Философский и социально-политический консерватизм Жозефа де Местра тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Самуйлов, Геннадий Николаевич
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 187
Оглавление диссертации кандидат философских наук Самуйлов, Геннадий Николаевич
ВВЕДЕНИЕ.з
ГЛАВА ПЕРВАЯ. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ Ж. ДЕ
МЕСТРА.
§. 1 .Определение консерватизма.
§. 2. Революция.
§. 3. Суверенитет.
§. 4. Метод и политическая философия.
§. 5. Метафизические предпосылки.
§. 6. Общество, нации, конституции. a). Общество. b). Нация. c). Конституции.
§. 7. Формы правления. a). Монархия. b). Аристократическая форма правления. c). Демократия. d). Представительная демократия.
§. 8. Де Местр о России.
ГЛАВА ВТОРАЯ. РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ ПОЗИЦИЯ Ж. ДЕ
МЕСТРА.
Раздел первый.
§. 1. Теологические и метафизические проблемы. a). Бог. b). Мироздание. c). Антропология. d). Язык.
§. 2. Моральная философия. a). О Провидении. b). Теодицея. c). Воля и свобода.
Раздел второй. Философия, религия, наука. Влияние и критика философии Нового времени.
§. 1. Соотношение религии, философии, науки.
§. 2. Критика де Местром философии Ф. Бэкона. a). Тема науки и религии. b). Прогресс. c). Индукция и силлогизм. d). О сущности. e). Опыт. f). Материя и причинность. g). Causes finales.
§. 3 Д. Локк как главный оппонент учения о врожденных идеях.
§. 4 Н. Мальбранш.
§.5. О Канте.
§.6. Д.Юм.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Религиозно-философская мысль Жозефа де Местра в контексте формирования консервативных традиций Европы и России2009 год, доктор философских наук Дегтярева, Мария Игоревна
Теория политики Жозефа де Местра2005 год, кандидат политических наук Пикуль, Дмитрий Леонидович
Ж. де Местр и политическая философия русского консерватизма второй половины XIX в.: М. Н. Катков, Ф. И. Тютчев1996 год, кандидат философских наук Полякова, Наталья Валерьевна
Политическая идеология французского консерватизма первой половины XIX века2003 год, кандидат политических наук Гордеев, Кирилл Алексеевич
Социально-политические идеи Жозефа де Местра и консервативная мысль России XIX века2008 год, кандидат политических наук Абдуселимов, Мирзега Абдуселимович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философский и социально-политический консерватизм Жозефа де Местра»
Актуальность исследования. Жозеф де Местр (1753-1821) является одним из самых ярких представителей консерватизма. О нем никогда не забывали ни на Западе, ни в России и чаще всего на него ссылались как на крупнейшего идеолога ультрамонтанства, монархизма. Трудно представить себе какую-либо научную работу, затрагивающую вопросы традиционализма и консерватизма без упоминания его имени и его идей. Самые разные политические направления использовали его идеи, разнообразно интерпретируя его парадоксальные высказывания. Выданный исторический момент с его эпохальными изменениями как нельзя более актуально обращение к творчеству савойского мыслителя. Очень важно сопоставить теоретически осмысленный традиционалистами социально-политический опыт Европы XYIII века с современными процессами. Их подходы позволяют рассмотреть соотношение динамических процессов с инвариантными структурами личности и социума, предстающие у де Местра в оригинальной и парадоксальной форме.
В силу того, что на русский язык переведены всего лишь две работы и небольшая часть писем де Местра, то его можно считать труднодоступным для отечественного читателя автором. Но, самое главное это то, что осталась вне внимания значительная часть из его наследия, связанного с попыткой де Местра противопоставить альтернативное секулярному видение мира. В этих своих усилиях он опирался на богатый исторический опыт, трактуя историю как «эксперимент» и всячески стараясь вырвать узурпированное с его точки зрения научное познание из рук атеистически и материалистически ориентированных философов. В этой борьбе он выступает в частности как весьма компетентный историк философии.
Серьезным препятствием для адекватного воспроизведения и анализа творчества мыслителя является игнорирование религиозно философских оснований его мысли. А ведь он, по сути, оценивал свои книги как работы в области метафизики. В «Рассуждениях о Франции», в «Санкт-Петербургских вечерах» все рассматриваемые вопросы проблематизируются и решаются в границах центрального понятия, которым является провидение. Что касается «Исследования философии Ф. Бэкона», то лучшее в ней это вовсе не ее критика, а именно реализация собственного видения де Местром метафизической проблематики.
Следовательно, кроме собственно историко-философского исследования творчества де Местра в максимально полном объеме предполагается особо рассмотреть в диссертации вопросы, связанные с институтами науки и религии. В связи с этим, необходимо проанализировать проблемы, которые поднимаются в «Санкт-Петербургских вечерах» и в « Исследовании философии Ф. Бэкона».
Степень научной разработанности проблемы. В отечественной литературе тема философских взглядов де Местра освящена слабо, отдельные аспекты или не разрабатывались вообще, или же, если и исследовались, то почти всегда в контексте социально-политической .теории, и часто вне его религиозно-философской позиции. Защищены две кандидатские диссертации: одна историком М. Дегтяревой «Консервативная адаптация Ж. де Местра», другая по кафедре русской философии Санкт-Петербургского Университета Н.Поляковой, которая основное внимание уделила влиянию де Местра на русских консервативных мыслителей. На Западе прямо противоположная картина; исследовательская работа не прекращалась никогда, продолжается она и сейчас. В обзоре литературы основные направления этой работы будут отражены. В Савойе существует исследовательский институт, который, хотя и не регулярно, но уже на протяжении тридцати лет издает журнал « Revue des etudes maistriennes». Объявлено о выходе пятнадцатого номера в декабре 2004 года.
Цель диссертации. Рассмотреть философские, религиозные, научные и социально-политические взгляды и представить реконструкцию учения де
Местра в его органической целостности и единстве, особо выделив феномен науки. Наука понимается де Местром не как синоним естествознания, а включает гуманитарную часть, прежде всего политику, мораль и историю.
Методология исследования. Прежде всего, это анализ основных трудов де Местра; «Размышления о Франции», «Этюд о суверенитете», «Санкт-Петербургские вечера», «О Папе», «Исследование философии Ф: Бэкона», обзор и анализ литературы, связанной с вопросами эпистемологии, сопоставление позиций философов Нового времени: Ф. Бэкона, Д.Локка, №Мальбранша, Д.Юма, И.Канта с точкой зрения де Местра В диссертации используются следующие методологические принципы: - сравнительно-исторический метод, историко-герменевтический анализ.
Научная новизна исследования.
• Впервые в отечественной научной литературе исследуются религиозно-философские и эпистемологические аспекты в^ творчестве де Местра. Особое внимание уделяется попытке де Местра создать и обосновать религиозно» оправданную научную практику, противопоставив ее господствующему в XYIII-XIX веках процессу секуляризации научного познания.
• Проанализированы работы де Местра «Исследование философии Бэкона» и «Санкт-Петербургские вечера» с целью выявления собственной философской позиции савойского мыслителя. Именно эти две работы позволяют реконструировать метафизику и эпистемологию де Местра, которые в своей сущности базируются на ортодоксальных догматах христианства и опираются на платоническую методологию.
• Де Местр отстаивает христианскую картину мира, в которой подчеркивает центральное значение морального модуса для всего мироздания. В осмыслении и описании мира обращается к вопросу о Провидении, опираясь на стоические и платонические разработки данной темы, в частности на трактаты Сенеки и Плутарха. Отстаивает позицию, согласно которой в глубинных основаниях человеческой природы есть врожденное знание. В связи с этим тезисом божественное откровение мыслится им по аналогии с человеческим научением, обучением.
• Наряду с апологетикой христианского мировоззрения де Местр подвергает систематической критике процесс секуляризации, распространившейся во всех областях общественной жизни XYIII столетия. Своей главной задачей по этому вопросу он видел в теоретическом обосновании религиозно оправданной научной деятельности. В борьбе за науку главным своим противником он определяет атеистически ориентированный сциентизм, основывающийся на адаптированных просветителями философских системах Ф. Бэкона, Дж. Локка, Д. Юма.
• В процессе критического анализа философии Нового времени и Просвещения де Местр выступает в качестве историка философии, демонстрируя при этом собственную глубокую вовлеченность в историко-философский процесс.
В процессе исследования получены следующие новые результаты, выносимые на защиту:
• Сформулирован тезис и продемонстрировано, что в основании выдвигаемых учений де Местра находится глубоко продуманная христианская метафизическая система платонического типа, первая посылка которой признает существование высшего Разума, Бога, сотворившего все для разума, а вторая - постулирует факт посткатастрофического состояния мироздания. Творчество де Местра является моральной метафизикой, органично включающей в себя теологический, социально-антропологический, политический и исторический аспекты. Нужно признать, что де Местра более всего и, прежде всего, интересовал моральный модус мироздания.
• Поставлен вопрос о значении науки в философии де Местра. Показано, что одной из центральных задач в творчестве савойского мыслителя было осмысление места, роли и значения науки в истории человечества. Он выступает против просвещенческого рационализма и борется за религиозно оправданную науку.
• Поставлен и частично решен вопрос о де Местре как историке философии. Рассмотрено отношение де Местра к философии античности и к философским системам Нового времени: Ф. Бэкона, Д. Локка, Н. Мальбранша, Д. Юма, И. Канта.
• Политологическая проблематика представлена в свете метафизики де Местра. Продемонстрировано, что он теоретически обосновывает идеологию консерватизма на основании христианского традиционализма, выступая против теорий «общественного договора» и «естественного права». Но в борьбе с априорной методологией формулирует принцип истории как эксперимента, посредством которого все теоретические положения необходимым образом верифицируются социально-политическим опытом человечества.
Научно-практическое значение исследование. Материалы исследования могут быть использованы в общих курсах по истории зарубежной философии, по политологии, а также в спецкурсах.
Апробация работы. Материалы диссертационного исследования обсуждались на кафедре истории зарубежной философии МГУ им. Ломоносова 11.10.04.
Положения диссертации отражены автором в публикациях.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Во введение включены биография и обзор литературы. Первая глава посвящена социально-политическим вопросам. Вторая глава разделена на две части. В первой части два раздела, в первом -рассматриваются, вопросы онтологии, антропологии и языка. Во втором разделе исследуется проблема Провидения и сопутствующих этой проблеме
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Секуляризация и религия в философско-общественной мысли Арабского Востока2000 год, доктор философских наук Сухейль Фарах
Религиозно-политические взгляды С.Т. Кольриджа2009 год, кандидат исторических наук Королев, Алексей Владимирович
Историко-философская традиция в русской философии конца XIX - первой трети XX вв.2004 год, доктор философских наук Ермишин, Олег Тимофеевич
Метафизика русского Просвещения2003 год, доктор философских наук Бубнов, Юрий Александрович
Эволюция этических взглядов С.Н. Булгакова2006 год, кандидат философских наук Алексеева, Екатерина Петровна
Заключение диссертации по теме «История философии», Самуйлов, Геннадий Николаевич
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании исследованного материала можно сделать вывод о том, что взгляды де Местра о неизбежном атропоцентризме всего научного познания, о невозможности избежать метафизических предпосылок в познании, а также его идеи о природе каузального объяснения и роли интуиции в научном открытии соответствуют современным представлениям.
Такой же точки зрения придерживается Лари А. Сидентоп. В своей диссертации (1966) он приходит к заключению, что выводы де Местра о научном методе вполне согласуются с современными представлениями философии науки.
Де Местр, был среди тех, кто настаивал на том, что научное объяснение предполагает выдвижение и проверку гипотез, сами гипотезы являются результатом интуиции, а не результатом каких-то методов, которые могут быть описаны или кодифицированы. То, что мы называем естественными причинами и законами, является гипотетическими отношениями производимые разумом для объяснения наблюдаемых регулярностей. Сами эти отношения возникают в разуме благодаря опыту или, что тоже самое, постоянному соединению каких то фактов, которые в дальнейшим становятся экспектациями. Но, после книг Д.Юма вряд ли эти идеи могут рассматриваться как оригинальные.
Следует подчеркнуть важность критики индуктивизма Ф. Бекона в социально-политической сфере, осуществленного де Местром различения экспереметально верифицируемого знания и знания человеческих практик, и, наконец, следует отметить предостережения де Местра об опасности, которая вытекает из эпистемологической путаницы и неясности.
Оун Бредли также находит современной критику де Местром понимания Просвещением смысла и назначения науки, оценку де Местром средневековой философии, ее продуктивности и ограниченности. Совпадает точка зрения де Местра с современной оценкой вклада алхимии в науку. Он один из первых кто обратил внимание на влияние нумерологии и пифагореизма в исследованиях Кеплера. В противовес Ф. Бэкону де Местр, исходя из традиционалистской установки, акцентирует внимание на значении для развития науки культурных, интеллектуальных и символических источников348.
Существует и иной взгляд на философию науки де Местра. Французский исследователь Жан-Ив Праншер полагает, что ничего нового в книгах де Местра в данной области не содержится. Утверждение де Местра о невозможности никакой науки без допущения врожденных идей признается -справедливым, но он считает, что эту саму по себе очень сложную проблему врожденных идей де Местр запутывает в своей полемике в связи с индукцией. Праншер считает, что де Местр не различает логическую проблему условий истинности знания и проблему, вплотную прилегающую к трансцендентальному вопросу об условиях истинности априорного знания самого по себе. Четко не прояснен- вопрос о психологическом и эмпирическом основании идей.
Иными словами, некоторые проблемы могут быть истолкованы как вопрос генетического программирования, как это делают в современной биологии, а, с другой стороны, как проблема, поставленная и решенная И. Кантом. В связи с Кантом Праншер находит знание де Местром его философии поверхностным и, что называется, из вторых рук. Он не смог оценить- революционности кантовской философии. Праншер считает, что если взгляды де Местра представляются некоторым как бы предвосхищающими взгляды некоторых современных философов, то это происходит потому, что эти мыслители пытаются реактивировать идеи, ведущие начало от Декарта или еще ранее. Они отказываются признать
348 Owen Bradley. Cornell University Ph.D. thesis, 1992 радикальную трансформацию И. Кантом терминов эпистемологической
349 дискуссии .
Политология. Де Местр, будучи консерватором, отказывается мыслить в терминах и перспективах прогрессистской философии и одновременно отвергает детерминистскую причинность, как она представлена, например, в классической физике». Его интеллектуальные усилия направлены на то, чтобы заложить основы современной ему эпистемы, восстанавливающей связь с традициями христианского Запада. Он считает, что традиция несет в себе порядок и движение истории, вне которых нет иной альтернативы, кроме как тирании или анархии. Полностью сметя общественный уклад жизни и государственный строй старой Франции, революция захотела на место истории поставить разум. Де Местр, противостоя революции, становится теоретиком контрреволюции. Он исходит из ясного понимания того, что всякое жестокое потрясение обусловливает возврат к принципу, общему для любого организованного общества: к неизбежному и неизменному состоянию, которое регулирует отношение между правителями и* управляемыми.
Де Местр был один из первых, кто начал борьбу с представлениями, полагающими возможным создать новое общество или новую систему управления, основываясь только лишь на принципах, выведенных рационально и применяемых по собственно воле. В противовес подобному подходу история в качестве глобального эксперимента ставится им во главу угла при рассмотрении любых вопросов, касающихся устройства и осуществления жизненно важных функций общественных институтов. Способ политического устройства, а именно конституция, не может быть просто написана, невозможна такая конституция, которая подходит всем нациям. Она должна исходить из обычаев, населения, религии, географического положения, политических связей, богатства, достоинства и
349 Pranchire, Jean-Yves, "La philosophie de Joseph de Maistre", REM, No. 13 (2001): 49-62. недостатков конкретного народа. Все это придает неповторимое своеобразие каждой нации. Ни одно великое учреждение не создается путем рассуждения, творения людей тем более хрупки, чем более сложный научный аппарат и чем больше мыслей были применены априори. Жизнеспособная конституция никогда не является результатом искусственного творения, она всегда проявление необходимости. Конституции выражают необходимые отношения, которые непрерывно развиваются и изменяются, частично или полностью, вместе с объективными • условиями, определившими их изначальную форму. В конституции находит свое выражение исторический процесс.
Не существует так же такой формы правления, которая была бы лучше других. Политическая систехМа, будь то монархическая или республиканская, хороша, если приспособлена к условиям места, материальным и духовным факторам, преобладающим в конкретной стране. У монархии есть свои преимущества, так как она гарантирует наибольшую стабильность. Вместе с тем де Местр не разделяет точку зрения, например Бональда, считающего, что монархия по сути своей имеет преимущество перед всеми другими формами правления. Он выступает лишь против намерения установить республику везде, например, в государствах с многочисленным населением. Политическая модель, созданная абстрактно, общезначимая для всех людей, везде и всегда невозможна, хотя бы потому, что не существует абстрактного человека.
Де Местр не отвергает ни самого факта развития, ни его значения для цивилизации. Разные системы правления могут быть хороши не только для разных народов, но и для одного и того же народа - в разные времена. Если существует одна легитимность — историческая, то история есть изменение, незаметная эволюция или внезапный разрыв. К наследию нужно относится с почтениехМ, но не слишком цепляться за древности. Прежде всего, нужно смотреть на нынешнее состояние наследия. История осуществляется людьми, но действуют они в согласии с провидением. Люди не могут творить из ничего, они имеют только возможность организовывать, модифицировать, улучшать или ухудшать. Действие человеческой воли ограничено природой вещей.
Де Местр признает за политикой право изменять реальность согласно своей воле, но он предостерегает против чрезмерных абстрактных построений и волюнтаризма. Политическая философия призвана, опираясь на историю и опыт, найти, извлечь законы политического мира, указать границы действий человека и, исследуя настоящее, предвидеть будущую историческую эволюцию.
Единственный путь возвыситься до всеобщего лежит через особенное. В разных местах и в разные времена люди достигают всеобщей, универсальной цели своими собственными средствами. Каждый народ составляет живую органичную целостность, наделенную собственным духом. Нации являются такими средоточиями, в которых люди по воле Божьей могут развивать свои моральные качества и достигать любого совершенства, на которые они способны. Де Местр, как и Берк, полагает, что нацию нельзя отождествлять с нынешним поколением. Нация есть объединение не только > живущих, но также живших ранее и умерших, а, кроме того, всех тех, кто еще когда-нибудь родиться. Нация существует сама по себе, существует с незапамятных времен, она неистребима и никогда не умирает. Сплоченность нации определяется общностью территории, веры, языка и общего исторического прошлого. Де Местр был решительным противником договорного определения нации.
В вопросе о суверенитете он использует и развивает теории Жана Боне и Боссюэ. Революционные события и интервенция привели его к убеждению, что нация обретает единство, обусловленное историей. Во имя защиты нация наделяет абсолютньши полномочиями власть, то есть она восстанавливает суверенитет в его чистом абсолютном виде. Суверенитет абсолютен, неважно принадлежит он одному лицу или нескольким, он всегда есть абсолютная власть, деспотическая в самом полном смысле слова.
О де Местре часто говорят как об апологете войны. Это может быть верно, только если учитывать, что он вовсе не утверждает, что война это хорошо. Война это ужасное бедствие и, тем не менее, она естественна для падшего человека. Вражда, постоянное насилие и борьба рассматривается как обычное состояние падшего человечества. Прогресс вовсе не является следствием мирной деятельности человека, мир всего лишь краткая передышка в жизни народов. Непрерывная борьба никогда не мешала цивилизациям прогрессировать, а скорее стимулировала развитие. Де Местр подчеркивал очищающие и возрождающие функции войны. Война освобождает народы от слабости, неверия, пороков. Омывая души народов в крови, она возвращает им молодость. Истинными плодами рода человеческого являются не люди, а искусства, науки, великие предприятия, идеи, мужественные добродетели. Всему этому способствует война, хотя она и уничтожает людей.
В книгах де Местра в полной мере обнаруживаются все признаки консервативного мышления, которое можно определить, опираясь на К. Мангейма через следующие характеристики: антирационализм, (но с серьезными оговорками) историзм, апология национальной традиции, синтетический характер мышления. Одним из главных выводом диссертации является констатация того факта, что философия де Местра религиозна в своем основании, и вне этого аспекта, вряд ли правомерно, было бы рассматривать и его политическое учение.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Самуйлов, Геннадий Николаевич, 2004 год
1. Маритен Ж. «Человек и государство», М. 2000
2. Маркович А. «Жозеф де Местр и Сен-Бёв в письмах к Стурдзе-Эдлинг» Литературное наследство. Т. 33-34. М. 1939
3. Полякова Н.В. «О роли «экспериментального метода политико-философской системе Ж. Де Местра», Санкт-Петербург. Серия «Symposium», Выпуск №12. Поппер К.Р. Объективное знание. М.2002
4. Современная теоретическая социология» в 4-х томах под редакцией Давыдова. М. 2000
5. Соколов В.В. «Средневековая философия» М. 1979 Соколов В.В. «Европейская философия XY-XYII вв.» М.1996 Соловьев Вл.С. «Жозеф де Местр» Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, СПб, 1897
6. Столяров А.А. «Свобода воли как проблема европейского морального самосознания». М. 1999
7. Степанов М. Вермаль Ф. «Жозеф де Местр в России». Литературноенаследство. Т.29-30 М. 1937
8. Субботин А. Л. «Френсис Бэкон», М. 1974
9. Федорова М. Классическая политическая философия. М., 2001
10. Федорова М. «Традиционализм как антирационализм» М., Полис №2 1996
11. Шмит К. Политическая теология. М. 2000
12. Хоружий С.С. «Карсавин и де Местр». Вопросы философии. 1989 №3
13. Юм Д., соч., в 2 томах, М. 1996
14. Bayle Francis «Les idees politiques de Josephe de Maistre». Lion. 1944 Cioran, «Essai sur la pensee reactionnaire a propos de Joseph de Maistre». Fata Morgana. 1977.
15. Joseph de Maistre's life, thought and influence: selected studies/ ed. by Lebrun.
16. Monreal, Kingston: Mcgill-queen's University Press, 20011.c, M. de "Precis de la philosophie de Bacon". Paris, 1802
17. Matyaszewski P. "La philosophie de la soci6te ou Г idee de la unite humaineselon Joseph de Maistre" Lublin. 2002
18. Bastien Miquel. "Joseph de Maistre un philosophe de tszar" Paris. 2000 Maistre J. de. «Ecrits sur la revolution». Paris. 1989
19. Maistre J. de. «De la souverainete du people» (un anti-contrat social). Paris. 1992
20. Maistre J. de «Delais de la justice divine, dans la punition des coupables». Ouvrage de Plutarque, nouvellement traduit, avec des additions et des notes, par le compte Josephe de Maistre. Oeuvres du conte Josephe de Maistre. Tom deusieme. Paris. 1876
21. Содержание полного издания в 14-ти томах трудов Жозефа де Местра. Лион. (1884-1889). Изданно Эманюэлем Витт.
22. Tome I: Considerations sur la France (1797), Trois fragments sur la France (1794), Essai sur le principe generateur des constitutions politiques et des autres institutions humaines (1812), Etude sur la souverainete (1794-1795).
23. Tome II: Du Pape (1816-1817).
24. Tome III: De l'Eglise gallicane (1818), Lettres sur l'lnquisition espagnole (1815).
25. Tome IV: Soirees de Saint-Petersbourg (1809-1821) six premiers entretiens.
26. Tome V: Soirees de Saint-Petersbourg suite., Eclaircissement sur les sacrifices (1810). Sur les delais de la justice divine (1816).
27. Tome IX: Correspondance (1786-1805). Tome X: Correspondance (1806-1807). Tome XI: Correspondance (1808-1810). Tome XII: Correspondance (1811-1814). Tome XIII: Correspondance (1815-1816). Tome XIV: Correspondance (1816-1821).1. БИБЛИОГРАФИЯ
28. Beik, Paul. The French Revolution Seen from the Right: Social Theories in Motion, 1789-1799. Philadelphia : American Philosophical Society, 1956. La meilleure introduction generale aux ecrivains fran?ais des Contre-Lumieres.
29. Berlin, Isaiah. "Joseph de Maistre and the Origins of Fascism", in The Crooked Timber of Humanity. Ed. Henry Hardy. Londres: John Murray, 1990. Une interpretation provocatrice de la signification de l'oeuvre maistrienne pour la societe actuelle.
30. Bradley, Owen, A Modern Maistre: The Social and Political Thought of Joseph de Maistre. Lincoln and Londres: University of Nebraska Press, 1999. Une nouvelle interpretation stimulante.
31. Cazzola, Piero, "Lettres inedits des freres de Maistre conservees a la Bibliotheque Centrale Municipale de Turin (1779-1830)", Revue des etudes maistriennes REM., No. 13 (2001), 111-141.
32. Costa de Beauregard, Charles-Albert, Un Homme d'autrefois. Paris : Plon, 1910.
33. Darcel, Jean-Louis, "Les Annees d'apprentissage d'un contre-revolutionnaire : Joseph de Maistre a Lausanne, 1793-1797", REM, No. 10 (1986-87): 7-135.
34. Darcel, Jean-Louis, "Joseph de Maistre et la Revolution fran?aise", REM, No. 3 (1977), 29-43.
35. Darcel, Jean-Louis, Da "Des Penitents noirs a la franc-ma5onnerie: aux sources de la sensibilite maistriennes", REM, No. 5-6 (1980): 69-95.
36. Darcel, Jean-Louis, "Les bibliotheques de Joseph de Maistre, 1768-1821", REM, No.9 (1985): 5-118.
37. Darcel, Jean-Louis, "Registres de la correspondance de Joseph de Maistre", REM, No. 7 (1981): 9-266.
38. Darcel, Jean-Louis, "Les chemins de l'exil, 1792-1817", REM, No. 13 (2001), 3548.
39. Darcel, Jean-Louis, "Etat present de la recherche maistrienne", Cahiers de Г Association Internationale des Etudes
40. Descostes, Fran9ois, Joseph de Maistre avant la Revolution: souvenirs de la societe d'autrefois, 1753-1793. 2 vols. Paris: Picard, 1893.
41. Descostes, Francis, Joseph de Maistre pendant la Revolution: ses debuts diplomatiques, le marquis de Sales et les emigres, 1789-1797. Tours: A. Mame et fils, 1895.
42. Descostes, Francis, Joseph de Maistre inconnu : Venice-Cagliari-Rome (17971803). Paris : Champion, 1904.
43. Descostes, Francis, Joseph de Maistre orateur. Chambery : Perrin, 1896.
44. Donnadieu, Aristide, Les Origines languedociennes de Joseph de Maistre. Chambery : Dardel, 1942.
45. Doublet, Georges, "Gli antenati Nizzardi del Savoiardo Guiseppi De Maistre", Bollettino dell'Associazioni fra Oriundi Savoiardi e Nizzardi Italiani, No. 17, Decembre 1829. Resume de F. Vermale, "L1 Ascendance ni9oise de Joseph et
46. Xavier de Maistre", Memoires et documents publiees par la Societe savoisienne d'histoire et d'archelogie, No. 66 (1929) : 281-9.
47. Edwards, David W., "Count Joseph de Maistre and Russian Educational Policy, 1803-1828", Slavic Review, No. 36 (1977) : 54-75.
48. Faivre, Antoine, "Joseph de Maistre et Tilluminisme: rapports avec Willermoz", REM, No. 5-6 (1980) : 125-32.
49. Finger, Margrit, Studien zur literarischen Technik Joseph de Maistres. Marburg, 1972.
50. Fuchs, Michel, "Edmund Burke et Joseph de Maistre", Revue de l'Universit6 d'Ottawa, No. 54 (1984) : 49-58.
51. Garrard, Graeme, "Maistre, Judge of Jean-Jacques : An Examination of the Relationship between Jean-Jacques Rousseau, Joseph de Maistre, and the French Enlightenment", These de doctorat, Oxford University, 1995.
52. Garrard, Graeme, "Rousseau, Maistre, and the Counter-Enlightenment", History of Political Thought, No. 15 (Spring 1994) : 97-120. Excellente analyse du sujet.
53. Garrard, Graeme, "Joseph de Maistre's Civilization and its Discontents", Journal of the History of Ideas, 1966, 429-46.
54. Gignoux, G.-J., Joseph de Maistre: prophete du passe, historien de l'avenir. Paris: Nouvelles Editions Latines, 1963. L'une des plus fiables des biographies maistriennes courantes.
55. Glaudes, Pierre, Joseph de Maistre et les figures de l'histoire : Trois essais sur un precurseur du romantisme fran?ais. Cahier Romantique No. 2, Clermont-Ferrand, 1997.
56. Glaudes, Pierre, "Joseph de Maistre essayiste Cahiers de l'Association Internationale des Etudes Franfaises, No. 52 (mai 2000) : 117-32.
57. Godechot, Jacques, The Counter-Revolution: Doctrine and Action, 1789-1804. New York: Howard Fertig 1971. Traite d'ecrivains anglais et fransais, mais pour ces derniers, n'apporte rien de nouveau par rapport a Beik (voir infra).
58. Gooch, G. P., French Profiles: Prophets and Pioneers. Londres : Longmans, 1961.
59. Goyau, Georges, La Pensee religieuse de Joseph de Maistre d'apres des documents inedites. Paris : Perrin, 1921. Introduction instructive au sujet, meme si elle n'est pas des plus recentes.
60. Griefer, Elisha, "Joseph de Maistre and the Reaction against the Eighteenth Century", American Political Science Review, 15 (1961): 591-8.
61. Guilland, Agnes, "L' erudition de Joseph de Maistre dans Les Soirees de Saint-Petersbourg", REM, No. 13 (2001) : 143-239.
62. Guyon, Edouard-Felix, "Joseph de Maistre: diplomate sarde, temoin et juge de son temps, 1792-1817", Revue d'histoire diplomatique, No. 97 (1983) : 75-107.
63. Holdsworth, Frederick, Joseph de Maistre et l'Angleterre. Paris : Campion, 1935. Etude objective et instructive des connaissances de Maistre en litterature anglaise et de l'influence de celle-ci sur l'ecrivain Savoyard.
64. Huber, Max, Die Staatsphilosophie von Joseph de Maistre im Lichte des Thomismus. Basel: Helbing and Lichtenhaln, 1958.
65. Maistre, Henri de, Joseph de Maistre. Paris: Perrin, 1990. Descendant en ligne directe de Joseph de Maistre, l'auteur de cet ouvrage a mis a profit les archives familiales. II eclaire avec brio le developpement psychologique de Maistre.
66. Mandoul, J., Joseph de Maistre et la politique de la maison de Savoie. Paris : Alcan, 1899
67. Margerie, Amedee de, Le Comte Joseph de Maistre: sa vie, ses ecrits, ses doctrines, avec des documents inedites. Paris: Librairie de la Societe Bibliographique, 1882. Peu de documents inedits ; neanmoins la premiere biographie a caractere scientifique.
68. Matyaszewski, Pawel, "Joseph de Maistre et Montesquieu. Approche biographique", Cahiers de l'Association Internationale des Etudes Fran9aises, No. 52 (mai 2000): 85-101.
69. Matyaszewski, Pawel, La philosophie de la societe ou l'idee de Г unite humaine selon Joseph de Maistre, Lublin, Universite Catholique de Lublin, 2002.
70. Miltchina, Vera, "Joseph de Maistre en Russie: apercpu de la reception de son oeuvre", REM, No. 13 (2001) : 63-89.
71. Montmasson, J.M., L'Idee de Providence d'apres Joseph de Maistre. Lyon : Vitte, 1928. La seule consideration systematique de l'idee maitresse des Soirees de Saint-Petersbourg.
72. Murray, John Courtney, "Political Thought of Joseph de Maistre", Review of Politics, No. 11 (1949): 63-86. Ecore utile en depit de sa date de parution. Murray propose une approche nuancee de la question.
73. Un Portrait de Joseph de Maistre й*асё par sa fille Constance", Etudes, No. 125 (1910): 493-507.
74. Pranchere, Jean-Yves, "L'Autorite contre les Lumieres: la philosophic de Joseph de Maistre", These, Universite de Rouen, 1992. Etude de premier ordre.
75. Pranchere, Jean-Yves, "La philosophie de Joseph de Maistre", REM, No. 13 (2001): 49-62.
76. Pranchere, Jean-Yves, Qu'est-ce que la royaute? Joseph de Maistre, Paris : Vrin, 1992.
77. Pranchere, Jean-Yves, "Maistre dans la dialectique des Lumieres", Cahiers de l'Association Internationale des Etudes Fran9aises, No. 52 (mai 2000): 103-15.
78. Rebotton, Jean, Etudes maistriennes: nouveau aper?u sur la famille de Maistre et sur les rapports de Joseph de Maistre avec Monsieur de Stedingk. Aosta: Bibliotheque de l'Archivum Augustanum, 1974.
79. Rebotton, Jean, "Les freres de Maistre et le berceau Savoyard", REM, No. 13 (2001): 9-33.
80. Rebotton, Jean, "Lamartine et la famille Maistre", REM, No. 4 (1978): 91-139.
81. Rebotton, Jean, "Maistre, alias Josephus a Floribus, pendant la Revolution: reperes et conjectures", REM, No. 5-6(1980): 141-81.
82. Rebotton, Jean, "Nouveau aper?us sur l'education et l'attitude religieuse du jeune Maistre", REM, No. 3 (1977): 5-23.
83. Rials, Stephane, "Lecture de Joseph de Maistre", Memoire, No. 1 (1984): 21-48.
84. Riquet, Michel, "Joseph de Maistre et le Pere Barruel", REM, No. 5-6 (1980): 28395.
85. Sampson, Barbara, "La Rhetorique de l'essai dialogue chez Joseph de Maistre", McGill University M.A. thesis, 1977.
86. Secret, Bernard, Joseph de Maistre, Substitut et Senateur. Chambery : Dardel, 1927.
87. Seilliere, Ernest, "Joseph de Maistre et Rousseau", Comptes rendues des seances de l'Academie des Sciences Morales et Politiques, No. 194 (1920) : 321-63.
88. Siedentop, Larry Alan, "The Limits of the Enlightenment: A Study of Conservative Political Thought in Early Nineteenth-century France with Special Reference to Maine de Biran and Joseph de Maistre", These de doctorat, Oxford University, 1966.
89. Slama, Alain-Gerard, Les Chasseurs d'Absolu: Genese de la gauche et de la droite. Paris : Bernard Grasset, 1980.
90. Soltner, Jean-Louis, "Le Christianisme de Joseph de Maistre", REM, No. 5-6 (1980): 97-110.
91. Thurston, Benjamin, "Joseph de Maistre: Logos and Logomachy,»D.Phil, thesis, Brasenose College, Oxford, 2001.
92. Trenard, Louis, "Joseph de Maistre et ses amis lyonnais", REM, No. 8 (1983) : 4658.
93. Vallin, Pierre, "Les 'Soirees' de Joseph de Maistre: Une creation theologique originale", Recherches des Science Religieuses, No. 74 (1986) : 341-62.
94. Vermale, Francis, Joseph de Maistre emigre. Chambery : Dardel, 1927.
95. Watt, E.D., "The English Image of Joseph de Maistre", European Studies Review, 4 (1979) : 239-59. Recense les etudes en anglais sur Maistre jusqu'en 1979.
96. Zopel-Finger, Margrit, "Quod semper, quod ubique. ou L'art de fermer la bouche au novateurs", in Joseph de Maistre tra Illuminismo e Restaurazione, Ed. Luigi Marino, Turin : Centre Studi Piemontesi, 1975.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.