограф понял, что следует сохранить все факты жизни и творчества Ф.М. Достоевского, не пренебрегая ничем. Ему пришлось выдержать сильный напор Анны Григорьевны, которая, как известно, не пропускала в печать материалы, касающиеся, по ее мнению, личной и семейной жизни Федора Михайловича. Она считала невозможной публикацию его писем к ней, вычеркивала сведения, касающиеся пасынка Павла, вдовы М.М. Достоевского — Эмилии Федоровны, первой жены писателя — Марии Дмитриевны Исаевой.

Но О.Ф. Миллер, тем не менее, учитывал их в своей характеристике личности Ф.М. Достоевского. Даже оставшись за кадром, они проливали нужный свет на биографию великого романиста. Более того, часто не располагая необходимыми фактами, критик вычленял необходимые сведения из контекста имеющихся писем, дневниковых записей, воспоминаний современников. Фоновая информация для него тоже была чрезвычайно важна.

По мнению О.Ф. Миллера, все материалы, касающиеся жизни и деятельности великих людей, должны быть непременно обнародованы полностью, потому что «всякая утайка» документов или их корректура осложняет понимание личностных особенностей писателя и мотивы их поведения, вызывает субъективизм в оценке фактов, порождает слухи и т.д.

Жизнеописание Достоевского, составленное О.Ф. Миллером, стало кульминацией всей биографической литературы, написанной в дореволюционный период, и сохраняет непреходящее значение до сих пор. К тому же оно обогащено ценными литературными характеристиками и находками. По мнению Н.М. Перлиной, например, «несомненной заслугой Миллера как биографа следует считать выявление им по названиям многих неосуществленных и затерянных замыслов Достоевского. Ему же принадлежит их датировка, правильность которой в большинстве случаев подтвердилась позднейшими научными исследованиями»271.

Также профессор оспаривал расхожее для того времени отождествление героев произведений Ф.М. Достоевского с самим писателем. Поэтому с чрезвычайной осторожностью использовал их при составлении биографии.

Тем не менее, в своих работах о Ф.М. Достоевском О.Ф. Миллер допустил определенную тенденциозность. Он стремился создать и закрепить в общественном сознании идеальный образ писателя и ради этой цели, с одной стороны, искал оправдания поступкам «уважаемого автора», с другой — иногда опускал то, что не соответствовало его-личным представлениям о Достоевском как учителе молодежи, писателе-христианине.

В целом же ученый не отрицал и не скрывал таких черт в характере Достоевского, как впечатлительность, нервность, странность, замкнутость, но стремился подчеркнуть другое: цельность личности великого художника, ясность и последовательность его идейно-нравственной позиции.

Интуиция О.Ф. Миллера как ученого-мемуариста проявилась практически на каждом этапе работы: в композиции и языке биографического описания, в интерпретации фактов, при реконструкции «белых пятен», поиске, отборе и обработке материала.

Особую роль в биографическом труде О.Ф. Миллера играет речевая организация повествования. Авторский голос часто меняет свою тональность: в лирических отступлениях он звучит приглушенно, биограф не навязывает читателю свои представления. Комментируя документы, О.Ф. Миллер констатирует подлинность проверенных фактов; характеризуя мировоззренческую и эстетическую позицию писателя, впадает в полемически заостренный тон.

Безусловная ценность «Материалов.» состоит и в том, что они составлены человеком, лично знавшим Достоевского, его окружение, быт, привычки, склонности - все то, что характеризует его индивидуальные черты и побуждает к разгадке его личности. Введенные О.Ф. Миллером биографические детали как бессознательные и неконтролируемые проявления натуры много говорят о писателе.

О.Ф. Миллер сумел проследить мировоззренческую и творческую эволюцию писателя. «По существу, он первым приподнял завесу над тайной творчества писателя», показал, «как прорастает художественный вымысел через правду жизни»272.

Особое место в критическом наследии О.Ф. Миллера занимают статьи, посвященные трактовке творчества Ф.М. Достоевского, основная часть которых вошла в труд профессора «Русские писатели после Гоголя». Надо заметить, что на становление литературно-критических взглядов профессора во многом повлиял сам автор «пятикнижия», что отразилось как в третьей редакции лекций о Ф.М. Достоевском (18861888 годы), так и в последующих работах о писателе. В них сконцентрированы все основные положения, связанные с трактовкой творчества Ф.М. Достоевского.

Поэтому следует говорить о двух периодах восприятия профессором творчества писателя. Первый, пользуясь определением самого биографа, можно назвать «переходным» (1870-е годы), второй

1880-е годы) — «оригинальным», отмеченным зрелым отношением критика к наследию Ф.М. Достоевского.

Работы О.Ф. Миллера о Достоевском в историко-функциональном контексте науки представляют собой важный этап в изучении жизни и творчества писателя. С одной стороны, они синтезировали практически весь спектр проблем, которые обсуждались современниками Ф.М. Достоевского, с другой - стали началом нового периода в изучении его наследия.

В критике О.Ф. Миллера полно и ярко отразилась православно-патриотическое мировоззрение и славянофильская позиция «ученого-народника». Он увидел в Ф.М. Достоевском христианского гуманиста-«сердцеведа» и великого писателя-психолога, которому нет равных по глубине психологического анализа.

Профессор полагал: «тайна человека», которую писатель разгадывал всю жизнь, заключала в себе тайну соотношения «ума» и «сердца». Обретение «разума сердца», по Миллеру, важнейшая задача, стоящая перед человечеством, которую в своих произведениях решал Ф.М. Достоевский. По сути, О.Ф. Миллер впервые выдвинул актуальную и для современного достоевсковедения проблему оппозиции рассудочного и сердечного знания, соотнесенной с двумя альтернативными жизненными путями: человекобога и богочеловека.

Работы О.Ф. Миллера по творчеству Ф.М. Достоевского отличаются не только глубиной знаний, но и необычайной прозорливостью. С литературной точки зрения в статьях-лекциях О.Ф. Миллера о Ф.М. Достоевском достаточно много глубоких эстетических наблюдений, его идеи и суждения органично вошли в современное достоевсковедение: это сопоставление типов героев, анализ роли второстепенных лиц, способов повествования, изображения снов и т.д.

Например, все произведения писателя он рассмотрел в органическом единстве, в «Бедных людях» увидел «зерно» писательской оригинальности, получившее свое развитие в последующих произведениях Ф.М. Достоевского; обратил внимание на типологическое сходство героев, кочующих из одного произведения в другое, отметил автобиографическую основу романа «Униженные и оскорбленные», «Идиот»; проанализировал детские образы и т.д.

Он первым отметил чрезвычайную ценность записных тетрадей художника, увидев своеобразную летопись духовной жизни писателя, позволяющих войти в писательскую лабораторию. Именно О.Ф. Миллер ввел в научный оборот те материалы из записных книжек Ф.М. Достоевского, которые до сих пор активно цитируются, что является одной из главных заслуг ученого.

Следует подчеркнуть важность и значимость литературно-критических изысканий О.Ф. Миллера. Они носили достаточно независимый и полемический характер. В них ярко выражена твердая авторская позиция, вызывающая уважение. Нельзя не признать, что О.Ф. Миллер - оригинальный и творческий толкователь произведений Ф.М. Достоевского.

Все работы О.Ф. Миллера, посвященные Ф.М. Достоевскому, входят в тот историко-биографический контекст, без которого невозможна подлинно научная биография автора великого «пятикнижия». В ее составление первым значительный вклад внес именно О.Ф. Миллер. Он стоял у истоков становления науки о Достоевском. Его по праву можно назвать первым достоевсковедом.

Мы только наметили пути дальнейшего изучения творческого диалога великого писателя и его будущего биографа. Перспективность темы очевидна: наследие О.Ф. Миллера настолько обширно, что он еще не раз может стать объектом самого пристального исследовательского внимания. Безусловно, деятельность профессора заслуживает более детального изучения не только в связи с творчеством и личностью Ф.М. Достоевского, но и в контексте истории русской литературной критики, истории русской литературы (в частности фольклора), публицистики.

Научный интерес вызывают и взаимоотношения О.Ф. Миллера с окружением Ф.М. Достоевского — Анной Григорьевной, H.H. Страховым, В.Н. Майковым и т.д., что, несомненно, даст новые возможности дополнить и уточнить биографические сведения о Достоевском-художнике и человеке.

Архивных изысканий требует выяснение взаимоотношений профессора со своими учениками, а впоследствии известными исследователями творчества писателя — Д.С. Мережковским, В.В. Вересаевым, С.А. Венгеровым и др.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.