Ф.М. Достоевский и декаданс: образы духовных падений в романах "Бесы" и "Братья Карамазовы" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Аммар Исмаель

  • Аммар Исмаель
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2013, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 172
Аммар Исмаель. Ф.М. Достоевский и декаданс: образы духовных падений в романах "Бесы" и "Братья Карамазовы": дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Краснодар. 2013. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Аммар Исмаель

Введение.

1. Декаданс и творчество Ф.М. Достоевского.

1.1. Декаданс как теоретическая проблема.

1.2. Авторские модели декаданса в западноевропейской литературе.

1.3. Проблема «Ф.М. Достоевский и декаданс» в русской философской критике конца XIX - начала XX века.

Выводы.

2. Идеи и образы декаданса в романе Ф.М. Достоевского «Бесы».

2.1. Герои-идеологи и проблема декаданса.

2.2. Эпизодические герои и проблема декаданса.

2.3. Декаданс как идейно-эстетический центр: проблема Ставрогина.

2.4. Формы преодоления декаданса.

Выводы.

3. Идеи и образы декаданса в романе Ф.М. Достоевского

Братья Карамазовы».

3.1. «Декаданс страсти»: Федор и Дмитрий Карамазовы, Грушенька и другие герои.

3.2. «Декаданс мысли»: Иван Карамазов.

3.3. Формы преодоления декаданса.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ф.М. Достоевский и декаданс: образы духовных падений в романах "Бесы" и "Братья Карамазовы"»

Актуальность исследования. Творчество Ф.М. Достоевского остается не только одним из самых востребованных объектов изучения в современном литературоведении, но и продолжает оказывать заметное влияние на постановку и решение нравственных проблем. Декаданс, классически рассматриваемый как духовно-эстетическая реальность последних десятилетий XIX века и первых десятилетий XX века, сохраняет значение и в культуре нашего времени. Сохраняется, а в некоторых случаев усиливается интерес к идейно-эстетическим экспериментам, к философии бунта, к двойственности моральных установок, к апокалипсическим темам. Герои, формулирующие пессимистические мысли об обреченности человека, о кризисе гуманизма в самых разных сферах, часто оказываются на первом плане. Обращение к произведениям Ф.М. Достоевского способствует увеличению масштаба проблем эстетизации пессимизма, но и намечает пути преодоления мрачных философских концепций.

Такой путь сформировался в русской культуре более ста лет назад. В конце XIX века творчество Ф.М. Достоевского стало одним из эталонов культуры, пространством образов и идей, обращение к которым стало нормой. Достоевский - «своеобразный культурный код рубежа веков», в это историческое время «творится миф о Достоевском», - пишет Н.Ф. Шипунова, решая проблему «Ф.М. Достоевский и «серебряный век» [143,11]. Именно тогда была установлена прочная связь между миром Ф.М. Достоевского и разнообразными явлениями русской культуры, близкими к декадансу. Поэтому особенно важно видеть не только влияние Достоевского на декаданс, но и обнаруживать границы между его творчеством и произведениями тех писателей, которые находились под серьезным влиянием пессимизма и разных форм «темной» эстетики. «Несмотря на близость решения многих эстетических задач, обращение к одним и тем же нравственным проблемам, этические позиции Арцыбашева и Достоевского существенно различны, что становится ясным при использовании образов «христоподобного» человека и «сверхчеловека» в творчестве Арцыбашева и сопоставлении этих типов с героями Достоевского. В отличие от Достоевского, для которого безусловны христианские мораль, вера в идеал и правоту Христа, Арцыбашев проявляет этическую толерантность в вопросе о выборе жизненных воззрений, и именно в этом суть его идейных расхождений с Достоевским», - приходит к выводу О.Ю. Малкина, показывая основные смыслы, позволяющие различать творческий поиск Ф.М Достоевского и М.П. Арцыбашева - значимого для декаданса писателя [62,17].

Творчество Ф.М. Достоевского позволяет и простым читателям, и специалистам-гуманитариям наблюдать процесс падения человека в его детализации, в художественном раскрытии многих подробностей. «Эволюция персонажей в своеволии выглядит так: становление на путь зла, крайнее своеволие - преступление - не раскаяние - новые преступления -отказ от общих этических норм, от религии Христа - угасание в небытии или самоубийство», - замечает Ч.А. Горбачевский, оценивая концепцию этического нисхождения в романах Ф.М. Достоевского [17,164]. При этом важно видеть и понимать, какие механизмы выживания человека, обретения им светлого мироощущения предлагает русский писатель. «Идеал самого Достоевского предстает как идеал этико-эстетический, в основе которого лежит образ Христа как нравственный идеал человечества», - приходит к выводу К.А. Рыкова, сообщая о религиозно-философской борьбе со злом как о самой важной теме Ф.М. Достоевского [94,232]. Для нас важно не только определить сущность декаданса как духовно-художественного мира, где есть явный интерес к деградации, духовным кризисам и падениям, но и оценить опыт Ф.М. Достоевского по преодолению кризисных явлений.

Степень изученности темы исследования. Практически в каждой диссертации, посвященной Ф.М. Достоевскому, подробно представляются и анализируются классические работы о Ф.М. Достоевском, написанные М.М.

Бахтиным, Ю.И. Селезневым, Ю.Ф. Карякиным, Т.А. Касаткиной, Л.И. Сараскиной, Ю.Г. Кудрявцевым, Г.К Щенниковым, Р.Г. Назировым, К.А. Степаняном, другими филологами и мыслителями. В такой ситуации неизбежны повторы, возвращение к известному. Поэтому в данном исследовании акцент сделан на современных диссертационных работах, которые можно разделить на три группы. 1) Диссертации, посвященные роману «Бесы»: работы Л.П. Гогиной, Н.Ф. Истоминой, М.М. Меликян, С.А. Орловой, Н.О. Савиной. 2) Диссертации, посвященные роману «Братья Карамазовы»: работы Т.В. Гущиной, Е.В. Ковиной, И.И. Сизовой, О.Н. Солянкиной, Н.Д. Старосельской, Н.В. Строганцевой, O.A. Фарафоновой, Т.Л. Чернышевой, С.Л. Шаракова, С.С. Шаулова, Чжан Бяньгэ. 3) Диссертации, посвященные разным вопросам творчества Ф.М. Достоевского, но имеющим отношение к проблемам данного исследования: работы H.H. Арсентьевой, Ч.А. Горбачевского, Т.Ф. Двойнишниковой, Д.Н. Дианова, М.А. Иониной, А.Б. Криницына, A.B. Лапина, С.Б. Пухачева, К.А. Рыковой, В.В. Сайченко, К.А. Степаняна, С.Н. Сморжко, Б.Н. Тихомирова, Д.М. Шевцовой, Н.Ф. Шипуновой . Также необходимо отметить современные исследования в области изучения декаданса как культурного явления: диссертации, монографии и статьи А.И. Абрамова, А.Н. Долгенко, И.И. Евлампиева, С. Зенкина, А. Ланщикова, О. Ронена, К.Н. Савельева, A.B. Татаринова, В.М. Толмачева.

Новизна исследования заключается в постановке проблемы «Ф.М. Достоевский и декаданс». Изучение творчества Ф.М. Достоевского - одно из главных направлений современного российского литературоведения. Ежегодно появляются новые монографии и диссертации. Но проблема, решаемая в данном исследовании, специально не ставилась. Также важно заметить, что декаданс понимается не только как исторически сложившаяся художественная мысль рубежа XIX-XX веков, но и как нравственно-эстетическая реальность, не ограниченная указанным периодом.

Объектом исследования являются два ключевых романа Ф.М Достоевского («Бесы» и «Братья Карамазовы»), в которых идеи и образы декаданса, а также формы его преодоления, проявились в наибольшей полноте.

Предметом исследования стал декаданс как совокупность идейных и художественных признаков, формирующих сложное содержательное пространство романов Ф.М. Достоевского «Бесы» и «Братья Карамазовы».

Цель исследования - постановка и целостное изучение проблемы «Ф.М. Достоевский и декаданс» на материале двух поздних романов русского писателя («Бесы» и «Братья Карамазовы»)

Задачи исследования:

1) Рассмотрение декаданса как теоретической проблемы, которая формируется во второй половине XIX века, но не ограничивается эпохой своего появления;

2) Представление основных художественных концепций поэтики декаданса, которые находятся с творчеством Ф.М. Достоевского в типологических отношениях;

3) Изучение «декаданса мысли» как идейно-художественной реальности в романах Ф.М. Достоевского;

4) Изучение «декаданса чувства» как идейно-художественной реальности в романах Ф.М. Достоевского;

5) Определение основных форм преодоления декаданса в романах Ф.М. Достоевского.

Методы исследования. Описательный метод, систематизирующий изучаемый материал в соответствии с комплексом исследовательских задач «Ф.М. Достоевский и декаданс». Сравнительно-сопоставительный метод, позволяющий выйти на уровень контекстуального изучения романов «Бесы» и «Братья Карамазовы» через рассмотрение разных художественных явлений (творчество Ф.М. Достоевского и литература европейского декаданса) .

Теоретическая значимость исследования. Для определения данного параметра диссертационной работы важно указать на особое внимание, уделяемое термину «декаданс». И в первой (теоретической) главе, и в двух главах, посвященных рассмотрению двух романов Ф.М. Достоевского, определяется и уточняется ключевое понятие исследование. Учитываются следующие важные факторы: творчество Ф.М. Достоевского в контексте европейского и русского декаданса; творчество Ф.М. Достоевского заметно повлияло на становление русского декаданса, который обращался к его романам как к источнику многих болезненных сюжетов; в творчестве Ф.М. Достоевского не только воссоздана атмосфера декаданса, но и намечены пути его критического восприятия и преодоления.

Апробация исследования. Результаты исследования были обнародованы на конференции «Художественная концепция личности в мировой литературе: материалы Международной научно-практической конференции (Краснодар-Армавир, 25-26 сентября 2012 г.), обсуждены на заседаниях кафедры зарубежной литературы и сравнительного культуроведения КубГУ.

Основные положения, выносимые на защиту.

1) О проблеме декаданса в творчестве Ф.М. Достоевского позволяет говорить присутствие следующих мотивов: мотив преступления (в том числе в духовной сфере), формирующего сюжет произведения; мотив двойственной природы героев, склонных к падению, к опасным поискам в области морали; мотив красоты, способной и спасать мир, и ставить его на грань нравственной катастрофы; мотив бунта героя против Бога и самой жизни, который часто сопровождается определением новой идеи человека, часто очень болезненной.

2) Ключевым для романов «Бесы» и «Братья Карамазовы» оказался «декаданс мысли», к которому относятся сюжеты, связанные с Кирилловым, Шатовым, Петром Верховенским, Иваном Карамазовым и некоторыми другими персонажами. Идеи, отстаиваемые этими героями, обязательно касаются проблем смерти и самоубийства, отказа от Бога и христианства.

3) В романах «Бесы» и «Братья Карамазовы» важное место занимает и «декаданс чувства, страсти», к которому относятся сюжеты, связанные с развитием женским образов, с Федором и Дмитрием Карамазовыми и некоторыми другими персонажами. Этот тип декаданса тесно связан с двойственным характером темы любви и красоты.

4) Объединяющим для «декаданса мысли» и «декаданса чувства» является образ Николая Ставрогина, который отказывается от веры в Бога, теряет возможность любить, но продолжает изобретать разные опасные идеи, способные заразить Кириллова, Шатова, Петра Верховенского. В образе Ставрогина показано формирование внутренней пустоты человека, которая приводит к самоубийству.

5) Достоевский не оставляет читателя один на один с образами и идеями декаданса, показывая возможность и необходимость духовной защиты. Преодоление декаданса происходит с сюжетами, связанными с Хроникером, Дашей, старцами Тихоном и Зосимой, Алешей. Определяющим для преодоления стремления к темным идеям, смерти, самоубийственным экспериментам оказывается христианская вера и любовь к людям.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Общее число страниц - 172.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Аммар Исмаель

Основные выводы могут быть сгруппированы вокруг двух центральных вопросов: 1) Как проявляет себя, в чем обнаруживается декаданс в двух романах Ф.М. Достоевского? 2) Как преодолевается декаданс, в котором мы видим распространение пессимистических мотивов, стремление героев к смерти, не ограничивающейся понятием о физическом уничтожении человека.

Подробно проанализировав романы «Бесы» и «Братья Карамазовы», может назвать следующие признаки декаданса в творчестве Ф. М. Достоевского.

1) И в «Бесах», и в «Братьях Карамазовых» сюжет связан с проблемой гибели. Во-первых, гибель - и физическая, и духовная - касается многих героев, таких как, Шатов и Кириллов, Иван и Дмитрий Карамазовы. Во-вторых, возникает вопрос о гибели человечества как вида, как созданного Богом сообщества, которое может увлечься такими страшными идеями, как идея Петра Верховенского или Ивана Карамазова, выраженной в «Легенде о Великом Инквизиторе».

2) Достоевского интересуют нестабильные характеры, подверженные радикальным эмоциям, невротическим срывам, нерациональным ходам. Автор часто обращается к персонажам, которые находятся «на грани»: увлечены собственными падениями, но иногда все-таки ищут варианты спасения. В обоих романах чрезвычайно много персонажей, находящихся на грани истерики, причем, в этом состоянии автор находит возможность для постановки религиозно-философских, а не бытовых вопросов.

3) Проблема красоты, ее странной и страшной природы проходит через оба произведения. К ней причастны и герои, например, Ставрогин, и героини, такие как, Лиза из «Бесов», Грушенька и Катерина Ивановна из «Братьев Карамазовых». Красота осознается в романах как двойственная сила: она способна делать добро, приносить человеку счастье, но через красоту возможно и узнавание ада, потеря воли человека к сопротивлению злу.

4) Достоевский обращается к изображению «декаданса чувства и страсти». Многие герои не могут справиться с собой, оказываются зависимыми от разных желаний, которые осознаются как гибельные, но особо притягательные. В этом случае чувство, например, влечение к женщине, может превратиться в навязчивую идеи, стать центром формирования характера героя. «Декаданс чувства» показывает, какую концепцию человека выстраивает Достоевский, предпочитающий показывать героев с непредсказуемым поведением.

5) Также Достоевский часто обращается к «декадансу мысли», показывает, как может захватить человека идея, к каким последствиям это может привести. Достоевский не просто рассматривает болезненные идеи, но пытается поставить диагноз. В большинстве случаев (примеры Шигалева, Верховенского, Кириллова, Ивана Карамазова, Смердякова) основой «декаданса мысли» оказывается атеизм (в очень разнообразных формах), лишающий человека шанса на бессмертие, на вечный смысл. Представитель «декаданса идеи» освобождается от великих традиций, имеющих спасительное значение, и начинает опасно экспериментировать, полагаясь исключительно на собственную волю.

6) Самым очевидным воплощением декаданса в одном персонаже является Ставрогин. Именно его судьба позволяет Достоевскому обнаружить смертельную опасность пустоту, открывшуюся в опасных экспериментах. Ставрогин совершает самоубийство, но, так или иначе, к самоубийству подходят разные герои двух изученных нами романов. Самоубийство представляется нам одной из самых заметных событий культуры декаданса, выражающих авторское отношение к проблеме «человек и бытие».

В романах «Бесы» и «Братья Карамазовы» декаданс не становится «последним словом» автора, подробно художественно рассматривается и преодолевается. Формы преодоления следующие.

1) Есть герои, чьи судьбы, поведения и слова служат заметной альтернативой запутанности декаданса и его представителей. Прежде всего, это старец Зосима и его ученик Алеша из романа «Братья Карамазовы». Эти герои способны вынести страдание, не отказаться от любви к человеку и миру. Эти герои не увлекаются абстрактными идеями, не обвиняют мир и Бога в несовершенстве, оказываются способными к деятельной помощи. Важно, что читатель видит жизни этих героев как целостные истории, наблюдает их в развитии, что способствует победе над разными пессимистическими идеями.

2) Преодолению декаданса помогает и сюжет романов в целом. Перед читателем проходят самые разные образы и идеи, которые можно обозначить как искушения: программы Шигалева, Верховенского, Кириллова, Шатова, Ивана Карамазова и других. Ни одно из искушений не остается без детального рассмотрения и сложного авторского комментария. Самый очевидный пример: самоубийство

Ставрогина и приближение к безумию и гибели Ставрогина и Ивана Карамазовых как следствие созданного ими внутреннего мира.

3) Атмосфера диалога, в создании которой принимают самое активное участие автор, рассказчики, герои и читатели. Каждый герой, близкий к декадансу, получает возможность изложить свою позицию, заинтересовать ею. Но эта позиция не остается без авторского контроля, обсуждается в разнообразных диалогах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами исследование можно считать состоявшимся и завершенным, так как решены основные поставленные задачи: декаданс рассмотрен как культурное явление, которое значительно шире, чем исторический период второй половины XIX - начала XX веков; рассмотрены образы и идеи декаданса в двух романах Достоевского, наиболее близких ключевой проблеме диссертации.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Аммар Исмаель, 2013 год

1. Абрамов А.И. Декаданс в социокультурном измерении: (К характеристике философско-эстетических исканий) // ОНС: Общественные науки и современность. М., 1997. N 1.

2. Альми И.Л. Об одной из глав романа «Братья Карамазовы» («Черт. Кошмар Ивана Федоровича») // Достоевский и мировая культура. Альманах № 7. М., 1996.

3. Арсентьева H.H. Христианский нравственный идеал и проблема утопического сознания в русской литературе (Ф.М. Достоевский и Л.Н. Андреев) // Русская литература XIX века и христианство. М., 1997.

4. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.

5. Бачинин В.А. Достоевский: метафизика преступления (Художественная феноменология русского протомодерна). СПб., 2001

6. Бердяев H.A. Миросозерцание Достоевского. Н. Бердяев о русской философии. 4.1. Свердловск, 1991.

7. Бердяев H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре: философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.

8. Бердяев H.A. Смысл творчества. М., 1989.

9. Бибихин В. Две легенды, одно видение: инквизитор и антихрист // Искусство кино, 1994, № 4; http://www.vehi.net/soloviev/bibikhin.html

10. Бодлер Ш. Цветы зла. М., 2008.

11. Буланов А.М "Поэма о Великом инквизиторе" в романе Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы" : Искушение человека, искушение веры // Проблемы этико-художественной преемственности в литературе. Арзамас, 2006.

12. Булгаков, С.Н. Русская трагедия // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли. М., 1990.

13. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М., 1994.

14. Гаричева Е.А. Ф.М. Достоевский о преображении личности в романе «Бесы» // Знание, понимание, умение. М., 2008, № 3.

15. Гачев Г.Д. Космос Достоевского // Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М.,1988.

16. Гогина JI. П. Христианская нравственность как альтернатива нигилизму в романе "Бесы" Ф.М. Достоевского: автореферат дис. . кандидата филологических наук: 10.01.01. М., 2007.

17. Горбачевский Ч.А. Категория свободы в творчестве Ф.М. Достоевского и ее интерпретация в русской религиозно-философской критике рубежа XIX-XX веков. Диссертация на соискание . кандидата филологических наук по специальности 10.01.01. Магнитогорск, 2005.

18. Гюисманс Ж. Наоборот. М., 2005.

19. Гулыга А. "Философия есть тоже поэзия": (Досгоевекий-мыслитель) // Наш современник. М., 1996. -N11.

20. Гущина Т.В. Художественно-эстетические функции женских характеров в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Автореферат диссертации на соискание . кандидата филологических наук по спец. 10.01.01. Орел, 2004.

21. Долгенко А.Н. Декаданс как тип культурной ментальное™ // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики. Тольятти, 2004. Гуманитарные науки и образование: опыт, проблемы, перспективы. Ч. 3.

22. Долгенко А.Н. Преступление без наказания: наследие Ф. М. Достоевского в неомифологии Ф. Сологуба // Достоевский и XX век. В 2 тт. / М., 2007. Т. 1.

23. Долгенко А.Н. Русский декаданс: определение и самоопределение // Изв. Волгоград, гос. пед. ун-та. Сер.: Филологические пауки. Волгоград, 2002. N 1/

24. Долгенко А.Н. Утрата веры и кризис гуманизма: художественная антропология русского декадентского романа // III Пасхальные чтения: Гуманитарные науки и православная культура. М., 2005.

25. Достоевский. Бесы. М., 2011.

26. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 10 т. Т. 9. М., 1958.

27. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 10 т. Т. 10. М., 1958.

28. Достоевский в современном мире // Октябрь. М., 2002.

29. Дунаев М. Вера в горниле сомнений. Теодицея Достоевского // Москва, 2001, № 11; http://www.moskvam.ru/2001/l 1/dunaev.htm

30. Евлампиев И.И. Великий Инквизитор, Христос и дьявол: Новое прочтение известной темы Достоевского // Вопросы философии. М., 2006. N 3.

31. Евлампиев И.И. Кириллов и Христос Самоубийцы Достоевского и проблема бессмертия // Вопросы философии. М., 1998, № 3; http ://anthropology .ru/ru/texts/е v lampie v/kiri 11 .html

32. Евлампиев И.И. Прогулка по кладбищу (проблема посмертного существования в творчестве Достоевского) // Фигуры Танатоса. Философский альманах. Выпуск № 6. Кладбище. СПб,, 2001; http ://anthropology .ru/ru/texts/e vlampiev/tanatos 6 .html

33. Ермакова М.Я. «Двойничество» в «Бесах» // Достоевский. Материалы и исследования. Т. 2. Д., 1976.

34. Ефимова Н. Мотив библейского Иова в «Братьях Карамазовых» // Достоевский. Материалы и исследования. Т. 11. СПб., 1994.

35. Захаров, В. О христианском значении основной идеи творчества Достоевского // Достоевский в конце XX века. М., 1996.

36. Зенкин С. Нечто о декадансе // Новое лит. обозрение. М., 1994. N 7.

37. Иванов Вяч. Достоевский и роман-трагедия // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли. М., 1990.

38. Ионина М. А. Ветхозаветная книга Иова в творчестве Ф.М. Достоевского: автореферат дис. . кандидата филологических наук: 10.01.01. Томск, 2007.

39. Истомина Н. Ф. Концепт "бесы" в одноимённом романе Ф. М. Достоевского: диссертация . кандидата филологических наук: 10.02.01. Липецк, 2002.

40. Казаков A.A. Архетип смерти в структуре "финальной гармонии" Достоевского //Вестн. Том. гос. ун-та. Томск, 1999. Т. 268

41. Кантор В. Достоевский, Ницше и кризис христианства в Европе конца XIX начала XX века // Вопросы философии. М., 2002. N 9.

42. Кантор В. Кого и зачем искушал черт?: (Иван Карамазов: соблазны "русского пути") // Вопросы лит. М., 2002. Вып. 2.

43. Касаткина Т.А. Теодицея от Ивана Карамазова // Достоевский и мировая культура. Альманах № 7. М., 1996.

44. Карякин Ю. Зачем «хроникер» в «Бесах»? // Лит. обозрение. 1981. № 4.

45. Келдыш В.А. Русская литература «серебряного века» как сложная целостность // Русская литература рубежа веков (1890-е начало 1920-х годов). Книга 1. М., 2000.

46. Ковина Е.В. Художественная картина мира в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»: время, пространство, человек. Диссертация на соискание . кандидата филологических наук по спец. 10.01.01. СПб., 2005.

47. Корольков A.A. Пророчества Константина Леон тьева. СПб., 1998.

48. Котельников, В.А. О средневековых источниках миросозерцания и творчества Достоевского // Литература и философия. С116., 2000.

49. Криницын А.Б. О притчевой основе идей в романах Ф.М. Достоевского // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. М., 1993. N 5.

50. Криницын А.Б. Формы исповеди в романах Ф.М. Достоевского. Диссертация на соискание . кандидата филологических наук по спец. 10.01.01. Москва, 1995.

51. Кудрявцев, Ю.Г. Три круга Достоевского. М., 1991.

52. Курабцев, B.JI. Ангелы и бесы : (Лев Шестов и философия Ф.М. Достоевского) // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. М., 2003. N4.

53. Ланщиков А. Декаданс или разрушение культуры? // Лиг. учеба. М., 1991. N4.

54. Литературная энциклопедия: В 11 т. М., 1у29—1939; http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/

55. Лапин А. В. Феномен религиозной веры в мировоззрении Ф.М. Достоевского: диссертация . кандидата философских наук: 09.00.13. Благовещенск, 2006.

56. Левина Л. Роман о богохульстве и опровержении его: (Некоторые аспекты поэтики "Братьев Карамазовых")//Начало. М., 1995. N 3.

57. Левина Л.А. «Новый Иов» в творчестве Ф.М. Достоевского и в русской культуре XX века // // Достоевский. Материалы и исследования. Т. 11. СПб., 1994.

58. Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание // Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994.

59. Львов-Рогачевский В. Декадент // http:// az. lib .ru/l/lxwowrogachewskijwl/text0080. shtm 1

60. Малкина О.Ю. Ф.М. Достоевский в художественном мире М.П. Арцыбашева. Диссертация на соискание . кандидата филологических наук по спец. 10.01.01. Тамбов, 2005.

61. Майорова О. Царевич-самозванец в социальной мифологии пореформенной эпохи

62. РОССИЯ / RUSSIA. Вып. 3 (11): Культурные пракшки в идеологической перспективе. Россия XVIII начало XX века. М., 199У.

63. Медведев, A.A. Апокалипсис литературы: В.В.Розанов и Ф.М.Досюевский // Славянские духовные ценности на рубеже веков. 1 юмень, 2001.

64. Мелетинский Е.М. «Заметки о творчестве Достоеьски! и». М, 2001.

65. Меликян М. М. Художественная структура бьпия в метаромане Ф.М. Достоевского: "Преступление и наказание", "Пдиог", "Бесы": дис. . кандидата филологических наук: 10.01.01. Иваново, 2000.

66. Мережковский Д.С. Достоевский // Мережкоа^ий Д.С. Акрополь: Избранные литературно-критические статьи. М , 199 i.

67. Мережковский Д.С. «О причинах упадка и о повь;\ ¡ечениях современной русской литературы // http://fb21ib.net.ru/readonliiic/9oo 15#TOCid2476276.

68. Метерлинк М. Непрошенная // Метерлинк М. Пьесы, м., 1958.

69. Метерлинк М. Слепые // Метерлинк М. Пьесы. М., 1 v58.

70. Метерлинк М. Смерть Тентажиля // Метерлинк N. i ¿ьесы. i\i., 1958.

71. Метерлинк М. Там внутри // Метерлинк М. Пьесы. Ai., 1958.

72. Мухамадиев Р. Диалог Достоевского и диалоынм ьахшна // Вестник Московского университета. Сер.7, Философия. М., lv9o. N 4.

73. Назиров Р. Г. Петр Верховенскии как эсгет // Назиров Р. Г. Русская классическая литература: сравнительно-исторический подход. Исследования разных лет: Сборник статей. Уфа, 2005.

74. Натова Н. Метафизический символизм Досюевскою // Достоевский. СПб., 1997. Т. 14.

75. Нестеров И.В. Поступки персонажей в романе Дисгоеьекого "Братья Карамазовы" //Рус. словесность. М., 2005. N 7.

76. Ницше Ф. Антихрист // Ницше Ф. По ту сторону дии,^ и jjki. AI., 2010.

77. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф. По гу сторону добра и зла. М., 2010.

78. Ницше. Сумерки кумиров // Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. ML, 2010.

79. Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. М., 2010.

80. Орлова С.А. Мифо-фольклорный контекст романа В.М. Достоевского «Бесы». Специальность 10.01.09 фольклористика. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Челябинск, 2010.

81. Пантелей И.В. Антиевангелие от Ставрогина // Достоевский и современность. Старая Русса, 1998

82. Пономарева Г.Б. Житийный круг Ивана Карамазова // Достоевский. Материалы и исследования. Т. 9. Л., 1991.

83. Пустовойт П.Г. Христианская образность в романах Ф.М. Достоевского // Русская литература XIX века и христианство. М., 1997.

84. Пухачёв С. Б. Поэтика жеста в произведениях Ф. М. Достоевского (на материале романов "Преступление и наказание", "Идиот", "Бесы", "Подросток", "Братья Карамазовы"): дис. . канд. филол. наук: 10.01.01. Великий Новгород, 2006.

85. Решетов В.Г. Возрождение и Декаданс: У. Шекспир и Ф. Бэкон в восприятии Ф. Ницше и О. Уайльда // Филологические науки. М., 1997. N 3.

86. Розанов В.В. На лекции о Достоевском // Опыты. Литературно-философский сборник. М., 1990.

87. Розанов В.В. О Достоевском // http://www.vehi.net/rozanov/dost.html

88. Розанов В.В. Опавшие листья. Короб второй. Розанов В.В. Собрание сочинений. Т. 2. М., 1990.

89. Розанов В. Памяти Ф.М. Достоевского // http://www.bibliotekar.ru/rus-Яогапо vZ23.htm

90. Розенблюм Л. "Красота спасет мир": О "символе веры" Ф.М.Достоевского //Вопр. лит. М., 1991. N 11/12.

91. Ронен О. Декаданс // http://magazines.mss.rU/zvezda/2007/5/rol9.html

92. Рыкова К. Проблема художественного воплощения идеала в эстетике Ф.М. Достоевского // Вестник Московского унивеситета. Сер. 9, Филология. М.,2000. N 6.

93. Рыкова К.А. Проблема творчества в этико-эстетических воззрениях Ф.М. Достоевского. Диссертация на соискание . кандидата филологических наук по спец. 10.01.01. Москва, 2002.

94. Савельев К.Н. Новые подходы в осмыслении понятия "декаданс" // Знание. Понимание. Умение. М., 2007. N 1.

95. Савельев К.Н. Литература английского декаданса: истоки, генезис, саморефлексия. Диссертация на соискание. доктора филологических наук по спец. 10.01.03. Москва, 2008.

96. Савина Н. О. Роман Ф. М. Достоевского "Бесы": проблематика и особенности поэтики: диссертация . кандидата филологических наук: 10.01.01. М., 2003.

97. Сайченко В.В. «Житие Великого грешника» трансформация замысла, жанровое своеобразие, роль в творческой эволюции Ф. М. Достоевского: диссертация . кандидата филологических наук: 10.01.01. Краснодар, 2002.

98. Сайченко В.В. Святость в произведениях Достоевского: моделирование или «несвятость» // Достоевский и современность (к 180-летию писателя): Материалы региональной научно-практической конференции. Армавир,2001.

99. Сараскина Л.И. "Бесы": роман-предупреждение. М., 1990.

100. Селезнев Ю.И. В мире Достоевского. М., 1980.

101. Семенов Е.И. К вопросу о месте главы «Бунт» в романе «Братья Карамазовы» // Достоевский. Материалы и исследования. Т. 2. Л., 1976.

102. Семенова С. "Высшая идея существования" у Достоевского // Вопросы литераьуры, М., 1988. N11.

103. Сизова И.И. Проблема богоборчества и ее художественное решение в романе «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского». Диссертация насоискание . кандидата филологических наук по спец. 10.01.01. Москва, 2005.

104. Сморжко С.Н. Художественная эсхатология в романах Ф.М. Достоевского 1860-1870-х годов: автореферат дис. . кандидата филологических наук: 10.01.01. Краснодар, 2007.

105. Соловьев B.C. Три речи в память Достоевского // Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М., 1991.

106. Сологуб Ф. Не постыдно ли быть декадентом? // http://www.decadence.ru/lib/fsologub.php

107. Солянкина О.Н. Жанровый генезис романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»: традиции комедии, водевиля и фельетона. Диссертация на соискание . кандидата филологических наук по спец. 10.01.01. Москва, 2010.

108. Старосельская Н.Д. Тема русского фаустианства в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Диссертация на соискание . кандидата филологических наук по спец. 10.01.01. Москва, 1984.

109. Степанян К.А. К пониманию «реализма в высшем смысле» (на примере романа «Идиот». Статья вторая // Достоевский и мировая культура. Альманах № 10. М., 1998.

110. Степанян К. А. Реализм в высшем смысле как творческий метод Ф.М. Достоевского: автореферат дис. . доктора филологических наук: 10.01.01. М., 2007.

111. Строганцева Н.В. Поэма "Великий инквизитор": семантическая модель и контур интерпретационного поля: диссертация . кандидата филологических наук: 10.01.01. Краснодар, 2003.

112. Тарасов Ф. Взгляд на Достоевского на рубеже третьего тысячелетия // Москва. М., 2001. N 11.

113. Татаринов A.B. Дионис и декаданс: поэтика депрессивного сознания. Краснодар, 2010.

114. Твардовская В.А. Религиозно-нравственная утопия Ф.М.Достоевского // Вопросы научного атеизма. М., 1988. N 37.

115. Телегин С.М. Основной миф Достоевского // Литература в школе. М., 1998. N4.

116. Тихомиров Б.Н. О «христологии» Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. Т. 11. СПб., 1994.

117. Тихомиров Б. Н. Религиозные аспекты творчества Ф.М. Достоевского. Проблемы интерпретации, комментирования, текстологии: диссертация . доктора филологических наук: 10.01.01. СПб., 2006.

118. Толмачев В.М. Декаданс: опыт культурологической характеристики // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. М., 1991. N 5.

119. Толмачев В.М. Рубеж XIX-XX веков как историко-литературное и культурологическое понятие // Зарубежная литература конца Х1Х-начала XX века: Учебное пособие для студ. высших учеб. заведений. М., 2003.

120. Туровский М.Б. Достоевский и Бердяев // Филос. науки. М., 1998. N 1.

121. Уайльд О. Портрет Дориана Грея // Уайльд О. Малое собрание сочинений. М., 2010.

122. Уайльд О. Саломея // Уайльд О. Малое собрание сочинений. М., 2010.

123. Уайльд О. Тюремная исповедь // Уайльд О. Малое собрание сочинений. М., 2010.

124. Фарафонова O.A. Мотивная структура романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Диссертация на соискание . кандидата филологических наук по спец. 10.01.01. Новосибирск, 2003.

125. Фисун С. Проблемы антропологии в богословском контексте романа Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы" // Текст: проблемы и методы исследования. Барнаул, 2005.

126. Флоровский Г. Пути русского богословия. Киев, 1991.

127. Фокин П.Е. Поэма "Великий инквизитор" и футурология Достоевского // Достоевский: Материалы и исследования. СПб., 1996.

128. Франк С.Л. Крушение кумиров // Франк С.Л. Сочинения. М., 1990.

129. Хализев В.Е. Иван Карамазов как русский миф начала XX века // Рус. словесность. М., 1997. N 1.

130. Чернышева Т.Д. Воплощение авторской позиции в романе «Братья Карамазовы». Диссертация на соискание . кандидата филологических наук по спец. 10.01.01. Новосибирск, 2009.

131. Черюкина Г.Л. Образ Христа в поздних романах Ф.М. Достоевского в свете влияния Апокалипсиса // Филологический вестн. Ростов, гос. ун-та. Ростов н/Д, 2000. N 3.

132. Чжан Бяньгэ. Проблема духовного возрождения человека в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Автореферат диссертации на соискание . кандидата филологических наук по спец. 10.01.01. Москва, 2006.

133. Чмыхов Л.М. Декаданс изнутри: (Культурологические аспекты) // Вестн. Ставропол. гос. пед. ун-та. Социально-гуманит. науки. Ставрополь, 1995. Вып. 1.

134. Шараков С.Л. Идея спасения в романе Ф.М.Достоевского "Братья Карамазовы" // Евангельский текст в русской литературе XVII XX веков: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. - Петрозаводск, 2001. Вып.З.

135. Шараков С.Л. Идея спасения в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Диссертация на соискание . кандидата филологических наук по спец. 10.01.01. Петрозаводск, 2006.

136. Шаулов С.С. Структура романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»: диахронический аспект. Диссертация на соискание . кандидата филологических наук по спец. 10.01.01. Уфа, 2004.

137. Шестов Л. Достоевский и Ницше (Философия трагедии) // Электронный ресурс. // Режим доступа: http://nietzsche.ru/look/century/dostoevski

138. Штейнберг А.З. Достоевский как философ // Вопр. философии. М., 1994. N9.

139. Щенников Г. К. "Журнал Печорина" и "Исповедь" Ставрогина: анализ деструкции личности / Г. К. Щенников // Известия Уральского государственного университета. 2001. № 17.

140. Щенников Г. Человековедение Достоевского // Вопросы литературы. М., 1987.

141. Шипунова Н.Ф. Достоевский в русской культуре конца XIX первой трети XX в. Диссертация на соискание . кандидата филологических наук по спец. 10.01.01. Москва, 2006.

142. Эпштейн М. Эе'Ы^ с!е Б1ес1е, или От пост- к прото-. Манифест нового века // Знамя, 2001, № 5; http://magazines.russ.rU/znamia/2001/5/epsh.html

143. Эсалнек А.Я. Своеобразие хронотопа в романе Ф.М. Достоевского "Бесы" // Филол. науки. М., 1999. N 2.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.