Н.В. Гоголь в критической прозе Д.С. Мережковского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Александрова, Татьяна Анатольевна

  • Александрова, Татьяна Анатольевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2005, Харьков
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 178
Александрова, Татьяна Анатольевна. Н.В. Гоголь в критической прозе Д.С. Мережковского: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Харьков. 2005. 178 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Александрова, Татьяна Анатольевна

Введение.

ГЛАВА 1. Д.С.Мережковский - исследователь творчества

Н.В .Гоголя.13

1.1. Основные особенности критической манеры Д.С.Мережковского

1.2. Творчество Гоголя в мифологизированной культурной системе.

1.2.1. Гоголевский миф и наследие Достоевского.

1.2.2. Произведения Гоголя и мировая культура и наука.

1.2.3. Гоголь и миф о Петербурге.

1.2.4. Гоголь и Пушкин.

ГЛАВА 2. Д.С.Мережковский — биограф Н.В.Гоголя.

ГЛАВА 3. Книга Д.С.Мережковского о Н.В.Гоголе в контексте русской критики конца XIX - начала XX веков.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Н.В. Гоголь в критической прозе Д.С. Мережковского»

Актуальность темы. Д.С.Мережковский, беллетрист, поэт, драматург, публицист, критик и автор религиозно-философских эссе, стоял у истоков русского символизма, был идеологом «нового религиозного сознания» и еще при жизни считался одним из выдающихся представителей русской культуры. Его произведения почти сразу же после их выхода в свет переводились на иностранные языки, современная ему критика не оставляла без внимания не только сборники его стихов и романы, но и его философские, литературоведческие и культурологические исследования. Долгое время находившееся под запретом, его наследие вернулось в русскую культуру, предметом изучения уже стали его романы, стихи, пьесы, отдельные литературно- критические статьи и книги. К характеристике мировоззрения писателя обращались Е.Андрущенко [22, 23], П.Басинский [28], О.Дефье [64, 65], О.Михайлов [112], А.Николюкин [121, 122, 123], Г.Фридлендер [167, 168], и др. Особенности поэтики, проблемы жанра и стиля изучали M.-JL Додеро Коста [66], С.Ильев [75], О.Матич [104], А.Пайман [128], Отдельные аспекты воздействия Мережковского на развитие русской литературы находились в центре внимания Н.Дворцовой [62, 63] М.Иовановича [78], В.Келдыша [81, 82], И.Приходько [136] и мн.др. Однако по сей день наименее изученным остается литературно-критическое наследие Мережковского и, в частности, его концепция жизни и творчества Гоголя.

Вместе с тем именно в ней отразились важнейшие принципы нового символистского взгляда на литературу и искусство, в переосмыслении которых, по справедливому замечанию Л.К.Долгополова, «XIX век пережил свое второе рождение» [67, с. 43]. Книга о Гоголе, выросшая из реферата до отдельного исследования, знаменовала собой новый этап развития и становления символистской эстетики и без ее целостного изучения трудно в полной мере оценить своеобразие процесса возрождения и переосмысления гоголевского наследия на рубеже веков.

После многочисленных откликов, которые получила эта книга при жизни писателя, наступил длительный период ее замалчивания. К этой проблеме, да и к имени Мережковского практически не обращались, за исключением нескольких исследователей. И если, скажем, В.В.Ермилов, во многом шедший вслед за открытиями Мережковского, в своих работах вообще не упоминал о его книге [71], то Б.Бурсов, автор исследования «Национальное своеобразие русской литературы» (1967) [42] называл его «талантливый критиком», главной удачей которого стала книга о Толстом и Достоевском, где «много точных и глубоких характеристик». Однако заслуги Мережковского перед русской литературой затенялись в глазах ученого тенденциозностью, заданностью и предвзятостью, схематизмом его мышления [42, с. 219 - 220]. Близкой к этим оценкам были высказывания и других ученых (С.Ф.Юльметова) [178].

О своеобразии критической манеры Мережковского много писала З.Г.Минц [107, 108, 109, 110, 111]. Ее работы не потеряли своей научной ценности и актуальности по сей день. Статья «У истоков «символистского» Пушкина» (1987) [110] открыла большую тему, возможности разработки которой не исчерпаны до настоящего времени. Речь идет о том, что в проекте русского символизма не только Пушкин, но и другие художники мировой и русской культуры, в том числе и Гоголь, были переосмыслены, возрождены и поняты по-новому. В этой связи статья З.Г.Минц особенно ценна и с методологической точки зрения.

Интерес к творчеству Мережковского стал более ощутимым на рубеже 1980-х — 1990-х гг. В 1991 г. в Институте мировой литературы РАН была проведена 1-я Международная конференция, посвященная 150-летию со дня рождения Мережковского. Материалы этой конференции, коллективная монография «Д.С.Мережковский. Мысль и слово», изданные в 1999 г. [12], показывают, что наука о Мережковском развивается в нескольких направлениях. Предметом внимания является, прежде всего, художественный мир Мережковского. Учеными воссозданы источники его романов, изучается пространство в его произведениях, миф Мережковского о Петербурге; в науку возвращаются произведения, написанные в эмиграции. Отдельную группу составляют работы, посвященные мировоззрению Мережковского, его религиозной философии, а также его общественно-политическим взглядам. Отдельная тема - статьи о Мережковском-критике, и наконец, в последнюю группу по общности тематики «Мережковский и современники» могут быть объединены работы, посвященные взаимоотношениям писателя с литераторами, общественными и политическими деятелями. В связи с проблемами, рассматриваемыми в данной диссертации, наибольшее внимание привлекает третья группа исследований, посвященных своеобразию критического дарования писателя.

Так, в статье И.С.Приходько «Вечные спутники» Мережковского (К проблеме мифологизации культуры)» [136] обращается внимание на особый тип критических исследований, введенный Мережковским в русскую культуру. Ученый устанавливает специфику символистской критики, одним из основателей которой был Мережковский. Среди ее ведущих черт — создание мифа о личности, при котором писатель выступает, прежде всего, как художник; отличие осмысления художников прошлого от традиционных биографий; отличие мифологизации и психологизма у Мережковского, определявшего свою критику как психологическую [136, с. 200 - 202]. Во многом опираясь на сделанное этим исследователем, мы, вместе с тем, обращаем внимание на то, что особенности, отмеченные И.С.Приходько, присущи не всем исследованиям Мережковского о Гоголе, и проявление названных черт его книг характерно для того этапа духовного развития, который был связан с символизмом (подробнее см. главу 2 данной работы).

В статье В.А.Келдыша «Достоевский в критике Мережковского» [81] речь идет о концепции творчества писателя у Мережковского, о своеобразии изучения Мережковским художественного творчества и взглядов Достоевского, в частности, в книге «Л.Толстой и Достоевский», о значимости критических исследований Мережковского для науки о писателе. Эту тему, однако более развернуто и широко, изучал в своих работах видный литературовед Г.М.Фридлендер. Особое внимание привлекают две его статьи начала 1990-х гг. «Мережковский и Ибсен» [167] и «Д.С.Мережковский и Достоевский» [168]. В этих статьях исследователь, пожалуй, первым из отечественных литературоведов оценил по достоинству вклад Мережковского в русскую культуру. В статье «Мережковский и Ибсен» Г.М.Фридлендер намечает наиболее важные черты критической манеры Мережковского, устанавливает связь между всеми его произведениями, которые, вслед за Мережковским, называет подчиненными одной общей идее. Г.М.Фридлендер также первым ответил на вопрос о влиянии Ибсена на Мережковского, который поднимался еще в начале XX века.

Еще одна работа, важная в связи с поставленными в нашей работе задачами, представляет собой сопроводительную статью к публикации произведений Мережковского в серии «Прошлое и настоящее» [72, с. 561 - 568]. М.Ермолаев дает обзор литературно-критического наследия Мережковского и пишет о восприятии его книг современниками. Обращает на себя мысль о своеобразии мифа, создаваемого писателем: «Миф Мережковского имеет своеобразную почву: это миф человека кабинетного, библиотечного. Он выстраивает свой особый пантеон для «личного пользования», его книжные «вечные спутники» существуют не сами по себе, но воплощают некие «верховные сущности», борются и мирятся между собой, раскрывают прошлое и обещают гармонию в будущем» [72, с. 566].

Важными и ценными для данной работы являются результаты также двух недавних диссертаций, выполненных на различном материале, однако подтверждающих актуальность, продуктивность и важность обозначенного в нашей работе подхода. Речь идет о диссертационном исследовании А.В.Чоботько «Проблемы восприятия В.В.Розановым личности и творчества Н.В.Гоголя» (Днепропетровск, 2002) [173], впервые представившей попытку целостного осмысления интерпретации Розановым наследия писателя, а также Е.Ю.Осмоловской «Л.Н.Толстой в творческом мире Д.С.Мережковского» (Днепропетровск, 2004) [126], наиболее полно рассмотревшей своеобразие критической манеры Мережковского. Здесь намечены продуктивные пути исследования способов мифологизации деятелей прошлого и настоящего в литературно-критическом наследии писателя, исследована его концепция жизни и творчества Л.Толстого. Основные итоги этого исследования были учтены при подготовке нашей диссертации.

Однако следует признать, что ни в одном из названных исследований проблема «Мережковский и Гоголь» не решалась всесторонне и полноценно. Несмотря на значительный вклад, который внесли американские и европейские слависты Т.Пахмусс (Т. Pachmuss), [180],чБ.Г.Розенталь (Bernice G. Rosental [36], Г.Ян. [179], П.Карден [80] в решение проблемы, связанной с литературно-критической деятельностью Мережковского, а также на ряд исследований, открывших тему восприятия Гоголя русским символизмом [37, 43, 50, 70, 83, 95, 108, 129], трудно не согласиться с автором исследования «Гоголь и символисты» (1999) Л.А.Сугай, что «данная тема разработана недостаточно глубоко, освещалась фрагментарно, заслуживает специального исследования» [160, с. 17]. Л.А.Сугай не только восполнила существовавший пробел, но и расширила угол зрения на проблему, поставив своей целью «оценить вклад символистов в изучение и истолкование Гоголя, раскрыть их роль в развитии гоголевский традиций» [160, с. 17], всесторонне рассматривая такие аспекты, как восприятие Гоголя символистской критикой, воплощение гоголевских образов в поэзии символистов, Гоголь и И.Анненский, Гоголь и В.Брюсов, а также Гоголь и художники-мирискусники. В большом обзоре литературы, в охвате материала, в рассмотрении на широком историко-литературном фоне влияние Гоголя как художника и личности раскрыто в большой полноте.

Вместе с тем нельзя не признать, что размышления о Мережковском как исследователе биографии и творчества Гоголя не представляли для исследовательницы специального интереса, и в ее монографии использованы не все возможные подходы к решению этой актуальной и важной проблемы [160, с. 45, 57 - 61]. Автор отмечает, что уже предприняты успешные попытки изучения таких тем, как «Гоголь и Блок», «Гоголь и Белый», среди неизученных называет темы «Гоголь и Брюсов» и «Гоголь и И.Анненский», однако среди них темы «Мережковский и Гоголь» нет [160, с. 17].

Несмотря на огромную работу по изучению наследия Гоголя, которую проводит Нежинский Гоголевский научно-методический центр, среди опубликованных им исследований также нет ни одной, посвященной восприятию Гоголя Мережковским [см., например, 48, 49, 50, 116].

Эта тема, локальная по своей сути, на самом деле, одна из сквозных и кардинально важных для Мережковского как мыслителя и художника слова, и не только для него. Она вводит в круг важнейших вопросов русского религиозно-философского ренессанса конца XIX — начала XX вв., в общий контекст обширной критики о Гоголе, возникшей в русле данного направления мысли. В русской религиозно-философской критике на рубеже веков произошло как бы второе открытие Гоголя, многое определившее в познании его творчества мировой литературой и литературной наукой.

Связь работы с научными программами, планами, темами. Исследование выполнено в рамках реализации планов научно-исследовательской работы кафедры русской и мировой литературы Харьковского национального педагогического университета им. Г.С.Сковороды. Она является частью комплексной темы «Русская литературная критика XVIII - XX вв.», которую разрабатывает кафедра.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы выявить своеобразие интерпретации Д.С.Мережковским биографии и творчества Н.В.Гоголя, доказать ее важность для понимания особенностей и внутренних противоречий развития российского общественного сознания. В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи:

- выявить основные этапы восприятия Д.Мережковским личности и творческого наследия Н.Гоголя.

-систематизировать характеристики и оценки Д.Мережковским биографии, духовного и художественного наследия Н.Гоголя;

- показать специфику мифологизированного культурного пространства, созданного Д.Мережковским, и место в нем Гоголя;

- описать основные приемы создания Д.Мережковским «символистского мифа» о Гоголе;

Объектом исследования является художественно-философская концепция личности и творчества Гоголя, сложившаяся в творчестве Д. С .Мережковс кого.

Материалом для исследования стали книга «Гоголь и черт» (1906), а также исследования и статьи, в которых нашла отражение оценка Д.С.Мережковским личности и творчества Н.В.Гоголя: «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1893), «Вечные спутники» (1897), «Грядущий Хам» (1906), «Пророк русской революции (К юбилею Достоевского)» (1906).

Методология исследования базируется на соединении описательного, генетического, сравнительного и типологического методов. В диссертации также используются общетеоретические выводы отечественного и зарубежного литературоведения, в том числе работы, посвященные анализу творчества Гоголя и Мережковского.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем впервые осуществлен целостный анализ художественно-эстетической концепции личности и творчества Н.В.Гоголя, сложившейся в творчестве Д.С.Мережковского, впервые его книга об Н.В.Гоголе рассматривается в литературно-критическом контексте конца XIX - начала XX века и обосновывается понимание Н.В.Гоголя в контексте символистского проекта. В работе впервые определяется своеобразие осмысления Д.С.Мережковским конкретных гоголевских произведений и образов, а также анализируются малоизвестные и забытые произведения писателя, статьи и заметки, по сей день ни разу не переиздававшиеся, в научный оборот вводятся забытые и малоизвестные материалы.

Практическое значение полученных результатов. Полученные результаты могут быть использованы при подготовке исследований по истории русской литературы, а также в преподавании вузовских историко-литературных курсов, при подготовке спецкурсов и спецсеминаров, посвященных творчеству Н.В.Гоголя и Д.С.Мережковского, а также при написании дипломных работ.

Апробация результатов диссертационного исследования. Материалы диссертационной работы нашли отражение в докладах на Международных чтениях молодых ученых памяти ЛЛ.Лившица (Харьков, 2001, 2002, 2003, 2004), на Международных научных конференциях «Литература в контексте культуры» (Днепропетровск, 2001, 2003, 2004,). Работа в полном объеме обсуждалась на заседании кафедры русской и мировой литературы Харьковского национального педагогического университета имени Г.С.Сковороды. Основные положения диссертации изложены в 5 статьях, опубликованных в специализированных изданиях, и 2 тезисах докладов на научных конференциях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, которая насчитывает 180 наименований. Полный объем диссертации 178 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Александрова, Татьяна Анатольевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами исследование особенностей интерпретации Мережковским судьбы и творчества Гоголя, позволяет сделать следующие выводы.

Мережковский стоял у истоков создания гоголевского мифа в русской культуре. Его интерес к писателю совпал с подъемом интереса к Гоголю, стимулировавшимся двумя его юбилеями в начале XX века. Вместе с тем этот интерес соответствовал идейной и художественной эволюции писателя, стремившегося к созданию собственной историософской концепции, в которой разное, но одинаково важное место заняли представители мировой и русской культуры.

Гоголь в этой концепции занимал особое место. Его имя возникло в творчестве Мережковского в связи с Пушкиным, где вступило в одно из значимых для критика противопоставлений «Пушкин — Гоголь». Однако посвятив ему в начале XX века книгу, Мережковский больше не возвращался к наследию Гоголя, не менял отношения к его личности и произведениям, не переосмысливал сказанное о нем ранее, как о многих других художниках, как, скажем, о Пушкине, Достоевском, Толстом, Тургеневе и др.

Характер отношения Мережковского к личности и наследию Гоголя был обусловлен общей эволюцией писателя и соответствовал отбору значимых для него имен, определившихся еще в книге «Вечные спутники» и ранних статьях. С течением времени круг важных для него, сопровождавших его имен-«спутников» расширялся. В него включались и имена таких великих предшественников, которым не посвящались отдельные исследования. Однако имя Гоголя здесь стоит особняком.

Исследование Мережковским биографии и творчества Гоголя, рассмотренное нами на широком историко-культурном фоне, с включением в анализ наиболее важных и интересных исследований о Гоголе рубежа веков и откликов на его книгу, отличается от писавшегося о Гоголе в ту эпоху. Современники обращались к проблемам биографии писателя, восстанавливая ранее неизвестные факты и обстоятельства, к вопросу преемственности, обращали внимание на необходимость более современного и глубокого изучения его произведений. Мережковский подошел к решению этих же проблем с идеей, оказавшейся внешней по отношению к исследуемому материалу. Изучение биографии и наследия Гоголя было лишь средством для развития собственной историософской концепции писателя и может быть отнесено к функциональной тенденции в биографике начала XX века.

Такой подход был в целом не принят критиками и рецензентами, отмечавшими его крайнюю тенденциозность и заданность. Однако книга о Гоголе имела успех у читателей, что проявилось в значительных тиражах, в том читательском спросе, которым она пользовалась. Исследования Мережковского судили с различных идейных и эстетических позиций. Наиболее ценными были отклики представителей религиозно-философской критики - нового поколения литераторов, критиков и мыслителей, для которых проблемы, затрагиваемые Мережковским в связи с Гоголем, представляли самостоятельный интерес. В их рецензиях, отдельных статьях и заметках значительно расширялся круг тем, обсуждаемых в связи с его концепцией, сформулированы проблемы, являвшиеся болевыми точками для русского общественного сознания и культуры.

Основные черты критической манеры Мережковского им самим обозначены как метод критики «субъективно-художественной» и «психологической». Определяя таким образом направление своих исследований, критик, по нашему мнению, декларировал принципы мифологизации личности путем создания индивидуального, собственного образа, по-новому переосмысленного и заново сконструированного. В структуру создаваемого Мережковским образа включаются портрет, личная биография писателя, его творчество и идеи, которые рассматривались им под собственным углом зрения. Таким образом, по нашему мнению, создавался, прежде всего, образ-миф, в котором наиболее существенным являются не факты, обстоятельства, события, поступки, а, по слову А.Ф.Лосева, их «модификация» [99, с. 196]. В конструировании образа-мифа Мережковский проявился не столько как критик, - ведь его образы оказываются поэтическим выражением, - сколько как художник, обращающий пристальное внимание на облик писателя, обстановку, в которой он живет и творит, на его слова и действия, через которые открываются специфические черты писателя и, вместе с тем, самого критика.

Начало созданию образа-мифа было положено в лекции Мережковского «Гоголь и о. Матфей», где загадка смерти писателя открывалась через метафору его мистической борьбы с чертом. Однако при подготовке большой книги о Гоголе на первый план была выведена не жизнь писателя, а его творчество, - практически единственный в наследии Мережковского случай изменения композиции исследования. Таким образом, вместо традиционной композиции «жизнь», «творчество» и «религия», соответствующей символистскому мифу о творце, создана иная структура: «творчество», «жизнь и религия». Такое решение, по нашему мнению, было связано с тем, что именно в творчестве Гоголя Мережковский увидел ключ к разгадке его личности, а не от изучения особенностей личности шел к пониманию творчества.

Открывая книгу разделом о творчестве Гоголя, Мережковский обосновывает свой подход тезисом о сущности дьявольского начала в сфере культуры, общественной жизни и религии. Исходя из этого тезиса, он рассматривает два образа гоголевских произведений, Хлестакова и Чичикова, как образы-символы, в которых это дьявольское воплощено. Оценка художественного наследия Гоголя подчиняется религиозно-философской идеи о функции писателя в культурной и религиозной жизни, а также представлениям о назначении русской литературы. Мережковский отождествляет задачи литературы с задачами церкви, а призванием художника считает проповедническую деятельность, что предполагает решение не свойственных для него задач.

Изучение художественного наследия Гоголя проводится с помощью ряда приемов, ведущими среди которых являются абсолютизация определенной идеи в его произведениях и изучение писателя через его героев. В результате проведенного анализа среди приемов выделены также установление особой доверительной связи с читателем, что достигается эмоциональной окрашенностью высказываний, многократным использованием местоимения «мы», риторических восклицаний и вопросов, а также вводных слов и выражений. Здесь Гоголь раскрывается через «я» самого критика, объясняющего, как воздействуют художественные произведения на его ум и душу. Вместе с тем он ощущает себя здесь и представителем нового поколения («мы), которое переосмысливает, прочитывает по-новому произведения, уже ставшие классикой и считавшиеся вполне понятными читателям.

Для характеристики Хлестакова и Чичикова избраны аспекты, позволяющие показать «серединную» сущность этих персонажей: их место в государственной иерархии, отношение к земле и семье, основные поведенческие мотивы, свойства ума и основы нравственности и др. Несоменным вкладом в науку о Гоголе является ряд его наблюдений над поэтикой гоголевских произведений: образ тройки, мотивы движения, сплетни, установление значащих противопоставлений, рассмотрение их в широком историко-литературном и культурном контексте, использование неожиданных сопоставлений, оригинальное прочтение темы «мертвых душ», связь произведений с собственной судьбой писателя.

Произведения Гоголя в исследовании Мережковского рассматриваются на широком историко-культурном фоне, в контексте религиозных, художественных и культурно-психологических явлений разных веков и народов, которые в его произведениях вступают во взаимодействие и образуют особую мифологическую систему, в которой возникают противопоставления, представляемые и воспринимаемые как противоположности.

В наследии Мережковского таких оппозиций несколько. Как противоположности он воспринимает Пушкина и Лермонтова, Пушкина и Гоголя; Некрасова и Тютчева, Толстого и Достоевского, Толстого и Тургенева и др. В созданном Мережковским мифологизированном культурном пространстве функционируют «великие», образ самого критика, его «я», а также третье лицо, воспринимающее «великого» помимо критика, что создает эффект своеобразного «зеркала». В нем отражалась жизнь Гоголя, а его наследие рассматривалось в системе более сложных и многообразных отражений от Древней Греции до Ницше, через библейский текст, эпоху Возрождения, XIX век в русской литературе и современные Мережковскому культурные явления.

Мифологизированному культурному пространству, созданному в творчестве Мережковского, свойственны те же черты, что и исследованиям творчества отдельных писателей: он отождествляет имена писателей с их произведениями или персонажами. Для создания мифологизированного культурного пространства Мережковский использует приемы, которые позволяют делать это пространство совершенно индивидуальным и многозначным: в текст книги о Гоголе введено «чужое» слово в виде цитат, реминисценций и автореминисценций, иногда подвергающихся искажению.

В диссертационной работе показано, что наиболее значимыми постоянными величинами мифологизированного культурного пространства, в котором рассматривается творчество Гоголя, являются наследие Достоевского, мировая культура и наука, миф о Петербурге, Пушкин. Установлено, что Гоголь в сознании Мережковского является одним из создателей петербургского мифа в русской культуре. Произведения Гоголя интерпретируются Мережковским с учетом того, что им уже было написано о Достоевском или, говоря другими словами, Гоголь изучается сквозь призму собственных идей критика о «Братьях Карамазовых», «Дневнике писателя», письмах Достоевского, сквозь призму мифа о Достоевском. Такой подход дал возможность показать, как образы писателя последующего поколения, на взгляд Мережковского, вырастали из гоголевского творчества, как темы, впервые затронутые Гоголем, привились и выросли в русской литературе. Гоголь осознается первым и главным предшественником Достоевского.

Соотнося творчество Гоголя с наиболее важными явлениями мировой культуры и науки, Мережковский подтверждает свой тезис о смешении и усреднении в сознании гоголевских персонажей всех достижений человеческой цивилизации, в том числе культуры и науки. Поэтому образы-символы, являющиеся постоянными величинами в мифологизированном культурном пространстве Мережковского, также смешиваются, перемежаются, в результате чего рождается новый, иногда иронический смысл. Рассматривая гоголевское наследие в соотношении с петербургский мифом в русской литературе, Мережковский вводит его в текст как образ-символ, сформировавшийся в его творчестве ранее и имеющий свои структурные особенности: призрачность, связанная с представлением о его таинственности, «беспочвенности» и загадочности; связь Петербурга с образом Петра, выводящая нас к восприятию Петра Пушкиным, затем - к «Медному всаднику» и «Пиковой даме» и, через них, к образу Расколь-никова; представление о Петербурге как городе казенном, государственном, поглощающем и усредняющем каждую индивидуальность. Петербург в соотношении с гоголевским мифом представляется как враждебное и чуждое писателю начало.

При сопоставлении Гоголя с Пушкиным открывается еще один важный аспект книги о Гоголе: преемственность в русской литературе. Но здесь появляется и важная для понимания замысла Мережковского мысль о Гоголе как о первом критике Пушкина. По достоинству оценивая его вклад в развитие русской литературы, ориентируясь на его слово, исполняя его «заветы», Гоголь, по мнению Мережковского, идет дальше Пушкина, намечает новые горизонты для развития русской литературы: избавление от ее «созерцательности» и переход к «действию», а также создание новой русской критики.

Интерпретация наследия Гоголя с этих позиций позволила критику увидеть в нем «пророка», предвещающего громадный религиозный переворот — в культуре, литературе, общественной жизни. Не случайно он говорит, что «пророчества» Гоголя «слишком неясные», иначе говоря, писатель еще не видел той перспективы, которую уже видел и наметил Мережковский. Именно эта перспектива образует как бы «второй план» исследования, с ней связана и «внешняя» идея книги. Из классика и великого предшественника Гоголь превращается, таким образом, в сторонника и единомышленника Мережковского.

Свойственная символистской эстетике в целом, мифологизация культурного пространства у Мережковского имела ярко индивидуальный и концептуальный характер. Единство его творческого сознания проявляется при сопоставлении культурных постоянных, функционирующих в его поэзии и беллетристике, критике и публицистике. Творчество Гоголя, включенное в это культурное пространство, также становилось его частью. Его анализ подчинялся как особой идейной задаче, так и тем законам, которые складывались в этом мифологизированном пространстве. Эффект противоположности Пушкину, таким образом, достигался не только прямым сопоставлением, но и путем построения ряда противоположностей, взятых из мировой и русской культуры. Эта тенденция проявляется и там, где имя и творчество Гоголя не являются объектом внимания Мережковского.

Изучению биографии Гоголя в связи с его «религией» посвящен второй раздел книги. На основе воспоминаний о писателе, его писем и статей создается миф о личности Гоголя, имеющий стройную структуру, составляющими которой являются описание облика писателя в разные годы его жизни и после смерти, история его становления, образы его произведений. Несмотря на своеобразный характер этого мифа, его структура сходна со сложившимся в символизме мифе о творце.

Жизнеописание Гоголя создано в русле субъективно-художественной психологической критики, в связи с чем личность писателя и история его жизни раскрываются с помощью зрительных ассоциаций («птица», «таинственный карла»), отождествления писателя с его героями (Гоголь как Хлестаков и Чичиков), через систему культурных коннотаций (Рабле, Ницше, Гёте, Конт, Конфуций и др.) и соотнесенностью с литературными и мифологическими образами (Иван Карамазов, Смердяков, Дон Кихот и др.).

Биография Гоголя создавалась как его «житие», как жизнеописание современного святого, не сумевшего реализовать свое подлинное признание, и имела функциональный характер, т.е. подчинялась внешней по отношению к ней, религиозно-философской по своей сути, идейной задаче. Агиографические мотивы, присущие такого рода биографии, а также их негативная рецепция, позволяли Мережковскому доказать мысль о том, что Гоголь — не великий христианский подвижник, а великий язычник, остающийся органичной личностью только в местах, символизирующих языческую стихию (Рим, Малороссия), а его стремление аскезой и умерщвлением своего таланта приблизиться к святости, напротив, только отдалило его от желаемого религиозного идеала. Дисгармоничность личности, «разлад», неравновесие сказалось не только на судьбе писателя, но и языке его произведений.

Биографический материал и художественные произведения писателя рассматриваются в книге о Гоголе как единое целое, одинаково достоверное с точки зрения воссоздания жизненного пути писателя. Личность Гоголя в ее многообразных проявлениях показывается также с помощью значимых противопоставлений (Гоголь - Пушкин, Гоголь — Аксаков, Гоголь — Белинский). Писатели представлены парами, что соответствует сложившейся в символизме тенденций установления символических противопоставлений.

Метафорический образ черта, созданный в начале книги о Гоголе, является сквозным и использован как для характеристики наследия писателя, так и его личности. Вывод, в которому приходит Мережковский в финале исследования, соответствует первоначальному тезису о борьбе писателя с чертом в собственной жизни. Однако пример этой борьбы предстает как обобщенный нравоучительный пример для нового поколения русской интеллигенции, призванной соединить религиозное с культурой и индивидуальное с общественным.

Не случайно в статье «Грядущий Хам» Мережковский снова соединяет три имени, которые были предметом его размышлений в книге о Гоголе: Белинского, Гоголя и Достоевского. Переосмысляя свое отношение к Белинскому и Достоевскому, становясь сторонником первого и в оппозицию ко второму, он писал: «Когда Белинский восстал на Гоголя за то, что в «Переписке с друзьями» Гоголь пытался освятить рабство именем Христовым, то Белинский, Христа «ругавший», был, конечно, ближе к Нему, нежели Гоголь, Христа исповеды-вавший. О русской интеллигенции иногда можно сказать то же, что о Белинском: она еще не со Христом, но уже с нею Христос» [89, с. 373]. Этим упованием на религиозную будущность русской интеллигенции и была проникнута книга о Гоголе, который, по мнению Мережковского, «бессознательно» и «невнятно» призывал ее именно к этому.

Несмотря на то, что отношение Мережковского к Гоголю оставалось неизменным на протяжении всей последующей деятельности, он упоминал о писателе в последующие годы. Как бы подводя итоги своим размышлениям, в итоговой статье «Две тайны русской поэзии. Некрасов и Тютчев» (1914) он снова возвращается к мысли об отклонении русской литературы от пути, намеченного ее великим основателем, Пушкиным. Говоря о том, как она развивалась последние полвека, он пишет, что и Тютчев, как вся литература, изменяет Пушкину. Некрасов тоже в противоположность Пушкину воплощал в русской культуре дух действенный». Гоголь, по словам Мережковского, поначалу шел вслед за Пушкиным, однако не выстоял в той борьбе, которую ему пришлось вести.

В статье «М.Ю.Лермонтов. Поэт сверхчеловечества» (1914) эту «борьбу» критик представляет с помощью такого образа: «Как осажденную крепость, некую Ветилую нагорную от ассирийских полчищ, отделяет русскую интеллигенцию от всей России прошлой, а может быть, и настоящей, глубокий ров. По сю сторону рва — у нас — маленькая кучка людей, ненавидящих, любящих и ненавидящих вместе, всю Россию прошлую во имя будущей; по ту сторону — у них с Россией прошлою великая русская литература художественная.

Пушкин увидел ров и отступил, остался у них. Лермонтов — тоже у них, но ни за них, ни за нас. Гоголь сначала был с нами, но потом ушел к ним. Тургенев то у нас, то у них — вечным перебежчиком. Достоевский подходил к стенам крепости с белым знаменем, но мы его не приняли. Л. Толстого мы звали, но он не пошел к нам» [11, с. 431 - 432].

Эти слова свидетельствуют, что объектом внимания критика в эти годы была уже не эстетика, а религиозно-философские проблемы, связанные с разработкой им «нового религиозного сознания». Образ Гоголя, который «сначала был с нами, но потом ушел к ним» означал, что для новой русской интеллигенции, от лица которой говорил Мережковский еще в своей книге о Гоголе, важен пафос его борьбы, но не ее результат. Облик подлинной русской интеллигенции, по его мнению, «можно бы узнать, чем она была в смысле эстетическом, не по Л.Толстому, Достоевскому, Гоголю, Пушкину, а только по Некрасову» [89, с. 432], поэту «действия».

Таким образом, в 1910-е годы внимание Мережковского было перенесено в большей, чем раньше, степени на проблемы общественно-политической жизни. Не случайно в эти годы им было написано так много публицистических статей и сборников. Однако как и ранее, имена его великих предшественников осознавались им «сторонниками» или «противниками» в зависимости от их соответствия его собственной историософской концепции и входили в нее как образы-символы или образы-идеи.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Александрова, Татьяна Анатольевна, 2005 год

1. Гоголь Н.В. Соч.: В 7 т. - 10 изд. - М.: Пб., 1889 - 1896.

2. Гоголь Н.В. Духовная проза / Сост., вступ. ст., комментарии И.А.Виноградова, В.А.Воропаева. М.: Отчий дом, 2001. - 567 с.

3. Мережковский Д.С. 14 декабря (Декабристы) // Мережковский Д.С. Собр. соч.: в 4-х тт. — М.: Правда, 1994. т. 4.

4. Мережковский Д.С. Автобиографическая заметка // Дмитрий Мережковский Акрополь. Избранные литературно-критические статьи. Сост., предисл. и ком. С.Поварцова. -М.: Книжная палата, 1995. С. 317 - 326.

5. Мережковский Д.С. Автобиографическая заметка // Письма Д.С.Мережковского А.В.Амфитеатрову. (Публ., вст. заметка и прим. М.Толмачев и Ж.Шерон) // Звезда. — 1995. — № 7.

6. Мережковский Д.С. Вечные спутники. Предисловие // Мережковский Д.С. Эстетика и критика: в 2-х тт. М.: Искусство, Харьков: Фолио, 1994. - Т.1. -С. 309-311.

7. Мережковский Д.С. Гоголь и черт. Исследование. // Мережковский Д.С. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. Сост. Е.Я.Данилов. М.: Сов. пис., 1991. - С. 213 - 309.

8. Мережковский Д.С. Грядущий Хам // Мережковский Д.С. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. Сост. Е.Я.Данилов. М.: Сов. пис., 1991. -С. 350-377.

9. Мережковский Д.С. Данте. Томск: Водолей, 1997. - 288 с. Ю.Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский. Подг. текста, сопровод. ст. иприм. Е.А.Андрущенко. Серия «Литературные памятники. М.: Наука, 2000. - 587 с.

10. П.Мережковский Д.С. М.Ю.Лермонтов. Поэт сверхчеловечества // Мережковский Д.С. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. Сост. Е.Я.Данилов. М.: Сов. пис., 1991. - С. 378 - 416.

11. Мережковский Д.С. Мысль и слово. М.: Наследие, 1999.

12. И.Мережковский Д.С. О новом значении древней трагедии // Мережковский Д.С. Эстетика и критика: В 2-х тт. — М.: Искусство, X.: Фолио, 1994. Т.1. -с. 547-554.

13. Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы // Мережковский Д.С. Эстетика и критика: В 2-х тт. -М.: Искусство, X.: Фолио, 1994.-Т.1.-С. 137-226.

14. Мережковский Д.С. Пророк русской революции (К юбилею Достоевского) // Мережковский Д.С. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. Сост. Е.Я. Дани лов. М.: Сов. пис., 1991.-е. 310-349.

15. Мережковский Д.С. Пушкин // Эстетика и критика: В 2-х тт. — М.; X., 1994. -Т.1.-С. 457-532.

16. Мережковский Д.С. Сервантес // Мережковский Д.С. Эстетика и критика: в 2-х тт. М.: Искусство, X.: Фолио, 1994. - Т. 1. - с. 339 - 370.

17. Мережковский Д.С. Микеланджело // Мережковский Д.С. Собр. соч.: в 4-х гг.-М.: Правда, 1990.-Т. 4.-е. 451 -502.

18. Мережковский Д.С. Судьба Гоголя. Творчество, жизнь и религия // Новый путь.-1903.-Кн. I.-с. 37-81; кн. II.-с. 1 -42; кн. III.-с. 123-161.1. ЛИТЕРАТУРА

19. Аврелий Брюсов В.Я.. Вехи. III. Черт и Хам // Весы. 1906. - Кн. 3 - 4. - С. 75 - 78.

20. Алферов А. Особенности творчества Гоголя и значение его поэзии для русского самосознания. — СПб., 1902. — 63 с.

21. Андрущенко Е., Фризман Л. Критик, эстетик, художник // Мережковский Д.С. Эстетика и критика: в 2-х тт. Серия «История эстетики в памятниках и документах». М.: Искусство, X.: Фолио, 1994. - т. 1. - С. 7 - 58.

22. Андрущенко Е.А. Тайновидение Мережковского // Мережковский Д.С. Л.Толстой и Достоевский. Серия «Литературные памятники». М.: Наука, 2000.-С. 481 -529.

23. Анненков П.В. Н.В.Гоголь в Риме летом 1841 года. СПб., 1857. - 96 с.

24. Арсеньев К. Новая форма старой мечты // Вестник Европы. 1901. — № 5. -С. 307 - 324.

25. Баженов Н. Болезнь и смерть Гоголя (1902) // Юность. -1999. № 5. — С. 74 — 84.

26. Базаров В. Христиане Третьего Завета и строители Башни Вавилонской // Д.С. Мережковский: Pro et contra. Личность и творчество Дмитрия Мережковского в оценке современников. СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 2001. - С. 197 — 242.

27. Басинский П. Хам уходящий. «Грядущий Хам» Д.Мережковского в свете нашего опыта // Новый мир. 1996 - № 11. - С. 126 - 149.

28. Белый А. Мережковский // Д.С. Мережковский: Pro et contra. Личность и творчество Дмитрия Мережковского в оценке современников. СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 2001. - С. 257 - 266.

29. Белый А. Д.Мережковский. Гоголь и черт. Исследование. (Рецензия) // Золотое руно. 1906. № 4. - С. 100 - 101.

30. Белоногова В.Ю. Гоголь и Пушкин: к особенностям литературного процесса 30 40-х годов XIX века. Автореф. дис. . канд. фил. наук. — Коломна, 2003. -16 с.

31. Белоногова В.Ю. Выбранные места из мифов о Пушкине. Новгород: Деком, 2003.-120 с.

32. Бердяев Н.А. Новое христианство (Д.С.Мережковский) // Н.А.Бердяев о русской философии: в 2-х тт. Свердловск: изд. Урал, ун-та, 1991. — С. 127 -149.

33. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начале XX века // Вопросы философии. 1990. - № 2. - С. 126 - 159.

34. Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. -М.: Книга, 1991.-445 с.

35. Бернис Г. Розенталь. Мережковский и Ницше (К истории заимствований) // Д.С.Мережковский. Мысль и слово. М.: Наследие, 1999. - С. 119 - 136.

36. Бердников П.Б. Исторические судьбы творческого наследия Гоголя // Бердников П.Б. Над страницами русской классики. — М.; 1985. С. 40 - 56.

37. Блок А. А. Собр. соч. М.; Л.: Наука, 1962.

38. Брюсов В. Д.С.Мережковский как поэт // Д.С. Мережковский: Pro et contra. Личность и творчество Дмитрия Мережковского в оценке современников. -СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 2001. С. 297 - 306.

39. Буренин В.П. Критические этюды. СПб., 1888. - 369 с.

40. Буренин В.П. Литературные эпигоны (г-н Мережковский) // Д.С. Мережковский: Pro et contra. Личность и творчество Дмитрия Мережковского в оценке современников. СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 2001. - С. 42- 53.

41. Бурсов Б.И. Национальное своеобразие русской литературы. Л.: Сов. пис., 1967.-596 с.

42. Бэлза С.И. Образ Данте у русских поэтов // Дантовские чтения. 1968. Под общ. ред. И.Бэлзы. М.: Наука, 1968. - С. 169 - 186.

43. Вайскопф М. Птица тройка и колесница души: Платон и Гоголь // Н.В.Гоголь. Материалы и исследования. М., 1995. - с. 99 — 117.

44. Виноградов И.А. Гоголь Художник и мыслитель: христианские основы мировоззрения. - М.: Наследие, 2000. - 448 с.

45. Виролайнен М.Н. Культурный герой Нового времени // Легенды и мифы о Пушкине. Сб. ст. под ред. М.Н.Виролайнен. СПб., 1995. - С. 329 - 349.

46. Волынский А. Русские критики. Литературные очерки. СПб., 1896. — 524 с.

47. Воропаев В. От чего умер Гоголь // Гоголезнавч1 студп. Вип. 2. Гоголеведческие студии. Вып. 2. №жин, 1997. - С. 3 - 9.

48. Воропаев В. Поздний Гоголь (1842 1852): новые аспекты изучения // Гоголезнавч1 студи. Вип. 4. Гоголеведческие студии. Вып. 4. - Шжин, 1999. -С. 4- 14.

49. Гаврилова И.Ю., Михеев В.О. К вопросу о гоголевской традиции в русском символизме // .Штература та культура Полюся. — Ижин, 1996. Вип. 7. - С. 137- 138.51 .Герцык Е. Богоискательство в тихом омуте // Золотое руно. 1909. - № 2-3. -С. 95 - 99.

50. Гиппиус 3. Дмитрий Мережковский // Гиппиус 3. Живые лица: В 2-х тт. — Тбилиси: Мерани, 1991. -Т.2. С. 164 - 352.

51. Гиппиус З.Н. Дневники: В 2-х тт. М., 1999. - Т.2.

52. Гончаров С.А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 1997. — 340 с.

53. Горнфельд А.Г. Критика и лирика // Русское богатство. — 1897. — № 3. — Март.-с. 29 — 31.

54. Горнфельд А.Г. Г-н Мережковский и черт // Д.С. Мережковский: Pro et contra. Личность и творчество Дмитрия Мережковского в оценке современников. СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 2001.-с. 151-158.

55. Гроссман Л.П. Жанры художественной критики // Искусство. 1925. - № 2. — С. 61 -81.

56. Гуковский Г. Реализм Гоголя. — М., 1959. 339 с.

57. Гуревич Л.Я. Литература и эстетика. М.; 1912. - 369 с.

58. Дворцова Н.П. М.Пришвин между Д.Мережковским и В.Розановым // Филологические науки. 1995. - № 2. - С. 110 - 119.

59. Дворцова Н.П. Пришвин и его «вечные спутники» (Д.Мережковский, В.Розанов, А.Ремизов). Уч. пособ. Тюмень: ТГУ, 1995. - 125 с.

60. Дефье О.В. Д. Мережковский и новое эстетическое сознание серебряного века русской культуры // Время Дягилева: универсалии серебряного века. Третьи Дягилевские чтения. Пермь, 1993. - Вып. 1. - С. 162 - 176.

61. Дефье О.В. Путь к гармонии: Д.С.Мережковский // Русская словесность. -1993.-№5.-С. 82-85.

62. Додеро Коста M.-JI. О книге Мережковского «Данте» // Д.С.Мережковский. Мысль и слово. М.: Наследие, 1999. - С. 82 - 89.

63. Долгополов JI.K. На рубеже веков. Л., 1977. - 366 с.

64. Долинин А. Дмитрий Мережковский // Русская литература XX века. 1890 -1910. Под ред. проф. С.А.Венгерова: в 2-х тт. М.: XXI век - Согласие, 2000. -Т.1.-С. 279-340.

65. Дружников Ю. И. Вторая жена Пушкина. М.: Вагриус, 2000.- 446 с. 70.3ахарова В.А. Творчество Гоголя в освещении критики 90 - 900-х гг. // Уч.зап. Ярославского пед. ин-та. — Ярославль, 1958. — Вып. 25. — С. 585 — 611.

66. Ермилов В.В. Гений Гоголя.-М.; 1959.-363 с.

67. Ермолаев М. Загадки Мережковского // Мережковский Д.С. Л.Толстой и Достоевский. Вечные спутники. Серия «Прошлое и настоящее». М.: Республика, 1995. - С. 561 - 568.

68. Житомирская С.В. А.О.Смирнова-Россет и ее мемуарное наследие // Смирнова-Россет А.О. Дневник. Воспоминания. М., 1989. — с. 579 — 632.

69. Иваницкий А.И. Гоголь. Морфология земли и власти. К вопросу о культурно-исторических основах подсознательного. М.: Российский гос. гум. ун-т., 2000.-188 с.

70. Ильев С.П. Эволюция мифа о Петербурге в романах Мережковского («Петр и Алексей») и Андрея Белого («Петербург») // Д.С.Мережковский. Мысль и слово. М.: Наследие, 1999. - С. 56 - 72.

71. Ильин В. Памяти Дмитрия Сергеевича Мережковского (1865 1941) // Ильин В. Эссе о русской культуре. - СПб.: Акрополь, 1997. - С. 304 - 315.

72. Ильин И. Мережковский-художник // Д.С. Мережковский: Pro et contra. Личность и творчество Дмитрия Мережковского в оценке современников. -СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 2001. С. 374 —388.

73. Иованович М. Об источниках «Мастера и Маргариты» // Известия РАН. Серия языка и литературы. 1992. - № 1. - Т. 51. - С. 29 - 45.

74. История русской литературы: XX век. Серебряный век. Под ред. Ж.Нива, И. Сермана, В.Страда и Е.Эткинда. М.: Прогресс, 1995. - 369 с.

75. Карден П. Мережковский и английский эстетизм (По поводу книги «Л.Толстой и Достоевский») // Д.С.Мережковский. Мысль и слово. М.: Наследие, 1999. - С. 224 - 235.

76. Келдыш В.А. Достоевский в критике Мережковского // Д.С.Мережковский. Мысль и слово. М.: Наследие, 1999. - С. 207 - 224.

77. Келдыш В.А. Наследие Достоевского и русская мысль порубежной эпохи // Связь времен. 1994. - С. 78 - 115.

78. Климкова Л.Н. Гоголь в русской критике и литературоведении конца XIX — начала XX в. // Вопросы русской литературы. Львов, 1966 — Вып. 1. — С. 123-129.

79. Коробка Н. Журнальные заметки // Образование. 1903. - Кн. V. - С. 110119.

80. Коробка Н. Из жизни и литературы (Г.Мережковский о Толстом и Достоевском) // Образование. 1901. - № 11.- Ноябрь. - С. 20-42.

81. Коробка Н. Кулиш об украинских повестях Гоголя. СПб.; 1902. - 63 с.

82. Коробка Н.И. Итоги гоголевской юбилейной литературы. Критика и библиография // Журнал министерства народного просвещения. 1904. -Кн. V.-C. 169-210.

83. Коструба Н.И. История болезни и причина смерти Н.В.Гоголя. Исследование врача-психиатра. Киев: Фитосоциоцентр, 1999. — 32 с.

84. Кривонос В.Ш. Мотивы художественной прозы Гоголя. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 1999. - 251 с.

85. Крутикова Л.В. «Северный вестник» // Очерки по истории русской журналистики и критики. — Т.2. Вторая пол. 19 в. - Л.: ЛГУ, 1965. — с. 394 -412

86. Кувакин В.А. Религиозная философия в России. Начало XX в. М.: Мысль, 1980.-309 с.

87. Кулешов В.И. История русской литературы XIX века, 70 90- годы. - М.: Высшая школа, 1983. - 400 с.

88. Кулиш П.А. Записки о жизни Николая Васильевича Гоголя, составленные из воспоминаний его друзей и знакомых и из его собственных писем: в 2-х тт. -СПб.; 1856. -Т.1.-339 е.; Т. 2. 309 с.

89. Кулиш П.А. Опыт биографии Н.В.Гоголя, со включением сорока его писем. Сочинение Николая М. СПб.; 1854. - 208 с.

90. Куприяновский П. В. Л.Н.Толстой и Н.С.Лесков в журнале «Северный вестник» // Лев Толстой и его современники. Иваново, 1962. - с. 101 - 150.

91. Куприяновский П.В. Волынский — критик // Творчество писателя и литературный процесс. Иваново, 1978. - с. 46 - 69.

92. Лебеденко Н.П. Гоголевские сатирические традиции в творчестве Александра Блока. Дис. канд. филол. наук. - Одесса, 1984. - 16 с.

93. Леонтьев К.Н. Наши новые христиане. Ф.Достоевский и гр. Лев Толстой // Гражданин. 1882. - №№ 54, 55.

94. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. М.: Мысль, 1994.-с. 3-217.

95. Луцький Ю. Страдництво Миколи Гоголя, знаного також як Нжолай Гоголь. Вип. 11. - К.: Знания УкраТни, 2002. - 113 с.

96. Максимов Д.Е. Поэзия и проза Александра Блока. Л.: Сов. пис., 1975. -519 с.

97. Манн Ю. Поэтика Гоголя. М.: Художественная литература, 1978. - 396 с.

98. Манн Ю.В. В поисках живой души. «Мертвые души»: писатель критика - читатель. — М.: Книга, 1984.— 416 с.

99. Матич О. Христианство Третьего Завета и традиция русского утопизма // Д.С.Мережковский. Мысль и слово. М.: Наследие, 1999. - С. 106 - 119.

100. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. — М.; 1979. — 596 с.

101. Меньшиков М. Клевета обожания (А.С.Пушкин) // Д.С. Мережковский: Pro et contra. Личность и творчество Дмитрия Мережковского в оценке современников. СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 2001.-С. 53-82.

102. Минц З.Г. Из истории полемики вокруг Льва Толстого (Л.Толстой и В.Соловьев) // Уч. зап. Тартуского гос. ун-та. Вып. 184. Труды по русской и славянской филологии. IX. Литературоведение. Тарту, 1966. - С. 69 - 93.

103. Минц З.Г. Блок и Гоголь // Блоковский сборник. II. Тарту, 1972. С. 122 -205.

104. Минц З.Г. О некоторых «неомифологических» текстах в творчестве русских символистов // Творчество А.А.Блока и русская культура XX века. Блоковский сб. Вып. 3. Тарту, 1979. - С. 76 - 120.

105. Минц З.Г. У истоков «символистского» Пушкина // Пушкинские чтения в Тарту. Таллин, 1987. - С. 72 - 76.

106. Минц З.Г., Безродный М.В., Данилевский А.А. «Петербургский текст» и русский символизм // Учен. зап. Тарт. Ун-та. 1984. Вып. 664. - С. 78 - 92.

107. Михайлов О. Венок Мережковскому // Мережковский Д.С. Собр. соч.: в 4-х тт. М.: Правда, 1991. - Т.4. - С. 662 - 668.

108. Михайловский Н.К. Л.Толстой и Достоевский Д.С.Мережковского // Михайловский Н.К. Поли. собр. соч. Т.Х. - СПб.; 1913.

109. Михайловский Н.К. Литература и жизнь // Русское богатство. 1895. - № З.-С. 142- 145.

110. Михайловский Н.К. Литература и жизнь. (Письма о разных разностях). -СПб., 1893.-319 с.

111. Михед П.В. Способы сакрализации художественного слова в «Выбранных местах из переписки с друзьями» Н.В.Гоголя (заметки к новой эстетике писателя) // Гоголезнавч1 студи. Вип. другий. Гоголеведские студии. Выпуск второй. Н1жин, 1997. - С. 29 - 46.

112. Москвина И.К. Город-символ: образ Петербурга в творчестве Д.С.Мережковского // Город и культура. СПб., 1992. - С. 147 - 152.

113. Мочульский К.В. Духовный путь Гоголя // Мочульский К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М.: Республика, 1995. - С. 7 - 62.

114. Мусатов В.В. Пушкин в эстетическом самосознании русского символизма // Художественная традиция в историко-литературном процессе. Межвуз. сб. научн. тр. Отв. ред. С.И.Тимина. Л.: ЛГУ, 1989. - С. 34 - 88.

115. Неизданный Гоголь. Изд. подг. И.А.Виноградов. М.: Наследие, 2001. — 660 с.

116. Никитаев А. Пушкин и Гоголь. Об источнике сюжета // Литературное обозрение. 1994. - № 9/10. - С. 49 - 51.

117. Николюкин А. «Свершитель роковой безвестного веленья.» // Д.С.Мережковский. Наполеон. М.: Республика, 1993. - С. 288 - 293.

118. Николюкин А. Русское зарубежье о Д.С.Мережковском (Материалы для Словаря писателей русского зарубежья) // Русское литературное зарубежье. -М., 1993.-Вып. 2.-С. 17-20.

119. Николюкин А. Феномен Мережковского // Д.С. Мережковский: Pro et contra. Личность и творчество Дмитрия Мережковского в оценкесовременников. СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 2001.-С. 7-28.

120. Овсянико-Куликовский Д.Н. Н.В.Гоголь // Овсянико-Куликовский Д.Н. Собр. соч.-Изд. 4.-СПб., 1913.-Т. 1.-С. 190-377.

121. Осмоловская Е.Ю. Л.Н.Толстой в творческом мире Д.С.Мережковского. Автореф. дис. канд. фил. наук. Днепропетровск, ДНУ, 2004. - 16 с.

122. Ответ Д.С.Мережковского к А.Б. // Новый путь. 1903 . № 3. - С. 159 -160.

123. Пайман А. История русского символизма. М.: Республика, 1998. — 414 с.

124. Паперный В.М. Гоголевская традиция в русской литературе начала XX века (А.А.Блок и А.Белый истолкователи Н.В.Гоголя). - Автореф. Дис. канд. филол. наук. - Тарту: Тартуский ун-т, 1982. - 15 с.

125. Паперный В.М. Андрей Белый и Гоголь. Статьи I — III // Уч. зап. Тартуского ун-та. Тарту, 1982. - Вып. 604. - С. 112 - 126; Вып. 620. - С. 85 -98. Тарту, 1986.-Вып. 683.-С. 50-65.

126. Переписка Н.В.Гоголя с Н.Н.Шереметьевой / Вступ. ст. И.А.Виноградова, подг. текста и ком. И.А.Виноградова, В.А.Воропаева. М., 2001. - 255 с.

127. Петров Н. Новые материалы для изучения религиозно-нравственных воззрений Гоголя. СПб.; 1902. - 48 с.

128. Петрунина Н.Н. 90-е годы начало XX века // Пушкин. Итоги и проблемы изучения. Колл. Моногр. Под ред Б.П.Городецкого, Н.Н.Измайлова, Б.С.Мейлаха. - М.; Л.: Наука, 1966. - С. 85 - 105.

129. Письмо художника А.Б. к Д.С.Мережковскому // Новый путь.- 1903. № 2 (февраль). - С. 156 - 160.

130. Полонский В.В. Книга Мережковского «Наполеон»: к типологии биографического жанра // Д.С.Мережковский. Мысль и слово. М: Наследие, 1999. - С. 89 - 106.

131. Приходько И.С. «Вечные спутники» Мережковского (К проблеме мифологизации культуры) // Д.С.Мережковский. Мысль и слово. М.: Наследие, 1999. - С. 198 - 207.

132. Религиозно-философская хроника. Заседание 10-е и 11-е. Обсуждение доклада Д.Мережковского «Гоголь и о. Матфей» // Новый путь. — 1903. — Кн. V.-C. 220-246.

133. Розанов В. А.С.Суворин и Д.С.Мережковский // Розанов В.В. Собр. соч. под общей ред. А.Н.Николюкина. М.: Республика, 1996. - С. 600 - 601.

134. Розанов В.В. Бердяев о религиозных исканиях Д.С.Мережковского // Розанов В.В. Собр. соч. под общей ред. А.Н.Николюкина. М.: Республика, 1996.-С. 625 -635.

135. Розанов В.В. Заметка о Мережковском // Собр. соч. под общей ред. А.Н.Николюкина. М.: Республика, 1996. - С. 446 - 447.

136. Розанов В.В. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М.Достоевского. Опыт критического комментария // Розанов В.В. Собр. соч. под общей ред. А.Н.Николюкина. М.: Республика, 1996. - С. 7 - 159.

137. Розанов В.В. Новая работа о Л.Толстом и Достоевском // Новое время. -1900.-№8736.-24 июня.

138. Розанов В.В. Опавшие листья. СПб., 1913. - 526 с.

139. Розанов В.В., Послесловие к комментарию «Легенды о Великом Инквизиторе Ф.М.Достоевского» // Розанов В.В. Собр. соч. под общей ред. А.Н.Николюкина. М.: Республика, 1996. - с. 152 - 159.

140. Романский Т. Знающие // Новый путь. 1903. - Кн. X. - С. 203 -208.

141. Савельев Д.Г. Пушкин в оценке символистов // Учен. зап. Душанб. пед. ин-та . т. 78. Рус. и зарубжн. лит-ра. - Душанбе, 1971. - С. 154 - 170.

142. Саводник В. Очерки по истории русской литературы XIX века. Ч. 2. Изд. 4. М.: С.П.Яковлев, 1908. - 369 с.

143. Силард Л., Барта П. Дантов код русского символизма // Studia Slavica. Hung. 35 / 1-2. 1989. Budapest.Acade'ciavi Kiado. С. 119 - 136.

144. Скабичевский A.M. Заметки о текущей литературе // Сочинения А.М.Скабичевского: В 2-х тт. Изд. 3. СПб., 1903. - С. 382 - 394.

145. Скабичевский A.M. История новейшей русской литературы. 1848 1892. 3-е изд. испр. и доп. - 4.2. - СПб., 1897. - 534 с.

146. Скабичевский A.M. Курьезы и абсурды молодой критики // Сочинения А.М.Скабичевского: в 2-х тт. Изд. 3. СПб. 1903. - С. 539 - 554.

147. Соболев A.JI. «Грядущее» Д.Мережковского и З.Гиппиус // De visu. М., 1993.-т. 2.-С. 42-43.

148. Соболев A.JI. Мережковские в Париже. 1906 1908. // Лица. Биографический альманах. Вып. 1. - М.; СПб., 1992. - С. 312 - 369.

149. Соловьев Е. (Андреевич). Очерки по истории литературы XIX в. СПб., 1902.-299 с.

150. Сологуб Ф. О Грядущем Хаме Мережковского // Д.С. Мережковский: Pro et contra. Личность и творчество Дмитрия Мережковского в оценке современников. СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 2001.-С. 135 - 140.

151. Сосновский Н. Гоголь и Пушкин. Речь, читанная в торжественном заседании Учено-литературного общества, посвященного чествованию памяти Н.В.Гоголя. Юрьев, 1902. - с. 3- 10.

152. Сочинения и письма Н.В.Гоголя: в 7-ми тт. / Под ред. П.А.Кулиша. -СПб., 1857.

153. Стебеняк В.В. Провидческая функция русской художественной культуры рубежа XIX XX в. // Художественная культура и гуманизация образования. -СПб., 1992.-С. 40-48.

154. Сугай Л.А. Гоголь в русской критике конца XIX начала XX века. -Автореф. дис. . канд. филол. наук. - М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 1987. -21 с.

155. Сугай Л.А. Гоголь и символисты: Монография / Под ред. И.К.Кучмаевой. -М.: ГАСК, 1999.-376 с.

156. Толстая Е. Поэтика раздражения. М., 1994.

157. Федоренко Е.О. «Субъективная» критика Д.С.Мережковского // Материалы XXV Всесоюзной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс». Новосибирск, 1987. Филология. - с. 22 -31.

158. Федоров В.В. Эстетическая функция контраста в «Тарасе Бульбе» Н.В.Гоголя // В.Федоров. Статьи разных лет. Донецк, 2000. - С. 83 - 102.

159. Философов Д.В. Мертвецы и звери // Русская мысль. 1909. — Кн. 4. - С. 194-206.

160. Франк С.Л. Философия и жизнь. Этюды и наброски по философии культуры. Пб., 1910.-329 с.

161. Франк С.Л. Этика нигилизма // Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. 3 изд. М., 1909. - С. 175-210.

162. Фридлендер Г.М. Д.С.Мережковский и Г.Ибсен // Русская литература. -1992. № 1 (янв. - март). - С. 43 - 57.

163. Фридлендер Г.М. Д.С.Мережковский и Достоевский // Ф.М.Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1992. - Т. 10. - С. 3 - 20.

164. Фризман Л.Г. Мережковский и Пушкин // Изв. Рос. АН. Серия языка и литературы. 1991. - № 5. - С. 454 - 458.

165. Хлодовский Р. Пушкин, Гоголь и Рим // Пушкин и теоретико-литературная мысль. — М.: ИМЛИ Наследие, 1999. - С. 28 — 38.

166. Храпченко М.Б. Николай Гоголь. Литературный путь, величие писателя // Храпченко М.Б. Собр. соч. Т. 1. - М.; 1980. - С. 674 - 687.

167. Ходасевич В. О Мережковском // В.Ходасевич. Колеблемый треножник. -М., 1991.-С. 536-539.

168. Чоботько О.В. Проблеми сприйняття В.В.Розановим особистост! й творчост! М.В.Гоголя. Автореф. .кандидата фш. наук. - Дншроперовськ, ДНУ, 2002.-21 с.

169. Чуковский К. Д.С.Мережковский (Тайновидец вещи) // Д.С. Мережковский: Pro et contra. Личность и творчество Дмитрия Мережковского в оценке современников. СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 2001. - С. 140 - 150.

170. Шенрок В.И. Материалы для биографии Гоголя: в 4-х тт. М., 1892 — 1897.

171. Шестов Л. Власть идей (Д.Мережковский. «Л.Толстой и Достоевский» // Лев Шестов. Апофеоз беспочвенности. Опыт адогматического мышления. -Л.: ЛГУ, 1991.-С. 190-210.

172. Эллис. О современном символизме, о «черте» и о «действе» // Д.С. Мережковский: Pro et contra. Личность и творчество Дмитрия Мережковского в оценке современников. СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 2001. - С. 248 - 256.

173. Юльметова С.Ф. Л. Толстой и «Вехи» // Яснополянский сборник. 1988. Статьи, материалы, публикации. Тула, 1988. - С. 54 - 67.

174. Gary R. Jahn. A Note on the Concept of the Artist in Thomas Mann and Dmitry Merezhkovsky. Germano-Slavica, vol. II, No. 6.

175. Pachmuss T. D.S.Mereshkovsky in Exile: The Master of the Genre of Biographie-romancee. New-York, 1990. - 465 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.