Феноменология гениальности: от антропной к социокультурной детерминации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Хомченкова, Елена Александровна

  • Хомченкова, Елена Александровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Омск
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 158
Хомченкова, Елена Александровна. Феноменология гениальности: от антропной к социокультурной детерминации: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Омск. 2007. 158 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Хомченкова, Елена Александровна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Феномен гениальности в антропологическом контексте

§ 1. Иррационально-анимистическое видение гения и феномена гениальности

§2. Рационалистический подход к феномену гениальности как имманентно врожденному качеству человека

§3. Эмпирические концепции гениальности как приобретенного свойства личности

ГЛАВА 2. Гениальность как соцально-детерминированный феномен

§ 1. Обусловленность гения социальной средой: общество - гений

§2. Гениальность в снятых формах: гений - общество

§3. Граничные формы гениальности

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феноменология гениальности: от антропной к социокультурной детерминации»

Актуальность темы исследования. Современная общественная ситуация, в условиях которой человечество в очередной раз сталкивается с проблемой выбора приоритетов в сферах науки и искусства, а также кризис антропологических универсалий, актуализируют проблему творческих способностей человека. Особый интерес представляют творческие способности наивысшей степени, то есть творческая деятельность гениев. В науке остаются нерешенными проблемы происхождения и возможности развития гениальности, в том числе в соответствии с потребностями общества.

В философской антропологии и философии культуры по-прежнему остаются острыми и до конца не раскрытыми проблемы значимости и роли гения в культурно-историческом процессе.

Не менее актуален вопрос о месте гения в социальной действительности. Гениальность, являясь и социальным феноменом, нуждается в исследовании не только в антропологическом контексте, но и в социально-культурном, поскольку на современном этапе развития общества достаточно значимой становится проблема взаимодействия и взаимовлияния как общества на гения, так и гения на общество.

Неотъемлемыми сторонами этого взаимодействия выступают моральные аспекты, поэтому в условиях современности ведущую позицию имеет моральная сторона и ответственность деятельности гения и общества. Сейчас цивилизация находится на высоком уровне научно-технического развития, что делает жизнь людей комфортной. Однако данный уровень подразумевает много опасностей для человечества, главная из которых -угроза самоуничтожения, поэтому как никогда своевременно осознавать ответственность и представлять последствия гениальных, и в то же время опасных открытий и изобретений.

Культурологическая, религиозная и философская научная литература характеризуется односторонностью в исследованиях феномена гениальности и недостаточной разработанностью данного явления. В связи с этим представляется актуальным ввести в современный философский дискурс понятие гениальности, так как данный феномен, укоренившись в культуре и занимая определенное место в науке, испытывает необходимость в развитом понятийном аппарате, целостном анализе и философском осмыслении.

Таким образом, актуальность во многом определяется, во-первых, принципами, лежащими в основе взаимосвязи общества и гения, обусловленными общекультурными тенденциями развития цивилизации, во-вторых, специфичностью природы самого человека, реализацией ее индивидуальности, уникальности, в которой отражается уровень научно-технического прогресса и состояние духовного совершенства, в-третьих, необходимостью перехода в исследовании феномена гениальности на уровень философского осмысления.

Степень разработанности проблемы. Традиционно гениальность рассматривается во взаимосвязи с творческой деятельностью. Проблема творчества и его роли в социокультурной эволюции относится к одной из наиболее мировоззренчески значимых. Философское осмысление этой проблемы положено учениями Демокрита, Платона, Аристотеля. Однако в древнегреческой философии понятие "гений" не подразумевало творческую личность а имело иную смысловую нагрузку. Начиная с XVII века, который А.Уайтхед назвал веком гениев, гениальность стала рассматриваться как наивысшая степень одаренности, творческих проявлений человека, выражающихся в продукте, имеющем исторической значение для жизни общества, науки культуры. Классическое понимание творчества в философском и психологическом аспектах представлено работами Г.В.Ф.Гегеля, И.Канта, З.Фрейда, Ф.В.И.Шеллинга, К.-Г.Юнга.

Изучение гениальности как творческой деятельности индивида с философских позиций представляет определенную определенную исследовательскую проблему, поскольку за всю историю вопроса зарубежными и отечественными учеными выработано множество противоречивых концепций, предлагающих собственное видение вопроса. Обычно данную проблематику пытаются решить в рамках таких наук, как психология, генетика, педагогика, социология, эстетика. Очевиден факт, что феномен гениальности выпал из поля зрения современной философской антропологии, философии культуры, а также недостаточно представлен в религиоведении и социальной философии.

Для исследования феномена гениальности можно выделить следующие контексты.

Иррационально-анимистически ориентированное видение феномена гениальности, в котором предстают концепции и идеи таких научных деятелей и философов как Аристотель, Н.А.Бердяев, Е.П.Блаватская, Н.Брюллова-Шаскольская, Дж.Вазари, Г.В.Ф.Гегель, Гомер, Гораций, Жан-Поль, Г.В.Ксенофонтов, Ф.Ницше, Пифагор, Платона,

A.Уайтхед, А.В.Шувалов, К.-Г.Юнг. А так же понимание гениальности рядом таких известных деятелей литературы и искусства, как А.А.Ахматова, И.А.Бродский, А.Вознесенский, Н.В.Гоголь, В.Гюго, Микеланджело,

B.А.Моцарт, А.С.Пушкин. Вслед за обозначенными авторами целесообразно говорить о гениальности как иррациональном вдохновении, о ее божественной природе.

В пределах рационального подхода гениальность рассматривается как врожденное качество человека. Предпосылки рационального понимания берут начало в философии эпохи Возрождения (Л.да Винчи, П.Мирандола, М.Фичино), наиболее последовательно данное понимание отражено у таких исследователей феномена гениальности, как Р.Декарт, Г.Лейбниц, Дж.Локк, И.Кант, Б.Паскаль.

С точки зрения эмпирического подхода проблема гениальности как приобретенного свойства личности освещена в трудах просветителей английского классицизма Д.Аддисона, А.Поупа, в педагогической теории

Дж.Локка. В данном контексте гениальность напрямую связывается со способностями человека и с возможностью их измерения и развития, что находит свое отражение в работах современных психологов и педагогов Х.Айзенка, А.Бинета, Р.Биета, Д.Б.Богоявленской, Д.Векслера, А.Вине, Е.С.Виноградова, Л.С.Выготского, И.Р.Гальперина, Г.Гарднера, Д.Гетцельса, Дж.Гилфорда, П.Джексона, И.И.Давыдова, А.Камю, И.С.Лейтеса,

A.М.Матюшкина, А.Маслоу, Ж.Пиаже, Я.А.Пономарева, Ф.Раушера, Р.Рейнера, Т.Симона, К.Симонтона, Н.Ф.Талызиной, Л.Термана, Э.Торранса, Л.Холлингворфа, Д.Хьюса, В.Штерна, Т.Эдисона, В.П.Эфроимсона,

B.В.Эльконина.

Социокультурный контекст гениальности отражен в ряде работ ученых, уделяющих отдельное внимание социальной направленности своего творчества. Г.С.Альтшуллер, Г.Лебон, П.В.Веденин, М.Вертгеймер, Гельвеций, Г.Гессе, С.Гроф, Л.Гумилев, С.Ф.Денисов, Ф.М.Достоевский,

3.Дюркгейм, Д'Израэли, А.Камю, М.Кутанин, Диоген Лаэртский,

4.Ломброзо, Х.Ортега-и-Гассет, К.Симонтон, В.Соловьев, В.Франкл, З.Фрейд, Э.Фромм, Й.Хейзинга, К.Э.Циолковский, С.Цвейг, А.Шопенгауэр, Ф.Энгельс, К.-Г.Юнг своими идеями отражали значимость и вместе с тем проблематичность взаимодействия гения и общества.

Более всего тема гениальности исследована в таких областях научного знания, как психология, психиатрия, генетика. В рамках этих наук гениальность изучали Р.Арнхейм, Э.Блейлер, Н.Бологов, П.В.Веденин В.А.Гиляровский, Н.В.Гончаренко, А.Д.Зурабашвили, Д'Израэли, Э.Кречмер, М.Кутанин, А.Е.Личко, Ч.Ломброзо, А.Н.Мелохов, С.Ш.Недува, Т.Рибо, Л.Л.Рохлин, К.Саймонтон, Г.В.Сегалин, М.Д'Туру, З.Фрейд, Р.Б.Хайкин, В.Д.Шадриков, А.Шопенгауэр, А.В.Шувалов, В.П.Эфроимсон, К.-Г.Юнг.

В работах перечисленных авторов гениальность раскрывается как противоречивый, многогранный феномен, который сложен в определении и научном исследовании. Вместе с тем, ни одна из работ не позволяет говорить о целостной разработки феномена гениальности в науке, позволяющей раскрыть природу и сущность исследуемого феномена. С одной стороны, гениальность присуща человеку, значит, существует на антропологическом уровне, с другой стороны, гениальность - продукт социума, в то же время кардинально на него влияющий. Следовательно, являясь социетальным феноменом, гениальность требует исследования в социальном контексте. В целом, оценивая состояние разработанности проблемы, приходится констатировать факт отсутствия работ философского уровня, раскрывающих гениальность как феномен.

Проблема исследования обусловлена отсутствием единой целостной философской концепции феномена гениальности, отражающей специфику исследуемого феномена в антропологическом и социальнокультурном аспектах в научной литературе. Данная проблема может быть сформулирована в виде следующих вопросов: что такое гениальность, какова ее природа? Каков генезис феномена гениальности? В чем заключается социокультурная сущность гениальности? В чем заключаются ее свойства и функции?

Целью исследования является осмысление феномена гениальности в антропологическом и социокультурном аспектах.

Для реализации поставленной цели сформулированы следующие задачи исследования.

1. Выявить базовые антропоцентрические трактовки гениальности.

2. Проследить генезис и интерпретацию феномена гениальности с архаических времен до современности.

3. Раскрыть иррациональную (божественную, сверхъестественную) и рациональную (врожденное или приобретенное свойство личности) природу гениальности.

4. Определить специфику гениальности как социально-детерминированного феномена, проследив взаимовлияние гения и общества.

5. Показать возможность существования гениальности в граничной форме.

Методологические основы диссертационного исследования. Для конструктивного решения поставленных задач использовались основные методы и принципы диалектики: метод восхождения от абстрактного к конкретному, принцип противоречия как источника развития; принцип целостности.

Научная новизна исследования и основные положения, выносимые на защиту.

1. Определены антропоцентрический и социоцентрический контексты в исследовании феномена гениальности. Установлено, что в антропоцентрическом аспекте раскрывается природа гениальности, которая в зависимости от рационального или иррационального подходов либо биопсихофизиологична (определяется комплексной комбинацией биологических, психологических и физиологических способностей), либо божественна, метафизична (есть некий род иррационального вдохновения, воздействие внешних высших духовных сил). Социоцентрический аспект позволяет раскрыть сущность гениальности, которая проявляется во взаимодействии с обществом.

2. Выделены и описаны два вектора осмысления феномена гениальности: иррационалистический и рационалистический. Иррационалистическая составляющая гениальности тесно связана с архаическим и религиозным сознанием. Рационалистическая составляющая восходит к интеллекту, что позволяет специфицировать гениальность как свойство человеческого рассудка и делает возможным ее исследование различными направлениями в психологии, педагогике и генетике. Это позволяет обозначить биологические (инстинкты, память, генетическая наследственность, врожденные способности к творчеству) и психологические (фантазия, воображение, вдохновение, спонтанность) факторы гениальности.

3. Осуществлен анализ одной из наиболее употребимых предикативных пар гениальности - признанности или отвергнутое™ гения обществом, что позволило исследовать социоцентрический контекст гениальности в качестве его ведущей смыслообразующей детерминанты. На уровне сущности гениальность демонстрирует определенность благоприятными и блокирующими ее развитие факторами воздействия социальной среды на гения. На уровне контекста социальный фактор следует признать определяющим, на уровне индивидуальности - опосредованным.

4. Выявлены механизмы взаимодействия и взаимовлияния систем "общество - гений", "гений - общество". Определены и описаны возможные результаты и последствия данного взаимодействия, их специфика и отражение в культуре. Проанализирован механизм влияния гениальной личности на общество, которое может быть специфицировано в ряде функций, реализующихся посредством коммуникации. Выделяются: просветительски-воспитательная, компенсирующая, реформаторская, бунтарская, пророческая функции.

5. Рассмотрены граничные формы гениальности. Установлено, что прообразом любого граничного проявления гениальности является философское творчество. Философ самим родом своей деятельности оказывается на грани общественного пространства, ему предназначена роль "Другого", не связывающего себя с определенной общественной группой или культурой, и даже временем, но именно в этом качестве способного воспринять их в некоторой целостности. Поиски целостного бытия на грани культурных образований отличают высокие формы искусства, величайшие научные достижения, а также присущи отдельным субкультурам, копирующим найденную философией форму отстраненного позиционирования относительно мира и человека.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы для: во-первых, прояснения философско-антропологической и социокультурной проблематики, осмысления феномена гениальности; во-вторых, выделения теоретико-методологической основы изучения феномена гениальности и связанных с ним процессов; в-третьих, исследования идейной составляющей молодежных субкультур на базе методологии граничной формы гениальности; в-четвертых, для разработки учебных курсов и спецкурсов по философской антропологии, философии культуры, эстетики, социокультурной антропологии,культурологи.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на философских межвузовских аспирантских семинарах ОмГПУ и ОмГУ, изложены в ряде публикаций, рассматривались в ходе работы межвузовской научной конференции «Реальность. Человек. Культура: Абсолютное и относительное» (Омск, 2005); Всероссийской научно-практической конференции «Молодежь и ценности современного российского общества» (Омск, 2005); Международной конференции «HOMO LUDENS: как отражение национальной культуры и социального варьирования языка» (Санкт-Петербург, 2006), Всероссийской научной конференции «Реальность. Человек. Культура: социальное и природное» (Омск, 2006).

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Хомченкова, Елена Александровна

Выводы.

В параграфе рассмотрены граничные формы гениальности. Установлено, что прообразом любого граничного проявления гениальности является философское творчество (гениальность обладает философской функцией). Философ самим родом своей деятельности оказывается на грани общественного пространства, ему предназначена роль Другого, не связывающего себя с определенной общественной группой или культурой, и даже временем, но именно в этом качестве способного воспринять их в некоторой целостности. Поиски целостного бытия на грани культурных образований отличают высокие формы искусства, величайшие научные достижения, а также отчасти присущи отдельным субкультурам, копирующим найденную философией форму отстраненного позиционирования относительно мира и человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1. Для целостного исследования феномена гениальности выделены два аспекта в изучении данного феномена. Антропологический аспект позволяет раскрыть природу гениальности, которая может рассматриваться с позиций иррационального и рационального подходов. Социетальный аспект раскрывает сущность исследуемого феномена.

2. Согласно иррациональному вектору в осмыслении гениальности как феномена, происхождение гениальности имеет взаимосвязь с архаическим сознанием, объясняющим ее вмешательством духов (истоки кроются в этимологии слова), сверхъестественным, божественным даром (религиозная и эзотерическая философия).

3. В рамках иррационального подхода определены основные совокупные признаки, характерные для genius-antropologicus: фантазия, воображение, философская направленность в творчестве, разум, жертвенность, аскетизм, интуиция, особое духовное состояние, вдохновение, озарение, обусловленные божественным началом и проведением.

4. В контексте рационалистической трактовки гениальности как врожденного свойства личности были выявлены и обоснованы биологические (инстинкты, память, генетическая наследственность, врожденный способности к творчеству) и психологические (фантазия, воображение, вдохновение, спонтанность) факторы гениальности, которые существуют в таких формах психики, как интуиция, мышление, ощущение, чувство, интеллект.

5. При рассмотрении гениальности как приобретенного качества индивида обнаружена несостоятельность и необъективность тестов 1(2 касаемо измерения гениальности, а также утопичность идей о том, что обладание высоким показателем интеллекта в сочетании с педагогическим воздействием (развивающее обучение, специальные педагогические методики) могут гарантировать гениальность.

6. Социальный аспект позволил вскрыть специфическое взаимодействие систем общество - гений, гений - общество. На основании этого были определены основные социальные факторы гениальности, которые можно подразделить на благоприятно (позитивно) и неблагоприятно (негативно) воздействующие. К последним будут относиться следующие: невежество, равнодушие, стойкое непризнание, замалчивание коллегами, власть и авторитет, враждебность, нападки, непонимание. К первой группе - социальный заказ, понимание, признание, признание в будущем, известность, власть и слава.

7. Для феномена гениальности в системе гений - общество характерны следующие функции: во-первых, ценность феномена гениальности для человечества заключается в ее компенсирующей функции. Специфичность заключается в ее всеобщности, представляющей собой единение общества и гения, их сбалансированное сосуществование. Задача данной функции - сохранять равновесие, баланс в обществе.

Во-вторых, гениальность может выполнять просветительски -воспитательную функцию, главной целью которой является борьба с людским невежеством.

В-третьих, гениальность, обладая компенсирующей силой, осуществляя просветительски-воспитательную функцию, которая характерна для творчества многих гениев, всегда несет с собой новизну, которая наилучшим образом проявляется в реформаторской функции

В-четвертых, в любом творческом порыве есть некий бунт. Следовательно, возникает необходимость в выделении такой бунтарской функции гениальности.

В-пятых, гениальное творчество удивительным образом совпадает с законами движения человечества или, точнее сказать, оно направляет его. Сущность развития человеческой цивилизации определяет пророческая функция гениальности.

8. Наряду с активной и пассивной (латентной) формами гениальности, выделена граничная форма. Поиски целостного бытия на грани культурных образований отличают высокие формы искусства, величайшие научные достижения, а также присущи отдельным субкультурам, копирующим найденную философией форму отстраненного позиционирования относительно мира и человека. Уход на грань - есть отказ от общепринятой культуры, идеологии, движимый моральными, духовными позывами во имя создания своего культурного пространства.

9. В граничной форме гениальности, главным образом, выполняется философская функция гениальности, то есть вне зависимости от рода деятельности гений своим творчеством вносит в культуру глубокие философские смыслы (не каждый философ - гений, но каждый гений - философ).

10. Перспективы исследования феномена гениальности заключаются в том, что возможно его рассмотрение как элемент в системе мироздания. То есть феномен гениальности не ограничивается двумя аспектами (антропологический, социетальный), можно выделить онтологический аспект, где гениальность - категория бытия, а гений -бытийствующий субъект ^епшБ-огио^Ьиз).

144

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Хомченкова, Елена Александровна, 2007 год

1. Абрианов, О. С. Архитектура мозга и индивидуальность личности / О. С. Абрианов // Успехи физиологических наук. - 1993. - Т.24, № 3. -С.25-41.

2. Аверинцев, С. С. Исторические подвижности категории жанра: опыт периодизации / С. С. Аверинцев // Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. М., 1986. - 347 с.

3. Автономова, Н. С. Рассудок, разум, рациональность / И. С. Автономова. М.: Наука, 1988.-285с.

4. Автономова, Н. С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках / Н. С. Автономова. М.: Наука, 1977. - 271 с.

5. Агеева, Р. А. Семиотика фольклора / Р. А. Агеева // Семиотика. Коммуникация. Стиль. М.: АН СССР, 1983. - С. 84-95.

6. Аксенов, Д. В. Гений общения / Д. В. Аксенов. М.: Акад. Проект, 2004.- 112 с.

7. Алексеев, А. И. О гениальности / А. И. Алексеев // Общественные науки и современность. 2001.-№3.- С. 177-187

8. Альтшуллер, Г. С. Найти идею / Г. С. Альтшуллер. Новосибирск, 1991.-218с.

9. Андреев, Д. Роза мира / Д. Андреев. М.: Клышников-Комаров и Компания, 1992.-273 с.

10. Ю.Аристотель, Поэтика. Соч.: В 4 т. // Аристотель. Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1986. - Т. 4. - С. 645-680.

11. Археология искусствоведения. Познание и стили искусств исторических эпох. М.: Русский мир, 1997. - 407 с.

12. Асмус, В. Ф. Платон, эйдология, эстетика, учение об искусстве / В. Ф. Асмус // Историко-философские этюды. М.: Мысль, 1984. - С. 3- 44.

13. Афонькин, С. Ю. Гены гениальности / С. Ю. Афонькин // 1 сентября. -1999. №47.

14. Байрон, Д. На перепутьях бытия. Переписка. / Д. Байрон. М.: Наука, 1989.-285 с.

15. Баландин, Р. К. Научные истины или мифы XX века? / Р. К. Баландин // Знак вопроса. 1999. - №4. - С. 3-38;

16. Барт, Р. Мифологии / Р. Барт. М.: Сабашников, - 1996. - 312 с.

17. Барт, Р. Система моды / Р. Барт. М.: 2003. - 421 с.

18. Бахтин, М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук / М. М. Бахтин. СПб.: Азбука, 2000. - 336 с.

19. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет / М. М. Бахтин. М.: Худож. лит., 1975. - 502 с.

20. Бахтин, М. М. Искусство и ответственность. К философии поступка. Работы 20-ых годов / М. М. Бахтин. Киев: Next, 1994. - 385 с.

21. Бахтин, М. М. Проблемы творчества Достоевского / М. М. Бахтин. -М.: Алконост, 1994. 172 с.

22. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. -М.: XJI, 1990. 543 с.

23. Бахтин, М. М. Эпос и роман / М. М. Бахтин. СПБ.: Азбука, 2000. -304 с.

24. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1979. - 424 с.

25. Бердяев, Н. А. О назначении человека / Н. А. Бердяев. М.: Наука, 1993.-357 с.

26. Бердяев, Н. А. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. М.: Наука, 1993. -508 с.

27. Бердяев, Н. А. Философия творчества, культуры и искусства в 2-х т. / H.A. Бердяев-М.: Искусство, 1994. Т. 1 -541 с.

28. Блаватская, Е. П. Гениальность http://www.magister.msk.ru/library/blavat sk/states/b-89-l la.htm

29. Блок, А. Собр. Соч. в 4-х т. / А. Блок. М.: Мысль, 1975. - 347 с.

30. ЗО.Бухбиндер, А. Мозг, что новенького / А. Бухбиндер // Знание сила. -2000.-№11.-С. 32-38.31 .Бэкон, Ф. Сочинения. Т. 2. / Ф. Бэкон. М.: Мысль, - 1978. - 575 с.

31. Вазари, Д. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих / Д. Вазари. Ростов-на-Дону, 1998 - 409 с.

32. Ван Дейк, Т. А. Язык. Познание. Коммуникация / Т. А. Ван Дейк. М.: Прогресс, 1989.-312 с.

33. Вартовский, М. Модели. Репрезентация и научное понимание / М. Вартовский. М.: Прогресс, 1988. - 507с.

34. Веденин, П. Парус мечты: ремесленник, талант, гений / П. Веденин. URL ://http : 5 vetrov.ru/newtexts.htm

35. Великие тайны прошлого. М.: Ридерз Дайджест, 1998. - 448с.

36. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление / М. Вертгеймер. М.: Мысль, 1987.-374с.

37. Виноградов, Е. С. Тайны одаренности / Е. С. Виноградов // Свет (Природа и человек) 2003. - №8. - С.42- 43.

38. Витгенштейн, JI. Философские исследования / JL Витгенштейн // Философские работы. Часть I. / Пер. с нем. М.С. Козловой и Ю.А. Асеева. М. : Гнозис, 1994. - С. 118 - 119.

39. Волков, Г. Рождение гения / Г. Волков. М.: Молодая гвардия, 1968. -217 с.

40. Гадамер, X. Г. Истина и метод / X. Г. Гадамер // Основы философской герменевтики. -М.: Прогресс, 1988. 704 с.

41. Гегель, Г. В. Ф. Сочинения T. IV. Система наук. ч. 1. Феноменология духа / Г. В. Ф. Гегель. М.: СэкЛит, 1959. - 440 с.

42. Гегель, Г. В. Ф. Эстетика Т.1. / Г. В. Ф. Гегель М.: Искусство, 1968. -311 с.

43. Гельвеций, К. А. Сочинения в 2 т. Т. 1. / К. А. Гельвеций. М.: Мысль, 1973.-647 с.

44. Гельвеций, К. А. Сочинения в 2 т. Т. 2. / К. А. Гельвеций. М.: Мысль, 1974.-687 с.

45. Гены и гении//Чудеса и приключения. 1998. -№1. - С. 12-13.

46. Гессе, Г. Письма по кругу / Г. Гессе. М.: Мысль, 1987. - 256 с.

47. Гловер, Э. Фрейд или Юнг / Э. Гловер. СПб.: Наука, 1999. - 377 с.

48. Гомер, Илиада. Одиссея. М.: Художественная литература, 1967. -С.627.

49. Гончаренко, Н. В. Гений в искусстве и науке / Н. В. Гончаренко. М.: Искусство, 1991.-432 с.51 .Григорьян, Б. Т. Философия и ценностные формы сознания / Б. Т. Григорьян. М.: Наука, 1978. - 343 с.

50. Гроф, С. За пределами мозга / С. Гроф. М.: Наука, 1993. - 274 с.

51. Грузенберг, С. О. Гений и творчество / С. О. Грузенберг. Л.: издательство П.П. Сойкина, 1924.-255 с.

52. Гумилев, Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. М.: Наука, 1994.-576 с.

53. Гумилев, Л. Н. Этносфера, история людей, история природы / Л. Н. Гумилев. М., 1993. - 654 с.

54. Гуссерль, Э. Картезианские размышления / Э. Гуссерль. СПб.: Наука, 2001.-315 с.

55. Дальма, А. Революционер и математик / А. Дальма, Эварист Галуа. -М., 1984.-417 с.

56. Декарт, Р. Соч. в 2 т. Т. 1 / Р. Декарт. М.: Мысль, 1989. - 654 с.

57. Декарт, Р. Соч. в 2 т. Т. 2 / Р. Декарт. М.: Мысль, 1994. - 640 с.

58. Делез, Ж. Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип / Ж. Делез, Ф. Гватари. -М.: 1990.- 170 с.

59. Делёз, Ж. Логика смысла / Ж. Делёз. Ек.: Раритет, 1998. - 480 с.

60. Делез, Ж. Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза / Ж. Делёз. М.: ПЕР СЭ, 2001. - 480 с.

61. Денет, Д. Постмодернизм и истина / Д. Деннет // Вопросы философии. -2001.-С.8-10.

62. Денисов, С. Ф. Библейские и философские стратегемы спасения: антропологические этюды: Учебное пособие / С. Ф. Денисов. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. - 216 с.

63. Денисов, С. Ф. Естественные и технические науки в мире культуры / С. Ф. Денисов, Л. М. Дмитриева. Омск: Омич, 1997. - 448 с.

64. Дидро, Д. Сочинения т.1. / Д. Дидро. М.: Мысль, 1986. - 592 с.

65. Дильтей, В. Введение в науки о духе / В. Дильтей // Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х-ХХ вв. Трактаты, статьи, эссе. М.: Наука, 1987.-С. 108-135.

66. Дильтей, В. Категории жизни / В. Дильтей // Вопросы философии. -1995. -№ 10.-С. 129-143.

67. Дильтей, В. Наброски к критике исторического разума / В. Дильтей // Вопросы философии. 1988.-№4.-С. 135-152.

68. Диоген Лаэртский, О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. -М.: Наука, 1993. -327 с.

69. Достоевский, Ф. М. Бесы / Ф. М. Достоевский. Н-ск.: Сибирский хронограф, 1989. - 699 с.

70. Драгомирецкая, Н. В. Автор и герой в русской литературе Х1Х-ХХ в.в. / Н. В. Драгомирецкая. М.: Наука, 1991.- 382 с.

71. Дружинин, В. И. Психология общих способностей / В. И. Дружинин. -СПб.: Питер, 2000.-345 с.

72. Дюркгейм, Э. Самоубийство / Э. Дюркгейм. С-П.: Наука, 1998-С.55.

73. Ермаков, Д. Классическая музыка активизирует интеллект / Н. Ермаков и др. // Химия и жизнь. 2004. - №10. - С.49 - 53.

74. Жан-Поль, Приготовительная школа эстетики / Жан-Поль. М.: Искусство, 1981. - 527 с.

75. Житовский, Л. А. Гены и расы: все мы одного рода-племени / Л. А. Житовский // Наука в России. 2004. - №4. - С. 33-38.

76. Игнатьева, И. Ф. Антропология техники: человек как субъект мира техники / И. Ф. Игнатьева. Екатеринбург, 1992. - 130 с.

77. Из истории английской эстетической мысли. М.: Искусство, 1982. С.38.

78. Ильин И.П. Словарь терминов. М.: ИНИОН РАН, 2001. - 385 с.

79. Ильин, И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа / И. П. Ильин. М.: Интрада, 1998. - 256 с.

80. Кант, И. Критика способности суждения / И. Кант. М.: Искусство, 1994.-367 с.

81. Кант, И. Сочинения в шести томах, т.5. / И. Кант. М.: Мысль, 1966. -732 с.

82. Кант, И. Сочинения в шести томах. Т.З. / И. Кант. М.: Мысль, 1964799 с.

83. Кант, И. Сочинения в шести томах. Т.4. чЛ. / И. Кант. М.: Мысль, 1965.-544 с.

84. Кант, И. Сочинения в шести томах. Т.6. / И. Кант. -М.: Мысль, 1966743 с.

85. Кант, И. Трактаты и письма / И. Кант. М.: Наука, 1984. - С. 633.

86. Кантор, К. М. Философия и культура в историческом развитии человечества / К. М. Кантор // Вопросы философии. -1983.-№7 С. 19.

87. Климов, Ю. Е. О природе повторяющихся структур мифологического мышления / Ю. Е. Климов // Рационализм и культура. Т.2. Р.н.Д.: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002. - 387 с.

88. Коллинз, Р. Социология философий / Р. Коллинз. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002. - 1275 с.

89. Кондильяк, Э. Б. Сочинения в 3-х т. т.2 / Э. Б. Кондильяк. -М.: Мысль, 1983.- 517 с.

90. Кондильяк, Э. Б. Сочинения. Т.1. / Э. Б. Кондильяк. М.: Мысль, 1980. -334 с.

91. Ксенофонтов, Г.В. Шаманизм: Избр. труды / Г.В. Ксенофонтов. -Якутск: Север-Юг, 1992.-317 с.

92. Ксенофонтов, Г. В. Культ сумасшествия в урало-алтайском шаманизме / Г. В. Ксенофонтов // Шаманизм: Избр. труды. Якутск: Север-Юг, 1992-285 с.

93. Кузьмина, Т. А. Проблема субъекта в современной буржуазной философии. -М.: Наука, 1979.-200 с.

94. Кутанин, М. Клинический архив гениальности и одаренности / М. Кутанин. М., 1929. - 247 с.

95. Кучинский Г. М. Новейший философский словарь / Сост. A.A. Грицанов. Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. - С. 269.

96. Лакан, Ж. Семинары. Кн. 1. Работы Фрейда по технике психоанализа (1953-54) / Ж. Лакан. М.: Логос, 1998. - 432 с.

97. Ландрам, Дж. Н. Четырнадцать гениев, которые ломали правила / Дж. Н. Ландрам. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 350 с.

98. Левинас, Э. Время и другой. Гуманизм другого человека / Э. Левинас. СПб.: ВРФШ, 1998. - 437 с.

99. Леви-Стросс, К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс. М.: Наука, 1985.-536 с.

100. Лейбин, В. Психоанализ и современная западная философия / В. Лейбин.-М., 1990.-416 с.

101. Лейбниц, Г. В. Сочинения. В 4 т. Т. 1. / Г. В. Лейбниц. М.: Мысль, 1982.-636 с.

102. Лейбниц, Г. В. Сочинения. В 4 т. Т. 2. / Г. В. Лейбниц. М.: Мысль, 1965.-686 с.

103. Лекторский, В. А. Субъект, Объект, Познание / В. А. Лекторский. -М.: Наука, 1980.-357 с.

104. Лекторский, В. А. Проблема субъекта и объекта в классической и современной буржуазной философии / В. А. Лекторский. М.: Высшая школа, 1965. -234 с.

105. Лиотар, Ж. Ф. Состояние постмодерна / Ж. Ф. Лиотар. СПб.: Алетейя, 1998.- 160 с.

106. Локк, Дж. Избранные философские произведения. В 2 т. / Дж. Локк.-М., 1960.-Т.1.-453 с.

107. Лолер, Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм / Дж. Лолер. М.: Прогресс, 1982. - 250 с.

108. Ломброзо, Ч. Гениальность и помешательство / Ч. Ломброзо. URL://http://lib.ru/DPEOPLE/LOMBROZO/genialn.txt.

109. Лосев, А. Ф. Эстетика Возрождения / А. Ф. Лосев. М., 1982. -547 с.

110. Лотман, Ю. М. Культура и взрыв / Ю. М. Лотман. М.: Гнозис, 1992. - 272 с.

111. Любкер, Ф. Иллюстрированный словарь античности / Ф. Любкер. -М.: Эксмо, 2005.-С. 262.

112. Мамардашвили, М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности / М. К. Мамардашвили. М.: Лабиринт, 1996. - 287 с.

113. Манн, П. Критика и кризис / П. Манн // Философские науки. -1992.-№3,-С. 48-64.

114. Маркин, В.В. Философия социального в развитии человека / В. В. Маркин. Барнаул: БГПУ, 2001.- 148 с.

115. Маркузе, К. Эрос и цивилизация / К. Маркузе. Киев: Гос. Б-ка Украины для юношества, 1995 - 482 с.

116. Мартишина, Н. И. Введение в гносеологию / Н. И. Мартишина. -Омск: ОмГТУ, 1997.-80 с.

117. Мартишина, Н. И. Наука и паранаука в духовной жизни современного человека / Н. И. Мартишина. Омск: ОмГТУ, 1997.-178с.

118. Махлин, В. Л. Михаил Бахтин: Философия поступка / В. Л. Махлин. М.: Знание, 1990. - 64 с.

119. Митчем, К. Что такое философия техники? / К. Митчем М.: Аспект-Пресс, 1995. - 149 с.

120. Неклюдов, С. Ю. Антитезисы к «Метафизике фольклора» И. П. Смирнова / С. Ю. Неклюдов // Новое литературное обозрение. 2001. -№52.-С. 97- 102.

121. Никитаев, В. Новый гуманизм: субъект против индивида / Размышления над «Эрой индивида» Алена Рено / В. Никитаев // Логос. -2003. -№3.-С.134- 152.

122. Николаева, О. Современная культура и православие / О. Николаева. М.: Ad Marginem, 1999. - 345 с.

123. Ницше, Ф. Сочинения в 2 т. Т. 2. / Ф. Ницше // Литературные памятники. М.: Мысль, 1990. - 830 с.

124. Ницше, Ф. Сочинения Т.1 / Ф. Ницше // Литературные памятники. Человеческое, слишком человеческое. М.: Мысль, 1990 -831 с.

125. Новая хронология земных цивилизаций. Современная версия истории / С. И. Валянский и др.. М.: Олимп, 1996. - 384 с.

126. Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. - 896 с.

127. Новоселова, И. А. Субъектность и деятельность / И. А. Новоселова // Сборник статей и философские дескрипты. Выпуск 2. -Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2002. 282 с.

128. Ойзерман, Т. И. Философия и обыденное сознание / Т. И. Ойзерман // Вопросы философии. 1967. - №4. - С. 29.

129. Ортега-и-Гассет, X. Избранные труды / X. Ортега-и-Гассет. М.: Весь мир, 1997.-704 с.

130. Ортега-и-Гассет, X. Эстетика. Философия культуры / X. Ортега-и-Гассет. М.: Искусство, 1991. - 588 с.

131. От «вненаходимости» к «бунту» // Диалог, карнавал, хронотоп. -1997. -№1.- С. 23.

132. Парсонс, Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс. М.: Академический проект, 2000. - 880 с.

133. Перспективы метафизики: классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков. СПб.: Алетейя, 2000. - 415 с.

134. Пешкова, В. Е. Феномен гения / В. Е. Пешкова. Р.н.Д: Феникс, 2006.- 155 с.

135. Платон, Государство. Соч.: В 3 т. / Платон. М.: Мысль, Т.З. -1971.-С. 89-454.

136. Платон, Диалоги / Платон. М.: Мысль, 1986. - 607 с.

137. Платон, Собрание сочинений в 4 т. т.З. / Платон. М.: Мысль, 1994.-654 с.

138. Платонов, К. К. Проблемы способностей / К. К. Платонов. М.: Наука, 1972. -308 с.

139. Поппер, К. Логика научного исследования / К. Поппер // Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983. - С. 147 - 148.

140. Потебня, А. А. Мысль и язык / А. А. Потебня. Киев: Синто,1993.-192 с.

141. Почепцов, Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века / Г. Г. Почепцов. -М.: Рефл-бук, 2000. 325 с.

142. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации / Г. Г. Почепцов. М.: Рефл-бук, 2001.-651 с.

143. Пригожин, И. Время, хаос, квант / И. Пригожин. М.: Прогресс,1994.-272 с.

144. Пригожин, И. Переоткрытие времени / И. Пригожин // Вопросы философии. 1995. - № 6. - С. 89.

145. Пригожин, И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / И. Пригожин. М.: Прогресс, 1986. - 341 с.

146. Проблема человека в западной философии. М.:Прогресс, 1988. -552 с.

147. Пукшанский, Б. Я. Обыденное знание. Опыт философского осмысления / Б. Я. Пукшанский. М.: Экспресс, 1997. - 237 с.

148. Рибо, Т. Опыт исследования творческого воображения / Т. Рибо. -Минск, 2001.-254 с.

149. Рорти, Р. Случайность, ирония, солидарность / Р. Рорти. М.: Русское феноменологическое общество, 1996. - 282 с.

150. Руднев, В. П. Словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты / В. П. Руднев. М.: Аграф, 1997. - 382 с.

151. Рябчикова, Е. Н. Субъект в системе культурно-образовательных связей: Дисс. Ниж. Новгород, 2003. - 149 с.

152. Сайлер, Т. Мыслить как гений / Т. Сайлер. Мн.: Попурри, 2005. - 240 с.

153. Саймон, Б. Общество и образование / Б. Саймон. М.: Прогресс, 1989.-200 с.

154. Сартр, Ж. Бытие и ничто / Ж. Сартр. М.: Республика, 2000. -639 с.

155. Сергеев, Б. Стать гением / Б. Сергеев.-Л.: Лениздат, 1991.-220с.

156. Сидорченко, Л. В. Александр Поуп: в поисках идеала / Л. В. Сидорченко. Л., 1987.-253 с.

157. Сизова, Н. А. Массовая культура и культурное наследие: специфика дискурса: Автореферат к. ф. н- Томск, 2003. 22 с.

158. Синицин, Е. С. Тайна творчества гениев / Е. С. Синицин. -Новосибирск., 2004. Новосибирск. НГАХА, 2004. - 528 с.

159. Соловьев, В. Литературная критика / В. Соловьев. М., 1990 -288 с.

160. Степанов, Ю. С. Константы: Словарь русской культуры / Ю. С. Степанов. М.: Академический проект, 2001. - С.733-736.

161. Стоун, И. Жажда жизни / И. Стоун. М.: Наука, 1988. - 350 с.

162. Структуры истории // Время мира №2. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. - 504 с.

163. Субъект и объект как философская проблема. Киев: Наукова думка, 1979.-286 с.

164. Тарнас, Р. История западного мышления / Р. Тарнас. М.: Крон-Пресс, 1995.-444 с.

165. Теплиц, К. Т. Все для всех. Массовая культура и современный человек / К. Т. Теплиц // Человек: Образ и Сущность (Гуманитарные Аспекты). Массовая культура. Ежегодник. М.: ИНИОН РАН, 2000. -С. 241-284.

166. Тибальти-Кьеза, М. Паганини / М. Тибальти-Кьеза. М.: Искусство, 1986. - 378 с.

167. Турен, А. Возвращение человека действующего / А. Турен. М.: Научный мир, 1998.-204 с.

168. Уайт, X. Метаистория : историческое воображение в Европе XIX века / X. Уайт // Пер. с англ. под редакцией Е. Г. Трубиной и В. В. Харитонова. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2002. - 528 с.

169. Уайтхед, А. Избранные работы по философии / А. Уайтхед. М., 1990.-275 с.

170. Фейербах, Л. Избранные философские произведения. Т.2. / Л. Фейербах М.: Мысль, 1955. - 942 с.

171. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. - 560 с.

172. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: (Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.

173. Философский энциклопедический словарь. -М., 1983. С. 107.

174. Фихте, И. Г. Сочинения в двух томах. Т. 1. / И. Г. Фихте. СПб.: Мифрил, 1993.-687 с.

175. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М., 1990 -327 с.

176. Фрейд, 3. По ту сторону принципа удовольствия / 3. Фрейд. М.: Экспресс, 1992.-С. 266.

177. Фромм, Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. М.: Наука, 1993, -287 с.

178. Фромм, Э.Фрейд / Э. Фромм. М.: Наука, 2002. - 176 с.

179. Фуко, М. Археология знания / М. Фуко. Киев: Ника-Центр, 1996.-208 с.

180. Фуко, М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности / М. Фуко. М.: Магистериум-Касталь, 1996. - С. 7-46.

181. Хабермас, Ю. Демократия, разум, нравственность / Ю. Хабермас. М.: Академия, 1995. - 232 с.

182. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. СПб.: Наука, 2000. - 379 с.

183. Хабермас, Ю. Очерки политической теории / Ю. Хабермас. -СПб.: Наука, 2001.- 417 с.

184. Хайдеггер, М. Время и бытие / М. Хайдеггер. М.: Республика, 1993.- 447 с.

185. Хайдеггер, М. Европейский нигилизм. Проблема человека в западной философии / М. Хайдеггер. М.: Прогресс, 1988. - 117 с.1. V4 I/

186. Хейзинга, И. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня / И. Хейзинга. М.: Политиздат, 1992. - 495 с.

187. Хлыстова, Н. А. По ту сторону: опыт деконструкции / Н. А. Хлыстова. Томск: ИОА СО РАН, 2003. - 320 с.

188. Хьелл, JI. Теории личности / Л. Хьелл. СПб., 1997. - 252 с.

189. Цвейг, С. Вчерашний мир / С. Цвейг. М., 1987. - 251 с.

190. Цвейг, С. Собрание сочинений Т.5./ С. Цвейг. -М., 1963. 354 с.

191. Циолковский, К. Э. Гений среди людей / К. Э. Циолковский. //URL: http://yanko. lib.ru / fort-library / philosophy / index, html

192. Шадриков, В. Д. О содержании понятия «способности» и «одаренность» / В. Д. Шадриков // Психологический журнал. 1983. -Т.4. -№ 5. - С. 5.

193. Шекспир, В. Избранные сочинения: в 3-х т. / В. Шекспир. М.: Литература, 1999. - Т.З. - 622 с.

194. Шеллинг, Ф. В. Й. Сочинения в 2-х т. / Ф. В. Й. Шеллинг. М.: Мысль, 1989.-Т.2.-635 с.

195. Шопенгауэр, А. Афоризмы и максимы / А. Шопенгауэр. Л., 1991.-432 с.

196. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр. -М.: Наука, 1993.-414 с.

197. Штерн, В. Умственная одаренность. Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / В. Штерн. СПб.: Союз, 1997. - 129 с.

198. Шувалов, А. В. Безумные грани таланта / А. В. Шувалов. URL://http://inv-mo.narod.ru/Rus/Greatest.htm

199. Эйхенбаум, Б. М. О прозе. О поэзии / Б. М. Эйхенбаум. Л.: Художественная литература, 1986.-453 с.

200. Элиаде, М. Мифы, сновидения, мистерии / М. Элиаде. М.: REFL - book, К.: Ваклер, 1996.-288 с.

201. Эфроимсон, В. П. Биосоциальные факторы повышенной умственной активности: в 2-х частях / В. П. Эфроимсон. М.: Институт биологии развития им. Н.А.Кольцова АНСССР, Московское общество испытателей природы, 1982. - 439 с.

202. Юнг, К.-Г. Метаморфозы и символы либидо / К. Г. Юнг. СПб., 1994.-276 с.

203. Юнг, К.-Г. Психологические типы / К. Г. Юнг. СПб., 1994.-С.576.

204. Юнг, К.-Г. Сознание и бессознательное / К. Г. Юнг. СПб., 1997.-458 с.

205. Якобсон, Р. Язык и бессознательное / Р. Якобсон. М.: Гнозис, 1996.-248 с.

206. Яши, П. Об эффекте автора: современное авторское право и коллективное творчество /П. Яши // НЛО. 2001. - С. 48 - 51.

207. Boden, М. The creative mind / М. Boden New York: Basic Books, 1990.-339 p.

208. Simon, B. Intelligence, psychology and education / B. Simon. -London: Lawrence and Wishart, 1978. 286 p.

209. Simonton, K. Origins of Genius: Darwinian Perspectives on creativity / K. Simonton New York: Oxford University Press, 1999 URL://http://guestia.com

210. Essential articles for study of Alexander Pope, 1968. 760 p.

211. Gardner, H. Creativity: new views from psychology and education / H. Gardner //RSA Journal. May,1995. P.33-35

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.