Философия истории Г.П. Федотова: методологические основания и концептуальная реконструкция тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Зузлов, Даниил Владимирович
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 160
Оглавление диссертации кандидат философских наук Зузлов, Даниил Владимирович
Введение.
Глава I. Методология смысловой ориентации истории Г.П.Федотова
§ 1. Культурно-исторический подход и метод индивидуализации в интерпретации исторического развития.
§2. Христианско-социалистическая перспектива исторического процесса
Глава II. Факторы и формы исторической динамики в философских идеях
Г.П.Федотова.
§ 1 Факторы исторического движения: антропно-духовные основания.
§2. Революционная и эволюционная формы исторической динамики: приоритетность социокультурной эволюции.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Проблема свободы в историософских воззрениях Г. П. Федотова2001 год, кандидат философских наук Иванова, Татьяна Владимировна
Проблема русского национального сознания в творчестве Г.П. Федотова2008 год, кандидат исторических наук Гумерова, Жанна Анатольевна
Концепция "христианской демократии" Г.П. Федотова: политико-философский анализ2013 год, кандидат политических наук Исмаилов, Алексей Станиславович
Научно-педагогическая, публицистическая и общественно-политическая деятельность Г.П. Федотова в годы эмиграции: 1925-1951 гг.2008 год, кандидат исторических наук Галямичева, Анастасия Александровна
Философия русской культуры Г. П. Федотова1999 год, кандидат философских наук Шарапова, Эмма Алексеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философия истории Г.П. Федотова: методологические основания и концептуальная реконструкция»
Актуальность темы исследования. «Серебряный век» и следующий за ним- период в развитии культуры России относятся к таким историческим феноменам, изучение которых вряд ли будет признано когда-либо I завершённым. Теоретическое наследие этой яркой эпохи наиболее ёмко представлено в русской религиозной философии истории конца XIX — первой трети XX вв. Можно сказать, что русская общественная мысль «сплошь историософична», она постоянно- обращена к таким вопросам, как смысл и содержание истории, конец истории и т.п.1 Для обстоятельной теоретической рецепции названного выше феномена* необходимо- обращение и к наследию Г.П.Федотова, одного из известных мыслителей, чьё творчество представляет собой глубокий и оригинальный опыт построения философии-истории:
Думается, своевременность* изучения его- идей объясняется, прежде всего, тем, что в условиях современного реформирования российского общества несомненную актуальность приобретают идеи тех русских мыслителей, которые стремились наметить перспективные пути развития России. Сегодняшнее стремление российского общества к модернизации всех сторон жизни социума неизбежно требует изучения идей относительно подобных процессов. Среди них особый интерес представляют изыскания в этом направлении^ Г.П.Федотова, в творчестве которого существенное место занимает научно-просветительская деятельность в городе Саратове. Отсюда возникает и региональный аспект изучения федотовского теоретического наследия.
Как представляется, актуальность темы обосновывается и общей концептуальной не разработанностью философии истории Г.П.Федотова.
1 См.: Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Т. 1.4.1. Л., 1991. С. 16.
Имеющиеся исследования в большинстве своём посвящены анализу отдельных проблем его творчества.
Эти причины в совокупности и обусловливают актуальность темы данного диссертационного исследования.
Степень разработанности темы диссертации. В российской и западной литературе жизненному пути и творчеству Г.П.Федотова посвящено довольно большое количество материалов.
Прежде всего, это работы биографического характера (Е.Н.Федотова),1 Д.Бон, З.Е.Гусакова, Г.В.Михеева, которые в своих публикациях уточняют биографические подробности жизни и деятельности мыслителя, соответственно в Саратовский, Петербургско-петроградский и Парижский периоды.2
Следующая группа сочинений - работы, посвященные федотовской публицистике: рецензии, отклики, выступления, практически все относящиеся к наследию русской эмиграции. Огромное количество статей мыслителя, появлявшихся в эмигрантской прессе, вызывали оживлённую полемику среди бывших соотечественников. Оценки иногда были прямо противоположными: от восхищения до полного неприятия. Безусловное внимание привлекают отзывы на творчество Федотова таких известных русских философов и мыслителей как Н.А.Бердяев, П.М.Бицилли, С.Н.Булгаков, И.И.Бунаков-Фондаминский, В.В.Зеньковский, Н.О.Лосский, Ф.А.Степун, и др. Их внимание обращено на
1 См.: Федотова Е.Н. Георгий Петрович Федотов // Г.Федотов. Лицо России: Поли. собр. статей: В бт. Т.1. Париж. 1988. С.1-34
2 См.: Бон Д. Новый Град Георгия Федотова // Человек. 1993. №1. С.82-85; К 110-летию Георгия Федотова. Документы и письма по поводу разногласия, возникшего между профессором Г.П.Федотовым и Правлением Православного богословского института в Париже //Звезда. 1996. №10; Гусакова 3.E. Из биографии философа, историка и публициста Г.П.Федотова // Советские архивы. 1991. №6; Михеева Г.В. К биографии русского философа Г.П.Федотова// Отечественные архивы. 1994. №2. С. 100-102
3 См.: Бердяев Н.А. Существует ли в православии свобода мысли и совести? // Путь. 1939. №59. С.40-55; Письма Г.П.Федотову // Вестник РСХД. 1978. №124. С. 102—121; О социальном персонализме (к критике «Нового Града») // Новый Град. 1933. №7. С.40-50; Бицилли П.М. Рец. на кн.: Федотов Г.П. Святой Филипп, Митрополит Московский // Современные записки. 1928. №36. С.539-542; Рец. на кн.: Федотов Г.П. Святые древней Руси // Современные записки. 1939. №68. С.492-493; Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество //Вехи. Сб. статей о русской интеллигенции. М.,1909. С.23-69; Основные проблемы теории прогресса // Проблемы идеализма. М.,1903; Зеньковский В.В. История русской философии. В 2т. Т.1. 4.1. Л.,1991; На темы историософии // Современные записки. 1939. №69. С.280-293; Русские мыслители и Европа. М.,1997; Лосский И.О. Воспоминания // Вопросы философии. 1991. №11. С.116-191; №12. С.92-153; Степун Ф.А. Г.П.Федотов // Степун Ф.А. Портреты. Спб.,1999. С.289 -319; О свободе. Демократия, диктатура и «Новый Град» П Степун Ф.А. Чаемая Россия. Спб.,1999. С.248 -275 федотовские размышления о социальном христианстве, вопросы свободы личности и творчества, экуменическую тему, которая широко представлена в статьях мыслителя.
В научной литературе советского периода творчество Г.П.Федотова практически не изучалось, сведения о нём носили справочный характер.1
В постсоветский период происходит возвращение русской философии, с этим процессом связано появление множества публикаций, посвященных Г.П. Федотову. В исследованиях В.Ф.Бойкова, М.Г.Галахтина, Ф.И.Гиренка, Н.В.Зайцевой предпринята попытка дать общую характеристику религиозно-философских взглядов мыслителя. В них выявляются его философские, исторические, социально-политические идеи. Общим для этих исследований является* подход, утверждающий безусловную ценность федотовских религиозно-философских позиций, их актуальность для современности.2
Ещё одна группа работ современных российских исследователей посвящена отдельным проблемам, получившим отражение в, творчестве Федотова. В данном контексте можно назвать следующие имена: Д.Бон, Е.А.Волкова, М.Вольфкович, В.В.Горбунов, Б.Л.Губман, А.А.Ермичев, А.Ф.Замалеев, Н.В.Зайцева, Г.В.Золотая, С.С.Иванов, К.Г.Исупов, В.К.Кантор, А.А.Кара-Мурза, А.Ф.Киселёв, А.Куклин, Р.Марк, М.Ю.Морозова, Г.С.Померанц, Р.Ю.Сафронов, Ю.В.Селиванова, В.В.Сербиненко, И.JI.Сиротина, П.А.Смирнов, Э.Ю.Соловьёв, В.Н.Топоров, И.А.Украинец, С.О.Шаров. В работах данных авторов продолжен анализ «вечных» для русской
1 См.: Вольфкович М., Ляликов Д Федотов Г.П. // Философская энциклопедия. В 5т. T.5. М.,1970. С.309 -310; Кувакин В.А. Религиозная философия в России. Начало XX века. М.,1980. С.136
2 См.: Бойков В.Ф. Судьба и грехи России. Философско-историческая публицистика Г.П.Федотова // Г.П.Федотов Судьба и грехи России. Избранные статьи по философии русской истории и культуры. В 2 томах. Т.1. СПб.,1991. С.3-38; Галахтин М.Г. Особенности русской святости в культурологии Г.П.Федотова // Философия в России XIX-начапа XX вв.: преемственность идей и поиски самобытности. М.,1991. С.79-91; Федотов Г.П. // Новая философская энциклопедия. В 4 томах. T.4. М.,2001. С. 167 -168; Гиренок Ф.И. Роковая тема Георгия Федотова: Трагедия о России // Социум. 1993. №26-27. С.77-84; Судьба русской интеллигенции. Читая Федотова // Г.П.Федотов о судьбе русской интеллигенции. М.,1991. С.3-36; Теория ноосферы. М.,1987 и др. философии вопросов: проблема исторической свободы, идеи Богочеловечества, идеала христианского социализма, роль России в историческом процессе.1
В публикациях С.Бочарова, Д.С.Лихачёва, А.В.Меня, В:Б.Рыбачука анализируются культурологические аспекты творчества отечественного мыслителя.2
В литературе современного русского зарубежья, (Н.М.Зернов, Ю.П.Иваск, М.М:Карпович и др.) Федотов характеризуется? крупным религиозным мыслителем, внесшим значительный вклад в изучение русской агиографии, ярким деятелем и теоретиком экуменического движения, человеком, чьё видение отечественной истории и культуры органично сочетается с традициями христианства.3
Таким образом^ в отечественной и западной, литературе сложился ряд содержательных подходов к оценке творческой деятельности Г.П.Федотова. При всём их разбросе,, преимущественно в историографии 20-40-х годов, очевидными для всех являются чёткие гуманистические идеалы, творчества русского мыслителя, составившие основу его мировоззрения. Вместе с тем, следует отметить, что концептуальная реконструкция и комплексное изучение философско-исторических взглядов Г.П.Федотова не стали до сих пор темой специального диссертационного анализа. Эти обстоятельства предопределили цели и задачи данной работы.
1 См.: Бон Д. Новый Град Георгия Федотова // Человек. 1993. №1. С.82-85; К 110-летию Георгия Федотова. Документы и письма по поводу разногласия, возникшего между профессором Г.П.Федотовым и правлением Православного богословского института в Париже // Звезда.1996. №10. С.154-172 и др
2 См.: Бочаров С. Силы духа, творящего историю // Вопросы литературы. 1990. №2. С.189-193; Мень А.В. Возвращение к истокам //Федотов Г,П. Святые Древней Руси. Под ред. Д.СЛихачёва. М.,1990. С.7-26; Рыбачук
B.Б. Горизонты свободы в философии истории Г.П.Федотова // Россия и Запад: Диалог культур. Тверь, 1994.
C. 13 5-146; Гуманизм и культура в религиозно-философской концепции Георгия Федотова // Гуманизм и культура: век XX. Тверь,1993. С.95-103; Культура и история в философии Георгия Федотова. Конспект лекций. Тверь,1994. С.30; Философия Георгия Федотова: эсхатология и культура // Тезисы докладов научной конференции профессорско-преподавательского состава и сотрудников госбюджетных и хоздоговорных тем 1993г. Тверь,1993. С.11-12; Философия культуры Г.П.Федотова: Дис. канд. филос. наук. М.,1995 и др.
3 См.: Зернов H.M. Русское религиозное возрождение XX века. Париж, 1974; Иваск Ю.П. Георгий Петрович Федотов (1886-1951) //Опыты. 1957. №7. С.65-71; Молчание. Памяти Г.П.Федотова // Наше наследие. 1988. №4. С.51-54; Рец. на кн.: Федотов Г.П. Лицо России // Новый журнал. 1969. №94. С.277-279; Карпович М.М. Г.П.Федотов // Новый журнал. 1951. №27. С.266-272; Рец. на кн.: Федотов Г.П. The Russian Religions Mind. Kievan Christianity. Harvard Uni. Press. 1946,438 p. // Новый журнал. 1947. №16. C.301-303 и др.
Основной целью диссертационного исследования является анализ методологических оснований и концептуальная реконструкция философии истории Г.П.Федотова. Её достижение предполагает решение следующих задач:
•выявление подходов и методов в интерпретации Г.П.Федотовым исторического развития;
• выяснение перспективы исторического процесса в понимании Г.П.Федотова;
• выделение основания выявления Г.П.Федотовым факторов исторического движения;
•определение содержания эволюционной и революционной формы исторической динамики в характеристике Г.П.Федотова
Объектом исследования в диссертации являются философские основания^ исторических взглядов Г.П.Федотова. Предмет изучения составляют идеи философии истории русского мыслителя.
Теоретическая и методологическая основы исследования Теоретическими основаниями диссертации являются произведения Г.П.Федотова, а также работы о его творчестве. Привлечены изыскания, специально посвященные предметному анализу проблем исторической динамики, в частности труды Л.И.Баткина, Б.Т.Григорьяна, Б.Л.Губмана, Э.Н.Лооне, В.М.Межуева, Н.Н.Моисеева, С.С.Неретиной, А.Уйбо, в том числе работы представителей саратовской философской школы - М.О.Орлова и В.П.Рожкова.1
1 См.: Баткин Л.И. Смысл истории: Опыт философии человеческой судьбы. М.,1990; Григорьян Б.Т. Философия и философия истории // Философия и ценностные формы сознания. М.,1978. С.23-85; Губман Б.Л. Смысл истории: Очерки современных западных концепций. М.,1991; Лооне Э.Н. Современная философия истории. Таллинн,1980; Межуев В.М. Философия истории и историческая наука// Вопросы философии. 1994. №4. С.74-86; Моисеев Н.Н. О единстве естественнонаучного и гуманитарного знания //Человек. 1992. №2. С.5 -16; Неретина С.С. История с методологией истории // Вопросы философии. 1990. №9. С.149-163; Орлов М.О. Постклассическая парадигма социальной динамики: философско-методологические основания: Автореф. дис. канд. филос. наук. Саратов,2004; Рожков В.П. Запад и Россия: цивилизационная константа общественного развития. Саратов,1998; Уйбо А. Реконструкция исторического прошлого как междисциплинарная задача // Учёные записки Тартуского университета. «Смысловые концепты историко-философского знания». Труды по философии. XXXV, 1990. С.76 -92
Методологическую основу исследования составили средства и методы исследования в русле парадигмы научной рациональности: комплексный подход, который включает в себя принцип историзма, принцип объективности, принцип контекстуальности, а также формально-логический метод анализа и системный, структурно-функциональный и компаративистский подходы. В' ходе разработки темы реализуются методы анализа, сопоставления; сравнения, обобщения и реконструкции.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что:
1. Впервые проведена концептуальная реконструкция философии истории Г.П.Федотова, определены и исследованы составляющие её элементы: культурно-духовного смысла истории, христианско-социалистической ориентации исторического процесса, факторов и форм- исторической динамики.
2. Выявлена методологическая база анализа русским мыслителем исторического процесса, ядро которой составляют культурно-исторический подход и метод индивидуализации исторического процесса в духовно-религиозном контексте.
3. Выделен ряд взаимосвязанных концептов, отраженных в философско-исторических взглядах русского мыслителя: человек, свобода, культура, христианский социализм, выражающих целевую направленность исторического процесса.
4. Обозначены и систематизированы антропный, социальный, политико-институциональный и духовно-религиозный факторы исторической динамики.
5. Определены разбираемые Г.П.Федотовым революционная и эволюционная формы исторических изменений, доказана выдвинутая им созидательная приоритетность социокультурной эволюции.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Философская универсализация смысла истории проводится Г.П.Федотовым, с помощью культурно-исторического подхода при использовании метода индивидуализации исторического процесса, в духовно-религиозном контексте на основе синтеза, философии, богословия и истории. Основной аспект воспроизведения Г.П.Федотовым исторической динамики представляет культурное творчество человека, вдохновляемое «импульсами Святого Духа», и определяемое внутренней борьбой интенций созидания и разрушения.
2. Анализ исторического процесса проводится Г.П.Федотовым на основе выявления смыслов религиозно-философского порядка: культуры, свободы, святости, приобретающих в его философии истории соответствующее методологическое значение. Через образы святых история для него приобретает свой индивидуально-сакральный СМЫСЛ., 7 :
3. Смысловая ориентация исторического процесса у мыслителя отражена в концептах христианского социализма и свободы, которые выделяются им в процессе осмысления социального предназначения христианства, представляющего одновременно и ценностное основание социального бытия и его регулятивный принцип.
4. В философско-исторических идеях Г.П.Федотова правомерно выделить четыре группы исторических факторов: антропный, социальный, политико-институциональный и духовно-религиозный. Антропный фактор истории определяется через противоположение имморального и духовного человека, творящего культуру. Социальный фактор истории представляет интеллигенция, проявляющаяся как «духовная аристократия», хранитель и творец культуры. Политико-институциональным фактором исторической динамики мыслителем определяется «органическая демократия», неразрывно связанная с христианской культурой. Духовно-религиозный фактор истории играет определяющую роль и проявляется в осмыслении философом взаимосвязи культуры, религии и церкви.
5. Основными формами* исторической динамики в философско-исторических воззрениях Г.П.Федотова выделяются революция и эволюция. В революции как форме исторической динамики воспроизводится процесс мощного катаклизма.
6. Созидательной формой- исторической динамики Г.П.Федотов, характеризует социокультурную- эволюцию, включающую три конструктивных направления: движение к свободе с ориентацией на религиозный идеал свободы, сохранение отечественной исторической культурной- традиции и развитие православной религиознойкультуры.
Теоретическая и практическая значимость работы Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в концептуальной реконструкции философско-исторических представлений Г.П.Федотова. Результаты диссертационного исслед ования позволяют систематизировать и расширить представления о творчестве мыслителя и специфике его философско-исторических исканий, могут послужить, отправной точкой последующего изучения его философии истории. Они стимулируют дальнейшее рассмотрение вопросов, связанных с философско-исторической проблематикой в истории русской философии, и способствуют прояснению тенденций развития современной философии. Практическая значимость результатов, полученных в проведённом изыскании, состоит в том, что его материал может быть использован в учебных курсах по истории русской и зарубежной философии, в работе методологических семинаров; в преподавании общих курсов истории, философии, истории философии, культурологии, истории культуры, а также при разработке спецкурсов по истории русской философии, философии русской истории, истории русской культуры, культурологии и современной философии.
Поскольку первый период творчества Федотова связан с Саратовом и Саратовским университетом, то заявленная работа — своеобразный вклад в изучение истории развития гуманитарной науки в Саратовском Поволжье.
Апробация работы Результаты исследования обсуждались на семинарах аспирантов и заседаниях кафедры теоретической и социальной философии философского факультета СГУ, докладывались диссертантом на Вторых Аскинских чтениях (октябрь 2000г., СГТУ), конференциях «Время и пространство человека» (декабрь 2000г.,СГУ), «Философия и жизненный мир человека» (декабрь 2002г.,СГУ), «Социальные идеалы в стратегиях общественного развития» (ноябрь 2004г.,СГТУ), «Художник и время: философско-культурологический аспект» (декабрь 2004г., СГК), «Человек в научном и религиозном мире: проблема внутреннего диалога» (декабрь 2004г.,СГУ), «Институциональные и социальные факторы экономического развития России» (февраль 2005г.,СГСЭУ),«Общество риска: цивилизационный вызов и ответы человечества» (декабрь 2005г., СГУ), «Ценностный мир человека в современном обществе» (декабрь 2006г., СГУ), «Жизнь: бытийственный, ценностный и антропологический аспекты» (декабрь 2007г., СГУ). Основное содержание и выводы диссертации нашли отражение в авторских публикациях.
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Опыт персоналистской философии истории: Н. Бердяев и Г. Федотов2005 год, кандидат философских наук Гребешев, Игорь Владимирович
Социально-политические взгляды Г.П. Федотова: Социологический анализ2005 год, доктор социологических наук Селиванова, Юлия Викторовна
Проблема взаимосвязи истории и политического идеала в религиозной философии русской эмиграции первой половины XX века2002 год, кандидат философских наук Дашкевич, Ольга Васильевна
Проблема движущих сил истории в философском наследии Г. П. Федотова и И. А.Ильина1999 год, кандидат философских наук Закунов, Юрий Александрович
Метафизика личности: персоналистические традиции в русской философии конца XIX - нач. XX вв.2010 год, доктор философских наук Гребешев, Игорь Владимирович
Заключение диссертации по теме «История философии», Зузлов, Даниил Владимирович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги проведённой работы, следует заключить, что реконструкционная разработка философии истории Г.П.Федотова, представленной на уровне отдельных философско-исторических идей, позволяет выстроить их в определённую философско-историческую концепцию.
Прежде всего, удаётся выделить методологическую основу его' философии^ истории. В основе её заложен культурно-исторический подход в духовно-религиозном контексте. Через исследование агиографических проблем в интерпретации, мыслителя история приобретает индивидуально-сакральный смысл.
В ходе исторического движения, согласно мнению Федотова, лежит культурное творчество человека, вдохновляемое импульсами Святого Духа. В предлагаемой им философии истории можно выявить мотивы православного энергетизма.
Методология обоснования Г.П.Федотовым его философско-исторических воззрений формируется на стыке западной и русской философской традиции и представляет оригинальный синтез западных и русских философских идей. Так, целевую ориентацию истории представляет выводимый философом на базе его методологических позиций социальный идеал, в основе которого выступают социализм и христианство. Смыслом истории в этом случае им выдвигается борьба человека, творящего культуру, за достижение предлагаемого им христианско-социалистического идеала общественного бытия.
Для Г.П.Федотова внутреннее развитие, свобода нравственного выбора личности задают, в конечном счёте, направление всего исторического процесса. Он трактует историю в виде вечной борьбы двух начал в человеке: интенций созидания и разрушения.
В основании выделения русским мыслителем духовного смысла исторического развития обозначаются категории культура и человек как методологически значимые в его философии истории.
Следовательно, в' теоретических построениях русского мыслителя вырисовывается культурно-антропный контекст видения исторического процесса, специфически проявляющийся в агиографии.
Для- Г.П.Федотова изучение святости Древней Руси представляло не просто историко-познавательный интерес, а служило средством индивидуализации исторического процесса через образы древнерусских святых. При этом через их жертвенное служение история, приобретает свой сакральный- смысл.
В- соответствии с религиозно-духовным- контекстом' культурно-исторического подхода анализ исторического процесса проводится мыслителем' с явным преобладанием категорий религиозно-философского порядка: культуры, свободы, святости, приобретающих для его философско-исторических построений методологическое значение.
В его социальном идеале, выводимом на основе выявленных методологических позиций, связываются социализм и, христианство. Внутренним сущностным основанием этой связи предполагается утверждение свободы, обретающей различные формы воплощения в рамках национальных культур на путях к выстраиваемой им христианско-социалистической перспективе будущего общественного устройства. При этом философ4 считал, что человеческая свобода входит в состав, божественного замысла истории, образуя саму её ткань.
На таких основаниях он выдвигает четыре группы исторических факторов. Антропный фактор - человек, творящий культуру и борющийся- за свободу. Он является творцом культуры, и, следовательно, созидает исторический процесс.
Однако в XX веке человек в значительной мере утратил свои гуманистические черты. Для анализа такого дегуманизированного человека Федотовым используется* категория «имморальный< человек». «Имморальный человек» - это субъект, потерявший этические основы своего бытия и утративший духовную связь с Богом.
Итак, в представлении-Г.П.Федотова лишь духовный человек, несущий в себе «идею Божью», и в свете этой идеи творящий культуру, созидает историю, являя собой её движущую силу.
На, данных антропологических основаниях Г.П.Федотов обращается к проблеме социального фактора исторического движения, акцентируя внимание на такой социальной группе, как интеллигенция. Состояние этой социальной силы он выводит из антропного истока. И, следовательно, методологически правомерно • связывает её негативные характеристики с дегуманизмом души «имморального человека».
В философско-исторических взглядах мыслителя роль интеллигенции как фактора истории очень неоднозначна. В российской истории эта роль во многом деструктивна.
Как позитивная движущая сила истории интеллигенция, как представлял Федотов, может проявиться лишь в связи с культурой.
В1 философии Г.П.Федотова политико-институциональный фактор исторической динамики представляет демократия, органически связанная с христианской культурой. Она предполагает культурное творчество человека во всех сферах политической жизни общества, что выражает непрерывное движение в культурно-историческом пространстве, тем самым, определяя ход исторического процесса. Стоит отметить, что политическая составляющая философско-исторических взглядов мыслителя активно используется политиками и публицистами' современной России для обоснования их
3 { собственных идей.1 При этом, однако, подчеркнём, что ими зачастую допускается невольное или сознательное искажение первоначального контекста и смысла его позиций. Например, заявляется, что, мыслитель, якобы, сторонник «христианского либерализма». Следует учитывать, что хотя он, безусловно, разделял основные постулаты демократизма: идеи о демократии, свободе, парламентаризме, в то же время учитывал оторванность либеральной идеи от российских политических реалий. Сам же мыслитель на протяжении своего творчества пытался «.спасти правду социализма правдой^ духа, и правдой социализма спасти мир».3 Всё это показывает важность правильного понимания эвристического ресурса философско-политических идей Г.П.Федотова
Культурно-духовный фактор исторической динамики в философии истории* Федотова играет доминирующую роль и определяет её антропную, социальную и политико-институциональную составляющие. В нём проявляется взаимосвязь культуры, религии и церкви. Согласно взглядам мыслителя, накопление, сохранение и кристаллизация творимой человеком культуры происходит в церкви. Именно в ней осуществляется рост святости, поэтому через неё история приобретает свой сакральный смысл.
В исторических идеях мыслителя можно выделить такие основные формы исторической динамики как революция и эволюция. При этом революция характеризуется им отрицательно, поскольку в ходе её реализации развиваются негативные процессы: выветривание национального сознания, распад культурных связей и целостности русского этноса.
Исходя из этого, он тяготеет к другой форме исторической динамики — социокультурной эволюции. Её содержанием им выдвигается движение к
1 См.: Левицкий С.А.Сочинения: В 2т. T.2. Очерки по истории русской философии .М.,1995. С.11,36,187,461; Солженицын А.И. Как нам обустроить Россию: Посильные соображення.М.,1990.С.15,34,35,59,60;Янов А.Л.Россия против России. .Очерки истории русского национализма 1825 - 1921. Новосибирск, 1999. С.354; Кожинов B.B. «Черносотенцы» и революция: Загадочные страницы истории. М.,1998. С.48
2 См.: Кара-Мурза А.А. Георгий Петрович Федотов: «Духовное спасение России заключается в возрождении потребности в свободе» // Правое дело. 2002. 6 сентября. №36 (54)
3 См.: Федотов Г.П. Санкт-Петербург, 22 апреля (5 мая) 1918г. // Судьба и грехи России. T.l. С.41 религиозному идеалу свободы, сохранение отечественной исторической традиции и возвращение к православному христианству.
Ориентация эволюционного процесса на движение к свободе существенно дополняется Г.П.Федотовым направленностью на религиозный идеал свободы, который, по его убеждению сохранился на христианском Западе. Поэтому от судьбы Европы зависит и судьба свободы в России.
В качестве перспектив дальнейших исследований диссертационной проблемы можно было бы предложить изучение связи творчества мыслителя со школой «Анналов», сопоставление взглядов Г.П.Федотова и представителей западной философско-религиозной традиции.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Зузлов, Даниил Владимирович, 2008 год
1. Актуальные проблемы теории истории. Материалы «круглого стола» // Вопросы истории. 1994. № 6.С.45-103
2. Ананьев О .В., Ермичев А.А. «Новый Град»: проект духовного и социального переустройства мира // Философия и общество. 1999. № 1. С. 154-172
3. Анциферов Н.П. Воскресение // Мейер А.А.Философские сочинения. Paris, 1982. С.459-463
4. Анциферов Н.П. Из дум о былом. М.,1992
5. Асмус В.Ф. Маркс и буржуазный историзм // Асмус В.Ф. Избранные философские труды. Т.П. Очерки истории диалектики в новой философии. М., 1971
6. Балабан Н.А. Проблема определения понятия «интеллигенция» в 20-е годы XX века (Г.Шпет, Г.Федотов, А.Лосев) // Российская интеллигенция в отечественной и зарубежной историографии. Иваново, 1995. Т.2. С.592-594
7. Баткин Л.И. Смысл истории: Опыт философии человеческой судьбы. М.,1990
8. Бердяев Н.А. О социальном персонализме (к критике «Нового Града») // Новый Град. 1933. № 7. С.40-50.
9. Бердяев Н.А. Письма Г.П.Федотову //Вестник РСХД. 1978. № 124. С.102-121
10. Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М.,1991
11. Бердяев Н.А. Существует лив православии свобода мысли и совести? // Путь. 1939. № 59. С40-55
12. Библия. Новый Завет. Евангелие от Матфея. М.: Всесоюзный совет Адвентистов Седьмого дня, 1991 С. 1-37
13. Библия. Новый Завет. Откровение святого Иоанна Богослова. М.: Всесоюзный совет Адвентистов Седьмого дня, 1991 С.275 -292
14. Бицилли П.М.Рецензия на книгу: Федотов Г.П. Святой Филипп, Митрополит Московский // Современные записки. 1928. № 36. С.539-542
15. Бицилли П.М. Рецензия на книгу: Федотов Г.П. Святые Древней Руси // Современные записки. 1939. № 67. С.492 -493
16. Богданов А.А.Вопросы социализма: Работы разных лет. М.,1990
17. Бон Д. Новый Град Георгия Федотова // Человек.1993. № 1. С.82 85
18. Бон Д. К 110-летию Георгия Федотова. Документы и письма по поводу разногласия, возникшего между профессором Г.П.Федотовым и Правлением Православного богословского института в Париже // Звезда. 1996. №10;
19. Бондаренко Н.Д. Некоторые аспекты проблемы человека в философии Ортеги-и-Гассета // Историко-философский сборник. М.,1968
20. Бочаров С. Силы духа, творящие историю // Вопросы литературы 199 . № 2 С.189 193
21. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество // Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М.,1909. С.23 69
22. Булгаков С.Н. Основные проблемы теории прогресса // Проблемы идеализма М.,1903
23. Бычков С.С. Георгий Петрович Федотов (Биографический очерк) // Федотов Г.П.Собрание сочинений. В 12 т. М.,1996. М.,Т.1.С. 5-50
24. Варшавский B.C. Незамеченное поколение. М.,1992
25. Варшавский B.C. Перечитывая «Новый Град» //Мосты. 1965. № 11. С.267- 285
26. Варшавский B.C. Родословная большевизма. Paris, 1982
27. Вебер М. Избранные произведения. М.,1990
28. Вишняк М.В. Современные записки: Воспоминания редактора. СПб., 1993
29. Волкова Е.А.Революция 1917 года в политической концепции Г.П.Федотова: Причины, динамика и последствия // Вестник Воронежского государственного университета. Серия 1. Гуманитарные науки. 1998. Вып.2. 215 -223
30. Вольфкович М., Ляликов Д. Федотов Г.П. // Философская энциклопедия: В 5т. М.,1970. Т.5. С.309 310
31. Гадамер Г.Г. Истина и метод. М.,1998
32. Гайденко П.П. Человек и история в свете «философии коммуникации» К.Ясперса // Человек и его бытие как проблема современной философии. М.,1978. С. 97-134
33. Гайденко П.П. Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.1994. С.5 26
34. Галахтин М.Г. Особенности русской святости в культурологии Г.П.Федотова // Философия в России XIX начала', XX вв.: преемственность идей и поиски самобытности. М.,1991. С. 79 - 91
35. Галахтин М.Г. Федотов Г.П. // Новая философская энциклопедия. В 4т. Т.4. М.,2001. С. 167-168
36. Гегель Г.В. Философия истории. М., 1990
37. Герье М.Я. Философия истории от Августина до Гегеля. М., 1915
38. Гефтер М.Я. История позади? Историк - человек лишний //Вопросы философии. 1993. № 9. С. 31 - 40
39. Гиренок Ф.И. Роковая тема Георгия Федотова: Трагедия о России //Социс.1993. № 26-27. С.77 84
40. Гиренок Ф.И. Своевременный мыслитель // Общественные науки и современность. 1992. № 5.
41. Гиренок Ф.И. Судьба русской интеллигенции. Читая Федотова // Г.П.Федотов. О судьбе русской интеллигенции. М.,1991. С. 3 36
42. Гиренок Ф.И. Теория ноосферы. М.,1987
43. Горбунов В.В. Святая Русь Георгия Федотова и современные проблемы духовного возрождения общества // Кентавр. 1955. № 1. С.86 98
44. Горянов К. Жизнь и творчество Несмелова //Человек. 1992. №2. С.90 -96
45. Гревс И.М. Отзыв о сочинении Г.П.Федотова «Исповедь блаженного Августина как источник для его биографии и для истории культуры эпохи // Отчёт о состоянии и деятельности Санкт Петербургского университета за 1910 г. СПб., 1911. С. 351 -359
46. Григорьян Б.Т. Философия и философия истории // Философия и ценностные формы сознания. М., 1978. С.23 85
47. Губман Б.Л.Смысл истории: Очерки современных западных концепций. М. 1991
48. Губман Б.Л. Судьба и грехи России // Губман Б.Л. Россия и Европа в философии русской истории. Тверь. 1997. С. 38 53
49. Гуревич А.Я. Историческая антропология: Проблемы социальной и культурной истории // Вестник АН СССР. 1989. № 7.С.71 78
50. Гуревич А.Я. Историческая наука и историческая антропология // Вопросы философии. 1988.№ 1. С.56 70
51. Гуревич А.Я. исторический синтез и школа «Анналов». М.,1993
52. Гуревич А.Я. О кризисе современной исторической науки // Вопросы философии. 1991. № 2 3. С.21 - 36
53. Гуревич А.Я. Проблема ментальности в современной истории // Всеобщая история: дискуссия, новые подходы. Вып. 1. М., 1989. С. 51 69
54. Гуревич А.Я. Социальная история и историческая наука // Вопросы философии. 1990. № 4. С. 23 35
55. Гусакова З.Е. Из биограии философа, историка и публициста Г.П.Федотова // Советские архивы. 1991. № 6.
56. Давыдов Ю.Н. Контовский проект науки об обществе // Очерки по истории теоретической социологии XIX — начала XX века. М.,1994
57. Данилов В.Г. Современная российская история: в чём выход из кризиса // Новая и новейшая история. 1993. №6. С.95 -101
58. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии. 1988. №4. С. 135 -152
59. Дэвис Р.У. Советская историческая наука в начальный период перестройки // Вестник АН СССР. 1990. №10. С.31 -39
60. Зайцева Н.В. Логика любви: Россия в историософской концепции Георгия Федотова. Самара,2001
61. Замалеев А.Ф. Слышать голос Христа и голос истории: О социальной философии Г.П.Федотова // Федотов Г.П. О святости, интеллигенции и большевизме: Избранные статьи. СПб.,1994. С.5 -12
62. Зверева Г.И. Историческое знание в контексте культуры конца XX века: Проблема преодоления власти модернистских парадигм // РГГУ: Гуманитарные науки. М.,1994. Вып.2. С.127 142
63. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2т. Т. 1. 4.1. Л., 1991
64. Зеньковский В.В. На темы историософии // Современные записки. 1939. №69. С.280-293
65. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М.,1997
66. Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение XX века. Париж, 197468.3олотая Г.В. Социологический аспект творчества Г.П.Федотова:
67. Дис.канд.социол.наук.Саратов, 199869.3убкова Е.Ю., Куприянов А.И. Ментальное измерение истории: Поиски метода // Вопросы истории. 1995. № 7, С. 153 160
68. Иванов С.С. Идеал социализации в творчестве Г.П.Федотова // Проблемы политологии и политической истории: Межвузовский борник научных трудов. Вып.(.Саратов, 1999. С. 90 94
69. Иванов С.С. Идеология христианского социализма в России. Дис.кандидата полит наук. Саратов, 2001
70. Иваск Ю.П. Георгий Петрович Федотов (1886 1951) // Опыты. 1957. № 7.С.65 -71
71. Иваск Ю.П. Молчание. Памяти Г.П.Федотова // Наше наследие. 1988. № ;. С.51 -54
72. Иваск Ю.П. Рецензия на книгу Федотов Г.П. Лицо России // Новый журнал. 1969. № 94. С.277 279
73. Искандеров А.А. Историческая наука на пороге XXI века // Вопросы истории. 1966. № 4. С.З 31
74. Исупов К.Г. Георгий Федотов: Философия исторической свободы // Философские науки. 1991. № 3. С. 65 71
75. К 110-летию Георгия Федотова. Документы и письма по поводу разногласия, возникшего между профессором Г.П.Федотовым и Правлением Православного богословского института в Париже (публикация Д.Бон) // Звезда. 1996. № 10
76. Кант И. Религия в пределах только разума //Кант И. Собрание сочинений в 8 томах. Т.6. М., 1994.
77. Кантор В.К.Феномен русского европейца // Человек. 1999. № 4.С.54 -69
78. Кара Мурза А.А. Георгий Петрович Федотов: «Духовное спасение Росиии заключается в возрождении потребности в свободе» // Правое дело. 2002. 6 6 сентября. № 36 (54)
79. Кареев Н.И. Отношение историков к социологии // Рубеж. 1992. № 3. с.4 -36
80. Кареев Н.И. Теория исторического знания: Из лекций по общей теории истории. Теория исторического знания и теория исторического процесса. Ч.1.СП6., 1913
81. Карпович М.М. Г.П.Федотов // Новый журнал. 1951. № 27. С.266 272
82. Карпович М.М. Рецензия на книгу: Федотов Г.П. The Russian Religious Mind: Kievan Christifiiity. The Tenth to the thirteenth Centuries. Cambridge,
83. Mass.: Harvard University Press, 1946. XVI, 438 p. // Новый журнал. 1947. №16. C.301 -303
84. Карсавин JI.П. Философия истории. СПб., 1993
85. Кизеветтер А.А. Русская история по-евразийски // Вандалковская М.Г. Историческая наука российской эмиграции: «евразийский соблазн». М.,1997. С.341 -348
86. Киселёв А.Ф. Страна грёз Георгия Федотова (размышления о России и революции). М.,2004
87. Киссель М.А. Р.Дж.Коллингвуд историк и философ // Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М.,1980. С.418 -459
88. Ключевский В.О. Методология русской истории // Ключевский В.О. Сочинения: В 9т. Т.VI.М., 1989. С.5 93
89. Кобрин В.Б. Кому ты опасен, историк? М.,1992
90. Ковальченко И.Д. Теоретико-методологические проблемы исторических исследований. Заметки и размышления о новых подходах // Новая и, новейшая история. 1995.№ 1.С.З 33
91. Кожинов В.В. «Черносотенцы» и революция. Загадочные страницы истории. М.,1998
92. Кокка Ю. Социальная история между структурной и эмпирической HCTOpHeft/ZThesis. Вып.111. М.,1993. С.174 189
93. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории // Коллингвуд Р.Дж.Идея истории. Автобиография. М.,С.5 320
94. Кон И.С. Христианская философия истории на службе реакции //Вопросы истории. 1961. № 12. С.86 108
95. Корнеев В.В. Кризис исторической науки в России // Кентавр.1994. № 4. С. 87-93
96. Короленко В.Г. Письма к Луначарскому // Негретов П.И. В.Г.Короленко:Летопись жизни и творчества. 1917 1921. М., 1990
97. Кравченко В.В. Мистицизм в русской религиозной философии. М.,1997
98. Крапивинский С.Э. Социальная философия. М., 1996
99. ЮО.Кувакин В.А. Религиозная философия в России. Начало XX века. М., 1980
100. Куклин А. Эсхатологическая тема в русской мысли: К философскому портрету Г.П.Федотова // Горизонты культуры. Сборник научных трудов. Выпуск 1. СП6.Д992.С.119 188
101. Лакер У.Надгробная речь над почившей в бозе советологией // Новое время. 1992. № 32. С. 18 19
102. Лакер У. Похвальное слово меныпивикам // Новое время. 1992. № 45. С. 38-40
103. Лакер У. Чёрная сотня. Происхождение русского фашизма. М., 1994
104. Ланглуа Ш., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории. СПб., 1899
105. Лаппо-Данилевский А.С. Методология история. Вып. 1. Пг., 1923
106. Ле Гофф Ж. Ментальности: Двусмысленная история // История ментальностей. Историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., С.40 43
107. Ле Гофф Ж. Является ли всё же политическая история становым хребтом истории? // Thesis. Вып. IV. М.,1994. С. 18 31
108. Левицкий С.А. Сочинения: В « т.Т.». Очерки по истории русской философии. М.,1995
109. Леонтьева О.Б. Николай Александрович Бердяев: В поисках смысла истории. Самара, 1998
110. Ш.Логунов А.П. Кризис исторической науки или наука в условиях общественного кризиса: Отечественная историография второй половины 80 начала 90 гг. // Советская историография. М.,1996. С.447 - 487
111. Лооне Э.Н. Современная философия истории. Таллин,1980
112. Лосский Н.О. Воспоминания // Вопросы философии. 1991. № 11. С.116 -191; № 12. С. 92-153
113. Лосский Н.О. Органическое строение общества и демократия //Литература Русского Зарубежья. Антология. Т.1.Ч.1. М., 1990
114. Марк Р. Из истории русской культуры за рубежом: Вклад Г.П.Федотова // Россия и современный мир. 1995. № 2. С.275 299
115. Маркс К. К критике политической экономии (Предисловие) // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2 изд. М., 1968. Т.13
116. Межуев В.М. Философия истории и историческая наука // Вопросы философии. 1994. № 4. С. 74 86
117. Мень А.В. Возвращение к истокам // Федотов Г.П. Святые Древней Руси. Под ред. Д.С.Лихачева. М.,1990. С. 7 26
118. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В №т. М.,1993 1994
119. Михеева Г.В. К биографии русского философа Г.П.Федотова // Отечественные архивы. 1994. №2 С. 100-102
120. Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. М., 1989
121. Морозова М.Ю. Историософский анализ проблемы интеллигенции в трудах Г.П Федотова Автореф.дис.канд.философ.наук. М.,1996. С.14 15
122. Неретина С.С. История с методологией истории // Вопросы философии. 1990. №9. С.149 — 163
123. Несмелов В.И. Вера и знание с точки зрения гносеологии. Казань, 1913
124. Несмелов В.И. // Новая философская энциклопедия: В 4 томах /Институт философии РАН, Национальный общественно-научный фонд. М.: Мысль, 2001. Т. III. С.78
125. Несмелов В.И. Вера и знание с точки зрения гносеологии. Казань, 1913. С.16
126. Николаев А. Богословские труды профессора В.И.Несмелова // Журнал Московской патриархии. 1937. №8
127. Ницше Ф. Мир как воля и представление. М.,1990. С.67 патриархии. 1937. №8
128. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. М., 2000
129. Новосельцев А.П. «Мир истории» или миф // Вопросы истории. 1993. № 1. С.23-31
130. Орлов М.О. Постклассическая парадигма социальной динамики: философско-методологические основания. Автореф. с.канд.философ.наук. Саратов, 2004
131. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М., 1992
132. Ортега-и-Гассет X. «Дегуманизация искусства» и другие работы. М.,1991
133. Панфилова Т. Формационный и «цивилизованный подходы: возможности и ограниченность» // Общественные науки и современность. 1993. № 2. С.135 -139
134. Пащенко В.Я. Марксизм, большевизм, революция в зеркале евразийства // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 1999. № 3. С. 79-103
135. Поляков Ю.А. Наше непредсказуемое прошлое: Политические заметки. М., 1995
136. Померанц Г.С. Г.П.Федотов философ свободы и святыни // Человек. 1991. № 1.С.34 -37
137. Поппер К. Нищета историцизма. М., 1993
138. Порк А.А. Историческое объяснение. Таллин, 1981
139. Праздникова Д.А. В.И.Несмелов и проблема свободы воли // Философские науки. 1991. №2. С. 143 -145
140. Пронштейн А.П., Данилевский И.Н. Вопросы теории и методологии исторического исследования. М., 1986
141. Пушкарёв JI.H. Что такое менталитет? Историографические заметки // Отечественная история. 1995. № 3. С. 158-166
142. Риккерт Г. Науки о духе и науки о природе. М., 1915
143. Родоначальники позитивизма. Вып. 4. СПб., 1912
144. Рожков В.П. Запад и Россия: цивилизационная константа общественногоразвития. Саратов, 1998;
145. Руднев В.В. Коммунизм и национализм. По поводу статьи Г.Федотова //
146. Современные записки . 1935. № 57. С. 412 422
147. Руднев В.В. Политические заметки. Ещё о «Новом Граде» // Современные записки. 1932. № 50. С. 438 455
148. Руднев В.В. Рецензия на Новый Град. Кн. 1-ая /Под ред. И.Бунакова, Ф.Степуна и Г.Федотова. Париж, 1931 // Современные записки. 1932. № 48. С.504 509
149. Русские философы ( конец XIX середина XX века): Антология. Вып. 3 / Сост Л.Г.Филонова. М., 1996
150. Рыбачук В.Б. Горизонты свободы в философии истории Г.П.Федотова //Россия и Запад: Диалог культур. Тверь,1994. С. 135 146
151. Рыбачук В.Б. Гуманизм и культура в религиозно-философской концепции Георгия Федотова // Гуманизм и культура: Век XX. Тверь, 1993. С. 95-103
152. Рыбачук В.Б. Культура и история в философии Георгия Федотова. Конспект лекция. Тверь, 1994
153. Рыбачук В.Б. Философия Георгия Федотова: эсхатология и культура // Тезисы докладов научной конференции профессорско-преподавательско-го состава и сотрудников госбюджетных хоздоговорных тем 1993 г. Тверь, 1993. С.11 12
154. Рыбачук В.Б. Философия культуры Г.П.Федотова: Дис.канд.философ, наук М.,1995
155. Савицкий П.Н. Проблемы русской истории // Русский узел евразийства. Восток в русской мысли: Сборник трудов евразийцев. М., 1997. С.389 -402
156. Сафронов Р.Ю. №Новый Град» и идеи преобразования России // Культура российского зарубежья. М.,1995. С.70 90
157. Селиванова Ю.В. Политическая социология Г.П.Федотова: Идеи, Проблемы, прогнозы / под ред. Г.В.Дыльнова, Саратов, 2003
158. Селиванова Ю.В. Социально-политические взгляды Г.П.Федотова (социологический анализ): Дис.докт.социол.наук. Саратов, 2005
159. Сербиненко В.В. Мифологический характер интерпритации исторического процесса в русской религиозной философии // Актуальные проблемы научного атеизма. М.,1978. Вып.З. Вып.З. С.61 69
160. Сербиненко В.В. Оправдание культуры: Творческий выбор Г.Федотова // Вопросы философии. 1991. № 8. С.41 53
161. Сербиненко В.В. Спор об антихристе: Вл.Соловьёв и Г.Федотов // Общественная мысль: исследования и публикации. М.,1990. Вып.2. С. 29 -40
162. Сиротина И.Л. Русская культура и русская интеллигенция в философской публицистике Г.П.Федотова // Философия культуры. Т. IV. Первый российский философский конгресс. САб.,1997. С. 157— 159
163. Смирнов П.А. Империя культуры. О творчестве Г.П.Федотова // Наше наследие. 1991. № 3. С. 87 90
164. Согрин В.В. Идеология и историография в России: Нерасторжимый брак // Вопросы философии. 1996. № 8. С. 3 18
165. Соловьёв B.C. Три силы // Соловьёв B.C. Сочинения. В 2т. М.,1989. Т.1. С.301 323
166. Соловьёв B.C. Философские начала цельного знания // Соловьёв В.С.Сочинения. В 2 т. М.,1989.
167. Соловьёв С.М. История России с древнейших времён.
168. Соловьёв Э.Ю. Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры. М., 1991
169. Соловьёв Э.Ю. Судьбы европейской культуры (феномен тоталитаризма в творчестве Г.П.Федотова /Вестник Московского университета. Серия 12. Политические Науки. 1997. № 5. С. 78 92
170. Сорокин П.А. Теория факторов М.М.Ковалевского // М.М.Ковалевский. Учёный, госдарствененный деятель и общественный деятель и гражданин. Птр.,1917. .С.32-50
171. Спенсер Г. Основные начала. СПб., 1897
172. Степун Ф.А. Г.П.Федотов // Степун Ф.А. Портреты. СПб., 1999. С.289 -319
173. Степун Ф.А. «Новоградские» размышления. По поводу книги
174. B.С.Варшавского «Незамеченное поколение» и дискуссия о ней // Опыты. 1956. № 7. С. 45 57
175. Степун Ф.А. О свободе. Демократия, диктатура и «Новый Град» // Степун Ф.А. Чаемая Россия. СПб., 1999. С. 248 275
176. Стёпин B.C. Социальная философия. М., 1991
177. Струве П.Б. Дневник политика. 20 июля // Россия и славянство. 1929. 20 июля.
178. Сухомлин В. Гитлеровцы в Париже // Новый мир. 1965. № 11. С.111 156
179. Тепин Д.В. Разработка теоретической философии всеединства
180. C.Л.Франком: Автореф. дис.канд.филос.наук. Саратов, 2007. С. 13
181. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб., 1992
182. Тойби А.Дж. Постижение истории. М.,1991
183. Топоров В.Н. О русском мыслителе Георгии Федотове и его книге // Наше наследие. 1988. № 4. С.45 53
184. Украинец И.А. Национальные проблемы в творчестве Г.П.Федотова. Брянск. 1999
185. Уйбо А. Реконструкция исторического прошлого, как междисциплинарная задача // Учёные записки Тартуского университета. «Смысловые концепты историко-философского знания». Труды по философии XXXV, 1990. С.76-92
186. Федотов Г.П. Carmen saeculare //Вопросы философии. 1990. №8. С.137-146; Федотов Г.П. Собрание сочинений: В 12т. Т.2. Статьи 20-30-х годов из журналов «Путь», «Православная мысль» и «Вестник РХСД». М.,1998. С.70 -86
187. Федотов Г.П.Ессе Hornmo! (О некоторых гонимых «измах») // Человек. 1991. №1; Путь. 1937. №53. С.20 -36
188. Федотов Г.П. The Russian Religious Mind: Kievan Christianity. The Tenth to the thirteenth Centuries. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1946. XVI, 438 p.
189. Федотов Г.П. Н.А.Бердяев-мыслитель // Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М.,1991; Новый журнал. 1948. №19. С.266 -278
190. Федотов Г.П. Боги подземелья (О культе гробниц в меровингской Галлии) // Россия и Запад: Исторические сборники под ред. Заозёрского. Пг.,1923. №1. С.11 -39
191. Федотов Г.П. Борьба за искусство // Вопросы литературы. 1990. №2. С.214-225
192. Федотов Г.П. Будет ли существовать Россия? // Судьба и грехи России /избранные статьи по философии русской истории и культуры/: В 2-х тт. /Составление, вступительная статья, примечания Бойкова В.Ф. СПб., 1991. Т.1.С.173 -184
193. Федотов Г.П. В защиту этики // Путь. 1939. №60. С.4-17
194. Федотов Г.П. Восстание масс и свобода // Новая Россия. 1937. №19. С.4-5
195. Федотов Г.П.Завтрашний день (Письма о русской культуре) // Судьба и грехи России. СПб.,1992. Т.2. С.188 -205
196. Федотов Г.П. Запад и СССР // Новый журнал. Нью-Йорк, 1945. №11. С.205 -230
197. Федотов Г.П. Изучение России // Судьба и грехи России. Т.1. С. 123 -126
198. Федотов Г.П. К вопросу о положении русской Церкви // Судьба и грехи России. T.l. С.185 -196
199. Федотов Г.П. К истории средневековых культов (статья о книге О.Е.Добиаш-Рождественской «Культ Архангела Михаила в латинском средневековье») // Анналы. Пб., -М.,1923. С.273 -278
200. Федотов Г.П. Лицо России //Судьба и грехи России. T.l. С.42 -46
201. Федотов Г.П. Мысли по поводу Брестского мира // Судьба и грехи России. T.I. С.47-49+
202. Федотов Г.П. На поле Куликовом // Судьба и грехи России. Т.1. С. 102 -122
203. Федотов Г.П. Народ и власть // Кентавр. 1993. №2. С.143 -153
204. Федотов Г.П. Национальное и вселенское I/O России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.,1990. С.444-449
205. Федотов Г.П. Наша демократия // Полное собрание статей. Париж, 1988. Т.З; Новый град. 1934. №9. С.11 -25
206. Федотов Г.П. Новая Россия // Судьба и грехи России. Т.1. С. 197 -227
207. Федотов Г.П. Новое Отечество // Судьба и грехи России. Т.2. С.233 -252
208. Федотов Г.П. Новый Град. Сборник статей. Нью-Йорк, 1952
209. Федотов Г.П. Новый идол // Судьба и грехи России. Т.2. С.50 65
210. Федотов Г.П. О демократии формальной и реальной // О святости, интеллигенции и большевизме. Избранные статьи. СПб.,1994. С. 82 -86
211. Федотов Г.П. О национальном покаянии // Судьба и грехи России. Т.2. С.41-49
212. Федотов Г.П. О свободе формальной и реальной // О» святости, интеллигенции и большевизме. Избранные статьи. СПб., 1994. С. 79 -82
213. Федотов Г.П. О Святом Духе в природе и культуре // Вопросы литературы. 1990. №2. С.204 -213
214. Федотов Г.П. О святости, интеллигенции и большевизме. Избранные статьи. Спб.,1994
215. Федотов Г.П. О стиле в проповеди // Вестник РСХД. Париж, 1926. №2. С.7 -8
216. Федотов Г.П. О чём должен помнить возвращенец? // Судьба и грехи России. Т.2. С. 126-128
217. Федотов Г.П. Основы христианской демократии // Русские философы (конец XIX середина XX века): Антология. Вып.З / Сост. Л.Г.Филонова. М.,1996: С.140 -148
218. Федотов Г.П. Ответ Н.А.Бердяеву // Полное собрание статей. Париж,1988. Т.З; Новый град. 1933. №7. С.81 -89
219. Федотов Г.П. Письма Блаженного Августина // Сборник статей к 25-летию учебно-педагогической деятельности И.М. Гревса. СПб.,1911. С.107 -138
220. Федотов Г.П. Письма о русской культуре: Русский человек // Там же. Т.2. С.165
221. Федотов Г.П. Полное собрание статей. В 6 томах. Т.1 6. Париж,1988
222. Федотов Г.П. Правда побеждённых // Судьба и грехи России. Т.2. С.15 40
223. Федотов Г.П. Православие и историческая критика // Собрание сочинений. В 12т. М.,1998. Т.2. С.219 -231; Вопросы философии. 1990. №8. С.146 -153
224. Федотов Г.П. Проблемы будущей России. Первая статья //Судьба и грехи России. Т.1. С.228 -255
225. Федотов Г.П. Проблемы будущей России. Вторая статья // Судьба и грехи России. Т.1. С. 256-269
226. Федотов Г.П. Проблемы будущей России. Третья статья // Судьба и грехи России. Т.1. С.270 -285
227. Федотов Г.П. Революция идёт // Судьба и грехи России. Т.1. С. 127 -172
228. Федотов Г.П. Рождение свободы // Судьба и грехи России. Т.2. С.253 -275
229. Федотов Г.П. Россия, Европа и мы. Сборник статей. Париж, 1973
230. Федотов Г.П. Россия, Европа и мы // Судьба и грехи России. Т.2. С.З -14
231. Россия и свобода // Судьба и грехи России. Т.2. С.276 -303
232. Федотов Г.П. Россия Ключевского // Судьба и грехи России. Т.1. С.329 -348
233. Федотов Г.П. Русский человек (Письма о русской культуре) // Судьба и грехи России. Т.2. С. 163 —187
234. Федотов Г.П. Санкт-Петербург: 22 апреля (5 мая) 1918 г.// Судьба и грехи России. Т.2. С. 163 167
235. Федотов Г.П. Святой Филипп, Митрополит Московский // Русская литература. 1990. № 2
236. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М.,1990
237. Федотов Г.П. Создание элиты (Письма о русской культуре) // Судьба и грехи России. Т.2. С.206 -227
238. Федотов Г.П: Социальное значение христианства // Философские науки. 1991. №З.С.71-104
239. Федотов Г.П. Социальный вопрос и свобода //Судьба и грехи России. Т.1. С.286-301
240. Федотов Г.П. Сталинократия // Судьба и грехи России. Т.2. С.83 -97
241. Федотов Г.П. Стихи духовные: Русская религиозная вера по духовным стихам. М.,1991
242. Федотов Г.П. Судьба империй // Судьба и грехи России. Т.2. С.304 -327
243. Федотов Г.П. Трагедия интеллигенции //Судьба и грехи России. Т.1. С.66 -101
244. Федотов Г.П. Три столицы // Судьба и грехи России. T.I. С.50 -65
245. Федотов Г.П. Тяжба о России. Сборник статей. Париж, 1982
246. Федотов Г.П. Тяжба о России. Сборник статей. Париж, 1988
247. Федотов Г.П. Тяжба о России // Судьба и грехи России. Т.2. С. 103 -121
248. Федотов Г.П. Федерация и Россия //Судьба и грехи России. Т.2. С.228 -232
249. Федотов Г.П. Христианин в революции // Новый Град. Париж, 1937. №12. С.62 -78
250. Федотов Г.П. Христианин в революции. Сборник статей. Париж. 1957
251. Федотов Г.П. Христианство перед лицом современной социальной действительности // Путь. 1932. №32. С. 17 —26
252. Федотов Г.П. Что такое социализм? // Мыслители русского зарубежья: Бердяев, Федотов. СПб., 1992. С.329 -341
253. Федотов Г.П. Чудо освобождения // Сборник статей в честь Н.И.Кареева. Л.,1925. С.72 -89
254. Федотов Г.П. Эсхатология и культура // Горизонты культуры: Сборник научных трудов. Выпуск I. СПб., 1992. С.215 -225; Русские философы (конец XIX середина XX века): Антология. Вып.З / Сост. Л.Г.Филонова. М.,1996. С.148 -157
255. Федотова Е.Н. В защиту памяти Г.П.Федотова // Новое русское слово. 1955. 3 марта
256. Федотова Е.Н. Георгий Петрович Федотов // Г.П.Федотов Лицо России. Полное собрание статей. В 6т. Париж, 1988.Т.1. С.1 34
257. Федотова Е.Н. Из воспоминаний о Г.П.Федотове // Мейер А.А. Философские сочинения. Paris, 1982. С.453 -458
258. Флиер А. Цивилизация и субцивилизация России // Общественные науки и совместимость. 1993. « 2. С.135 139
259. Франк С.Л. Письмо Г.П.Федотову // Новый журнал. 1952. № 28. С.288 -289; Звезда. 1996. № 10.
260. Франк С.Л. Этика нигилизма (К характеристике нравственного мировоззрения русской интеллигенции и революции. М.,1991. С. 167 -199
261. Хвостов В.М. Теория исторического процесса: Очерки по философии и методологии истории: Курс лекций. М., 1914
262. Хмылёв Л.Н. Проблемы методологии истории в русской буржуазной историографии конца XIX начала XX века: Дис.докт.ист.наук. Томск, 1985
263. Ходонов А.С. История ментальности в современной французской историографии // Методологические и историографические вопросы исторической науки. Вып.21. Томск, 1994. С.21 33
264. Хомяков А.С. По поводу Гумбольдта // Хомяков А.С. О старом и новом. М.,1986. С.201-226
265. Хоружий С.С. Неопатристический синтез и рус/кая философия // Вопросы философии. 1994. № 5. С.82,87,88
266. Цветаева М.И. Письма Г.П.Федотову // Марина Цветаева. Собрание сочинений: В 7т. Письма. М., 1995. С. 427 434
267. Черемисская Ю.В. Концепция исторического развития у евразийцев // Тезисы докладов межвузовской конференции «Современные проблемы философии истории». Тарту-Кяярику. Тарту, 1979. С. 186-192
268. Шаров С.О. Диктатура: проблемы предвидения в творчестве И.А.Ильина и Г.П.Федотова //Проблемы политологии и политической истории: Межвузовский сборник научных трудов. Вып.9. Саратов, 1999. С. 62 65
269. Шемякин Я. Смена парадигм в современном российском культурно-историческом контексте (размышления о «Постижении истории» А.Тойиби) //Общественные науки и современность. 1993. № «. С.52 62
270. Шестаков В.П. Русское открытие Америки //Россия и Запад: диалог культур. М., 1994
271. Шпенглер О. Закат Европы. М.,1993
272. Янов А.Л. Россия против России. Очерки истории русского национализма. 1825-1921. Новосибирск, 1999
273. Яновский В.Поля Елисейские. Книга памяти. СПб., 1993
274. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.