Философско-культурологические образы "виртуального человека" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Дунаев, Роман Алексеевич
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 147
Оглавление диссертации кандидат философских наук Дунаев, Роман Алексеевич
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Виртуальное: проблема определения и методологии
1.1. Виртуальное: понятийно-категориальные смыслы;
1.2. Виртуальное — симуляция - симулякр: метаморфозы идеального.
Глава 2. Человек в культурно-идеальном пространстве виртуального
2.1. Онтологические основания виртуального человека;
2.2. Разграничение: человек виртуальный и актуальный.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Религиозная виртуальная реальность: философско-религиоведческий анализ2004 год, кандидат философских наук Бебнева, Елена Александровна
Виртуальные процессы в современном обществе: социально-философский анализ2008 год, кандидат философских наук Степанова, Алена Николаевна
Способы идентификации человека в масс-медийных коммуникациях2010 год, кандидат философских наук Андреева, Ольга Владимировна
Виртуальность как естественнонаучный, технический и культурный феномен2004 год, кандидат философских наук Николаев, Илья Александрович
Виртуализация социальной действительности и социальная практика2006 год, кандидат философских наук Болдышев, Игорь Викторович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философско-культурологические образы "виртуального человека"»
Актуальность темы исследования. Виртуальность как проблема была осознана сравнительно недавно, что было связано с развитием компьютерных технологий и сети Интернет. Для широкого круга, социума в целом, она персонифицируется в игровой реальности, создаваемой компьютером, субкультуре Интернета и Рунета, блогосфере и прочем преимущественно носящем коммуникативный характер.
Именно с этими аспектами виртуального связаны общеизвестные риски, которые интенсифицируют интерес к этой проблеме и служат источником для более серьезных теоретических исследований в этой области. Среди них значится угроза поглощения реальности средствами масс-медиа, которые стали настолько эффективны и эффектны, что могут подменить собой «реальную» действительность и создать мир иллюзий, столь же «подлинный» по создаваемым социальным, психологическим, культурным и экономическим эффектам, как и настоящий.
Другой не менее значимой проблемой становится мировая паутина -Интернет, плюсы от использования которой едва ли перекрываются негативными заявлениями о подмене реальных отношений виртуальными или переселении структурных элементов социального пространства в виртуальное. Мировая сеть действительно продуцирует настолько широкое разнообразие сообществ, что возникает вопрос о первичности реальной и виртуальной принадлежности многих индивидов, с ней связанных. Этим провоцируется проблема идентичности субъектов, которая становится эфемерной при возможности в сети быть кем угодно.
Пласт «паравиртуальных» размышлений провоцирует множество теоретических изысканий, которые подчас более критичны, чем дискурс обыденности. Ряд сложностей возникает уже непосредственно на понятийном уровне исследования, в силу того, что однозначного определения виртуального не существует, а спектр значений этого понятия чрезвычайно обширен.
Странным образом проблема виртуального оказывается своего рода цезурой, точкой, которая центрирует значительное число проблем онтологических, гносеологических и, безусловно, философско-антропологических и философско-культурологических. Причем последние, к сожалению, пока находятся в тени предыдущих.
Степень научной разработанности проблемы. В интересующей нас проблеме философской антропологии и культурологии виртуальности можно выделить два основных направления, по которым возможно проследить степень ее разработанности. Во-первых, это исследования самой виртуальности, имеющие довольно давнюю и обширную традицию. Во-вторых, собственно философско-антропологическая составляющая, проблема человека, сопряженная с виртуальностью.
Понятийное оформление виртуального происходит уже в рамках античной философии в контексте проблемы соотношения возможного и действительного, реального - идеального, а также актуального -потенциального. Именно эти дуальности конституируют значение термина в работах Парменида, Демокрита, Эпикура, Платона и Аристотеля.
Философия Средневековья наследует и развивает обозначенную тенденцию. Так в философии Фомы Аквинского, Николая Кузанского, Дунса Скота и ряда других философов «виртуальное» используется в тех же оппозициях актуального и потенциального, идеального и действительного. Понятие обретает содержание через противопоставление субстанциональности и реальности, а также потенциальности и актуальности. Оно есть то, что существует реально, хотя не субстанционально, и вместе с тем актуально, но не потенциально.
Эту же линию онтологизации виртуального продолжает и византийская традиция в лице исихастов, Г. Паламы, И. Сирина, а также Василия Великого, который в «Шестодневе» проводит идею о том, что одна реальность может порождать другую, причем законы существования каждой из них будут различны. Виртуальное в данном случае есть энергия, выступающая в роли скрепы реальностей, дающей им существование.
В философии Нового времени спор о существовании виртуальной реальности продолжается в работах Дж. Бруно, Т. Гоббса, Д. Дидро, Ф. Бэкона и переходит в иную плоскость. Научная картина мира провозглашает одну единственную реальность мира земного. При этом виртуальное сохраняет свое энергийное значение, но становится принадлежностью природы.
И к этому же моменту (в философии Нового времени) окончательно утверждается традиция рассмотрения реальности как единого, которой противостояла позиция множественности бытия, идущая со времен античности и продолжающаяся в работах Г. Лейбница, Б. Спинозы, А. Бергсона и Ф. Ницше.
Современная философия значительно расширяет спектр значений, закрепляемых за виртуальным, а также увеличивает число тем, сопряженных с проблемой виртуальной реальности. В значительной мере этому способствовало развитие компьютерных технологий и Интернет. Виртуальная реальность как реальность компьютерного мира разрабатывается в работах Дж. Ланье, У. Брикена, М. Круглова, О. Власенко, С. Дацюк, Е. Ковалевской и ряда других зарубежных и отечественных авторов. Сопряженной с компьютерной виртуализацией является тема информационного, технотронного и иных обществ, в которых лидируют информационные технологии. Среди теоретиков электронной цивилизации можно назвать Э. Тоффлера, Дж. К. Гэлбрейта, П. Друкера, Д. Белла и др.
Социально-философский аспект компьютерной виртуализации рассматривается в работах М. Кастельса, отмечающего значительную роль сетевых структур в развитии общества. Попыткой построения социологических моделей современности на базе понятия виртуальности занимались А. Бюль, М. Паэтау, А. Крокер, М. Вэйнстейн, Д. Иванов. В частности Крокер и Вэйнстейн связывают с виртуализацией новый тип 5 отчуждения, основанный на отчуждении плоти в пользу информации. Для Бюля виртуальное связано с созданием нового виртуального общества, параллельного реальному. Д. Иванов в работе «Информационное общество: фантом постиндустриальной эры» считает виртуальным подмену реальности образом, ее симуляцию. Б.В. Марков изучает процессы виртуализации в контексте масс-медиа и утверждает, что средства массовой коммуникации создают новую симулятивную реальность, мир иллюзий, который отождествим с виртуальным.
Дополнительные значения интересующего нас понятия возникают не только на пересечении тем информационного общества, Интернет, но также теории информации и философии техники. Эти аспекты виртуальной реальности затрагиваются в трудах следующих авторов: К. Э. Шэннона, Н. Виннера, А. Тьюринга, А. Колмогорова, Н. Бострома, Г.Н. Волкова, М. Маклюэна, В.П. Котенко, В.В. Чешева, Дж. П. Барлоу, В.И. Гнатюк.
В отечественной философии стоит отметить подход, получивший название «виртуалистика», у истоков которого стоял Н.А. Носов, разрабатывавший идею полионтичности реальности. Виртуалистика ставит своей целью построение теории психологических виртуальных реальностей, что находит отражение в трудах Т.Н. Носовой, Е.В. Ковалевской, Л.П. Гримака, Ю.Т. Яценко, И.В. Катерного и др. В рамках этого направления виртуальность наделяется качествами порожденности, актуальности, автономности, интерактивности, что создает новую категориальную оппозицию: константное - виртуальное. Во многом схожие взгляды на проблему виртуального содержатся в трудах российского ученого О. Генисаретского, который под виртуальной реальностью также понимает реальность психологическую. Для него виртуальное - это специфическое состояние сознания, которое является «бытием-в-событии».
В значении симулятивной реальности виртуальное предстает в работах ряда философов-постмодернистов, среди которых Ж. Бодрийяр, Ж. Деррида,
Ж. Делез, Р. Барт, Ф. Гваттари и др. В основе симуляции-виртуализации, в б данном случае, лежит идея неустранимости факта разрыва означаемого и означающего, самовольного существования образов и знаков, оторванных от реальности и бесконечно продуцирующих ее замещение, гиперреальность (через гипертекстуальность).
Антропологические основания виртуальной реальности, на наш взгляд, недостаточно разработаны и затрагиваются в работах С. Жижека, О.Е. Баксанской, И.Г. Корсунского преимущественно сквозь призму проблем субъективности восприятия или же идентичности. Более продуктивным представляется подход Ж. Делеза, который в работах «Актуальное и виртуальное», а также «Капитализм и шизофрения» намечает перспективы построения антропологии виртуального и затрагивает проблему виртуального субъекта.
Анализ работ, посвященных исследованию виртуальной реальности, и в частности ее философско-антропологического и философско-культурологического измерения, позволяет сделать вывод о недостаточной разработанности проблемы. Это касается как уточнения самого понятия «виртуальное» в силу множественности его значений; так и собственно проблемы возможности «виртуального человека» и его описания, что по нашему мнению должно стать основой построения философской антропологии виртуального.
Объект исследования — феномен виртуальной реальности в современном культурно-коммуникативном пространстве.
Предмет исследования — человек в виртуальной реальности современного общества и культурных коммуникаций.
Цель диссертационного исследования - философско-антропологическое и фшософско-культурологическое исследование феномена «виртуального человека».
Задачи:
- Рассмотреть основные направления в интерпретации понятия виртуальное» в истории философии. 7
- Определить теоретическую возможность построения философской антропологии виртуального.
- Выявить онтологические основания виртуального человека в диахронном и синхронном аспектах.
- Определить специфику существования виртуального человека в современной культуре.
Методологическая основа исследования. В диссертации опирались на диалектику как метод исследования виртуального как превращенной формы диалектики материального и идеального в культурном бытии человека, что потребовало дополнения принципами деятелъностного подхода в философском измерении современной культуры и определении места «виртуального человека» в ней.
В работе использовались общенаучные принципы объективности, историзма, системности. Компаративный подход позволил выявить общее и различное в теоретических подходах к проблеме виртуального. Системный подход обусловил возможность определения виртуального субъекта, включенного в современные культурно-коммуникативные системы.
Культурно-семиотическая методология способствовала пониманию виртуальной реальности как знаково-символической системы.
Применялась конкретная философско-культурологическая и антропологическая методология, разработанная в трудах Ж. Делеза и Ф. Гваттари.
Научная новизна исследования:
- Выдвинуто и обосновано определение виртуальности, интегрирующее основные подходы к рассмотрению данного понятия.
- Установлены философско-теоретические основания для экспликации (обнаружения) виртуального человека.
- Определен экзистенциальный статус виртуального человека.
- Выявлены специфические, экзистенциально-онтологические особенности виртуального человека.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Дистанцируясь от значений, бытующих в естественных науках, и связывающих виртуальное с техническим, можно отметить, что доминирующими подходами к рассмотрению виртуальности является онтологический (виртуальное как особый род идеального бытия), и психологический (виртуальное как психологическая, субъективная реальность). Мы придерживаемся следующей трактовки виртуального: виртуальная реальность (реальности) существует как форма бытия идеального, стремится к актуализации, характеризуется качествами автономности, интерактивности, интерсубъективности и коммуникативности.
2. Понимание виртуального как онтологического, конституируемое принципом полионтичности, качествами автономности и интерактивности; а также виртуального как симулятивной (превращенной в нашем понимании) идеальной реальности (симулякра), позволяет дать два определения виртуального человека: 1.) Он есть средоточие реальностей, источник и центр интеграции множественных измерений виртуального как идеального, воплощенного в коммуникативном пространстве культуры, который обретает реальность в результате действия его волевого акта; 2.) Это г субъект определяется в поле социального и проявляется в совокупности социокультурных коммуникативных практик.
3. Онтологический статус виртуального человека раскрывается в категориях становления, сингулярности, структуры, смысла и ряда других.
Его бытийственные основания сводятся к следующему: 1.) он элемент системы-структуры, под которой понимается как сущее, так и слово о сущем, то есть теория; 2.) виртуальный субъект децентрирован, что соответствует ускользанию от определенности, в том числе и самоопределенности; 3.) в качестве элемента структуры субъект осуществляет коммуникации серий 9 структуры, их разделения и соединения, а также «ветвления»; 4.) виртуальный субъект (субъект поверхности) обеспечивает распределение сингулярностей между сериями; 5.) также наделяет смыслом (сообщает смысл) каждой из серий.
4. Виртуальный человек может быть охарактеризован как всегда ускользающий, противящийся любой определенности, записи и кодированию. Субъект, который оперирует сингулярностями и образован ими, есть их случайное пересечение. Он всегда индивидуален, «сам по себе» и противится любому объединению, тому, что можно назвать частичностью. Виртуальный субъект не нуждается в экзистенциальной цели, ее рационализации и обосновании.
Научно-практическая значимость исследования. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в построении целостной концепции философской антропологии виртуального и разработке нового взгляда на проблему современного человека как существа виртуального.
Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут применяться при разработке курсов по философии, философской антропологии, культурологии, политологии, социологии, а также служить основой для специализированного курса по антропологии виртуального.
Апробация работы. Основные результаты исследования были изложены в выступлениях на международных и всероссийских конференциях: II Всероссийской научной конференции молодых ученых, докторантов, аспирантов и студентов «Философия и наука поверх барьеров: человек и культурно-исторические типы глобализации» (Белгород, 2008); III Всероссийской научной конференции молодых ученых, докторантов, аспирантов и студентов «Философия и наука поверх барьеров: философское и социально-гуманитарное знание в начале нового столетия» (Белгород, 2009); Международной научной конференции к 180-летию со дня рождения
Страхов и русская культура XIX - XX вв.» (Белгород, 2008).
10
По теме диссертации опубликовано 7 научных работ (в том числе 2 статьи в журналах из списка ВАК) общим объемом 2,3 п.л. Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите на заседании кафедры философии Белгородского государственного университета.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и библиографии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Онтологическое содержание виртуальной реальности2011 год, доктор философских наук Елхова, Оксана Игоревна
Виртуалистика в контексте синергетической парадигмы2002 год, кандидат философских наук Катаева, Ольга Владимировна
Киберпространство и становление сетевого общества2013 год, кандидат философских наук Хуторной, Сергей Николаевич
Антропология киноискусства: философский анализ проблемы репрезентации реальности2007 год, кандидат философских наук Постникова, Татьяна Владимировна
Феномен отчуждения человека в дискурсе информационно-сетевой культуры2011 год, кандидат философских наук Игнатов, Михаил Александрович
Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Дунаев, Роман Алексеевич
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог исследованию антропологических оснований виртуальной реальности, следует отметить, что сам термин - виртуальное имеет обширный спектр значений. Изначально он носил ярко выраженное антропологическое содержание, фиксировавшее разрыв между сущим и должным. Позднее, в философии Платона и Аристотеля, термин теряет антропологические черты и переходит в область онтологии; начинается традиция рассмотрения виртуального сквозь призму оппозиций реальное -идеальное, а также актуальное — потенциальное. В эпоху Средневековья эта традиция сохраняется и развивается в трудах Н. Кузанского и Д. Скота, где виртуальное заключено в оппозиции актуальное - потенциальное, идеальное - действительное. Византийская философия сохраняет значение виртуального как энергии. Новое время подхватывает это значение, но уже как энергии сугубо природной.
В отечественной философии XX века, доминирующими подходами к рассмотрению виртуальности является онтологический (виртуальное как особый род бытия), и психологический (виртуальное как психологическая реальность). Мы исходим из следующего понимания виртуального: виртуальная реальность (реальности) существует как форма бытия идеального, стремится к актуализации, характеризуется качествами автономности, интерактивности, интерсубъективности и коммуникативности.
Вместе с тем, указанные значения термина виртуальное (виртуальная реальность) позволяют утверждать, что на сегодняшний момент существует двоякое понимание виртуального: виртуального, трактуемого как онтологическое; и виртуального как симулятивной реальности. Эти позиции в понимании виртуального позволяют сформировать представление о виртуальном субъекте, которое находит отражение в формулировке двух типов виртуального субъекта, что соответствует двум определениям виртуального.
Первый тип соответствует первому определению виртуального. Он есть средоточие реальностей, источник и центр интеграции множественных измерений виртуального как идеального, воплощенного в коммуникативном пространстве культуры, который обретает реальность в результате действия его волевого акта.
Второй тип соответствует второму определению виртуального как симулятивного. Этот субъект определяется в поле социального и проявляется в совокупности социокультурных коммуникативных практик.
Сравнение выделенных нами типов в аспекте их бытийственного статуса (на основе концепций Ж. Делеза и М. Фуко) позволяют сказать, что искомый нами виртуальный субъект отождествим с делезовским «субъектом поверхности». Его онтологический статус раскрывается в категориях становления, сингулярности, структуры, смысла и ряда других. Субъект у Фуко конституируется, преимущественно, с помощью категории практики, что не позволяет прийти к базовому для нас противопоставлению актуальное - виртуальное и, соответственно, определить его как виртуального.
Онтологические основания эксплицированного нами виртуального субъекта могут быть определены следующим образом: это элемент системы-структуры, под которой понимается как сущее, так и слово о сущем, то есть теория; виртуальный субъект децентрирован; что соответствует ускользанию от определенности, в том числе и самоопределенности; в качестве элемента структуры субъект осуществляет коммуникации серий структуры, их разделения и соединения, а также «ветвления»; виртуальный субъект (субъект поверхности) обеспечивает распределение сингулярностей между сериями; а также наделяет смыслом (сообщает смысл) каждой из серий.
Виртуальный субъект, по нашему мнению, отождествим с
Субъектом поверхности» Делеза, или же это субъект, располагающийся на поверхности». Он возникает где-то на пересечении вещей (предметов, тел) и
132 слов (предложений). В точке пересечения образуется смысл, который наряду с субъектом обладает световодозвуконепроницаемостыо. А это означает то, что он равноудален и независим и от вещей, и от предложений. Это действительно особый способ существования, сводящий реальное к минимуму и поэтому находящийся «на границе» предметов, но компенсирующий эту «недостачу» знаково-символически, «утверждающий себя в предложении».
Неустойчивость как главное свойство, отсутствие своего места, неуловимость отличает виртуального субъекта от других, но это же можно сказать и о виртуальных объектах. Отсутствие везде («субъект без места») в нашем случае означает присутствие везде, что вполне согласуется с пониманием виртуальных частиц в физике.
Возникновение такого субъекта не является случайным или аномальным, поверхность нуждается в нем, в границе между дуальностями. Такое понимание субъекта несколько отличается от большинства антропологических воззрений, которые акцентируют одну из сторон человека, одну сторону поверхности. Человек оказывается существом избыточным или недостаточным, но не тем и другим сразу. Между тем, как избыточность и недостаточность есть неразрывное целое, так же как духовное и телесное в человеке. Всякое «слово» о человеке, любая антропология есть пример «структуры». Это теоретическая схема и, в то же время, соответствующая ей реальность. Вещи, события и слова о них, - все это выстраивается в серии, которые разнородны (те же бинарные оппозиции о которых сказано выше). И в этом нет ничего нового, которое кроется «посредине» серий-оппозиций.
Построение антропологии виртуального возможно только с этих позиций; позиций баланса на грани избытка и недостатка, обозначающего и обозначаемого, реальности и потенциальности.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Дунаев, Роман Алексеевич, 2009 год
1. Абрахам, К., Гловер, Э., Ференци, 1.I. Классические психоаналитические труды Текст. / К. Абрахам, Э. Гловер, Ш. Ференци / - М.: «Когито-Центр», 2008.
2. Автономова, Н.С. Фрейд в Европе и в России: парадоксы "второго пришествия". Текст. / Н.С. Автономова / Бытие и время психоанализа М., 2000.
3. Автономова, Н.С. Философские и методологические проблемы структурного анализа в гуманитарных науках Текст. / Н.С. Автономова М., 1977.
4. Акчурин, И.А. Виртуальные миры и человеческое познание Текст. / И.А. Акчурин // Концепция виртуальных миров и,научное познание СПб., 2000.
5. Акчурин, И.А. «Новая фундаментальная онтология» и виртуалистика Текст. / И.А. Акчурин // Вопросы философии 2003. -№9. - С.30-38.
6. Антонян, Ю.М. Виртуальная реальность преступника Текст. / Ю.М. Антонян // Виртуальная реальность: Философские и психологические аспекты. М., 1997.
7. Аристотель Сочинения в 4-х томах Текст. / Аристотель -М.: Мысль, 1983.
8. Афанасьева, В.В. Детерминированный хаос: феноменологически-онтологический анализ Текст. / В.В. Афанасьева Саратов, 2005.
9. Баксанский, О.Е. Виртуальная реальность и виртуализация реальности Текст. / О.Е. Баксанский // Концепция виртуальных миров инаучное познание СПб., 2000.
10. Барт, Р. Мифологии Текст. / Р. Барт СПб., 2000.
11. Барт, Р. Семиотика. Поэтика. Избранные работы Текст. / Р. Барт-М., 1989.
12. Барлоу, Дж. П. Декларация независимости киберпространства Текст. / Дж. П. Барлоу / Информационное общество: Сб. -М.: ООО «Издательство ACT», 2004.
13. Бирюкова, Э.А. Этика духовной работы в виртуальной реальности Текст. / Э.А. Бирюкова // Человек и Вселенная СПб., 2003. -№12.-С.6-13.
14. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть Текст. / Ж. Бодрийяр М.: Добросвет, 2000.
15. Бодрийяр, Ж. Соблазн. Текст. / Ж.Бодрийяр М.: Ad Marginem, 2000.
16. Бодрийяр, Ж. К критике политической экономии знака. Текст. / Ж.Бодрийяр М.: Библион - Русская книга, 2004.
17. Бодрийяр, Ж. Пароли. От фрагмента к фрагменту Текст. / Ж.Бодрийяр — Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
18. Бодрийяр, Ж. В тени молчаливого большинства или конец социального Текст. / Ж.Бодрийяр Екатеринбург, 2000.
19. Бодров, А. А. Виртуальная реальность: становление, сущность, формы проявления: монография / А.А. Бодров Самара, 2006.
20. Бергсон, А. Материя и память / Собрание сочинений: В 4т.Т. 1: Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память Текст. / А. Бергсон М., 1992.
21. Борсук, П. Виртуальная реальность и искусство Текст. / П. Борсук // Мультимедиа. 1996. - №4. - С.20-21.
22. Борчиков, С.А. Метафизика виртуальности. (Опыт единой теории виртуальной реальности) Текст. / С.А. Борчиков // Тр. Лаб. виртуалистики М., 2000. - Вып.8. - С.36-43.
23. Борчиков, С.А. Творческое воображение виртуальной реальности Текст. / С.А. Борчиков -М., 2001.
24. Бурдье, П. Начала Текст. / П. Бурдье М., 1994.135
25. Бурдье, П. Социология политики Текст. / П. Бурдье М, 1993.
26. Василий Великий, Творения иже во святых отца нашего Василия Великого архиепископа Кесарии Каппадокийской Текст. / Василий Великий Ч. 1.-М., 1845, 1991.
27. Виртуальность Электронный ресурс. // Режим доступа: http://www.chronos.msu.ru
28. Виртуалистика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты: монография. / Степин В. С. и др.; отв. ред. Акчурин И. А. -М.: Прогресс-Традиция , 2004.
29. Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры Текст. СПб., 1996.
30. Виртуальная реальность. Философские и психологические проблемы Текст. М., 1997.
31. Галкин, Д.В. Бинарный язык и виртуальный дискурс: к философии цифровой культуры Электронный ресурс. / Д.В. Галкин // Открытый междисциплинарный электронный журнал "Гуманитарная информатика" Вып. 2 / Режим доступа: http://huminf.tsu.ru/e-jiimal
32. Генисаретский, О. Процепция и виртуальность в возможных жизненных мирах Электронный ресурс. / О. Генисаретский / Режим доступа: http://www.procept.ru/publications.
33. Генис, А. Вавилонская башня Искусство настоящего времени Текст. / А. Генис М.,1997.
34. Генис, А. Гипертекст: машина реальности Текст. / А. Генис // Иностранная литература. 1994.- №5. - С.248-249.
35. Генезис категории виртуальная реальность: материалы Международной научной конференции, 15 февраля 2008 г. / редкол.: А. В. Захряпин (отв. ред.) и др. Саранск: Мордовский гуманитарный ин-т, 2008.
36. Гиренок, Ф.И. Симуляция и символ: вокруг Ж. Делеза Текст. / Ф.И. Гиренок // Социо-логос постмодернизма. М., 1996.
37. Говорунов, А.В. Человек в ситуации виртуальной реальности Текст. / А.В. Говорунов // Проблемы жизнедеятельности человека и общества. СПб., 2001.
38. Гримак, Л.П. Супергипноз виртуальной реальности Текст. / Л.П. Гримак // Виртуальная реальность: философские и психологические аспекты М., 1997.
39. Губанов, Н.И., Согрина, В.Н. Основные формы бытия Текст. / Н.И. Губанов, В.Н. Согрина // Философия и общество 2004. - №4. -С.45-61.
40. Гудков, Д.Б. Угол второй: ответственная реплика о виртуальности Текст. / Д.Б. Гудков // Язык, сознание, коммуникация — М., 2000.
41. Гуревич, П.С. Философия культуры Текст. / П.С.Гуревич -М.: Nota Bene, 2000.
42. Гуревич, П.С. Философия человека Текст. / П.С.Гуревич -4.1-2. М.: Изд-во ИФ РАН, 2001.
43. Давидович, В.Е., Жданов, Ю.А. Сущность культуры Текст. / В.Е.Давидович, Ю.А.Жданов -Р.-на-Д.: Изд-во РГУ, 1979.
44. Дацюк, С. Три эссе о сети Электронный ресурс. // С. Дацюк / Режим доступа: http://www.zhurnal.ru/7/3esse.html.
45. Делез, Ж. Ницше Текст. / Ж. Делез С-Петербург, Axioma, 1997.
46. Делёз, Ж. Логика смысла: Пер. с фр. Текст. / Фуко М. Theatrum philosophicum: Пер. с фр. / Ж. Делёз М.: «Раритет», Екатеринбург: «Деловая книга», 1998.
47. Делёз, Ж., Гваттари, Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения Текст. / Ж. Делёз, Ф. Гваттари; пер. с франц. и послесл.
48. Д. Кралечкина; науч. ред. В. Кузнецов. Екатеринбург: У-Фактория, 2007.
49. Делёз, Ж. Актуальное и виртуальное Электронный ресурс. / Ж. Делёз / Режим доступа: http://visiology.fatal.ru/texts/deleuze.htm.
50. Делез, Ж. Эмпиризм и субъективность: Опыт о человеческой природе по Юму Текст. / Ж. Делез М.: ПЕР СЭ, 2001.
51. Делез, Ж. Различие и повторение Текст. / Ж. Делез С.Петербург, Петрополис, 1998.
52. Долгопольский, С.Б. От топоса к фигуре: топология вне зрения Текст. / С.Б. Долгопольский / Произведенное и названное. Философские чтения, посвященные М.К.Мамардашвили. М., 1988.
53. Захаренко, И.В. Угол четвертый: Мифотворчество и виртуальная реальность Текст. / И.В. Захаренко // Язык, сознание, коммуникация М., 2000. - Вып. 13. - С.23-27.
54. Землянова, JI.M. Сетевое общество, информационализм и виртуальная культура Текст. / JI.M. Землянова // Вестн. Моск. ун-та. -1999. Сер. 10. - №2. - С.58-56.
55. Знаменская, Т. Парралельный мир и цифровое зазеркалье Текст. / Т. Знаменская М.: Silicon Graphics, Inc., 1997.
56. Иванов, Вяч. Be. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Текст. / Вяч.Вс.Иванов Т.1. - М.: Языки русской культуры, 1999.
57. Иванов, Д.В. Виртуализация общества Текст. / Д.В.Иванов -СПб.: Петербургское востоковедение, 2000.
58. Иванов, Д. Общество как виртуальная реальность Текст. / Д. Иванов // Информационное общество: Сб. М.: ООО «Издательство ACT», 2004.
59. Иванов, Д.В. Императив виртуализации: современные теории общественных изменений Текст. / Д.В.Иванов СПб., 2002.
60. Ильин, В. Виртуальное. Идеальное. Информация. Текст. /
61. B. Ильин // Свободная мысль XXI. - 2004. - №9. - С.125-140.
62. Ильин, И.П. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодерн Текст. / И.П. Ильин М., 1996.
63. Ильин, И. Постмодернизм: словарь терминов Текст. / И.Ильин М.: ИНИОН РАН - Intrada, 2001.
64. Каган, М.С. Философия культуры: Становление и развитие Текст. / М.С.Каган СПб.: Изд-во «Лань», 1998.
65. Кастельс, М. Галактика Интернет Текст. / М. Кастельс — Екатеринбург.: У-Фактория, 2004.
66. Климова, С.М., Губарева, О.В. Миф и симулякр Текст. /
67. C.М.Климова, О.В.Губарева // Человек. 2006. - №6 (ноябрь). - С. 113121.
68. Коняев, С.Н. Реальная виртуальность: границы наблюдателя в информационных пространствах искусственно созданных миров Текст. / С.Н.Коняев // Концепция виртуальных миров и научное познание. СПб.: РХГИ, 2000.
69. Корсунцев, И.Г. Субъект и виртуальная реальность Текст. / И.Г. Корсунцев М.: Институт повышения квалификации государственных служащих Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, 1998.
70. Красных, В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? Человек. Сознание. Коммуникация. Текст. / В.В.Красных М.: Диалог-МГУ, 1998.
71. Лаберж, С., Рейнгольд, X. Исследование мира осознанных сновидений Текст. / С. Лаберж, X. Рейнгольд М.: Изд-во Трансперсонального института, 1995.
72. Лейбин, В.М. Психоанализ: Учебное пособие. 2-е изд. Текст. / В.М. Лейбин СПб.: Питер, 2008.
73. Ломов, Б.Ф. Человек и техника (очерки инженерной психологии) Текст. / Б.Ф. Ломов М., «Советское Радио», 1977.
74. Маклюэн, М. Средство само есть содержание Текст. / М. Маклюэн // Информационное общество: Сб. М.: ООО «Издательство ACT», 2004.
75. Межуев, В.М. Идея культуры: Очерки по философии культуры. Текст. / В.М.Межуев М.: Прогресс-Традиция, 2006.
76. Ницше, Ф. Воля к власти Текст. / Ф. Ницше М., 1999.
77. Нуруллин, Р.А. Виртуальность как основание бытия / Р.А. Нуруллин Казань: изд-во КГУ, 2004.
78. Новейший философский словарь: 3-е изд. Текст. Мн.: Книжный дом. 2003.
79. Носов, Н. Виртуальная психология Текст. / Н. Носов -М.:«Аграф», 2000.
80. Носов, Н. Психологические виртуальные реальности Текст. / Н. Носов М.: Ин-т человека РАН, 1994.
81. Носов, Н.А. Виртуальная реальность Текст. / Н. Носов // Вопросы философии, 1999, №10.
82. Носов, Н.А. Виртуальная цивилизация Текст. / Н. Носов // Виртуальные реальности в психологии и психопрактике. Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 1: М., 1995.
83. Носов, Н.А. Виртуальный конфликт: виртуальная социология медицины Текст. / Н.А. Носов // Труды Центра виртуалистики. Вып. 18 М., 2002.
84. Носов, Н.А. Манифест виртуалистики Текст. / Н. Носов -М.: Путь, 2001.
85. Носов, Н.А. Фома Аквинский и категория виртуальности Текст. / Н.А. Носов // Виртуальная реальность. Философские и психологические проблемы. М., 1997.
86. Носов, Н.А. Психологические виртуальные реальности Текст. / Н. Носов М., 1994.
87. Носов, Н.А. Словарь виртуальных терминов Текст. / Н. Носов // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 7, Труды центра профориентации. -М.: Путь, 2000.
88. Носов, Н.А. Виртуальный человек: Очерки по виртуальной психологии детства Текст. / Н.А. Носов М.: Магистр, 1997.
89. Носов, Н.А. Психология ангелов по Я. Беме Текст. / Н.А. Носов // Человек, 1994, № 6.
90. Носов, Н.А. Духовная лествица св. Исаака Сирина Текст. / Н.А. Носов // Человек.- 1992, №5.
91. Носов, Н.А., Генисаретский, О. И. Виртуальные состояния в деятельности человека-оператора Текст. / Н. Носов, О.И. Генисаретский // Труды ГосНИИ-ГА. Авиационная эргономика и подготовка летного состава. Вып.253. М. 1986.
92. Носов Н.А., Яценко Ю.Т. Параллельные миры. Виртуальная психология алкоголизма Текст. / Н. Носов, Ю.Т. Яценко М., 1996. -Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 2.
93. Носов, Н.А., Жданов, В.Ф. Виртуальная психология творчества // Виртуальные реальности Текст. / Н. Носов, В.Ф. Жданов М.: Центр профориентации Министерства труда и социального развития Российской Федерации, 1998. - С. 100 - 102.
94. Осадченко, Ю.С., Дмитриева, J1.B. Введение в философию мифа Текст. / Ю.С. Осадченко, JI.B. Дмитриева. М.: Интерпакс, 1994.
95. Паринов, С. Истоки интернет-цивилизации Электронный ресурс. / С. Паринов // Режим доступа: http://rvles.ieie.nsc.ru/~parinov/
96. Платон Собрание сочинений в 4-х томах Текст. / Платон -М.: Мысль, 1994.
97. Подорога, В. Феноменология тела Текст. / В. По дорога -М., Ad Marginem, 1995.
98. Постмодернизм. Энциклопедия Текст. Мн., 2001.
99. Постмодернизм и культура (материалы «круглого стола») Текст. //Вопросы философии. 1993. - № 3. - С. 3-16.
100. Прохоров, А. Реальность о виртуальной реальности Текст. /
101. A. Прохоров М.: Silicon Graphics, Inc., 1997. - P.5.
102. Режабек, Е.Я. Становление мифологического сознания и его когнитивности Текст. / Е.Я. Режабек // Вопросы философии. 2002. -№ 1.
103. Рикер, П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера Текст. / П. Рикер. -М.: Искусство, 1996.
104. Римский, В.П. Демоны • на перепутье: культурно-исторический образ тоталитаризма Текст. / В.П. Римский. Белгород: Изд-во БелГУ, 1997.
105. Римский, В.П. Тоталитарный космос и человек Текст. /
106. B.П. Римский. Белгород: Изд-во БелГУ, 1998.
107. Римский В.П. Культура и тоталитаризм: Учеб. пособие по спецкурсу Текст. / В.П. Римский Белгород: Изд-во Белгород, гос. унта, 1999.
108. Римский В.П. Миф и религия: К проблеме культурноисторической специфики архаических религий. Монография. Текст. /
109. В.П. Римский Белгород: Крестьянское дело, 2003.142
110. Розин, В.М. Культурология. Текст. / В.М.Розин М.: Гардарики, 2003.
111. Россохин, А., Измагурова, В. Виртуальное счастье или виртуальная зависимость Текст. / А. Россохин, В. Измагурова // Россохин А. В., Измагурова B.JI. Личность в измененных состояниях сознания М.: Смысл, 2004.
112. Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и походов Текст. — М.: Прогресс-Традиция, 2000.
113. Словарь латинского языка Текст. М., 1983.
114. Сорокин, П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. Текст. / П.А. Сорокин. -СПб.: Алетея, 2000.
115. Стерледева, Т.Д. Мир человека в виртуальной реальности / Т.Д. Стерледева Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 2003.
116. Тарасенко, В. Антропология интернет: самоорганизация "человека кликающего" Текст. / В. Тарасенко // Общественные науки и современность, №5, 2000.
117. Таратута, Е.Е. Философия виртуальной реальности Текст. / Е.Е. Таратута СПб., 2007.
118. Теоретическая виртуалистика: новые проблемы, подходы и решения / Российская акад. наук, Ин-т философии; редкол. Е. А. Мамчур (отв. ред.) и др. М.: Наука , 2008.
119. Тойнби, А. Дж. Цивилизация перед судом истории: Сборник
120. Текст. / А. Дж. Тойнби; пер. с англ. -М.: Рольф, 2002.143
121. Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопотического Текст. / В.Н. Топоров// Избранное. М.: Изд-ая группа «Прогресс» - «Культура», 1995.
122. Тоффлер, Э. Третья волна Текст. / Э. Тоффлер. М.: ООО «Изд-во ACT», 2002.
123. Трахтенберг, А. Д. Рунет как «публичная сфера»: хабермасианский идеал и реальность Электронный ресурс. / А. Д. Трахтенберг // Режим доступа: http://www.politex.info/
124. Фимин, А. Ю. Виртуальная реальность: между субстанциальностью и симулякром Текст. / А. Ю. Фимин // Изв. ВолгГТУ. Серия «Проблемы социально-гуманитарного знания»: межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. 2006. - Вып. 3, № 6. - С. 21-23.
125. Философский энциклопедический словарь/ Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. Текст. 2-е изд. - М.: Сов. Энциклопедия, 1989.
126. Флиер, А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура Текст. / А.Я. Флиер // Общественные науки и современность. 1997. - № 2. - С. 124-145.
127. Фома Аквинский Summa theologika, I., q.77. // Боргош Ю. Фома Аквинский М.: Мысль, 1975.
128. Форман, Н., Вильсон, П. Использование виртуальной реальности в психологических исследованиях Текст. / Н. Форман, П. Вильсон // Психологический журнал, 1996. №2.- С. 64-79.
129. Фрейд, 3. Введение в психоанализ: Лекции Текст. / 3. Фрейд-М.: ACT, 2008.
130. Фрейд, 3. Очерки по психологии сексуальности/ Пер. с нем. Текст. / 3. Фрейд СПб. Изд. Дом «Азбука-классика», 2008.
131. Фрейд, 3. Техника психоанализа Текст. / 3. Фрейд М.: Академический Проект, 2008.
132. Фрейд, 3. Тотем и табу/ Пер. с нем Текст. / 3. Фрейд М:
133. Академический проект 2007.
134. Фуко, М. Порядок дискурса: инаугурационная лекция в
135. Коллеж де Франс 2.12.70 Текст. / М.Фуко // Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: Касталь, 1996.
136. Фуко, М. Надзирать и наказывать Текст. / М.Фуко — М.: AdMarginem, 1999.
137. Фуко, М. Археология знания. Текст. / М.Фуко СПб.: Гуманитарная академия, 2004.
138. Фуко, М. Герменевтика субъекта. Курс лекций, прочитанных в Колледже де Франс в 1981-1982. Текст. / М.Фуко -СПб: Наука, 2007.
139. Фуко, М. Использование удовольствий. История сексуальности. Т. 2 Текст. / М.Фуко — СПб.: Академический проект, 2004.
140. Фуко, М. История безумия в классическую эпоху Текст. / М.Фуко СПб.: Университетская книга, 1997.
141. Фуко, М. История сексуальности- ИГ. Забота о себе. Текст. / М.Фуко Киев-Москва: Дух и литера, Грунт, Рефл-бук, 1998.
142. Фуко, М. Ненормальные: Курс лекций, прочитанный в Коллеж де Франс в 1974-1975 учебном году Текст. / М. Фуко СПб.: Наука, 2004.
143. Фуко, М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью Текст. / М. Фуко / Пер. с франц. С.Ч. Офертаса. М.: Праксис, 2002.
144. Хоружий, С. "Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности" Текст. / С. Хоружий / О старом и новом СПб.: Алетейя, 2000.
145. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени/ Пер сангл. Текст. / К. Хорни М: Академический Проект, 2008.145
146. Чистяков, А.В. Социализация личности в виртуальном пространстве: Текст. / А. В. Чистяков Ростов-на-Дону : Изд-во Ростовского ун-та, 2006.
147. Юнг, К.Г. Структура и динамика психического/ Пер. с англ. Текст. / К.Г. Юнг М.: Когито-Центр, 2008.
148. Юнг, К.Г. Психологические типы Текст. / К.Г. Юнг М.: ACT, 2008.
149. Borsuk, P. Virtual reality and art. Silicon Graphics, Inc., 1997. -P. 1.
150. Cultures of Internet (Virtual Spaces, Real Histories, Living Bodies). Ed. by R. Shields. London, Sage Publications, 1996.
151. Fraser, J.T. Of Time, Passion, and Knoledge.-New York: Braziller, 1975.
152. Graef L., Krajewski, M. Soziologie Des Internet. Handeln im elekronischen Web-Work. Frankfort/Main, 1997.
153. Heim, Michael The Metaphysics of virtual reality // Virtual reality: theory, practice and promise / Ed. Sandra K. Helsel and Judith Paris Roth.Meckler. Westport and London, 1991. P. 27-33.
154. Landow, G.P. Hypertext. The Convergence on Contemporary Critical Theory and Technology. The John Hopkins University Press, Baltimore and London, 1992.
155. The Oxford Handbook of Internet Psychology. Oxford University Press.
156. Virtual Culture. Identity and Communication in Cybersociety. Ed. by S.G. Jones. Sage Publications, 1997.
157. Wellner, P., Mackay, W. & Gold, R. Eds. Special issue on computer augmented environments: back to the real world. Communications of the ACM, Volume 36, Issue 7, 1993.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.