Феноменология субъективных миров инвалидов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат психологических наук Шульмин, Максим Петрович

  • Шульмин, Максим Петрович
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2009, Томск
  • Специальность ВАК РФ19.00.01
  • Количество страниц 206
Шульмин, Максим Петрович. Феноменология субъективных миров инвалидов: дис. кандидат психологических наук: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии. Томск. 2009. 206 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Шульмин, Максим Петрович

Введение

1. Субъективный мир инвалидов и методология его познания 10 1.1 . Субъективный мир как объект психологического познания

1.2. Методологические принципы в изучении субъективного мира человека

1.3. Психологические паттерны субъективного мира человека

1.3.1. Ценностно-смысловая позиция

1.3.2. Эмоциональная настроенность

1.3.3. Стратегии совладания с жизненными трудностями

1.3.4. Система «Я» — идентификаций личности

2. Методология и методы исследования субъективных миров инвалидов

2.1. Методологическое основание исследования

2.2. Процедура исследования и описание выборки респондентов

2.3. Методы исследования

3. Феноменология структуры, взаимосвязь ее основных компонентов и транскоммуникативный потенциал субъективных миров инвалидов

3.1. Феноменология структуры субъективных миров инвалидов

3.2. Взаимосвязь основных компонентов структуры субъективных миров инвалидов

3.3. Типологизация субъективных миров инвалидов

3.4. Определение транскоммуникативного потенциала субъективных миров инвалидов

3.5. Закономерности трансформации субъективных миров инвалидов

3.6. Сферы жизнедеятельности и потребности инвалидов, с реализацией которых связан положительный вектор трансформации их субъективных миров

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феноменология субъективных миров инвалидов»

Актуальность проблемы и ее научная разработка

В настоящее время в России инвалидов принято относить к слоям населения, нуждающихся в социальной защите [57]. И этот культурный стереотип инвалида как человека зависимого от окружающих глубоко входит в его субъективный мир, тем самым, создавая внутреннее противоречие. Противоречие заключается в расхождении желания инвалидов быть равноценными участниками общественной жизни и одновременно передать ответственность за решение жизненных трудностей социальному окружению. Другой пример жизни некоторых из инвалидов показывает, что быть равноценным членом общества — это вполне достижимая цель при условиях самостоятельного принятия жизненно важных решений и приложения собственных усилий для их осуществления. В ходе семилетней психологической работы с российскими инвалидами было отмечено разное понимание ими собственной жизни [135]. Некоторые из них понимают жизнь как ограниченную в возможностях, другие как пространство потенциальных ресурсов, которое необходимо обживать.

Естественно, возникает вопрос: «Почему феноменология субъективных миров инвалидов исследуется с позиций общей психологии, а не клинической и коррекционной»? Ответ очевиден, феноменология предваряет любое членение описываемой реальности на какие бы то не было классы (здоровье — болезнь, норма -патология и т.д.). это является одним из основных принципов феноменологического исследования — принцип «эпохе». Феноменология способствует пониманию общечеловеческих инвариант психической жизни за спецификой их феноменальных проявлений. Под вопросом остается удельный вес специфики, вносимой наличием физического или интеллектуального дефектов в общественную жизнь человека.

Э.В. Ильенков, обращаясь к A.B. Суворову, пишет: «Я понимаю, что слепоглухота не создает ни одной, пусть самой микроскопической, проблемы, которая не была бы всеобщей проблемой. Слепоглухота лишь обостряет их — больше она не делает ничего"» [115. С. 12].

A.B. Суворов отвечает: «Да, слепоглухота не создает особых "слепоглухих" проблем, но это не значит, что она не имеет вообще никакой специфики по сравнению с другими ситуациями, в которых людям приходится жить, как экстремальными, так и нормальными. Специфика есть, и принципиальная. Да, нет таких проблем, которые стояли бы только перед слепоглухими и ни перед кем больше. Но всеобщие, общечеловеческие проблемы встают в ситуации слепоглухоты принципиально иначе, не так, как у здоровых, а именно: предельно остро, предельно болезненно и потому - предельно "чисто", т. е. четко, обнажено - ясно» [115. С. 12-13].

Представления слепоглухих во многом могут быть не такими, как у зрячеслышащих, но не в силу практически полного отсутствия сколько-нибудь цельной картины мира, а в силу более четкого, точного, острого осознания своего положения в этом мире.

Лев Семенович Выготский утверждает, что проблема детской дефективности - это социальная проблема. Для» ее решения необходима конвергенция биологического и социального путей развития ребенка с физическим или интеллектуальным дефектом. Прежде всего, в ребенке с дефектом нужно видеть человека [25].

Общая идея А.Н. Леонтьева, воплощенная И.А. Соколянским в его методе воспитания слепоглухонемых, столь же научно убедительна, как и проста- путь очеловечения не от языка и сознания, а от построения реальных человеческих отношений к действительности и возникающего на этой основе общения к овладению человеческим языком и к человеческому сознанию [108].

Суворов A.B. утверждает, что при гуманистическом подходе к проблеме образа жизни инвалидов возможен высший уровень личностной самореабилитации, на котором инвалидность выступает не только в качестве объективного ограничителя возможностей, но и в качестве стимула саморазвития личности, чтобы ограничение возможностей инвалидностью либо нейтрализовать, либо вообще снять, либо даже трансформировать: невозможно одно - тем более возможно, осуществимо другое. Например, невозможно в общении опираться на видимые и слышимые реакции партнера — тем более возможно (деваться некуда, приходится) ориентироваться в общении в основном на интуитивном уровне, не видя, не слыша, а чувствуя и не столько с помощью осязания, сколько посредством интегрированного и интегрирующего "органа чувств", который иначе как "душой" трудно назвать; чувствуя, иными словами, всем существом, всей уже прожитой жизнью, в которой интериоризировапа, частично воссоздана история - жизнь человечества [116].

Современное понимание представителей общей и социальной психологии о целесообразности использования культурно — антропологического и гуманистического подходов к изучению развития личности в изменяющихся социально — экономических условиях, проблемы интеграции детей, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах [92], свидетельствует о возникшей необходимости обращения к исследованию субъективного мира инвалидов. Однако данная проблема остается все еще открытой и мало изученной. Актуальность этой проблемы диктовалась столетиями жизнедеятельности инвалидов. Хотя в литературе и имеются указания на важнейшие принципы исследования субъективного мира, основательный практический анализ его компонентов отсутствует. Под вопросом остаются различия в субъективных мирах одних и других инвалидов, и по каким законам происходит их изменение, в чем особенность развития их личности в кризисных, нестабильных условиях нашей российской действительности. Настоящее исследование является результатом более чем семилетней работы автора с инвалидами, их субъективными мирами и носит не только характер академического очерка, но и прикладного исследования.

Мы обосновали выбор предмета и формулировку гипотезы исследования, ссылаясь на положение Б.Ф. Ломова о том, что деятельность и общение - это две стороны единого и целостного процесса социального бытия человека, его образа жизни [67]; опираясь на методологию, названной В.И. Кабриным транскоммуникативной, из которой следует, что самореализация человека происходит в коммуникативном пространстве. На пересечении эйдетических возможностей и ментального опыта рождается многообразие представлений, воззрений, установок, мифов, сценариев, ценностных ориентации, паттернов переживаний и многослойных динамичных партитур ментальной жизни личности в социокультурном масштабе.

Гипотеза представлена следующими допущениями: феноменологические различия субъективных миров инвалидов определяются различиями в процессах транскоммуникации приобретающих особое значение в периоды обострения личностных кризисов;

- смыслотворческий потенциал транскоммуникации позволяет объединить основные компоненты в структуре субъективного мира дезинтегрированного переживанием личностного кризиса.

Цель: выявление места и роли транскоммуникаций в становлении субъективного мира инвалидов.

Объект - субъективный мир инвалидов.

Предмет — феноменология субъективных миров инвалидов.

Задачи исследования:

1) выявить смысловые категории, описывающие феноменологию субъективных миров инвалидов;

2) определить взаимосвязь между основными компонентами структуры субъективных миров инвалидов;

3) провести типологизацию субъективных миров инвалидов на основании полученных взаимосвязей между основными структурными компонентами;

4) определить транскоммуникативиый потенциал субъективных миров инвалидов;

5) выявить закономерности процесса трансформации субъективных миров инвалидов;

6) определить сферы жизнедеятельности и потребности инвалидов, с переживанием которых связан положительный вектор трансформации их субъективных миров;

7) провести сравнительный анализ содержания структуры и транскоммуникативного потенциала субъективных миров инвалидов с субъективными мирами здоровых людей;

8) сформулировать практические рекомендации по организации психологической поддержки и личностному росту инвалидов.

Методологической основой исследования является теория транскоммуникации, разработанная в отечественной психологии В.И. Кабриным [51]. Исследование опирается на теоретические положения антропологического подхода, разрабатываемого в отечественной психологии В.И. Слободчиковым, Е.И. Исаевым [Ю9], теории психологических систем [Клочко, 2000], эволюционно - ориентированной психотерапии [Всехсвятский С., 1999], кластерной теории интеграции [Щербаков М., 1998], холономной теории [Гроф С., 1992], теории спектра сознания [Уилбер К., 1998], теории психосинтеза [Ассаджиолли Р., 1994], теории самоактуализации [Маслоу А., 1997].

Методы исследования: феноменологический анализ [Гуссерль Э., 1994]; метод моделирования коммуникативного мира [Кабрин В.И., 2005]; опросник субъективного мира инвалидов (СМИ) и опросник возможностей и ограничений здоровых людей (ВОЗ) [Шульмин М.П., 2006]; методы статистической обработки и многомерного анализа данных: кластерный, корреляционный, сравнительный анализ; контент - анализ.

Научная новизна:

1) впервые определены смысловые категории, описывающие феноменологию структуры субъективных миров инвалидов (переживание невозможности, несовершенства, самоутверждения, собственной полноценности и др.);

2) выделена взаимосвязь между основными компонентами структуры субъективных миров инвалидов, которая выражается в психологических комплексах, таких как переживание недостаточности, стремление к признанию, переживание бессмысленности, стремление к познанию и др.;

3) на основании сравнительного анализа показателей выраженности определившихся психологических комплексов выявлены 5 типов субъективных миров инвалидов (тип жизнеутверждающие, тип внутренне надломленные, а внешне делающие, тип недополучившие, тип плывущие по течению, тип отчаявшиеся);

4) выделен транскоммуникативный потенциал субъективных миров, позволяющий делать суждения об их интегративности;

5) выявлены обще и социально — психологические закономерности процесса трансформации субъективных миров инвалидов, связанные с переживаниями ими психо — духовных кризисов;

6) определены сферы жизнедеятельности (межличностные отношения, досуг, профессиональная деятельность и др.) и потребности (быть здоровым, иметь хорошие отношения, быть справедливым и др.) инвалидов, с переживанием которых связан положительный вектор трансформации их субъективных миров;

7) проведен сравнительный анализ содержания структуры и транскоммуникативного потенциала субъективных миров инвалидов с субъективными мирами здоровых людей;

8) разработан метод исследования субъективных миров инвалидов (опросник СМИ).

Теоретическая значимость исследования состоит:

1) в эмпирическом подтверждении достоверности теоретического базиса психологической антропологии, на примере исследования феноменологии субъективных миров инвалидов;

2) в выявлении обще и социально - психологических закономерностей процесса трансформации субъективных миров инвалидов;

3) в создании типологии субъективных миров инвалидов.

Практическое значение определяет возможность личностного роста инвалидов в условиях специально организованного психологического сопровождения их жизнедеятельности с учетом выявленных типов субъективного мира: воспитание детей — инвалидов в семье и школе, психотерапия и психологическое консультирование, профориентация и психологическое сопровождение профессионального образования инвалидов, реабилитация и интеграция инвалидов в общественную жизнь.

Положения, выносимые на защиту:

1) феноменология субъективных миров инвалидов является предпосылкой выбора ими собственного способа существования, ориентированного на аутентичность, конгруэнтность, ответственность и эмпатичность, или использование психологических защит;

2) феноменология- субъективных миров инвалидов представлена качеством взаимосвязи между основными компонентами его структуры, которые в своей совокупности являются результатом коммуникативной самореализации в конкретном культурно - историческом пространстве;

3) процесс трансформации, являясь одной из основных характеристик самоорганизующихся систем, имеет транскоммуникативную природу и оказывает влияние на особенности взаимосвязи между основными компонентами структуры субъективных миров инвалидов;

4) выраженность и особенности взаимосвязи основных компонентов структуры субъективных миров инвалидов связаны с обще и социально - психологическими закономерностями и определяют его типы. Каждый тип субъективного мира инвалидов предполагает постановку специфических задач психологической поддержки и психотерапии, ориентированных на гуманистический подход и интенсивные интегративные психотехнологии.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась опорой на исходные методологические и теоретические позиции; использованием апробированных, валидных и взаимодополняемых методов исследования; применением методов математической статистики и многомерного анализа данных, содержательным анализом выявленных фактов и закономерностей.

Апробация результатов. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались на методологических семинарах факультета психологии Томского государственного университета, заседании кафедры социальной и гуманистической психологии, международной научно - практической конференции «Профессиональное образование лиц с нарушениями зрения: проблемы, опыт, перспективы» (Москва, 2003), Всероссийской научно - практической конференции «Профориентация и психология поддержки. Теория и практика» (Томск, 2004), Всероссийской научно -практической конференции «Профориентация и психология поддержки: Теория и практика» (Томск, 2005), Международной конференции «Примените информационных технологий в образовании слепых» (Киев, 2005), Всероссийской научно — практической конференции «Профориентация и психология поддержки: Теория и практика» (Томск, 2007); па второй Всероссийской (с международным участием) научно - практической конференции «Проблемы современной школы и пути их решения: инклюзивное образование» (Томск, 2008).

По материалам диссертации опубликовано 13 печатных работ.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая психология, психология личности, история психологии», Шульмин, Максим Петрович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведенного исследования субъективных миров инвалидов показывают, что их феноменология описывается через 157 впервые найденных смысловых категорий, относящихся к переживанию инвалидами своих возможностей и ограничений. Взаимосвязь между основными компонентами структуры субъективных миров инвалидов выражается в следующих 28 комплексах: переживание невозможности, переживание инвалидности, переживание недостаточности, стремление к признанию, переживание бесконтрольности, активное избегание, стремление к самообъяснению, переживание бессмысленности, подавление эмоций, самосохранение, чувство раздражения, пассивная кооперация, чувство слабости, чувство отрешенности, стремление к познанию, чувство удовлетворения, переживание целеустремленности, переживание внутреннего ресурса, достижение успеха, переживание самостоятельности, переживание благополучия в ограничениях, чувство наслаждения, чувство, что все нормально, переживание безысходности, чувство волнения, обращение, стремление быть понятым, переживание благополучия в возможностях.

Феноменология субъективных миров здоровых людей описывается через 166 найденных смысловых категорий, относящихся к переживанию здоровыми людьми своих возможностей и ограничений. Взаимосвязь между основными компонентами структуры субъективных миров здоровых людей выражается в следующих 30 комплексах: стремление рисковать, чувство нестабильности, игнорирование, переживание закрытости, переживание трудности, переживание несовершенства, переживание причинности, попустительство, активное избегание, переживание завершенности, чувство безысходности, чувство замкнутости, стремление к индивидуализации, чувство счастья, переживание решительности в возможностях, сохранение апломба, переживание блага, переживание альтернативности, переживание решительности в ограничениях, чувство жалости, переживание драматического момента, чувство душевного упадка, переживание препятствия, стремление к принятию, переживание глупости, чувство свободы, переживание внутреннего потенциала, чувство определенности, переживание превосходства, подавление эмоций.

На основании проведения кластерного и сравнительного анализов ответов инвалидов на опросник СМИ было впервые выделено 5 типов их субъективных миров: первый тип -«Жизнеутверждающие», второй тип - «Внутренне надломленные, а внешне делающие», третий тип - «Недополучившие», четвертый тип — «Плывущие по течению», пятый тип -«Отчаявшиеся».

Выделенные типы ' субъективных миров инвалидов являются необходимым основанием для ориентации психолога в выборе направления оказания психологической поддержки и развития инвалидов. Анализируя содержательную сторону различий в структуре субъективных миров инвалидов, заключаем, что организация психологической поддержки и развития особенно актуальна для инвалидов последних четырех групп, составляющих 65% от всей выборки.

При психологической работе с инвалидами типа «Внутренне надломленные, а внешне делающие» необходимо обратить внимание на следующие комплексы: переживание невозможности, переживание бессмысленности, переживание безысходности, переживание инвалидности, чувство слабости, чувство отрешенности, чувство волнения, чувство раздражения.

При психологической работе с инвалидами типа «Недополучившие» необходимо обратить внимание на комплекс: чувство отрешенности.

При психологической работе с инвалидами типа «Плывущие по течению» необходимо обратить внимание на следующие комплексы: переживание невозможности, переживание бессмысленности, чувство слабости, чувство отрешенности, чувство волнения, чувство раздражения.

При психологической работе с инвалидами типа «Отчаявшиеся» необходимо обратить внимание на следующие комплексы: переживание невозможности, переживание бессмысленности, переживание бесконтрольности, чувство отрешенности, стратегия пассивной кооперации.

На основании проведения кластерного и сравнительного анализов ответов здоровых людей на опросник ВОЗ были выделены следующие типы их субъективных миров: тип 1.1 - «Чувственно отягощенные», тип 1.2 - «Не создавшие жизненной опоры», тип 2.1 -«Жизнеутверждающие», тип 2.2 - «Амбивалентные», тип 2.3 - «Волевые», тип 2.4 -«Завядшие».

Выделенные типы субъективных миров здоровых людей являются необходимым основанием для ориентации психолога в выборе направления оказания психологической поддержки и развития здоровых людей. Анализируя содержательную сторону различий в структуре субъективных миров здоровых, заключаем, что организация психологической поддержки и развития особенно актуальна для здоровых людей четырех групп, составляющих 62% от всей выборки.

При психологической работе со здоровыми людьми типа «Чувственно отягощенные» необходимо обращать внимание на следующие комплексы: переживание несовершенства, переживание завершенности, переживание трудности, переживание драматического момента, переживание причинности, переживание препятствия, чувство замкнутости, чувство безысходности, чувство нестабильности, чувство жалости, чувство душевного упадка, стремление подавлять эмоции, стремление избегать неудачи.

При психологической работе со здоровыми людьми типа «Не создавшие жизненной опоры» необходимо обращать внимание на следующие комплексы: переживание несовершенства, переживание завершенности, переживание драматического момента, переживание трудности, переживание препятствия, переживание причинности, чувство замкнутости, чувство безысходности, чувство нестабильности, чувство жалости, стремление избегать неудачи.

При психологической работе со здоровыми людьми типа «Амбивалентные» необходимо обращать внимание на следующие комплексы: переживание трудности, переживание драматического момента, переживание причинности, переживание препятствия, чувство замкнутости, чувство нестабильности, чувство жалости, чувство душевного упадка, стремление избегать неудачи.

При психологической работе со здоровыми людьми типа «Завядшие» необходимо обращать внимание на следующие комплексы: переживание завершенности, переживание трудности, чувство замкнутости, чувство безысходности, чувство жалости.

Сравнительный анализ вербальных и невербальных показателей транскоммуникативного потенциала инвалидов и здоровых людей способствовал нахождению статистически достоверных различий. У инвалидов выше значения позитивных переживаний (Пп) и вектора переживаний (Вп) среди невербальных показателей, а среди вербальных показателей выше значения стрессформации в интересах (ВСИ),- трансформации в интересах (ВТИ) и трансформации в партнерах (ВТП), чем у здоровых людей.

Таким образом, одновременное наличие у инвалидов высоких значений, в отличие от здоровых людей, коммуникативного стресса и коммуникативного транса в интракоммуникативном пространстве свидетельствует о тенденции к большей фрагментарности их субъективных миров. Высокие значения показателей позитивных переживаний и вектора переживаний могут интерпретироваться высокой выраженностью коммуникативного транса в интеркоммуникативном пространстве инвалидов и использоваться в качестве ресурса при становлении субъективного мира инвалидов.

Анализ транскоммуникативного потенциала потребпостной сферы личности инвалидов впервые доказывает, что потребности «Я» материального количественно и качественно представлены в меньшей степени, чем потребности «Я» социального и духовного уровней идентификации личности, и у инвалидов, и у здоровых людей.

Нарушение здоровья, приводящее человека к инвалидизации и непосредственно связанное с его телесностью («Я» материальным), несет меньшую нагрузку в определении транскоммуникативного потенциала личностного роста инвалидов. Что подтверждается предыдущими результатами исследования структуры субъективных миров инвалидов. Комплексообразующим признаком выступило не само переживание нарушения здоровья, а переживание инвалидности, которое определяется содержанием современной культуры.

Полученное развернутое представление о интеркоммуникативном пространстве инвалидов и его транскоммуникативном потенциале может выступать ориентиром в создании условий для эффективной транскоммуникации и их личностного роста.

Становление субъективного мира инвалидов имеет нелинейный характер. Качественные изменения в субъективном мире происходят в т.п. точках бифуркации, или переживаниях человеком психодуховного кризиса. Переживание кризиса проходит через 8 фаз, которые являются проницаемыми. Человек может переходить через фазу, возвращаться назад, или переживать одновременно несколько фаз. Становление субъективного мира инвалидов феноменологически описывается на переживаниях ими кризиса потери зрения.

Ведущими сферами жизнедеятельности инвалидов, определяющих положительный вектор трансформации их субъективных миров, являются - сфера межличностных отношений и досуг. Актуальными выступают также сферы профессиональной деятельности; внутри личностных переживаний и учебной деятельности. Сфера межличностных отношений выступает одновременно и источником отрицательной трансформации, что необходимо учитывать специалистам при работе с инвалидами.

У здоровых респондентов сфера внутриличностных переживаний является ведущей в определении и положительного и отрицательного векторов трансформации.

У инвалидов и здоровых людей ведущим источником переживания своих ограничений является сфера внутриличностных переживаний, что подчеркивает важность развития процессов самопознания при становлении их субъективного мира.

В кризисном состоянии человек особенно чувствителен к помощи, поскольку привычные защитные механизмы ослаблены, обычные модели поведения представляются неадекватными, т.е. индивид становится более открытым для внешних влияний. Минимальное усилие в этот период может дать максимальный эффект, и, соответствующим образом, направленная небольшая помощь может улучшить ситуацию более чем интенсивная помощь в периоды меньшей эмоциональной восприимчивости.

Цель психологической и социальной работы в условиях психодуховного кризиса — приведение субъективного мира инвалида к большей целостности, к меньшей конфликтности, раздробленности сознания, деятельности, поведения.

Ценность же всякой психотерапевтической методики заключается в ее свойствах катализатора, способного вдохновить на самостоятельные поиски. Сила, способная произвести одни из самых мощных трансформаций - это сила творчества. Для обретения данной силы человек нуждается в возвращении к своему Изначальному, которое не является безвозвратно потерянным, но девальвация ценности, которого повлекла за собой превращение творческого потока жизни в обыденное профаиическое существование.

В качестве выводов из проведенного исследования субъективных миров инвалидов заключаем. До настоящего времени отсутствует единство в понимании содержания субъективного мира человека. Используются понятия: образ мира [Леонтьев А.Н., 1983], коммуникативный мир [Кабрин В.И., 2002], субъективная реальность [Слободчиков В.И., 1995], целостности психической реальности [Козлов В.В., 1999] и др. субъективный мир рассматривается и как результат отражения объективной реальности, и как имманентно принадлежащая человеческому существованию данность, и как пространство, возникающее в процессе жизни человека на границе субъективной и объективной реальностей, определяющее его ориентацию в экологическом мире. Последнее представление, по нашему мнению, в большей степени соответствует действительному положению дел.

Исследование субъективных хмиров инвалидов основано на методологии гуманистической психологии и ориентируется на соблюдение следующих методологических принципов:

1) субъективный мир человека представляет собой сложную, открытую, самоорганизующуюся систему;

2) пространство субъективного мира человека составляют сознательные и неосознаваемые уровни психической реальности;

3) целостность субъективного мира человека достигается по средствам коммуникации между различными его подсистемами;

4) все состояния субъективного мира человека имеют эволюционную ценность и должны рассматриваться в контексте реальных проблем его жизнедеятельности;

5) содержание субъективного мира человека разворачивается через феномены существования в конкретном культурно — историческом пространстве;

6) субъективный мир человека, как открытая самоорганизующаяся система; имеет собственную структуру, содержанием которой выступает информация, организованная психосемантическим образом;

7) развитие человека включает два взаимосвязанных направления — самоактуализацию и самопостижение;

8) процесс трансформации субъективного мира человека имеет линейную и нелинейную фазы, переход на качественно новый уровень целостности возможен лишь в нелинейной области, в момент переживания кризиса (т.н. точке бифуркации), когда любое внешнее воздействие может изменить развитие субъективного ¿мира человека в совершенно ином направлении (т.н. сдвиг жизненной парадигмы);

9) процесс трансформации субъективного мира имеет транскоммуникативную природу и протекает во внутреннем и внешнем коммуникативном пространстве человека;

10) переживание коммуникативной стресс — транс - формации обуславливает позитивный вектор дезинтеграции субъективного мира человека, а переживание коммуникативной транс - стресс - формации связан с ее негативным вектором.

Субъективный мир инвалидов является открытой самоорганизующейся системой и имеет структуру, состоящую из четырех основных подсистем - ценностно-смысловой позиции, эмоциональной настроенности, стратегий совпадающего поведения и системы «Я»-идентификаций личности. Субъективный мир человека способствует потоку его сознания! приобрести некоторую оформленность, стать мировоззренческой парадигмой, которая является генеральным основанием процессов понимания человеком собственной жизни и выбора субъективного способа существования. Переживания человеком своих возможностей и ограничений, открытость этим переживаниям, феноменология их понимания направление активности субъекта и стратегии совладания с жизненными ситуациями характеризуют то, как человек обживает пространство потенциальных возможностей, как он утверждает свою жизнь в целом.

Достоверность и очевидность субъективного мира для человека подтверждается наличием эмоциональной реальности. Эмоции представляют собой системные образования, связи, между составляющими компонентами которых проявляются в выполняемых ими функциях. Эмоциональные состояния человека выражаются в форме непосредственных переживаний, являются ориентирами в процессе жизнедеятельности. Смена эмоциональных «шаблонов», регулирующих восприятие, мышление и поступки человека, происходит в критические периоды.его жизни и связана с процессом общения со значимыми людьми. Исследование «эмоциональной настроенности» тесно связано с понятием «жизнь» человека. В рамках методологии гуманистической психологии эмоциональную настроенность» будем понимать как «открытость» человека переживанию и принятие собственного жизненного опыта, которые фиксируются в его «эмоциональной черте», и их степень связана с качественной дифференциацией эмоциональных состояний.

Ценностно-смысловая позиция человека представляет собой интегральную целостность и является основанием понимания жизни и ориентации в ней. Формируя собственную ценностно-смысловую позицию, человек ориентируется либо на социальные ценности и образцы, либо субъективные (экзистенциальные) принципы, которые являются вневременной опорой его жизни, и их возникновение связано с высоким уровнем развития рефлексии, который характеризуется как духовная активность личности. Ценностно-смысловая позиция через процесс жизнепонимания и основанный на ней выбор организует жизнедеятельность человека. Это свойство выражается в интенциональиой направленности смыслов. Наивысшим проявлением ценностно-смысловой позиции человека выступает жизненная цель, т.н. смысл жизни.

Трудная жизненная ситуация связана с потребностной сферой, внутренними ценностями человека и субъективно переживается каждым как состояние кризиса, которое имеет два вектора дезинтеграции его субъективного мира. Позитивный вектор дезинтеграции связан с переходом на качественно новый уровень целостности за счет расширения прилагаемых усилий, применяемых стратегий совладания с трудной ситуацией. Негативный вектор дезинтеграции субъективного мира связан с увеличением фрагментарности сознания, снижением общего уровня витальности и социальной аутизацией человека за счет неэффективности выбранных копинг стратегий. Эффективный человек в трудных, кризисных ситуациях мыслит категориями возможностей вместо проблем.

Мы исходим из того, что личность совершенна и уникальна. Она уникальна потому, что: а) имеет уникальную структуру по системе своих отождествлений с идеями, социальными статусами и материальными объектами; б) любая личность имеет уникальную систему воспитания и формирования, жизненный путь; в) любая личность имеет уникальный язык взаимодействий с миром. Мы разговариваем с миром не только на уровне словесного языка, мы еще разговариваем с миром на уровне эмоций, языка символов, языка знаков, телесности.

А - это структура, б - эволюция и в - язык взаимодействия с реальностью. Единство этих грех компонентов и создает личность, которая бесподобна в прямом и самом непосредственном понимании этого слова. Нет ни одной личности в проявленном космосе, которая была бы похожа на другую.

Субъективные миры инвалидов отличаются от субъективных миров здоровых людей своей ценностно-смысловой спецификой. Состояние современной культуры дает повод разделять эти миры людей, мир инвалидов и мир здоровых. Примерами такого разделения могут выступать - отдельное существование общего и коррекционного образования, отсутствие доступной среды к институтам социального значения, строительство отдельных жилищных массивов для инвалидов рядом с учебно-производственным предприятием, существование в культуре стереотипного образа инвалида и т.д.

Общая представленность адаптивных стратегий совладания с жизненными трудностями как у инвалидов, так и у здоровых респондентов подтверждает эволюционную ценность содержания их субъективных миров. Феноменология субъективного мира человека, как продукт совместного его смыслотворчества с носителями современной культуры, представленными в лице значимых партнеров, науки, религии и искусства, позволяет сохранять определенность собственного существования и вести обыденный образ жизни до очередного критического периода, когда возникает возможность интроецировать новые смыслы и ценности, повышая при этом личную устойчивость за счет расширения прилагаемых усилий.

В завершении перечислим положения, выносимые на защиту:

1. Феноменология субъективных миров инвалидов является предпосылкой выбора ими собственного способа существования, ориентированного на аутентичность, конгруэнтность, ответственность и эмпатичность, или использование психологических защит;

2. Феноменология субъективных миров инвалидов представлена качеством взаимосвязи между основными компонентами его структуры, которые в своей совокупности являются результатом коммуникативной самореализации в конкретном культурно — историческом пространстве;

3. Процесс трансформации, являясь одной из основных характеристик самоорганизующихся систем, имеет транскоммуникативную природу и оказывает влияние на особенности взаимосвязи между основными компонентами структуры субъективных миров инвалидов;

4. Выраженность и особенности взаимосвязи основных компонентов структуры субъективных миров инвалидов связаны с обще и социально - психологическими закономерностями и определяют его типы. Каждый тип субъективного мира инвалидов предполагает постановку специфических задач психологической поддержки и психотерапии, ориентированных на гуманистический подход и интенсивные интегративные психотехнологии.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Шульмин, Максим Петрович, 2009 год

1. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности // Методологические проблемы психологии. - М.: Наука, 1973. - 285 с.

2. Адлер А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека. Киев: Наука жить, 1997. - 318 с.

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. // Психология развития / Сост. и общ. редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психология СпбГУ. СПб.: Питер, 2001. - С. 366-405.

4. Анохин А.П. Системогенез и проблемы генетики мозга. М.: Наука, 1983. - 279 с.

5. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмыслевание, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. - Т. 15, №1. - С. 3-18.

6. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. М.: Аспект-пресс, 1998.-264 с.

7. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М.: Наука-Смысл, 1999.-350 с.

8. Ассаджиолли Р. Психосинтез: теория и практика. M.: «REFL-book», 1994. - 314с.

9. Асмолов А.Г. Культурно-историческая теория и конструирование миров. — М: Институт практической психологии, Воронеж, НПО МОДЭК, 1996. 322 с.

10. Бахтин М.М. Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. М.: Лабиринт, 2000. - 625 с.

11. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. - 198 с.

12. Богоявленская Д.Б. психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. -213 с.

13. Бодалев A.A. Личность и общение. — М.: Педагогика, 1983. 265 с.

14. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: ИП РАН, 1995. - 232 с.

15. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций М.: ИП РАН, 1998.-287 с.

16. Быодженталь Дж. Искусство психотерапевта- СПб.: Питер, 2001. 304 с.

17. Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М.: Педагогика, 1924. - 247 с.

18. Васильев И. А., Поплужный В. Л., Тихомиров О. К. Эмоции и мышление. М.: Наука, 1980. - 263 с.

19. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций).- М.: Педагогика, 1984. 315 с.

20. Величковский Б.М. Когнитивная наука. Основы психологии познания. В 2 т. / Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям и специальностям психологии. М.: Академия - Смысл, 2006. — Т.2 - 431 с.

21. Вилюпас В. К. Психология эмоциональных явлений. — М.: Политиздат, 1976. — 402 с.

22. Виноградова О.С. Гиппокамп и память. М.: Наука, 1975. — 332 с.

23. Всехсвятский С. Основы эволюционно-ориентированной терапии слова / Сб. под ред. Козлова В.В. М.: Наука, 1999. -72 с.

24. Вундт В. Введение в психологию: Перевод с нем. СПб.: Питер - бук, 2002. -125 с.

25. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. - 396 с.

26. Выготский Л.С. Спиноза и его учение об эмоциях в свете современной психоневрологии // Вопросы философии. -1970. № 6. - С. 41^48.

27. Галажинский Э.В., Клочко В.Е. Самореализация личности: системный взгляд. — Томск: Изд-во ТГУ, 2000. 153 с.

28. Генисаретский О.И. Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода. — М.: Эдиториал -УРС, 1999. 173 с.

29. Гипсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. А.Д. Логвиненко. М.: Прогресс, 1988. - 464 с.

30. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Сборник. М.: Прогресс, 1990. - С. 469-487.

31. Глозман Ж.М. Личность и нарушения общения. Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1987,- 148 с.

32. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — 120 с.

33. Голиков Ю.Я., Костин А.Н. Психология автоматизации управления техникой. — М.: ИП РАН, 1996.-312 с.

34. Горностай П., Титаренко И. Психология личности. Словарь-справочник. — Киев: Рута, 2001.-633 с.

35. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2003. - 464 с.

36. Грот Н. Психология чувствований в ее истории и главных основах. — СПб.: Педагогика, 1880.-341 с.

37. Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. М.: Центр "Соцветие", 1992. - 336 с.

38. Гудонис В.П. Социальные и психолого-педагогические основы интеграции лиц с нарушенным зрением: Автореф. дис. док. психол. наук / МГУ. М., 1995. - 35 с.

39. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск: Сагуна, 1994. — 353 с.

40. Дильтсй Вильгельм. Понимающая психология. Хрестоматия по истории психологии. М.: Политиздат, 1980. — С. 258-285.

41. Дарвин Ч. Выражение эмоций у животных и человека. Сочинения. М.: Политиздат, 1953. - Т. 5. - 511 с.

42. Декарт Р. Страсти души. Избранные произведения. М.: Педагогика, 1950. -382 с.

43. Джеймс У. Психология. Перевод. М.: Педагогика, 1991. — 367 с.

44. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. - 272 с.

45. Залевский Г.В. Основы современной бихевиоральпо-когнитивной терапии и консультирования. Учебное пособие. — Томск: Изд-во ТГУ, 2006. — 147 с.

46. Запорожец A.B., Неверович Я.З. О генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. 1974. - № 6. - С. 57-63.

47. Зинченко В.П. Посох Осипа Мандельштама и трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М.: Новая школа, 1997. - 336 с.

48. Знаков В.В. Понимание субъектом мира как проблема психологии человеческого бытия // Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. A.B. Брушлинского, М.И. Воловиковой, В.Н. Дружинина. М.: Академический проект, 2000. - 409 с.

49. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. — Самара: Изд-во СГУ, 1998. -168 с.

50. Кабрин В.И. Коммуникативный подход в психологии и многомерная метрическая модель общения. Психолого-педагогические вопросы организации учебно-воспитательного процесса. Томск: Изд-во ТГУ, 1985. - С. 3-23.

51. Кабрин В.И. Коммуникативный мир и транскоммуникативный потенциал жизни личности: теория, методы исследования. М.: «Смысл», 2005. - 248 с.

52. Кабрин В.И. Транскоммуиикативная холодинамика психологического универсума личности (стресс-транс-формация) // Вестник ТГУ. 2000. - № 2. - С. 21-29.

53. Кабрин В.И. Транскоммуникация и личностное развитие. Томск.: Изд-во ТГУ, 1992.- 127 с.

54. Кеннсрн В. Физиология эмоций. JL: Политиздат, 1927. — 364 с.

55. Клочко В.Е. Психосинергетика: настоящее и будущее психологии. Материалы конференции «Человек в психологии: ориентиры исследований в новом столетии». -Караганда: Изд-во КарГУ, 2001. С. 101-110.

56. Козлов В.В., Бубеев Ю.А. Измененные состояния сознания: психология и физиология. М.: Смысл, 1997. - 198 с.

57. Козлов. В.В. Социальная работа с кризисной личностью. Методическое пособие. Ярославль: ЯрГУ, 1999. - 303 с.

58. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 368с.

59. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975. - 122 с.

60. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб.: Речь, 2000. - 407 с.

61. Леонтьев А.Н. Образ мира. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. - С. 251-261.

62. Леонтьев А. Н., Судаков К. В. Эмоции / БСЭ: В 30 т. М.: Педагогика, 1978. -Т.30.-316 с.

63. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. - 252 с.

64. Леонтьев Д.А. Смысл смерти на стороне жизни электронный ресурс.: Материалы конференции «Тело между смертью и жизнью». — М.: 2002. — режим доступа: ЬЦр.УДууууу.ятуя! .

65. Либина Е.В., Либин А.В. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами? / Стиль человека: психологический анализ. М.: Смысл, 1998. - С. 190-204.

66. Линдслей Д. Б. Эмоции. В кн.: Экспериментальная психология, т. 1. М.: Педагогика, 1960. - 278 с.

67. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии / Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1984. - С. 124.

68. Лурия Л.Р. Психологическое наследие: избранные труды по общей психологии. -М.: Наука, 1983.-419 с.

69. Лэнг Рональд. Разделенное Я. Киев: Государственная библиотека Украины для юношества, 1995.-320с.

70. Макдауголл У. Основные проблемы социальной психологии. — М.: Педагогика, 1916.-312 с.

71. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. СПб: Речь, 2002. - 538 с.

72. Майков В. Картезианский бумеранг или Ахиллесова пята науки о человеке // Свободное дыхание. Первые пять лет. / Под ред. Козлова В.В. М.: Школа-пресс, 1994. -184 с.

73. Марсель Габриэль. Трагическая мудрость философии. Избранные работы. М.: Логос, 1995. - 187 с.

74. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. — СПб: Евразия, 1997. — 335с.

75. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. / Ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырей А. А. М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 108-117.

76. Мелибруда Е. Я-Ты-Мы. Психологические возможности улучшения общения. — М.: Прогресс, 1985.-274 с.

77. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. М.: Медпресс, 1998. - 592 с.

78. Менегетти А. Словарь образов: практическое руководство по имагогике. / Пер. с итальянского. — СПб.: Экое, 1991. 317 с.

79. Морено Я. Психодрама. / Перевод с английского. М.: Апрель - Пресс, ЭКСМО -Пресс, 2001.-521 с.

80. Мунье Э. Персонализм. М.: Искусство, 1992. - 144 с.

81. Мухина B.C. Проблемы генезиса личности. М.: Педагогика, 1985. - 270 с.

82. Мэй Р. Искусство психологическо1 о консультирования. / Пер. с англ. Т.К. Кругловой. М.: Независимая фирма «Класс», 1994. - 144с.

83. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. СПб: Изд-во СПбГУ, 1960. - 424 с.

84. Найсер У. Познание и реальность: Смысл и принципы когнитивной психологии. М.: Прогресс, 1981. - 229 с.

85. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в систсмс понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. - Т. 18, № 5. - С. 20-29.

86. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл, 2004. -607 с.

87. Оллпорт Г. Становление личности: избранные труды. М.: Смысл, 2002. - 461 с.

88. Петровский В.А. Общая психология. М.: Просвещение, 1986. — 442 с.

89. Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник МГУ. Сер 14. Психология. 1984. - №4. - С. 13-20.

90. Полани М. Личностное знание. М.: Прогресс, 1985. - 268 с.

91. Пригожин И. От существующего к возникающему. М.: Наука, 1985. - 327 с.

92. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения. / Под ред. Л.И. Плаксиной. М.: ИКП РАО, 1995. - 328 с.

93. Психологический словарь. / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. — 549 с.

94. Психология эмоций. Тексты. / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. -М.: Изд-во МГУ, 1984. 288 с.

95. Психотерапия. / Под ред. Б.Д. Карвасарского. — СПб: Издательство «Питер», 2000. 544 с.

96. Психотерапевтическая энциклопедия. / Под общ. Ред. Б.Д. Карвасарского. — СПб.: ПитерКом, 1999. 752 с.

97. Ранк О. Между Эдипом и Озирисом становление психоаналитической концепции мифа. / Сборник перевод с немецкого. — Львов: Инициатива, 1998. — 503 с.

98. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. — М.: Просвещение, 1979. -295 с.

99. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию: становление человека. / Пер. с англ. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 480 с.

100. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М.: Политиздат, 1946. 462 с.

101. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М.: Просвещение, 1957. — 338 с.

102. Рушас В.И. Категория модели мира человека в современной психологии // Психотехнологии в социальной работе. / Сб. под ред. Козлова В.В. Ярославль: МАПН, ЯрГУ. - 2002. - Вып.7. - С. 104-107.

103. Салливан Г.С. Интерперсональная теория в психиатрии. — М.: КСП+Ювента, 1999.-345 с.

104. Сартр Жан Поль. Фрейд. СПб.: Евразия, 2000 - 377 с.

105. Селье Г. От мечты к открытию. М.: Прогресс, 1974. - 329 с.

106. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Политиздат, 1979. - 243 с.

107. Симонов П.В. Что такое эмоция? М.: Просвещение, 1966. - 403 с.

108. Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. М.: Педагогика, 1972. - 546 с.

109. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: введение в психологию субъективности. / Учебное пособие для вузов М.: «Школа-пресс», 1995. - 288 с.

110. Словарь по профориентации и психологической поддержке Электронный ресурс. М.: 2000. - Режим доступа: http://www.azps .

111. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Педагогика, 1981. - 216 с.

112. Смирнов И., Безносюк Е., Журавлев А. Психотехнологии: компьютерный психосемантический анализ и психокоррекция на неосознаваемом уровне. М.: Издательская группа «Прогресс» - «Культура», 1995, - 416 с.

113. Солнцева JI.И., Хорош С.М. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. М.: ВОС, 1988. - 216 с.

114. Субботинский Е.В. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения // Вопросы психологии. 1981. - № 2. - С. 43-47.

115. Суворов A.B. Слепоглухой в мире зрячеслышащих. М.: Логос, 1996. - 55 с.

116. Суворов A.B. Человечность как фактор саморазвития личности: Автореферат дис. док. психол. наук. М., 1996. - 35 с.

117. Сов Л. Марксизм и теория личности. М.: Прогресс, 1972. — 582 с.

118. Тиллих Пауль. Избранное: Теология культуры. М.: Прогресс, 1995. — 479 с.

119. Тихомиров О. К., Виноградов Ю. Е. Эмоции в функции эвристик. / В кн.: Психологические исследования. М.: Прогресс, 1969. - 324 с.

120. Тышкова М. Исследования устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях // Вопросы психологии. 1987. - № 1. - С. 62-65.

121. Узнадзе Д.Н. Общая психология. Пер с грузинского. М.: Смысл, 2004. - 412 с.

122. Уилбер К. Никаких границ. М.: Изд-во Трансперсонального института, 1998. -436 с.

123. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. Методика персонального и социального роста — М.: "Три Л", 1996. — Т. 1,2. — 420 с.

124. Франкл В. Человек в поисках смысла. / Пер. с англ. — М.: Наука, 1990. 321 с.

125. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. — М.: Наука, 1991. — 456 с.

126. Фресс П. Эмоции. Экспериментальная психология — М.: Прогресс, 1975. — В. 5. 325 с.

127. Фромм Э. Человек для себя. / Пер. с англ. Минск: Изд-во МинГУ, 1992. — 312 с.

128. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. / Пер. с нем. М.: Республика, 1993.-447 с.

129. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. — М.: Наука, 1993.-486с.

130. Чудновский Ф.Э. Воспитание способностей и формирование личности. М.: Наука, 1991.-243 с.

131. Шибутани Т. Социальная психология. — М.: Прогресс, 1997. — 538 с.

132. Шмелев А.Г. Острые углы семейного круга: психология обыденной жизни. — М.: Знание, 1986.-93 с.

133. Шмелев А.Г. Практикум по экспериментальной психосемантике: тезаурус личностных черт. М.: Изд-во МГУ, 1988. - 207 с.

134. Шпет Г. Антология феноменологической философии в России. Т. 2. — М.: Логос, Прогресс Традиция, 2000. - 526 с.

135. Шульмин М.П. Субъективный мир инвалидов. / Научно-методическое пособие. Томск: ГОЦПОМ и ППН, 2008. - 33 с.

136. Шульмин М.П. Феноменология эмоциональной настроенности инвалидов на понимание собственного жизненного опыта // Вестник Томского государственного университета. 2007. - № 301. - С. 193-195.

137. Щербаков М.А. 7 путешествий в структуру сознания. М.: Институт развития личности В. Секачев, 1998. - 304 с.

138. Щербаков М.А. Кластерная теория интеграции. // Слова. / Сб. под ред. Козлова B.B. М.: 1999. - С.77-102.

139. Эриксои Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. - 344 с.

140. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного электронный ресурс.: Библиотека учебной и научной литературы. М., 2001. - Режим доступа: http://www.i-u .

141. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М.: Наука, 1994. - 357 с.

142. Юнг К.Г. Работы по психиатрии. М.: Смысл, 2000. - 284 с.

143. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное: Сборник. / Пер. с англ. СПб.: Университетская книга, 1997. - 544 с.

144. Якубик А. Истерия. М.: Медицина, 1982. - 342 с.

145. Ясперс Карл Общая психопатология М.: Практика, 1997. - 365 е.

146. Arnold М. В. An excitatory theory of emotion. // Feelings and emotions. 1967. -V. 157, №2.-P. 31^3.

147. Arnold M. B. Emotion, motivation and the limbic system. Ann. New York: Acad. Sei., 1969.-342 p.

148. Arnold M. B. Perennial problems in the field of emotion. // Feelings and emotions. -1969. V. 159, № 3. - P. 47-59.

149. Arnold M. В., Gasson J. A. The human person. New York: Ronald Press, 1954. -618 p.

150. Bard P. On emotional expression after decortications with some remarks on certain theoretical views, p. I, p. II. // Psychol. Rev. 1934, V. 41, № 4, - P. 25-33.

151. Boss M. Existential foundations of medicine and psychology. (Trans S. Conway & A. Cleaves). New York: Jason Aronson, 1979. - 289 p.

152. Brentano F. Psychologie. Vom empirische Standpunkt. Hamburg: Meiner, 1924.270 s.

153. Cannon W. B. The James Lange theory of emotion: a critical examination and an alternative theory. // Amer. J. Psychol. - 1927. - V. 39, № 1. - P. 4-11.

154. Caplan R.D., Cobb S., French J. P. R. Van Harrison R., Pinneau S.R. Job demands and worker health: main effects and occupational differences. Washington: US Department of Health, Education and Welfare, 1975. - 532 p.

155. Dembo T. Der Arger als dynamisches Problem. // Psychol. Forsch. 1931. — Bd. 15. — S. 1-144.

156. Erikson E. U. Childhood and Society. New York: Norton, 1963. - 253 p.

157. Haan N. Coping and Defending. New York: Dell, 1977. - 237 p.

158. Husseri E. Zur Phanamenologie der Inter-subjektivitat Text aus dem Nachlass. Erster Toil: 1905-1920. Husserliana Haag: Nijhoff, 1973. - Bd. 13. - 360 s.

159. Krhone H.W. Angst und Angstbewaltung. Stuttgart: Koholhammer, 1996. - 219 s.

160. Lodge F. A. The emotions in a new role // Psychol. Rev. 1935. - V. 42, № 6. -P. 148- 154.

161. Lazarus R. S. Emotion as coping process. / Arnold M. B. (ed.). The nature of emotion. Baltimore: University of Baltimore Press, 1968. — p. 63-74.

162. Lazarus R.S., Anita De Longis. Psychological Stress and Coping in Aging // Amer. Psychol. 1983. - V. 38, №. 3. - p. 122-129.

163. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. -1984. V.5, № 3. — P. 213236.

164. Leeper R. W. A motivational theory of emotion to replace «emotion as disorganized response» // Psychol. Rev. 1948. - V. 55, № 1. - P. 5-21.

165. Liane Gierer. Sehbehinderung und drohende Erblindung eine pädagogische Situation zwischen Widerstand und Prevention. Fakultat - Institut fur Sonderpadagogik. - Heidelberg: Pädagogische Hochschule, 2002. - 69 s.

166. Maslow A. H. Critique of Self-Actualisation // Journal of Individual Psychology. -1959.-V. 15.-p. 28-35.

167. Perrez, M., Reicherts, M. Stress, coping, and health. A situation behavior approach. Theory, methods, applications. - Seattle: Hogrefe and Huber Publishers, 1992. - 376 p.

168. Pieron H. Emotions in animals and man. // Feelings and emotions. 1928. — V. 118, № 1. - P. 96-101.

169. Plutchik R. The evolutionary basis of emotional behavior. / Arnold M. B. (ed.). The nature of emotion. Baltimore: University of Baltimore Press, 1968. - p. 74-81.

170. Prince M. Can emotion be regarded as energy? // Feelings and emotions. 1928. V. 118,№ l.-P. 126-135.

171. Schachter S. The assumption of identity and peripheralist-centralist controversie.s in motivation and emotion. // Feelings and emotions. 1970. - V.160, № 4. - p. 151-158.

172. Cox T. Stress. L.: Macmillan, 1978. 283 p.

173. Tom Kins S. S. Affect as the primary motivational system. // Feelings and emotions. 1970.-V.160, №4.-p. 173-181.

174. Wilber, K. The Spectrum of Consciousness. Wheaton: Theosophical Publishing House, 1977. - 411 p.

175. Wilber, K. Engler, J. Brown, D.P. Transformations of Consciousness: Conventional and Contemplative Perspectives on Development. — Boston: Shambhala, 1986. — 579 p.

176. Young P. T. Motivation and emotion. New York: John Wiley, 1961. - 420 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.