Философия Пола Куртца тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Погодина, Ольга Александровна

  • Погодина, Ольга Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 192
Погодина, Ольга Александровна. Философия Пола Куртца: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 2013. 192 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Погодина, Ольга Александровна

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3

ГЛАВА I. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ И ОБЩИЕ ЧЕРТЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ....22

1.1. вехи жизни и творчества..............................................................................22

1.2. светский гуманизм.....................................................................................27

1.3. прагматический натурализм......................................................................35

1.4. «космическое мировоззрение»...................................................................43

1.5. идея евпраксофии..........................................................................................51

ГЛАВА II. ГНОСЕОЛОГИЯ И ПРОБЛЕМЫ МЕТОДА................................58

2.1. проблема знания............................................................................................58

2.2. познание как взаимодействие субъекта и объекта................................61

2.3. познание как исследование........................................................................66

2.4. здравый смысл..............................................................................................84

2.5. объективный релятивизм.............................................................................90

ГЛАВА III. КОНЦЕПЦИЯ НОВОГО СКЕПТИЦИЗМА..............................101

3.1. формы скептицизма....................................................................................102

3.2. скептицизм: единство метода познания и психологической установки... 112

3.3. место скептицизма в процессе познания..............................................122

ГЛАВА IV. ЭТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ....................130

4.1. естественность морали и её онтологический статус..........................130

4.2. критическое этическое исследование..................................................145

4.3. этическое развитие и рост.........................................................................163

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................172

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...............................................................180

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философия Пола Куртца»

ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования

Представленная на защиту диссертационная работа является историко-философским исследованием творчества выдающегося ученого, представителя современной американской культуры и международного движения светских гуманистов, профессора Пола Куртца (21 декабря 1925 г. - 20 октября 2012 г.), его поиску адекватного современной науке и культуре мировоззрения и методов обретения надежного знания.

Человечество конца XX - начала XXI вв., объективно ставшее единым целым, отмечено невероятной пестротой и противоречивостью. Как еле,; ствие, и современная философия как сложное и многообразное проявление духовной культуры многолика, изменчива и трудна для классификации. Наряду с самостоятельными школами и учениями, так или иначе встроенными в философские традиции, она представлена сегодня множеством интегративных образований, близких другим философским концепциям и вместе с тем не имеющих четких демаркаций. Для современной философии характерен поиск партнерства в изучении различного рода прикладных, но достаточно значимых проблем, и развитие в этой связи новых междисциплинарных исследований.

Между тем в американской философии, ярким представителем которой является П. Куртц, все очевиднее поворот к различным парадигмам натурализма и прагматизма, а также стремление распространить методы научного исследования на области деятельности, далекие от науки, прежде всего, на политику, науку и религию.

Прагматистское движение в США - оригинальный феномен американской интеллектуальной культуры и философии и Пол Куртц - один из представителей этого движения. Наряду с Джоном Дьюи и Сиднеем Хуком, Пол Куртц внес значительный вклад в развитие прагматико-натуралистического направления в философии, имеющего глубокую внутреннюю связь со светским гуманизмом, расширяющим свое влияние в Соединенных Штатах Америки и Западной Европе.

Пол Куртц - невероятно разносторонняя личность. На протяжении полувека он был не только лидером широкого гуманистического движения - за что в США его стали называть «отцом светского гуманизма», - но и крупным методологом, этиком и философом, историком американской национальной философской традиции.

Его перу принадлежат более 40 книг и сотни статей по проблемам гуманизма. Среди основных философских трудов Куртца: «Decision and the Condition of Man» (1965), «The Fullness of Life» (1974), «Exuberance: A Philosophy of Happiness» (1977), «In Defense of Secular Humanism» (1984), «The Transcendental Temptation: a Critique of Religion and the Paranormal» (1986, русский перевод «Искушение потусторонним», 2000), «Forbidden Fruit: the Ethics of Humanism» (1987, русский перевод «Запретный плод: Этика гуманизма», 2002), «Eupraxophy: Living Without Religion» (1989), «Philosophical Essays in Pragmatic Naturalism» (1990), «The New Skepticism: Inquiry and Reliable Knowledge» (1992, русский перевод «Новый скептицизм: исследование и надёжное знание», 2005), «Toward a New Enlightenment: the Philosophy of Paul Kurtz», 1994), «The Courage to Become: the Virtues of Humanism» (1997, русский перевод «Мужество стать. Добродетели гуманизма», 2000), «The Transcendental Temptation. A Critique of Religion and Paranormal» (1991, русский перевод «Искушение потусторонним», 1999), «Affirmations. Joyful and Creative Exuberance» (2004, русский перевод «Утверждения. Жизнь, полная радости и творчества», 2005), «Promethean Love» (2006), «What is a Secular Humanism?» (2006, русский перевод «Что такое светский гуманизм?», 2008), «Neo-Humanist Statements of Secular Principles and Values» (2010, русский перевод «Неогуманизм: Декларация светских принципов и ценностей личных, социальных и планетарных», 2010). «Multisecularism. A New Agenda» (2010), «Meaning and Value in a Secular Age» (2012) и многие другие.

До 2011 г. Куртц являлся главным редактором журнала «Free Inquiry», председателем Комитета по научному расследованию заявлений о паранормальных феноменах, президентом Международной академии гуманизма. В течение ряда лет он был президентом ведущей в мире организации светских гуманистов,

Международного гуманистического и этического союза, национальным председателем Совета по светскому гуманизму, а также президентом крупнейшего в мире издательства научно-популярной и гуманистической литературы «Прометеус Букс» (США).

Убеждения и социальные инициативы Пола Куртца нашли отражение не только в его книгах, статьях и многочисленных интервью, но также и в тех программных документах, в разработке которых он принимал непосредственное участие. «Гуманистический манифест-П», «Декларация светского гумаь чзма», «Гуманистический манифест 2000», «Неогуманизм: декларация светских принципов и ценностей - личных, социальных и планетарных» - эти документы, являющиеся важными программными документами самоидентификации светских гуманистов во многих странах мира, получили широкое признание и были одобрены многими выдающимися учеными, философами и писателями ведущих стран мира.

Пол Куртц - инициатор и руководитель многих культурно-просветительских и научно-исследовательских программ. Им была создана международная сеть «Центров исследований», фонд «Во имя будущего», Совет по се-кулярному гуманизму, он - организатор двенадцати мировых научных конгрессов, на которых видные ученые обсуждали актуальные вопросы научного познания, социальные и этические аспекты науки, отношение ученых к лженауке и паранормальным верованиям, научное просвещение и многие другие1. Он неоднократно посещал СССР и Россию, участвуя в различных международных конференциях. В качестве президента Международной академии гуманизма он вручал дипломы лауреатов А.Д. Сахарову (1988) и В.Л. Гинзбургу (2004).

Круг научных интересов Пола Куртца исключительно обширен: методология познания и стили мышления, этика, теория реальности, философская антропология, культурология, философия религии, паранормальные верования и пара-практики и т.д. Его мировоззрение - это синтез научной картины мира, научного скептицизма, светского гуманизма и «евпраксофии», «вдохновляющей философии счастливой и творческой жизни».

' Подробнее см., в частности «Здравый смысл», 2008, № 1 (46).

Как говорится в английской версии Википедии, «Куртц ввел термин "еи-praxsophy" (первоначально "eupraxophy") для обозначения философги или жизненной позиции (life stance) приверженцев светского гуманизма, которые не полагаются на веру в трансцендентное или сверхъестественное. Евпраксофия - это нерелигиозный стиль жизни или мировоззрение, в котором акцентировано важное значение этики и изобильной (exuberant) жизни, и с этой целью ориентированной на рациональные методы, такие как логика, наблюдение и наука (а не вера, мистицизм или откровение). Слово составлено из таких греческих слов, как "добро", "практика" и "мудрость". Евпраксофия, как ее понимает Куртц, является космическим мировоззрением и не имеет ничего общего с присущим религиозной вере сверхъестественным, избегая тем самым "искушения трансцендентным"»1 [180]. В противовес религиозным идеям, он стремится развивать жизнеутверждающе этические ценности натуралистического гуманизма.

П. Куртц одним из первых поднял проблему, которая обсуждается и в наши дни - вопрос о необходимости разработки общего определения гуманизма и всестороннего описания быстро развивающегося на Западе феномена светского гуманистического мировоззрения . Он сделал значительный вклад в развитие и популяризацию светского гуманизма, заявляющего о себе как идейное движение, в котором теория и практика неразрывно связаны и органически дополняют друг друга. Светский гуманизм сегодня - это мировоззрение, ориентиров» нное на научную картину мира и свободомыслие, на основные общечеловеческие морально-правовые ценности и критическое мышление, которых так не хватает нынешней российской культуре, общественному мнению и личной позиции большинства

1 В ряду имен есть имя Епраксия, от греческое eupraksia — счастливая, благополучная, процветающая. Евпраксофия, по разумению П. Куртца, означает сочетание таких понятий, как добро (ей), практика (praxis) и греч. croqna — мастерство, мудрость.

" Грэг Эпстейн, гуманистический капеллан Гарвардского университета пишет в этой связи: «...Даже в Соединенных Штатах Америки, которая, как нам говорят, является самой религиозной из всех развитых стран, неверующих примерно 15% от общей численности населения, или приблизительно 40 миллионов американцев. Неверующий (nonreligious) - это для предыдущего поколения самое быстро растущее «религиозное предпочтение» в США и единственно увеличившаяся в процентном отношении группа населения в каждом из пятидесяти штатов. Примерно один из четырех молодых американцев (young adults) не религиозен, что предположительно не только прогрессирующий тренд; это означает больший процент секуляристов в следующем поколении америка -цев. Установлено, что когда социологи просят идентифицировать человека как атеиста или агностика, то только несколько миллионов отвечают утвердительно. Но эти термины стигматизированы. Когда вопросник составлен не столь прямолинейным способом и спрашивается: «Верите ли вы в Бога?», - число людей, отвечающих «нет» или «не уверен», гораздо больше. Почти четверть американцев не хотят, чтобы их похоронили по религиозному ритуалу» [142].

россиян. Выдающейся заслугой П. Куртца стала разработка и практическая реализация идей институализации и социализации гуманизма, в результате чего, впервые в истории гуманизма удалось создать самодостаточные и жизнеспособные научно-просветительские некоммерческие организации - специализированные социальные (научные, учебные, просветительские) центры, независимые от государства и олигархических транснациональных корпораций.

П. Куртц был бескомпромиссным оптимистом, всегда ценил блага настоящего, но был устремлен и к будущему, считая, что гуманизм - это живое и динамичное учение, готовое, как и наука, к постоянной модернизации и модификации, способное обретать новые черты в новых парадигмах культуры. Он говорит о неогуманизме1, новом просвещении, новом скептицизме. Пол Куртц - интегратор и генератор гуманистических идей современности. Он собирает воедино и использует наиболее оптимистичные понятия современной культуры - науку, прогресс демократию второй половины XX в., расширение и укрепление прав человека; он сочетает смыслы новейших исторических реальностей с исследованиями в области аксиологии, критического мышления, антропологии и культурологи. В последние годы жизни его важнейшей задачей стала адаптация светского гуманизма к новейшим открытиям и методологическим новациям науки и расширение информационного поля гуманизма, доведения сведений о нем до максимально широких кругов общественности.

За свою долгую карьеру П. Куртц предложил много новых терминов: «ме-диократия», «евпраксофия», «игтеизм», «новый скептицизм», «объективный релятивизм», «кодукция», «неогуманизм» и «мультисекуляризм». Он создал оригинальную философскую концепцию исследовательского скептицизма. Особенно настойчиво он проводил идею распространения методов научного исследовательского скептицизма на моральные, правовые, политические и религиозные практики, фактуальная сторона которых чаще всего ограждается от научного изучения и экспертизы.

1 Идея нового гуманизма была провозглашена стратегией ЮНЕСКО для XXI века. По инициативе генерального директора этой организации, Федерального агентства «Россотрудничество» и Российского гуманистического общества в январе 2012 г. в Париже состоялась конференция «Век XXI: К Новому гуманизму». В работе конференции принимал участие и П. Куртц.

Важной составляющей философии Пола Куртца является признание некоторых прагматистских постулатов в вопросах этики, следование которым, по его мнению, является важным для гармоничного развития как индивидов, так и общества в целом. Но и эти постулаты («этический минимум»), по его мнению, также подвержены скептическому исследованию и анализу, как и все другие виды опыта и знания.

Центральной установкой П. Куртца является принцип такого применения философии, которая была бы союзником науки и практической программой изучения и изменения мира. Признавая значимость обсуждения традш ионных вопросов метафизики и эпистемологии, как и метаэтики, Куртц вместе с тем обвиняет современную философию в отрыве от жизни, и в частности от каждого человека, что и оттесняет ее на периферию культуры. В слабости ее социального и интеллектуального престижа он обвиняет прежде всего самих философов, часто погрязающих в академизме, изощренных умозрительных рассуждениях и постмодернистском снобизме. Куртц призывает их принять вызов современной цивилизации и ответить на вопросы о смысле и базовых ценностях человеческого существования, о перспективах человечества в условиях планетарных революционных, технологических, информационных, психологических и социальнь х перемен. Философия в его понимании, должна быть, как и наука, динамичной и стремящейся к совершенствованию не только себя, но и общества в целом, реализуя при этом в полной мере свой прикладной потенциал.

Наступательный оптимизм и мужество отличают его идеи от взглядов многих других интеллектуальных лидеров США. Пол Куртц обрел безупречную научную и общественную репутацию и снискал уважение в широких либерально-демократических и светских кругах Запада.

Изучение и популяризация научных методов исследования и критического мышления, развенчание мифов, критика суеверий, догм и предубеждений, утверждение гуманистических ценностей - это то, чему Пол Куртц посвятил всю свою жизнь. В последние десятилетия XX в. он стал одним из самых известных исследователей лженауки, паранормальных верований и заявлений о всякого рода чу-

десах и сверхъестественном. Следуя мысли Б. Рассела, что главный враг человечества на его пути в будущее - это невежество, он обращает внимание на силу и масштабы этого опасного феномена, имеющего разветвленные корни и требующего не только серьезной научной, психологической и правовой экспертизы, но и философского осмысления, поскольку значительная часть населения даже продвинутых обществ уязвима для лженауки и паранормальных верований.

Центральная установка мыслителя - философия должна выполнять функцию образования и просвещения как обобщенная методология науки, ее миссия -играть активную социальную роль, содействовать укреплению демократии, улучшению условий человеческого существования, продвижению в мире глобальной этики и светского гуманизма

Как философ П. Куртц постоянно стремится связать различные виды творчества - научного, нравственного, просветительского и социального - в единую, внутренне связанную, логически последовательную и целостную «космическую философию». Он полагает, что секуляризм, гуманизм, натурализм, скептицизм, прагматизм, рационализм, атеизм могут образовать внутренне согласованный комплекс идей. На страницах своих многочисленных работ, имеющих в целом междисциплинарный характер, он предлагает определенные методы, подходы к жизни, указывает способы мышления, отношения и оценки, которые могут оказаться эффективными, успешными во многих областях нашей деятельности, особенно познавательной и правовой, частной и общественной, моральной и эстетической — и вести их субъектов, в конечном счете, к богатой, творческой и счастливой жизни.

Актуальность темы диссертации определяет прежде всего значимость самого интеллектуального наследия Пола Куртца - одного из наиболее ярких мыслителей и просветителей современной Америки. Идеи Куртца заслуживают специального внимания потому, что отличаются не просто глубиной и детальностью разработки широкого круга вопросов, но и методологией и практикой их прагма-тистской модификации и адаптации к реальным социально-культурным практикам и образу жизни человека.

Заслуживают анализа проблемы активистской и исследовательской теории познания Куртца, специфика его философского натурализма, идеи интеграции научных методов мышления, синтеза проблем этического познания, роста, совершенствования и рациональности, его методология исследования паранормальных верований, концепция парадигм мировой культуры и многие другие. Пристального внимания заслуживает его опыт социализации и гражданской институциализа-ции философского мировоззрения с целью повышения привлекателы ости и конкурентоспособности философских идей и исследований на рынке интеллектуальных и воспитательно-образовательных услуг. Заслуживает обсуждения и концепция евпраксофии, предлагаемая П. Куртцем.

Степень разработанности темы

В отечественной литературе практически отсутствуют развернутые и систематические исследования, посвященные анализу философских идей Пола Куртца. Можно считать, что пока в этой области сделаны лишь самые первые шаги. В отечественных исследованиях его деятельность освещена слабо, а :го персона представлена «фрагментарно», в основном в форме предисловий к его трудам, переведенным на русский язык и изданным в нашей стране. Отсутствует и более или менее подробная биография П. Куртца на русском языке.

В России Пол Куртц долгое время был малоизвестным мыслителем. Переводы и публикация некоторых его работ появились сравнительно недавно. В разработке темы диссертант опирался на отечественных исследователей, изучающих основные положения и историю развития светского гуманистического движения. К ним, в частности, относятся ученые, сгруппировавшиеся вокруг журнала «Здравый смысл» и Центра исследований «Российского гуманистическоп общества» при философском факультете МГУ имени М.В. Ломоносова1.

Наряду с указанными выше русскими переводами работ Куртца, необходимо упомянуть и публикации его статей в отечественной периодике. Это, в частно-

1 Обширную деятельность по исследованию и популяризации идей П. Куртца ведет В.А. Кувакин, президент РГО, главный редактор журнала «Здравый смысл». Им осуществлен перевод и издание ряда книг и статей американского мыслителя, а также подготовленные им манифесты и декларации.

сти, такие его статьи, как «Инфомедийная революция и перспективы планетарного гуманизма» («Здравый смысл», 2002), «Наука, критическое мышление и новый скептицизм» («В защиту разума. Материалы международного симпозиума «Наука, антинаука и паранормальные верования», 2001), «Гуманизм и скептицизм -планетарные парадигмы третьего тысячелетия» («Здравый смысл», 2000)1, «Навстречу новому планетарному гуманизму», («Здравый смысл», 2009), «Личная нравственность» («Здравый смысл», 2011), «Нравственность естественна» («Здравый смысл», 2007); это также подготовленные им тексты документов «Декларация светского гуманизма», «Гуманистический манифест II», «Гуманистический манифест 2000: Призыв к новому планетарному гуманизму» [71], «Неогуманизм: декларация светских принципов и ценностей - личных, социальных и планетарных» [76].

Кроме В.А. Кувакина [35-43] различные аспекты философии П. Куртца освещены в работах И.М. Борзенко, A.A. Кудишиной, Ю.Ю. Черного [119], О.В. Пастушковой [81]. В них анализируется главным образом вопрос о философских основаниях светского гуманистического мировоззрения и проблемы этики. В исследованиях В.Н. Финогентова [112], А.Г. Круглова [31, 32] и Ж.А. Кузьмичевой [46] частично затрагиваются обсуждаемые П. Куртцем проблемы взаимоотношения религии и нравственности. В статье Е.А. Микичур [73] представлено критическое рассмотрение понятия «евпраксофия».

Среди других работ, посвященных исследованию идей Пола Куртца, следует отметить книгу A.B. Разина «Этика» [93], в которой автор рассматривает философию П. Куртца в контексте анализа общих вопросов этики.

В современной отечественной философской литературе, работ, посвященных прагматико-натуралистическим воззрениям П. Куртца, практически нет, как нет работ и о его концепции нового скептицизма и научных методах мышления, интегрального космического мировоззрения и принципа кодукции, объективного релятивизма, его методологической программы исследования лженауки и паранормальных верований.

1 См. также: Куртц П. Гуманизм и скептицизм - парадигмы культуры третьего тысячелетия [48, С. 24 - 39].

Однако о научной и общественной деятельности П. Куртца писали и публиковали его статьи многие газеты и журналы в нашей стране: «Правда», «Вопросы философии», «Философские науки», «Здравый смысл».

В отличие от отечественной, англоязычная историография философии П. Куртца более обширна. К первой категории относятся исследования, авторы которых мировоззренчески не связаны с гуманистическим движением, и анализируют его с нейтральных академических позиций. К числу таких работ относятся статья Cimino R. и Smith С. «Secular Humanism and Atheism beyond Progressive Secularism» [138], опубликованная в американском журнале "Sociology of Religion''' (Социология религии) в 2007 году и статья К. Briggs в New York Times «Secular Humanists Attack in Fundamentalism», исторические обзоры «Secularism in America. Brief History» [167] и «Secularization: A Bibliographic Essay» [168]. Сюда же относится работа S. Т. Joshi «Icons of unbelief: Atheists, Agnostics, and Secularists» [159], в которой дана краткая характеристика творческого пути П. Куртца.

Ко второй категории относятся работы, опубликованные его западными коллегами по гуманистическому и научно-просветительскому движению. На страницах журнала «Фри Инквайери» и «Скептикал Инквайерер» регулярно публикуются статьи как самого Пола Куртца, так и его единомышленников. Среди работ, непосредственно анализирующих взгляды П. Куртца, необходимо назвать работу коллектива авторов Vern L. Bullough and Timothy J. Madigan под названием «Toward a New Enlightenment: The Philosophy of Paul Kurtz» [175], а также работы D. Goicoechea, John Luik and Timothy J. Madigan «The Question of Humanism: Challenges and Possibilities» [173], Bill Cooke «Dictionary of Atheism, Skepticism, and Humanism» [141]. Особого внимания заслуживают работы М. Matsumura «On Eu-praxsophy» [155], D. O'Hara «Humanism and Creationism» [156], T. Madigan «The Need of Eupraxsophy» [154], R. Sandhu and M. Cravatta «Media-Graphy: A Bibliography of the Works of Paul Kurtz» [165], M. Storer «Humanist Ethics: A Dialogue on Basics» [171], V. Kuvakin «In Search of Our Humanity: Neither Paradise Nor Hell» [149].

Исследования Куртца в области традиций свободомыслия, атеизма и философии религии представлены в работах таких авторов, как Margaret Knight, Jim Herrick, Victor J. Stenger, Josh McDowell, Samuel Butler and Ing. Fabian Gutierrez1 и др.; в области скептицизма и натурализма - Ron Rhodes, John R. Shook, John Ryder, Richard H. Popkin and José R. Maia Neto [178] и др.

Есть у Куртца и явные оппоненты из числа религиозных консерваторов. Их критика, правда, ведется с позиций откровенного антигуманизма, она политизирована и вульгарна2.

В последние годы общественная деятельность П. Куртца в рамках Центра исследований, а также его мировоззренческие установки, все чаще отражаются в форме статей и интервью обзорного характера (М. Oppenheimer, D.Sm th, C.Hunter и др.) и широко обсуждаются в зарубежной прессе . В 2012 году вышла книга Jesse Russell and Ronald Cohn «Paul Kurtz» - собрание статей о П. Куртце из англоязычной Википедии [158].

Однако подчеркнем еще раз, системного анализа идей П. Куртца нет ни в России, ни за рубежом.

Объектом диссертационного исследования являются труды Пола Куртца и научная отечественная и зарубежная историография его творчества.

Предметом диссертационного исследования являются общие философские установки Куртца, т.е. его прагматический натурализм, общие ^лровоззрен-ческие основания его взглядов, т.е. его светский гуманизм, а также его концепция нового скептицизма, этического исследования и познания.

1 См. официальный сайт издательства Prometheus Books [178].

2 Типичным примером такой критики является книга известного евангелического проповедника Тима Лахейя. В книге, написанной совместно с Дэвидом Нобелем «Стиснутый (siege) разум: Борьба за истину в новом тысячелетии», в частности, говорится: «Аморальная этика может звучать хорошо, даже очень хорошо. Действительно, Пол Куртц в "Гуманистическом манифесте 2000" говорит почти как Билли Грэм. Он говорит, что мы не должны лгать, должны соблюдать принятые на себя обязательства, быть честными, искренними, надежными и ответственными. Как он приходит к этим «должен», «не должен» само по себе интересно - он просто украл большинство из них у христианства, но важно помнить, что эти прекрасно звучащие «должен», "не должен" только временны и удобны (expedient). Они строго не зафиксированы. Они изменчивы в зависимости от ситуации. Сегодня Пол Куртц и его последователи могут предложить что-то хорошее, даже "любовь к ближнему". Но когда секуляристы захватят власть и включат Америку в глобальное правительство, вы можете быть уверены что эти xopoi ю звучащие моральные выражения моментально и радикально изменятся... И новая этика будет точной копией ужасов, описанных в "Черной книге коммунизма"» [150].

3 См., например, рецензию Флориса Ван ден Берга на книгу П. Куртца «Multi-Secularism. A new Agenda» «Философия гуманизма Пола Куртца» [114].

В порядке установления границ исследования необходимо сказать, что в настоящей диссертационной работе не рассматривается религиоведческая проблематика творчества П. Куртца (феномен религиозной веры, ее психология и генезис, методология исследования религии и религиозных артефактов и т.д.), не анализируется его концепция паранормального, лженауки и паранауки, программа независимой научной экспертизы заявлений о паранормальных феноменах, а также его культурологические идеи: проект «Новое Просвещение», парадигмы современной мировой культуры, концепция инфомедийной революции и «медио-кратии».

Цель исследования

Целью данной работы является анализ, систематизация и научная историко-философская реконструкция философской составляющей творчества Пола Куртца.

В этой связи рассматривается:

- процесс формирования и развитие философских взглядов Куртца в контексте американского прагматизма и натурализма;

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Погодина, Ольга Александровна, 2013 год

Список литературы:

1. Абелев Г.И. Традиции высокой и чистой науки // Здравый смысл. - 2004-2005.-№ 1 (34) - С.14-15.

2. Александер Д., Уайт Р. Наука и религия: друзья или враги? / Пер. с англ. -СПб.: Шандал, 2009. - С.252 - 253.

3. Аристотель. Соч., т. 2, Вторая аналитика, II, 19, С. 345.

4. Баженов Л.Б. Три лика объективности // Смирновские чтения. 4 Междунар. конф. М., 2003.

5. Бергсон А. Здравый смысл и классическое образование // Вопросы философии. 2000, № 2.

6. Богомолов A.C. Буржуазная философия США XX века. М., 1974. - С. 308.

7. Богуславский В.М. Скептицизм в философии. - М.: Наука, 1990. - 272 с.

8. Борзенко И.М., Кувакин A.A., Кудишина A.A. Человечность человека: Основы современного гуманизма: Учеб.пособие для вузов. - Изд. 2-е, испр. И доп./ Под ред. А.Г. Круглова и В.А. Кувакина. - М.: РГО, 2005. - 390 с.

9. Васильченко В.А. Традиции скептицизма в современной культуре.// Соц.-гум. знание. - 2008. - №2. - С.326.

10. Витгенштейн JI. О достоверности // Вопросы философии. - 1991. - № 2.

11. Виндельбанд В. История новой философии. СПб., 1913. С. 18.

12. Галанина К.Э. Переопределение знания и задачи эпистемологии // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. - 2012. - №4, июль-август.

13. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 2 т. Т.1. Н?ука логики. С.61-78.

14. Герцен А. И. Избр. филос. произведения. М ., 1948. Т . 1. - С. 248.

15. Грамши А. Тюремные тетради, ч. I. М., 2009, С. 48.

16. Данько С. В. Свет и тень радикального скептицизма // Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 2008. - № 2. - С. 22-43.

17. Декларация светского гуманизма / Современный гуманизм: Документы и исследования // Специальный выпуск ежеквартальника «Здравый смысл: Журн.

скептиков, оптимистов и гуманистов». - М.: Российское гуманистическое общество. 2000. - 144 с. С.81-91.

18. Деяния Петра Великого, мудрого преобразителя России; собранные из достоверных источников и расположенные по годам. М., 1789. Ч. VII. С. 93 - 97.

19. Дубровский Д.И. Обман. Философско-психологический анализ. - М.: Изд-во «РЭЙ», 1994. - 120 с.

20. Дьюи Дж. Реконструкция в философии. Проблемы человека / Пер. с англ. -М.: Республика, 2003. - 494 с.

21. Зотов А.Ф. Современная западная философия: Учебн. - М.: Высг [. шк., 2001. -С. 103.

22. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века. В 2 тт. Т. 1: Учебное пособие. - М.: Интерпракс, 1994. - 432 с.

23. История философии: Учеб. пособие для вузов [Электронный ресурс] / А.Н. Волкова, B.C. Горнев, Р.Н. Данильченко и др.; Под ред. В.М. Мапельман и Е.М. Пенькова. - М.: «Издательство ПРИОР», 1997. - С.319 - 333. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Mapelm/index.php (дата обращения 8.12.2012).

24. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть как наука. М., 1934. С.281.

25. Каримский A.M. Американский натурализм: история и перспективы // Вестн.Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1991. № 1. - С. 76

26. Каримский A.M. Философия американского натурализма. М., 1972.

27. Кемеров В.Е. Необходимость субъекта // Субъект, познание, деятельность. М.: Канон+, ОИ «Реабилитация», 2002. [Электронный ресурс] URL: http^/csp.ispn.urfu.ru/usu/opencms/ru/science/publications/sociemi/l 6/kemerov.ht ml (дата обращения 8.12.2012).

28. Козлова М.С. Вера и знание. Проблема границы (К публикации работы JI. Витгенштейна «О достоверности»). // Вопросы философии. - 1991. - № 2. -С. 63.

29. Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. Изд. 2-е - Ростов н/Д: "Феникс", 2003. -С.7. - (Серия "Высшее образование").

30. Круглов А.Г. Словарь: Психология и характерология понятий. А - И. - Изд. 2, исправленное и дополненное, М.: Гнозис, 2000. С. 236

31. Круглов А.Г. Моральный релятивизм // Здравый смысл. - 2001.- №4 (21). -С.7-8

32. Круглов А.Г. Этика ситуативная и нормативная // Здравый смысл. - 2009. - № 4.-С. 57.

33. Крыштоп Л.Э. Нравственность с верой, но без религии / Возможна ли нравственность, независимая от религии? [Текст]/ Отв. ред. А.А.Гусейнов. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация». 2012. - С.295.

34. Кряжева Л.А., Кряжева E.H. Гуманистическое мировоззрение и историческая перспектива социума.// Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. - Т.З. - С.277.

35. Кувакин В.А. Личность и Просвещение: От постмодернизма к неомодернизму. - М.: Росс, гуманист, о-во. - 2011. - 200 с.

36. Кувакин В. Стать собой. - М.: РГО, 2010. - С. 33 - 68.

37. Кувакин В.А. Твой рай и ад. Человечность и бесчеловечность человека, М.: Логос - СПб.: Алетейя, 1998. - 360 с.

38. Кувакин В.А. Натурализм, прагматизм, гуманизм / Прагматический натурализм в американской философии. М.: РГО, 2003. - С.7-14.

39. Кувакин В.А. От редактора / Куртц П. Утверждения, М.: РГО, 2005.

40. Кувакин В.А. Не дай себя обмануть: Введение в теорию практического мышления. М.: Академический проект, 2007. - 312 с.

41. Кувакин В.А. Через сомнение - к мудрости / Куртц П. Новый скептицизм. Исследование и надежное знание. М.: Наука, 2005. - С.5-7.

42. Кувакин В.А. Научное мировоззрение и гуманизм // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. - 2006. - № 4. - С. 84 - 92.

43. Кувакин В.А., Ковалева В.П. Неизвестность. - М. - Ижевск, 2006. - 112 с.

44. Кудишина A.A. Гуманизм - феномен современной культуры. М.: Академический Проект, 2005. - 504 с.

45. Кудишина A.A. Этическая культура гуманизма [Электронный ресурс] / Гуманизм - феномен современной культуры. - М.: Академический Проект, 2005. URL:

http://hum.ofllink.ru/education/kurses/sovr_humanism/ A_kudishina_Humanism_m odern/3_7/ (дата обращения 10.03.2013).

46. Кузьмичева Ж.А. Наука и нравственность в современном мире [Электронный ресурс] // Ярославский педагогический вестник. 2000. - № 2. - С. 5-11. URL:

http://vestnik.yspu.0rg/releases/110v0sti_i_pr0blemy/l 1_3/ (дата обращения

8.12.2012).

47. Куртц П. Искушение потусторонним: пер. с англ. - М.: Академический проект, 1999.

48. Куртц П. Гуманизм и скептицизм - парадигмы культуры третьего тысячелетия // Возможность невозможного: Планетарный гуманизм для России и мира, с. 24 - 39.

49. Куртц П. Запретный плод: Этика гуманизма. — Изд. 2, исправленное — М.: Рос. гуманист, о-во, 2002. - 222 с.

50. Куртц П. Инфомедийная революция и перспективы глобального туманизма // Здравый смысл. Лето 2002. №3. С.З

51. Куртц П. Личная нравственность // Здравый смысл. 2001. - № 1 (58).

52. Куртц П. Неогуманизм: декларация светских принципов и ценностей - личных, социальных и планетарных // Здравый смысл. - 2010. - № 4 (57).

53. Куртц П. Новый скептицизм: Исследование и надежное знание. М.: Наука, 2005.-360 с.

54. Куртц П. Нравственность естественна // Здравый смысл. 2007. - № 4 (45). -С.8-10.

55. Куртц П. Скептицизм как глобальный феномен // Возможность невозможного: Планетарный гуманизм для России и мира. Материалы международной научной конференции. - Санкт-Петербург, 14-18 июня 2000г.// Спец. вып.

ежеквартальника «Здравый смысл. Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов». - М.: Российское гуманистическое общество. 2001. - С.50-77.

56. Куртц П. Мужество стать: Добродетели гуманизма - М.: Рос. гуманист, о-во, 2000.- 161 с.

57. Куртц П. Что такое прагматический натурализм? / Прагматичес кий натурализм в американской философии. М. - РГО, 2003.

58. Куртц П. Что такое светский гуманизм? / Под ред. В.Кувакина и А.Круглова. Пер. с англ. В.Кувакин, Д.Медведева. - М.: Росс.гуманист.о-во, 2008. - (Б-ка журн. «Здравый смысл») - 39 с.

59. Куртц П. Утверждения: Жизнь полная радости и творчества / Под ред. В.Кувакина и А.Круглова. Пер. с англ. В.Кувакин, Е.Новиков. - М.: Рос. гуманист. о-во, 2005. - 111 с.

60. Латур Б. Когда вещи дают отпор: возможный вклад «исследований науки» в общественные науки // Социология вещей / Под ред. В.М. Вахшт, йна: Территория будущего, 2006.

61. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. - М., 2001

62. Лашов В.В. Радикальный гуманизм Льва Шестова // Здравый смысл. - 2002. -№ 3 (24).

63. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980. - С.255.

64. Ленин В.И. Избр. соч.: В 10 т. Т. 5. Ч. II. Философские тетради. М., 1986. С. 216. 233,242.

65. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Локк Дж. Соч. в 3-х т. М., 1985. Т.1.

66. Лошак Ж. Эволюция идей Луи де Бройля относительно интерпретации квантовой механики // Л. де Бройль. Соотношение неопределенностей Гейзенбер-га и вероятностная интерпретация волновой механики. М., 1986. - С. 17.

67. Любичанковский В.А., Любичанковский C.B. Принцип объективности в историографическом анализе. - Credo. - 2004. - С. 124.

68. Максимов Л.В. Проблема обоснования морали: Логико-когнитивные аспекты. М., 1991.-С 11.

69. Мамчур Е.А. Нет, она будет жить! // Вопросы философии. - 2008. - № 5. -С. 62.

70. Мамчур Е.А. Объективность науки и релятивизм: К дискуссиям в современной эпистемологии. М.: ИФ РАН, 2004. [Электронный ресурс] URL: http://iph.ras.ru/elib/Mamchur_Obyektivnost_nauki.html (дата обращения 8.12.2012).

71. Манифест 2000. Призыв к новому планетарному гуманизму // Здравый смысл. - 1999. -№13.-С.2-36.

72. Микешина JI.A. Философия науки: Эпистемология. Методология. Культура. / Учебное пособие. Издание 2-е, исправленное и дополненное. Москва «Из-дат.дом Международного университета в Москве». 2006.

73. Микичур Е.А. Евпраксофия: гуманизм ли? // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. 2008. Т. 6. № 2. - С. 163 — 168.

74. Мельвиль Ю.К. Прагматическая философия человека // Буржуазная философская антропология XX века. М.: Наука, 1986, С.112.

75. Мельвиль Ю.К.Чарльз Пирс и прагматизм. У истоков американской буржуазной философии XX века. М., 1968. 499 с. [Электронный ресурс] URL: http://anthropology.rchgi.spb.ru/pragm.html (дата обращения 8.09.2013).

76. Неогуманизм: декларация светских принципов и ценностей - личных, социальных и планетарных // Здравый смысл. - 2010. - № 4 (57). - С. 5-11. [Электронный ресурс] URL: http://www.humanism.ru/ neohumanism.htm (дата обращения: 30.11.2011).

77. Никифоров А.Л., Филатов В.П., Касавин И.Т. Обсуждаем статью "Знание" // Эпистемология и философия науки. Научно-теоретический журнал по общей методологии науки, теории познания и когнитивным наукам. - 1осква, «Ка-нон+». - 2004. - № 1. - С. 134 - 142.

78. Нильсен Кай. Натурализм без оснований / Прагматический натурализм в американской философии. -М.: РГО, 2003. - С. 85.

79. Новейший философский словарь: 2-е изд., переработанное и дополненное. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. — 1280 с.

80. Овчинников Н.Ф. Знание - болевой нерв философской мысли // Ьопросы философии. - №1 - 2001. - С.86,102.

81. Пастушкова О.В. Русский гуманизм: традиции и перспективы развития // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2012. Т. 8. № 6. -С. 11- 80.

82. Патнэм X., Патнэм P.A. Эпистемология как гипотеза / Прагматический натурализм в американской философии. - М.: РГО, 2003 - С. 64.

83. Пирс Ч.С. Закрепление верования // Вопросы философии. - 1996. - № 12 -С. 114.

84. Пирс Ч.С. Избранные философские произведения. Пер. с анг. / Перевод К.Голубович, К. Чухрукидзе, Т. Дмитриева. М.: Логос, 2000. - С.88-89.

85. Платон. Государство 47бе—480а, 509с—51 1е.

86. Покровский Н.Е. Ранняя американская философия. М., 1989. 246 с.

87. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М.: Прогресс, 1985.-344 с.

88. Поппер К. Открытое общество и его враги. - Т. 2. - М.: Мысль, 1992. -С. 300-301.

89. Прагматический натурализм в американской философии. Составитель и автор введения - проф. Пол Куртц. - Пер. с англ. В. Кувакина, А. Митрофановой. Научная редакция и предисловие - проф. В.А. Кувакин. - М.: РГО, 2003 -104 с.

90. Радлов Э. Л. Скептицизм. - 1900. [Электронный ресурс] URL: http://filosof.historic.ru/books/item/fD0/s00/z0000758/index.shtml (дата обращения 8.12.2012).

91. Разин A.B. От моральных абсолютов к конкретной действительности / А.В.Разин. М.: Изд-во МГУ, 1996. - 160 с.

92. Разин A.B. Современная этика: проблемы и перспективы // Вестник Моск. унта. Серия 7. Философия. 2012. - № 1. - С. 81.

93. Разин A.B. Этика: Учебник для вузов. М.: Академический Проект, 2006. -624 с.

94. Райдер Дж. Натурализм, диалектический материализм и объективность / Д. Райдер // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7. Философия. 1991. - № 1. - С . 86

95. Рассел Б. История западной философии. В 3 кн.: 5-е изд., стер./ Подгот. текста В.В.Целищева. - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2007. - 992 з.

96. Рид Т. Исследование человеческого ума на принципах здравого смысла. -СПб.: Алетейя, 2000. — 352 с.

97. Рихтер Р. Скептицизм в философии. Т. 1. Пер. В. Базарова, Б. Столпнера, СПб.: Шиповник, 1910

98. Розов М.А. Неклассическая наука и проблема объективности знания // Философия науки и научно-технической цивилизации: юбилейный сборник //Общая ред. C.JI. Катречко, Н.В. Агафонова, A.B. Кезин, В.А. Яковлев; МГУ им. М.В. Ломоносова, каф. филос. и метод, науки. — М. - 2005

99. Рорти Р. Философия и зеркало природы. - Новосибирск. - 1997. -: 184

100. Рыбин В.А. Гуманизм: опыт философского осмысления [Текст] / В.А.Рыбин // Высшее образование сегодня. - 2004. - №10. - С.34-40

101. Сантаяна Дж. Скептицизм и животная вера. — СПб.: Владимир Даль, 2001. -С.69

102. Соболева М.Е. Истина: свойство, оператор, событие? // Вопросы философии. -2008.-№2.-С. 118

103. Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1996, С.27

104.Сокулер З.А. Философия науки: что же дальше? // Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Философия - 2010. - №3. - С. 101

105. Соловьев B.C. Философские начала цельного знания // Соч. В 2 т. - М.: Мысль, 1988. - Т. 2.

Юб.Спивак В.И. Теория индукции Уильяма Уэвелла [Электронный ресурс] / СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. (Серия «Мыслители». Выпуск X). С. 507 - 518. URL: http://anthropology.rii/m/texts/spivak/slinin.html (дата обращения 8.12.2012).

107. Сыров В.Н. Обречены ли исторические нарративы быть мифами // Век памяти, память века: Опыт обращения с прошлым в XX столетии. Сборник статей

- Челябинск, Каменный пояс, 2004 - С. 85-99

108. Тихонравов Ю.В. Древний и новый скептицизм. [Электронный ресурс] URL: http://www.skeptik.net/isni/new_skep.htm (дата обращения 8.12.2012).

109. Философия. Учебник для вузов / Под ред. В.П. Кохановского. Ростов-на-Дону, 1995.

110. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 4 изд., испр. и доп. - М., 1980.

111. Философский энциклопедический словарь / Губский Е. Ф., Кораблева Г. В., Лутченко В. А. — М.: Инфра-М, 1997. — 576 с.

112. Финогентов В.Н. О взаимоотношениях религии и нравственности // Здравый смысл. - Лето 2008. - № 3 (48). - С. 32-35.

ПЗ.Флетчер Дж. Ситуативная этика. Новая нравственность. [Электронный ресурс] URL: http://alkruglov.narod.ru/fletchercit.html (дата обращения 8.12.2012).

114. Флорис Ван ден Берг. Философия гуманизма Пола Куртца // Здравый смысл.

- 2011. - №2 (59). - С. 50 - 53.

115. Франк С.Л. Непостижимое: Онтологическое введение в философию религии / В кн.: Франк С.Л. Сочинения. - М.: Изд-во «Правда», 1990

116. Хаак С. Очередные похороны эпистемологии // Вопросы философии. - 1995. -№7.

117. Хук С. Моральная теория Джона Дьюи // Прагматический натурализм в американской философии. - М.: РГО, 2003.

118.Челышев П.В. Проблема обыденного сознания и здравого смысла в истории философии. М., 2002.

119. Чёрный, Ю. Ю. Современный гуманизм // Философия в XX веке. Сб. обзоров в двух частях. — Москва: ИНИОН РАН, 2003. - Т. 2. - С. 125 - 167. [Электронный ресурс] URL: Режим доступа: http://www.humanism.al.ru/ru/articles.phtml?num=000142 (дата обращения 8.12.2012).

120. Шахов М.О. Возможен ли переход от знания о сущем к знанию о должном? // Вопросы философии. - 2009. - №11. - С. 113.

121. Шахов М.О. Реализм как общая основа религиозного и научного знания // Вопросы философии. - 2008. - №10. - С.68

122. Шахов М.О. Религиозное знание, объективное знание о религии и наука // Вопросы философии. - 2004. -№11.- С.65 - 80

123. Шварцман К.А. Современная буржуазная этика: иллюзии и реальность. - М.: Мысль, 1983 - 215 с. - (Критика буржуазной идеологии и ревизионизма)

124.Шефтсбери Э. Sensus communis, Или опыт о свободе острого ума и независимого расположения духа // Шефтсбери Э. Эстетические опыты. М.: Искусство, 1975.

125.Юлина Н.С. Антитеза натурализма и формализма: вчера и сегодня // Философские науки. 2012. - №4. - С.116-130

126. Юлина Н.С. Американская философия. [Электронный perypc] URL: . http://www.roman.by/r-72586.html (дата обращения 8.12.2012).

127. Юлина Н.С. Образы науки и американский натурализм // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1991. - № 1. - С. 82.

128. Юлина Н.С.Очерки по философии в США. XX век. М., 1999. 301 с

129. Юлина Н.С. Проблема метафизики в американской философии XX века. М.: 1978. -С.148

130. Юлина Постмодернистский прагматизм Ричарда Рорти. - Долгопрудный: Вестком, 1998.-С.76

131. Юлина Н.С. Что такое физикализм? Сознание, редукция, наука [Электронный ресурс] // Философия науки. Вып. 12: Феномен сознания. М.: ИФ РАН, 2006. URL: http://iph.ras.ru/page51933581.htm (дата обращения 8.12.2012).

132. Юлина Н.С. Философский натурализм: о книге Дэниела Деннета «Свобода эволюционирует». Канон +, М., 2007. - 239 с.

133. Яковлева Л.И. Метод здравого смысла и его социальная миссия // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. - 2009. - № 3. - С. 3-25

134. Яковлева JI.И. Понятие здравого смысла и традиция, его конституирующая // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. - 2007. - № 4. - С. 29-49.

135. Arthur Danto, "Naturalism," Encyclopedia of Philosophy, vol. 5, p. 448.

136.Bernecker, S. and F. Dretske. Knowledge. Readings in Contemporary Epistemol-ogy, Oxford University Press, 2000. - P. 301.

137. Charles Peirce. The Fixation of Belief // Popular Science Monthly, 1878.

138. Cimino R., Smith C. Secular Humanism and Atheism beyond Progressive Secularism // Sociology of Religion (Oxford University Press) 2007, 68:4. P. 416.

139. Dabska J. Skeptycyzm francujki XVI i XVII roku. Jorun, 1955. - S. ЗГ.

140. Dewy J. On experience, nature and freedom. N.Y., 1960, p.23.

141. Dictionary of Atheism, Skepticism and Humanism. Edited by Bill Cooke. Prometheus Books, 2005. - 606 p.

142. Epstein G. Good Without God. What a Billion Nonreligious People Do Believe, NY: William Morrow & Company, 2009 - P. 3 - 4.

143. Huxley Tomas. Educational Value of Natural History Science. — «Readings in Philosophy of Science». New York, 1953, p. 130

144. Kurtz P. Embracing the Power of Humanism. - Lanham, Boulder, N.Y., Oxford, 2000. - p.ix-xvii.

145. Kurtz Paul. Forbidden Fruit: the Ethics of Humanism», 1987. Prometheus Books.

146. Kurtz P. Multisecularism. A New Agenda, New Brunswick: Transaction Publishers, 2010.-263 p.

147. Kurtz Paul. The new skepticism: inquiry and reliable knowledge. 1992.

148. Kurtz Paul. The Transcendental Temptation: a Critique of Religion and the Paranormal», 1986.

149. Kuvakin Valerii. In Search of Our Humanity: Neither Paradise Nor Hell, Amherst, USA: Prometheus Books, 2004

150.LaHaye Т., Noebel D. Mind Siege.: The Battle for Truth in the New Millennium, Nashville: World Publishing, 2000. - P. 250 - 251.

151. Lamont C. Humanism as a philosophy. - N.Y., 1949. - 368 p.

152. Lamont C. The philosophy of humanism. - L., 1961. - XXI, 243 p.

153.MacIntyre A. After Virtue: A Study in Moral Theory. 2d. ed. Notre Dame, Ind., 1984.-P.ll

154.Madigan Tim. "The Need for Eupraxophy," Free Inquiry, Vol. 9, No. 3, Summer 1989, pp. 8-10.

155. Matsumura Molleen, "On Eupraxophy," Free Inquiry, Vol. 8, No. 2, Spring 1988, p.3.

156.0'Hara Daniel. "Humanism and Creationism," New Humanist, Vol. 104, August 1989, pp. 24-50.

157. Paul Kurtz. Decision and the Condition of Man. Seattle, Wash.:" University of Washington Press, 1968; New York: Dell Paperbacks, 1969

158. Paul Kurtz. Edited by Jesse Russell and Ronald Cohn. Book on Demand, 2012. -144 p.

159. Paul Kurtz / Icons of Unbelief: Atheists, Agnostics, and Secularists. Edited by S.T. Joshi Greenwood Press. 2008, P. 193-211.

160. Paul Kurtz, P. Darwin Re-Crucified: Why Are So Many Afraid of Naturalism? // Free Inquiry. 1998, Spring.-P. 17.

161. Peirce Ch. S. The Collected Papers, vol. 6, p. 23S.

162. Perry R.B. Present Philosophical Tendencies. L., 1929. P.45.

163. Popkin R., The History of Scepticism from Erasmus to Descartes, Assen: Van Gor-cum, 1960. xvii+236pp.

164. Russell, B., Knowledge by Acquaintance and Knowledge '>y Description, Proceedings of the Aristotelian Society (New Series), Vol. XI, (1910-1911).

165. Sandhu, Ranjit and Cravatta, Matt. Media-Graphy: A Bibliography of the Works of Paul Kurtz, Amherst, NY: Center for Inquiry-Transnational, 2004.

166. Sidney Hook: Philosopher of democracy and humanism / Ed. by Kurtz P. - Buffalo (N.Y.), 1983.-372 p

167. Shoji Ippei. Secularism in America. Brief History // The Nanzan Review of American Studies. Volum 29 (2007), P.97-106.

168. Schultz Kevin M. Secularization: A Bibliographie Essay // University of Virginia's Center jn Religion and Democracy Review, 2005.

169. Sidney Hook. Pragmatism and the Tragic Sense of Life. New York: Basic Books, 1974.

170. Sidney Hook. The Quest for Being and Other Studies in Naturalism (New York: St. Martin's Press, 1961). P. 216.

171.Storer Morris B. Humanist Ethics: A Dialogue on Basics. Buffalo: Prometheus Books, 1980.

172. The Humanist Alternative: Some Definitions of Humanism / Ed by Paul Kurtz, New York - London: Prometheus Books, 1973.

173. The Question of Humanism: Challenges and Possibilities, ed. David Goicoechea, John Luik and Tim Madigan, Prometheus Books (19 April 1991).

174. Thompson M. Peirce's Veriflcationist Realism // Review of Metaphysics, 1970, vol. 32, p. 81.

175. Toward a New Enlightenment: The Philosophy of Paul Kurtz, ed. Vern L. Bul-lough and Timothy J. Madigan. New Brunswick, NJ: Transaction, 1994

176. Wittgenstein L. Remarks on the Philosophy of Psychology. 2 vols. Oxford, 1980.

177. Wilson, D.S. Darwin's Cathedral: Evolution, Religion and the Nature of Society. Chicago: University of Chicago Press. 2002.

178. http://www.prometheusbooks.com.

179. http://en.wikipedia.org/wiki/Paul_Kurtz.

180. http://en.wikipedia.org/wiki/Committee_for_Skeptical_Inquiry.

181. http://www.humanism.ru/pedagogika4.htm

182. http://www.humanism.ru/manifest/.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.