Идея трагического в русской классической культуре тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Шулындина, Анастасия Борисовна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 195
Оглавление диссертации кандидат философских наук Шулындина, Анастасия Борисовна
Введение.
Глава 1. Трагическое как феномен
1.1. Категория трагического: основные подходы.
1.2. Субстанциальные основы трагического и их отражение в теоретических концепциях трагического.
1.3. Опыт осмысления трагического в истории европейской культуры.
Глава 2. Особенности понимания трагического в русской культуре и философии.
2.1. Русский национальный менталитет и его влияние на представление о трагическом.
2.2. Субстанциональная двойственность русской души как предпосылка трагического восприятия мира.
2.3. Трагическое и стремление к высшим формам духовного опыта.
2.4.Пути преодоления трагического в русской культуре .1.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Трагическое в творчестве А. Платонова: "Чевенгур" и "Котлован"2011 год, кандидат филологических наук Ким Ен Ук
Метафизика бессмертия в русской романтической лирике2007 год, доктор филологических наук Косяков, Геннадий Викторович
Проблема трагического в философии И.А. Ильина2004 год, кандидат философских наук Попова, Ольга Степановна
Трагическое в лирике А. Ахматовой2004 год, кандидат филологических наук Шевчук, Юлия Вадимовна
Феномен трагического в существовании человека2005 год, кандидат философских наук Ларина, Лада Юрьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идея трагического в русской классической культуре»
Актуальность темы исследования
Переломные эпохи (а к таковым можно причислить нашу эпоху и особенно ситуацию в России) характеризуются обострением противоречий, эсхатологическими и апокалипсическими настроениями, неизбежными в условиях ломки привычных социальных реалий. В этих условиях наше сознание невольно обращается к опыту прошлого, а также к поиску и обновлению понятий, посредством которых можно решать задачи, стоящие перед человеком и обществом в настоящее время. Оно обращается к культуре как резервуару и хранителю духовности, опираясь на которую мы могли бы нести эстафету жизни дальше, в историческое будущее.
Одно из важнейших состояний человеческого духа - чувство и переживание трагического. В западноевропейской и русской культуре его осмысление чаще всего является предметом эстетики и искусствоведения. Однако, и в западноевропейской, и в русской культуре трагическое рассматривается также и в рамках более общих представлений, когда оно связывается с наличием объективных конфликтов и противоречий бытия, затрагивающих сами основы нашего существования, но принципиально неразрешимых собственно человеческими силами. Эти конфликты раскрываются в процессе рефлексивного осмысления человеком утраты своего «естественного» единства с миром и изначальной цельности сознания, осознания человеком невозможности овладения стихийностью социально-исторического развития.
Понятие трагического является важным компонентом западноевропейской культуры, а с XIX века становится предметом глубоких обобщающих размышлений. С этого времени и вплоть до наших дней категория трагического достаточно часто оказывается в сфере теоретического и исторического познания. В русской философии XIX - первой половины XX века эта проблема также рассматривается довольно широко - как сфера пересечения глубинных начал и смыслов человеческого бытия. В последние два десятилетия XX века и в настоящее время, в то время, как происходит невиданная доселе "европеизация" ф культуры, набирает силу и обратная тенденция - стремление найти в русской культуре исконную систему взглядов, своеобразно осмысленных культурологических концепций бытия. Для понимания этих процессов большой интерес представляют категории, в которых явственно проявляет себя как сходство, так и различие западноевропейской и русской культур. Одной из таких категорий является категория трагического, затрагивающая самые сущностные стороны человеческой жизни и позволяющая выявить принципиальные особенности, присущие различным культурам.
Степень разработанности проблемы
Трагическое первоначально возникло и развивалось как явление культуры, начиная со времен античности. Рассмотрение трагического как теоретической категории стало характерным для западноевропейской мысли начиная с XIX века. Наиболее развернутые концепции трагического содержатся в произведениях Г.В.Ф.Гегеля, Ф.В.Шеллинга, А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, О.Шпенглера. Непреходящий интерес представляют размышления о трагическом философов-экзистенционалистов: С.Кьеркегора, Х.Ортеги-и-Гассета, М. де Унамуно, А.Камю, Ж.П.Сартра.
В современной литературе имеет место большое разнообразие в понимании сути трагического. Для отечественной литературы о трагическом ^ наиболее характерен «эстетический» подход. Трагическое как эстетическая категория рассматривается в ряду категорий «возвышенное», «прекрасное», «комическое» в работах Ю.Б.Борева, В.В.Бычкова, В.М.Жаринова, Л.А.Зеленова, М.С.Кагана, Н.И.Крюковского, М.Ф.Овсянникова, Л.Н.Столовича, Е.Г.Яковлева и других. Следует отметить, что в последние годы происходит постепенное переосмысление понимания самой эстетики, «сфера интересов» которой начинает постепенно затрагивать все более широкую область (утрачивая как прежде главенствующую в эстетике узко «материалистическую» направленность, так и жесткую «привязанность» к сфере искусства).
Общее стремление преодолевать разобщенность различных сфер знания, в том числе, эстетики и общей философии, проявляет себя и в отношении к категории трагического. Например, Т.Б.Любимова наряду с осмыслением трагического как эстетически-философской категории, изучает и ее отражение в произведениях искусства. М.И.Михайлов, «встраивая» трагическое в систему эстетических категорий (наряду с возвышенным, низменным и комическим), также рассматривает онтологические, гносеологические и психологические основы трагического, выводя их из мироощущения человека, утратившего первобытную целостность, ощущающего свою «отъединенность» от мира.
Отдельные аспекты понимания трагического в русской и западноевропейской культуре различных эпох затронуты в работах литературоведов, искусствоведов, философов, психологов, историков и теоретиков культуры - А.А.Аникста, М.Л.Андреева, Б.В.Асафьева, И.А.Барсовой, П.М.Бицилли, Н.В.Вильмонта, Л.С.Выготского, П.П.Гайденко, Ж.ле Гоффа, А.Я.Гуревича, М.С.Друскина, Д.В.Житомирского, Л.В.Кириллиной, А.Кожева, М.Н.Лобановой, Ю.М.Лотмана, В.Н.Поруса, В.В.Протопопова, К.А.Свасьяна, А.Синявского, П.Тонера, Н.В.Туманиной, Р.И.Хлодовского и других. Например, исследованию «комплекса трагического» в музыке посвящены работы В.Д.Конен, Т.Н.Ливановой. Категория трагического получает в работах этих авторов разнообразно широкие интерпретации. В журналистике и публицистике, как и в ряде неспециальных научных работ, порой можно встретить достаточно вольное употребление термина «трагическое», в частности, в значениях, сближающих его с «катастрофическим», «драматическим», «абсурдным» и т.д.
В последние годы возрастает интерес к изучению эстетических теорий, получивших развитие в русской религиозной философии. Этот интерес не случаен, однако, следует отметить, что своеобразие понимания категории ф трагического в русской культуре и философии в сравнении с западноевропейской культурой еще не было предметом специального внимания эстетической, философской и искусствоведческой мысли, и уж тем более не изучалось в рамках общего культурологического подхода.
Предельное разнообразие интерпретаций трагического требует некоего их смыслового упорядочивания, выявления действительно общих основ понимания трагического, его «субстанциального ядра». Выбор подобного предельно-обобщенного ракурса дает ключ к целостному изучению этого феномена, позволяет выявить как глубинную общность в осмыслении различных подходов к пониманию трагического, так и оригинальные особенности понимания данной категории в различных культурологических системах. Выявление общих основ позволяет также осмыслить своеобразие понимание трагического в русской культуре, сходство и различие в понимании трагического в русской и западноевропейской культурах.
Объектом исследования является в основном русская классическая культура, то есть отечественная культура того периода, который традиционно считается временем ее расцвета (XIX - первая половина XX века). Указанный период характеризуется формированием и явственным отражением в культуре и в философских системах особенного культурно-философского мировоззрения, в ^ рамках которого основные идеи христианства проявляются в тех формах и ракурсах, которые обусловлены глубинными особенностями русского менталитета, психологии, духовности. Условное выделение этого периода как периода «классической культуры» можно по аналогии сравнить с периодом существования немецкой классической философской школы.
Предметом исследования является культурологический анализ идеи трагического и особенностей ее проявления в русской классической культуре (в сравнении с западноевропейской).
Цели и задачи исследования
Целью настоящей работы является рассмотрение общих основ трагического, которые характерны для всех исторических эпох, научных дисциплин и сфер культуры и на этой основе показ своеобразия понимания трагического в русской культуре - того своеобразия, которое определяется особенностями исторических условий развития общества, его менталитета и миропонимания, свойственных отечественной духовной жизни.
Для достижения данной цели были решены следующие исследовательские задачи:
1) классификация основных подходов к феномену трагического;
2) выявление смысла трагического, характерного для основных подходов к исследованию данной категории;
3) анализ наиболее значительных теоретических концепций трагического и изучение понимания и отражения трагического в различные эпохи в истории западноевропейской культуры;
4) изучение влияния особенностей русского национального менталитета . на представление о трагическом;
5) выявление особенностей представлений о трагическом в русской культуре и их связи с субстанциональной двойственностью русской души, ее устремленностью к высшим формам духовного опыта;
6) сравнительный анализ понимания и выражения трагического в русской и западноевропейской культурах.
Методологическая и теоретическая база исследования
В процессе исследования автор исходит из принципов диалектической методологии, ключевыми моментами которой является объективное # рассмотрение материальных и духовных феноменов в их развитии и взаимосвязи с анализом внутренних противоречий. В работе используется методика междисциплинарных исследований, основанная на взаимосвязи и взаимовлиянии различных отраслей знания в отношении исследуемого феномена, а также на взаимодействии между теоретической моделью исследования и эмпирическим материалом. Использование компаративного подхода (русская и западноевропейская культура) позволяет выявить определенное тематическое и концептуальное сходство, определенный параллелизм в теоретических системах, идеях и концепциях, который, вместе с тем, ярко высвечивает различие в ф подходах к исследуемому феномену.
Теоретической основой исследования являются работы классиков мировой и отечественной культуры и философии, современных отечественных и западноевропейских специалистов в области культурологии и эстетики, искусствоведов, писателей, деятелей культуры. Главное внимание уделяется рассмотрению культуры и философии в период XIX - первой половины XX веков, так как именно в это время, с одной стороны, были разработаны целостные теоретические концепции трагического в западноевропейской философии, а, с другой стороны, в России появилась целая плеяда мыслителей, уделявших данной теме особое внимание. Автором учитывались идеи, ф высказанные в трудах Аристотеля, крупнейших представителей западноевропейской философии: Г.В.Ф.Гегеля, В.Ф.Шеллинга, А.Шопенгауэра, С.Кьеркегора, Ф.Ницше, М. Де Унамуно, О.Шпенглера, Г.Зиммеля, Х.Ортега-и-Гассета, русской философии: работы Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, И.А.Ильина, Л.П.Карсавина, Н.О.Лосского, А.Меня, В.В.Розанова, В.С.Соловьева, Е.Н.Трубецкого, П.А.Флоренского, С.Л.Франка, Л.И.Шестова и других.
Эмпирической базой исследования является отражение трагического в великих произведениях отечественной и мировой культуры (произведения писателей и драматургов В.Шекспира, В.Гете, А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, М.Е.Салтыкова-Щедрина, А.П.Чехова, Ф.М.Достоевского), композиторов (И.Брамса, Г.Малера, М.П.Мусоргского, П.И.Чайковского, Н.А.Римского-Корсакова), а также размышления на эту тему искусствоведов: Б.В.Асафьева, И.А.Барсовой, Д.В.Житомирского, Л.В.Кириллиной, В.Д.Конен, Т.Н.Ливановой, М.А.Лобановой и других.
При изучении основ трагического наибольшее влияние на концепцию настоящей работы оказали труды А.Ф.Лосева, сумевшего наиболее органично интегрировать различные подходы к пониманию трагического, выделить в нем некие скрытые внутренние основы. Существенное влияние на понимание автором своеобразия русской культуры оказали работы И.И.Евлампиева.
В исследовании выделяются «дохристианский» и «христианский» периоды развития понимания трагического, поскольку появление христианства кардинальным образом изменило мировоззренческую парадигму европейского человека, сформировав устойчивое представление о наличии в мире иного, противопоставленного земному, плана бытия.
Научная новизна исследования
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1) проведено обобщение существующих подходов к пониманию трагического в мировой культуре;
2) проведено исследование отражения трагического в русской и западноевропейской культуре в русле идей, предложенных А.Ф.Лосевым;
3) проведен сравнительный анализ понимания трагического в западноевропейской и русской культуре в связи с особенностями менталитета, природных условий, психологии и религиозной специфики двух типов культур и выявлены сходства и отличия в отношении к исследуемому феномену;
4) показано, что своеобразие понимания трагического в русской культуре ф. обусловлено более явственным проявлением в ней субстанциальных основ трагического;
5) выявлены типичные для русской культуры трагические конфликты и трагические переживания, которые обусловлены «двойственным» складом русской души и ее тяготением к интуитивному познанию скрытых основ бытия;
6) рассматривается духовный опыт преодоления трагического в русской культуре и философии.
Положения, выносимые на защиту
1. Основными подходами к пониманию трагического в мировой культуре являются: эстетический, «объективно-общефилософский», «экзистенционалист-ский», искусствоведческий. В настоящем исследовании они обобщаются и рассматриваются в контексте культурологии.
2. Субстанциальными основами трагического является наличие в мире неких невидимых или непознанных человеком пластов бытия (которые являются скрытыми источниками трагического). Традиционно связываемое с трагическим наличие непримиримых конфликтов и их развитие во времени — это всего лишь внешнее проявление глубинной сути .трагического.
3. В западноевропейской культуре вплоть до XX века глубинные основы трагического проявляли себя достаточно скрыто, тогда как на поверхности
Ф находились «внешние» признаки трагического. С развитием западноевропейской культуры «внешние» проявления трагического - трагические конфликты -постепенно становились все более разнообразными и жизненно-конкретными. В XX веке в западноевропейской культуре заметны две противоположные тенденции, которые можно трактовать как «обнажение» «субстанциальных основ» трагического и, напротив, предельное «отстранение» от этих основ.
4. Одной из особенностей русской культуры является большая по сравнению с западноевропейской культурой выявленность «экзистенциального переживания» трагического, что во многом обусловлено природно-географическими и историческими условиями жизни русского народа. В то же время для русской культуры характерна меньшая, по сравнению с западноевропейской культурой, определенность приемов и форм выражения трагического.
5. Субстанциальные основы трагического, которые в западноевропейской культуре явственно проявляются лишь в XX веке, в русской культуре достаточно ясно обнаруживаются на протяжении всего ее развития. Это связано со способностью русской души воспринимать те явления бытия, которые находятся за пределами видимого мира, а также с «субстанциональной двойственностью» души, тяготеющей к Абсолюту, но чувствующей свою неразрывную связь с «земным», природным началом бытия.
6. Выделяются также следующие особенности русской культуры, связанные с трагическим:
- в основе трагических конфликтов находится противоречие «духовного» и «бездуховного» (которое может выступать не только как противоречие «божественного» и «земного», но и в более широком смысле - как противоречие определенных систем ценностей);
- для русской культуры типичны особые виды трагических переживаний, связанных с «трагической раздвоенностью» русской души: невозможность «комфортного» пребывания в реалиях земной, «относительной» жизни; склонность к «безвольному подчинению обстоятельствам» при невозможности достижения высоких ценностей и идеалов;
- постоянное «трагически-переходное» состояние русской культуры, в которой поиски «Божьего Царства», подлинные религиозные «прорывы» чередуются с погружениями в «демоническую» и «природную» стихию, ощущением потери связи с Божественным началом.
7. Для русской философии и культуры в целом характерно постоянное стремление к преодолению трагического. Предпосылкой преодоления трагического является способность интуитивно, через «непосредственное внутреннее чувство» ощущать единство мироздания, в котором человек неразрывно связан как с природными стихиями, так и со сверхприродным миром Абсолюта и с другими людьми, а судьба Бога неразрывно связана с судьбой человека. Все это формирует философскую позицию, согласно которой человек бытийственно (экзистенциально) связан с Богом.
8. Основным путем преодоления трагического в русской культуре и философии является религиозное преображение человека и мироздания, путь духовного возвышения человека, способного противопоставить природным закона бытия иные законы и преобразовать стихийно-природное начало как в собственном внутреннем, так и в природном мире.
Теоретическая и практическая значимость работы
Результаты проведенного исследования могут способствовать значительному переосмыслению и уточнению категории трагического, исследуемой в более широком культурном контексте, с учетом современных разработок и подходов. Исследование понимания трагического в русском мировосприятии, культуре, философии может способствовать как более глубокому осмыслению отечественной философии и культуры прошлого и настоящего, так и лучшему пониманию сегодняшней ситуации, поведения людей в современной России.
Материалы исследования и полученные результаты могут быть использованы в практике преподавания курсов философии, культурологии, этики, эстетики, религиоведения, искусствоведения.
Апробация работы
Основные положения работы были изложены в докладах научных конференций международного, всероссийского и регионального уровней, в частности, в международной научной конференции "Россия и Восток. Феномен сознания: интегральное видение (Астрахань, 2004 г.)», международной научной конференции «Русское богословие в европейском контексте: С.Н.Булгаков и западная религиозно-философская мысль» (Москва, 2004 г.), IV Российском философском конгрессе (Москва, 2005 г.), XIII Рождественских православно-философских чтениях «Проблемы взаимодействия духовного и светского образования» (Нижний Новгород, 2004 г.), IV Региональной научной конференции «Россия в современном мире» (Нижний Новгород, 2004 г)
Структура и объем работы
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Ценностно-смысловые основания эстетики русского символизма2011 год, кандидат философских наук Неженец, Иван Николаевич
Проблема трагического в эстетике Н.А. Бердяева2011 год, кандидат философских наук Кудаев, Александр Егорович
Концепция трагического в творчестве Вячеслава Иванова2002 год, кандидат филологических наук Тугаринова, Наталья Степановна
Софийность и ее коннотации в русской литературе XIX-начала ХХ веков (поэтика всеединства)2011 год, доктор филологических наук Крохина, Надежда Павловна
Феномен трагического в философии культуры Георга Зиммеля и Карла Яснерса2003 год, кандидат философских наук Кухтенков, Андрей Петрович
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Шулындина, Анастасия Борисовна
Заключение
Проведенное в работе исследование трагического как феномена культуры, предполагающее рассмотрение его в различных научных и культурно-философских системах, показало, что, несмотря на многообразие подходов к пониманию трагического, в основе его находятся предельно общие «субстанциальные основы», которые связаны с самыми глубиннами человеческого бытия - наличием в нем не подвластных человеку стихийных сил. Присутствие этих сил является неотъемлемым качеством человеческого существования, и осознается человеком вместе с осознанностью отъединенное™ от природного мира. Именно эти скрытые основы трагического и проявляются в виде «внешних» трагических конфликтов (развивающихся во времени).
На протяжении всего развития культуры субстанциальные основы то проявляются более явно, то, напротив, оказываются скрытыми в глубине, тогда как на первый план выходят более «внешние» признаки трагического. «Внешнее» выражение трагического нередко принимает характер своего рода деклараций, передающих определенный эмоциональный и интеллектуальный настрой, социальные установки того или иного времени. При изучении понимания трагического в разные эпохи, именно внешние проявления трагического зачастую оказываются объектом пристального внимания и исследования. Однако, наиболее глубокое представление о картине мира и мироощущении той или иной эпохи дает именно изучение того, как проявляются в культуре скрытые (субстанциальные) основы трагического, так как именно они связаны с самыми важными реалиями человеческого бытия, характером взаимоотношений человека с миром, природой, Богом.
В западноевропейской культуре начиная с эпохи Возрождения ощущается некоторое «отстранение» от скрытых основ трагического, тогда как «внешние» его проявления кажутся более заметными. Происходит также своеобразное очеловечивание» трагического, в результате которого трагическое нередко оказывается «привязанным» к сугубо «человеческим», «человечески-мотивированным» смыслам. В XX веке заметны две противоположные тенденции. С одной стороны, происходит «обнажение» скрытых основ трагического, осознание скрытого трагизма жизни. С другой стороны, в культуре XX столетия заметно стремление к своеобразному «отстранению» от этих основ, что обусловлено развитием и огромным влиянием цивилизации, «изолирующей» человека от природного мира. Это сопровождается также утратой внимания и потерей интереса к неким возвышающим человека над природой духовным основам человеческого существования, подменяемым «поверхностной рациональностью».
Стремление к качественно иному устройству мироздания, к достижению принципиально иного качества человеческого существования, способному преодолеть трагизм земного бытия, отражается как в идеях христианства, так и во всевозможных реальных, земных проектах «трансформации» земного существования. Следует отметить, однако, что «земные проекты» всегда оказывались утопическими и в конечном счете не способными преодолеть трагическое несовершенство бытия. Отсюда — неоднократно отмечаемое в работе ощущение некоего «скрытого трагизма» как в западноевропейской, так и в русской культуре. Во многом с этим связан и кризис западноевропейской культуры, в большей степени устремленной к внешней преобразовательной деятельности, не способной изменить сами основы мироздания. Христианская идея «Божьего Царства» является самым значительным выражением идеи «принципиально иного» мироустройства. В дохристианскую эпоху происходило простепенное формирование идеи Бога как некоей «субстанциальной силы», которая способна привнести в мир принципиально иные законы. Именно поэтому возникновение христианства привело к серьезному мировоззренческому сдвигу, а его идеи со времени средневековья и по сей день оказывают существенное влияние на всю европейскую (и мировую) культуру и на понимание трагического.
В русской культуре, в отличие от западноевропейской, скрытые основы трагического проявляют себя более явно и непосредственно, что связано с преобладанием «экзистенциального» переживания трагического как качества самой жизни (в отличие от более «окультуренного» его восприятия в западноевропейской культуре). В силу особенной близости русского человека к миру природы - с одной стороны, и повышенной тяги к неким Абсолютным началам - с другой «субстанциальные» основы трагического проявляют себя особенно явно, тогда как «внешнее» выражение трагического оказывается менее ярким и осознается как имеющее «вторичную природу». Переживание подобной «расщепленности» мироздания находит отражение в типичном для русской культуре конфликте между «духовным» и «бездуховным». Выявление скрытых основ трагического связано со способностью русского человека к нерациональному постижению бытия, особенной его чувствительностью к влиянию на человеческую жизнь неких стихийных, рационально не постигаемых сил. Стремление к обретению Абсолютного начала (поиски Божьего Царства) придают самому тону русской культуры особенную напряженность, так как подлинные религиозные прозрения чередуются с погружением в «мрак стихийности».
Поиски преодоления трагического в русской культуре связаны с достижением особого мистического переживания целостности бытия, благодаря которому достигается ощущение единства с Богом и с мирозданием. Именно такое переживание преодолевает как трагическую «вертикальную» разрозненность «планов бытия» (субстанциальные основы трагического), так и «горизонтальную» его «расщепленность» (порождающую «внешние» трагические конфликты). Однако, подлинное преодоление трагического связано с устремлением к реальному религиозному преобразованию самого земного мироустройства, основой которого является одухотворение, «обожение» человека и всякого земного существа. Подобное преобразование возможно только силами самого человека, способного сделать любовь (то есть начало, имеющее «божественную природу» и «божественную основу») реально действующей в мире субстанциальной силой.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Шулындина, Анастасия Борисовна, 2005 год
1. Андреев, М. Л., Хлодовский, Р. И. Итальянская литература зрелого и позднего Возрождения Текст. /М. Л. Андреев, Р. И. Хлодовский. М. : Наука, 1988.-296 с.
2. Андреева, А. Я. В нем жило бессмертие Текст. /А. Я. Андреева //А. Мень. Тайна жизни и смерти. М. : Знание, 1992. - 64 с. - («Культура и религия», № 1).
3. Аникст, А. А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. История учений о драме Текст. /А. А. Аникст. М. : Наука, 1967. - 455 с.
4. Аншаков, Б. Я. О некоторых чертах художественного мира П.И.Чайковского и особенностях переосмысления пушкинских образов в опере «Пиковая дама» Текст. /Б. Я. Аншаков // Чайковский и русская литература: сб.ст. /Ижевск: Удмуртия, 1980. С. 125-143.
5. Аристотель. Сочинения Текст. В 4 т. Т.4 /Аристотель; пер. с древнегреч., общ. ред. А. И. Доватура. М. : Мысль, 1983. - 830 с. - (Филос. наследие. Т. 90).
6. Асафьев, Б. В. О симфонической и камерной музыке Текст. / Б. В. Асафьев. Л.: Музыка, 1981. - 326 с.
7. Асафьев, Б. В. Об опере. Избранные статьи Текст. / Б. В. Асафьев. -Л.: Музыка, 1976. 336 с.
8. Асафьев Б. В. Симфонические этюды Текст. / Б. В. Асафьев. Л. : Музыка, 1970.-264 с.
9. Аскольдов, С. А. Религиозный смысл русской революции Текст. / С. А. Аскольдов // Вехи. Из глубины: сб. ст. ; сост. и подгот. текста А.А.Яковлева. М. : «Правда», 1991. - 608 с.
10. Багровников Н. А. Диалог традиций и новаторства в ксилографиях Любекской Библии: Монография Текст. / Н. А. Багровников; Нижег. ун-т. Н.Новгород, Изд-во НГУ, 1999. - 247 с.
11. Балабанович, В. А. О некоторых чертах творчества Чехова и Чайковского Текст. // Чайковский и русская литература: сб.ст. / Ижевск: Удмуртия, 1980. С. 40-60.
12. Барсова, И. А. Симфонии Густава Малера. Текст.: монография / И. А. Барсова. М.: Советский композитор, 1975. - 496 с.
13. Барулин, В. С. Российский человек в XX веке. Потери и обретение себя Текст. /В. С. Барулин. СПб. : Алетейя, 2000. - 431 с.
14. Баткин JI. М. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самоосознания /Л. М. Баткин; Российский гос. гуманит. ун-т. М.: Изд-во РГГУ, 2000. - 1005 с.
15. Бахтин, М. М. Творчества Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса Текст. / М. М. Бахтин. М.: Худож.лит., 1990. -541 с.
16. Бенедиктов, Н. А. Русские святыни. Очерки русской аксиологии: Монография Текст. /Н. А. Бенедиктов.' Нижегор. гос. ун-т. -Н.Новгород : Изд-во НГУ, 1998. 194 с.
17. Бердяев, Н. А. О назначении человека: сборник. Текст. / Н. А. Бердяев. М. : Республика, 1993. — 382 с.
18. Бердяев, Н. А. Самопознание (опыт философской автобиографии) Текст. /Н. А. Бердяев. М.: Междунар.отношения, 1990. -336 с.
19. Бердяев, Н. А. Самопознание. Сборник Текст. / Бердяев Н. А. JI.: Лениздат, 1991. - 395 с.
20. Бердяев, Н. А. Судьба России. Репринтное воспроизведение издания 1918 года Текст. / Н. А. Бердяев. М. : Философское общество СССР, 1990.-240 с.
21. Бердяев, Н. А. Философия свободы. Смысл творчества Текст. /Н. А. Бердяев. М.: «Правда», 1989. - 608 с.
22. Бердяев, Н. А. Философия творчества, культуры и искусства Текст.: В 2-х т. Т.2. / Бердяев Н. А. М.: Искусство, 1994. - 510 с.
23. Бердяев, H.A. Царство духа и царство кесаря Текст. / Н. А. Бердяев. М.: Республика, 1995. - 383 с.
24. Библия. Первое Соборное Послание Святого Иоанна Богослова. 4:18 // Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: 1990.-1221 с.
25. Бицилли, П. М. Место ренессанса в истории культуры Текст. / П. М. Бицилли. СПб.: Мифрил, 1996. -XIV + 256 с.
26. Бонфельд, М. Ш. Проблема двуязычия в опере П.И.Чайковского «Пиковая дама» Текст. / М. Ш. Бонфельд // Чайковский и русская литература: сб.ст. / Ижевск: Удмуртия, 1980. С. 178-190.
27. Борев, Ю. Б. Эстетика Текст. / Ю. Б.Борев. М.: Политиздат, 1975. -399 с.
28. Бродский, А. И. Анатомия нравственного идеализма Текст. /А. И. Бродский // Вече. Альманах русской философии и культуры; Санкт-Петербургский ун-т С-Пб.: Изд-во С-Пб. ун-та, 1995. -Вып. 7. - С. .
29. Булгаков, С. Н. Сочинения Текст. В 2 т. Т.1 / С. Н. Булгаков. -М.: Наука, 1993.-608 с.
30. Булгаков, С. Н. Сочинения. Текст. В 2 т. Т.2 / С. Н. Булгаков. -М.: Наука, 1993.-752 с.
31. Булгаков, С. Н. Православие. Очерки учения православной церкви Текст. / С. Н.Булгаков. Киев : Лыбидь, 1991. - 240 с.
32. Булгаков, С. Н. Свет невечерний Текст. / С. Н. Булгаков. М.: Республика, 1994.-415 с.
33. Булгаков, С. Н. Тихие думы Текст. / С. Н. Булгаков. М.: Республика, 1996. - 509 с.
34. Бухарнин, П. Е. Образ «другого» в русской культуре и мифологема империи Текст. /П. Е. Бухарнин // Вече. Альманах русской философии и культуры.: сб. ст: / Санкт-Петербургский ун-т. С-Пб. : Изд-во С-Пб. ун-та, 1995. - Вып. 4. - С. 5-19.
35. Бычков, В. В. Эстетика Текст. / В. В. Бычков. М. : Гардарики, 2004. -556 с.
36. Вадеев, А. Г. Феномен страдания в культуре современности Текст.: автореф. дис. канд. филос. наук: 24.00.01. / А. Г. Вадеев ; Нижег. гос. пед. ун-т. Н. Новгород, 2005. - 28 с.
37. Вайдман, П. Е. Работа П.И.Чайковского над рукописью либретто оперы «Пиковая дама» Текст. / П. Е. Вайдман // Чайковский и русская литература: сб.ст. / Ижевск: ин-т?, Удмуртия, 1980. С. 155-177.
38. Веков, К. А. Золото вещественное и золото умное. Примечания переводчика Текст. / К. А. Веков // Василий Валентин. Двенадцать ключей мудрости. М.: Беловодье, 1999. - 304 с.
39. Вересаев, В. В. Живая жизнь: О Достоевском. О Льве Толстом. О Ницше Текст. / В. В. Вересаев. М.: Республика, 1999.-447 с.
40. Вильмонт, Н. Н. Великие спутники. Литературные этюды Текст. / Н. Н. Вильмонт. М.: Советский писатель, 1966. - 590 с.
41. Вильмонт, Н. Н. Гете Текст. /Н. Н. Вильмонт. М. : Художественная литература, 1959. - 336 с.
42. Воронина, Л. А. Основные эстетические категории Аристотеля Текст. / Л. А. Воронина. М.: Высшая школа, 1975. - 126 с.
43. Выготский, Л. С. Анализ эстетической реакции (Собрание трудов) Текст. / Л. С. Выготский. М.: Лабиринт, 2001. - 480 с.
44. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики / Х.-Г. Гадамер. Пер. с нем. : М.А.Журинская, С.Н.Земляной, А.А.Рыбакова, И.Н.Бурова. М.: Прогресс, 1988. - 704 с.
45. Гайденко, П. П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века Текст. / П. П. Гайденко. М.: Республика, 1997. - 495 с.
46. Гайденко, П. П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания Серена Киркегора Текст. / П. П. Гайденко М.: «Искусство», 1970. - 248 с.
47. Галиева, А. М. Феномен трагического: культурно-исторические типы (социально-философский анализ) Текст.: авт. канд. филос. наук : 09.00.01 / А.М.Галиева ; Казан, гос. ун-т. Казань, 2002. - 32 с.
48. Гегель, Г. В. Ф. Сочинения Текст. : пер. с нем. П.С.Попова. Т.Н. Лекции по эстетике / Г. В. Ф. Гегель. М. : Изд-во социально-экономической литературы, 1958.- 440 с.
49. Гейне, Г. Путевые картины Текст. / Г.Гейне. Собр.соч. В 10 т. Т. 4. М.-Л. : Гослитиздат, 1957. - 523 с.
50. Гете, И. В. Годы учения Вильгельма Мейстера Текст.: роман / Собр. соч.: пер. с нем.: Н. Касаткиной. В 10 т. Т.7. / И. В. Гете. М.: Худож. лит, 1976. -526 с.
51. Гете, И. В. Избирательное сродство Текст. : повесть / И.В.Гете; пер. с нем. Г.А. и А.К.Рачинских // Собр. соч. : в 13 т. М-Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1934. - Т. 6 : Романы и повести. -С. 347-618.
52. Гоголь, Н. В. Текст. Мертвые души: роман / Н. В. Гоголь // Собр. соч. : в 7 т. М.: Художественная литература, 1967. - Т. 5. - 624 с.
53. Гоголь, Н. В. Сорочинская ярмарка Текст.: повесть / Н. В. Гоголь // Собр. соч. : В 7 т. М. : Художественная литература, 1966. - Т. 1: Повести.-С. 15-44.
54. Горелов, А. А. Расщепленный человек в расщепленном мире Текст. / А. А. Горелов. М. : Знание, 1991. - 64 с.
55. Гофман, Э.-Т.-А. Эликсир сатаны Текст. / Э.-Т.-А. Гофман //Романтические фантазии. В 2-х т. — Северо-Кавказское информационно-рекламное агентство, 1993. Т. 2. - 352 с.
56. Грамзина, Т. А. Фантастическая повесть Н.В.Гоголя «Вий» и ее место в сборнике «Миргород» Текст. / Т. А. Грамзина // Вопросы русской литературы XIX и XX века.: сб. ст. / Волгоградский гос. пед. ун-т. -Волгоград, 1964. Вып. 17. - С. 56-88.
57. Гуревич, А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства Текст. / А. Я. Гуревич. М. : Искусство, 1990.-396 с.
58. Дахин А. В. Феноменология универсальности в культуре: Монография /А. В. Дахин. Нижег. гос. ун-т. - Н.Новгород : Изд-во НГУ, 1995.- 148 с.
59. Достоевский; Ф. М. Собр. соч. Текст. В 30 т. Т. 10. Бесы / Ф. М. Достоевский. JI.: Наука, 1974. - 519 с.
60. Достоевский, Ф. М. Собр. соч. Текст. В 30 т. Т. 6. Преступление и наказание / Ф М. Достоевский. JI.: Наука, 1973. - 423 с.
61. Достоевский, Ф. М. Дневник писателя: избранные страницы Текст. / Ф. М. Достоевский. М.: Современник, 1989. - 555 с.
62. Друскин, М. С. Избранное. Монографии, статьи. К полемике о романтизме Текст. / М. С. Друскин. М. : Советский композитор, 1981. - 336 с.
63. Евлампиев, И. И. Антропология Достоевского Текст. / И. И. Евлампиев // Вече. Альманах русской философии и культуры: сб. ст. / Санкт-Петербургский ун-т. С-Пб.: Изд-во С-Пб. ун-та, 1997. - Вып. 8. - С. 122-196.
64. Евлампиев, И. И. Достоевский и Ницше: на пути к новой метафизике человека Текст. /И. И. Евлампиев // Вопросы философии, 2002, №2.-С. 102-118.
65. Евлампиев, И. И. История русской метафизики в XIX XX веках. Русская философия в поисках абсолюта. Текст. Часть I / И. И. Евлампиев. - Спб.: Алетейя, 2000. - 415 с.
66. Евлампиев, И. И. История русской метафизики в XIX XX веках. Русская философия в поисках абсолюта. Текст. Часть II / И. И. Евлампиев. - Спб. : Алетейя, 2000. - 413 с.
67. Еврипид Трагедии. Текст. : пер. с древнегреч. И.Анненского. Т 1. / Еврипид.- М.: Художественная литература, 1969. 640 с.
68. Жаринов, В. М. О систематизации основных эстетических категорий Текст. / В.М.Жаринов // Философские науки. 1975. - № 5. - С. 52-67.
69. Житомирский, Д. В. Роберт Шуман Текст. /Д. В. Житомирский. М.: Музыка, 1964. - 880 с.
70. Зеньковский, В. В. Основы христианской философии Текст. /В. В.Зеньковский. М.: Канон+, 1997. - 560 с.
71. Зеленов JI. А. Историческая логика эстетики (Биография эстетических идей) Текст. Часть 1 / JI. А. Зеленов. Н.Новгород: Изд-во Гладкова О. В., 2002. - 150 с.
72. Зеленов, JI. А. Курс лекций по основам эстетики Текст. /Л. А. Зеленов; Горьковский инженерно-строительный институт. Горький: Изд-во ГИСИ, 1974.-184 с.
73. Зеленов Л. А. Система эстетики: Учебное пособие Текст. /Л. А. Зеленов; ГХИ ННГАСУ, Российская академия образования. Н.Новгород-Москва: Изд.-во ГХИ ННГАСУ, 2005. - 418 с.
74. Зиммель, Г. Избранное Текст. : пер. с нем. : в 2 т. Т.1. / Г. Зиммель. М.: Юрист. - 469 с.
75. Златоуст, Иоанн, Святитель. Избранные беседы о повседневных вопросах христианской жизни Текст. / Святитель Иоанн Златоуст. М. : 1999. - 638 с.
76. Иванов, В. И. Дионис и прадионисийство Текст. / В. И.Иванов. С-Пб.: «Алетейя», 1994. - 350 с.
77. Ильин, И. А. Собр. соч. Текст. В 10 т. Т.1. Основы христианской культуры / И. А. Ильин. М. : Русская книга, 1993. - 398 с.
78. Ильин, И. А. Собр. соч. Текст. В 10 т. Т. 5. О сопротивлении злу силою / И. А. Ильин. М.: Русская книга, 1996. - 607 с.
79. Ильин, И. А. Собр. соч. Текст. В 10 т. Т. 6. Сущность и своеобразие русской культуры / И. А. Ильин. М.: Русская книга, 1996. Т.6. -560 с.
80. Ильин, И. А. О грядущей России: избранные статьи Текст. /И. А. Ильин. М. : Воениздат., 1993. - 368 с.
81. Ильин, И. А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека Текст. / И. А. Ильин. СПб. : Наука, 1994. - 541 с.
82. Каган, М. С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике Текст. / М. С. Каган. 2-е изд., перераб. и доп. : Ленингр. университет. - Л. : Изд-во Лен. ун-та, 1971. - 768 с.
83. Каган, М. С. Эстетика как философская наука. Университетский курс лекций Текст. / М. С. Каган. С-Пб. : ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 544 с.
84. Камю, А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: Текст. /А. Камю; пер. с фр. И.Я.Волевич, Ю.М.Денисов. М. : Политиздат, 1990. - 415 с. - (Мыслители XX века).
85. Кантор, В. К. Русское православие в имперском контексте: конфликты и противоречия Текст. /В. К. Кантор // Вопросы философии. -2003.-№7.-С. 3-22.
86. Карасев, JI. В. Ромео и Джульетта (История болезни) Текст. /Л. В. Карасев // Вопросы философии. 2002. - № 10. - С. 86 - 91.
87. Карсавин, Л. П. Путь православия Текст. / Л. П. Карсавин. -М.: ACT; Харьков: Фолио, 2003 557, (3) с.
88. Карсавин, Л. П. Сочинения Текст. /Л. П. Карсавин. М.: Раритет, 1993.-493 (2) с.
89. Карельский, А. О творчестве Генриха Клейста (1777-1811) Текст. /А. Карельский // Генрих фон Клейст. Избранное. Драмы. Новеллы. Статьи. Пер. с нем., вступ. ст. А.Карельского. М. : Художественная литература, 1977. - 544 с.
90. Кессиди, Ф. К. От мифа к логосу (Становление греческой философии) / Ф. К. Кессиди. М. : Мысль, 1972. - 312 с.
91. Кириллина, Л. В. Классический стиль в музыке XVIII начала XIX веков Текст. / Л. В. Кириллина. Моск. гос. консерватория. - М.: Изд-во МГК, 1996.-192 с.
92. Ключевский, В. О. Сочинения. Текст. В 8 т. Т. 1. Курс русской истории / В. О. Ключевский. М.: Госполитиздат, 1956. - 427 с.
93. Кожев, А. Идея смерти в философии Гегеля Текст.: / А. Кожев; пер. с франц. И.Фомина. М.: Логос: Прогресс-Традиция, 1998. - 207 с.
94. Кожевников, В. П. Модели русской культуры: Курс лекций Текст. / В. П. Кожевников. Гуманит. ин-т. М.: Изд-во МГИ, 1996. - 238 (1) с.
95. Кожевников, В. П. Умом Россию не понять (сб. ст. последнего десятилетия) Текст. / В. П. Кожевников. Н.Новгород: [Вектор - ГиС], 2004. -150 с.
96. Колесников, А. С. Философская компаративистика: Восток — Запад: учеб. пособие Текст. /А. С. Колесников. Санкт-Петербургский ун-т. -СПб. : Изд-во С.-Пб. ун-та, 2004. 390 с.
97. Конен, В. Д. Театр и симфония (роль оперы в формировании классической симфонии) Текст. /В. Д. Конен. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Музыка, 1975.-376 с.
98. Крюковский, Н. И. Основные эстетические категории Текст. /Н. И. Крюковский. Минск, Изд-во БГУ им. Ленина, 1974. - 288 с.
99. Кудрявцев, О. Ф. «Великое чудо человек» Текст. /О. Ф. Кудрявцев // Чаша Гермеса: Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция. М.: Юристь, 1996. — 396 с.
100. Кузнецова, Т. В. (в соавт.). Культура и цивилизация Текст. /Т. В. Кузнецова // Вестник Моск. ун-та. Серия 7, Философия. 2005. - № 2. - С. 82- 102.
101. Кузнецова, Т. В. Эстетические и культурно-философские взгляды народничества Текст. /Т. В. Кузнецова // Вестник Моск. ун-та. Серия 7, Философия. 1999. - № 6. - С. 48 - 64.
102. Кутырев, В. А. Естественное и искусственное: борьба миров Текст. / В. А. Кутырев. Н.Новгород: Изд-во «Нижний Новгород», 1994. -199 с.
103. Кутырев, В. А. Культура и технология: борьба миров Текст. /В. А. Кутырев. М. : Прогресс-традиция, 2001. - 240 с.
104. Кухтенков, А. П. Феномен трагического в философии культуры Георга Зиммеля и Карла Ясперса Текст.: дис. канд.фил.наук: 02.00.00 /А. П.
105. Кухтенков; науч. рук. Т.В.Торубарова; Тульск. Гос. пед. ун-т. Тула, 2003. -142 с.
106. Кьеркегор, С. Страх и трепет Электронный ресурс. /С. Кьеркегор. Режим доступа: интернет : http: //www.vehi.net/kierkegor/kjerkegor.html
107. Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада Текст. /Ж. Ле Гофф ; пер. с фр. Ю.Л. Бессмертного; М. : Издательская группа Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. - 376 с.
108. Ливанова, Т. Н. Западноевропейская музыка XVII-XVIII веков в ряду искусств. Исследование Текст. / Т. Н. Ливанова. М.: Музыка, 1977. -528 с.
109. Ливанова, Т. Н. Из истории музыки и музыкознания за рубежом Текст. / Т. Н. Ливанова. М.: Музыка, 1980. - 238 с.
110. Ливанова, Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник. Текст.: В 2-х т. Т.1. По XVIII век /Т. Н. Ливанова. М. : Музыка, 1983. - 696 с.
111. Лихачев, Д. С. Раздумья о России Текст. /Д. С. Лихачев. -СПб.: Logos, 1999. 627 с.
112. Лобанова, М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики Текст. / М. Лобанова. М. : Музыка, 1994. -320 с.
113. Лосев, А. Ф. История античной эстетики (ранняя классика) Текст. / А. Ф. Лосев. М.: Высшая школа, 1963. - 583 с.
114. Лосев, А. Ф. Форма-Стиль-Выражение Текст. / А. Ф. Лосев. -М.: Мысль, 1995. 944 с.
115. Лосев, А. Ф. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения Текст. / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1998. - 750 с.
116. Лосский, H. О. Бог и мировое зло Текст. / Н. О. Лосский. М. : ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 1999. - 432 с.
117. Лосский, Н. О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа Текст. / Н. О. Лосский. — М. : Политиздат, 1991.— 368 с.
118. Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII начала XIX века) Текст. / Ю. М. Лотман. -СПб. : Искусство, 1994. - 399с.
119. Луначарский, А. В. Собр. соч. Текст. Литературоведение. Критика. Эстетика. В 8 т. Т. 7. Эстетика. Литературная критика. Статьи, доклады, речи / А. В. Луначарский. М. : Худож.лит, 1967. - 734 с.
120. Любимова, Т. Б. К метаэстетике Текст. / Т. Б. Любимова //Ориентиры: сб. ст. М. : ИФРАН, 2003. - Вып. 2. - С. 65-90.
121. Любимова, Т. Б. Трагическое как категория эстетики Текст. / Т. Б. Любимова. М. : Наука, 1985. - 128. с.
122. Малинов, А. В. Образ смерти в русской сказке Текст. /А. В. Малинов // Вече. Альманах русской философии и культуры : сб. ст. / Санкт-Петербургский гос. ун-т. С-Пб., 1995. - Вып. 3. - С. 163-178.
123. Маньковская, Н. Б. Неклассическая эстетика: кризис или переход? /Н. Б. Маньковская // КорневиЩе 2000: Книга неклассической эстетики: сб. ст. М. : ИФ РАН, 2000. - 334 с.
124. Маньковская, Н. Б. Эстетика постмодернизма / Н. Б. Маньковская. СПб. : Алетейя, 2000. - 347 с.
125. Маркс, К. и Ф.Энгельс об искусстве Текст. В 2 т. Т. 1. /К. Маркс и Ф. Энгельс. М.: Искусство, 1983. - 575 с.
126. Мень, А. Дионис, Логос, Судьба. Греческая религия и философия от эпохи колонизации до Александра Текст. / А. Мень. М.: Фонд имени А.Меня, 2002. - 398 с.
127. Мень, А. Магизм и единобожие Текст. / А. Мень. М.: Фонд им. А.Меня, 2001. - 627 с.
128. Мистическое богословие Восточной Церкви Текст.: пер. с древнегреч. /Сост. и предисл. JI. С. Кукушкин. М.: ACT; Харьков: Фолио, 2001. - 592 с. -{Б-ка «Р.Х.2000. Серия «религиозная философия»).
129. Михайлов, М. И. В мире эстетики. Из истории эстетических категорий: учеб. пособие Текст. / М. И. Михайлов. Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 1993.-58 с.
130. Михайлов, М. И. «Человек-мир» в культурах Востока Запада -России Текст. / М. И. Михайлов //Мир человека, теория' и история мировоззрений. Сб. науч. трудов. Вып.2. - Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 1997. -С.144-159.
131. Михайлов, М. И. Эпос, лирика, драма как роды литературы: Монография Текст. / М. И. Михайлов. Н.Новгород.: Изд-во ННГУ, 2003. -149 с.
132. Нарский, И. С. Артур Шопенгауэр теоретик вселенского пессимизма Текст. /Нарский И. С. // А. Шопенгауэр. Сборник произведений. -Минск: ООО «Попурри», 1999.-464 с.
133. Некрасова, Е. Н. Семен Франк. Монография в номере Текст. / Е. Н. Некрасова // Вече. Альманах русской философии и культуры: сб. ст. / -С.-Пб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1995. -Вып.2. С. 91179.
134. Ницше, Ф. Сочинения. Текст. В 2 т. Т.1. / Ф. Ницше. М. : Мысль, 1990.-832 с.
135. Ницше, Ф. Сочинения Текст. В 2 т. Т.2. / Ф. Ницше. М. : Мысль, 1990.-832 с
136. Овсянников, М. Ф. История эстетической мысли Текст. /М. Ф. Овсянников. М. : Высшая школа, 1978. - 336 с.
137. Ортега-и-Гассет, Хосе. Эстетика. Философия культуры. Текст. /Х.Ортега-и-Гассет. Пер. с исп. Н. П.Снетковой, В. В.Симонова и др.- М. : Искусство, 1991. 592 с. - (История эстетики в памятниках и документах).
138. Ошеров, С. Сенека: философ, прозаик, поэт Текст. /С.Ошеров //Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию; Трагедии. М.: Худож. Лит. - 543 с.
139. Пиотровский, А. И. Трагический театр Эсхила Текст. /А. И. Пиотровский // Эсхил. Трагедии.; пер., статьи и коммент. А.И. Пиотровского.- М-Л.: Academia, 1937. С. I - XXXII.
140. Платон. Сочинения. Текст. В 3 т. Т. 3 /Платон. Пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1971. - 687 с.
141. Порус, В. Н. Вырождение трагедии. Текст. /В.П.Порус / Пору с, В.П. Рациональность. Наука. Культура. М. : Унивеситет Российской Академии образования, 2002. - 352 с.
142. Порус, В. Н. С. Кьеркегор, Л. Шестов и проблема культуры Текст. /В. Н. Порус // Страницы. 2002. - Т.7, № 4. . С.504-522.
143. Порус, В. Н. В. Соловьев и Л. Шестов: единство в трагедии свободы Текст. / В. Н. Порус // Вопросы философии. 2004. -№ 2. - С. 148159.
144. Порус, В. H. Трагедия философии и философия трагедии (С.Н. Булгаков и Л.И.Шестов) Текст. / В. Н. Порус // Полигнозис. 2004. - №3. -С. 106-119.
145. Протопопов, В. В., Туманина, Н. В. Оперное творчество Чайковского Текст. / В. В.Протопопов, Н. В.Туманина. М. : Изд-во Академии наук СССР, 1957. - 372 с.
146. Расин, Ж. Андромаха. Текст. /Ж. Расин; пер. с франц. И. Шафаренко, В.Шор // Театр французского классицизма. Пьер Корнель Жан Расин. М. : Худож. лит. 1970. — 608 с. - (Библиотека всемирной литературы. Серия первая. Т. 43).
147. Розанов, В. В. Мысли о литературе Текст. / В. В.Розанов. М.: Современник, 1989.- 607 с.
148. Розанов, М. Драмы Гете в прозе Текст. /М.Розанов // Гете И. В. Собр. соч. в 13 т. Т. 3. M.-JL: Государственное издательство художественной литературы. 632 с.
149. Сабиров, В. Н. Русская идея спасения: жизнь и смерть в русской философии Текст. / В. Н. Сабиров ; Санкт-Петербургский ун-т. -СПб.: Изд-во СПБУ, 1995. 151 с.
150. Савилова, Т. Э. Эстетические категории: опыт систематизации Текст. / Т. Э. Савилова. Киев-Одесса: Вища школа, 1977. — 102 с.
151. Салтыков-Щедрин, M. Е. Убежище Монрепо: роман Текст. М.Е.Салтыков-Щедрин //Собр. соч. : в 10 т. М. : Правда, 1988. Т. 6. - 496 с.
152. Сартр, Ж. П. Слова Текст. / Ж. П. Сартр. М. : Азбука-классика. - 304 с.
153. Свасьян, К. А. Иоганн Вольфганг Гете Текст. / К. А. Свасьян. -М. -.Мысль, 1989.- 191 с.
154. Свасьян, К. А. Фридрих Ницше: мученик познания Текст. /К. Свасьян //Ф.Ницше. Соч. в 2 т. Т.1. Литературные памятники. Сост., ред. изд., вступ. ст. и примеч. К.А.Свасьяна; пер. с нем. М. : Мысль. - 832 с.
155. Соловьев, В. С. Философия искусства и литературная критика Текст. / В. С. Соловьев. М. : Искусство, 1991. - 701с.
156. Средний, Д. Д. Основные эстетические категории Текст. /Д. Д. Средний. М. : Знание, 1974. - 112 с.
157. Сталь, Ж. де. О Германии Текст. /Ж. де Сталь // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. Собрание текстов. Вступ. ст. и общ. ред. А.С.Дмитриева. М. : Изд-во МГУ, 1980. - 638 с.
158. Степанова, С. С. Древняя Стоя и русская философская мысль Текст. / С. С.Степанова // Вече. Альманах русской философии и культуры. / -С-Пб.; Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1994. -Вып. 1. С. 59-78.
159. Столович, Л. Н. Природа эстетической ценности Текст. / Л. Н. Столович. -М. : Политиздат, 1972.-271 с.
160. Терц, Абрам (А.Синявский). В тени Гоголя. Текст. /А.Терц // Собр. соч.: в 2 т. М.: СП «Старт», 1992. - Т.2. С. 3 - 241.
161. Терц, Абрам (Андрей Синявский). Прогулки с Пушкиным . Текст. /А. Терц // Собр. соч.: в 2 т. М.: СП Старт, 1992. - Т.1. С. 145-295.
162. Толстой, А. К. Дон Жуан Текст. / А.К.Толстой // Собр. соч.: в 4 т. М. : Правда, 1969. - Т 4 : Пьесы. - С. 5-118.
163. Толстой, Л. Н. Повести Текст. / Л.Н.Толстой // Собр. соч. : в 12 т. М. : Правда, 1984. - Т.П. - 576 с.
164. Тонер, П. Трагическое в искусстве XX века Текст. /П. Тонер //Вопросы литературы. апрель 2000. - № 2 . - С. 3-46.
165. Троицкая, Н. Е. Русская цивилизация между Востоком, Западом и Югом (Историософские миниатюры) Текст. /Н. Е. Троицкая. М. :АКИРН, 1995.-52 с.
166. Трофимов, В. К. Душа русской цивилизации Текст. /В.К.Трофимов. -Ижевск: Изд-во ГТУ, 1998. 150 с.
167. Трубецкой, Е. Н. Смысл жизни Текст. / Е. Н. Трубецкой. М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: «Фолио», 2000 - 656 с.
168. Трубецкой, Е. Н. Три очерка о русской иконе. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке Текст. / Е. Н. Трубецкой . — 2-е изд. М.: Лепта-Пресс, 2003. - 320 с.
169. Тургенев, И. С. Повести Текст. /И. С. Тургенев. Собр. соч.: в 12 т. М.: Худож.лит, 1955. - Т.6. - 384 с.
170. Уваров, М. С. Русские антиномии. К вопросу о диссонантном и гармоничном типах культуры Текст. / М. С. Уваров // Вече. Альманах русской философии и культуры /- С-Пб. : Изд-во Санкт-петербургского университета, 1996. Вып. 6. - С. 5-33.
171. Унамуно, Мигель де. О трагическом чувстве жизни у людей и народов Текст. / М.де Унамуно. М.: Символ, 1997. — 416 с.
172. Хомяков, А. С. Сочинения Текст. В 2 т. Т. 2. Работы по богословию / А. С. Хомяков. М.: Моск. Филос фонд, 1994. - 476 с.
173. Федотов, Е. В. Время в истории и история во времени: монография / Е. В. Федотов. Н.Новгород, Изд-во Нижег. госуниверситета им. Н.И.Лобачевскеого, 2003. - 149 с.
174. Фещенко Е. В. Менталитет человека, его эволюция и особенности в Западной Европе и России. Тексты лекций по спецкурсу / Е. В. Фещенко. Новосибирск, НГАЭиУ, 1999. 74 с.
175. Флоренский, П. В. Сочинения Текст. В 4 т. Т.2. Записка о православии / Флоренский П. В. М.,1996. - 544 с.
176. Флоренский, П. В. Столп и утверждение истины Текст. В 2 т. Т.1 (И) / П. А. Флоренский. М. : Правда, 1990. - 840 с.
177. Флоренский, П.А. Философия культа (Опыт православной антороподицеи) Текст. / П. А. Флоренский. -М.: Мысль, 2004. 685 с.
178. Флоровский, Г. Пути русского богословия Текст. / Г. Флоровский. Вильнюс: по зак. Вильнюсского епархиального управления, 1991.-602 с.
179. Франк, С. JI. Сочинения Текст. / С. JI. Франк. М. : Правда, 1990.-608 с.
180. Франк, С. JI. Сущность и ведущие мотивы русской философии Текст. / С. JI. Франк // Философские науки. №5, 1990. - С. 81-91.
181. Хоркхаймер, М., Адорно, Т. Диалектика Просвещения Философские фрагменты Текст. / М. Хоркхаймер, Т. Адорно. М-СПб.: Медиум - Ювента. - 310 с.
182. Чехов, А. П. Собр. соч. Текст. В 12 т. Т.6. Рассказы / А. П. Чехов. М.: Гослитиздат, 1955. - 504 с.
183. Чехов, А. П. Собр. соч. Текст. В 12 т. Т.8. Рассказы /А. П. Чехов М.: Гослитиздат, 1955. - 425 с.
184. Шапошников, JI. Е. Русская религиозная философия XIX XX веков Текст. / JI. Е. Шапошников. - Н.Новгород: Волго-Вятское книжное издательство, 1992. - 222 с.
185. Шапошников, JI. Е. Философия и догматическое богословие в России. Историко-аналитические очерки Текст. / JI. Е. Шапошников; Санкт-Петербургский ун-т. Спб. : Изд-во С-Пб. ун-та, 1997. - 128 с.
186. Шапошников, JI. Е. Философия соборности: очерки русского самосознания Текст. / JI. Е. Шапошников; Санкт-Петербургский ун-т. Спб. : Изд-во С-Пб. ун-та, 1996. - 200 с.
187. Шелли, П. Б. Защита поэзии Текст. / П. Б. Шелли // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. Собрание текстов. Вступ. ст. и общ. ред. А.С.Дмитриева. М.: Мзд-во МГУ, 1980. - С. 325-348.
188. Шеллинг, Ф. В. Философия искусства Текст. / Ф. В. Шеллинг; пер. с нем. И.С.Попова. М.: Мысль, 1966. - 496 с.
189. Шестаков, В. П. Эстетические категории: опыт систематизации и исторического исследования Текст. / В. П. Шестаков. М. : Искусство, 1983.-358 с.
190. Шестов, Л. И. Философия трагедии Текст. /Л. И. Шестов. М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: «Фолио», 2001.-480 с.
191. Шлемова, Н. А. Искусство в эпоху сердца: эстетическое в теософской традиции Текст. /Н. А. Шлемова // Ориентиры: сб. ст. М. : ИФРАН, 2003. - Вып.2. - С. 130-152.
192. Шопенгауэр, А. Сборник произведений Текст. / АЛЛопенгауэр; пер. с нем., вступ. ст. и прим. И. С. Нарского. Минск: ООО «Попурри», 1999. - 464 с.
193. Шпенглер, О. Закат Европы Текст. / О. Шпенглер; пер. с нем. и вступ. ст. А.П.Дубнова. Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1993. - 592 с.
194. Шулындин, Б. П. Исторический путь России в аспекте цивилизационного и формационного подходов Текст. / Б. П. Шулындин // Социально-гуманитарные знания. 2001. - № 2. - С. 3-28.
195. Шулындина, А. Б. Трагическое мироощущение и русская культура / А. Б. Шулындина // Философия и будущее цивилизации : тез. докл. и выступлений IV Рос. филос. конгр. (Москва, 24-28 мая 2005 г.) : В 5 т. М., 2005. - Т. 4. - С. 432-433.
196. Шулындина, А. Б. С. Н. Булгаков и религиозная трагедия русской культуры / А. Б. Шулындина // Русское богословие в европейском контексте. С. Н. Булгаков и западная религиозно-философская мысль : сб. ст. -М.,2005.-С. 249-258.
197. Экономцев, И. Православие. Византия. Россия Текст. / Игумен Иоанн Экономцев. М.: Худож. лит., 1992. - 230 с.
198. Юм, Д. О трагедии Текст. /Д.Юм // Вопросы литературы. -1967.-№2.-С. 155-164.
199. Яковлев, Е. Г. Проблема систематизации категорий в марксистско-ленинской эстетике Текст. / Е. Г. Яковлев. М. : Искусство, 1983.-167 с.
200. Яковлев, Е. Г. Эстетика: Учебное пособие Текст. / Е. Г. Яковлев. М.: Гардарики, 1999. - 463 е.
201. Ясперс, К. Смысл и назначение истории Текст. /К. Ясперс; пер. с нем. М.И.Левиной. М.: Политиздат, 1991.
202. Banse, G., Buttker, К., Hörz, Н. Wissenschaftsentwilklung: Auswirkung auf Kultur u. Persönlichkeit Текст. / G.Banse, K.Buttker, H. Hörz // Dt.Ztschr. für Philosophie. -o-B., 1989. -Jg.37, № 4. - S.289-298.
203. Berlin, I. Against the current. Essays in the history of ideas Текст. / Isaiah Berlin. London: The Hogarth Press, 1979. - 394 p.
204. Berlin, I. The Hedgehog and the Fox Текст. // Isaiah Berlin. Russian Thinkers. Middlesex, 1979. - 566 p.
205. Beta, K. Die russische Seele: Vom Denken, Fünlen u. Beten des russish-orthodoxen Christen Текст. / К .Beta. Wien: Herold, 1988. - 160 S.
206. Borchmeyer, P. «Faust» Goethe»s verkappte Kovodie Текст. / Р. Borchmeyer // Die gro en komodien Europas /Hrsg. Von Mennemeier F.N. -Tübingen: (Mainer-Forschunger). Wien, 1969.-452 S.
207. Clark, Т. Heidegger, Derrida and the Greek limits of philosophy Текст./T.Clark//Philosophy a lit.-Baltimote, 1987. -Vol.11. -№ 1.-P.75-91.
208. Clowes, E.W. The revolution of moral consciosness: Nietzsche in Russian literature., 1890-1914 Текст. / E.W. Clowes. De Kalb (ill): Nothern illinois univ. press, 1988. - XI. - 276 p.
209. Dupont, F. L' insignifiance tragique Текст. / F. Dupont. P. : Promeneur, 2001. - 225 p.
210. George, M. Mystishe und religiose Erfarhrung im Denken Vladimir Solov'evs. Текст. / M. George. Göttingen: Vandenholek, 1988. - 384 S. -(Forschungen zur systematischen u. ökumenischen Theologie; Bd. 54).
211. Lauth, R. Die Philosophie Dostojewski in systematische Darstellung Текст. Th. 2. Th 2: Metaphisika / R.Lauth. - München: Piper, 1950. -354 P.
212. Valiuas, A. Tolstoy and the pursuit of happiness Текст. / A. Valiuas // Commentary. N.Y., 1989. - Vol.87. - № 6. - P. 33-41.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.