Философская интерпретация литературно-художественного текста: проблема метода тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Кушнаренко, Сергей Петрович

  • Кушнаренко, Сергей Петрович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2000, Томск
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 189
Кушнаренко, Сергей Петрович. Философская интерпретация литературно-художественного текста: проблема метода: дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Томск. 2000. 189 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Кушнаренко, Сергей Петрович

Введение.

Глава I. Методологические основания исследования.

1.1. Постановка проблемы типологизации философских оснований литературоведческих учений.

1.2. Типология философских учений: классический и неклассический идеалы рациональности.

1.3. Представления о тексте и его интерпретации: компаративный подход.

Глава II. Взаимосвязь методологических проблем философской интерпретации литературно-художественного текста.

11.1. Топос методологических проблем философской интерпретации литературно-художественного текста.

11.2. Проблема адекватности.

И.З. Проблема полноты.

11.4. Проблема конгениальности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философская интерпретация литературно-художественного текста: проблема метода»

Актуальность темы исследования.

Сейчас, в начале XXI века, уже стало очевидным, что век XX оказался только предтечей к совершенно новому состоянию культуры и что начатые в нем процессы радикальных перемен отнюдь не завершены. Грандиозный эксперимент "расплавления" одних форм и структур в системе культуры и "кристаллизации" других по новым, формирующимся в самом процессе силовым линиям еще не закончен. В настоящем диссертационном исследовании конкретизируется и проясняется проблемное поле, задающее контекст соотношения "философия и искусство". За преобразованием соотношения этих культурных форм в XX веке, состоящем в сближении их в одних аспектах и отдалении в других, угадываются контуры их возможного состояния в будущем. Настоящее исследование имеет целью внести посильный вклад в то, чтобы эти контуры оказались более четко очерчены и зримы. Самоопределение философии по отношению к другим сферам культуры всегда остается одним из живительных ее истоков и импульсом к дальнейшему развитию. Тяготение современной философии к искусству или явное (как в экзистенциализме и вообще эмоционально-насыщенном философствовании), или скрытое (как например, у Л.Витгенштейна и С.Крипке, чьи логические построения необыкновенно эстетичны) свидетельствует о попытке вновь окунуться в этот животворный для самой философии источник творческих энергий и воображения. Но, в то же время, явно угадывается и обратное движение: в самом современном искусстве уже не выполняется требование "непосредственной понятности". Поэзия С.Малларме и Г.Тракля, картины П.Сезанна и А.Малевича, "странные рассказы" Д.Сэлинджера и Ф.Кафки требуют серьезной "философской направленности ума" реципиента, без которой эстетическое восприятие их теряет полноту впечатления. Философия, которая еще только строится, которой еще все предстоит, и которая )гадывается в озарениях Э.Гуссерля и М.Хайдеггера, интуи-циях этнологов и психоаналитиков, в рабочих представлениях раннего Маркса, вначале "апробируется" в "инобытии" этих идей в культуре в форме некатегориального философствования,- прежде чем вернуться в свое изначальное, исходное лоно в виде системы философских категорий. Именно по этой причине будущая философия более явно 'сматривается в произведениях современного искусства, нежели чем внутри самой философии. Вот почему задача выявления того философского содержания, которое уже присутствует, на-лично в произведениях современной художественной литературы, и перевода его на язык философских понятий и категорий, весьма актуальна для современной философии. Выбор "художественной литературы" из всех видов искусства для выполнения данной задачи обусловлен тем, что именно "литература" поставляет наиболее подготовленный как в смысловом, так и в языковом отношении материал для философии, как "рефлексии над культурой".

Состояние разработанности проблемы. В зарубежной философии искусства еще с конца XIX века определилось два основных подхода к вопросу об истоках и сущности философского содержания художественного произведения. Первый подход, получивший достаточно полное выражение в гегелевской философии художественного творчества, связан с недооценкой познавательных возможностей писателя, его идейной самостоятельности в освоении философской проблематики. С этой точки зрения, искусство - низшая форма познания в сравнении с философией, тем более в отношении познания той стороны реальности, которая традиционно относится к сфере действия философского познания (отношения в системе "мир - человек"). Искусство "снимается" высшей формой познания - теоретической философией. Тогда философское содержание художественного произведения тождественно его основной, рационально выразимой идее (или системе художественно оформленных философских идей). Такой подход можно найти в работах Д.Л. Росса, С.Л. Росса, Д.Филлипса и других авторов сборника "Философия и искусство", в книге Г.Менде "Мировая литература и философия", и других.

Второй подход связан с преувеличением роли художника в философском познании, с неоправданным вознесением интуитивного философствования над рационально-логическим мышлением (он выражен в известном высказывании А.Камю: "хочешь быть философом, пиши роман!"). Эта тенденция обнаруживается, например, в философии Ф.Шеллинга и А.Шопенгауэра. В частности , для Шеллинга искусство " в деле воспроизведения бесконечного стоит на равной ноге с философией", и даже более того, "оказывается органом философии". В русле этого направления находятся исследования М.Хайдеггера о внутренней взаимосвязи искусства и философии. Здесь же можно назвать Э.Сурио, считавшего, что философские идеи возникают вначале в искусстве и только потом извлекаются из него философией.

В отечественной философии проблема взаимосвязи философии и искусства рассматривается в различных аспектах. Историко-философский аспект проблемы представлен исследованиями С.С. Аверинцева, В.В. Бибихина, Т.В. Васильевой, М.С. Глазмана, Ю.Н. Давыдовой, анализами по отдельным вопросам Т.А. Акиндиной, П.П. Гайденко, К.С. Свасьяна, и других. Интересные наблюдения и философски значимые выводы содержатся в работах литературоведов и искусствоведов (A.A. Потебни, C.JI. Выготского, С.Е. Великовского, М.М. Бахтина, И.Л. Галинской, Г.Д. Гачева, С.А. Маймина, В.А. Якимчика, Н.С. Лейтес и других).

Наиболее детально разработан в отечественной литературе социокультурный аспект проблемы, в частности, исследована зависимость философского содержания, имеющегося в произведениях писателя, от определенных фрагментов философской теории, которая оказала влияние на становление его индивидуального мировоззрения, творческого метода и стиля (Ю.Б.Борев, А.Ф. Лосев, A.B. Гулыга, Е.В. Кондратьева, Б.С. Мейлах, Л.И.Коган и другие).

Очень интересные наблюдения о сущности искусства, поднимающегося до исследования предельных оснований человеческого бытия, проходящие уже по ведомству философии, можно найти у самих художников и писателей (П.Валери, Ф.Гельдерлин, P.M. Рильке, П.Клее, М.Пруст, И.В. Гете, В.Кандинский, А.Арто и другие).

Господствовавшее в 50 - 60 гг. гносеологическое истолкование специфики форм общественного сознания (П.В. Копнин, В.Ж. Келле и другие),в частности, философии и искусства, породило несколько упрощенные представления о том, что искусство для философии служит всего лишь одним из способов "иллюстрации" философских идей и концепций. Эти тенденции можно проследить и у авторов, например, книги "Современный философский роман", Л., 1979г., в частности, у Э.Ф. Володина, который пишет о "художественной проработке" философских идей. Вместе с тем в последние годы появилось множество работ о соотношении философского мышления и художественного творчества (A.B. Гулыга, А.Я. Зись, М.С. Коган, Е.Б. Кондратьева, А.В.Водолагин,

Jl.И. Морева, В.С.Горский, А.И. Гагарин и другие). Они затрагивают специфику концептуального мышления писателя, проникающего в область собственно философской проблематики. "Художественное творчество черпает в философии концептуальные ориентиры. Философия в искусстве - выражение действительности, схваченной в ее живом и непосредственном течении,- отмечает А.Я. Зись.- .Как в самой философии есть внутреннее "художественное" начало, так и искусству органично присуще философское содержание."[70,с.24]. Было бы наивно полагать, что "художественное" начало привносится в философию извне, только как анализируемый художественный материал, точно так же, как и философское начало в искусстве проявляется вовсе не в том, что художник занимается открыто философскими реминисценциями, заимствованными из философских трактатов. Решение вопроса о философском содержании художественного произведения проводится в них в том ключе, что искусство способно рефлексировать над смысложизненными вопросами и, поднимаясь до вершин типизации образов (Гамлет, Фауст, Дон-Кихот и другие), неминуемо приходит к рассмотрению отношений в системе "мир-человек", но только через призму человека: "если "художественность" - это стремление представить (осуществить) универсум в модусе человечности, то "философичность" - это стремление осуществить (представить) человека в модусе универсальности"[133,с.11].

Можно считать очевидным тот факт, что философия в других сферах культуры имеет довольно широкое "хождение" (в частности, в древнерусском искусстве ее находят Б.Раушенбах, Б.Успенский, E.H. Трубецкой). Есть довольно много работ, раскрывающих философское содержание конкретных произведений (Е.Ь. Кондратьева, Е.В. Петровская, A.B. Гулыга, Г.Менде, Ю.Г. Кудрявцев, В.П. Руднев, В.Подорога, М.Бахтин, Л. В. Воробьев, A.B. Водола-гин, М.К. Мамардашвили, В.А.Кругликов, Л.В. Карасев и другие). Однако во всех этих работах мы видим только или результаты проведенного исследования в виде выделенного философского содержания (но совершенно непонятно, каким образом это было сделано), или же определенное движение мысли, посредством которого было осуществлено проникновение в философские идеи автора художественного произведения (однако неясно, можно ли использовать этот опыт для расшифровки философского содержания другого произведения),- но нигде мы не видим общего метода выделения содержания такого рода. Вот почему данное исследование представляется вполне оправданным.

Объект и предмет исследования. Объектом настоящего исследования выступает феномен литературно-художественного текста. Предметом исследования являются методологические проблемы философской интерпретации литературно-художественного текста.

Цель и основные задачи исследования. Главная цель исследования состоит в определении целостной системы принципов метода философской интерпретации литературно-художественного текста.

Реализация поставленной цели осуществляется посредством решения следующих основных задач:

- обоснование необходимости обращения к типологии философских учений для выявления философских оснований существующих теорий интерпретации литературно-художественного текста и постановка проблемы их типоло-гизации;

- определение числа основных принципов, лежащих в основе выделенных типов классической и неклассической рациональности; содержательное раскрытие соотношения принципов классического и неклассического типов рациональности между собой;

- разделение всех представлений о тексте и его интерпретации путем отнесения их в плане фундирующих их философских предпосылок к классическому или, соответственно, к неклассическому типу рациональности;

- определение топоса методологических проблем философской интерпретации литературно-художественного текста как основания для решения этих проблем в их взаимосвязи друг с другом;

- содержательное раскрытие бытийного аспекта топоса литературно-художественного текста как основание для решения проблемы адекватности и определения принципа адекватности;

- содержательное раскрытие аспекта "структуры сознания" в топосе литературно-художественного текста как основание для решения проблемы полноты и определения принципа полноты;

- содержательное раскрытие аспекта "человеческой субъективности" в топосе литературно-художественного текста как основание для решения проблемы конгениальности и определения принципа конгениальности.

Методологические предпосылки исследования. Данное диссертационное исследование носит замкнутый, "круговой" характер,- поскольку те методологические предпосылки (принципы), на основании которых ведется анализ (выявление и решение) методологических проблем философской интерпретации литературно-художественного текста, определяются в процессе исследования как следствия из принципов, являющихся решениями этих же самых исследуемых методологических проблем. Во "вхождении" в этот "круг" диссертант опирался прежде всего на работы М.К.Мамардашвили (в т.ч. с идеей, которую тот находит еще у Сократа: "идти можно только к тому, что уже знаешь") и Аристотеля (в т.ч. с его идеей "топоса"). Кроме этих работ были использованы классические произведения прошлой и современной мировой философской мысли. Широко использованы топический (в аристотелевском смысле), феноменолого-герменевтический, компаративный методы.

Новизна диссертационного исследования. Впервые в отечественной литературе выявлена совокупность проблем, решение которых позволяет решить проблему определения принципов метода философской интерпретации литературно-художественного текста. Как показано в работе, это проблемы адекватности, полноты и конгениальности. Найдены решения этих проблем, -т.е. определены принципы адекватной, полной и конгениальной философской интерпретации литературно-художественного текста.

Основные положения, выносимые на защиту. Новизна полученных результатов позволяет вынести на защиту следующие положения:

1. Отсутствие единой парадигмы интерпретации литературно-художественного текста в современном литературоведении, ведущее к несогласованности различных критериев адекватности интерпретации тексту, имеет источником различие философских предпосылок, лежащих в основании представлений о тексте и его интерпретации. Существующие типологии философских учений имеют, однако, серьезные недостатки, - связанные с непрояснен-ностью вопросов относительно основания деления, числа и содержания принципов, определяющих каждый тип. Проблема типологизации ставится в диссертационной работе как совокупность трех взаимосвязанных подпроблем: 1) выбора основания деления, 2) определения содержания соответствующего типа ("число и вид" (Аристотель) принципов, определяющих каждый тип) , 3) соотношение выделяемых типов между собой.

2. Различие философских предпосылок определяется "идеалом рациональности" (классическим или неклассическим), который лежит в основе философского учения. "Идеал рациональности", в свою очередь, есть аспект "логоса". Основанием для разрешения совокупности подпроблем, составляющих проблему типологизации философских учений, может выступить представление "логоса" в виде "топоса" - некоторой целостной замкнутой совокупности принципов, на основании которых можно познать (понять) любой фрагмент реальности. Число структурных "элементов" топоса - т.е. простейших, далее ни к чему не сводимых, независимых друг от друга и составляющих "полную" (т.е. достаточную для преобразования любой части реальности в часть упорядоченной ее "картины") должно быть конечным. Принципы классической рациональности (классического "идеала рациональности")- это принципы, определяющие соотношения этих элементов между собой. Неклассические же принципы рациональности (неклассического "идеала рациональности") - это принципы, раскрывающие внутреннее содержание самих "элементов", их "собственное". Число классических принципов рациональности равно 4-м, неклассических принципов - 3-м. 4 принципа классической рациональности - это принципы: 1) "локальной данности целого", 2) "единства сознания и бытия", 3) "включенности человека в процессы сознания", 4) "свободы". 3 принципа неклассической рациональности - это принципы: 1) "адекватности", 2) "полноты", 3) "конгениальности". Эти типы рациональности выступают в качестве уровней постижения реальности, и они представлены в любом настоящем философском учении - по крайней мере на уровне философского акта как основания философского учения и его адекватного символического выражения в тексте.

3. С точки зрения "классического" понимания текста и интерпретации текст - это завершенный и целостный продукт понимания, являющийся исходной данностью для интерпретатора. С точки зрения неклассического понимания текста и его интерпретации текст интерпретатору не преддан. Это связано, в свою очередь, с необходимостью включения в текст его контекста - автора, возможного потребителя (аудиторию) и непосредственно связанного с произведением фрагмента культурной реальности, в который включается интерпретируемый текст. В неклассическом подходе, в отличие от классического, процесс интерпретации вводится как необходимый элемент конституирования смысла текста. Показано, что, в отличие от классического, в неклассическом подходе текст рассматривается не как отражение предметной действительности, а как выражение деятельности субъекта. Таким образом, классический подход профанирует действительную природу текста как явления сознания, -что не позволяет выявить философское содержание (смысл), адекватное интерпретируемому литературно-художественному тексту.

4. Найдена целостная замкнутая система методологических проблем философской интерпретации литературно-художественного текста. Систему этого рода (как вариант топологической реализации топоса) составили проблемы адекватности, полноты и конгениальности. Топос принципов метода философской интерпретации литературно-художественного текста включает в себя: 1) принцип адекватности, 2) принцип полноты, 3) принцип конгениальности. Решение проблем, входящих в соответствующий топос, заключается в нахождении соответствующих "композиционных форм (структур)" - репрезентантов элементов топоса в самом тексте.

4. Такая "композиционная структура", как "текст в тексте", позволяет раскрыть бытийный аспект литературно-художественного текста как топоса и тем самым дать содержательное определение принципа (критерия) адекватности. Тем самым определена адекватным существу текста образом граница между смыслами, имманентными интерпретируемому литературно-художественному тексту, и смыслами, трансцендентными этому тексту

5. "Мост", как "композиционная структура", позволяет раскрыть аспект "структуры сознания" литературно-художественного текста, представляющего топос и тем самым дать содержательное определение принципа (критерия) полноты.

6. "Пространство-время" ("хронотоп") как "композиционная структура" позволяет раскрыть аспект "авторской субъективности" в топосе литературнохудожественного текста и тем самым дать содержательное определение принципа (критерия) конгениальности.

7. Заложено принципиальное основание для решения проблемы теоретического представления человеческой субъективности (бытия человека) именно как субъективности, без утраты специфики присущего человеку способа бытия. Бытие человека суть "текст в тексте" для топоса любого философского учения. Но тогда то "разворачивание" структуры "текста в тексте", которое осуществляется согласно принципам адекватности, полноты и конгениальности, может (т.е. имеет право) выступить в качестве метода для раскрытия бытия человеческой субъективности, как основа для построения теории субъективности как субъективности. Эти принципы, расширенные (по принципу "метафизического апостериори") до уровня общефилософских принципов неклассической рациональности, выступают тогда в роли принципов, на которых основывается данная теория.

8. Получено новое обоснование важнейших специфических характеристик самой философии:

1) Дано обоснование самоосновного характера любого философского учения. В частности, гегелевская "спираль развития" и гадамеровский "герменевтический круг", - представляющие, с одной стороны, принцип отнесенности содержания любой философской системы к элементам, которые существуют "сами через себя", а с другой стороны, принцип соотнесенности данного содержания с реальностью, которые в совокупности и составляют содержание принципа самоосновности философской системы, - получают обоснование в идее "текста в тексте", оказываясь различными вариантами модификации данной универсальной структуры, эксплицирующей соотнесение философии с реальностью как условием своего бытия. По принципу "метафизического апостериори" это утверждение есть следствие из принципа адекватности.

2) Содержательно определен критерий предельности философского знания (как характерная черта специфически философского знания). В качестве этого критерия выступает выполнение условия полноты представления структуры сознания, задаваемой топосом данного философского учения, в ее интерсубъективных аспектах. По принципу "метафизического апостериори" это условие есть следствие из принципа полноты.

10

3) Раскрыта необходимость связи содержания данной философской системы с личностью ее автора (т.е. раскрыт личностный характер любого философского учения). Из принципа конгениальности следует, что истинный смысл данной философской системы можно понять, только проделав ту же духовную работу, которую проделал автор, и которая позволила ему создать свое произведение.

Апробация работы. Был прочитан и обсужден доклад по теме диссертации на аспирантском семинаре кафедры философии НГТУ. Отдельные результаты исследования нашли свое отражение в публикациях автора.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, - состоящих из семи параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Кушнаренко, Сергей Петрович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном диссертационном исследовании была рассмотрена проблема определения принципов метода философской интерпретации литературно-художественного текста. Эта проблема заключается, собственно говоря, в нахождении системы принципов интерпретации, которые определяли бы выделяемое философское содержание полностью. Сложность решения данной проблемы, как показывается в настоящей работе, связана с отсутствием метода для гуманитарных наук, - который позволял бы решать проблемы в рамках гуманитарных исследований сообразно специфике исследуемого в этой области предмета - человеческой субъективности.

В работе показано, что существующие подходы к решению этой общей для гуманитарных наук проблемы (объективистский, понимательный, герменевтически-феноменологический) ее в действительности не решают. В частности, подход с точки зрения метода, использующегося в естественных науках, позволяет получить теорию, - но при этом теряется специфика человеческой субъективности именно как субъективности. Понимательный же подход (в герменевтике В.Дильтея и Ф.Шлейермахера, например) позволяет удержать специфику человеческой субъективности, - но при этом мы не можем построить относительно ее теорию. Подход герменевтической феноменологии (например, у Г.Гадамера) в силу отсутствия единой теории природных и культурных объектов заменяет субъективизм психофизиологический субъективизмом культурно-историческим, а на этой основе также нельзя построить теорию. Постструктурализм (Р.Барт, Ж.Деррида и др.), игнорируя авторскую субъективность интерпретируемого текста, заменяет ее субъективизмом интерпретатора. Во всех этих подходах мы имеем прямым или опосредованным образом субъективизм в понимании самой человеческой субъективности.

В связи с этим в современном литературоведении отсутствует единая теория интерпретации, на основании которой можно было бы обсуждать различные методологические проблемы интер третации (в т.ч. и методологические проблемы философской интерпретации литературно-художественного текста).

Для анализа же и сравнения различных представлений о тексте и его интерпретации с целью построения такой общей теории необходимо обратиться к философским предпосылкам, фундирующим эти представления. В работе выдвигается гипотеза, согласно которой различие представлений о тексте и его интерпретации связано с различием философских предпосылок, лежащих в основании этих представлений. Для проверки этой гипотезы, в свою очередь, необходимо обратиться к разделению всего многообразия философских учений на определенные типы. В диссертации утверждается, что существующие типологии философских учений имеют серьезные недостатки, - связанные с невыясненностью вопросов относительно основания деления, числа и содержания принципов, определяющих каждый тип, а также объема для каждого типа. Поэтому мы и имеем разногласия относительно решения этих вопросов. Эти разногласия в качестве своей скрытой причины также имеют нерешенность проблемы теоретически адекватного представления субъективности, - поскольку связаны с обращением философии XX века к субъективности как объекту исследования и возникающей в связи с этим проблемой выработки совершенно новой методологии подхода к исследованию объектов нового типа - имеющих "внутреннее", т.е. обладающих размерностью сознания. Проблема типологизации ставится как совокупность проблем: 1) выбора основания деления, 2) определения содержания соответствующего типа, 3) соотношения выделяемых типов между собой.

В диссертации показывается, что основанием разделения всех философских учений на типы может выступить "логос" - в том смысле, в каком это слово понималось в древнегреческой философии. "Логос", имеющий свойства: 1) самоосновности, 1) доступности чувствен!.ому восприятию, 3) "меры" между чувственным и сверхчувственным мирами, может быть представлен в виде "топоса" - такой целостной совокупности принципов, на основании которых можно познать (понять) любой фрагмент реальности. В диссертации указано, что ставить вопрос о возможности самого логоса-топоса - бессмысленно, - поскольку в случае отрицательного ответа мы не можем иметь вообще никакого знания, - что противоречит всей истории развития человеческой культуры. Более продуктивной поэтому представляется следующая постановка вопроса: допустим, что логос существует - т.е. что человек способен познать объективную истину - каким тогда должно быть число его "элементов", конечным или бесконечным? И сколько их, если их число конечно? И каковы они по содержанию?

Обоснование того, что число структурных элементов топоса должно быть конечным, получается как следствие из выделяемых четырех принципов, выступающих в качестве необходимых условий возможности объективного познания.

1-ый принцип - "единства бытия и сознания" - получается следующим образом. Реальность должна быть непредданной нашему ее познанию, - иначе мы сталкиваемся с невозможностью разрешения проблемы "третьего человека". Бытие, реальность тогда - это то, что устанавливается в самом акте его познания. В то же время реальность должна быть структурирована, иметь преду-порядоченность, - иначе, как "чистое ничто", она недоступна для познания и понимания. Имеш о сознание и выступает ] ринципом структурации бытия, наделяя его предупорядоченностью. В философских предпосылках и допущениях философского характера фиксирующих этот порядок в бытии "самом по себе", эксплицируется в действительности тот акт сознания, посредством которого бытие получило свою определенность в качестве именно "бытия", а не чистого "ничто".

2-ой принцип - "локальной данности целого" - может быть усмотрен у Аристотеля, Декарта и Канта. Этот принцип прямо следует из допущения о самой возможности познания (т.е. возможности логоса), - которая определяется апостериорным характером того мира, который мы познаем, по отношению к акту его познания, и идеи топоса как целостной системы элементов (или принципов).

3-ий принцип - "свободы" - получаете я так. Акт познания как акт свободный сам собой тем не менее не происходит. Именно вхождение конечной и ограниченной психики человека в ту или иную "структуру сознания" переводит ее в тот-режим бытия, посредством которого человек преодолевает свою конечность и тем самым открывает новые истины.

4-ый принцип - "включенности человека в процессы сознания" - связан с той идеей, что сознание не существует вне его материального воплощения в "телах понимания". Завязанность сознания на "человечески-субъективный" элемент определяется возможностью адекватного символического выражения "структуры сознания" и идеей уникальности бытия человека во Вселенной.

Из целостности и единства топоса и из выясненных отношений между его элементами (которые фиксируются в приведенных выше принципах) следует 5-й принцип - "онтотематической открытости человека соответствующей ему истине", который и фиксирует возможность для человека познать те истины, которые необходимым образом связаны с его собственной личностью. Акт трансцендирования имеет в этом смысле два взаимосвязанных аспекта - постижение себя и постижение мира.

Следующий вопрос - о том, сколько именно этих элементов - решается на основании идеи "естественного членения". Эта идея является конкретным выражением "онтологической абстракции", - посредством которой осуществляется выявление предданной нам (хотя и апостериорным образом) структуры бытия. "Естественное членение" топоса - на три элемента - в качестве которых выступают бытие, сознание и человек. Общее число принципов в топосе равно семи: 4 принципа, в которых фиксируются отношения элементов между собой (это принципы классической рациональности) и 3 принципа, посредством которых содержательно раскрывается и определяется "собственное" этих элементов (это принципы неклассической рациональности).

Принципы неклассической рациональности позволяют адекватно исследовать сознательные явления, классической рациональности - наиболее пригодны для изучения природных явлений. Поскольку в любом философском акте удерживаются . щновременно все сторог л "структуры сознания", постольку эти принципы выступают в качестве уровней философской системы. Но не все эти уровни имеются в данной философской системе на эксплицитном уровне, -хотя на уровне адекватного символического выражения они в любой настоящей философской системе, как выражении акта трансцендирования философа -автора этой системы - безусловно должны быть. Кроме них, имеется еще так называемый исевдонеклассический тип философствования. В нем имеется понимание неприменимости метода объективных наук к исследованию сознательных явлений, - но, с другой стороны - отказ от идеалов "классики". В действительности же метод для гуманитарных наук (метод теоретически адекватной концептуализации человеческой субъективности) скрывается в недрах научной объективности, - поскольку, во-первых, принципы неклассической рациональности выступают в качестве уровня, слоя самой классической рациональности, являясь фундаментом и обоснованием ее, а во-вторых, "внутренняя структура" элементов топоса определяется(как и для "топоса" в математическом смысле) через посредство установления соотношения этих элементов между собой (которые определяются в принципах классической рациональности). То есть, отношение классической и неклассической рациональности - это отношение "метафизического априори" и "метафизического апостериори".

Содержательное раскрытие "собственного" элементов топоса выражается в их развернутом определении, - которое первоначально появляется в форме суждений, утверждений о соотношениях данного элемента со всеми остальными и самим топосом как целостным единством своих элементов.

Методологические проблемы адекватной философской интерпретации -это и есть проблемы "разворачивания" элементов в принципы. Решение их заключается в нахождении соответствующих "композиционных форм" - репрезентантов элементов в самом тексте.

Первая проблема, с которой имеет дело любая интерпретация, - это проблема адекватности интерпретации. Проблема заключается, собственно, в нахождении той грани объективной данности философского содержания литературно-художественного текста, которая могла бы выступить критерием, позволяющим ограничить субъективность произвола интерпретатора и отделила бы смыслы, имманентные тексту, от трансцендентных ему. Эта проблема решается в диссертации посредством содержательного определения бытийного аспекта топоса интерпретируемого текста. Два аспекта топоса - катафатический (выражаемый в композиционной форме "текста в тексте") и апофатический (выражаемый в фиксации "невыразимости" этого аспекта) определяют полностью содержательно искомую границу и потому могут выступить в качестве критерия (принципа) отделения смыслов, имманентных тексту, от трансцендентных ему в отношении выделяемого философского содержания этого текста.

В принципе адекватности, однако, мы имеем неопределенность множества возможных адекватных философских интерпретаций данного текста как в отношении их числа, так и относительно их содержания. В принципе полноты фиксируются те ограничения, которые определяются аспектом "структуры сознания" топоса интерпретируемого текста. Согласно этому принципу, множество топологически различных типов адекватных философских интерпретаций -конечно и равно семи.

Однако, остается еще неопределенность, связанная с проблемой выбора среди этого уже конечного и содержательно определенного множества типов адекватных философских интерпретаций какого-то одного из них, соответствующего авторской субъективности. Эта неопределенность разрешается введением, согласно принципу конгениальности, того ограничения на множество адекватных интерпретаций, которое определяется субъективностью интерпретатора. Парадоксальным образом именно полное и свободное самовыражение личности интерпретирующего позволяет выделить ту авторскую субъективность, которая выражена посредством текста. Тем самым соответствующий топологически содержательный тип адекватной интерпретации полностью определен, и потому можно говорить о решении проблемы определения принципов метода философской интерпретации литературно-художественного текста.

Следствия:

1 )для соотношения философии и искусства. Посредством вышеприведенного анализа можно уточнить, в чем искусство и философия расходятся, а в чем они едины. Идея топоса, в частности, позволяет отвлечься от "конфессиональных" различий между текстами философскими и художественными, - что и выступает в конечном счете основой возможности эксплицировать то философское содержание, которое находится в произведениях художественной литературы в свернутом, опосредованном, "снятом" виде, без искажения.

2)для искусства. Здесь в качестве вывода может служить утверждение о том, что в любом настоящем произведении искусства обязательно имеется философское содержание. И это верно вне зависимости от того, является ли данное произведение современным или нет.

3)для философии. Из принципов неклассической рациональности мы получаем уточнение специфических черт самой философии. В частности, из принципа адекватности получаем содержательное обоснование новизны того философского содержания, которое находится в форме "реальной философии" по отношению к "философии учений и систем", - поскольку априорные принципы, из которые выводится все содержа ше данной философской системы, принципы, на которых она стоит, имеют смысл "метафизического апостериори" (т.е. смысл "текста в тексте") по отношению к самой системе (понимаемой в качестве "текста"). Из принципа полноты - обоснование "предельного" характера самой философии, - поскольку из этого принципа следует возможность полного представления структуры сознания, связанной с данным топосом, в конечной совокупности ее интерсубъективных аспектов. Из принципа конгениальности - взаимосвязанность содержания данной философской системы с личностью ее автора, - поскольку истинный смысл данной философской системы можно понять, только проделав ту же духовную работу, которую проделал автор, когда писал свое сочинение.

4) для метода философской интерпретации. Вместо классического принципа объективности как принципа соотве -ствия интерпретации предданному тексту вводится неклассический принцип адекватности - как принцип соответствия тому интертексту, который должен быть создан через непосредственное участие в его создании самого акта интерпретации. Вместо классического принципа абсолютности трансцендентальной субъективности как взятой "на пределе" человеческой субъективности (как того содержания, которое выделяется в процессе философской интерпретации) вводится неклассический принцип интерсубъективности как принцип полноты представления универсального

Сознания в конечной совокупности его аспектов. Вместо классического принципа редуцирования субъективности с целью достижения объективности выделяемого смысла вводится неклассический принцип конгениальности как принцип необходимости максимально полного выражения своей уникальной индивидуальности для интерпретатора.

5) для метода философии. Представление проблемы метода для данной философской системы как проблемы разворачивания элементов топоса этой системы в принципы позволяет содержательно раскрыть и эксплицировать переход от изначальной интуиции, лежащей в основании системы к ее отрефлек-сированной концептуализации. Тем самым концептуально раскрывается сам переход от "реальной философии" к "философии учений и систем".

6) для метода гуманитарных наук. Именно бытие человеческой субъективности оказывается "метафизическим апостериори" для "духовного пути" и потому может быть положено в качестве его априори. Человеческая субъективность как локальное, содержательно определенное целое выступает тем самым в качестве "т жста в тексте" для фило офского логоса, представляемого в качестве топоса. Сам логос-топос, в то же время, играет роль "текста в тексте" для мира. Человек в этом случае выступает в качестве микрокосма, в котором по "голографическому" принципу отражается устройство всего мироздания в целом. Р.Декарт поэтому (в интерпретации М.К.Мамардашвили) и говорил, что человек, познавший себя до конца, может получить знание обо всей Вселенной. Установка на то, что "самопознание стоит прежде познания" как раз и проясняет связанность любого философствования с рефлексией (взять, например, Сократа с его максимой "познай самого себя"). Именно путем самопознания можно получить абсолютно достоверное знание о мире. Человек оказывается как бы "миром в миниатюре" по "количеству", но тождественным с целым миром по его качественной сложности. Но тогда то "разворачивание" структуры "текста в тексте", коте рое осуществляется согл юно принципам адекватности, полноты и конгениальности, может выступить в качестве метода раскрытия бытия человеческой субъективности, как основы для построения теории субъективности как субъективности. Выделенные принципы неклассической рационально

174 сти тогда могут играть роль принципов, на которых может быть основана данная теория. В подтверждение этой позиции можно указать, например, что те три принципа теории субъективности, которые В.Ильин находит у М.К.Мамардашвили - принципы "понимания сделанным", системности и фундаментализма - могут быть получены в качестве следствий из, соответственно, принципов адекватности, полноты и конгениальности.

Данное исследование открывает широкие перспективы для дальнейших изысканий. Здесь следует назвать, прежде всего:

- построение метода для гуманитарных наук на основе предложенных принципов неклассической рациональности;

- исследование специфики бытия человеческой субъективности в сравнении с природными объектами и произведениями культуры;

- применение полученных принципов философской интерпретации для научных и религиозных текстов;

- и,наконец, построение общей теории философской интерпретации любого произведения культуры.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Кушнаренко, Сергей Петрович, 2000 год

1. Абрамов С.С. Неявная субъективность. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1990.-208 с.

2. Аверинцев С.С. Античная риторика и судьбы античного рационализма //Античная поэтика. Риторическая теория и литературная практика. М.: Наука, 1991.-256 С.-С.З-26.

3. Акчурин И.А. Топология и идентификация личности //Вопросы философии. 1994. - № 5. - С.143-149.

4. Антипов Г.А. От философии к литературе, от литературы к философии //Философия и ее место в культуре. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1990. - 240 с.

5. Аристотель. Сочинения: В 4т. Т.1. М.: Мысль, 1976. - 550 с.

6. Аристотель. Соч. Т.2. - 1978. - 678 с.

7. Аристотель. Соч. Т.З. - 1981.-613 с.

8. Аристотель. Со i. Т.4. - 1984. -830 с.

9. Арто Антонен. Театр и его двойник. Театр Серафима. М.: Мартис, 1993. -192 с.

10. Ю.Ахутин A.B. Дело философии //Ахутин A.B. Тяжба о бытии. М.: Русское феноменологическое общество, 1998.-С.16-71.11 .Ахутин A.B. Открытие сознания //Ахутин A.B.Тяжба о бытии. С. 117-160.

11. Ахутин A.B. В стране Мамардашвили //Произведенное и названное. М.: Ad Marginem, 1998. - С.29-71.

12. П.Бабаев Э.Г. Творчество А.С.Пушкина. М.: Изд-во МГУ, 1988. - 206 с.

13. Балабушевич В.Ю. Религиозный текст: диалектика содержания и интерпретации: Автореф. дис. канд. филос. наук. Новосибирск, 1997. - 19 с.

14. Барт Р. Критика и истина //Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. М.: Изд-во МГУ, 1987. - С.349-387.

15. Барт Р. От произведения к тексту //Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Изд. группа "Прогресс", "Универс", 1994,- С.413-423. - 616 с.

16. Барт Р. S/Z. М.: РИК "Культура", Изд-во "Ad Marginem", 1994. - 303 с.

17. Батищев Г.С. Найти и обрести себя; особенности культуры глубинного общения //Вопросы философии. 1995. - №3. - С. 103-129.

18. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986. - 541 с.

19. Бахтин М.М. Проблема текста //Вопросы литературы. 1976. - №10. - С. 122151.

20. Бахтин М.М Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. - М.: Сов. Россия, 1979.-318 с.

21. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. - М.: Искусство, 1986.-445 с.

22. Беккет С. Трилогия (Моллой, Безымянный, Мэлоун умирает). СПб.: Изд-во Чернышева, 1994. - 464 с.

23. Бергсон А. Философская интуиция //Новые идеи в философии. Сб. 1. Философия и ее проблемы. СПб.: "Образование", 1912. - С.1-28.

24. Бибихин В.В. Язык философии. М.: Изд-ая группа "Прогресс", 1993. -416с.

25. Богин Г.И. Субстанциальная сторона понимания текста. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1993.- 137 с.

26. Борев Ю.Б. Митодология анализа худе кественного произведения (вместо введения) //Методология анализа литературного произведения. М.: Наука, 1988.-C.3-32.

27. Борев Ю.Б. Эстетика. 4-е изд. - М.: Политиздат, 1988. - 496 с.

28. Борисов Е.В. Эволюция трансцендентально-феноменологических оснований онтологии в работах Э.Гуссерля и экзистенциальной аналитике М.Хайдеггера: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1995. - 21 с.

29. Борхес Х.Л. Коллекция: Рассказы; Эссе; Стихотворения. СПб.: Северо-Запад, 1992.-639 с.

30. Брудный A.A. Экспериментальный анализ понимания /Понимание как фило-софско-методологическая проблема (Материалы "Круглого стола". Часть 3) //Вопросы философии. 1986. - №9. - С.49-65.

31. Быкова М.Ф. Проблема субъективности у Гегеля //Логос. 1992. - №3. -С. 190-207.

32. Быстрова Т.Ю. Онтологический аспект искусства: Автореф. дис. канд. фи-лос. наук. -М., 1995. 19 с.

33. Вдовина И.С. Феноменолого-герменевтическая методология анализа произведений искусства //Феноменология искусства. М.: ИФРАН, 1996. - 263 с. - С.139-159.

34. Витгенштейн J1. Философские работы. 4.1. М.: Изд-во "Гнозис", 1994. -612 с.

35. Водолагин A.B. Философское содержание художественного текста: Автореф. дис. канд. филос. наук. -М., 1982. 27 с.

36. Встреча с Декартом: Философские чтения, посвященные памяти М.К.Мамардашвили. 1994 г. М.: Ad Marginem, 1996. - 438 с.

37. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. - 367 с.

38. Гадамер Г.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. — М.: Прогресс, 1988.-704 с.

39. Гайденко П.П. Учение Канта и его экзистенциальная интерпретация //Философия Канта и современность. М.: Мысль, 1974. - С.378-419.

40. Гайденко П.П. Введение. Проблема рациональности на исходе XX века //Исторические типы рациональности. Т.2. М.: ИФРАН, 1996. - С.4-23.

41. Галенко С.П. Идея трансцендентализма в западноевропейской философии //Историко-филосфский ежегодник '92. М.: Наука, 1994. - С.46-64.

42. Галинская И.Л. Литература и философия: проблемы взаимодействия //Новая литература по культурологии. -М.,1995. №2. - С.60-77.

43. Гараджа A.B. Критика метафизики в неоструктурализме (по работам Ж.Дерриды 80-х гг.). М.: ИННОН, 1989. - 49 с.

44. Гераклит Эфесский //Фрагменты ранних греческих философов. М.: Наука, 1989.-575 с. - С.176-256.

45. Голдблатт Р. Топосы: Категорный анализ логики. М.: Мир,1983. - 486 с,

46. Голосовкер Э.Я. Имагинативная эстетика //Символ. 1993. - №29. - С.73-128.

47. Горский B.C. Историко-философское истолкование текста. Киев: Наукова думка, 1982. - 206 с.

48. Грюнбаум А. Философские проблемы гц остранства и времени. М.: Изд-во "Прогресс", 1969.-590 с.

49. Гумилев Л.Н. Стихи. Письма о русской поэзии. М.: Художественная литература, 1990. - 446 с.

50. Гулыга А.А. Кант. 3-е изд. - М.: Соратник, 1994. - 304 с.

51. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: "Наука" "Ювента", 1998. -316с.

52. Гуссерль Э. Логические исследования. 4.1. СПб.: Образование, 1909. -224с.

53. Гуссерль Э. Начало геометрии. М.: Ас1 Ма^тет, 1996. - 268 с.

54. Гуренко Е.Г. Проблемы художественной интерпретации (философский анализ) . Новосибирск: Наука, 1982. - 256 с.

55. Грифцов Б.А. Психология писателя. М.: Художественная литература, 1988. -462 с.

56. Декарт Р. Сочинения в 2т. Т.1. -М.: Мысль, 1988. 654 с.

57. Делез Ж. Логика смысла. М.: Академия, 1995. - 298 с.

58. Делез Ж. Различие и повторение. СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1998. -384с.

59. Деррида Ж. Введение //Гуссерль Э. Начало геометрии. С. 11-202.

60. Деррида Ж. Голос и феномен и другие работы по теории знака Гуссерля. -СПб.: "Алетейя", 1999. -208 с.

61. Деррида Ж. Театр жестокости и закрытие представления //Общественные науки за рубежом. Реф. журналы. 1991. - №5. - С.95-107, №6. - С.83-94; 1992. -№1.-С.61-68.

62. Деррида Ж. О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только. Мн.: Современный литератор, 1999. - 832 с.

63. Деррида Ж. Подпись событие - контекст //Дискурс. - Н-ск, 1996. - №1. -С.37-49.

64. Деррида Ж. Шпоры: стили Ницше //Философские науки. 1991. - №№2,3.

65. Дюфрен М. Вклад эстетики в философию //Феномен человека: Антология. -М.: Высшая школа, 1993. 349 с. - С.341-348.

66. Евзлин М. Космогония и ритуал. М.: Радикс, 1993. - 344 с.

67. Желязны Р. Хроники Амбера. Кн. 2. -Тб.: Ганатлеба, 1991. 352 с.

68. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. - М.: Изд-во МГУ, 1987.70.3ись А.Я. Искусство и философия // Зись А.Я. В поисках художественного смысла.-М.: Искусство, 1991. - С. 19-221.

69. Ильин В.В. Рец. на кн.: Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. М., 1984. //Вопросы философии. 1986. - №8. - С.162-164.

70. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1993.- 165 с.

71. Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. М.: Изд-во МГУ, 1994. -136с.

72. Ингарден Р. Исследования по эстетике. М.: Изд-во иностр. лит-ры,1962. -572 с.

73. Ингарден Р. Примечания к фр. Переводу "Картезианских размышлений" //Гуссерль Э. Картезианские размышления. С.295-311.

74. История современной зарубежной филос эфии: компаративистский подход. -СПб.: Изд-во "Лань", 1997. 480 с.

75. История философии и культура. Киев: Наук. Думка, 1991. - 288 с.

76. Калиниченко В.В. Понятие "классического" и "неклассического" в философии М.К.Мамардашвили //Встреча с Декартом. М.: 1996. - С.51-73.

77. Калиниченко В.В. Язык и трансценденция //Логос. М.,1996. - №6. - С.5-46.

78. Кант И. Критика способности суждения. М.: Искусство, 1994. — 367с.

79. Карасев Л.В. Онтология и поэтика //Вопросы философии. 1996. - №7. -С.55-83.

80. Карасев Л.В. Флейта Гамлета //Вопросы философии 1997. - №5. - С.58-72.

81. Касавин И.Т., Сокулер З.А. Рациональность в познании и практике-М.: Наука, 1989. 191 с.

82. Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе. М.: Политиздат, 1980.-360 с.

83. Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М.: Наука. Изд-ая фирма "Восточная литература", 1993. - 432 с.

84. Кормин H.A. Вместо заключения. Проблема эстетического метода //Эстетический логос. С. 130-139.

85. Кормин H.A. Онтология эстетического. М.: Наука, 1992. - 120 с.

86. Кузьмина Т.А. Проблема субъективности и способ ее анализа в современной буржуазной философии //Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига: Зинатне, 1988. - С. 10-28.

87. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М.: Изд-во МГУ,1991.- 192 с.

88. Кузнецов В.Г. Герменевтика: эволюция идей и современное состояние //Вестник МГУ. Сер. 7. - Философия. - 1992. - №2. - С.64-75.91 .Критика феноменологического направления современной буржуазной философии Р.: Зинатне, 1981. 231 с.

89. Кржижановский С. Возвращение Мюнхгаузена: Повести; Новеллы. JL: Ху-дож. лит., 1990. - 576 с.

90. Кругликов В.А. Метафорический поиск смысла. Философия и поэзия //Сознание в социокультурном измерении. -М.: ИФАН, 1990. С.96-119.

91. Кругликов В.А. Эстетика эссеизма: Автореф. дис. д-ра филос. наук. М., 1993.-49 с.

92. Крымский С.Б. Интерпретация как логическая операция //Вопросы философии. 1965. - №11. - С.47-57.

93. Крюков В.В. Диалектическая методоло1 ия и релятивистская модель реальности: Автореф. дис. д-ра филос. наук. Томск, 1995. - 36 с.

94. Лашкевич A.B. Герменевтика и рецептивная эстетика в современном англоамериканском литературоведении. Проблемы истории, теории и методологии: Автореф. дис. д-ра филос. наук. М.,1994. - 51 с.

95. Левидов A.M. Литература и действительность. Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1987. - 432 с.

96. Лосев А.Ф. Аристотель и поздняя классика.- М.: "Искусство", 1975. -776с.

97. Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. -M.: Мысль, 1993.-958 с.

98. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993. - 959 с.

99. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис: Изд. группа "Прогресс", 1992.-271 с.

100. Лотман Ю.М. Текст в тексте //Тартусский университет. Ученые записки Тартусского университета. 1981. - Вып. 567. - С.3-18.

101. Лотман Ю.М. Двойственная природа текста //Текст и культура: общие и частные вопросы. М.: Изд-во АПН, 1985. - С.3-20.

102. Лотман Ю.М. Семиотика культуры г понятие текста //Ученые записки Тартусского ун-та. 1981. -Вып. 515. - С3-1.

103. Луканин Р.К. "Органон" Аристотеля. М.: Наука, 1984. - 303 с.

104. Любимова Т.Б. Об историзме и мнимой нищете феноменологии //Феноменология искусства. М.: ИФРАН, 1996. - 263 с. - С.213-217.

105. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Изд. группа "Прогресс", "Культура", 1992.-412 с.

106. Мамардашвили М.К. Кантианские вариации. М.: Аграф, 1999.

107. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М.: Изд. группа "Прогресс", "Культура", 1993. - 352 с.

108. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. М.: Изд-во "Лабиринт", 1994.-90 с.

109. Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте. M.: Ad Marginem, 1995. - 547 с.

110. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М.: Аграф, 1997. - 320 с.

111. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М.: Изд. "Лабиринт", 1996. -432 с.

112. Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути. СПб.: Изд-во Рус. Христиан, гуманит. ин-та, 1997. - 571 с.

113. Мамардашвили М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание. М.: Школа "Языки русской культуры", 1997. - 235 с.

114. Мамардашвили M.K. Стрела познания (набросок естественноисториче-ской гносеологии). М.: Школа "Языки русской культуры", 1997. - 304 с.

115. Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев B.C. Две эпохи в развитии буржуазной философской мысли: классическая и современная //Философия в современном мире. Философия и наука. Критические очерки буржуазной философии. М.: Наука, 1972. - С.28-94.

116. Мандельштам О.Э. Слово и культура: Статьи. — М.: Сов. писатель, 1987. -320 с.

117. Мандельштам О.Э. Стихотворения //"Закрыт нам путь проверенных орбит". -М.: Изд-во УДН, 1990. 384 с.

118. Маргвелашвили Г.Т. Аксиологическое значение различия между экзистенциальным и категориальным в хайдеггеровском онтологическом учении.- Тб.: Мецниереба, 1979. -165 с.

119. Маргвелашвили Г.Т. Сюжетное время и время экзистенции. Тб.: Мецниереба, 1975. - 73 с.

120. Медведева Н.М. Принцип объективности в современном марксистском литературоведении: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1987. - 21 с.

121. Менде Г. Мировая литература и философия. М.: Прогресс, 1969. - 174 с.

122. Мерло-Понти М. В защиту философии. М.: Изд-во гуман. лит-ры. 1996.- 248 с.

123. Мир Кьеркегора: Русские и датские интерпретации творчества С.Кьеркегора. М.: Ad Marginem, 1994. - 122 с.

124. Михайлов A.B. О некоторых проблемах современной теории литературы //Известия РАН. Серия литературы и языка. Т.53. №1 М., 1994. - С.15-24.

125. Могильницклй Б.Г. Введение в меаэдологию истории. М.: Высшая школа, 1989. - 175 с.

126. Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. М.: Высш. шк., 1988. - 143 с.

127. Молчанов В.И. Парадигмы сознания и структуры опыта //Логос. 1993. -№3. - С.

128. Морева JI.M. Ratio ad abtractum и конкретные коллизии философствования //Логос: Ежегодник / Ленинградские междунар. Чтения по философии культуры, ЛГУ Кн. 1.-Л., 1991. - C.SÎ -118.

129. Морева Л.М. Философия и искусство в системе культуры: Автореф. дис. канд. филос. наук. Л., 1987. - 18 с.

130. Мотрошилова Н.М. Гуссерль и Кант: проблема "трансцендентальной философии" //Философия Канта и современность. -М.: 1974. С.329-378.

131. Мусхелишвили Н.Л., Шрейдер Ю.А. Постижение versus понимание //Тартусский университет. Ученые записки Тартусского ун-та. Тарту, вып.855,- 1989.-С.З-18.

132. Наказание временем /Филос. идеи в совр. русской лит-ре. М.: Изд. Российского открытого ун-та, 1992. - 258 с.

133. Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. М.: REFE-book, 1994. -352 с.

134. Нуржанов Б.Г. Бытие как текст. Философия в эпоху знака (Хайдеггер и Деррида) //Историко-философский ежегодник'92. -М.: Наука, 1994. С.166-182.

135. Орлов Е.В. Кафолическое в теоретической философии Аристотеля. Новосибирск: Наука. Сиб. изд-ая фирма Рос. Акад. наук,1996. -220 с.

136. Островский А.Н. Бесприданница //Островский А.Н. Сочинения. В 3-х т. Т.З. М.: Худож. лит-ра, 1987. - 527 с. - С.284-354.

137. Петровская Е.В. Кит как текст //Логос. 1992. - №2. - С.240-261.

138. Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т.2. М.: Мысль, 1993. - 528 с.

139. Платон. Сочинения. В 3-х т. Т.З. 4.1.-М.: Мысль, 1971.-687 с.

140. Подорога В.А. Выражение и смысл. M.: Ad Marginem,1995. - 428 с.

141. Подорога В.А. Феноменология тела: введ. в филос. антропологию: Материалы лекц. Курсов 1992-1994 гг. M.: Ad Marginem, 1995.-339 с.

142. Подорога В А. Философское произве, ;ение как событие //Постмодернизм и культура (материалы "круглого стола"). Вопросы философии, - 1993. -№3. - С.9-12.

143. Подорога В.A. Erectio: Гео-логия языка и философствование М.Хайдеггера //Философствование М.Хайдеттера и современность. М.: 199i.-C.98-l 12.

144. Подорога В.А. Жало в плоть. Физическая экономия веры //Мир Кьеркего-ра. С.21-44.

145. Порус В.Н. Рациональность философии //Эстетический логос. М.: ИФАНД 990.-С.З 6-52.

146. Потебня А. А. Мысль и язык //Потебня A.A. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. - 614 с. - С.35-213.

147. Пруст М. По направлению к Свану. М.: Республика, 1982. - 368 с.

148. Пруст М. Пленница. М.: Художественная литература, 1992. - 432 с.

149. Пушкин A.C. Собрание сочинений: В 10 т. 4-е изд. Т.2. - Д.: "Наука". Ленингр. отделение., 1977. - 399 с.

150. Ревель Ж.-Ф. О Прусте: Размышляя о цикле "В поисках утраченного времени". -М.: Знак-СП, 1995. 192 с.

151. Рикер П. Конфликт интерпретаций. М.: "Мирум", $>95. - 415 с.

152. Розин В.М. "Существование " и "реальность": смысл и эволюция понятий в европейской культуре //Вопросы методологии. 1994. - №3-4. - С.57-68.

153. Рорти Р. Тексты и куски //Логос. №8. - С. 173-189.

154. Рутманис К.В. Идея рациональности в филоосфии. Рига: Зинатне, 1990. - 156 с.

155. Свасьян К.А. Феноменологическое познание: пропедевтика и критика. -Ереван: Ид-во ; ,Н Арм. ССР, 1987. 198 с.

156. Сагатовский В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1973.

157. Современное зарубежное литературоведение: Страны Зап. Европы и США: Концепции, шк., термины: энцикл. справ,- М.: Инграда, 1996. 319 с.

158. Сороко Э. Структурная гармония систем. Минск: Наука и техника, 1984.-264 с.

159. Текст как явление культуры. Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1989.- 196 с.

160. Топоров В.Н. "Господин Прохарчин". К анализу петербургской повести Достоевского //Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. С. 112-193.

161. Топоров В.Н. "Минус-пространство" Сигизмунда Кржижановского//Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. С.476-574.

162. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исслед. в обл. мифопоэт.: Избранное. М.: Изд. группа "Прогресс"- "Культура", 1995. - 623 с.

163. Топоров В.Н. Еще раз о дрвнегреческой SOOIA: происхождение слова и его внутренний смысл //Структура текста. М.: Наука, 1980. - С. 148-173.

164. Топоров В.Н. О числовых моделях в архаических текстах //Структура текста.-С.3-58.

165. Топоров В.Н. Пространство и текст //Текст: семантика и структура. М.: 1983. - С.229-283.

166. Тульчинский Г.Л. Текст как интонированное бытие и инорациональность семиотики //Фглософия языка и семиот жа. Ив.: Изд-во Ивановского гос. ун-та, 1995. - С.44-52.

167. Тульчинский Г.Л. Интерпретация и смысл //Интерпретация как историко-научная и методологическая проблема. Новосибирск: Изд-во "Наука" Сибирское отделение, 1986. - С.33-48.

168. Филимонов А.Л. Способ философской рефлексии: классическая и неклассическая формы: Автореф. дис. канд. филос. наук. Томск, 1995. - 23с.

169. Философские и эстетические традиции в зарубежных литературах. -СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1995. 149 с.

170. Философия Э.Гуссерля и ее критика. М.: ИНИОН, 1983. 208 с.

171. Флоренский П.А. Анализ пространственности и временности в художественно-изобразительных произведениях. М.: Изд-ая группа "Прогресс", 1993.-324 с.

172. Флоренский П.А. Мнимости в геометрии. -М.: Лазурь, 1991. 96 с.

173. Флоренский П.А. Пифагоровы числа //Тартусский университет. Ученые записки Тартусского гос. Университета. 1971. - Вып.284. - С.504-513.

174. Фок H.A. Квантовая физика и философские проблемы //Бор Н. Избранные научные труды: В 2т. Т.2. М.: Изд-во "Наука", 1971. - С.648-651.

175. Фрагменты ранних греческих философов. 4.1. М.: Изд-во "Наука", 1989.-576 с.

176. Фрейберга Э. "Письмо" и "онтология" в воззрениях Ж.Деррида //Проблемы онтологии в срвременной буржуазной философии. Рига: Зи-натне, 1988.-334 с,-С.268-281.

177. Фрейбергер Э. Густав Шпет: теория интерпретации как теория понимания //Шпетовские чтения в Томске 1991. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1991. - С.135-145.

178. Фихте и Гуссерль: в поисках интенциональности //Общественные науки за рубежом. Реф.сборники. 1992. - №1. - С.7-11.

179. Фуко М. Забота об истине //Вопросы методологии. 1994. - №3-4. - С.48-56.

180. Хайдеггер М. Бытие и время. M.: Ad Marginem, 1997. - 451 с.

181. Хайдеггер Ы. Исток художественног > творения //Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. М.: Изд-во МГУ, 1987. - С.264-313.

182. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Сборник. М.: Высш.шк.,1991. - 192 с.

183. Что такое философия? (Материалы "круглого стола") // Вестник МГУ. Серия 7. 1995. - №2. - С.3-18. - №3. - С.3-14.

184. Хюбнер К. Истина мифа. М.: Республика, 1996. - 448 с.

185. Шевченко А.К. Проблема сознания в работах М.К.Мамардашвили //Философская и социологическая мысль. 1991. - №8. - С. 14-41.

186. Шевченко А.К. Эстетические идеи М.М.Бахтина в свете неклассического идеала рациональности //Философская и социологическая мысль. 1989. -№7. - С.28-39.

187. Шекспир У. Собр. соч. в 8 т. Т.1 М.: Изд-во Интербук, 1992. - 752 с.

188. Шекспир У. Собр. соч. в 8 т. Т.8. М.: Изд-во Интербук, 1993.

189. Шпет Г. Герменевтика и ее проблемы //Контекст 1989, 1990, 1991, 1992. - М.: Наука.

190. Шпет Г. Эстетические фрагменты // Шпет Г. Сочинения. М.: Изд-во "Правда", 1989. - С.345- 474 .

191. Шпет Г. Внутренняя форма слова. M., 1927.187

192. Шпет Г. Сознание и его собственник //Шпет Г. Философские этюды. -М.: Изд-ая группа "Прогресс", 1994. С.20-116.

193. Шрейдер Ю.А., Шаров A.A. Системы и модели. М.: Радио и связь, 1982. - 152 с.

194. Эйдлин В.И., Юртайкин В.В. Рассуждения о тексте и сознании //Философские науки. 1991. - №12. - С.153-162.

195. Эстетический логос: сб.ст. М.: ИФАН, 1990. - 140 с.

196. Якобсон Р. Чингвистика и поэтика / Структурализм: за и против. М.: Прогресс, 1975.

197. Brusina R. Logos and eidos. The concept in phenomenology. Hague. P., Mouton, 1970. - 184 p.

198. Daniel S. Myth and modern philosophy. Philadelphia: Temple univ. press, 1990.-232 p.

199. Natanson M. Literature, philosophy and social sciences. The Hague, Nijhoff? 1962.-220 p.

200. Literature as philosophy, philosophy as literature. Edited by Donald G.Marshall. University of Iowa Press. Iowa City, 1987. 341 p.

201. Literature and the questions of philosophy. Bait., L.: Hopkins, 1987. - XVIII, 333 p.

202. Philosophy and literature. Cambr.: CUP., 1984. - 233 p.

203. Husserl E. Erfahrung und Urteil. Copyright by Academia Verlagsbuchhandlung, 1939. - 480 s.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.