Феномен имиджа: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Черемушникова, Ирина Кабдрахимовна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 147
Оглавление диссертации кандидат философских наук Черемушникова, Ирина Кабдрахимовна
ВведениеЗ
Глава I. СТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ИМИДЖ» В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
1.1. Генезфилой концепции имиджа
1.2. Концептуальное оформление теории имиджа
Глава И. ИМИДЖ В СИСТЕМЕ КАТЕГОРИЙ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
11.1. Социальные параметры имиджа
11.2. Современный человек какбъект и объект имиджа
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Культура личности художника в условиях тоталитарного общества: На примере жизни и творчества Рашита Вагапова2005 год, кандидат философских наук Фаттахов, Рифат Ахметович
Имидж в смысловом пространстве культуры2011 год, доктор философских наук Черёмушникова, Ирина Кабдрахимовна
Философско-антропологические измерения индивидуального имиджа2007 год, кандидат философских наук Некрасова, Ульяна Сергеевна
Имидж как социально-коммуникативный феномен2011 год, кандидат философских наук Эрдынеев, Бато Юрьевич
Методологические аспекты изучения глобализационных процессов2008 год, кандидат философских наук Сарайкина, Галина Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен имиджа: социально-философский анализ»
Актуальность темы исследования. Одним из путей, ведущих к формированию новой парадигмы, является введение в социально-философский оборот новых категорий, которые не присутствовали в структуре философского дискурса предшествующей эпохи, но были укоренены в пространстве обыденной жизни. Именно к таким категориям, по мнению автора, относится имидж (от лат.imago - образ, от англ. image -образ). В социально - философской литературе имидж не эксплицируется в качестве строгой категории, а выступает как сопутствующее понятие при изучении других социокультурных явлений, его роль и место в социальной практике продолжает оставаться невыясненной.
Новая экономическая и социально-политическая ситуация постиндустриальной России повлекла за собой большие изменения как в жизни социальных групп, так и в жизни отдельно взятого человека. Поворот к личности как центру системы предопределил рост значимости каждой человеческой индивидуальности, коренным образом изменил требования к ней. Особенности человека, его способности, профессиональная подготовка, широкая образованность, восприимчивость к нововведениям, готовность к творческому поиску приобретают ярко выраженную социальную значимость.
Необходимость формирования нового стиля социального поведения, отвечающего задачам современного этапа развития общества, ведет к актуализации проблем, связанных с феноменом имиджа, вызывает настоятельную потребность в изучении механизмов его возникновения и создания. В ответ на социальный заказ общества появляются новые отрасли практического знания, одной из которых является имиджелогия. К настоящему моменту в области практики имиджа накоплен огромный эмпирический опыт, который нуждается в философской рефлексии.
Наметившийся разрыв между конкретно - практическими разработками и отсутствием их методолого-мировоззренческого обоснования затрудняет постановку и решение практических задач. Кроме того, до конца не преодолен этап механического заимствования опыта западных стран, что часто оказывается неэффективным.
Неизученность феномена имиджа с одной стороны, и острая практическая потребность с другой стороны, побудила автора предпринять данное исследование.
Степень разработанности проблемы. Понятие «имидж» получило широкое использование и приложение в самых разных областях знания. По объему и содержанию оно стало междисциплинарным, формировалось в категориальном поле многих наук и интерпретировалось в соответствии с их особенностями, целями и задачами. Поливариантность в его трактовке делает проблему дефиниции чрезвычайно сложной. В настоящее время наметилось несколько наиболее распространенных установок в отношении к нему.
Во-первых, имидж часто отождествляется лишь с внешними характеристиками и с такими понятиями обыденной жизни как «стиль» и «мода». Во-вторых, имидж воспринимается только как феномен культуры XX века. Это объясняется тем, что как отдельное социокультурное явление он начал осознаваться именно в рамках культуры модернизма и постмодернизма. В-третьих, понятие имиджа чаще всего рассматривается через призму политических процессов, что в полной мере не отражает его роли в жизни социума
Несмотря на то, что понятие имиджа в современном понимании слова сложилось лишь в первой трети XX века в связи с возникновением теории паблик рилейшнз (С. Блэк), история формирования представлений об этом явлении имеет мощную интеллектуальную традицию. Проблемы имиджа не являлись предметом специального исследования в предыдущие эпохи, однако в силу своей мировоззренческой и практической значимости они не могли не быть так или иначе затронутыми.
Так некоторые теоретические и методологические подходы к рассмотрению феномена имиджа в латентной форме были заложены уже в трудах античных философов (Сократ, Платон, Аристотель), мыслителей средневековья (Св. Августин, Ф. Аквинский, И.Дамаскин) и Возрождения (М. Финчио, Пико делла Мирандола, JI. Валла). Они раскрываются в контексте более общих вопросов: взаимосвязь души и тела, чувственное восприятие, отношения человека и общества, красота и гармония.
В период нового времени в философии постепенно формируется исследовательское пространство, четко ориентированное на изучение социальных форм жизни (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Де Лабрюйер, И. Кант, А. Шопенгауэр, Г.Ф. Гегель). Вместе с пониманием социальной значимости имиджа предпринимаются первые попытки философского осмысления его природы.
С начала XX века научные представления о процессах, связанных с возникновением и формированием имиджа складывались главным образом в категориальном поле двух наук: психологии и социологии. Представители этих наук создали большое количество фундаментальных теорий, оказавших огромное влияние на формирование основ современной теории имиджа.
Открытие «бессознательного» (3. Фрейд), «коллективного бессознательного» и «архетипов» (К. Юнг), осмысление социокультурных и этносоциальных феноменов в жизни больших сообществ людей (Г. Лебон) привело к пониманию механизмов формирования образов, возникающих в индивидуальном и массовом сознании.
Представители бихевиористского направления (Дж. Б. Уотсон, Б.Э. Торндайк, Э.Толмен, Т.Халл, Б.Скиннер) рассмотрели, как в процессе социального взаимодействия через подражание (Г.Тард) усваивается социальный опыт, формируются привычки, навыки общения, впечатления, вкусы.
Создание теории социальных ролей (Дж. Г. Мид, Т. Парсонс, Э. Фромм) и теории социальной стратификации (М. Вебер, П. Сорокин) ввело в поле социально- философского знания такие понятия, как социальный статус, образ жизни, социальные почести и привилегии, а также представление о процессах адаптации, идентификации и социализации личности. Это позволило раскрыть новые грани в понимании генезиса имиджа.
Обоснование понятия «полезности» (В. Парето) как одного из самых значимых в процессе социализации и разработка проблемы человеческих потребностей (А. Маслоу) выделили и рассмотрели явления, детерминирующие возникновение имиджа. К ним относятся потребность в одобрении и принадлежности, потребность в самовыражении, самоактуализации, в завоевании статуса и престижа.
Решая свои задачи, ученые фактически обращаются к феномену имиджа, хотя само понятие в их теориях продолжает оставаться неотрефлексированным и не эксплицируется как самостоятельное.
Современный этап изучения имиджа связан с обобщением опыта предвыборных технологий и процессом институционального оформления феномена имиджа в западных странах. К настоящему моменту в области практики имиджа создано большое количество работ узкоспециализированной направленности (М. Спиллейн, JI. Браун, К. Спенсер, П. Берд, Дж. Нестара), которые носят экспертно - прикладной характер и не выходят на уровень теоретических обобщений. Западная традиция изучения феномена имиджа не рассматривает социально-философские аспекты его функционирования в обществе.
Отечественные разработки в области имиджа несколько запоздали по сравнению с Европой и Америкой. На состояние теоретической и практической разработанности проблемы оказало влияние отсутствие выраженного социального заказа. Исследования были вытеснены в область психологии, этики, эстетики. В рамках фундаментальной отечественной психологии в эти годы была детально разработана проблема восприятия и оценки человека человеком. (JI.C. Выготский, А.А. Леонтьев, А.А. Бодалев,
A.А. Венгер, П.М. Якобсон). Эстетические аспекты данной проблемы представлены работами И.С. Кона, А.Ф. Лосева, А.А. Гусейнова, Ю.М. Лотмана. Современное отечественное гуманитарное знание не осталось индифферентным к проблемам имиджа, но исследования в этой области носят фрагментарный и несистематический характер (Е. Доценко, А. Максимова, Е. Егорова-Гантман, Е Абашкина, Л. Гозман). Предметом изучения является не имидж как целостное явление, а его отдельные составляющие.
Нельзя не отметить две особенности современных исследований: во-первых, существенная доля работ касается политических аспектов жизни общества, что не охватывает всех проблем теории и практики имиджа; во-вторых, они носят узконаправленный прикладной характер. Большая часть существующих работ должна быть оценена как теории среднего уровня, в которых заметна существенная диспропорция между теоретическими и прикладными исследованиями.
В отдельную группу можно выделить немногих авторов, которые работают в области теории имиджа. Среди них наиболее известны работы
B.М. Шепеля, Г.Г. Почепцова, А.Ю. Панасюка, И.А. Федорова. Однако и они не могут претендовать на то, чтобы быть названными фундаментальными теориями. Сказанное в полной мере относится и к диссертациям последних лет (Н.М. Тимченко, А.В. Хаванов, Н.В. Трошина, О.П. Березкина).
Таким образом, анализ литературы свидетельствует о том, что, несмотря на большое количество работ по данной тематике, теория имиджа пока не получила должного развития. Дальнейшее изучение и осмысление этой проблемы возможно только в контексте социально- философского анализа.
Целью исследования является рассмотрение имиджа как социокультурного феномена, теоретическое обобщение философского материала по проблемам имиджа. Цель достигается через решение следующих задач:
• проанализировать с позиций социальной философии понятие имидж;
• проследить генезис философских представлений об имидже;
• показать присутствие феномена имиджа в социальной парадигме и социальной практике на всех этапах развития общества;
• раскрыть объективно - субъективные закономерности существования имиджа;
• осуществить теоретический анализ современного состояния проблемы;
• выявить роль и место имиджа в ряду других социокультурных явлений, определить его структурные элементы и функции в современном обществе;
• сформулировать некоторые прогностические положения относительно дальнейшего развития имиджелогии;
• разработать научно-практические рекомендации по созданию имиджа.
Объектом исследования является имидж как социокультурное явление.
Предметом исследования является роль и место феномена имиджа в социальной парадигме и социальной практике на всех этапах развития общества, а также анализ философских концепций, раскрывающих основные подходы к рассмотрению этого феномена.
Методологической базой данного исследования являются труды классиков мировой философии, работы современных западных и отечественных исследователей в области социологии, психологии, культурологии, антропологии, связанных с раскрытием различных аспектов феномена имиджа. Эмпирической базой исследования являются материалы публицистики и периодической печати, которые, не претендуя на философское обобщение, отражают современное состояние проблемы и ее актуальность.
Методология исследования основана на историческом и диалектическом подходах к анализу социокультурных явлений, применялись методы структурно-функционального, системного и сравнительного анализа. Характер работы обусловил необходимость междисциплинарного подхода, позволяющего исследовать проблему комплексно, а также использование ретро-альтернативного подхода методологии постмодернизма.
Научная новизна работы определяется содержанием авторского подхода к рассмотрению имиджа как социокультурного феномена, как способа бытия и социальной жизнедеятельности людей. В работе впервые поставлен вопрос о необходимости формирования теории имиджа и ее философско-методологической базы. С этой целью проведен анализ философских концепций; исследована роль и место имиджа в ряду других явлений общественной жизни; обоснованы объективно-субъективные закономерности его существования.
В результате исследования диссертант пришел к ряду выводов, которые сформулированы в основных положениях, выносимых на защиту:
• феномен имиджа является имманентным свойством социального бытия, как в процессе филогенеза, так и онтогенеза;
• имидж является знаково-символической (семиотической) системой, в которой отражается вся совокупность отношений в обществе, а также особенности отдельно взятого индивида;
• объективно-субъективные закономерности существования имиджа проистекают из двойственной биосоциальной природы человека;
• имиджи возникают в процессе социального взаимодействия независимо от желания и воли человека;
• возникновение имиджа детерминируется социальной стратификацией, стремлением человека к самоидентификации и социальной адаптации; имидж является инструментом преобразования этих явлений в реалии обыденной жизни;
• с момента осознания роли имиджа, как на уровне социума, так и на уровне индивида, его создание становится планируемым процессом, а сам имидж используется как средство для достижения целей;
• имидж является аксиологической системой, играет роль транслятора социально значимой информации;
Научно-практическая значимость работы. Результаты данного исследования могут быть использованы как методологические принципы для дальнейших исследований в области теории и практики имиджа. Материалы и выводы могут быть привлечены как фактологическая и методическая база при создании учебных курсов социальной направленности, а также при разработке методик в области имиджконсалтинга.
Апробация работы: Конкретные научно-практические выводы и положения нашли свое воплощение в создании авторского спецкурса «Стратегия формирования имиджа делового человека». Материалы исследования отражены в научных публикациях, а также обсуждались на ряде научных конференций: II Всероссийская научная конференция «Медико-биологические, культурологические аспекты адаптации зарубежных студентов» (Волгоград 2001), Региональная научно-практическая конференция «Проблемы гуманитарного образования в высшей школе» (Волгоград 2001), Научная конференция «Диалог и культура современного общества» (Волгоград 2001).
Структура работы подчинена решению основных целей и задач данного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Мировоззренческие истоки современного массового исторического сознания: Социально-философский анализ2006 год, кандидат философских наук Лыскова, Марина Ивановна
Познавательные отношения "человек-мир" в искусстве и их специфика в сфере художественной литературы2000 год, кандидат философских наук Кудряшова, Татьяна Борисовна
Социально-философские проблемы исследования внешних (межсоциетарных) отношений2000 год, кандидат философских наук Ковалев, Виктор Андреевич
Формирование имиджа специалиста социально-культурной сферы в системе повышения квалификации2003 год, кандидат педагогических наук Попова, Лариса Геннадьевна
Формирование имиджа российской фирмы: Экономический аспект2001 год, кандидат экономических наук Андерс, Наталья Владимировна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Черемушникова, Ирина Кабдрахимовна
Социально философский анализ, предпринятый в данной работе, показал, что в современном гуманитарном знании существует многообразие подходов к изучению феномена имиджа. Это связано, как с возрастающей заинтерерованностью исследователей данной проблемой, что обусловлено общей логикой развития изучения человека, так и с характером современных социальных процессов.Рассмотрение имиджа как многообразного и сложного явления позволяет отнести его к ценностно-значимым характеристикам социального бытия. В смене типических имиджей отражается смена цивилизационных парадигм, рефлексируется целая эпоха. Феномен имиджа позволяет проследить связь экономических, социальных и культурных параметров через сущностные характеристики индивида.Имидж является той частью духовной и материальной культуры, которая совокупно отражает достижения человека на определенном этапе развития.Имидж может быть представлен как аксиологическая и семиотическая система, отражающая нормы, характерные для отдельных групп и общества в целом.Имидж можно рассматривать не только как явление, но и как процесс адаптации и социализации, в ходе которого происходит усвоение социально значимой информации и соответствующей социальной роли через обретение адекватного имиджа. Имидж является способом коммуникации и способом удовлетворения таких основополагающих человеческих потребностей, как потребность в принадлежности и любви, в признании и одобрении, в самореализации и самоактуализации. Он же в закодированном виде транслирует социально значимую информацию от одного поколения к другому, чем обеспечивает стабильное существование социума во времени.В заключение хотелось бы высказать некоторые прогностические положения относительно дальнейшего развития имиджелогии и существования феномена имиджа в социокультурной практике общества. Р. Линтон предсказывал появление комплексной всеохватывающей науки о человеке и его поведении, которая будет синтезировать все достижения социологии, психологии, антропологии и других наук. Индивиды, культуры и общества представляют собой конфигурации, образующие единое целое, которое само по себе важнее, глубже и интереснее его отдельных составляющих.Происходящий сейчас процесс смены парадигм ведет поиск научных путей и подходов, которые позволят рассматривать человека как единое целое во всех его проявлениях. Имиджелогия, конечно же, не может претендовать на роль такой всеобъемлющей науки, однако она стоит на пути целостного восприятия в изучении человека и общества, вводит в научный оборот новый феномен, который является всеобъемлющей имманентной характеристикой социума. Возникнув, как прикладная отрасль знания в ответ на социальный заказ общества, имиджелогия и в дальнейшем будет оставаться тесно связанной с практикой. Однако ее эволюция в сторону теоретического знания и обретения философское обоснования будет продолжаться, что, в сврю очередь, поможет решению вновь возникающих практических задач.Дальнейшая роль имиджа в системе общественных связей представляется автору исследования следующим образом. В обществе будут развиваться две противоположные диалектически связанные тенденции. Первая тенденция направлена на дальнейшее подчинение «естественного» в человеке его социальному началу, так как принадлежность к сообществу всегда означает отказ от личной свободы. Эта тенденция будет вести к дальнейшей формализации социального поведения человека, к унификации и «усреднению» человеческого индивида.Другая тенденция связана с возрастанием значимости и ценности индивидуального начала в жизни общества, с повышением внимания к всевозможным проявлениям творчества индивида. Взаимовлияние этих противоположных, но не взаимоисключающих тенденций, должно привести к появлению таких сообществ, которые будут побуждать своих членов проявлять индивидуальность в социально приемлемых вариантах.Две главные составляющие имиджа - «типическое» и «индивидуальное» - будут продолжать сосуществовать примерно в равном соотношении. «Типическое» в имидже отражает, насколько индивид воспринял и усвоил существующие нормы. «Индивидуальное» оставляет простор для выражения его особенностей, в соответствии с его характером, темпераментом, эстетическими наклонностями, вкусами и привычками.Современный этап развития российского общества характеризуется ростом социальной, экономической и политической активности, когда ключевым словом становится «конкуренция». Несмотря на пережитые потрясения переходного периода, возрастает число людей готовых вступить в конкурентную борьбу, которая требует внимания к деловым качествам, повышает значение имиджевых характеристик, формирует идеологию индивидуализма.Отвлекаясь от крайних проявлений индивидуализма, нужно признать появление этой идеологии своевременной и прогрессивной на данном этапе. В то же время хочется надеяться, что в погоне за прибылью, обществу удастся сохранить укорененность моральных норм, а имидж избежит участи превращения в пустой знак, фантом, и будет отражать каК естественные, так и благоприобретенные качества личности.' Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: В 3-х. т., Т. 1. - М.. «Республика», 1993. - 86 •* Быховская И.М. Homo somaticus: аксиология человеческого тела. - М.: Эдиториал УРСС, 2000.' Кон И.С. Битва за штаны: этикет, мода, политика, идеология. // Человек, 2001, №5,- 64 •* Фукс Э. Указ. соч. - 50.з.Комиссаржевский Ф. Ф. Костюм - СПб.:»Печатныи труд, 1911. - 7.б.Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. Социологический очерк. -М.: Механик, 1997. - С,-134.Т.Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. - Минск: Попурри, 1999 - 203
8,Макиавелли Н. История Флоренции. - Д., 1973. - 218 З.Платон. Протагор.// Платон. Собр. соч.: В 4-х т. Т.2. - 246 - 247 Ю.Платон Пир.\\ Платон. Собр. соч.: В 4-х т. Т.2. - 140-141 П.Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Изд-во полит, литературы, 1992. - 304 и.Кулик Черный феникс. Африкансюю сафари. - М.: Мысль, 1998. - 512 п.Матье М. Е. Искусство древнего Египта - М.: Искусство, 1970. - 51.И.Мифы народов мира .: В 2-х т. - М.: Советская энциклопедия, 1987, Т. 1. - 420 isJIoccB А.Ф., Тахо-Годи А.А., Платон и Аристотель. - М., 1999. - 190
1б.Шатон. // Платон. Собр. соч.: В 4-х т. Т.2. - 516 п.Транквил Гай Светский. Жизнь 12-ти Цезарей. - М.: Худож. л-ра., 1990. - 23
18.Аристотель. Политик.// Аристотель. Собр. Соч..: В 4-х т. Т. 4.- 384.19.Шитон. Собр. Соч.; В 4-х т. - Т . 4. - 108.гоПлатон. Собр. Соч.: В 4-хт. - Т . 2. - С . 114.21.ПД2Т0Н. Пир.//Платон. Собр. Соч.:В 4-хт. Т . 2 . - С . 140.22.Аристотель. Метафизика. // Аристотель. Собр. Соч.: В 4-х т. Т. 1. - 371.зз.Там же, 373.24.Платон. //Платон. Собр. Соч.: В 4-хт. Т. 4 . - С . 383.25.Тамже, 391.2б.Тамже, 465.27.Там же, 490.28.Шатон. //Платон. Собр. Соч.: В 4-хт. Т. 2. - С . 25.29.Тамже, 22.зо.Там же, 23 - 27.31.История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: В 5-тит. - М.: Изд-во АХ СССР, 1962. Т.1.- зг.Тамже, 190-195.зз.Платон. Теэтет, // Платон. Собр. Соч.: В 4-х т. Т. 2. - 274.34.Аристотель. Собр. соч.: В 4-хт. Т. 2. - 362.ззТам же, 362 ЗбПлатон. Собр. соч.: В 4-хт. Т. 4 . - С . 543.37.Аристотель. Собр. соч.: В 4-х т. Т. 1.- 65.38.Аристотель. Собр. соч.: В 4-хт. Т. 2 - 312.39Рассел Б. История западной философии.: В2-х т.-Новосибирск: Изд. Новосибирского ун-та,1994.-Т. 1. -
40.Платон. Собр. соч.: В 4-х т. Т.2. - 274.41.История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли.; В 5-тн т. - М.: Изд. АХ СССР, 1962. Т. I - 190-195.42.Аристотель. Собр. соч.: В 4-х т. Т. 1.- 339.43.Аристотель. Собр. соч.: В 4-х т. Т. 4 - 127.44.Аристотеяь.Собр. соч.: В 4-хт. Т. 4. С- 308.45.Платон. Собр. соч. : В 4-х т. Т. 4. - 107 -108.4б.Словарь анти«шостн.Пер. с нем.-М.: Эллис Лак; Прогресс,1993. - 243. 47.БИЦИЛЛИ П.М. Элементы средневековой культуры.- СПб.: Мирфил, 1995. - 55-57.48.Фром.м Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс, 1995. - 44.49.Сванидзе А. А. Возникновение и рост средневековых городов. // История средних веков. - М.: И,1д-во московского jTutEepcuTera, 1998. - 201.50. Ар.чив Маркса и Энгельса. Т.2. - 111.зкФзтсс Э. Указ. соч. Т.1. - 56-58.я.Оссовская М. Рыцарь и буржуа. - М.: Прогресс, 1987. - 84.531Сардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. - М.: Прогресс, 1987. - 24.54.Дюби Ж. К>'ртуазная любовь и перемены в положении женщины во Франции XIII в. // Одиссей. Человек в истории, 1990. - М.: Наука, 1990. - 95.55.БИЦИЛЛИ П.М. Указ. соч. - 24-25 Зб.Гуссейнов А.А., ИррлитцГ. Краткая история этики. - М.: Мысль, 1987. - 543.57.Па.мятники мировой эстетической мыс.™.: В 2-х т. - М . : Изд. АХ СССР, 1962.Т.1 - С . 261.58Ла\сятники мировой эстетической мысли.: В 2-х т. - М.: Изд. АХ СССР, 1962. Т. 1. - 261-262.59.Там же, - 276.бО.Там же, - 265.61.Тамже,-С. 288-290.б2.Там же, - 290.бзИоанн Дамаскин. Поли. Собр. Соч.-СПб, 1913, Т .1 . -С. 366.б4.Б>рк.\ардт Я. Культура Италии в Эпох '^ Возрождения. - СПб., 1905, Т.1. - 157.б5.Бицш1ли П.М. Указ. соч. - 129.бб.Фромм 3. Бегство от свободы. -М. : Прогресс, 1995.67.Буркхардт я . Указ. соч. - с . 159.68Рабле Ф. Гарганпоа и Пантагрюэль.-М.: ГосПолитиздат. 1961.-С. 181.69Лоренцо Валла. О наслаждении // Памятники мировой эстетической мысли.: В 2-х т. - М.: Издательство АХ СССР, 1962. Т.1. - 488-490.70Лоренцо Валла. Указ. соч. - 492.71.Марсилио Финчио. Комментарий на «Пир» Платона // Памятники мировой эстетической мысли.: В 2-х т. - М.: Издательство АХ СССР, 1962. Т.1. - 500.72.Марсилио Финчио. Указ. соч. - 503 ТЗЛпьберти Леон-Батгиста. Десять книг о зодчестве. - М: 1935, Т. 1.-С. 29-30.74Лико делла Мирандола Речь о достоинстве человека.// Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. - М., 1991. - 221.75.НИКОЛО Макиавелли. История Флоренции. - Д.: 1973. - С 399.76.Берлин И. Оригинальность Макиавелли // Человек. 2001, №5. -С. 766.77.Маккаи Л. Мир Ренессанса.- Будапешт: «Корвина», 1980.-С. 127.78.Макиавелли Н. Государь. - М.: Планета, 1990. - 52.79.Тамже.-С. 53.вО.Субботин А.Л. Фрэнсис Бэкон и принципы его философии // Ф. Бэкон. Собр соч.: В 2-х т. - М.: Мысль, 1978.-Т.1.-С.44
81.БэконФ. Собр соч.:В2-хт. -М. : Мысль, 1978.Т.1.-С.412-413.82.Тамже. - 242.83.Там же. - 264.84.БЭКОН Ф. Собр соч.: В 2-х т. - М.: Мысль, 1978.- Т.2. - 364.взКаиг И. Собр соч.: В 6-и т. - М.: Мысль,1963-1966. - Т,2.-С.389, Т.5- 238.вб.Кант И. Указ соч.-Т4(2). - 384-388.87.Кант И. Указ соч -Т.5.- 310-311.88.Кант И. Указ соч.-Т4(2). - 417.89.Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 118,
90.Там же. - С 53-57.91.Тамже.-С 177-178.92.Тамже.-С181.93.Салтков-Щедрин М. Е. Избранные сочинения.- М.: Художественная литература, 1989. - 264-
94.Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1991 - С 154.95.Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. -Минск: Попурри, 1999. - 37.96.Тамже.-С241.97.Гегель Г. Ф. Собр. Соч.: В 2-х т. - М.: Мысль, 1977. - Т. 2. - 280 - 287.98.Кирсакова.Р. М. Костюм в русской художественной культуре. -М.: Большая российская энциклопедия, 1995. - С . 269.99.МОЭМ С, Собр. Соч.: в 8-и т. - М.:ЭКСМО-ПРЕСС, 1999. -Т. &,- 302.ЮО.Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 234.101.Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой. // Избранное. - Лондон, 1969. - 285.102.ЮНГ К. Психология бессознательного.- М.: ACT Канон, 1998. - 395 с.ЮЗ.Фромм Э. Бегство от свободы,-М.: Прогресс, 1995.-С. 113-115.104,Маслоу А,Г, Мотивация и личность, - СПб: Евразия, 1999,- С, 72, 105.Тамже.-С. 89.Юб.Там же, - 254, 107.Фромм Э. Бегство от свободы, - М,: Прогресс, 1995, - С, 230-231, 108.Тамже,-С,122, 109,Вебер М, Основные понятия стратификации // Социологические исследования, 1994, №5, - С, 110,Фромм Э, Иметь или быть, (Пер, с англ.) - М.: Прогресс, 1986.- 238.Ш.Фрейд, 3. Психоанализ, Религия, Культура,-М: Ренессанс, 1992,-С, 289, 112.Налчаджян А. Этнопсихологическая самозащита и агрессия,-Ереван; «Огебаю>,2000,- С, 176-178, 10.Шульц Д, П,, Шульц С, Э, История современной психологии, - СПб,: Евразия, 1998, - -С, 311-
316,318-324, 1 М.Линтон p. Личность, культура и общество.// Личность. Культура. Общество. 2001. T.III. Вып. 7. - 68-87.115.Бодрийяр Ж. Соблазн.- Екатеринбург: «Уральский рабочий», 2000. - 17.ПбПочепцов Г.Г. Имиджеология. -М.: Рефя-бук. 2000. - С . 546.1 П.Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. - Л.: Лениздат, 1991. - 708с.1 и.Почепцов Г.Г. Имиджелогия. - М. Рефл-бук: Ваклер, 2002 - 20.119.Берд П. Продай себя. Тактика совершенствования своего имиджа. - Минск, 1997. - 12.120.Спш1лейн М. Создайте свой имидж. -М. : Олма-пресс, 1996, 13.121.Браун Л. Имидж - путь к успеху. - СПб: Питер , 1996. - 9 - 12.122.Ягер Дж. Деловой этикет. -М.: Джон уайли энд Санз, 1994. - 28.123 Честара Дж. Деловой этикет. Паблик рилейшнз. - М.: Издательско-торговый дом «Гранд», 1997. • С . 9-11.:24.Шепель В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния. - М.: ЮНИТИ, 1994.- с. 230, 302-304.125 Почепцов Г.Г.Имиджелогия.- М.: Рефл-Бук: Ваклер, 2000.- 11, 17,18.126.Панасюк Ю.В. Вам нужен имиджмейкер? - М., 1998. - 9, 93.127 Гринберг Т. Политическая реклама: портрет лидера. - М., 1995. - 15.128.Пелих А., Кизилова Т., Пронченко А. Имидж делового человека. - М., 1997. - 3.129.Гуревич Г. Приключения имиджа: типология телевизионного образа и типология его восприятия. - М.: Искусство, 1984. - 6.130.Марченко Г.И.. Носков И.А. Имидж в политике.- М.: Владос, 1997. - 22-24.131.Федоркина А.П., Ромашкина Р.Ф. Проблемы имиджа в контексте социального психоанализа.// Сб. науч. тр. «Имидж госслужбы» - М., 1998. - с. 84.132.Маркин В.М. «Я» как личностная характеристика государственного служащего.//Сб. науч. тр.«Имидж госслужбы» - М., 1996. - 122.133.Федоров И.А. Имидж как программирование поведения людей. - Рязань: ТОО «Новое время», 1997.-С. 236 134 Там ж е . - С Ю 135.Ха8анов А.В. Решение проблем корпоративного имиджа // Автореф. дисс. канд. полит, наук.-
Новгород, 2000. - 5 Пб.Марченко Г.И., Носков А. Имидж в политике.- М.: Владос, 1997. - 16.137.Федоров И.А. Имидж как программирование поведения людей. - Рязань: ТОО «Новое время», 1997.-С. 11 135.Бодалев Д.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: МГУ, 1982. - J98 с.139.Козлов И.И. Визуальное мышление: эпистемологическоие и эстетические смыслы // Автореф.дисс.канд. философ, наук. - М., 2001., Колосов А.В. Визуальные образы в средствах массовой информации // Автореф. дисс. канд. философ, наук. - М., 2000 140.КОЗЛОЕ И.И. Визуальное мышление: эпистемологические и эстетические смыслы. // Автореф.дисс.канд. философ, наук. - М., 2001.-С.З. 141.Немов P.P. Общие основы психологии. - М.: Просвещение, «Владос», 1994. - 494-495.142.Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982. - С . 41.143.Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ,1982. - 56.144.«Жизнь в свете, дома и при дворе». - СПб.: «Интербую>, 1990. - 34. 145.Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? - М.: 1998. - 19-55, 87.14б.Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - Минск: Попурри, 1999. - 538 147.Там же. - 362.148 Ракитянский Н.М. Россия и вызовы глобализации.// Социологические исследования. 2002. №4.- 60-65.149.Фромм Э. Бегство от свободы.-М.: Прогресс, 1995.-С. 113-115.150.Стародумова Е.В. Современный костюм как социокультурный код времени // Личность.Культура. Общество, 2001. - Т. 1. Вып. 7. - 229-230.151.Шостром Э. Анти-Карнеги. - Минск: Попурри, 1996. - 548.152.Почепцов Г.Г. Указ. соч. - 548.153,Хаванов А.В. Указ. соч. - 8-9.154,Легчилин В.В. Политология. - М.: НЭП, 1997- 60.155.Егорова-Гантман Е.В., Плашаков К.В. Политическая реклама. - М., 1999.- 5.156.Лебон Г. Психология народов и масс- СПб., 1896., Вебер М. Избранное. Образование общества. •М. : Юрист, 1994.157.Трошина Н.В. Факты имиджа в Российском электоральном процессе. //Автореф. дисс. канд.полит, наук.- Саратов, 2001. - 5.158.Белановский А. Метод фокус-групп. - М.: Магистр, 1996. - 42.159.Викентьев В. Приемы рекламы и public relations. - СПб, 1995. - 12.160.иличева О.В. Личность и миф: становление мифологической компоненты сознания современной личности // Автореф. дисс. канд. философ, наук.- Волгоград, 2001. - 7.161.Почепцов ГГ. Указ. соч. - 172-173.162Сосланд А. Путин: разгадка секрета // Логос, 2000, №2. - 22 - 27.163.Панасюк А.Ю. Указ. соч. - 124-125.164.Кант И. Указ. Соч.-Т.5. 236.165.Кокорева Л.В. Российская мода в одежде: состояние и тенденции развития // Автореф. дисс.канд. соц. наук.- Екатеринбург, 2001. - 5.166.Христель Б. Какой цвет вам к лицу.- М.: Кристина и К., 1993. - 128 с . Спенсер К. Выбери свой стиль. - М.: Эксмо-пресс, 2000. - 158 с.167.Аллан Пиз. Язык телодвижений.- М.: Ай -Кью, 1995. - 6.168.Анурин В.Ф. Постиндустриальное и / или коммунистическое общество // Социологические исследования. 1999. №7.-С. 30.169 Почепцов Г.Г. Имиджеология М.: Рефл-бук;Ваклер, 2000. - 23.ПО.Бодрийяр Ж. Соблазн. Екатеринбург: «Уральский рабочий», 2000. - 15, 17, 248, 281-282.т.Кутырев В.А. Экологический кризис, постмодернизм и культура // Вопросы философии. 1996.№11 . -С . 25.172.Брайденбах Й., Цукригль И. Борьба культур или Мак Мир? // Deutschland. Диалрг между культурами. 2000. № 3. - 41.ПЗ.Юрген Б. Культурные различия в коммуникации // Deutschland. Диалог между культурами. 2000.№3.-С.62 174.Грейсон Дж., О'Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. - М.: Экономика, 1991. • С . 319.175.Тамже.-С. 203-209.Пб.Спиллейн М. Создайте свой имидж. - М.: «Олма-Пресс», 1996. - 17.177.Апресян Р.Г., Гуссейнов А.А. Демократия и гражданство // Вопросы философии..1996. № 7- 4.178.0ссовская М. Рыцарь и буржуа.- М.; Прогресс, 1987. - 428.179.Пушкарева Н. Варварская красота // Родина. 1995. № 7. - 83.180 Рассел Б. История западной философии.; В 2-х т., - Новосибирск: Изд. Новосибирского ун-та, 1994.-С. 129.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Черемушникова, Ирина Кабдрахимовна, 2002 год
1. Абрамова Т.Н. Являются ли несловесные акты мышлением.// Вопросы философии. 2001. №6. - С.68 -83.
2. Аверченко J1.K. Имидж и личностный рост. Новосибирск: НГАЭ и У, 1999.- 146 с.
3. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд. МГУ, 1990. - 239 с.
4. Адамьянц Т. В поисках имиджа // Как стать звездой. М.: Добрая книга, 1995,- 120 с.
5. Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. М.: Тандем, 1997. - 255 с.
6. Алпатов М. В. Русская историческая мысль и Западная Европа. М.: Наука, 1976.-454 с.
7. Алехина И. Имидж делового человека. М.: Издательство «ЭНН», 1996. -126 с.
8. Анурин В.Ф. Политическая стратификация: содержательный аспект// Социологические исследования. 1996. №12. С.82 -90.
9. Аристотель Соч.: В 4-х т.- М.:Мысль, 1975-1983.(Философское наследие).
10. Артемов B.JI. Анатомия лжи. Критические очерки по антисоветской империалистической пропаганде. М.: Политиздат, 1973. - 191с.
11. Асмолов А. Г. Психология индивидуальности: основы развития личности в историко-революционном процессе. М.: Изд. МГУ, 1986. - 96 с.
12. Асмус В.Ф. Античная философия М.: Высшая школа, 1976.»- 543 с.
13. Асмус В. Ф. Вопросы истории и теории эстетики. М.: Искусство, 1968. -654 с.
14. Аспекты социальной теории и современного общества (Под ред. С.Е. Кухтерина и А.Ю. Согомонова). ЦСО Института социологии РАН. М.: Издательство института социологии РАН, 2000. - 178 с.
15. Афанасьев В.Г. Социологическая информация и управление обществом. -М.: Мысль, 1988.-206с.
16. Ашин Г.К. Доктрина массового общества М.: Издательство политической литературы, 1971. 190 с.
17. Байбурин А.К. Семиотические аспекты изучения вещей.// Этнографическое изучение знаковых средств культуры,- М.:Наука,1989. -С.63-88.
18. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Ленинград, 1990,- 165 с.
19. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М.: ИМА - Пресс, 1990
20. Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. М., 1995. - 382с.
21. Беатрикс И. Л. Твой стиль.- М.: Внешсигма,1998. -170 с.
22. Беляева Л.А. Социальная стратификация и средний класс в России: 10 лет постсоветского развития. М.: Академия, 2001. - 185 с.
23. Белановский С.А. Метод фокус групп. - М.: Изд. МГУ, 1996. - 272 с.
24. Берд П. Продай себя. Тактика совершенствования вашего имиджа. Минск: Амалфея, 1997.-156 с.
25. Березкина О.П. Политический имидж в современной политической культуре: Автореф. дисс. доктора политических наук. Санкт-петербургский государственный университет. - СПб, 1999. - 39 с.
26. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб.: МИФРИЛ, 1995. -244 с.
27. Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? М. : Новости, 1990. С.32.
28. Бодрийяр Ж. Соблазн. М.: AD Marginem, 2000. - 318 с.
29. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, Или конец социального. -Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2000. 95с.
30. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как о личности. -Ленинград: Изд. ЛГУ, 1970. 134 с.
31. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд. МГУ, 1982.- 198с.
32. Бойков В. Э. Государственные служащие: штрихи коллективного портрета.// Социологические исследования 1997. № 6. С. 46 - 50.
33. Боннар А. Греческая цивилизация в 3-х т., М.: Искусство, 1992.
34. Браун Л. Имидж- путь к успеху. Спб.: Питер, 1996. - 284с.
35. Буретин Д. Американцы: колониальный опыт. М.: Прогресс. 1993. - 480 с.
36. Буркхарут Я. Культура Италии в эпоху Возрождения СПб.: 1905.- 164 с.
37. Бэкон Ф. Сочинения: В 2-х т. М.: Мысль, 1978.
38. Быховская И.М. Homo somaticus: аксиология человеческого тела. М.: Эдиториал УРСС, 2000. 204 с.
39. Вебер М. Основные понятия стратификации.// Социологические исследования. 1994. №5. С.16-35.
40. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. 704 с.
41. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. М.".Просвещение, 1969. - 365 с.
42. Бенедиктова В. Деловая репутация // Личность, культура, этика, имидж делового человека. М.: Институт новой экономики. 1996. - 206 с.
43. Внешность и судьба. Отрывки из старинных книг. М.: Веда, 1991.- 148 с.
44. Гармонический человек. Из истории идей о гармонически развитой личности.-М.: Искусство, 1965. 323 с.
45. Гегель Г.Ф. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль. 1977.
46. Гегель Г. В. Лекции по эстетике: В 2-х т.- СПб.: Наука, 1977.
47. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура.// Социологические исследования. 1992. №9. -С.23-41.
48. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Канон-пресс, 2000. - 304 с.
49. Головачев Б.В., Косова Л.Б. Высокостатусные группы: штрихи к социальному портрету.// Социологические исследования. 1996. №1- С. 45 -52.
50. Гордиенко Е. В. Представления личности об отношении к ней других людей. Автореф. дисс. канд. псих. наук. М.,2000.
51. Гринберг Т.Э. Политическая реклама: портрет лидера. М., 1995. - 310 с.
52. Гражданином быть обязан. М., 1999. - 246с.
53. Громов И.А., Мацкевич В.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология.СПб: «Ольга», 1996.-218с.
54. Гуссейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987470 с.
55. Гуревич П.С. Приключения имиджа: типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. -М.: Искусство, 1991.
56. Данилова В. Л. Как стать собой, Психотехника индивидуальности. -М.:Инфра,1994, -268с.
57. Джексон Г., О'Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века,- М.: Экономика 1998. 320 с.
58. Доброхотова И. Беседы о моде, или Зеркало, которое не лжет. Алма-Ата: ОНЕР, 1991.- 176 с.
59. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология : В 3-х т. Т. 2.: Социальная структура и стратификация. М.: Инфра - М., 2000.
60. Дубровский Д.И. Постмодернистская мода.//Вопросы философии. 2001. №8. С.42 -56.
61. Дюби Ж. Куртуазная любовь и перемены в положении женщины во Франции XIII века // Одиссей. Человек в истории. М.: Наука, 1990.65.3омбарт В. Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М., 1994. - 284 с.
62. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия сер. XIX начала XX вв. - М.: Высшая школа, 1988. - 520 с.
63. Имидж лидера: психологическое пособие для политиков. М.: Знание, 1994.- 265 с.
64. Исаев К. «Общество риска» в условиях глобализации// Социологические исследования 2001 № 12., -С. 15 -22.
65. Карасевская Т.В. Прогресс общества и проблемы целостного биосоциального развития современного человека. М.: Медицина, 1978247 с.
66. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. JL: Лениздат, 1991.- 708 с.
67. Как делать имидж политика: Психология политического консультирования, М.: 1995.- 159 с.
68. Как добиться успеха: Практические советы деловым людям. М.: Политиздат, 1991. - 509 с.
69. Кант И. Сочинения: В 6-ти т./ Под общ. ред. В. Ф. Асмуса. -М.: Мысль, 1963-1966.
70. Кардини Ф. Истоки европейского рыцарства. М.: Прогресс, 1987. - 360 с.
71. Кармадонов О. А. Престиж и пафос как жизненные стратегии социоэкономической группы.// Социологические исследования. 2001. №1. -С.66 70.
72. Кашницкий С. Среди людей. Соционика наука общения. - М.: Армада -Пресс, 2001,- 416 с.
73. Келли Дж. Теория личности: психология личных конструктов, СПб, 2000.
74. Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. М.: Издательство АН СССР, 1957,- 240 с.
75. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием в России сегодня. М.: Алгоритм, 2001.- 544 с.
76. Карцева Е. Три лица имиджа или кое-что об искусстве внушения // Иностранная литература. 1971. № 9.
77. Килошенко М. Психология моды. СПб.: Речь, СПГУТ, 2001. - 192 с.
78. Козлов И.И. Визуальное мышление: эпистемологические и эстетические смыслы. Автореф дисс. канд. философ, наук. М.,2001.
79. Колосов А.В. Визуальные образы в средствах массовой информации. Автореф. дисс. канд. философ, наук. М., 2000.
80. Крапивенский С. Э. Социальная философия. Волгоград: Изд. ВолГУ, 1996.-351 с.
81. Кречмер Э. Строение тела и характер // М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2001,- 332 с.
82. Крюковский Н.И. Человек прекрасный: Очерки теоретической эстетики.-Минск: Изд. БГУ, 1983. 303 с.
83. Кордобовский О.С. Человек в информационном пространстве // Человек. 1998, №6.
84. Королько В. Г. Основы паблик рилейшнз. -М.:Рефл.-бук, Киев:Ваклер,2000, 298с.91 .Кулик Е. Черный феникс. Африканские сафари,- М.: Мысль, 1988. 511 с.
85. Кузин Ф.А. Делайте бизнес красиво. М.: Инфра-М., 1995. - 288 с.
86. Лабрюйер Ж. Характеры или нравы нынешнего века. M.-JL: Художественная литература, 1964. - 415 с.
87. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Изд. Ф. Павленкова, 1896. -329 с.
88. Легчилин В. В. Политология М.: МИЭП, 1997.- 306 с.
89. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. 384с.
90. Литон Р. Личность, культура и общество. // Личнось. Культура. Общество. 2001. T.III. Вып. 7. С.68 - 87.
91. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства. СПб.: Искусство, 1994,- 412 с.
92. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон и Аристотель, М.: Молодая гвардия, 1993,- 384 с.
93. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. -М.: Мысль, 1978. 623 с.
94. Локк Дж. Мысли о воспитании.-М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1896. -244 с.
95. Локк Дж. Сочинения: В з-х т.- М.: Мысль, 1985.
96. Макиавелли Н. История Флоренции. Л.: Наука, 1973. - 440 с.
97. Макиавелли Н. Государь. М.: Планета, 1990. - 80 с.
98. Маккаи Л. Мир Ренессанса. Будапешт: Корвина, 1980. - 160 с.
99. Марченко Г.И., Носков И.А. Имидж в политике. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 208 с.
100. Маркин В.М. «Я» как личностная характеристика государственного служащего // Сборник научных трудов «Имидж госслужбы». М., 1996. -122 с.
101. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.
102. Мид.Дж. От жеста к символу. Американская социологическая мысль:Тексты/ Под.ред. Добренькова В.И. М.: Изд-во МГУ\Д994. -С219.
103. Мид Дж. Философия акта. // Личнось. Культура. Общество. 2001. T.III. Вып. 7,- С. 87-101.
104. Мирандола Пико делла. Речь о достоинстве человека // Человек, мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти, бессмертии. М., 1991.- 221 с.
105. Межличностное общение (Сост. общ. ред. Н.В. Казариновой, В.М. Поголыпи). СПб.: Питер, 2001. - 512 с.
106. Мифы народов мира в 2-х тт. М.: Советская энциклопедия, 1987.
107. Мирошник Н. Имиджмейкер может многое, но не все//Лица. 1997. №3.
108. Модель И.М., Модель Б.С. Профессиональная культура предпринимателя.// Социологические исследования. 1997. JJfelO. С. 68 -73.
109. Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. М.: Рефл-бук, 1994. - 354 с.
110. Ньюстром Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение: Поведение человека на рабочем месте (пер. с англ.). СПб.: Питер, 2000. - 448 с.
111. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: исследования по истории морали. М.: Прогресс, 1987- 527 с.
112. Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? М.: Дело,2001. 239 с.
113. Панасюк А. Ю.А что у него в подсознании? 12 уроков по психологии проникновения в подсознание собеседника. М.: Дело, 1996. - 268 с.
114. Парк Р. По ту сторону наших масок.// Личнось. Культура. Общество. 2001. T.III. Вып. 7,-С. 101-114.
115. Пелих А., Кизилова Т, Пронченко А. Имидж делового человека. М., 1997,- 111 с.
116. Петров Л.В. Мода как общественное явление. Л.: Знание, 1974.- 32 с.
117. Платон Соч.: В 4-х т. -М.: Мысль, 1990-1994.(Философское наследие).
118. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. М.: Рефл-бук, 2000. - 546 с.
119. Почепцов Г.Г. Тоталитарный человек: очерки тоталитарного символизма и мифологии. Киев: Глобус, 1994.- 178с.
120. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. - М.: Рефл -Бук: Ваклер, 1999. - 622 с.
121. Почепцов Г.Г. Имидж: от фараонов до президентов.- Киев: АДЕФ.Украина, 1997,- 328 с.
122. Пониделко А.В., Лукашев А.В. «Черный PR» как способ овладения властью, или Бомба для Имиджмейкера. СПб.: Третье тысячелетие, 2000. -176 с.
123. Правила светской жизни и этикета. Хороший тон. Сборник советов и наставлений. -М.: РИПОЛ, 1991. 416 с.
124. Пронников В.А., Ладацов И.Д. Язык мимики и жестов. М.: Стеле, 2001. - 212 с. .
125. Пушкарева Н. Варварская красота. История женской одежды за десять веков.// Родина. 1995. №7. С.80 -84.
126. Ракитянский Н.М. Россия и вызовы глобализации /./ Социологические исследования . 2002. № 4. С. 60 - 67.
127. Рассел Б. История западной философии.: В 2-х т. Новосибирск: Изд. Новосиб. университета, 1994.
128. Розин В. М. Проблема целостного изучения человека// О человеческом в человеке,- М.: РИПЛ, 1991. С.80-99.
129. Ротман Д.Г. Электоральные исследования: сущность и технологии // Социологические исследования. 1998. № 9. С. 63 - 69.
130. Романова К. Мужчина и женщина: психология служебных отношений. -М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001,- 384 с.
131. Савина Е.Ю. Социально-технологические аспекты управления процессами формирования имиджа политического лидера средствами печати, Автореф. дисс. Канд. социологических наук. М., 1998, 23 с.
132. Садохин А.П. Этнология. М.: Гордарики, 2000. 264с.
133. Сгибнева О.И. Нравственные аспекты имиджа государственного служащего: традиции, противоречия, перспективы.// Материалы конференции по духовно-нравственному воспитанию, Волгоград, 1998.
134. Серль Дж. Косвенные речевые акты.// Новое в зарубежной лингвистике. Теория речевых актов. Вып. 17. М., 1986.
135. Сементовская В.К. Деловой стиль на каждый день. Д.: Лениздат, 1990. -218 с.
136. Силичева О.В. Личность и миф: становление мифологической компоненты сознания современной личности. Автореф. дисс. канд. философ, наук. Волгоград,2001.
137. Скотт Дж. Конфликты, пути их преодоления.- Киев: Внешторгиздат, 1991.- 189 с.
138. Славская А.Н. Личность как субъект интерпретации. Дубна: Феникс, 2002. - 240 с.
139. Сметанин Е.Н. Адаптация населения к современной экономической ситуации.// Социологические исследования. 1995. №4. С.82 - 87.
140. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997.351 с.
141. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Издательство политической литературы, 1992. - 544 с.
142. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: исследование изменений в больших системах: искусстве, истине, этике. СПб.: Изд. Русского христиан, гуман. университета, 2000.- 1054 с.
143. Социальная стратификация современного российского общества. М.: Издательство комплексных социологических исследований и маркетинга, 1995.- 92 с.
144. Соковнин В.М. О природе человеческого общения. Фрунзе: Мектеп, 1974,- 116 с.
145. Соловьев Э.Я. Современный этикет и деловой протокол- М.: ТОО Интелтех, 2001. 603 с.
146. Спенсер К. Выбери свой стиль. М.: Эксмо-Пресс,2000. - 158с.
147. Стародумова Е. В. Современный костюм как социокультурный код времени.// Личность. Культура. Общество. 2001. Том III. Вып. 7 С.229 -241.
148. Суд над Сократом. Сборник исторических свидетельств. СПб: Алтейя, 1997.-262 с.
149. Суслов А.А. Теория элит в социальной философии. Автореф. дисс. канд. философ, наук. Волгоград, 1997.
150. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Издательство политической литературы, 1989. - 574 с.
151. Телесность человека: междисциплинарное исследование. -М.: Изд. МГУ, 1991.-159 с.
152. Тимченко Н.М. Деловое общение как феномен культуры. Автореф. Дисс. Докт. философ, наук. Спб. 2001.
153. Транквилл Г.С. Жизнь двенадцати Цезарей. М.: Художественная литература, 1990. - 255 с.
154. Трошина Н.В. Фактор имиджа в Российском электоральном процессе. Автореф. дисс. канд. философ, наук. Саратов, 2001.
155. Философские проблемы психологии общения. Фрунзе: Илим, 1976.180 с.
156. Феофанов О. Стереотип и имидж в буржуазной пропаганде // Вопросы философии. 1980. №6.
157. Федоров И.А. Имидж как программирование поведения людей. Рязань: Новое время, 1997. - 236 с.
158. Федоркина А.П., Ромашкина Р.Ф. Проблемы имиджа в контексте социального психоанализа // Сборник научных трудов «Имидж госслужбы». М., 1996. -С. 84.
159. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение (Пер. с нем.). -СПб.: Питер, 2001.- 368 с.
160. Формирование потребностей личности в общении. // межвузовский сборник научных трудов -Новосибирск: НГПИ, 1981. 119 с.
161. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1995. - 260 с.
162. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. Минск: Попурри,1999,- 586 с.
163. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1989. - 453 с.
164. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989.- 447 с.
165. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов.:В 3-х т. М.: Республика, 1993.
166. Хайруллина Н.Г. Грани этнической идентификации // Социологические исследования. 2001. №5.- С. 121-125.
167. Хаванов А.В. Решение проблем корпроративного имиджа в условиях российских реформ. Автореф. дисс. канд. полит, наук. Нижний Новгород,2000.
168. Хейзинга И. Человек играющий. -М.: Прогресс, 1992, 460 с.
169. Цицерон М.Т. О старости. О дружбе. - Об обязанностях. - М.: Наука, 1974. - 246 с.
170. Цуладзе А. Формирование имиджа политика в России. -М., 1999.- 141 с.
171. Честара Дж. Деловой этикет,- М.: Гранд, 1997. 334 с.
172. Чукаева У. А. Корпоративная культура и PR в промышленных организациях.//Социологические исследования. 2000. № 8. С. 74 -78.
173. Шабанов М. А. Ценность и цена свободы выбора в процессе адаптации к рынку.// Социологические исследования. -1995.№4. С.88 - 93.
174. Шишкин А.Ф. Человеческая природа и нравственность. М.: Мысль, 1979. - 268 с.
175. Шепель В.М. Имиджеология. Секреты личного обаяния. М.: ЮНИТИ,1994. - 320 с.
176. Шепель В.М. Руководитель и подчиненный: конфликтные ситуации и их решение. М.: Московский рабочий, 1972. - 120 с.
177. Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта,- Минск: Амалфея, 1996.-384 с.
178. Шестаков В. П. Очерки по истории эстетики: От Сократа до Гегеля. М.: Мысль, 1,979. - 372 с.
179. Шестаков В. П. Эстетические категории: Опыт системного и исторического исследования. М.: Искусство, 1983. - 358 с.
180. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Минск: Попурри, 1999. - 829 с.
181. Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. Л.: Издательство ЛГУ, 1991. -229 е.
182. Шостром Э. Анти-Карнеги. Минск: Попурри, 1996. - 398 с.
183. Шопенгауэр А. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1993. -472 с.
184. Шульц Д. П., Шульц С. Э. История современной психологии,- Спб.: Евразия, 1998,- 528 с.
185. Энкельман Н.Б. Власть и мотивации // Харизма, личность, успех ( пер. с нем.), 3-е изд. М.: АО «Интерэксперт», 2001. - 272 с.
186. Юнг К. Психология бессознательного. М.: ACT Канон, 1998. - 397 с.
187. Юнг К. Психологические типы. М.: Универсальная книга.1998,- 720 с.
188. Ягер Дж. Деловой этикет. М.: Джон Уайли энд Санз, 1994. 286 с.
189. Якобсон П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема. М.: Знание, 1973. - 32 с.
190. Якубовский А.Э. Социальный тип гипотеза и инструмент исследования социальной структуры // Социологические исследования. 2001. № 4. - С. 131 - 133.
191. Aron R. Social Class, Political Class// Bendix R., Lipset S. Class, Status and Power.- New Jersy: Humanities Press, 1967. P. 195-243.
192. Bentall F., Polhemus T. The Body as a Medium of Expression. N.Y., 1975.
193. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society: A Venture in Social Forecasting. N.Y.: M.E. Sharp, 1974. 482 p.
194. Bottomore T. Tlites and Society. N.Y.: Randome House, 1977.353 p.
195. Essays on the Sociology of Culture. London:"Earthscan" Publication Ltd., 1956.429 p.
196. Byrne D., Griffit D. Interpersonal Attraction //Annual Review of Psychology. 197. Vol. № 2.
197. Goats G. V. The Use of Symbols as Related to Areas of Human Body. Utah, 1957.
198. Darendorf R. Homo Sociologycus. L., 1973. 99p.
199. Fatherstone M. The Body in Consumer Culture.// Theory Culture and Society. 1882. Vol. 2. P. 18-33.
200. Fisher S., Cleveland S. Body Image and Personality Princeton. N. Y.,1958. 361 p.
201. Frank A. For a Sociology of the Body: An Analytical Review// Theory Culture and Society. L.: Sage, 1991. P. 14-36.
202. Goffman E. The Presentation of Self in Everyday Life. N.Y., 1973. 321 p.
203. Higley J., Burton M.G., Field G.L. In Defence of Elite Theory- A Reply// American Sociology Review. 1990 .№3. P.421-429.
204. Kohn M. Social Structure and Personality// Social Forces. 1989. Vol. 68. №1. P.15-35.
205. Lasswel G. The Analisis of Political Behavior. N.Y.: Touchstone. 1974.289 p.
206. Mead M. Culture and Commitment: A Study of the Generation. 1970. № 4.
207. Nonverbal Behavior: Perspectives, Application, Intercultural Insights. N.Y., Toronto. 1984. 487 p.
208. Parsons T. Societies: Evolutionary and Comparative Perspectives. Prentice-Hall. 1966.
209. Reis H., Nezler G., Wheller L. Physical Attractiveness in Social Interaction// Journal of Personality and Social Psychology 1980. Vol. 38. P. 217-233.
210. Rosen G.M., Ross A.O. Relationship of Body Image to Self-Concept// Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1968. № 32. P. 100-127.
211. Schidler D. The Image and Appearance of the Human Body. N.Y. 1964.315 p.
212. Spillane M. Presenting Yourself. London: Piatkus.1995.147 p.
213. Spillane M. Bigger Ideas from the Color Me Beautiful. London: Piatkus.1997. 172 p.
214. Spillane M. Looking Your Best. N.Y.,London: Madison Books. 1991.178 p.
215. Wylie R. The Self-Concept. N.Y. Lincoln, 1979. Vol.2.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.