"Космическая философия" К.Э. Циолковского как синтез религиозного и научного мировоззрения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Журавлев, Максим Сергеевич

  • Журавлев, Максим Сергеевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Тула
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 125
Журавлев, Максим Сергеевич. "Космическая философия" К.Э. Циолковского как синтез религиозного и научного мировоззрения: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Тула. 2005. 125 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Журавлев, Максим Сергеевич

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Религиозные и естественнонаучные основания «космической философии»

1.1. Религиозно-философское направление русского космизма: Н.Ф.Федоров и К.Э.Циолковский

1.2. Естественнонаучное мировоззрение К.Э.Циолковского и формирование религиозных принципов космической философии».

ГЛАВА 2. Религиозно-этический синтез: влияние мировых концепций на философию К.Э.Циолковского

2.1 Влияние христианства на философские взгляды

К.Э.Циолковского

2.2 «Космическая философия» К.Э.Циолковского и нехристианские учения

2.3 Этический перфекционизм: нравственные принципы «космической философии»

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «"Космическая философия" К.Э. Циолковского как синтез религиозного и научного мировоззрения»

Актуальность исследования. Основным направлением современной науки являются крупномасштабные исследования космического пространства. Именно с космическими исследованиями связаны проекты в области науки и техники, высоких технологий, которые совершили гигантский прорыв человечества в области познания околоземного пространства. «Стремление проникнуть за атмосферу подобно желанию изучить морское дно, внутренность земной коры, открыть новую страну, . .улучшить жизнь, изучить небо. Когда-то все эти желания были дерзновенны и карались или осуждались многими. Но, конечно, напрасно, ибо эти желания дали людям добрые плоды. Все это - материальный мир и ничто не мешает нам изучать его, проникать в него и им пользоваться, как мы пользуемся благами Земли. Достигать их есть удел человека».1

В то же самое время, прорыв человека в космос ставит перед ним задачи не только технического, но и духовного характера. Так многие современные исследования считают, что человечество не одиноко во Вселенной, а, напротив, - является частью Вселенской цивилизации, объединяющей разумные существа с других планет. В связи с этим, человечеству стоит решить проблему трансформации мировоззрения в условиях жизни с иными разумными мирами. Поэтому актуальными на сегодняшний день являются не только технические проекты и методики, связанные с освоением космоса, но и создание, в свете приобщения человека к Вселенской цивилизации, новой космической идеологии. В этом плане все больший интерес вызывает «космическая философия» К.Э.Циолковского, разработанная им еще в начале XX века.

С точки зрения современных исследователей, в настоящее время возникла необходимость философского анализа проблем цивилизации, поиска

1 Циолковский К.Э. Исследование мировых пространств реактивными приборами. - Калуга, 1914. С.1. ее места среди других космических цивилизаций. Исследовательский взгляд направлен, прежде всего, на познание, на изменения структур цивилизации в данном поэтапном движении и изменение человека, в его влиянии на структуры цивилизации (А.К. Зайцев).

В истории философии русский космизм занимает особое место. Русский космизм - это стремление целого ряда мыслителей прогнозировать будущее человечества как элемента космического бытия, как части космического мироздания. Несмотря на все многообразие философских подходов к космическому будущему, космизм решает ряд проблем современной философии, важнейшими из которых в период освоения космоса являются: а) поэтапное приобщение человеческой цивилизации к космическому бытию, б) формирование мировоззрения, в основе которого синтез науки и л религии, выступающий в философии как метаметодология.

Космическая философия» К.Э. Циолковского являлась первой, и, несмотря на это, наиболее полной из всех теорий прогнозирующих будущее человечества. Причем, в отличие от всех остальных концепций, философия К.Э. Циолковского, кроме применения научных способов, имела мощно развитые религиозно-этические основания.

Степень разработанности темы. К.Э. Циолковский, его жизнь, творчество и философские идеи начинают привлекать пристальное внимание исследователей с середины 50-х годов XX века. Изучение творческого наследия К.Э. Циолковского не случайно связано с началом эры освоения и изучения космического пространства. К этому времени публикуются отдельные биографические исследования и диссертационные работы.3

В 60-е годы интерес к личности и творчеству К.Э. Циолковского все более возрастает. Начиная с 1966 года в г. Калуге проводятся ежегодные Научные

2 Зайцев А.К. Философия космического сознания: научное издание. - Калуга, 2001. С. 5.

3 Брюханов В. А. О философской основе научно-технического творчества К.Э.Циолковского. Автореферат кандидатской диссертации. - Л., 1954; Самойлович С.И. Гражданин вселенной. - Калуга, 1969; Кольченко И.А., Платонов К.К. К.Э.Циолковский как мыслитель. Труды II Чтений К.Э.Циолковского. - М., 1968. чтения, посвященные исследованию научного творчества К.Э. Циолковского, в рамках чтений исследуется проблема «К.Э. Циолковский и философские проблемы освоения космоса». Ежегодная работа, проводимая в рамках чтений, и до сегодняшнего дня вносит основной вклад в исследования научного и философского наследия великого ученого.

В 1967 году в г. Калуге открывается Государственный музей истории космонавтики и научной биографии К.Э. Циолковского. Долгие годы в г. Москве при Институте истории естествознания и техники РАН работает комиссия по изучению научного наследия К.Э.Циолковского.

Неоценимый вклад в наше современное понимание роли и места К.Э. Циолковского в развитии мировой и русской философии внесли исследования академиков Б.В. Раушенбаха, B.C. Авдуевского, А.Д. Урсула, Е.Т. Фаддеева, Н.К. Гаврюшина, В.Н. Сокольского, С.А. Соколовой, В.В. Казютинского, Г.С. Козина, и ряда других авторов.4 В этих трудах ими были обозначены основные предпосылки и характер философии русского космизма и философии К.Э.Циолковского, предпринята попытка классификации космологических взглядов ученых.

В последние годы значительно возрос интерес ученых к исследованию религиозных проблем, поставленных К.Э. Циолковским. В этой сфере необходимо отметить интереснейшие работы авторов В.В. Лыткина, где разносторонне анализируется отношение К.Э. Циолковского к христианству и личности Иисуса Христа, а также к атеизму; и В.И. Алексееевой, в работах которой рассматривается позиция ученого по отношению к православию. Ею же была предпринята попытка выделить буддийские перцепции в религиозно-философской системе ученого. Корпус религиозно-философских

4 Рубцов В.В., Урсул АД. Проблема поиска внеземных цивилизаций. - Кишинев, 1984; Фаддеев Е. Т. Проблема бессмертия человечества у К.Э.Циолковского и в марксизме // Труды IX Чтений К.Э.Циолковского. - Калуга, 1973; Гаврюшин Н.К. Космический полет - логика развития художественной и научной идеи от античности до XX века.// Из истории авиации и космонавтики. Вып. 16. - М., 1972. произведений К.Э. Циолковского, а так же их текстуальный анализ проанализированы в работах Т.Н. Желниной.5

Специфика и анализ «Космической этики» К.Э. Циолковского с религиозных позиций дается в исследованиях В.М. Мапельман 6

Аналогичная попытка анализа этических взглядов К.Э. Циолковского с точки зрения материализма предпринималась В.В. Казютинским.7 Он впервые в истории философии попытался сравнить философские взгляды Н.Ф. Федорова и К.Э. Циолковского по целевому признаку, несмотря на различную методологическую особенность их работ. Им же предлагается классификация школ философии космизма с учетом ранее известных мировых философских течений.

Основные идеи «гносеологии космизма» рассматриваются в статьях А.П. Огуцова.8

Классификация различных философских взглядов, объединенных понятием «русский космизм», а также их анализ впервые проводится в работах Ф.И. Гиренок и продолжается в исследованиях В.В. Казютинского и А.К. Зайцева.9

Таков спектр сложившихся представлений о природе и смысле философии К. Э. Циолковского, в котором исследователи приходят к двум крайним теоретическим позициям, согласно которым «космическая философия» К.Э.Циолковского рассматривается как:

5 Лыткин В.В.Философские взгляды К.Э.Циолковского и его отношение к атеизму и религии. Автореферат кандидатской диссертации. - Л., 1989; Лыткин ЯВ.Философия космического будущего человечества. -Издательство КГПУ им. К .Э.Циолковского, 2000; Алексеева В.//.Религиозные сочинения К.Э. Циолковского// Евангелие от Купалы / Сост. А. Н. Маслов, - М.: Самообразование, 2003; Алексеева В.И. Буддийские перцепции в философии К.Э.Циолковского и Л.Н.Толстого // Труды XXVII Чтений К.Э.Циолковского. - М., 2004; Желнина Г Я.Корпус философских произведений К.Э.Циолковского// Философия русского космизма. -М.,1996.

6 Мапельман В.М. «Космическая этика» К.Э.Циолковского // Философия русского космизма. - М.,1996.

7 Казютинский В.В. .Космическая философия К.Э.Циолковского// Философия русского космизма. - М.,1996.

8 Огурцов А.П. Гносеологические идеи К.Э.Циолковского // Труды IX Чтений К.Э.Циолковского, - М.,1975.

9 Гиренок В.И. Русские космисты. - М.: Знание, 1990; Зайцев А.К. Философия космического сознания: научное издание. - Калуга, 2001.

1) своеобразный научный прогноз, в котором превалирующее значение имеют научно-технические достижения человечества (В.В. Казютинский, JI. В.

• Лесков, В. А. Брюханов);

2) как религиозно-нравственное учение, основанное на историко-философских традициях, основной целью которых является своеобразная социальная модель, основанная на научно-техническом прогрессе человечества, выводящая его за пределы земной цивилизации. (В. И. Алексеева, В. В. Лыткин, Т. Н. Желнина, В.М. Мапельман)

Цель и основные задачи исследования. Целью диссертационного исследования является целостный анализ «космической философии» К.Э. Циолковского как своеобразного синтеза научного и религиозно-нравственного феноменов.

Цель диссертационной работы достигается посредством реализации следующих исследовательских задач:

- определение направления «русский космизм» как центрального понятия;

- выявление идейных оснований «космической философии» К.Э. Циолковского;

- реконструкция религиозно-этических взглядов ученого на основе * анализа религиозно-философских произведений К.Э.Циолковского;

- выявление критериев естественнонаучной методологии К.Э. Циолковского в «космической философии»;

- определение места «космической философии» К.Э. Циолковского в рамках традиции русской религиозной философии и русского космизма.

Объектом диссертационного исследования являются космологические, религиозные и этические идеи К. Э. Циолковского.

Предметом диссертационного исследования является синтез религиозного и научного мировоззрения как базис «космической философии» К.Э. Циолковского.

Методология и источники исследования. Исходной методологической установкой настоящего исследования является объективный историко-философский анализ социопрогностических, религиозных и этических произведений К.Э. Циолковского с целью определения места научно-религиозного синтеза его учения в русской философии.

В настоящем исследовании использовался метод сравнительно-исторического анализа «космической философии» К.Э.Циолковского и ее основных историко-философских аналогов, что имеет целью выявить степень влияния западных и отечественных религиоведческих течений на формирование исходных философских установок в мировоззрении ученого.

Кроме того, значительное место отводится диалектическому методу, с помощью которого выявлены основные понятия категориальной системы философии К.Э. Циолковского (например, понятия «синтеза» в его религиозном и научном содержании, понятия «космической философии»). Диалектический метод позволил выявить противоположность научного и религиозного мировоззрений, показать их тесную взаимосвязь в философской системе К.Э. Циолковского, выявить идею синтеза, которая является центральной в «космической философии».

В данной работе автор опирается на теоретическую базу, которую можно сгруппировать в два исходных смысловых блока:

1) современные исследования, посвященные анализу религиозно-философских представлений К.Э. Циолковского о космическом будущем человечества;

2) исследования, посвященные изучению космологических проблем в целом и русского космизма, в частности.

Отсутствие более ранних работ, посвященных данной проблематике, объясняется тем, что интерес к религиозно-нравственным взглядам русских ученых-естествоиспытателей возник сравнительно недавно, в основном в постсоветский период.

Научная новизна работы. Научная новизна диссертационного исследования заключается в реконструкции религиозно-философских и естественнонаучных взглядов ученого, в ходе которой проанализированы основные понятия «космической философии» К.Э. Циолковского. Впервые выявлено, что «космическая философия» К.Э. Циолковского представляет собой своеобразный научно-религиозный синтез, основанный на религиозной философии и естественнонаучном знании.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Религиозно-философское направление космизма - целостная система, характерная для русской философии, синтезировавшая религиозно-этические, социально-утопические и естественнонаучные взгляды. В диссертационном исследовании выявляется генезис возникновения русского философского космизма, представляющего собой синтез религиозно-философского и научного знания.

2. Сравнительный анализ философских учений русского космизма Н.Ф. Федорова и К.Э. Циолковского позволил сделать вывод о том, что философия К.Э. Циолковского есть своеобразный монистический пантеизм, где естественнонаучная составляющая представляет собой определенные научно-технические методики или систему средств (космические корабли, станции и др.), необходимых для осуществления религиозно-этических целей человечества.

3. В диссертационном исследовании устанавливается, что философия К.Э. Циолковского - своеобразное, оригинальное учение, оказавшее значительное влияние на дальнейшее формирование и развитие философского космизма, в сравнении с работами Н.Ф. Федорова, А.К. Горского, Н.А. Сетницкого.

4. В диссертационном исследовании прослеживается скептицизм как методологическое основание «космической философии» К.Э. Циолковского. Именно критическая позиция ученого к религии определяет его религиозно-философское мировоззрение. В этом плане понятие «научной веры» как веры, основанной на знании, представляет собой одну из главных составляющих религиозно-философского мировоззрения ученого, определяет главные позиции в системе «космической философии».

5. В диссертационном исследовании подчеркивается, что идеи восточной и эзотерической философии оказали огромное влияние на религиозно-философские взгляды К.Э. Циолковского. Эзотерическую философию с теорией К.Э. Циолковского роднит стремление придать человеческому знанию, мыслям, поступкам, всему существованию глобальный общевселенский смысл. На «космическую философию» К.Э. Циолковского оказали влияние такие категории эзотерической философии, как «космическое мышление», «космическое сознание», «космическая точка зрения», «космическое гражданство». Большое значение для формирования «космической философии» имели такие понятия восточной философии: «у-вэй», «нирвана», «сатори» и др.

6. Рассматривая модель «научной этики» К.Э. Циолковского мы приходим к выводу, что эта оригинальная идея имеет, на наш взгляд, фактически единственный в истории философии прецедент. В исследовании было выявлено, что в «научной этике» имеют место категории: счастье, добро и зло, ненасилие. Этическая концепция К.Э. Циолковского базируется на христианских нравственных принципах, в сфере социальной деятельности людей, и буддийских, в смысле отношения к планете и космосу.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы диссертации, разработанные в ней методологические подходы, и полученные результаты позволяют дополнить понимание специфики русского космизма и русской философии начала XIX века, раскрыть новые понятия, такие, например, как «космическая философия» и «научная этика». Содержание диссертационного исследования может быть использовано при разработке лекционных курсов по истории философии, религиоведению, науке и религии, концепциям современного естествознания.

Апробация темы диссертационной работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на кафедре философии и культурологии Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н.Толстого.

Апробация научного материала и полученных выводов была осуществлена:

• в ходе публикаций научных статей;

• в ходе выступлений на 3-х конференциях;

1. «Модернизация образовательного процесса в университете с целью повышения качества подготовки специалистов»: XXX учебно-методическая конференция профессорско-преподавательского состава ТГПУ им. Л. Н. Толстого «Религиозные и современные научные взгляды на космологию». -Тула, 2003.

2. «Качество подготовки специалистов и инновационные процессы в системе непрерывного профессионального образования»: XXXI учебно-методическая конференция профессорско-преподавательского состава ТГПУ им.Л.Н.Толстого «Естественнонаучные обоснования некоторых принципов буддизма». - Тула, 2004.

3. 1-я научно-практическая конференция аспирантов, соискателей и молодых ученых ТГПУ им. Л.Н.Толстого «Религиозно-философское направление русского космизма: Н.Ф.Федоров и К.Э.Циолковский». - Тула, 2005.

• в лекционных и семинарских занятиях по курсу «Наука и религия» на факультете искусств и гуманитарных наук в Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н.Толстого, а также в преподавании дисциплины «Концепции современного естествознания».

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Журавлев, Максим Сергеевич

Выводы по 2-ой главе диссертационного исследования:

1).Отношение К.Э.Циолковского к мировым религиозным и этическим взглядам нельзя охарактеризовать однозначно, как располагающее или скептическое. Процесс формирования специфического отношения к религии был достаточно долговременный и разносторонний, охватывающий всю жизнь ученого с самого детства.

2).Основы идей свободомыслия были заложены родителями ученого. Но главной причиной критики как христианства, так и буддизма и эзотерики была, несомненно, естественнонаучная мтодология. Кроме того, значительное влияние на возможность критики мировых религиозных систем оказало знакомство К.Э.Циолковского с идеями свободомыслящих ученых: Н.Ф.Федорова в России и основателями «Тюбингенской школы критики Библии» Э.Ренана и Д.Ф.Штрауса на Западе.

3).При формировании отношения к знаниям К.Э.Циолковский не ограничивался только эмпирическими данными, признавая любые формы знания. Поэтому в «космической философии» К.Э.Циолковский использовал ряд понятий восточной религиозной и европейской эзотерической философии близких ему по духу.

4). Идеи восточной и эзотерической философии оказали огромное влияние на философские взгляды К.Э.Циолковского. Эзотерическую философию с теорией К.Э.Циолковского роднит стремление придать человеческому знанию, мыслям, поступкам и всему существованию глобальный общевселенский смысл. Основополагающие принципы восточной философии: «у-вэй», « нирвана», «сатори» также нашли применение в философии ученого. В целях объяснения необходимости каждого существа мыслить космическими масштабами эти принципы преломляясь в рационалистическом свете дополняют и расширяют «космическую философию» К.Э.Циолковского.

5).Вследствии поглощения всех вышеперечисленных идей нравственная концепция К.Э.Циолковского стороится на нескольких этических принципах принцип « разумного эгоизма», принцип ненасилия и принцип абсолютизации), используя при этом 4 группы понятий категориального характера: о добре и зле; о единении, братстве и милосердии; об авторитете; и о разуме, как о важнейшем нравственном понятии .

6). И хотя попытка К.Э.Циолковского создать законченный вариант « научной этики» и является фактически единстенной в истории фолософии; эта теория остается неприемлемой и непривлекательной для отдельного индивида вообще и целого вида существ в частности, так как ориентируется на исключительно безупречные идеалы, свойственные восточной философии, отрицая любые проявления несовершенства.

Заключение.

Религиозно-философское направление космизма - мировоззренческая концепция, свойственная только русской философии благодаря ее феноменальной общности объединившая в себе религиозно-этические, социально-утопические и естественнонаучные взгляды. Эта особенность космизма настолько расширяет сферу его взглядов, что космистами можно считать почти всех русских философов. Космизм - есть результат эволюции нравственных взглядов русского общества вследствии интеграции технического прогресса в жизнь. Конфликт старых моральных принципов с новым укладом жизни, диктуемым технической революцией потребовал разрешения в виде специфического философского синтеза нескольких противоположных мировоззрений.

Основоположником религиозно философского направления русского космизма считается Н. Ф. Федоров. «Философия общего дела» носит явно выраженную богословскую и христианскую тематику. К. Э. Циолковский тоже вправе считаться сторонником данного течения, несмотря на естественнонаучную склонность главных идей «космической философии». Философские взгляды Н. Ф. Федорова и К. Э. Циолковского имели общие цели. Н.Ф.Федоров объединив человечество под единым лозунгом «философии общего дела», представил неординарное осмысление христианства; К.Э.Циолковский используя выраженный естественнонаучный подход изменяет представления о смысле жизни человечества, оставаясь при этом на позиции религиозного мыслителя.

Космическая философия» К.Э.Циолковского оперирует исключительно научными методами, решая тем самым большинство задач по объединению двух противоречащих концепций. Естественнонаучный подход к решению религиозных вопросов позволяет в более доступной и рациональной форме изложить религиозные концепции, тем самым делая их универсальнее и ближе к обыденному пониманию. Восприятие окружающего мира с научной точки зрения полностьюопределило характер скептического мышления К.Э.Циолковского по отношению к догматическим и обрядовым традициям религии. Ученый полностью отвергал традиционность и суеверие. Религиозные сочинения К.Э.Циолковского, основанные на классических христианских произведениях, носят очевидную научную критику и содержат вполне понятные объяснения чудесных событий той далекой истории. Даже вопрос о бытии Бога полностью решается в пользу естественнонаучного понимания - Бог есть необходимая и неизбежная часть всего сущего, познаваемая как и вся природа.

Несмотря на очевидную приверженнность к научной методологии, К.Э.Циолковского все же следует относить к представителям религиозного космизма, поскольку данная методика была лишь средством для решения вполне теологических вопросов. К тому же большая часть произведений К.Э.Циолковского носят явно религиоведческий характер. С достаточной долей условности конечно же можно считать К.Э.Циолковского представителем естественнонаучного космизма, но если брать объетом изучения именно его философские произведения, а не технические расчеты и социологические прогнозы на будущее, то с гораздо большим успехом ученого можно назвать религиозным философом.

Хотя Н. Ф. Федоров и К. Э. Циолковский принадлежат к основным сторонникам религиозно философского направления русского космизма и, очевидно, что К. Э. Циолковский является последователем Н. Ф. Федорова, нельзя считать «космическую философию» продолжением федоровских идей, обрамленных в естественнонаучные рамки. Основные моменты в «философии общего дела» Н.Ф.Федорова и «космической философии» выглядят настолько различными, что эти теории можно рассматривать лишь как объединенные неким начальным принципом «активного эволюционизма человечества». Философия К. Э. Циолковского - своеобразное, сугубо специфическое учение, привнесшее собственный, индивидуальный взгляд и оказавшее иное влияние на формирование данного направления космизма, нежели работы Н. Ф. Федорова, А. К. Горского, Н. А. Сетницкого.

Религиозно-философское направление русского космизма - течение, зачатки которого родились в противоречивой теории Н.Ф.Федорова, философия которого стала как бы «феноменом ньютоновского яблока» для идей К.Э.Циолковского , которые в более полной фантастической мере получили развитие в «космической философии».

Отношение К.Э.Циолковского к мировым религиозным и этическим взглядам нельзя охарактеризовать однозначно, как располагающее или скептическое. Процесс формирования специфического отношения к религии был достаточно долговременный и разносторонний, охватывающий всю жизнь ученого с самого детства. Основы идей свободомыслия были заложены родителями ученого. Но главной причиной критики как христианства, так и буддизма и эзотерики была, несомненно, естественнонаучный подход к религиозной проблематике. Кроме того, значительное влияние на возможность критики мировых религиозных систем оказало знакомство К.Э.Циолковского с идеями достаточно свободомыслящих ученых. Из русских авторов наиболее значимыми оказались работы Н.Ф.Федорова: друга и единомышленника ученого. Из иностранных ученых К.Э.Циолковскому наиболее близки оказались идеи представителей « Тюбингенской школы критики Библии»: Э.Ренана и Д.Ф.Штрауса. Позиция самого К.Э.Циолковского заняла особое место в русской философии, не являясь ни атеистической , ни православной.

При формировании отношения к знаниям К.Э.Циолковский не ограничивался только эмпирическими данными, признавая любые формы знания. Поэтому в «космической философии» К.Э.Циолковский использовал ряд идей восточной религиозной и европейской эзотерической философий близких ему по духу. Ученый неоднократно подчеркивает именно онтологическое знание, его этическую ценность , его связь с космической, а не только земной действительностью.

Идеи восточной и эзотерической философии оказали огромное влияние на гносеологические взгляды К.Э.Циолковского. Эзотерическую философию с теорией К.Э.Циолковского роднит стремление придать человеческому знанию, мыслям, поступкам и всему существованию глобальный общевселенский смысл. Данные религиозные теории были близки к «космической философии» стремлением придать человеческим мыслям и поступкам, а также всему человеческому существованию глобальный, общевселенский смысл. Гносеологии К.Э.Циолковского оказались близки такие важнейшие понятия эзотерической философии как «космическое мышление», « космическое сознание», «космическая точка зрения », « космическое гражданство». Основополагающие принципы восточной философии: «у-вэй», « нирвана», «сатори» также нашли применение в философии ученого. В целях объяснения необходимости каждого существа мыслить космическими масштабами эти принципы преломляясь в рационалистическом свете дополняют и расширяют «космическую философию» К.Э.Циолковского.

Вследствии поглощения всех вышеперечисленных идей очевидно , почему нравственная концепция К.Э.Циолковского стороится на нескольких этических принципах (принцип « разумного эгоизма», принцип ненасилия и принцип абсолютизации), используя при этом 4 группы понятий категориального характера: о добре и зле; о единении, братстве и милосердии; об авторитете; и о разуме, как о важнейшем нравственном понятии.

И хотя попытка К.Э.Циолковского создать законченный вариант « научной этики» и является фактически единственной в истории фолософии; эта теория остается неприемлемой и непривлекательной для отдельного индивида вообще и целого вида существ в частности, так как ориентируется на исключительно безупречные идеалы, свойственные восточной философии, отрицая любые проявления несовершенства.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Журавлев, Максим Сергеевич, 2005 год

1. Алексеева В.И. Буддийские перцепции в философии Л.Н.Толстого и К.Э.Циолковского // Материалы XXX1. научных чтений памяти К.Э.Циолковского. - Калуга, 2004.

2. Алексеева В.И. Религиозные сочинения К.Э.Циолковского. // Евангелие от Купалы. /Сост. А.Маслов, М.,Самообразование,2003.

3. Акбулатов С.А., Кожурин Я.Я. Структура, функции и социальная роль религии. Социология, атеизм, религия. Грозный, 1976.

4. Аристотель. Метафизика. Кн. I, Соч., т. I, М., 1976.

5. Белинский В.Г. Письмо к Н.В. Гоголю от 15 июля 1847 г. Полн. собр. соч., Т. 10.

6. Белов П.Т. Философия выдающихся русских естествоиспытателей второй половины XIX века. М., 1970.

7. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. 0 России и русской философской культуре. М.,1990.

8. Блаватская Е.П. «Пролог» к «Тайной доктрине» «Вопросы теософии»,вып.2, - СПб.,1910.

9. Блаватская Е.П.Тайная доктрина. Берлин, 1915.

10. Брюханов В.А. О философской основе научно-технического творчества К.Э.Циолковского. Автореферат кандидатской диссертации. Л., 1954.

11. Брюханов В.А. Мировоззрение К.Э.Циолковского и его научно -техническое творчество. М., 1959.

12. Гаврюшин Н.К. Историко-философские взгляды К.Э.Циолковского. Труды IX Чтений К.Э.Циолковского. Секция: "К.Э.Циолковский и философские проблемы освоения космоса". М., 1975.

13. Гаврюшин Н.К. Космический полет логика развития художественной и научной идеи от античности до XX века. Из истории авиации и космонавтики. Вып. 16. - М., 1972.

14. Гаврюшин Н.К. Космический путь к вечному блаженству// Вопросы философии,-№6., 1992.

15. Гаврюшин Н.К. К.Э.Циолковский и атомистика. Труды VII чтений К.Э.Циолковского. Секция: "Исследование научного творчества К.Э.Циолковского. М., 1973.

16. Гаврюшин Н.К.Ньютон и Циолковский. Труды XX чтений К.Э.Циолковского. Секция: "Исследование научного творчества К.Э.Циолковского. М., 1987.

17. Гаврюшин Н.К., Тихонравов М.К. 130 лет со дня рождения К. Фламмариона. Из истории авиации и космонавтики. Вып. №Х1Х., М, 1972.

18. Годцсмит Д., Оуэн Т. Поиски жизни во вселенной. М.,1983.

19. Голованов JI.B. К вопросу об идейных влияниях на К.Э.Циолковского. Труды II Чтений К.Э.Циолковского. Исследование научного творчества К.Э.Циолковского. М.,1968.

20. Горфункель А.Х. Джордано Бруно. М., 1973.

21. Гиренок Ф.И. Русские космисты, -М: Знание, 1990.

22. Декарт Р. Космогония. Два трактата. М.-Л.Д937.

23. Древнекитайская философия. М.Д972.Т.1.

24. Дю Прель К.Борьба за существование в небесном пространстве.-«Знание», 1875

25. Дю Прель К. Философия мистики, или двойственность человеческого существа. Пер. с нем. М.С.Аксенова. СПб., 1895.

26. Желнина Т.Н. К вопросу о формировании атеистических взглядов К.Э.Циолковского. Труды XVI Чтений К.Э.Циолковского. Секция: "К.Э.Циолковский и философские проблемы освоения космоса". М., 1982.

27. Желнина Т.Н.Корпус философских произведений К.Э.Циолковского // Философия русского космизма.- М.;1996.

28. Казютинский В.В., Дудкина И.А. Мировоззрение

29. К.Э.Циолковского и марксистско-ленинская философия. Труды XVII Чтений К.Э.Циолковского. Секция: "К.Э.Циолковский и философские проблемы освоения космоса». М., 1983.

30. Казютинский В.В. Космическая философия К.Э.Циолковского// Философия русского космизма.- М.;1996.

31. Капица С.П. .Курдюмов С.П, Малинецкий Т.Г. Синергетика и предсказания будущего, М.,1995.

32. Кедров Б.М. Ленин и научные революции. М., 1980.

33. Кедров В.А. Религия и церковь в Советском обществе. М.,1984.

34. Кийко Е.И. Достоевский и Ренан. Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1980.

35. Кольченко И.А., Платонов К.К. К.Э.Циолковский как мыслитель. Труды II Чтений К.Э.Циолковского. Исследование научного творчества К.Э.Циолковского. М., 1968.

36. Косидовский 3. Сказания евангелистов. М., 1977.

37. Космодемьянский А.А. К.Э.Циолковский его жизнь и работы по ракетной технике. - М., 1960.

38. Крывелев И.А. Что знает история об Иисусе Христе? М.,1969.

39. Кузанский, Н. Об ученом незнании. Соч.,т.1, М., 1979.

40. Куроедов В.А. Религия и церковь в советском обществе. М.,1984.

41. Лавров П.Л. Религиозные социалисты. Встань человек! М.,1986.

42. Ледбитер Ч.Невидимые помощники и невидимый мир. Калуга. 1909.

43. Лейбниц Г.В. Монадология. Соч.т. 1, М., 1982.

44. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // В.И.Ленин. Полн.собр.соч.т.18., М.,1968.

45. Лесков Л.В. К.Э.Циолковский о будущем: взгляд из современности // Философия русского космизма., М.,1996.

46. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М.,1991.

47. Луначарский А.В. Личность Христа в современной науке и литературе.1. М, 1928.

48. Лыткин В.В. Детерминизм и проблема первопричины в трудах К.Э. Циолковского. Социально философские аспекты критики религии. - Л., 1987.

49. Лыткин В.В. О некоторых проблемах критики христианства в наследии К.Э.Циолковского. Научно-атеистические исследования в музеях. Л., 1987.

50. Лыткин В.В.Философия космического будущего человечества.: Изд-во КГПУ, 2000.

51. Майоров Т.Т. Теоретическая философия Готфрида В. Лейбница. -М., 1973.

52. Мапельман В.М. «Космическая этика» К.Э.Циолковского//Философия русского космизма.- М.;1996.

53. Нарликар Дж. Неистовая вселенная. М., 1985.

54. Николаев Т.Б. Понятие о боге как совершенной основе жизни. Женева, 1916.Т.2.

55. Огурцов А.П. Гносеологические идеи К.Э. Циолковского. Труды IX Чтений К.Э.Циолковского. Секция. К.Э.Циолковский и философские проблемы освоения космоса, М., 1975.

56. Огурцов А.П. К.Э.Циолковский и В.И. Вернадский. Труды X чтений К.Э.Циолковского. Секция"Исследование научного творчества К.Э.Циолковского". -М., 1977.

57. Одоевский В.Ф. 4338-й год. Петербургские письма. М., 1926.

58. Пазилова В.П. Критический анализ религиозно-философского учения Н.Ф.Федорова. М., 1985.

59. Плеханов Г.В. О так называемых религиозных исканиях в России. Избранные философские произведения. М., 1957.

60. Режабек Б.Т. Религиозный опыт Н.Федорова и космическое сознание.//Космическое мировоззрение новое мышление XXI века. -Москва. Международный Центр Рерихов. 2004.

61. Ренан Э. Жизнь Иисуса. Спб., 1906.

62. Ретцель Г.Э. Краткое извещение о невидимом существе и о, находящихся в неизмеримом его пространстве, тварях добрых и злых, так же звездных и стихийных духах, о происхождении духов, существе и действии их.<М.1784>.

63. Рубцов В.В., Урсул А.Д. Проблема внеземных цивилизаций. Кишинев, 1984.

64. Самойлович С.И. Гражданин вселенной. Калуга, 1969.

65. Свентицкая И.С. От общины к церкви. М., 1985.

66. Секст Эмпирик. Три книги Пирроновых положений. Книга третья. Соч. т. 2,- М., 1976.

67. Семенова С.Г. Николай Федоров. Творчество жизни. М.1990

68. Соколов. В.В. Философия Спинозы и современность. М.,1964.

69. Старыгин A.M. К.Э.Циолковский и социальный аспект космического эксперимента. Труды Х-Х1 Чтений К.Э.Циолковского. К.Э.Циолковский и философские проблемы освоения космоса. М., 1977.

70. Степин B.C. Кузнецова Л.Ф. Современная научная картина мира, русский космизм и диалог культур «Восток-Запад» // Философия русского космизма.-М.,Фонд «Новое тысячелетие», 1996.

71. Суханов А.Д. Великие русские естествоиспытатели атеисты. - М., 1974.

72. Титов В.Е. Православие. М., 1974.

73. Турсунов А. Человек и мироздание. М., 1986.

74. Угринович Д.М. Введение в религиоведение. М., 1985.

75. Улугбеков Т.А. Современные концепции бесконечности и реальность. -Минск, 1984.

76. Фаддеев Е.Г. Проблема бессмертия человечества у К.Э.Циолковского и в марксизме. Труды XVII Чтений К.Э.Циолковского. К.Э.Циолковский и философские проблемы освоения космоса. М., 19741975.

77. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. Т.1 Верный, 1906.

78. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. Т.2 Верный, 1906.

79. Федоров Н.Ф.Собрание сочинений в 4-х томах. М. Прогресс, 1995.

80. Циолковский К.Э. Евангелие от Купалы. /Сост. А.Маслов,- -М.,Самообразование,2003.

81. Штраус Д.Ф. Жизнь Иисуса. М., 1907, т.1.

82. Энгельс Ф. К истории первоначального Христианства. Соч.,т. 22.

83. Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство.Соч., т. 19.

84. Юм Д. Исследования о человеческом познании. Соч., т.2, М., 1982. Архивные источники

85. Циолковский К.Э. Атлас дирижабля из волнистой стали. Калуга, 1931.

86. Циолковский К.Э. Бесконечность. Архив ГМИКим.К.Э.Циолковского ,ф.1, оп.1, д.99.

87. Циолковский К.Э. Библия и научные тенденции Запада. Архив ГМИК им. К.Э.Циолковского, ф.1, оп.1, д. 163.

88. Циолковский К.Э. Блуждание материи при жизни одного существа. Архив ГМИК им. К.Э.Циолковского, ф.1, оп.1,д. 141.

89. Циолковский К.Э. Будущее Земли и человечества. Калуга, 1928.

90. Циолковский К.Э. Вечный свет космоса. Архив ГМИКим.К.Э.Циолковского, ф.1, оп.1, д. 108.

91. Циолковский К.Э. В каком порядке происходит открытие или изобретение. 29 марта 1934 года. Архив ГМИКим.К.Э.Циолковского, ф.1, оп.1.

92. Циолковский К.Э. Воля вселенной. Неизвестные разумные силы. -Калуга, 1928.

93. Циолковский К.Э. Высшая истина. 27 августа 1932 года.Архив ГМИК им.К.Э.Циолковского. ф.1, оп.1, ед.хр.59.

94. Циолковский К.Э. Горе и гений. Калуга, 1916г.

95. Циолковский К.Э. Граждане вселенной. 2 августа 1933 года.Архив ГМИК им.К.Э.Циолковского. ф.1, оп.1, д. 102.

96. Циолковский К.Э. Давление на плоскость при ее нормальном движении в воздухе. Калуга, 1930.

97. Циолковский К.Э. Долголетие. Архив РАН, ф.555, оп.1, .

98. Циолковский К.Э. Есть ли бог? (1 вариант, 2 редакция). Архив ГМИК им.К.Э.Циолковского. ф.1, от.1, д.62.

99. Циолковский К.Э. Есть ли духи. Архив ГМИКим.К.Э.Циолковского. ф.1, оп.1, д.63.

100. Циолковский К.Э. Замечание К.Э.Циолковского по поводу письма студентов. Сентябрь 1933г. Архив ГМИКим. К.Э.Циолковского, ф.1, оп.1, д. 123.

101. Циолковский К.Э. Исследование мировых пространств реактивными приборами. Научное обозрение. № 5, Спб, 1903.

102. Циолковский К.Э. Конспект космической философии. Архив ГМИК им. К.Э.Циолковского, ф. 1, on. 1, д. 171.

103. Циолковский К.Э. Космическая философия. Архив ГМИК им. К.Э.Циолковского, ф.1, оп.1, д. 164.

104. Циолковский К.Э. Краткая автобиография. 5 марта 1933 г. Архив ГМИК им. К.Э.Циолковского, ф. 1, оп.1, д. 101.

105. Циолковский К.Э. Любовь к самому себе или истинное себялюбие. -Калуга, 1928.

106. Циолковский К.Э. Монизм Вселенной. Калуга, 1931.

107. Циолковский К.Э. Монизм вселенной (конспект). Калуга, 1925.

108. Циолковский К.Э. Моя жизнь. 14 октября 1932 г. Архив ГМИК им. К.Э.Циолковского, ф.1, оп.1, д.67, л. 18.

109. Циолковский К.Э. Моя пишущая машинка. Калуга, 1928.

110. Циолковский К.Э. Натуральные основы. Архив РАН, ф.555,оп.1, д.510.

111. Циолковский К.Э. Непрерывность высшей жизни. Архив ГМИК им. К.Э.Циолковского, ф.1, оп.1, д. 107.

112. Циолковский К.Э. Образование земли и солнечных систем. Калуга, 1915.

113. Циолковский К.Э. Основные физические гипотезы. Архив РАН, ф.555, оп.1, д.352.

114. Циолковский К.Э. Оценка людей. Архив ГМИК им. К.Э.Циолковского, ф.1, оп.1, д. 136.

115. Циолковский К.Э. Ощущение жизни и смерть. Архив ГМИК им. К.Э.Циолковского, ф.1, оп.1, д. 144.

116. Циолковский К.Э. Письмо К.Э.Циолковского А.Л.Чижевскому. 20 ноября 1925 г., Архив ГМИК им. К.Э.Циолковского, ф.1, ед.хр.27.

117. Циолковский К.Э. Письмо К.Э.Циолковского В.М.Вишневу. 3 июня 1920 года. Архив РАН. Ф.555, оп.4,д.4.

118. Циолковский К.Э. Письмо К.Э.Циолковского В.В. Рюмину от 5 июля 1925 года. Архив РАН, ф.555, оп.4, д.21.

119. Циолковский К.Э. Письмо к Ивановскому. 1928 г. Архив ГМИК им. К.Э.Циолковского, ф. 4, on. 1, д.432.

120. Циолковский К.Э. Планеты заселены живыми существами. Архив РАН, ф.555, оп.1, д.505.

121. Циолковский К.Э. Причина космоса. Калуга, 1925.

122. Циолковский К.Э. Растение будущего. Животное космоса. Самозарождение. Калуга, 1929.

123. Циолковский К.Э. Радость смерти. Архив ГМИКим.К.Э.Циолковского. ф.1, оп.1, д. 110.

124. Циолковский К.Э. Род или характеристика познания. Архив РАН, ф.555, оп.1, д.492.

125. Циолковский К.Э. Свободное пространство. Соч., т.2, М.,1954.

126. Циолковский К.Э. Сжиматель газов. Калуга, 1931.

127. Циолковский К.Э. Современное состояние земли. Калуга, 1929.

128. Циолковский К.Э. Странные совпадения или даты моей жизни нравственного характера. Январь 1935 г. Архив ГМИК им.К.Э.Циолковского. ф.1, оп.1, д.162. л.1.

129. Циолковский К.Э. Фатум, судьба, рок. 14-29 июля 1919 г.Архив РАН. Ф.555, оп.2, д. 1. л. 1-16.

130. Циолковский К.Э. Христианство. Архив РАН. ф. 555, оп. 1,д. 383.

131. Циолковский К.Э. Этика или естественные основы нравственности. Архив РАН, ф.555, оп.1, д.372.1. Богословская литература

132. Антоний. Догматическое богословие Православной католической восточной церкви. Спб., 1849.

133. Березин Я. Православно-христианское вероучение. Тверь,1911.

134. Буткевич Т.И. Взгляд Ренана на чудеса и пророчества в евангельской истории. Харьков, 1904.

135. Буткевич Т.И. Э.Ренан и его сочинение "Жизнь Иисуса". М., 1904.

136. Воронов Ливерий. Вопрос о филиокве. Богословские труды.Ы 26, М., 1986.

137. Григорий (Лебедев). Евангельские образы. Богословские труды. Сб. № 17 М., 1977.

138. Евангелие от Матфея святое благовествование. Библия. М., 1983.

139. Иустин. Божественное лицо и дело Господа нашего Иисуса Христа. Соч., т. 3,-М., 1895.

140. Кудрявцев А. Краткий курс лекций по православному богословию. М., 1889.

141. Лосский Вл. Александрия. Богословские труды, сб. № 24, М., 1983.

142. Лосский Вл. Господство и царство. Богословские труды.N 8, М,1972.

143. Лосский Вл. Догматическое богословие. Богословские труды. N8, М., 1972.

144. Лосский Вл. Очерк мистического богословия восточной церкви. Богословские труды, N 18, М., 1972.

145. Лосский И.О. История Русской философии. М., 1991.

146. Михаил (Архимандрит). О евангелиях и евангельской истории. М., 1870.

147. Мумриков. А. О богословии Владимира Лосского. Богословские труды. N26,-М., 1985.

148. Николаев Т.Б. Понятие о боге как совершенной основе жизни. -Женева, 1916, т.2.

149. Платон. Православное учение или сокращенное христианское богословие. -Спб., 1791.

150. Платон. Сокращенное изложение догматов веры по учению православной церкви. Кострома. 1869.

151. Православное исповедание католической и апостольской церкви восточной. М., 1866.

152. Рождественский В.Т. Лекции по богословию. 1891, б/м. Зарубежная литература

153. Beasant A. The Seven Principles of Man. L.,1892.

154. Tsiolkovsky, Russian Cosmism and Extraterrestrial Intelligence.The Quarterly Journal of the Royal Astronomical Society.Vol.36, # 4, P.369-376. London, December 1995. (With Ben Finney & Ludmila Alepko).

155. Tsiolkovsky and Extraterrestrial Intelligence. 47th International Astronautical Congress. Abstracts. IAA 9.2 SETIinterdisciplinary Aspects. Beijing, October 1996. (With Ben Finney & Ludmila Alepko).

156. Core Lecture Notes of Summer Session'96. Space and SocietyDepartment. International Space University. Vienna, 1996.(With Ben Finney).

157. Tsiolkovsky's "Album of Space Voyages" .Vision of a Space Theorist Turned Film Consultant. 48th International Astronautical Congress. Abstracts. IAA-97

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.