Социально-философские основания конструирования гендерной идентичности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Юсупова, Марина Валериевна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 156
Оглавление диссертации кандидат философских наук Юсупова, Марина Валериевна
Введение.
Глава I Философское измерение тендерных исследований.
1.1 Тендерная проблематика в классической философии.
1.1.1 Бинарные оппозиции мужского и женского в античной и средневековой философии.
1.1.2 Трансформация концепций мужской и женской субъективности в классической и неклассической философии.
1.2 Проблематизация тендера и тендерных отношений в постмодернизме
1.2.1 Концептуализация тела и желания в философии Мишеля Фуко,
Ж. Делеза и Ф. Гваттари.
1.2.2 Постструктуралистская философия Р. Барта и Ж. Деррида.
Глава II Теоретизация тендерных исследований в социальных науках.
2.1 Тендерная теория и методология как междисциплинарная область знания.
2.1.1 Антропологическое измерение феномена тендерной стратификации.
2.1.2 Теория социального конструирования тендера: основные положения и истоки.
2.2 Тендерная идентичность и социальное взаимодействие.
2.2.1 Тендерная идентичность: биологические, психоаналитические и социологические трактовки.
2.2.2 Тендерный анализ властных структур.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Кризис гендерной идентичности: дискурсы и практики : социально-философский аспект анализа2007 год, кандидат философских наук Гредновская, Елена Васильевна
Анализ проблемы идентичности в постмодернистском феминизме2010 год, кандидат социологических наук Агафонова, Елена Евгеньевна
Идентичность и субъективность: гендерный подход2003 год, кандидат философских наук Поспелова, Ольга Вячеславовна
Идентичность и субъективность: Гендерный подход2003 год, кандидат философских наук Поспелова, Ольга Вячеславовна
Гендерные репрезентации как тексты культуры: на примере моды середины XX - начала XXI вв.2008 год, кандидат философских наук Малыгина, Анна Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-философские основания конструирования гендерной идентичности»
Актуальность исследования. Появление тендерного измерения человека и социальной реальности является одной из самых значимых черт последних десятилетий в культуре. Тендерные исследования, заявившие о себе в конце XX века, стали теоретическим откликом на эти изменения и предложили социальной философии пополнить свой понятийный аппарат категорией тендера, тем самым увеличивая возможности социально-философского анализа, позволяющей сделать его выводы более полными и всесторонними. Это обстоятельство привело к отказу от рассуждений о человеке в «общем виде», которыми оперировала классическая философия. Тендерный подход квалифицирует все различия как социально сконструированные, в том числе, и то, что в классической философии считалось атрибутивным признаком человеческого существования - пол.
Термин «гендер»1 обозначает совокупность культурных и социальных норм, установок, требований и ожиданий, которые общество создает в отношении мужчин и женщин. Вполне закономерно, что такой подход в корне меняет понимание этой проблемы и способствует появлению принципиально новых концепций человеческой субъективности, способов ее презентации и определения. Проблематика тендера, таким образом, напрямую связана с современной философской постановкой вопросов о соотношении духовного и телесного, о субъективности, о власти и т.п.
Вместе с тем, нельзя не отметить, что осмысление тендера с самых разных, подчас противоположных, точек зрения специалисты в этой сфере, как правило, «привязывают» к отдельным сегментам социальной, исторической, политической, экономической или правовой реальности. По поводу феномена тендерной идентичности до сих пор, по преимуществу, выстраиваются лишь прикладные теоретические
1 Поскольку перевод английского gender понятиями «род», «пол» не отражает смысла, вкладываемого в этот термин западными теоретиками, и в русском языке отсутствует адекватное ему понятие, здесь и далее при переводе использованы русифицированное «гендер», а также выражение «культурно конструированный пол», наиболее близко передающее смысл этого понятия. модели, адекватные тем или иным конкретным проявлениям тендера. Состояние науки сегодня таково, что между тендерными исследованиями в различных областях социально-гуманитарного знания существует глубокий разрыв. В результате, достижение целостного видения феномена тендерной идентичности оказывается весьма затруднительным. В этой связи, чрезвычайно важным представляется анализ конструирования тендерной идентичности именно с философской точки зрения, что позволило бы исследователю абстрагироваться от разного рода практических реализаций тендера и воссоздать целостную картину данного феномена, преодолев «разобранность» человеческого бытия по отдельным дисциплинам.
Поскольку в современной философии проблема субъективности и идентичности субъекта становится одной из центральных, вполне закономерно, что в цивилизованных обществах тендерная идентичность как предмет научного анализа в последние годы все чаще привлекает к себе внимание, поскольку концентрирует в своем смысловом поле наиболее значимые интересы современности. Традиционная альтернатива общего и единичного, индивида и общества, возможности и действительности, проекта и его реализации, нового и старого, интуиции и рациональности, веры и разума, экспрессии и экспрессивных средств, мужского и женского, наконец, становится в новейшей философии темой историко-философской критики, по отношению к которой формируется новый стиль философского мышления. В этом контексте, анализ социально-философских оснований конструирования тендерной идентичности в контексте социокультурной динамики современности, представляется актуальным как в теоретическом, так и в практическом смысле.
Степень научной разработанности проблемы. Тема диссертационного исследования затрагивает различные области гуманитарного знания, а также многочисленные работы, посвященные изучению проблемы тендерной идентичности, и носит междисциплинарный характер. Необходимость осмысления эволюции проблематики идентичности потребовала обращения к истокам ее становления. В метафизической традиции классической «философии тождества» проблематика идентичности связана с разработкой проблемы персональности в трудах Аристотеля, Э. Гуссерля, Р. Декарта, Ф.В. Шеллинга, М. Хайдеггера. В дальнейшем она развивалась в русле «противостояния доминанте тождества» в работах М. Бахтина, В. Гумбольдта, Э. Ильенкова, С. Кьеркегора, Г. Лейбница, Д. Локка, Ф. Ницше, И.Д. Скотта, И. Фихте, Д. Юма. Именно в этой традиции впервые были артикулированы тезисы о конструируемости идентичности в пространстве социума и культуры, о ее развернутости в модусе символического, и в то же время, о ее связанности с психикой, телом и характером.
К проблеме о смысле половых различий обращались мыслители античности (Платон, Аристотель), средневековья (Августин Блаженный, Фома Аквинский), французские просветители (Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Монтескье, Гельвеций, Кондорсе и др.), классики философии и политологии Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Дж. Локк, И. Кант, Г. Гегель, Б. Спиноза, Ф. Ницше и многие другие). Со времен античности практически во всех концепциях классической философии мужское и женское начала рассматриваются как противоположные, хотя и взаимодополняющие друг друга принципы. Логика бинарных оппозиций, в которой мужское выступает субъектом, а женское — объектом, является основой патриархатной метафизики в целом. В современной философии ее также называют фаллогоцентризмом. Философия постмодернизма, в свою очередь, занимается «деконструкцией» двухтысячелетнего философского наследия, доказывая условность и искусственный, «насильственный» характер основных категорий западной рациональности, в том числе и фаллогоцентризма — установки на приоритет мужского начала над женским и вытеснение феноменов женского из реального многообразия культуры, свойственной модернистской традиции в философии. Переосмыслением тендерной тематики в истории философии в XX веке занимались Р. Барт, Ж. Бодрийяр, Ф. Гваттари, Ж. Делез, Ж. Деррида, Ж.Ф. Лиотар, М. Фуко, и др.
В вопросах формирования тендерной идентичности в процессе социального взаимодействия значительное место принадлежит представителям социологического подхода, рассматривающим тендерные отношения как на макро-, так и на микросоциальном уровне. Уровень макроанализа представляет структурный функционализм Т.Парсонса и Р.Бейлза, теория конфликта Р.Коллинза и неомарксистская теория X. Хартман, где тендер анализируется в рамках крупных социальных явлений, которые определяются как взаимосвязанные и взаимодействующие системы. Микросоциальные теории тендера, такие как символический интеракционизм И.Гофмана и Д. Мида, этнометодология Г.Гарфинкеля, К.Уэста и Д. Зиммермана, раскрывают тендер на основе понимания общества как совокупности людей, взаимодействующих в конкретных условиях и ситуациях.
Решающую роль в появлении новой парадигмы в исследованиях тендерной идентичности сыграли феминизм и тендерные исследования. Наиболее аргументированные подходы содержатся в работах таких западных теоретиков феминизма как Дж. Батлер, Ш. Бенхабиб, С. Бовуар, Р. Брайдотти, К. Гиллиган, Э. Гросс, А. Дворкин, Л. Иригарэ, Т. Лауретис, К. Миллет, Ш. Муфф, Г.Рубин, Э. Сиксу, Дж. Скотт, Дж. Флекс, Н. Фрейжер, Б. Фридан, Дж. Хубер, белл хуке (написание с маленькой буквы имени автора продиктовано ее собственной позицией как одной из «исключенных» на определенном этапе развития феминизма представительниц его «черного» направления), Н. Чодороу и многих других, доказавших, что тендер является одним из центральных организующих принципов в формировании социальной жизни и сыгравших важную роль в создании новой академической социальной дисциплины «тендерные исследования» в системе западного социального знания.
В нашей стране применение тендерной методологии в социальных и гуманитарных науках освоено недостаточно. Российский теоретический дискурс в настоящее время является открытым; он находится в состоянии усвоения, освоения, восприятия, впитывания, «переваривания» множества социальных теорий самого разнообразного происхождения. Среди них - и классические подходы, и те, которые выросли как их критика. Подобная всеядность компенсирует дискурсивный дефицит советского периода, когда многие традиции были маргинализированы. И если в мировой науке можно говорить о некотором поступательном развитии социального знания, при котором одна теория заменяла другую, а последующая предыдущую, «снимая» противоречия и критику, то в современном российском дискурсе одновременно и параллельно возникают концепты и модели, относящиеся к различным хронотопам. В этом заключается особенность тендерного подхода в российской науке.
Стоит отметить концептуальные наработки отечественных учёных, которые адаптируют западную теорию к российской специфике и рассматривают различные аспекты тендерного взаимодействия в нашем обществе. Современное философское, историческое, культурологическое и социологическое осмысление тендерных вопросов в отечественных исследованиях нашло отражение в работах Г.А. Брандт, Т.А. Волковой, О.А.Ворониной, Н.М. Габриэлян, Е.И. Гаповой, C.B. Жеребкина, И.А.Жеребкиной, Т.Ю. Журженко, Е.А. Здравомысловой, О.В. Зиневич, Т.А.Клименковой, И.С. Кон, A.A. Костиковой, И.В. Костиковой, М.М. Малышевой, Т.А.Мельниковой, В.М. Поповой, H.JL Пушкаревой, В.А. Рамих, Н.М.Римашевской, Г. Г. Силласте, А.Б. Синельников, И.Н. Тартаковской, A.A. Темкиной, Н.Е. Тихоновой, А. Р. Усмановой, С. А. Ушакин, З.А.Хоткиной, C.B. Хрипун, Ж.В.Черновой, О.Н. Шлычковой, Е.Р. Ярской-Смирновой.
Таким образом, в последние два десятилетия отечественными философами и учёными была проделана значительная работа по институционализации тендерных исследований в российской науке. Однако, несмотря на достаточно обширный перечень исследований, философское осмысление тендерной идентичности явно недостаточно. Заявленный нами ракурс рассмотрения не представлен в литературе в системном виде, но лишь различными аспектами в отдельных работах, что, в свою очередь, требует интеграции отечественных исследований, адаптации исследований зарубежных и разработку собственных подходов к анализу тендера и идентичности.
Объектом диссертационного исследования является тендерная система общества; предметом - сущность и особенности конструирования тендерной идентичности.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является комплексный анализ социально-философского дискурса по проблемам и источникам конструирования тендерной идентичности. В контексте реализации указанной цели в работе поставлен ряд научно-исследовательских задач:
1. Проследить эволюцию тендерной проблематики в истории философии;
2. Рассмотреть концептуальные подходы к анализу тендерной идентичности и уточнить теоретическое понимание данного феномена;
3. Проанализировать теорию перформативной тендерной идентичности и углубить понимание тендера как дискурсивной конструкции;
4. Раскрыть влияние властных структур и механизмов на специфику тендерных отношений в обществе.
Методологические основания исследования. Обоснованность результатов исследования обеспечивается за счет использования методологических принципов объективности, вытекающих из потребности экстраполяции научного решения вопросов социальной философии на обсуждаемую проблему. Диссертационное исследование реализует основные принципы научного познания: системности, историзма, причинности, восхождения от абстрактного к конкретному, единства эмпирического и теоретического, необходимое для организации накопленного материала и придания ему формы академических выводов. В качестве основания в диссертационном исследовании используется методологический ресурс, разработанный в структурно-семиотических теориях, теориях дискурса, а также в теориях тендерного конструктивизма.
Комплексный философский анализ осуществляется в опоре на базовые понятия и концептуальные положения, содержащиеся в трудах философов, культурологов, социологов, антропологов, таких как Р. Барт, Д. Батлер, Ж. Бодрийяр, И. Гофман, Ж. Делез, Ж. Деррида, Л. Иригарей, Ю. Кристева, Ж. Лакан, Т. Лауретис, Дж. Г. Мид, Дж. Скотт, М. Фуко и др. В диссертации применен и адаптирован к проблематике настоящего исследования методологический инструментарий социального конструктивизма, опирающегося на работы П. Бергера и Т. Лукмана, доказавших относительность и социальную сконструированность нормативных определений мужественности и женственности. Автор также опирается на структурно-конструктивистскую парадигму, представленную в работах П. Бурдье, Э. Гидденса и М. Фуко, применение которой в тендерных исследованиях связано с обоснованием взаимообусловленности институциональных структур и коммуникативных практик индивида, формирующих тендерный порядок в обществе.
Важным элементом диссертационного исследования являются теоретико-методологические идеи М. Фуко, согласно которым тендерный анализ властных структур с необходимостью предполагает изучение возможно более полной совокупности дискурсов, включающих понятия тендер и пол. В соответствии с «методологией социо-гуманитарного познания» и концепцией «власти-знания» М. Фуко доминантным методом исследования структур власти является анализ конкретных разновидностей дискурсивных практик. В диссертации используются подходы к анализу конструирования тендерной идентичности и сексуальности, оформившиеся в рамках перформативной теории пола и квир-теории (Д. Батлер, Э. Гросс, Е. Кософски-Седжвик, Т. Лауретис), основывающихся на методологии постструктурализма.
Научная новизна проведенного исследования заключается в следующем:
1. Прослежена эволюция онтологических представлений о мужском и женском началах в основных философских концепциях от античности до наших дней; доказано, что современные тендерные идентичности не могут изучаться на основе принципов, сложившихся в сфере классического знания, поскольку они обладают новыми характеристиками и должны быть осмыслены в рамках постмодернистской философской традиции;
2. Рассмотрены концептуальные подходы к анализу тендерной идентичности. Установлено, что основным определяющим фактором при понимании института тендера является доминирующая культурная парадигма. Диссертантом предложено следующее истолкование феномена тендерная идентичность - это совокупность идеальных представлений общества о факте полового диморфизма, транслирующих личностному сознанию систему норм поведения, предписаний, мышления, чувствования и образцов самовосприятия, и в качестве материального носителя опирающихся на совокупность половозрастных особенностей индивида.
3. Проанализирована теория перформативной тендерной идентичности; установлено, что тендерная идентичность поддерживается благодаря принципу «цитирования» концепций пола, тендера и сексуальности. Таким образом, тендер признается имитируемым явлением. Рассмотренный онтологически, он существует благодаря повторению и не имеет внесоциальной сущности;
4. Продемонстрировано, что категория власти является ключевой для понимания тендерной системы общества, что позволяет диссертанту рассматривать тендерную идентичность как конструируемый продукт властных отношений, как следствие и эффект воздействия на общественное сознание системы дискурсивных и социальных регулятивных практик, явившихся результатом развития системы надзора и контроля над индивидом.
Положения, выносимые на защиту:
1. Европейская философская и общественно-политическая мысль в течение долгого периода от античности вплоть до эпохи Нового Времени, развивала представления о смысле половых различий в соответствии с ценностно-иерархическим мышлением и нормативным дуализмом. В рамках данной философской традиции возникает ведущая оппозиция разум/тело, где разум ассоциируется с рядом позитивных характеристик, носителем которых выступает мужское начало (духовность, сознание, рациональность, активность, внешнее), а тело — с серией негативных характеристик, которые репрезентированы женским началом (чувственность, бессознательное, нерациональность, пассивность, внутреннее). Логика бинарных оппозиций, в которой мужское является субъектом, а женское — объектом, стала основой патриархатной метафизики в целом. Философские концепции постструктурализма и постмодернизма кардинально переосмысливают тендерную проблематику, отрицая оппозицию мужского и женского в культуре. Основой современной методологии тендерных исследований стал вывод о том, что тендер не является неизменной биологической категорией, а социально сконструирован и производится определенными типами властных стратегий.
2. Под «тендером» следует понимать устоявшуюся в конкретном обществе взаимосвязь между анатомией индивида и предлагаемым ему набором социальных ролей, якобы связанных с этим строением. «Гендерная идентичность», в свою очередь, отражает способность самого индивида ограничивать себя рамками моделей, предложенных ему для самоидентификации и должна пониматься не столько как результат идентификации, сколько как процесс. Таким образом, гендерная идентичность не есть нечто раз и навсегда сформированное; - это постоянный процесс идентификации, напрямую зависящий от ожиданий, связываемых социальным окружением с данным индивидом и с той интерпретацией, которую окружающие дают его поведению.
3. Тендерная идентичность «перформативна» по своей сути и является дискурсивно конструируемым феноменом: тендер - это то, как ведет себя человек, и то, что он делает в определенной ситуации, а не то, чем он является. Гендер индивида не столько «проявляет себя» в ходе социального взаимодействия, но именно возникает как эффект этого взаимодействия. Это означает, что сами исходные понятия «мужчина» и «женщина» лишены стабильности, целостности и очевидной определенности, а стандарты поведения, предписываемые конкретному полу, — есть всего лишь дань традициям и ритуалам.
4. Тендерная ■ дифференциация детерминирована соответствующим пониманием власти, поскольку власть именно тот социальный институт, который производит тендерные различия. Взаимосвязь власти и ее продукта -знания позволяет сделать вывод, что власть неизбежно носит дискурсивный характер и связана со стремлением установить тот или иной «режим истины». Посредством формирования и распространения базовых дискурсов об истине и знании происходит инфильтрация власти на уровень социальных микропрактик. Подобное пост-структуралистское философское обоснование «капиллярного» характера власти позволяет раскрыть ее в качестве универсального фактора, воспроизводящего и конституирующего реальность посредством легитимации определенного «режима истины», являющегося основанием становления и развития различных форм социокультурного бытия, в том числе и тендерной дифференциации.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты диссертационной работы имеют теоретическое и практическое значение для дальнейшего развития социально-философских исследований тендерной проблематики в России. Философская рефлексия, направленная на анализ методологии тендерных исследований в социально-гуманитарных науках, способствует переосмыслению места этих наук в перспективах современной культуры и стимулирует поиск философско-эпистемологических оснований постклассической рациональности в социально-гуманитарном измерении, способствуя обновлению методологических принципов и подходов в науках, изучающих общество и человека. Кроме того, понимание механизмов формирования тендерной идентичности и способов ее репрезентации в современной культуре может способствовать формированию культурной и тендерной толерантности, уменьшению сексуальной дискриминации и противостоянию сексизму.
Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы для разработки образовательных программ и лекционных курсов по социальной философии, тендерной философии и тендерной социологии. Содержательная часть исследования может быть оформлена как самостоятельный курс по тендерной теории. Ряд сюжетов исследования может привлекаться при подготовке учебных курсов по тендерной теории, социальной философии, истории философии, философии культуры, психологии, социологии, философской антропологии. Теоретический анализ и методические разработки, осуществленные в диссертации, позволяют создать методику и инструментарий для проведения эмпирических социологических исследований в сфере изучения тендерной идентичности.
Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались на ежегодных итоговых научно-технических конференциях ГОУ ВПО «Самарский государственный архитектурно-строительный университет» «Актуальные проблемы в строительстве и архитектуре: образование, наука, практика» (2008-2011 гг.); V Международной научно-практической конференции «Женщина в политике и обществе» (Пенза, 2008 г.); Международной научно-методической конференции «Технологии профессионального образования: традиции и инновации» (Самара, 2009 г.); Всероссийской научной школе для молодых ученых «Русская философия: истоки и современность» (Белгород, 2009 г.); XVII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2010 г.).
Структура диссертации подчинена целям и задачам исследования. Работа состоит из «Введения», двух глав «Основной части», включающих 4 раздела и 8 подразделов, «Заключения» и «Списка источников и использованной литературы». Общий объем диссертационного исследования составляет 156 страниц. Список использованной литературы включает 136 наименований.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Теоретико-культурологический анализ идентичности: гендерный аспект2011 год, кандидат культурологии Лосева, Ольга Михайловна
Проблема философско-методологических оснований гендерных исследований2004 год, кандидат философских наук Антонова, Ольга Олеговна
Политика гендера в перформативном измерении2013 год, кандидат философских наук Обухова, Елена Николаевна
Гендер в традиционной русской культуре2007 год, кандидат философских наук Колесникова, Наталия Николаевна
Бытие пола в социальной дискурсивности2009 год, кандидат философских наук Соколова, Ольга Владимировна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Юсупова, Марина Валериевна
Заключение
Тендерные исследования, пришедшие в Россию из-за рубежа, и явившиеся результатом развития западного феминистского движения и практик, послужили толчком для более полного рассмотрения сущности и смысла половых различий, актуализировав понимание сложности как женских, так и мужских тендерных конструктов в современном нам обществе. Половое многообразие, открывшееся ученым в последние годы, вызвало к жизни новые социальные практики и явления. Все это потребовало переосмысления ряда устоявшихся категорий, связанных с тендерной идентичностью, и в первую очередь, переосмысления классического понимания «биологического пола», что стало задачей исследовательских подходов и методологий, основанных на постмодернистской парадигме.
Рассмотрение теоретико-методологических оснований проблематики идентичности и, прежде всего, места и роли категории тендера и тендерной методологии в системе социально-философского знания, показало нам следующее. Во-первых, введение категории тендера дополняет и существенно обогащает социально-философский категориальный аппарат, использование тендерного подхода в социальной философии открывает новые возможности для анализа все более усложняющегося современного общества и культуры. Во-вторых, с введением категории тендера оппозиция мужского и женского перестает восприниматься как некая биологическая заданность, теперь акцент переносится на раскрытие внутренних механизмов формирования общества и культуры, позволяющих исключать натурализм, биологический редукционизм и фатализм в объяснении сути общественных норм и явлений. Таким образом, разработка тендерной теории в социальной философии является в настоящее время актуальной и жизненно необходимой, введение понятия тендер в категориальный аппарат философии, и в целом в систему социально философского знания как обусловливающей будущие позитивные изменения в обществе.
В данном диссертационном исследовании мы продемонстрировали, что история европейской культуры это история патриархата. Под патриархатной культурой мы понимаем такую культуру, в которой биологическая принадлежность индивида к тому или другому полу оказывается решающим фактором в определении ее/его социальной судьбы, а параметры тендерной идентичности рассматриваются как выражающие «сущностную природу» личности. Под патриархатной культурой мы понимаем такую культуру, в которой женщины отчуждаются от позиций активного деятеля в публичной сфере и, соответственно, от возможности объективировать свой опыт и продуцировать определения реальности. В результате этого мужчина присваивает себе позицию «универсального субъекта», то есть начинает выступать в качестве «человека как такового», а женщина определяется как специфический человек», или же как «спутница, помощница мужчины (человека)». Сами дефиниции «мужчина» и «женщина» представляют собой сложные семиотические комплексы, связанные друг с другом таким образом, что первый выступает в качестве нормы, а последняя определяется через свое отношение к первому как Другая. Концепт «женщина» выстроен так, что любые попытки женщин универсализировать свой опыт (под этим мы понимаем элиминирование смысловой дистанции между концептами «женщина» и «человек») встречают сильное символическое сопротивление.
Для европейской культуры Нового были характерны представления о том, что: человек рационален; субъект является стабильным, целостным, познаваемым и универсальным; человек осознает себя и познает мир посредством разума, рассматриваемого как высшая форма умственной деятельности, а рациональное использование научного знания нейтрально и общественно полезно. Этот, идущий еще из античности интеллектуальный канон, был своего рода набором средств и способов, позволяющих «ухватить» с помощью рациональной мысли некую первоначальную реальность и постичь истину.
Философы постмодернисты и постструктуралисты предлагают свою картину мира. Они полагают, что человеческая личность противоречива и социально сконструирована, а знания не обладают характеристиками объективности. Постмодернизм подвергает критическому анализу теоретико-познавательные, этические, политические и другие представления модерна. Повышается интерес к иррациональному и субъективному, признается возможность бесконечного числа картин мироздания, ни одна из которых не может претендовать на истинность, так как не существует методов и способов постижения действительности, которые были бы свободны от воздействия человеческих желаний, потребностей, мотиваций. Основное значение философии постмодернизма для тендерной теории в целом заключается в критике традиционной метафизики как установки на приоритет мужского начала над женским и вытеснение феноменов женского из реального многообразия культуры.
Несмотря на то, что тендерная концепция была во многом подготовлена движением феминизма, тендерные исследования оформились в самостоятельное научное направление лишь под влиянием теории постструктурализма. Причиной этого стал отказ от постулата о существовании некоей трансцендентной по отношению к человеческому познанию Истины. Признание постструктуралистами множества истин, их субъективности, способствовало усилению внимания социальных исследователей к различным параметрам человеческой личности, признававшихся ранее естественными, и «внедискурсивными». Одним из таких параметром и был признан пол, представляющий собой не только биологическую сущность, но и социокультурный конструкт. Это стало основой для нового типа социального взаимодействия и обусловило возможность включения женщины в многомерный диалог, который рассматривается как универсальный, всеохватывающий способ существования культуры и человека в ней.
В данном диссертационном исследовании мы обратились к теоретико-методологическим предпосылкам формирования понятия «гендер», к социально-историческому и философскому контексту, а также рассмотрели новейшие концепции тендера и тендерной идентичности в условиях современности. Переосмысление тендерной идентичности в антиэссенциалистском контексте позволяет осмыслить ее как продукт власти, как следствие и эффект воздействия на общественное сознание системы дискурсивных и социальных регулятивных практик, а также выявить скрытые властные механизмы и стратегии в формировании тендерной идентичности. Мы также обнаружили дискурсивный характер идентичности, конструирующий представление о норме и необходимости соответствовать ей еще до того, как субъект способен осознать свой гендер, что, по сути, лишает его возможности выбора. Таким образом, становится очевидным, что всякий субъект познает тендер как репрессию, нормализуясь в нем посредством «принципа цитатности».
Далее мы представили теоретические обоснования выводов, предлагаемых в концепции перформативности, аргументацию критики традиционного понимания пола, выявляющую его теоретическую исчерпанность, а также прояснили эвристичность предлагаемых идей. Основным положением перформативной теории пола является отрицание наличия «предискурсивного я» в структуре идентичности. Новизна перформативного видения тендерной идентичности заключается в том, что она понимается как следствие дискурсивных практик, предстает культурно сконструированной и может быть истолкована как отношение пола, тендера, сексуальных практик и желания, являющихся также следствием регулятивной практики. Идентичность, таким образом, понимается как феномен, не имеющий ни предискурсивной сущности, ни предискурсивной структуры. Таким образом, вслед за теоретиками постструктурализма, мы можем говорить лишь об 1 «эффекте сущности тендерной идентичности», которая производится перформативно и подчиняется регулятивным практикам тендерной связности, то есть идентичность «перформативно конструируется именно теми ее проявлениями, которые считаются результатом ее существования, производя впечатление «естественной данности».
Перформативное понимание тендера раскрывает политическое измерение пола и сексуальности. То, что скрывается под определениями «пол» и «сексуальность», представляет собой не естественную реальность, а продукт воздействия на общественное сознание системы постепенно формировавшихся дискурсивнык и социальных практик. Ведь если «естественный пол» и «естественная сексуальность» рассматриваются как эффекты власти, то становится возможным поставить под сомнение нормативное разделение на два пола. А это означает, что не только нормальная сексуальность является продуктом власти, но и сексуальные меньшинства - ничуть не в меньшей степени продукты регулятивной власти. Этот вывод сторонников перформативной теории пола позволяет нам проблематизировать понимание «гендерной идентичности», существующее в научном дискурсе, основанном на легитимных конструкциях, а понимание гендерной идентичности как культурной и перформативной конструкции дает возможность по новому понять проблему человеческой субъективности.
Женственность и мужественность воспринимаются как нечто, определяющее сам базис индивидуальной конфигурации личности, то есть как «матрица субъективности». Однако это отнюдь не означает, что «гендерная идентичность» в действительности является базовой характеристикой любой личности, поскольку тендер не столько «проявляет себя» в ходе социального взаимодействия, но именно возникает как эффект этого взаимодействия. Иными словами, никогда нельзя сказать, что «гендерная идентичность» есть нечто раз и навсегда сформированное; это постоянный процесс идентификации, напрямую зависящий от ожиданий, связываемых социальным окружением с данным индивидом и с той интерпретацией, которую окружающие дают нашему поведению. Этим объясняется, почему одни и те же действия могут получить различную интерпретацию и оценку, в зависимости от того, производятся они женщинами, или же мужчинами. Можно сказать, что тендер — это эффект взгляда культуры на индивида. Процесс социального взаимодействия включает в себя достаточно средств, «обслуживающих» и поддерживающих асимметричные отношения между мужчинами и женщинами, средств, использование которых «гендеризирует» индивида. Подобный ракурс в анализе тендерных отношений привносит большую толерантность, фокусируя внимание на мужском и женском как взаимосвязанных и взаимозависимых понятиях.
Итак, проведенный анализ теоретических подходов позволяет рассматривать тендерную идентичность как совокупность устойчивых, социально и личностно обусловленных моделей тендерного сознания и поведения в конкретных социальных ситуациях. Тендерная идентичность направлена на удовлетворение личностных потребностей и интересов, отраженных в жизненных ценностях и ценностных ориентациях, и определяет способы их удовлетворения, закрепленные в виде системы тендерных стереотипов. Наряду с устойчивостью, важным свойством тендерной идентичности является изменчивость, которая обусловливается как влиянием на индивида социальной реальности, так и его личностной активностью. С одной стороны, историческое развитие экономической, политической, культурной и семейно-бытовой жизни общества определяет возможности и приемлемые способы удовлетворения личностных интересов, что закрепляется в тендерных ценностях, нормах и правилах. С другой стороны личность не просто приспосабливается к существующим условиям, усваивает диктуемые обществом ценности и нормы, но, исходя из собственных ценностей, жизненного опыта, формирует свои собственные модели поведения. Этот двусторонний процесс выражается в изменении уже существующих или в 1 создании новых тендерных установок личности. Данные модели регулируют тендерное взаимодействие индивида с другими индивидами и группами и, таким образом, конструируют текущее состояние тендерной системы: воспроизводят или изменяют тендерные роли, статусы, тендерную структуру и стратификацию.
Как отмечают многие исследователи, трансформация содержания гендерных паттернов и формирование сбалансированной модели тендерных отношений выступает важнейшим индикатором демократизации общественной жизни. Поэтому отслеживание глубины происходящих изменений и прогнозирование общего вектора социальной динамики предполагает изучение характера реконструкции гендерных моделей в современном обществе. Другими словами, изучение социальных трансформаций в российском обществе, и, в частности, анализ трансформаций гендерных идентичностей, является актуальной проблемой, как с теоретической, так и с практической точки зрения.
Данное диссертационное исследование и анализ его результатов, в свою очередь, позволяют выявить перспективы изучения обозначенной проблематики в рамках социальной философии.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Юсупова, Марина Валериевна, 2011 год
1. Барт, Р. Ролан Барт о Ролане Барте Текст. / Р. Барт // сост., пер. с фр. и послесл. С. Н. Зенкина. — M.: Ad Marginem; Сталкер, 2002. — 288 с.
2. Батлер, Д. Тендерное беспокойство Текст. / Дж. Батлер // Антология тендерной теории: сб. пер. / сост. и комментарии Е.И. Гаповой и А.Р. Усмановой. -Мн.: Пропилеи, 2000. -С. 297-346.
3. Воронина, O.A. Оппозиция духа и материи: тендерный аспект Текст./ O.A. Воронина // Вопросы философии. — 2007. № 2. - С. 56-65.
4. Гарфинкель, Г. Исследования по этнометодологии Текст. / Г. Гарфинкель // — СПб.: Питер, 2007. — 335 с.
5. Гегель, Г. В. Ф. Феноменология духа Текст. / Г.В.Ф. Гегель // пер. Г.Г. Шпета. М.: Наука, 2000. -495 с.
6. Гофман, И. Анализ фреймов. Эссе об организации повседневного опыта Текст. / И. Гофман // пер. с англ. P.E. Бумагина, Ю.А. Данилова, А.Д. Ковалева, O.A. Оберемко под ред Г.С. Батыгина и Л.А. Козловой. -М.: Институт социологии РАН; ФОМ, 2004. -752 с.
7. Гофман, И. Тендерный дисплей Текст. / И. Гофман // Введение в тендерные исследования. Ч. II: Хрестоматия / под ред. C.B. Жеребкина. -Харьков: ХЦГИ.- СПб.: Алетейя, 2001. -С. 306-335.
8. Гросс, Э. Изменяя очертания тела Текст. / Э. Гросс // Введение в тендерные исследования. Ч. II: хрестоматия/ под ред. C.B. Жеребкина.-Харьков: ХЦГИ, 2001. -С. 599-625.
9. Делез, Ж. Фуко Текст. / Ж. Делез. -М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1998. 171 с.
10. Делез, Ж. Тысяча плато. Капитализм и шизофрения Текст. / Ж. Делез, Ф. Гваттари // пер. с фр. и послесл. Я. И. Свирского, науч. ред. В. Ю. Кузнецов. — Екатеринбург: У-Фактория.- М.: Астрель, 2010. — 895 с.
11. Деррида, Ж. Диссеминация (La Dissemination) Текст. / Ж. Деррида // пер. с фр. Д. Кралечкина; науч. ред. В. Кузнецов. — Екатеринбург: У-Фактория, 2007. 608 с.
12. Дианова, В. М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность Текст. / В. М. Дианова. СПб.: Петрополис, 1999. - 238 с.
13. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда Текст. / Э. Дюркгейм // Западно-европейская социология XIX-начала XX веков. М., 1996. - С. 256-309.
14. Жеребкин, С. В. Тендерная проблематика в философии Текст. / С. В. Жеребкин // Введение в тендерные исследования. Ч. I: учебное пособие/под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001.-СПб.: Алетейя, 2001.- С. 390-426.
15. Жеребкина, И. А. Субъективность и тендер: тендерная теория субъекта в современной философской антропологии Текст. / И. Жеребкина. -СПб.: Алетейя, 2007. -312 с.
16. Ильин, И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм Текст. / И. П. Ильин. М.: Интрада, 1996. - 256 с.
17. Ильин, И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа Текст. / И. П. Ильин. М.: Интрада, 1998. - 255 с.
18. Иригарэ, JI. Пол, который не единичен Текст. / Л. Иригарэ // Введение в тендерные исследования. Ч. II: хрестоматия/ под ред. C.B. Жеребкина.-Харьков: ХЦГИ, 2001.- С.127-135.
19. История философии: Запад-Россия-Восток Текст. / под ред. Н. В. Мотрошиловой. -М.: Греко-латинский кабинет, 1998. -Кн. 2. — 560 с.
20. Каган, М. С. Философия культуры Текст. / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 1996. — 414 с.
21. Кампанелла, Т. Город солнца Текст. / Кампанелла Т. // Зарубежная фантастическая проза прошлых веков: социалистические утопии. -М: Правда, 1989.-С. 133-188.
22. Кант, И. Антропология с прагматической точки зрения Текст. / И. Кант // Соч.: в 6 т. Т. 6. -М.: Мысль, 1966.- 743 с.
23. Кант, И. Наблюдения над чувствами прекрасного и возвышенного Текст. / И. Кант // Соч.: в 6 т. Т. 2. -М.: Мысль, 1964.
24. Кант, И. Ответ на вопрос: что такое Просвещение? Текст. / И. Кант // Соч.: в 6 т. Т. 6. -М.: Мысль, 1966. 743 с. -С.25-36.
25. Киммел, М. Тендерное общество Текст. / М. Киммел. -М.: Российская политическая энциклопедия, 2006. 464 с.
26. Коннелл, Р. Современные подходы Текст. / Р. Коннелл // Хрестоматия феминистских текстов: переводы / под ред. Е. Здравомысловой и А. Темкиной. СПб: «Дмитрий Буланин», 2000. — 304 с. -С. 251-279.
27. Лиотар, Ж.-Ф. Заметки о смыслах «пост» Текст. / Ж.-Ф. Лиотар // Иностранная литература. 1994. - № 1. - С. 54-66.
28. Лиотар, Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн Текст. / Ж.-Ф. Лиотар // Ежегодник лаборатории постклассических исследований Института философии РАН. Под ред. Е.В. Петровской. М.: Ас1 Ма^пет, 1994. -С. 303-323.
29. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна Текст./ Ж.-Ф. Лиотар // пер. с франц. Н. А. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. - 160 с.
30. Маньковская, Н. Б. Париж со змеями. Введение в эстетику постмодернизма Текст. / Н. Б. Маньковская. М., 1994. -220 с.
31. Мор, Т. Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии Текст. / Т. Мор //
32. Зарубежная фантастическая проза прошлых веков: социалистические утопии. -М: Правда, 1989. 608 с. -С. 19-130.
33. Ницше, Ф. Веселая Наука Текс. / Ф. Ницше // Сочинения в 2 т. Т. 1. Литературные памятники.-М.: Мысль, 1990.- 829с.- С.491-719.
34. Платон и феминизм (научно-аналитический обзор) Текст. // Феминизм: перспективы социального знания / отв. ред. О. А. Воронина. -М.: ИФ РАН-ИНИОН, 1992. С.56-76.
35. Сиксу, Э. Хохот Медузы Текст. / Э. Сиксу // Введение в тендерные исследования. Ч. 2: Хрестоматия. — Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. -991 с. -С.799-821.
36. Смит, С. Постмодернизм и социальная история на Западе: проблемы и перспективы Текст. / С. Смит // Вопросы истории. 1997. —N 8. -С.154-161.
37. Спиноза, Б. Избранные произведения / Б. Спиноза // В 2 томах. Т. 1. / — Изд. 2-е. — СПб.: Наука, 1999. — 489 е.; Т. 2. / — Изд. 2-е. — СПб.: Наука, 1999. — 629 с.
38. Тартаковская, И.Н. Тендерная социология Текст. / И.Н. Тартаковская. -М.: ООО «Вариант» при участии ООО «Невский Простор», 2005. 368 с.
39. Ушакин, С.А. Поле пола Текст. / С.А. Ушакин.- Вильнюс: ЕГУ.- М.: ООО «Вариант», 2007. -320 с.
40. Уэст, К. Создание тендера Текст. / К. Уэст, Д. Зиммерман // Хрестоматия феминистских текстов: переводы / под ред. Е. Здравомысловой и А. Темкиной. СПб: «Дмитрий Буланин», 2000. - 304 с. -С. 193-219.
41. Философский энциклопедический словарь Текст. / С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. М.: Сов. энцикл., 1989. -2-е изд. -816с.
42. Фуко, М. Рождение клиники Текст. / М. Фуко. -М.: Смысл, 1998. 310 с.
43. Хубер, Д. Теория тендерной стратификации Текст. / Джоан Хубер // Антология тендерной теории: сб. пер. / сост. и комментарии Е.И. Гаповой и А.Р. Усмановой. -Мн.: Пропилеи, 2000. -384 с. -С. 77-98.
44. Шкловский, В. Повести о прозе: Размышления и разборы Текст. / В. Шкловский. -М: Художественная литература, 1983. 672 с.
45. Эпштейн, М. От модернизма к постмодернизму: диалектика «гипер» в культуре XX века Текст. / М. Эпштейн // Новое Литературное Обозрение. 1995. -№ 16. - С. 32-47.
46. Эпштейн, М. Постмодерн в России. Литература и теория Текст. / М. Эпштейн. -М.: Изд-е Р, Элинина, 2000. 368 с.
47. Якимович, А. Культурная парадигма авангарда и постмодерна Текст. / А. Якимович // Иностранная литература. — 1994. № 1.- С.241-248.
48. Аврелий, Августин. Исповедь Электронный ресурс. / Аврелий Августин. http://www.philosophy.rU/library/august/01/0.html
49. Аквинский, Фома. Сумма теологии Электронный ресурс. / Фома Аквинский. http://library-institute.ru/books/foma-akvinskiy-summa-teologii-fragmenty.doc
50. Аристотель, О возникновении животных Электронный ресурс. / Аристотель, http://www.evolbiol.ru/aristotl. htm
51. Аристотель, Политика Электронный ресурс. / Аристотель. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/54572
52. Барт, Р. S/Z Электронный ресурс. / Р. Барт. http://yanko.lib.ru/books/cultur/bart-sz-18.pdf
53. Барт, Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика Электронный ресурс. / Р. Барт, http://readr.ru/rolan-bart-semiotika-poetika-izbrannie-raboti.html
54. Барт, Р. Смерть автора Электронный ресурс. / Р. Барт. http://www.philology.ru/literature 1 /barthes-94e.htm
55. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания Электронный ресурс. / П. Бергер, Т. Лукман. http://www.fidel-kastro.ru/sociologia/berger lukman.htm
56. Бовуар, С. Второй пол Электронный ресурс. / http:/ / www, gumer. info/bibliotekBuks/Psihol/B ovuar/
57. Бэкон, Ф. Великое восстановление наук, Новый органон Электронный ресурс. / Ф. Бэкон, http://lib.rus.ec/b/261057/read
58. Делез, Ж. Логика смысла Электронный ресурс. / Ж. Делез. http://www.i-u.ru/biblio/archive/dilez logsmsl/
59. Делез, Ж., Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения Электронный ресурс. / Ж. Делез, Ф. Гаватари. http://museum.philosophy.pu.ru/ old site/content/students/science/library/books/deleuse capitalisme.pdf
60. Деррида, Ж. Шпоры: Стили Ницше Электронный ресурс. / Ж. Деррида. philomsk.3dn.ru/addforum 2/der s.doc
61. Деррида, Ж. О грамматологии Электронный ресурс. / Ж. Деррида. http://www.koob.ru/derrida/ogrammatologii
62. Исповедник, Св. Максим. Главы о любви, перевод из дореволюционного «Добротолюбия», т. 3. Электронный ресурс. / Св. Максим Исповедник. http://krotov.info/acts/07/2/ispde amor.html
63. Локк, Д. Два трактата о правлении Электронный ресурс. / Дж. Локк. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/43657
64. Маркс, К., Энгельс, Ф. Немецкая идеология Электронный документ. // К. Маркс, Ф. Энгельс. http://marxism-leninism.narod.ru/Library/Marx /Ideologia.html
65. Медиоланский, Амвросий. Творения по вопросу о девстве и браке Электронный ресурс. / Медиоланский Амвросий; пер. А. Вознесенского // http://www.bogoslov.ru/librarv/text/273 83/index.html
66. Нисский, Св. Григорий. Об устроении человека Электронный ресурс. / Св. Григорий Нисский. http ://mystudies .narod.ru/1 ibrary/g/gregny ss/ ustroen/content.htm
67. Пизанская, Кристина. Из «Книги о Граде Женском» Электронный ресурс./ Кристина Пизанская. http://www.newlibrary.ru/book/ pizanskaiakristina/izknigi о grade zhenskom.html
68. Платон, Государство Электронный ресурс. / Платон. http://lib.ru/P OEEAST/PL ATO/gosudarstvo .txt
69. Платон, Законы Электронный ресурс. / Платон. http://www.philos ophy.ru /library/pl ato/02/0 .html
70. Платон, Пир Электронный ресурс. / Платон. http://www.philo sophy.ru/library/plato/ pir.html
71. Платон, Тимей Электронный ресурс. / Платон, http://psylib.org.ua/ books/platoOl/27timei.htm
72. Руссо, Ж.Ж. Эмиль или о воспитании Электронный ресурс. / Ж.Ж. Руссо, http://www.marsexx.ru/tolstoy/russo-emil.html
73. Руссо, Ж.Ж. Юлия, или Новая Элоиза Электронный ресурс. / Ж.Ж. Руссо, http://lib.rus.ec/b/210348/read
74. Фуко, М. История безумия в классическую эпоху Электронный ресурс. / М. Фуко, http://lib.rus.ec/b/139322
75. Фуко, М. История сексуальности Электронный ресурс. / М. Фуко. http://politzone.in.ua/index.php?id=319
76. Фуко, М. Надзирать и наказывать Электронный ресурс. / М. Фуко. http://www.philosophy.ru/library/foucault/03/fuko oglavlenie.html
77. Фуко, М. Это не трубка Электронный ресурс. / М. Фуко. http://www.gumer.info/bogoslovBuks/Philos/fuko/trubka.php
78. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства Электронный ресурс. / Ф.Энгельс, http://lib.rus.ec/b/l 66346/read
79. Эуригена, Иоанн Скот. О разделении природы Электронный ресурс. / Иоанн Скот Эуригена. http://anthropology.rchgi.spb.ru/eriugena/eriugenas2.htm
80. Arendt, Н. On Violence. San Diego; New York: Harcourt Brace Jovanovich, 1970.
81. Best, S. and Kellner, D. Postmodern Theory: Critical Interrogations. Guilford Press. 1991.
82. Boyne, R. and Rattansi, A. eds. Postmodernism and Society, London: MacMillan, Ch. 1. 1990.
83. Butler J. Excitable Speech: a Politics of Performativity. New York: Routledge.1997.
84. Butler, J. Gender trouble: Feminism and subversion of identity. New York: Routledge, 1990.
85. Butler, J. Revising Bodies and Pleasure // Theory, Culture and Society. 1999. Vol. 16 (2).
86. Butler, J. Sexual Inversions // Caputo, J., Yount, M. (eds.) Foucault and the Critique of Institutions. University Park: The Pennsylvania University Press. 1993.
87. Butler, J. Subjects of Desire : Hegelian Reflections in Twentieth-Century France. New York: Columbia University Press, 1999.
88. Butler, J. The Psychic Life of Power: Theories in Subjection. Stanford: Stanford University Press, 1997.
89. Collier J., Rosaldo M. Politics and Gender in Simple Societies // Sexual Meanings: The Cultural Construction of Gender and Sexuality/ Ed. S.B. Ortner, H. Whitehead. Cambridge: Cambridge University Press, 1981.
90. Epstein, C.F. Deceptive Distinctions. New Haven: Yale University Press, 1988.
91. Farrell, W. The Myth of Male Power. New York: Berkley Books, 1994. -382 p.
92. Farrell, W. Women Can't Hear What Men Don't Say. New York: Penguin Putnam Inc. 1999. -372 p.
93. Foucault, M. Truth and power // Gordon et al. (eds.) Power/Knowledge: Selected interviews and other writings, 1971-1977. New York: Pantheon, 1980.
94. Fraser, N. Unruly practices: power, discourse, and gender in contemporary social theory. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1989.
95. Freud, S. Female Sexuality // E. Young-Bruehl (ed.) Freud on Women: A Reader. New York, London: W. W. Norton & Company, 1990.
96. Freud, S. The Dissolution of the Oedipus Complex //P. Gay (ed.). The Freud Reader. New York, London: W. W. Norton & Company, 1995.
97. Freud, S. The Ego and the Id //P. Gay (ed.). The Freud Reader. New York, London: W. W. Norton & Company, 1995.
98. Freud, S. Three Essays on the Theory of Sexuality //P. Gay (ed.). The Freud Reader. New York, London: W. W. Norton & Company, 1995.
99. Garber, M. The Chic of Araby: Transvestism, Transsexualism and the Erotic of Cultural Appropriation //L. Epstein and K. Straub (eds.) Body Guards: The Cultural Politics of Gender Ambiguity. London, New York: Routledge, 1991.
100. Gatens, M. Towards a Feminist Philosophy of the Body, in Barbara Caine, E.A. Grosz, and Marie de Lepervanche, eds. // Crossing Boundaries: Feminist and the Critique of Knowledge. Sydney: Allen and Unwin, 1988 -P. 59-70.
101. Grassie, W. Postmodernism: What One Needs to Know. Journal of Religion and Science. March 1997. Vol. 35 (1-2). P. 83-94.
102. Grosz, E. Volatile Bodies: Toward a Corporeal Feminism. Bloomington and Indianapolis: Indiana University Press, 1994. -257 p.
103. Harris M. Cannibals and Kings. New York; Random house, 1978. -351 p.
104. Harris M. Cows, Pigs, Wars and Witches: The Riddle of Culture. New York: Random house, 1975. -238 p.
105. Hartsock N. Foucault on Power: a Theory for Women //Feminism / Postmodernism / Ed. By L. Nicholson. New York and London: Routledge, 1990. P. 24-46.
106. Harvey, D. The Condition of Postmodenity. Blackwell Publishing Ltd, 2004. -378 p.
107. Heckman S. Feminist Interpretation of Michel Foucault. Pennsylvania: Pennsylvania State University, 1996.
108. Komarovsky M. Functional Analysis of Sex Roles/ / American Sociological Review. -№ 15. -1950. P. 508-516.
109. Lacan, J. Ecrits: A Selection. Trans, by A. Sheridan. New York, London: W. W. Norton & Company. 1977.
110. Lacan, J. The Mirror Stage as Formative of the Function of the I as Revealed in Psychoanalytic Experience // J. Lacan. Ecrits: A Selection. Trans, by A. Sheridan. New York, London: W. W. Norton & Company, 1977.
111. Lauretis, T. Alice Doesn't: Feminism, Semiotics, Cinema. — Bloomington: Indiana University Press, 1984. -232 p.
112. Lauretis, T. Technologies of Gender: Essays on Theory, Film and Fiction. Bloomington: Indiana University Press, 1987.
113. Leacock, E. Montagnais Women and the Jesuit Program for Colonization// Women and Colonization/ Ed. M. Etienne, E. Leacock. New York: Praeger, 1980.
114. Leacock, E. Women's Status in Egalitarian Society: Implications for Social Evolution// Current Anthropology. 1978. Vol. 19. № 2. P. 247-273.
115. Levi-Strauss C. The Elementary Structures of Kinship. Oxford: Alden Press, 1969. -545 p.
116. Macey, D. The Lives of Michael Foucault: A Biography. New York: Pantheon Books, 1993.
117. Martin, M.K., Voorhies B. Female of the Species. New York: Columbia University Press, 1975.
118. Mead M. Male and Female: a Study of Sexes in Changing World. New York, 1975.-477 p.
119. Mead M. Sex and Temperament in Three Primitive Societies. New York: William Morrow, 1935.
120. Mitchell, J. Psychoanalysis and Feminism: A Radical Reassessment of Freudian Psychoanalysis. Penguin Books, 2000. -288 p.
121. Moore, H. The problem of explaining violence in the social science. // P. Harvey and P. Gow (eds.) Sex and Violence: Issues in Representation and Experience. London and New York: Routledge, 1994.
122. Norris, C. Spinoza and the Origins of Modern Critical Theory/ Oxford: Blackwell, 1991. -322 p.
123. Olien, M. The Human Myth. New York: Harper and Row, 1978.
124. Parsons, T. Age and Sex in the Social Structure, in Talcott Parsons, Essays in Sociological Theory. Glencoe, Illinois: The Free Press, 1954. -461 p. P. 89103.
125. Parsons, T., Bales, R. Family, Socialization and Interaction Process. London. Routledge, 2003. -423 p.
126. Parsons, T. Social Structure and Personality. London: The Free Press, 1970.
127. Parsons, T. The Father Symbol: an Appraisal in the Light of Psychoanalytic and Sociological Theory //Parsons, T. Social Structure and Personality. London; The Free Press, 1970.
128. Parsons, T. The Incest Taboo in Relation to Social Structure and the Socialization of the Child // Parsons, T. Social Structure and Personality. London; The Free Press, 1970.
129. Shapiro, J. Transsexualism: Reflection on the Persistence of Gender and the Mutability of Sex // L. Epstein and K. Straub (eds.) Body Guards: The Cultural Politics of Gender Ambiguity. London, New York: Routledge, 1991.
130. Smart, B. Postmodenity. Routledge, 1993.-169 p.
131. Sokal, A., Bricmond, J. Fashionable Nonsense, Postmodern Intellectuals' Abuse of Science. Picador. 1999. -320 p.
132. Tavris, C. Wade C. The Longest War. New York: Harcourt, Brace, 1984. -416 P
133. Tiger, L. Fox. R. The Imperial Animal. New York: Transaction Publishers, 1997. -308 p.
134. Tuttle, L. Encyclopedia of Feminism. London: Arrow Books, 1986. P. 305.
135. Vasterling, V. Butler's sophisticated constructivism: a critical assessment. // Hypatia, 1999, 14 (3).
136. Whelehan, I. Modern Feminist Thought: From the Second Wave to «Post-feminism». Edinburgh University Press. 1995. -271 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.