Творчество Ф.М. Достоевского в американском литературоведении конца XX - начала XXI века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Миллионщикова, Татьяна Михайловна

  • Миллионщикова, Татьяна Михайловна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2011, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 234
Миллионщикова, Татьяна Михайловна. Творчество Ф.М. Достоевского в американском литературоведении конца XX - начала XXI века: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2011. 234 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Миллионщикова, Татьяна Михайловна

Введение.

Глава

Биографические работы о Ф. М. Достоевском.

1. Пенталогия Дж. Фрэнка.

2. Биографический контекст творчества Достоевского.

3. Генезис творчества Достоевского.

Глава

Проблематика.

§ 2.1. Религиозно-православная проблематика.

§ 2.2. Легенда о Великом инквизиторе.

§ 2.3. Христианский экзистенциализм.

§ 2.4. Эстетическая картина мира в творчестве Достоевского.

Трагическое и комическое.

§ 2.5. Общественно-политические взгляды Достоевского.

§ 2.6. Достоевский как писатель-философ.

Глава

Поэтика

1. Ценностная ориентация персонажей.

2. Жанровое своеобразие произведений Достоевского.

3. Хронотоп и сюжетно-композиционнные особенности.

4. Предметная детализация. Природа. Пейзаж.

5. Особенности стиля. Повествовательная техника.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество Ф.М. Достоевского в американском литературоведении конца XX - начала XXI века»

В диссертации рассматривается специфика восприятия творчества Ф. М. Достоевского в инонациональной среде, в данном случае в литературоведении США конца XX — начала XXI века, в разных аспектах: биографическом, историко-литературном, религиозно-философском, общественно-политическом, эстетическом.

Диссертация актуальна с теоретической точки зрения, поскольку на основе анализа работ, изданных в США в указанных хронологических рамках, позволяет показать современное состояние изучения творчества Достоевского в американском литературоведении во всем его идейно-тематическом и философско-методологическом спектре.

Научная новизна и общая концепция работы состоит в том, что диссертация представляет собой первое как в отечественном, так и в американском литературоведении исследование всего комплекса проблем, связанных с изучением биографии и мировоззрения Достоевского, проблематики и поэтики произведений писателя в литературоведении США конца XX - начала XXI в.

Степень научной новизны исследования в источниковедческом плане определяется привлечением ранее не использовавшихся в отечественном литературоведении работ американских ученых.

История вопроса

В американском литературоведении интерес к творчеству Достоевского проявился значительно позднее, чем в странах Западной Европы — Франции, Англии, Германии, Австрии, Италии, - где знакомство с ним началось с вышедшей в 1886 году книги Мельхиора Вогюэ «Русский роман»1. На рубеже XIX — начала XX в., хотя Достоевский был неодобрительно встречен

1 Vogue Е. M. Le roman Russe. P., 1886. американскими традиционалистами как писатель и мыслитель с загадочной «русской душой», они заимствовали его темы и образы, цитировали и перифразировали. Процесс восприятия Достоевского писателями США исследован Ю. И. Сохряковым1.

По замечанию Гилберта Фелпса, биографа И. С. Тургенева, книга М. Вогюэ стимулировала новые переводы романов русского писателя: в 1886 году появилось не менее восемнадцати изданий английских переводов в Лондоне и Нью-Йорке. Вышедшие переводы Достоевского, выполненные английской писательницей Констанс Гарнет, заставили пересмотреть восходящее к М. Вогюэ мнение западной критики о формальных погрешностях произведений русского романиста, положив начало новому этапу восприятия Достоевского.

Широкое знакомство с творчеством великого русского романиста в США началось с 1920-х годов и-носило опосредованный характер, поскольку Достоевский воспринимался главным образом через европейские интерпретации и переосмысления его наследия. Восприятие творчества Достоевского в американском литературоведении осложнялось также установившейся в самих США' системой* взглядов на русский художественный опыт, широко изучавшийся и перенимавшийся в конце XIX века при безусловном доминировании Тургенева и Толстого, а с 10-х годов XX века — Чехова. Достоевского читали, основываясь на вполне сложившемся стереотипе, не учитывавшем его опыта.

Начиная с 20-х годов — в 30-е годы XX века после того как были знакомства с творчеством Достоевского в переводах К. Гарнет, русский писатель вошел в культурное сознание США как один из величайших творцов мировой литературы.

Первая книга о восприятии Достоевского в англоязычных литературах л

- X. Мачник «Английская репутация Достоевского (1881 - 1936)» — вышла в

1 Сохряков Ю.И. Русская классика в литературном процессе США XX в. М., 1988.

2 Muchnic Н. Dostoevsky's English reputation (1881 - 1936). Northampton (Mass.), 1939.

США в 1939 г. Начало собственно американским исследованиям о Достоевском положила вышедшая годом позже монография Э. Симмонса «Достоевский: Становление романиста»1. История знакомства с творчеством русского писателя в Англии и США освещается в исследовании Д. Брустер «Путь с Востока на Запад: Изучение литературных взаимосвязей»".

Начиная, с 40-х годов XX в. существенное влияние на изучение Достоевского в США оказали работы литературоведов, критиков и философов Русского зарубежья, написанные в первые десятилетия XX века, но получившие широкий резонанс лишь к началу 40-х годов, когда были выполнены их переводы на английский язык. В философско-филологических работах представителей русской эмиграции Достоевский оценивался как пророк, предвидевший русскую революцию, тоталитарный режим и последующее религиозное возрождение России.

После Второй мировой войны на состояние изучения Достоевского в США в известной мере положительно отразилось включение в нее видных ученых (Р. Якобсон, А. Бём, Дм. Чижевский), эмигрировавших из России и ставших профессорами американских университетов.

В новой духовной- ситуации в 40-х годов, .усилилось влияние Достоевского на американский роман, в той или иной форме затрагивая творчество виднейших прозаиков США. Рост интереса к Достоевскому совпал в американской литературе с широким распространением экзистенциализма, чьим прямым предшественником вслед за А. Камю объявили Достоевского, соответствующим образом трактуя его произведения. В центре внимания литературоведов США оказываются «Записки из подполья» и отчасти «Бесы», истолкованные в экзистенциалистском контексте, а Достоевский и Ницше воспринимаются в ощекультурном контексте США тех лет как писатели отчаяния. Следы подобного осмысления Достоевского весьма явственны в ряде ключевых

1 Simmons E. Dostoevsky: The making of a novelist. L., N. Y., 1940. P. 139- 183.

2 Brewster D. East-West passage. A study in literary relationships. L., 1954. произведений литературы США того периода (раннее творчество Сола Беллоу, «Невидимка» Ральфа Эллисона, 1952).

С середины 50-х годов XX века воздействие экзистенциализма на американскую культуру заметно ослабевает, тогда как интерес к Достоевскому продолжает оставаться всеобщим и его творчество получает религиозные толкования, помогающее преодолеть отчаяние. В этом смысле показательно, что произведением Достоевского, приобретавшим в американском литературоведении наиболее интересные осмысления, становится роман «Братья Карамазовы».

Бурный расцвет американской русистики приходится на конец 50-х — начало 60-х годов XX века и обусловлен интересом к СССР, достигшего значительных успехов в области освоения космического пространства. Изучение в американских университетах русского языка и русской литературы, имевшее до пятидесятых годов принцип случайности, выделяется в специальные курсы. В центре внимания молодых ученых, выпускников американских университетов, оказалось именно творчество Достоевского, и первые значительные успехи славистических исследований в США связаны с интенсивным изучением его творчества. Наиболее авторитетными трудами американской славистики тех лет до сих пор остаются глубоко новаторские монографии Роберта Луиса Джексона «Подпольный человек Достоевского в русской литературе»1, «Достоевский. sy

Поиски формы»", Дональда Фэнгера «Достоевский и романтический реализм»3 и Роберта Ламонта Бэлнепа «Структура Братьев Карамазовых»4. Именно это поколение американских русистов стало принимать участие в программах по академическому обмену с советскими учеными и благодаря этому получило доступ к библиотекам и архивам нашей страны.

Помимо крупных монографических исследований о Достоевском, начиная с 70-х века в США публикуются многочисленные статьи,

1 Jackson R.L. Dostoevsky's quest for form: A study of his philosophy of art. New Haven; London, 1966.

2 Fanger D. Dostoevsky and romantic realism. Mass. 1965.

3 Jackson R.L. Dostoevsky's underground man in Russian literature. Gravenhage, 1958

4 Belknap R. The structure of The Brothers Karamazov. P.1968. посвященные творчеству Достоевского, которые издаются как в периодических изданиях, так и в университетских трудах по славистике; печатаются также материалы многочисленных конференций и симпозиумов, посвященных русскому писателю.

Основные методологические тенденции изучения личности и творчества Достоевского в американском литературоведении 70-х — 90-х годов XX в. освещены в статьях сборников, изданных Институтом научной информации по общественным наукам (ИНИОН РАН): «Русская литература в оценке современной зарубежной критики»1, «Достоевский в современном

-у литературоведении США»", «Достоевский в современном зарубежном литературоведении»-, в монографии А. Н. Николюкина «Взаимосвязи литератур России и США»4; в диссертациях Сарыкуловой5 и Н. Б. г

Мединской

Комплексного изучения работ о творчестве Достоевского в американском литературоведении конца XX — начала XIX века не проводилось. В данной диссертации впервые в российском литературоведении систематизированы, обобщены и проанализированы основные работы американских литературоведов, опубликованные в конце XX - начале XXI века.

В диссертации обосновываются следующие положения: в американском литературоведении конца XX — начала XXI века

• Исследование творчества' Достоевского тяготеет к осмыслению его в религиозно-философском, общественно-политическом, эстетическом и этическом аспектах.

• В работах о Достоевском превалирует религиозно-философский подход, генетически связанный с русской религиозно-философской критикой (А.

1 Русская литература в оценке современной зарубежной критики, М., 1980.

2 Достоевский в современном литературоведении США // под ред. Николюкина A.H. М., 1980, зДостоевский в современном зарубежном литературоведении (страны капитализма) // под ред. Николюкина

A.H. М., 1981.

4 Николюкин А.Н. Взаимосвязи литератур России и США: Тургенев, Толстой, Достоевский и Америка. М., 1987.

5 Сарыкулова Ф.Д. Достоевский в американской компаративистике. М., 1964.

6 Мединская Н. Б. Ф. М. Достоевский в американской критике 1980-1990,. Томск, 2002.

Волынский, К. Леонтьев, Д. Мережковский, В. Розанов, Л. Шестов, Н. Бердяев, П. Флоренский).

• В большинстве работ русский писатель трактуется как религиозный мыслитель. Мировоззренческие позиции Достоевского, их истоки, отношение писателя к религии: к православию, католицизму, исламу остаются остро дискуссионными проблемами.

• Весьма распространена точка зрения на авторскую позицию как на поле постоянной борьбы между «верой» и «неверием» писателя.

• В поисках новых методологических подходов и моделей творчества Достоевского исследователи обнаруживают склонность к заимствованиям из различных областей знания (лингвистика, философия, математическая логика, экономика, социология, антропология, история, психология, медицина).

• Спектр подходов к изучению творчества Достоевского варьируется от традиционных методов исследования (биографический, культурно-исторический) до современных (постструктуралистский, бахтиноведческий).

• Тексты Достоевского рассматриваются как в филологическом, так и в семиотическом и культурологическом аспектах.

• В исследованиях по поэтике Достоевского с разных методологических позиций анализируются композиционно-жанровые и стилистические особенности произведений писателя, ценностная ориентация персонажей, предметная детализация, пространственно-временная организация произведений русского писателя.

• При исследовании поэтики Достоевского особое внимание уделяется частным фактам структуры его произведений.

• Обнаружены многочисленные переклички и параллели между творчеством Достоевского и другими писателями, как предшественниками, так и современниками — русскими и зарубежными.

• Рассматривается воздействие Достоевского на духовную атмосферу XX в.: литературу, эстетику, философию (прежде всего на экзистенциализм, персонализм и фрейдизм).

• В работах о Достоевском наблюдается различного рода модернизация его творчества, идеи русского писателя переносятся на общественно-политическую проблематику XX в.

Методологическую и теоретическую основу диссертационного исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области истории и теории литературы: С. С. Аверинцева, В. Н. Аношкиной-Касаткиной, М. М. Бахтина, Б. И. Бурсова, Т. В. Бузиной, В. Е. Ветловской, И. Л. Волгина, А. Г. Гачевой, А. Л. Григорьева, Л. П. Гроссмана, А. А. Долинина, М. М. Дунаева, И. П. Ильина, Дж. Каллера, Т. А. Касаткиной, В. Я. Кирпотина, Т. Л. Морозовой, Г.С. Морсона, А. Н. Николюкина, Ю. И. Сохрякова, Б. Н. Тарасова, У. Тодда, В. Н. Топорова, В. А. Туниманова, Р. Уэллека, С. Р. Федякина, Г. М. Фридлендера, Дж. Фрэнка, В. Е. Хализева, Е. А. Цургановой, Л. В. Чернец, Г. К. Щенникова.

Учтен научно-методологический опыт представителей русской филологической и философской мысли Серебряного века и Русского зарубежья: А. Белого, Н. А. Бердяева, А. Л. Бёма, П. М. Бицилли, С. Н. Булгакова, А. Л. Волынского, Б. П. Вышеславцева, С. И. Гессена, Л. А. Зандера, В. В. Зеньковского, Вяч. Иванова, Ю. П. Иваска, В. Н. Ильина, И. А. Ильина, епископа Иоанна, Л. П. Карсавина, Е. Ю. Кузьминой-Караваевой, И. И. Лапшина, К. Н. Леонтьева, Н. О. Лосского, Г. А. Мейера, Д. С. Мережковского, К. В. Мочульского, Р. В. Плетнёва, В. В. Розанова, В. С. Соловьёва, Ф. А. Степуна, Н. С. Трубецкого, С. Н. Трубецкого, Н. Ф. Фёдорова, Г. П. Федотова, П. А. Флоренского, Г. В. Флоровского, С. Л. Франка, Д. И. Чижевского, Л. И. Шестова.

Цель диссертации — выявить специфические особенности восприятия Достоевского в американском литературоведении конца XX - начала XXI в. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

• Ввести в научный оборот практически все имеющиеся источники, главным образом работы, изданные в США с 1970 по 2010 год.

• Установить контекст, определяющий подходы американских славистов к исследованию личности и творчества Достоевского.

• Рассмотреть историко-биографические работы американских литературоведов, в которых освещаются факты из жизни Достоевского, оказавшие воздействие на формирование этических и эстетических взглядов писателя.

• Дать анализ работ американских литературоведов, философов и теологов, исследующих религиозно-философскую, общественно-историческую, нравственную и эстетическую проблематику произведений Достоевского.

• Рассмотреть трактовку творческого метода и «религиозной эстетики» Достоевского в работах ведущих американских литературоведов.

• Проанализировать функции библейских мотивов и дохристианской символики в произведениях Достоевского.

• Рассмотреть основные черты поэтики Достоевского в интерпретации литературоведов США (ценностная ориентация персонажей, образная система, предметная детализация, пространственно-временная организация, жанрово-композиционные и стилистические особенности).

• Выявить влияние идей русской философско-филологической мысли Серебряного века (В. Розанов, Вл. Соловьев, К. Леонтьев, Н. Фёдоров) и Русского зарубежья (Л. Шестов, Н. Бердяев. Дм. Мережковский, В. Зеньковский, Н. С. Трубецкой, С. Н. Трубецкой, Г. Федотов, Г. Флоровский, Н. Лосский, Б. Степун, П. Бицилли, С. Франк, Вяч. Иванов, Дм. Чижевский) на трактовку творчества Достоевского литературоведами США.

• Рассмотреть формально-структурные, мифосимволические, психоаналитические, экзистенциалистские, феноменологические, рецептивистские, феминистские трактовки творчества Достоевского в славистике США.

• Осветить эволюцию восприятия творчества Достоевского в литературоведении США второй половины XX - начала XXI в.

• Рассматривается воздействие Достоевского на духовную атмосферу XX в.: литературу, эстетику, философию (прежде всего на экзистенциализм, персонализм и фрейдизм).

Предмет исследования составляют работы о творчестве Достоевского, изданные в США в конце XX - начале XXI в.

Объектом исследования является проблематика и особенности поэтики творчества Достоевского, а также его творческая биография в современном американском литературоведении.

Теоретическое значение исследования состоит в том, что полученные результаты дают полную картину восприятия творчества Достоевского в современном американском литературоведении, расширяют представления о мировоззрении писателя, о проблематике и поэтике его произведений и восприятии их писателями XX в.

Структура работы. Поставленные цели определили структуру исследования. Работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых включает в себя несколько параграфов, соотносимых с самостоятельными темами исследования; постраничных примечаний; кратких выводов в конце каждой главы; заключения и библиографии. Библиографический список литературы состоит из двух частей: 1. Тексты на английском языке, 2. Критическая литература на русском и иностранных языках. и

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Миллионщикова, Татьяна Михайловна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе проведено исследование творчества Достоевского в инонациональной среде, в данном случае в литературоведении США, в разных аспектах: биографическом, историко-литературном, религиозно-философском, общественно-политическом, эстетическом. Подобное обобщающее исследование осуществлено впервые как в российском, так и в американском литературоведении.

Хронологические рамки работы обоснованы тем обстоятельством, что изучение Достоевского в США заметно активизировалось в 70-е годы XX века в связи с бурным развитием американской славистики, первые значительные успехи которой связаны именно с изучением творчества великого русского романиста. В обозначенных хронологических рамках в США появляются как крупные монографические исследования о Достоевском, так и большое количество статей, издававшихся в периодических изданиях и в университетских трудах по славистике. Однако как в отечественном, так и американском литературоведении весь этот обширный материал, связанный с изучением, творчества и личности Достоевского, не был систематизирован, проанализирован и обобщен.

Литературоведческое и теоретическое исследование, предпринятое в работе, впервые прослеживает в указанных хронологических рамках весь комплекс проблем, связанных с изучением биографии, мировоззрения Достоевского, проблематики и поэтики его произведений американскими славистами.

В работе обоснованы следующие положения: в американском литературоведении конца XX - начала XXI века в исследованиях проблематики творчества Достоевского превалирует религиозно-философский подход, генетически связанный с русской религиозно-философской критикой; в большинстве работ этого плана русский писатель трактуется американскими славистами прежде всего как религиозный мыслитель. В качестве остро дискуссионных проблем рассмотрена полемика по поводу мировоззренческих позициях Достоевского, их истоках, отношении писателя к религии. Анализ этих исследований позволил сделать вывод о том, что в современной славистике США весьма распространена точка зрения на авторскую позицию как на поле постоянной борьбы между «верой» и «неверием» самого писателя.

В диссертации подробно рассмотрены историко-биографические работы американских литературоведов, в которых освещаются факты из жизни Достоевского, оказавшие воздействие на формирование этических и эстетических взглядов писателя; скрупулезно проанализированы работы американских литературоведов« философов и теологов, исследующих религиозно-философскую, общественно-историческую, нравственную и эстетическую проблематику произведений Достоевского.

В работе доказано определяющее влияние идей русской философско-филологической мысли Серебряного века и Русского зарубежья на трактовку творчества Достоевского литературоведами США.

В впервые в отечественном и американском литературоведении рассмотрены основные чертьъ поэтики Достоевского в интерпретации литературоведов США: ценностная ориентация персонажей, образная система, предметная детализация, пространственно-временная организация, жанрово-композиционные и стилистические особенности. Сделан вывод о том, что «славянский» метод, восходящий к традициям русского формализма и пражского структурализма, дополнен техникой американской «новой критики». В диссертации дан анализ трактовки творческого метода и «религиозной эстетики» Достоевского в работах американских литературоведов, рассмотрены некоторые частные вопросы: исследование функций библейских мотивов и дохристианской символики в произведениях Достоевского в трактовке славистов США.

В диссертации отмечено разнообразие интерпретаций творчества Достоевского в работах американских литературоведов: формальноструктурные, мифоснмволические, психоаналитические, экзистенциалистские, феноменологические, рецептивистские.

Особое внимание уделено эволюции восприятия творчества Достоевского в литературоведении США второй половины XX — начала XXI в.

В работе дан анализ историко-биографических работ американских литературоведов, в которых в широком историко-культурном контексте освещаются отдельные факты из жизни писателя, его отношения с современниками, прослеживаются истоки мировоззрения и творчества Достоевского. Основное внимание в этой главе уделено пятитомной биографии писателя, написанной американским славистом Дж. Фрэнком, представляющей на сегодняшний день самый полный в. американском литературоведении комментарий жизни и творчества русского писателя. В диссертации подчеркивается глубоко новаторский характер биографического метода исследования Фрэнка, не свойственного литературоведению США конца 60-х — 70-х годов XX в., когда представители американской «новой критики» и французского структурализма бурно обсуждали проблему места автора в литературном процессе и в тексте. В этой же главе рассматриваются работы американские литературоведов, в которых освещаются отдельные факты биографии Достоевского, оказавшие влияние на мировоззрение и творчество писателя, прослеживаются истоки его мировоззрения и особенности «творческой лаборатории».

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Миллионщикова, Татьяна Михайловна, 2011 год

1. Abel L. A taste for Dostoevsky // Commentary. N.Y., 1984. Vol. 78. № 5. P. 36-41.

2. Allen S. L. Underground Pessoa // XII Symposium International Dostoevski. Genevé, 2004. P. 80 82.

3. Amert S. The reader's responsibility in "The Brothers Karamazov" // Freedom and responsibility in Russian literature / Ed. by E.Ch. Allen, G.S. Morson. Evanston, 1995.

4. Anderson R. B. "Crime and Punishment": Psycho-myth and the making of a hero // California Slavic studies. 1977. Vol. 11. № 4. P. 523 538.

5. Anderson R. B. "Crime and Punishment": Rites of Redefinition Dostoevsky: Myth of Duality. University of Florida Press, 1986. P. 48 65.

6. Anderson R. B. "Notes from underground": The arrest of personal development // Canad.-Amer. Slavic studies. 1990. Vol. 24, № 4. P. 413 -440.

7. Anderson R. B. Dostoevsky: Myths of duality. Gainesville (Fla.), 1986.

8. Anderson R. B. "The Idiot" and The subtext of modern materialism // Dostoevsky Studies. 1989. Vol. 9. P. 77 89.

9. Anderson R. B. The Meaning of carnival in "Brothers Karamazov" // Slavic and East European Journal. 1979. Vol. 38. № 2. P. 458 478.

10. Anderson R. Mythical implications of Father Zosima's religious teachings // Slavic review. Seattle, 1979. Vol. 38. № 2. P. 272-289.

11. Anderson R. The Meaning of carnival in "Brothers Karamazov" // Slavic and East European Journal. 1979. Vol. 23. № 4. P. 458 478.

12. Anderson R. B. "Notes from underground": The arrest of personal development // Canadian-American Slavic studies. 1990. Vol. 24. № 4. P.413.440.

13. Anderson R. О. визуальной композиции «Преступления и наказания» // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1994. Т. 11. С. 89 — 95.

14. Babel-Brown N. Hugo and Dostoevsky. Mich., 1978. P. 69 81.

15. Bach R.E. The Sacrificial Child: A Phenomenological study of a literary theme. Stanford, 1988.

16. Basom A.M. "Trichiny": Dostoevskij and Volosin // Russian literature. 1997. Vol. 41. P. 1-17.

17. Bauckham R. Theodicy from Ivan Kramazov to Moltmann // Modern theology. 1987. Vol. 4. October. P. 83 97.

18. Belknap R. Dostoevski's nationalist ideology and rhetoric. // Review of national literature. 1972. Vol. 3. № I. P. 89 100.

19. Belknap R. L. Recent Soviet scholarship and criticism on Dostoevsky. // Slavic and East European Journal. Bloomington, 1967. Vol. II. № I. P. 75 -86.

20. Belknap R. L. Shakespeare and «The Possessed» // Dostoevsky Studies. 1984. Vol. 5. P. 63-69.

21. Belknap R. L. The Structure of «The Brothers Karamazov». The Hague, Mouton, 1967 (Slavistic Printings and Reprintings). 2nd. ed.: 111., 1989. По-русски: Бэлнеп P. Структура «Братьев Карамазовых». СПб., 1997.

22. Belknap R. L. The Unrepentant Confession // Russianness: Studies on a Nations Identity: In Honor of R. Mathewson. Mich., 1990. P. 113 123.

23. Bethea D. The shape of Apocalypse in modern Rushian fiction. Ch. One: The "Idiot": historism arrives at the station. Prinston; New Jersey, 2005. P. 62-104.

24. Bird R. Refiguring the Russian Type: Dostoevsky and the Limits of Realism // A New Word on «The Brothers Karamazov» / Ed. by R. L. Jackson. With an introd. essay by R. F. Miller and a concluding one by W. M. Todd III. Evanston (111.), 2004.

25. Beneijee M.N. Rozanov on Dostoevsky.// Slavic and East European-journal. Madison (Wis.), 1971. Vol. 15. № 3. P. 411 -424.

26. Bograd G. Предположения о Смердякове (К вопросу об отношении Достоевского к расколу) /Достоевский. Материалы и исследования. СПб. 2007. Т. 18. С. 161 169.

27. Bograd G. Мифотворчество Достоевского (К теме Апокалипсиса в романе «Идиот») // Достоевский. Материалы и исследования. СПб. 2007. Т. 16. С. 342-351.

28. Bograd G. Сектант ли Смердяков (К теме «Достоевский и секты») / Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: Современное состояние изучения. М., 2007. С. 508 522.

29. Bowie R. Freedom and art in "A clockwork orange" Anthony Burgess and Christian premises of Dostoevsky. Thought, 1981. Vol. 41. К 223. P. 402406.

30. Brodey E.C. Meaning and symbolism in names of Dostoevsky "Crime and punishment". Names, N. Y., 1979. Vol. 27, № 2 m. P. 117 140.

31. Brooks P. Troubling confessions: Speaking guilt in law and literature.35.38

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.