Феномен трагического в существовании человека тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Ларина, Лада Юрьевна

  • Ларина, Лада Юрьевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Орел
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 167
Ларина, Лада Юрьевна. Феномен трагического в существовании человека: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Орел. 2005. 167 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Ларина, Лада Юрьевна

Введение.

1 Феномен трагического и его значение в человеческом существовании.

1.1 Понятие трагического в философии.

1.2 О чувстве и осознании трагического.

1.3 Истоки трагического.

1.4 Значение трагического.

2 Условия трагического в существовании современного человека.

2.1 Истина как условие трагического.

2.2 Трагизм любви.

2.3 Трагическая роль красоты.

2.4 Современная цивилизация и её трагические последствия.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен трагического в существовании человека»

Актуальность темы исследования. В начале нового тысячелетия существование человека оказалось сопряжено с целым рядом важнейших вопросов, от решения которых зависит будущее цивилизации. К их числу относится проблема духовно-нравственного кризиса современного человека и общества, которая существует и в глобальном масштабе, и является весьма насущной для современной России.

Анализ глобализационных тенденций свидетельствует о том, что духовно-нравственный кризис общества способствует углублению трагизма в социальном существовании человека и порождает трагическое общечеловеческого значения. Прежде всего, это обусловлено тем, что именно от духовно-нравственной культуры общества и человечества как никогда прежде зависит экзистенциальная безопасность. По существу, духовно-нравственный кризис означает, что современный человек все в меньшей степени осознает трагизм таких явлений как война, социальная несправедливость, ухудшение физического и психического здоровья человека, а также «социального здоровья» общества и экологической обстановки и т.д., воспринимает их как должное, «естественное», к сожалению, «адаптируется» к ним, что само по себе трагично и вынуждает прогнозировать усиление самых негативных тенденций цивилизационного развития в результате человеческой деятельности вплоть до глобальной катастрофы. Таким образом, качество «социального капитала» (разделяемых обществом ценностей) не просто важно для успешной совместной деятельности людей1, но становится необходимым условием выживания человечества. Стало очевидным, что «.нельзя решать технические вопросы без социальных» . Это же справедливо и относительно других сфер человеческой деятельности: политики, экономики, управления, образования3 и т.д. Поэтому «на нынешнем этапе развития нашего общества гума См.: Титов, В. А. Этика Канта и современность // И. Кант. «Проект к вечному миру». К 200-летию со дня смерти : сборник статей. М. : Изд-во РГТЭУ, 2004. С. 121. Бессонов Б. Н. Философские основания политики. М.: Изд-во Московского гос. ун-та коммерции, 2000. С. 25. J См.: Старостенко А. М. Философия образования: современные подходы российской власти к формированию личности // Известия ОрелГТУ. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2001. № 5 (20). С. 88-93. нистические ценности <.> должны стать органичной и неотъемлемой характеристикой мировоззренческой общественной практики»4.

В связи с указанной задачей возникает потребность в новых эффективных методах духовно-нравственного воспитания, способных переориентировать современное общество на общечеловеческие ценности гуманизма. В этом контексте видится актуальным исследование трагического, так как в истории философии неоднократно высказывалась мысль о том, что не только способность переживать трагическое предполагает высокий духовно-нравственный уровень, но опосредовано или непосредственно трагическое способствует развитию духовности личности и общества. Оно поднимает человека над повседневной эмпирической действительностью, открывает перед ним мир духовно-нравственной реальности, способствует обращению к вечным человеческим ценностям, что особенно важно для формирования гуманного гражданского общества.

Степень научной разработанности проблемы. Анализу феномена трагического в человеческом существовании посвящен ряд фундаментальных исследований, монографий и публикаций, прежде всего, по философии и эстетике, в которых широко используются понятия «противоречие», «неразрешимый конфликт», «рок», «трагическая коллизия», «трагическая вина», «разлад», «катастрофа», «чувство трагического» и т. д. В их числе работы Аристотеля, Ф.В. Шеллинга, И.Ф. Шиллера, Г.В.Ф. Гегеля, Н.Г. Чернышевского, А.Ф. Лосева, Е.С. Громова, М.С. Кагана, В.П. Шестакова, Э.Г. Красно-станова, Д.Д. Среднего, Е.В. Волковой.

Заметное влияние на развитие теории трагического оказали работы, не являющиеся специальными исследованиями в этой области, но в которых ставятся вопросы истоков, условий и значения трагического. К ним можно отнести работы B.C. Соловьева, Г.П. Федотова, Н.С. Мудрагея, А.Г. Кутлуни-на и М.А. Малышева.

В числе работ, внесших значительный вклад в познание трагического, необходимо отметить философские труды Платона, А. Шопенгауэра, М. Ше

4 Бессонов Б. Н. Философские основания политики. М.: Изд-во Московского гос. ун-та коммерции, 2000. С. 22-23. лера, К.Р. Поппера, Б. Рассела, К. Ясперса, В. Франкла и др., в которых исследуются проблемы существования человека и, по существу, раскрываются вопросы, связанные с происхождением и чувством трагического.

Не меньшую роль, чем философские труды, в познании трагизма человеческого существования сыграли известные художественные произведения Софокла, В. Шекспира, Г. Ибсена, М. Метерлинка, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Андреева, Д.С. Мережковского, М. де Унамуно, Ж.-П. Сартра, Ф. Кафки, и др., раскрывающие сложную проблематику человеческого бытия, переживания человека, попадающего в трагические ситуации. То же самое относится к ряду биографических и автобиографических произведений (А. Августин, Леонардо да Винчи, И.С. Бах, С. Кьеркегор, Н.В. Тимофеев-Ресовский).

Вопрос влияния трагического на духовный мир, мировоззрение и образ действий человека поднимался как в философии (включая философию психоанализа), так и в эстетике. Однако в эстетике рассматривается, прежде всего, воздействие на зрителя, читателя, слушателя трагедии, как вида драматического искусства. При этом, начиная с Аристотеля, создавшего учение о катарсисе, предметом наблюдения эстетики, в первую очередь, является «очищающее» воздействие трагического, а также функция трагического произведения как текста культуры, фиксирующего философское знание о сложной противоречивости мира. Этот аспект трагического исследуется в работах В.Г. Белинского, Ю.Б. Борева, Т.Б. Любимовой и других авторов.

В отличие от эстетики, философия обращается к вопросу влияния на человека реального трагизма жизни. Одно из значительных философских исследований данного направления принадлежит Л.И. Шестову, который анализирует, каким образом личный трагический опыт определяет «историю перерождения убеждений» Ф.М. Достоевского и Ф. Ницше. В работах С.Л. Франка и Н.А. Бердяева представлена позиция религиозной философии, и переживание трагического рассматривается как средство духовного совершенствования и познания божественной сущности человеческого духа. У Ф. Ницше переживание и осознание трагического означает познание истинной природы вещей, следствием которого становится трагическое миропонимание.

При этом Ницше устанавливает взаимосвязь между познанием трагического и переходом к созерцательности. А. Камю, напротив, сосредотачивает внимание на «бунте» против осознанной трагической бессмысленности действительности. В концепции трагической диалектики А. Либерта трагическое выступает как предпосылка любого нравственного действия.

Теоретическими источниками исследования условий трагического в существовании современного человека являются работы российских и зарубежных философов, социологов и политологов, посвященные исследованию глобальных проблем современного мира. Это, прежде всего, работы А. Печ-чеи, А.Д. Сахарова, А.С. Панарина, Б.Н. Бессонова, А.И. Уткина, Ф.Н. Юрлова, E.JI. Петренко и других.

Применительно к России интересующую нас проблему позволяют раскрыть исследования современных проблем российского общества (работы JI.C. Алексеева, Т.Б. Бердниковой и М.А. Лямина, Д.Д. Богоявленского, В.Э. Бойкова, A.M. Старостенко, В.П. Тоцкого и т.д.), в том числе, проблемы духовности (работы О.И. Карпухина, А.В. Соколова, В.А. Титова, И.О. Щербакова) и «социального самочувствия» россиян (работы Г.Л. Воронина, З.Т. Голенковой и Е.Д. Игитханян, Т.З. Козловой, И.Н. Лавриковой, Н.И. Лапина и т.д.), а также данные статистики и мониторингов.

Объектом диссертационного исследования является феномен трагического в существовании человека.

Предметом исследования выступает влияние трагического на духовно-нравственную сферу жизни человека и общества.

Цель диссертационной работы состоит в обосновании воздействия трагического на социально значимое существование человека и возможности разработки методологии духовно-нравственного формирования личности и ориентированного на общечеловеческие ценности гуманизма гражданского общества на основе философского осознания и понимания трагического как объективно-субъективной данности.

Для достижения поставленной цели потребовалось последовательное решение следующих задач:

- на основе сравнительного анализа различных как философских, так и эстетических концепций трагического осуществить попытку сформулировать понятие трагического в человеческом существовании, позволяющее охватить наиболее широкий круг многообразных вариантов проявления указанного феномена;

- показать многообразие чувства трагического и выявить основные факторы, влияющие на его формирование;

- проанализировать основные истоки трагического в социальном существовании современного человека;

- исследовать возможные варианты воздействия трагического на духовно-нравственную сферу жизни общества и условия, способствующие их реализации;

- показать, что такие общечеловеческие ценности как истина, красота, любовь играют роль объективных условий трагического и сохраняют актуальность в современную историческую эпоху; провести анализ некоторых специфических особенностей современной цивилизации, выступающих в качестве условий трагического.

Новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

1. Трагическое представлено автором диссертации, прежде всего, в модусе отношения человека к реальной действительности.

2. Выявлены основные факторы, обусловливающие специфику и многообразие чувства трагического, а также качественно различные типы его переживания, определяемые степенью осознания и философского осмысления трагического как неотъемлемой стороны человеческого существования.

3. В диссертации проанализированы основные противоречия существования человека, являющиеся истоками трагического. Показано, что возникающие на основе этих противоречий конкретные условия трагического могут иметь различный характер, с точки зрения возможности их преодоления.

4. Обосновывается, что глубокое философское понимание трагического, подразумевающее как рациональное, так и эмоциональное его познание, является одним из возможных источников духовной жизни общества и способно служить основой для разработки методологии духовно-нравственного воспитания личности.

5. Показано, что глобальные проблемы развития современной цивилизации по существу представляют собой условия трагического, возникшие на основе трагических противоречий человеческого существования.

Положения, выносимые на защиту:

- различие признаков и критериев оценки тех или иных явлений как трагических или лишенных трагического содержания объясняется тем, что феномен трагического имеет не только объективную, но и субъективную составляющую. Под объективной составляющей трагического понимаются противоречия, которые проявляются в конкретных условиях человеческого существования; под субъективной - желание человека сохранить или реализовать социально значимые ценности и идеалы, а также специфика переживания трагического. Трагическое, таким образом, предстает как возникший на основе объективно существующего противоречия неразрешимый конфликт человека с конкретными обстоятельствами действительности, несущими гибель самому человеку или смысложизненным для него ценностям и идеалам, от которых зависит его социально значимое существование и которые он стремится необходимо реализовать. Тем самым, в трагическом, по существу, выражается внутреннее неприятие в качестве нормы несовершенства, страдальческой и губительной стороны действительности, что может быть предпосылкой для активно-творческой деятельности по ее преобразованию;

- акцент на субъективной стороне трагического, при исследовании этого феномена, позволяет глубже понять сущность трагического в человеческом существовании и учесть многообразие как переживания трагического, так и его истоков, условий и форм проявления. Такой подход соответствует задаче формирования более гуманного общества, включающей, с одной стороны, необходимость поиска новых методов духовно-нравственного воспитания, а с другой - необходимость переоценки многих явлений современной жизни, более глубокого осознания их сущности и последствий;

- качественные различия в переживании человеком трагического отражают типы чувства трагического, характеризующиеся различной степенью его осознания и философского осмысления. Во-первых, трагическое переживается без отчетливого осознания его сущности и, в данном случае, оно характеризуется как «чистое» эмоциональное переживание. Во-вторых, переживание трагического осуществляется с осознанием истоков и сущности трагического конфликта, но при отсутствии глубокого философского понимания трагического как такового. В-третьих, переживание трагического сопровождается глубоким философским пониманием указанного феномена, как неотъемлемой стороны человеческого существования. Выделение этих типов демонстрирует возможность формирования механизма целенаправленного воздействия на качество переживания трагического с помощью философии трагедии, под которой мы понимаем не только важный аспект социально-философского знания, но и методологию философского познания мира, метод осмысления и анализа социально-экономических и политических процессов;

- объективными истоками трагического, в конечном счете, выступают противоречия человеческого существования. При этом конкретные условия трагического можно разделить на «вечные» (например, любовь, красота, истина) и обусловленные спецификой социально-исторической реальности - те, которые, в принципе, могут быть устранены или минимизированы научными достижениями, социально-экономическими, политическими и другими преобразованиями (например, трагическое, связанное с несовершенством социального строя или политической системы). Таким образом, по существу, трагическое в общественных отношениях не подразумевает в качестве обязательного фактора данного феномена бесполезности усилий, направленных на устранение его предпосылок, а, напротив, предполагает мобилизацию духовной энергии общества для преодоления существующего трагизма;

- наряду с другими способами воспитания духовно развитой и гуманной личности глубокое философское понимание трагизма как неотъемлемой стороны человеческого существования способно ориентировать человека на духовно-нравственные ценности, развивая у него способность сострадания и взаимопонимания. Кроме того, трагическое является одной из важнейших предпосылок социального творчества, которое находит свое конкретное выражение в религиозных и философских идеях, произведениях искусства, достижениях науки, составляющих всеобщее социокультурное достояние, приобщение к которому также способствует социально-нравственному становлению личности. В свете этого, можно говорить о существующей возможности разработки методологии духовно-нравственного становления личности и формирования гражданского общества, ориентированного на общечеловеческие ценности гуманизма, на основе философского понимания трагического в человеческом существовании;

- некоторые из противоречий социального существования сегодня представляются особенно значительными, выступая в качестве истоков трагического и проявляясь в виде важнейших проблем современности, связанных с угрозой катастрофы существующей цивилизации, а вместе с ней и человека. Это, прежде всего, противоречие между стремлением человека к экзистенциальной безопасности и незащищенностью его существования, со-циокультурой и природой, достижениями научно-технического прогресса и его последствиями и т.д. По существу, все названные противоречия выступают как противоречия между общечеловеческими ценностями и реальной действительностью, а следовательно, разработка методологии формирования высоких духовно-нравственных человеческих качеств и переориентирования современного общества на общечеловеческие духовные ценности на основе философского понимания трагического выступает в качестве возможного гуманистического пути преодоления трагических противоречий нашей эпохи, снятия их трагической остроты;

- условиями трагического в настоящий момент, с одной стороны, по-прежнему остаются такие важнейшие ценности как истина, любовь, красота, с другой стороны - специфические особенности развития современной цивилизации, сфокусированные в социально-экономических, политических, культурных, духовно-нравственных процессах, развивающихся по законам рынка. Исследование условий трагического, которые определяются спецификой развития современной цивилизации, помогает выявить наиболее, с гуманистической точки зрения, значимые проблемы нашей исторической эпохи, сформулировать первоочередные экономические, политические, социальные, культурно-воспитательные и другие цели и задачи, требующие решения не только в контексте проблемы гуманизации общества, но и в рамках проблемы сохранения цивилизации.

Научная и практическая значимость исследования феномена трагического в существовании человека в контексте проблемы духовности и гуманизма современной культуры заключается в том, что его результаты расширяют область научного знания о человеке и его существовании, прежде всего, в условиях трансформации цивилизационных отношений и могут быть использованы для теоретической разработки проблематики, касающейся формирования духовно-нравственных качеств и поведенческих предпочтений современного человека, социальной ориентированности общества.

Диссертационная работа может представлять интерес для практических работников системы образования, занимающихся проблемами духовно-нравственного воспитания и становления подрастающего поколения.

Теоретические выводы диссертационного исследования могут быть использованы преподавателями при разработке курсов по философии, культурологии, политологии, социологии, теории управления, социальной психологии, читаемых в высших учебных заведениях и в системе послевузовского образования.

Выводы и положения диссертации могут найти применение в практике философских и методологических семинаров, посвященных мировоззренческим вопросам современного общества.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Ларина, Лада Юрьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Исследуя феномен трагического в контексте проблемы духовности и гуманности современного человека и общества, мы пришли к заключению, что задача духовно-нравственного формирования личности на основе философского понимания трагического требует такого представления о трагическом в человеческом существовании, которое позволяет учесть многообразие его истоков, условий и форм. Именно такой подход к осмыслению трагического способствует более глубокому познанию проблем и переживаний самого человека. Сформулировать отвечающее названному требованию понятие трагического оказалось возможным, выделив общее в существующих трактовках трагического на основе их сравнительного анализа и представив трагическое как единство объективной и субъективной составляющих. Под объективной составляющей трагического мы понимаем объективно существующие противоречия, которые проявляются в конкретных условиях человеческого существования; под субъективной - желание человека сохранить или реализовать социально значимые ценности и идеалы, а также специфику переживания трагического. Трагическое, таким образом, предстает как возникший на основе объективно существующего противоречия неразрешимый конфликт человека с конкретными обстоятельствами действительности, несущими гибель самому человеку или смысложизненным для него ценностям и идеалам, от которых зависит его социально значимое существование и которые он стремится необходимо реализовать. Тем самым, в трагическом, по существу, выражается внутреннее неприятие в качестве нормы несовершенства, страдальческой и губительной стороны действительности, что может быть предпосылкой для активно-творческой деятельности по ее преобразованию.

2. Проведенное исследование чувства трагического позволяет говорить о его значительном многообразии. Об этом, во-первых, свидетельствует множество различных чувств и эмоций, которыми может быть представлено переживание трагического. Во-вторых, это подтверждает наличие целого ряда различных факторов, обусловливающих глубину переживания трагического (темперамент, острота мировосприятия, особенности конкретных условий трагического, в том числе, значимость ценностей, с которыми связано трагическое, преобладание пессимистических или оптимистических установок в сознании). В-третьих, многообразие чувства трагического отражают его типы, характеризующиеся различной степенью осознания и философского осмысления трагического.

В соответствии с последним критерием прослеживаются, по крайней мере, три качественно отличные друг от друга типа чувства трагического. Во-первых, трагическое переживается без отчетливого осознания его сущности и, в данном случае, оно характеризуется как «чистое» эмоциональное переживание. Во-вторых, переживание трагического осуществляется с осознанием истоков и сущности трагического конфликта, но при отсутствии глубокого философского понимания трагического как такового. В-третьих, переживание трагического может сопровождаться глубоким философским пониманием указанного феномена, как неотъемлемой стороны человеческого существования.

Выделение этих типов демонстрирует возможность формирования механизма целенаправленного воздействия на качество переживания трагического с помощью философии трагедии, под которой мы понимаем не только важный аспект социально-философского знания, рассматривающий соответствующие проблемы существования человека, но и методологию философского познания мира, метод осмысления и анализа социально-экономических, политических и других процессов.

3. Истоки трагического, в конечном счете, восходят к противоречиям, неотъемлемо присущим существованию человека. Исходя из этого, трагическое также предстает как неотъемлемая сущность человеческого существования. Однако конкретные условия трагического можно условно разделить на «вечные» (например, любовь, красота, истина) и исторически преходящие -те, которые, в принципе, могут быть устранены или минимизированы научными достижениями, социально-экономическими, политическими и другими преобразованиями (например, какие-либо конкретные социально-экономические условия существования). Исследование современных условий второго рода имеет важное практическое значение: оно помогает выявить наиболее, с гуманистической точки зрения, значимые проблемы нашей исторической эпохи, сформулировать первоочередные экономические, политические, социальные, культурно-воспитательные и другие цели и задачи, требующие решения не только в контексте проблемы гуманизации общества, но и в рамках проблемы сохранения цивилизации.

4. Трагическое играет огромную конструктивную роль, как в существовании конкретного человека, так и в истории человечества. Переживание трагического, если оно сопровождается философским пониманием трагизма как неотъемлемой стороны человеческого существования, может способствовать духовному совершенствованию, развивать способность к состраданию, взаимопониманию. Проведенное нами исследование подтверждает, что трагическое является одной из важнейших предпосылок социального творчества, которое находит свое конкретное выражение в религиозных и философских идеях, произведениях искусства, достижениях науки, являющихся духовной сокровищницей всего человечества, приобщение к которой также способствует социально-нравственному становлению личности.

Таким образом, философия трагедии предстает как средство формирования духовно-нравственной культуры человека и социально-ориентированного гражданского общества, что позволяет говорить о возможности разработки методологии духовно-нравственного воспитания и становления личности на основе философского понимания трагического в человеческом существовании.

5. Истоками трагического в существовании современного человека по-прежнему являются противоречия, в истории философской мысли традиционно трактовавшиеся как основа трагизма (свобода-необходимость, идеал-действительность и т.д.). В то же время, некоторые из этих противоречий сегодня представляются особенно значительными, проявляясь в виде важнейших проблем современности. В частности, это относится к противоречию между витальным стремлением человека к экзистенциальной безопасности, осознанием ценности жизни, с одной стороны, и практической незащищенностью человеческого существования, с другой. Все отчетливее видится противоречивость научно-технического прогресса, которая проявляется масштабнее и трагичнее. Мы можем говорить об углублении противоречия между социо-культурой и природой, которое многими сегодня оценивается как неразрешимое, и которое в связи с угрозой катастрофы существующей цивилизации также представляется как трагическое. Причем все названные противоречия, в конечном счете, выступают как противоречия между общечеловеческими ценностями и действительностью, а следовательно, философское понимание трагического, как основа методологии формирования высоких духовно-нравственных человеческих качеств и переориентирования современного общества на общечеловеческие духовные ценности, выступает в качестве возможного гуманистического пути преодоления трагических противоречий нашей эпохи, снятия их трагической остроты.

Условиями же трагического, с одной стороны, по-прежнему остаются такие общественно значимые ценности как истина, любовь, красота, и современный человек переживает немало трагического, связанного с этими ценностями. С другой стороны, трагическое все чаще становится следствием специфических особенностей развития современной цивилизации, происходящих в мире социально-экономических, политических, научно-технических, природных и других изменений. Эти изменения не только сами выступают как условия трагического, но и придают специфический трагизм «традиционным» или «вечным» условиям. Например, негативные тенденции в духовной сфере придают новое содержание и трагизму названных выше ценностей (истина, любовь, красота), связанное с катастрофическим падением уровня духовности и обесцениванием самих этих ценностей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ларина, Лада Юрьевна, 2005 год

1. Андреев, Л. Н. Большой шлем Текст. / Л. Н. Андреев // Андреев, Л. Н. Повести и рассказы [Текст] / Л. Н. Андреев. М. : Худож. лит., 1957. -С. 44-53.

2. Андреев, Л. Н. Первый гонорар Текст. / Л. Н. Андреев // Андреев, Л. Н. Повести и рассказы [Текст] / Л. Н. Андреев. М. : Худож. лит., 1957. -С. 82-94.

3. Андреев, Л. Н. У окна Текст. / Л. Н. Андреев // Андреев, Л. Н. Повести и рассказы [Текст] / Л. Н. Андреев. М. : Худож. лит., 1957. - С. 12-33. 10. Аристотель. Об искусстве поэзии [Текст] / Аристотель. - М. : Худож. лит., 1957.- 184 с.

4. Белинский, В. Г. Разделение поэзии на роды и виды Текст. / В. Г. Белинский // Белинский, В. Г. Избранные эстетические работы [Текст] : в 2-х т. Т. 1. / В. Г. Белинский ; сост., вступ. статья и коммент. Н. К. Гея. -М. : Искусство, 1986. С. 215-284.

5. Бердяев, Н. А. Генрих Ибсен Текст. / Н. А. Бердяев // Бердяев, Н. А. Философия творчества, культуры, искусства [Текст] : в 2-х т. Т. 2. / Н. А. Бердяев. М. : Искусство, 1994. - С. 210-217.

6. Бердяев, Н. А. К философии трагедии. Морис Метерлинк Текст. / Н. А. Бердяев // Бердяев, И. А. Философия творчества, культуры, искусства [Текст] : в 2-х т. Т. 2. / И. А. Бердяев. М. : Искусство, 1994. -С. 187-210.

7. Бердяев, Н. А. Миросозерцание Достоевского Текст. / Н. А. Бердяев // Бердяев, И. А. Философия творчества, культуры, искусства [Текст] : в 2-х т. Т. 2. / Н. А. Бердяев. М. : Искусство, 1994. - С. 7-150.

8. Бердяев, Н. А. О человеке, его свободе и духовности Текст. : избранные труды / Н. А. Бердяев ; ред. сост. JI. И. Новикова, И. Н. Сиземская. -М. : Флинта, 1999.-312 с.

9. Бердяев, Н. А. Самопознание (Опыт философской автобиографии) Текст. / Н. А. Бердяев. М. : Книга, 1991. - 448 с.

10. Бердяев, Н. А. Трагедия и обыденность Текст. / Н. А. Бердяев // Бердяев, Н. А. Философия творчества, культуры, искусства [Текст] : в 2-х т. Т. 2. / Н. А. Бердяев. М. : Искусство, 1994. - С. 217-246.

11. Бердяев, Н. А. Царство Духа и царство кесаря Текст. / Н. А. Бердяев // Бердяев, Н. А. Судьба России [Текст] / Н. А. Бердяев ; сост. и послесл. К. П. Ковалева. -М. : Советский писатель, 1990. С. 224-334.

12. Бессонов, Б. Н. Философские основания политики / Б. Н. Бессонов. М. : Изд-во Московского гос. ун-та коммерции, 2000. - 33 с.

13. Бессонов, Б. Н. Человек как дело человека / Б. Н. Бессонов // И. Кант. «Проект к вечному миру». К 200-летию со дня смерти : сборник статей / Отв. за выпуск В. А. Титов. М. : Изд-во РГТЭУ, 2004. - С. 4-38.

14. Больнов, О. Ф. Философия экзистенциализма Текст. / О. Ф. Больнов ; предисл и пер. с нем. С. Э. Никулина. СПб. : Лань, 1999. - 224 с

15. Борев, Ю. Б. О трагическом Текст. / Ю. Б. Борев. М. : Советский писатель, 1961. - 392 с.

16. Боткин, Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессанского творческого мышления Текст. / Л. М. Боткин. М. : Искусство, 1990. - 415 с.

17. Брокгауз, Ф. А. Христианство Текст. : энциклопедический словарь : в 3-х т. Т. 3. / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон ; ред. коллегия: С. С. Аверинцев и [др.]. М. : Большая российская энциклопедия, 1995. - 783 с.

18. Булгаков, С. Н. Апокалипсис Иоанна Текст. / С. Н. Булгаков // Антихрист [Текст] : антология / Сост., коммент. А. С. Гришина, К. Г. Исупо-ва. -М. : Высш. шк., 1995. С. 277-306.

19. Бунин, И. А. Окаянные дни Текст. / И. А. Бунин. М. : Советский писатель, 1990.- 176 с.

20. Гегель, Г. Лекции по эстетике. Часть 3. Система отдельных искусств Текст. / Г. Гегель // Гегель, Г. Эстетика [Текст] : в 4-х т. Т. 3 / Г. Гегель ; ред. М. Лифшиц. М. : Искусство, 1971. - 624 с.

21. Гранин, Д. Зубр Текст. : повесть / Д. Гранин. Л. : Сов. писатель, 1987. -288 с.

22. Громов, Е. С. Основные эстетические категории Текст. / Е. С. Громов. -М. : Знание, 1981.-64 с.

23. Громов, Е. С. Палитра чувств: О трагическом и комическом Текст. / Е. С. Громов. -М. : Просвещение, 1990. 191 с.

24. Гюго, В. Собор Парижской богоматери Текст. : роман / В. Гюго ; пер. с фр. Н. А. Коган ; примеч. С. Брахман. Тула : Приок. кн. изд-во, 1993. -512 с.

25. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка Текст. : в 4-х т. Т. 4. / В. Даль. М. : Рус. яз., 1980. - 683 с.

26. Дмитриева, Н. А. Краткая история искусств Текст. : очерки. Вып. 1 : От древнейших времен по XVI век / Н. А. Дмитриева. 3-е изд., доп. - М. : Искусство, 1985. - 319 с. : ил.

27. Достоевский, Ф. М. Братья Карамазовы Текст. : в 2-х т. Т. 1. / Ф. М. Достоевский. М. : Худож. лит., 1963. - 400 с.

28. Достоевский, Ф. М. Подросток Текст. : роман в трех частях / Ф. М. Достоевский ; послесл. и примеч. С. Белова. М. : Сов. Россия, 1977. - 480с.

29. Зыкова, А. Б. Экзистенциализм в Испании Текст. / А. Б. Зыкова II Современный экзистенциализм : критические очерки / Ред. коллегия: Л. Н. Митрохин и [др.]. М. : Мысль, 1966. - С. 397-429.

30. Ибсен, Г. Бранд Текст. / Г. Ибсен II Ибсен, Г. Собрание сочинений [Текст] : в 4-х т. Т. 2. / Г. Ибсен ; пер. с норвеж. М. : Искусство, 1956. -С. 129-380.

31. Ибсен, Г. Враг народа Текст. / Г. Ибсен // Ибсен, Г. Собрание сочинений [Текст] : в 4-х т. Т. 3. / Г. Ибсен ; общ. ред. В. Г. Адмани ; пер. с норвеж. -М. : Искусство, 1957. С. 529-632.

32. Ибсен, Г. Дикая утка Текст. / Г. Ибсен II Ибсен, Г. Собрание сочинений [Текст] : в 4-х т. Т. 3. / Г. Ибсен ; общ. ред. В. Г. Адмани ; пер. с норвеж. -М. : Искусство, 1957. С. 633-738.

33. Ибсен, Г. Кесарь и Галилеянин Текст. / Г. Ибсен // Ибсен, Г. Собрание сочинений [Текст] : в 4-х т. Т. 3. / Г. Ибсен ; общ. ред. В. Г. Адмани ; пер. с норвеж. М. : Искусство, 1957. - С. 5-270.

34. Ибсен, Г. Когда мы, мертвые, пробуждаемся Текст. / Г. Ибсен // Ибсен, Г. Собрание сочинений [Текст] : в 4-х т. Т. 4. / Г. Ибсен ; общ. ред. В. Г. Адмани ; пер. с норвеж. -М. : Искусство, 1958. С. 425-484.

35. Ибсен, Г. Пер Гюнт Текст. / Г. Ибсен // Ибсен, Г. Собрание сочинений [Текст] : в 4-х т. Т. 2. / Г. Ибсен ; пер. с норвеж. М. : Искусство, 1956. -С. 381-631.

36. Ибсен, Г. Приведения Текст. / Г. Ибсен // Ибсен, Г. Собрание сочине-^ ний [Текст] : в 4-х т. Т. 3. / Г. Ибсен ; общ. ред. В. Г. Адмани ; пер. снорвеж. М. : Искусство, 1957. - С. 455-527.

37. Ибсен, Г. Строитель Сольнес Текст. / Г. Ибсен // Ибсен, Г. Собрание сочинений [Текст] : в 4-х т. Т. 4. / Г. Ибсен ; общ. ред. В. Г. Адмани ; пер. с норвеж. М. : Искусство, 1958. - С. 191-275.

38. История античной диалектики Текст. / Ред. коллегия: М. А. Дынник и [др.]. М. : Мысль, 1972. - 335 с.

39. Каган, М. С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике Текст. / М. С. Каган ; ред. А. И. Кузьмина, Э. С. Востокова. Изд. 2-е, расширенное и пе-рераб. - Л. : Изд-во Ленинградского ун-та, 1971. - 768 с.

40. Камю, А. Из записных книжек Текст. / А. Камю // Камю, А. Изнанка и лицо [Текст] : сочинения / А. Камю ; сост., вступ. статья, коммент. А. С. Фи-лоненко. М. : ЭКСМО-Пресс ; Харьков : Фолио, 1998. - С. 689-855.

41. Камю, А. Миф о Сизифе Текст. / А. Камю // Камю, А. Изнанка и лицо [Текст] : сочинения / А. Камю ; сост., вступ. статья, коммент. А. С. Фи-лоненко. М. : ЭКСМО-Пресс ; Харьков : Фолио, 1998. - С. 107-214.

42. Камю, А. Посторонний Текст. / А. Камю // Камю, А. Посторонний; Чума [Текст] : романы / А. Камю ; худож. оформ. Б. Ф. Бублика ; пер. с фр. -Харьков : Фолио, 1999. С. 5-84.

43. Камю, А. Творчество и свобода Текст. / А. Камю // Камю, А. Изнанка и ли* цо [Текст] : сочинения / А. Камю ; сост., вступ. статья, коммент. А. С. Филоненко. М. : ЭКСМО-Пресс ; Харьков : Фолио, 1998. - С. 659-688.

44. Камю, А. Человек бунтующий Текст. / А. Камю // Камю, А. Изнанка и лицо [Текст] : сочинения / А. Камю ; сост., вступ. статья, коммент. А. С. Фи-лоненко. М. : ЭКСМО-Пресс ; Харьков : Фолио, 1998. - С. 239-532.

45. Камю, А. Чума Текст. / А. Камю // Камю А. Посторонний; Чума [Текст] : романы / А. Камю ; худож. оформ. Б. Ф. Бублика ; пер. с фр. Харьков : Фолио, 1999.-С. 85-329.

46. Кафка, Ф. Замок Текст. : роман / Ф. Кафка ; пер. с нем. и прим. Г. Нот-кина. СПб. : Амфора, 1999. - 415 с.

47. Кафка, Ф. Процесс Текст. : роман / Ф. Кафка ; пер. с нем. Р. Райт-Ковалевой. М. : Астрель ; Олимп ; ACT, 2000. - 272 с.

48. Косидовский, 3. Библейские сказания Текст. / 3. Косидовский ; ред. С. С. Никоненко, Н. Н. Уманец ; пер. с польск. Изд. 2-е. -М. : Политиздат, 1968. - 456 с. : ил.

49. Красностанов, Э. Г. Основные эстетические категории Текст. / Э. Г. Крас-ностанов, Д. Д. Средний. М. : Знание, 1976. - 64 с.

50. Культура Древнего Египта / В. В. Струве, И. С. Кацнельсон, Т. Н. Савельева и др. ; отв. ред. И. С. Кацнельсон. М. : Наука, 1976. - 444 с.

51. Лем, С. Сумма технологии Текст. / С. Лем ; предисл. В. В. Пари на ; ред. и послесл. Б. В. Бирюкова и Ф. В. Широкова ; пер. с польск. М. : Мир, 1968.-607 с.

52. Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Истоки тысячелетнего развития Текст. : в 2-х книгах. Книга 1. / А. Ф. Лосев. М. : Искусство, 1992. -656 с.

53. Любимова, Т. Б. Трагическое как эстетическая категория Текст. / Т. Б. Любимова. -М. : Наука, 1985.- 128 с.

54. Мережковский, Д. С. Христос и антихрист Текст. : в 3-х т. Т. 1. / Д. С. Мережковский. М. : Книга, 1989. - 416 с.

55. Мережковский, Д. С. Христос и Антихрист Текст. : в 3-х т. Т. 2. / Д. С. Мережковский. М. : Книга, 1990. - 395 с.

56. Мережковский, Д. С. Христос и Антихрист Текст. : в 3-х т. Т. 3. / Д. С. Мережковский. М. : Книга, 1990. - 431 с.

57. Метерлинк, М. Аглавена и Селизетта Текст. / М. Метерлинк // Метерлинк, М. Пьесы [Текст] / М. Метерлинк ; вступ. статья Е. Эткинда ; пер. с фр. М. : Искусство, 1958. - С, 175-237.

58. Метерлинк, М. Слепые Текст. / М. Метерлинк // Метерлинк, М. Пьесы [Текст] / М. Метерлинк ; вступ. статья Е. Эткинда ; пер. с фр. М. : Искусство, 1958.-С. 53-82.

59. Метерлинк, М. Там, внутри Текст. / М. Метерлинк // Метерлинк, М. Пьесы [Текст] / М. Метерлинк ; вступ. статья Е. Эткинда ; пер. с фр. М. : Искусство, 1958.-С. 135-150.

60. Морозов, С. А. Бах Текст. / С. А. Морозов. 2-е изд. - М. : Мол. Гвардия, 1984.-254 с.

61. Нарский, И. С. О понятиях «ничто» и «нигилизм» в философии экзистенциализма Текст. / И. С. Нарский // Современный экзистенциализм : критические очерки / Ред. коллегия: Л. Н. Митрохин и [др.]. М. : Мысль, 1966.-С. 108-124.

62. Ницше, Ф. Антихрист Текст. / Ф. Ницше // Ницше, Ф. Сочинения [Текст] : в 2-х т. Т. 1. / Ф. Ницше ; сост., ред. изд., вступ. ст. и примеч. К. А. Свасья-на ; пер. с нем. М. : Мысль, 1997. - С. 631-692.

63. Ницше, Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм Текст. / Ф. Ницше // Ницше, Ф. Сочинения [Текст] : в 2-х т. Т. 1. / Ф. Ницше ; сост., ред. изд., вступ. ст. и примеч. К. А. Свасьяна ; пер. с нем. М. : Мысль, 1997.-С. 47-157.

64. Ницше, Ф. Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов Текст. / Ф. Ницше // Ницше, Ф. Сочинения [Текст] : в 2-х т. Т. 1. / Ф. Ницше ; сост., ред. изд., вступ. ст. и примеч. К. А. Свасьяна ; пер. с нем. М. : Мысль, 1997. - С. 231-490.

65. Ожегов, С. И. Словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов. М. : Рус. яз., 1978.-846 с.

66. Оруэлл, Дж. Скотское хозяйство Текст. / Дж. Оруэлл ; пер. с англ. М. Карп. СПб. : Азбука-классика, 2001. - 192 с.

67. Панарин, А. С. Православная цивилизация в глобальном мире Текст. / А. С. Панарин. М. : Алгоритм, 2002. - 496 с.

68. Пелевин, В. О. Жизнь насекомых Текст. / В. О. Пелевин // Пелевин, В. О. Сочинения [Текст] : в 2-х т. Т. 1. / В. О. Пелевин. М. : Вагриус, 2004.-С. 317-478.

69. Пелевин, В. О. Ника Текст. / В. О. Пелевин // Пелевин, В. О. Generation «П» ; Рассказы [Текст] / В. О. Пелевин. М. : Вагриус, 1999. - С. 527-542.

70. Пелевин, В. О. Онтология детства Текст. / В. О. Пелевин // Пелевин, В. О. Generation «П»; Рассказы [Текст] / В. О. Пелевин. М. : Вагриус, 1999. - С. 376-387.

71. Пелевин, В. О. Чапаев и Пустота Текст. / В. О. Пелевин // Пелевин, В. О. Сочинения [Текст] : в 2-х т. Т. 1. / В. О. Пелевин. М. : Вагриус, 2004. - С. 5-316.

72. Печчеи, А. Человеческие качества Текст. / А. Печчеи ; пер. с англ. О. В. Захаровой. -М. : Прогресс, 1980. 302 с.

73. Платон. Апология Сократа Текст. / Платон // Платон. Диалоги [Текст] / Платон ; худож.-оформитель Б. Ф. Бублик ; пер. с древнегреч. Харьков : Фолио, 1999.-С. 7-32.

74. Платон. Государство Текст. / Платон // Платон. Диалоги [Текст] / Платон ; худож.-оформитель Б. Ф. Бублик ; пер. с древнегреч. Харьков : Фолио, 1999.-С. 33-382.

75. Платон. Пир Текст. / Платон // Платон. Диалоги [Текст] / Платон ; сост. Г. В. Беляев ; пер. с древнегреч. Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. -С. 152-229.

76. Платон. Федон Текст. / Платон // Платон. Диалоги [Текст] / Платон ; сост. Г. В. Беляев ; пер. с древнегреч. Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. -С. 372-475.

77. Платон. Федр Текст. / Платон // Платон. Диалоги [Текст] / Платон ; сост. Г. В. Беляев ; пер. с древнегреч. Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. -С. 230-311.

78. Поппер, К. Логика и рост научного знания Текст. / К. Поппер ; пер. с англ. М.: Прогресс, 1983. - 608 с.

79. Рассел, Б. Почему я не христианин. Избранные атеистические произведения Текст. / Б. Рассел ; пер. с англ. М. : Политиздат, 1987. - 334 с.

80. Рассел, Б. Человеческое познание. Его сфера и границы Текст. / Б. Рассел ; пер. с англ. М. : Изд-во иностранной литературы, 1957. - 556 с.

81. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность Текст. / Дж. Реале, Д. Антисери ; пер. с итал. С. А. Мальцевой. -СПб. : Петрополис, 1994. 336 с.

82. Российский статистический ежегодник. 2003 : стат. сб. / Госкомстат России.-М., 2003.-705 с.

83. Сартр, Ж.-П. Комната Текст. / Ж.-П. Сартр // Сартр, Ж.-П. Тошнота [Текст] : роман ; Стена [Текст] : новеллы / Ж. П. Сартр ; пер. с фр. Ростов-на-Дону : Феникс ; Харьков : Фолио, 1999. - С. 240-267.

84. Сартр, Ж.-П. Стена Текст. / Ж.-П. Сартр // Сартр, Ж.-П. Тошнота [Текст] : роман ; Стена [Текст] : новеллы / Ж.-П. Сартр ; пер. с фр. Ростов-на-Дону : Феникс ; Харьков : Фолио, 1999. - С. 219-239.

85. Сартр, Ж.-П. Тошнота Текст. / Ж.-П. Сартр // Сартр, Ж.-П. Тошнота [Текст] : роман ; Стена [Текст] : новеллы / Ж.-П. Сартр ; пер. с фр. Ростов-на-Дону : Феникс ; Харьков : Фолио, 1999. - С. 5-216.

86. Сахаров, А. Д. Тревога и надежда Текст. / А. Д. Сахаров. М. : Интер-Версо, 1990.-336 с.

87. Словарь иностранных слов Текст. / Под. ред. И. В. Лёхина, Ф. Н. Петрова. Изд. 4-е, перераб. и доп. - М. : Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1954. - 856 с.

88. Соболев, В. П. Категория комического в русской эстетике 1800-1840-х годов Текст. / В. П. Соболев // Категории этики и эстетики [Текст] : сборник научных трудов / J11 ПИ им. А. И. Герцена ; ред. коллегия: А. П. Валицкая и [др.].-Л., 1973.-С. 70-91.

89. Соловьёв, В. С. Жизненная драма Платона Текст. / В. С. Соловьев // Платон. Диалоги [Текст] / Платон ; сост. Г. В. Беляев ; пер. с древнегреч. Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. - С. 3-69.

90. Соловьев, В. С. Краткая повесть об Антихристе Текст. / В. С. Соловьев // Антихрист [Текст] : антология / Сост., коммент. А. С. Гришина, К. Г. Ису-пова. М. : Высш. шк, 1995. - С. 109-135.

91. Соловьев, В. С. Смысл любви Текст. / В. С. Соловьев // Соловьев, В. С. Избранные произведения [Текст] / В. С. Соловьев ; сост. А. Н. Ерыгин, С. П. Липова ; предисл. С. П. Липовой. Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. -С. 426-503.

92. Софокл. Царь Эдип Текст. / Софокл // Софокл. Драмы [Текст] / Софокл. -М. :Наука, 1990.-С. 5-58.

93. Старостенко, А. М. В поисках интеллектуальной идентичности Текст. /

94. A. М. Старостенко // Национальная идея как условие сохранения социокультурной самобытности и государственности : Материалы между нар. НПК / Под ред. к. и. н., доцента А. Л. Елисеева. 18 мая 2000 г., Орел-ГТУ. - Орел, 2000. - С. 32 - 37.

95. Стрельцова, Г. Я. Диалектика и экзистенциализм Текст. / Г. Я. Стрельцова // Современные зарубежные концепции диалектики / Н. С. Мудра-гей, Г. Я. Стрельцова, И. П. Фарман и [др.] ; отв. ред. и авт. вступ. статьи

96. B. А. Лекторский. М. : Наука, 1987. - С. 46-81.

97. Титов, В. А. Этика Канта и современность Текст. / В. А. Титов // И. Кант. «Проект к вечному миру». К 200-летию со дня смерти [Текст] : сборник статей / Отв. за выпуск В. А. Титов. М. : Изд-во РГТЭУ, 2004. -С. 97-123.

98. Тоцкий, В. П. И. Кант о взаимосвязи политики и морали и современность Текст. / В. П. Тоцкий // И. Кант. «Проект к вечному миру». К 200летию со дня смерти Текст. : сборник статей / Отв. за выпуск В. А. Титов. М. : Изд-во РГТЭУ, 2004. С. 176-178.

99. Унамуно, М. Три назидательные новеллы и один пролог Текст. / М. Уна-муно // Унамуно, М. Избранное [Текст] : в 2-х т. Т. 2. / М. Унамуно ; сост. В. Столбов ; пер. с исп. JI. : Худож. лит., 1981. - С. 5-92.

100. Уткин, А. И. Глобализация: процесс и осмысление Текст. / А. И. Уткин. -М. :Логос, 2001.-256 с.

101. Федотов, Г. П. Об антихристовом добре Текст. / Г. П. Федотов // Антихрист [Текст] : антология / Сост., коммент. А. С. Гришина, К. Г. Исупо-ва.-М. : Высш. шк., 1995.-С. 237-251.

102. Федотов, Г. П. Святой Филипп митрополит московский Текст. / Г. П. Федотов. -М. : Стрижев-Центр, 1991. 128 с.

103. Филоненко, А. Метафизическая траектория судьбы Альбера Камю Текст. / А. Филоненко // Камю, А. Изнанка и лицо [Текст] : сочинения / А. Камю ; сост., вступ. статья, коммент. А. С. Филоненко. М. : ЭКС-МО-Пресс ; Харьков : Фолио, 1998. - С. 5-24.

104. Философский энциклопедический словарь / Ред. коллегия: С. С. Аве-ринцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др.. 2-е изд. - М. : Сов. энциклопедия, 1989. - 815 с.

105. Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических теокосмо-гоний до возникновения атомистики Текст. / Изд. подгот. А. В. Лебедев ; отв. ред. и авт. вступ статьи И. Д. Рожанский. М. : Наука, 1989. - 575 с.

106. Франк, С. Л. Реальность и человек Текст. / С. Л. Франк ; сост. П. В. Алексеев ; прим. Р. К. Медведевой. М. : Республика, 1997. - 479 с.

107. Франкл, В. Человек в поисках смысла Текст. : сборник / В. Франкл ; общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева ; пер. с англ. и нем. М. : Прогресс, 1990. - 368 с.

108. Хейли, А. Аэропорт Текст. : роман / А. Хейли ; пер. с англ. Т. Кудрявцевой, Т. Озерской. Тула : Приок. кн. изд-во, 1992. - 448 с.

109. Цвейг, С. Борьба с демоном: Гёльдерлин. Клейст. Ницше Текст. / С. Цвейг ; пер. с нем. М. : Республика, 1992. - 304 с.

110. Шекспир, В. Гамлет, принц Датский Текст. / В. Шекспир // Шекспир, В. Трагедии ; Сонеты [Текст] / В. Шекспир ; вступ. статья А. Аникста ; прим. А. Аникста, М. Морозова ; пер. с англ. М. : Худож. лит., 1968. -С. 123-246.

111. Шекспир, В. Король Лир Текст. / В. Шекспир // Шекспир, В. Трагедии ; Сонеты [Текст] / В. Шекспир ; вступ. статья А. Аникста ; прим. А. Аникста, М. Морозова ; пер. с англ. М. : Худож. лит., 1968. - С. 363-478.

112. Шекспир, В. Отелло Текст. / В. Шекспир // Шекспир, В. Трагедии ; Сонеты [Текст] / В. Шекспир ; вступ. статья А. Аникста ; прим. А. Аникста, М. Морозова ; пер. с англ. М. : Худож. лит., 1968. - С. 247-362.

113. Шелер, М. Положение человека в Космосе Текст. / М. Шелер // Проблема человека в западной философии [Текст] : переводы / Сост. и по-слесл. П. С. Гуревича ; общ. ред. Ю. Н. Попова. М. : Прогресс, 1988. -С. 31-95.

114. Шеллинг, Ф. Философия искусства Текст. / Ф. Шеллинг ; общ. ред. М. Ф. Овсянникова ; примеч. А. В. Михайлова ; пер. с нем. П. С. Попова. СПб. : Алетейя, 1996. - 495 с.

115. Шестаков, В. П. Эстетические категории: Опыт систематизации и исторического исследования Текст. / В. П. Шестаков. М. : Искусство, 1983.-358 с.

116. Шестаков, В. П. Эсхатология и утопия: Очерки русской философии и культуры Текст. / В. П. Шестаков. М. : ВЛАДОС, 1995. - 208 с.

117. Шестов, Л. Достоевский и Нитше (философия трагедии) Текст. / Л. Шестов // Шестов, Л. Сочинения [Текст] / Л. Шестов ; сост., вступ. статья и прим. Л. В. Поляков. М. : Раритет, 1995. - С. 15-175.

118. Шестов, Л. Киргегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне) Текст. / Л. Шестов. М. : Прогресс - Гнозис, 1992. - 304 с.

119. Шопенгауэр, А. Афоризмы и максимы Текст. / А. Шопенгауэр // Шопенгауэр, А. Афоризмы и истины [Текст] : сочинения / А. Шопенгауэр ; сост., вступ. статья и прим. М. А. Блюменкранца ; пер. с нем. М. : ЭКСМО-Пресс ; Харьков : Фолио, 1999. - С. 465-720.

120. Шопенгауэр, А. Введение в философию Текст. / А. Шопенгауэр // Шопенгауэр, А. Об интересном [Текст] / А. Шопенгауэр ; сост., предисл.,глоссарий В. Г. Голобокова ; под общ. ред. П. С. Гуревича. М. : Олимп ; Издательство ACT-ЛТД, 1997.-С. 15-67.

121. Шопенгауэр, А. О четверояком корне . Мир как воля и представление Текст. : в 2-х т. Т. 1. Критика кантовской философии / А. Шопенгауэр ; пер. с нем. М. : Наука, 1993. - 672с.

122. Шпенглер, О. Закат Европы Текст. / О. Шпенглер ; вступ. статья и ком-мент. Г. В. Драча. Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. - 640 с.

123. Алексеева, Л. С. О насилии над детьми в семье / Л. С. Алексеева // Социс. 2003. - №4. - С. 78-85.

124. Бердникова, Т. Б. Социальные последствия приватизации / Т. Б. Бердни-кова, М. А. Лямин//Социс.-2001.-№1.-С. 62-65.

125. Богоявленский, Д. Д. Российские самоубийства и российские реформы / Д. Д. Богоявленский // Социс. 2002. - №5. - С. 76-80.

126. Бойков, В. Э. «Серая» экономика: масштабы развития и влияние на массовое сознание / В. Э. Бойков // Социс. 2001. - №11. - С. 29-35.

127. Волкова, Е. В. Трагическая вина («Убиты под Москвой» Константина Воробьева) / Е. В. Волкова // Вопросы философии. 2001. — №11. -С. 29-39.

128. Воронин, Г. JI. Социальное самочувствие россиян (1994-1996-1998 гг.) / Г. Л. Воронин // Социс. 2001. - №6. - С. 59-66.

129. Германия: трансформация через объединение / В. Цапф, Р. Хабих, Т. Буль-ман, Я. Делей // Социс. 2002. - №5. - С. 19-37.

130. Голенкова, 3. Т. Безработные: особенности российского бытия / 3. Т. Го-ленкова, Е. Д. Игитханян // Социс. 2001. - №5. - С. 67-76.

131. Заиграев, Г. Г. Пьянство в России как реальная угроза национальной безопасности / Г. Г. Заиграев // Социс. 2001. - №11. - С. 69-76.

132. Ильяшенко, А. Н. Основные черты насильственной преступности в семье / А. Н. Ильяшенко // Социс. 2003. - №4. - С. 85-90.

133. Исаев, К. «Общество риска» в условиях глобализации / К. Исаев // Социс. 2001. - №12. - С. 15-21.

134. Карпухин, О. И. Сделала ли молодежь свой выбор? (К проблеме социализации молодого поколения современной России) / О. И. Карпухин // Социально-гуманитарные знания. 2000. - №4. - С. 180-192.

135. Козлова, Т. 3. Самооценка пенсионеров / Т. 3. Козлова // Социс. 2003. -№4.-С. 58-63.

136. Кондакова, Н. И. Трудовая занятость пенсионеров Москвы / Н. И. Кондакова, Э. В. Иванкова // Социс. 2001. - №11. - С. 47-50.

137. Коровицына, Н. В. Чешская социология о реальном состоянии общества и вновь о его «человеческом лице» / Н. В. Коровицына // Социс. 2003. -№5.-С. 20-29.

138. Коровицына, Н. В. Сравнительный опыт общественных преобразований в постсоциалистических странах / Н. В. Коровицына // Социс. 2002. -№5.-С. 9-18.

139. Кутлунин, А. Г. О «трагическом чувстве жизни» в философии Унамуно / А. Г. Кутлунин, М. А. Малышев // Вопросы философии. 1981. - №10. -С. 72-82.

140. Лаврикова, И. Н. Молодежь: отношение к смерти / И. Н. Лаврикова // Социс.-2001.-№4.-С. 134-136.

141. Лапин, Н. И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России / Н. И. Лапин // Социс. 2003. - №6. - С. 78-87.

142. Лунеев, В. В. Организованная преступность, уголовный терроризм в условиях глобализации / В. В. Лунеев // Социс. 2002. - №5. - С. 60-67.

143. Максимов, Б. И. Рабочий класс, социология и статистика / Б. И. Максимов // Социс. 2003. - №1. - С. 37-46.

144. Маркович, Д. Ж. Глобализация и экологическое образование / Д. Ж. Маркович// Социс. -2001. №1. - С. 17-23.

145. Мониторинг «Уровень бедности в России» // Социс. 2001. - №1. - С. 79-81.

146. Ракитов, А. И. Цивилизация, культура, технология, рынок / А. И. Раки-тов // Вопросы философии. 1992. - №5. - С. 3-15.

147. Резер, Т. М. Абитуриент 2001 физическое и психическое здоровье / Т. М. Резер // Социс.-2001.-№11.-С. 118-122.

148. Решетников, А. В. Социальный портрет потребителя медицинских услуг в России в период перехода к рыночной экономике / А. В. Решетников // Социс. -2003.-№1. -С. 92-101.

149. Россия и Европа глазами россиян // Социс. 2003. - №5. - С. 41-52.

150. Руковишников, В. О. Качество российской демократии в сравнительном измерении / В. О. Руковишников // Социс. 2003. - №5. - С. 30-41.

151. Руткевич, М. Н. Консолидация общества и социальные противоречия / М. Н. Руткевич // Социс. 2001. - №1. - С. 24-34.

152. Рывкина, Р. В. Образ жизни населения России: социальные последствия реформ 90-х годов / Р. В. Рывкина // Социс. 2001. - №4. - С. 32-39.

153. Сивиринов, Б. С. Социальная перспектива человеческое измерение / Б. С. Сивиринов//Социс.-2001,-№6.-С. 16-22.

154. Соколов, А. В. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества / А. В. Соколов, И. О. Щербакова // Социс. 2003. - №1. -С. 115-123.

155. Старостенко, А. М. Философия образования: современные подходы российской власти к формированию личности / А. М. Старостенко // Известия ОрелГТУ. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2001. -№ 5 (20).-С. 88-93.

156. Фонд «Общественное мнение» о демографической ситуации // Социс. -2001. -№11. -С. 27-28.

157. Штомпка, П. Культурная травма в посткоммунистическом обществе / П. Штомпка // Социс. 2001. - №2. - С. 3-12.

158. Штомпка, П. Социальные изменения как травма / П. Штомпка // Социс. -2001. -№1.- С. 6-16.

159. Юрлов, Ф. Н. Социальные издержки глобализации / Ф. Н. Юрлов // Социс. 2001. -№7. с. 13-22.

160. ИЗДАНИЯ НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ

161. Hemmer В. The dramatist Henrik Ibsen, http://odin.dep.no/ud/nornytt/ ib-sen.html, March 1996.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.