Концепция "христианской демократии" Г.П. Федотова: политико-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.01, кандидат политических наук Исмаилов, Алексей Станиславович

  • Исмаилов, Алексей Станиславович
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ23.00.01
  • Количество страниц 154
Исмаилов, Алексей Станиславович. Концепция "христианской демократии" Г.П. Федотова: политико-философский анализ: дис. кандидат политических наук: 23.00.01 - Теория политики, история и методология политической науки. Москва. 2013. 154 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Исмаилов, Алексей Станиславович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Идейно-философский контекст формирования концепции Г.П. Федотова.

§1. Основные вехи творческого пути мыслителя и политико-философские истоки концепции.

§2. Интеллектуальная атмосфера создания проекта «Нового Града»

§3. Общие политико-философские идеи авторов «Нового Града».

ГЛАВА 2. Концепция «христианской демократии» Г.П. Федотова как политико-философский проект.

§1. «Христианская демократия» в системе политико-философских идей Г.П. Федотова.

§2. Политическое возрождение пореволюционной России в концепции Г.П. Федотова.

§3. Идеи христианской демократии в современном политическом дискурсе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концепция "христианской демократии" Г.П. Федотова: политико-философский анализ»

Актуальность темы исследования

Политические события переходных периодов в истории любого общества и мира в целом ставят перед политико-философской мыслью задачу выработки принципиальных стратегий развития, которые учитывали бы как национальные особенности, так и общемировые тенденции общественной трансформации, а также позволили бы полнее разобраться в глубинных причинах тех или иных политических явлений и учесть ошибки прошлого. Поэтому на переломных этапах развития всегда актуализируется научный анализ политико-философских концепций, разработанных ранее в периоды политической трансформации общества.

В связи с этим вполне закономерен резко возросший в последние годы интерес к отечественной политической мысли вообще и, в частности, к творчеству одного из виднейших мыслителей русской послеоктябрьской эмиграции Георгия Петровича Федотова (1886-1951). В противовес столь распространенным в его время радикальным доктринам он разрабатывал свою политико-философскую концепцию на основе детального изучения многовековой традиции русского государственного строительства и религиозно-культурных особенностей народа. При этом он не только глубоко понимал базовые культурно-исторические особенности России, но и в полной мере сознавал значимость таких актуальных для современности ценностей, как демократия, права человека и общественная солидарность. Поэтому многие из главных проблем, рассматриваемых Федотовым, находятся в центре политической дискуссии и сегодня.

Одним из наиболее значительных результатов его исканий стала концепция «христианской демократии», основанная как на глубоком знании отечественной политической традиции, так и на учете настоятельных требований политической жизни в условиях современности. Эта концепция представляет собой, кроме того, пример редкой в идейно-политических дискуссиях интеллектуальной аргументации, которая способна обогатить как политологический дискурс, так и сферу публично-правового согласования интересов.

Под «христианской демократией» в данном случае подразумевается не конкретная политическая партия или детально разработанный проект общественно-политического устройства, но определенная совокупность ориентиров и идей, на которых, по мысли Федотова, может основываться адекватная важнейшим особенностям России и задачам времени политика. Эти теоретические конструкции могут, как представляется, быть объектом политико-философского анализа.

Степень научной разработанности проблемы

Посмертное «возвращение» Г.П. Федотова на родину состоялось относительно недавно. За рубежом в отдельных очерках, рецензиях и воспоминаниях дать оценку его творчеству стремились современники, друзья и единомышленники - H.A. Бердяев, П.М. Бицилли, Ф.А. Степун, В.Н. Ильин, Ю.П. Иваск1 и др. Хотя эти работы интересны сами по себе, их вряд ли можно считать всесторонним научным исследованием творчества мыслителя.

В советский период идейное наследие Г.П. Федотова по понятным причинам не было объектом детальных исследований. Его имя, как правило, замалчивалось, а если упоминалось, то главным образом в качестве одного из

1 См.: Бердяев H.A. Из записной тетради // Новый журнал. - Ныо-Йорк, 1995. - № XLIII; Иваск Ю.П. Ред. на кн.: Федотов Г.П. Лицо России. Сб. статей (1918—1931). - Париж, 1967; Степун Ф.А. Г.П. Федотов // Новый журнал. - Ныо-Йорк, 1957. - № 49; Шмеман А. Рец. на кн.: Федотов Г.П, Христианин в революции. Paris, 1957 // Новый журнал. - Пыо-Йорк, 1957. - № 51; Его же: Рец. на кн.: Федотов Г.П. Новый Град. Ныо-Йорк, 1952 // Вестник Р.С.Х.Д. - Ныо-Йорк, 1952. - № 3; Бицилли П.М. Рец. на кн.: Федотов Г.П. Святой Филипп митрополит Московский // Современные записки. - Париж, 1928. - № 36; Карпович М.М. Г.П.Федотов // Новый журнал. 1951. №27; Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение XX века. Париж, 1974; Иваск Ю.П. Георгий Петрович Федотов (1886-1951) // Опыты. 1957. №7; Ильин В.Н. Г.П. Федотов. Святой Филипп, Митрополит московский // Путь. 1928. № 10. реакционных» идеологов «агонизирующей» белой эмиграции". В 1970 г. в «Философской энциклопедии» появилась свободная от идеологической предвзятости статья о Федотове, носившая скорее справочный характер3. Подробности биографии философа сохранились во многом благодаря его супруге E.H. Федотовой', составившей также библиографию его трудов5. В дальнейшем информацию о различных периодах его жизни в своих работах уточняли З.Е. Гусакова, Г.В. Михеева и французский ученый Д. Бон6.

В перестроечный и постперестроечный периоды были опубликованы исследования, посвященные историософии и философии культуры Федотова. Среди этих исследований определенно сохраняют ценность работы С.Г. Бочарова, Ф.И. Гиренка, К.Г. Исупова, В. Борисова, Г.С. Померанца, В.В. Сербиненко, В.Н. Топорова, JI.M. Смирнова, В.Б. Рыбачука и др.

Издание трудов Федотова сопровождалось вступительными статьями, дающими представление о жизненном пути мыслителя и предлагающими

2 См. напр.: Шкаренков JI.K. Агония белой эмиграции. М., 1981. - С. 155.

3 См.: Вольфкович М., Ляликов Д. Федотов Г.П. // Философская энциклопедия. В 5т. Т.5. М.,1970, - С. 309 -310.

4 См.: Федотова E.H. Георгий Петрович Федотов // Федотов Г.П. Лицо России: Поли. собр. статей: В 6 т. Т.1. Париж. 1988.-С. 1-34.

5 См.: Федотова E.H. Библиография трудов Г.П. Федотова (1886 — 1951). Париж, 1951.

6 См.: Бон Д. Новый Град Георгия Федотова // Человек. 1993. №1. - С.82-85; Гусакова З.Е. Из биографии философа, историка и публициста Г.П. Федотова // Советские архивы. 1991. №6; Михеева Г.В. К биографии русского философа Г.П. Федотова // Отечественные архивы. 1994. №2. - С. 100-102.

7 См.: Бочаров С.Г. Г.П. Федотов. Предисловие к публикации // Вопросы литературы. - М., 1990. - № 2; Гиренок Ф.И. Судьба русской интеллигенции (читая Федотова) // Г.П. Федотов о судьбе русской интеллигенции. - М., 1991; Его же: Интеллигенция в симулятивных пространствах культуры. Г.П. Федотов // Гиренок Ф.И. Патология русского ума. Картография дословности. - М., 1998; Исупов К.Г. Георгий Федотов: философия исторической свободы // Философские науки. - М., 1991. - № 3; Борисов В. Г.П. Федотов (1886-1951). Историческая публицистика // Новый мир. - М., 1988. - № 4; Замалеев А.Ф. «Слышать голос Христа и голос истории» (О социальной философии Г.П. Федотова) // Федотов Г.П, О святости, интеллигенции и большевизме: Изб. ст. - СПб., 1994; Померанц Г.С. Г.П. Федотов - философ свободы и святыни // Человек - М., 1991. - № 1; Сербиненко В.В. Предисловие к публикации // Вопросы философии. - М., 1990. -№ 8; Топоров В.Н. О русском мыслителе Георгии Федотове и его книге «Святые Древней Руси» // Наше наследие. - М., 1988. - № 4; Смирнов Л.М. Империя культуры. О творчестве Г.П. Федотова // Наше наследие. - М., 1991. - № 3; Рыбачук В.Б. Философия культуры Г.П. Федотова. - Тверь, 1996; Его же: Гуманизм и культура в концепции Г. Федотова // Гуманизм и культура: век XX. - Тверь, 1993. обзорную характеристику его творчества - здесь стоит отметить статьи В.Ф. Бойкова, С.С. Бычкова, Д.С. Лихачева, A.B. Меня8, в которых, на наш взгляд, адекватно изложены основные этапы жизненного и творческого пути Г.П. Федотова, а также суть его исторических и философских воззрений.

С 1990-х годов начинают появляться диссертационные исследования творческого наследия Г.П. Федотова. Культурно-философским аспектам его концепции посвящены работы В.Б. Рыбачука, Э.А. Шаряповой, A.B. Елькина, Т.В. Ивановой, И.В. Гребешева, М.Г. Галахтина и Д.В. Зузлова9. С точки зрения историографии жизненный и творческий путь философа рассматривают A.A. Галямичева, О.Г. Юмашева, Е.А. Волкова и Ж.А. Гумерова10.

В работах данных авторов политические взгляды Г.П. Федотова затрагиваются лишь как часть его учения, и по сравнению с культурно-историческими аспектами его концепции и особенностями творческого пути им уделяется значительно меньшее внимание. о

См.: Бычков С.С. Георгий Петрович Федотов (биографический очерк) // Федотов Г.П. Собрание сочинений в 12 т. Т.1.: «Абеляр» и статьи 1911-1925 гг. - М., 1996; Бойков В.Ф. Судьба и грехи России (философско-историческая публицистика Г.П. Федотова) // Федотов Г.П. Судьба и грехи России (избранные статьи по философии русской истории и культуры): В 2-х тт. Т.1. - СПб., 1991; Мень A.B. Возвращение к истокам // Федотов Г.П. Святые Древней Руси. - М., 1990; Лихачев Д.С. Предисловие // Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990.

9 См.: Рыбачук В.Б. Философия культуры Г. Федотова: Дисс. . канд. филос. наук. М., 1995; Шарапова Э.А. Философия русской культуры Г.П. Федотова: Дисс. . канд. филос. наук: 09.00.03. - М., 1999; Елькин A.B. Философия культуры Ф.А. Степуна и Г.П. Федотова. Новоградство: Дисс. . канд. филос. наук. М., 2005; Иванова Т.В. Проблема свободы в историософских воззрениях Г.П. Федотова: Дисс. . канд. филос. наук. М., 2001; Гребешев И.В. Опыт персоналистской философии истории: II. Бердяев и Г. Федотов: Дисс. . канд. филос. наук. М., 2005; Зузлов Д.В. Философия истории Г.П. Федотова: методологические основания и концептуальная реконструкция: Дисс. . канд. филос. наук. Саратов, 2008; Галахтин М.Г. Философия истории Г.П. Федотова: дисс. . канд. философ, наук. - М., 1993.

10 Гумерова Ж.А. Проблема русского национального сознания в творчестве Г.П. Федотова: Дисс. . канд. истор. наук. Томск, 2008; Галямичева A.A. Научно-педагогическая, публицистическая и общественно-политическая деятельность Г.П. Федотова в годы эмиграции (1925 — 1951 гг.): Дисс. . канд. ист. наук. Томск, 2008; Юмашева О.Г. Традиции русской исторической науки второй половины XIX — начала XX вв. в наследии Георгия Петровича Федотова. Автореф. дисс. . канд. ист. наук. М., 1995; Волкова Е.А. Исторические взгляды и политическая деятельность Г.П. Федотова в «парижский период» (1925-1940 гг.): Дисс. канд. . истор. наук. Орел. 2004.

Осмысление Федотовым социально-классовой структуры современного ему общества привлекло внимание и социологов. Здесь, прежде всего, необходимо упомянуть докторскую диссертацию Ю.В. Селивановой", в которой предпринята попытка анализа социально-политических взглядов Федотова с позиций социологии.

В 1995 году вышло издание Российского института культурологии и центра по изучению отечественной культуры Института российской истории 1

РАН - сборник статей «Культура русского зарубежья» В этом сборнике немало статей, посвященных идеям пореволюционных политических течений, рассматриваются и идеи авторов «Нового Града».

В 1997 году появилась «Литературная энциклопедия Русского зарубежья (1918-1940)», в которой содержится объемная информация о биографии и основных публикациях Г. Федотова.

В издание «Общественная мысль русского зарубежья: Энциклопедия» под редакцией В.В. Журавлева вошла достаточно основательная статья о Г.П. Федотове как мыслителе, написанная К.А. Соловьевым13.

В 2004 году вышла в свет книга А.Ф. Киселева «Страна грез Георгия Федотова (размышления о России и революции)», в которой были представлены биография и эволюция мировоззрения философа, раскрыты его идейные искания, связанные с осмыслением судеб России, природы и последствий революционных потрясений в стране в XX веке14.

В 2006 году вышел сборник «Российский либерализм: идеи и люди», в 2007 году появилось его второе издание. В него включена статья A.A. Кара-Мурзы о Г.П. Федотове, в которой подробно рассматриваются вопросы

11 Селиванова Ю.В. Социально-политические взгляды Г.П. Федотова: Дисс. . д-ра соц. наук. Саратов, 2005.

12 Культура российского зарубежья / Под ред. A.B. Квакина, Э. А. Шулеповой. - М.: Русский вестник, 1995.

13

Соловьев К.А. Федотов Георгий Петрович // Общественная мысль Русского зарубежья: Энциклопедия / Отв. ред. В.В. Журавлев. М.: РОССПЭН, 2009.

14 Киселев А.Ф. Страна грез Георгия Федотова (Размышления о России и революции). М., 2004. - С. 9. осмысления проблематики свободы в его творчестве15. Либеральные идеи в творчестве Г.П. Федотова также обсуждались в ходе круглого стола, организованного в 2011 году фондами «Либеральная миссия» и «Русское либеральное наследие» и приуроченного к 125-летию со дня рождения мыслителя16.

В целом Г.П. Федотову в России и за рубежом посвящено несравнимо меньше работ, чем H.A. Бердяеву, С.Л. Франку, П.Б. Струве, И.А. Ильину, С.Н. Булгакову или Б.П. Вышеславцеву. При этом, если историософские и религиозно-философские аспекты его творчества исследованы достаточно основательно, то его политические идеи удостоивались лишь отдельных статей или упоминаний, хотя они представляют, на взгляд автора, значительный интерес.

Цель и задачи исследования

Цель исследования - на основе изучения корпуса текстов Г.П. Федотова реконструировать и критически проанализировать его политико-философскую концепцию «христианской демократии», а также определить ее место в отечественной политико-философской мысли.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: реконструировать систему политико-философских взглядов Г.П. Федотова, нашедших выражение в его концепции «христианской демократии»;

- определить идейные предпосылки политико-философской концепции Г.П. Федотова и рассмотреть основные этапы его творческого пути с точки зрения формирования ключевых идей его концепции;

- вписать концепцию «христианской демократии» Г.П. Федотова в контекст идейного поиска направлений общественной мысли Русского Зарубежья и критически проанализировать ее основные идеи;

15 Кара-Мурза A.A. Георгий Петрович Федотов // Российский либерализм: идеи и люди / 2-е изд., испр. и доп., под общ. ред. А. А. Кара-Мурзы. М.: Повое издательство, 2007.

16 Материалы круглого стола «Россия и свобода» [Электронный ресурс] http://\vw\v.liberal.ru/articles/5502.

- определить характер политических идей Г.П. Федотова с точки зрения их соотнесенности с основными идеологиями и идейно-политическими течениями на основе критериев, принятых в политической науке;

- проследить судьбу основных политических идей Г.П. Федотова в современных российских христианско-демократических движениях и проектах.

Теоретические и методологические основы исследования

В основе данного исследования - традиционные общенаучные методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, элементы критического подхода, методы реконструкции историко-политологического и историко-философского контекстов, конкретно-исторического анализа. Для решения поставленных в работе задач использовались также аксиологический, сравнительный и герменевтический методы, социокультурный подход.

В связи с противоречивостью общественно-политических явлений, описываемых Г. Федотовым, особое значение приобретает диалектический метод.

Научная новизна исследования:

- политическое учение Г.П. Федотова впервые комплексным образом исследовано под углом зрения политико-философского анализа; выявлены идейные предпосылки формирования политико-философской концепции Г.П. Федотова и повлиявшие на ее формирование особенности жизненного и творческого пути мыслителя;

- проведено компаративное исследование комплекса идей «Нового Града» и политических проектов других пореволюционных идейных течений Русского Зарубежья;

- специально исследована и критически проанализирована с позиций политико-философского знания концепция «христианской демократии» Г.П. Федотова; на основе критериев, выработанных политической наукой, определено место концепции Г.П. Федотова в идейном спектре политических учений;

- проанализированы современные интерпретации основных идей политической концепции Г.П. Федотова.

Положения, выносимые на защиту:

1. Концепция Г.П. Федотова сформировалась в русле русской политической философии. Влияние на нее оказали русские революционные демократы (В .Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.И. Добролюбов и др.), ранние славянофилы (К.С. Аксаков, И.В. Киреевский, A.C. Хомяков), русские религиозные философы (B.C. Соловьев, С.Н. Булгаков, A.A. Мейер и др.), а также гегельянство, марксизм и изучение Г.П. Федотовым медиевистики. Политико-философский проект «христианской демократии» Г.П. Федотова можно рассматривать как закономерный результат его идейных исканий, которому предшествовала эволюция его историософских и культурологических воззрений.

2. Журнал «Новый Град» (1931-1939), основанный Г.П. Федотовым и группой его единомышленников, занимал независимую позицию, равноудаленную от крайних проявлений как традиционных, так и пореволюционных идейно-политических течений. Новоградцы стремились к созданию жизнеспособного идейного синтеза, основанного на христианских духовных ценностях, который мог бы, согласно их замыслу, спять традиционные противоречия между «правыми» и «левыми» в идейно-политической сфере.

3. Концепция «христианской демократии» Г.П. Федотова разработана на основе синтеза идей: христианского представления об истине, социалистических идеалов справедливости, свойственного либерализму утверждения личности и ее духовной свободы как высших ценностей. Центральное место в этой концепции занимает отказ от радикализма через наполнение каждой из «великих» политических идей гуманистическим духовным содержанием, которое, по мысли Федотова, делает их пригодными для синтеза и предотвращает возникновение непримиримого конфликта между ними.

4. Основополагающая ценность в концепции «христианской демократии» Г.П. Федотова - культурная свобода и неприкосновенность личности, обусловленная тем, что душа человека принадлежит Богу. Однако неограниченная свобода, по Федотову, не распространяется на политические и экономические права личности, которые могут и должны быть разумно ограничены.

5. Г.П. Федотов рассматривает христианство как религию непрерывного творческого обновления и противопоставляет его цикличности язычества. Он оправдывает революцию как борьбу с тиранией, но отвергает «великие» революции как попытки разрушить общество, чтобы вновь построить его «с нуля», руководствуясь некой отвлеченной доктриной. Возвращение к христианской духовности, по Федотову, начнет «творческую революцию», направленную на бесконечное творческое обновление мира. Эту идею Г.П. Федотов противопоставляет всем теориям «идеального общества» как некоего конечного состояния.

6. В результате исследования автор пришел к выводу, что, при сложном синтетическом характере его учения, Г.П. Федотов как политический мыслитель по совокупности его идей может быть отнесен скорее к консервативному направлению политической мысли, так как отвергает любые проявления радикализма и прожектерства, основанного на абстрактных принципах, а в построении своей политико-философской концепции опирается на принципы реалистической политики, традиционные христианские идеалы и глубокое уважение к историческому опыту. Его консерватизм при этом может быть определен как «либеральный», так как важнейшее значение в его концепции, наряду с ценностями христианских традиций и общественной солидарности, имеет защита прав и свобод личности.

7. В отличие от многих отечественных мыслителей, Г.П. Федотов придает большое значение демократии, однако считает, что она может быть действительно ценной, лишь если суметь наполнить ее духовным содержанием и не сводить исключительно к механике избирательного процесса.

8. Основные политико-философские идеи Г.П. Федотова присутствуют в модернизированном виде в работах ряда современных российских авторов; при этом проанализированные в работе их концепции носят более конкретно-прикладной, но вместе с тем и более спорный характер.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Материалы и выводы проведенного исследования могут быть использованы в преподавании в курсах политической теории, философии политики, истории русской философии и истории политических учений, так как уточняют представления о концепции Г.П. Федотова и определяют ее место в отечественной политической мысли. Материалы данной работы могут также быть использованы для дальнейшего исследования общественной мысли Русского Зарубежья.

Апробация исследования. Основные положения и отдельные аспекты диссертации нашли отражение в научных публикациях автора. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите кафедрой философии политики и права философского факультета МГУ.

Структура исследования. Структура диссертации определяется целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографического списка.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория политики, история и методология политической науки», Исмаилов, Алексей Станиславович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное диссертационное исследование позволяет сделать вывод о том, что самобытная концепция Г.П. Федотова сформировалась в русле русской философии, влияние на нее оказали русские революционные демократы (Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов и др.), ранние славянофилы (Константин Аксаков, Иван Киреевский, Хомяков), русские религиозные философы (Булгаков, Соловьев, Мейер и др.), гегельянство, марксизм, а также историография средневековья.

Главную цель своих трудов Г.П. Федотов видел в поиске путей преодоления системного кризиса для России и Европы, объединенных, как он верил, единством судьбы и культуры. Свою концепцию он разрабатывал на основе синтеза идей - христианского представления об истине, социалистических идеалов справедливости, утверждения личности и ее духовной свободы как высших ценностей. Ее реализация, по мысли Федотова, должна была не привести к реставрации старых или консервации существующих социально-политических устоев, но создать общество и человека принципиально нового типа.

На творчестве Федотова отразились также его личностные характеристики - непредвзятость, независимость и неспособность к моральному компромиссу - и особенности жизненного пути - вынужденный разрыв с родиной, необходимость жить и работать за рубежом, зачастую находясь в атмосфере изоляции и враждебности среди соотечественников. Поскольку Г.П. Федотов относительно поздно пришел к политической публицистике (в 39 лет), будучи зрелым мыслителем со сформировавшимися взглядами, поэтому, в отличие от многих современников, ядро его политической философии на всем протяжении периода творчества оставалось практически неизменным. При этом его работы всегда были живым откликом на основные тенденции и важнейшие события в общественно-политической жизни России и Европы.

Концепция «христианской демократии» Г.П. Федотова создавалась в атмосфере ожесточенных споров, касавшихся исторической судьбы России, путей ее дальнейшего развития и роли эмиграции в этом процессе. На правом фланге Зарубежья надеялись на новую мировую войну, а на левом были готовы принять большевизм и вернуться в СССР. Не соглашаясь с существовавшими в то время в среде Русского Зарубежья теоретическими построениями, Г.П. Федотов создал свою собственную концепцию, которая была призвана, по замыслу автора, раскрыть истинный творческий потенциал христианства в политической сфере. Ее основное содержание изложено на страницах журнала «Новый Град» (1931-1939), который Г.П. Федотов издавал вместе с небольшой группой эмигрантов-единомышленников. Новоградцы занимали достаточно независимую позицию, равноудаленную от крайних проявлений как дореволюционных, так и пореволюционных течений. Традиция исканий новоградцев восходит к идеям русских исследователей социальных аспектов христианства, главным образом - к Московскому Религиозно-Философскому Обществу памяти Вл. Соловьева.

Высшая ценность в политико-философской концепции Г.П. Федотова -человеческая личность, душа которой принадлежит Богу, а потому посягательства со стороны кого бы то ни было на ее неприкосновенность недопустимы. Свободное духовное творчество человека обращено лишь к Богу и является борьбой за его власть в мире. Свободу нельзя воспринимать как безответственность, беззаботность, комфорт или набор прав. Поэтому, в отличие от свободы личности, ее политические и экономические права могут и должны быть ограничены. Несмотря на приверженность идеалам свободы, Федотов был сторонником сильного государства, которое сможет защитить своих граждан и само себя от внешних и внутренних угроз.

Г.П. Федотов рассматривает христианство как религию непрерывного творческого обновления и противопоставляет его цикличности язычества. Поэтому главная революция, по Федотову, должна произойти в общественном сознании. Он не стремится предложить конкретную политическую программу или план борьбы за власть, но формулирует, по его убеждению, новое .мировоззрение. Ключ к решению общественных проблем он видит в установлении равновесия между личной и социальной этикой христианства. Преодоление социального раскола на основе принципов христианского миросозерцания, как полагал Федотов, положит конец конфликту между западниками и славянофилами, монархистами и республиканцами, социалистами и националистами и так далее, если все смогут отказаться от максимализма. Таким образом, будущая Россия для Федотова — не конечная цель политических преобразований, но их постоянный объект.

Политический и экономический проекты Федотова носят примерный и ориентировочный характер, так как невозможно предвидеть, в какой обстановке произойдет демонтаж коммунистической системы, каковы будут наличные условия. К тому же в политической и экономической сфере нет ничего абсолютного, все эволюционирует. Федотов может лишь предположить, что после большевиков будет необходим переходный период «демократической диктатуры», что усилятся сепаратистские настроения, но в целом он скорее предостерегает или указывает на некие аксиомы, вытекающие из сущности христианской политики. Например, в христианском обществе неприемлемы политическое рабство тоталитаризма и капиталистическая эксплуатация человека человеком. Отсюда его приверженность идеям социализма и демократии.

Согласно Г.П. Федотову, социализм глубоко укоренен в христианской культуре. Подлинный социализм не унижает личности, но способствует народному единению, уничтожает материальное неравенство, безработицу и нищету. Главная проблема социализма, согласно Федотову, заключается в преодолении рынка - организации внерыночного распределения. Восстанавливая посткоммунистическое хозяйство России, недопустимо увлекаться антибольшевистской реакцией и «разделывать все сделанное» в пику старой власти. Федотов и новоградцы противопоставляют свой подход, основанный на реалистической политике и поэтапных изменениях, доктринам и утопиям. Так, вместо «пятилеток», Федотов предлагает «пятидесятилетку». Наиболее справедливой формой экономической организации человеческого общежития, по Федотову, является социализм. Он не унижает достоинства личности, а способствует солидарности народа, сближая противоположные полюса социальной иерархии. Как и свобода личности, социализм, согласно идеям Федотова, является исконно христианской добродетелью, социальным воплощением христианской правды.

Исконно христианской добродетелью, по Федотову, является также и демократия. Поэтому ее надлежит наполнить христианским содержанием, так как «чистая», «языческая» демократия не справляется со своими задачами - выражения коллективной воли народа, защиты свобод, решения социального вопроса и др. В истории Древней Руси Г.П. Федотов видел предпосылки к развитию будущих демократических институтов власти. Идеалом православного общественного устройства Г.П. Федотов считал «соборность». Для него это такой способ единения внутри церкви, который исключает проявления епископской авторитарности и в то же время избегает крайностей индивидуализма. По Федотову, в православном мышлении соборность рассматривается как искание единства, основанного на любви и свободе, при соблюдении моральных принципов. Следовательно, это стремление достичь согласия иначе, нежели большинством голосов. В свое время древнерусским демократическим институтам не суждено было развиться и раскрыться во всей своей полноте из-за татаро-монгольского ига, укоренившего на Руси традицию восточного деспотизма, взятую на вооружение Московским княжеством и использованную им в строительстве империи. Осознание себя преемницей Византии, по Федотову, способствовало религиозному отступничеству России и подмене истинного православного христианства языческими принципами Римской Империи. Языческий по своему происхождению национализм способствовал строительству империи, но в итоге привел к ее краху. В то же время расцвет русской культуры в результате реформ Петра I доказывает, по мнению Федотова, культурное родство между Европой и Россией. Появление интеллигенции, воспринявшей западноевропейские идеалы свободы и социализма, способствовало просвещению монархов, но реакционная политика монархии в конечном счете привела интеллигенцию к непримиримой оппозиции режиму.

Г.П. Федотов противопоставляет культурный национализм политическому. Культурный национализм выражается в сохранении и развитии самобытной национальной культуры, а потому полезен. Политический национализм разжигает вражду между народами, способствует войнам и деградации культуры. Яркие воплощения политического национализма, по мнению Федотова, - советский коммунизм и германский нацизм. Между ними Федотов не видит существенных различий. И там, и там присутствует концепция стандартизированного индивида, отвечающего националистическим устремлениям режима, презрение к свободе, насаждается культ ненависти, коллективной мощи и техники. Русский культурный национализм, в отличие от политического, еще не успел себя исчерпать. Г.П. Федотов констатирует недостаточные усилия эмиграции по движению русской культуры вперед и призывает интеллигенцию не сдавать культурных высот и приложить все силы к возрождению России. В то же время он резко осуждает господствующие в Зарубежье реваншистские настроения.

Г.П. Федотов считал, что принципы справедливого хозяйства и творческой свободы можно использовать и в построении международного общения. Глобальным политическим идеалом для Федотова была всемирная федерация народов, в которой не будет войн благодаря ограничению политического суверенитета наций, но станет возможной полная свобода национального творчества. Отрицая мессианское значение русской государственности, Федотов считал, что Россия может указать пути к выходу из системного мирового кризиса и всем остальным странам - через ограничение политического суверенитета, плановое мировое хозяйство и полную культурную свободу наций - «великих личностей». После Второй мировой войны стало очевидно, что в случае победы СССР в возможной Третьей мировой войне, этот идеал нереализуем. Г.П. Федотов полагал, что сохранению национального единства России после краха советской системы должна способствовать рецепция культуры ее народов в русскую культуру. Федотов особенно важным считал сохранение единства с Украиной и Белоруссией, так как с их потерей Россия перестает быть европейской державой и рискует превратиться в азиатскую колонию Европы. На последнем (американском) этапе своего творческого пути Федотов пришел к выводу о несовместимости имперских амбиций России и ее существования в качестве свободного и демократического государства.

В ходе данного диссертационного исследования автор пришел к выводу, что Г.П. Федотова было бы справедливо отнести к консервативному направлению политической мысли, так как он является сторонником сильного государства, придает большое значение общественной солидарности, отвергает любые проявления радикализма, а в построении своей политико-философской концепции опирается на традиционные идеалы и глубокое уважение к историческому опыту. Поскольку важное место в политико-философской концепции Г.П. Федотова занимают идеи свободы и защиты прав личности, его консерватизм может быть определен как «либеральный».

В постперестроечную эпоху в России определенное распространение получили и идеи христианской демократии. Автор делает вывод, что если на Западе корни христианско-демократических движений лежали в социальной политике католической церкви, то российские христианские демократы восприняли идеи русских религиозных философов - Г.П. Федотова, С.Н. Булгакова, C.JI. Франка, H.A. Бердяева, П.Б. Струве, И.А. Ильина и др.

Российское Христианско-Демократическое Движение, основанное в

1990 г. Г.А. Анищенко, В.В. Аксючицем, о. В. Полосиным и др., можно считать политическим течением идейных последователей Г.П. Федотова. Неудачи РХДД говорят о том, что христианско-демократические идеи в драматических условиях постперестроечных политических реалий не могли быть адекватно восприняты без поддержки со стороны государства и церкви.

Идеи Г.П. Федотова присутствуют в работах современных российских авторов, в частности, В.В. Аксючица и А.Е. Молоткова. При этом проанализированные в работе их концепции носят более конкретно-прикладной, однако и более спорный характер. И в рамках этих концепций, и помимо них основные политико-философские идеи Г.П. Федотова остаются востребованными (что доказывает хотя бы высокая цитируемость его трудов) и продолжают «работать» на решение важнейших проблем современной России.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Исмаилов, Алексей Станиславович, 2013 год

1. Академики не одиноки. Ежедневный журнал. Электронный pecypc.http://ej.ru/?a=news&id=7396.

2. Аксючыц В.В. Миссия России. М. 2010.

3. Анищенко Г.А. Драма компромиссов Электронный ресурс. http://religion.ng.ru/printed/concepts/2000-04-12/5drama.html.

4. Анциферов Н.П. Из дум о былом. М, 1992.

5. Бердяев H.A. Евразийцы // Евразийский вестник. Книга Четвертая. Берлин, 1925.

6. Бердяев H.A. Значение русского христианского движения // Вестник Русского Христианского Движения. Париж, II-III 1993. №168.

7. Бердяев H.A. Из записной тетради // Новый журнал. Нью-Йорк, 1995. - № XLIII; Иваск Ю.П. Рец. на кн. Федотов Г.П. Лицо России. Сб. статей (1918— 1931). - Париж, 1967.

8. Бердяев H.A. Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы. М., 1991.

9. Берлин И. Философия свободы / Перевод А. Эткинда. М.: Новое литературное обозрение, 2001.

10. Бицилли П.М. Рец. на кн.: Федотов Г.П. Святой Филипп митрополит Московский // Современные записки. Париж, 1928. - № 36.

11. Бодрость! — 1935. — № 33. — 16 июня.

12. Бодрость! — 1935. — № 47. — 22 сент.

13. Бодрость! — 1935. — №49. — 6 окт.

14. Бодрость! — 1938. —№ 173. — 24 апр.

15. Бойков В.Ф. Судьба и грехи России (философско-историческая публицистика Г.П. Федотова) // Федотов Г.П. Судьба и грехи России (избранные статьи по философии русской истории и культуры): В 2-х тт. Т.1. -СПб., 1991.

16. Бон Д. Новый Град Георгия Федотова // Человек. 1993. № 1.

17. Борисов В. Г.П. Федотов (1886-1951). Историческая публицистика // Новый мир. М., 1988. - № 4.

18. Бочаров С.Г. Г.П. Федотов. Предисловие к публикации // Вопросы литературы. М., 1990. - № 2.

19. Булгаков С.Н. О Союзе христианской политики // Вопросы жизни, №.8, 1905.

20. Бычков С.С. Георгий Петрович Федотов (биографический очерк) // Федотов Г.П. Собрание сочинений в 12 т. Т.1.: «Абеляр» и статьи 19111925 гг.-М., 1996.

21. Варшавский B.C. Незамеченное поколение. М., 1992.

22. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. Спб. 2011.

23. Волкова Е.А. Исторические взгляды и политическая деятельность Г.П. Федотова в «парижский период» (1925-1940 гг.): дисс. канд. . истор. наук. Орел, 2004.

24. Вольфкович М., Ляликов Д. Федотов Г.П. // Философская энциклопедия. В 5т. Т.5. М.,1970.

25. Выступление митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на X Всемирном русском народном соборе 4 апреля 2006 г. Электронный ресурс. www.pravoslavie.ru/put/1213.htm.

26. Галахтин М.Г. Философия истории Г.П. Федотова: дисс. . канд. философ, наук. -М., 1993.

27. Галъцева P.A., Роднянская И.Б. II Проблемы православия в зарубежных исследованиях. Реферативный сборник. ИНИОН. М., 1988.

28. Галялшчева A.A. Научно-педагогическая, публицистическая и общественно-политическая деятельность Г.П. Федотова в годы эмиграции (1925 — 1951 гг.): Дисс. . канд. ист. наук. Томск, 2008.

29. ГАРФ, ф. 5826, оп. 1, д. 21, лл. 64-72.

30. ГАРФ, ф. 5826, оп. 1, д. 22, лл. 21-25.

31. ГАРФ, ф. 5826, оп. 1, д. 27, лл. 2-25.

32. ГАРФ, ф. 5853, оп. 1, д. 54, лл. 20-20.

33. Гиренок Ф.И. Патология русского ума. Картография дословности. -М., 1998.

34. Гиренок Ф.И. Судьба русской интеллигенции (читая Федотова) // Г.П. Федотов о судьбе русской интеллигенции. М., 1991.

35. Гребешев ИВ. Опыт персоналистской философии истории: Н. Бердяев и Г. Федотов: Дисс. канд. филос. наук. М., 2005.

36. Гумерова Ж.А. Проблема русского национального сознания в творчестве Г.П. Федотова: дисс. канд. . истор. наук. Томск. 2008.

37. Гусакова З.Е. Из биографии философа, историка и публициста Г.П. Федотова// Советские архивы. 1991. №6.

38. Елисеев А. Царь и советы: идейные поиски младороссов // http://nash-sovremennik.ru/p.php?y=2005&n=l l&id=6

39. Елъкин A.B. Философия культуры Ф.А. Степуна и Г.П. Федотова. Новоградство: Дисс. канд. филос. наук. М., 2005.

40. Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение XX века. Париж,1974.

41. ЗузловД.В. Философия истории Г.П. Федотова: методологические основания и концептуальная реконструкция: Дисс. . канд. филос. наук. Саратов, 2008.

42. Иванова Т.В. Проблема свободы в историософских воззрениях Г.П. Федотова: Дисс. канд. филос. наук. М., 2001.

43. Иванова Т.В. Проблема свободы в историософских воззрениях Г.П. Федотова: дисс. канд. . философ, наук. М., 2001.

44. Иваск Ю.П. Георгий Петрович Федотов (1886-1951) // Опыты. 1957. №7.

45. Иваск Ю.П. Молчание. Памяти Георгия Петровича Федотова // Наше наследие. 1989. №4.

46. Игумен Вениамин. Христианский социализм прот. Сергия Булгакова Электронный ресурс. http://www.vehi.net/bulgakov/novik.html

47. Известия от 24 ноября 1921 г.

48. Ильин В.Н. Г.П. Федотов. Святой Филипп, Митрополит московский//Путь. 1928. № 10.

49. Ильин НА. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 гг.: в 2 т. М., 1992.

50. Ильин НА. О монархии и республике Электронный ресурс. http://www.rus-sky.com/gosudarstvo/ilin/ilinmr.htm.

51. Ильин И.А. О политическом успехе (забытые аксиомы) Электронный ресурс. http://www.apocalypse.orthodoxy.ru/problems/130.htm.

52. Ильин H.A. Собрание сочинений, том VII. М 1998.

53. Ильин. И.А. О Сущности правосознания Электронный ресурс. http://www.philosophy.ru/library/il/02/01 .html.

54. Ильин. И.А. Что такое Русский Обще-Воинский Союз (Р.О.В.С.) Электронный ресурс. http://www.rovs.narod.ru/vozrosl.htm.

55. Исупов КГ. Георгий Федотов: философия исторической свободы // Философские науки. М., 1991. - № 3.

56. Кара-Мурза A.A., Жукова O.A. Свобода и вера. Христианский либерализм в российской политической культуре. -М., 2012.

57. Карпович М.М. Г.П.Федотов // Новый журнал. 1951. №27.

58. Кейдан В.И. Взыскующие града: Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках. М., 1997.

59. Киселев А.Ф. Политическая история русской эмиграции. М, 1999.

60. Киселев А.Ф. Страна грез Георгия Федотова (Размышления о России и революции). М., 2004.

61. Ключников Ю.В. Смена вех // В поисках пути: Русская интеллигенция и судьбы России. —М., 1992.

62. Крыгина С.С. Идеологическое конструирование методологической проблематики мыслителями русской политической мысли послеоктябрьского зарубежья Электронный ресурс. http://www.petrsu.ru/Chairs/Politology/rozneva2.pdf.

63. Культура российского зарубежья // Под ред. A.B. Квакина, Э. А. Шулеповой. М., 1995.

64. Ларионов В. А. Боевая вылазка в СССР: Записки организатора взрыва ленинградского Центрального партклуба (июнь 1927). — Париж. — 1931.

65. Леонтьев КН. Избранные письма: 1854—1891. СПб.: Пушкинский фонд, 1993.

66. Либеральный консерватизм: история и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: РОССПЭН, 2001.

67. Лихачев Д. С. Предисловие // Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М, 1990.

68. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: латинская патристика. М. 1979.

69. Мейер A.A. Философские сочинения. Париж, 1982.

70. Мень A.B. Возвращение к истокам // Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990.

71. Михеева Г.В. К биографии русского философа Г.П. Федотова // Отечественные архивы. 1994. №2.

72. Младоросская искра. — 1934. — № 42. — 1 дек.

73. Млечин Л. Сеть. Москва-ОГПУ-Париж. Минск, 1991.

74. Молотков А.Е. Миссия России. Православие и социализм в XXI веке Электронный ресурс. http://www.golden-ship.ru/load/proektrossija/missijarossiipravoslavieisocializmvxxivekem olotkovae/133-1-0-804.

75. Назаров М. Миссия русской эмиграции. М., 1994.

76. Нарочницкая Я.Л.Россия и мировой восточный вопрос Электронный ресурс. http://www.pravoslavie.ru/analit/global/vostochvopros.htm.

77. Новгородцев П.И. Демократия на распутьи // Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991.

78. Новый Град. 1931-1939. №1-14.

79. Овсиенко Ф.Г. Политизация конфессий и клерикализация политики: тенденции развития и риски в российском обществе // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Специальный выпуск к №3. М., 2009.

80. Панарин А. С. Православная цивилизация в глобальном мире. М.2002.

81. Петелин Б.В. Германская политика ХДС/ХСС: содержание, концепции, методы и результаты: дисс. . д-ра истор. наук. Вологда, 2002.

82. Померанц Г. С. Г.П. Федотов философ свободы и святыни // Человек-М., 1991. -№ 1.84. Пути Евразии. — М., 1993.

83. Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции: 1919-1939. — М., 1994.

84. Российская газета Федеральный выпуск №3634,19 ноября 2004г.

85. Российская газета Федеральный выпуск №3634.

86. Российский либерализм: идеи и люди / 2-е изд., испр. и доп., под общ. ред. А. А. Кара-Мурзы. М.: Новое издательство. 2007.

87. Российское демократическое движение. Сборник материалов. М.,1990.

88. Рыбачук В.Б. Гуманизм и культура в концепции Г. Федотова // Гуманизм и культура: век XX. Тверь, 1993.

89. Рыбачук В.Б. Философия культуры Г. Федотова: Дисс. . канд. филос. наук. М., 1995;

90. Рыбачук В.Б. Философия культуры Г.П. Федотова. Тверь, 1996;

91. Саква Р. Христианская демократия в России // Социологические исследования. 1993. № 4.

92. Свенцицкий В.П. Проект программы «Христианского братства Борьбы», М., 1906.

93. Свенцицкий В.П. Собрание сочинений. Т. 2. М., 2010.

94. Селиванова Ю.В. Социально-политические взгляды Г.П. Федотова: Дисс. д-ра соц. наук. Саратов, 2005.

95. Сербиненко В.В. Предисловие к публикации // Вопросы философии. М., 1990. - № 8.

96. Смирнов JT.M. Империя культуры. О творчестве Г.П. Федотова // Наше наследие. М., 1991. - № 3.

97. Соловьев B.C. Великий спор и христианская политика. Собр. соч., в Ют. СПб. 1912, т. 4.

98. Соловьев B.C. Национальный вопрос в России. Выпуск второй // Сочинения в двух томах. Т. 1. М., 1989;

99. Соловьев К.А. Федотов Георгий Петрович // Общественная мысль Русского зарубежья: Энциклопедия / Отв. ред. В.В. Журавлев. М.: РОССПЭН, 2009.

100. Степун Ф.А. Бывшее и несбывшееся. Нью-Йорк, 1956.

101. Степун Ф.А. Г.П. Федотов // Новый журнал. Нью-Йорк, 1957.49.

102. Струве П.Б. О мере и границах либерального консерватизма Электронный ресурс. http://www.sociology.mephi.ru/docs/polit/html/struve.htm.

103. Сытин А.Г. Идеал «творческой демократии» в понимании Джона Дыои и Ивана Ильина // Schola-2006. Сборник научных статей философского факультета МГУ / Под ред. E.H. Мощелкова, A.A. Ширинянца. М., 2006.

104. Топоров В.Н. О русском мыслителе Георгии Федотове и его книге «Святые Древней Руси» // Наше наследие. М., 1988. - № 4.

105. Третья Россия. — 1932. — №1.

106. Трубецкой. Н.С. Европа и человечество Электронный ресурс. http://gumilevica.kulichki.net/TNS/tns03.htm.

107. Умланд А. Постсоветские правоэкстремистские контрэлиты и их влияние в современной России Электронный ресурс. http://www.intelros.ru/readroom/nz/nz57/2286-postsovetskie-pravojekstremistskie.html.

108. Устрялов Н.В. PATRIOTICA Электронный ресурс. http://lib.ru/politolog/ustryalov/patriotica.txt.

109. Устрялов Н.В. В борьбе за Россию Электронный ресурс. http://www.gumer.info/bibliotekBuks/History/Article/UstrBorbRuss.php

110. Утверждения. — 1931. — № 1.

111. Федотов Г.П. Защита России. Париж, 1988.

112. Федотов Г.П. Между двух войн // Новый журнал. Нью-Йорк, 1946. № 14.

113. Федотов Г.П. Полное собрание статей в 6 т. Т.З. Париж, 1982.

114. Федотов Г.П. Собрание сочинений в 12 т. М, 1996-2008.

115. Федотов Г.П. Судьба и грехи России Спб., В 2 т. 1991.

116. Федотов. Г.П. Лицо России: Полн. собр. статей: В 6 т. Т.1. Париж. 1988.

117. Федотова Е.Н. Библиография трудов Г.П. Федотова (1886 — 1951). Париж, 1951.

118. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 2011.

119. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М., 2004.

120. Шамшурин В.И. Человек и государство в русской философии естественного права // Вопросы философии. 1990. Ms6.

121. Шамшурин В.И. Эпистемология либерального консерватизма Опыт аналит.подхода Дис. . д-ра социол. наук 22.00.01

122. Шаряпова Э.А. Философия русской культуры Г.П. Федотова: Дисс. . канд. филос. наук: 09.00.03. М., 1999.

123. Шкаренков JI.K. Агония белой эмиграции. М., 1981.

124. Шмеман А. Рец. на кн.: Федотов Г.П, Христианин в революции. Paris, 1957 // Новый журнал. Нью-Йорк, 1957. - № 51.

125. Шмеман А. Рец. на кн.: Федотов Г.П. Новый Град. Нью-Йорк, 1952 // Вестник Р.С.Х.Д. Нью-Йорк, 1952. - № 3.

126. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М., 2009.

127. Юмашева О.Г. Традиции русской исторической науки второй половины XIX — начала XX вв. в наследии Георгия Петровича Федотова. Автореф. дисс. . канд. ист. наук. М., 1995.

128. Putnam G.F. Russian alternatives to Marxism: Christian socialism and idealistic liberalism in XX century Russia. Knoxville, 1977.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.