Философско-культурологические модели интерпретации исторического знания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Рашина, Галина Николаевна

  • Рашина, Галина Николаевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Белгород
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 137
Рашина, Галина Николаевна. Философско-культурологические модели интерпретации исторического знания: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Белгород. 2005. 137 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Рашина, Галина Николаевна

Введение.

Глава 1. Философско-культурологические парадигмы интерпретации истории.

1.1. Философско-культурологический рационализм как методология интерпретации истории.

1.2. Герменевтико-феноменологическая модель интерпретации истории.

1.3. Позитивистские версии интерпретации истории.

Глава 2. Социокультурные основания фальсификации истории и феномен параистории.

2.1. Логические и культурно-идеологические формы фальсификации истории.

2.2. Философско-культурологические аспекты интерпретации и фальсификации отечественной истории.

2.3. Параисторическое знание и синтетическая модель интерпретации истории.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философско-культурологические модели интерпретации исторического знания»

Актуальность темы исследования. В настоящий период одной из главных задач человечества становится перестройка духовно-нравственных начал личностного и социального бытия. Прежде всего это связано с глобальным духовным кризисом, охватившим современную цивилизацию, а также с реальной угрозой самого существования человечества на Земле.

Проявление кризиса очевидно и в российском обществе. Всеобщий кризис, охвативший постсоветское российское общество и наложившийся на общий кризис, переживаемый западной цивилизацией, не мог не привести к негативным кризисным явлениям в отечественном гуманитарном и философском знании, а также к связанному с ними кризису методологии, искажению картины исторического процесса. Это нашло выражение в сдвиге общественного сознания в сторону оккультизма, в массовости фантомных концепций в исторической науке, формирующих параисторическую реальность на грани «науки» и «ненауки», в активизации разного рода «популяризаторов» истории, претендующих на владение абсолютной исторической истиной и вольно или невольно искажающих ее. Тем самым кризис исторической науки не только не прекращается, но и еще более усиливается, ставя под вопрос ее авторитет в обществе и доверие к ней со стороны широких масс, которые и должны являться главными потребителями качественного исторического знания. В его же отсутствие они вынуждены пробавляться разного рода суррогатами.

Актуальность работы заключается и в ментальной переориентации, переосмыслении характера цивилизационного развития. Сегодня в рамках гуманитарного подхода, согласно которому история осмысливается как осуществляющаяся в форме сменяющих друг друга культур, одной из самых перспективных нами предполагается культурологическая реконструкция истории, культурологический подход к интерпретации исторического знания.

Степень научной разработанности данной проблемы связана со значительными наработками в отечественной и зарубежной литературе.

Рассмотрение истории как культурно-исторического универсального процесса, характеризующегося утверждением рациональности, разума в познании и в деятельности людей, принадлежит Г. Гегелю, создавшему первую великую рационально-логическую теорию исторической динамики, из которой выросли все прочие теории исторического развития (либо как отклонение от нее, либо как противоположение ей). Через понятие духа и морали в целом отражается интерпретация истории в философско-культурологической концепции И. Канта. Аксиологическое направление интерпретации истории представлено работами неокантианцев - М. Вебера, В. Виндельбанда, Г. Риккерта, Э. Кассирера.

Данному направлению были противопоставлены постулаты марксистской рационально-объективистской интерпретации истории, разработанный в своей основе классиками экономической мысли К.Марксом и Ф.Энгельсом (о примате экономического фактора, замене индивидуального человека как субъекта истории совокупным «социальным субъектом» и т.п.).

Герменевтико-феноменологическая модель культурологической интерпретации истории была поставлена на философскую основу в раннем немецком романтизме И.Ф. Шеллингом, разрабатывалась в дальнейшем В. Дильтеем, JI. Ранке, Ф. Шлейермахером, которые в своих существенных моментах опирались на идеи философии истории, сформулированные ИС.Гердером. В трудах этих мыслителей внимание было сосредоточено на историчности природного бытия и человеческого общества, на утверждении самоценности и самоцельности всех национальных и исторических форм культуры, каждого из исторических состояний. Подчеркивалось, что ценностный мир не поддается до конца рационализации, конструированию, простираясь за границы чистого интеллекта.

Существенный вклад в разработку моделей интерпретации истории внесли А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, В. Дильтей, О. Шпенглер, М. Хайдеггер, X. Ортега-и-Гассет, Х.Г. Гадамер. В подходе к интерпретации истории они, вслед за романтиками и Ф.Шеллингом, придерживались и отстаивали преимущественно иррациональное направление, акцентируя внимание на необходимости так называемого «жизненного порыва», иррациональной интуиции, религиозного озарения.

В контексте вопросов, связанных с особенностями гуманитарного знания, проблема объективности исторического факта просматривается в рамках философии ряда зарубежных авторов (К.Г. Гемпель, JL Витгенштейн, К. Поппер, Э. Нагель, М. Уайт), которые предприняли одну из первых попыток сконструировать логическую схему исторического объяснения. Для названных авторов характерно рассмотрение исторического познания в свете общих логических законов. JI. Витгенштейн, в частности, ставил достоверность знания в зависимость от альтернативных концептуальных схем, выступающих в форме глубинной грамматики языка.

Отечественные ученые М.А. Барг, B.C. Библер, А.В. Гулыга, А .Я. Гуре-вич, А.И. Данилов, Н.В. Дорошенко, В.В. Иванов, H.JI. Коган, Н.Г. Козин, И.С. Кон, П.В. Копнин, В.В. Косолапов, A.JI. Нарочиц^-сий, М.В. Нечкина, Т.И. Ойзерман, И.Г. Петров, В.М. Подосетник, А.И. Ракитов, Н.П. Французова, К.В. Хвостова и многие другие исследовали проблему исторического факта, истинности, достоверности исторического знания, его интерпретации и фальсификации исходя из специфики самой исторической науки.

С середины 90-х годов наблюдается экспансия со стороны целого ряда представителей «точных наук « в сферу гуманитарного и философского знания. Это, в частности, подтверждается массовым появлением трудов по коренному пересмотру хронологии всемирной и отечественной истории: серия работ А.Т. Фоменко, Г.В. Носовского, В.В. Калашникова, Л.И. Бочарова, Н.Н. Ефимова, И.Ю. Чернышева и др. В этой связи ряд отечественных авторов (Д.М. Во-лодихин, Г.А. Елисеев, С.В. Илларионов, Н.Е. Копосов, М.И. Мельтюхов, А.Н. Сахаров, В.В. Согрин и др.) поставили вопрос о необходимости теоретического рассмотрения феномена параистории, связанного с «болезнью», постигшей фундаментальную историческую науку.

Завершая обзор литературы по теме нашего исследования, можно с определенной долей уверенности сделать вывод, что интерпретации исторического знания и исторического факта как явления культуры, социокультурным и логическим основаниям фальсификации истории, параисторическому знанию в современной научной и философской литературе уделяется недостаточно внимания.

Объектом исследования является историческое знание и параистория как феномен культуры конца XX— начала XXI столетий.

Предмет исследования — анализ и критика существующих философско-кулътурологических интерпретаций истории и культурно-идеологический феномен паранауки.

Основная проблема исследования связана с противоречием между недостаточным философско-теоретическим осмыслением, методологической разработанностью проблемы, недопустимостью произвольных модификаций, фальсификации истории и практической значимостью решения этой задачи не только для социальной репутации и культурного статуса социально-гуманитарной науки и философии, но и для становления культурно-исторического сознания молодого поколения, преодоления негативных явлений в духовной и культурной жизни общества.

Цель исследования заключается в методологическом обосновании, реконструкции основных философско-кулътурологических моделей интерпретации и фальсификации исторического знания и в критическом осмыслении феномена па-раистории.

Цель конкретизируется через решение следующих задач исследования:

- раскрытие сущности и значимости философской концепции рационализма в познании истории;

- рассмотрение герменевтико-феноменологической модели интерпретации истории;

- выявление основных характеристик позитивистского варианта интерпретации истории;

- охарактеризование логических и культурно-идеологических форм фальсификации истории;

- исследование философско-культурологических аспектов интерпретации и фальсификации отечественной истории;

- осмысление причин рождения и развития феномена параистории на постсоветском пространстве, подвергнув его философско-культурологическому анализу.

Теретико-методологические основы исследования составляют труды классиков западной и отечественной философской, культурологической и исторической мысли, в которых ставились и решались проблемы интерпретации исторического знания: Х.Г. Гадамера, Г.В.Ф. Гегеля, И.Г. Гердера, И. Гете, Э.Гуссерля, М. Вебера, JI. Витгенштейна, В. Дильтея, Э. Ильенкова, И. Канта, И. Лакатоса, М. Мамардашвили, К. Маркса, К. Поппера, Ф. Шеллинга, О. Шпенглера, П. Фейерабенда, Ф. Энгельса и других.

В диссертации использовались такие общенаучные методы и принципы, как принцип диалектики, восхождения от абстрактного к конкретному, сочетания исторического и логического, конкретно-всеобщего, онтологичекого и гносеологического анализа, принципы историзма и объективности в науке. Избранная методология позволила подойти к исследованию философско-культурологических моделей интерпретации исторического знания и феномена параистории с позиции конкретного историзма.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в комплексном сочетании и последовательном рассмотрении поставленных в диссертации основных задач, что позволило:

- реконструировать основные постулаты, методологии и методики рационалистической, герменевтико-феноменологической парадигм философско-культурологической интерпретации истории и позитивистских версий интерпретации истории;

- доказать, что устранение феномена фальсификации истории требует определенного «предохранительного механизма», способствующего решению задач недопустимости фальсификационных процедур в гуманитарном знании в роли ценностно-мировоззренческих догм, а не в качестве способов логической проверки исторических фактов;

- выделить философско-культурологические аспекты интерпретации фактов отечественной истории через структурирование логических и культурно-идеологических форм фальсификации;

- охарактеризовать параисторию как культурный феномен конца XX - начала XXI столетий, обусловленный комплексом кризисных причин и предпосылок в условиях современной социокультурной ситуации в российском обществе.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Философско-культурологический рационализм дает как идеалистическое, так и материалистическое объяснение культурно-исторического процесса. Интерпретация истории культуры с точки зрения осмысления и реализации системы ценностей как фундамента для изучения и систематизации исторических фактов характерна для философско-аксиологического направления. Это направление берет начало в гегелевской концепции свободного духа, определяющего «смысл и значение» истории, развивается в кантовской интерпретации исторического развития как соответствия поведенческой линии субъекта категорическому императиву и находит свое завершение в неокантианском различении «наук о духе» и «наук о природе». Идеалистическому рационализму был противопоставлен фундаментальный постулат марксистской рационально-объективистской интерпретации истории о примате экономического фактора, замене индивидуального человека как субъекта истории совокупным «социальным субъектом» или «социализированным субъектом».

2. В основании герменевтико-феноменологической модели находится фи-лософско-культурологическое постижение истории посредством внутренних процессов психологического проникновения в конкретную эпоху. Рациональности, логико-дискурсивному мышлению противопоставляется некое иррациональное содержание, интуиция, «жизненный порыв», религиозное озарение. Культурно-исторические феномены осмысливаются с точки зрения индивидуально-психологического и культурно-психологического подходов.

3. Позитивистский вариант интерпретации истории позволяет выделить его ориентацию на конкретную, «фактологическую» рациональность, неприятие абстрактных умонастроений. В качестве базисной единицы гуманитарно-научного знания здесь выступают приоритетные научно-исследовательские программы с целым рядом исторически сменяющих друг друга научных теорий, проблем, гипотез, логических процедур верификации и фальсификации исторических фактов. Позитивистский дискурс в XX веке господствовал и ныне продолжает доминировать в основных научно-гуманитарных школах как Запада, так и СССР-России.

4. Идентификация понятия «исторический факт» приводит к выводу о том, что на чувственно-рассудочном уровне познания он имеет характер феноменологического знания. В результате происходит невольная «подмена» сущности - феноменом, знания научного - знанием феноменологическим. Это в свою очередь порождает различные логические и культурно-идеологические модификации фактов истории, что в сочетании с субъективистским подходом со стороны историка-исследователя ведет к вольному или невольному искажению картины исторического процесса.

5. В XX веке фундаментальная историческая наука в нашей стране подверглась культурно-идеологической трансформации, рассматривалась как «политика, опрокинутая в прошлое», призванная осуществлять «борьбу на идеологическом фронте» со всеми вытекающими из данной установки последствиями, как для академического менеджмента ученых, научного и культурного статуса отечественной историографии, так и для всего общества. Сегодня отечественная историческая наука требует философско-культурологического переосмысления и переинтерпретации, а историческое сознание характеризуется переходом от «гарантированной» истории к истории, богатой альтернативами.

6. Феномен параистории обусловлен как особенностями социокультурной жизни нашей страны, так и влиянием «массовой культуры», в рамках которой достаточно давно функционируют западноевропейские сообщества историков. Это наглядно отражает социокультурный аспект погружения части фундаментальной науки в среду «массовой культуры», осуществляемый в русле вытеснения академической гуманитарной науки с ее господствующих позиций, сформированных в эпоху синтеза марксистского идеологического рационализма с позитивистским «фактологическим» дискурсом. Внутренняя самоорганизация параисторического сообщества получила законченное оформление в появлении гуманитарно-научных коллективов и «индивидуалов», альтернативных академическим структурам советского образца и претендующих на звание «альтернативной науки».

Теоретическая и научно-практическая значимость диссертационного исследования определяется самой постановкой и подходом к анализу проблем, построенным на обобщении историко-философского и культурологического материала. Диссертационный материал может найти применение при разработке учебно-методических материалов по философии, культурологии, истории, при разработке спецкурсов для студентов, обучающихся по названным специальностям.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации сообщались на ежегодной школе-семинаре молодых ученых «Передовые технологии в промышленности и строительстве на пороге XXI века» (Белгород, 1998); на страховских чтениях (Белгород, 1998); на Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов гуманитарных факультетов «Россия вчера, сегодня, завтра: культура, нравственность и экономика» (Белгород, 1999); на научно-практической конференции аспирантов и молодых ученых по итогам конкурса научных молодежных работ «Молодежь Белгородской области» (Белгород, 1998); на межвузовских конференциях молодых ученых, аспирантов и докторантов «Духовная жизнь и культура российской провинции» (Белгород, 2000, 2003); на региональной научно-практической конференции «Современные проблемы подготовки специалистов» (Белгород, 2002); на региональной научно-практической конференции «Опыт духовного просвещения в современной системе образования» (Белгород, 2004) и других. По теме диссертации опубликовано 10 научных работ общим объемом 7 п.л.

Диссертация обсуждалась и рекомендована к защите на заседании кафедры культурологии и теологии Белгородского государственного университета.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Рашина, Галина Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги проделанной нами работы, мы хотим подчеркнуть сложность самого объекта диссертационного исследования. Это, несомненно, жизненно актуальная, значимая философская и социальная проблема нашего общества в целом, и науки в особенности. Избранная и решаемая нами проблема связана с противоречием между недостаточным философско-теоретическим осмыслением, методологической разработанностью проблемы недопустимости фальсификационных процедур в гуманитарном знании в роли ценностно-мировоззренческих догм и практической значимостью решения этой задачи не только для социальной репутации и культурного статуса социально-гуманитарной науки и философии, но и для формирования исторического сознания молодого поколения в условиях культурно-мирровоззренческого кризиса нашего общества.

Данная работа писалась в условиях глобального кризиса, охватившего современную цивилизацию. В этой связи осознается настоятельная необходимость коренной перестройки сознания, формирования новой иерархии общечеловеческих ценностей. Реалии современной социокультурной ситуации в российском обществе на одном из крутых поворотов его истории таковы, что формирование духовной культуры современного человека^-становление исторического сознания молодого поколения, воспитание патриотического чувства, не представляется возможным без научного осмысления истории Отечества.

Комплексное исследование обширной литературы западных и отечественных авторов по проблеме истинности и объективности социально-гуманитарного знания, реконструкция основных философско-культурологических моделей интерпретации истории, критическое осмысление феномена параистрии позволило нам сформулировать следующие основные выводы.

Первая группа выводов связана с реконструкцией основных постулатов, методологий и методик рационалистической, герменевтико-феноменологической философско-культурологических парадигм и позитивистских версий интерпретации истории.

1. Философско-аксиологическое направление, согласно которому интерпретация истории культуры осуществляется с точки зрения осмысления и реализации определенной системы ценностей, выступающих в качестве базиса для осмысления и систематизации исторических фактов, берет начало в гегелевской концепции свободного духа, определяющего «смысл и значение» истории. Далее оно развивается в кантовской интерпретации исторического развития как соот ветствия поведенческой линии субъекта категорическому императиву, и находит свое завершение в неокантианском различении «наук о духе» и «наук о природе». Данному направлению был противопоставлен фундаментальный постулат марксистской рационально-объективистской интерпретации истории о примате экономического фактора, замене индивидуального человека как субъекта истории совокупным «социальным субъектом» или «социализированным субъектом». Как видим, философско-культурологический рационализм, дает как идеалистическое, так и материалистическое объяснение культурно-исторического процесса. Он развивается в направлении признания разума и рациональности (то логической, то экономико-практической) основой и изначальной посылкой познания. Наряду с этим рационалистичская модель интерпретации истории несвободнанекоторого заданного схематизма, умозрительных конструкций исто-»-рических законов, элементов религиозно-мистического характера.

2. Герменевтико-феноменологической культурологической модели интерпретации истории, родившейся, собственно, в борьбе с вышеназванными, и иными крайностями философского рационализма, свойственно философско-культурологическое постижение исторических феноменов прежде всего посредством операций психологического проникновения исторического субъекта в конкретную эпоху. При этом рациональности, логико-дискурсивному мышлению противопоставляется некое индивидуально-психологическое иррациональное содержание, и даже «религиозное озарение».

3. Позитивистский вариант интерпретации истории позволяет выделить его ориентацию на конкретную рациональность, неприятие абстрактных умонастроений. В качестве базисной единицы гуманитарно-научного знания здесь выступают приоритетные научно-исследовательские программы с целым рядом исторически сменяющих друг друга научных теорий, проблем, гипотез, логических процедур верификации и фальсификации исторических фактов. Позитивистский дискурс в XX веке господствовал и ныне продолжает доминировать в основных научно-гуманитарных школах как Запада, так и СССР-России.

Вторая группа выводов отражает аспекты рассмотрения проблемы модификаций фактов отечественной истории, структурирование логических и культурно-идеологических форм фальсификационных процедур в гуманитарном и философском знании в роли определенных ценностно-мировоззренческих догм (а не в качестве способов логической проверки исторических фактов). Кроме того, данная группа выводов связана с философским критическим осмыслением такого культурного феномена рубежа XX - XXI столетий, как параистория.

4. Идентификация понятия «исторический факт» приводит к выводу о дискуссионности его содержания как среди отечественных, так и среди зарубежных ученых. На чувственно-рассудочном уровне познания исторические факты имеют характер феноменологического -здания. В результате происходит невольная «подмена» сущности феноменом, знания научного - знанием феноменологическим. Это в свою очередь порождает различные модификации фактов истории, что в сочетании с субъективистским подходом со стороны историка-исследователя ведет - к вольному или невольному искажению картины исторического процесса. Поскольку к феноменологическим фактам не приемлем критерий объективно-рационализированной истины, постольку искажение исторического знания на чувственно-рассудочном уровне восприятия может восприниматься обыденным сознанием как данность. Фальсификационные же процедуры с фактами истории в роли тех или иных ценностно-мировоззренческих догм в соответствии с конъюнктурным «социальным заказом», осуществляемые на научно-теоретическом уровне, недопустимы.

5. В последние годы в результате освобождения научной мысли от идеологического и иного давления произошла переоценка практически всех крупных фигур в отечественной истории в сторону объективности, отказа от идеологических стереотипов как дореволюционного, так и советского времени (хотя остается опасность возникновения «новороссийских идеологем»). Таким образом, в свете новых исследовательских подходов и новых тем, «заявивших» о себе на горизонте российской социально-гуманитарной науки, наша отечественная история переосмысливается с учетом отказа от идеологизированных схем, с широким использованием мирового и отечественного философско-методологического наследия. Именно переходом от «гарантированной» - к рисковой, богатой альтернативами истории, характеризуется современное фи-лософско-историческое сознание, в котором по существу совершается та же смена картины мира, что произошла на рубеже XIX-XX веков в физике, открыв революцию в естествознании.

6. Всеобщий кризис, охвативший постсоветское российское общество и наложившийся на общий кризис, переживаемый западной цивилизацией, не мог не привести и привел к негативным явлениям в отечественном гуманитарном и философском знанииуискажвнию картины исторического процесса. Это нашло свое выражение в сдвиге общественного сознания в сторону оккультизма, в массовости фантомных концепций в исторической науке, в активизации разного рода «популяризаторов» истории, претендующих на владение абсолютной исторической истиной и вольно или невольно искажающих ее. В результате кризис исторической науки не только не прекращается, но и еще более усиливается, ставя под вопрос ее авторитет в обществе и доверие к ней со стороны широких масс, которые и должны являться главными потребителями качественного исторического знания. В его же отсутствие они вынуждены пробавляться разного рода суррогатами. Феномен параистории связан с целым комплексом кризисных причин, связанных в первую очередь с внутренними особенностями социокультурной жизни нашей страны, и далеко не в последнюю очередь с воздействием так называемой «массовой культуры», в рамках которой достаточно давно функционируют западноевропейские сообщества историков. Эти процессы достаточно наглядно отражают социальный аспект погружения части системы фундаментальной отечественной науки в среду «массовой культуры», осуществляемый в русле функционально-ролевой установки в социуме по западным аналогам, а также вытеснение академической гуманитарной науки с ее господствующих позиций, сформированных в эпоху синтеза марксистского идеологического рационализма с логической рациональностью позитивистского дискурса. Внутренняя самоорганизация параисторического сообщества получила свое законченное оформление в появлении гуманитарно-научных коллективов и «индивидуалов», альтернативных академическим структурам советского образца. Оно разрослось и живет самостоятельной жизнью со своими собственными корифеями и светилами, претендуя за звание «альтернативной науки», завоевав свое место в качестве важной составляющей в спектре основных компонентов кризисного общественного сознания, найдя там плодотворную питательную почву.

В процессе нашего исследования обозначились и проблемы, требующие своей дальнейшей разработки: .

- «Исторический факт» - «исторический феномен»: сущность, соотношение;

- Параисторическое знание как культурный феномен рубежа XX - XXI столетий:

- Синтетическая модель культурологической интерпретации исторических фактов;

- Влияние фолькистории на состояние исторического сознания общества;

- Взаимосвязь современной массовой культуры, параисторического знания и фундаментальной исторической науки.

120

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Рашина, Галина Николаевна, 2005 год

1. Аврех, А.Я. Царизм: накануне свержения / А.Я. Авр^гх. - М.: Наука, 1989.-240 е.;

2. Иоффе, Г.З. Распутиниада. Большая политическая игра / Г.З. Йоффе // Отечественная история. 1998. -№3. - С. 120-131.

3. Аксенов, А.И. С любовью к Отечеству и просвещению. А.И. Мусин-Пушкин / А.И.Аксенов // Отечественная история. 1997. -№.3. - С. 212-222.

4. Актуальные проблемы преподавания отечественной истории студентам неисторических специальностей. «Круглый стол» // Отечественная история. 1997. -№5.- С.3-21.

5. Аналитическая философия: становление и развитие / Под ред.

6. A.Ф. Грязнова. М.: Дом интеллигентской книги; Прогресс-Традиция, 1998. -528 с.

7. Арон, Р. Измерения исторического сознания. Социальная ответственность философа / Р. Арон // Философия и общество. 1999. - №21.С. 214-229.'! Z Арон, Р. Мнимый марксизм / Р.Арон. М.: Прогресс, 1993. - 383 с.

8. Артизов, А. Н. М.Н. Покровский: финал карьеры успех или поражение? / А.Н.Артизов // Отечественная история. - 1998. - № 1. - С. 77-94.

9. Асмус.,~В1Ф. Учение о логике, ©«доказательстве и опровержении /.

10. B.Ф.Асмус. М.: Мысль, 1984. - 234 с.

11. Афанасьев, Ю. Перестройка и историческое знание / Ю.Афанасьев -М.: Наука,- 1998.-212 с.

12. П.Афанасьев, Ю. Феномен советской историографии / Ю.Афанасьев // Отечественная история. 1996. — № 5. - С. 146-156

13. Барг, М.Н. Исторический факт: структура, форма, содержание / М.Н. Барг // История СССР. 1976. - № 6.- С.46—71.

14. Барг, М.Н. О категории « историческое время» (методологический аспект) / М.Н. Барг // История СССР. 1982. - № 6. - С. 82-100.

15. Барг, М.Н. Категории и методы исторической науки / М.Н. Барг. М.: Наука, 1984.-220 с.

16. Барг, МИ. Эпохи и идеи. Становление идеализма / M,R Барг. М.: Правда, - 1978.- 136 с.

17. Белов, С. Монополия слова / С. Белов. М.: Мысль, 1972.- 407 с.

18. Бердяев, Н. А. Смысл истории / Н.А.Бердяев. М.: Наука. 1990.

19. Бердяев, Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Н.А.Бердяев. -М.: Правда, 1989. 607 е., (1) л. портр.

20. Беседы с А. Энельбауэно // Вопросы философии. 1992. - №5. -С. 312-323.

21. Бестужев-Лада,MB. Ретроальтернавистика в философии истории /И. В.Бестужев-Лада И Вопросы философии. 1997. - №8. - С. 3-11.

22. Блок, М. Апология истории или ремесло историка / М.Блок. М.: Наука, 1986.-254 с.

23. Болингробк, И. Письма об изучении и пользе истории / И. Болин-гробк. М.: Наука, 1978. - 359 с.

24. Бросова, Н.З. История между «жизнью» и «смертью»: О. Шпенглер и М. Хайдегер / Н.З. Бросова // Вестник МГУ. 2001. - №2. - С. 16-26.

25. Боханов, А.Н. Николай II / А.Н.Боханов. М.: Мысль, - 1977. - 320 с.

26. Бохенский, Ю.М. Современная европейская философия / Ю.М. Бохен-ский. М.: Научный мир, - 2000. - 229 с.

27. Буева, Л.П. Русская философия истории / Л.П. Буева, Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская//Вопросы философии. 1999. -№ 3. -С. 181-191.

28. Булгаков, С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения / С.Н. Булгаков. М.: Республика, 1994. - 415 с. - (Мыслители XX века).

29. Бунге, М. Интуиция и наука. В кн: Культурология. XX век. Антология / М.Бунге. М.: Юристъ, 1995. - 703 с.

30. Бэте, Р. Пшеницы и плевлы: беспристрастно о Распутине / Р. Бете. -М.: Правда, 1997.-237 с.

31. Вазюлин, В.А. Логика истории. Вопросы теории / В.А. Вазюлин. -Изд- во МГУ, 1978.-328 с.

32. Вайнштейн, О.Я. Западно-европейская средневековая историография / О.Я.Вайнштейн. М.: Наука, 1964. - 483 с.

33. Вайнштейн, О.Я. Очерки развития буржуазной философии и методологии истории в 19-20 вв. / О.Я.Вайнштейн. Л.: Наука, 1979. - 270 с.

34. Валицкий, А. Коммунистическая утопия и судьбы социалистического эксперимента в России / А.Валицкий // Вопросы философии. 1998. - № 8. -С. 19-28.

35. Василенко, И.А. О возможности политической герменевтики // Вопросы философии. № 6. - 1999. - С. 3-12.

36. Вебер, М. Критические исследования в области наук о культуре // Культурология. XX век. Антология. М.: Юристъ, 1995. - 703 с.

37. Вейнгольд, Ю.Ю. Логика научного исследования / Ю.Ю.Вейнгольд. -Белгород, 1986. 83 с.

38. Вейнгольд, Ю.Ю. Право как социологическая категория. Фрунзе. 1992.-316 с.

39. Века, А.В.История России с древнейших времен до наших дней / А.В. Века. Минск: Современный литератор, 2003. - 895 с.

40. Виндельбанд, В. Дух и история // Культурология. XX век. Антология. М.: Юристъ, 1995. 703 с.

41. Витгенштейн, Л. Философские работы. Ч. 1. / Л. Витгенштейн. М.: Гносис, 1994.-520 с.

42. Волобуев, О. В. Художественно-исторический образ и познание прошлого // Проблемы истории общественной мысли и историография. — М.: Наука, 1976.-300 с.

43. Володихин, Д.М. Феномен фольк-истории / Д.М. Володихин // Отечественная история. 2000. - №4. - С. 16-24.

44. Введение в культурологию / В.А.Сапрыкин, Ю.К.Краснов, А.С.Терехов и др.; Моск. Ин-т электронного машиностроения. М., 1992. -259 с.

45. Время как проблема истории культуры // Вопросы философии. № 3. 1999.-С. 105-116.

46. Гадамер, X. Истина и метод / X. Гадамер. М.: Знание, 1977. - 154 с.

47. Гайденко, П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая антология XX века / П.П. Гайденко. М.: Республика, 1997. - 495 с.

48. Галькевич, В.К. К вопросу о теологической и материалистической фальсификации трансцендентного / В.К.Галькевич // Философские исследования. 1997.-№ 3. С. 23-29.

49. Гараджа, В.И. Научная и христианская интерпретация истории / В.И. Гараджа. М.: Знание, 1980. - 64 с.

50. Гарданер, П. Артур Шопенгауэр: философ германского эллинизма П. Гарданер; Пер. с англ. О.Б. Мазуриной. М.: ЗАО Центрополиграф, 2003. -414 с.

51. Гареев, М. Уроки истории на уроках в школе / М.Гареев // Свободная мысль. 1998. - №3. - С. 32-37.

52. Гартман, Н. Проблема духовного бытия. Исследования к обоснованию философии истории наук о духе // Культурология XX век. -Антология. М.: Юристь, 1995.-703 с.

53. Гегель. Феноменология духа. Соч. В 4 т. М.: Наука, 1959. - 512 с.

54. Гегель. Философия духа. Энциклопедия философских наук. В 3 т. М. Мысль, 1977.-471 с.

55. Гегель. Философия истории. Пер. А.М.Водена. СПб.: Наука, 1993.470 с.

56. Герцен, А. И. Былое и думы / А.И.Герцен. Минск, 1994. - 567 с.

57. Григорьян, Б.Т. Философия и философия истории // Философия и ценностные формы сознания. М.: Наука, 1978. - 385 с.

58. Гобозов, И.А Единство и многообразие исторического процесса / И.А. Гобозов//Философия и общество. 1998. -№3.- С. 135-151.

59. Гобозов, И.А. Социальное познание / И.А. Гобозов // Философия и общество. 1998.-№2.-С. 98-128.

60. Гобозов, И.А. Кризис современной эпохи и философия постмодернизма / И.А. Гобозов // Философия и общество. 2000. - №2. — С. 80-98.

61. Гобозов, И. А. Социальное познание / И.А. Гобозов // Философия и общество. 2000. - № 2. - С. 98-112.

62. Границы интерпретации в гуманитарном и естественно-научном знании // Вопросы философии. 1998. - № 5. - С. 34-39.

63. Гринин, JT.E. Формации и цивилизации / Л.Е.Гринин // Философия и общество. 1998. -№ 1. - С.7-55.

64. Грязнов А.Ф. Аналитическая философия и проблема понимания культурно-исторических феноменов / А.Ф.Грязнов // Философские науки. — 1989. -№3.-С 36-39.

65. Гулыга, А.В. О предмете исторической науки / А.В. Гулыга // Вопросы истории. 1964. - № 4 - С. 20-31.

66. Гулыга, А.В. О характере исторического знания / А.В. Гулыга // Вопросы философии. 1962. - № 9. - С 28-38.

67. Гулыга, А.В. Эстетика истории / А.В. Гулыга.-=^М.: Наука,. 1974.129 с.

68. Гумилев, Л.Н. От Руси до России. Очерки этнической истории / Л.Н.Гумилев. М.: Айрис пресс. Рольф, - 2000. - 550 с.

69. Гумилев, Л.Н. Эпохи и цивилизации / Л.Н.Гумилев. М.: Прогресс, 1993.-288 с.

70. Гумилев, Л.Н. Биосфера и импульсы сознания / Л.Н.Гумилев // Природа. 1978.-№ 12.-С. 98-129.

71. Гумилев, Л.Н. География этноса в исторический период / Л.Н.Гумилев. Л.: Гидрометеоиздат, 1990.-419 с.

72. Гумилев, Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь / Л.Н.Гумилев Л.Н. М.: ООО «Изд-во ACT», 2003. - 839 с.

73. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Л.Н.Гумилев. М.: ООО «Изд-во ACT» , 2001. - 557 с.

74. Гуревич, А.Я., Блок, М. «Апология истории» в апологии истории / А.Я. Гуревич, М. Блок. М.: Современник, 1977. - 235 с.

75. Гуревич, А.Я. Историческая наука и историческая антропология / А.Я. Гуревич // Вопросы философии. 1988. - № 1. - С. 56-70.

76. Гуревич, А.Я. История мировой культуры. Наследие Запада / А.Я.Гуревич. -М., 1998. С. 210-318.

77. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры / А.Я. Гуревич. -М.: Искусство, 1984. 350 с.

78. Гуревич, А.Я. Социальная история и историческая наука / А.Я. Гуревич // Вопросы философии. 1990. - № 4. - С. 23-35.

79. Гуревич, А.Я. Средневековый мир. Культура безмолвствующего меньшинства / А.Я.Гуревич. М.: Наука, 1990. - 325 с.

80. Гуссерль, Э. Логические исследования. Т.П. Исследования по феноменологии и теории познания / Э.Гуссерль // Логос, 1997. №9. - С.39-41.

81. Даль, В. Толковый словарь великорусского языка / В.Даль. М.: Русский язык, 1981.-Т.2.-663 с. .

82. Данилевский, Н.Я. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). Курс лекций. / НЯ.Данилевский. Аспект-Пресс, 2001. - 4004 с.

83. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н.Я.Данилевский. М.: ЭКСМО «Алгоритм», 2003. - 639 с.

84. Дильтей, В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Культурология. XX век. Антология. М.: Юристь, 1995. - 703 с.

85. Димченский, Д.Д. Социально-политическая психология / Д.Д. Дим-ченский. М.: Наука, 1994. - 345 с.

86. Дрыжакова, Е. Герцен в раздумьях о себе, о мире, о людях / Е. Дры-жакова. М.: Наука, 1972. - 250 с.

87. Елисеев, Г.А. Историк России, которого не было / Г.А. Елисеев // Русское средневековье. 1998. Вып. 2. Международные отношения. - М., 1990. -С. 94-105.

88. Жертвами пали / Под ред. Ю.Ю. Вейнгольда. Белгород: Везелица, 1996.-208 с.

89. Живи и помни. Документы. Списки репрессированных Статьи / Под ред. Ю.Ю. Вейнгольда. Белгород.: Крестьянское дело, 1999. - 254 с.

90. Жухрай, В. Сталин: правда и ложь / В.Жухрай. М.: Бег, 1996.240 с.

91. Заседание отделения истории российской академии наук РАН, посвященное памяти В.Н. Хавостова // Отечественная история. 1996. - №6. -С. 134-160.

92. Звонница. Белгородский литературно-художественный и общественно-политический журнал. Белгород., 1997. -№1.-120 с.

93. Зеньковский, В.В. История русской философии. / В.В.Зеньковский. -Л.: Эго, 1991. Т. 1. -4.1. - 340 с.

94. Иванов, В.В. Методология исторической науки / В.В.Иванов. М.: Прогресс, 1985.-234с.

95. Иванов, Г. Методологические проблемы исторического познания. / Г.Иванов, А.Коршунов, Ю.Петров. М.: Прогресс, 1981. - 300 с.

96. Иванов, С. История и ее уроки / С.Иванов. М.: Наука, 1981. -С. 89-98.

97. Игрицкий, Ю.И. Меняющаяся Россия как предмет концептуального анализа / Ю.И. Игрицкий // Отечественная история. 1998. - № 1. - С. 3-24.

98. Илларионов, С.В. К вопросу о достоверности и полноте исторического знания. (Критические замечания о концепции хронологии и истории А.Н.Морозова А.Т.Фоменко) / С.В.Илларионов // Вопросы философии. -2002. -№ 6. - С.69-89.

99. Ильенков, Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории / Э.В. Ильенков. М.: Полтитиздат, 1974. - 271 с.

100. Историческая наука в России в XX веке / Под ред. Г. Алексеева. -М.: Скрипторий, 1997. 568 с.

101. История России: от древней Руси к имперской России. М.: Эго, 1994. - 100 с.

102. История России с древнейших времен до конца ХУП века: Хрестоматия / Научный рук. А.Н.Сахаров. М.: Вербум, 2003. 336 с.

103. История русской литературы 9-17 веков. М.: Наука, 1980. - 430 с.

104. Каменников, JI.A. Проблемы философии истории в системе Канта / JI.A. Каменников. -М.: Наука, 1978. 151 с.

105. Кант, И. Конец всего сущего / И.Кант // Философские науки. -1973.- №6. -С. 34-45.

106. Кант, И. Теоретические основы изучения духовности личности / И.Кант. MP АТС, 1997 // Социальные и гуманитарные науки. - 1999. - №2. -С. 105-135.

107. Кассирер, Э. Лекции по философии и культуре // Культурология. XX век. Антология. М.: Юристь, 1995. - 703 с.

108. Кессиди, Ф.Х. Новая концепция истории / Ф.Х. Кесседи // Философия и общество. 2000. - № 1. - С. 74- 99.

109. Киссель, А. С. Феноменологическая концепция познания / А.С. Киссель. -М.: Наука, 1981.- 155с.

110. Ключевский, В.О. Русская история. Избранные лекции / В.О.Ключевский. -М.: Феникс, 2002. 672 с.

111. Кожинов, В.В. Россия. Век ХХ-й (1901-1939). История страны от 1901 года до «загадочного» 1937 года. Опыт беспристрастного исследования / В.В.Кожинов. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 448 с.

112. ИЗ. Козлов, В. Тайны фальсификации / В.Козлов. М.: АО Аспект Пресс, 1994.-258 с.

113. Козлова, М.С. Новый образ философии / М.С.Козлова, Л. Витгенштейн // Вопросы философии. 2001. - №7.-С. 112-125.

114. Коллингвуд, Р.Д. Идея истории. Автобиография / Р.Д. Коллингвуд. -М.: Наука, 1980.-485 с.

115. Коломийцев В.Ф. Очерки методологии истории (от источника к исследованию) / В.Ф. Коломийцев. М.: РОССПЭН, 2001. - 194 с.

116. Колосов, Н.Е. Как думают историки / Н.Е.Копосов. М.: Новое литературное обозрение, 2001. - 326 с.

117. Коршунов, A.M. Творчество и отражение в историческом познании / А.М.Коршунов. М.: Наука, 1984. - 256 с.

118. Косолапов, В.В. Гносеологическая природа наукого факту /

119. B.В.Косолапов. Киев.: Выща школа, 1964. - 280 с.

120. Косолапов, В.В. Методология и логика исторического исследования / В.В.Косолапов. Киев: ВЬпца школа, 1977. - 382 с.

121. Кржевов, B.C. Материалистическое понимание истории и его современное значение / B.C. Кржевов // Философия и общество. 2000. - № 1.1. C. 113-131.

122. Культурология. XX век. Антология. М.: Юристъ, 1995. 703 с.

123. Культурология. XX век: Энциклопедия: В 2 т. / (Гл. ред., сост. и авт. Проекта С.Я.Левит). СПб.: Унив. кн., 1998. - Т.1: А-Л. - 1998. - 447 с.

124. Лакатос, И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ / От логического позитивизма к постпозитивизму. М.: НИИВО-Инион, 1993. -215 с.

125. Ленин В.И.: Неизвестные документы 1891-1922. М.: Росссэн, 2000.-607 с.

126. Лихачев, Д.С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси Д.С.Лихачев. М.: Современник, 1980. - 412 с.

127. Лихачев, Д.С. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет / Д.С.Лихачев. Л.: Сов. Писатель, 1989. - 608 с.

128. Лихачев, Д.С. Избранные работы. В 3 т. Т. 3. Человек в литературе Древней Руси: Монография. О «Слове о полку Игореве». Литература реальность - литература. О садах. - Л.: Худож. Лит., 1987. - 520 с.

129. Логика истории и перспективы развития науки. М.: Мысль, 1993.169 с.

130. Лолаев, Т.П. О некотрых методологических принципах исследования исторического времени / Т.П.Лолаев // Философия и общество. — 1998. -№6.-С. 144-161.

131. Лосев, А.Ф. Античная философия истории / А.Ф.Лосев. М.: Наука, 1977- 207 с.

132. Лосский, Н. Бог и мировое зло / Н. Лосский. М.: Правда, 1994.345 с.

133. Макиавелли, Н. Государь / Н.Макиавелли. М.: Планета, 1990. -16 с. . .

134. Малахов, B.C. Неудобства с аутентичностью / В.С.Малахов // Вопросы философии. 1998. - № 2. - С.45-57.135. 133. Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию . / М.К. Мамардашвили. -М.: Прогресс, 1980. 368 с.

135. Материалы сборника к 1 международным Иосафовским чтениям. -Белгород, 2004. 340 с.

136. Могильницкий, Б.Г. Введение в методологию истории Б.Г. Мо-гильницкий. М.: Мысль, 1989. - 345 с.

137. Мчедлова, М.М. Российская цивилизация: проблема изучения (обзор научно-теоретических конференций) / М.М. Мчедлова // Философия и общество. 1992. -№ 2. - С. 240-249.

138. Нарский, Н. Методологические проблемы истории философии / Н. Нарский // Философские науки. 1986. - № 6. - С. 67-78.

139. Научные исследования: информация, анализ, прогноз / Монография под редакцией О.И.Кирикова. Кн. 2. Воронеж, 2004. - 284 с.

140. Невлева, И.Н. Русская философия: Монография / И.Н. Невлева. -Белгород: Кооперативное образование, 2001. 512 с.

141. Некрасов, С.И. Явление разума и духа / С.И.Некрасов. Воронеж, 2001.-298 с.

142. Некрасова, Н.А. Феномен духовности: бытие и ценность: Автореферат дис. по спец.: 09.00.01. Онтология и теория познания / Н.А.Некрасова. -Иваново, 2002.-35 с.

143. Ницше, Ф. Об истине и лжи во временном смысле / Ф. Ницше // Философские науки. 1997. - № 1. - С. 52-54.

144. Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла. Пер. с нем. / Ф.Ницше. -МН.: ХАРВЕСТ , 2003 .-880 с.

145. Новая философская энциклопедия в 4-х томах. М.: Мысль, 2001.693 с.

146. Новейший философский словарь: 2-е изд., перераб. доп. Мн.: Ин-терпрессервис; Книжный дом, 2001. - 1280 с. - (Мир энциклопедий).

147. Новикова, JL, Сиземская, И. Социологическое направление в русской философии истории / Л.Новикова, И.Сиземская // Философские науки. -1997.-№2.-С. 79-89.

148. Новоспасский, К.М. Битва под Прохоровкой / К.М. Новоспасский, А.С. Спиценко. Л., 1981.-22 с.

149. Носовский, ПВ., Фоменко, А.Т. Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима. Факты, статистика, гипотезы. Том 1.

150. Изд. 2-е, испр. и доп. / Г.В. Носовский, А.Т. Фоменко. М.: Издат. Отдел УНЦ ДО МГУ, 1996.-448 с.

151. Носовский, Г.В., Фоменко, А.Т. Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима. Факты, статистика, гипотезы. Том 2. Изд. 2-е, испр. и доп. / Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко. М.: Издат. Отдел УНЦ ДО МГУ, 1996.-320 с.

152. Носовский, Г.В., Фоменко, А.Т. Русь и Рим: правильно ли мы понимаем историю Европы и Азии? Кн. 2. / Г.В. Носовский, А.Т. Фоменко. М.: Олмп. «Издат-во ACT», 2003. - 619 с.

153. Овчинников, Н. Ф. Знание болевой нерв философской мысли (к истории концепции знания от Платона до Поппера) / Н.Ф.Овчинников // Вопросы философии.- 2001. - № 2. - С. 90-112.

154. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И.Ожегов. М.: Русский язык, 1981.-812 с.

155. Ойзерман, Т.И. Исторические судьбы плюрализма философских учений / Т.И. Ойзерман // Вопросы философии. 1991. - № 12. - С. 88- 98.

156. Ойзерман, Т.И. Материалистическое понимание истории: плюсы и минусы / Т.И.Ойзерман // Вопросы философии. 2001. - №2. - С.7.

157. Ойзерман, Т.И. Существуют ли абстрактные истины? / Т.И.Ойзерман // Вопросы философии.- 1999. № 6. - С. 13-26.

158. От логического позитивизм к постпозитивизму. М. 1993. -2Г5с.

159. Палевич, Д.Я. Контрудар 5-й гвардейской танковой армии под Прохоровой в июле 1943 / Д.Я. Палевич. М., 1952. См.: Архив Штаба БТ МБ СА Дело Часть 1, лист 91.

160. Панарин, А.С. Смысл истории / А.С.Панарин // Вопросы философии. 1999. - № 9. - С. 34-46.

161. Панфилова Т.В. Некоторые проблемы осмысления всемирной истории / Т.В.Панфилова // Философия и общество. 1986. - № 6. - С. 124-144.

162. Петренко Н.С. К проблеме нарратива в методологии истории / Н.С.Петренко // Философские науки.- 2000. № 1. - С. 108-116.

163. Петропавловский Р.В. Диалектика прогресса и ее проявление в нравственности / Р.В. Петропавловский. М.: Мысль, 1978. - 299 с.

164. Петрушин, В. О феномене «гомосоветикус» / В.Петрушин // Новое время. 1992. - № 7. - С. 67-78.

165. Писарев Д.И. Бедная русская мысль. Избр. произв. / Д.И.Писарев. -М.: Мысль, 1989.-640 с.

166. Платонов О. Терновый венец России / О.Платонов. М.: Прогресс, 1996.-309 с.

167. Подцубный, Н.В.Синергетика: диалектика самоорганизующихся систем / Н.В. Подцубный. Белгород: Изд-во Белгородского госуниверситета, 1999.-352 с.

168. Покровский, М.Н. Русская история в самом сжатом очерке. Ч. 3 / М.Н.Покровский. -М.: Учпедгиз, 1934. 300 с.

169. Поляков, А.Н. К проблеме общественных формаций / А.Н.Поляков // Вопросы философии. 2003. - №6. - С. 1-13.

170. Поляков, В.А. В старом доме на Кузнецкой / В.А.Поляков // Отечественная история. 1997. - № 3. - С. 161-172.

171. Поляков, Ю.А., Щербень, Н.Б. Болезнь, смерть и бальзамирование В.И.Ленина. (Очерки междисциплинарного исследования) / Ю.А.Поляков,-Н.Б.Щербень // Отечественная история. 1998. - № 1. - С. 200-212-.

172. Поппер К. Логика и рост научного познания. / К.Поппер. — М.: Прогресс, 1983.-606 с.

173. Поппер К. открытое общество и его враги / К.Поппер. М.: Мысль, 1992.-334с.

174. Поппер, К. Предположения и опровержения. Рост научного знания: Пер в англ. / К.Поппер. М.: ОО «Изд-во ACT» : ЗАО НПП «Ермак:, 2004. -638 с.

175. Потебня, А.А. Слово и миф / А.А. Потебня. М.: Правда, 1989.616 с.

176. Псевдонаучное знание в современной культуре (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии. -2001. №6. - С.3-32.

177. Раздорский, А.И. По поводу 1000-летия Белгорода / А.И. Раздор-ский // Отечественная история. 1997. - № 5. - С. 192-197.

178. Ракитов, А.И. Историческое познание: системно-гносеологический подход / А.И.Ракитов. М.: Политиздат. - 1982. - 303 с.

179. Ранович, А. Первоисточники по истории раннего христианства /

180. A.Ранович. М.: Мысль, 1990. - 470 с.

181. Религоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религоведению / Под ред. Проф. И.Н. Яблокова. М.: Гардарика, 1998. - 536 с.

182. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология. XX век. Антология. М.: Юристъ, 1995. - 703 с.

183. Риккер, П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера / П.Риккер. М.: Искусство, 1996. - 270 с.

184. Римский, В.П. Демоны на перепутье: Культурно-исторический образ тоталитаризма: (Монография) / В.П.Римский. Белгород: Везелица, 1997. -199 с.

185. Римский, В.П. Миф и религия: к проблеме культурно-исторической специфики архаических религий. Монография / В.П.Римский. ^Белгород: Крестьянское дело, 2003. 184 с.

186. Римский, В.П. Тоталитарный космос и человек: (Монография) /

187. B.П.Римский. Белгород, 1998. - 126 с.

188. Розов, Н.С. На пути к синтезу микроисторических парадигм / Н.С.Розов // Философия и общество. 1998. - №4.- С. 103-134.

189. Розов, Н.С. Россия как страна и цивилизация: эскиз политико-экономической и культурной стратегии / Н.С.Розов // Философия и общество -1998.-№ 1.-С. 151-173.

190. Росистер, М.Р. Моральное и духовное воспитание: некоторые размышления о Британском опыте / М.Р. Росистер // Социальные и гуманитарные науки.- 1997. №2. С. 144-156.

191. Савельева, И., Полетаев А. История и время в поисках утраченного / И.Савельева, А.Полетаев. М.: Эго, 1997. - 800 с.

192. Салов В.И. История и современная буржуазная историография. / В.И.Салов. М.: Мысль, 1997. - 241 с.

193. Сахаров, А.Н. Методология истории / А.Н.Сахаров. М.: МГУ, 1981.-216с.

194. Сахаров, А.Н. О новых подходах к истории России / А.Н.Сахаров // Вопросы истории. 2002. - №8. - С. 3-21.

195. Сафонов, Ю.Ф. Взаимосвязь социокультурной практики и философии: опыт России XX века. / Ю.Ф. Савельев. Белгород: БелГУ, 1998. - 132 с.

196. Семенов, В. Пособие для лжи / В.Семенов // «. .изм». 1998. - № 2.- С. 49-59.

197. Славянский мир и православие глазами молодежи // Белгород, 2002.- 227 с.

198. Соболев, В. Красная и черная сотни: проблемы анализа современного подхода к интерпретации истории России XX века / В. Соболев // Кто есть кто. № 6. (27). 2001. - С. 53-60. . . .

199. Соколов, О.Д. М.Н. Покровский и советская историческая наука / О.Д.Соколов. М.: Мысль, 1970. - 345 с.

200. Соловьев, В. Три разговора. Смысл любви / В.Соловьев. М.: Правда, 1991.-323 с.

201. Согрин, В.В. Революция и термидор. К исторической типологии общественно-политического кризиса в России 90-х годов / В.В.Соргин // Вопросы философии. 1998. -№ 1. - С.3-17.

202. Со^ин, В.В. Уроки Российской истории и современные реформы / В.В. Соргин // Вопросы философии. 2002. - №11. - С.3-24.

203. Степин B.C. Философия на рубеже веков / B.C. Степин // Вести РАН, 1997. № 5. - С. 78-90.

204. Субири, X. Пять лекций о философии. Лекция № 5 / X. Субири // Вопросы философии. 2002. - №5. - С. 156-173.

205. Таранов, П.С. Золотая философия / П.С.Таранов; (Худож. Ю.Д. Фе-дичкин). М.: ООО «Фирма» «Изд-во ACT», 1999. - 544 е.: ил. - (Звезды мировой философии).

206. Татищев, В. История Российская. Т 1. / В.Татищев. М.: Изд-во ACT, 2003.-557 с.

207. Терещенко, Ю.Я. история России XX нач. XXI в. / Ю.Я. Терещенко. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2004. - 445 с.

208. Трошихин, В.В. , Некрасова, Н.А., Некрасов, С.И., Теплова, Л.Е. Духовность. Рациональность. Культура. Белгород: Кооперативное образование, 2004. - 685 с.

209. Угринович, Д.М. Исскусство и религия: (Теоретич. очерк) / Д.М. Угринович. М.: Политиздат, 1982. - 287 е.: ил.

210. Февр, Л. Бои за историю / Л.Февр. М.: Наука, 1991. - 277 с.

211. Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки. Пер. А. Никифорова / П.Фейерабенд. М.: Прогресс, 1986. - 543 с.

212. Философия истории / Под ред. проф. АС.Панарина. М.: Гардариь ки, 2001.-432 с.

213. Флоренский, П.А. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии / Священник П.А.Флоренский; Ред.-сост. Игумен Андроник (А.С. Трубачев). М.: Мысль, 2000. - 446 с.

214. Французова, Н. Методологические и логические вопросы исторического познания: Автореф. дис. по спец.: 09.00.01 Онтология и теория познания / Н. Французова. - М, 1973. - 43 с.

215. Фромм, Э. О любви к жизни / Э.Фромм. М.: Наука, 1983. - 234 с.

216. Фромм, Э. Вклад Маркса в познание человека / Э. Фромм // Философия и общество. 1998. - № 3. - С. 234-251.

217. Хайдегер, М. Бытие и время / М.Хайдегер. М.: ООО «Изд-во ACT», 2003.-470 с.

218. Хайдегер, М. Исследовательская работа В.Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни / М.Хайдеггер // Вопросы философии. -1995. -№ 11. С. 55-67.

219. Хвостова, К.В. История: проблемы познания / К. В. Хвостова // Вопросы философии. 1997. - № 4. - С. 1-71.

220. Хвостова, К.В. Гносеологические и логические проблемы исторической науки / К.В. Хвостова, В.К. Фина. М.: Эго, 1995. - 346 с.

221. Хрестоматия по истории России. М.: Мысль, 1994. - 320 с.

222. Христианство и культура. Научно-богословский сборник. Белгород, 2002. 205 с.

223. Чаадаев, П.Я. Философические письма / ПЛ.Чаадаев. М.: Правда, 1989.-600 с.

224. Чернене, Б. Методологические проблемы исследования первобытного мировоззрения: Автореф. дис. по спец.: 09.620 (диалектический и исторический материализм) / Б. Чернене. Вильнюс, 1971. - 16 с.

225. Чубайс, И. От русской идеи к., новой России: как нам преодолеть идейный кризис / И.Чубайс // Социальные и гуманитарные науки. 1997. -№4. - С. 50-67.

226. Шевченко, Н.И. Ее величество потребность: Философско-эстетический анализ свободы и ответственности в процессе реализации потребностей в художественном творчестве: общее, особенное, единичное / Н.И.Шевченко. Белгород: Изд-во Везелица, 1993. - 268 с.

227. Ширманова, М.Ю. Историческое сознание общества (философский анализ): Автореф. дис. по спец.: 09.00.01 Онтология и теория познания / М.Ю. Ширманова. - Ростов н/Д.: МГУ, 1983. - 18 с.

228. Широнин, В. КГБ-ЦРУ: Секретные пружины перестройки / В. Щи-ронин. М.: Инфра-М, 1997. - 233 с.

229. Шопенгауэр, Д. Полн. собр. соч. Т.2. / Д. Шопенгауэр. М.: Юристъ,. 1999.-370 с.

230. Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории / О. Шпенглер. М.: Эксперсс, 1993. - 540 с.

231. Щербань, Н.В. В.О.Ключевский о смуте / Н.В. Щербень // Отечественная история. 1997. - № 3. - С. 96-107.

232. Эйдельман, О. Легенды и мифы Советского Союза / О.Эйдельман // Логос. 1999. - № 5. - С. 45-58.

233. Энгельштейн, Л. Постсоветские мысли о ключах к русской духовной истории / Л. Энгельштейн // Вопросы философии 1999. - № 7. - С. 14-26.

234. Энциклик римских первосвященников. 1000 лет христианского социального учения. М.: Прогресс, 1991. - С. 66-79.

235. Энциклопедический словарь российской жизни и истории XVIII -начала XX века. М.: ОЛМА-Пресс, 2003. - 912 с.

236. Юрчук, В.В. Современный словарь по культурологии / Авт.-сост. В.В. Юрчук. Минск: Современное Слово, 1999. - 736 с.

237. Юркевич, А., Цапенко, И. Мифы о науке / А. Юркевич, И.Цапенко // Вопросы философии. 1998. - № 9. - С. 10-25.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.