Философский анализ специфики взаимосвязи отчуждения и освоения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Шинкова, Светлана Сергеевна

  • Шинкова, Светлана Сергеевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Магнитогорск
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 146
Шинкова, Светлана Сергеевна. Философский анализ специфики взаимосвязи отчуждения и освоения: дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Магнитогорск. 2007. 146 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Шинкова, Светлана Сергеевна

Введение.

Глава 1 Концепции отчуждения и освоения в истории философской мысли: опыт типологизации.

1.1 Представления об отчуждении и освоении в доклассических и классических философских учениях.

1.2 Развитие представлений об освоении и отчуждении в неклассической философии.

Глава 2 Видопроявления отчуждения и освоения в структуре бытия человека.

2.1 Специфика освоения социума в условиях отчужденного мира.

2.2 Особенности отчуждения и освоения в интерсубъективных взаимодействиях.

2.3 Категории «отчуждение» и «освоение» в контексте рефлексии.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философский анализ специфики взаимосвязи отчуждения и освоения»

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время меняются условия взаимодействия человека с миром. В процессе освоения действительности индивидом происходит перманентный рост его возможностей. Всестороннее развитие потенциального содержания человека, обретая статус действия природного закона, становится условием развития цивилизации. Одновременно возрастают и требования к людям, предъявляемые технизированным миром, что влияет как на физическое состояние практически каждого человека, так и на его психическое здоровье. Человеческая жизнь претерпевает существенные изменения в связи с усложнением содержания социальных, политических, экономических связей в обществе. При этом усиливается отчуждение во всех сферах общественной жизни, возникают новые факторы, детерминирующие отчужденное состояние человека.

Отчуждение является неотъемлемым позитивным моментом и процессом в формировании личности до тех пор, пока его воздействие на человеческое «Я», на сознание и самосознание индивида не становится однозначно разрушающим. Деструктивный характер проявления отчуждения преодолеть достаточно трудно. Человеку необходимо постоянно осваивать мир и анализировать свое место в социальной реальности, осознавать свое понимание ее, критически осмысливать ценностные ориентиры, предлагаемые ему социумом. В противном случае обществу угрожает опасность конформизма, превращения людей в «социальные атомы».

Жизнь показывает, что невозможно рассматривать сущность отчуждения, нивелируя освоение. Отчуждение и освоение являют собой диалектически связанные категории, с использованием которых может быть осуществлен всесторонний анализ различных уровней бытия человека и социума. Отчуждение и освоение - это атрибутивные характеристики человеческого сознания и бытия. В силу этого они, а также их взаимоотношение относятся к сфере «вечных» философских проблем, актуальность разработки которых носит непреходящий характер.

Степень разработанности проблемы. Анализируемая литература по исследуемой проблеме свидетельствует о том, что уже философами Древней Греции многие смысложизненные и мировоззренческие вопросы разрабатываются в контексте процесса «отчуждение-освоение». Такой подход обнаруживается в учениях Гераклита, Платона, Аристотеля.

Проблеме отчуждения и его преодолению уделялось внимание средневековыми философами. В концепциях Августина Блаженного, Фомы Аквинского мы обнаруживаем не только акт создания мира Богом посредством отчуждения, но и антропологический аспект отчуждения в акте грехопадения. Освоение здесь проявляется как обретение человеком истинного знания о Боге, о заложенных Им в мире потенциях, о причинах фактического отчуждения, о специфике связи Бога и человека. Средневековую традицию анализа отчуждения и освоения развивают современные религиозные философы Ю.М. Бохеньский, Ж. Маритен, П. Тейяр де Шарден, П.Тиллих.

В философии Нового времени и Просвещения в трудах таких мыслителей, как К.А. Гельвеций, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк, Т. Гоббс, отчуждение и освоение рассматривались в политическом и юридическом аспектах в контексте анализа прав и свобод граждан в государстве. Философы стремились обосновать и распространить идею о том, что избавление от деструктивных последствий отчуждения возможно через освоение людьми правового пространства, осознание ими общих целей, которые могут быть достигнуты посредством координированного действия всех людей в обществе на основе справедливого законодательства.

В современной отечественной философии роль отчуждения и освоения в политике и праве исследуется В.Е. Гулиевым, В.Е. Давидовичем,

Ю.А. Ждановым, Ю.В. Карпенковым, А.А. Костиным, В.В. Низовцевым, З.Ш. Саидовым, А.А. Топорковым, Е.В. Фигурой и другими.

Традицию представителей немецкой классической философии И. Канта, И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, в учениях которых отчуждение и освоение обретают статус атрибутов не только человеческого сознания, но и Абсолюта, общественного устройства, продолжают в XX веке персоналисты - Ж. Лакруа, Э. Мунье, Дж. Ройс, Дж. X. Хауисон. Отчуждение и освоение - это две стороны, характеризующие деятельность сознания и выступающие предпосылками возникновения и осуществления познавательного процесса. Работа по выявлению специфики отчуждения и освоения с этих позиций была продолжена В.У. Бабушкиным, В.Н. Зайченко, В.Н. Кузнецовым, М. Лилла, Г. Лукачем, A.M. Максимовым, В.А. Погосяном, С.П. Поцелуевым, Ю. Селивановым, Е.М. Солиной, Л.Р. Сулеймановым и другими отечественными и зарубежными исследователями.

С диалектико-материалистических позиций, характерных для философии К. Маркса и Ф. Энгельса, отчуждение рассматривается как кризисное состояние человечества, которое необходимо и возможно преодолеть через освоение материально-производственной сферы. Данный вариант трактовки взаимосвязи отчуждения и освоения представлен в концепциях таких мыслителей, как К. Акселос, Э.М. Викторов, К. Голд, Р.К. Горман, В. Горозия, Р.А. Емельянов, В. Зита, Э.В. Ильенков,

B.Л. Иноземцев, К.М. Какабадзе, И.Н. Кальной, Л.Н. Коган, Д.К. Лукач,

C. Лукес, В.В. Макаров, И.С. Нарский, А.П. Огурцов, Т.И. Ойзерман, С. Перкинс, К.В. Петков, Т. Таирако, С.В. Шачин.

Эвристически эффективным в исследовании отчуждения и освоения оказалось применение социологизаторского подхода, основу которого заложили Э. Блох, Г. Зиммель, В. Дильтей, Ф. Ницше, О. Шпенглер, М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе. Сторонники этого подхода, к которым можно отнести А.К. Абишеву, Р. Арона, Н.А. Вторушина,

Э. Дюркгейма, Ч.Г. Зигфрида, Г.Н. Киреева, С.М. Ковалева, И.С. Кона,

A.В. Матреночкина, Р.Мертона, X. Ортега-и-Гассета, К. Поппера,

B.C. Степина, П.А. Сорокина, А. Суворова, С.В. Тихонову, А.С. Фролова, полагают, что причинами, условиями и источниками преодоления отчужденного состояния человека в мире являются социальные факторы, а освоение понимается ими как анализ человеком социального отчуждения и специфики своей включенности в социальную структуру.

Для исследователей, являющихся сторонниками учений 3. Фрейда, К.Г. Юнга, Э. Фромма и К. Хорни характерен психологизаторский подход к осмыслению освоения и отчуждения. В их концепциях отчуждение и освоение характеризуют не только сознание, но и бессознательное, деятельность которого обусловливает усиление отчуждения в социуме за счет интенсификации самоотчуждения. Освоение же понимается ими как способ обретения человеком внутренней гармонии через прояснение структуры и способа функционирования своего бессознательного. В частности, анализу специфики человеческой психики и сознания как истоков внутриличностного и межличностного отчуждения, детерминирующих возникновение и усиление социального отчуждения, и трансформацию способов освоения мира, посвящены работы таких авторов, как Е.Б. Беззубова, А.Н. Долгов, И.В. Журавлев, И.А. Зайцева, В.В. Пшенников, М.Ю. Руденко, А.Ш. Тхостов, М.В. Шугуров, Г.М. Эмрих.

Р. Барт, Г. Гадамер, Ж. Делёз, Ж. Деррида, Ю. Кристева, Ж.-Ф. Лиотар, М. Фуко, развивая представление о структуре языка как первопричине всякого отчуждения и детерминанте различных форм освоения, положили начало осмыслению данных феноменов в русле философии языка и герменевтики. Постмодернисты понимают под освоением осознание обусловленности человеческого сознания той языковой метареальностью, в которой происходило формирование личности; в данном случае речь ведется о прояснении смыслов и значений языка, правил языковых игр, об осмыслении трансформации семантического пространства языка в зависимости от контекстов. Взаимосвязь отчуждения и освоения, детерминированная языковой метареальностью и проблемами ее семиотического и семантического анализа, анализируется в произведениях таких авторов, как Н.С. Автономова, Д.В. Анкин, X. Арендт, Э. Бенвенист, У.К. Гэй, И.П. Ильин, П. Козловски, В. А. Кутырев, Ж. Лакан, Н.И. Лопханова, Н.Б. Маньковская, Д.У. Орлов, Е.Г. Орлянская, Ж. Отье-Ревю, Ф. де Соссюр, Г.А. Тульчинский, М.А. Чешков, Т. Чэнтер.

В нашей работе объектом исследования выступают отчуждение и освоение как атрибутивные характеристики человеческого бытия и сознания. Предметом исследования является диалектика взаимосвязи отчуждения и освоения.

Целью работы является проведение философского анализа специфики взаимосвязи отчуждения и освоения.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

- раскрытие взаимосвязи категорий «отчуждение» и «освоение», выявление их онтологического и гносеологического содержания;

- исследование специфики основных методологических подходов к изучению отчуждения и освоения в доклассической, классической и неклассической философии;

- анализ специфики освоения социума человеком в условиях отчужденного мира;

- рассмотрение особенностей отчуждения и освоения в интерсубъективных взаимодействиях;

- определение роли категорий «отчуждение» и «освоение» в контексте анализа рефлексивной деятельности сознания.

Научная новизна работы заключается в следующем:

- разработана авторская типология представлений об отчуждении и освоении в доклассической, классической и неклассической философии;

- обоснован онтологический статус категорий «освоение» и «отчуждение», который состоит в том, что они характеризуют особенности взаимоотношения между человеком и миром. В связи с этим постулируется положение о неотъемлемости процесса «отчуждение-освоение» от деятельностного характера природы человека;

- обнаружено изменение характера освоения личностью семантической и содержательной наполненности мира в условиях усиления отчуждения в обществе;

- в контексте анализа интерсубъективных взаимодействий выявлены факторы, ведущие к возникновению отчужденного состояния в межличностных взаимоотношениях, а также обоснован отчужденно-осваивающий характер процесса преодоления отчуждения;

- доказано, что рефлексивную деятельность сознания можно представить как видопроявление процесса «освоение-отчуждение». Методологическая и теоретическая основа исследования.

Методологическую основу анализа взаимосвязи категорий «отчуждение» и «освоение» составили диалектические принципы единства исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному, всесторонности, реалистичности, объективности, рациональной обоснованности и доказательности.

В процессе исследования феноменов отчуждения и освоения в рамках аналитико-критической традиции западной философской мысли использовался компаративистский подход, герменевтический и аналитико-синтетический методы, что позволило типологизировать разнородные и разнообразные философские представления об отчуждении и освоении.

Теоретическая и практическая значимость работы. Полученные в диссертации результаты имеют важное концептуальное и эвристическое значение: способствуют более глубокому пониманию сущности ряда современных проблем бытия человека; создают предпосылки для выявления одного из оснований построения адекватной картины становления и развития личности в современных условиях.

Решение поставленных в диссертации задач способствует разработке нетрадиционных методологических подходов к изучению категорий «отчуждение» и «освоение». Рассмотрение этих категорий в единстве как атрибутивных характеристик человеческого бытия создает предпосылки эффективного выявления причин кризисных явлений в современном обществе и условия их разрешения. Данные диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке учебных материалов по философии, разработке и чтении общих и специальных курсов по онтологии и теории познания.

Апробация диссертационного исследования. Основные идеи диссертации прошли апробацию в практическом преподавании автором курса философии в Оренбургской государственной медицинской академии, в докладах и на заседаниях кафедр философии и других общественных наук в городах Оренбурге и Магнитогорске, на научно-практических конференциях различного уровня, а также отражены в публикациях, список которых приведен в конце автореферата.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы, включающего наименований. Содержание изложено на страницах машинописного текста.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Шинкова, Светлана Сергеевна

Заключение

Мы выяснили, что отчуждение и освоение специфически связаны между собой. Специфика взаимосвязи отчуждения и освоения заключается в их фундаментальности и атрибутивности, в том, что все сферы (социальная, политическая, экономическая, духовная) и все уровни (межличностный, внутриличностный) человеческой жизни подчинены процессу «отчуждение-освоение». На основе разработанной типологии представлений об отчуждении и освоении в доклассичечской, классической и неклассической философии выявлены особенности понимания древними и современными философами отчужденно-осваивающего характера бытия и человеческого сознания.

Философские представления древних мыслителей об освоении и отчуждении являются преимущественно космоцентрическими: через призму взаимосвязи отчуждения и освоения рассматриваются вопросы связанные с происхождением человека, предрасположенного к осмыслению своего космического окружения и себя как космического существа. Представления средневековых мыслителей об отчуждении и освоении имеют тео-антропоцентрический характер. Освоение предстает как обретение человеком истинного знания о Боге, о заложенных Им в мире потенциях, о причинах фактического отчуждения и отчуждения возможного. В концепциях мыслителей Нового времени и Просвещения корни отчуждения и освоения носят социальный характер. Человек отчуждается от самого себя и от других людей из-за специфического устройства общества, институты которого довлеют над ним, внося дисгармонию в межличностные отношения и в его самоощущение. Наряду с этим избавление от негативных последствий отчуждения осуществляется через освоение социального пространства. Представления немецких трансценденталистов об отчуждении и освоении были охарактеризованы как гносеологические, так как они видят истоки отчужденно-осваивающего характера бытия в особенностях человеческой природы, а точнее - специфической организации человеческого сознания. Представления марксизма об отчуждении и освоении имеют социально-диалектический характер: предполагается, что корни отчуждения берут свое начало в материально-производственной сфере общества, а освоение предстает как работа по осознанию и осмыслению законов социально-исторического развития, способствующая снятию экономического отчуждения.

Если типологизация представлений об освоении и отчуждении в доклассической и классической философии проводилась на основе признания приоритета той или иной области действительности в возникновении и существовании несовершенства мира, то выделение типов неклассических представлений об отчуждении и освоении должно быть основано на превалирующем влиянии тех или иных факторов на процесс формирования и функционирования сознания человека. На этом основании можно сказать, что анализ взаимосвязи отчуждения и освоения в современной философии носит субъективистский характер, проблематизируя отчужденное сознание человека как исходный пункт возникновения и преодоления всякого отчуждения в осваивающей деятельности. Однако в зависимости от того, какого рода факторы влияют на усиление отчужденного состояния сознания, обозначаются социологизаторские, психологизаторские, экзистенциальные и постмодернистские трактовки специфики взаимосвязи отчуждения и освоения. Соответственно, в социологизаторских трактовках человеческое сознание и бытие детерминировано особенностями развития и функционирования социума, специфической структурой социальных отношений, в которые вступают люди; в психологизаторских концепциях -детерминантами отчужденно-осваивающей природы сознания являются биологические особенности развития человека; в экзистенциальных концепциях - сознание человека обусловлено специфическим положением человека в мире, дефинидируемым как экзистенция; в постмодернистских -функционирование отчуждения и освоения на феноменальном уровне детерминировано влиянием языка на сознание, способствующего конституированию человеком себя и мира.

В современной действительности процесс освоения мира претерпевает существенные изменения, при этом меняется и социальная реальность в целом. Семиотическое и семантическое освоение человеком социальной реальности, формирование представлений о действующих в ней закономерностях трансформируется в результате усиления отчуждения в обществе и изменения условий, в которые поставлен человек как познающее, мыслящее, рефлектирующее существо. Характерной чертой социальной реальности является изменение в субъект-объектном полюсе. В рамках взаимодействия человека и общества, наблюдается все больший разрыв между потребностями, желаниями, целями личности и ценностно-нормативной системой общества. Человек начинает жить в двух мирах, личностном и общественном, имеющих в аксиологическом аспекте все меньше точек соприкосновения, что и является непосредственным фундаментом для отчужденного состояния человека.

Общество с большей интенсивностью распространяет влияние на человека и на его личностный мир, усиливая отчуждение в процессе освоения им социальных норм, требований, ценностей. Анализ отчужденно-осваивающего характера интерсубъективных взаимодействий позволил нам выделить следующие причины возникновения отчуждения в интерсубъективных взаимодействиях: 1) характер аксиологической системы, к которой был приобщен индивид в процессе социализации; 2) специфика внутриличностного содержания и генезиса самого человека; 3) физиологические и психологические особенности личности, выражающиеся в непрекращающемся процессе воспроизводства интересов и потребностей; 4) степень валентности установки субъектов по отношению друг к другу, зависящая от многих факторов, в том числе от социальноисторических; 5) разница в оценке и понимании контекста, руководствуясь которым субъекты выстраивают свои отношения. Один из важнейших источников отчуждения в интерсубъективных взаимодействиях заключается в специфике данности Другого - в его случайном характере, в невозможности прогнозировать его поступки и мысли, в эффекте обратного восприятия людьми друг друга.

Анализируя объективные и субъективные факторы ведущие к возникновению отчужденного состояния в процессе интерсубъективного взаимодействия, мы пришли к заключению, что предпосылкой возникновения отчуждения на межличностном уровне является отчужденное, разорванное состояние сознания индивида: с одной стороны, человек стремится к единству с другими людьми, полагая освоить и проявить в своей матрице мировидения неизвестные ранее элементы; с другой стороны, наряду с процессом освоения, человек пытается не только сохранить свою идентичность, но и утвердить свое «Я», что на предметном уровне приводит к возникновению межличностного отчуждения, а на уровне метафизическом - к усугублению отчужденного состояния самого человека. Поэтому специфика освоения коммуникативного и социального пространства, а также межличностное и социальное отчуждение обусловлены онтологический характером отчуждения и освоения, коренящимся в природе человеческого сознания. В связи с этим в нашем исследовании акцент смещается с рассмотрения отчуждения как внешнего феномена, характеризующего существование человека в обществе, на выявление глубинных основ отчужденного состояния человека через анализ рефлексивной деятельности сознания.

Взаимосвязь отчуждения и освоения четко прослеживается в каждом рефлексивном акте. В рефлексии происходит разделение знания на субъект и объект. Отчуждение от части знания, предстающего в качестве объекта, сопровождается одновременным его освоением как отличным от субъекта, благодаря чему субъект в определенной степени осваивает себя, осознавая тождественность самому себе на новом уровне, в то же время фиксируя свою отчужденность в результате специфической деятельности сознания, приводящей к разделению знания на субъект и объект. Основываясь на принципе интенциальности, мы пришли к выводу, что рефлексивную деятельность сознания можно охарактеризовать как процесс «освоения-отчуждения»: с одной стороны, идет процесс отчуждения от непосредственной мыслимости предмета осмысления, с другой стороны, только таким образом возможно его понимание, актуализация, семантическое прояснение, включение в матрицу мировидения, то есть освоение, что позволяет человеку в большей степени приблизиться к пониманию самого себя.

Исследование показало, что учет проявления специфики взаимосвязи отчуждения и освоения при исследовании и решении различных социальных, межличностных, внутриличностных проблем становится необходимым условием для будущего гармоничного существования и развития человечества. Анализ отчужденно-осваивающего процесса в структуре мира, человеческого бытия и сознания способствует прояснению и более глубокому пониманию" экзистенциальных и герменевтических вопросов. В частности, рассмотрение категорий «отчуждение» и «освоение» в паре позволяет иначе взглянуть на коммуникационный процесс, на условия, способствующие возникновению понимания между людьми, на специфику прояснения собственного семантико-семиотического пространства через освоение пространства Другого. Исследование проявления отчужденно-осваивающих процессов в структуре человеческой психики способствует обнаружению новых факторов формирования психических проблем и разработке новых методов их разрешения.

Рассмотрение специфики взаимосвязи отчуждения и освоения в контексте анализа человеческой деятельности приводит к выявлению дополнительных источников отчужденного пребывания личности в социуме, к обнаружению трансформации социальных отношений и изменения взаимодействия личности с обществом, а также к определению особенностей воздействия искусственной материальной среды, созданной человеком на его физическое, интеллектуальное и психическое состояния.

Таким образом, выявленная диалектическая взаимосвязь отчуждения и освоения позволяет всесторонне описать особенности человеческого бытия и мышления, показать их принципиальную незавершенность, наметить пути плодотворного решения проблем существования человека в современном мире.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Шинкова, Светлана Сергеевна, 2007 год

1. Абишева, А.К. Социальное отчуждение и концепция неврозов З.Фрейда /А.К. Абишева // Евраз. сообщество: экономика, политика, безопасность. -Алма-Аты, 1998.-№4.-С. 189-196.

2. Аверина, О.Р. Отчуждение в политической сфере общественной жизни: социально-философские аспекты: автореф. дис. . канд. филос. наук: 09.00.11 / О.Р. Аверина. М., 1992. - 22 с.

3. Автономова, Н.С. Рефлексия в науке и философии / Н.С. Автономова // Проблемы рефлексии в научном познании. Куйбышев, 1983. - 423 с.

4. Андриянова, Е.А. Феномен отчуждения в эпоху глобализации/ Е.А. Андриянова, С.В. Тихонова // Гуманизм, глобализм и будущее России: материалы междунар. науч. конф. СПб., 2002. - С. 146-149.

5. Анкин, Д.В. Пролегомены к семиотике философии / Д.В. Анкин. -Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2003. 294 с.

6. Арендт, X. Vita active, или о деятельной жизни / X. Арендт; пер. с нем. и англ. В.В. Бибихина. СПб: «Алетейя», 2000. - 437 с.

7. Аристотель. Сочинения: Философская проза. Стихотворения / Аристотель. Калининград: «Янтар. сказ», 2002. - 542 с.

8. Арон, Р. Демократия и тоталитаризм / Р. Арон; пер с фр. Г.И. Семенова. -М.: Текст, 1993.-301 с.

9. Бабушкин, В.У. Философия духа: Опыт интенционального анализа / В.У. Бабушкин; РАН, Каф. философии. М., 1995. - 102 с.

10. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт; пер. с фр., сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. - 615 с.

11. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. М.: Искусство, 1972. - 532 с.

12. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. М.:1. Искусство, 1986. 654 с.

13. Беззубова, Е.Б. Клинические особенности этапов формирования деперсонализации в подростковом и юношеском возрасте / Е.Б. Беззубова // Журн. неврологии и психиатрии. 1985. - № 11. - С. 16801684.

14. Белова, Т.В. Отчуждение в культуре: (Социологический аспект) : дис. . док. филос. наук: 22.00.01 / Т.В. Белова. -М., 1993. -310 с.

15. Бенвенист, Э. О субъективности в языке / Э. Бенвенист // Бенвенист Э. Общая лингвистика / Э. Бенвенист; пер. с фр. Ю.Н. Караулова; общ. ред. Ю.С. Степанова. М., УРСС, 2002. - 446 с.

16. Бердяев, Н.А. Царство духа и царство кесаря / Н.А. Бердяев. М.: Республика, 1995. 382 с.

17. Беспалов, А.И. Отчуждение деятельности как философская проблема: дис. . канд. филос. наук: 09.00. 11 / А.И. Беспалов; МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 2004. - 204 с.

18. Блох ,Э. Тюбингенское введение в философию / Э. Блох; пер. с нем., вступ. ст. С.Е. Вершинина. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1997. -393 с.

19. Бодрийяр, Ж. Забыть Фуко / Ж. Бодрийяр; пер. с фр. Д. Калугин. -СПб.: Даль, 2000.-89 с.

20. Бодрийяр, Ж. Общество потребления: Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр; пер. с фр., послесл. и примеч. Е.А. Самарской. М.: Республика: Культур, революция, 2006. - 268 с.

21. Брунер, Дж. Психология познания / Дж. Брунер. М.: Наука, 1977. -385 с.

22. Бухтояров, А.А. Рефлексия в измененных состояниях сознания / А.А. Бухтояров // Рефлексивные процессы и управление. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003. - С. 24-25.

23. Бэкон, Ф. Новый органон / Ф. Бэкон; пер. с латин. и англ. Б. Цируле. -Рига: Звайгзне, 1989. 315 с.

24. Валеева, З.Р. Сущностная и содержательная сторона нравственного отчуждения / З.Р. Валеева // Вестн. Башкир, ун-та. Уфа, 1998. - № 2. -С. 48-50.

25. Василюк, Ф.Е. Психология переживания. (Анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк. М.: Прогресс, Б.Г., 1988. - 223 с.

26. Величковский, Б.М. Методологические проблемы современной когнитивной психологии /Б.М. Величковский, В.П. Зинченко // Вопросы философии. 1979. - № 7. - С. 76-89.

27. Ветров, С.А. Отчуждение в трансформируемом обществе: дис. канд. филос. наук: 09.00.11 / С.А. Ветров. Омск, 1996. - 135 с.

28. Викторов, Э.М. Проблема отчуждения между мужским и женским началом : дис. . канд. филос. наук / Э.М. Викторов. М., 1996. - 165 с.

29. Витгенштейн, J1. Философские работы: пер. с нем. / Л. Витгенштейн. -М.: Гнозис, 1994.-206 с.

30. Вострякова, Ю.В. Проблемы познания в диалоговом пространстве современной культуры / Ю.В. Вострякова // Философско-методологические проблемы науки и техники. Самара, 1998. - С. 7881.

31. Всемирная энциклопедия: Философия. М.: ACT, 2001. - 1312 с.

32. Вторушин, Н.А. Проблема отчуждения: есть ли путь решения? / Н.А. Вторушин // Третья сибирская школа молодого ученого. 2001. - Т. V. -С.11-15.

33. Выготский, JI.C. Мышление и речь/ JI.C. Выготский. М.: Лабиринт, 1999.-479 с.

34. Гадамер, Г.Г. Актуальность прекрасного / Г.Г. Гадамер; пер. с нем. А.В. Михайлова. М.: Искусство, 1991. - 356 с.

35. Гароди, Р. О понятии «отчуждение» / Р. Гароди // Вопросы философии. 1959. -№ 8. - С. 68-81.

36. Гегель, Г.В. Феноменология духа / Г.В. Гегель; РАН; Ин-т философии. -М.: Наука, 2000.-495 с.

37. Гегель, Г.В. Философия права / Г.В. Гегель; пер. с нем. Б.Г. Столпнера и М.И. Левиной. М.: Мысль, 1990. - 524 с.

38. Гельвеций, К.А. О человеке / К.А. Гельвеций // Гельвеций К.А. Счастье / сост. и коммент. А.В. Серегина; вступ. ст. Х.Н. Момджяна. М.: Сов. Россия, 1987.-478 с.

39. Глотова, Г.А. Интерсубъективность бессознательного / Г. А. Глотова, Н. С. Минаева-Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2005.-453.

40. Гоббс, Т. Сочинения: в 2 т. / Т. Гоббс; АН СССР. Ин-т философии. -М.: Мысль, 1991.-Т. 2.-735с.

41. Головко, О.В. Отчуждение личности в русской и индийской философии: дис. .канд. филос. наук/О.В. Головко. -М., 1993. 163 с.

42. Горин, Д.Г. Смысловое освоение пространства и времени в цивилизационной динамике российской культуры: дис. . докт. филос. наук/ Д.Г. Горин. М., 2003. - 321 с.

43. Горозия, В. Феномен отчуждения в философии и социологии Ж.-П. Сартра / В. Горозия // Философские исследования: коллективная монография. Тбилиси, 2002. - С. 333-345.

44. Гринин, Л.Е. Отчуждение личности в аспекте философии истории / Л.Е. Гринин // Человек в современных философских концепциях: материалы второй междунар. науч. конф., 19-22 сент. 2000 г., Волгоград. Волгоград, 2000.-Ч. 1.-С. 125-130.

45. Грицанов, А.А. Человек и отчуждение / АЛ. Грицанов, В.И. Овчаренко. Минск: Высш. шк., 1991. - 127 с.

46. Груздева, М.Л. Бытие как экзистенциальная проблема / М.Л. Груздева: Дис. . канд. филос. наук: 09.00.01 Иваново, 2003. - 183 с.

47. Грушин, Б.А. Массовое сознание / Б.А. Грушин // Опыт определения и проблемы исслед. М.: Политиздат, 1987. - 367 с.

48. Гудков, Н.Г. Основные формы и сущность отчуждения в современном обществе: дис. канд. филос. наук / Н.Г. Гудков. М., 2004. - 136 с.

49. Гулиев, В.Е. Отчужденное государство / В.Е. Гулиев. М.: Манускрипт, 1998. - 213 с.

50. Гуревич, П.С. Философия человека: ч. 2. / П.С. Гуревич; РАН; Ин-т философии. М., 2001. - 206 с.

51. Гуссерль, Э. Кризис Европейского человечества и философии: пер. с нем. / Э. Гуссерль // Логические исследования. Картезианские размышления. М.: ACT; Минск: Харвест, 2000. - 743 с.

52. Давидович, В.Е. Социальная справедливость: идеал и принцип деятельности / В.Е. Давидович. М.: Политиздат, 1989. - 254 с.

53. Давыдова, Г.И. Методы рефлексивно-диалогического мышления и личности / Г.И. Давыдова // Рефлексивные процессы и управление. М., 2003.-С. 36-38.

54. Дейвидсон, Д. Условия мышления / Д. Дейвидсон // Философия и человек. М., 1993. 4.1. -С. 51-59.

55. Денисенко, Н.А. Конфликт как средство преодоления отчуждения в деятельности: дис. . канд. филос. наук / Н.А. Денисенко. -Новосибирск, 2004. 178 с.

56. Деррида, Ж. Письмо и различие / Ж. Деррида; пер. с фр. А. Гараджи, В. Лапицкого и С. Фокина. СПб.: «Алетейя», 2000. - 432с.

57. Джейранов, Ф.Е. Феномен отчуждения в исторических судьбах России: дис. канд. филос. наук / Ф.Е. Джейранов. Ижевск, 2002. - 177 с.

58. Долгов, А.Н. Сознание и отчуждение как необходимые условия возникновения конфликта / А.Н. Долгов // Вестн. Волгоград, гос. ун-та. Сер. Исслед. молодых ученых. 2001. - Вып. 1. - С. 26-29.

59. Дроздов, В.В. Философский анализ структуры отчуждения и «механизма» его функционирования: дис. . канд. филос. наук / В.В. Дроздов. Магнитогорск, 2004. - 140 с.

60. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии: пер. с фр. / Э.О. Дюркгейм. М.: Наука, 1991. - 572 с.

61. Евстигнеев, С.И. Проблема человека в контексте кризисной онтологии: опыт философского анализа/С.И. Евстигнеев: Дис. . канд. филос. наук: 09.00.01. Магнитогорск, 2006. - 150 с.

62. Жданов, Ю.А. Проблемы отчуждения в обществе / Ю.А. Жданов // Труды VI академических чтений: «Образование и наука на рубеже XXI века: проблемы и перспективы развития», 21-23 июня 2000 г. -Новочеркасск, 2000. С. 49-53.

63. Жуковский, В.И., Пивоваров, Р.Ю., Рахматуллин, Р.Ю. Визуальное мышление в структуре научного познания / В.И. Жуковский, Р.Ю. Пивоваров, Р.Ю. Рахматуллин. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1988.- 184 с.

64. Журавлев, И.В. Феномен отчуждения: стратегии концептуализации и исследования / И.В. Журавлев, А.Ш. Тхостов // Психологический журнал. 2002. - № 5. - С. 42-48.

65. Зайцева, Е.А. Слово в индивидуальном сознании: Степени освоенности слов носителями языка: дис. . канд. филол. Наук / Е.А. Зайцева. -Тверь, 2005.- 141 с.

66. Зацепина, М.В. Концептуализация феномена «отчуждение» в русской и немецкой этноконцептосферах: дис. . канд. филол. наук: 10.02.20 / М.В. Зацепина. Екатеринбург, 2006. - 238 с.

67. Зиммель, Г. Избранное: т. 1: Теория культуры / Г. Зиммель. М.: Юристъ, 1996.-670 с.

68. Зиммель, Г. Конфликт современной культуры / Г. Зиммель // Культурология. XX век: Антология / сост. С.Я. Левит. М.: Юристъ, 1995.-703 с.

69. Зинченко, В. П. Проблема объективного метода в психологии / В.П. Зинченко, М.К. Мамардашвили // Вопросы философии. 1977. - № 7. -С. 109-125.

70. Ильенков, Э.В. Философия и культура / Э.В. Ильенков. М.: Политиздат, 1991. - 462 с.

71. Ильин, И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа / И.П. Ильин. М.: ACT, 1998.-256 с.

72. Иноземцев, B.JI. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы / Иноземцев B.JL. М.: Логос, 2000. - 302 с.

73. Ионин, Л.Г. Георг Зиммель социолог: (Критический очерк) / Л.Г. Ионин. - М.: Наука, 1981. - 129 с.

74. Ионин, Л.Г. Георг Зиммель / Л.Г. Ионин // Культурология. XX век: т.1: энцикл. / гл. ред. и сост. С.Я. Левит. СПб.: Университет, кн., 1998. -653 с.

75. Исмагилов, К.Н. Социально-философский анализ форм отчуждения: дис. канд. филос. Наук / К.Н. Исмагилов. Уфа, 2001. - 156 с.

76. История философии: энцикл. Минск: Интерпрессервис: Книжный Дом, 2002.- 1376 с.

77. Исторические типы рациональности: в 2-х т.: т. 1 / отв. ред. В.А. Лекторский. М.: ИФРАН, 1995. - 349 с.

78. Каган, М.С. Метаморфозы бытия и небытия: онтология в системно-синергетическом осмыслении / М.С. Каган. СПб: Логос, 2006. - 414 с.

79. Какабадзе, З.М. Проблема отчуждения человека: статьи / З.М. Какабадзе. Тбилиси: Мецниереба, 1972. - 249 с.

80. Кальной, И.Н. Отчуждение: истоки и современность / И.Н. Кальной. -Симферополь: Таврия, 1990. 191 с.

81. Камалиденова, А.З. Кризис человека в отчужденном мире / А.З. Камалиденова // Марксизм: прошлое, настоящее, будущее: материалы междунар. науч.-практ. конф. М., 2003. - С. 482-485.

82. Камю, А. Бунтующий человек / А. Камю; общ. ред., сост. и предисл. A.M. Руткевича. М.: Политиздат, 1990. - 414 с.

83. Кант, И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане / И. Кант // Первое введение в критику способности суждения. СПб.: Наука, 2006.-512 с.

84. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант; пер. с нем. Н.О. Лосского. -ИФРАН. М.: Наука, 1998. - 654 с.

85. Карпенков, Ю.В. «Отчужденный» и «гражданин вселенной» в конфликте / Ю.В. Карпенков // Социальный конфликт. Калуга, 2000. -№4.-С. 30-48.

86. Кассирер, Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры / Э. Кассирер // Кассирер Э. Избранное. М., 1998. - С. 440722.

87. Категории диалектики (теоретико-методологические проблемы): Цикл лекций / И.Я. Лойфман, В.В. Ким, Ю.П. Андреев и др.; под общ. ред. И.Я. Лойфмана. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2003. - 255 с.

88. Кварацхелиа, Н.И. Проблема человека как познающего субъекта / Н.И. Кварацхелиа. Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та, 1985. - 231 с.

89. Киреев, Г.Н. Сущность насилия / Г.Н. Киреев. М.: Прометей, 1990. -108 с.

90. Киссель, М.А. Гегель и современный мир / М.А. Киссель. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.-152 с.

91. Коган, Л.Н. Исследование проблемы отчуждения в экономической рукописи К. Маркса «К критике политической экономики 1861-1863» / Л.Н. Коган // Философские науки. 1984. - №4. - С. 46-59.

92. Колосницын, В.И. Религиозное отчуждение / В.И. Колосницын. -Свердловск: Изд. фирма «Свеча», 1987. 75 с.

93. Кон, И.С. Понятие отчуждения в современной социологии / И.С. Кон. -М.: Политиздат, 1967. 347 с.

94. Кортунова, JI.JI. Проблема человеческой индивидуальности в мире отчуждения: Взгляды представителей гуманистической психологии в контексте основных этико-философских подходов: дис. . канд. филос. наук / JI.JI. Кортунова. -М., 1997. 143 с.

95. Костин, А.А. Отчуждение мнимое и реальное / А.А. Костин // Социологические исследования. 1988. - № 2. - С. 67- 78.

96. Кретов, В.И. Проблема преодоления отчуждения личности в процессе социально-практической деятельности / В.И. Кретов, А.Х. Бериев. М.: Мысль, 1995.-453 с.

97. Кудакова, Е.Е. Интерсубъективность и диалог: Опыт экзистенциально-феноменологической характеристики отношения Я-Другой / Е.Е. Кулакова: дис. канд. филос. наук: 09.00.13. Ростов н/Д, 2002. - 149.

98. Кузнецов, В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII начала XIX века: учеб. пособие для филос. фак. ун-тов / В.Н. Кузнецов. - М.: Высш. шк., 1989. - 478 с.

99. Кузнецова, И.П. Отчуждение личности в области науки: дис. . канд. социол. наук: 22.00.04 / И.П. Кузнецова. Казань, 1994. - 133 с.

100. ЮО.Кьеркегор, С. Страх и трепет: Этические трактаты. / С. Кьеркегор; пер. с дат., коммент. Н.В. Исаевой, С.А. Исаева; общ. ред., сост. и предисл. С.А. Исаева. М.: Республика, 1993. - 382 с.

101. Лагутин, С.Г. Социально-философская и методологическая ценность категории «отчуждение»: автореф. дис. . канд. филос наук: 09. 00. 11 / С.Г. Лагутин. Волгоград, 1998. - 29 с.

102. Лакан, Ж. Психоз и Другой / Ж. Лакан // Метафизические исследования. СПб., 2000. XIV. - С. 201-217.

103. Лапин, Н.И Кризис отчужденного бытия и проблема социокультурной реформации / Н.И. Лапин // Вопросы философии. № 12. - 1992. - С. 29-41.

104. Лекторский, В.А. Самосознание и рефлексия в научном познании / В.А. Лекторский // Общественные науки. 1980. - № 2.

105. Лекторский, В.А. Субъект. Объект. Познание / В.А. Лекторский. М.: Наука, 1980. - 359 с.

106. Леонтьев, Ю.А. Проблема интерсубъективности как контекст различения философского и теософского подходов к конструированию субъект-объектных отношений / Ю.А. Леонтьев: Автореф. дис. . канд. филос. наук: 09.00.01. Томск, 1996.-22 с.

107. Лимонова, Н.Г. Понимающее бытие в межкультурной коммуникации / Н.Г. Лимонова: Дис. канд. филос. наук: 09.00.01. Омск, 2006. - 138 с.

108. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар; пер. с фр. Н.А. Шматко. СПб.: Алетейя, 1998. - 159 с.

109. Локк, Дж. Два трактата о правлении / Дж. Локк // Английское свободомыслие: Д. Локк, Д. Толанд, А. Коллинз. М.: Мысль, 1981. — 301 с.

110. Лопханова, Н.И. Герменевтика и отчуждение / Н.И. Лопханова // Объединенный научный журнал 2003. - № 12. - С. 30-37.

111. Лопханова, Н.И. Проблема понимания и интерпретации в герменевтике Г. Г. Гадамера и культурно-исторической теории языка Л. С. Выготского: Автореф. дис. . канд. филос. наук: 09.00.01 / Н.И. Лопханова. М., 2003. - 15 с.

112. Лосев, А.Ф. Знак, символ, миф: труды по языкознанию / А.Ф. Лосев. -М., 1982.-479 с.

113. ИЗ. Лосев, А.Ф. История античной эстетики: в 2 кн.: кн. 1 / А.Ф. Лосев. -М.: Искусство, 1992. 656 с.

114. Лукач, Д. К онтологии общественного бытия: Пролегомены / Д. Лукач; пер. с нем. И.Н. Буровой, Н.А. Журинской. М.: Прогресс, 1991. - 410 с.

115. Лурия, А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998.-335 с.

116. Пб.Любутин, К.Н., Пивоваров, Д.В. Синтетическая теория идеального / К.Н. Любутин, Д.В. Пивоваров; науч. ред. Н.С. Рыбаков. Псков: ПОИПКРО, 2000.-207 с.

117. Любутин, К.Н. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии / К.Н. Любутин. М.: Высш. шк., 1981.-364 с.

118. Любутин, К.Н., Пивоваров Д.В. Диалектика субъекта и объекта / К.Н. Любутин, Д.В. Пивоваров. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1993. -412 с.

119. Любутин, К.Н. Человек в философском измерении: от Фрейда к Фромму / К.Н. Любутин. Псков: Изд-во Псковского области, ин-та усовершенств. учителей, 1994. - 133 с.

120. Макаров, В.В. Человек: «свое» и «чужое», присвоение и отчуждение / В.В. Макаров, Р.А. Емельянов // Человек в современных философских концепциях: материалы 2-й междунар. науч. конф. , 19-22 сент. 2000 г.: ч. 1. Волгоград, 2000. - С. 122-125.

121. Макаров, И.В. Клинико-семантический анализ деперсонализации: автореф. дис. .канд. мед. наук / И.В. Макаров. СПб., 1996. - 22 с.

122. Максимов, A.M. Свобода как противоречие самобытия и инобытия / A.M. Максимов. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998. - 200 с.

123. Мамардашвили, М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности / М.К. Мамардашвили. Тбилиси: Мецниереба, 1984. -82 с.

124. Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию: сб. ст. / М.К. Мамардашвили; общ. ред. Ю.И. Сенокосова. М.: Прогресс: Культура, 1992.-414 с.

125. Маньковская, Н.Б. Эстетика постмодернизма / Н.Б. Маньковская. -СПб.: Алетейя, 2000. 346 с.

126. Марков, В.И. «Свое», «Чужое» и отчуждение в культуре / В.И. Марков; Кемер. технол. ин-т пищ. пром-ти. Кемерово, 2002. - 176 с.

127. Марков, В.И. Отчужденное видение культуры: Культурология в эпоху кризиса / В.И. Марков // Культурология и культуроведение:концептуальные подходы, образовательная практика. М., 1998. - С. 5472.

128. Маркс, К. Капитал: Критика политической экономии: в 3 т.: т. 1: кн. 1 / К. Маркс; предисл. Ф. Энгельса. М.: Политиздат, 1988. - 891 с.

129. Маркс, К. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс // Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. М.: Политиздат, 1984. - 64 с.

130. Маркс, К. Экономическо-философские рукописи 1844 года / К. Маркс. -М.: Прогресс, Б.г., 1988.- 151 с.

131. Маркс, К. Из ранних произведений. / К. Маркс, Ф. Энгельс Киев: Политиздат Украины, 1984. - 595 с.

132. Маркс, К. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс. М.: Политиздат, 1988. - 574 с.

133. Маркузе, Г. Конец утопии / Г. Маркузе // Логос. -№ 6(45). 2004. - С. 18-23.

134. Маркузе, Г. Очерк об освобождении: пер. с фр. / Г. Маркузе М.: Прогресс, 1970.-80 с.

135. Маркузе, Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе; пер. с англ. и поел. А. Юдина. М.: ACT, 2002. - 526 с.

136. Массон, Г.В. Взаимосвязь системы личностных терминальных ценностей и типов межличностных отношений: Автореф. дис. . канд. психол. наук: 19.00.01 / Г.В. Масон. Красноярск, 2004. - 19 с.

137. Матяш, Т.П. Сознание как целостность и рефлексия / Т.П. Матяш; отв. ред. В.Е. Давидович. Ростов /н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1988. - 178 с.

138. Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура / Р. Мертон; пер. с англ. Е.Н. Егоровой . М.: ACT: Хранитель, 2006. - 873 с.

139. Мимаев, А.В. Отчуждение в подростковом возрасте и проблема его преодоления: дис. . канд. психол. наук: 19. 00. 07 / А.В. Мимаев. М., 1989.-187 с.

140. Нарский, И.С. Отчуждение и труд: По страницам произведений К. Маркса / И.С. Нарский. М.: Мысль, 1983. - 144 с.

141. Немировский, Д.А. Проблема культурного отчуждения молодежи в контексте современного российского общества: дис. канд. филос. наук / Д.А. Немировский. Новосибирск, 1998. - 169 с.

142. Низовцев, В.В. Государственная власть и политическое отчуждение личности: дис. канд. филос. Наук/ В.В. Низовцев. -М., 1994. 197 с.

143. Новая философская энциклопедия: в 4 т.: т. 4 / под ред. B.C. Степина. -М.: Мысль, 2000. 560 с.

144. Новейший философский словарь / гл. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. Минск.: Изд-во В.М. Скакуна, 1999. - 877 с.

145. Огурцов, А.П. Рефлексия в науке и в обучении / А.П. Огурцов // Вопросы философии. 1986. - № 2. - С. 160-162.

146. Отчуждение и гуманность. М: Политиздат, 1967. - 459 с.

147. Палютин, А.Н. Основы воспроизводства общественных отношений: Деятельность и отчуждение: дис. . канд. филос. наук / А.Н. Палютин. -Самара, 2004. -123 с.

148. Парцвания, В.В. Генеалогия отчуждения: дис. . д-ра. филос. наук / В.В. Парцвания. СПб., 2003. - 400 с.

149. Пейсахов, Д.И. Преодоление отчуждения: Мировоззренческие аспекты: дис. канд. филос. наук/Д.И. Пейсахов. Курган, 1998. - 154 с.

150. Петков, К.В. В чем причины отчуждения / К.В. Петков // Проблема мира и социализма. 1989. -№ 10. - С. 43-57.

151. Платон. Диалоги / Платон. М.: Мысль, 1986. - 605 с.

152. Погосян, В.А. Проблема отчуждения в «Феноменологии духа» Гегеля / В.А. Погосян. Ереван: Нор-Дар, 1973. - 216 с.

153. Поппер, К. Открытое общество и его враги: в 2 т.: т. 1 / К. Поппер; пер. с англ. под общ. ред. В.Н. Садовского. М.: Международный фонд «Культ, инициатива». - М., 1992. - 446 с.

154. Поппер, К. Открытое общество и его враги: в 2 т.: т. 2 / К. Поппер; пер. с англ. под общ. ред. В.Н. Садовского. М.: Международный фонд «Культ, инициатива». - М., 1992. - 525 с.

155. Приходько, Д.Н. Образование и преодоление отчуждения личности / Д.Н. Приходько. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1979. - 189 с.

156. Проблема отчуждения в современной теории культуры, этике и эстетике: сб. ст. / редкол.: Н.К. Эйнгорн и др. Свердловск: УрГУ, 1990. -134 с.

157. Проблемы рефлексии в научном познании: межвуз. сб. / под ред. В.Н. Борисова. Куйбышев: КГУ, 1983. - 160 с.

158. Прохоренко, Ю.И. Субъектность в структурах социальной реальности / Ю.И. Прохоренко: Дис. . д-ра филос. наук: 09.00.11. Екатеринбург, 2003.-449 с.

159. Прохоров, М.М. История и мировоззрение / М.М. Прохоров. Псков: Изд-во Псковского области, ин-та повыш. квалификации работа, образования, 1998. -172.

160. Прошанова, Е.М. Понятие отчуждения: эволюция и обоснование его атрибутивности: дис. . канд. филос. наук / Е.М. Прошанова. -Краснодар, 2002. 140 с.

161. Пшенников, В.В. Творчество и отчуждение / В.В. Пшенников // Актуальные проблемы социогуманитарного знания: сборник науч. трудов каф. филос. МПГУ. 2001. - Вып. XI. - С. 149-159.

162. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре: пер. с нем. / Г. Риккерт. М.: Республика, 1998. - 410 с.

163. Руденко, М.Ю. Философия пола / М.Ю. Руденко; отв. ред. Курбатов В.И.; Ростов, гос. ун-т. Ростов н/Д, 2001. - 127 с.

164. Руссо, Ж.-Ж. О причинах неравенства / Ж.-Ж. Руссо // Руссо Ж.-Ж. Сочинения / пер. с фр. Н.И. Кареев Калининград: Янтар. сказ., 2001. -414 с.

165. Руссо, Ж.-Ж. Об общественном договоре: Трактаты / Ж.-Ж. Руссо М.: Терра-Кн. клуб: Канон-пресс-ц, 2000. - 542 с.

166. Рыбаков, Н.С. Познание как предмет философского исследования / Н.С. Рыбаков. Псков: Изд-во Псковского области, ин-та усовершенств. учителей, 1993. - 83 с.

167. Савина, Т.А. Проблема отчуждения в русском экзистенциализме: дис. . канд. филос. наук / Т.А. Савина. Екатеринбург, 1999. - 134 с.

168. Саидов, З.Ш. Социальное отчуждение антипод свободы человека: взгляд с позиций диалектической логики / З.Ш. Саидов. - Душанбе: Шарки озод, 2000. - 63 с.

169. Сайко, Э.В. О природе и пространстве "действия" диалога / Э.В. Сайко // Социокультурное пространство диалога. М., 1999. - С. 9-32.

170. Селиванов, Ю. Феноменология отчужденного духа / Ю. Селиванов. -М.: ЭКОН, 1999.-284 с.

171. Современная западная философия: словарь / сост. B.C. Малахов, В.П. Филатов. М.: Политиздат, 1991. - 414 с.

172. Ш.Согомонов, Ю.В. Моральное отчуждение: грани малоизученной проблемы / Ю.В. Согомонов // Освобождение духа: сборник / под ред. А. А. Гусейнова, В.И. Толстых. М.: Политиздат, 1991. - 351 с.

173. Солина, Е.М. Содержание и роль категории «отчуждение» в философской онтологии и теории познания: дис. . канд. филос. наук / Е.М. Солина. Б.м., Б.г. - 182 с.

174. Ш.Солина, Е.М. Отчуждение в процессе познания (миф о грехопадении) в учениях Г.Ф.Гегеля и Л.Шестова / Е.М. Солина // Отечественная философия: русская, российская, всемирная. Н. Новгород, 1998. - С. 248-251.

175. Спирин, А.Д. Личность и отчуждение: Логико-мировоззренческие основания постановки проблемы / А.Д. Спирин; Кузбас. гос. техн. ун-т. -Кемерово, 1999. 95 с.

176. Степин, B.C. Экологический кризис и будущее цивилизации / B.C. Стерин // Хесле В. Философия и экология. М.: Мысль, 1994. - С. 5-28.

177. Суворов, А. Отчуждение, человечество, личность / А. Суворов // Свободная мысль. 1993. - № 16. - С. 27-34.

178. Тейяр де Шарден, П. Божественная среда / П. Тейяр де Шарден; пер. с фр.; коммент. А.Б. Миначева. М.: Гнозис, 1994. - 208 с.

179. Тиллих, П. Систематическая теология: т. 1-2: ч. 1-3 / П. Тиллих; пер. с англ. М.Б. Данилушкина. СПб.: Алетейя, 2000. - 493 с.

180. Топорков, А.А. Социальный аспект отчуждения человека / А.А. Топорков //Актуальные проблемы гуманитарных наук,- Магнитогорск, 2000.-С. 3-6.

181. Тульчинский, Г.А. Слово и тело постмодерна. От феноменологии невменяемости к метафизике свободы / Г.А. Тульчинский // Вопросы философии. 1999. -№10. - С. 35-53.

182. Уайтхед, А.Н. Способы мышления / А.Н. Уайтхед // Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии / общ. ред. М.А. Кисселя. М.: Прогресс, 1990.-716 с.

183. Фейербах, JI. Сущность христианства. Основы философии будущего: пер. с нем. / JL Фейербах. Рига: Звайгзне, 1983. - 214 с.

184. Фигура, Е.В. Политическое отчуждение: (Филос. аспект): дис. . канд. филос. наук: 09.00.10 / Е.В. Фигура. Ростов н/Д, 1993. - 135 с.

185. Философия XX века: учеб. пособие. / под ред. В.И. Добрынина. М.: О-во «Знание» России, 1997. - 284 с.

186. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М.: Прогресс, 1984. -456 с.

187. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1989.-814 с.

188. Франк C.JI. Духовные основы общества / C.JI. Франк. М.: Республика, 1992.-510 с.

189. Фрейд, 3. «Я» и «Оно»: кн. 1: пер. с нем. / 3. Фрейд; предисл. Б.Р. и Г.Р. Нанейшвили. Тбилиси: Мерани, 1991. - 396 с.

190. Фрейд, 3. Будущее одной иллюзии / 3. Фрейд // Фрейд 3. Сумерки богов: сборник: переводы. / сост. и общ. ред. А.А. Яковлева. М.: Политиздат, 1990. - 396 с.

191. Фрейд, 3. Введение в психоанализ: лекции / 3. Фрейд. М.: Наука,1989.-455 с.

192. Фрейд, 3. Недовольство культурой / 3. Фрейд // Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура / пер. с нем. А. Руткевича. М.: Ренессанс, 1992. - 289 с.

193. Фролов, А.С. Формирование представлений о социальном отчуждении в контексте русской культуры / А.С. Фролов // Образование и соц. развитие региона. Барнаул, 1999. - № 1/2. - С. 193-206.

194. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм; пер. с англ. Г.Ф. Швейника. М.: Прогресс, 1990. - 269 с.

195. Фромм, Э. Здоровое общество. Догмат о Христе: пер. с нем. / Э. Фромм. М.: Транзиткнига: ACT, 2005. - 571 с.

196. Фромм, Э. Иметь или быть?: пер. с англ. / Э. Фромм. М.: Прогресс,1990.-350 с.

197. Фромм, Э. Человек для себя / Э. Фромм; пер. с англ. и послесл. Л. А. Чернышевой. М.: ACT: Хранитель, 2006. - 314 с.

198. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / М. Фуко. -СПб.: A-cad: АОЗТ «Талисман», 1994. 405 с.

199. Хабермас, Ю. Модерн незавершенный проект / Ю. Хабермас // Вопросы философии. - 1992. - №4. - С. 40-52.

200. Хабермас, Ю. Философский дискурс о модерне: сб. лекций. / Ю. Хабермас; пер. с нем. М.М. Беляева. М.: Весь мир, 2003. - 414 с.

201. Хайдеггер, М. Что такое метафизика? / М. Хайдеггер // Бытие и время / пер. с нем. В.В. Бибихина. СПб.: Наука, 2002. - 450 с.

202. Хорни, К. Наши внутренние конфликты / К. Хорни; пер с англ. В. Старовойтовой М.: Апрель-Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 555 с.

203. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. М.: Прогресс, 2000.-478 с.

204. Хорни, К. Уход от женственности: (Комплекс маскулиности у женщин глазами мужчин и женщин) / К. Хорни // Хорни К. Женская психология. СПб.: Восточно-европейский институт психологии, 1993. - 220 с. - С. 26-40.

205. Чичнева, Е.А. Проблема интерсубъективности в философии позднегоI

206. Э. Гуссерля и JI. Витгенштейна / Е.А. Чичнева: дис. канд. филос. наук: 09.00.03.-М, 1995.- 190 с.

207. Шайхитдинова, С.К. Информационное общество и «ситуация человека»: Эволюция феномена отчуждения: дис. . д-ра филос. Наук / С.К. Шайхитдинова. Казань, 2004. - 303 с.

208. Шачин, С.В. Марксова идея отчуждения и ее восприятие в традиции западного марксизма / С.В. Шачин // Наследие К. Маркса и современность. Мурманск, 2000. - Вып. 1. - С. 19-31.

209. Шеллинг, Ф. Система трансцендентального идеализма / Ф. Шеллинг // Шеллинг Ф. Сочинения /пер. с нем. М.И. Левиной, А.В. Михайлова. -М.: Мысль, 1998.-1661 с.

210. Шепаньский, Я. Элементарные понятия социологии / Я. Шепаньский. -М.: Прогресс, 1969.-347 с.

211. Шугуров, М.В. Человек в опыте отчуждения: герменевтико-феноменологический подход: автореф. дис. д-ра наук / М.В. Шугуров; Саратов, гос. ун-т им. Н.Г.Чернышевского. Саратов, 2000. - 36 с.

212. Шугуров, М.В. Человек: бытие и отчуждение = Man: Being and alienation: Опыт антропологической герменевтики / М.В. Шугуров. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. 375 с.

213. Шугуров, М.В. Человек: бытие и отчуждение. Опыт антропологической герменевтики / М.В. Шугуров. Саратов, 1999. - 376 с.

214. Юнг, К.Г. Аналитическая психология и психотерапия / К.Г. Юнг. -СПб: Питер, 2001.-504 с.

215. Яковлев, Н.А. Положительные и отрицательные моменты взаимосвязи личной свободы и отчуждения / Н.А. Яковлев // Тр. Кубан. гос. технол. ун-та. Краснодар, 1999. - Т. 6, Вып. 1. - С. 201-206.

216. Янков, И.В. Нарратив в историческом освоении действительности: Феномен обновления и социокультурный смысл: дис. . канд. филос. наук / И.В. Янков. Екатеринбург, 1997. - 128 с.

217. Ясперс, К. Духовная ситуация времени / К. Ясперс // Смысл и назначение истории. М.: ИНИОН, 1990. - 214 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.