Философско-культурологические основания музыкального творчества Г.В. Свиридова\n тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Кинаш Лариса Александровна

  • Кинаш Лариса Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 163
Кинаш Лариса Александровна. Философско-культурологические основания музыкального творчества Г.В. Свиридова\n: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». 2015. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Кинаш Лариса Александровна

Оглавление

Введение 3 Глава 1. Музыкальное наследие Г.В. Свиридова:

исторические и духовно-нравственные приоритеты

1.1. Творческое наследие Г.В. Свиридова в контексте исторического и философско-культурологического знания

1.2. Духовно-нравственные константы творчества

Глава 2. Музыкальное творчество и миропонимание Г.В. Свиридова

2.1. Мировоззренческое единство музыкального творчества

Г.В. Свиридова

2.2. Символические начала музыкально-поэтического языка

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философско-культурологические основания музыкального творчества Г.В. Свиридова\n»

Введение

Актуальность темы исследования. Музыкальное творчество Георгия Васильевича Свиридова (1915 - 1998 гг.) относится к числу наиболее крупных событий в истории мировой и отечественной культуры прошлого столетия. Возникнув в обстановке радикальной смены культурных парадигм, музыка Свиридова с самого начала стремилась к особого рода смысловой чистоте и прежде всего, давала себя знать как некоторое экзистенциальное явление - на перепутье духовно-религиозных, социально-философских и теоретико-музыкальных исканий, обретений и утрат, происходивших в историческом самосознании России. Почти полный ровесник ХХ столетия, Свиридов пережил «целый ряд великих заданий» (И.А. Ильин) ХХ века, связанных с культурой, искусством, творчеством, духовной сферой, судьбоносно определивших вектор развития российского общества в новом тысячелетии. Именно поэтому музыкальное творчество Г.В. Свиридова требует осмысления в своих философско-культурологических основаниях.

Личность композитора «обеспечивала» ценность созданной им музыки (музыкальных произведений), - говорящей, вещающей, проповедующей, взращенной на русской почве, в лоне национального бытия. В ней -«терпкие» гармонии, аскетический, внятный язык и «недистиллированная» Россия, прямо здесь и сейчас существующая, незримая матушка-Русь, богатая святыми подвижниками, духовными свершениями, «звенящая», но монолитная и нерушимая. Важнейшая особенность музыки Г. В. Свиридова -её «сверхисторичность». Она - о России, судьбе народа, его миссии: из прошлого - к настоящему и будущему. В произведениях Г. В. Свиридова та Россия, которая положит начало возрождению будущего мира после грядущих катастроф (Н. Бердяев, А. Блок, И. Ильин, А. Лосев и др.).

Богатейшее эпистолярное и фонограммное наследие Г. В. Свиридова (рукописные рабочие тетради, дневниковые размышления, статьи,

магнитофонные записи выступлений, речей и т.д.) свидетельствует о музыкальном даровании композитора, его исканиях, взглядах, воззрениях, убеждениях, пристрастиях в контексте исторических, политических, общественных, социальных, культурных событий - в них последовательно утверждается ключевой жизненно-творческий тезис Г.В. Свиридова о том, что миссия художника - служить раскрытию Истины Мира.

Творческое наследие Г. В. Свиридова выступает одним из духовных «скреп» русской национальной культуры, поскольку в нём сконцентрировано и запечатлены ценностные идеалы и духовные ориентиры народа, создавшего эту культуру. Всё вышеизложенное и определило проблемное поле предпринятого нами исследования.

Степень научной разработанности проблемы. В современной философско-культурологической литературе творческой проблематике как основе преобразования бытия человека и мира уделяется пристальное внимание, актуализируется проблема сохранения духовного потенциала человека и человеческой цивилизации как таковой посредством обращения к ценностям полифонического типа «человекомирных отношений» (В.Н. Сагатовский). Одним из востребованных в настоящее время исследовательских направлений является художественное творчество, реализующееся в различных сферах деятельности, в том числе музыкальной, всё активнее приобретающей философско-культурологический, мировоззренческий, идеологический, социальный, духовно-нравственный и иные ракурсы научного познания.

Теоретическая платформа диссертации формировалась на основе научных изысканий Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, А.И. Ильина, А.Ф. Лосева, В.С. Соловьева, А.С. Хомякова и других мыслителей, посвященных выявлению природы творчества, закономерностей творческого процесса, роли художника в нём, его творческой и гражданской миссии.

В реалиях современной действительности не остаются без внимания аксиологические аспекты проблемы творчества, культуры, искусства, музыки

их духовные основания (Н.К. Бородина, Б.С. Галимов, Н.И. Иконникова, А.В. Лукьянов, Н.А. Некрасова, В.Н. Сагатовский, А.С. Клюев и др.).

Творчеству Г.В. Свиридова посвящено множество работ, общеэстетического, искусствоведческого, музыкально-теоретического характера (В. Бобровский, В. Гаврилин, В. Живов, А. Золотов, Ю. Евдокимова, Л. Измайлова, С. Ильина, И. Нестьев, Б. Ольховская, Ю. Паисов, Л. Полякова, Л. Раабен, В. Рубин, Е. Ручьевская, С. Савенко, К. Саква, А. Сохор, Г. Орджоникидзе, И. Тер-Оганезова, В. Цендровский, М. Элик, А.С. Клюев и др.).

Очень важная роль в сохранении, изучении, популяризации наследия композитора принадлежит Президенту Свиридовского национального фонда А. Белоненко, работающему над изданием Полного собрания сочинений и инициировавшего выход книги дневниковых записей Свиридова «Музыка как судьба» (М., 2002), которая имеет большое значение для объективного и разностороннего понимания творческого мира музыканта. «Живое слово» об авторе звучит также в книге «Георгий Свиридов в воспоминаниях современников» (составитель А. Вульфов, М., 2006).

Изучению музыки композитора посвящены диссертационные исследования: И. Гулеско «Хор в кантатно-ораториальных произведениях Г.В. Свиридова: принципы хорового мышления», 1980; Т. Масловской «О национальной сущности произведений Г. Свиридова (на примере кантатно-ораториальных сочинений)», 1984; В. Материной «Музыкальная драматургия кантатно-ораториальных и хоровых сочинений Г. Свиридова», 1987; Е. Легостаева «Проблемы стиля и интерпретации хоров а cappella Г.В. Свиридова - на примере цикла "Пять хоров без сопровождения на стихи русских поэтов"», 1990; Е. Федуловой «Претворение литургических традиций в духовной музыке Георгия Свиридова», 2010; М. Лучкиной «Миф о России в творчестве Г.В. Свиридова», 2012.

В контексте нашего исследования особый интерес представляют материалы открытой Всероссийской научной конференции «Музыка во

времени и пространстве: памяти Г.В. Свиридова» (Курск, 2003). Опубликованные статьи содержат многоаспектный анализ духовного наследия композитора, осознание значимости его последнего сочинения «Песнопения и молитвы» (А.С. Белоненко, Т.А. Брежнева, З.И. Гладких, А.П. Гужва, Н.С. Гуляницкая, Е.Н. Кирносова, К. Копейкин, М.Л. Космовская, А.А. Корольков, А.Н. Кручинина, В.М. Меньшиков, М.П. Рахманова и др.).

Несмотря на значительное количество исследований и публикаций, отражающих индивидуальные концепции в понимании и интерпретации произведений Г.В. Свиридова, их значения в истории современной музыки, духовной культуры России, - философско-культурологические основания музыкального творчества композитора остаются не исследованными.

Необходимость теоретического анализа музыкального и литературного творчества Г.В. Свиридова, исследования духовной целостности личности композитора и особенностей её проявления в его музыке, и, перспективно, в современном искусстве, культуре, общественно-политической жизни обусловили выбор объекта и предмета данного исследования.

Объектом исследования является музыкальное творчество Г.В. Свиридова.

Предмет исследования - философско-культурологические основания музыкального творчества Г.В. Свиридова как общие условия целостного мировоззрения композитора.

Цель диссертационного исследования - выявить и исследовать основополагающие принципы и доминанты музыкального и литературно-философского наследия Г. В. Свиридова.

В соответствии с поставленной целью определяются следующие задачи исследования:

- установить историко-культурные и философские контексты музыкального творчества Г.В. Свиридова;

- определить духовно-нравственные приоритеты музыкального мышления композитора;

- охарактеризовать мировоззренческое единство свиридовского музыкального творчества;

- осмыслить символические начала музыкально-поэтического языка Г.В. Свиридова.

Теоретико-методологическая основа диссертационного

исследования.

В основе диссертационной работы лежат деятельностный подход и историко-генетический метод, позволяющие исследовать философско-культурологические основания творчества Г.В. Свиридова в контексте социально-политических событий эпохи, смены культурных парадигм, профессиональной и общественной деятельности композитора. Аксиологический метод позволил эксплицировать ценностные доминанты мировоззрения Г.В. Свиридова, обусловившие вместе с тем и специфику музыкально-поэтического языка композитора.

Научная новизна исследования представлена следующими результатами:

- выявлены историко-культурные и философские контексты музыкального творчества Г. В. Свиридова, в которых происходило формирование его этических, религиозных, художественно-эстетических воззрений: от Псалтири и евангельской проповеди - до русской философии «почвенности» (К.Н. Леонтьев, Ф.М. Достоевский, Н.Н. Страхов и др.);

- определены духовно-нравственные приоритеты творчества Г.В. Свиридова, позволившие представить авторскую концепцию объяснения его композиторского, писательского, философского дара: от мифологемы «невидимой и потерянной Руси» - до философемы «Истина Мира», указывающей конечную цель художественного творчества и развития духовной культуры в целом;

- представлено мировоззренческое единство музыкального наследия Г.В. Свиридова, в котором мифологическая константа характеризует круговорот исторических и общественных событий, человеческих судеб Руси-России; показана связь этой константы с евангельскими мотивами и традициями русского церковного пения.

- выявлено смысловое единство «мелоса» и «логоса» в музыкально-поэтическом языке Г.В. Свиридова, выступающем не только как средство коммуникации, но и в качестве значимого фактора межпоколенных связей, диалога эпох и национального преображения.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Творческое наследие Г.В. Свиридова своими корнями уходит, прежде всего, в русскую философию «почвенности», сложившуюся в XIX столетии в трудах Ап. Григорьева, Ф.М. Достоевского, Н.Н. Страхова и др. От почвенников композитор наследует эстетически-нравственное восприятие мира, отечественной истории, в котором ключевая роль отводится «чувству совести». В этом философском ключе композитором прочитываются и тексты Библии и Священного Предания. Собственное творчество определялось им как опыт «синтеза Слова и Музыки», или Мысли и Чувства, рационального и бессознательного начал. В их органическом синтезе, по мысли Г.В. Свиридова, и должна родиться «Истина Мира».

2. В своем интеллектуальном и музыкальном творчестве Г.В. Свиридов ориентировался, в первую очередь, на традиции русской национальной культуры. Стержнем ее является «совесть». Именно это чувство совести, как утверждает Г.В. Свиридов, «Россия привнесла в мировое сознание». Категория совести предстает здесь как универсальный критерий «личности и сознательности»; как «голос иного»; как «всеобщий закон и высшая Истина», как «книга» всех дел композитора, как «обличитель и свидетель душ»; духовность - как стремление к идеалу, как творческая сила, направленная на созидание и обновление, основная линия человеческого бытия, смысла жизни в целом. В оценке Г.В. Свиридова, искусство - то, чем питаются духовно;

следовательно, потеря духовной самостоятельности - главная причина водораздела художественных течений в музыке, литературе, театре. Духовный облик создателей художественных ценностей, согласно концепции Г.В. Свиридова, - это сопричастность народу, чуткость к «народному сердцу», искренняя любовь, свобода художника, неподкупность его совести, «простота» музыки, наделённая озарением, откровением, наитием, духовным Божественным началом, путь к Истине, к познанию «тайны» мира; забота о корневой системе «древа» музыкальной культуры; основа творческого «цветения и плодоношения», экологическая чистота его результатов, необходимое условие духовного здоровья нации.

3. В музыкальном творчестве Г.В. Свиридова проявляется мировоззренческое единство мифологии и христианской религии. Мифологическая составляющая музыкального творчества Г.В. Свиридова представлена сочинениями, образующими единое музыкально-поэтическое целое, именуемое «мистической песнью о России», «мифом о России» XX века. Мифологический взгляд на мир является в творческой лаборатории композитора непрестанным актом творения, в результате чего каждое музыкально-поэтическое произведение выступает:

- как аналог целостного мироздания, в котором «читается, слышится, звучит» величественная история крушения и рождения царств, воссоздано противоборство старого и нового миров, вера в возможность создания «здесь и сейчас рукотворного рая»;

- как возвышенный величественный и трагический миф о России, вечный миф русского сознания, миф о невидимой и потерянной России, подобно зерну, падающей в землю ради ростка новой жизни, жертвующей собой, чтобы дать «воздух» качественно новому;

- как пространственно-временная открытость «вечного» в круговороте исторических и общественных событий, человеческих судеб, в переплетении сложных и многозначительных идейно-образных и музыкально-драматических линий, образующих многослойную мировоззренческую ткань

«вечного боя» Руси - России за свободу, созидание, утверждение высоких национальных духовно-нравственных ценностей и идеалов.

Религиозное начало музыкального творчества композитора предстаёт в его духовной музыке, основанной на евангельских мотивах и традициях русского церковного пения; она являет собой доминантную вершину творения композитора.

4. Музыкально-поэтический язык Г.В. Свиридова («язык души»), основанный на единстве Логоса и Мелоса, - не только средство коммуникации, но важнейший фактор межпоколенных связей, межэпохального диалога, национального преображения. Сила свиридовских текстов - в многослойности ассоциаций, в «солнечном сплетении» сквозных поэтических мотивов и музыкальных тем, запечатлевших характерные черты облика и поведения, психологии и душевного склада людей разной социальной принадлежности, разной национальной типизации. Основанная на традициях русской музыкальной философии, многовековой русской культуры, соединяющая коллективное и индивидуальное, народное и профессиональное, обеспечивающая путь от «простого», временного к бытийному, «вечному», философия музыкальной поэзии Г.В. Свиридова становится «действовательной силой» (Григорий Богослов), новым Словом композитора, исповедальность и гуманизм которого способствуют духовно-нравственному преображению человека и народа.

Теоретическая и научно-практическая значимость исследования.

Основные результаты диссертационной работы намечают перспективы дальнейшей методологической, философско-культурологической разработки проблем музыкального творчества Г.В. Свиридова в современном социокультурном пространстве России.

Выводы данного исследования могут иметь теоретическое и практическое применение в разных областях научного знания: философии, культурологии, теории культуры, философии музыки, искусствоведении, истории музыки и др.

Представленные результаты диссертации могут быть использованы в учебном процессе при разработке учебно-методических комплексов, учебных курсов дисциплин «Философия культуры», «История музыки», «Философия творчества», в практике духовно-нравственного воспитания обучающихся специализированных учебных заведений, системы дополнительного и общего образования, проектах и программах патриотической направленности.

Личный вклад диссертанта заключается в инновационном философско-культурологическом подходе к выявлению историко-культурных и философских контекстов музыкального творчества Г.В. Свиридова от Псалтири и евангельской проповеди до русской философии «почвенности». Автор представляет собственную концепцию объяснения композиторского, писательского, философского дара Г.В. Свиридова: от мифологемы «невидимой и потерянной Руси» - до философемы «Истина Мира», вносит вклад в выявление смыслового единства «мелоса» и «логоса» в музыкально-поэтическом языке композитора как средства коммуникации, значимого фактора межпоколенных связей и национального преображения.

Апробация результатов исследования. Основные выводы и положения диссертации были изложены в выступлениях на научно-практических конференциях разного уровня:

- региональных: «Патриотизм как феномен культуры и фактор противостояния экстремизму» (Белгород, 5 мая 2011), «Проблемы и перспективы развития образовательных учреждений культуры и искусства» (Белгород, 28 ноября 2011);

- всероссийских: «Национальный вопрос в России: прошлое, настоящее, будущее» (Белгород, 27-28 апреля 2011), «Когнитивное моделирование: динамика гражданского общества и фактор национально-конфессиональной толерантности» (Белгород, 8-10 сентября 2011), «Ступени хорового мастерства к 200-летию со дня рождения Гавриила Якимовича Ломакина» (Белгород, 19 апреля 2012), «Социокультурное пространство России:

проблемы и перспективы развития» (Белгород, 29-30 ноября 2012), «Народное певческое искусство: традиции и современные тенденции» (Белгород, 14-15 марта 2013), «Церковь и искусство» (в рамках IX Всероссийских научно-образовательных Знаменских чтений): «Традиционные ценности в условиях глобализации» (Курск, 3 апреля 2013); VI научно-творческих «Маничкиных чтений»: «Народная музыка в системе профессионального образования» (Белгород, 19-20 марта 2015 г). - международных: «Народная художественная культура и XXI век: от возрождения к развитию» (Белгород, 2007), «Пам'яткознавч1 погляди молодих вчених XXI» (Харьков, 2010, 2011, 2012, 2013), «Шестые Страховские чтения: философские проблемы понимания в культуре и науке» (Белгород: БГУ, 2010 г.), «Духовная культура как основа взаимодействия поколений» (Белгород: БГИКИ, 2011 г.), «Проблемы российского самосознания: патриотизм, гражданственность и отечественная культура» (к 200-летитю со дня рождения Н.В. Станкевича) (Москва, 3 октября 2013 г., Белгород, 8-10 октября 2013 г.), «Музыкальное искусство и образование в современном социокультурном пространстве» (Белгород: Изд-во БГИИК, 2014 г.), «Мировое социокультурное пространство: проблемы и перспективы развития» (Белгород: БГИИК, 2015), «Евангелие в контексте современной культуры», посвящённой 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира / под ред. Т.И. Липич, С.М. Дергалева, М.С. Жирова. (Белгород: ООО «Эпицентр», 2015 г.).

Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры философии и теологии НИУ «БелГУ» и рекомендована к защите.

По теме диссертации опубликовано 29 научных работ, в том числе 4 статьи в журналах из списка ВАК РФ, общим объёмом 9,5 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя по два параграфа, заключения и библиографического списка из 149 наименований. Объём работы 163 страницы.

Глава 1. Музыкальное наследие Г.В. Свиридова: исторические и духовно-нравственные приоритеты

1.1. Творческое наследие Г.В. Свиридова в контексте исторического и философско-культурологического знания

Исследуя социально-художественные проблемы конца XIX - начала XX столетия, величайший русский философ И.А. Ильин провидчески констатировал, что культура являет собой внутреннее, органическое явление, и, лишь тот, кто «продумывает, а главное прочувствует, тот увидит, какой великий и величавый духовный простор открыт современному человеку»1. Ещё не зная, какой путь развития изберёт человечество, русский философ предчувствовал «целый ряд великих заданий», связанных с наукой, культурой, искусством, творчеством, воспитанием, правосознанием и др., утверждая тезис «создавать, - не отвергая доселе созданное, но творчески преображая его из свободной глубины преображённого духа»2.

В ряду таких мыслителей-творцов, созидателей и проповедников высоких духовно-нравственных целей и идеалов, кто шёл путем не ломки, а бережного продолжения и развития традиций, особое место по праву занимает Георгий Васильевич Свиридов (1915-1998 гг.) - выдающийся советский композитор, внёсший громадный вклад в отечественную и мировую музыкальную культуру, достойный наследник и продолжатель великих традиций русской национальной культуры, поскольку творчество этого поистине самобытного художника опиралось на твёрдые и глубоко продуманные духовно-эстетические принципы, а поиски в искусстве направлялись разумом, совестью, нравственным чувством долга.

Этот посыл в полной мере подтверждает ключевой жизненно-творческий тезис мастера: «Водораздел, размежевание художественных

1 Ильин, И.А. Основы христианской культуры // Ильин И.А. Одинокий художник / Сост., предисл. и примеч. В.И. Белов. - М.: Искусство, 1993. - 348 с. - С. 334.

2 Там же. - С. 334.

течений происходит в наши дни совсем не по линии «манеры» или так называемых «средств выражения». Надо быть очень наивным человеком, чтобы так думать. Размежевание идёт по самой главной, основной линии человеческого бытия - по линии духовно-нравственной. Здесь - начало всего - смысла жизни! Русская культура неотделима от чувства совести. Совесть -вот что Россия принесла в мировое сознание. А ныне - есть опасность лишиться этой высокой нравственной категории.. ,»3.

При жизни ставший классиком русской музыки, Г.В. Свиридов -художник-мыслитель всей силой своего таланта напоминает об этически возвышающей функции музыкального искусства, основной его миссии -духовном совершенствовании человека; её обязанности нести людям правду, помогать жить лучше, быть чище, добрее, искать, а, главное находить ответы «на самые важные, самые сокровенные вопросы своей судьбы и жизни»4 оружием музыки, главными качествами которой являются самобытность, «новая простота», душевная отзывчивость. Действительно, музыка Г.В. Свиридова имеет свой глубокий образный мир, свои, берущие за душу интонации. Его музыка, в которой нот мало, а музыки очень много (Д. Шостакович о «Курских песнях») доступна, проста, безыскусна. Однако, эта простота музыки - следствие глубокого постижения сложности жизни и желания, да и умения художника сказать о ней просто, но глубоко и наглядно. На фоне сложнейших творческих исканий большинства современных композиторов этот стиль творчества Г.В. Свиридова представляется феноменальным и непостижимым.

В стремлении осмыслить историю своей страны, её современность и будущность в духовно-нравственных категориях Г.В. Свиридов не мог не чувствовать глубину политических, общественных, социально-культурных событий и не видеть их взаимосвязь. Поэтому, не стараясь выбрать «путь,

3 Свиридов, Г.В. Музыка как судьба / Сост., авт. предисл. и коммент. А.С. Белоненко. - М.: Молодая гвардия, 2002. - 798 [2] с.: ил. (Б-ка мемуаров: Близкое прошлое; Вып. 2). - С. 356.

4 Свиридов, Г.В. Искания и победы / Г.В. Свиридов // «Литературная газета». - 1957. - 28 марта.

чтобы протоптанней и легче» (В.В. Маяковский), как любой русский гений, Г.В. Свиридов не замыкался в узкой сфере профессионального творчества. Он оставил после себя тома рабочих тетрадей, дневниковых размышлений, огромное эпистолярное наследие, содержание которых позволяет говорить о нём как о мыслителе-философе, политике, критике, литературоведе, как гениальном читателе. Одним словом, как о русском человеке с поистине необъятными запросами к жизни, творческое наследие которого, по мысли Д.С. Лихачёва, современника композитора, «будет иметь огромное значение в грядущем возрождении русской культуры»5, а гениальность - по-настоящему ещё не оценена.

Полагаем, творчество Г.В. Свиридова в полной мере отвечает призывам к сохранению традиций отечественной и всечеловеческой культуры, которые в последнее время всё чаще раздаются в среде творческой интеллигенции.

Вполне обоснованная позиция признанного патриарха отечественной гуманитарной мысли Д.С. Лихачёва подтверждается богатейшим духовно-творческим наследием Г.В. Свиридова, пока ещё не познанным и не осмысленным в полной мере как в историко-культурном, так и в содержательно-субстанциональном (сущностном) аспектах. В настоящее время более трети музыкальных сочинений Г.В. Свиридова, равно как и рукописных записей и дневников пока не опубликованы. Речь идёт о музыкальном и литературном наследии композитора, являющем собой эпохальное явление русской национальной культуры, воплотившем философско-культурологические, религиозные, художественно-этические воззрения Человека, Гражданина, Творца. И во всех этих ипостасях бытия зримо проявляется дар композитора проникать в глубину мироздания: слышать эпоху, шаги истории, разные времена далёкого прошлого, ощущать «дыхание» настоящего и будущего; но более всего «слышать Россию в её

5 Белоненко, А.С. Хоровая «теодицея» Свиридова // Георгий Свиридов. Полн. собр. соч. Т.21: Песнопения и молитвы. М. - СПб., 2001. - С. XVIII.

громадной необъятности значений,<......> слышать людей очень разной

национальной типизации»6.

Говоря словами А. Блока, Свиридов потонул в народной душе, поскольку всегда жил жизнью страны, радовался и страдал вместе с народом, никогда не отрекался ни от своей эпохи, ни от своих убеждений, не «перекрашиваясь» и не «перестраиваясь». Поэтому всё созданное этим великим художником ассоциируется с неким идеалом, к которому должен стремиться человек, а более всего - творческая личность, обладающая устойчивой системой социально-значимых черт. В его музыке есть та самобытность, духовная красота и мощь, которая, несмотря на все национальные и мировые катаклизмы и метаморфозы, является внутренним миром собирательного русского характера, подтверждая слова Г.В. Свиридова: «Для меня Россия - страна простора, страна песни, страна

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кинаш Лариса Александровна, 2015 год

- 416 с.

33. Вагнер, Г.К. Проблем жанров в древнерусском искусстве. - М.: Искусство, 1974.

34. Вейдле, В.В. Эмбриология поэзии: Статьи по поэтике и теории искусства / Сост., коммент. и послесл. И.А. Доронченкова. - М.: Языки славянской культуры (Studia рЫ1о^юа), 2002. - 456 с. - С. 110.

35. Вейнгерова, Л.Я. Современная философия духа и сознания / Л.Я. Вейнгерова, Д.Д. Гурьев. - М.: Изд. Московский лицей, 1996. - 75 с. - С. 57.

36. Волков, Г.Н. Мы обозначены единым словом «человек». / Г.Н. Волков // Народное образование. - 1997. - № 5. - С. 82.

37. Вульфов, А.Б. «Песнопения и молитвы» Георгия Свиридова как отражение православного мирочувствования / А.Б. Вульфов // Музыка во времени и пространстве: памяти Г.В. Свиридова. «Песнопения и молитвы» Георгия Свиридова в контексте современной духовной культуры России (23-25 сентября 2003 г., Курск): Материалы открытой Всероссийской научной конференции. - Курск: Изд-во Курск. гос. унта, 2007. - С. 107.

38. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. / Л.С. Выготский Т. 1. -Вопросы теории и истории психологии. - М.: Педагогика, 1982. - 488 с.

- С.428.

39. Гаврилин, В. Годовой круг // Музыкальный мир Георгия Свиридова сб. статей / сост. А. Белоненко. М.: Советский композитор. - 1990. - С. 38.

40. Гарпушкин, В.Е., Звучащий дух бытия: Очерки по философии музыки / В.Е. Гарпушин, Л.Е. Неведомская, Л.П. Шиповская. - М.: Б. и., 1997. -131 с.

41. Георгий Свиридов: Полный список произведений (Нотографический справочник). - М. - СПб: Нац. Свиридовский Фонд, 2001. - 141 с.

42. Георгий Свиридов: сборник статей и исслед. / Сост. Р.С. Леденев. - М.: Музыка, 1979. - 462 с.

43. Гачев, Г.Д. Содержательность художественных форм Эпос. Лирика. Театр. М.: Просвещение, 1968. - 302с. - С. 75-76.

44. Гердер, И.Г. Идеи к философии истории человечества. (Серия «Памятники исторической мысли»). (Перевод и примечания А.В. Михайлова.). - М.: Издательство «Наука», 1977. - 705 с. - С. 152.

45. Гарднер, И. Богослужебное пение русской православной церкви В 2 т. / И.А. Гарднер. - Нью-Йорк: Изд. Св. - Троицкого монастыря, Джорданвилль, 1982. - С. 58.

46. Гарднер, И. О некоторых проблемах в современном русском церковном пении. - Православная Русь. - 1976. - № 15. - С. 9.

47. Гарднер, И. О Синодальных богослужебных певческих книгах и о пении по ним. - Православный путь: Ежегодник. 1971. - С. 108-119.

48. Гоголь, Н.В. Собрание сочинений: в 6 т. / Н.В. Гоголь. - т. 6: Избранные статьи и письма. - М., 1953. - С. 114.

49. Головатенко, В. «Душа грустит о небесах.»: Вслушиваясь в «Песнопения и молитвы» Г.В. Свиридова / В. Головатенко // Музыка во времени и пространстве: памяти Г.В. Свиридова. «Песнопения и молитвы» Георгия Свиридова в контексте современной духовной культуры России (23-25 сентября 2003 г., Курск): Материалы открытой Всероссийской научной конференции. - Курск: Изд-во Курск. гос. унта, 2007. - С. 130.

50. Горький, А.М. Несовременные мысли / А.М. Горький. - М.: Сов. Писатель,1990. - 243 с. - С. 128, 144.

51. Григорий Нисский. Об устройстве человека / Григорий Нисский: перевод и послесловие В.М. Лурье под ред. А.Л. Верлинского. - СПб.: AXIOMA, 1995. - 176 с. - С. 26-27.

52. Гужва, А.П. Георгий Свиридов и традиции европейской художественной культуры / А.П. Гужва // Музыка во времени и пространстве: памяти Г.В. Свиридова. «Песнопения и молитвы» Георгия Свиридова в контексте современной духовной культуры России (23-25 сентября 2003 г., Курск): Материалы открытой Всероссийской научной конференции. - Курск: Изд-во Курск. гос. унта, 2007. - 213 с. - С. 94.

53. Гулеско И. Хор в кантатно-ораториальных произведениях Г.В. Свиридова (принципы хорового мышления): Автореферат . канд. иск. Киев, Киевская ордена Ленина государственная консерватория, 1980.

54. Давыденков, О., иерей. Понятие «силы» и «энергии» в святоотеческом богословии / Олег Давыденков иерей // Велия благочестия тайна: Бог явился во плоти. - М.: ПСТБИ, 2002. - 182 с. - С. 16.

55. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 3. -М.: Рипол Классик, 2005. - 544 с.

56. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский. Санкт-Петербург.: изд-во «Глаголъ», 1995. - 793 с. - С.77-95.

57. Достоевский, Ф.М. Собрание сочинений: в 12 т. / Ф.М. Достоевский. -Т. 3.: М.: Правда, 1982. - С. 156-157.

58. Драгомирецкая, Н.В. Стилевая иерархия как принцип формы: Н.В. Гоголь // Смена литературных стилей. - М.: Наука, 1974. - С. 253, 263.

59. Есенин, С. О себе / С.А. Есенин // «Сергей Есенин. Избранные произведения». Л.: Лениздат, 1957. - 427 с.: ил. - С.4.

60. Жиров, М.С. Региональная система сохранения и развития народной художественной культуры: учеб. пособие / М.С. Жиров. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. - 266 с.: ил. 88. - С.8.

61. Жиров, М.С. Икона с точки зрения христианского мировоззрения и библейской антропологии // Евангелие в контексте современной культуры. Белгород, НИУ «БелГУ», 2013. - 260 с. - С. 8-9.

62. Жиров, М.С. Русская народная песня: история и современность / М.С. Жиров, О.А. Алексеева. - Белгород, 2007. - 164 с. - С. 16.

63. Жиров, М.С. Традиции национальной культуры как ресурс духовно-нравственной позитивности российского общества / М.С. Жиров // Духовная безопасность молодежи: социокультурный аспект: Монография. - Белгород, 2009. - 124 с. - С. 9.

64. Записки Георгия Свиридова из архива Национального свиридовского фонда «Россия как лирическая величина» Персональный сайт -Свиридов Георгий Васильевич [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //geroykursk.narod.ru/index/0-368

65. Земцовский, И.И. Социалистическая культура и фольклор // Народная музыка СССР и современность: Сб. ст. / Под ред. И.И. Земцовского. -Л.: Музыка, 1982. - С. 7.

66. Земцовский, И. О народном у Свиридова (к методике изучения народно-песенных истоков музыкального языка) / И.И. Земцовский // Георгий Свиридов. - М.: Музыка, 1971. - С.397-398.

67. Золотов, А. Музыка ясности и силы // Книга о Свиридове: сб. статей / сост. А. Золотов. - М.: советский композитор, 1983. - 282 с. - С. 111113.

68. Измайлова, Л. Инструментальная музыка Свиридова (к вопросу о внутристилевых контактах) / Л. Измайлова // Георгий Свиридов. Сборник статей и исследований. М.: «Музыка», 1979. - 461 с. - С. 397.

69. Иоанн (Маслов) Схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. - М.: САМШИТ, 1996. - 1199 с. - С.957.

70. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Глинская Пустынь. История обители и её духовно-просветительская деятельность в 16-20 веках. Гл. 6. - М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1994. - С. 251.

71. Ильин, И.А. Аксиомы религиозного опыта / И.А. Ильин. - М.: Аст, 2002. - 586 с. - С. 32.

72. Ильин, И.А. Одинокий художник: статьи, речи, лекции / И.А. Ильин. -М.: Искусство, 1993. - 348 с. - С. 271.

73. Ильин, И.А. О русской идее // Русская идея: сборник произведений русских мыслителей / сост. Е.А. Васильев; предисловие А.В. Гулыги. -М.: Айрис-пресс, 2004. - С. 402-414.

74. Ильин, И.А. Основы христианской культуры // И.А. Ильин Одинокий художник / Сост., предисл. и примеч. В.И. Белов. М.: Искусство, 1993.

- 348 с. - С. 334.

75. Ильин, И.А. О сопротивлении злу силою / И.А. Ильин // Собрание сочинений: В 10 т. - Т. 5. - М.: Русская книга, 1996. - 610 с. - С. 178.

76. Ильин, И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний / И.А. Ильин // Собрание сочинений: В 10 т. - М.: Русская книга, 1994. - Т.3. - 1994. -с. 257.

77. Ильин, И.А. Путь к очевидности / И.А. Ильин // Собрание сочинений: В 10 т. / Иван Александрович Ильин. - М.: Русская книга, 1994. - Т. 3. -552 с.

78. Ильин, В.В. О специфике гуманитарного знания / В.В. Ильин // Вопросы философии. - 1985. - № 7. - С. 45-47.

79. Каган, М.С. Эстетика как философская наука. Университетский курс лекций / М.С. Каган. - СПб.: Петрополис, 1997. - 544 с. - С. 52.

80. Камчатов, А. М. Введение в языкознание: учеб. пособие для филол. фак. универ. и пед. вузов / А.М. Камчатов, Н.А. Николина. - 2-е изд. -М.: Флинта : Наука, 2000. - 232 с. - С. 29.

81. Кандинский, В.В. О духовном в искусстве / В.В. Кандинский. - М.: Архимед, 1992. - 110 с.: ил. - С. 28.

82. Книга о Свиридове. Размышления. Высказывания. Статьи. Заметки / Сост. А. Золотов. - М.: Сов. композитор, 1983. - 282 с.: ил.

83. Клюев А.С. Онтология музыки / Дис. на соиск. уч. ст. д. филос. н. СПб., 1999. - 338 с.

84. Клюев, А.С. Философия музыки / А.С. Клюев. - СПб.: СПГУВК, 2004.

- 367 с.

85. Корольков, А.А. Георгий Свиридов и традиции русской духовной культуры / А.А. Корольков // Музыка во времени и пространстве: памяти Г.В. Свиридова. «Песнопения и молитвы» Георгия Свиридова в контексте современной духовной культуры России (23-25 сентября 2003 г., Курск): Материалы открытой Всероссийской научной конференции. - Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2007. - 213 с. - С. 12.

86. Костюковский В. Единомыслие - искусственно: [интервью с Академиком Д.С. Лихачёвым о национальной идее и будущем России] // Известия. - 21.11.1996. - с. 3.

87. Крамар, П.П. К определению понятия «творчество» / П.П. Крамар // Вопросы общественных наук. - Киев, 1982. - 118 с. - С. 58.

88. Культурология ХХ век. Энциклопедия. В 2-х т. Т.1/под ред. С.Я. Левит, СПб.: Университетская книга, 1998. - 447 с. - С. 242.

89. Курт, Э. Основы линеарного контрапункта. Мелодическая полифония Баха: исследование / Э. Курт; пер. с нем. З. Эвальд; под ред. Б.В. Асафьева. - М.: Госмузиздат, 1931. - 304 с. - С. 35-36, 41.

90. Ланглебен, М. Вокальная мелодия в плену у языка // Музыка и незвучащее, ред.: Вяч. Вс. Иванов, Е.В. Пермяков, Т.В. Цивьян.

Москва: «Наука», 2000, с. 94. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hum.huii.ac.il/upload/ FILE 1315578678.pdf

91. Легостаев Е.Д. Проблемы стиля и интерпретации хоров а cappella Г.В. Свиридова (на примере цикла «Пять хоров без сопровождения на стихи русских поэтов»): Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. / Е.Д. Легостаев. - М., 1990. - 25 с.

92. Лихачёв, Д.С. Русская культура / Д.С. Лихачёв. - М.: Искусство, 2000. - 440 с. - С.7.

93. Локк Дж. Сочинения в 3-х т. Т.1. Опыт о человеческом разумении. Философское наследие. - М.: Мысль, 1985. - 621 с. - С. 451.

94. Лосев, А.Ф. Основной вопрос философии музыки // Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991. - 525 с.

95. Лосский, В.Н. На страже истины / Сост. М.В. Осипова. - М.: Сретенский монастырь, 2007. - 240 с. (Серия «Духовное наследие»).

96. Лучкина М.М. Миф о России в творчестве Г.В. Свиридова: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. / М. М. Лучкина. - Красноярск, 2012. -31 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cheloveknauka.eom/v/68644/a7#7page

97. Масловская Т. О национальной сущности произведений Г. Свиридова (на примере кантатно-ораториальных сочинений): Диссертация. канд. искусствоведения. - М., 1984. - 134 с.

98. Масловская, Т. О стиле национальной сущности произведений Свиридова // советская музыка. - 1980. - №2. - С. 17-23.

99. Маторина В. Музыкальная драматургия кантатно-ораториальных и хоровых сочинений Г. Свиридова: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. // В. Маторина. - Л., 1987. - 23 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/mif-o-rossii-v-tvorchestve-gv-sviridova#ixzz3G72osw2

100. Межуев, В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры / В.М. Межуев. - М.: Университетская книга, 2012. - 406 с.

101. Межуев, В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. - М.: Прогресс-Традиция. - 2006. - 408 с.

102. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 30 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. -Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «АТЕМП», 2007. -944 с.

103. Ошеров С.А. «Tristia» Мандельштама и античная культура // Мандельштам и античность: Сб. статей / Ред. О.А. Лекманов. - М.: Радикс, 1995. - 208 с. - С. 188-203.Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. - 528 с. - С. 81.

104. Платон. Соч. в 3-х томах. Серия: Философское наследие. Т.2. - М.: «Мысль», 1970. - 222 с. - С. 136.

105. Плотин. Избранные трактаты. - Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2000. - 320 с. -С. 103, 118.

106. Полякова, Л. Заметки о сочинениях 60-х годов / Георгий Свиридов: Сборник / Сост. Р.С. Леденев. - М.: Музыка, 1979. - 462 с., 1 л. портр., нот. - С. 221 - 222.

107. Полякова Л. Вокальные циклы Г.В. Свиридова. Пояснение, изд. 2-е, М.: Советский композитор 1961. - С. 72.

108. Преподобный Симеон Новый Богослов. Слова // Преподобный Симеон Новый Богослов. Слова. Части 1-2 / Пер. еп. Феофана. - М.: Правило веры, 2001. - 700 с. - С. 89-97. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://golden-ship.ru/knigi/3/simeonNB-Sl 1 .htm

109. Псалтирь в святоотеческом изъяснении. - Почаев. - Свято-Успенская ПочаевскаяЛавра.: 2009. - 319 с. http: //rutracker. org/forum/viewtopic.php?t=3308214

110. Руднева, А.В. Народные песни Курской области: для пения без сопровожд. / А.В. Руднева; предисл. авт.; общ. ред. С. Аксюка. М.: Сов. композитор, 1957. - 127 с.

111. Семёнов, Ю.И. Личность, общество, культура / Ю.И. Семёнов // Философия и общество. 2001. - № 3. - С. 39-69.

112. Свиридов, Г.В. Высокие идеалы современности / Г.В. Свиридов // «Вечерний Ленинград». - 1966. - 15 октября.

113. Свиридов, Г.В. Искания и победы / Г.В. Свиридов // «Литературная газета». - 1957. - 28 марта.

114. Свиридов Георгий Васильевич «Из записных книжек» Часть 1 / Источник: журнал «Роман-газета XXI век» // [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.voskres.ru/idea/sviridov.htm

115. Свиридов, Г.В. Музыка как судьба / Сост., авт. предисл. и коммент.

A.С. Белоненко. - М.: Молодая гвардия, 2002. - 798 [2] с.: ил. - (Б-ка мемуаров: Близкое прошлое; Вып. 2).

116. Свиридов, Г.В. Из разных записей / Г.В. Свиридов // Музыкальная академия. - 2000. - № 4. - С. 20-30.

117. Свиридов, Г.В. Полное собрание сочинений. Т. 21. Песнопения и молитвы (для хора без сопровождения, слова из литургической поэзии) [1980-1997]. - М.:СПб.: Национальный Свиридовский фонд, 2001. - С. XIX-XXI.

118. Советский энциклопедический словарь / ред. А.М. Прохоров. - М.: «Советская энциклопедия». М., 1982. - 1999 с. - С. 524.

119. Словарь иностранных слов. - 15-е изд., испр. - М.: Русский язык, 1988. - 606 с. - С. 32.

120. Соловьёв, В.С. Философия искусства и литературная критика / Вступ. Статья Р. Гальцевой и И. Роднянской. - М.: Искусство, 1991. - 701 с. -С. 245.

121. Соловьев, В.С. Жизненный смысл христианства: Филос. коммент. на учение о Логосе ап. Иоанна Богослова / Предисл. и примеч.

B.Ю. Куликова // Филос. науки. - 1991. - № 3.

122. Соловьев, В.С. Чтения о Богочеловечестве / В.С. Соловьев. - СПб.: Художественная литература, 1994. - 528 с.

123. Сокурова О., Белоненко А. Сила гармонии. Размышления о «Пушкинском венке» Георгия Свиридова // Современные проблемы советской музыки: Сб. статей. Отв. ред. и сост. В. Смирнов. - Л.: Сов. Композитор, 1983. - С. 102.

124. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов: Пер. с англ., М.: Политиздат, 1992. - 543 с. -С. 334.

125. Сохор, А. Свиридов и русская культура // Георгий Свиридов: Сборник ст. / Сост. Р.С. Леденев. - М.: Музыка, 1979. - 462 с. - С. 31.

126. Сохор, А. Георгий Васильевич Свиридов: Критикобиографический очерк. - Л.: Гос. муз. изд-во, 1956. - 157 с.

127. Сохор, А. Георгий Свиридов / А.Н. Сохор. - Издание второе, дополненное. - М.: Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1972. - 320 с. - С. 216.

128. Толковая Библия, или комментарии на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета под редакцией А.П. Лопухина. Новый Завет. Т. 1. - М.: ДАРЪ, 2007. - 1224 с.

129. Толстой, Л.Н. Полное собрание сочинений в 91 т. Репринтное воспроизведение издания 1928-1958 гг. - М.: Терра, 1992. - С. 84.

130. Федулова, Е. А. Претворение литургических традиций в духовной музыке Георгия Свиридова: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. / Е. А. Федулова. - Магнитогорск, 2010. - 25 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://disus.ru/r-iskusstvovedenie/428301 -1-pretvorenie-liturgicheskih-tradiciy-duhovnoy-muzike-georgiya-sviridova.php

131. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1991. - 560 с.

132. Философия: курс лекций. А.А. Радугин. - М.: Центр, 1996. - 334 с.

133. Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E8%EB%EE%F1%EE%F4%F1%EA%E 8%E9 %FD%ED%F6%E8%EA%EB%EE%EF%E5%E4%E8%F7%E5%F 1 %EA%E8%E9 %F 1 %EB%EE%E2%E0%F0%FC

134. Флоренский, П. Столп и утверждение Истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах // П.А. Флоренский. - М.: АСТ, 2002. -634с. - С.72.

135. Флоренский, П.А. Сочинения: в 4-х т. - М.: Мысль, 1994. - Т.1. - 797 с.

136. Франк, С.Л. Реальность и человек // С.Л. Франк. - М.: Республика, 1997. - 479 с.

137. Фролов, И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет / И.Т. Фролов. - М.: Политиздат, 1989. - 559 с. - С. 4.

138. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии смысла. - 1989. № 9. - С. 135.

139. Хайдеггер, М. Отрешённость // Разговор на просёлочной дороге. Избранные статьи позднего периода творчества / М. Хайдеггер. - М.: Высшая школа, 1991. - 192 с. - С. 108-110.

140. Хайдеггер Мартин. «Просёлок» / пер А.В. Михайлова. - «Вег Feldweg» // electroniclibrary21.ru [сайт]. URL // http : //www.electroniclibrary21 .ru/literature/heidegger/01 .shtml

141. Хоружий, С.С. Философский символизм Флоренского и его жизненные истоки // Ист.-филос. ежегодник, 1988. - М.: Наука, 1988. - С. 180-201.

142. Хоружий, С.С. Человек и его назначение по учению православных подвижников // Философская и социологическая мысль. - 1991. - N11. - С. 129-142.

143. Чернушенко, В.А. О некоторых проблемах исполнения хорового цикла «Песнопения и молитвы» / В.А. Чернушенко // Музыка во времени и пространстве: памяти Г.В. Свиридова. «Песнопения и молитвы» Георгия Свиридова в контексте современной духовной культуры России (23-25 сентября г., Курск): Материалы открытой Всероссийской научной конференции. - Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2007. -С. 154.

144. Чистов, Г.А. Философия бытия человека в мире духовных и эстетических ценностей: учеб. пособ. / Г.А. Чистов. - Челябинск: Изд-во ЧГТУ, 1996. - Гл.1. - С. 4-23. - Гл. 2. - С. 24-40.

145. Шмелев, И. С. Лето Господне / И. С. Шмелёв. - Подписная библиотека «Возвращение». - В 10 т-х. - М.: Изд-во «Молодая гвардия», 1991. - Т. 2. / Вступ. статья, сост., подгот. текста и коммент. О.Н. Михайлова. -654 с. - С. 68.

146. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Гельтальт и действительность / пер. с нем., вступ. Ст. и примеч. К.А. Свасьяна. - М.: Мысль, 1998. - 663 с.

147. Элиаде, М. Священное и мирское / М. Элиаде. - М.: МГУ, 1994. - 144с.

148. Элик, М. Песни и романсы Свиридова // Книга о Свиридове: сб. ст. / сост. А. Золотов. - М.: советский композитор, 1983. - С. 119-129.

149. Элик, М. Свиридов и поэзия // Георгий Свиридов: Сборник / сост. Р.С. Леденев. - М.: Музыка, 1979. - 462 с., 1л. портр., нот. - С. 71.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.