Феномен комического в творчестве Ф.М. Достоевского: 1864-1881 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Мухина, Светлана Анатольевна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 251
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Мухина, Светлана Анатольевна
Введение.
Глава 1. Феномен комического и его формирование в художественном мире Ф.М. Достоевского: традиции и новаторство.
1.1 Ф.М. Достоевский как наследник Н.В. Гоголя.
1.2 Становление художественного метода и своеобразие комизма Достоевского: светлый юмор и трагикомический пафос произведений 1844-1860 гг.
1.3 Комические парадоксы «подпольного» человека в повести
Ф.М. Достоевского «Записки из подполья» (1864 г.).
1.4 Ценностный аспект смеха и комического в романе Ф.М.
Достоевского «Игрок» (1866г.).
Глава 2. Своеобразие комического и трагического в романах Достоевского 1868-1881 гг.:
2.1 Диалектика комического в романе «Идиот» (1868 г.).
2.2 Сатирические феномены в романе «Бесы» (1872 г.)
2.3 Светлый смех и печальная улыбка в романе «Братья Карамазовы»
1881 г.).
Заклю чение.
Библ иограф ия.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Формы и функции комического в романах Ф. М. Достоевского2000 год, кандидат филологических наук Логинова, Наталья Игоревна
Смеховое и комическое в эстетике и поэтике Ф.М. Достоевского2012 год, кандидат филологических наук Понкратова, Екатерина Михайловна
Проблема трагического и комического: На материале романа Ф. М. Достоевского "Идиот"2000 год, кандидат филологических наук Чо Хе Кюн
Христианские основы мировосприятия и изображения героя в произведениях Ф.М. Достоевского2006 год, доктор филологических наук Кунильский, Андрей Евгеньевич
Комическое начало в художественном стиле Достоевского. Ранние произведения2007 год, кандидат филологических наук Солотчин, Сергей Георгиевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен комического в творчестве Ф.М. Достоевского: 1864-1881 гг.»
Творчество Ф.М. Достоевского, предвосхитившего в своих произведениях основные философские и нравственные вопросы нынешнего времени, по масштабу влияния на духовное развитие человечества представляется уникальным. Достоевский как художник-провидец, мыслитель и, прежде всего, выразитель идей Православия, сумел указать основные духовно-нравственные ориентиры для всего человечества. Этим объясняется все возрастающий «для человечества лишь в более широкой и сложной исторической перспективе»1 интерес к личности и многогранному творчеству писателя. «Поставленные в своё время Достоевским проблемы государственных и национальных, социальных и семейных отношений, проблемы идентичности личности сегодня всё более привлекают наше внимание, потому что мы постоянно сталкиваемся с реалиями, напоминающими о пророчествах Достоевского»2.
Творчество Достоевского зачастую преподносится лишь как глубоко трагичное, хранящее «память о муках людских» (М. Горький). Трагическая доминанта творчества Достоевского не исключала, однако, и комического начала. Писатель, постигающий целостность жизни, Достоевский ощущал глубоко нравственную силу не только «великой грусти», но и юмора: в одном из своих писем он заметил: «.а между тем жизнь полна комизма»3. Такое восприятие полноты жизни характерно для писателя и отражено во всем его творчестве, поэтому интерес к ее
1 Фридлендер Г.М. Достоевский в современном мире // Достоевский. Материалы и исследования: т. 1. Л., 1974. С. 140.
2 Киносита Т. Вступительная речь на открытии Международной конференции, посвященной Ф.М. Достоевскому (22 августа 2000 г. Университет Тиба) // XXI век глазами Достоевского: перспективы человечества. Материалы Международной конференции, состоявшейся в Университете Тиба (Япония) 22 - 25 августа 2000 года. - М.: ИД «Грааль», 2002. - С. 9.
3 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 томах. - Л.: Наука, 1972 -1990. Т. 30. С. 122. Все ссылки на тексты Достоевского даются по этому изданию с указанием номера тома и страницы. комической составляющей становится предметом исследования многих критиков и литературоведов.
Талант Достоевского «тешиться юмором» проявился не только в его характере, но в литературном творчестве. Жена писателя А.Г. Достоевская и многие его современники (О. Тимофеева-Починсковская, С.Д. Яновский, H.H. Страхов, М.А. Иванова, М.В. Каменецкий)4 вспоминали о любви Достоевского к каламбурам, шуткам и остротам, его «неподражаемом юморе». Позже Томас Манн отметил именно это непревзойденное чувство юмора в творениях писателя: «Даже эпилептическо-апокалиптический мир призраков Достоевского пронизан безудержной комедийностью.»5.
В.Г. Белинский первым указал на комический талант Достоевского, отметив, что преобладающей чертой творчества писателя является юмор. Талант «смешить и глубоко потрясать душу читателя в одно и то же время, заставить его улыбаться сквозь слезы»6 стал, по мнению Белинского, самобытной чертой творчества Достоевского. «Избыток юмора» и маскировку им «глубоко трагического колорита и тона»7 критик находил в повести «Двойник». Уже в раннем творчестве Достоевского критик увидел юмористическое начало: «. молодой талант в сознании своей силы и своего богатства как будто тешится юмором; но в нем так много юмора действительного, юмора мысли и дела, что ему смело можно не дорожить юмором слов и фраз»8.
Впоследствии критик П.А. Плетнев, указывая на связь творчества Достоевского и Гоголя, отмечал юмористические черты «Бедных людей»: «В этом романе есть два элемента поэзии: серьезный и комический. Первый гораздо более второго носит на себе тип той художнической истины, которая так высоко ценится в произведениях таланта.
4 Достоевский в воспоминаниях современников. М., 1964. Т. 2. С. 157, 159,289,313,363,397.
5 Манн Т. Русская антология // Литературная газета. - 1975. - № 23.
6 Белинский В. Г. Собр. соч: В 9 т. - М.: Худ. Лит., 1982. Т. 8. С. 128.
7 Там же.
8 Там же.
Комическое же здесь изысканно и составляет заметное подражание тону, краскам и даже языку Гоголя»9.
На сходство Достоевского с Диккенсом указывал Вл.С. Соловьев, отмечая, что Достоевскому удаются не только трагические, но и комические сцены. Эту же мысль поддержал В.В. Розанов: «.вчитываясь во весь ряд его сочинений, мы видим, как постоянно он обставляет в начале и в конце легкой иронией и свои любимые идеи.»10.
Напротив, комического начала в творчестве Достоевского не находили критики «серебряного века». Д.С. Мережковский не находил в творчестве Толстого и Достоевского «освобождающего ужаса» и «освобождающего смеха»11. По мнению Мережковского, «самое мелкое, пошлое и будничное, что только есть в человеческой жизни. становится (у Достоевского) праздничным, страшным и весёлым, точно в блеске молний»12.
Творчество гения русской литературы Ф.М. Достоевского стало объектом изучения отечественных литературоведов в начале XX века. В работе «Достоевский и Гоголь: к теории пародии» Тынянов Ю.Н. сравнивал особенности идиостилей писателей (Гоголя и Достоевского). Он рассматривал комическое начало в творчестве автора «Бедных людей» с точки зрения влияния Гоголя на раннего Достоевского и уделял внимание прежде всего стилевым особенностям. «Бедные люди», «Господин Прохарчин», «Двойник», «Хозяйка», «Роман в девяти письмах», по словам исследователя, пронизаны гоголевскими образами, и приемами создания комического («словесная маска», пародия, анекдот, метод контраста, «обороты фраз». При этом литературовед подчеркивал,
9 Ф.М. Достоевский в русской критике. М., 1959. Т. 1. С. 13, 29.
10 Розанов В.В. Легенда о Великом Инквизиторе Ф.М. Достоевского (Опыт критического комментария)//О Великом Инквизиторе. Достоевский и последующие. М., 1991. С. 89. Мережковский Д.С. Толстой и Достоевский. Спб., 1909. С. 249.
12 Там же. С. 290. что «стиль Достоевского явно повторяет, варьирует, комбинирует стиль Гоголя — в особенности высокий и комический стиль»13.
Анализ произведений раннего периода творчества писателя, установление генетических связей с Гоголем позволили Тынянову прийти к выводу о наличии нового, самобытного стиля автора «Бедных людей»: «Здесь стилизация; здесь нет следования за стилем, а скорее игра им. И если вспомнить, как подчеркивает Достоевский Гоголя («Бедные люди», «Господин Прохарчин»), как слишком явно идет от него, не скрываясь, станет ясно, что следует говорить скорее о стилизации, нежели о «подражании», «влиянии» и т. д.»14. Также литературовед указал на способность Достоевского создавать трагикомическое, ведь «Достоевский переносил и трагические черты действительной жизни в произведения, иногда резко меняя их эмоциональную окраску на комическую»15.
Знаковым событием в рассмотрении проблемы комизма в творчестве Достоевского стала работа И.И. Лапшина. В 1929 году вышел в свет сборник работ «О Достоевском» под редакцией А.Л.Бема, в котором была напечатана статья И.И.Лапшина «Комическое в произведениях Достоевского», прочитанная в Семинарии по изучению Достоевского при Русском народном университете в Праге. Анализируя роль комических элементов во всем творчестве писателя, Лапшин отмечал природу этого комизма в раздвоенности сознания Достоевского. По мнению ученого, в писателе сосуществовали противоречивые стороны характера — оптимистическая и пессимистическая: «.Если светлый лик Достоевского озарен кроткой детской улыбкой, то другая половина его существа скрывала в себе «демонические» черты. Кроткому
13 Тынянов Ю.Н. Достоевский и Гоголь: к теории пародии//О Достоевском. 1966. С. 155-156.
14 Там же.
15 Там же. С. 179.
Достоевскому мил безобидный юмор, «жестокому таланту» свойствен
16 адскии хохот, полный мук» .
Трагика как основа комизма» была, по мнению литературоведа, важнейшей составляющей мировосприятия Достоевского, в котором комическое - «средства к очищению своей души от продуктов душевного
17 распада» . Именно поэтому автор «Бедных людей» «в едкой
18 саркастической форме издевается над человеческой низостью и злобой» . С помощью пародии, эффекта контраста (всеобщего хохота и рыданий), цинического оттенка комических ситуаций Достоевский создавал, по мысли Лапшина, особые характеры — «комических личностей», восходящие к гоголевским «героям-маскам». При этом комические черты у этих героев неразрывно связаны с трагическими.
Размышления И.И. Лапшина продолжил П.М. Бицилли в своем исследовании «К вопросу о внутренней форме романа Достоевского», вышедшем в свет в 1946 году. Отмечая наличие комических черт в творчестве Достоевского, Бицилли находил прежде всего в жанрах произведений писателя: «Быть может, правильнее было бы охарактеризовать его (роман-трагедию) как «роман-трагикомедию. элементы трагического и комического зачастую сочетаются у него в одних и тех же эпизодах и - в одних и тех же персонажах»19. В этом
20 строго мотивированном» сочетании литературовед находил непременное условие необыкновенно развитого «самоанализа», доходящего до «распада личности», исторжения, объективизации собственного несовершенства21.
16 Лапшин И.И. Комическое в произведениях Достоевского // О Достоевском: Сб. ст./ Под ред. А. Л. Бема. Прага, 1993. С. 34-35.
17 Там же. С. 34.
18 Там же.
19 Бицилли П.М. К вопросу о внутренней форме романа Достоевского // О Достоевском. Сб. ст. Providence., 1966. С. 10-11.
20 Там же.
21 Там же. С. 44.
В середине XX века появилась статья Д.О. Заславского «Заметки о юморе и сатире в произведениях Достоевского». «Добрый смех, обнаруживающий «прекрасное» в комическом, преобладал в раннем творчестве писателя. Ученый отмечал, что «Достоевский обладал могучим даром комического. Этот дар порождал глубокие и реалистические художественные образы, когда он служил верной и острой критике несправедливости и уродства общественного строя, а
22 юмор был средством в комическом показать прекрасное» . Заславский увидел в юморе романа «Братья Карамазовы» полифункциональную природу: «Средствами юмора раскрывается прекрасное. И средствами же
23 юмора раскрывается безобразное, пошлое, грязное» . Кроме того, Заславский находил в смехе писателя средство борьбы с бездуховностью и безверием. Потому и монолог чёрта в романе «Братья Карамазовы» исследователь назвал «сильнейшей в мировой идеалистической литературе художественной сатирой, направленной против материализма и атеизма»24. Исследование Д.О. Заславского в рамках психологической школы охватывает анализ психологического портрета героев Достоевского, в котором смех выполняет «гораздо более сложную, нежели характерологическую функцию»25, и служит выражением мировосприятия героев.
Фундаментальные работы о творчестве Достоевского стали определять развитие достоевсковедения в середине XX века. Значительный вклад в достоевсковедение внес М.М. Бахтин. В своей работе «Проблемы поэтики Достоевского», впервые вышедшей в свет в 1929 году, Бахтин анализировал эстетические, историософские, этические начала в творчестве Достоевского. Смеховой элемент творений писателя Бахтин исследовал в связи с проблемой диалога и полифонизма. Бахтин
22 Заславский Д.О. Заметки о юморе и сатире в произведениях Достоевского // Творчество Достоевского: Сб. ст. М., 1959. С. 471.
3 Там же. С. 460.
24 Там же. С. 462.
25 т
I ам же. подробно исследовал карнавальную природу смеха героев Достоевского, а также природу пародии в его творчестве: «Пародирование — это создание развенчивающего двойника, это тот же «мир наизнанку»26. Природу образов двойников, предстающих на страницах произведений писателя, Бахтин находил в карнавализованной литературе, именно поэтому Достоевский широко использует символы карнавала: площадь как место действия, речь героев, мимику, звуковую организацию речи персонажей, оксюморонные сочетания («смерть - смех; борьба веры с неверием, смирения с гордостью; мыслитель — преступник, проститутка
97 праведница») . Жанр мениппеи («жанр серьезно-комического плана, сочетающий серьезный и смеховой тон, философские рассуждения, сатирическое осмеяние, пародийный эффект с пристрастием к
28 фантастическим ситуациям» ) присущ, по мнению Бахтина, повести «Сон смешного человека». Таким образом, по мысли Бахтина, элементом создания философско-психологического контекста является карнавально-смеховая доминанта.
В 1963 году была опубликована книга Н.М. Чиркова «О стиле Достоевского», в которой автор анализировал силу творческой мысли писателя, идейное богатство и стилевые черты его произведений. «Село Степанчиково и его обитатели» и «Дядюшкин сон» он назвал «романами-комедиями». Н.М. Чирков отмечал: «У Достоевского наряду с патетикой мы нередко имеем не только сцены скандалов, но и наблюдаем моменты грубого буффонного комизма, шутовства и паясничания. Комическое снижение подчас имеет у него своей функцией прямое пародирование патетического. Однако такое пародирование в конечном счете заостряет патетическое»29. Кроме того, Чирков находил элементы комизма в романе «Идиот» («Комическое в Мышкине - необходимое условие выявления в
26 Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - Изд-е 3-е. - М.: Художественная литература, 1972. С. 75.
27 Там же. С. 92.
28 Там же. С. 87.
29 Чирков Н. М. О стиле Достоевского. М., 1967. С. 173. нем трагически-возвышенного, высокопатетического» ); а «Бесов» исследователь называл «романом-сатирой и романом-трагедией»31. В произведении «Село Степанчиково и его обитатели» Чирков отмечал образ шута-приживальщика, который «прочно войдет в цепь создаваемых
32 им образов вплоть до «Братьев Карамазовых» ; а в романе «Игрок» отмечал сатиру на западное капиталистическое общество. По мнению Чиркова, «для художественной манеры Достоевского в названных произведениях характерно сочетание резкого комедийного гротеска, доходящего до буффонады, и утонченного психологического рисунка, стремящегося выявить тайные изгибы души»33. Диссонанс в изображении комического проявился в конце творчества писателя, которому были присуще «изображение крайне резкого перехода от благообразия к неистовому похабному шутовству, изображение трагического в сопровождении разнузданного смеха»34. Такие противоречия, по мнению автора, свидетельствуют о том, что для Достоевского было важно изображать жизнь «во всех ее противоречиях»35.
О проблеме комического размышлял Р.Г. Назиров в своей работе «Творческие принципы Ф.М. Достоевского». Он указывал на присутствие юмора во всем творчестве Достоевского: «От начала и до конца, при всех изменениях, главным в его творчестве оставался то приглушенный (редуцированный), то по-новому выявленный, прославляющий смех, смех сострадания и сочувствия к искаженной человечности»36. Бесспорно утверждение Назирова, о том, что «юмор Достоевского - это прежде
0 Там же. М., 1963. С. 63.
31 Там же. С. 144.
Там же. С. 33.
33 Там же. С. 35.
34 Там же. С. 147.
35 Там же. С. 229.
36 Назиров Р.Г. Юмор Достоевского // Русская литература 1870-1890 гг. Свердловск. 1977. Вып. 10.С. 50. всего и более всего улыбка печальной любви при виде человечески-священного в его неотъемлемо-земной, смешной форме» .
Значимой работой в отечественном литературоведении является книга Н.В. Кашиной «Эстетика Достоевского». Литературовед анализирует отражение эстетических категорий в творчестве Достоевского, в том числе стихии комического. Кашина убеждена, что «мир Достоевского «стоит» на трагическом противоречии, но он не сплошь и не безысходно трагедийный. В нем достаточно и
3 8 многообразного смеха.» . Кашина указывала на народное начало стихии комического у Достоевского: «Возможно, что, комизируя трагические мотивы, Достоевский стихийно исходил из свойственного народному творчеству стремления оттолкнуться от безнадежного, мрачного, безысходного, обрести надежду в способности преодолеть страх, посмеяться над ним»39. Элементами комизма являлись и «фоновые комические фигуры» в романе «Идиот», и образы героев-шутов, насыщающие романное пространство динамизмом.
Комическое в романах Достоевского исследуется в работах К.Г. Исупова, С.М. Нельса, Дж.К. Оутса, С. Берковича, монографиях P.JI. Буша, C.B. Белова, В.В. Виноградова, Н.В. Кашиной, Г. Кобаяси, С.А. Небольсина и других40.
37 Там же. С. 51.
38 Кашина Н.В. Эстетика Ф. М. Достоевского. - М.: Высшая школа, 1989. С. 244.
39 Там же. С. 230.
40 Исупов К. Г. О неисследованной черте художественного мышления Ф. М. Достоевского (понятие игры) // Вопросы историзма и реализма в русской литературе ХГХ - начала XX века. -J1.: Изд-во Ленинградского университета, 1985. - С. 183 - 192; Нельс. «Комический мученик»: К вопросу о значении образа приживальщика и шута в творчестве Достоевского // Русская литература - 1972, № 2 - С. 125 - 133; Оутс Дж. К. Трагическое и комическое в «Братьях Карамазовых» // Достоевский и мировая культура. Альманах. № 6.- С. 210 - 229; Bercovitch S. Dramatic irony in "The Notes from the Underground" // Slavic and East European Journal. - 1964. Vol. 8. № 3. - P. 284 - 291; Busch R. L. Humor in the major novels of Dostoevsky/ - Columbus: Ohio, 1987; Белов С. В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. - М.: Просвещение, 1985; Виноградов В. В. Поэтика русской литературы: Избранные труды. - М.: Наука, 1976; Кашина Н. В. Эстетика Ф. М. Достоевского. - М.: Высшая школа, 1989; Кобаяси Г. Улыбка Раскольникова // Достоевский и мировая культура. - М.: РАН, Институт мировой литературы им. Горького. - 2003.
Интерес представляет работа Т.М. Родиной «Достоевский. Повествование и драма», в которой отмечается «своеобразное, не сводимое ни к гоголевской, ни к мольеровской традиции использование приемов гротеска, буффонады, эксцентрики, масочности, остраненности»41. Особое внимание уделяется романам «сибирского периода», в которых писатель создал вид «трагического гротеска».
Проблемы феномена комического в творчестве Достоевского касаются работы М.Л. Спивак «Взаимодействие комического и трагического в поэтике Достоевского», в которой исследователь обнаружил именно эту «фундаментальную особенность художественной структуры позднего творчества Достоевского»42, обусловленную сочетанием смеха как проявления бесовского начала и смеха положительных героев. Комическое, по мнению Спивак, носит «пессимистический характер» и отождествляется с жизнеотрицанием некоторых героев Достоевского.
Значительным исследованием стала книга А.Е. Кунильского «Смех в мире Достоевского». Литературовед рассматривает проблему комического в контексте русской литературы от XVIII века до Пушкина и Гоголя. «Мировоззренческий смысл» смеха «Бедных людей» и «Братьев Карамазовых» проявляется в его положительном начале, поскольку Достоевский «позитивно оценивал смех и не считал его несовместимым с христианской традицией. Наоборот, положительно акцентированный смех, утверждая такие ценности, как радость и веселье, помогает бороться с пагубными страстями - унынием как проявлением неверия в божью помощь и печалью»43. Однако смех играет и провоцирующую роль, будучи оружием борьбы с «враждебными» героями (Иван Карамазов, Ракитин и т.д.).
Комизм как одна из эмоционально-ценностных ориентаций исследован в работе Т.А. Касаткиной «Характерология Достоевского.
41 Родина Т.М. Достоевский. Повествование и драма. М., 1984. С. 89.
42 Спивак М.Л. Взаимодействие трагического и комического в поэтике Ф.М. Достоевского. Автореф. дисс. канд. филол. наук. М., 1987. С. 3.
43 Кунильский А.Е. Смех в мире Достоевского. Петрозаводск, 1994. С. 78.
Типология эмоционально-ценностных ориентацию). Юмор наряду с эпикой, драматизмом, трагизмом, героикой представляется как «способ отношения человека к миру, глубинных основ его реакций на мир»44.
Проблема комического в творчестве писателя рассматривается в работах Н.И. Логиновой «Формы и функции комического в романах Ф. М. Достоевского» (Москва, 1999), Чо Хе Кюна «Проблема трагического и комического в романе Ф.М.Достоевского «Идиот» (Москва, 2000), С.Г. Солотчина «Комическое начало в художественном стиле Достоевского. Ранние произведения» (Москва, 2007). В работе Т.С. Комаровой «Смеховой портрет» как средство характеристики персонажа в творчестве Достоевского 1846-1859 гг.» (Магнитогорск, 2008) выявлена функциональная и смысловая специфика «смехового портрета», исследователь уделяет внимание смеху как элементу художественного мира Ф.М. Достоевского. Отдельный параграф45 посвящен комическому и трагическому началу творчества Ф.М. Достоевского в американской критике в диссертации Т.М. Миллионщиковой (Москва, 2011).
В современной достоевистике появляются новые исследовании творчества писателя, которые в той или иной мере касаются проблемы комического в творчестве Ф.М. Достоевского. Известны работы В.Н. Аношкиной, Г.М. Фридлендера, Т.А. Касаткиной, Б.Н. Тарасова, Ф.Б. Тарасова, А.Е Кунильского, В.Н. Захарова Ю.Ф. Карякина, А.Г. Гачевой, Ю.И. Сохрякова, - все эти исследователи изучают творчество Достоевского, которое представляется «кладезем творческих идей»46.
Несмотря на трагический накал чувств и страстей в своих романах, Достоевский был непревзойдённым мастером комического и видел в нем
44 Касаткина Т.А. Характерология Достоевского. Типология эмоционально-ценностных ориентаций. М., 1996. С. 5.
45 Параграф 2.4 «Эстетическая картина мира в творчестве Достоевского. Трагическое и комическое» // в дисс. . филолог, наук. Т.М. Миллионщиковой Творчество Ф.М. Достоевского в американском литературоведении конца XX — начала XXI века. // Дисс. . кандид. филолог, наук. М., 2011.
46 Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 6. Кн. Ill / Сост. И коммент. Ю. Т. Лисицы. - М.: Русская книга, 1997. С. 277. средство борьбы с бездуховностью. «Кто лишен способности понимать шутку, тот никогда не будет истинно счастлив» [27, 89], - так подчеркивал автор нравственный характер комического. Стихия комического в творчестве Достоевского, включающая в себя светлый, беззлобный юмор, искрометную иронию и бичующую сатиру, является важнейшим и неотъемлемым компонентом художественного мира писателя.
В данной работе проанализированы формы и виды комического, выделены типология комических характеров и комических ситуаций в творчестве Достоевского 1864-1881 гг. В связи с этим необходимо привести определение некоторых терминов.
Под комическим в широком смысле слова понимается «особая эстетическая категория, заключающая в себе естественные (т.е. проявляющиеся независимо от чьего-либо намерения) события, объекты и возникающие между ними отношения, так и определенный вид творчества, суть которого сводится к сознательному конструированию некой системы явлений или понятий, а также систем слов с целью вызвать эффект комического»47. Жан Поль утверждал, что комическое -это «фантазирование рассудка, которому предоставлена полная
48 свобода» . Сущность комического заключается в несоответствии или противоположности между содержанием (сущностью) и формой (явлением), между реальным содержанием или возможностями тех или иных героев и их претензиями, их представлениями о себе. Среди многообразия форм комического продуктивными (по частоте употребления и силе художественного воздействия) в творчестве Достоевского выделяются такие, как юмор, ирония, сатира.
Христианские основы мировоззрения писателя выражались и в понимании юмора как философско-эстетической категории. Юмор
47 Дземидок Б.О комическом. М., 1974. С. 29.
48 Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики. М., 1981. С. 24. отличается от других модификаций комического тем, что он представляет собой сложное отношение сознания к объекту, к отдельным явлениям и к миру, в целом, сочетающее внешне комическую трактовку с внутренней серьезностью: два аспекта юмора, так как «все на свете можно «рассматривать "серьезно" - и "комически"» (Фолькельт Й). Юмор, особенно в высших, более характерных своих формах, тяготеет как бы к третьему, синтетическому взгляду - «юмористическому миросозерцанию»49. Важно, что в основе юмора лежит невинная шутка, стремление рассмешить, нежели покарать. «Юмор всегда сочетает остроумие с любовью. Чем лучше юмор, тем в нем больше человечности, тем больше он проникнут участием и добротой»50. Элементы юмора в той или иной степени встречаются во всех творениях писателя, поскольку именно они способствовали состраданию, любви к ближнему, что, по мнению Достоевского, было самым важным в комизме. Юмор помогал автору найти «человека в человеке», потому чисто юмористическими можно назвать героев произведений Достоевского. Однако юмор в позднем творчестве писателя усложняется трагическими чертами: в образах Девушкина и Ростанева, Мышкина и Алеши Карамазова, Иволгина и Красоткина юмор оттеняет трагизм этих персонажей. Таким образом, юмор — это и дар, и особенность мировосприятия, проявление любви к окружающим и к самому себе.
На страницах произведений Достоевского встречается многоликая ирония. Скрытостью насмешки за маской серьёзности характеризуют как форму комического. Не случайно Б. Дземидок отмечает, что «ирония остаётся замаскированной насмешкой, где скрытый смысл является отрицанием буквального»51. Ф. Шлегель указывал, что в иронии «всё должно быть шуткой и все должно быть
49 Краткая Литературная Энциклопедия в 9-ти тт. М., 1962-1978. Т. 8. Стб. 1013-1014.
50 Теккерей У. Милосердие и юмор // Иностр. литература. 1986. М. С.192.
51 Дземидок Б. О комическом. М, 1974. С. 102. всерьез, все простодушно откровенно и все глубоко притворным»52. Ирония, как и сарказм, возникает из резкого несоответствия идеалов и действительности. Но ирония, в отличие от сарказма, может быть субъективной. Некоторые литературоведы, например В.О. Пигулевский53, выделяют такой вид иронии, как «трагическая ирония», которая проявляется в заблуждениях и гибели героя, т.е. трагедии героя, возникающей в результате его двойственности. «В иронии смешное скрывается под маской серьезности с преобладающим отрицательным отношением к предмету»54. Ирония — одна из форм комического, которая кроется на страницах произведений Достоевского, может быть присуща как рассказчику, так и самому автору, потому она представлена в «редуцированном» виде практически в каждом произведении писателя и становится формой реализации полифонической структуры романов Достоевского. Иронией пронизаны сцены и образы «Игрока», «Идиота», «Бесов», «Братьев Карамазовых», поскольку она характерна для «диалектического стиля мышления» и становится способом личности проверить и разрушить стереотип, «созданный безличностями»55.
Сатира способствует уничижительному обличению явлений. Сатира намеренно преувеличивает пороки и недостатки, чтобы при помощи смеха разоблачить их. «Чтоб сатира была действительно сатирой и достигла своей цели, надобно, во-первых, чтоб она ясно давала почувствовать читателю тот идеал, из которого отправляется творец её, и, во-вторых, чтоб она вполне ясно сознавала тот предмет, против которого направлено её жало»56. Потому сатира Достоевского направлена против тех явлений, которые он считает несостоятельными, бездуховными.
52 Шлегель Ф. Критические фрагменты // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980. С. 54.
53 Пигулевский В. О. Ирония и вымысел: от романтизма к модернизму. - Ростов-на-Дону: Фолиант, 2002. С. 32.
54 Краткая литературная энциклопедия в 9-ти тт. М., 1962-1978. Т. 8. Стб. 1013-1014.
55 Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского. Событийное, социальное, философское. М., 1979. С. 249-250.
56 «Салтыков-Щедрин о литературе». М., 1952. С. 637 // Салтыков-Щедрин М.Е. Полн. Собр. соч. в 20 т. М., Худ. лит. С. 21.
Сатира, как и другие формы комического на страницах творений Достоевского, взаимодействует с трагическим, превращаясь в трагисатирическое57 или иронико-сатирическое. Сатира, несущая в себе ярко отрицательное начало, представлена в творчестве Достоевского в меньшей степени, чем юмор, однако в поздних романах встречаются примеры сатирического изображения революционеров-«бесов», литературных и правительственных кругов в романе «Бесы», высшего света в романе «Идиот», судебного процесса в «Братьях Карамазовых». На грани юмора и сатиры стоят образы шутов. Если в начале творчества шуты (Ползунков, Ежевикин) предстают в юмористическом виде, то начиная с Фомы Опискина (Фома Опискин является одним из чисто сатирических типов), шутовство превращается в средство развенчания порока. «Подпольный» антигерой из повести «Записки из подполья» представляется ярким сатирическим образом, разоблачающим крайний индивидуализм, при этом сам антигерой становится выразителем философии абсурдности. Абсурд истолковывается как нечто иррациональное, лишенное всякого смысла и внятной связи с со реальностью. Альбер Камю определял абсурд как «невозможное» . Носителями философии абсурда становятся Иван Карамазов, Кириллов, чёрт; но эта комическая черта усиливает трагическое положение персонажей - они не осознают бессмысленность своих идей, доводящих их до безумия. Гротеск так же, как и абсурд, приближается к трагическому по своей природе, поскольку он соединяет реальное с воображаемым. Это такое изображение, которое через преувеличение, деформацию, переворачивание смысла, сочетание несочетаемого указывает на всегда пугающую или угрожающую сущность. К гротескным можно отнести образ Ставрогина, однако эта сложная
57 Нам представляется возможным употреблять данный термин, поскольку сам Достоевский указывал на тесное взаимодействие сатиры и трагедии: «Трагедия и сатира - две сестры и идут рядом, и имя им обеим, вместе взятым: правда» [2, 608]. Этот термин употребляет и T.M. Родина,см. Родина Т.М. Достоевский. Повествование и драма. М., 1984.
58 Camus A. Theatre, récits, nouvelles. Paris, 1962. P. 45. фигура, совмещающая в себе безобразное и ужасное, близка к трагическому осмыслению жизни, но не лишена и черт комизма (это проявляется в поступках персонажа).
Следует разграничивать понятия «комическое» и «смех» как психо-физиологический процесс, который может не быть связан со смешным. «Смех может быть обусловлен причинами, не имеющими ничего общего с комическим»59. Диапазон смеха в романах Достоевского широк: от улыбки до хохота, которые являются одним из главных способов раскрытия характера персонажа либо оттеняют трагизм во вне комических ситуациях.
В системе комического Достоевского, помимо комических форм, можно выделить понятия «комический персонаж», «комическая ситуация», «стилевой комизм». Комический персонаж понимается как персонаж, участвующий в создании комической ситуации и комического эффекта. Однако на страницах произведений встречаются герои, наделенные комическими чертами, но относящиеся к трагически безобразному (как, например, Николай Ставрогин, Кириллов, Шатов).
Типология комического персонажа в творчестве Достоевского представляется достаточно неустойчивой. Наряду с такими типами, как «кроткий» и «ожесточенный»60, «страстный», «смирный»61, «личность» и «безличность»62, «цинический», «иронический», «романтический», «трагический»63 можно выделить комические личности: шуты (сальные, циники); мечтатели; литературные деятели; судебные и административные представители; женщины-самодуры; герои-двойники; нигилист; индивидуалист; юродивый.
Комическая ситуация, мотивированная поведением персонажей и его несоответствием окружающей обстановке, включает несколько
59 Дземидок Б. О комическом: Пер. с польск. М., 1974. С. 7.
60 См. Добролюбов H.A. Забитые люди // H.A. Добролюбов. Поли. собр. соч. в 9 т. М., 1961.
61 Григорьев A.A. Литературная критика: статьи и рецензии. Л. 1985.
62 Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского. Событийное, социальное, философское. М., 1979.
63 Касаткина Т.А. Характерология Достоевского. М., 1996. ситуациях и является одним из средств психологической характеристики персонажа.
- Комизм является для Достоевского ключевым приемом в осмысление духовных «болезней» человечества. Комическая стихия особенно многообразно и ярко проявилась в больших романах писателя, где присутствуют все виды комического: от мягкого юмора до едкой сатиры и «бурлескной буффонады». Большие «романы-трагикомедии»65 насыщены юмором, иронией, сатирой, гротеском, которые становятся структурными элементами в портретной характеристике персонажа, в создании комических ситуаций и стилевого комизма.
Методология работы основывается на базовых для литературоведения художественно-эстетическом, историко-генетическом и аксиологическом принципах. Особое внимание отведено ценностному подходу, который необходим для определения значения мировоззренческой позиции Достоевского. Смех, юмор представляются ценностными категориями в художественного мире писателя. Творчество Достоевского является средоточием ценностных ориентиров, характерных для русского национального мировосприятия, которое является основой духовного мира писателя. При анализе феномена комического в его взаимосвязях с другими компонентами художественного мира писателя продуктивными представляются биографический, герменевтический, сравнительно-исторический и текстологический методы.
Структура диссертационной работы, состоящей из введения, двух глав, заключения и библиографии, подчинена ее основным задачам. Первая глава «Феномен комического и его становление в художественном мире: традиции и новаторство» состоит из четырех параграфов. Первый параграф «Достоевский как наследник Н.В. Гоголя» рассматривается взаимодействие двух писателей с точки зрения общности их
65 Бицилли П.М. Избранные труды по филологии. М., 1996. С. 504.
- Феномен комического является неотъемлемой частью художественного мира Достоевского. На протяжении всего творчества комическое усложняется в сторону трагикомического. Анализ раннего и позднего творчества писателя позволяет исследовать динамику развития комического и выделить типологию комического героя («мечтатель», «шут», «литератор», «сальный шут», «ханжа», «добровольный шут», «шут-фантазер», «фанатик», «революционер», «правитель», «юродивый»).
- Юмор Достоевского свидетельствует о светлом, жизнеутверждающем начале мировосприятия писателя, показывает прекрасное, тогда как ирония, сатира являются средствами разоблачения «бесовских» идей», человеческих пороков. Юмор и смех зачастую сопровождает далеко не комические ситуации, потому взаимосвязь комического и трагического в романах Достоевского позволяет говорить о «трагикомическом» характере творений писателя.
- Продолжая традиции русской литературы и являясь прямым наследником традиций Гоголя, Достоевский совершенствует систему комического, сочетая комическое с трагическим, прекрасным и безобразным. Такая особенность определяет взаимодействие противоположных элементов: юмора и гротеска, абсурда и иронии, сатиры и оксюморона.
- Комическое для Достоевского — сложнейшая необходимая нравственно-психологическая сфера человеческого бытия, способ правдивого изображения окружающего мира. В ранних произведениях преобладает добрый смех, вызывающий сострадание к «смешному человеку», тогда как в позднем творчестве комизм наряду с состраданием способствует разоблачению антихристианских идей. Однако комическое и смех не тождественны, ведь нередко смех на страницах романов Достоевского звучит вовсе в не комических искусства традиции Гоголя, Диккенса и Салтыкова-Щедрина»64. Комическое является неотъемлемой частью эстетических, этических и философских воззрений писателя. В ряду ценностей Достоевского комизм интересен и как выражение определенной религиозно-философской мысли: смех как восприятие радости человеческого бытия является важнейшим компонентом картины мира писателя в ее внутренних связях и взаимодействиях, отражением духовно-душевного опыта писателя.
Новизна работы заключается в целостном анализе комического как эстетико-философской категории в позднем творчестве писателя. В работе раскрыто значение комического таланта писателя, зачастую воспринимаемого как второстепенное, не столь значимое в сравнении с трагическим. Выявлены идейные и художественно-эстетические истоки комического начала в творчестве Ф.М. Достоевского; раскрыто значение личности и творчества Н.В. Гоголя для формирования художественной системы Достоевского. Проанализированы место и роль юмора, иронии и сатиры в романах Достоевского, охарактеризованы формы, виды и функции комического в художественном мире писателя. Предложена типология комических героев, комических ситуаций и стилевого комизма в романах Достоевского, воссоздана художественная модель мира писателя во взаимосвязи всех религиозно-философских и эстетико-этических категорий. В работе значительно расширен контекст исследования: изучаются не только традиционно рассматриваемые как «комические» ранние произведения «сибирского периода», но и поздние романы Достоевского. Определено своеобразие комизма Достоевского, раскрыты особенности комического в его взаимодействии с трагическим, прослежена динамика развития комической стихии в творчестве Достоевского.
Предметом исследования диссертационной работы является феномен комического как неотъемлемая часть художественного мира Достоевского.
64 Чичерин A.B. Идеи и стили. М, 1968. С. 207-208.
Объектом исследования выступает творчество Достоевского с 1864 по 1881 годы. Наибольшее внимание будет уделено поздним романам Ф.М. Достоевского «Идиот», «Бесы» и «Батья Карамазовы»; кроме того, анализируются такие произведения, как «Село Степанчиково и его обитатели», «Дядюшкин сон», «Скверный анекдот», «Крокодил.», «Записки из подполья», «Преступение и наказание», «Подросток», рассказ «Бобок» и др. Такой обширный диапазон позволяет изучить динамику развития комического в творчестве писателя. Такой выбор обусловлен широтой форм комического, представленных в произведениях, и их комической «подкладкой».
Целью диссертационной работы является представление концепции комического как феномена, во многом определившим ценностные духовно-нравственные и художественно-эстетические принципы Достоевского.
Цель определяет задачи исследования: выявить идейные и художественно-эстетические истоки комического начала в творчестве Достоевского, раскрыть значение личности и творчества Н.В. Гоголя для формирования его художественной системы; охарактеризовать формы, виды и функции комического в художественном мире Ф.М. Достоевского, исследовать приемы создания комического типа, комической ситуации, а также стилевого комизма и создать типологию данных структурных компонентов комического мира (включающего в себя понятия «комический персонаж», «комическая ситуация» и «стилевой комизм»); определить своеобразие комизма Достоевского, раскрыть особенности комического в его взаимодействии с трагическим, проследить динамику развития комической стихии в творчестве Ф.М. Достоевского. проанализировать место и роль юмора, иронии и сатиры в поздних романах Достоевского.
Положения, выносимые на защиту: типовых структур: сцены скандалов; прилюдные сцены полемики, разоблачения; фарсовые сцены литературных собраний и судебного процесса; комическими становятся «некомические» ситуации дуэлей. Эти ситуации резко контрастируют с трагическими или чередуются с ними, создавая правдоподобность и объективность картины, служат «проверкой» идей и позиций героя. Можно выделить ситуации, содержащие в себе элемент смешного, но далекие от комических. Таковыми являются сцены смеха в толпе, карнавально-площадной брани, сцены смерти, в которых комическое смягчает трагизм или оттеняет его, придавая изображаемому реалистичные черты. Немаловажной является и комическая деталь, участвующая в создании портрета, ситуации или усиления контраста в трагических событиях. Стилевой комизм создается при помощи владения словом (метафорами, эпитетами, сравнениями), чередовании русской и французской речи в произведениях, создании каламбуров во внекомических ситуациях, «тона повествования», названий глав и т.п.
Актуальность исследования определяется все возрастающим интересом к личности и творчеству Достоевского и низкой степенью разработанности проблемы комического в творчестве писателя. Современная наука уделяет много внимания изучению религиозных и философских основ творчества писателя, а также осмыслению универсалий его художественного мира. Однако до сих пор творческий потенциал гения русской литературы остается не раскрытым. Часто категория комического вообще не учитывается при попытках понимания художественного мира писателя, либо исследуются отдельные формы и виды комического, смеховые элементы его произведений.
Особенно актуальным представляется анализ комического в позднем творчестве писателя, которое заслуженно называют вершинным, поскольку «подлинных высот своего юмора Достоевский достиг только в период больших романов, вобрав и претворив в направленности своего художественно-эстетических воззрений на систему комического. Сопоставление этих писателей представляется необходимым для анализа теории комического Достоевского, во многом опиравшегося на мысли Н. В. Гоголя.
Во втором параграфе «Становление художественного метода и своеобразие комизма Достоевского: светлый юмор и трагикомический пафос произведений 1844-1860 гг.») анализируется комизм ранних произведений Достоевского. Подробно исследуются виды и формы комического в произведениях 1840-х годов: «Бедные люди», «Двойник», «Господин Прохарчин», «Ползунков», «Неточка Незванова», «Чужая жена и муж под кроватью», а также произведений «сибирского периода» («Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели»). Анализ комического этих произведений представляется значимым для полноценного восприятия становления художественного метода писателя. Третий параграф «Комические парадоксы «подпольного» человека в повести Ф.М. Достоевского «Записки из подполья» (1864 г.)» посвящен рассмотрению своеобразия функций комического в «Записках из подполья». В четвертом параграфе анализируется «Ценностный аспект смеха и комического в романе Ф.М. Достоевского «Игрок» (1866 г.)».
Во второй главе «Комическое и трагическое в романах Достоевского 1868-1881 гг.» исследуются элементы комизма во взаимосвязи с трагизмом в больших романах Достоевского, чему посвящены три параграфа. В первом параграфе «Диалектика комического в романе «Идиот» (1868 г.)» проанализировано трагикомическое начало, проявляющееся в образах персонажей романа, их поведении, ситуациях.
Второй параграф «Сатирические феномены в романе «Бесы» (1872 г.)» посвящен исследованию комического подтекста самого «мрачного» романа Достоевского «Бесы», в частности, трагисатирическому контексту.
В третьем параграфе «Светлый смех и печальная улыбка в романе "Братья Карамазовы" (1881 г.)» рассматриваются многообразные формы комического в последнем романе Достоевского.
В заключении подводятся итоги исследования. К диссертационной работе прилагается библиографический список, включающий в себя более 200 источников.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Поэтика комического в прозе В. Аксенова2010 год, кандидат филологических наук Дадаян, Эрик Георгиевич
Поэтика комического русской провинциальной мемуарно-автобиографической прозы второй половины XVIII века2005 год, кандидат филологических наук Антюхова, Светлана Юрьевна
Творчество А. Т. Твардовского: Природа смеха2003 год, кандидат филологических наук Шалдина, Римма Владимировна
Комическое в художественном мире Н.А. Тэффи2009 год, кандидат филологических наук Бочкарёва, Елена Владимировна
Комическое в мордовской литературе1998 год, доктор филологических наук Демин, Василий Иванович
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Мухина, Светлана Анатольевна
Заключение
Феномен комического функционирует на протяжении всего творчества Ф.М. Достоевского. Достоевский принадлежит к тем, великим писателям, гениям русской классической литературы, значение которых со временем не только не уменьшается, но увеличивается и даже по-настоящему раскрывается «для человечества лишь в более широкой и
321 сложной исторической перспективе нашего века» . От «Бедных людей» до последнего своего творения - рассказа «Сон смешного человека» Достоевский рассуждал о силе смеха и комизма. Д.С. Мережковский назвал Ф.М. Достоевского «самым родным и близким из всех русских и всемирных
322 писателей» . Это определение, а скорее даже отношение к гениальному мыслителю остается оправданным и в настоящее время. Интерес к творчеству величайшего христианского писателя и мыслителя не просто не умирает, но и возрастает в русской и мировой культурной жизни, о чем свидетельствуют бесчисленные постановки, экранизации его романов.
Гений Достоевского не исчерпывается определением «трагический писатель». Художник, исключительно остро воспринимавший противоречия действительности, Достоевский, естественно, по характеру своего таланта был предрасположен видеть в жизни и отражать в искусстве рядом с противоречиями, исполненными трагизма, комические ситуации, коллизии, характеры. В. Набокову принадлежат известные слова о творчестве Ф.М. Достоевском«. Он (Достоевский) обладал замечательным чувством смешного, вернее, трагикомического, его можно назвать исключительно талантливым юмористом.»323. Отмечая комический талант столь «трагического автора», Набоков прежде всего указывал на многогранность
321 Фридлендер Г.М. Ст. Достоевский в современном мире. // Достоевский. Материалы и исследования: т. 1. Л., 1974. С. 140.
322 Мережковский Д.С. Пророк русской революции. - Весы. 1906. № 2. С. 27-45; № 3. С. 19-47.
323 Набоков В.Н. лекции по русской литературе. Чехов, достогевский 173-219. перев и. Толстого. М.: независимые газета. 1996. С. 438. и неисчерпаемость творческого потенциала писателя. Наряду с великой грустью, Достоевский узрел и великую силу юмора. Потому творчество писателя заключает в себе синтез духовно-нравственного и эстетического богатства.
В произведениях Достоевского значительную роль играют многообразные проявления комического. Часто о Достоевском говорят как о трагическом гении, «жестоком таланте», но не с меньшим основанием о нём можно говорить как о гении комизма. На это свойство его художественного мира обращали внимание многие исследователи творчества Достоевского: Ю.Н. Тынянов, М.М. Бахтин, П.М. Бицилли, И. И. Лапшин, Р.Г. Назиров, В.А. Туниманов, Ю.И. Сохряков, А.Е. Кунильский и др. Юмор присутствует почти во всех творениях писателя, даже в самых драматических, поскольку комическое является неотъемлемой частью художественного метода писателя. Иначе и быть не могло у писателя, который вышел из великой гоголевской школы и который придавал огромное значение смеху. Сам Достоевский писал о «страшном могуществе смеха» Гоголя, о том, что это могущество не выражалось так сильно «ещё никогда, ни в ком, нигде, ни в чьей литературе с тех пор, как создалась земля» [13, 193]. При этом Достоевский называл смех Гоголя «маской», прикрытием для чувств, совсем не смешных. Автор «Бедных людей» очень высоко ценил смех Сервантеса и Диккенса и не только как орудие сатиры. Он объединял в художественных образах этих гениальных юмористов «прекрасное» с «комическим». Писатель говорил по этому поводу: «. из прекрасных лиц в литературе христианской стоит всего законченнее Дон Кихот. Но он прекрасен единственно потому, что в то же время и смешон. Пиквик Диккенса. тоже смешон и тем только и берет. Является сострадание к осмеянному и не знающему себе цены прекрасному - а, стало быть, является симпатия и в читателе. Это возбуждение сострадания и есть тайна юмора» [13, 195].
Вобрав в свое творчество лучшие традиции русской литературы, являясь прямым наследником традиций Гоголя, Достоевский совершенствует систему комического. На страницах его произведений представлен синтез комического и трагического, прекрасного и безобразного; при этом зачастую взаимодействуют противоположные элементы: юмор и гротеск, абсурд и ирония, сатира и оксюморон. У гениального писателя Достоевского, «знатока человеческого сердца»324, как его назвал И.А. Ильин, встречаются выдающиеся примеры доброго смеха, связанного с человеческой радостью как Божьей благодатью, и примеры злого, ядовитого, уничтожающего, бичующего смеха. Смех становится и элементом характеристики героев, и средством борьбы с пороками. Смех звучит в очень многих произведениях Достоевского. Он может быть злым, желчным, но нередко добрым и светлым. Известно, что сам Достоевский любил посмеяться, пошутить и написать что-нибудь просто для забавы, «для смеху».
В ранних произведениях писателя преобладает добрый смех, вызывающий сострадание к «смешному человеку». Так, в романе «Бедные люди» сила юмора проявляется в его непосредственности и правдивости. Именно добродушная улыбка автора над выделяет, оттеняет глубочайшую драму «бедных людей», их нравственную красоту. Чисто гоголевским юмором пронизаны многие творения писателя такие, как «Чужая жена и муж под кроватью», где комическое проявляется в юмористических деталях, описаниях, ситуациях и персонажах и перерастает в сатирическое.
Сатирическое начало проявилось в рассказах «Крокодил», «Скверный анекдот» и «Бобок». Этот юмор наряду с подражательной природой носит и индивидуально-авторский характер. Простодушный юмор Гоголя Достоевский уже в «Бедных людях» усложняет элементами трагизма.
324 Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 6. Кн. III / Сост. И коммент. Ю. Т. Лисицы. М.,1997. С. 321.
Юмор становится главной стихией произведений «сибирского периода»: «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели». Именно этими «комическими романами» Достоевский возвращается в литературу после трагичных лет каторги: в комическом Достоевский видел жизнеутверждающую силу, способную противостоять злу. Сцены высокого комизма, под «которыми подписался бы Гоголь», пронизаны искрометным юмором и тонкой иронией, но уже в этих произведениях намечаются остро сатирические мотивы и образы, которые найдут развитие в последующих романах писателя. Комизм станет ключевым и в осмысление духовных бед человечества, и нравственных болезней (страсть к рулетке в романе «Игрок») и идей подпольных парадоксалистов («Записки из подполья»). При этом в творениях писателя разграничиваются понятия «смех» и «комическое». Смех может сопровождать вовсе не комические сцены и ситуации.
Комическая стихия особенно многообразно и ярко проявился в больших романах писателя, где присутствуют все виды комического: от мягкого юмора до едкой сатиры и «бурлескной буффонады». Большие «романы-трагикомедии»325 насыщены юмором, иронией, сатирой, гротеском, которые становятся структурным элементом в портретной характеристике персонажа, в создании комических ситуаций. Даже самый мрачный роман писателя «Бесы» пронизан комической стихией. Сатира становится главным средством борьбы с бесовскими идеями, пошлостью и бездуховностью «бесенят».
Для Достоевского комизм был самым верным средством показать прекрасное как жизненно возможное. Комизм, как думал писатель, присущ жизни, и поэтому правдивое отображение действительности в искусстве должно непременно заключать в себе элементы комического: «Без смешного и не бывает жизни», - писал он, полагая, что «нет такого предмета на земле, на который бы нельзя было смотреть с комической точки зрения»
325 Бицилли П.М. Избранные труды по филологии. М. 1996. С. 504.
15, 356]. Ярким примером этого являются романы «Идиот», «Бесы» и «Братья Карамазовы». Несмотря на трагический пафос произведений, они пронизаны юмором, тонкой иронией и едкой сатирой. В подготовительных материалах к роману «Идиот» Достоевский намечает творческое направление: «Вообще как-нибудь трагически, но и беспрерывный комизм, весёлый, разнообразный и тонкий» [9, 13]. А об одном из самых трагически ужасных героев романа «Бесы» - Петре Верховенском - он отзывался: «Без сомнения, небесполезно такого человека; но он один не соблазнил меня. По-моему, эти жалкие уродства не стоят литературы. К собственному моему удивлению, это лицо наполовину выходит у меня лицом — комическим» [29, 141-142]. Для писателя истинное изображение типов, действительности не могло не содержать в себе элементов комического.
Для Достоевского был важен светлый юмор, пронизанный любовью ко всему. Поэтому все положительные герои его романов (Мышкин, Лизавета Прокофьевна, старцы Зосима и Тихон, Алеша Карамазов) смеются жизнерадостно и по-детски. И, напротив, герои мятущиеся, поддавшиеся своеволию и собственным болезненным идеям (Рогожин, Ганя Иволгин, Настасья Филипповна, Петр Верховенский, Ставрогин, Шатов, Кириллов, Иван Карамазов) смеются злобно, язвительно, ядовито.
Особую галерею героев Достоевского составляют герои-шуты. К таким героям, безусловно, можно отнести Фому Опискина, Мармеладова, Иволгина, Лебедева, Фердыщенко, Лебядкина, Липутина, Петра Верховенского, штабс-капитан Снегирев, Федора Павловича Карамазова и даже чёрта из галлюцинаций Ивана Карамазова. Комическое и смех у шутов становится показателем их трагически надломленной личности. С помощью юмора, пошлых шуток, чёрта-двойника Достоевский разоблачает безумные идеи Ивана Карамазова. Не случайно Заславский Д.О. назвал монолог чёрта сильнейшей в мировой идеалистической литературе художественной сатирой, направленной против материализма и атеизма»326.
Стихия комического у Достоевского является мощным средством уничтожения, высмеивания подпольных идей, безбожного своеволия таких героев, как подпольный парадоксалист, Раскольников, Петр Верховенский, Ставрогин, Иван Карамазов, Смердяков. При этом особое место занимает в этой ряду Иван Карамазов, у которого целых два двойника: чёрт и Смердяков. Двойственность Ивана Карамазова, противоречие между его идеалами и мерзкими реальными делами, мечтами и действительностью предстает в сатирическом свете. Иронизируя над чёртом и Смердяковым, Достоевский высмеивает ничтожность идей Ивана Карамазова, выставляя его в виде сумасшедшего, психически нездорового человека. Таким же комически ничтожным предстает Ставрогин. Гротескно-безобразный образ этого героя высвечен зловещей иронией, да и сам герой становится «демоном иронии».
Таким образом, «начиная с Голядкина и кончая раздвоением Ивана Карамазова, в творчестве Достоевского обнаруживается тот страшный душевный разлад, который свидетельствовал прежде всего о душевной болезненности этих героев, которую писатель обличал с помощью юмора. Поэтому юмор становится ещё и «средством к очищению своей души от продуктов душевного распада»327.
Подсвечивая трагедии своих романов иногда глубоко спрятанным, иногда открытым смехом, придавая своим героям комические черты, Достоевский сообщает своему художественному миру динамизм. При этом он с помощью комического высмеивает многие не соответствующие ему самому идеи, обличает бездуховность, глупость; разоблачает бездарные теории бездарных людей. Придавая трагическим событиям, комические черты, писатель усиливает трагизм того, над чем смеётся автор. При этом
326 Заславский Д.О. Заметки о юморе и сатире в произведениях Достоевского // Творчество Достоевского: Сб. ст. / Под ред. Н. Л. Степанова. М., 1959. С.462.
327 Лапшин И.И. // О Достоевском: Сб. ст. / Под ред. А.Л. Бема. М.: Русский путь, 2007. С. 234. смех, ирония, сарказм Достоевского сопровождаются безграничной любовью к человеку. Достоевский всегда стремился «найти человека в человеке», потому его критическое творчество закономерно включало и сатирические, иронические разоблачительные черты. На тесное сплетение трагических черт с комическими указывает и Н.М. Чирков: «У Достоевского наряду с патетикой мы нередко имеем не только сцены скандалов, но и наблюдаем моменты глубокого буфонного комизма, шутовства и паясничания. Комическое снижение подчас имеет у него своей функцией прямое пародирование патетического. Однако такое
328 пародирование в конечном счете заостряет патетическое» .
Стихия комического охватывает все творчество Ф.М. Достоевского. Юмор как неотъемлемая часть жизни становится важнейшим элементом в произведениях писателя, для которого именно смех был мощными оружием борьбы с человеческими пороками, бездуховной пошлостью. Живой, естественный, добродушный юмор писателя порождается способностью посмеяться над тем, что смешно, но и над собой. «Этим самым русский юмор отличается от язвительной иронии, порожденный личным ощущение собственного избранничества и служащий
329 самоутверждению за счет насмехательства над другими» . На протяжении всего творчества комическое у Достоевского меняется, приобретая те или иные черты. Преобладая то в виде иронии, то в виде сатиры. Наряду с невинным смехом, напоминающим смех Гоголя, порой Достоевский на страницах своих произведений поражает бичующим остроумием. Для Достоевского любовь к человечеству предполагала светлую улыбку, иронию, сатиру и даже язвительные сарказмы. Эту особенность комического как отражения идей гуманизма отмечал критик Д.И. Писарев: «Где нет желчи и смеха, там нет надежды на обновление. Где нет сарказмов,
328 Чирков Н.М. О стиле Достоевского. М., 1963. С. 56.
329 Сохряков Ю.И. Литература в школе. С. 20. тол там нет и настоящей любви к человечеству» . Но все же в творчестве Достоевского преобладает светлый, радостно-детский смех, который был присущ самому писателю. Бесспорно утверждение Назирова, о том, что «юмор Достоевского - это прежде всего и более всего улыбка печальной любви при виде человечески-священного в его неотъемлемо-земной, смешной форме»331. Неповторимая творческая индивидуальность и многогранность творческого гения писателя воплотилась и в этом уникальном таланте - с помощью комизма отразить трагические стороны бытия.
330 Писарев Д.И. Литературная критика в трех томах. Т. З.Л.: Художественная литература. 1981. С. 96.
331 Назиров Р.Г. Юмор Достоевского // Русская литература 1870-1890 гг. Свердловск. 1977. Вып. 10. С. 51.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.