Философские идеи А.Л. Чижевского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Захаров, Михаил Леонидович
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 145
Оглавление диссертации кандидат философских наук Захаров, Михаил Леонидович
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. ФИЛОСОФСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МИРА
А. Л. ЧИЖЕВСКИМ.
1.1. Место человечества в философской картине мира.
1.2. Реализм как методологическая основа философии истории.
Глава 2. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ А. Л. ЧИЖЕВСКОГО.
2.1. О генезисе и сущности человека.
2.2. Концепция всемирно-исторического процесса.
2.3. Концепция гелиотараксии.
2.4. Идеи о будущем человечества.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Эволюционные идеи в естественнонаучном направлении русского космизма: К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский, В. И. Вернадский2003 год, кандидат философских наук Терехов, Сергей Васильевич
Мировоззренческая парадигма русского космизма :социально-философский анализ: социально-философский анализ2011 год, доктор философских наук Хабибуллина, Зиля Наиловна
Утопический элемент в воззрениях русских космистов и его эволюция2006 год, кандидат философских наук Волошина, Марина Андреевна
Философское исследование онтологии естественнонаучного космизма2003 год, кандидат философских наук Ковалева, Галина Петровна
Философско-антропологические воззрения А.Л. Чижевского2015 год, кандидат наук Звонова, Екатерина Евгеньевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философские идеи А.Л. Чижевского»
Актуальность темы исследования. Рубеж ХХ-ХХ1 веков - эпоха культурного перелома. Это разрушение прежних жизненных стандартов, появления новых ценностей, поиск нового видения мира и понимания роли и места человека в нем. При этом особую остроту приобретает рефлексия по историческим, аксиологическим и эпистемологическим вопросам. Современное знание о мире имплицитно и предполагает новые идеи и ориентиры, одним из важнейших источников которых, является философское наследие русского космизма
Видное место в естественнонаучном направлении русского космизма принадлежит ученому и философу А.Л.Чижевскому (1897-1964). Его внимание было сосредоточено на трактовке развития мироздания, на выявлении роли природных факторов в историческом процессе. «Социальная эволюция, - указывал он, - протекает под непосредственным воздействием разнообразных экономических и политических, а равно и естественных факторов. Наши работы имеют целью вскрыть роль некоторых естественных факторов в социальных движениях человеческих коллективов».1
Сегодня, в условиях обострения глобальных проблем современности, разработки и реализации концепции устойчивого общественного развития, идеи А. Л. Чижевского о влиянии природных факторов на социум, не востребованные в полной мере в советский период, приобретают актуальное значение.
Наследие космиста содержит еще не полностью раскрытый эвристический потенциал. В этой связи достаточно указать на постановку и разработку им комплекса вопросов, имеющих отношение к солнечно-земным связям, влиянию космических излучений на человеческий организм и
1 Чижевский А. Л. Физические факторы исторического процесса. Калуга, 1924. С. 4. его био-социальное самочувствие. Все это представляет научный интерес для философов, социологов, космобиологов, физиологов, психологов. К сказанному, не лишне будет добавить, что A. JI. Чижевский, опираясь на результаты своих исследований, предложил ряд рекомендаций позволявших поддерживать физическое и психическое здоровье людей в неблагоприятных природных и социальных условиях.
В наше время идеи A. JI. Чижевского о связи природы, общества и человека реализуются в коэволюционном подходе. Представления космиста
0 закономерностях протекания процессов становления созвучны ряду положений современной теории синергетики. Взгляды философа близки современному междисциплинарному направлению исследований, называемому сейчас «Большой историей». Оно включает биологическую и социальную эволюцию человека в рамки универсального эволюционизма: от флуктуации вакуума, породившей Вселенную, до глобальных проблем современности. Все это определяет непреходящее значение идей A. JI. Чижевского и делает их остроактуальными для нашего времени.
Творчество русского ученого получило за рубежом большой резонанс еще в 20-е годы XX века Чрезвычайно высоко оценили его работы в области аэроионизации М.Пьери, Д.Реджинальд.' Во всем мире А.Л.Чижевский известен как основоположник аэроионизации, космобиологии, биоорганоритмологии, автор ряда плодотворных идей в эпидемиологии, микробиологии, климатологии.
Степень научной разработанности проблемы. Широта интересов A. JI. Чижевского обусловила значительную сложность изучения его творческого наследия. В научной литературе отсутствует системное, всестороннее, комплексное исследование философского наследия
1 См.: Piery M. Travux du Professeur A. L. Tchijevsky sur l'aeroionisation. Discour a 1'Akademie de Science de Lion. Lion, 1935; Regnault J. Analyse du travaille du prof. A. L. Tchijevsky: «L'aeroionotheraphie des maladies pulmonaires» // La Cote d'Azur Medicale. 1929. № 12. T. 10. P. 272-273. мыслителя.
В 30-х годах прошлого века в советской печати ученый неоднократно подвергался критике за преувеличение роли природных факторов в историческом процессе и общественной жизни. В неподписанной статье в газете «Правда» от 25 декабря 1935 года труды мыслителя оцениваются как «бред или завуалированная контрреволюция».1 К данной оценке присоединился и В. А. Гуреев,2 автор книги о истории астрологии. Огульная критика сопровождалась заговором молчания и вето на публикации о влиянии солнца на земные процессы. Такое положение сохранялось до середины 1960-х годов XX века.
Благодаря активной деятельности вдовы ученого Н. В. Энгельгард и целого ряда крупных советских ученых - академика А. Яншина, Б. Н. Кедрова и других удалось добиться снятия запрета на работы и имя А. Л. Чижевского в советской науке.4 При этом концепция влияния солнечной активности на исторический процесс стала трактоваться как «юношеское увлечение», от которого ученый давно отказался. А. Л. Чижевский официально признавался основоположником гелиобиологии - науки о влиянии солнечной активности на жизнь на Земле, а также пионером практического применения аэроионизации, исследователем вопроса о физических свойствах крови.
В русском космизме обычно выделяют три течения: религиозно-философское, связанное, прежде всего, с именем Н. Ф. Федорова, поэтически-художественное, представленное В. Ф. Одоевским, В. А. Левшиным, А. В. Сухово-Кобылиным и естественно-научное, развивавшееся К. Э. Циолковским, Н. А. Умовым, В. И. Вернадским, А. Л. Чижевским.5
1 Враг под маской ученого // Правда. 1935. 25 дек. С. 4.
2 Гуреев В. А. Астрология и религия. История одного заблуждения. М., 1940. С. 121.
3 См.: Ерохин А. Темные пятна // Партийная жизнь. 1964. № 24. С. 66-69.
4 См.: Кедров Б. М. и др. «Темные пятна» // Партийная жизнь. 1965. № 6. С. 75-78.
3 См.: ГиренокФ. И. Русские космисты. М., 1990. С. 8-9.
Попытка всестороннего осмысления наследия А. Л. Чижевского предпринимается в монографиях В. Н. Ягодинского, А. А. Гагаева и В. П. Скипетрова.1
Теории гелиотараксии», представлениям А. Л. Чижевского о роли солнечного фактора в историческом процессе, анализу его философско-исторических взглядов посвящены публикации А. А. Гагаева, Л. В. Голованова, А. Г. Зарубина, В. В. Казютинского, И. А. Корноуховой, Ю. В. Лупачева, А. В. Манакина и Л. Т. Энгельгард, С. Г. Семеновой, В. Н. Ягодинского.
Л. В. Голованов и В. Н. Ягодинский признавая, со ссылкой на данные современной науки, факт сильного влияния солнечной активности на человека, его самочувствие и поведение, вместе с тем, совершенно справедливо отмечали, что социальные процессы не сводятся к физическим, химическим, биологическим или их совокупности,2 На этом основании В. Н. Ягодинский характеризовал естественнонаучный подход к историческому анализу А.Л.Чижевского как суженный, неадекватный реальности.3
А. А. Гагаев и В. П. Скипетров оценивают выводы А. Л. Чижевского о солнечном влиянии на общественную жизнь как точный механизм прогноза.4
По мнению В. В. Казютинского, концепция космических факторов исторического и социального процессов А. Л. Чижевского «является, несомненно, одним из наиболее значимых достижений
1 См.: Ягодинский В. Н. Александр Леонидович Чижевский. М., 1987; Гагаев А. А., Скипетров В. П. Философия А. Л. Чижевского. Саранск, 1999.
2 См.: Голованов Л. В. Созвучье полное в природе. М., 1974. С. 118-157; Голованов Л. В. Стиль жизни, личности, мышления // Природа. 1982. № 10. С. 61-62; Ягодинский В. Н. Александр Леонидович Чижевский. М., 1987.
3 См.: Ягодинский В. Н. Александр Леонидович Чижевский. М., 1987. С. 34.
4 См.: Гагаев А. А., Скипетров В. П. Философия А. Л. Чижевского. Саранск, 1999. С. 163-175. научной мысли XX века».1 Не отрицая уязвимости концепции для критики, он, между тем, утверждает, что ее автор внес заметный вклад в разработку проблем «Большой истории».2
И. А. Корноухова характеризует концепцию гелиотараксии как неразвитую, незаконченную теорию, возникшую как попытка формирования «синтетической мировоззренческой системы».3
Многие исследователи философского и научного творчества А. Л. Чижевского, например А. В. Манакин и Л. Т. Энгельгард оценивают концепцию гелиотараксии как «один из методов познания окружающего нас мира».4 Аналогичных взглядов придерживается В. К. Крайко, утверждая, что «между действиями космических факторов и социальными действиями прослеживаются. связи, при которых вторые в немалой степени обусловлены первыми».5 Большую теоретическую и методологическую ценность, прогностический потенциал концепции гелиотараксии отмечают А. Г. Зарубин, Ю. В. Лупачев, С. Г. Семенова.6
Основательные статьи В. В. Алексеева, Н. И. Губарева, Е, И. Панчу
1 Казютинский В. В. Космизм А. Л. Чижевского // Культура и время. 2003. № 2. С. 106.
2 См.: Там же. С. 99-107.
3 Корноухова И. А. Историческое творчество А. Л. Чижевского // Традиции русской исторической мысли. Историография : материалы науч. семинара / отв. ред. А. Е. Шикло. М„ 1997. С. 103.
4 Манакин А. В., Энгельгард Л. Т. «Физические факторы исторического процесса» в судьбе автора Александра Леонидовича Чижевского // Сборник трудов по материалам научных молодежных Чтений памяти А. Л. Чижевского / отв. за вып. Л. Т. Энгельгардт, С. А. Варфаломеев. Калуга, 1996. С. 135.
3 Крайко В. К. От космического к социальному действию // Девятые Межкафедральные чтения «Великие преобразователи естествознания: А. Л. Чижевский». Минск, 1992. С. 65.
6 Зарубин А. Г. А. Л. Чижевский о динамике исторического процесса // Актуальные проблемы общественных наук. Ростов-н/Д., 1998. С. 26-37; Лупачев Ю. В. Исторические циклы А. Л. Чижевского: реальность и прогностические возможности // Вестник Российской Академии Наук. 1996. Т. 66. № 9. С. 796-799; Семенова С. Г. Пресветлый разумом и русским сердцем ясный. //Молодая гвардия. 1996. № 7. С. 225-244. ка, Т. Г. Редникина, К. А. Томилина1 посвящены особенностям трактовки А. Л. Чижевским ноосферных задач, проблематике системной организации мира, проблемам солнечно-земных связей, космоса как среды обитания человека, человечества как космопланетарного феномена.
В современной литературе существует и критический подход к философско-историческим воззрениям А Л. Чижевского. Так, Р. Баландин, критикует философа за преуменьшение способности человека влиять на историю. Кроме того, он выражает сомнение в объективности отбора фактов, проведенного ученым для обоснования концепции гелиотараксии и в принципиальной возможности такого отбора.2
Исследователи поэтического и живописного наследия А. Л. Чижевского В. И. Безъязычный и Л. Т. Энгельгардт отмечают широту его тематического диапазона, незаурядный талант как поэта и художника и глубокую внутреннюю связь между занятием искусством и научным творчеством - главным делом его жизни.3
Творчество А. Л. Чижевского стало предметом дискуссии на научных чтениях в г. Москве, г. Минске, г. Калуге.4
Философские взгляды А. Л. Чижевского нашли рассмотрение в
1 Алексеев В. В. Творчество А. Л. Чижевского и современная наука // Природа. 1982. № 10. С. 56-60; Губарев Н. И. Человек и природа Земли - элементы системно организованного мира // Девятые Межкафедральные чтения «Великие преобразователи естествознания: А. Л. Чижевский» Минск, 1992. С. 18-20; Панчук Е. И. Системные идеи в концепции космизма А. Л. Чижевского // Новые идеи в философии: Меж. вуз. сб. науч. тр. Пермь, 2001. Вып. 10. С. 221-224; Редникин. Т. Г. В.И.Вернадский, Н. Д. Кондратьев, А. Л. Чижевский предтечи описания целостности // В. И. Вернадский, Н.Д.Кондратьев: Великий синтез творческих наследий. Спб., 1997. С. 123-135; Томилин К. А. Вокруг трепещет пульс вселенной: А. Л. Чижевский // Философия русского космизма. М., 1996. С. 164-180.
См.: Баландин Р. Закон природы в жизни общества // Новый мир. 1993. № 5. С. 251253; Баландин Р. Тайны всемирного потопа. М., 2003. С. 185-222.
3 См.: Безъязычный В. И. Поэзия науки и наука поэзии // Чижевский А. Л. Стихотворения. М., 1987; Энгельгард Л. Т. «Музыка тончайших светотеней.» // Чижевский А. Л. Поэзия живописи. Калуга, 2000.
4 См.: Солнце, электричество, жизнь: Материалы секции физики МОИП / под ред. Л. В. Голованов. М., 1969; Великие преобразователи естествознания: А. Л. Чижевский: тезисы докладов. Девятые межкафедральные чтения. Минск, 1992; Чижевский и образование: сб. науч. тр. и материалов / под ред. В. А. Лыткина. Калуга, 2000. диссертационных исследованиях. Н. В. Самсонова в работе «Космизм
A.Л.Чижевского: философско-методологический анализ»,1 в большей мере отражает идейные и концептуальные достижения мыслителя, а не восхождение к ним. Диссертация С. В. Терехова «Эволюционные идеи в естественнонаучном направлении русского космизма»2 раскрывает взгляды
B. И. Вернадского, К. Э. Циолковского и А. Л. Чижевского на проблему эволюции.
Цель и основные задачи исследования. Цель диссертационной работы заключается в рассмотрении философских идей А. Л. Чижевского в их взаимосвязи, через реконструкцию картины мира и основополагающих концептуализации философской интерпретации истории человечества, в контексте эволюции природы, а также внутренне присущей им методологии научного реализма. Даная цель определила постановку следующих задач:
1. Реконструировать философские представления А. Л. Чижевского о мироздании и месте в нем человечества.
2. Квалифицировать научный реализм как методологическую основу универсального космизма, глобального эволюционизма и, главное, философско-исторических взглядов мыслителя.
3. Раскрыть представления А. Л. Чижевского о генезисе и сущности человека.
4. Проанализировать представления о истории и будущности человечества как сильно детерминированных влиянием энергий Космоса и, особенно, Солнца.
5. Реконструировать сущность и содержание концепции гелиотараксии. Объектом диссертационного исследования предстает философское содержание идейного наследия А. Л. Чижевского по проблематике эволюции
1 См.: Самсонова Н. В. Космизм А. Л. Чижевского: филос. - методол. анализ: Дис. канд. филос. наук.: 09.00.08. М., 1996.
2 См.: Терехов С. В. Эволюционные идеи в естественнонаучном направлении Русского космизма (К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский, В. И. Вернадский): Дис. .канд. филос наук: 09.00.03. Орел, 2003.
Космоса и человечества.
Предметом диссертации служит философская интерпретация мыслителем мироздания, а также социально-исторического процесса в аспекте его зависимости от природы.
Методологической основой исследования являются диалектико-материалистические принципы и методы познания. Значительное внимание было уделено применению историко-реконструктивнош и сравнительно-исторического методов, использованию системного и междисциплинарного подходов, а также текстологического анализа источников.
Источниками исследования стаж естественно-научные и философские труды А. Л. Чижевского, рукописи его неопубликованных работ из фондов Академии Наук Российской Федерации, а также труды К. Э. Циолковского, Э. Геккеля и других мыслителей, на которые ссылается или упоминает А. Л. Чижевский.
Научная новизна диссертации заключается в предпринятой автором попытки рассмотрения философских идей и концептуализаций А. Л. Чижевского как мировоззренческой системы, через реконструкцию воззрений о картине мира, места в ней человечества и обусловленности его истории природными факторами. На защиту выносятся следующие положения:
1. Методологической основой философских идей и философии истории А. Л. Чижевского служит выработанный им научный реализм.
2. Человек и психосфера, то есть человечество, представляют на данный момент вершину эволюции Космоса. Генезис человека еще не завершен. Его сущность заключается в наличии абстрактного мышления и сознания.
3. Концепция гелиотараксии является ядром философии истории мыслителя. В эволюции человечества социально-экономические факторы являются ведущими, а космические и, прежде всего, солнечные основополагающими.
4. Развитие психосферы представляет из себя всеобщий, детерминированный, направленный, коллективистский, спиралевидный, возвратно-поступательный процесс, где гелиотараксис является длительным фазисом перехода истории от стихийного состояния к сознательному.
5. Будущее человечества видится в его эволюции в составе космоса как целого, в развитии самосознания людей до космического сознания, в стратегической ориентации на создание ноосферы.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Методологические подходы, выводы и новации, содержащиеся в диссертации, выявленные новые ракурсы и проблематика могут послужить отправной точкой для осуществления более глубокого и комплексного исследования философских идей А. Л. Чижевского. Материалы работы могут быть реально использованы при чтении курсов лекций по истории философии, особенно отечественной, социологии, концепциям современного естествознания, методологии науки.
Апробация работы. Основные концепции и положения исследования изложены на международной и межвузовских научных конференциях в Мурманском государственном техническом университете, Мурманском государственном педагогическом университете, Мурманском гуманитарном институте, на ХЬ научных чтениях памяти К. Э. Циолковского в г. Калуге 1315 сентября 2005 года при участии Государственного музея истории космонавтики имени К. Э. Циолковского, Института философии Российской Академии наук и др. Материалы диссертации апробировались в научных публикациях и использовались при чтении лекций, проведении практических занятий по курсу «Философия».
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографического списка литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Этические идеи в естественнонаучной ветви русского космизма: Н.А. Умов, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, Н.Г. Холодный2013 год, кандидат философских наук Садикова, Ольга Георгиевна
Космическая философия спасения К. Э. Циолковского2000 год, кандидат философских наук Кофанов, Сергей Викторович
"Космическая философия" К.Э. Циолковского как синтез религиозного и научного мировоззрения2005 год, кандидат философских наук Журавлев, Максим Сергеевич
Философско-мировоззренческая концепция Н. А. Умова2001 год, кандидат философских наук Панков, Эдуард Васильевич
Феномен глобальности в философии русского космизма2004 год, кандидат философских наук Исакова, Наталья Владимировна
Заключение диссертации по теме «История философии», Захаров, Михаил Леонидович
Выводы, полученные в исследовании, не исчерпывают всей проблемы изучения философского наследия А. Л. Чижевского. Всесторонний анализ философии русского космизма в целом, наряду с концептуальным рассмотрением учений отдельных его представителей, должен сыграть значительную роль в деле формирования нового целостного мировоззрения. Современный человек, по нашему мнению, должен мыслить космическими масштабами, ощущать себя соразмерным космосу, ответственным за него, воспринимая Землю и всю Вселенную, как свой личный дом, осознавать исторический процесс как единую непрерывную цепь, устремленную в будущее. Такая позиция - гарантия будущего землян, всеобщей и личной безопасности, возможности дальнейшего самосовершенствования.
Предложенные выводы могут быть более тщательно разработаны в дальнейших философско-исторических исследованиях творческого наследия русских космистов. Необходимость таких исследований обусловлена, с одной стороны, потребностью в осмыслении своеобразия русской философии как основы национальной самоидентификации, а с другой стороны, продиктована стремлением использовать накопленный мировоззренческий потенциал на практическом уровне.
Философия русского космизма возникла в XIX веке как попытка ответить на вопрос о дальнейших путях развития человечества. Мыслители прозорливо подмечали тупиковость техногенного пути развития, сопровождающегося растущим отчуждением человека от природы, разрывом между увеличивающимся техническим могуществом и деградирующей нравственностью. Жизнь подтверждает их опасения. Русский космизм обладает грандиозным, не до конца осмысленным потенциалом: поднимает жизненно важные вопросы, намечает пути их решения, предлагает новые методологические подходы. Осмысление богатейшего наследия русского космизма должно стать, по нашему мнению, одной из перспективных задач научных исследований в области истории философии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя общий итог по теме диссертационного исследования, необходимо отметить следующее.
Творческое наследие представителя естественнонаучного направления русского космизма А. Л. Чижевского исключительно велико по богатству, широте и глубине. Особую ценность представляет его концепция гелиотараксии, главным в которой, является представление о роли и значении солнечных и, шире, природных факторов в общественной жизни, степень влияния которых зависит от уровня развития социальности.
1. Концепция гелиотараксии является ядром философско-исторических взглядов А. Л. Чижевского. В эволюции человечества социально-экономические факторы являются ведущими, а космические и, прежде всего, солнечные - основополагающими. Концепция гелиотараксии развивалась как взгляды о путях развития по-тенциала человека, общества и природы, альтернативная программам покорения природы и концепциям игнорировавшим влияние природных факторов на общественную жизнь.
2. Заметное влияние на мыслителя оказали современные ему идеи и представления естественных и общественных наук, рационалистическая античная и средневековая традиция, взгляды К. Э. Циолковского. В целом его взгляды представляют собой сплав философских и естественнонаучных представлений в единое целое. Методологию разработки концепции гелиотараксии можно охарактеризовать как научный реализм.
3. Согласно представлениям ученого универсум - комплекс относительно независимых подсистем, большие из которых влияют на меньшие. Психосфере находится под воздействием противоборствующих социально-экономических и физико-химических закономерностей. Мыслитель трактует психосферу как вершину и итог не только земной, но и космической эволюции.
4. Анализ антропологических воззрений мыслителя позволяет утверждать, что он считал эволюцию человека как вида незавершенной. Потенциалом человека, развитие которого выведет его на новый виток эволюции, мыслитель считал разум, сознание и нравственность.
5. Концептуализация философии истории позволяет А. Л. Чижевскому трактовать развитие психосферы как всеобщий, детерминированный, направленный, коллективистский, спиралевидный, возвратно-поступательный процесс, в котором гелиотараксис является главным событием. Гелиотараксис представляет собой явление, создающее условие скачкообразных, качественных изменений и является длительным фазисом перехода истории от стихийного состояния к сознательному.
6. Будущее человечества видится в его эволюции в составе космоса как целого, в развитии самосознания людей до космического сознания, в стратегической ориентации на создание ноосферы.
Подводя итоги проведенному исследованию можно заключить, что историко-философские идеи А. Л. Чижевского представляют собой концепцию, претендующую на универсальный, обобщающий взгляд на влияния космических, природных сил на историю человечества и являющуюся примером метаподхода или «большой истории», суть которой - соотнесение исторического процесса со смыслом человеческого существования. Метаподход задает общую структуру размышления, определяет критерии, оценки событий исторического, интеллектуального и культурного процессов, и тем самым задает цель и смысл исторического существования, так же необходимый каждому обществу как юношеская вера в счастье в начале жизненного пути каждому человеку. Концепция гелиотараксии несет в себе мощный потенциал исторического оптимизма, что свидетельствует об актуальности изучения философского наследия А. Л. Чижевского.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Захаров, Михаил Леонидович, 2006 год
1. Актуальные проблемы общественных наук : Сб. науч. тр. / М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации, Рост. гос. экон. акад. Юрид. фак. Ростов н/Д: РГАЭ, 1998. -109 с.
2. Алексеев, В. П. Творчество А. Л. Чижевского и современная наука / В. П. Алексеев // Природа. 1982. - № 10. - С. 56-60.
3. Байдин, В. В. Художник науки / В. В. Байдин // Природа. 1982. -№Ю. -С. 65-71.
4. Баландин, Р. К. Законы природы в жизни общества / Р. К. Баландин // Новый мир. 1993. - № 5. - С. 251-253.
5. Барулин, В. С. Диалектика сфер общественной жизни / В. С. Барулин. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 230 с.
6. Бестужев-Лада, И. В. Окно в будущее. Современные проблемы социального прогнозирования / И. В. Бестужев-Лада. М. : Наука, 1970. -269 с.
7. Бестужев-Лада, И. В. Поисковое социальное прогнозирование: перспективные проблемы общества: Опыт систематизации / И. В. Бестужев-Лада. М.: Наука, 1984. - 271 с.
8. Блауберг, И. В. Проблема целостности и системный подход / И. В. Блауберг. М.: Эдиториал УРСС, 1997. - 448 с.
9. Буланов, Н. Г. Диалоги о Чижевском или преодоление слабости / Н. Г. Буланов. Новгород : Изд-во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1998. -173 с.
10. Веденов, М. Ф. Борьба Геккеля за материализм в биологии / М. Ф. Веденов. М.: Изд-во АН СССР, 1963. - 224 с.
11. Великие преобразователи естествознания: А. Л. Чижевский Девятые Межкафедральные чтения : тезисы докладов. Минск : Изд-во Мин.
12. Радиотехн. ин-та, 1992. 104 с.
13. Власть советов за десять лет 1917-1927 / под ред. П. И. Чагина, Л. Н. Войтоловского. Л. : Красная газета, 1927. - 188 с.
14. Враг под маской ученого // Правда. 1935. - 25 дек. - С. 4.
15. Гагаев, А. А. Философия А. Л. Чижевского / А. А. Гагаев, В. П. Скипетров. Саранск : Б. и., 1999. - 260 с.
16. Гаврюшин, Н. К. Космический путь к «вечному блаженству» (К. Э. Циолковский и мифология технократии) / Н. К. Гаврюшин // Вопросы философии. 1992. -№ 6. - С. 125-131.
17. Гиренок, Ф. И. Экология, цивилизация, ноосфера / Ф. И. Гиренок. -М. : Наука, 1987. 180 с.
18. Гиренок, Ф. И. Русские космисты / Ф. И. Гиренок. М. : Знание, 1990.-61 с.
19. Голованов, Л. В. Созвучье полное в природе / Л. В. Голованов. М. : Мысль, 1977. - 175 с.
20. Голованов, Л. В. Стиль жизни, личности, мышления / Л. В. Голованов // Природа. 1982. - № 10. - С. 61-64.
21. Голованов, Л. В. «Связать мир астрономических и мир биологических явлений» / Л. В. Голованов // Общественные науки и современность. 1997. -№ 6. - С. 141-149.
22. Гуреев, Г. А. Астрология и религия. История одного заблуждения / Г. А. Гуреев. -М. : ОГИЗ, 1940. 131 с.
23. Данилова, В. С. Философское обоснование концепции нообиогесферы / В. С. Данилова // Вестник Московского университета. -2004. Серия 7. Философия. - № 2. - С.50-64.
24. Деменев, А. Г. Русские мыслители об оптимизме и пессимизме человека (последняя четверть XIX начало XX вв.) / А. Г. Деменев // Философские науки. 2000. - № 2. - С. 163-175.
25. Демин, В. Н. К звездам быстрее света : Русский космизм вчера,сегодня, завтра. / В. Н. Демин, В. П. Селезнев. М.: Б. и., 1993. - 342 с.
26. Демин, В. Н. Русский космизм: от истоков к взлету / В. Н. Демин // Вестник Московского университета. 1996. - Серия 7. Философия. - № 6. -С. 3-18.
27. Дружинин, И. П. Космос Земля. Прогнозы / И. П. Дружинин, Б. И. Сазонов, В. Н. Ягодинский. М.: Мысль, 1974. - 288 с.
28. Дуденков, В. Н. Русский космизм философия надежды и спасения / В. Н. Дуденков. СПб.: Синтез, 1992. - 231 с.
29. Дуденков, В. Н. Философия космизма в России рубежа Х1Х-ХХ веков / В. Н. Дуденков. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1998. - 277 с.
30. Елистратов, В. Русский космизм и русский космос / В. Елистратов // Дружба народов. 1994. - № 6. - С. 186-194.
31. Ерохин, А. Темные пятна / А. Ерохин // Партийная жизнь. 1964. -№ 24. - С. 66-69.
32. Жизнь и техника будущего (Социальные и научно-технические утопии) / под ред. Э. Кальмана. М.: Московский Рабочий, 1928. - 503 с.
33. Зарубин, А. Г. Чижевский о периодичности, как неотъемлемой черте динамического равновесия / А. Г. Зарубин // Вестник Академии Ростова н/Д. 1997. -№ 1. - С. 59-64.
34. Иванов, В. И. Методологические проблемы космической антропологии / В. И. Иванов // Вопросы философии. 1985. - № 1. - С. 184-151.
35. Искандеров А. А. Два взгляда на историю / А. А.Искандеров // Вопросы истории. 2005. - № 4. - С. 3-22.
36. Кажинский, Б. Б. Биологическая радиосвязь / Б. Б. Кажинский. Киев : Изд-во АН УССР, 1968. - 168 с.
37. Казначеев, В. П. Космопланетарный феномен человека. Проблема комплексного изучения / В. П. Казначеев, С. А. Спирин. Новосибирск : Наука, 1991.-302 с.
38. Казютинский, В. В. Космизм, космонавтика и перспективыцивилизации / В. В. Казютинский // Общестивенные науки и современность. 1994. -№ 2. - С. 141-157.
39. Казютинский, В. В. Космизм А. JI. Чижевского / В. В. Казютинский // Культура и время. 2003. - № 2. - С. 98-107.
40. Карлейль, Г. Теперь и прежде / Г. Карлейль. М. : Республика, 1994. -415 с.
41. Кедров, Б. М. О великих переворотах в науке / Б. М. Кедров. М. : Педагогика, 1986. - 109 с.
42. Кедров, Б. М. и др. «Темные пятна» / Б. М. Кедров, А. М. Кузин, С. Р. Микулинский, Ю. Г. Нефедов, А. А. Передельский, К. В. Смирнов, Т. Н. Щербинская //Партийная жизнь. 1965. - № 6. - С. 75-78.
43. Келле, В. Ж. Теория и история / В. Ж. Келле, М. JI. Ковальзон. М. : Политиздат, 1981.-288 с.
44. Когай, Е. А. Социальная экология. Человек и природа в русском космизме / Е. А. Когай // Социально-гуманитарные знания. 1999. - № 2. -С. 68-80.
45. Коган, JI. А. Жизнь как бессмертие / JI. А. Коган // Вопросы философии. 1994. - № 12. - С. 39-49.
46. Коломиец, Е. Н. Опыт метафилософии истории / Е. Н. Коломиец, М. А. Кукарцева // Вестник Московского Университета. 2000. - Серия 7. Философия. - № 6. - С. 48-59.
47. Кольченко, И. А. К. Э. Циолковский как мыслитель : автореф. дис. . канд. филос. наук: 09. 00. 03. / И. А. Кольченко. М., 1968. - 24 с.
48. Крапивенский, С. Э. Единство природного и социального бытия человека / С. Э. Крапивенский, Н. А. Тельнова // Философия и общество. -2000.-№4.-С. 61-77.
49. Куляскина, И. Ю. Аксиология: место в системе знания / И. Ю. Куляскина // Вестник Московского университета. 2002. - Серия 7. Философия. - № 3. - С. 90-97.
50. Куракина, О. Д. Русский космизм как социокультурный феномен / О. Д. Куракина. М.: МФТИ, 1993. - 183 с.
51. В. И. Ленин. Полн. собр. соч. : в 57 т. 5-е изд. М. : Политиздат, 1976. Т. 18, Т. 29.
52. Лукьянчиков, Н. Н. Ноосфера и общество / Н. Н. Лукьянчиков, А. А. Улитин, Л. Д. Гагут. М.: Вече, 2002. - 525 с.
53. Луначарский, А. В. Авенариус Рихард. Критика чистого опыта в популярном изложении А. Луначарского. Новая теория позитивного идеализма / А. В. Луначарский. М. : Изд-во С. Дороватского и
54. A. Чарушникова, 1905. 206 с.
55. Лупачев, Ю. В. Историометрические циклы А. Л. Чижевского: реальность и прогностические возможности / Ю. В. Лупачев // Вестник Российской Академии Наук. 1996. - Т. 66, № 9. - С. 796-799.
56. Майданов, А. С. Процесс научного творчества: Филос. методол. анализ / А. С. Майданов. - М.: Наука, 1983. - 207 с.
57. Мапельман, В. М. Этико-экологические тупики русского космизма /
58. B. М. Мапельман // Общественные науки и современность. 1996. - № 1.1. C. 138-147.
59. Мапельман, В. М. Идея космической перспективы человечества в русской философской культуре : дис. . д-ра. филос. наук : / 09. 00. 11. : защищена 12. 05. 99: утв. 17. 12. 99 / В. М. Мапельман; МГИ стали и сплавов.-М., 1999.-300 с.
60. Мамзин, А. С. Научный статус социальной антропологии / А. С. Мамзин, В. Г. Пуляев, В. В. Шаронов // Социально-гуманитарные знания.- 1997.-№6.-С. 98-115.
61. Манеев, А. К. Философский анализ антиномий науки / К. А. Манеев. -Минск : «Наука и техника», 1974. 221 с.
62. Мизун, Ю. Г. Космос и Здоровье / Ю. Г. Мизун., П. Г. Мизун. М. : Знание, 1984. - 144 с.
63. Моисеев, Н. Н. Человек и ноосфера / Н. Н. Моисеев. М. : Мол. гвардия, 1990. - 351 с.
64. Морозов, Н. Д. Ритмы истории : Системный анализ прошлого и проектирование будущего / Н. Д. Морозов. М. : ACT : Астрель, 2001. -607 с.
65. Назаретян, А. П. Русский космизм и современная прогностика / А. П. Назаретян, У. Новотный // Вестник Российской Академии Наук. -1998.-Т. 68,№5.-С. 427-436.
66. Никитин, А. Восхождение к человеку / А. Никитин // Новый мир. -1980.-№5.-С. 204-219.
67. Никитина, А. Г. Предвидение как человеческая способность / А. Г. Никитина. М.: Мысль, 1975. - 151 с.
68. Николаев, Г. Капризы климата и что за этим стоит? / Г. Николаев И Наука и жизнь. 1993. - № 1. - С. 85-89.
69. Пазилова, В. П. Критический анализ религиозно-философского учения Н. Ф. Федорова / В. П. Пазилова. М.: Изд-во МГУ, 1985. - 135 с.
70. Панчук, Е. И. Системные идеи в концепции космизма A. JI. Чижевского / Е. И. Панчук // Новые идеи в философии : Межвуз. сб. науч. тр. Пермь : ПГУ, 2001. - Вып. 10. - С. 221-224.
71. Петрункевич, А. В объятьях солнца / А. Петрункевич, JI. Зеленый // Наука и жизнь. 2001. - № 7. - С. 2-8.
72. Пригожин, И. Порядок из хаоса : Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс. М.: Прогресс, 1986. - 431 с.
73. Проблемы ионификации. Аэроионизация в медицине: труды центральной научно-исследовательской лаборатории. Воронеж : Коммуна, 1934. Т. 3.-560 с.
74. Разин, А. В. Ценностная ориентация и благо человека / А. В. Разин // Вестник Московского университета. 1996. - Серия 7. Философия. - № 1. -С. 77-87.
75. Родин, С. Н. Идея коэволюции / С. Н. Родин. Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 1991.-267 с.
76. Рузавин, Г. И. Научная теория: логико-методологический анализ / Г. И. Рузавин. М.: Мысль, 1978. - 244 с.
77. Русский космизм : антология философской мысли / сост. С. Г. Семеновой, А. Г. Гачевой. М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 368 с.
78. Русский космизм и современность : сборник статей / отв. ред. Л. В. Фесенкова. М.: ИФАН, 1990. - 168 с.
79. Самсонова, Н. В. Космизм А. Л. Чижевского: философско-методологический анализ : дис. . канд. филос. наук : 09.00.08. / Н. В. Самсонова; Рос. Акад. гос. службы при Президенте РФ. М., 1996. -130 с.
80. Сборник избранных трудов научных молодежных Чтений памяти А. Л. Чижевского / отв. за вып. Л. Т. Энгельгардт, С. А. Варфоломеев. Калуга : Калужская типография стандартов, 1996. - 242 с.
81. Северикова, Н. М. К оценке философского наследия А. В. Луначарского / Н. М. Северикова // Вестник Московского университета. 2000. - Серия 7. Философия. - № 2. - С. 43-57.
82. Семенова, С. Г. Николай Федоров: творчество жизни / С. Г. Семенова. -М.: Советский писатель, 1990. 383 с.
83. Семенова, С. Г. Идеи русских космистов / С. Г. Семенова // Утренняя звезда. 1993. - № 1. - С. 260-277.
84. Семенова, С. Г. Пресветлый разумом и русским сердцем ясный. / С. Г. Семенова // Молодая гвардия. 1996. - № 7. - С. 225-244.
85. Солнце, электричество, жизнь : Материалы чтений секции физики МОИП, посвящ. памяти проф. А. Л. Чижевского. 7 февраля 1968 г. / отв. ред. Л. В. Голованов. М.: Изд-во МГУ, 1969. - 103 с.
86. Солнечная активность и жизнь // под ред. Я. Я. Икауниек. Рига : Зинатне, 1967. - 136 с.
87. Социология в России / под ред. В. А. Ядова. М. : Изд-во ин-та социологии РАН, 1998. - 694 с.
88. Тард, Г. Законы подражания / Г. Тард. СПб. : Изд-во Ф. Павленкова, 1892.-370 с.
89. Терехов, С. В. Эволюционные идеи в естественнонаучном направлении Русского космизма: (К. Э. Циолковский, A. J1. Чижевский, В. И. Вернадский): дис. . канд. филос. наук: 09.00.03. / С. В. Терехов; ОГУ. Орел, 2003.- 187 с.
90. Традиции русской исторической мысли. Историофилософия : материалы науч. семинара / отв. ред. А. Е. Шикло. М. : Б. и., 1997. -136 с.
91. Труды XXIV-XXV чтений, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К. Э. Циолковского (Калуга, 1989, 1990 гг.) / отв. ред. Н. Г. Белова. М.: ИИЕТ АН СССР, 1991. - 212 с.
92. Туровский, Н. Б. Концепция В. И. Вернадского и перспективы эволюционной теории / Н. Б. Туровский., В. С. Туровская // Вопросы философии. 1993. - № 6. - С. 88-104.
93. Уледов, А. К. Духовная жизнь общества : Проблемы методологии исследования / А. К. Уледов. М.: Мысль, 1980. - 271 с.
94. Урсул, А. Д. Человечество, Земля, Вселенная. (Филос. проблемы космонавтики) / А. Д. Урсул. М.: Мысль, 1977. - 264 с.
95. Филатов, В. П. Живой космос: человек между силами земли и неба / В. П. Филатов // Вопросы философии. 1994. - № 2. - С. 3-12.
96. Философия русского космизма. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996.- 374 с.
97. Хабарова, О. В. Влияние космических факторов на биосферу / О. В. Хабарова // Биомедицинские технологии и радиоэлектроника. 2002.- № 2. С. 25-39.
98. Хайруллин, К. X. Философия космизма / К. X. Хайруллин. Казань :1. Дом печати, 2003. 369 с.
99. Хромченко, В. В. Путь свободы в мир лучшей стороны: Русский космизм / В. В. Хромченко. М.: Консолидация культуры, 1997. - 608 с.
100. Циолковский, К. Э. Будущее земли и человечества. Калуга : Гостипография КГСНХ, 1928. - 28 с.
101. Циолковский, К. Э. Промышленное освоение космоса / К. Э. Циолковский. М.: Машиностроение, 1989. - 278 с.
102. Циолковский, К. Э. Утописты. Живая Вселенная / К. Э. Циолковский // Вопросы философии. -1992. № 6. - С. 132-158.
103. Циолковский, К. Э. Космическая философия / К. Э. Циолковский. М. : Эдиториал УРСС, 2001. - 478 с.
104. Циолковский, К. Э. Гений среди людей / К. Э. Циолковский. М. : Мысль, 2002. - 542 с.
105. Чаиркин, А. С. Проблемы человека в философии русского космизма / А. С. Чаиркин. Саранск: Рузаевский печатник, 1999. - 254 с.
106. Четыркин, Е. М. Статистические методы прогнозирования. / Е. М. Четыркин. М.: Статистика, 1977. - 200 с.
107. Чижевский, А. Л. Основное начало мироздания. Система космоса. Проблемы. 1920-1921. АРАН. Ф. 1703. Оп. 1. Д. 1. Л. 1-105.
108. Чижевский, А. Л. Электронная теория и генезис форм. 1920. АРАН. Ф. 1703. Оп. 1.Д. 2. Л. 1-178.
109. Чижевский, А. Л. Физические факторы исторического процесса / А. Л. Чижевский. Калуга : 1-я Гостиполитография, 1924. - 72 с.
110. Чижевский, А. Л., Ларионов, А. И., Чеховский, В. К. О передаче мыслей на расстояние. 1925. АРАН. Ф. 1703. Оп. 1. Д. 4. Л. 1-18.
111. Чижевский, А. Л. Наступает эпоха революций в природе / А. Л. Чижевский // Огонек. 1926. - № 25. - С. 7-11.
112. Чижевский, А. Л. Современная астрология / А. Л. Чижевский // Огонек.- 1926.-№17.-С. 10-12.
113. Чижевский, А. Л. Грипп и. пятна на Солнце / А. Л. Чижевский // Огонек. 1927.-№14.-С. 3-7.
114. Чижевский, А. Л. Солнце и рост деревьев / А. Л. Чижевский // Крестьянский журнал. -1927. № 8. - С. 30.
115. Чижевский, А. Л. Фактор, способствующий возникновению и распространению психозов / А. Л. Чижевский // Русско-немецкий медицинский журнал. 1928. - Т.4, № 3. - С. 101-131.
116. ИЗ. Чижевский, А. Л. Эпидемические катастрофы и периодическая деятельность Солнца/ А. Л. Чижевский. М.: Мосполиграф, 1930. - 163 с.
117. Чижевский, А. Л. Космотеллурическая среда и человек. 1936. АРАН. Ф. 1703. Оп. 1.Д. 22. Л. 1-20.
118. Чижевский, А. Л. Книга о моей жизни. 1941. АРАН. Ф. 1703. Оп. 1. Д. 228. Л. 1-352.
119. Чижевский, А. Л. Структурный анализ движущейся крови / А. Л. Чижевский. М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1959. - 144 с.
120. Чижевский, А. Л. Аэронификация в народном хозяйстве / А. Л. Чижевский. М.: Госиздат, 1960. - 758 с.
121. Чижевский, А. Л. Солнце и мы / А. Л. Чижевский. М.: Знание, 1963. -48 с.
122. Чижевский, А. Л. Физико-химические реакции как индикаторы космических явлений / А. Л. Чижевский. М.: Мысль, 1964. - 421 с.
123. Чижевский, А. Л. Солнечная активность и жизнь / А. Л. Чижевский. -Рига: Зинатне, 1967. 210 с.
124. Чижевский, А. Л. Электрические и магнитные свойства эритроцитов / А. Л. Чижевский. Киев : Наукова думка, 1973. - 93 с.
125. Чижевский, А. Л. Вся жизнь / А. Л. Чижевский. М. : Сов. Россия, 1974.-208 с.
126. Чижевский, А. Л. Земное эхо солнечных бурь / А. Л. Чижевский. М.: Мысль,1976.-368 с.
127. Чижевский, А. Л. Биофизические механизмы реакции оседания эритроцитов / A. JI. Чижевский. Новосибирск: Наука, 1980. - 177 с.
128. Чижевский, A. JI. Стихотворения / А. Л. Чижевский. М. : Современник, 1987. -238 с.
129. Чижевский, А. Л. Космический пульс жизни : Земля в объятьях Солнца. Гелиотараксия / А. Л. Чижевский. М.: Мысль, 1995. - 766 с.
130. Чижевский, А. Л. На берегу Вселенной : Годы дружбы с Циолковским: Воспоминания / А. Л. Чижевский. М. : Мысль, 1995. -715 с.
131. Чижевский, А. Л. Аэроионы и жизнь. Беседы с Циолковским / А. Л. Чижевский. М.: Мысль, 1999. - 716 с.
132. Чижевский, А. Л. Поэзия живописи / А. Л. Чижевский. Калуга : Золотая Аллея, 2000. - 31 с.
133. Чижевский, А. Л. В ритме Солнца / А. Л. Чижевский, Ю. Г. Шишина. -М.: Наука, 1969. 112 с.
134. Чижевский и образование : Сборник научных трудов и материалов, посвященных исследованию научно-культурного наследия
135. A. Л. Чижевского / под. ред. В. А. Лыткина. Калуга : КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2000. - 352 с.
136. Ягодинский, В. Н. Александр Леонидович Чижевский /
137. B. Н. Ягодинский. М.: Наука, 1987. - 315 с.
138. Яковец, 10. В. Возникновение и этапы развития научной школа русского циклизма / Ю. В. Яковец И Философия хозяйства. 1999. - № 1.1. C. 190-202.
139. Яншина, Ф. Т. Развитие философских представлений В. И. Вернадского. / Ф. Т. Яншина. М.: Наука, 1999. - 144 с.
140. Ярышкин, В. П. Историческое развитие человека / В. П. Ярышкин. -Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 1987. 138 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.