Социально-политические взгляды Г.П. Федотова: Социологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.01, доктор социологических наук Селиванова, Юлия Викторовна

  • Селиванова, Юлия Викторовна
  • доктор социологических наукдоктор социологических наук
  • 2005, Саратов
  • Специальность ВАК РФ22.00.01
  • Количество страниц 303
Селиванова, Юлия Викторовна. Социально-политические взгляды Г.П. Федотова: Социологический анализ: дис. доктор социологических наук: 22.00.01 - Теория, методология и история социологии. Саратов. 2005. 303 с.

Оглавление диссертации доктор социологических наук Селиванова, Юлия Викторовна

Введение.

Раздел I. Теоретико-методологические подходы Г.П. Федотова к анализу социально-политических процессов.

Раздел II. Г.П. Федотов о роли идеологического фактора в общественной жизни.

Раздел III. Г.П. Федотов как политический публицист: критика антигуманизма, имморализма и волюнтаризма в сфере политики.

Раздел IV. Концепция социально-политической динамики российского общества в работах Г.П. Федотова.

Раздел V. Социология Г.П. Федотова и современность.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методология и история социологии», 22.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-политические взгляды Г.П. Федотова: Социологический анализ»

Развитие современной отечественной социологии происходит в сложных, противоречивых условиях социальных преобразований, всесторонней модернизации российского общества. Эти общественные изменения сопровождаются не менее сложным и противоречивым процессом роста социального самосознания различных слоев общества. Природа социологического знания не может быть чужеродной ценностному содержанию, социальному обоснованию выбора различных парадигм, наиболее полно отражающих закономерные тенденции эволюции общества. Проблемы нынешней социологии уходят своими корнями в историю российской общественной мысли прошлых столетий.

Знаменательным явлением наших дней является активизация интереса к богатейшему теоретическому наследию, оставленному русскими социологами XIX-XX веков. Рост такого интереса — по крайней мере, своей внешней стороной - свидетельствует об интеллектуальной потребности наших современников найти некое «новое знание» в трудах мыслителей, отыскать ответы на вопросы, которые возникают в процессе «конструирования» новой российской социологии.

В контексте современной ситуации естественным является и обращение к идейному и теоретическому богатству, заключенному в многочисленных трудах философов и социологов Русского Зарубежья, особенно представителей, так называемой «первой волны» эмиграции, оказавшихся за границей непосредственно после Октябрьской революции или в 20-е гг. XX века. Видное место среди них занимает Георгий Петрович Федотов (1886-1951), бывший профессор Саратовского университета, историк, социолог, богослов, политический публицист.

Творчество Г.П. Федотова многогранно и неоднородно по своему содержанию - оно представлено и солидными монографиями (главным образом, по проблемам богословия и истории русского православия), и многочисленными журнальными статьями, написанными, как говориться, «на злобу дня». Поэтому вполне естественными являются вопросы о том, чем привлекательно социологическое наследие нашего соотечественника-эмигранта для современного читателя, какую роль оно может сыграть в сложном и неоднозначном процессе разработки новой отечественной социологии. Разумеется, речь идет не о поиске каких-то готовых решений проблем, выдвигаемых современной жизнью, или «рецептов» для врачевания нынешних социальных болезней.

Тем не менее, обращение к социологическому наследию Г.П. Федотова может быть поучительным во многих отношениях. И, прежде всего с методологической точки зрения. В работах Г.П. Федотова можно найти блестящие образцы применения различных методов социологического анализа, обобщения фактического материала, и «конструирования» теоретических концепций, отличающихся четкостью и своеобразным изяществом построения.

Кроме того, нужно учитывать, что растущий интерес к идейному наследию предшествующих поколений, в том числе и к творчеству Г.П. Федотова, объясняется не только чисто познавательными, теоретическими аргументами. Именно в кризисные моменты в обществе возникает повышенный спрос на социологические концепции, способствующие разрешению назревших противоречий, выходу из тупиков, в которые завела общество ошибочная политика, проводимая в предшествующий период. И в данном случае важен тот факт, что свои творческие поиски Г.П. Федотов осуществлял отнюдь не в мирной и спокойной обстановке, а на фоне исторических трагедий и катастроф, что придает особый, «пророческий» колорит его теоретическим выводам и обобщениям. Иными словами, современные социологи ищут и находят в работах своего великого предшественника (как и в трудах его современников, товарищей по изгнанию) немало полезного в плане социальной диагностики и прогностики, т.е. понимания сущности и направленности социальной динамики.

И, наконец, немаловажно отметить, что Г.П. Федотов проявил себя как один из наиболее талантливых политических публицистов Русского Зарубежья. Именно в публицистических выступлениях сформулированы многие важные концептуальные положения его социологии. В публицистике проявились такие замечательные качества творческой натуры Г.П. Федотова, как высокий нравственный пафос, патриотизм, интеллектуальная честность, гуманизм и объективность даже в отношении идеологических противников.

Таким образом, можно с полным правом констатировать, что в современных условиях не утратили свою актуальность различные аспекты социологического творчества Г.П. Федотова. Он внес заметный вклад в разработку ряда социологических отраслей (социологии личности, социологии культуры, исторический социологии и т.п.). Но наибольшее значение идеи Г.П. Федотова имеют для развития методологических и теоретических основ политической социологии. Это и обусловило выбор темы нашего исследования.

Г.П. Федотов покинул Родину, еще не получив известности в научных кругах. Эмигрантская среда была слишком занята внутренними распрями, чтобы по достоинству оценить независимую позицию и кристально-ясную мысль ученого. Скончался Г.П. Федотов в сталинскую эпоху, когда сам факт пребывания в эмиграции неизбежно вычеркивал человека, будь он писателем, философом или художником, из числа почитаемых и изучаемых деятелей.

Посмертное «возвращение» Г.П. Федотова на Родину было непростым, оно затянулось на несколько десятилетий. Это был долгий и тернистый путь. На протяжении многих лет имя выдающегося сына России было неизвестно россиянам (так же, как и имена К. Леонтьева, В. Розанова, Н. Бердяева, И. Ильина и многих других). Его произведения, публиковавшиеся за рубежом, были недоступны для большинства исследователей в бывшем СССР.

Если имя Г.П. Федотова и упоминалось в работах советских авторов, то лишь в числе «реакционных» идеологов «агонизирующей» белой эмиграции1. Таким образом, творчество выдающегося русского мыслителя не только замалчивалось, но и подчас грубо искажалось в идеологических целях. В то же время труды Г.П. Федотова, как других русских философов и социологов, привлекало внимание западных исследователей. Вклад мыслителей Русского Зарубежья в развитие мирового социального знания, издания и переводы их на основные европейские языки в немалой степени способствовали осознанию их творческого наследия в качестве полноправного компонента философии и социологической науки Запада. О растущем интересе к творчеству Федотова свидетельствует переиздание его трудов в Париже и Нью-Йорке2. Профессор русской литературы и философии университета г. Экс (Франция) Даниель Бон посвящает ряд работ различным аспектам творческого наследия Федотова3.

1 См., напр.: Шкаренков JI.K. Агония белой эмиграции. М., 1981. С. 155. л

См.: Федотов Г.П. Лицо России: Сборник статей. Париж, 1967; Россия и свобода. Нью-Йорк, 1981: Тяжба о России: Сборник статей. Париж, 1983; Защита России: Статьи 1936-1940 гг. Париж, 1988, и др.

3 См.: Бон Д. Новый Град Георгия Федотова // Человек. 1993. №1; К 110-летию Георгия Федотова. Документы и письма по поводу разногласия, возникшего между профессором Г.П. Федотовым и Правлением Православного богословского института в Париже (Публикация Д. Бон) // Звезда. 1996. №10.

Наследие это весьма велико по объему. До отъезда за рубеж Г.П. Федотову удалось опубликовать 10 работ - это, главным образом, статьи по истории средних веков и одна монография («Абеляр», 1924 г.). Самым плодотворным был «французский период» (1926-1940 гг.), когда им опубликовано около 250 работ на русском языке и свыше 20 - на французском, немецком, английском языках. За время пребывания в США появилось 30 публикаций на русском языке и 17 на английском языке1. И многое осталось в набросках, в черновиках в архиве автора. Будучи историком по образованию, в первый период своего творчества он писал, в основном, на исторические темы. Позже он выступал как философ и богослов, занимался изучением проблем политики, культуры, социальной психологии. Все эти разработки русского мыслителя долгое время не получали должной оценки на его Родине. Впервые краткая, но объективная (без идеологических ярлыков) справка о Федотове появилась в 1970 г. в «Философской энциклопедии»2. Здесь содержалось адекватное изложение его воззрений, был дан список основных трудов Г.П. Федотова.

И только в годы «перестройки», в период «переоценю! ценностей» и кардинального изменения духовных ориентаций нашего общества труды Г.П. Федотова стали публиковаться и на его Родине. В это время фактически во всех ведущих общественно-политических журналах появляются перепечатки его статей и эссе 20-50-х гг., созвучные тревогам и

1 На английском языке опубликованы крупнейшие работы Федотова по истории русской религиозной культуры: «Русская религиозность», Т. 1 1948, (2-й том увидел свет в 1966 г.), «Сокровище русской духовности», 1948 г. См.: Федотов Г.П. Судьба и грехи России. СПб., 1992. Т.2. С. 338-348.

2 См.: Вольфкович М., Ляликов Р. Федотов // Философская энциклопедия. М., 1970. С. 309-310. заботам российского общества эпохи радикальных реформ1. Впервые в нашей стране стали известны основные исторические труды Г.П. Федотова2.

Особенно важно отметить, что в эти годы в ряде периодических изданий и сборниках опубликованы главные работы Г.П. Федотова, имеющие социологический характер3. Новые возможности для исследования творчества Г.П. Федотова открыло издание первого (в России) собрания его сочинений под названием «Судьба и грехи России» (Т. 1-2, СПб., 1991-1992). В первом томе издания помещена вступительная статья В.Ф. Бойкова, в которой дано наиболее подробное (из имеющихся ныне) жизнеописание Г.П. Федотова и весьма содержательный обзор его философско-исторической и социологической публицистики.

Таким образом, за сравнительно короткий исторический срок научное наследие Г.П. Федотова стало гораздо более доступным для отечественного

1 См.: Интересные подборки статей Федотова в журналах: Вопросы философии. 1990. №8; Вопросы литературы. 1990. №2 (статьи о,культуре); Искусство кино. 1990. №7-8; Новое время. 1990. №23, 46; 1993. №44; Кадры. 1991. №2; Континент. 1992. №74 и др.

2 Святые Древней Руси. М., 1990; Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам). М., 1991.

3 «Рождение свободы» (Новый мир. 1989. №4); «Трагедия интеллигенции» (О России и русской философской культуре. М., 1990); «Судьба нашей духовной культуры» (Диалог. 1991. №18); «Письма о русской культуре» (Русская идея. М., 1992); «Россия, Европа и мы» (Кентавр, 1992. №1/2); «И есть, и будет» (Человек, 1993. №1-2); «Социальное значение христианства» (Философские науки, 1991. №3); «Сталинократия» (Кентавр, 1992. №7-8); «Судьба империй» (Свободная мысль, 1992. №5), и др. См. также публикацию ряда его общественно-политических статей в сборниках: О святости, интеллигенции и большевизме: Избр. статьи. СПб., 1994; Мыслители русского зарубежья: Бердяев, Федотов. М., 1992; Г.П. Федотов о судьбе русской интеллигенции. М., 1991. читателя, чем прежде, хотя о достаточно полном его освоении говорить еще слишком рано. Что касается исследования и анализа результатов его творческой деятельности, то в этом направлении сделаны лишь первые шаги. Так, изыскания историков-архивистов способствовали выяснению некоторых моментов в биографии Г.П. Федотова1. Имя его появилось в ряде энциклопедических изданий2. Однако, кроме названной выше статьи Бойкова, мы не имеем сейчас достаточно подробных очерков жизни и трудов Г.П. Федотова.

Несколько статей, в которых дан общий обзор творческого пути Г.П. Федотова, написано в качестве предисловий к публикациям его работ3. Интересная и глубокая характеристика философских взглядов и жизненного облика Федотова содержится в работах Ю. Иваска, О. Проскурина, К.Г. Исупова, Г.С. Померанца4. Обстоятельный анализ его

1 См.: Гусакова З.Е. Из биографии философа, историка и публициста Г.П. Федотова // Сов. архивы. 1991. №6; Михеева Г.В. К биографии русского философа Г.П. Федотова // Отечественные архивы. 1994. №2.

См.: Галахтин М. Федотов // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995. С. 538-541; Философы России XIX-XX столетий: биографии, идеи, труды. М., 1995. С. 617-619; Галахтин М. Русское Зарубежье: Золотая книга эмиграции. Энциклопедический биографический словарь. М., 1997. С. 647-650.

3 См.: Топоров В.Н. О русском мыслителе Г. Федотове // Наше наследие. 1988. №4; Бочаров С. «Сила духа, творящего историю» // Вопросы литературы. 1990. №2; Гиренок Ф.И. Судьба русской интеллигенции (Читая Федотова) // В кн.: Г.П. Федотов о судьбе русской интеллигенции. М., 1991; Бойков В.Ф., Ермичев А.А., Замалеев А.Ф. Жить Россией // В кн.: Мыслители русского зарубежья: Бердяев, Федотов. М., 1992; Замалеев А.Ф. «Слышать голос Христа и голос истории» (О социальной философии Г.П. Федотова) // В кн.: Федотов Г.П. О святости, интеллигенции и большевизме. СПб., 1994.

4 См.: Иваск Ю. Молчание: Памяти Г.П. Федотова // Наше наследие. 1988. №4; Проскурин О. О Г. Федотове, его толкователях и издателях // Опыты. 1994. №1; культурологических концепций дан в статьях Д. Смирнова, В.В. Сербиенко, М.Г. Галахтина1. В этих публикациях можно найти ценные наблюдения и выводы о формировании мировоззрения Г.П. Федотова, его методологических принципах, стилевых особенностях его произведений.

Однако социально-политические воззрения Г.П. Федотова еще недостаточно исследованы и проанализированы в имеющейся литературе. Среди немногих работ, посвященных этому вопросу, можно отметить статью Ф. Гиренка, в которой дан критический анализ федотовских концепций социального устройства общества2. Э.Г. Соловьев предпринял попытку раскрыть истоки и сущность взглядов Г.П. Федотова на феномен тоталитаризма. Он отмечает, что подход Г.П. Федотова к этому явлению в целом вписывается в рамки историософской концептуализации проблематики тоталитаризма. Специфический историософский инструментарий, примененный при рассмотрении феномена тоталитаризма русским мыслителем, позволил ему не только продемонстрировать глубину анализа предпосылок его возникновения, но и раскрыть его идеологические

Исупов К.Г. Георгий Федотов: Философия исторической свободы // Философские науки. 1991. №3; Померанц Г.С. Федотов - философ свободы и святыни // Человек. 1991. №1.

1 См.: Смирнов Д. Империя Культуры: О творчестве Г.П. Федотова // Наше наследие. 1991. №3; Себиненко В.В. Оправдание культуры: Творческий выбор Г.Федотова // Вопросы философии. 1991. №8; Галахтин М.Г. Особенности русской святости в культурологии Г.П. Федотова // Философия в России XIX — нач. XX вв.: преемственность идей и поиски самобытности. М., 1991.

2 См.: Гиренок Ф. Своевременный мыслитель // Свободная мысль. 1991. №5. и социально-психологические аспекты, предсказать основные тенденции его «эволюции» и, в конечном счете, разрушения1.

В этих интересных и глубоких работах творчество Г.П. Федотова исследуется с точки зрения философии и культурологи. Что касается социологических аспектов, то в их исследовании сделаны лишь первые шаги. Среди немногочисленных работ в этом направлении следует отметить диссертацию Г.В. Золотой, где содержится ценные наблюдения и выводы о характерных чертах социологической публицистики Г.П. Федотова. Очень важно, что в этой работе обращается внимание на анализ методологических принципов политической социологии Г.П. Федотова, содержится характеристика его концепций социально-политической динамики российского общества2.

Указанные работы способствовали знакомству отечественного читателя с забытым на много лет творчеством великого соотечественника, освобождению от господствовавших ранее стереотипов в восприятии его идей. Проложены первые «тропинки» в мир мыслей, идеалов, научных поисков выдающегося русского ученого, но в целом, его социологическое наследие практически пока еще остается «терра инкогнита», почти не тронутой «плугом» исследователя целиной. Это отчасти объясняется еще и тем, что наш соотечественник по тем или иным причинам не пытался систематизировать свои социально-политические идеи и концепции, они «разбросаны» в его статьях, эссе, рецензиях, публицистических откликах на злободневные проблемы. Но в его многочисленных сочинениях можно найти важные концептуальные положения и существенные выводы,

1 См.: Соловьев Э.Г. Судьбы европейской культуры (феномен тоталитаризма в творчестве Г.П. Федотова) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 1997. №5.

2 См.: Золотая Г.В. Социологические аспекты творчества Г.П. Федотова. Канд. диссертация. Саратов, 1998. имеющие непреходящее значение. Социологические идеи содержатся не только в работах, посвященных актуальным вопросам общественной жизни, но и в таких трудах, как «Святые Древней Руси», «Стихи духовные», «Святой Филипп, митрополит Московский» и др.

В социологическом наследии Г.П. Федотова присутствуют элементы социального прогнозирования. Справедливости ради следует отметить, что в своих попытках заглянуть в будущее Г.П. Федотов больше полагается не на интуитивно-иррациональные «прозрения», а на научное предвидение, основанное на анализе реальных фактов и главных тенденций общественного развития. Поэтому в своих футурологических прогнозах он более удачлив, чем многие из его современников, стремившихся выступать в роли провидцев. Разумеется, определенные аспекты прогнозов Г.П. Федотова не подтвердились (или пока еще не подтвердились). Тем не менее, с полной уверенностью можно утверждать, что социально-политическая и духовная ситуация нашего времени прозорливо описана Г.П. Федотовым в таких работах, как «Конец империй», «Национальное и вселенское», «Будет ли существовать Россия?», «Проблемы будущей России», «Письма о русской культуре» и многие другие. Но пока еще фактически нет работ, в которых были бы подробно рассмотрены эти прогностические линии творчества русского мыслителя. Поэтому с полным правом можно сделать вывод, что социально-политические аспекты творчества Г.П. Федотова совершенно недостаточно освещены в отечественной литературе и нуждаются в объективном систематическом изучении. Нельзя также не видеть, что значительная часть работ, посвященных исследованию теоретического наследия выдающегося русского мыслителя, пока еще носит популяризаторский и комментаторский характер и не поднимается до уровня серьезного анализа. Дело не только в том, чтобы исправить историческую несправедливость и вернуть Г.П. Федотову его заслуженное место среди видных деятелей отечественной культуры. Важно в полном смысле слова «освоить» богатство его оригинальных социологических идей, концепций, практических рекомендаций.

Этим и определяется выбор цели нашего исследования. Она заключается в социологическом анализе сущности и специфики социально-политических взглядов Г.П. Федотова. Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие исследовательские задачи:

- обосновать методологические подходы к анализу социально-политических воззрений Г.П. Федотова;

- выявить исторические предпосылки и идейные истоки теоретических разработок Г.П. Федотова в области политической социологии;

- рассмотреть представления Г.П. Федотова об объективных и субъективных факторах политической жизни общества;

- на основе анализа социологической публицистики Г.П. Федотова раскрыть концептуальные основы его критики тоталитарных режимов и волюнтаризма в политике;

- охарактеризовать систему взглядов Г.П. Федотова на социально-политическую и социокультурную динамику российского общества;

- показать объективную обоснованность и специфику прогностических аспектов научного творчества Г.П. Федотова;

- определить значение творческого наследия Г.П. Федотова в процессе развития современной отечественной социологии.

Решение этих задач обусловило и специфику структуры диссертационной работы: в первом разделе рассмотрены принципиальные методологические проблемы социологического наследия Г.П. Федотова: три следующих раздела посвящены анализу его воззрений по конкретным вопросам политической жизни и социодинамики российского общества; в последнем разделе показана связь творчества Федотова с актуальными проблемами современности.

Объектом исследования является социологическое творчество Г.П. Федотова.

Предметом исследования выступают социально-политические аспекты мировоззрения и творческой деятельности Г.П. Федотова. Чтобы решить теоретические и методологические задачи, необходимо в должной мере использовать концепции и выводы, которые содержатся как в произведениях самого Г.П. Федотова, так и в работах его современников-единомышленников. Без ориентации на эти концептуальные основы (историзм, объективность, диалектический метод) невозможна адекватная интерпретация идей русского социолога.

В качестве методологической основы исследования использован, прежде всего, сравнительно-исторический анализ, позволяющий раскрыть взаимосвязь изучаемого явления с социодинамикой общественной жизни, с конкретными историческими процессами. Нами учитывалось также, что Федотов руководствовался христианской трактовкой диалектики исторического процесса. Немаловажная роль придается также функциональному и генетическому методам, способствующим пониманию сущности социологических взглядов Г.П. Федотова, особенностей их формирования и взаимоотношений с различными идейными течениями. Мы полагаем, что целостное представление о его социально-политических воззрениях возможно составить лишь на основе комплексного социологического подхода, способствующего адекватному пониманию того или иного идейного или научного направления. Именно такой подход, реализуемый в диссертационном исследовании, дает на наш взгляд, возможность перейти от описания и анализа тех или иных частных аспектов мировоззрения Г.П. Федотова к выработке целостной концепции, отражающей сущностные характеристики социально-политических взглядов выдающегося русского мыслителя.

Основными источниками исследования послужили, прежде всего, труды самого Г.П. Федотова, а также работы его современников-философов, историков, социологов, публицистов. Значительным подспорьем в работе были исторические исследования, сборники материалов, справочные издания, в которых освещается жизнь Русского Зарубежья. Поскольку исследование носит междисциплинарный характер (это определяется многогранностью научной деятельности Г.П. Федотова), в работе используются конструктивные идеи ряда отечественных исследователей в области социологии, философии, политологии, истории, правоведения, культурологии и т.д. Учитываются также материалы дискуссий и обсуждений на страницах научной периодики и массовой печати последних лет по вопросам социально-политических преобразований и модернизации российского общества.

Научная новизна диссертационного исследования связана, прежде всего, с самой постановкой проблемы, недостаточно разработанной в современной литературе по теории и истории социологии. Впервые на диссертационном уровне проведено специальное исследование социально-политических взглядов Г.П. Федотова, его социологических концепций по проблемам социодинамики российского общества. Конкретные элементы научной новизны состоят в следующем:

- намечены общие контуры социально-политического мировоззрения Г.П. Федотова в контексте исторической ситуации и духовной атмосферы Русского Зарубежья;

- в научный оборот введен ряд ранее неизвестных или малоизвестных работ Г.П. Федотова, посвященных социально-политической проблематике и содержащих интересные и важные теоретические выводы;

- выделены и сформулированы основные методологические принципы научных исследований Г.П. Федотова в области политической социологии;

- выявлена и обоснована органическая взаимосвязь социально-политических взглядов Г.П. Федотова с его религиозно-философскими, историческими, культурологическими воззрениями и этическими принципами;

- проанализированы теоретические представления Г.П. Федотова о месте и роли идеологического фактора в системе общественно-политических отношений;

- раскрыто значение социологической публицистики Г.П. Федотова в идеологической борьбе против тоталитаризма, имморализма и проявления волюнтаризма в политической жизни;

- дана авторская трактовка идей Г.П. Федотова о главных направлениях социальной эволюции российского общества и перспективах его демократического преобразования;

- обоснован тезис об актуальности основных социально-политических концепций Г.П. Федотова и объективной необходимости более глубокого освоения его социологического наследия в современных условиях.

С учетом поставленных задач, методологических принципов и научной новизны исследования на защиту выносятся следующие положения диссертации:

1. Мировоззрение Г.П. Федотова формировалось под влиянием духовного наследия русской религиозно-философской мысли, идей православия, гуманистических традиций европейской гуманистической культуры. Однако он выступил как самобытный мыслитель, внесший огромный вклад в развитие ряда отраслей обществознания. Глубокая и оригинальная система общественно-политических взглядов Г.П. Федотова лишена элементов схематизма и субъективизма, строится на объективной методологической основе.

2. Г.П. Федотову присуще глубокое и органичное усвоение лучших, прогрессивных традиций отечественной социологии, за рубежом он выступил как продолжатель тех ее творческих линий, которые невозможно было развивать на Родине в условиях массовых репрессий и идеологического диктата. Важнейшими принципами политической социологии Г.П. Федотова являлись историзм, подлинная объективность, проявляющаяся в точном, беспристрастном анализе и всестороннем учете социальных фактов и тенденций.

3. Г.П. Федотову принадлежит приоритет в постановке целого ряда социально-политических и философско-исторических проблем, ему также присуще глубокое понимание неразрывной, органической взаимосвязи политической сферы и социокультурного развития общества. Объективным следствием явились разработка и применение комплексного, системного подхода, способствующего целостному представлению о сложных процессах общественной жизни.

4. В нелегких условиях эмиграции, в атмосфере идеологической борьбы Г.П. Федотов всегда сохранял идейную самостоятельность, был в стороне от радикальных течений, выступал за мирный, эволюционный путь развития общества. Ему глубоко присущи такие черты, как гуманистическая ориентация мировоззрения, подлинный патриотизм, художественная интуиция, четкая нравственная позиция. Эти черты отразились в его творчестве, в его научных исканиях.

5. В произведениях Г.П. Федотова представлен беспристрастный анализ современных ему идеологических течений, раскрыто место и значение идеологии как существенного фактора социально-политической эволюции. Он не был сторонником абсолютизации идеологического фактора, но выступал против его принижения за счет экономического, биологического и иных факторов общественного развития.

6. Главное место в социологическом наследии Г.П. Федотова занимает его самобытная и яркая публицистика, которой присуще сочетание высокого интеллектуального потенциала и эмоциональности, художественного таланта. В многочисленных полемических статьях и эссе он дал беспощадную, аргументированную критику тоталитарных режимов (фашизма и сталинизма), волюнтаризма и имморализма в политике. Эти аспекты социологического творчества Г.П. Федотова имеют особую актуальность в современных условиях.

7. На основе глубокого исторического анализа и объективного исследования современных ему социально-политических процессов, Г.П. Федотов создает оригинальную, целостную концепцию социодинамики российского общества, в которой воплощена органическая связь прошлого, настоящего и будущего. Эта концепция проникнута историческим оптимизмом и патриотическими идеями, главное внимание русский мыслитель уделял поиску путей социально-политического и культурного возрождения России. Большое место в его трудах занимают элементы социального прогнозирования, что в значительной степени определяет их научную ценность в наши дни.

8. На протяжении всей своей творческой деятельности Г.П. Федотов твердо стоял на позициях признания классических принципов европейской демократии, приоритета прав человека и гражданина. При этом он выступал за расширение социальных основ демократического строя, полагал, что российское общество в своем будущем развитии должно воплотить принципы экономического рационализма и социальной справедливости, преодолеть пагубные тенденции социального неравенства, бескультурья и политического экстремизма.

9. Принципиально отвергая идеи большевизма, национализма, политического экстремизма, Г.П. Федотов создает своеобразную позитивную модель (эскиз) общественного устройства («Новый Град»), воплощающего доктрину «христианского социализма», приверженцем которого он оставался всю жизнь. В первую очередь он выступал за обеспечение и соблюдение принципов духовной и социальной свободы личности, гуманизма, народовластия.

10. Необходимость дальнейшего изучения социологического наследия Г.П. Федотова диктуется не только теоретическим интересом к изучению нашего недавнего прошлого, но и поразительной созвучностью творческих исканий нашего соотечественника, работавшего в далеком Зарубежье, потребностям и запросам сегодняшнего дня. Особую актуальность имеет характеристика его представлений о путях социального и культурного возрождения России, о перспективах утверждения в российском обществе принципов подлинной демократии. Произведения Г.П. Федотова должны быть прочитаны и осмыслены заново в свете современных реалий. Конечно, было бы напрасным искать в сочинениях нашего великого земляка прямые ответы на все жгучие вопросы, которые ставит жизнь. Но многие его размышления и выводы не только «душеполезны», но имеют и практическую ценность для людей нашего времени. И, в первую очередь, к его советам и рекомендациям стоило бы прислушаться политическим деятелям - тем, кто стоит у власти, и тем, кто находится в оппозиции.

Научная и практическая значимость проведенного исследования определяется, прежде всего, актуальностью темы, новизной ее проблематики и необходимостью осмысления лучших страниц наследия отечественной социологии. Результаты исследования представляют собой определенное приращение научного знания в области истории социологии. Итоги и выводы работы могут быть использованы в учебных курсах общей и политической социологии, социологии культуры и личности, истории русской социологии, в подготовке аспирантов и воспитательной работе.

Основные положения и результаты диссертационного исследования могут способствовать определению путей дальнейшего изучения и более глубокого осмысления социологического наследия Г.П. Федотова.

Теоретические и методологические положения и подходы, содержащиеся в диссертации, докладывались автором на ежегодных научных конференциях социологического факультета СГУ «Некоторые проблемы социально-политического развития российского общества» (1999-2004 гг.), Втором социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы» (г. Москва,

2003 г.), международной научной конференции «Социальное расслоение, власть и гражданское общество в современной России», (г. Саратов,

2004 г.).

Результаты, полученные автором, отражены в монографии, статьях в центральных периодических научных журналах, включенных в перечень ВАК России, брошюрах, и других публикациях.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите кафедрой теории и истории социологии СГУ.

Диссертация состоит из введения, пяти разделов, заключения, списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методология и история социологии», 22.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методология и история социологии», Селиванова, Юлия Викторовна

Заключение

Социологическая публицистика и социально-философское наследие Г.П. Федотова в целом вписываются в круг тех фундаментальных идей и концепций, которые разрабатывались выдающимися представителями русской общественной мысли на протяжении многих десятилетий. Он принадлежит к младшему поколению мыслителей русского духовного возрождения начала XX века и занимает достойное место в плеяде философов, историков, публицистов Русского Зарубежья первой половины прошлого столетия. Созданные ими произведения приходят к современному читателю в качестве важного, существенного дополнения, без которого невозможно более полное и адекватное понимание своеобразия и цельности нашей национальной культуры и национальной духовности.

Г.П. Федотову были присущи энциклопедическая широта знаний и интересов, многогранность творческого дарования. Его стихией была, прежде всего, история, но он мастерски владел тончайшим искусством «интуитивного постижения» современности. Г.П. Федотов внес достойный вклад и в углубление методологических основ социологической теории, и в разработку проблематики научной отрасли, которая ныне именуется «политической социологией». Его идеи и выводы открывают новые пути и перспективы исследования социально-политических процессов. Большое место в его работах занимает раскрытие исторических корней тех или иных явлений общественно-политической жизни. Особо следует подчеркнуть, что Г.П. Федотову, акцентировавшему внимание на историко-культурных аспектах становления и эволюции социально-политических отношений, удалось наглядно продемонстрировать невозможность адекватного понимания сути этих отношений без учета их социокультурного содержания.

Г.П. Федотов прекрасно знал историю Европы, искренне любил европейскую культуру и понимал ее значение для культурного развития России. Многие годы он провел в Зарубежье, но внутренне Г.П. Федотов всегда оставался в России. Он много и напряженно думал над ее судьбами, изучал ее прошлое и настоящее. Писал, вооружившись «скальпелем» строго исторического анализа и критики, обходя подводные камни мифов и предрассудков. Не метался из крайности в крайность, хотя и знал, что немногие среди окружающих захотят понять его и принять.

Многие концепции Г.П. Федотова представляют собой как бы «связующие звенья» между духовным наследием прошлого и реальностью XX века, между историей и современностью. Рассмотрение событий прошлого способствует более глубокому пониманию того, что происходит ныне в сфере социально-политических отношений. Анализ социально-политических взглядов Г.П. Федотова позволяет, на наш взгляд, сделать следующие выводы:

1. Деятельность Г.П. Федотова многогранна — в большинстве своих работ он выступает сразу в нескольких ипостасях - историка, культуролога, талантливого публициста, а иногда и неортодоксального христианского проповедника. Основными истоками мировоззрения Г.П. Федотова служит духовное наследие русской философии (особенно духовного ренессанса начала века), социально-политические идеи православия, гуманистические концепции европейской культуры, теории христианского социализма. Однако заметное и очень важное место в его творчестве всегда занимали вопросы социологии. Г.П. Федотов воспринял и развил прогрессивные традиции отечественной социологии, прежде сего такие, как патриотизм, гуманизм, четкая нравственная ориентация, политическая публицистичность.

2. Г.П. Федотов внес значительный вклад в разработку проблем общей социологии, социологии культуры и религии, социальной психологии и других отраслей социологического знания. Но особое значение имеют его теоретические и методологические разработки в сфере политической социологии. Важными принципами политической социологии Г.П. Федотова выступают глубокий историзм, системность и объективность, проявляющаяся в точном, беспристрастном анализе и всестороннем учете социальных фактов и тенденций. Важной заслугой его является разработка и применение комплексного подхода, способствующего целостному представлению71 о сложных явлениях социально-политической жизни. Это позволяет по-новому взглянуть на традиционные проблемы и обеспечить системный, целостный характер социального исследования.

3. Придавая особое значение вопросам духовной жизни, общественного сознания, Г.П. Федотов глубоко и всесторонне раскрыл роль идеологического фактора в системе социально-политических отношений. В его работах осуществлен трезвый и объективный анализ этого социального феномена и с методологической, и с исторической точек зрения. Оба эти подхода имеют важное значение для расширения и углубления социологического знания о различных видах идеологических отношений, их роли в динамических процессах политической жизни. Г.П. Федотов далек от абсолютизации идеологического фактора, но выступал также и против принижения его значения за счет экономического, географического, биологического или иных факторов. В его произведениях дан обоснованный анализ и аргументированная критика ряда современных ему идеологических течений. Не ограничиваясь историческими и критическими аспектами, Г.П. Федотов создает «эскиз» позитивной идеологической доктрины, которая, по его мнению, может стать ориентиром для практической деятельности («христианский социализм»).

4. Ярко выраженная особенность социологического творчества Г.П. Федотова — то, что оно нашло свое воплощение по преимуществу в произведениях, которые имеют публицистический характер. В этом он является продолжателем той линии, которая была намечена в процессе генезиса и развития общественно-политической мысли в России XIX - начала. XX веков. Публицистика Г.П. Федотова отличается высоким интеллектуальным потенциалом, яркой авторской индивидуальностью, она свободна от штампов и стереотипов. Эмоциональный накал сочетается в его статьях и эссе со стремлением к объективности, точности оценок и выводов. В публицистических произведениях Г.П. Федотова слиты воедино тонкая интуиция, гибкость анализа и вместе с тем - твердая принципиальность в подходе ко всем важным жизненным проблемам.

5. Диапазон социологических проблем, которые затрагивал Г.П. Федотов в своей публицистике и эссеистике, необычайно широк. Но особое место в его творчестве занимала критика антидемократических, тоталитарных тенденций, где бы они не проявлялись, - в идеологии большевизма, национализма или евразийства. На протяжении всего своего творческого пути Г.П. Федотов выступал как убежденный приверженец и пропагандист принципов свободы личности, прав человека, гуманизма и народовластия. В его произведениях дана оригинальная концепция генезиса и сущности тоталитаризма, причем он осуществил глубокий и ценный сравнительно-исторический анализ возникновения и развития этого исторического феномена в странах Запада и в России. При этом непосредственную эвристическую значимость имеет не столько конкретика основных характеристик тоталитаризма, выявленных и описанных Г.П. Федотовым, сколько концептуальные особенности предложенного им социологического подхода к данной проблеме.

6. Несмотря на то, что деятельность Г.П. Федотова осуществлялась в условиях социальных потрясений, войн и эмиграции, его социологическое творчество проникнуто историческим оптимизмом и патриотическими идеями. Его исследования способствуют осмыслению социодинамики российского общества, социокультурных корней его кризиса, завершившегося национальной катастрофой в XX веке. Главное внимание он уделял поиску путей социального и культурного возрождения России. Этому способствует выявление исторических корней и предпосылок революционных событий 1917 года, сущности и особенностей социальной структуры и политического строя послереволюционной России. Г.П. Федотов подвергает глубокому и обстоятельному анализу различные аспекты сурового опыта радикальных преобразований российского общества, с горечью констатирует те негативные явления в общественном сознании, быту, которые рождены под пагубным влиянием тоталитарно режима. Однако он не считал процесс «удушения свободы» необратимым. Главной тенденцией социодинамики будущей России он считал «возрождение русской души», гуманизма и трудолюбия русского народа, нового расцвета тех ростков духовной культуры, которые сохранились, несмотря на тяжелые последствия тоталитаризма. Разрабатывая эти проблемы, Г.П. Федотов подверг острой и убедительной критике идеи евразийства и неославянофильского мессианизма. Эти критические аргументы не утратили актуальность и в современный период.

7. Принципиально отвергая идеи марксизма и большевизма, Г.П. Федотов выступал сторонником «свободной социальной демократии». Возрожденное российское общество должно воплотить идеалы экономического рационализма и социальной справедливости, преодолеть пагубные тенденции социального неравенства и политического экстремизма. В отличие от многих представителей русской социально-философской мысли Г.П. Федотов твердо стоял на позициях признания классических принципов европейской демократии и приоритета прав человека и гражданина. На протяжении всей своей жизни он подчеркивал свою приверженность идеалу общественно-политической свободы, выработанному христианским Западом и воспринятому передовыми представителями русской общественной мысли. По мнению Г.П. Федотова, лишь принципы демократии, правового государства, свободы личности служат тем «лекарством», которое пригодно для врачевания закоренелых недугов, которыми давно уже страдает российская государственность. Отвергая «соблазны» авторитаризма, Г.П. Федотов видел будущую Россию страной подлинного народовластия и высокой духовной культуры, где реально обеспечена свобода личности и возможность ее социального самоопределения.

8. Г.П. Федотову, наряду с его современниками - представителями «духовного ренессанса» и Русского Зарубежья, принадлежит приоритет в постановке целого ряда философско-исторических, социологических, политических, культурно-воспитательных и других проблем, впервые ставших предметом широкого обсуждения отечественными учеными и публицистами лишь в последние годы. Формирование национального самосознания, критика антигуманизма, волюнтаризма и тоталитарного строя, гуманизация культуры и образования, создание в обществе атмосферы согласия и солидарности, воспитание демократических навыков и чувства духовной иерархии ценностей - эти и другие идеи, важные для разработки стратегии социально-политического и социокультурного реформирования далеко не утратили своего значения и в наши дни. Важно отметить, что методология Г.П. Федотова функционирует на применении междисциплинарных и комплексных приемов и способов исследования, широко используемых ныне в общественных науках. Этим и определяется методологическое значение трудов Г.П. Федотова в процессе развития отечественной социологии.

Таким образом, можно констатировать, что творчество Г.П. Федотова является значительным этапом в развитии отечественной социологической мысли. Его исследовательская деятельность отличается объективностью, гуманистической направленностью, четкостью политических позиций, верностью высоким нравственным идеалам. Необходимость обращения к его трудам диктуется не только теоретическим интересом к изучению забытых страниц истории, но и поразительной созвучностью творческих исканий нашего великого соотечественника, работавшего в первой половине XX века, потребностям и запросам современной эпохи. Публицистический и критический характер произведений Г.П. Федотова не заслоняет их непреходящее конструктивное значение, а также их несомненную актуальность для наших дней.

Окончательная оценка творческого наследия Г.П. Федотова принадлежит будущему. Но уже сейчас, в начале XXI века, можно с уверенностью утверждать, что его деятельность представляет собой одно из выдающихся событий отечественной культуры. Его идейный и научный вклад должен быть изучен, понят, развит. Наше исследование является лишь одной из первых попыток продвижения в этом направлении. Произведения Г.П. Федотова представляют собой замечательные страницы культурного наследия, заслуживающие серьезного внимания со стороны научного сообщества. Мы полагаем, что в условиях коренного преобразования нашего общества весьма полезным является обращение к предостережениям, советам и выводам Г.П. Федотова, о котором один из его друзей и первых исследователей Юрий Иваск говорил, что его творчество - «лучший университет свободной России». Очень важно усвоить главную мысль, красной нитью проходящую через труды Федотова: Если не заложить в сознание новых поколений общечеловеческих понятий о духовности и нравственности, не связать настоящее с историческим, то можно оказаться на обочине мировой цивилизации, увязнуть в трясине социальной деградации и братоубийственных распрей.

Список литературы диссертационного исследования доктор социологических наук Селиванова, Юлия Викторовна, 2005 год

1. Работы Г.П. Федотова

2. Федотов Г.П. Ессе homo. О некоторых гонимых «измах» // Феномен человека: Антология. М., 1993.

3. Федотов Г.П. Будет ли существовать Россия // В кн.: О русской идее. Мыслители русского зарубежья о России и её философской культуре / Под ред. М.А. Маслина. М.,1990.

4. Федотов Г.П. Журнал «Путь» (рецензия) // Н.А. Бердяев: pro et contra. Антология. СПб., 1994. Кн. 1.

5. Федотов Г.П. Зачем мы здесь? // Современные записки. 1935. №58.

6. Федотов Г.П. И есть и будет (Размышления о России и революции). Париж, 1932.

7. Федотов Г.П. Изучение России // В его кн.: Судьба и грехи России. Т. 1. СПБ, 1991.

8. Федотов Г.П. Лицо России: Сб. статей (1918-1931). Париж, 1967.

9. Федотов Г.П. Народ и власть // Кентавр. 1993. №2.

10. Федотов Г.П. Национальное и вселенское // О России и русской философской культуре. М., 1990.

11. Федотов Г.П. Новый Град. Нью-Йорк, 1952.1.. Федотов Г.П. О Вергилии // Вопросы литературы. 19907 №2.

12. Федотов Г.П. О святости, интеллигенции и большевизме: Избр. статьи. СПб., 1994.

13. Федотов Г.П. Опоздавшие // Новая Россия. Париж. 1940. №82-83.

14. Федотов Г.П. Письма о русской культуре // Мыслители русского зарубежья. СПб., 1992.

15. Федотов Г.П. Письма о русской культуре. 1. Русский человек // Русские записки. 1938. №3.

16. Федотов Г.П. Потерянный писатель: А.И. Герцен, 1812-1937 г. // Вопросы литературы. 1990. №2.

17. Федотов Г.П. Православие и историческая критика // Путь. 1932. №33.

18. Федотов Г.П. Проблемы будущей России (первая статья) // В его кн.: Судьба и грехи России. Т.1. СПб., 1991.

19. Федотов Г.П. Революция идет // Судьба и грехи России. Т.1. СПб., 1991.

20. Федотов Г.П. Россия и свобода // Мыслители русского зарубежья. СПб., 1992.

21. Федотов Г.П. Россия, Европа и мы // Кентавр. 1992. №2.

22. Федотов Г.П. Россия, Европа и мы: Сб. статей. Париж, 1973.

23. Федотов Г.П. Святой Филипп, Митрополит Московский. Париж, 1928.

24. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1991.

25. Федотов Г.П. Сталинократия // Кентавр. 1992. №7-8.

26. Федотов Г.П. Судьба и грехи России /избранные статьи по философии русской истории и культуры/. В 2-х тт., СПб, 1991 1992.

27. Федотов Г.П. Судьба нашей духовной культуры // Диалог. 1991. №18.

28. Федотов Г.П. Тяжба о России. Париж, 1962.

29. Федотов Г.П. Христианин в революции. Париж, 1957.

30. Федотов Г.П. Четверодневный Лазарь // Вопросы литературы. 1990. №2.

31. Федотов Г.П. Что такое социализм? // Кентавр. 1992. №5-6.

32. Федотов Г.П. Эсхатология и культура // Новый Град. 1938. №13.

33. Федотов Н.Н. Евразийцы и государство // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. М., 1993.

34. Федотов Г.П. Февраль и октябрь // В его кн.: Судьба и грехи России. Т.2. СПБ, 1992.1.. Монографии, сборники, статьи

35. Аграновский А. Давайте думать // Общая газета. 1997. 9-15 января.

36. А. Блок, А. Белый: Диалог поэтов о России и революции. М., 1990.

37. Алексеев Н.Н. Евразийцы и государство // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. М., 1993.

38. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. М., 1998.

39. Амелин В.Н. Социология политики. М., 1992.

40. Андреев A.JI. Политический спектр России: структура, идеология, основные субъекты. М., 1997.

41. Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности. М., 1984.

42. Артемов Г.П. Политическая социология: Учеб. Пособие. М., 2002.

43. Ахиезер А.С. Эмиграция из России: культурно-исторический аспект // Свободная мысль. 1993. №7.

44. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

45. Бердяев Н.А. О современном национализме // Философские науки. 1991. №3.

46. Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.

47. Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. СПб., 1991.

48. Бердяев Н.А. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности. М., 1990.

49. Н.А. Бердяев: Pro et contra. СПб. 1994.

50. Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. М., 1993.

51. Бирман М.А. Российские интеллектуалы в Болгарии 20-30-х гг. // Новая и новейшая история. 2002. №1.

52. Богачева Н.В. Еще раз о тайне евразийства // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 1996. №1.

53. Богданов А.А. Вопросы социализма: Работы разных лет. М., 1990.

54. Бойков В.Ф. Вступительная статья в кн.: Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Т. 1. СПб, 1991.

55. Большая советская энциклопедия. Изд. 1-ое. М., 1934.

56. Бон Д. Новый Град Георгия Федотова // Человек. 1993. №1.

57. Бондарева Е.А. Религиозная мысль Русского Зарубежья об исторических судьбах России // Вопросы истории. 2001. №9.

58. Бореев Ю. Сталиниада. М., 1991.

59. Борисов Н.С. Церковные деятели средневековой Руси XIII-XVII вв. М., 1988.

60. Бочаров С. «Сила духа, творящего историю» // Вопросы литературы. 1990. №2.

61. Бромлей Ю.В., Шкаратан О.И. О соотношении предметных областей этнографии, истории и социологии // Социологические исследования. 1978. №4.

62. Булгаков С.Н. Христианский социализм. Новосибирск, 1991.

63. Бутенко И.А. Постмодернизм как реальность, данная нам в ощущениях // Социологические исследования. 2000. №4.

64. Быховский Б.Э. Шопенгауэр. М., 1975.

65. Бюрократия и общество / Отв. ред. С.А. Королев. М., 1991.

66. В человеческом измерении. М., 1989.

67. Введение в философию. В 2 ч. М., 1989.

68. Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г. Очерки истории русской философии. Свердловск, 1991.

69. Вебер М. Харизматическое господство // Социологические исследования. 1988. №5.36

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.