Философская концепция Р. В. Иванова-Разумника тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Возякова, Татьяна Ивановна

  • Возякова, Татьяна Ивановна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2000, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 163
Возякова, Татьяна Ивановна. Философская концепция Р. В. Иванова-Разумника: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Екатеринбург. 2000. 163 с.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философская концепция Р. В. Иванова-Разумника»

Актуальность темы исследования.

Сегодня мы идем по следам утраченного, восстанавливая целостную картину истории философии в России. Мы заново открываем сокровища потаенной русской общественной мысли и "вдруг" обнаруживаем, что рядом с материалистическим направлением русской философии существовало и развивалось не менее мощное и достаточно разветвленное - идеалистическое. При этом само понятие "идеализм" утратило негативный политический оттенок и обнаружило богатое философское содержание. В этом свете творчество философов-идеалистов предстало не как прямолинейное движение к заданной истине, а как блуждание мысли в поисках ее.

Сегодня мы оказались перед осознанием необходимости идейной реабилитации репрессированной русской философии и введения ее в состав современной отечественной. Это важно, с одной стороны, как в смысле покаяния и восстановления нравственной справедливости по отношению к нескольким поколениям забытых русских философов. С другой стороны, это необходимо в целях духовного восполнения некогда "единого, цельного" (а по сути одностороннего) марксистского направления в философии, которое лишало право голоса своих оппонентов.

Введение в научный оборот всех "выпавших" из философского обращения текстов представляет исторический интерес и является несомненно важным для всего последующего развития общественной мысли. Идет не только процесс восстановления доброго имени отельных философов, но и реабилитации достоинства отечественной философской школы в целом.

В этой связи уместно вспомнить полные глубокого смысла слова С.Н.Трубецкого: "Философию следует изучать исторически, в связи с общей культурой; каждое отдельное учение должно быть понято в своем отношении к другим учениям, ему современным, предшествующим и последующим, к умственным и нравственным течениям века, к общему миросозерцанию эпохи. Но за таким историческим изучением стоит вполне законный философский интерес, без которого само историческое знание было бы существенно не полным и не осмысленным, не объясняя нам самых глубоких разумных оснований отдельных учений и развертывая перед нами лишь пеструю вереницу разнообразных противоречивых и причудливых построений. Понять смысл их различия, оправдать философию в самих этих различиях - такова задача научного и философского изучения истории человеческой мысли"1.

К сожалению, объектом специального историко-философского изучения русская философская мысль стала сравнительно поздно. Становление истории русской философии отмечено недоверием к ее предмету, методу, национальной специфике, характеру рефлексии и т.д. Не вдруг, но постепенно среди философов утверждилась мыль о самобытности русской философии, ее целостности, обусловленной и общими принципами, и общими проблемами.

Одним из историков русской философской и общественной мысли был Разумник Васильевич Иванов-Разумник (настоящая фамилия Иванов). Он был универсальной личностью в истории гуманитарной мысли России, так как выступал сразу в нескольких ипостасях - философа, историка, социолога, литературоведа, критика. Как глубокий мыслитель и авторитетный ученый, Р.В.Иванов-Разумник оказал большое влияние на духовную атмосферу своего времени. Забвение его имени, замалчивание вклада в развитие истории русской философии послужило импульсом для нас к восстановлению справедливости и выбору темы диссертационного исследования: "Философская концепция Р.В.Иванова-Разумника".

Именно ему принадлежит первая попытка рассмотреть некоторые сквозные проблемы русской философии в историческом аспекте в книге "История русской общественной мысли" (в дальнейшем "История." - Т.В.). История общественной мысли являлась для него одновременно и историей русского сознания, и историей русской интеллигенции. Книга имела широкий общественный резонанс. Все рецензенты подчеркивали, что автору удалось подытожить опыт самосознания русской интеллигенции в течение целого исторического периода, охватывающего революционно-демократический и народнический этапы. Без осмысления этого опыта невозможно было понять смену идейной ориентации русской интеллигенции на рубеже XIX и XX веков, ее размежевание, обозначившееся в противостоянии

1 Трубецкой С. Чему учит история философии // Проблемы идеализма. М., 1902. -С.232-233. марксизма и либерализма. В этом мы видим огромное значение книги Р.В.Иванова-Разумника для своего времени. Другим достоинством его труда стало "отстаивание, с опорой на огромный фактический материал, идеи транссоциальной и трансисторической сущности интеллигенции, ее духовной миссии и преемственности, хотя эта идея и была "хорошо упакована" в народнические одежды"1.

Вслед за Р.В.Ивановым-Разумником к этой же проблеме специально обратились Н.А.Бердяев, П.И.Милюков, Д.Н.Овсянико-Куликовский, Г.Г.Шпет, Г.П.Федотов и др.2 Актуальность избранной темы подтвердил огромный резонанс, последовавший за выходом в свет сборника "Вехи".

Философская концепция Р.В.Иванова-Разумника содержала и еще одну сквозную тему, в качестве которой выступала "проблема индивидуализма". Философ рассматривал вопрос о том, как постепенно вызревала идея индивидуализма в России. Он находил преемственные идеи в понимании "общества и личности" между В.Г.Белинским, А.И.Герценом, Н.К.Михайловским и другими мыслителями. Теоретическое понимание индивидуализма Р.В.Ивановым-Разумником было связано с признанием реальности только индивидуального сознания, с отрицанием возможности обязательных для всех положений или взглядов, т.е. субъективизмом. Привлекая философию Канта и субъективных идеалистов, Р.В.Иванов-Разумник стремился с позиций номинализма, солипсизма и субъективизма рассмотреть ключевые положения народнических мыслителей, обновить их теоретико-философский потенциал путем создания нового мировоззрения - "имманентного субъективизма".

В "имманентном субъективизме" Р.В.Иванова-Разумника особое место занимал социологический и этический индивидуализм. Философ рассматривал индивида как самоцель, а в счастье и всестороннем развитии отдельной личности он видел ее конечное назначение. В частности, общество и государство он рассматривал только

1 Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русские источники современной социальной философии // Интеллигенция. Власть. Народ: Антология. М.: Наука, 1993. С. 12. Л

Бердяев H.A. Русская идея. Париж, 1946; Милюков П.И. Интеллигенция и историческая традиция // Интеллигенция в России. М., 1910; Овсянико-Куликовский Д.Н. История русской интеллигенции. М., 1907; Шпет Г.Г. Очерки развития русской как вспомогательные средства для достижения индивидом цели. Этический индивидуализм, отражающий опору человека на самостоятельно выработанные высокие нравственные нормы, сочетался у Р.В.Иванова-Разумника с активной общественно-преобразовательной позицией. Такая философская установка способствовала утверждению в России гражданских и политических свобод до тех пор, пока становление демократического цивилизованного общества не было насильственно прервано. Осмысление заслуг и ошибок русской интеллигенции в этом вопросе актуально и по сегодняшний день, так как в условиях, когда "социалистический коллективизм" уже разрушен, а "капиталистический индивидуализм" еще не сформирован, требуются новые нестандартные способы решения старых проблем.

Еще одним перспективным направлением была разработка методологии истории общественной мысли. Заслуга Р.В.Иванова-Разумника как историка философии состояла в том, что он сделал попытку в вопросах методологии на объективную научную основу и, используя принцип единства исторического и логического, дать классификацию и периодизацию русской общественной мысли. Реально же философ остался на этапе постановки задачи, решив ее лишь частично. Р.В.Иванов-Разумник не был беспристрастным, "имманентно-субъективный" подход наложил отпечаток на его методы, оценки и выводы. В некоторых случаях он не различал объект и предмет своего исследования. Рассматривая различные философские и литературно-художественные направления, творчество писателей, поэтов, публицистов, от гносеологического анализа переходил к осмыслению онтологических проблем. Порой становилось непонятно, что его волнует больше - судьбы интеллигенции, крестьянства, народа, страны в целом или философские теории и литературные произведения, их отражающие.

Положительной стороной историко-философской концепции Р.В.Иванова-Разумника было наличие разных уровней рассмотрения проблем. Так, например, обращаясь к проблеме "смысла жизни", философ выходил на диалектику единичного и общего. философии. Пг., 1922; Федотов Г.П. Трагедия интеллигенции // Версты. Париж, 1926. №2.

На единичном уровне он рассматривал морально-этические аспекты бытия личности: субъективное и объективное постижение смысла жизни, соотношение цели и средств в жизни индивида, столкновение добра со злом, нравственный выбор в критической ситуации и т. д. С этой точки зрения Иванов-Разумник предпринял анализ произведений Л.Андреева, Ф.Сологуба, Л.Шестова и пришел к философско-этическим обобщениям.

Но философ не остановился на единичном уровне. Он пошел дальше и связал смысл жизни индивида с судьбой всего народа. Исходя из мысли, что "всякая теория прогресса есть в конечном счете ответ на вопрос о смысле жизни"1, Р.В.Иванов-Разумник проанализировал историю интеллигенции на уровне общего. В поисках "смысла истории" он исследовал различные философско-исторические теории прогресса., что было новым словом в историко-философской литературе того времени.

Исследования дали интересные результаты благодаря тому, что Р.В.Иванов-Разумник не разделял философию и художественную литературу. Для него это была единая "общественная мысль", в которую включались искания писателей, поэтов, публицистов, критиков, философов. В России так повелось, что многие социально-нравственные вопросы впервые поднимала именно литература, а не философия. Русская литература часто выходила за рамки художественных обобщений и решала несвойственные ей социально-политические и нравственные проблемы. Учитывая эту ее особенность, Р.В.Иванов-Разумник вовлек в орбиту общественной мысли новые имена и произведения, а с ними - и новые мысли. Такой подход, связывающий воедино философию и литературу, обогатил русскую философскую и общественную мысль и, на наш взгляд, остался оставаться актуальным и сегодня.

Пополнение истории русской философии взглядами самого Р.В.Иванова-Разумника позволит дать адекватную оценку историко-философскому процессу первой четверти XX в., а объективный анализ его творчества - проследить эволюцию философской мысли в ее реальных противоречиях и исторической обусловленности в пределах одной человеческой жизни. В мировоззрении Р.В.Иванова-Разумника, как в

1 Иванов-Разумник Р.В. О смысле жизни. Ф.Сологуб. Л.Андреев. Л.Шестов. - СПб.: Тип.М.М.Стасюлевича, 2-е изд. - 1910. С.6. зеркале, отразились нравственные искания русской интеллигенции начала века. Обращение к его идейному наследию является актуальным и потому, что философ имел альтернативные марксизму философские и социально-политические взгляды. В плюрализме версий, на наш взгляд, скрывается перспектива развития русской философии, ее жизнеспособность. Введение в духовный потенциал современности тех истинных гуманистических ценностей, которые есть в философии Р.В.Иванова-Разумника, поможет, на наш взгляд, воссоздать российской духовный генофонд и национальную культуру, утраченные за годы существования тоталитаризма. Степень теоретической разработанности проблемы.

Имя Р.В.Иванова-Разумника долгие годы было предано забвению. В 1923 г. цензура наложила запрет как на публикацию его собственных произведений, так и на упоминание его фамилии в любых других работах. В годы засилья марксизма исследователи не обращались к трудам философа в силу идеологической предвзятости.

Первые две публикации об Р.В.Иванове-Разумнике относятся к 70-80-м гг. XX столетия, поэтому не составит труда назвать их персонально.

С марксистских позиций критиковала неонароднические эстетические и литературные взгляды Иванова-Разумника М.Петрова1.

Непредвзятую" подробную биографию Р.В.Иванова-Разумника написал

A.Лавров, он же осветил творческие отношения критика с поэтом А.Блоком2.

В целом обе публикации носили биографический и литературоведческий характер.

Настоящий исследовательский бум по отношению к Р.В.Иванову-Разумнику начался в начале 90-х гг. Появились первые публикации писем, материалов следственных дел, архивов и других первоисточников.

Активно разрабатывает разумниковскую тему философ из С-Петербурга

B.Белоус. Благодаря его стараниям исследователям стали доступны многие ценные

1 Петрова М.Г. Эстетика позднего народничества // Литературно-эстетические концепции в России конца XIX - начала XX в. - М.: Наука, 1975. - С.156-170.

2 Лавров A.B. Переписка [А.А.Блока] с Р.В.Ивановым-Разумником // Лит.наследство. Т.92: Александр Блок: Новые материалы и исслед. - Кн.2. - М.: Наука, 1981. - С.366-414. биографические и исторические документы, в т.ч. материалы следственного дела Р.В.Иванова-Разумника1. Его работы посвящены изучению истории литературной группы "скифов" и петроградской Вольной философской ассоциации, активным участником и организатором которых был Р.В.Иванов-Разумник . Им также предпринята попытка воссоздать идейное содержание утраченного философского труда всей жизни Р.В.Иванова-Разумника - "Антроподицея (Оправдание человека)" .

В том же направлении работают исследователи А.Лавров, Я.Леонтьев, В.Петрицкий, Л.Карохин и др. Они изучают творчество Р.В.Иванова-Разумника в разных аспектах - как историка, филолога, социолога. К российским ученым присоединились и зарубежные авторы: Ж.Шерон, С.Хоффман, Х.Мацубара. В 1996 и 1998 гг. были проведены две международные конференции, посвященные творчеству Р.В.Иванова-Разумника, которые заложили основы разумниковедения как нового направления (на стыке истории, философии, литературоведения) в истории русской культуры4.

Однако, на наш взгляд, философское наследие Р.В.Иванова-Разумника до сих пор должным образом не востребовано. Как философские источники мировоззрения философа, так и собственно этические, социологические, аксиологические, философско-исторические, историко-философские его воззрения остаются малоизученными.

1 Белоус В.Г. Иванов-Разумник: тюрьмы и ссылки // Вопр.лит. - 1991. - № 12. - С.252-277.

2 Белоус В.Г. Испытание духовным максимализмом. О мировоззрении и судьбе Р.В.Иванова-Разумника // Литературное обозрение. - 1993. - № 5. - С.25-37; БелоусВ.Г. Петроградская Вольная Философская Ассоциация (1919-1924) -антитоталитарный эксперимент в коммунистической стране. М.: Издательство Магистр, 1997.

3 Белоус В. Реконструкция "Антроподицеи", или Самооправдание Иванова-Разумника // Рус.мысль. - 1995. -№4102.

4 Иванов-Разумник: Личность, творчество, роль в культуре. СПб.: Глаголь. - 1996; Иванов-Разумник: личность, творчество, роль в культуре. Публикации и исследования. Вып.2, СПб. - 1998.

Цель и задачи исследования.

Основная цель диссертационного исследования - дать обобщающий историко-философский анализ взглядов Р.В.Иванова-Разумника, показать их истоки и эволюцию, реабилитировать его имя и творчество. Для ее достижения в работе решаются следующие задачи:

- рассматривается интеллектуальная биография Р.В.Иванова-Разумника; выявляются философские и литературно-художественные источники философских взглядов Р.В.Иванова-Разумника;

- воссоздается дух общественных дискуссий в России начала XX в., повлиявших на становление Р.В.Иванова-Разумника как неонароднического мыслителя;

- исследуются наиболее значимые философские работы Р.В.Иванова-Разумника; анализируются основные положения "имманентного субъективизма" являющегося как оригинальным мировоззрением, так и индивидуальным методом философа; раскрывается историко-философская концепция через рассмотрение теоретических проблем - таких, как интеллигенция, индивидуализм, смысл жизни:

- прослеживается эволюция философских воззрений Р.В.Иванова-Разумника;

- определяется вклад Р.В.Иванова-Разумника в популяризацию и развитие русской общественной мысли.

Источниковая база исследования. Теоретической базой исследования стали работы Р.В.Иванова-Разумника "История русской общественной мысли", "Что такое махаевщина?", "О смысле жизни"; критические и литературоведческие статьи его оппонентов - Г. Плеханова, А. Луначарского, С.Франка, С. Булгакова, A.C. Волжского (Глинки), Е. Ляцкого, Н. Ефимова, Е.Исакова, В. Кранихфельда, М. Лемке, Е. Замятина, А. Фомина, В. Чернова, Л.Кобылинского, А. Яцимирского; современных разумниковедов - А. Лаврова, М.Петровой, В. Белоуса, Я. Леонтьева, А. Гильднера, В. Лебедевой, В.Петрицкого.

Методология исследования определяется задачами диссертации. Диссертант использует основные методы и принципы историко-философского анализа: биографический метод; конкретно-исторический и сравнительно-исторический анализ философских работ Р.В.Иванова-Разумника с трудами русских мыслителей; принцип единства исторического и логического, источниковедческий, гносеологический и социально-культурный подходы.

Научно-практическая значимость работы: материалы диссертационного исследования, его выводы и результаты могут быть использованы в теоретических исследованиях по курсу отечественной философии, а также в учебно-методической работе, при создании теоретических и методических курсов по "философской аксиологии", "социальной философии", "истории русской философии", "истории русской социологии", "философии культуры".

Апробация работы.

Диссертация обсуждалась на кафедре истории философии Уральского государственного университета им. А. М. Горького и была рекомендована к защите. По теме диссертационного исследования был сделан доклад на заседании кафедры истории философии УрГУ (март 1999 г.). Основные научные результаты и выводы диссертации были апробированы в выступлениях на трех межвузовских конференциях ("Возрождение в России: проблема ценностей в диалоге культур". Н-Новгород, ННГУ, февраль 1995 г.; "Россия: Истоки и пути духовного обновления". Архангельск, АГУ, 1996 г.; "Интеллигенция России в истории XX века: неоконченные споры". Екатеринбург, УрГУ, декабрь 1998 г.).

Основное содержание диссертации изложено в следующих публикациях:

1. Р. В. Иванов-Разумник о смысле жизни // Возрождение России: проблема ценностей в диалоге культур. 4.1. Н. Новгород: 1994. - С.44-46.

2. Философские взгляды Р. В. Иванова-Разумника и современность // Россия: Истоки и пути духовного обновления. Материалы Всерос. науч. конф. Архангельск: 1996,- С.30-31.

3. Р.В.Иванов-Разумник - выдающийся русский интеллигент XX века // Интеллигенция России в истории XX века: неоконченные споры. К 90-летию сборника "Вехи". Тез. докл. Всерос. науч. конф. - Екатеринбург: 1998. - С. 164-165.

4. Р. В. Иванов-Разумник - мыслитель XX века // Гуманитарный вектор. Чита. -1998. -№2(4). -С.80-82.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Возякова, Татьяна Ивановна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оценивая место Разумника Васильевича Иванова-Разумника в истории русской культуры, современный ученый-разумниковед В.Белоус отнес его к числу тех личностей, которые "оставили яркий след не только и не столько символами собственной веры, сколько экзистенциальным подвигом во имя их исполнения"1.

В истории русской интеллигенции В.Белоус выделил два типа философов -"жреца" и "шута"2. "Жрец" - хранитель признанных традиций, всего очевидного и окончательного. "Шут" - ниспровергатель всех очевидных истин "жреца". "Жрецов", a priori знающих правильные ответы, было большинство, а "шутов", с невероятным упорством ставящих "проклятые вопросы", - меньшинство.

Когда в начале 1920-х гг. по невероятной иронии истории первые, в большинстве своем, оказались вне России, в эмиграции, последним пришлось довольствоваться отечественными катакомбами, откуда они могли время от времени подавать слабые признаки жизни. По "жрецам" Европа и оценила русскую мысль: воздала должное одним и умолчала о других. Символом "всеобщего ответа" - и тогда, и сейчас - стал Н.Бердяев, чьи произведения, казалось бы, предугадывали ответы на любые, самые каверзные вопросы еще до появления самих вопросов <.> прямые ответы воспринимаются публикой куда с большим воодушевлением, нежели вечные о вопросы" .

Символом "шута", с упорством ищущего "смысл жизни", "смысл истории", на наш взгляд, был Разумник Васильевич Иванов-Разумник. Человек потрясающей эрудиции, тонкого знания литературы и поэзии, широкого философского кругозора, он, привносил во все, чем бы ни занимался, "мировоззригельное отношение к действительности". Он был одним из тех парадоксальных русских мыслителей, которые, не имея фактически ни одного "чисто философского" труда, оставались философами до глубины своей души. И в этом главная трудность, с которой

1 Белоус В. Иванов-Разумник и философские основания "скифской" идеи // 81ау1а опепШИв. 1995. - Т.ХЫУ. - № 3. - С.370.

2 Там же.

3 Там же. С.371. сталкиваются его исследователи, ибо как обнаружить и оценить эту философию в "чистом виде", если она растворена в самой жизни и судьбе мыслителя.

Другой сложностью для исследователя творчества Р.В.Иванова-Разумника является неоднозначность, поливариантность его интеллектуальных интересов. В философском мировоззрении Р.В.Иванова-Разумника своеобразно переплелись: народничество, гегельянство и кантианство, элементы субъективного и объективного идеализма, субъективизм и экзистенциализм. Они переплавились в драгоценный слиток, названный самим философом "имманентный субъективизм".

Сильной стороной "имманентного субъективизма" стала социально-этическая направленность, диалектически сочетающая в себе стремление к индивидуализму, личной свободе и стремление к общественному служению во имя народа и Отечества.

Слабой стороной воззрений стал схематизм (результат научной формализации и классификации), стремление подвести всех исторически значимых русских интеллигентов под какой-нибудь "изм".

По результатам проведенного исследования мы можем сделать вывод об Р.В.Иванове-Разумнике как одном из своеобразных историков русской философской и общественной мысли. Основными составляющими его историко-философской концепции явились проблемы интеллигенции, индивидуализма и смысла жизни.

Р.В.Иванову-Разумнику удалось проследить историю русской интеллигенции (ее духовный путь) с момента зарождения в ХУШ в. до глубинных изменений в начале XX в. К понятию "интеллигенция" он подошел как к этической категории, соединив в ней все предыдущие подходы. Хотя попытка синтетического определения оказалась неудачной, этический подход получил дальнейшее развитие. Этическая компонента дефиниции "интеллигенция" получила статус нового понятия "интеллигентность", которое было признано учеными и стало сегодня общеупотребительным.

Исследуя историю борьбы интеллигенции и мещанства в России, Р.В.Иванов-Разумник вышел на глобальную проблему - порабощения личности самодержавным строем. Конфликт между мещанством и интеллигенцией был возведен в ранг конфликта между личностью и государством, старыми и новыми формами общественного устройства.

Разрешение этого противоречия потребовало более детального изучения "проблемы индивидуализма" в истории русской общественной мысли. Ученый дал свое определение "индивидуализма" и рассмотрел его в качестве преемственной общественной идеи, сделав для этого сравнительный историко-философский анализ произведений А.И.Герцена и Н.К.Михайловского. Философ выявил мировоззренческие достоинства великих русских мыслителей-демократов и народников, боровшихся за индивидуализм, гражданские и политические права личности. Унаследовав взгляды своих предшественников, Р.В.Иванов-Разумник, к сожалению, разделил и их заблуждения.

Заслугой Р.В.Иванова-Разумника является постановка проблемы обогащения философского содержания (в частности, критической философией И.Канта) народнических взглядов, но сам философ прошел мимо тех открытий в понимании проблемы личности и общества, которые были сделаны марксизмом. Воспринимая общество как сумму индивидов, не делая качественных различий между индивидом и обществом, Р.В.Иванов-Разумник остался на эмпирической, позитивистской позиции.

Другой "сквозной" теоретической проблемой в творчестве Р.В.Иванова-Разумника стала проблема "смысла жизни". Она решалась на трех уровнях -единичном, особенном и общем. Единичный уровень (уровень отдельного индивида) потребовал обратиться к опыту русской литературы. Именно у писателей критик нашел глубоко выстраданные идеи об осмысленности и бессмысленности человеческого существования, о вечной борьбе добра со злом. В решении проблемы "смысла жизни" он стоял на экзистенциальных позициях. Иванов-Разумник уловил богатые, но до конца не использованные, нетеоретические способы решения философских проблем. Это позволило ему по-новому переосмыслить сам предмет философии, обогатить его творческим интуитивным знанием. Он воспринимал философию как синтез идей теоретиков-схоластов и прозрений поэтов и писателей.

Перейти к особенному и общему уровням Р.В.Иванову-Разумнику помогла философии истории А.И.Герцена. Однако его общетеоретический философский анализ не был безупречным. Р.В.Иванов-Разумник дал субъективно-идеалистическую трактовку прогресса истории и представил Герцена как субъективиста, что не соответствовало действительности. В этом проявилась шаткость некоторых положений "имманентного субъективизма" как мировоззрения и метода. Однако в целом философу удалось выявить особенности русской философской и общественной мысли, начиная с конца ХУШ в. и заканчивая началом XX в., вписав еще одну яркую страницу в ее историю.

Положения, содержащие элементы новизны, выносимые на защиту:

1. Р.В.Иванов-Разумник - пример уникального типа в истории русской философии, который воплощает единство мысли и жизни, учения и судьбы. На собственном примере ученый показал, как личность "с принципами" в одиночестве может отстаивать свою внутреннюю свободу и противостоять самым суровым внешним обстоятельствам.

2. Было выявлено, что философское мировоззрение Р.В.Иванова-Разумника -"имманентный субъективизм" - представляет собой оригинальный синтез идей народничества, объективного и субъективного идеализма, экзистенциализма. В русской философии и общественной мысли Р.В.Иванов-Разумник выступил продолжателем идей А.И.Герцена, П.Л.Лаврова, Н.К.Михайловского, творчески развил их в новых исторических условиях начала XX в. Это проявилось, в частности, в обогащении некоторыми философскими идеями трансцендентального кантовского идеализма.

3. Р.В.Иванов-Разумник является автором оригинальной историко-философской концепции. Русская философия и художественная литература рассмотрены им как единый интеллектуальный процесс и объединены в едином понятии "русская общественная мысль". Мы считаем, что используемый метод позволил ему создать оригинальную классификацию и периодизацию русской общественной мысли, выделить в ней три течения: "позитивную теорию прогресса", "мистическую теорию прогресса" и "имманентный субъективизм". Глубокий философский анализ работ некоторых выдающихся русских мыслителей, например А.Герцена, позволил внести свой вклад в разработку понятий "интеллигенция" и "мещанство", а также в герценоведение.

4. Опираясь на опыт передовых русских мыслителей, Р.В.Иванов-Разумник сделал попытку выработать научное определение "интеллигенции". По нашему мнению, новаторским является понимание "интеллигентности" как этического

156 качества личности. Работа Р.В.Иванова-Разумника имела значительное влияние на духовную ситуацию своего времени, а также на последующую разработку этических проблем русской философии.

5. Одна из центральных идей в русской общественной мысли - "индивидуализм". Было выявлено, что Р.В.Иванов-Разумник проследил его историческую преемственность, разработал типологию "индивидуализма", указав на такие его разновидности, как "философско-исторический", "социологический", "этический".

6. Р.В.Иванов-Разумник сделал центром мировоззрения аксиологическую проблему смысла жизни и решил ее с экзистенциальных позиций. Было обнаружено, что используя возможности художественной литературы, философ рассмотрел проблему "смысла жизни" на единичном (личностном), особенном и общем уровнях.

7. Мы считаем, что мировоззренческий подход к произведениям русской литературы позволил Р.В.Иванову-Разумнику расширить рамки предмета истории русской философии. Философия понималась им как синтез теоретической (научной) и интуитивной (художественной) мысли. На наш взгляд, благодаря такому расширению Р.В.Иванов-Разумник обогатил историко-философский процесс идеями целого ряда русских писателей, поэтов и публицистов. Идеи Иванова-Разумника актуальны как для разработки отдельных проблем современной отечественной философии, так и для широкого понимания ее предмета, в том числе и для ее гуманизации.

157

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Возякова, Татьяна Ивановна, 2000 год

1. Иванов-Разумник Р.В. А.Блок. А.Белый. Пб.: Алконост, 1919. - 179 с.

2. Иванов-Разумник Р.В. Вершины. А.Блок. А.Белый. -Иг.: Колос, 1923. 246 с.

3. Иванов-Разумник Р.В. История русской общественной мысли. Индивидуализм и мещанство в русской литературе и жизни XIX в. Иг.: Рев.мысль, 1918. - 4.1. - 192 с; 4.2. - 215 с; Ч.З. - 200 с; 4.4. -191 с; 4.5. - 135 с; 4.6. - 175 с; 4.7. - 136 е.; 4.8. -174 с.

4. Иванов-Разумник Р.В. А.И.Герцен. 1870 1920. Сб.ст. - Пг.: Колос, 1920. - 187с.

5. Иванов-Разумник Р.В. Испытание огнем. Пг.: Тип. П.С.Сойкина, 1917. - 48с.

6. Иванов-Разумник Р.В. Герцен и Михайловский // Вопр.жизни. 1905. - № 8. -С.125-149.

7. Иванов-Разумник Р.В. Год Революции: Ст. 1917 г. СПб.: Рев.социализм, 1918. -204 с.

8. Иванов-Разумник Р.В. Литература и общественность. Сб.ст. СПб.: Прометей, 1912.-243 с.

9. Иванов-Разумник Р.В. Н.К.Михайловский: (Центр.пункт его мировоззрения) // Рус.мысль. 1904. - № 3. - С.156-163.

10. Ю. Иванов-Разумник Р.В. О смысле жизни. Ф.Сологуб. Л.Андреев. Л.Шестов. СПб.: Тип.М.М.Стасюлевича, 1908. - 320 е.; То же. - 2-е изд. - 1910. - 318 с.п. Иванов-Разумник Р.В. О смысле жизни. Берлин: Скифы, 1920. - 28 с.

11. Иванов-Разумник Р.В. 4то такое махаевщина. Кающиеся разночинцы. Спб.: Тип. М.М.Стасюлевича, 1910.-228 с.

12. Б.Иванов-Разумник Р.В. Писательские судьбы / Публ. и вступ.зам.A.B.Лаврова // Возвращение: Сб. прозы, поэзии, критики, философских эссе. Вып 1. М.: Сов.писатель, 1991. - С.303-348.

13. Иванов-Разумник Р.В. Роза и Крест: (Поэзия Александра Блока) // Заветы. N 10. -Отд.П.-C.l 14-125.

14. Иванов-Разумник Р.В. Русская литература от семидесятых годов до наших дней. -Берлин: Скифы, 1923. 435 с.

15. Иванов-Разумник P.B. Собрание сочинений в 5 тт. Пб.: Прометей, 1911-1916.п.Иванов-Разумник Р.В. Тюрьмы и ссылки. Нью-Йорк: Изд-во им.Чехова, 1953. -414 с.

16. Иванов-Разумник Р.В. Тюрьмы и ссылки. ("По тюрьмам на родине") / Публ.В.Г.Белоуса // Мера. 1994. - № 1. - С.146-191; № 2. С.152-210; № 4. -С.164-191; 1995.-№ 1. - С.200-292.

17. Иванов-Разумник Р.В. Человек и культура: (Дорож.мысли и впечатления) // Заветы. 1912. - № 6. - Отд.П. - С.131-133.

18. Иванов-Разумник Р.В. Что такое интеллигенция. Берлин: Скифы, 1920. - 30с.

19. Иванов-Разумник Р.В. Что такое "махаевщина"? К вопросу об интеллигенции. -Пб.: С.В.Бунин, 1908. 163 с.

20. Иванов-Разумник о Петроградской Вольфиле. 1921-1923 гг. / Публ. Я.В.Леонтьева //Вопр.филос. 1993. № 12. - С.69-77.1. Критическая литература

21. Белоус В.Г. Андрей Белый председатель Вольной философской ассоциации (Вольфилы) // Вопр.филос. - 1996. - № 10. - С.113-122.

22. Белоус В.Г. Реконструкция "Антроподицеи", или Самооправдание Иванова-Разумника // Рус.мысль. 1995. - № 4102. - 23-29 нояб.

23. Белоус В.Г. К публикации "Беседы о пролетарской культуре в Вольфиле" /./ De Visu. 1994. - № 1/2. - С. 139-140.

24. Белоус В.Г. Иванов-Разумник и философские основания "скифской" идеи // Siavia orientalis. 1995. - T.XL1V. - № 3. - С.363-373.

25. Белоус В.Г. Иванов-Разумник: тюрьмы и ссылки // Вопр.лит. 1991. - № 12. - С.252-277.

26. Белоус В.Г. Испытание духовным максимализмом. О мировоззрении и судьбе Р.В.Иванова-Разумника // Литературное обозрение. 1993. - № 5. - С.25-37.

27. Белоус В.Г. Петроградская Вольная Философская Ассоциация (1919-1924) -антитоталитарный эксперимент в коммунистической стране. М: Изд-во Магистр, 1997.-40 с.

28. Белоус В.Г. "Скифское", или трагедия "мировоззрительиого отношения" к действительности // Звезда. 1991. - № 10. - С. 158-166.

29. Белоус В.Г., Леонтьев Я.В. "Совесть русской литературы" // Библиография. 1993. -№> 3. - С.58-64.

30. Беседа о пролетарской культуре в Вольфиле / Публ. Е.В.Ивановой // De Visu. 1993.- № 7. С.5-27.

31. Булгаков С.Н. Иванов-Разумник. Что такое "махаевщина?" К вопросу об интеллигенции // Рус.богатство. 1909. - № 5. - С. 193-195.

32. Венгеров С. Иванов-Разумник // Новый энц.словарь Брокгауза и Ефрона. Спб.: Брокгауз - Ефрон, Б.г. - Т. 18. - Стб. 949-950.

33. Волжский Глинка A.C. Новая книга о русской интеллигенции // Рус.мысль. 1907.- № 6. отд.П. С.45-47.

34. Володин А. Герцен // Филос.энц. М.: Сов.энц., 1960. - Т.1. - С.358-364.

35. Вольная философская ассоциация // БСЭ. М. - 1929. -Т.13. С.48.

36. Выступление на ХХХШ открытом заседании Вольной философской ассоциации 28 августа 1921 г. // Памяти А.Блока. Андрей Белый, Иванов-Разумник, А.З.Штейнберг. Пб.: Вольфила, 1922. С.54-63.

37. Гаврюшин HJC Русская философская симфония // Смысл жизни: Антология.- М.: Изд.группа "Прогресс-Культура", 1994. С.7-18.

38. Гаген-Торн Н.И. Вольфила: Вольно-Философская Ассоциация в Ленинграде в 1920-1922 гг. // Вопр.филос. 1990. - № 4. - С.88-104

39. Галактионов A.A., Никандров П.Ф. Русская философия 1Х-Х1Х вв. 2-е изд. - Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1989. - 744 с.

40. Герцен А.И. Соч. в 2 т. М: Мысль, 1986. - Т.2. - 654 с.

41. А.И.Герцен. 1870 21 января - 1920. Сб.ст./Ред.Иванов-Разумник. - Пг.: ГИЗ, 1920 -20 с.

42. Гильднер А. Иванов-Разумник и "скифский" мотив в русской культуре // Иванов-Разумник: Личность, творчество, роль в культуре. Сб.ст. / Ред.В.Г.Белоус. СПб.: Глаголь, 1996.-С. 119-128.

43. Добрынин М. Иванов-Разумник // Лит.энц. М.: Изд.Ком.Акад., 1930. - Т.4.- Стб. 410-413.

44. Дькова Е.А. Христианство и революция в миросозерцании "скифов" (1917-1919 гг.) //Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. М.: Наука, 1991. - Т.50. - № 5. - С.414-425.

45. Евг.Л. Ляцкий Е.А. Иванов-Разумник. История русской общественной мысли // Вест.Евр. 1907. - № 3. - С.347-350.

46. Емельянов Б.В. Любутин К.Н. Русская философия на путях самопознания: страницы истории // Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г. Очерки истории русской философии. Свердловск: Изд-во Урал.ун-та, 1991. - С.3-25.

47. Ефимов Н. Своеобразие русской литературы. Одесса, А.А.Ивасенко, 1918.

48. Завалишина Н.Г. Несколько слов о Разумнике Васильевиче Иванове // Иванов-Разумник: Личность, творчество, роль в культуре. Сб.ст. / Ред.В.Г.Белоус. СПб.: Глаголь, 1996. -С.35-38.

49. Иван Простой. Бунт Ивана Простого // Рус.Слово. 1908. - 1 нояб.

50. Иванов-Разумник // Краткая литер.энц.- М.: Сов.энц., 1966. Т.З. - Стб. 40-41.

51. Иванов-Разумник: Личность, творчество, роль в культуре. Сб.ст. / Ред.В.Г.Белоус. -СПб.: Глаголь, 1996,- 148 с.

52. Иванов-Разумник: личность, творчество, роль в культуре. Публикации и исследования. Вып.2., СПб. 1998. - 246 с.

53. Из писем Андрея Белого к Иванову-Разумнику / Предисл. и публ. А.В.Лаврова и Д.Е.Максимова; Прим. А.В.Лаврова // Андрей Белый: Проблемы творчества. Ст., воспоминания, публ. М.: Сов.писатель, 1988. - С.707-749.

54. Из протоколов Вольфилы: заседание "Памяти Вл.Соловьева" (предисл.В.Г.Белоуса) //Вопр.филос. 1997.-№ 1. - С.138-149.

55. Исаков Е. Новое мировоззрение (По поводу книги Иванова-Разумника "О смысле жизни" // Рус.мысль. 1907. - У1. - С.27-39.

56. Кант И. Основы метафизики нравственности // Соч в 6 тт. М.: Мысль, 1965. Т.4. -4.1. С.219-310.

57. Карохин Л.Ф. Иванов-Разумник и Есенин // Иванов-Разумник: Личность, творчество, роль в культуре. Сб.ст. / Ред.В.Г.Белоус. СПб.: Глаголь, 1996. - С.81-88.

58. Касторский С.В. Герцен и Горький // Нева. 1962. - № 4. - С. 174-180.

59. Козловский B.B. Социологическое наследие Николая Михайловского // Михайловский Н.К. Герои и толпа. Избр.труды по социологии в 2 тт. СПб.: Алетейя, 1998. Т.1. - С.У-ХХ1.

60. Кранихфельд В. Литературные отклики. ("История русской общественной мысли") // Совр.мир. 1908. - № 2. - отд.П. - С.36-39.

61. Краткая философская энциклопедия. М.: Изд.группа "Прогресс"-"Энциклопедия", 1994. - 576 с.

62. Лавров A.B. Иванов-Разумник // Русские писатели. 1800-1917. Биограф, словарь. -М.: БРЭ, 1992. Т.2. - С. 385-389.

63. Лавров A.B. Историко-литературные замыслы Иванова-Разумника // Иванов-Разумник: Личность, творчество, роль в культуре. Сб.ст. / Ред.В.Г.Белоус. СПб.: Глаголь, 1996. - С.98-116.

64. Лавров A.B. "Скифское" неопубликованная книга Иванова-Разумника // Иванов-Разумник: Личность, творчество, роль в культуре. Сб.ст. / Ред.В.Г.Белоус. - СПб.: Глаголь, 1996.-С.57-63.

65. Лавров П.Л. Исторические письма // Лавров П.Л. Философия и социология. М.: Мысль, 1965. - Т.2. - С.5-296.

66. Лебедева В.Г. Встреча Серебряного века с Железным (Иванов-Разумник о судьбе "мещанства" и массовой культуры // Иванов-Разумник: Личность, творчество, роль в культуре. Сб.ст. / Ред.В.Г.Белоус. СПб.: Глаголь, 1996. - С.143-146.

67. Лемке М. Иванов-Разумник. История русской общественной мысли // Книга. 1906. -№ 2.-С. 17-20.

68. Леонтьев Я.В. Левонародическая интеллигенция в постреволюционной России: Автореф. дис. канд. истор. наук. М., 1995. - 26 с.

69. Леонтьев Я.В. Р.В.Иванов-Разумник: Библиография // Библиография. 1993. - № 3. - С.64-73.

70. Луначарский A.B. Мещанство и индивидуализм // Очерки философии коллективизма. Пб.: Знание, 1909. - С.219-350.

71. Максимов Д.Е. Спасенный архив // Огонек. 1982. - № 49. - С. 19.

72. Мещанство // БСЭ. 3-е изд. - М., 1974. - Т.16. - С.205.

73. Н.Л. Иванов-Разумник. О смысле жизни // Ист.вестник. 1909. - № 5. - С.695-696.

74. Неопубликованные письма Р.В.Иванова-Разумника Ф.А.Степуну. / Публ.Ф.Шерона//Новый журн. 1989. - Кн. 174. - С.311-315.

75. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русские источники современной социальной философии // Интеллигенция. Власть. Народ: Антология. М.: Наука, 1993. С.3-25.

76. Объяснительная записка к проекту о "Вольной Философской Академии" // Вестн.театр.отд.Нар.комиссариата по просвещению. 1918. - № 1. - С. 12. - Подп.: Александр Блок, Иванов-Разумник, А.Штейнберг, Константин Эрберг.

77. Лавров А В. Переписка А.А.Блока. с Р.В.Ивановым-Разумником // Лит.наследство. Т.92: Александр Блок: Новые материалы и исслед. Кн.2. - М.: Наука, 1981. - С.366-414.

78. Переписка А.М.Горького. с Р.В.Ивановым-Разумником / Вступ.ст., публ. и коммент. Е.В.Ивановой и А.В.Лаврова // Лит.наследство. Т.95. Горький и русская журналистика начала XX века: Неизд.переписка. М.: Наука, 1988. - С.706-743.

79. Петрицкий В.А. Концепция интеллигенции Иванова-Разумника и современность // Иванов-Разумник: Личность, творчество, роль в культуре. Сб.ст. / Ред.В.Г.Белоус. -СПб.: Глаголь, 1996. С.137-142.

80. Петрова М.Г. Эстетика позднего народничества // Литературно-эстетические концепции в России конца XIX начала XX в. - М.: Наука, 1975. - СЛ 56-170.

81. Письма Р.В.Иванова-Разумника к А.М.Ремизову (1908-1944 гг.) / Вступ. зам., публ. Е.Обатиной, В.Г.Белоуса, Ж.Шерона // Иванов-Разумник: личность, творчество, роль в культуре. Публикации и исследования. Вып.2., СПб. 1998. - С. 19-122.

82. Плеханов Г.В. Идеология мещанина нашего времени. (По поводу книги г.Иванова-Разумника "История русской общественной мысли" // Совр.мир. 1908. - № 6. -С. 112-138; № 7. - С.72-130. Он же. Соч. - М.: ГИЗ. - 1925. - Т.Х1У. - С.259-344.

83. Плеханов Г.В. Подготовительная работа к статье "Идеология мещанина нашего времени". Варианты // Философско-литературное наследие Г.В.Плеханова. В 3-тт. -М.: Наука. 1974. - Т.З. С.204-205.

84. Плеханов Г.В. Заметки к кн.: Р.В.Иванов-Разумник "История русской общественной мысли", т.1-П. СПб., 1908 //Философско-литературное наследие Г.В.Плеханова. В 3-тт. М.: Наука. - 1974. Т.З. С.205-209.

85. Плеханов Г.В. О книге Иванова-Разумника // Совр.мир. 1909. - № 3; Он же. Соч. -М.: ГИЗ, б.г. - Т.ХУП. - С.344-346.

86. Платонов Мих. Е.И.Замятин. Скифы ли? // Мысль: Сб.ст. Пг.: Рев.мысль, 1918. -С.285-293.

87. Путеводитель по современной русской литературе / Сост.Ив.Н.Розанов. М.: Работник просвещения, 1929. - С.119-120.

88. Реферат Иванова-Разумника "Отношение М.Горького" // Лит.наследство. Т.95. Горький и русская журналистика начала XX века: Неизд.переписка. М.: Наука, 1988.-С.727-741.

89. Смирнова З.В. Социальная философия А.И.Герцена. М.: Наука, 1973 292 с.

90. Тагер Е. Б. Избр.работы. М.: Сов. писатель, 1988. 506 с.

91. Проблемы идеализма. М., 1902.

92. Фомин А. Иванов-Разумник. История русской общественной мысли // Ист.вест.1907. № 2. - С.694-696.

93. Фомин А. Иванов-Разумник. Что такое "махаевщина"? К вопросу об интеллигенции // Ист.вест. 1908. - № 2. - С.711-712.

94. Фомин А. Иванов-Разумник. История русской общественной мысли // Ист.вест.1908. № 3. - С.1101-1102.

95. Франк С. Иванов-Разумник. История русской общественной мысли // Крит.обозр. -1907.-Вып. 1.-С.41-42.

96. Чернов В. Р.В.Иванов-Разумник // Соц.вестн. 1949. - № 8-9. - С.158-159.

97. Эллис. Кобылинский Л.Л. Иванов-Разумник. История русской общественной мысли // Весы. 1907. - № 11. - С.54-57.юо.Яцимирский А. Иванов-Разумник. История русской общественной мысли // Рус.шк. 1907. - № 5-6. - отд.П. - С.14-18.