Феноменологические концепции в теории архитектуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 05.23.20, кандидат наук Невлютов Марат Раилевич
- Специальность ВАК РФ05.23.20
- Количество страниц 171
Оглавление диссертации кандидат наук Невлютов Марат Раилевич
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОКИ И ПРОБЛЕМЫ ФЕНОМЕНОЛОГИИ АРХИТЕКТУРЫ
1.1. Феноменология архитектуры и архитектура феноменологии
1.1.1. Актуальность феноменологии архитектуры
1.1.2. Сущность феноменологического метода
1.2. Истоки феноменологических идей в архитектуре
1.2.1. Исторический подход Жака Лабатута и Эрнесто Натана Роджерса
1.2.2. Феноменологический подход Джозефа Рикверта и Дэлибора Веселы
1.3. Контекст формирования позиций феноменологии архитектуры
1.3.1. Кризис рациональности архитектуры
1.3.2. Несемиотическая природа архитектуры
Выводы по Главе
ГЛАВА 2. КАТЕГОРИИ И ПРИНЦИПЫ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ АРХИТЕКТУРЫ
2.1. Телесность восприятия и материальное воплощение архитектуры
2.1.1. Телесное мышление в архитектурном проектировании
2.1.2. Материальное воплощение архитектуры
2.2. Экзистенциальная ориентация человека в пространстве
2.2.1. Образ дома и дух места в феноменологии архитектуры
2.2.2. Ритуальная природа архитектуры
2.2.3. Подлинное обитание во времени
2.3. «Любовь» и «поэзия» как принципы феноменологических концепций архитектуры
2.3.1. Притягательное пространство в феноменологии архитектуры
2.3.2. Поэтический метод в феноменологии архитектуры
Выводы по Главе
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И ПРИНЦИПОВ В АРХИТЕКТУРНОЙ ПРАКТИКЕ
3.1. Практическая феноменология архитектуры Стивена Холла
3.1.1. Телесное восприятие архитектуры
3.1.2. Параллаксное видение
3.1.3. Укорененность архитектурного объекта
3.2. Экзистенциальный характер архитектуры Питера Цумтора
3.2.1. Поэтические качества материала
3.2.3. Отношения архитектуры и контекста
3.2.4. Архитектурный ритуал
3.3. Художественный жест в архитектуре Жака Херцога и Пьера де Мерона
3.3.1. Скульптурные качества материала
3.3.2. Культурный и природный контекст
3.3.3. Минимальный художественный жест
3.4. Гиперреальность архитектуры Жана Нувеля
3.4.1. Иллюзия и стратегия дематериализации
3.4.2. Контекстуальное становление архитектуры
3.4.3. Уникальность архитектурного объекта
Выводы по Главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиографический список
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 05.23.20 шифр ВАК
Архитектурно-художественная роль естественного света в формировании внутреннего пространства зданий в современной архитектуре2018 год, кандидат наук Насыбуллина Рената Артуровна
Концепция художественной интеграции в новейшей архитектуре2014 год, кандидат наук Дуцев, Михаил Викторович
Становление концепции времени в искусстве и проектной культуре ХХ века2012 год, доктор философских наук Духан, Игорь Николаевич
Архитектурный объект: образ и морфология2006 год, доктор архитектуры Янковская, Юлия Сергеевна
Архитектурное пространство как социокультурный феномен2013 год, доктор философских наук Назарова, Марина Петровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феноменологические концепции в теории архитектуры»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Во второй половине ХХ века в теории архитектуры происходят серьезные концептуальные сдвиги. Главенствующие на тот момент позиции переосмысляются с вовлечением различных теоретических стратегий и методологий. В теории архитектуры возникают многочисленные объяснительные концепции: лингвистические, психологические, социологические, экологические и др., задача которых - переопределить сущность и основания архитектуры. Среди них появляется особое направление -феноменология архитектуры. Ряд архитекторов и теоретиков архитектуры обращается к феноменологии как способу познания и описания реальности, чтобы решить задачи дисциплины.
Феноменология - философский метод, который разрабатывался на протяжении ХХ века мыслителями из разных интеллектуальных традиций, с разными убеждениями и концептуальными намерениями. Феноменологию сложно назвать единым направлением - в ней сосуществуют трансцендентальная феноменология Эдмунда Гуссерля, герменевтическая философия Ганса-Георга Гадамера, эсхатологическая феноменология Поля Рикера, экзистенциальная феноменология Мартина Хайдеггера, феноменология воплощения Мориса Мерло-Понти, феноменология инаковости Эмануэля Левинаса и теологическая феноменология Жана-Люка Мариона. Тем не менее, в этом разнообразии философских подходов обнаруживается единство феноменологического метода, поэтому исследователи выделяют феноменологию как особое «движение» [77, с. 13-14] философской мысли.
Феноменологический метод во второй половине ХХ века становится инструментом в архитектуре для решения ее дисциплинарных проблем. К феноменологическим идеям апеллируют теоретики и историки архитектуры: Жан Лабатут [127], Эрнесто Натан Роджерс [163], Дэлибор Веселы [189], Джозеф Рикверт [168, 169], Стин Эйлер Расмуссен [161], Юхани Палласмаа [150, 152], Альберто Перес-Гомес [156, 157], Дэвид Леттербароу [129, 131], Мохсен
Мостафави [132, 133], Кеннет Фрэмптон [99], Кристиан Норберг-Шульц [143, 144], Томас Вис-Эвенсон [180], Кристофер Дэй [31], Надэр Эль Бизри [95], Робин Эванс [97], Кэролин Стил [178], Петер Карл [87, 88]; архитекторы: Алвару Сиза Виейра, Эдуарду Соуту де Моура, Эмилио Амбас, Ренцо Пиано, Глен Меркат, Тадао Андо, Марио Ботта, Дэвид Чипперфилд, Питер Меркли, Даниэль Либескинд, Юхани Палласмаа, Эрик Пари, Стивен Холл, Питер Цумтор, Жак Херцог и Пьер де Мерон, Жан Нувель, Антон Надточий и Вера Бутко, Евгений Асс, Александр Бродский, Юрий Григорян и многие другие. Также архитектуру осмысляют с позиций феноменологии представители других дисциплин. Философы Карстен Харрис [104], Дилан Тригг [184], Эдвард Кейси [92], Роберт Мугерауэр [140] создают феноменологические исследования о проблемах места, окружающей среды, телесности и материальности архитектуры. Антропологи Тим Инголд [120, 121], Кристофер Тилли [182, 183] и географы Эдвард Ральф [162], И-Фу Туан [185], Дэвид Симон [171, 173] предпринимают попытку анализа архитектуры через призму своих дисциплин с привлечением феноменологии как метода исследования.
Феноменологический поворот второй половины XX века - значимое явление в современной архитектуре и теории. Феноменологические идеи активно присутствуют в теоретическом и практическом поле архитектуры, где развивают и уточняют свой понятийный аппарат. К началу XXI века накопилось большое разнообразие феноменологических концепций, которые требуют внимательного анализа и систематизации. Возникает необходимость создания особого архитектурного языка, строгой артикуляции феноменологических категорий и принципов, применимых к архитектурной теории и практике. Переосмыслять феноменологию архитектуры также нужно во взаимосвязи с актуальными проблемами современной теории архитектуры. Феноменология архитектуры направлена на разрешение одной из важнейших проблем - противостояния человека и окружающего мира, которая сейчас настойчиво заявляет о себе в самых разнообразных дискуссиях - от сохранения архитектурного наследия до устойчивого развития городов. Главным достижением феноменологических
концепций архитектуры является введение и описание таких категорий как дом, место, контекст, материальность, перформативность, ритуал, которые направлены на интерпретацию и упорядочивание отношений, примирение человека и мира.
Феноменологические концепции стремятся преодолеть отчуждение человека от мира, сократить дистанцию, создаваемую рациональным мышлением, технологиями, урбанизацией, глобализацией. Они настраивают человека на особый контакт с окружением - телесное, чувственное, подлинное восприятие. Феноменологический метод предлагает для осуществления такого контакта обратиться к особого рода феноменам, которые скрываются от простой видимости, «недо- или сверх-феноменам» [80, с. 71]. Доступ к такого рода «сверхвидимым» [136, с. 71] феноменам открывается благодаря опосредованию - сверхфеноменальный опыт проявляется через особый порядок феноменального или доступного восприятию, через «данность сверх-данного» [80, с. 168]. Сверхфеноменальная реальность архитектуры переживается как чувственный избыток, творческое или созерцательное вдохновение. Наиболее приближенным к таким феноменам являются религиозные, этические и эстетические переживания. Именно сверх-феноменальный опыт организует эстетическое измерение в архитектуре, которое описывается теоретиками и архитекторами в терминах иррационального, экзистенциального, чувственного, смыслообразующего, сакрального опытов. В феноменологии архитектуры не существует разработанного метода описания сверх-феноменального опыта, который мог быть стать ядром современного феноменологического движения в архитектуре.
Степень разработанности. Исследование опирается на работы теоретиков архитектуры таких как как Чарльз Дженкс, Кеннот Фрэмптон, Джоан Окман, Майкл Хейс, которые анализируют разнообразие тенденций теоретической архитектурной мысли, демонстрируют связь и противоречия между различными направлениями, возникшими во второй половине ХХ века. Систематизированные и хорошо комментированные антологии теоретических парадигм в архитектуре таких авторов как Кейт Несбит, Майкл Хейс, Криста Сайкс, выделяют
феноменологическую тенденцию как особую и дают ей контекстуальную оценку. Исследование Реза Ширази «Феноменологическая интерпретация архитектуры» [175] рассматривает идеи Палласмаа, Фремптона, Норберга-Шульца и проекты архитектора Тадао Андо. Бэта Сировый в работе «Феноменологические концепции в архитектуре: Пользователе-ориентированное проектирование» [176] анализирует связь феноменологии архитектуры и соучаствующего проектирования. Историческое исследование Джорджа Отеро-Пайлоса «Архитектурный поворот: Феноменология и возникновение постмодернизма» [149] демонстрирует истоки феноменологии архитектуры и ее связь с постмодернистскими концепциями. Диссертация Йорганджыоглу Дерьи «Стивен Холл: Перенесение философии феноменологии в архитектурную практику» [190] описывает феноменологический подход Стивена Холла и связь идей архитектора с философией Мориса Мерло-Понти. Тексты, анализирующие феноменологический подход в архитектуре, публиковались в таких тематических сборниках, книжных сериях и журналах как «Феноменология города: Исследования истории и философии архитектуры» [159], «Архитектура и феноменология» [82], «Архитектура, этика и индивидуальность места» [83], «Хора: Пробелы в философии архитектуры» [93], «Экологическая и архитектурная феноменология» [96]. Историки архитектуры Бенуа Жакет и философ Винсент Жиро провели две тематические конференции, посвященные главным идеям феноменологии архитектуры, «Архитектура и феноменология» в Хайфе, Израиль в 2007 году и в Киото, Япония, в 2009 году, по итогам которых вышел сборник текстов «Вещи сами по себе. Архитектура и феноменология» [101].
В отечественном архитектуроведении феноменологические концепции архитектуры не становились предметом специальных исследований. Некоторые идеи феноменологии архитектуры получали свое развитие внутри иных теоретических программ. Такие исследователи и архитекторы как Аронов В.Р. [1], Асс Е.В. [2], Беляева Е.Л. [8], Высоковский А.А. [17], Генисаретский О.И. [20], Глазычев В.Л. [23, 31], Добрицына И.А. [27], Иконников А.В. [34], Кияненко К.В.
[200], Раппапорт А.Г. [59, 60], Скокан А.А. [67] в рамках «средового подхода» в 70-90-х годах разрабатывали проблемы отношений человека и окружающего его пространства. Работы Бондаренко И.А. [11], Бусевой-Давыдовой И.Л. [12], Ванеяна С.С. [15], Вятчаниной Т.Н. [18], Комеча А.И. [38], Карпушина И.И. [37], Норенкова С.В. [53], Ревзина Г.И. [62], Шукурова Ш.М [78], Быстровой Я.В. [13] посвящены анализу символического и сакрального измерения в архитектуре. Работы по психологии архитектуры и феноменологии восприятия Беляевой Е.Л. [7], Глазычева В.Л. [22], Добрицыной И.А. [28, 29], Дуцева М.В. [30], Забельшанского Г.Б. [32], Каганова Г.З. [35], Капустина П.В. [36], Ситара С.В. [203], Степанова А.В. [68], Раппапорта А.Г. [58, 61] также обнаруживают близкую феноменологии архитектуры проблематику. Все эти идеи и интуиции могут быть рассмотрены в качестве основания для дальнейшего развития феноменологии архитектуры в России.
Гипотеза исследования заключается в том, что категории и принципы феноменологических концепций архитектуры способны образовать теоретическую систему или феноменологический метод, который может обогатить индивидуальные художественные подходы современных архитекторов. Инструментарий феноменологии позволит использовать невербализируемый, телесный, чувственный, экзистенциальный человеческий опыт при создании архитектурных проектов.
Цель исследования - разработка системы категорий и принципов феноменологических концепций в архитектуре.
Такая постановка проблемы и цели исследования потребовала решения ряда исследовательских задач, в число которых вошло:
- описать сущность феноменологического метода, его трансформацию во второй половине XX в., а именно смещение внимания от феноменов, то есть того, что дано в восприятии, к сверх-феноменальному опыту
- структурировать исторический пласт феноменологического знания, проанализировать истоки, причины возникновения, тенденции, перспективы развития феноменологических концепций в архитектуре.
- структурировать главные интенции феноменологических концепций в архитектуре, выделить смысловые группы категорий и понятий, которые обращаются к сверх-феноменальному опыту в архитектуре
- дать развернутое описание выбранных архитектурных категорий (ритуал, окружение, место, тело, материальность, воплощение, перформативность и др.), обнаружить систему и принципы их взаимодействий
- дать определение феноменологического метода в архитектуре, что позволит описать особый феноменологический стиль мышления и общие принципы работы некоторых архитекторов
- проанализировать функционирование феноменологических категорий и принципов, ориентированных на опыт сверх-феноменального, в архитектурной практике на примере проектов, текстов и высказываний зарубежных архитекторов: Цумтора, Хола, Херцога и Де Мерона, Нувеля.
Предмет исследования. Категории и принципы феноменологии архитектуры, которые обладают потенциалом обнаружения сверхфеноменального измерения в архитектуре
Объект исследования. Теоретические работы и исследования в области феноменологии; также некоторые идеи и проблемы феноменологии, привнесенные и интерпретированные в особом поле архитектурного мышления; индивидуальные теоретические концепции, постройки и проекты архитекторов, ассоциированные с феноменологией архитектуры.
Границы исследования. Представление о феноменологии архитектуры в отечественном архитектуроведении только начинает формироваться. На Западе уже существуют известные архитектурные школы, определившие феноменологию в качестве своей главной теоретической линии, сформирован большой корпус феноменологических текстов об архитектуре. В связи с этим
исследование сосредоточивает свое внимание на идеях западных архитекторов, историков, антропологов, философов, которые формируют современный концептуальный инструментарий феноменологии архитектуры.
Истоками феноменологии архитектуры принято считать архитектурную и педагогическую деятельность Жана Лабатута и Эрнесто Натана Роджерса в 50-е годы, а также последующее развитие идей феноменологии в работах Джозефа Риквета и Дэлибора Веселы в 70-е годы. Многие современные теоретики архитектуры, такие как Альберто Перез-Гомес, Дэвид Леттербароу, Юхани Паласмаа, Петер Карл, Эрик Пари продолжают работать с традицией феноменологии, расширяют и трансформируют ее теоретическое поле новыми концепциями. Рассмотрена практическая деятельность современных зарубежных архитекторов: Стивена Холла, Питера Цумтора, Жака Херцога, Пьера де Мерона и Жана Нувеля, большинство проектов которых реализовано в конце XX начале XXI века. Таким образом, временные границы исследования определены периодом возникновения феноменологии архитектуры в 50-70 годах, а также активным применением и развитием феноменологического метода в практике и теории архитектуры в конце XX и начале XXI веков.
Методология и методы диссертационного исследования. Методология исследования предполагает контекстуальный и сравнительный анализ феноменологических концепций архитектуры; комплексный анализ категориального аппарата феноменологии архитектуры; герменевтический метод, а именно интерпретацию текстов архитекторов-феноменологов; формально-стилистический анализ и критическая оценка их построек.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Феноменологические концепции архитектуры является самостоятельным и уникальным направлением теории архитектуры: в работе доказано, что, продолжая отдельные тенденции модернизма и постмодернизма, феноменология, в отличие от них, ориентирована на сверх-феноменальное измерение в архитектуре.
2. В диссертации разработана теоретическая система феноменологического понимания архитектуры, включающая три группы категорий.
- первая группа: телесность, воплощенность, материал, природа
- вторая группа: место, контекст, центр, дом, граница
- третья группа: акт строительства, ритуал, архитектурная перформативность
3. В диссертации описаны два главных принципа теоретической системы феноменологии архитектуры:
- принцип «любви» описывает снятие базовой для архитектуры оппозиции между внутренним и внешним, культурой и природой, домашним и диким, как отношений взаимного притяжения, а не противостояния
- принцип «поэзии» указывает на «сверх-видимость», невербализуемость, иррациональнось сверх-феноменального опыта в архитектуре
4. Разработанная в диссертации система категорий и принципов феноменологических концепций архитектуры применима не только в теории зодчества, но и в архитектурной практике. Такие отличные друг от друга архитекторы, как Холл, Цумтор, Херцог и де Мерон, Нувель, успешно применяют в своих проектах феноменологический инструментарий. Раскрытая в диссертации система категорий и принципов позволит практикующим архитекторам отрефлексировать феноменологические аспекты своего творческого метода, использовать их осознанно и по-новому подойти к осмыслению пространства в своих проектах.
Степень достоверности и апробация результатов исследования.
По теме диссертации опубликовано 16 статей, из них 7 - в журналах, рекомендованных ВАК, 2 - в журналах и сборниках, индексируемых в базе Web of Science, 7 - в журналах и научных сборниках, индексируемых в РИНЦ.
Основные положения диссертации были представлены на межвузовских научных конференциях «Проблемы истории искусства и реставрации
художественных ценностей глазами студентов и аспирантов» в РГГУ в 2014, 2016 гг., международных научно-практических конференциях «Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ» в 2016, 2017 гг., международных научных конференциях «Искусствознание: наука, опыт, просвещение» в ГИИ в 2018, 2019 гг., научных конференциях «Современная архитектура мира: основные процессы и направления развития» в РААСН, в 2014, 2015, 2018, 2019 гг., всероссийской конференция молодых ученых «Экология: факты, гипотезы, модели», Институт экологии растений и животных УрО РАН в 2017 г. и многих других конференциях и круглых столах.
Научная новизна. Научная новизна исследования заключается в том, что комплексно и детально был проанализирован большой кластер теоретических концепций, ранее не изученный в отечественной архитектурной теории, частично исследованный в западной. В исследовании впервые была предложена систематизация феноменологических концепций в архитектуре, выделены важнейшие категории и принципы, дано определение феноменологического метода в архитектуре. Также целый ряд текстов впервые был переведен на русский язык и процитирован в диссертации и публикациях.
Теоретическая и практическая значимость диссертации.
Предложенная к рассмотрению систематизация феноменологических концепций в архитектуре обладает ценностью как для архитектурной теории, так и для методов проектирования. Обобщение центральных тенденций, выделение групп категорий и принципов феноменологического метода в архитектуре могут дать импульс к формированию новых концепций и подходов в архитектурной практике. Результаты исследования могут использоваться для формирования образовательных программ архитектурных, философских и художественных вузов. Рассмотренные феноменологические концепции могут быть включены в теорию архитектуры как самостоятельный раздел.
Объем и структура работы. Диссертация включает в себя текстовую часть (145 страниц), состоящую из введения, трех глав, заключения, списка
литературы (207 наименований) и иллюстративного материала (5 графоаналитических таблиц, 24 иллюстрации)
ГЛАВА 1. ИСТОКИ И ПРОБЛЕМЫ ФЕНОМЕНОЛОГИИ АРХИТЕКТУРЫ
1.1. Феноменология архитектуры и архитектура феноменологии
1.1.1. Актуальность феноменологии архитектуры
Во второй половине XX века теоретики и архитекторы, рефлексируя об основаниях своей дисциплины, обращаются к различным «неархитектурным» способам мышления. По замечанию Майкла Хейса, теория архитектуры в тот момент становится более открытой к использованию новых методологических оснований, ранее ей не принадлежавших [105, с. 475]. Архитекторы обсуждают философские темы, участвуют в междисциплинарных дискуссиях, высказывают мнения по поводу политических, социальных и общекультурных проблем. Одновременно философы заинтересованы в создании специфических пространственных и эстетических теорий. Благодаря такой дисциплинарной проницаемости в архитектуру импортируются новые эстетические и лингвистические теории, идеи семиотики, поструктурализма, деконструкции, марксизма, феминизма и др., создавая тем самым обширное поле для архитектурных дискуссий [142, с. 14]. Этот исторический период был невероятно плодотворен, о чем можно судить исходя из обилия разнообразных концепций, возникших в этот период в теории архитектуры. Среди них многими интеллектуалами выделяется феноменологическая линия. Кеннот Фрэмптон [99, с. 16], Гарри Френсис Малгрейв [135, с. 97], Майкл Хейс [106, с. хш], Джоан Окман [147], Криста Сайкс [94], Кейт Несбит [179] и Чальз Дженкс [124] в своих анализах архитектурных школ и идей описывают феноменологию как особое направление в теории и практике архитектуры ХХ-ХХ1 веков.
Философские идеи феноменологов Эдмунда Гуссерля, Гастона Башляра, Мартина Хайдеггера, Мориса Мерло-Понти, Эмануэля Левинаса, Жана-Люка Мариона, Жака Маритена, Романа Ингардена, Ханса-Георга Гадамера, Поля Рикера сильно повлияли на направление дискуссий и всю интеллектуальную сцену. За долгие годы своего существования феноменология проникала в разные
области культуры и мышления, в том числе и в архитектуру. Феноменология с трудом может быть определена как «школа», так как существуют различия между идеями и теоретическим намерениями феноменологов. «"Феноменологи" слишком индивидуалистичны в своих привычках, чтобы образовывать организованную "школу". Было бы преувеличением сказать, что феноменологий столько, сколько и феноменологов» [77, с. 13-14] - пишет философ Герберт Шпигельберг о сложности определения феноменологического движения. Феноменологию принято описывать как философское направление с некоторым общим методологическим основанием, но разными этапами становления и векторами развития. Феноменология Гуссерля, герменевтическая онтология Хайдеггера, экзистенциализм Сартра, феноменология воплощения Мерло-Понти, феноменология публичной сферы Арендт, эсхатологическая феноменология Рикера, феноменология инаковости Левинаса, теологическая феноменология Жана-Люка Мариона и другие, не менее важные ответвления, объединены лишь общей методологической рамкой.
Некоторые из феноменологов обращались непосредственно к архитектуре, искусству, проблемам пространства и восприятия, но все же их труды не были предназначены для архитекторов. Феноменология уделила недостаточно внимания проблемам архитектуры, как замечает Кристиан Норберг-Шульц: «До сих пор феноменологи были главным образом озабочены онтологией, психологией, этикой и, до некоторой степени, эстетикой и уделяли сравнительно мало внимания феноменологии повседневной среды. Существует несколько пионерных работ, но они почти не содержат прямых ссылок на архитектуру» [206]. Для того чтобы инициировать дискуссии о возможности применения феноменологического метода в архитектуре, были необходимы специфические архитектурные интерпретации. Во второй половине ХХ века они были осуществлены в первую очередь архитекторами и теоретиками архитектуры, но также философами, социологами, антропологами. Эти интерпретации стали не разделом эстетики в феноменологии, а специфическим движением
«феноменологии архитектуры», которое, в силу особенностей предмета несколько отклонялось от своих изначальных философских оснований.
Феноменология архитектуры обращается в своих исследованиях не к философии феноменологии в целом, а к конкретным идеям того или иного философа. Теоретиков архитектуры одни идеи интересовали в большей степени, чем другие. В своем исследовании «Исторический поворот в архитектуре. Феноменология и появление постмодернизма» Хорхе Отеро-Пайлос говорит, что «... Сартр и Левинас, например, не вызывали такого интереса, как Хайдеггер и Арендт» [149, с. 37]. Помимо того, что интерпретация феноменологических идей осуществляется избирательно, теоретики архитектуры обращаются к концепциям, принадлежащими другим философским традициям. Одновременно с отсылками к Гуссерлю, Хайдеггеру, Мерло-Понти, Арендт и др., теоретики архитектуры для поддержания своих идей обращаются к Башляру, Зиммелю, Ницше, Кьеркегору, Бергсону и другим. Тонкие различия между различными философскими школами, проводимыми историками философии, остаются незамеченными архитекторами. Так, например, «. Гастон Башляр был главным референтом в архитектурной феноменологии, несмотря на то, что Герберт Шпигельбергер исключил его из своего исторического исследования феноменологического движения» [149, с. 37]. Феноменология архитектуры является направлением, чьи интеллектуальные основания не совпадает полностью с общепринятой рамкой философии феноменологии, что усложняет задачу определения границ самого движения. Можно лишь предположить существование некого общего феноменологического метода и общих теоретических интуиций, которые дадут основания выделить феноменологию архитектуры как целостное направление в теории архитектуры.
Несмотря на трудности определения границ и имен феноменологии архитектуры, можно указать на конкретный исторический момент, когда некоторые теоретики и архитекторы обнаруживают свой метод как феноменологический. Первые ростки феноменологической традиции можно найти в педагогической и архитектурной деятельности Эрнесто Натана Роджерса
и Жана Лабатута, осуществляемой в 1950-х годах. Отеро-Пайлос называет их «ранними катализаторами того, что позже станет архитектурной феноменологией в США и Европе» [149, с. 7]. Другим более значимым источником для последующего развития и подъема феноменологии в архитектуре принято считать курс лекций, прочитанный Дэлибором Веселы и Джозефом Риквертом в 1970-е годы в школе Сравнительных Исследований в Эссексе [108]. Под их влиянием оформляется феноменологический подход в исследованиях Дэвида Леттербароу -профессора архитектуры университета Пенсильвании, Альберта Перес-Гомеса -профессора истории архитектуры в университете МакГилл и многих других. Важной фигурой феноменологического движения был Кристиан Норберг-Шульц, чьи взгляды формировались одновременно с исследованиями Рикверта и Веселы, но имели иной характер и направление. Его фундаментальная книга «Дух места: к феноменологии архитектуры» [143], опубликованная в 1979 году, предлагала объяснение феноменологического подхода в архитектуре через интерпретацию философии Хайдеггера. Томас Вис-Эвенсон, последователь Норберга-Шульца, внес свой весомый вклад в феноменологическое движение, его идеи нашли отражение в книге «Архетипы в архитектуре» [180]. Теоретик архитектуры Юхани Палаасма написал значимые для феноменологического подхода произведения, среди которых «Глаза кожи: Архитектура и чувства» [150] и «Мыслящая рука: архитектура и экзистенциальная мудрость бытия» [152]. Идеи этих теоретиков архитектуры составляют ядро движения феноменологии архитектуры.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 05.23.20 шифр ВАК
Композиционный метод архитектурного проектирования2018 год, доктор наук Малахов Сергей Алексеевич
Рецепция живописи модернизма в феноменолого-экзистенциальной традиции2013 год, кандидат наук Кондратьева, Евгения Викторовна
Проблема телесности в феноменологии: Э. Гуссерль и М. Мерло-Понти2014 год, кандидат наук Чикин, Александр Александрович
Складчатое формообразование в новейшей архитектуре рубежа XX - XXI веков2024 год, кандидат наук Киричков Игорь Владимирович
Образ и морфология архитектурного объекта2004 год, доктор архитектуры Янковская, Юлия Сергеевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Невлютов Марат Раилевич, 2021 год
Библиографический список
1. Аронов, В.Р. «Архитектура и среда» как теоретическая проблема 60-70-х годов / В.Р. Аронов // Проблемы формообразования в современной архитектуре. Архитектура и проблемы среды. - Москва,1975. - С.53-63
2. Асс, Е.В. Средовая типология и городской дизайн / Е.В. Асс // Дизайн городской среды. Типологические аспекты . Труды ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика», №. 44. - Москва, 1984. - С.69-85
3. Байбурин, А. Ритуал в традиционной культуре / А. Байбурин. - Санкт-Петербург: Наука, 1993. - 321 с.
4. Башляр, Г. Вода и грезы. Опыт о воображении материи / Г. Башляр; пер. с фр. Б.М. Скуратова. - Москва: Издательство гуманитарной литературы, 1998. - 268 с.
5. Башляр, Г. Дом от погреба до чердака. Смысл жилища / Г. Башляр // Логос. 2002. № 3 (34) . - С. 109-135.
6. Башляр, Г. Избранное: Поэтика Пространства / Г. Башляр; пер с фр. Н.В. Кислова, Г.В. Волкова, М.Ю. Михеев - Москва: Российская политическая энциклопедия, 2004. - 199 с.
7. Беляева, Е.Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия / Е.Л. Беляева. - Москва, Стройиздат, 1977. - 58 с.
8. Беляева, Е.Л. Дизайн в визуальной среде современного города / Е.Л. Беляева // «Техническая эстетика». 1980, №6. - С.16-19
9. Бергсон, А. Творческая эволюция / А. Бергсон; пер. с фр. В. Флеровой. -Москва: ТЕРРА-Книжный клуб; КАНОН-пресс-Ц, 2001. - 384 с.
10. Бойс, Й. Призыв к альтернативе / Й. Бойс; под ред. О. Блуме. - Москва: Московский музей современного искусства, 2012. - 152 с.
11. Бондаренко, И.А. О Тверди Небесной в традициях храмового зодчества / И.А. Бондаренко // Христианское зодчество. Новые материалы и исследования. - Москва: УРСС, 2004. - С. 45-62.
12. Бусева-Давыдова, И.Л. К проблеме канона в православном храмостроении / И.Л. Бусева-Давыдова // Христианское зодчество. Новые материалы и исследования. - Москва: УРСС, 2004. - С. 63-72.
13. Быстрова, Я.В. Символика строения дома: социокультурный смысл / Я.В. Быстрова // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2015, Т. 17, № 4. - С. 102-111.
14. Бюхли, В. Антропология архитектуры / В. Бюхли. - Харьков: изд-во «Гуманитарный Центр», Григорьева М.В., Гритчина О.В., 2017. - 288 с.
15. Ванеян, С. Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии / С. Ванеян. - Москва: Прогресс-Традиция, 2010. - 831 с.
16. Вентури, Р., Браун, Д.С., Айзенур, С. Уроки Лас-Вегаса: забытый символизм архитектурных форм / Р. Вентури, Д.С. Браун, С. Айзенур; пер. с англ. И. Третьяков - Москва: Strelka press, 2015. - 212 с.
17. Высоковский, А.А. Визуальные образы городской среды / А.А. Высоковский. - Москва: Локус Станди, 2008. - 236 с.
18. Вятчанина, Т.Н. Архитектурная традиция и пути русского благочестия во второй половине XV-первой половине XVI веков (к проблеме взаимовлияния) / Т.Н. Вятчанина // Христианское зодчество. Новые материалы и исследования. - Москва: УРСС, 2004. - С. 85-107.
19. Гадамер, Г. Г. Актуальность прекрасного / Г. Г. Гадамер. - Москва: Искусство, 1991. - 367 с.
20. Генисаретский, О.И. Временные характеристики средового поведения как проблема экологической эстетики / О.И. Генисаретский // Теоретические проблемы дизайна. Материалы конференций, семинаров, совещаний. -Москва: ВНИИТЭ, 1979. - С. 62-64
21. Гибсон, Д. Д. Экологический подход к зрительному восприятию / Д. Д. Гибсон; пер. с англ. А. Д. Логвиненко - Москва: Прогресс, 1988. - 464 с.
22. Глазычев, В.Л. Образы пространства / В.Л. Глазычев // Творческий процесс и художественное восприятие. - Ленинград : Наука. Ленингр. отд-ние, 1978. - С. 35-40.
23. Глазычев, В.Л. Социально-экологическая интерпретация городской среды / В.Л. Глазычев. - Москва: Наука, 1984. - 180 с.
24. Гуссерль, Э. Идея феноменологии. Пять лекций / Э. Гуссерль; пер. с нем. Н.А. Артеменко. - Санкт-Петербург: Гуманитарная Академия, 2008. - 224 с.
25. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая. Общее введение в чистую феноменологию / Э. Гуссерль. - Москва: Академический Проект, 2009. - 489 с.
26. Дженкс, Ч. Язык архитектуры постмодернизма / Ч. Дженкс; под ред. В. Л. Х. А. В. Рябушина, пер.с англ. А. В. Рябушина, М. В. Уваровой. - Москва: Стройиздат, 1985. - 136 с.
27. Добрицына, И.А. Некоторые этические аспекты средоформирования / И.А. Добрицына // Архитектура и культура. Сб. научн. Трудов ВНИИТАГ/ Под ред. И.А.Азизян и Н.Л.Адаскиной. - Москва: ВНИИТАГ, 1991. - С.72-82
28. Добрицына, И. А. Путь к архитектуре аффектов / И.А. Добрицына // Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2018. № 1. - С. 105-119.
29. Добрицына, И. А. Феномен авторского почерка: архитектурное бюро «Атриум» / И.А.Добрицына // Теория и история архитектуры. Выпуск 1: XI Иконниковские чтения. Материалы научной конференции. - Москва; Санкт-Петербург: Коло. 2020. - С. 51-71.
30. Дуцев М.В. Концепция художественной интеграции в новейшей архитектуре / М.В. Дуцев. - Нижний Новгород: ННГАСУ, 2013. - 388 с.
31. Дэй, К. Места, где обитает душа. Архитектура и среда как лечебное средство / К. Дэй, пер. с англ. В.Л. Глазычева. - Москва: Ладья, Академия городской среды, 2000. - 280 с.
32. Забельшанский, Г. Б. Архитектура и эмоциональный мир человека / Г. Б. Забельшанский, Г. Б. Минервин, А. Г. Рапапорт, Г. Ю. Сомов. - Москва: Стройиздат, 1985. - 208 с.
33. Зиммель, Г. Руина / Г. Зиммель // Избранное. Том 2. Созерцание жизни. -Москва: Юрист. 1996. - С. 227-233.
34. Иконников, А.В. Среда и образ времени / А.В.Иконников // Декоративное искусство СССР. - Москва, 1974, № 9. - С. 1-8
35. Каганов, Г.З. Страх и радость как средства архитектуры / Г.З. Каганов // Архитектура и культура. Материалы Всесоюзной научной конференции ВНИИТАГ. Часть II. - Москва, 1990. - С. 4-9.
36. Капустин, П.В., Задворянская, Т. И. Среда и проектирование: парадокс «незамеченной» профессией категориальной оппозиции / П.В. Капустин // Архитектурные исследования. Научный журнал. № 2 (15). - Воронеж: ВГТУ. 2018. - С. 26-40.
37. Карпушин, И.И. Философия христианского зодчества / И.И. Карпушин. -Москва: Экономика и финансы, 2005. - 424 с.
38. Комеч, А. И. Символика архитектурных форм в раннем христианстве / А. И. Комеч // Искусство Западной Европы и Византии. - Москва: Наука, 1978. - С. 208-223.
39. Куланж, Ф. Древний город: религия, законы, институты Греции и Рима / Ф. Куланж; пер. с англ. Л .А. Игоревского. - Москва: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2010. - 414 с.
40. Левинас, Э. Время и другой. Гуманизм другого человека / Э. Левинас; пер. с франц. А.В. Парибка. - Санкт-Петербург: Высшая религиозно-философская школа, 1998. - 266 с.
41. Марион, Ж.-Л., Деррида, Ж., Керни, Р. О даре: дискуссия между Жаком Деррида и Жаном-Люком Марионом. Модератор Р. Керни // Логос. 2011. № 3(82) . - С. 174-171.
42. Марион, Ж.-Л. Эго, или Наделенный собой / Ж.-Л. Марион; пер. А. Черноглазов, науч. ред. В. Земскова, вступ. статья А. Ямпольская. -Москва: Панглосс, Рипол-Классик, 2019. - 130 с.
43. Мерло-Понти, М. Око и дух / М. Мерло-Понти; пер. с фр., предисл. и коммент. А.В. Густыря. - Москва: Искусство, 1992. - 63 с.
44. Мерло-Понти, М. В защиту философии / М. Мерло-Понти; пер. с фр., послесл. и примеч. И. С. Вдовиной. - Москва: Изд-во гуманитарной литературы, 1996. - 248 с.
45. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти; пер. с франц. И.С.Вдовиной, С.Л.Фокина. - Санкт-Петербург: Ювента, Наука, 1999. - 602 с.
46. Мерло-Понти, М. Знаки / М. Мерло-Понти; пер. с фр. И.С. Вдовина. -Москва: Искусство, 2001. - 429 с.
47. Мерло-Понти, М. Видимое и невидимое / М. Мерло-Понти; пер. с фр. О. Н. Шпараги. - Минск: Логвинов, 2006. - 400 с.
48. Найман, Е., Суровцев, В. От осмысления к чтению и письму // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. - Томск: Издательство «Водолей». 1998. - C. 6-13.
49. Невлютов, М. Смерть архитектуры Георга Зиммеля / М. Р. Невлютов // Современная архитектура мира. Вып. 13 (2). - Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История. 2019. - C. 58-69.
50. Невлютов, М. Р. Идея города Джозефа Рикверта / М.Р. Невлютов // Искусствознание: наука, опыт, просвещение. Сборник статей по материалам международной научной конференции. 9-11 ноября 2017 года. - Москва: Государственный институт искусствознания. 2018. - C. 251-259.
51. Невлютов, М. Р. Перформативность в феноменологических концепциях Дэвида Летербарроу / М.Р. Невлютов // АгсИйесШге and Modern Information Te^oto^es. 2018. № 1 (42) . - C. 178-186.
52. Невлютов, М.Р. Ритуальные истоки архитектуры / М.Р. Невлютов // Современная архитектура мира. - Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История. 2018. № 11 (2) . - C. 229-241.
53. Норенков, С.В. Архитектоника и синархия: концептуальное проектирование и моделирование: монография. Часть 1 / С. В. Норенков. -Н.Новгород: Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т, 2005. - 268 с
54. Нувель, Ж. Луизианский манифест / Ж. Нувель // Проект International. 2007. № 14. - C. 156-161.
55. Палласмаа, Ю. Мыслящая рука. Архитектура и экзистенциальная мудрость бытия / Ю. Палласмаа; пер. с англ. М. Химанен. - Москва: Классика-XXI, 2013. - 176 c.
56. Перес-Гомес, А. Этика и поэтика архитектуры / пер. А.Г.Раппапорт // Теория и история архитектуры. Выпуск 1: XI Иконниковские чтения. Материалы научной конференции. - Москва; Санкт-Петербург: Коло. 2020. - C. 267-279.
57. Перес-Гомес, А. Сюрреализм и архтектурная атмосфера / А. Перес-Гомес; пер. А.В. Карлинский // Теория и история архитектуры. Выпуск 1: XI Иконниковские чтения. Материалы научной конференции. - Москва; Санкт-Петербург : Коло. 2020. - C. 280-290.
58. Раппапорт, А.Г., Сомов, Г. Ю. Форма в архитектуре. Проблемы теории и методологии / Раппапорт А. Г., Сомов Г. Ю. - Москва: Стройиздат, 1990. -344 c.
59. Раппапорт, А. Г. К пониманию архитектурной формы : автореф. дис. ... д-ра искусствоведения : 18.00.01 / А. Г. Раппапорт, Рос. акад. архитектуры и строит. наук, Науч.-исслед. ин-т теории архитектуры и градостр-ва. -Москва, 2000.
60. Раппапорт, А.Г. Среда и архитектура / А.Г. Раппапорт // Городская среда: проблемы существования / Под ред. А.А. Высоковского и Г.З. Каганова. -Москва: ВНИИТАГ, 1990. - С.157-178.
61. Раппапорт, А.Г. Средовой подход и идеология проектирования / А.Г. Раппапорт // Психология и архитектура: Тезисы конференции. / Под ред. Т.Нийта, М.Хейдметса, Ю.Круусвалла. - Таллин, 1983. - С. 96-98.
62. Ревзин, Г.И. Очерки по философии архитектурной формы / Г. И. Ревзин. -Москва: ОГИ, 2002. - 135 с.
63. Роджерс, Э. Н. Из книги «Опыт архитектуры» / Э.Н. Роджерс // Мастера об архитектуре. - Москва: Искусство. 1972. - C. 449-463.
64. Росси, А. Архитектура города / А. Росси; пер. с ит. А.Голубцова. - Москва: Strelka Press, 2015. - 290 c.
65. Сартр, Ж.-П. Основная идея феноменологии Гуссерля: интенциональность / Ж.П. Сартр // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. - Рига: Зинатне. 1988. - C. 318-321.
66. Ситар, С. В. Архитектура внешнего мира. Искусство проектирования и становление европейских физических представлений / С. В. Ситар. -Москва: Новое издательство, 2013. - 272 с.
67. Скокан А.А. Проблемы средового подхода к современной московской архитектуре / А. А. Скокан // Архитектура и строительство Москвы. 2001. № 2-3. - С. 26-32.
68. Степанов, А. В. Архитектура и психология: учеб. пособие для вузов / А. В. Степанов, Г. И. Иванова, Н. Н. Нечаев. - Москва: Стройиздат, 1993. - 295 с.
69. Тарабанов, К. А. Эрнесто Натан Роджерс и развитие итальянской архитектуры в ХХ веке / К.А. Тарабанов // Architecture and Modern Information Technologies. 2019. № 1(46). - C. 84-94.
70. Тригг, Д. Нечто. Феноменология ужаса / Д. Тригг. - Пермь: Hyle Press, 2017. - 174 c.
71. Трубина, Е. Рецензия на книгу: Tim Ingold. Lines: A Brief History / Е. Трубина // Антропологический форум. 2009. № 10. - C. 343-349.
72. Хайдеггер, М. Гельдерлин и сущность поэзии / М. Хайдеггер // Логос. Философско-литературный журнал. 1991. (1) . - C. 37-47.
73. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер; пер. с нем. В.В. Бибихина. -Москва: Ad Marginem, 1997. - 503 с.
74. Хайдеггер, М. Исток художественного творения / М. Хайдеггер; пер. с нем. А.В. Михайлова. - Москва: Академический Проект, 2008. - 526 с.
75. Хайдеггер, М. Строить, мыслить, обитать /М. Хайдеггер; пер. с нем. С. Ромашко // Проект International. 2010. № 20. - C. 174-189.
76. Харман, Г. Четвероякий объект: Метафизика вещей после Хайдеггера / Г. Харман; пер. с англ. А.Морозов и О.Мышкин. - Пермь: Hyle Press, 2015. -150 с.
77. Шпигельберг, Г. Феноменологическое движение. Историческое введение / Г. Шпигельберг; пер. с англ. М. Лебедева, О. Никифорова. - Москва: Логос, 2002. - 608 с.
78. Шукуров, Ш. М. Образ храма. Imago Templi / Ш. М. Шукуров. - Москва: Прогресс-традиция, 2002. - 496 с.
79. Элиаде, М. Священное и мирское / М. Элиаде; пер. с фр. Н.К. Гарбовского. - Москва: Издательство МГУ, 1994. - 144 с.
80. Ямпольская, А.В. Феноменологический метода и его границы: от немецкой к французской феноменологии. Диссертация на соискание степени доктора философских наук / Ямпольская, А.В., Российский государственный гуманитарный университет. - Москва, 2013.
81. Ямпольская, А. Смерть и другой / А. Ямпольская // Отечественные записки. 2013. № 5(56) . - C. 8-17.
82. Archite^^e and Phenomenology / Edited by P. Healy , B. O'Byrne. - Delft: Footprint. Delft s^ool of design journal. Spetial Issue. Autumn. 2008 . - 153 p.
83. Archited:ure, Eth^s, and the Personhood of P^e / Edited by G.Cai^o. -Hanover: University Press of New England, 2007. - 243 p.
84. Baird, G. Introdu^on. A Promise as Well as Memory: Toward an Intelled^ Biography of Joseph Rykwert / G. Baird // Body and Building. Essays on the Changing Relation of Body and Architecture / Edited by G,Dodds and R,Tavernor. - London, Cambridge: The MIT Press. 2002. - pp. 2-28.
85. Blier, S. The Anatomy of Architecture: Ontology and Metaphor in Batammaliba Architectural Expression / S. Blier. - Cambridge: Cambridge University Press, 1987. - 336 p.
86. Bollnow, O. F. Lived-space / O.F. Bollnow // Philosophy Today. 1961. № 5. -pp. 31-39.
87. Carl, P. City-Image Versus Topography of Praxis / P.Carl // Cambridge Archaelogical Journal. 2000. № 10(2). - pp. 328-330.
88. Carl, P. Type, Field, Culture, Praxis / P. Carl // Architectural Design. 2011. № 81(1). - pp. 38-45.
89. Carson, J. Yves Klein: Air Architecture / J. Carson; edited by P.Noever, F.Perrin. - Ostfildern, Germany: Hatje Cantz Publishers. 2004. - 144 p.
90. Carsten, J., Hugh-Jones, S. Introduction / J. Carsten, S. Hugh-Jones // About the house: Lévi-Strauss and beyond. / Edited by J. Carsten, S. Hugh-Jones. -Cambridge: Cambridge University Press. 1995. - pp. 1-47.
91. Carsten, J. Houses in Langkawi: Stable structured or mobile homes / J. Carsten // About the house: Lévi-Strauss and beyond. / Edited by Carsten J., Hugh-Jones S. - Cambridge: Cambridge University Press. 1995. - pp. 105-129.
92. Casey, E. S. Getting Back Into Place: Toward a Renewed Understanding of the Place-world / E. S. Casey. - Bloomington: Indiana University Press, 1993. - 403 p.
93. Chora. Intervals in the Philosophy of Architecture. Volume 1. / Edited by A. Perez-Gomez, S. Parcell. - London, Buffalo: McGill-Queen's University Press. Montreal & Kingston, 1994. - 286 p.
94. Constructing a New Agenda: Architectural Theory 1993-2009 / Edited by Sykes, K. - New York: Princeton Architectural Press, 2012. - 511 p.
95. El-Bizri, N. On Dwelling: Heideggerian Allusions to Architectural Phenomenology / N. El-Bizri // Studia UBB Philosophia. 2015. № 60. - pp. 530.
96. Environmental & Architectural Phenomenology 1 (1) / Edited by D. Boschetti M., Seamon, 1990. - 12 p.
97. Evans, R. Figures, Doors and Passages / R. Evans // Translations from Drawings to Buildings and Other Essays. - London: Architectural Association Publications. 1997. - pp. 55-91.
98. Foster, K.W. Pieces for Four and More Hands / K. W. Foster // Herzog & de Meuron: Natural History / Edited by P. Ursprung. - Zürich: Lars Muller Publishers. 2005. - pp. 41-63.
99. Frampton, K. Towards a Critical Regionalism: Six Points for an Architecture of Resistance / K. Frampton // The Anti-Aesthetic: Essays in Post-Modern Culture / Edited by H. Foster. - Port Townsend: Bay Press. 1982. - pp. 16-31.
100. Frampton, K. On The Architecture Of Steven Holl / K. Frampton // Steven Holl. Anchoring. - New York: Princeton Architectural Press. 1989. - pp. 5-24.
101. From the Things Themselves: Architecture and Phenomenology. / Edited by Jacquet, B., Giraud V. - Kyoto and Paris: Kyoto University Press, 2012. - 541 p.
102. Granel, G. Le sens du temps et de la perception chez E. Husserl / G. Granel. -Paris: Gallimard, 1968. - 277 p.
103. Gregotti, V. Epilogue Joseph Rykwert: An Anthropologist of Architectural History? / V. Gregotti // Body and Building. Essays on the Changing Relation of Body and Architecture / Edited by G. Dodds, R. Tavernor. - Cambridge, London: The MIT Press. 2002. - pp. 320-326.
104. Harries, K. The Ethical function of architecture / K. Harries. - Cambridge, Massachusetts: MIT Press, 1997. - 403 p.
105. Hays, K. M. Afterword / K.M. Hays // Theorizing a New Agenda for Architecture An anthology of architectural theory 1965-1995 / Edited by K. Nesbitt. - New York: Princeton Architectural Press. 1996. - pp. 472-477.
106. Hays, K. M. Introduction / K.M. Hays // Architecture theory since 1968 / Edited by K.M. Hays. - Massachusetts: Massachusetts Institute of Technology. 1998. -pp. x-xv.
107. Heidegger M. Building Dwelling Thinking / M. Heidegger // Poetry, language, thought. - New York: Harper & Row. 1971. - pp. 143-161.
108. Helen, T. Invention in the Shadow of History: Joseph Rykwert at the University of Essex / Th. Helen // Journal of Architectural Education. March 2006. № 58(2) . - pp. 39-45.
109. Henry, M. La phénoménologie matérielle / M. Henry. - Paris: PUF, 1990. - 192 p.
110. Herzog, J., de Meuron, P., Ursprung P. Portfolio / J. Herzog, P. de Meuron, P. Ursprung // Herzog & de Meuron: Natural History / Edited by P. Ursprung. -Zürich: Lars Muller Publishers. 2005. - pp. 186-201.
111. Holl, S. Anchoring / S. Holl. - New York: Princeton Architectural Press, 1989. -164 p.
112. Holl, S. Questions of Perception - Phenomenology of Architecture / S. Holl, J. Pallasmaa, A. Perez-Gomez // Questions of Perception. Phenomenology of Architecture. - Tokyo: A + U. 1994. - pp. 39-121.
113. Holl, S. The Matter(s) of Architecture. Hariri and Hariri: work in progress / S. Holl; compiled by O.R. Ojeda, essays by K. Frampton and S. Holl. - New York: Monacelli Press. 1995. - 192 p.
114. Holl, S. Twofold meaning. Kenchiku Bunka, 52 (610) August / S. Holl. - Tokyo: Shokokusha. 1997. - 182 p.
115. Holl, S. Intertwining / S. Holl. - New York: Princeton Architectural Press, 1998. - 176 p.
116. Holl, S. Parallax / S. Holl. - New York: Princeton Architectural Press, 2000. -350 p.
117. Holl, S. Idea. Phenomenon and Material / S. Holl // The State of Architecture at the Beginning of the 21st Centwy. / Edited by B. Tschumi and I. Cheng. - New York: The Monacelli Press. 2003. - pp. 25-30.
118. Holl, S. Steven Holl Architects. Simmons Building / S. Holl, Source Books in Architecture 5. / Edited by T. Gannon, M. Denison. - New York: Princeton Architectural Press, 2004. - 164 p.
119. Holl, S. House: Black Swan Theory / S. Holl. - New York: Princeton Architectural Press, 2007. - 176 p.
120. Ingold, T. The Perception of the Environment. Essays on livelihood, dwelling and skill / T. Ingold. - London and New York: Routledge, 2000. - 465 p.
121. Ingold, T. Lines: A Brief History / T. Ingold. - New York: Routledge, 2007. -186 p.
122. Ingold, T. Making: Anthropology, Archaeology, Art and Architecture / T. Ingold. - New York: Routledge, 2013. - 162 p.
123. Jacquet, B. Review of Architecture's historical turn by Jorge Otero-Pailos / B. Jacquet // Environmental & Architectural Phenomenology. 2012. № 23 (3) . -pp. 7-10.
124. Jencks, Ch., Kropf, K. Theories and Manifestoes of Contemporary Architecture / Ch. Jencks, K. Kropf - New York: Wiley, 2006. - 384 p.
125. Kostof, S. A History of Architecture: Settings and Rituals / S. Kostof. - New York, Oxford: Oxford University Press, 1995. - 792 p.
126. Labatut, J. Conversations with Jean Labatut, Interview by Michael Wurmfeld / J. Labatut // Princeton's Beaux Arts and Its New Academicism: From Labatut to the Program of Geddes, an Exhibition of Original Drawings over Fifty Years, the Institute for Architecture and Urban Studies, January 27 to February 18. -Princeton Junction, N.J.: PDQ Press. 1977. - pp. 1-17.
127. Labatut, J. History of Architectural Education through People / J. Labatut // JAE: Journal of Architectural Education. 1979. № 33(2) . - pp. 21-24.
128. Langdalen, E. F. Hamsun, Holl, Hamaroy. Literatur, Architektur, Landschaft / E. F. Langdalen. - Zurich: Lars Müller Publishers, 2009. - 252 p.
129. Leatherbarrow, D. Uncommon Ground: Architecture, Technology, and Topography / D. Leatherbarrow. - Cambridge, Mass.: The MIT Press, 2000. -297 p.
130. Leatherbarrow, D. Architecture's unscripted performance / D. Leatherbarrow // Performative architecture : Beyond instrumentality. / Edited by B.Kolarevic and A.Malkawi. - New York: Spon Press. 2005. - pp. 5-21.
131. Leatherbarrow, D. Architecture Oriented Otherwise / D. Leatherbarrow. - New York: Princeton Architectural Press, 2009. - 304 p.
132. Leatherbarrow, D., Mostafavi, M. On Weathering: The Life of Buildings in Time / D. Leatherbarrow, M.Mostafavi. - Cambridge, Mass.: MIT Press, 1993. -139 p.
133. Leatherbarrow, D. , Mostafavi, M. Surface Architecture / D. Leatherbarrow, M. Mostafavi. - Cambridge, Mass.: The MIT Press, 2005. - 264 p.
134. Loos, A. Trotzdem: 1900-1930. / Loos, A.; edited by A. Opel. - Wien: Prachner, 1982. - 218 p.
135. Mallgrave, H.F., Goodman, D. An Introduction to Architectural Theory: 1968 to the Present / H.F. Mallgrave, D. Goodman. - Hoboken, New Jersey: John Wiley & Sons, 2011. - 288 p.
136. Marion, J.-L. Etant donné. Essai d'une phénoménologie de la donation / J.-L. Marion. - Paris: PUF, 1997. - 452 p.
137. Maritain, J. Art and Poetiy / J. Maritain, trans. E. de P. Matthews. - New York: Philosophical Library, 1943. - 104 p.
138. Moore, Ch.W. Water and Architecture, PhD diss., Princeton University / Ch.W. Moore. - Princeton, 1957.
139. Moueix, C. The Dominus Winery / C. Moueix // Herzog & de Meuron: Natural History / Edited by P. Ursprung. - Zürich: Lars Muller Publishers. 2005. - pp. 137-142.
140. Mugerauer, R. Interpreting Environments: Tradition, Deconstruction, Hermeneutics / R. Mugerauer. - Austin: University of Texas Press, 2014. - 232 p.
141. Murray, F. All Phenomenology and No Substance / F. Murray // The Architect's Journal. 1995. № 23 (March). - pp. 42-43.
142. Nesbitt, K. Introduction / K. Nesbitt // Theorizing a New Agenda for Architecture An anthology of architectural theory 1965-1995 / Edited by K. Nesbitt. - New York: Princeton Architectural Press. 1996. - pp. 16-71.
143. Norbeg-Schulz, C. Genius Loci: Towards a Phenomenology of Architecture / C. Norbeg-Schulz. - New York: Rizzoli, 1980. - 213 p.
144. Norberg-Schulz, C. Intentions in Architecture / C. Norberg-Schulz. -Cambridge, Mass.: MIT Press, 1965. - 242 p.
145. Nouvel, J. Expo 2002, Murten-Morat, Switzerland / J. Nouvel // El Croquis. 1994-2002. № 112/113. - pp. 214-237.
146. Nouvel, J., Baudrillard, J. The Singular objects of architecture : Jean Baudrillard and Jean Nouvel / J. Nouvel, J. Baudrillard, edited by K.M.Hays. - Minneapolis: University of Minnesota Press, 2005. - 80 p.
147. Ockman, J. Williamson, R. Architecture School: Three Centuries of Educating Architects in North America / J. Ockman, R. Williamson. - Cambridge: The MIT Press, 2012. - 440 p.
148. Olsberg, N. Preface / N. Olsberg // Herzog & de Meuron: Natural History / Edited by P. Ursprung. - Zürich: Lars Muller Publishers. 2005. - pp. 8-9.
149. Otero-Pailos, J. Architecture's Historical Turn: Phenomenology and the Rise of the Postmodern / J. Otero-Pailos. - Minnesota: University of Minnesota Press, 2010. - 310 p.
150. Pallasmaa, J. The Eyes of the Skin: Architecture and the Senses / J. Pallasmaa. -New York: Wiley, 1996. - 130 p.
151. Pallasmaa, J. The Geometry of Feeling: A Look at the Phenomenology of Architecture / J. Pallasmaa // Theorizing a New Agenda for Architecture An anthology of architectural theory 1965-1995 / Edited by K. Nesbitt. - New York: Princeton Architectural Press. 1996. - pp. 447-453.
152. Pallasmaa, J. The Thinking Hand: Existential and Embodied Wisdom in Architecture. Architectural Design Primer / J. Pallasmaa. - New York: Wiley, 2009. - 160 p.
153. Pallasmaa, J. The Embodied Image: Imagination and Imagery in Architecture. Architectural Design Primer / J. Pallasmaa. - London: Wiley, 2011. - 152 p.
154. Pallasmaa, J. Design for Sensory Reality. From Visuality to Existential Experience / J. Pallasmaa // AD. The Identity of the Architect. 2019. № 6. - pp. 22-27.
155. Perez-Gomez, A. The Space of Architecture: Meaning as Presence and Representation / A. Perez-Gomez // Questions of Perception. Phenomenology of Architecture. - Tokyo: A + U. - pp. 7-26.
156. Perez-Gomez, A. Architecture and the Crisis of Modern Science / A. Perez-Gomez. - Cambridge, Massachusetts: The MIT Press, 1983. - 400 p.
157. Perez-Gomez, A. Built upon Love: Architectural Longing after Ethics and Aesthetics / A. Perez-Gomez. - Cambridge, London: MIT Press, 2006. - 260 p.
158. Perez-Gomez, A. Attunement. Architecture and the Crisis of Modern Science / A. Perez-Gomez. - Cambridge, Mass.: MIT Press, 2016. - 287 p.
159. Phenomenologies of the City: Studies in the History and Philosophy of Architecture / edited by H. Steiner, M. Sternberg. - Burlington: Ashgate Publishing / Phenomenologies, 2015. - 304 p.
160. Prussin, L. African Nomadic Architecture: Space, Place and Gender / L. Prussin. - Washington, DC: Smithsonian Institution Press, 1995. - 245 p.
161. Rasmussen, S. E. Experiencing Architecture / S. E. Rasmussen. - Cambridge, Massachusetts: MIT Press, 1959. - 245 p.
162. Relph, E. Place and placelessness / E. Relph. - London: Pion, 2008. - 156 p.
163. Rogers, E.N. The Phenomenology of European Architecture / E.N. Rogers // A New Europe. / Edited by S.R. Graubard. - Boston: Houghton Mifflin, 1964. - pp. 438-442.
164. Rykwert, J. Review: Siegfried Giedion and the Notion of Style / J. Rykwert // The Burlington Magazine. 1954. № 96.
165. Rykwert, J. On Adam's House in Paradise: The Idea of the Primitive Hut in Architectural History / J. Rykwert. - Cambridge, Mass.: MIT Press, 1981. - 250 p.
166. Rykwert, J. The Dancing Column: On Order in Architecture / J. Rykwert. -Cambridge, Mass.: MIT Press, 1998. - 598 p.
167. Rykwert, J. The Seduction of Place: The City in The Twenty-first Century / J. Rykwert. - Oxford: Oxford University Press, 2004. - 305 p.
168. Rykwert, J. The idea of a town: the anthropology of urban form in Rome, Italy, and the ancient world / J. Rykwert. - London: Faber & Faber, 2013. - 252 p.
169. Rykwert, J. Remembering Places: A Memoir / J. Rykwert. - New York: Routledge, 2017. - 186 p.
170. Schwarz, R. Das Anliegen der Bau- kunst / R. Schwarz // Darmstadter Gesprach Mensch und Raum. - Darmstadt: Neue Darmstadter Verlagsanstalt. 1952.
171. Seamon, D. A Way of Seeing People and Place: Phenomenology in Environment-Behavior Research / D. Seamon // Theoretical Perspectives in Environment-Behavior Research / Edited by S. Wapner, J. Demick, T. Yamamoto, and H Minami. - New York: Plenum. 2000. - pp. 157-178.
172. Seamon, D. Whither "Architectural Phenomenology"? Review of Architecture's historical turn by Jorge Otero-Pailos / D. Seamon // Environmental & Architectural Phenomenology. 2012. № 23(3) . - pp. 3-7.
173. Seamon, D. A Geography of the lifeworld / D. Seamon. - New York: St. Martin's, 2015. - 228 p.
174. Semper, G. The Four Elements of Architecture / G. Semper. - Cambridge, Mass.: Cambridge University Press, 1989. - 314 p.
175. Shirazi, M. R. Towards an Articulated Phenomenological Interpretation of Architecture, Phenomenal Phenomenology / M.R. Shirazi. - London: Routedge, 2014. - 216 p.
176. Sirowy, B. Phenomenological Concepts in Architecture: Towards a User-oriented Practice / B. Sirowy. - Oslo: Oslo School of Architecture and Design, 2010. - 285 p.
177. Siza, A. Alvaro Siza: Writings on Architecture (Writings by architects) / A. Siza; edited by A. Angelillo. - Milan: Skira Publishing, 1997. - 208 p.
178. Steel, C. The Phenomenology of Food / C. Steel // Phenomenologies of the City: Studies in the History and Philosophy of Architecture / Edited by H. Steiner, M. Sternberg. - Burlington: Ashgate Publishing. 2015. - pp. 85-101.
179. Theorizing a new Agenda for Architecture. An anthology of architectural Theory 1965-1995 / Edited by K. Nesbitt. - New York: Princeton Architectural Press, 1996. - 606 p.
180. Thiis-Evensen, T. Archetypes in architecture / T. Thiis-Evensen. - Oxford: Oxford University Press, 1989. - 464 p.
181. Thomas, H. Invention in the Shadow of History: Joseph Rykwert at the University of Essex / H. Thomas // Journal of Architectural Education. 2006. № 58(2) . - pp. 39-45.
182. Tilley, C. A Phenomenology of Landscape: Places, Paths and Monuments / C. Tilley. - Oxford, New York: Berg Publishers, 1994. - 221 p.
183. Tilley, C. The Materiality of Stone: Explorations in Landscape Phenomenology / C. Tilley. - Oxford. New York: Berg Publishers, 2004. - 244 p.
184. Trigg, D. Topophobia: a phenomenology of anxiety / D. Trigg. - London: Bloomsbury, 2016. - 256 p.
185. Tuan, Y. Topophilia: A Study of Environmental Perception, Attitudes, and Values / Y. Tuan. - New York: Columbia University Press, 1990. - 260 p.
186. Ursprung, P. Exhibiting Herzog & de Meuron / P. Ursprung // Herzog & de Meuron: Natural History / Edited by P. Ursprung. - Zürich: Lars Muller Publishers. 2005. - pp. 13-41.
187. Venturi, R. Complexity and Contradiction in Architecture / R. Venturi. - New York: The Museum of Modern Art Press, 1977. - 132 p.
188. Vesely, D. On the relevance of phenomenology / D. Vesely // Form; being; absence: Pratt journal of architecture / edited by S. Perrella. - New York: Rizzoli. 1988. № 2. - pp. 54-60.
189. Vesely, D. Architecture in the Age of Divided Representation: The Question of Creativity in the Shadow of Production / D. Vesely. - Cambridge, Mass.: MIT Press, 2004. - 506 p.
190. Yorgancioglu, D. Steven Holl: A Translation of Phenomenological Philosophy into the Realm of Architecture. Degree of master of architecture. The Graduate
School of Natural and Applied Sciences of Middle East Technical University / D. Yorgancioglu. - Ankara, 2004.
191. Zaera-Polo, A. A conversation with Steven Holl / A. Zaera-Polo // El Croquis. 1996. № 78. - pp. 21-22.
192. Zaera-Polo, A. Herzog J. Continuities / A. Zaera-Polo, J. Herzog // El Croquis. Special issue. 2000. № 60+84. - pp. 15-20.
193. Zumthor, P. Thinking Architecture / P. Zumthor. - Basel: Birkhauser, 1999. -112 p.
194. Zumthor, P. Atmosphere: Architectural Environments - Surrounding Objects / P. Zumthor. - Basel: Birkhauser, 2006. - 75 p.
Электронные ресурсы
195. Белоголовский, В. Игра отражений и преломлений. Интервью со Стивеном Холлом // Speech. 2011. №7. - Режим доступа: https://archi.ru/press/world/34468/kompleks-linked-hybrid.
196. Вин, А. Интервью. Феноменология Стивена Холла / А. Вин // Архидом -Режим доступа: https: //archidom. ru/j ournal/brendy/fenomenologiya- stivena-kholla/?sphrase_id=4058.
197. Змеул, А. Аскетизм Петера Цумтора: как получить Притцкеровскую премию за скромность / А. Змеул // Archspeech - Режим доступа: https://archspeech.com/article/asketizm-petera-cumtora-kak-poluchit-pritckerovskuyu-premiyu-za-skromnost.
198. Ив Кляйн. Присвоение неба // 0VALIA - Режим доступа: http: //0valia.livej ournal. com/4177. html.
199. Ингольд, Т. Культура, природа, среда: на пути к экологии жизни / Т. Ингольд // Стадис 1(1). 2019. - Режим доступа:
https: //doxaj ournal. ru/stadis/ecology_life.
200. Кияненко, К. О феномене, структуре и духе места у К.Норберг-Шульца / К. Кияненко // Архитектурный Вестник. 2008. №3(102) - Режим доступа: http://archvestnik.ru/ru/magazine/av-3-102-2008/o-fenomene-strukture-i-dukhe-mesta-u-knorberg-shultsa.
201. Марион, Ж.-Л. Пусть возбуждается плоть / Ж.-Л. Марион // Зеркало. 2006. №27. - Режим доступа: http://zerkalo-litart.com/?p=1572.
202. Раппапорт, А. Г. Стиль как трансцендентное, или о том, как ныне мертвая архитектура воскреснет и спасет мир / А.Г. Раппапорт // archi.ru - Режим доступа: https://archi.ru/russia/44965/stil-kak-transcendentnoe-ili-o-tom-kak-nyne-mertvaya-arhitektura-voskresnet-i-spaset-mir.
203. Ситар, С. В. Переопределение архитектуры как движение к подлинности / С.В. Ситар // Юбилейный отчетный каталог Московской архитектурной школы МАРШ. Москва: Tatlin, 2017 - Режим доступа: https://blog.march.ru/sergei-sitar-on-authenticity.
204. Таррелл, Дж., Гован, М. Люди — поедатели света / Дж. Таррелл, М. Гован // Interview Russia. - Режим доступа: https://vk.com/wall-52526415_32957.
205. Inquietud material en Herzog & de Meuron. - Режим доступа: http: //www. youtube. com/watch?v=NphY8OhLgRk.
206. Norbeg-Schulz, C. Phenomenon of Place /C. Norbeg-Schulz // Architectural Association Quarterly. 1976. № 4. pp.3-10 / перевод в статье Кияненко, К. О феномене, структуре и духе места у К. Норберг-Шульца / К. Кияненко // Архитектурный Вестник. 2008. №3 (102). - Режим доступа:
http: //archvestnik. ru/ru/magazine/av- 3-10.
207. Perez-Gomez, A. Dalibor Vesely and The Primacy of Orality / A. Perez-Gomez // The Cultural Significance of Architecture: A conference in memory of Dalibor Vesely. - Режим доступа: https://www.arct.cam.ac.uk.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Центральный научно-исследовательский и проектный институт министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства
На правах рукописи
Невлютов Марат Раилевич ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ В ТЕОРИИ АРХИТЕКТУРЫ
05.23.20 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-
архитектурного наследия
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата архитектуры
ТОМ II
Научный руководитель доктор архитектуры Добрицына И. А.
Москва - 2021
СОДЕРЖАНИЕ
Приложение 1. Истоки и проблемы феноменологии архитектуры....................4
Таблица 1. Эволюция феноменологического метода..................................................5
Приложение 2. Категории и принципы феноменологических концепций архитектуры...................................................................................................................6
Таблица 2. Три группы феноменологических категорий............................................7
Таблица 3. Система категорий и принципов феноменологических концепций в
архитектуре......................................................................................................................8
Таблица 4. Взаимосвязи между категориями и принципами феноменологического метода...............................................................................................................................9
Приложение 3. Реализация системы феноменологических категорий и принципов в архитектурной практике...................................................................10
3.1. Практическая феноменология архитектуры Огивена Холла.............................11
Рисунок 1. Музей искусства Киасма. Хельсинки. Финляндия. 1998....................... 11
Рисунок 2. Центр Кнута Гамсуна. Хамарёй. Норвегия. 2009................................... 11
Рисунок 3. Комплекс «Новый город Макухари» Тиба, Япония. 1996..................... 12
Рисунок 4. Комплекс «Квартал слоистой пористости» Чэнду, Китай. 2012..........12
Рисунок 5. Центр океана и серфинга. Биарриц, Франция. 2011...............................13
Рисунок 6. Музей искусств Нельсон-Эткинс. Канзас-Сити, США, 2007................ 13
3.2. Экзистенциальный характер архитектуры Питера Цумтора.............................14
Рисунок 7. Павильон Швейцарии ЭКСПО 2000. Гановер, Германия, 2000........... 14
Рисунок 8. Мемориал сожженным ведьмам. Вардё, Норвегия. 2011......................14
Рисунок 9. Комплекс термальных ванн. Вальс, Швейцария, 1996.......................... 15
Рисунок 10. Музейный Комплекс Алльманаювет. Рюфюльке, Норвегия, 2016 .... 15 Рисунок 11. Часовня Брата Клауса. Окрестности Кельна, Германия, 2007............ 16
3.3. Художественный жест в архитектуре Жака Херцога и Пьера де Мерона.......17
Рисунок 12. Музей Шаулаггер. Базель, Швейцария, 2003........................................ 17
Рисунок 13. Центральная Сигнальная Башня. Базель, Швейцария, 1999............... 17
Рисунок 14. Каменный дом. Таволи, Италия, 1985................................................... 18
Рисунок 15. Винодельня «Доминус». Долина Напа, США, 1999............................ 18
Рисунок 16. Павильон Серпентайн. Лондон, Великобритания, 2012......................19
Рисунок 17. Дом для семьи. Обервиль. Франция, 1979............................................ 19
Рисунок 18. Синий Музей. Барселона, Испания, 2004..............................................20
3.4. Гиперреальность архитектуры Жана Нувеля......................................................21
Рисунок 19. Арабский институт. Париж, Франция, 1987.........................................21
Рисунок 20. Фонд Картье. Париж, Франция, 1994.....................................................21
Рисунок 21. Музей королевы Софии. Мадрид, Испания, 2005................................22
Рисунок 22. Павильон «Монолоит» на Экспо 2002. Муртен, Швейцария, 2002.... 22
Рисунок 23. Башня Торре Акбар. Барселона, Испания, 2005...................................23
Рисунок 24. Музей Лувр. Абу-Даби, ОАЭ, 2017.......................................................23
Таблица 5. Функционирование феноменологических категорий в архитектуре ... 24
Приложение 1. Истоки и проблемы феноменологии
архитектуры
Табл. 1. Эволюция феноменологического метода
Эдмунд Гуссерль Мир существует в интенцио-нальном измерении сознания субъекта
сх
(и
н
я
X
а.
га
К
ы
я
н 0)
н
О Г}
64
и
о §
к
0)
О
к 1)
е
Мартин Хайдеггер Бытие мира не сводится к представлению о мире, оно есть процесс обитания в мире, бытия-в-мире
Морис Мерло-Понти Опыт сосуществования с миром дан в телесном «осознании» субъекта, через объединяющую «плоть мира»
Эмануэль Левинас Опыт встречи с Другим, а значит - с миром, является опытом анонимного, бессубъектного акта существования
Жан-Люк Марион Мир может быть явлен через «насыщенные», скрытые феномены и тем не менее доступные в особом акте любви или рискованного доверия Другому
Приложение 2. Категории и принципы феноменологических
концепций архитектуры
Табл. 2. Три группы феноменологических категорий
^ строительств
^ соединение
^ ^ о ■> пу £>
------- ^
^«и 'оннеаюаАь
Табл. 3. Система категорий и принципов феноменологических концепций в архитектуре
Поэзия
невербальное образ символ
<д
ч
ч
% ъ
о
Место
центр дом граница
Сверх-фен
оменальное
Материал
тело воплощение природа
Акт строительства
соединение
ритуал перформанс
Любовь
уязвимость любопытство желание
Табл. 4. Взаимосвязи между категориями и принципами феноменологического метода
ПОЭЗИЯ
поэзия
ПОЭЗИЯ
XV
ч
Место
центр дом контекст граница
Ф*
Ч2^
Материал
воплощение
природа
тело
X
«1$
-О/-
Акт
строительства
соединение
ритуал перформанс
любовь
о'0,1
Место
центр дом контекст граница
чх,
любовь
любовь
Приложение 3. Реализация системы феноменологических категорий и принципов в архитектурной практике
Рис. 1. Музей современного искусства Киасма. Хельсинки. Финляндия
Рис. 2. Центр Кнута Гамсуна. Хамарёй. Норвегия
Рис. 3. Комплекс «Новый город Макухари» Тиба, Япония
Рис. 4. Комплекс «Квартал слоистой пористости» Чэнду, Китай
Рис. 5. Центр океана и серфинга. Биарриц, Франция
Г£-ас е
Рис. 6. Музей искусств Нельсон-Эткинс. Канзас-Сити, США
Рис. 7. Павильон Швейцарии ЭКСПО 2000. Ганновер, Германия
Рис. 8. Мемориал сожженным ведьмам. Вардё, Норвегия
Рис. 9. Комплекс термальных ванн. Вальс, Швейцария
Рис. 10. Музейный Комплекс Алльманаювет. Рюфюльке, Норвегия
Рис. 11. Часовня Брата Клауса. Окрестности Кельна, Германия
Рис. 13. Центральная Сигнальная Башня. Базель, Швейцария
Рис. 15. Винодельня «Доминус». Долина Напа, США
Рис. 17. Дом для семьи. Обервиль. Франция
Рис. 19. Арабский институт. Париж, Франция
Рис. 20. Фонд Картье. Париж, Франция
Рис. 21. Музей королевы Софии. Мадрид, Испания
Рис. 22. Павильон «Монолоит» на Экспо 2002. Муртен, Швейцария
Рис. 23. Башня Toppe Акбар. Барселона, Испания
Рис. 24. Музей Лувр. Абу-Даби. ОАЭ
Табл. 5. Функционирование феноменологических категорий в архитектуре
Материал
Место
Акт строительства
Движение
Автономия
Иллюзия
Художественный жест
Атмосфера
Материал
Место
Акт строительства
Преемственность
Трансформация
Проявление
Функционирование
Неопределенность
ИСТОКИ И ПРОБЛЕМЫ ФЕНОМЕНОЛОГИИ А^ХГТКТУ Феноменология зсхитеюуры и ерхитектурв фено\*енояогии
ш т И
ШШ
Истоки феноменологически* идей варх^тектуое
КАТЕГОРИИ И ПРИНЦИПЫ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИИ АОДШЕКТУРЬ
Тапвзность восприятия и материальное зспгошвиив архи~вктуза1
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.