Феномен страха в культуре тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Фролова, Ольга Сергеевна

  • Фролова, Ольга Сергеевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 133
Фролова, Ольга Сергеевна. Феномен страха в культуре: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Ростов-на-Дону. 2006. 133 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Фролова, Ольга Сергеевна

Введение.

Глава I. Методологические основы анализа проблемы страха.

§1. Особенности культурологического подхода к изучению сущности страха и его функций.

§2. Субъекты страха в культуре.

Глава II. Исторические изменения концепта страха в западно-европейской культуре.

§1. Становление страха как особого социокультурного регулятивного механизма в первобытном обществе и античности.

§2. Страх как ключевая характеристика культурной картины мира эпохи позднего средневековья.

§3. Попытка «рационализации» страха в XVII-XVIII вв.

§4. Формирование современного концепта страха в XIX-XX вв.

Глава III. Специфика страха как феномена культуры и проблема манипулирования страхом.

§1. Страх в рамках понятия репрезентативной культуры.

§2. Социокультурные механизмы минимизации страха.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен страха в культуре»

Актуальность темы исследования.

Проблема страха и его влияния на жизнь каждого индивида в частности и всего общества в целом ставилась и решалась и прежде, однако XX век стал эпохой, которая отмечена крайней перевозбужденностью и беспокойством -социокультурные условия возникновения, спектр, масштабность, вариации страхов стали иными. Проведение данного исследования диктуется потребностью в осмыслении качественно нового этапа в эволюции понимания страха. Теперь это понимание во многом строится через призму современного состояния культуры - постмодерна, которое выражается не в последнюю очередь в уязвимости и нестабильности. Привлекательность и ужас положения переплетаются во фразе: «Единственное устойчивое состояние - это состояние неустойчивости».

Современный человек чувствует себя незащищённым, несмотря на то, что столько создал для своей безопасности. Зачастую катастрофы, постигшие человечество в XX столетии, - результаты деятельности самого человека, в том числе и направленной на защиту людей от угроз окружающего мира и для повышения комфортности жизни.

Мощнейший характер приобретает манипуляция страхами. Ключевую роль в этом процессе играют средства массовой информации. Иррациональный страх - очень действенный способ «отключения» здравого смысла и защитных психологических механизмов. Потрясенный человек легко поддается внушению и верит в любое предлагаемое ему «спасительное средство». Встает вопрос о важности осознания природы страха в ситуации, когда страхи специально «навязываются». В современном мире такая ситуация, например, возникает в связи с проблемой терроризма.

Страх всегда сопровождал общество в переходные (или гибельные) периоды истории, и всё же таких масштабов и многообразия форм он прежде не имел. Фактически речь идёт о прочном смещении жизненных приоритетов в сторону ценностной системы «небезопасного» общества (У.Бек). Перемены, происходящие в мире, приняли характер грандиозного снежного обвала. В такой ситуации трудно найти точку опоры и человек фактически оказывается в состоянии бифуркации. Он будто занёс ногу для шага вперёд: прежнего устойчивого положения лишился, следующего ещё не достиг (и вопрос о его устойчивости остаётся открытым), а нынешнее - совершенно неопределённое

- вызывает лишь чувство страха. Движущей силой общества становится установка «Я боюсь!».

Имеющиеся достижения научной рефлексии о природе страха, его функциях, свойствах и особенностях, ставят вопрос о социокультурной обусловленности страхов, строящейся на ценностных и смысловых ориентирах, которые заданы (или не заданы) в данном обществе. Получение теоретического знания об эволюции проблемы страха, о результатах этого процесса необходимо для выработки стратегии развития культуры человечества, соответствующей современным реалиям, и, в конечном счёте, для обоснования мировоззренческих ориентиров жизни людей в XXI веке.

Степень разработанности темы.

Страх как предмет исследования интересовал мыслителей во все времена

- от античности до наших дней. Те или иные её аспекты затрагивались практически всеми видными европейскими философами. Среди них: Эпикур, Платон, Аристотель, Т.Гоббс, Р.Декарт, Б.Паскаль, Б.Спиноза, Ш.Монтескье, Д.Юм, П.Гольбах, И.Кант, Л.Фейербах, Г.В.Ф.Гегель, П.Тиллих. Классики философской мысли, каждый в свою эпоху, пытались определить место страха в онтологической матрице человеческого бытия. Отдельной строкой следует выделить философов-экзистенциалистов, которые поместили страх в основной фокус своего исследования: С.Кьеркегора, Ж.-П.Сартра, М.Хайдеггера, А.Камю, КЛсперса, Н.А.Бердяева и др. Для них страх -состояние, в котором человек обнажает и постигает свою сущность. Отметим, что в рамках философско-культурологического знания экзистенциальный подход к проблеме страха становится уже традиционным.

До недавнего времени тема страха считалась приоритетной для исследований в рамках психологической науки. Проблеме страха посвящены работы таких авторов как Х.Айзенк, Д.Айке, Р.Бейкер, Л.Бурбо, К.Изард, Х.Кёлер, А.Кемпиньский, Р.Мэй, О.Ранк, Ф.Риман, Ф.Скэрдеруд, Ч.Спилбергер, Х.Хекхаузен, Р.Эмануэль, Р.Уилсон, И.Ялом. Определённый уровень исследования проблемы имеется у отечественных психологов:

B.М.Астапова, Ф.Б.Березина, Т.И.Колесниковой, М.Лежепёкова, В.Леви,

C.Мамонтова, В.Пороха, А.Фенько, Ю.Щербатых, Е.В.Шубиной и др. Психологи занимаются в основном индивидуальными патологическими формами тревожности (фобиями), соотношением страха и боли, вариантами поведения в ситуации страха, внешними проявлениями и «химией тела» при испытывании чувства опасности и т.д.

Самые известные школы, изучающие проблему страха - психоанализ (З.Фрейд) и неофрейдизм (К.Хорни, Э.Фромм). Здесь мы отмечаем попытку синтезировать психологическое и культурологическое видение проблемы (особенно в неофрейдизме), поскольку в страхе, испытываемом человеком, были выделены специфические (в отличие от животного инстинкта) черты. Было обращено внимание на то, что человек выстраивает свою жизнь, исходя из страха «выпасть» из социума и культуры как способа своего существования.

Страх является предметом рассмотрения и как феномен религиозный. О связи страха с религией писали практически все упоминающиеся в данной диссертации исследователи. В данном контексте страх рассматривался как чувство, возникающее при соприкосновении со сверхчувственными образами, исследуются его грани, степень, а также условия, при которых наличие страха служит регулятором религиозного сознания. Особенный интерес представляют в этом плане работы С.Кьеркегора, Н.А.Бердяева и П.А.Флоренского. В числе последних научных исследований по взаимовлиянию страхов и религиозного сознания выделим диссертацию Л.Н.Грошевой «Социальные страхи и их преодоление у верующих и атеистов».1 Страх изучают для понимания способов «зомбирования» при привлечении новых адептов в религиозные секты. В этой связи отметим книгу у

С.Хассена «Освобождение от психологического насилия».

Из социологической -и политологической литературы, посвященной проблеме страха, следует отметить работы У.Бека, Д.Дюкло, В.А.Андрусенко, С.Я.Матвеевой, А.Панарина, Г.Поцепцова, О.А.Прилутской, Л.В.Скворцова, А.Н.Сухова, В.Э.Шляпентох. Социологов интересуют особенности социальных отношений, служащих источником страхов и опасений, страхи перед нестабильностью экономической обстановки, ростом преступности как следствием социоэкономического кризиса и т.д. Политическая наука заинтересована в изучении совокупности факторов, приводящих к возникновению политических режимов, использовании страхов в политических технологиях, например, в предвыборных акциях или при совершении терактов.

В качестве важного средства манипуляции страх рассматривается в работах «Агрессивная толпа, массовая паника, слухи» А.П.Назаретяна3, «Манипуляция сознанием» С.Кара-Мурзы4, «Политическая мифология» А.Цуладзе5.

Среди работ по истории наибольший интерес относительно проблематики диссертации представляют труды исследователей-медиевистов: М.М.Бахтина, Ж.Ле Гоффа, А.Я.Гуревича, Е.В.Журавлевой, А.Б.Каплана, Л.Сыченковой. Особенно отметим монументальную работу

1 см. Грошева JI.H. Социальные страхи и их преодоление у верующих и атеистов: Дис. канд. психол.наук. -М., 2004.

2 см. Хассен С. Освобождение от психологического насилия. - СПб.: Прайм -ЕВРОЗНАК, 2003. , см. Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. Лекции по социальной и политической психологии. - СПб.: Питер, 2003.

4 см. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М.: Эксмо-пресс, 2001. 5 см. Цуладзе А. Политическая мифология. - М.: Эксмо, 2003.

Ж.Делюмо «Грех и страх. Формирование чувства вины в цивилизации Запада (XIII - XVIII века)».6

Ценность представляют взгляды на проблему страха современных зарубежных и отечественных антропологов и культурологов. Среди таковых следует выделить П.С.Гуревича, П.Дейниченко, Т.А.Дорохову, П.Киньяра, Э.Е.Платонову, Э.Тоффлера, И.Хейзинга, а также представителей ростовской культурологической школы - Г.В.Драча, Е.В.Золотухину-Аболину, В.К.Королева, Д.В.Матяша, Л.Г.Орехову, Е.В.Положенцеву, Е.Я.Режабека, О.М.Штомпеля. Исследования этих авторов позволяют заметить обусловленность страхов социокультурными факторами.

Кроме того, все культурологические работы XIX-XX веков, касающиеся проблемы кризиса культуры, так или иначе, затрагивают вопрос об эмоциональном настроении в ситуации кризиса ценностных оснований, и страх рассматривается в качестве ключевого состояния. В целом, проблема страха в качестве самостоятельной стала оформляться именно в XIX-XX веках.

Однако, исследования сложнейших механизмов взаимовлияния страха и культуры носят фрагментарный характер и число таковых немногочисленно. Следует подчеркнуть теоретическую и практическую важность целостного культурологического анализа феномена страха.

Теоретико-методологические основы исследования.

Теоретическую основу диссертации составили классические произведения философской мысли, а так же работы зарубежных и отечественных исследователей, изучавших проблематику страха. Методологию работы составляют общефилософские, социокультурные и общенаучные принципы анализа, сравнения, системности, обобщения,

6 см. Делюмо Ж. Грех и страх. Формирование чувства вины в цивилизации Запада (XIII-ХУШвека). - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2003. диалектические методы единства исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному. В работе мы опираемся на аксиологический, деятельностный и репрезентативный подходы к сущности культуры. Культура в данном контексте понимается как репрезентативный феномен, который охватывает все верования, представления, мировоззрения, идеи и идеологии, которые воздействуют на социальное поведение. Используется также междисциплинарный подход, включающий в себя не только философское и культурологическое знание, но и данные социологии, истории, политологии, психологии, антропологии.

Объектом исследования является страх как многогранный феномен социокультурной жизни индивида и общества.

Предмет исследования — статус и динамика страха в европейской культуре.

Цель диссертационного исследования состоит в экспликации сущности страха как культурного регулятива.

Исходя из поставленной цели, предполагается решение следующих задач:

1. Дать характеристику подходов в решении проблемы страха, выделенных в трудах философов, культурологов, социологов, психологов;

2. Доказать необходимость и правомерность рассмотрения проблемы страха как феномена культуры, установив взаимообусловленность страхов и ценностной ориентации личности, а также представив ряд функций, которые страх выполняет в качестве культурного регулятива;

3. Осуществить социокультурный анализ содержания страха в его корреляции изменением ценностных приоритетов в истории западноевропейского общества;

4. Рассмотреть наиболее актуальные в современном обществе и культуре формы страха, причины и генезис их возникновения;

5. Выявить особенность страхов в социокультурном пространстве, заключающейся в возможности создания искусственных страхов с целью манипуляции людьми;

6. Выделить социокультурные механизмы, выработанные для преодоления психо-эмоционального напряжения, вызванного страхом.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Представлена систематизация дисциплинарных подходов к проблеме страха и определена специфика культурологического подхода, которая заключается в исследовании связи страха и социокультурных приоритетов (ценностей и норм), принятых личностью и обществом;

2. Определены функции страха в культуре: сигнальная, нормативная, смыслообразующая, креативная;

3. Проанализирована историко-культурная динамика страхов западноевропейского общества, выразившаяся, прежде всего, в историческом смещении «вектора страха» перед природными катастрофами в сторону страха перед разрушительными силами, скрытыми в самом человеке и результатах его деятельности;

4. Выделен принцип манипуляции страхами путем навязывания личности и обществу опасений утраты ценностей и норм адекватных или нерелевантных данной культуре;

5. Страх рассмотрен в рамках понятия репрезентативной культуры, при этом доказано, что даже мнимые страхи, принятые индивидом в качестве реальных, имеют реальные последствия в духовной и практической деятельности людей;

6. Выявлены возможности ценностных установок и норм культуры по преодолению деструктивных последствий страха.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. В качестве феномена культуры страх определяется через корреляцию с категориями «ценность» и «норма». В человеческом сознании видение опасности преломляется через символический мир, основу которого составляет система ценностей. Таким образом, страх для человека - прежде всего опасение, связанное с угрозой некоторым ценностям и нормам, которые индивид считает значимыми для себя. Страх биологичен, в качестве инстинкта он, конечно, существует и у животных, однако человек «окультуривает» страх, встраивает его в систему норм и ценностей, управляет им и с его помощью. При таком понимании страх выполняет в культуре ряд функций, важнейшая из которых заключается в механизме поддержании норм культуры: исходя из чувства страха, люди выстраивают свою жизнь таким образом, чтобы социум мог существовать и развиваться устойчивым образом. Страх позволяет увидеть опасность и отреагировать на неё, побуждает к действиям и творчеству для изменения и стабилизации ситуации, а также к поискам новых смыслов, поскольку человек склонен бояться прежде всего то, чего не понимает. В культуре осуществляется «приручение» страхов, поиск ценностей и идеалов, дающих людям возможность преодоления чувства опасности и нестабильности.

2. Анализ трудов, посвященных особенностям первобытного мышления, доказывает, что именно исходя из необходимости справляться с невероятным напряжением, связанным с испытыванием чувства страха, человечеству пришлось организовывать и упорядочивать свою жизнь, выстраивать её через систему запретов и ограничений (система табуирования), придавать ей смысл, искать способы общественной коммуникации, создавать в своём сознании символический культурный пласт, который становится доминирующим. По мере развития культуры приоритетными для человека становятся социокультурные ценности, которые, в отличие от природных инстинктов, приобретаются в результате «научения» в процессе инкультурации.

3. Развитие ценностной и нормативной сферы культуры связано с диалектически сложными процессами изменения и модификации страхов, выступающих важнейшими социокультурными регулятивами, определяющими поведение человека. Западная культура прошла путь от героического отношения к страху (античность), через апофеоз кошмара греха и страха перед адскими муками в средние века, массовость религиозного страха (эпоха классического католицизма) и его индивидуализацию в протестантизме, затем через попытку «приручения» страха «могуществом свободного разума» (эпоха Просвещения) к современному страху перед внутренней природой самого человека, перед результатами его деятельности.

4. Страх - мощное средство манипуляции сознанием. Политики и идеологи, формирующие общественное мнение «вносят сознание в массы» и, как профессионалы, «могут продать всё, что угодно», в том числе и страхи. В последние десятилетия основную роль в формировании и распространении страхов играют средства массовой информации. Манипуляцию используют в политических целях, в организации террористических актов, в рекламной и киноиндустрии.

5. Понимание культуры как культуры репрезентативной позволяет сделать вывод о том, что страхи - продукты фактического принятия сознанием человека неких норм и воззрений, и поскольку сознание символично и ценностно ориентировано, даже мнимые страхи - вполне реальные феномены культуры. В основе страхов лежат определённые ценностные установки, которые действенны вследствие их принятия людьми, а потому не могут быть для них ложными. В социокультурной сфере принятие сознанием даже воображаемых образов (в данном случае образов опасности) оказывают существенное влияние на деятельность человека.

6. На протяжении всей истории человечества люди ищут способы преодоления страха. Среди выработанных культурой механизмов -ритуализация, религиозная вера, смех, игра, формирование личностных убеждений, социальных объединений и институтов. «Репертуар» страхов формируется на основе системы ценностей данной культуры, и преодоление страхов связано с целенаправленными усилиями индивида и общества по «сдвигу» смыслов человеческой деятельности, идеалов развития и совершенствования личности.

Научно-практическая значимость.

Основные положения и выводы диссертации позволяют более глубоко и разносторонне проанализировать и оценить страх в качестве влиятельного культурного фактора формирования человеческого поведения и жизни общества.

Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании общих и специальных курсов по философии, политологии, культурологии, философской антропологии, психологии, а так же для дальнейших теоретических разработок проблемы.

Апробация результатов.

Основные теоретические положения и выводы диссертации нашли отражение в 7 публикациях автора общим объёмом 3,2 п.л.

Различные аспекты диссертационного исследования обсуждались:

- на конференциях в рамках «Недель науки» на факультете философии и культурологии Ростовского государственного университета (апрель 2001г., 2002г.);

- на Всероссийской конференции «Человек второго плана в истории» (РГУ, 26-27 апреля 2005г.);

- на III и IV Всероссийских научно-практических конференциях студентов, аспирантов и молодых учёных «Молодёжь XXI века - будущее Российской науки» (май 2005г., 2006г.);

- в чтении лекций в курсе «Теория культуры» на факультете философии и культурологии РГУ.

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры исторической культурологии факультета философии и культурологии Ростовского государственного университета.

Структура и объем диссертации.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования, а также избранной автором логикой их раскрытия и включает введение, три главы, составляющих 8 параграфов, заключение и список использованной литературы, составляющий 210 источников на русском и английском языках. Общий объём диссертации - 133 страницы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Фролова, Ольга Сергеевна

Выводы по параграфу.

На протяжении всей истории человечества люди ищут способы преодоления сильного эмоционально-психологического напряжения, связанного со страхом. Среди выработанных культурой механизмов - ритуалы, нравственно-этические и религиозные убеждения, рациональные мыслительные построения, различные социальные институты. Точка преломления лежит в плоскости человеческих ценностей. Они могут стать той внутренней установкой, которая будет сильнее страха. Ещё один вариант - обесценивание объекта, факт возможности утраты которого прежде вызывал страх. Преодоление страха может происходить по схеме «игры», что мы можем наблюдать, например, в увлечении экстремальными видами спорта, однако и здесь происходит аппеляция к ценностным приоритетам личности.

Ряд важных положений выработано такими философскими школами, как экзистенциализм и психоанализ. Например, выдвинута мысль о том, что далеко не от любого страха следует и можно избавляться. Страх выполняет много функций, которые служат для сохранения социума и индивида.

Экзистенциализм видит возможность «выхода» из ситуации осознания абсурдности человеческого существования в творческом «бунте». Э.Фромм, представитель неофрейдизма, выделяет в качестве центральной для преодоления утраты чувства безопасности проблему устранения психологической изоляции индивида и поиска адекватных форм общности.

Тема преодоления страха занимает одно из центральных положений в восточной философии и жизненной практике. В качестве одной из форм преодоления страха выдвинута медитация.

И всё-таки страх всегда остаётся частично потусторонним, недосягаемым для контроля. Это вынуждает психику идти на компромисс. Она обрамляет страх с целью создания его безопасных, приемлемых форм. В таком виде страху даруется место и неприкосновенность. Это провоцирует бесконечный динамизм отношений, ибо страх не может быть окончательно приручён.

Заключение.

Данная диссертация представляет попытку проанализировать феномен страха с точки зрения культуры и истории, выделить проблему страха в социокультурном ценностном контексте. В работе акцентируется внимание на категориальном аппарате, при помощи которого возможно изучение данной темы.

В ходе диссертационного исследования обосновывается тезис, что чувство страха обуславливает сущностные характеристики как отдельного человека, так и культуры в целом. С опорой на взгляды К.Леви-Стросса, З.Фрейда и других авторов сделан вывод о том, что сама культура в многообразии ее артефактов сформировалась благодаря поиску адекватных путей решения проблемы страха.

Поскольку духовная база культуры лежит в символической плоскости, нами выдвинута позиция рассматривать страх как феномен, отражающий осознание опасности утраты ценностно важной составляющей для личности как носителя культуры. Таким образом, одной из центральных задач диссертации являлся анализ влияния ценностной ориентации личности на специфику страхов. Историческая ретроспектива ценностей западного общества позволила выявить и динамику его тревог и опасений. Составление такой динамики стало возможным в том числе благодаря анализу взглядов духовных лидеров рассматриваемых эпох.

Культура производит идеи, значения и ценности, которые действенны в силу их фактического признания, таким образом она себя репрезентирует. Причем даже если эти ценности представляют собой продукт манипуляции, то есть являются ложными, страхи, следующие из их фактического принятия личностью или обществом, также являются фактами, репрезентирующими культуру. Более того, согласно «теореме Томаса» («если ситуация определяется как реальная, она реальна по своим последствиям»), даже мнимые страхи, принятые сознанием как реальные, будут иметь реальные последствия. Страх скорого наступления «конца света», казалось бы, носит иррациональный характер, однако очевидно, что во многом именно он формирует сознание западно-европейского общества на протяжении всей его истории.

Для исследователей культуры изучение страхов, преломленных именно через символическое сознание, должно стать узловым пунктом в понимании сущностных характеристик мира людей. В рамках такого подхода диссертантом был представлен спектр примеров по манипуляции страхами. Многие из таких манипуляций складываются в схему «мифа о заговоре». Вариантов здесь может быть множество: заговор машин, заговор против страны, против человечества и т.д. Распространению таких «мифов» способствует система искусственно создаваемых слухов. Поскольку сознание современного индивида и общества в целом «задается» с помощью телевидения, именно на его долю в наши дни приходится большинство фактов, связанных с манипуляцией страхами.

Интерес диссертанта был направлен и на выявление особенностей социальных механизмов совладания со страхом. Было обнаружено, что человек как формирует свои страхи через призму принятых им ценностей, так и находит способы преодоления страхов с их помощью.

В работе намечены пути исследования страха в его функции модулятора социальных институтов и социальных отношений, роль архетипа страха в культуре. Диссертант не претендует на исчерпывающий анализ указанных тем. Все заявленные в диссертации проблемы требуют дальнейшей, более углубленной разработки и изучения.

Ограниченный нормативами объем диссертационного исследования не позволил рассмотреть специфику отношения к страху и механизмы его блокирования в культуре Востока, сравнить социокультурное влияние Запада и Востока в отношении к страху, более подробно остановиться на страхах российского общества в их исторической динамике. За рамками диссертационного текста остались такие важные темы, как социокультурные смыслы страха при культурной идентификации личности в постмодернистском пространстве, проведение полного анализа коррелятивных связей феномена страха с категориями «время», «смысл», «игра», «любовь».

Автор считает, что представленное диссертационное исследование является началом на пути изучения темы страха в социокультурном пространстве.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Фролова, Ольга Сергеевна, 2006 год

1.Айзенк X. Психологические теории тревожности // Сост. и общая редакция В.М.Астапова. - СПб: Питер, 2001.

2. Айке Д. Страх // Тревога и тревожность / Сост. и общая редакция В.М.Астапова. СПб: Питер, 2001.

3. Азимов А. Выбор катастроф. СПб.: Амфора, 2002.

4. Андреева О.А. Стабильность и нестабильность в контексте социокультурного развития: Автореф. дис. д-ра филос. наук. Ростов-на-Дону, 2001.

5. Андрусенко В.А. Социальный страх (опыт философского анализа). -Свердловск: Издательство Уральского университета, 1991.

6. Андрюшина Н.Е. Духовный мир личности как социально-философская проблема: Автореф. дис. канд. филос. наук.-М.,1992.

7. Арнаутова А.О. Культура как фактор неврозов. Часть 1. // http://psi.lib.ru/statyi/sbornik/nevrl.htm

8. Артамонов В. Backside рекламы. Стратегия запугивания кроликов //ftttp.V/artreal.exler.ra/theme/pr/backside.html

9. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Прогресс: Прогресс-Академия, 1992.

10. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. Глава 1. //http://infolio.asf.ru/Philol/Bahtin/rublerl2.html

11. Бек У. Общество риска: на пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000.

12. Бенедикт Р. Хризантема и меч. Модели японской культуры. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004.

13. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.

14. Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого //http ://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/00lb/00160102.htm

15. Березин Ф.Б. Тревога и адаптационные механизмы // Тревога и тревожность /Сост. и общая редакция В.М.Астапова. СПб: Питер, 2001.

16. Бестужев-Лада И.В. В преддверии Страшного суда, или избежим ли мы предречённого Апокалипсиса. М.: Физкультура, образование и наука, 1996.

17. Больнов О. Новая укрытость. Проблема преодоления экзистенциализма. Введение. // http://anthropology.ru/ru/texts/bollnow/geborgen.litml

18. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма. СПб.: Лань, 1999.

19. Браш X. Рихтеберг И.-М. Беспричинный страх. Справочник здоровья. М.: Сигма-Пресс; Р-н-Д: Феникс, 1998.

20. Бурбо Л. Страхи и верования. М.: ИД "Гелиос", 2001.

21. Вард И. Фобия. М.: ООО «Изд-во Проспект», 2002.

22. Вежбицкая А. Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики. М.: Языки славянской культуры, 2001.

23. Векленко П.В. Опасность: сущность, структура, онтологические смыслы. Дис. канд. филос. наук. Омск, 2006.

24. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Энциклопедический словарь "Человек". -М.: Гардарики, 1999.

25. Волкова А.И. Политические психотехнологии как средство формирования социальной тревоги жителей России // Информационная безопасность. Материалы VI Международной научно-практической конференции. Таганрог, 2004. С.395-398.

26. Ганжа P. COME UNDONE, или макабрические миры доктора Делюмо // http ://www.strana-oz.ru/?numid= 13&article=632

27. Гоббс Т. Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1989.

28. Гольцман Е. Век тревоги. // http://www.orc.ru/~golzman/anxiety.htm

29. Гончарова Ю.Л. Слова-названия эмоций в когнитивном аспекте: Дис. . канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 2003.

30. Трошева Л.Н. Социальные страхи и их преодоление у верующих и атеистов: Автореф. дис. канд.психол.наук// http://www.5ka.ni/68/50269/l.htm

31. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989.

32. Гуревич А.Я. Послесловие. Жак Jle Гофф и «новая историческая наука» во Франции //Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992.

33. Гуревич П.С. Антропологическая катастрофа // Свободная мысль. 1997. -№11.

34. Гуревич П.С. Современный апокалипсис // Философские науки. 1992. -№2.

35. Гуревич П.С. Страх молитва души. // Философские науки. - 1992. - №2.

36. Гуревич П. С. Философия культуры.- М.: Аспект Пресс, 1994.

37. Гуревич П.С. Философская антропология: учебное пособие. М.: Вестник, 1997.

38. Дейниченко П. XXI век история не кончается. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.

39. Декарт Р. Сочинения: в 2т. М.: Мысль, 1989.

40. Делюмо Ж. Грех и страх. Формирование чувства вины в цивилизации Запада (ХШ-ХУШвека). Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2003.

41. Делюмо Ж. Ужасы на Западе. М.: Голос, 1994.

42. Дондурей Д.Б. Самый перспективный бизнес запугивание страны // Эксперт.-1998.-№13.

43. Дорохова Т. Декорации страха // http://social.philosophy.pu.ru/?cat=publications&key=258

44. Дорохова Т.А. Культура и страх. Стратегии взаимодействия // http://anthropology.ru/ru/texts/dorochova/phillife2000028.html

45. Дорохова Т.А. Реалии страха. // http://trames.ru/eoireitumdem/library/z4avatarTanatos/real.html

46. Дугин А. О страхах //http://zonakz.net/articles/?artid=2079

47. Дуглас М. Чистота и опасность. Анализ представлений об осквернении и табу. М.: Канон-пресс, 2000.

48. Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск: Полиграмма, 1994.

49. Дюкло Д. Страх и знание // Человек: образ и сущность (гуманитарные аспекты). Перцепция страха. Ежегодник. М.: ИНИОН, 1991.

50. Емельяненко Т.В. Методы межкультурных исследований ценностей //http://countries.ru/library/compare/methods.htm

51. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М.: Аспект Пресс, 1998.

52. Журавлева Е.В. Страх и богатство в эпоху раннего средневековья на примере Северной Европы //http://humanities.edu.ru/db/msg/50867

53. Зайкина С.В. Эмоциональный концепт «страх» в английской и русской лингвокультурах: Автореф. дис. канд. филол. наук. Волгоград, 2004.

54. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Речь, 2005.

55. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2000.

56. Золотухина-Аболина Е.В. Повседневность: философские загадки. К.: Ника-Центр, 2006.

57. Изард К. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980.

58. Изард К. Страх и виды тревожности // Тревога и тревожность / Сост. и общая редакция В.М.Астапова. СПб: Питер, 2001.

59. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000.

60. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989.

61. Кант И. Сочинения: В 6 т. М.: Мысль, 1966.

62. Кантор A.M. Власть и страх в политической культуре России // http://www.gazetamim.ru/mirror/psy&polit/Kantorl .htm

63. Каплан А.Б. Коллективный страх и Реформация Лютера // Человек: образ и сущность (гуманитарные аспекты). Перцепция страха. Ежегодник. М.: ИНИОН,1991.

64. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо-пресс, 2001.

65. Карандашев В. Жить без страха смерти. М.: Смысл; Академический проект, 1999.

66. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. СПб.: Питер, 2004.

67. Кауров Г. Пропаганда страха // http://greenpeace.narod.ru/kaurov02.htm

68. Кемпински А. Экзистенциальная психиатрия. М.: Совершенство; СПб.: Университетская книга, 1998.

69. Кемпиньский А. Страх // Человек: образ и сущность (гуманитарные аспекты). Ежегодник. Перцепция страха. М.: ИНИОН, 1991.

70. Кёлер X. Загадка страха. На чём основан страх и как с ним быть. М.: Evidentis, 2003.

71. Киньяр П. Секс и страх: Эссе. СПб.: Азбука-классика, 2004.

72. Ковшун И. Армагеддон наших дней. // http://ufoinukraine.hut.ru/lib/kovshun/bigbl.html

73. Колесникова Т.П. Психологический мир личности и его безопасность. -М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

74. Комм Д. Eurohorror // Искусство кино. 2000. - №9.

75. Комм Д. Технологии страха // Искусство кино. 2001. -№11.

76. Кондаков И.В. Культурология: история культуры России: Курс лекций. -М.: ИКФ Омега-Л, Высшая школа, 2003.

77. Колосов Я.В. Лингвистические корреляты эмоционального состояния "страх" в русской и английской речи: формирование базы данных: Дис. канд. филол. наук. М., 2004.

78. Коротец В.И. Опасность и безопасность в современном мире: философско-культурологический анализ. Автореф. дис. канд.философ.наук. Ростов-на-Дону, 2003.

79. Кришнамурти Д. Полёт Орла. // http://ariom.ru/litera/krishnamurti/krishnamurti-04/index.htm

80. Круглов А. Страх Божий и совесть // Здравый смысл. 2002. - №2.

81. Кукаркин А.В. По ту сторону расцвета. Буржуазное общество: культура и идеология. М.: Издательство политической литературы, 1974.

82. Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. М.: Издательство политической литературы, 1980.

83. Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2 тт. СПб.: Университетская книга, 1998.

84. Курпатов А. Какие бывают страхи //http://www.sunhome.ru/psychology/1216

85. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993.

86. Jle Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада. М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992.

87. Лебедь Л. Страхи и стрессы большого города. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

88. Леви В. Приручение страха. М.: Метафора, 2002.

89. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1985.

90. Лежепёков М. Ключ к тайнам жизни. Исцеление от страха. М.: Вагриус,2003.

91. Лешкевич Т.Г. Феномен неопределенности: философско-методологический и культурологический анализ: Автореф. дис. . д-ра филос. наук. Ростов-на-Дону, 1994.

92. Лызь Н.А. Психологическое образование в системе обеспечения информационной безопасности личности // Информационная безопасность. Материалы VI Международной научно-практической конференции. Таганрог,2004. С.388-390.

93. Лызь Н.А. Целостность личности как условие её информационно-психологической безопасности // Информационная безопасность. Материалы VI Международной научно-практической конференции. Таганрог, 2004. - С. 391393.

94. Малова О. Примите ваши страхи! //http://union.kz/ru/biz/mlm/pubs/2005/02/08/279/txt.shtml

95. Мамонтов С. Страх. Практика преодоления. СПб.: Питер, 2002.

96. Мангейм К. Диагноз нашего времени, //http ://www.krotov.info/librmin/m/merkury/manheim3 .html

97. Маркулан Я.К. Киномелодрама. Фильм ужасов: Кино и буржуазная массовая культура. Л.: Искусство, 1978.

98. Матвеева С.Я., Шляпентох В.Э. Страхи в России в прошлом и настоящем. -Новосибирск, 2000.

99. Матяш Д.В. Танатология: социокультурный контекст: Дис. канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 1997.

100. Минченко Т.П. проблема целостности личности в условиях кризиса: Автореф. дис. канд. филос.наук. Томск, 1994.

101. Мун Ч.О. Лексико-семантическое поле «страх» в современном русском языке (на фоне корейского языка): Дис. . канд. филол. наук. Санкт-Петербург, 2004.

102. Мухарам Р. Типы людей. Взгляд из XXI века. Психология чёрных дыр и сверхновых звёзд. СПб: Питер, 2005.

103. Мэй Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности // Тревога и тревожность / Сост. и общая редакция В.М.Астапова. СПб: Питер, 2001.

104. Мэй Р. Проблема тревоги. М.: Эксмо-пресс, 2001.

105. Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. Лекции по социальной и политической психологии. СПб.: Питер, 2003.

106. Николаева Е. 2002 не застрять бы между двумя двойками! // http://7days.belta.by/7days.nsf/last/AA8BECFA59707ElD42256B45004F3C0870pen Document

107. Опасности и угрозы / Автор-составитель Столбовский 3. М.: Мартин, 2005.

108. Орехова Л.Г. Социально-философское осмысление страха: Дис. . канд. филос.наук. Ростов-на-Дону, 2002.

109. Осипов Ю.М. Эпоха Постмодерна. В трёх частях. М.: ТЕИС, 2004.

110. Оскольский А. Неминуема ли очередная «охота на ведьм»? // http://www.pchela.ru/podshiv/17/hunt.htm

111. Ольшанский Д. Страх // Диалог. 1991. - №5.

112. Панарин А. Стратегическая безопасность в XXI веке. М.: Алгоритм, 2003.

113. Панарин И., Панарина Л. Информационная война и мир. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.

114. Паскаль Б. Мысли о религии. М., 1902.

115. Пеев Г.И. Страх и преодоление страха в становлении человека // Философия образованию Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 23. СПб.: Санкт-Петебругское философское общество,2002. С. 109-114.

116. Петров М.К. Самосознание и научное творчество. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1992.

117. Печчеи А. Человеческие качества //http://vals8.narod.ru/pecmain.htm

118. Платонова Э.Е. Культурология. М.: Академический проект: Традиция,2003.

119. Погорелов А.Г., Погорелова Е.И. Тревога в процессе преодоления экстремальных ситуаций // Информационная безопасность. Материалы VI Международной научно-практической конференции. Таганрог, 2004. С. 402405.

120. Погорелова Е.И. Тревога как фактор развития личности (на примере преодоления экстремальных ситуаций): Дис. канд. психол. наук. Таганрог, 2002

121. Поликарпов B.C., Поликарпова В.А. Феномен человека вчера и завтра. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

122. Положенцева Е.В. Культурная феноменология катастрофизма. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 2001.

123. Полякова B.C. Использование страха как социально-коммуникативного феномена в убеждающей массовой коммуникации: Автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 2003.

124. Порох В. Почему мы боимся, или практическое руководство по преодолению страха. М.: Риппол Классик, 2002.

125. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. -М.: Наука, 1979.

126. Почепцов Г. Информационные войны. Киев, М.: Рефл-бук, Ваклер, 2000.

127. Почепцов Г. Психологические войны. Киев, М.: Рефл-бук, Ваклер, 2000.

128. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: КомКнига, 2005.

129. Пригожин И. Р. Философия нестабильности // Пригожин И.Р. Определено ли будущее? М., Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2005.

130. Прилутская О.А. Социализация страхов у населения и психологические особенности изменения поведения и отношений // http://intik.lib.ru/tmp/zmnh10sept20058989.html

131. Прокопенко А.Н. Страх в информационных технологиях // Приложение к ж. «Научная жизнь Кавказа». 2003. - №6.

132. Прусс И. Ракурс: Страхи//http://www.znanie-sila.ru/online/issue52.html

133. Пучкина И.Ю. Феномен риска: философско-антропологический аспект: Автореф. дис. канд.философ.наук. Ростов-на-Дону, 2005.

134. Ракман П. Страх Божий // http://baptist.org.ua/ruckman/tsfear.htm

135. Резниченко JI. Междисциплинарные страхи, или не бойтесь бояться // http://courier.com.ru/energy/enl000rezn.htm

136. Риккерт Г. О системе ценностей // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

137. Риман Ф. Основные формы страха. Исследование в области глубинной психологии. М.: Алтейа, 1999.

138. Савина М.О. Страх как социальное явление. Дис. . канд. филос. наук. -Волгоград, 2001.

139. Сартр Ж.П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989.

140. Сахаров А.Д. Тревога и надежда. М.: Интер-Версо, 1990

141. Свендсен JI. Философия скуки. М.: Прогресс-Традиция, 2003.

142. Севастеенко А.В. Страх // Современный философский словарь /под ред. д.ф.н. проф.Кемерова В.Е. Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксенбург, Москва, Минск: Панпринт, 1999.

143. Скворцов JI.B. Проблема страха: искусство жизни в «век смерти» // Человек: образ и сущность (гуманитарные аспекты). Перцепция страха. Ежегодник. М.: ИНИОН, 1991.

144. Скэрдеруд Ф. Беспокойство. Путешествие в себя. Самара: издательский дом «Бахрах-М», 2003.

145. Смольская Е.П. Массовая культура: развлечение или политика? М.: Мысль, 1986.

146. Соколов А. Жить без стресса. Восточное противоядие страхам и всяческой суете. М.: Издательский дом «София», 2003.

147. Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Тревога и тревожность / Сост. и общая редакция В.М.Астапова. СПб: Питер, 2001.

148. Степанов Ю.С. Константы русской культуры. М.: Акад.проект, 2001.

149. Сухов А.Н. Социальная психология безопасности. Учебное пособие для ВУЗов. М.: Академия, 2002.

150. Сыченкова Л. Иконография "пляски смерти". Одна историческая параллель //http://www.tsure.ru/University/Faculties/Fib/PiBG/library/sofia/macabre.html,

151. Тарнавский В. Страшные сказки для потребителя // PROMOTION-MIX. -2003.-№3.

152. Тейар де Шарден П. Феномен человека. Вселенская месса. М.: Айрис-пресс, 2002.

153. Телегин С.Г. Электронный терроризм: новая угроза // Информационная безопасность. Материалы VI Международной научно-практической конференции. Таганрог, 2004. С. 377-378.

154. Терещенко Н.В. Эвфемистические средства объективации концепта "страх" (на материале русского и английского языков): Автореф. дис. . канд. филол. наук. Пятигорск, 2005.

155. Тиллих П. Бытие, небытие и тревога. Онтология тревоги // Тревога и тревожность / Сост. и общая редакция В.М.Астапова. СПб: Питер, 2001.

156. Тиллих П. Мужество быть. // Тиллих П. Избранное: Теология культуры. -М.: Юристь, 1995.

157. Тойнби А.Дж., Икеда Д. Диалог Тойнби Икеда. Человек должен выбирать сам. - М.: JIEAH, 1998.

158. Тотоев В.И. Технологии страха в итальянском кино //http://www.countries.rU/library/twenty/itkino.htm#a

159. Тоффлер А. Футурошок. СПб.: Лань, 1997.

160. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. Знание богатство и сила на пороге XXI века. М.: Издательство ACT, 2002.

161. Тульчинский Г.Л. Жуть и путь, или опыт обыденного философствования // Фигуры Танатоса: Искусство умирания. Сб. статей / Под ред. А.В.Демичева, М.С.Уварова. СПб.: Издательство СПбГУ, 1998.

162. Фабер В.О. Проблема неопределенности в структуре философского знания (онтологический, гносеологический, антропологический аспекты): Автореф. дис. канд. филос. наук. Саратов, 2004.

163. Федоров М.В. Измененные состояния сознания: ценностно-смысловой подход: Автореф. дис. канд. филос.наук. -М., 1998.

164. Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. -Фрязино: «Век 2», 2004.

165. Фенько А. Кругом враги, или как ужиться с собственными страхами // http://www.modernmagazine.ru/sekret-krugom.htm

166. Фенько А. Справочник психопата // http://www.compromat.rU/main/vragi/a.htm

167. Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, 1998.

168. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1980.

169. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М., Политиздат, 1989.

170. Фрейд.З. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Ренессанс, 1992.

171. Фрейд 3. Страх // Тревога и тревожность / Сост. и общая редакция В.М.Астапова. СПб: Питер, 2001.

172. Фрейд 3. Торможение, симптом и страх // Человек: образ и сущность (гуманитарные аспекты). Ежегодник. Перцепция страха. М.: ИНИОН, 1991.

173. Фромм Э. Бегство от свободы. Минск: Харвест, 2003.

174. Фромм Э. Душа человека М.: Республика, 1992.

175. Фуко М. История сексуальности III: Забота о себе. М., К.: Рефл-бук, 1998.

176. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Ad Marginem, 1999.

177. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993.

178. Харитонович Д. Страх и ужас // http://magazines.russ.ru/novyimi/1995/10/frompost02.html

179. Хассен С. Освобождение от психологического насилия. СПб.: Прайм -ЕВРОЗНАК, 2003.

180. Хейзинга Й. Осень Средневековья. М.: Наука, 1988.

181. Хейзинга Й. Homo ludens / Человек играющий. Статьи и по истории культуры. М.: Айрис-пресс, 2003.

182. Хекхаузен X. Тревожность // Тревога и тревожность / Сост. и общая редакция В.М.Астапова. СПб: Питер, 2001.

183. Холл М., Боденхеймер Б. Победи свой страх: как стать спокойным и уверенным в себе. М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель», 2004.

184. Хоменко О.Е. Моделирование синонимической парадигмы с доминантой «страх»: Дис. канд. филол. наук. Ставрополь, 2006.

185. Хорни К. Невротическая личность нашего времени // http://lib.aldebaran.ru/author/homikaren/hornikarennevroticheskayalichnostnash egovremeni/hornikarennevroticheskayalichnostnashegovremeni0.html

186. Хорни К. Тревожность // Тревога и тревожность / Сост. и общая редакция В.М.Астапова. СПб: Питер, 2001.

187. Цуладзе А. Политическая мифология. М.: Эксмо, 2003.

188. Челилова С. Я не трус, но я боюсь. // Здоровье. 2001. - №4.

189. Черных А.Н. Модели манипуляции //Труды аспирантов и соискателей Ростовского государственного университета. Том X. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 2004.

190. Чистяков Г. Страх Божий. Что это значит? // http://www.ateism.ru/ring/warrax/godfearorign.htm

191. Шеллинг Ф. Сочинения: в 2т. М.: Мысль, 1989.

192. Шендрик А.И. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002.

193. Шестов JI. Апофеоз беспочвенности. М.: ООО «Издательство ACT», 2004.

194. Шкурина Т.Н. Проблема страха в учении Зигмунда Фрейда. // Человек: образ и сущность (гуманитарные аспекты). Ежегодник. Перцепция страха. М.: ИНИОН, 1991.

195. Штомпель О.М. Социокультурный кризис (теория и методология исследования проблемы). Ростов-на-Дону: Издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы, 1999.

196. Шубина Е.В. Страх: враг или друг? СПб.: ИД «Весь», 2004.

197. Шубкин В.Н. Страхи в России в конце XX века // Катастрофы и общество. М.: Контакт-Культура, 2000.

198. Шумейко М.К. Принцип отнесения к ценностям // Труды аспирантов и соискателей РГУ. Том XI. Ростов-на-Дону: изд-во Ростовского ун-та, 2005. - С. 410-411.

199. Щербатых Ю.В. Искусство обмана. Популярная энциклопедия. М.: Эксмо, 2004.

200. Щербатых Ю.В. Психология страха. Популярная энциклопедия. М.: Эксмо-пресс, 2001.

201. Эмануэль Р. Страх. М.: Проспект, 2002.

202. Юм Д. Сочинения: в 2т. М.: Мысль, 1966.

203. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Независимая фирма «Класс», 1999.

204. Яшкина Е.А. Динамика концепта «страх» в британской лингвокультуре: Дис. канд. филол. наук. Хабаровск, 2006.

205. Baker R. Understanding panic attacks and overcoming fear. Oxford, 1995.

206. Bankston W.R., Thompson C.Y., Jenkins Q.A.L., Forsyth C.J. The influence of fear of crime, gender, and Southern culture on carrying. Fear-arms for protection // Social.quart.Vol.31. 1990. - №2.

207. Rycfort Ch. Enxiety and Neurosis. London: The Penguin Press, 1968.

208. Schwarts S.H., Sagiv L. Identifying Culture Specifics in the Content and Structure of Values //Journal of Cross-Cultural Psychology. 1995. - Vol.26(l).

209. Weart S.R. Nuclear fear: A history images. Cambridge (Mass.): Harvard univ.press., 1988.

210. Wilson R. Don't Panic: Taking Control of Anxiety Attacks. San Francisco: HarperCollins, 1996.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.