Философия религии Пола Куртца тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Поночевная Инна Дмитриевна
- Специальность ВАК РФ09.00.14
- Количество страниц 153
Оглавление диссертации кандидат наук Поночевная Инна Дмитриевна
Введение
ГЛАВА I. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЛОСОФИИ ПОЛА КУРТЦА
1.1. Краткая характеристика особенностей религиозной ситуации в США
1.2. История гуманистического движения в США: от либерального протестантизма к «светскому гуманизму»
1.3. Прагматизм и аналитическая философия как источники формирования
философской концепции Пола Куртца
ГЛАВА II. ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ ПОЛА КУРТЦА
2.1. Биография Пола Куртца
2.2. Определение религии и анализ ее функций
2.3. Философия светского гуманизма
2.4. Скептическое исследование
2.5. Нон-теизм
2.6. Гуманистическая этика
ГЛАВА III. ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ ПОЛА КУРТЦА В СОВРЕМЕННОМ ФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ
3.1. Пол Куртц и иррациональная философия
3.2. Новый атеизм и новый гуманизм
3.3. Планетарный гуманизм и мульти-секуляризм
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК
Философия Пола Куртца2013 год, кандидат наук Погодина, Ольга Александровна
"Новый атеизм" как феномен современного западного свободомыслия2016 год, кандидат наук Слепцова Валерия Валерьевна
Проблемы гуманизма и критики религии в современном движении свободомыслящих в США1984 год, кандидат философских наук Девина, Ирина Викторовна
Практико-ориентированный гуманизм как современная форма эволюции гуманистических представлений: социокультурный анализ2015 год, кандидат наук Фихтнер, Евгения Николаевна
Oрганизации свободомыслящих в Германии конца XX – начала XXI веков2016 год, кандидат наук Коростиченко Екатерина Игоревна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философия религии Пола Куртца»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Статистические исследования религиозности в США за последние годы отразили рост количества опрошенных, не идентифицирующих себя с какой-либо конкретной формой религии. Согласно исследованиям института Гэллэпа, в США количество религиозно неаффилированных выросло с 9% в 1980 г. до 22% в 2015 г.1. Опросы Pew Forum дали схожие показатели: с 16,1% в 2007 г. до 22,8%о в 2014 .В социологической литературе эта категория людей получила устойчивое наименование «nones» от «nonbelievers» - неверующие, демонстрирующие индифферентное отношение к религии. Выяснение причины изменения религиозного «ландшафта» США - страны, долгое время считавшейся оплотом религиозности среди «модернизированных государств», являются важной проблемой, решение которой может дать новый материал для понимания процессов секуляризации в современном мире.
Изменения, отражаемые статистическими исследованиями, находят выражение и в других свидетельствах эпохи. Философские труды, научная и общественная деятельность профессора университета Буффало (Нью-Йорк, США) Пола Куртца (1925-2012), ставшего во второй половине ХХ века во главе общественного движения, ратующего за союз философии и науки в критике суеверия и мистицизма, за распространение этики, основанной на принципах светского гуманизма - значимое свидетельство изменения отношения к религии в американском обществе. В связи с этим, выявление истоков и анализ содержания философии религии П. Куртца, является важным для современного религиоведения.
П. Куртц создал философию светского гуманизма. Согласно ей, приоритет в решении проблем (в том числе и этических) отдается не традиции, а свободному научному исследованию, ориентированному на практиче-
1 Считается суммарный процент опрошенных, ответивших на вопрос о религиозной принадлежности «другая» и «никакая». См. результаты исследования на официальном сайте Gallup. URL: http://www.gallup.com/poll/1690/religion.aspx (дата обращения: 03.02.2016).
2 America's Changing Religious Landscape // Official Site of Pew Research Center. May 12, 2015. URL: http://www.pewforum.org/2015/05/12/americas-changing-religious-landscape/(дата обращения: 03.02.2016).
скую проверку высказываемых суждений. Важной частью этой философии стала «евпраксофия» - этическое учение, ценности которого независимы от религии, но при этом соответствуют общечеловеческим представлениям о добродетельной жизни. Другой аспект философии светского гуманизма -акцент на ее реализацию в институциональных формах. Под этим подразумевается создание локальных светских сообществ со своими праздниками, формами коллективного времяпровождения, социальной защитой и юридической поддержкой нуждающихся.
П. Куртц внес значительный вклад в разработку проблем философии религии. Он понимает религию, прежде всего, как представление о трансцендентном/потустороннем, о непознаваемой реальности, в существование которой верят последователи различных религиозных и мистических традиций. Возможность веры в бытие этого измерения Куртц объясняет физико-биологическими и психологическими особенностями человеческого сознания, а также эволюционным преимуществом, которое религия могла дать людям на ранних этапах человеческой истории. Попытки воздействовать на трансцендентную реальность представляют собой магические действия, из которых, по мнению философа, впоследствии могли развиться религиозные институты. Коллективные религиозные практики (праздники, торжественные церемонии, инициации, церковные службы) дают людям чувство общности и единения, а религиозные нарративы (истории, мифы, жизнеописания героев и святых) и молитвы - средства психологического утешения3.
Философские теории и нравственные убеждения П. Куртца нашли отражение не только в его книгах, статьях и публикациях, но также и в программных документах, в разработке которых он принимал участие. «Гуманистический манифест-11», «Декларация светского гуманизма», «Гуманистический манифест 2000», «Нео-гуманистическое положение» 4 - эти
3 Куртц П. Искушение потусторонним. М.: Академический Проект, 1999. С. 575.
4 Гуманистический манифест-! // Современный гуманизм: Документы и исследования. М.: РГО, 2000. С. 67-70; Декларация светского гуманизма // Современный гуманизм: Документы и исследования. М.: РГО,
документы стали не только отражением фундаментальных изменений, происходящих в американском обществе, но и важными организационными программами. Куртцу принадлежит идея создания общепланетарной мульти-секулярной философии, учитывающей специфику разных регионов и культур, и утверждающей общечеловеческие гуманистические ценности.
П. Куртц посвятил всю свою жизнь популяризации критического мышления и научных методов исследования, развенчанию мифов, критике суеверий, догм и предубеждений, утверждению гуманистических ценностей, тому что, по его мнению, способно заставить людей лучше понимать себя и свою ответственность за совершаемые поступки.
Философия религии П. Куртца представляет большой интерес с точки зрения развития идейного плюрализма в США второй половины XX в. -начала XXI в. и публичной «легализации» независимого от религии светского мировоззрения. Степень разработанности темы
Для понимания той роли, которую в истории современной американской общественной мысли играет светский гуманизм и философия религии П. Куртца, большое значение имеют труды, в которых анализируются вопросы свободы совести и положения религии в США5. В них, прежде всего, на основе социально-политических и социологических исследований исследуется динамика секуляризационных процессов в общем контексте общественных, политических и культурных изменений в США. Среди работ отечественных исследователей в этой области следует отметить рабо-
2000. С. 81-91; Манифест 2000: Призыв к новому планетарному гуманизму // Здравый смысл, №13, 1999; Kurtz P. Neo-Humanist Statement of Secular Principles And Values: Personal, Progressive, апё Planetary. NY.: Prometheus Books, 2011. URL: http://instituteforscienceandhumanvalues.com/articles/neo-humanist-statement.htm(дата обращения: 03.02.2016).
5 См. например: Kenneth, D. Wald. Religion and Politics in the United States. Rowman & Littlefield Publishers, Inc. Lanham, Maryland, 2006; Corwin E. Smidt, Kevin R. Den Dulk, Bryan T. Froehle. The Disappearing God Gap? Religion in the 2008 Presidential Election. Oxford University Press, 2010.; Corwin E. Smidt, Kellstedt L., Green J., Guth J.. Religion and Politics in the United States // The Secular and the Sacred. Nation, Religion, Politics. Ed. by William Safran. Frank Cass Publishers, 2003. P. 30-50.
ты Ю.А. Замошкина, Л.Н. Митрохина, Д. Е. Фурмана, М. С. Стецкевича и
6
др.
В мировой историографии отсутствуют специальные исследования, посвященные философии религии П. Куртца. Однако имеется ряд работ зарубежных и отечественных авторов, пытавшихся в той или иной мере проанализировать творческое наследие американского философа в целом.
Исследования о философии П. Куртца на английском языке можно разделить на три группы. Во-первых, это - обобщающие работы по истории американской философии конца ХХ века, где излагаются его воззрения8, а также историко-философские исследования, имеющие более частный характер, рассматривающие наследие П. Куртца в общем контексте истории американских просветительских теорий.9 Во-вторых, это - исследования, авторы которых рассматривают движение секулярного гуманизма и общественную деятельность П. Куртца в контексте истории американского свободомыслия и атеизма10. В-третьих, это - труды, написанные единомышленниками П. Куртца по движению светского гуманизма. Наиболее крупным научно-исследовательским центром движения светского гуманизма является созданный самим Куртцем Центр в Амхерсте (Нью-
6 Фурман Д.Е. Религия и социальные конфликты в США. М.: Наука, 1981; Митрохин Л.Н. Религиозные «культы» в США. М., 1984; Религия в политической жизни США (70-е начало 80-х годов) / Ответственные редакторы: Ю.А. Замошкин, Д.Е. Фурман. М.: Наука, 1985. Стецкевич М.С. Свобода совести: Учебное пособие. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2006; Стецкевич М.С. Религиозный фактор в современной политической жизни США. Научно-практический журнал. Управленческое консультирование. 2010, № 3. С. 47-59.
7 См.: Аринин И.Е. Философия религии. Принципы сущностного анализа. Архангельск, 1998; Кимелев Ю.А. Философия религии: систематический очерк. М.: Nota Bene, 1998; Шахнович М.М. Введение. Что такое философия религии?//Философия религии: учебник для академического бакалавриата/Под. ред. М.М. Шахнович. М. : Юрайт, 2016.; Шохин В.К. Введение в философию религии. М.: Альфа-М, 2010. С.15-36; Введение в общее религиоведение: учебник//Под ред. И.Н. Яблокова. М.: Гардарика, 2001.
8Ryder J., Marsoobian A. (ed.) The Blackwell Guide to American Philosophy. Blackwell Publishing, 2004 (Русск. пер. Американская философия. Введение / под ред. Т. Марсубяна и Д. Райдера. М.: Идея-пресс, 2008; Kuklick B. A History of Philosophy in America. 1920-2000. Oxford University Press, 2002.
9 Promethean Love: Paul Kurtz and the Humanistic Perspective on Love / ed. by Madigan T.J. Cambridge Scholars Publishing, 2008. 334 p.; Toward a New Enlightenment: The Philosophy of Paul Kurtz, ed. Bullough V. and Madigan T.J. - New Brunswick, NJ: Transaction, 1994.
10 См. например. Cimino R., Smith С. Secular Humanism and Atheism beyond Progressive Secularism // Sociology of Religion (Oxford University Press) 2007, 68:4. P. 407-424; Schultz K.M. Secularization: A Bibliographic Essay // University of Virginia's Center on Religion and Democracy Review, 2005. P. 170-177; Shoji Ippei. Secularism in America: A Brief History of Non-Religion Movement // Nanzan Review of American Studies (Nagoya), 29 (2007), P. 97-106; Paul Kurtz / Icons of unbelief : Atheists, Agnostics, and Secularists. Edited by S.T. Joshi. Greenwood Press, 2008. P. 193-211.
Йорк, США)11, при котором находится издательство «Prometheus Books». Каталог этого издательства отражает всю широту и объем исследований представителей движения светского гуманизма по естествознанию, гуманитарным и социальным наукам, в том числе и по философии - прежде всего - по философии науки, этике, религиоведению, а также критике мистицизма и паранауки12. Кроме этого, материалы по актуальным вопросам публикуются на страницах журналов «Free Inquiry» - органа Международного совета по светскому гуманизму и «Skeptical Inquirer» - журнала, созданного «во имя науки и разума» организационным комитетом, в состав которого за более 40 лет его существования входило и входит несколько Нобелевских лауреатов.
В отечественной историографии, прежде всего, следует отметить труды А.С. Колесникова, Ю. П. Мельвиля, С. В. Никоненко, Н.С. Юли-
13
ной , рассматривающие формирование англо-американских философских теорий, повлиявших на воззрения Куртца, а также учебник по этике А.В. Разина, в котором в общем контексте освещения этических теорий описывается этика П. Курца14.
В предисловии к первой публикации труда П. Куртца на русском языке15 Л.Н. Митрохин писал, что в нашей стране долгое время секуляр-ный аспект западной философии был недооценен, и что деятельность П. Куртца, как и Международного гуманистического и этического союза (МГЭС) - яркое свидетельство наличия светской гуманистической тради-
11 «Центр исследований» имеет представительства в разных уголках мира: Канаде, Франции, Испании, Польше, Индии, Египте, Китае и других странах. См. информацию на офиц. сайте Центра. URL : http://www.centerforinquiry.net/about/branches (дата обращения: 03.02.2016).
12 См. каталог издательства. Official website of the Prometheus Books. URL:
http://www.prometheusbooks.com/index.php7main page=products all (дата обращения: 03.02.2016).
13Колесников А.С. Свободомыслие Бертрана Рассела. М.: Мысль,1978; Колесников А.С. Философия Бертрана Рассела. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1991; Мельвиль Ю. П. Американский прагматизм. М., 1968; Никоненко С.В. Английская философия XX в. - СПб.: Наука, 2003; ЮлинаН. С. Философская мысль и США. XX век: М.: Канон+, 2010. 600 с.; ЮлинаН. С. Джон Дьюи // Философы двадцатого века. М.: Искусство, 1999. С. 77-105.
14 См. Разин А. В. Этика. М.: Академический Проект, 2006. С.599 и далее.
15 См.: Куртц П. Гуманизм и атеизм: о сходствах и различиях // Вопросы философии, 1990. № 10. С. 166174.
ции в странах Европы и США16. Одним из первых исследований на русском языке, в котором рассматривались воззрения П. Куртца, была диссер-
17
тация И.В. Девиной (1984 г.), посвященная истории американского свободомыслия. Популяризацией движения светского гуманизма и творчества П. Куртца в России с 1990-х гг. занимается В. А. Кувакин - президент Российского гуманистического общества (далее - РГО). РГО осуществило
публикацию ключевых документов этого движения, а также издание неко-
18
торых произведений Куртца . Под руководством В.А.Кувакина О.А. Погодиной была написана и защищена кандидатская диссертация «Философия Пола Куртца»19(по специальности 09.00.03 - «история философии»). В ней анализируется философское учение Куртца в целом, особое внимание уделяется теории познания, однако проблемы этики и философии религии, а также социальный контекст возникновения и распространения идей американского философа автором не рассматривается вовсе. Под редакцией В. А. Кувакина и А.Г. Круглова и под эгидой РГО было написано учебное пособие «Основы современного гуманизма»20. РГО издает журнал «Здравый смысл», на страницах которого была опубликована историографиче-
21
ская статья Ю. Ю. Черного «Современный гуманизм. Обзор» , где упоми-
22
наются труды Куртца. В работах А. А. Кудишиной рассматриваются основные положения светского гуманизма и отдельные моменты истории
16 Митрохин Л.Н. Предисловие к публикации / Куртц П. Гуманизм и атеизм: о сходствах и различиях // Вопросы философии, 1990. № 10. С. 166.
17 Девина И.В. Проблемы гуманизма и критики религии в современном движении свободомыслящих в США: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.06. М.: 1984.
18 См.: Куртц П. Мужество стать: Добродетели гуманизма. М.: РГО, 2000; Куртц П. Запретный плод. Этика гуманизма. М.:РГО, 2002; Куртц П. Что такое светский гуманизм. М.: РГО, 2008.
19 Погодина О.А. Философия Пола Куртца: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03 / Погодина Ольга Александровна. М.: 2013. Погодина О.А. Прагматический натурализм П. Куртца // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, 2011. С. 39-43.
20 Основы современного гуманизма: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.А. Кувакина и А.Г. Круглова.- М.: РГО, 2002.
21 Черный Ю.Ю. Современный гуманизм (обзор) // Философия в XX веке. Ч. 2. М.: ИНИОН РАН, 2001. С. 119-158.
22
Кудишина А. А. Гуманизм - феномен современной культуры. - М.: Академический проект, 2005; Ку-дишина А. А. Современный гуманизм как феномен культуры: философско-культурологический анализ: дис. ... докт. филос. наук: 24.00.01. М.: 2006.
развития этого движения. В кандидатской диссертации Т.Б. Башкатовой,23 рассматриваются организационные модели гуманистического движения в США и России. Таким образом, следует признать, что вне рамок РГО специальное исследование российскими учеными воззрений П. Куртца в последние тридцать лет не осуществлялось, а философия религии не рассматривалась вовсе.
Источниковая база диссертационного исследования состоит из нескольких групп источников. К первой из них относятся официальные документы о свободе совести, а также декларации и манифесты, в которых излагаются доктринальные положения светского гуманистического движения. Ко второй группе источников относятся книги и статьи Пола Курт-
24
ца , а также работы других светских гуманистов (Н. Уолтера, К. Ламон-та)25. Третья группа источников - произведения представителей других философских традиций, которые напрямую или косвенно пересекаются с проблемным полем философии религии П. Куртца. Среди них: американские и английские прагматисты Ч. С. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи, С. Хук и Ф.К.С. Шиллер, представители аналитической философии Б. Рассел, А. Айер, Э. Флю, а также авторы, относящиеся к течению «нового атеизма» Р. Докинз, С. Харрис, Д. Денетт. Кроме того, в работе затрагиваются произведения оппонентов гуманистической философии - труды протестантских теологов Г. Дункана, Т. ЛаХэи, Г. Берри, а также философов С. Кьеркего-ра, М. Хайдеггера, П. Фейрабенда, Ж. Деррида, М. Фуко. В четвертую группу источников входят статистические исследования центра Пью26 и
23 Башкатова Т.В. Гуманизм как регулятивный принцип деятельности социально-гуманитарных организаций в России: дис. ... канд. соц. наук: 22.00.04. Иркутск: 2007.
24 Kurtz P. Eupraxophy: Living without Religion. Buffalo, NY: Prometheus Books, 1989; Skepticism and Humanism: The New Paradigm. New Brunswick, NJ: Transaction, 2001. Multisecularism. A New Agenda. New Jersey: Transaction Publishers, 2010; и др. На русском языке: Куртц П. Запретный плод. Этика гуманизма. М.: Российское гуманистическое общество, 2002; Мужество стать: Добродетели гуманизма. М.: Российское гуманистическое общество, 2000; Что такое светский гуманизм. М.: Российское гуманистическое общество, 2008 и др.
25 Walter N. Humanism. Finding Meaning in the Word. Amherst (N.Y.): Prometheus Books, 1997; Lamont C. The Philosophy of Humanism. 8th edition. Amherst, NY: Humanist Press, 1997.
26 The Pew Research Center's Forum on Religion & Public Life, official website. URL: http://www.pewforum.org/ (дата обращения: 03.02.2016).
Института Гэллапа27. К пятой группе относятся материалы официальных сайтов гуманистических организаций, публикации в блогах и СМИ за 2010-2015 гг.
Цель и задачи исследования
Целью диссертационной работы является комплексный анализ философии религии Куртца как одного из создателей современного светского гуманистического движения. В соответствии с этой целью определяются следующие задачи исследования:
1. Определить основные черты религиозной ситуации в США, повлиявшие на появление новых форм либерального протестантизма и религиозного гуманизма.
2. Исследовать идейные предпосылки формирования философии религии П. Куртца.
3. Выявить значение прагматизма и аналитической философии для философии религии П. Куртца.
4. Раскрыть основное содержание философии религии П. Куртца через анализ ее основных концептов.
5. Показать связь философии религии П. Куртца с естественнонаучной критикой мистицизма.
6. Рассмотреть основное содержание внерелигиозной этики П. Куртца и ее связь с философией религии.
7. Раскрыть основные положения критики П. Куртцем современного философского анти-гуманизма и «нового атеизма».
8. Исследовать основное содержание концептов «планетарный гуманизм» и «мульти-секуляризм».
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые в отечественном религиоведении осуществляется комплексный всесторонний анализ философии религии П. Куртца. В диссертации рассматриваются основные этапы формирования светского гуманизма П.Куртца, демон-
27 The Gallup Center, official website. URL: http://www.gallup.com (дата обращения: 03.02.2016).
стрируется его связь с либеральными течениями в протестантизме, натурализмом, философией прагматизма и аналитической философией. В диссертации исследуется место философии религии Куртца в современном философском дискурсе: полемика с представителями «нового атеизма», религиозного консерватизма и иррациональной философии.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования и сделанные в ней выводы могут послужить основой для дальнейшего изучения и теоретической разработки современной философии религии, а также проблем свободомыслия и свободы совести. Кроме того, материалы работы исследования могут быть использованы для подготовки лекционных курсов по философии религии, религиоведению, истории свободомыслия и атеизма, истории и культуре США.
Методология и методы исследования обусловлены целью и задачами, поставленными в диссертации, а также спецификой анализируемого материала. Автор опирался на принципы историзма и научной объективности, использовал методологию историко-философского анализа. При разработке проблемы были использованы методы, применяемые в различных гуманитарных дисциплинах: сравнительно-исторический, проблемно-понятийный и классификационный. Основные положения, выносимые на защиту:
1.! Особенность философии П. Куртца заключается в ее ориентированности на практическое применение. Это определило его специфическое отношение к проблемному полю философии религии: первостепенный интерес представляет не столько религия или ее критика, сколько возможности создания секулярной альтернативы - светской системы ценностей и моральных предписаний.
2.! Философская критика религии П. Куртца включает четыре основных направления: критика рациональных доказательств бытия Бога; критика религиозного языка; исторический анализ священных текстов; опровержение аргумента «от чудес».
3. Отличительной особенностью философии религии П. Куртца, в основе которой лежат философский натурализм, отрицание трансцендентного (потустороннего) и гуманистическая эвдемоническая этика, является последовательная критика религии, которую он называет «агностическим атеизмом» или «нон-теизмом».
4. Рассматривая религию как веру в трансцендентное (потустороннее), П. Куртц включает вневероисповедную мистику и веру в паранормальное в круг религиозных феноменов. Куртц четко и аргументировано показывает, что мистицизм очень часто рядится в одеяние науки, и что следует отличать подлинную науку от псевдонаучного шарлатанства.
5. Важнейшим пунктом философии религии Пола Куртца является учение об евпраксофии. Главной особенностью евпраксофии является ее «альтернативность» религиозным установкам. По мнению Пола Куртца, евпраксофия в контексте светского гуманизма должна выступать в качестве учения о практической мудрости, утверждающей позитивные ценности человеческой жизни.
6. В рамках концепции «мульти-секуляризма» П. Курц предполагает, что для успешного утверждения научной, гуманистической философии необходимо признать, что формы секуляризма должны быть адаптированы к уникальным социально-культурным традициям того или иного региона.
7. Выступая против крайностей иррационализма и «нового атеизма» П. Куртц исследует истоки анти-гуманизма в постмодернистской философии, анализирует его практические последствия и обращает внимание на важность гуманистической ориентированности философии и сохранения в ней общечеловеческих принципов.
8. Со светским измерением философии религии тесно связана идея Пола Куртца о возможности построения планетарного сообщества, в котором разделение по религиозному, национальному, гендерному признакам будет неактуальным. Восприятие людей, как представителей одно-
го биологического вида, отодвигает значимость идеологических границ на второй план, отдавая первое место необходимости формирования приемлемых условий для создания общечеловеческой цивилизации. Апробация результатов исследования
Основные положения диссертационного исследования были представлены в виде докладов на различных отечественных и международных конференциях и в виде статей, опубликованных в научных рецензируемых журналах. В частности, были прочитаны доклады на следующих конференциях: «Второй конгресс российских исследователей религии» // Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург (20-22 ноября 2014 г.); «Европа-2014: гуманитарное знание между прошлым и будущим» // Европейский гуманитарный университет, Вильнюс, Литва (16-17 мая 2014 г.); «Третьи студенческие Смольные чтения» // СПбГУ, Факультет свободных искусств и наук (18-19 апреля 2014 г.); «Религия в меняющемся мире» // СПбГУ, Философский факультет, 2011. Следующие статьи были опубликованы в научных рецензируемых журналах из списка ВАК и сборниках
28
трудов: «П. Куртц и философская критика светского гуманизма»28, «У истоков светского гуманизма»29, «Светский гуманизм и религиозный консер-
30
ватизм в США» , «Светский гуманизм XXI века о соотношении религии и
31
этики» .
Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, двух приложений, списка литературы.
28 Поночевная И.Д. Философия и культура // М.: ООО «НБ-Медиа», 2015. №4. С. 524-532.
29 Поночевная И.Д. У истоков светского гуманизма// Вестник СПбГУ (серия 6). Изд-во С.-Петерб. гос. ун- -та, 2014. 109-113.
30 Поночевная И.Д. Светский гуманизм и религиозный консерватизм в США // Религиоведение. 2014. № 2. С. 125-133.
31 Поночевная И.Д. Светский гуманизм XXI века о соотношении религии и этики // Религия в меняющемся мире. Сб. статей под ред. / Ред. колл.: М.М.Шахнович (отв. редактор), Т.В.Чумакова, М.С.Стецкевич, Е.А.Терюкова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун- -та, 2012. С. 105-115.
ГЛАВА I. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЛОСОФИИ ПОЛА
КУРТЦА
Пол Куртц в отличие от большинства академических философов занимался не только теоретизированием «на бумаге», но и еще являлся общественным деятелем, реализующим свои идеи на практике. Наследие его долгой и плодотворной жизни представляет собой десятки книг, сотни статей и интервью, несколько влиятельных общественных организаций, а также множество последователей и читателей по всему миру. Его творческий путь можно рассматривать в нескольких измерениях. Во-первых, П. Куртц был известен как сторонник отделения государства и религии в США в 80-х годах XX в., во-вторых, он являлся одним из отцов-основателей светского гуманистического движения и его институтов, в-третьих, он внес вклад в развитие философии прагматизма, в-четвертых, будучи активным борцом против лженауки., мистики, суеверий, он создал свою философию религии, продолжающую просветительскую линию в истории философской мысли.
В этой главе диссертации будет дана краткая характеристика социально-исторического контекста, в условиях которого формировалось философское мировоззрение Куртца.
1.1. Краткая характеристика особенностей религиозной ситуации в
США
Необходимость краткого рассмотрения религиозной ситуации в США в последней четверти прошлого века необходима для того, чтобы глубже понять возникновение «феномен Пола Куртца», а также попытаться объяснить популярность в США - стране консервативных религиозных ценностей -философии религии П. Куртца, которая стала подробно разработанным обоснованием вне-религиозной этики.
При определении понятия «религиозная ситуация» мы пользуемся дефиницией, предложенной А.Н. Лещинским и поддержанной М.С. Стецкеви-чем и М.М. Шахнович: «Религиозная ситуация определяется как совокуп-
ность изменяющихся структурных элементов религии; отношением к ней
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК
Современный гуманизм как феномен культуры: философско-культурологический анализ2007 год, доктор философских наук Кудишина, Анна Алексеевна
Философия гуманизма в учениях мусульманских мыслителей (историко-философский анализ)2018 год, кандидат наук Гиёсов Фаридун Нуриддинович
Критика идей «Нового атеизма» в современном апологетическом дискурсе2024 год, кандидат наук Камалдинов Алексей Вячеславович
Философские основания русской педагогической мысли конца ХIХ - начала ХХ вв.: Ист.-филос. анализ1994 год, доктор философских наук Ан, Светлана Андреевна
Взаимосвязь национального и общечеловеческого как социально-философское основание нового гуманизма2013 год, доктор философских наук Кафырин, Евгений Александрович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Поночевная Инна Дмитриевна, 2016 год
Источники
Официальные документы
1. Всеобщая декларация прав человека // Официальный сайт ООН. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения: 03.02.2016).
2. Гуманистический манифест-I // Современный гуманизм: Документы и исследования. - М.: РГО, 2000 - С. 67-70.
3. Гуманистический манифест-II // Современный гуманизм: Документы и исследования. - М.: РГО, 2000. С. 71-80.
4. Декларация светского гуманизма // Современный гуманизм: Документы и исследования. - М.: РГО, 2000. С. 81-91.
5. Конституция США // Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты. Под ред. О. А. Жидкова. Пер. с англ. В.И. Лафитского. - М.: Прогресс, Универс, 1993. С. 29-49.
6. Neo-Humanist Statement of Secular of Principles and Values // Official site of the Institute for Science and Human Values. - Режим доступа:
http://instituteforscienceandhumanvalues.com/articles/neo-humanist-statement.htm (дата обращения: 03.02.2016).
Труды П. Куртца
7. Куртц П. Границы скептического исследования // Здравый смысл. Осень 2004 № 4 (33). Электронная версия. - Режим доступа:
http://atheismru.narod.ru/humanism/journal/33/kurtz.htm (дата обращения: 03.02.2016).
8. Куртц П. Гуманизм и скептицизм - парадигмы культуры третьего тысячелетия // Здравый Смысл. - 2000. № 17. Электронная версия. - Режим доступа: http://humanism.al.ru/ru/magazine.phtml?issue=2000.17-01 (дата обращения: 03.02.2016).
9. Куртц П. Запретный плод. Этика гуманизма. Пер. с англ. И.В. Кувакина, ред. В. А. Кувакин. Изд. 2-е, исправленное. // Библиотека журнала «Здравый смысл». - М.: Российское гуманистическое общество, 2002. - 222 с.
10. Куртц П. Искушение потусторонним. - М.: Академический Проект, 1999. -601 с.
11. Куртц П. Начало начал: в поисках стержневого определения гуманизма // Мужество стать: Добродетели гуманизма. - М.: Российское гуманистическое общество, 2000. - С. 136-150.
12. Куртц П. Новый скептицизм: Исследование и надежное знание. - М.: Наука, 2005. - 360 с.
13. Куртц П. Нравственность естественна // Здравый Смысл. Осень 2007 № 4 (45). - Режим доступа: http://atheismru.narod.ru/humanism/iournal/45/kurtz.htm (дата обращения: 03.02.2016).
14. Куртц П. Светский гуманизм и политика: в каких случаях мы высказываемся? // Здравый смысл. - Осень 2005 № 4 (37). Электронная версия. - Режим доступа: http://atheismru.narod.ru/humanism/journal/37/kurtz.htm (дата обращения: 03.02.2016).
15. Куртц П. Что такое светский гуманизм. Пер. с англ. В. Кувакин, А. Круглов, Д. Медведева. М.: Российское гуманистическое общество, 2000. - Режим доступа: http://www.humanism.ru/secular-humanism.htm (дата обращения: 03.02.2016).
16. Куртц П. Гуманизм и атеизм: о сходствах и различиях // Вопросы философии, 1990. № 10. С. 166-174. (Предисловие к публикации Л. Н. Митрохина.).
17. Kurtz P. A Dissenting View About Blasphemy Day // CFI. - September 29, 2009.
- Режим доступа:
http://www.centerforinquiry.net/blogs/entry/a disssenting view about blashphem y day/ (дата обращения: 03.02.2016).
18. Kurtz P. Antiscience Paradigm // Skepticism and Humanism. The New Paradigm.
- Transaction Publishers, 2001. - Р.29-39.
19. Kurtz P. Eupraxsophy: Living Without Religion. 1st ed. - Prometheus Books, 1989. - 159 p.
20. Kurtz P. Kierkegaard, Existentialism, and the Contemporary Scene // The Antioch Review. - Vol. 21, No. 4 (Winter, 1961-1962). - Р. 471-487.
21. Kurtz, P. The New Skepticism: Inquiry and Reliable Knowledge. Prometheus Books, 1992 .- 371 p.
22. Kurtz P. Multisecularism. A New Agenda. - New Jersey: Transaction Publishers, 2010. - 264 p.
23. Kurtz P. Neo-Humanist Statement of Secular Principles and Values: Personal, Progressive, and Planetary // Official Site of Paul Kurtz. - Режим доступа: http://paulkurtz.net/ (дата обращения: 03.02.2016).
24. Kurtz P. On Entering the Third Decade: Personal Reminiscences. A Humanistic Journey // Free Inquiry magazine. - 2000 - Volume 20, Number 2. Archive page of the official site of the Council for Secular Humanism. Режим доступа: https://web.archive.org/web/20060202102226/http://www.secularhumanism.org/in dex.php?section=library&page=kurtz 20 2 (дата обращения: 03.02.2016).
25. Kurtz P. Summing Up Thirty Years of the Skeptical Inquirer // Skeptical Inquirer. - Volume 30.5, September / October 2006. Электронная версия. - Режим доступа:
http://www.csicop.org/si/show/summing up thirty years of the skeptical inquir er (дата обращения: 03.02.2016).
26. Kurtz P. The New Inquisition in the Schools // Towards to New Enlightenment. Transaction Publishers, 1994. P. 329.
27. Kurtz P. The Problems of Value Theory (PhD Thesis). - NY: Eagle, 1952 - 197 p.
Другие печатные источники
28. Американские просветители. Избранные произведения в двух томах. Составление и примечания Н. М. Гольдберга. / Под общ. ред. и со вступит, статьей Б. Э. Быховского. Пер. с англ. Т. I. - М.: «Мысль», 1968. - 519 с.
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
Адорно Т.В. После Освенцима // Негативная диалектика. - М.: Научный мир, 2003. - С. 322-333.
Айер А. Язык, истина и логика: Научное издание. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010. - 240 с.
Ансельм Кентерберийский. Сочинения. - М.: Канон, 1995. - 400 с. Берри Г. Во что они верят. - М.: Духовное возрождение, 1994. - 390 с. Дьюи Д. Демократия и образование. - М.: Педагогика-Пресс, 2000. - 383 c. Дьюи Д. Реконструкция в философии. Проблемы человека. Пер. с англ., послесл. и примеч. Л.Е. Павловой. - М.: Республика, 2003. - 494 с. Каку М. Физика будущего. - М.: Альпина нон-фикшн, 2013. - 584 с. Конт О. Общий обзор позитивизма. 3-е изд. - М.: Книжный дом «Либроком», 2012. - 269 с.
Кун Т. Структура научных революции. - М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 605 с.
Кэмпбелл Д. Тысячеликий герой. - М.: АСТ, 1997. - 384 с.
Ламонт М. Как стать самым важным философом: случай Деррида // Логос. -
2009. № 4-5(72). - С. 3-42.
Пирс Ч.С. Как сделать наши идеи ясными // Избранные философские произведения. - М: Логос, 2000. - С. 278.
Пирс Ч.С. Некоторые последствия четырех неспособностей // Избранные
философские произведения. - М: Логос, 2000. - С. 93.
Поппер К. Логика и рост научного знания. - М.: Прогресс, 1983. - 605 с.
Рассел Б. Почему я не христианин. Избранные атеистические произведения. .
- М: Издательство политической литературы, 1987. - 95-114 с.
Саган К. Космос: Эволюция Вселенной, жизни и цивилизации. - СПб.:
Амфора, 2005. - 525 с.
Сартр Ж.П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1990. С. 319-344.
Сокал А., Бринкмон Ж. Интеллектуальные уловки. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2002. - 248 с.
47. Солженицын А. Расколотый мир. Речь на ассамблее выпускников Гарвардского университета 8 июня 1978 г. // Русское возрождение. Париж; М.; Нью-Йорк, 1978. № 2. С. 85—109. Цит. по материалам сайта «Самиздат». Режим доступа: http://antology.igrunov.ru/authors/solzh/1121759601.html (дата обращения: 03.02.2016).
48. Токвиль Алексис де. Демократия в Америке. Пер. с франц. / Предисл. Гарольда Дж. Ласки - М.: Прогресс, 1992 - 554 с. 16 с. с илл.
49. Фейерабенд П. Против методологического принуждения // Избранные труды по методологии науки. - М.: Прогресс, 1986. - С. 125-426.
50. Фома Аквинский. Сумма против язычников. Книга первая / Перевод Т.Ю.Бородай. - Долгопрудный: Вестком, 2000. Т.1. - 463 с.
51. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура / пер.с нем., сост. и вступ. ст. А.М. Руткевича. - М.: Ренессанс, 1992. - 269 с.
52. Фуко М. Беседа с Мишелем Фуко (1980) // Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. - Часть 2. М.: Праксис, 2005. - С. 212-286.
53. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления / Пер. с нем. - М.: Республика, 1993. - С. 192-201.
54. Харрис С. Конец веры : Религия, террор и будущее разума. - М.: Эксмо, 2011. - 488 с.
55. Шиллер Ф.К.С. Наши человеческие истины. - М.: Московская школа политических исследований, 2003. - 344 с.
56. Basu M. Taking aim at God on «Blasphemy Day» // CNN. - September 30, 2009.
- Режим доступа:
http://edition.cnn.com/2009/LIVING/09/30/first.blasphemy.day/ (дата обращения: 03.02.2016).
57. Beinart P. The End of American Exceptionalism // The Atlantic. February 3, 2014.
- Режим доступа: http://www.theatlantic.com/politics/archive/2014/02/the-end-of-american-exceptionalism/283540/ (дата обращения: 03.02.2016).
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
Berger P. The Desecularization of the World: A Global Overview // The Desecu-larization of the World: Resurgent Religion and World Politics. - William B. Eerdmans Publishing Company, 1999. - Pp. 1-18.
Bullough V.L. Foreword // Toward A New Englightment. Philosophy of Paul Kurtz. / ed. by Bullough V.L., Madigan T.J. - P.ix.
Dawkins, R. Postmodernism Disrobed // Nature. - 1998. Vol. 394. P. 141-143. -Режим доступа: http://www.physics.nyu.edu/faculty/sokal/dawkins.html (дата обращения: 03.02.2016).
Dewey J. A Common Faith. Second Edition. - Yale University Press, 2013. - 80 p. Dewey J. Experience and Nature. - George Allen And Unwin, 1929. - 443 p. Drucker P. Landmarks of Tomorrow: A Report on the New 'Post-Modern' World. - NY: Harper & Brothers, 1959. - 270 p.
Duncan H. Secular Humanism: The Most Dangerous Religion in America. -Missionary Crusader, 1979. - 81 p.
Flew A. Theology & Falsification // Essays in Logic and Language, First Series. Blackwell, 1951. Reprint edition: Official Site of Secular Web Community. URL: http://infidels.org/library/modern/antony flew/theologyandfalsification.html (дата обращения: 03.02.2016).
Flynn T. Secular Humanism Defined // Official Site of the Council for Secular Humanism. - Режим доступа: https://www.secularhumanism.org/index.php/13 (дата обращения: 03.02.2016).
Flynn T. Why I Don't Believe in the New Atheism // Council for Secular Humanism, - March 21, 2010. - Режим доступа:
http://www.webcitation.org/6CtKV6joQ (дата обращения: 03.02.2016). Holmes O.W. The Common Law. Reprint Edition. - The Belknap Press of Harvard University, 2009. - 448 p.
Hook S. A Response to Conservatism. - NY: Social Democrats, 1978. - Pp. 7-11. LaHaye T. The Battle for the Mind: A Subtle Warfare. - Revell, 1980. - 247 p. Lamont C. The Philosophy of Humanism. 8th Edition. - Amherst, NY: Humanist Press, 1997. - 371 p.
72. Torcaso vs. Watkins, Case 367 U.S. 488 (1961) // Official site of US Supreme Court. Режим доступа:
http://supreme.justia.com/cases/federal/us/367/488/case.html (дата обращения: 03.02.2016).
73. Vieth E. Expelled founder Paul Kurtz explains his departure from the Center for Inquiry. Interview with Paul Kurtz // Dangerous Intersection Blog. - October 2, 2010. - Режим доступа: http://dangerousintersection.org/2010/10/02/expelled-founder-paul-kurtz-explains-his-departure-from-the-center-for-inquiry/ (дата обращения: 03.02.2016).
74. Vieth E. The Center for Inquiry responds to the claims made by Paul Kurtz. Interview with Ronald Lindsay // Dangerous Intersection Blog. - October 22, 2010. - Режим доступа: http://dangerousintersection.org/2010/10/22/center-for-inquiry-responds-to-claim-of-paul-kurtz/ (дата обращения: 03.02.2016).
75. Wolf G. The Church of the Non-Believers // Wired. - Issue 14.11 - November 2006. Электронная версия. - Режим доступа: http://archive.wired.com/wired/ archive/14.11/ atheism.html
Официальные сайты гуманистических организаций
76. Official site of American Civil Liberties Union. - Режим доступа: https://www.aclu.org/ (дата обращения: 03.02.2016).
77. Official site of American Humanist Association. - Режим доступа: http://americanhumanist.org/AHA/Frequently Asked Questions (дата обращения: 03.02.2016).
78. Official site of Committee for Skeptical Inquiry. - Режим доступа: http://www.csicop.org/ (дата обращения: 03.02.2016).
79. Official site of the Council for Secular Humanism. Режим доступа: https://www.secularhumanism.org (дата обращения: 03.02.2016).
80. Official site of the Institute for Science and Human Values. - Режим доступа: http://instituteforscienceandhumanvalues.net (дата обращения: 03.02.2016). Статистические данные
81. America's Changing Religious Landscape // Official Site of Pew Research Center. May 12, 2015. URL: http://www.pewforum.org/2015/05/12/americas-changing-religious-landscape/ (дата обращения: 03.02.2016).
82. Religion Historical Trends // Official Site of Gallup inc. - Режим доступа: http://www.gallup.com/poll/1690/religion.aspx (дата обращения: 03.02.2016). Исследования
83. Американская философия. Введение. / под ред. Т. Марсубяна и Джона Райдера. - М.: Идея-пресс, 2008. - 586 с.
84. Антиклерикализм как культурно-исторический феномен: сб. статей / отв. ред. М. М. Шахнович и др. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. - 192 с.
85. Аринин Е.И. Философия религии. Принципы сущностного анализа: Монография. - Архангельск: Изд-во Поморского гос. ун-та им. М.В.Ломоносова, 1998. - 297 с.
86. Башкатова Т.В. Гуманизм как регулятивный принцип деятельности социально-гуманитарных организаций в России: дис. ... канд. соц. наук: 22.00.04 / Башкатова, Татьяна Борисовна. - Иркутск: 2007. - 182 с.
87. Берман Гарольд Дж. Вера и закон: примирение права и религии. Пер. с англ. Д. Шабельникова и М. Тименчика. - М.: Ad Marginem, 1999. - 431 с.
88. Большаков О.Г. История Халифата. Том I. - М.: Наука, ГРВЛ, 1989. - 310 с.
89. Боуз, Д. Либертарианство: История, принципы, политика / Дэвид Боуз; Пер. с англ. под ред. А. В. Куряева. - Челябинск: Социум, Cato Institute, 2004. - 392 с.
90. Введение в общее религиоведение: учебник//Под ред. И.Н. Яблокова. М.: Гардарика, 2001. - 256 с.
91. Вадимов А. А. Тривас М.А. От магов древности до иллюзионистов наших дней. М, 1979. - 303 с.
92. Ван ден Берг Ф. Философия гуманизма Пола Куртца // Здравый смысл. -Апрель - июнь 2011 № 2 (59). Электронная версия. - Режим доступа: http://razumru.ru/humanism/journal/59/van den berg.htm (дата обращения: 03.02.2016).
93. Гинзбург В.Л., Кувакин В.А. Гуманистический манифест 2000 // Официальный сайт РГО. Электронная версия. - Режим доступа: http://www.humanism.ru/modern.htm (дата обращения: 03.02.2016).
94. Гуревич П.С. Человек как объект социально-философского анализа // Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1988. - С. 504517;
95. Гусейнов А. А. История этических учений. - М.: Гардарики, 2003. - 911 с.
96. Девина И.В. Проблемы гуманизма и критики религии в современном движении свободомыслящих в США: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.06 / Девина Ирина Викторовна. - М.: 1984. - 189 с.
97. Декомб В. Современная французская философия. - М.: Весь мир, 2000. - 344 с.
98. Ивин А. А. Современная философия науки. - М.: Высшая школа, 2005. - 592 с.
99. Кимелев Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. - М.: Издательский Дом «Nota Вепе», 1998. - 424 с.
100. Колесников А.С. Аналитическая философия: история и основания// Вестник СПбГУ. Серия 6. Политология. Международные отношения. 2014. № 4. - С. 35-42.
101. Колесников А.С. Концептуальные проблемы на границах новейшей философии // Диалог культур и становление трансверсальной философии: Материалы межвузовской конференции. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2010. - С. 6-26.
102. Колесников А.С. Философия Бертрана Рассела. - Л.: Издательство ленинградского университета, 1991. - 232 с.
103. Колесников А.С. Свободомыслие Бертрана Рассела. М.: Мысль,1978. - 138 с.
104. Кудишина А.А. Гуманизм - феномен современной культуры. - М.: Академический проект, 2005. - 504 с.
105. Кудишина А.А. Современный гуманизм как феномен культуры: философско-культурологический анализ: дис. ... докт. филос. наук: 24.00.01 / Кудишина Анна Алексеевна. - М.: 2006. - 359 с.
106. Кудишина А.А. Гуманизм и антигуманизм в современной культуре. Философия и общество. - Выпуск №1(45) / 2007. - С. 132-145.
107. Курц П. Гуманизм и атеизм: о сходствах и различиях // Вопросы философии, 1990. № 10. С. 166-174. (Предисловие к публикации Л. Н. Митрохина.).
108. Ленель-Лавастин А. Забытый фашизм: Ионеско, Элиаде, Чоран. - М.: Прогресс-Традиция, 2007. - 529 с.
109. Лещинский А.Н. Религиозная ситуация в современной России: изменения, тенденции, противоречия // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. М., 2004. С. 222-230.
110. Лучшев Е.М. Антирелигиозное воспитание в советской школе в 1920-30-х годах» // Труды ГМИР. - Вып. 11. - СПб, 2011.
111. Львов В.Е. Фабриканты чудес. Л.: Лениздат, 1974. - 300 с.
112. Митрохин Л.Н. Религиозные «культы» в США. М., 1984. - 64 с.
113. Никоненко С.В. Английская философия XX в. - СПб.: Наука, 2003. - 776 с.
114. Основы современного гуманизма: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.А. Кувакина и А.Г. Круглова. - М.: РГО, 2002. - 350 с.
115. Погодина О.А. Философия Пола Куртца: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03 / Погодина Ольга Александровна. - М.: 2013. - 269 с.
116. Погодина О.А. Прагматический натурализм П. Куртца // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, 2011. - С. 39-43.
117. Поночевная И.Д. Пол Куртц и философская критика светского гуманизма // Философия и культура, №4. - М.: ООО «НБ-Медиа», 2015.- С. 524-532.
118. Поночевная И.Д. Светский гуманизм и религиозный консерватизм в США // Религиоведение, № 2. Благовещенск: изд-во Амурского гос. ун-та, 2014 - С. 125-133.
119. Поночевная И.Д. Светский гуманизм XXI века о соотношении религии и этики // Религия в меняющемся мире. Сб. статей под ред. / Ред. колл.:
М.М.Шахнович (отв. редактор), Т.В.Чумакова, М.С.Стецкевич, Е.А.Терюкова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. у-та, 2012. С. 105-115.
120. Поночевная И.Д. У истоков светского гуманизма // Вестник СПбГУ (серия 6), №4. - СПб: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2014. - С. 109-113.
121. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М.: Прогресс, 1983. - 605 с.
122. Пукшанский Б.Я. Обыденное сознание. Опыт философского осмысления. -Л.: Издательство Ленинградского университета, 1987. - 154 с.
123. Пукшанский Б.Я. Нанотехнологии: наука и псевдонаука // Здравый смысл. -М: Апрель-июнь 2011 № 2 (59). Электронная версия. - Режим доступа: http://razumru.ru/humanism/iournal/59/pukshansky.htm (дата обращения: 03.02.2016).
124. Разин А. В. Этика. М.: Академический Проект, 2006.
125. Религия в политической жизни США (70-е начало 80-х годов) / Ответственные редакторы: Ю.А.Замошкин, Д.Е.Фурман. М.: Наука, 1985. - 223 с.
126. Смит Р. История гуманитарных наук. 2-е изд. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. - 392 с.
127. Стецкевич М.С. Свобода совести: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2006. - 299 с.
128. Стецкевич М.С. Религиозная толерантность и нетерпимость в истории европейской культуры. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ; Факультет свободных искусств и наук СПбГУ, 2013. - 230 с.
129. Стецкевич М.С. Религиозный фактор в современной политической жизни США. Научно-практический журнал. - Управленческое консультирование. 2010, № 3. - С. 47-59.
130. Стецкевич М.С. и Шахнович М.М. Религиозная ситуация в современной России// Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.6. Вып.4, 2006. С. 30-47.
131. Талиаферро Ч. Доказательство и вера: философия и религия с XVII века до наших дней. - М.: Языки славянской культуры; Знак, 2014. - 578 с.
132. Трофимова З.П. Этический гуманизм Феликса Адлера // Здравый смысл. -М.: РГО, 2010 № 3 (56). Электронная версия. - Режим доступа: http://razumru.ru/humanism/iournal/56/trofimova.htm (дата обращения: 03.02.2016).
133. Учебное пособие для студентов специальности «Религиоведение» / Е. И. Аринин, И. Д. Нефедова; Владим. гос. ун-т. - Владимир: Ред.-издат. комплекс ВлГУ, 2005. - 108 с.
134. Философия религии: учебник для академического бакалавриата/Под.ред. М.М. Шахнович. М. : Юрайт, 2016.- 272 с.
135. Фурман Д.Е. Религия и социальные конфликты в США. - М.: Наука, 1981. — 257 с.
136. Хобсбаум Э. Эпоха крайностей. Короткий двадцатый век. 1914-1991. - М.: Издательство Независимая Газета, 2004. - 632 с.
137. Хорсит З. Введение // Доказательства бытия Бога в «Сумме против язычников» и «Сумме теологии» Фомы Аквинского. - М.: Институт философии РАН, 2000. - С. 4-32.
138. Черный Ю.Ю. Современный Гуманизм (обзор) // Философия в XX веке. Ч. 2. - М.: ИНИОН РАН, 2001. С. 119-158. Электронная версия. - Режим доступа: http://humanism.su/ru/articles.phtml?num=000142 (дата обращения: 03.02.2016).
139. Шахнович М.И. Современная мистика в свете науки. Л.: Наука, 1965. - 207 с.
140. Шахнович М.М. Генезис и трансформация понятия «атеизм» // Религиоведение. № 4. 2010. С. 4-14.
141. Шахнович М.М. Сад Эпикура: Философия религии Эпикура и эпикурейская традиция в истории европейской культуры. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. - 284 с.
142. Шохин В.К. Введение в философию религии. М.: Альфа-М, 2010.- 288 с.
143. Этическая мысль: Науч.-публицист. чтения/Редкол.: А. А. Гусейнов и др. -М.: Политиздат, 1990. - 480 с.
144. Юлина Н.С. Философская мысль в США. - М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2010. - 600 с.
145. Юлина Н.С. Джон Дьюи // Философы двадцатого века. - М.: Искусство, 1999. - С. 77-105.
146. Armstrong Chris R. Taking back America // Christian History - 2012. - Issue 102.
- P. 32-35.
147. Bernstein R. Sidney Hook, Political Philosopher, Is Dead at 86 // The New York Times. - July 14, 1989. - Режим доступа:
http://www.nytimes.com/1989/07/14/obituaries/sidney-hook-political-philosopher-is-dead-at-86.html (дата обращения: 03.02.2016).
148. Chapman R. School Prayer // Culture Wars: An Encyclopedia of Issues, Viewpoints, and Voices. Ed. by Chapman R. - NY.: M.E. Sharpe, 2010. - P. 494-496.
149. Cimino R., Smith С. Secular Humanism and Atheism beyond Progressive Secularism // Sociology of Religion - Oxford University Press - 2007, 68:4. 407424.
150. Cooke B. Paul Kurtz // Icons Of Unbelief: Atheists, Agnostics, and Secularists. Edited by S.T. Joshi. - Greenwood Press, 2008. - P. 193-211.
151. Corwin E. Smidt, Kellstedt L., Green J., Guth J. Religion and Politics in the United States // The Secular and the Sacred. Nation, Religion, Politics. Ed. by William Safran. - Frank Cass Publishers, 2003. - Pp. 30-50.
152. Corwin E. Smidt, Kevin R. Den Dulk, Bryan T. Froehle. The Disappearing God Gap? Religion in the 2008 Presidential Election. - Oxford University Press, 2010.
- 288 p.
153. Critchlow, D.T. The Politics of Abortion and Birth Control in Historical Perspective. - PA: Pennsylvania State University Press, 1995. - 180 p.
154. David S. Atheist Evangelist // Washington Post. - October 26, 2006. Электронная версия. - Режим доступа: http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2006/10/25/AR2006102501998 pf.html (дата обращения: 03.02.2016).
155. Doherty T. Cold War, Cool Medium: Television, McCarthyism, and American Culture. - NY.: Columbia University Press, 2003. - 305 p.
156. Farias V. Heidegger and Nazism. - Temple University Press, 1989. - 349 p.
157. Ferry L., Alain R. French Philosophy of the Sixties. An Essay on Antihumanism. -Amherst. The University of Massachusetts Press, 1990. - 248 p.
158. Former Editors // The Humanist. - Official Site of the Humanist Magazine. -Режим доступа: http://thehumanist.com/about-the-magazine/ (дата обращения: 03.02.2016).
159. Fowler J.D. Humanism: Beliefs and Practices. - Sussex Academic Press, 1999. -348 p.
160. Frazier K. 25 Years of Science and Skepticism - Part 1 of 2. // Skeptical Inquirer. - Volume 25.3, May / June 2001. Электронная версия. - Режим доступа: http://www.csicop.org/si/show/25 years of science and skepticism -part 1 of 2/ (дата обращения: 03.02.2016).
161. Geroulanos S. Slaughterbench of Humanisms: The 1987 Heidegger Affair in Intellectual-Historical Perspective // Journal of French Philosophy. - Volume 17, Number 1, Spring 2007. Pp. 26-67.
162. History of American Atheists // Official site of American Atheists. Режим доступа: http://atheists.org/about-us/history (дата обращения: 03.02.2016).
163. Horn J. Palmer, Elihu // 18th Century Online Encyclopedia: Enlightenment and Revolution. Электронная версия. - Режим доступа: http://www.enlightenment-revolution.org/index.php/Palmer%2C Elihu (дата обращения: 03.02.2016).
164. Hunter J.D. Culture Wars: The Struggle to Define America. - NY: Basics Books, 1991. - 461 p.
165. Hunter J.D. Modern Pluralism and the First Amendment: The Challenge of Secular Humanism // The Brookings Review - Vol. 8, No. 2 (Spring, 1990). - P. 20-27.
166. James L. Norr. Religion and Nation Building: The American Case // Sociological Focus, Vol. 11, No. 4 (October, 1978). - P. 255-269.
167. Johnson L. Ye Shall be as Gods. First Edition. - Design Pub., 2011. Chapter 10. -Режим доступа: https://books.google.ru/books?id=SxJRVAwghisC (дата обращения: 03.02.2016).
168. Kal K. Korff. What Really Happened at Roswell // Skeptical Inquirer. - Volume 21.4, July / August 1997. Электронная версия. - Режим доступа: http://www.csicop.org/si/show/what really happened at roswell (дата обращения: 03.02.2016).
169. Kenneth, D. Wald. Religion and Politics in the United States. - Rowman & Littlefield Publishers, Inc. Lanham, Maryland, 2006 - 470 p.
170. Kuklick B. A History of Philosophy in America. 1920-2000. - Oxford University Press, 2002. - 344 p.
171. Leege D.C., Wald K.D., Krueger B.S., Mueller P.D. The Politics of Cultural Differences: Social Change and Voter Mobilization Strategies in the post-New Deal Period - Princeton University Press, 2002. - 304 p.
172. Madigan Timothy J. Introduction to Part Two // Toward a New Enlightenment: The Philosophy of Paul Kurtz. Ed.by Vern L. Bullough and Timothy J. Madigan, New Brunswick, NJ: Transaction Publishers, 1994. - P.47-48.
173. McGrath, Alister E. The Twilight of Atheism, The Rise and Fall of Disbelief in the Modern World. - NY: Doubleday, 2004 - 306 p.
174. Menand L. The Metaphysical Club. A Story of Ideas in America. NY: Farrar, Straus and Giroux, 2001. - 546 p.
175. Nisbet M. Paul Kurtz on the «Strategic Blunder» of the New Atheists // Science Blogs. - April 20, 2010. - Режим доступа: http://scienceblogs.com/framing-science/2010/04/20/paul-kurtz-on-the-strategic-bl/ (дата обращения: 03.02.2016).
176. Olson, K. The G. I. Bill and Higher Education: Success and Surprise // American Quarterly. Vol. 25, No. 5. 1973, Pp. 596-610.
177. Our History // Official site of America United. - Режим доступа: https://www.au.org/about/our-history (дата обращения: 03.02.2016).
178. Patterson J. T. Restless Giant. The United States from Watergate to Bush v. Gore. - NY.: Oxford University Press, Inc, 2005. - 496 p.
179. Patterson J.T. Grand Expectations. The United States, 1945-1974. - Oxford University Press, 1996. - 829 p.
180. Promethean Love: Paul Kurtz and the Humanistic Perspective on Love / ed. by Madigan T. - Cambridge Scholars Publishing, 2008. - 334 p.
181. Reed C. Paul Kurtz Obituary // The Guardian, October 28, 2012. - Режим доступа: http://www.theguardian.com/world/2012/oct/28/paul-kurtz (дата обращения: 03.02.2016).
182. Religion: The Wall of Separation // Time. - Feb. 07, 1949. - Режим доступа: http://content.time.com/time/magazine/article/0,9171,799797,00.html (дата обращения: 03.02.2016).
183. Schmidt L.E. Restless Souls: The Making of American Spirituality. - University of California Press, 2012. - 360 p.
184. Schultz K.M. Secularization: A Bibliographic Essay // University of Virginia's Center on Religion and Democracy Review, 2005. - Pp.: 170-177.
185. Secular Humanist Takes On New Atheism // Huffington Post. - May, 24. 2010. -Режим доступа: http://www.huffingtonpost.com/2010/03/24/secular-humanist-takes-on n 512153.html (дата обращения: 03.02.2016).
186. Sheehan T. Heidegger and the Nazis // The New York Review of Books. - V. 35, N. 10, June 16, 1988. (см. примечание к статье № 5). - Режим доступа: http://nybooks.com/articles/archives/1988/jun/16/heidegger-and-the-nazis/ (дата обращения: 03.02.2016).
187. Shoji Ippei. Secularism in America: A Brief History of Non-Religion Movement // Nanzan Review of American Studies (Nagoya) - 2007, № 29 - P. 97-106.
188. Sidney Hook // Stanford Encyclopedia of Philosophy. - Режим доступа: http://plato.stanford.edu/entries/sidney-hook/ (дата обращения: 03.02.2016).
189. Smith D. A Vigorous Skeptic of Everything but Fact; His Target: The Paranormal on TV and in Film. - New York Times, June 19, 2002. Электронная версия. -Режим доступа: http://www.nytimes.com/2002/06/19/arts/vigorous-skeptic-everything-but-fact-his-target-paranormal-tv-film.html (дата обращения: 03.02.2016).
190. Sorenson Austin L. Is America Committing Suicide? - Murfreesboro, Tennessee: Sword of the Lord Publishers, 1994 - 250 p.
191. The Oxford Dictionary of the Christian Church. Ed. by Frank Leslie Cross, Elizabeth A. Livingstone. - Oxford University Press, 2005. - 1800 p.
192. Toward a New Enlightenment: The Philosophy of Paul Kurtz, ed. Bullough V. and Madigan T.J. - New Brunswick, NJ: Transaction, 1994. - 401 p.
193. Viteritti J. P. The Last Freedom: Religion from the Public School to the Public Square. - Princeton University Press, 2007. - 294 p.
194. Wald, Kenneth D. Religion and Politics in the United States. - Rowman & Littlefield Publishers, Inc., 2011 - 451 p.
195. Walter N. Humanism. Finding Meaning in the Word. - Amherst (N.Y.): Prometheus Books, 1998. - 144 p.
196. Walters K. Atheism. A Guide for Preplexed. - NY.: The Continuum International Publishing Group, 2010. - 208 p.
197. Weber B. Paul Kurtz, 86, Humanist Publisher, Dies // The New York Times. -October 23, 2012. - Режим доступа:
http://www.nytimes.com/2012/10/24/nyregion/paul-kurtz-humanist-and-philosopher-dead-at-86.html? r=0 (дата обращения: 03.02.2016).
198. Wilson E.H. Genesis of A Humanist Manifesto. - Amherst, New York: Humanist Press, 1995. - 198 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.