Философско-антропологические измерения индивидуального имиджа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Некрасова, Ульяна Сергеевна

  • Некрасова, Ульяна Сергеевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Тула
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 169
Некрасова, Ульяна Сергеевна. Философско-антропологические измерения индивидуального имиджа: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Тула. 2007. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Некрасова, Ульяна Сергеевна

Введение

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Философско-антропологические аспекты конструирования субъективности.

1.1. Мировоззренческая основа индивидуальной идентификации.

1.2. Основные подходы к формированию понятия «идентичность».

1.3. Антропологические характеристики самотождественности.

Глава 2. Имидж как форма самоидентификации личности.

2.1. Роль имиджа в формировании нового информационного пространства.

2.2. Индивидуальный имидж и его базовые характеристики.

2.3. Основные этапы формирования индивидуального имиджа.

Глава 3. Презентация индивидуального имиджа.

3.1. Самопрезентация: сущность и основные характеристики.

3.2. Социокультурные детерминанты демонстрации индивидуального имиджа.

3.3. Коррекция внешнего облика личности (на примере причёски).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философско-антропологические измерения индивидуального имиджа»

Актуальность темы исследования. Новая экономическая и социально-политическая ситуация постиндустриальной России повлекла за собой большие изменения в жизни социальных групп и в жизни отдельно взятого человека - произошёл поворот к личности, который коренным образом изменил требования к ней.

Большие изменения произошли и в сфере информационного пространства. Одной из характерных особенностей современных коммуникативных процессов стало доминирование внешней формы над содержанием информации. Именно внешняя подача становится определяющим условием признания и поддержки со стороны общественного мнения. Если раньше господствовала ориентация массового сознания на содержание явления, то сейчас возобладала ориентация на его внешнюю форму.

Особенности человека, его профессиональная подготовка, широкая образованность, восприимчивость к нововведениям, готовность к творческому поиску всё более связано не с проявлением духовной сущности человека, а с его внешним обликом, хорошими манерами и умением себя подать. Сегодня любой человек, будь то политик, деловой человек, специалист, может не достигнуть жизненных результатов, если не использует новые модели поведения, которые основаны на внешнем признании. Поэтому имидж начинает играть особую роль в современной социальной среде.

Имидж как одна из современных форм организации социального пространства и заполнения информационной среды выполняет задачи целенаправленно формировать изначально заданный образ или подчёркивать естественные свойства личности. На основании этого выделяются два типа информационных образов, которые формируются при помощи имиджа - социальный и индивидуальный, каждый из которых выполняет свою задачу, основан на своих принципах и формирует свою технологию.

Социальный тип имиджа используют в политической практике и средствах массовой информации, а индивидуальный - рассчитан на конкретного субъекта с целью сделать более комфортным его поведение и общение с окружающими. Если первый тип имиджа достаточно разработан как в западной, так и в отечественной литературе, то проблема индивидуального имиджа во многом ещё не разработана и только начинает востребоваться в нашей в стране.

В ответ на социальный заказ общества появляются новые отрасли практического знания, одной из которых является имиджелогия. К настоящему моменту в области практики индивидуального имиджа накоплен огромный эмпирический опыт, который нуждается в теоретическом философском осмыслении.

Наметившийся разрыв между конкретно-практическими разработками и отсутствием их философского анализа затрудняет постановку и решение практических задач. Кроме того, до конца не прёодолён этап механического заимствования опыта западных стран, что часто оказывается малоэффективным.

Степень разработанности проблемы. По объему и содержанию понятие «имидж» уже давно стало междисциплинарным и оформилось в категориальном поле многих наук (интерпретировалось в соответствии с их особенностями, целями и задачами). Поливариативность в трактовке имиджа делает проблему его дефиниции чрезвычайно сложной. В настоящее время наметилось несколько наиболее распространенных установок в отношении к нему. Во-первых, имидж часто отождествляется лишь с внешними характеристиками и с такими понятиями обыденной жизни как «стиль» и «мода». Во-вторых, имидж воспринимается только как феномен культуры модернизма и постмодернизма. В-третьих, понятие имиджа чаше всего рассматривается через призму политических процессов, что в полной мере не отражает его роли в жизни социума.

Несмотря на то, что понятие имиджа в современном понимании слова сложилось лишь в первой трети XX века, некоторые теоретические и методологические подходы к рассмотрению феномена имиджа были заложены уже в трудах античных философов (Сократ, Платон, Аристотель), мыслителей средневековья (Августин, Ф. Аквинскнй, И. Дамаскин) и Возрождения (М. Фичино, Пико делла Мирандола, Л. Валла). При этом они раскрываются в контексте более общих вопросов: взаимосвязь души и тела, чувственного восприятия и отношения человека и общества, красоты и гармонии. В период нового времени в философии постепенно формируется исследовательское пространство, четко ориентированное на изучение социальных форм жизни (Ф. Бэкон, Дж. Локк, И. Кант, Г.Ф. Гегель). Вместе с пониманием социальной значимости имиджа предпринимались первые попытки философского осмысления его природы,

С начала XX века научные представления о процессах, связанных с возникновением и формированием имиджа складывались главным образом в категориальном поле двух наук: психологии и социологии. Открытие «бессознательного» (3. Фрейд), «коллективного бессознательного» и «архетипов» (К. Юнг), осмысление социокультурных и эгосоциальных феноменов в жизни больших сообществ людей (Г. Лебон) привело к пониманию механизмов формирования образов, возникающих в индивидуальном и массовом сознании.

Создание теории социальных ролей (Дж. Г. Мид, Э. Фромм) ввело в поле социально-философского знания такое понятие как социальный статус, а также представление о процессах социализации, адаптации, идентификации и социализации личности, что позволило раскрыть новые грани в понимании генезиса индивидуального имиджа.

Решая свои задачи, ученые фактически обращаются к феномену имиджа, хотя само понятие в их теориях продолжает оставаться неотрефлекси-рованным и не эксплицируется как самостоятельное.

Современный этап изучения имиджа связан с обобщением опыта предвыборных технологий и процессом институционального оформления феномена имиджа в западных странах. К настоящему моменту в области практики имиджа создано большое количество работ узкоспециализированной направленности (JI. Браун, К. Спенсер, П. Берд, Дж, Честера), которые носят экспертно-прикладной характер и не выходят на уровень теоретических обобщений. Западная традиция изучения феномена имиджа не рассматривает социально-философские аспекты его функционирования в обществе.

Отечественные разработки в области имиджа несколько запоздали по сравнению с Европой и Америкой. На состояние теоретической и практической разработанности проблемы оказало влияние отсутствие выраженного социального заказа. В рамках фундаментальной отечественной психологии в эти годы была детально разработана проблема восприятия и оценки человека человеком. (A.JI. Леонтьев, A.A. Бодалев). Нравственно-эстетические аспекты данной проблемы представлены работами И.С. Кона, А.Ф. Лосева, A.A. Гусейнова, Ю.М. Лотмана. Современное отечественное гуманитарное знание не осталось индифферентным к проблемам имиджа, но исследования в этой области носили фрагментарный и несистематический характер (Е. Доценко).

В отдельную группу можно выделить немногих авторов, которые работают в области теории имиджа. Среда них наиболее известны работы А.Ю. Панасюка, Г.Г. Почепцова, И.А. Федорова, В.М. Шепеля. Однако и они не могут претендовать на то, чтобы быть названными фундаментальными теориями. Сказанное в полной мере относится и к диссертациям последних лет (Н.М. Тимченко, A.B. Хаванов, О.П. Берёзкина, И.К. Черемушникова). Изучением имиджа как целостного явления наиболее плодотворно в последнее время занимаются Е. Трубина, В.А. Ремизов и др., однако проблемам индивидуального имиджа в этих работах практически не уделяется внимания

Таким образом, анализ литературы свидетельствует о том, что, несмотря на большое количество работ по данной тематике, теория индивидуального имиджа пока не получила должного развития. Дальнейшее изучение и осмысление этой проблемы возможно только в контексте социально-философского анализа.

Целью исследования является рассмотрение индивидуального имиджа как социокультурного феномена, теоретическое обобщение философско-антропологического материала по проблемам имиджа. Цель достигается через решение следующих задач:

- исследовать мировоззренческие основания процесса идентификации, которую можно рассматривать в качестве философско-антро-пологической основы имиджа и выявить место и роль имиджа в ряду социокультурных явлений;

- определить основные этапы формирования, структурные элементы, сущностные характеристики индивидуального имиджа и его функции в современном обществе;

- проанализировать с позиций философской антропологии генезис, сущность и основные понятия, связанные с проблемой индивидуального имиджа;

- выявить основные социокультурные детерминанты демонстрации индивидуального имиджа.

Объект исследования - выявление сущности, особенностей и закономерностей функционирования индивидуального имиджа как социокультурного явления.

Предметом исследования выступает философско-антропологиче-ский аспект индивидуального имиджа как процесса инкультурации.

Методологической базой данного исследования являются труды классиков мировой философии, работы современных западных и отечественных исследователей в области философской антропологии, культурологи, социологии, психологии, связей с общественностью, политологии, социальных технологий, связанных с раскрытием различных аспектов феномена индивидуального имиджа. Эмпирической базой исследования являются материалы публицистики и периодической печати, которые, не претендуя на философское обобщение, отражают современное состояние проблемы и ее актуальность.

При анализе таких категорий как' имидж, инкультурация, идентичность, самотождественноть, самопрезентация и ряда других был использован исторический метод исследования. Рассматривая сущность и закономерности имиджа, как процесса самопрезентации, использовались феноменологический и диалектический методы. В поисках различий процессов социализации и инкультурации, идентичности и идентификации, индивида и личности, а также и ряда других применялся метод сравнительного анализа. При выявлении основных социокультурных детерминант демонстрации индивидуального имиджа использовался структурно-функциональный метод.

В целом диссертационная работа представляет собой попытку междисциплинарного анализа феномена имиджа.

Научная новизна работы определяется содержанием авторского подхода к рассмотрению индивидуального имиджа как социокультурного феномена в рамках философской антропологии, вследствие чего исследование включает ряд положений новизны:

- в работе впервые поставлен и решён вопрос о необходимости формирования теории индивидуального имиджа и ее философско-методологической базы на основе выявления её мировоззренческих оснований;

- сделан вывод о том, что в основе имиджа находится процесс идентификации, которую мы рассматриваем как иллюзорный образ не только в теоретическом плане, но и в качестве реалий повседневной жизни;

- имидж определен как форма организации социального пространства и заполнения современной информационной среды, на основании чего выделены два типа имиджа - социальный и индивидуальный;

- определены основные этапы формирования, структурные элементы, сущностные характеристики индивидуального имиджа и его функции в современном обществе;

- с позиций философской антропологии проанализированы основные категории и понятия, которые раскрывают проблемы индивидуального имиджа (идентичность и идентификация, самоидентификация и самотождественность, презентация и самопрезентация и др.);

- выявлены основные социокультурные детерминанты демонстрации индивидуального имиджа как планируемого процесса.

В результате исследования диссертант пришел к ряду выводов, которые сформулированы в основных положениях, выносимых на защиту:

1. Мировоззрение как духовно-культурное явление связано со многими сторонами самоидентификации человека; Понятия и идеи, входящие в состав мировоззрения, становятся при определённых условиях убеждениями человека и активно участвуют в её культурной идентификации. С одной стороны, целостность и структурность мировоззрения детерминирует личностную организацию «Я», а с другой - благодаря индивидуальной идентификации и творчеству мировоззрение личности приобщается к опыту другого человека, становится носителем жизнеориентирующей программы.

2. Длительное время идентичность человека осмысливалась в философии на основе субстанциональности. И в рамках христианской онтологии её источником определялся Бог. В дальнейшем основой субстанциональной идентичности начинают рассматриваться знание и свобода. В рамках психоаналитического подхода идентификация связывалась с этапами жизненного цикла человека. В дальнейшем идентичность начинают рассматривать как самость индивида. Мы рассматриваем идентичность как иллюзию, причём иллюзия идентичности существует не только в качестве теоретической фикции, но и в качестве реалий повседневной жизни и определяем понятие «идентичность личности» как индивидуальную форму социального самосознании, основанную на вере в существование суверенных, независимых и изолированных друг от друга «Я», и соответствующую ей объектную установку в отношении людей друг к другу и самим себе.

3. «Самоидентификацию» мы понимаем как процесс, посредством которого субъект присваивает себе свойства, качества, атрибуты другого человека и преобразует себя - целиком или частично - по его образу. Всю свою сознательную жизнь субъект проводит, как бы перед зеркалом. При этом зеркальный образ человека одновременно является и не является образом самого себя. Поэтому главным парадоксом самоидентификации является то, что субъект идентифицируется с тем, кем он не является. Под самопрезентацией мы понимаем умение субъекта подавать себя, привлекать к себе внимание при помощи акцентирования внимания на основе использования особых технологий и стратегий. При этом различается природная и искусственная презентация.

4. Имидж - одна из основных форм организации социального пространства и заполнения современной информационной среды. Отсюда вытекает его двойственная природа: как создаваемого образа и как способа построения коммуникации. Мы выделяем два типа информационных образов, которые формируют два типа имиджа - социальный имидж и имидж индивидуальный, каждый из которых выполняет свою задачу и формирует технологию, основанную на особых принципах. Социальный имидж используется в политической практике и средствах массовой информации, а индивидуальный - используется в деловом и поведенческом контакте (при его создании работа ведётся с конкретным индивидом при корректировке его внешних и поведенческих характеристик).

5. Имидж - это совокупность визуальных характеристик и поведенческих актов самоидентификации, которые приобретает индивид в ходе социализации с целью успешной социальной адаптации и самовыражения своей индивидуальности. Базовыми характеристиками имиджа можно считать: а) способность сообщать правдивую информацию, б) представлять собой целостный образ, в) выступать как стандартный набор стереотипных признаков, г) динамизм, изменчивость, гибкость, ситуативность, зависимость от изменений в самом носителе или в восприятии субъектов, и одновременно устойчивость, д) активность, е) подверженность влиянию со стороны массового сознания.

6. С момента постижения сущности индивидуального имиджа его создание становится планируемым процессом. К основным этапам формирования индивидуального имиджа можно отнести создание его теоретической и практической модели. Теоретическая модель имиджа состоит из символического образа и создаваемого образа и включает в себя два процесса: первый - создание имиджа; второй - восприятие имиджа. В создании имиджа как символической структуры можно выделить два процесса: а) создание программы (здесь определяются те качества субъекта, которые должны быть представлены в имидже; с этой целью в имиджелогии применяются такие понятия как «миссия», «цель» и «легенда»); б) перевод программы на язык имиджеобразующих символов. Практическую модель имиджа составляют самоимидж подаваемый имидж и принимаемый имидж.

Научно-практическая значимость работы. Результаты данного исследования могут быть использованы как методологические принципы для дальнейших исследований в области теории и практики имиджа. Материалы и выводы данного исследования могут быть использованы при создании учебных курсов философско-антрополо-гической направленности, а также при разработке методик в области имиджконсалтинга.

Апробация работы: Основные положения и выводы, изложенные в диссертации, докладывались и обсуждались на международных, всероссийских и региональных научных конференциях: международном симпозиуме «Процессы самоорганизации в Универсальной истории (Белгород, сентябрь-октябрь 2004 г.); международной научной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Философия поверх барьеров: планетарное мышление и глобализация XXI века» (Белгород, апрель 2006 г.) всероссийской научной конференции «Культурно-цивилизационные проблемы развития современного российского общества» (Белгород, апрель 2005 г.); IV российском философском конгрессе «Философия и будущее цивилизации» (Москва, май 2005 г.); XIII харьковских международных Сковородиновских чтениях (Харьков, сентябрь 2006 г.); всероссийской конференции «Человек в изменяющейся России: философская междисциплинарная парадигма» (Белгород, октябрь 2006 г.) всероссийской конференции «Проблемы формирования экологии человека» (Белгород, сентябрь 2007 г.). Основные положения диссертационного исследования отражены в 9 публикациях.

Результаты диссертации были заслушаны на заседаниях проблемной группы студентов и аспирантов «Актуальные проблемы философии» и научно-методологическом семинаре аспирантов философского факультета Орловского государственного университета. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре логики, философии и методологии науки Орловского государственного университета, а на кафедре прикладной этики, теологии и религиоведения им. A.C. Хомякова Тульского государственного педагогического университета им. JI.H. Толстого обсуждена и принята к защите.

Структура работы состоит из введения, трёх глав, включающих девять параграфов, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Некрасова, Ульяна Сергеевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проделанного анализа можно прийти к следующим выводам:

1. Мировоззрение как духовно-культурное явление связано со многими сторонами самоидентификации человека; Понятия и идеи, входящие в состав мировоззрения, становятся при определённых условиях убеждениями человека и активно участвуют в её культурной идентификации. С одной стороны, целостность и структурность мировоззрения детерминирует личностную организацию «Я», а с другой - благодаря индивидуальной идентификации и творчеству мировоззрение личности приобщается к опыту другого человека, становится носителем жизнеориентирующей программы.

2. Длительное время идентичность человека осмысливалась в философии на основе субстанциональности. И в рамках христианской онтологии источником субстанциональности определялся Бог. В дальнейшем основой субстанциональной идентичности начинают рассматриваться знание и свобода. В рамках психоаналитического подхода идентификация связывалась с этапами жизненного цикла человека. В дальнейшем идентичность начинают рассматривать как самость индивида. Мы рассматриваем идентичность как иллюзию, причём иллюзия идентичности существует не только в качестве теоретической фикции, но и в качестве реалий повседневной жизни и определяем понятие «идентичность личности» как индивидуальную форму социального самосознании, основанную на вере в существование суверенных, независимых и изолированных друг от друга «Я», и соответствующую ей объектную установку в отношении людей друг к другу и самим себе.

3. «Самоидентификацию» мы понимаем как процесс, посредством которого субъект присваивает себе свойства, качества, атрибуты другого человека и преобразует себя - целиком или частично - по его образу. Всю свою сознательную жизнь субъект проводит, как бы перед зеркалом. При этом зеркальный образ человека одновременно является и не является образом самого себя. Поэтому главным парадоксом самоидентификации является то, что субъект идентифицируется с тем, что он не есть. Под самопрезентацией мы понимаем умение субъекта подавать себя, привлекать к себе внимание при помощи акцентирования внимания на основе использования особых технологий и стратегий. При этом различается природная и искусственная презентация.

4. Имидж - основная форма организации социального пространства и заполнения современной информационной среды. Отсюда вытекает его двойственная понимание природа: как создаваемого образа и как способа построения коммуникации. Мы выделяем два типа информационных образов, которые формируют два типа имиджа - социальный имидж и имидж индивидуальный, которые выполняет свою задачу, основанную на своих принципах, и формирует свою технологию. Социальный имидж используется в политической практике и средствах массовой информации, а индивидуальный - используется в деловом и поведенческом контакте (при его создании работа ведётся с конкретным индивидом при корректировке его внешних и поведенческих характеристик).

5. Имидж - это совокупность визуальных характеристик и поведенческих актов самоидентификации, которые приобретает индивид в ходе социализации с целью успешной социальной адаптации и самовыражения своей индивидуальности. Базовыми характеристиками имиджа можно считать: а) способность сообщать правдивую информацию, б) представлять собой целостный образ, в) выступать как стандартный набор стереотипных признаков, г) динамизм, изменчивость, гибкость, ситуативность, зависимость от изменений в самом носителе или в восприятии субъектов, и одновременно устойчивость, д) активность, е) подверженность влиянию со стороны массового сознания.

6. С момента постижения сущности индивидуального имиджа его создание становится планируемым процессом. К основным этапам формирования индивидуального имиджа можно отнести создание её теоретической и практической модели. Теоретическая модель имиджа состоит из символического образа и создаваемого образа и включает в себя два процесса: первый - создание имиджа; второй - восприятие имиджа. В создании имиджа как символической структуры можно выделить два процесса: а) создание программы (здесь определяются те качества субъекта, которые должны быть представлены в имидже; с этой целью в имиджелогии применяются такие понятия как «миссия», «цель» и «легенда»); б) перевод программы на язык имиджеобра-зующих символов. Практическую модель имиджа составляют самоимидж подаваемый имидж и принимаемый имидж.

Данное исследование затрагивает не только проблемы философской антропологии, но и глубинные вопросы, связанные с природой философского знания и построения на их основе философского мировоззрения. Мировоззренческая функция всегда была одной из самых значимых для философии. Именно поиски мировоззренческих ориентиров стимулируют развитие философского знания, воспроизводят актуальность и привлекательность философии. Проблемы, затронутые в диссертации, актуализируют недопустимость разрыва духовной составляющей человеческой природы с ее телесной составляющей. В работе намечены пути к преодолению этого разрыва.

Основные положения диссертации имеют огромное практическое значение и могут применяться в работе имиджмейкеров как её теоретическое основание. Выводы настоящей исследовательской работы могут быть применены в разработке культурных и образовательных программ и проектов различного уровня. Её материалы могут быть использованы для развития и углубления научных работ по изучаемой проблематике, для учебно-методической деятельности, при разработке семинарских и практических занятий, элективных курсов не только по философским дисциплинам, но и по имиджелогии, связям с общественностью, социальных технологий, управлении персоналом, психологии, социологии, политологии и целого ряда других учебных дисциплин.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Некрасова, Ульяна Сергеевна, 2007 год

1. Агишева, Т.А. Справочник визажиста / Т.А. Агишева, А.П. Хоосова, И.В. Холодей. - Ростов на/Д.: Феникс, 2007. - 253 с.

2. Азаматов, Д.М. Социальная антропология. Проблемы развития человеческой телесности: уч.пособие / Д.М. Азаматов. Уфа: РИО БашГУ, 2006. -128 с.

3. Акчурин, Б.Г. Человеческая телесность: трансцендентальная сущность и социальные аспекты её идентификации / Б.Г. Акчурин. Уфа: Гилем, 2005.-254 с.

4. Ананьев, Б.Г. Некоторые черты психологической структуры личности / Б.Г. Ананьев // Психология личности. М.: Наука, 1982. - 315 с.

5. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. -М.: Наука, 1977.-380 с.

6. Андреева, Ю.В. Психология имиджа и реклама: концепции, технологии, стратегии, эффективности: инновационный учебный курс / Ю.В. Андреева. Казань: Центр инновационных технологий, 2006. - 355 с.

7. Аррендо, Лэни Искусство деловой презентации: Пер. с англ. / Лэни Ар-рендо. Челябинск: Урал, 1998. - 519 с.

8. Арутюнян, М.П. Феномен мировоззрения / М.П. Арутюнян. Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2006. - 322 с.

9. Асеев, B.C. Личность и значимость побуждений / B.C. Асеев. М.: ИПРАН, 1993. - 223 с.

10. Арендт, X. Vita active или о деятельной жизни / X. Арендт. СПб.: Але-тейа, 2000.-437 с.

11. Барт, Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры / Р. Барт. М.: Питер, 2003 С.310

12. Батищев, Г.С. Особенности культуры глубинного общения// Г.С. Батищев //Вопросы философии, 1995, № 3. С. 18-25

13. Бауман, 3. Идентичность в глобализирующемся мире / 3. Бауман. Пер. с англ. под ред. B.J1. Иноземцева // Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002.-324 с.

14. Бахтин, М.М. Человек у зеркала / М.М. Бахтин // Автор и герой: К фило софским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. - 332 с.

15. Беликова, Т. Лицо и личность / Т. Беликова, М.: Питер, 2006 (СПб.: Правда, 2006).-214 с

16. Бельдей, В.А. Современные проблемы субъективности / В.А. Бельдей // Автореф дисс.канд. филос. наук: СПб, 1996. 18 с.

17. Берд, П. Продай себя. Тактика совершенствования вашего имиджа. -Минск: Амалфея, 1997. 156 с.

18. Берёзкина, О.П. Политический имидж в современной политической культуре: Автореф. дисс.докт.полит.наук. СПб, 1999. - 39 с.

19. Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Брегер, Т. Лукман. М.: Academia-Центр, Медиум, 1995.-324 с.

20. Бодалев, A.A. Восприятие в понимании человека человеком / A.A. Бода-лев. М.: МГУ, 1982. - 200 с.

21. Большая книга парикмахера: коррекция формы лица и головы / авт.сост.: Е. Голубева, З.Марина, М. Николаева. М.: ЭКСМО, 2007. - 574 с.

22. Браун, Л. Имидж путь к успеху / Л. Браун. - СПб.: Питер, 1996. - 284 с.

23. Ватин, И.В. Человеческая субъективность / И.В. Ватин. Ростов н/Д.: Изд-воРГУ, 1984.- 197 с.

24. Вельховер, Е.С. Тайные знаки лица / Е.В. Вельховер, Б.В. Вершинин. -М.: Компания «Евраз. регион». Изд-во РУДН, 1998. 327 с.

25. Внешность и судьба. Отрывки из старинных книг. М.: Классик, 1991. -348 с.

26. Волков, А.И. Тетекоммуникации в контексте их влияния на человека / А.И. Волков. М.: ИКО, 2001. - С.46

27. Восстановление рельефа лица в задаче автоматической идентичности личности / С.А. Зорин, И.А. Матвеев, A.B. Мурынин и др. М.: ВЦ РАН, 1997.-34 с.

28. Гарсиа, Дионисио Мировоззрение. Новая монадология / Дианисио Гар-сиа. Изд. 2-е, испр. и перераб. - М.: Едиториал. URSS, 2004. - 432 с.

29. Гегель, В.Ф. Энциклопедия философских наук. Философия духа / В.Ф. Гегель. СПб.: Наука, 1999. - 443 с.

30. Гофман, А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения / А.Б. Гофман. 3-е изд., доп. - М.: Питер, 2004. 208 с.

31. Гофман, Ирвинг Представление себя другим в повседневной жизни / Ирвинг Гофман: Пер с англ. А.Д. Ковалёва: Ин-т социологии РАН. М.: Ка-нон-пресс-Ц: Кучково-поле, 2000. - 302 с.

32. Гринберг, Т.Э. Политическая реклама: портрет лидера / Т.Э. Гринберг. -М.: Мысль, 1995.-310 с.

33. Губогло, М.Н. Идентификация идентичности. Этносоциологические очерки / М.Н. Губогло. М.: Наука, 2003. - 764 с.

34. Гудинг, Д., Леннокс, Дж. Мировоззрение: Для чего мы живём и каково наше место в мире. Пер. с англ. / Под общ ред. Т.В. Барчуновой. Ярославль: Т.Ф. «Норд», 2001. - 384 с.

35. Гудинг, Д., Леннокс, Дж. Мировоззрение: Человек в поисках истины и реальности / Д. Гудинг, Дж. Леннокс: пер. с англ. Под общ ред. Т.В. Барчуновой. Ярославль: «Норд», 2004. Т.2 Кн. 1. - 380 с; Т.2. Кн.2. - 480 с.

36. Гуревич, П.С. Приключения имиджа: типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия / П.С. Гуревич. М.: Искусство, 1991. - 219 с.

37. Гусейнов, A.A., Иррлитц Г. Краткая история этики / A.A. Гусейнов, Г. Иррлитц. М.: Мысль, 1987. - 470 с.

38. Гуссерль, Э. Картезианские размышления / Э. Гуссерль. СПб.: Наука, Ювента, 1998.-315 с.

39. Дарвин, Ч. О выражении эмоций у людей и животных / Ч. Дарвин. -СПб.: Питер, 2001.-365 с.

40. Декарт, Р. Рассуждения о методе / Р. Декарт. М.: Изд. Акад.наук СССР, 1953.-656 с.

41. Деркач, A.A., Перелыгина, Е.Б. Имидж как феномен интерсубъективного взаимодействия: содержание его развития / A.A. Деркач, Е.Б. Перелыгина. М.: Интеллект-Центр. - 2003. - 160 с.

42. Доценко, E.JI. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита / Е.Л. Доценко. М.: Че.Ро: Юрайт, 2000. - 342 с.

43. Дрибноход, Ю.Ю. Украшения тела в салоне красоты: новые стильные направления в эстетической косметологии / Ю. Дрибноход. М.: РИПОЛклассик, 2007. - 574 с.

44. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда: метод социологии Э. Дюркгейм. М.: Наука, 1991. - 572 с.

45. Жуков, Ю.М. Эффективность делового общения / Ю.М. Жуков. М.: Знание, 1988.-63 с.

46. Журавлёв, А.Л. Психология совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменений / А.Л. Журавлёв. Дисс. в виде науч. докл. на соиск. уч.ст. докт. психол. наук. М., 1999. - 132 с.

47. Завалий, А.И. Костюм в социокультурном контексте авангарда: монография / А.И. Завалий. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2005. - 198 с.

48. Зиммель, Г. Избранное. Т. 1. Философия культуры / Г. Зиммель. М.: Юрист, 1996.-671 с.

49. Зиммель, Г. Избранное. Т.2. Созерцание жизни / Г. Зиммель. М.: Юрист, 1996.-607 с.

50. Змановская, Е.В. Руководство по управлению личным имиджем / Е.В. Змановская. СПб.: Речь, 2005. - 141 с.

51. Иллюстрированная энциклопедия моды. Пер на русс. И.М. Ильинской, A.A. Лосевой. Прага. 2-е изд. - 1987. - 610 с

52. Кант, И. Сочинения. В 6 тт. Т.5 / И. Кант. М.: Мысль, 1966. - 564 с.

53. Кибкало, А.П. Познай своё лицо / А.П. Кибкало. М.: Мед.кн., 2007. -125с.

54. Килошенко, M. Психология моды. СПб.: СПбГУТД, 2001. - С 44

55. Клягин, C.B. Коммуникативные проекты в контексте современной теории моды: материалы межвузовского семинара в рамках проекта: «Коммуникация. Культура. Мода». 9 апреля 2004 г. / Отв. ред. C.B. Клягин. М.: РГГУ, 2005. - 138 с.

56. Ковалевский, В.Ю. Оптимальная модель мышления и логика объективной самооценки / В. Ковалевский. M.: URSS, 2007. - 144 с.

57. Ковальчук, A.C. Основы имеджелогии и деловаго общения / A.C. Коваль-чук. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2003. - 224 с.

58. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание / И.С. Кон. М.: Политиздат, 1987. - 349 с.

59. Кон, И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. М.: Политиздат, 1978. - 367 с.

60. Кондратьева, Т.М. Имидж как точная наука / Т. Кондратьева, В. Салама-тов. СПб.: Амформа, 2002. - 316 с.

61. Константинов, A.B. Парикмахерское дело / A.B. Константинов. М.: Эксмо, 1987.-325 с.

62. Крашенинников, К.А. Имидж сотрудника милиции: Учеб пособие по спецкурсу / К.А. Крашенинников, А.Г. Кузнецов. Саратов: Ред-изд. гос. предприятие «Абрис», 1996. - 14 с.

63. Криксунова, И. Создай свой имидж / И. Криксунова. СПб.: Лань, 1997. -173 с.

64. Критический словарь психоанализа. / Под ред. Райкфорта. М.: Энциклопедия, 1995. С. 51

65. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузбмина. М.: Высшая школа, 1990. -117с

66. Лабунская, В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание / В.А. Лабунская. Р-н/Д.: Феникс, 1999. - 608 с.

67. Лакан, Ж. Семинары. Кн.1: Работы Фрейда по технике психоанализа (1953-1954) / Ж. Лакан. -М.: Гнозис-Логос, 1999. 592 с.

68. Лакан, Ж. Функция и поле речи языка в психоанализе / Ж. Лакан. М.: Гнозис-Логос, 1995. - С.73

69. Лапланш, Ж., Понталис, Ж.-Б. Словарь по психоанализу / Ж. Лапланш, Ж.-Б. Понталис. М.: Энциклопедия, 1996. - С. 431

70. Лебон, Г. Психология народов и масс / Г. Лебон. СПб.: Изд. Ф. Павлен-кова, 1986.-329 е.

71. Лейбниц, Г. Сочинения: В 4-х т. Т.2 / Г. Лейбниц. М.: Мысль, 1983. -686 с.

72. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. - 304 е.;

73. Леонтьев, Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах Л. Маслоу / Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии. 1987. - №3. - С. 150-158

74. Лобарёва, Л.А. Жест средство коммуникации // В.М. Шепель, Имидже-логия. Как нравиться людям. - М.: Народное образование, 2002. - 653 с.

75. Лобарева, Л.А. Основы физиогномики // В.М. Шепель Имиджелогия. Как нравиться людям/ М.: Народное образование, 2002. - 653 с.

76. Лобарёва, Л.А. Уроки привлекательности. М.: Мысль, 1995. - 125 с.

77. Логвинова, В. Заметки художника-гримёра: Методическое пособие / В. Логинова. М.: Искусство, 1978. - 188 с.

78. Локк, Д. Сочинения. В 3-х т. Т.1 / Д. Локк. - М.: Мысль. - 1985. - 622 с.

79. Ломброзо, Чезаре Гениальность и помешательство: Пер. с итал. / Ч. Лом-бразо. Ростов на/Д.: Феникс, 1997. - 537 с.

80. Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. М.: Мысль, 1978. - 623 с.

81. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства / Ю.М. Лотман. СПб.: Искусство, 1994. - 412 с.

82. Лук, А.Р. Плутовство в науке и облик ученого / А.Р. Лук // Вестник АН СССР, 1980.-№ 1.-С. 134

83. Малахов, B.C. Идентичность / B.C. Малахов // Новая философская энциклопедия. В 4-х тт. - М., 2001. Т.2. - С.78-79

84. Маркин, В.М. «Я» как личностная характеристика государственного служащего / В.М. Маркин // Сборник научных трудов «Имидж госслужбы». -М., 1996.- 122 с.

85. Марченко, Г.И., Носков И.А. Имидж в политике / Г.И. Марченко, И.А. Носков. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 208 с.

86. Мертон, Р.К. Социальная теория и социальная структура. Глава VI. Социальная структура и аномия / Р.К. Мертон // СОЦИС, 1992. № 2. - 118125 с.

87. Мечников, И.И. Пессимизм и оптимизм / И.И. Мечников. М.: Сов. Россия, 1989.-637 с.

88. Мечников, И.И. Этюды оптимизма / И.И. Мечников. М.: Наука, 1987. -327 с.

89. Мид, Дж. Интернализированные другие и самость / Дж. Мид // Американская социологическая мысль: тексты; под. ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во Междунар. ун-та бизнеса и управления, 1996. - 560 с.

90. Михайлова, Е.В. Самопрезентация / Е.В. Михайлова. Ростов на/Д.: Феникс, 2004.-160 с.

91. Моравиа, Альберто Избранное: В 3 т. / Альберто Моравиа. М.: Терра-Кн.клуб, 2001.-Т.2.-677 с.

92. Мур, Дж. Современнй глоссарий / Дж. Мур // Природа моральной философии. М.: Респ., 2000. - 349 с.

93. Налимов, В.В. Спонтанность сознания / В.В. Налимов. М.: Прогресс, 1989.-760 с.

94. Нефёдова, И. Я и мой имидж / И. Нефёдова. М.: Яуза: ЭКСМО пресс, 1997.-204 с.

95. Никитин, В.Н. Отношения телесности: смыслы, парадоксы, абсурд / В.Н. Никитин. М.: Кошто-Центр, 2006. - 318 с.

96. Новая философская энциклопедия. В 4-х тт. М., 2001. Т.З. - С. 659

97. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. 18-е изд., стереотип. / Под ред. Н.Ю. Шведовой. -М.: Русский язык, 1988. 750 с.

98. Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. А. Ребера. -М.: ИНФРА, М.: Весь мир, 2002.- 370 с.

99. Орлова, JI.B. Азбука моды / Л.В. Орлова. М.: Просвещение, 1989. -176 с.

100. Оссовская, М. Рыцарь и буржуа: исследования по истории морали / М. Оссовская. М.: Прогресс, 1987. - 527 с

101. Панасюк, А.Ю. А что у Вас в подсознании? 12 уроков по психологии проникновения в подсознание собеседника / А.Ю. Панасюк. М.: Дело, 1996.-268 с.

102. Панасюк, А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? / А.Ю. Панасюк М.: Дело, 2001.-239 с

103. Панфёров, В. Восприятие человека в межличностном общении / В. Панфёров // Проблемы психологического воздействия. Иваново, 1978. -С.60-74

104. Панченко, O.A. Справочник парикмахера: коррекция формы лица и головы с помощью причёски / O.A. Панченко. Ростов на/Д.: Феникс, 2007. -318 с.

105. Парыгин, Б.Социальная психология как наука Б. Парыгин. Л.: Лениз-дат, 1967.-262 с

106. Пелих, А., Кизилова, Т., Пронченко, А. Имидж делового человека / А. Пелих, Т. Кизилова, А. Пронченко М.: Прогресс, 1997. - 111 с

107. Переверзев, В.А. Красота лица как её измерить / В.А. Переверзев. Волгоград: Ниж.-Волд. кн. изд-во, 1979. - 176 с.

108. Петрова, Е.А. Одежда + психология / Сёстры Сарины. Кн.1 / Презентация внешности. -М.: Моск.гос.пед.об-во, 1997. 182 с.

109. Пискунова, Т.Н. Условия и факторы формирования позитивного имиджа общеобразовательного учреждения. Автореф. дисс.канд. пихол. наук. -М, 1998

110. Почепцов, Г.Г. Имеджелогия / Г.Г. Почепцов. М.: Рефл-бук, Киев: Вак-лер, 2002. - 698 с.

111. Почепцов, Г. Имидж и выборы /Г.Г. Почепцов. Киев: АДЕФ-Украина, 1977.-136 с.

112. Почепцов, Г. Имидж: от фараонов до президентов / Г.Г. Почепцов. Киев: АДЕФ-Украина, 1997. 328 с.

113. Рейнгардт, Н.В. Социальное и экономическое значение моды / Н.В. Рейн-гардт. М.: Прогресс, 1999. - 127 с.

114. Ремизов, В.А. Имидж и Имиджирование личности / В.А. Ремизов. М.: МГУКИ, 2007.-48 с.

115. Рид, Т. Лекции об изящных искусствах / Т. Рид // Исследование человеческого ума на принципах здравого смысла. Пер. с англ. Д. Петрова под ред. A.B. Говорунова. СПб.: Наука, 2002. - 427 с.

116. Рикер, П. Повествовательная идентичность / П. Рикер // Вопросы философии, 1998.-№7.-С. 3-15.

117. Роджерс, Ф. Дж. Путь успеха: Как работает корпорация / Ф.Дж. Роджерс. Пер с англ. СПб.: Азбука-Терра, 1997.-256 с.

118. Сабения, Р.Б. Самореализация человека в мире / Р.Б. Сабения. Уфа: Гилем, 2006.-140 с.

119. Семёнов, И.Н. Саморегуляция личности как субъекта жизнедеятельности / И.Н. Семёнов // Основы общей и прикладной акмеологии. М.: Наука, 1995.-С. 86-87

120. Семёнова, Л.Н. Технология самопрезентации: учебно-методический комплекс / Л.М. Семёнова: под ред. К.В. Киуру. Челябинск: Сз-во ЮУрГУ. - 2005. - 54 с.

121. Семик, A.A. Психологическая характеристика имиджа сотрудников органов внутренних дел. Автореф. дисс.канд. психол. наук. Рязань, 2000.-С. 20

122. Славский, P.E. Искусство пантомимы / P.E. Славский. М.: Искусство, 1982.-301 с.

123. Спенсер, Кэрол Советы по выбору стиля в одежде, причёске и макияже / Кэрол Спенсер. М.: ЭКМО Пресс, 2000. - 315 с.

124. Сперанский, М.М. Предварительные рассуждения о Просвещении 1810-е гг.// М.М. Корф Жизнь графа Сперанского. Т. 1-2. СПб, 1861.

125. Станцев, С.Н. Формы субъективности в философской культуре XX века / С.Н. Станцев. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000,- 225 с.

126. Старовойтова, О.Э. Тело и закон: монография / О.Э. Старовойтова. -СПб.: СПб гос.университет аэрокосмического приборостроения, 2006. -143 с.

127. Строкова, Н.В. Идентификация как механизм функционирования Мы-концепции малой группы: учебно-методическое пособие / Н.В. Строкова. -М.:МОСУ, 2005.-32 с.

128. Суруладзе, В.Ш. Русская идея и отражение кризиса национальной идентичности в русской национальной философии / В.Ш. Суруладзе. М.: Компания Спутник, 2006. - 68 с.

129. Сушков, И.Р. Психология взаимоотношений И.Р. Сушков. М.: Академия проект. - 1999. - 448 с.

130. Сыромятникова, И.С. История причёски. 3-е изд., перераб. и доп. / Й.С. Сыромятникова. - М.: РИПОЛ классик, 2005. - 288 с

131. Тайна характера. Чтение человека по лицу. Харьков: Фирма «ШВН», 1996.-640 с.

132. Ш.Тернер, Дж. Символ и ритуал / Дж. Тернер. М.: Мысль, 1984. - 277 с.

133. Тимченко, Н.М. Деловое общение как феномен культуры / Н.М. Тимченко: Автореф. дисс.докт.филос. наук. СПб, 2001, 35 с.

134. Тихонов, A.A. Человек как субъект познания: проблемы становления / A.A. Тихонов. Ульяновск: Гос.пед.университет им. И.Н.Ульянова, 2000. - 135 с.

135. Трубина, Е.Г. Идентичность в мире множественности: прозрения Ханы Арендт / Е.Г. Трубина // Вопросы философии. 1998. -№11.- С.30-32

136. Трубина, Е.Г. Персональная идентичность как социально-философская проблема. Автореф. дис.д-ра филос. наук. Екатеринбург, 1996. - 32 с.

137. Уайтсайд, Р. О чём говорят лица: Пособие, как узнать нужного человека / Р. Уайтсайд. СПб. Алтейя, 1996. - 547 с.

138. Фаст, Дж. Язык тела / Дж. Фаст. М.: Вече ACT, 1997. - 157 с.

139. Фёдоров, И.А. Имидж как программирование поведения людей / И.А. Фёдоров. Рязань: Новое время, 1997. - 236 с.

140. Филатов, В.И. Мировоззрение. Бытие. Человек / В.И. Филатов. Омск: ОмГУ, 2002.-111 с.

141. Философская энциклопедия. М.: Панпринт. - 1998. - 785 с.

142. Фрейд, 3. Идентефикация / 3. Фрейд // Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: ГРАНД, 2000. - 345 с.

143. Фромм, Э. Бегство от свободы; Человек для себя / Э. Фромм: пер с англ. Д.Н. Дудинской. Минск: ООО «Попурри», 1998. - 672 с.

144. Хабибуллина, З.Н. Мировоззрение и образ человека / З.Н. Хабибуллина. Уфа: РИО БашГУ, 2006. - 134 с.

145. Хайдеггер, М. Бытие и время М. Хайдеггер. СПб.: Наука, 2002. - 451 с.

146. Халдеева, Н.И. Антропоэстетика. Опыт антропологических исследований / Н.И. Халдеева. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2004. -343 с.

147. Хамитов, Н. Философия человека: от метафизики к метаантропологии / Н. Хамитов. Киев: Ника-Центр, Москва: Институт общегуманитарный исследований, 2002. - 334 с.

148. Хигер, Б.Ю. Физиогномика / Б.Ю. Хигер. М.: ACT: Астрель: Хранитель, 2007. - 634 с.

149. Хованов, A.B. Решение проблем корпоративного имиджа в условиях российских реформ. Автореф. дис. канд. полит, наук. - Н.Новгород. -2000.-18 с.

150. Хьелл, X., Зинглер, Д. Теории личности / X. Хьелл, Д. Зинглер. СПб.: Питер, 1997. - 606 с.

151. Циганенко, Г.П. Этимологический словарь русского языка / Г.П. Цига-ненко. Киев: Пресс, 1970. - 565 с.

152. Черемушникова, И.К. Феномен имиджа: социально-философский анализ / И.К. Черемушникова: Автореф. дисс.канд. филос. наук. Волгоград, 2002.-24 с.

153. Черняева, Г.В. Презентация личности / Г.В. Черняева. М.: МАКС Пресс, 2002.-106 с.

154. Честара, Дж. Деловой этикет / Честара Дж. М.: Гранд, 1997. - 334 с.

155. Шафоростов, А.И. Самоидентификация личности / А.И. Шафоростов. -Иркутск: Изд-во Иркут.гос.техн ун-та, 2004. 186 с

156. Шепель, В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния. М.: ЮНИТИ. -1994.-320 с.

157. Шибанова, Е.К. Кинесика: учеб. пособие / Е.К. Шибанова. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. - 160

158. Школьников, С.П. Причёски, головные уборы и украшения для сцены / С.П. Школьников. Минск, Неман, 1975. - 278 с.

159. Шостром, Э. Анти-Карнеги. Минск: Попурри, 2004. - 400 с.

160. Щёголев, Илья Тайны лица: достижения, потенция, характер. / Илья Щёголев. М.: Питер, 2007. - 156 с.

161. Щёголев, Илья Тайный язык тела: внешность, рисунок, жесты, речь. / Илья Щёголев. М.: Питер, 2007. - 156 с.

162. Щютц, А. Формирование понятия и теории в общественных науках / А. Щютц // Американская социологическая мысль /Под ред. В.И. Добрень-кова. М.: МГУ, 1994. - 496 с.

163. Эпштейн, М.Н. Философия тела / М. Эпштейн // Тело свободы / Г. Туль-чинский. СПб.: Алтейя, 2006. - 431 с.

164. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. М.: Прогресс, 1996.-340 с.

165. Юм, Д. Сочинения в 2-х т. / Д. Юм. М.: Мысль, 1965. - Т. I. - 847 с.

166. Юнг, К. Психология бессознательного / К. Юнг. М.: ACT Канон, 1998. -397 с.

167. Юнг, К. Психологические типы / К. Юнг. М.: Универсальная книга, 1998.-720 с.

168. Ягер, Дж. Деловой этикет / Дж. Ягер. М.: Универсальная книга, 1998. -286 с

169. Ярёменко, С.Н. Внешность человека в культуре / С.Н. Ярёменко. Р-н/Д.: Изд. центр ДГТУ, 1997. - 172 с.

170. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М.: Политиздат, 1991.-527 с.

171. Bern S.L.The lenses of gender transforming the debate on sexual inequality. Neu Haven and London: Yale University Press, 1993

172. Cooley Ch.,1956, Part II. P. 168

173. Mead G.II. Mind,self and Sosiety. Chicago: Univ. of Press. - 765 p.

174. Tajfel H., Turner J.C. The social identity theory of intergroup behavior // Psychology of intergroup relation.Chicago: Nelson-Holl. 1986. - P. 7-24

175. Klukhohn C. Theoretical Bases for an Empirical Method of Studying the Acquisition of Culture by Individuals // Man. 1939. V. 39. 234 p.

176. Herskovitz M.J. Man and His Works: The Science of Cultural Anthropology. N.Y., 1948.-312 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.