Феномен социального идеала в византийской культуре тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Булавин, Антон Викторович
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 160
Оглавление диссертации кандидат философских наук Булавин, Антон Викторович
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. КАТЕГОРИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ» В КОНТЕКСТЕ ЦЕННОСТИ И СМЫСЛА ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ
1.1. Методологические основания анализа социального идеала
1.2. Теоретические и культурно-исторические истоки формирования социальных идеалов византинизма
Глава П. СОЦИАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ В СИСТМЕМЕ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ВИЗАНТИЙСКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ
2.1. Парадигмальные составляющие византийского менталитета
2.2. Роль святоотеческой традиции в формировании альтернативной общественной модели - «монашеский социум»
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Социально-философская концепция раннего византинизма2003 год, доктор философских наук Грыжанкова, Марина Юрьевна
Византийская святоотеческая традиция и судьбы русской духовности: Философско-этический анализ2000 год, кандидат философских наук Елдин, Михаил Александрович
Проблема византинизма в идеологии российского консерватизма XIX века2006 год, кандидат исторических наук Мягков, Юрий Германович
Византийская традиция понимания человека в русской религиозной философии2006 год, кандидат философских наук Исаева, Виктория Викторовна
Влияние культуры Византии на становление отечественной духовности2007 год, кандидат философских наук Катина, Таисия Дмитриевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен социального идеала в византийской культуре»
Актуальность темы. Проблематика социального идеала как одного из основных элементов духовной сферы общества является одной из стержневых в философии культуры. В последние десятилетия в результате стремительного размывания духовных составляющих общества она приобрела исключительную актуальность. Процессы дезинтеграции, индивидуализации общества, приводящие к возрастанию неопределенности, неуверенности в завтрашнем дне связываются именно с утратой целостных представлений об обществе и путях его развития. В России происходит переоценка ценностей, ориентиров, целей и перспектив развития, идет поиск социокультурной модели, «идеальных типов» развития общества, соответствующих традициям отечественной культуры и особенностям национального менталитета. В российской и зарубежной литературе и публицистике заметно оживление интереса к проблеме социального идеала, возможности его легитимизации и обоснования. Нахождение концептуальных основ путей выхода из сложившегося положения является на сегодняшний день одной из основных задач, стоящих перед современной наукой.
Деидеологизация, отказ от общественного идеала, от идейных концепций в политической и общественной жизни не приводит к их исчезновению, а отсутствие продуманных и осознанных взглядов нередко подменяется готовыми представлениями и приводит, так или иначе, к заполнению идеологического вакуума идеями, часто радикально -революционными, дестабилизирующими общество.
Исследования социального идеала в рамках философских, культурологических, социологических и политологических концепций всегда были одним из основных средств критического анализа социальной реальности и выработки человеком адекватного отношения к окружающей его действительности и правил действия в ней. Обращение к проблематике феномена социального идеала в византийской культуре вызвано тем, что она оказала огромнейшее влияние на формирование русской культуры, ее философской традиции. Стремление к новым общественным идеалам и нравственным ценностям, на наш взгляд, стало бы более плодотворным и эффективным, если учитывать духовный опыт прошлого нашей страны. В связи с этим для России нахождение новой системы идеалов действительно судьбоносно, так как речь идет о ее выживании, о формах и способах I сохранения себя как самостоятельной культуры. Анализ социальных и нравственных идеалов прошлых веков, философских идей зарубежных и русских мыслителей является основой для правильного понимания сущности современного российского общества. Принимая во внимание факт преемственности Россией византийского наследия, оказавший огромное влияние на формирование социальных норм, идеологических оснований развития и ментальных особенностей нации, мы обращаемся к феномену социального идеала в византийской культуре, что позволит на наш взгляд, выявить причинно-следственные связи и тенденции социокультурного развития общественных процессов и явлений.
В этой связи актуальность темы данного исследования определяется следующим:
Во-первых, очевидно, что после распада СССР в России не создано национально-государственной идеологии, стратегии развития, способной объединить этносы, регионы, слои населения и для современной России необходим поиск новой системы идеалов, так как речь идет о ее выживании, о формах и способах сохранения себя как самостоятельной культуры. Отказ от идейных концепций в политической и общественной жизни не приводит к их исчезновению, а отсутствие продуманных и осознанных взглядов нередко подменяется, некритически подхваченными готовыми представлениями. В условиях нестабильности сложившейся мировой системы и конфликтов различных государств и цивилизаций стало ясно, что представление о ненужности государственной идеологии и общественных идеалов оказалось неверным, наоборот, они являются способом самозащиты от разрушающих и противодействующих обществу сил.
Во-вторых, многие мыслители, как в прошлом, так и до сегодняшнего дня в качестве основного направления развития предлагают ориентацию на западную модель общества. Однако как показала история, прямой перенос каких-либо общественных моделей, без учета специфики культурно-исторического развития, приводит часто к негативному результату. Сложность заключается в том, что для нашей страны, являющей собой уникальное «единство1 в многообразии» (региональные различия, сосуществование ряда религиозных конфессий и т. д.) государственная модель не может, с одной стороны, быть просто копией развития других государств, а, с другой — иметь жестко определенную этно-конфессиональную, региональную или социальную окраску. Осознание специфики культурного влияния Византийской цивилизации на развитие культуры России позволяет выявить причины многих процессов, происходящих в обществе.
В-третьих, потребностью формирования нового жизнеутверждающего социального идеала, призванного выполнять целеполагающую функцию в жизни общества и выступающего как некий практически реализуемый и, в то же время, универсальный системообразующий принцип в контексте конкретных ценностей, а именно - нравственных, религиозных, правовых, культурных.
В-четвертых, необходимостью для науки в целом и теории и истории культуры, в частности, в разработке методологических принципов изучения такого сложного и многоуровневого феномена, каким является социальный идеал.
Степень научной разработанности проблемы:
На протяжении столетий между философами велась дискуссия относительно сущности идеала и принципов его формирования, также обсуждались способы его практической реализации. Говоря о социальном идеале как об одной из важнейших проблем философии и культурологии, отметим, что данная категория как в отечественной, так и в зарубежной литературе рассматривается в онтологическом, гносеологическом, аксиологическом, социально-философском и других аспектах и раскрывается далеко не однозначно. К вопросу о социальном идеале обращались как отечественные, так и зарубежные философы и историки. Среди зарубежных философов выделяются прежде всего Августин Блаженный, Аристотель, А. Бергсон, М. Вебер, Г. Гегель, И. Кант, О. Конт, К. Маркс, Платон, Ж.Ж. Руссо, Г. Спенсер, Фома Аквинский, Ф. Фукуяма, К. Ясперс и многие другие. Среди представителей отечественной философии можно отметить H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, П.И. Новгородцева, Вл.С. Соловьева, П.А. Сорокина, E.H. Трубецкого, C.JI. Франка, С.М. Шендрина и др.
Исследование проблемы социального идеала невозможно без обращения к работам, в которых отражены факторы, определяющие как развитие общества, так и состояние общественной мысли. К ним в первую
1 очередь следует отнести работы основателей цивилизационного подхода Н.Я. Данилевского, А. Тойнби, О. Шпенглера.
Социальный идеал вырабатывается в обществе из стремлений и чаяний, которые, в свою очередь, зависят от особенностей менталитета народа, и формирует его «национальную идею», включающую в себя систему ценностей. В связи с этим обращают на себя внимание работы по проблемам реконструкции менталитета таких авторов, как М. Блок,
A.Я. Гуревич, М.С. Каган, Г. Маркузе, JI.H. Столович, JI. Февр и др.
Отдельные аспекты категории социального идеала с позиций социологии, культурологии и психологии рассматривались в работах П. Бурдье, Э. Дюркгейма, X. Ортеги-и-Гассета, Б. Рассела, Н. Смелзера,
B. Франкла, У. Эко и многих других.
Исследования различных аспектов, связанных с Византией, многочисленны, поэтому в данном случае мы обращаем внимание лишь на имена некоторых известных византинистов, в чьих трудах нашли отражение проблемы, связанные с феноменом социального идеала.
Отметим, что до XVIII в. во главе научного византиноведения стояла французская школа, ее представители: Ш. Дюканж, Ф. Лаббе, Ш. Лебо, М. Лекьен, Б. де Монфокон, Ш. Л. Монтескье и др. Широко известны имена ведущих византинистов XX в. Л. Брейе и Ш. Диля.
Многочисленные труды в области византинистики оставили также английские исследователи, просветитель-историк Р. Байрон, Э. Гиббон, В. Н. Хаттон, В. Эшбернер и др.
Среди представителей немецкого византиноведения следует назвать Г. Гельцера, И. Гефкена, Г.Ф. Герцберга, Ф.А. Грегоровиуса и К. Крумбахера, занимавшихся исследованием историко-литературного наследия Византии.
В России системное обращение к проблемам византийской культуры прослеживается с середины XIX - начала XX в. Многие вопросы оказались в центре дискуссии, развернувшейся между западниками и славянофилами. Следует отметить таких представителей, как К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, A.C. Хомяков. В это время в отечественной философской науке формируется школа византиноведения. Ее представители: П.В. Безобразов, A.A. Васильев, В.Г. Васильевский, Т.Н. Грановский, Ю.А. Кулаковский, А.П. Рудаков, Ф.И. Успенский, К.Н. Успенский, С.П. Шестаков.
Огромное значение придавалось исследованию византийской культуры в среде ученых - богословов, таких как В.В. Зеньковский, В. Кривошеин, И. Мейендорф, архимандрит Платон, П.А. Флоренский, Г.В. Флоровский и А. Шмеман сосредоточивших внимание на осмыслении сущности мировоззренческих аспектов жизни византийского государства в различные его периоды с точки зрения христианских идей и концепций. В связи с этим стоит упомянуть о так называемом «академическом» византиноведении. Оно сложилось на базе духовных академий - Московской, Киевской,
Петербургской, Казанской и было ориентировано на церковную историю. Его представителями являются В.В. Болотов, А.И. Бриллиантов, H.H. Глубоковский, П.С. Казанский, Ф.А. Курганов, А.П. Лебедев и др.
Изучение влияния византийской культуры на российскую и оценка роли этого влияния, как положительная, так и отрицательная, связывается с именами К.Н. Леонтьева, Д.С. Мережковского, И.Л. Солоневича.
В XX столетии в России возникла школа «советской византинистики», среди представителей которой следует назвать М.В. Алпатова, Н.И. Брунова,
B.Н. Лазарева, Н.В. Пигулевскую, занимавшихся изучением истории искусства Византии и Древней Руси. Особенности византийской культуры и ее связи с древнерусской достаточно глубоко проанализированы в трудах
C.С. Аверинцева, В.В. Бычкова, Л.Н Гумилева, А.П. Каждана, Г.Л. Курбатова, Г.Е. Лебедевой, Г.Г. Литаврина, Д.С. Лихачева, Б.А. Рыбакова, Л.А. Тихомирова, З.В. Удальцовой, A.A. Чекаловой, Д.А. Яламас и др.
На сегодняшний день осмысление проблем, связанных с Византией не исчерпано, и многие авторы продолжают свои исследования. Среди них необходимо выделить A.M. Величко, А.Ф. Замалеева, В.Г. Иванова, С.А. Иванова, И.В. Кривушина, В.Д. Лихачева, И.П. Медведева, С.С. Хоружего, Л.Е. Шапошникова, И.Н. Экономцева и др.
Гипотеза научного исследования.
Социальный идеал в византийской культуре выступает как представление о совершенном устройстве общественной жизни, включающий в себя как цель развития общества, так и наиболее значимые ценностные образования и морально-нравственные установки, опирающиеся на христианские ценности, нашедшие свое отражение*в ментальности и призванные гармонизировать общество. Источником для социального идеала послужил синтез античной философии, православного христианства и римских политических традиций как формы «национальной идеи» ранневизантийского общества.
Объектом диссертационного исследования является проблема социального в византийской культуре.
Предмет исследования - генезис социального идеала в византийской культуре.
Цель исследования — анализ феномена социального идеала в византийской культуре, как одного из основных элементов духовной сферы, который определил развитие византийского общества и выступил в качестве модели совершенного устройства общественной жизни
Достижение данной цели обеспечивается в ходе решения следующих основных задач:
1. Провести анализ методологии познания и общей структуры идеалов, раскрыть содержание категории «социальный идеал» и выделить ее основные черты и классификацию.
2. Выявить истоки формирования социальных идеалов в византийской культуре, нашедшие свое отражение в философских, религиозных и политических концепциях.
3. Исследовать взаимосвязь социальных идеалов и мировоззренческих установок, характерных для византийского общества и отразившихся в их основных характеристиках и психологических особенностях.
4. Проанализировать историографическое наследие и труды представителей восточной патристики св. Василия Великого, св. Григория Богослова и св. Иоанна Златоуста, оказавших влияние на становление социальных идеалов в византинизме и сформировавших представление об идеальной модели общества.
Методология исследования определена спецификой предмета исследования, целью и задачами работы. В диссертации феномен социального идеала в византийской культуре рассматривается в философском и культурологическом аспекте. При этом методологическую основу составляет комплексно-системный принцип, который позволяет рассмотреть обозначенные вопросы с позиций различных наук как элементы единой духовной сферы человеческого бытия. С этой точки зрения исследование представляет своего рода попытку интеграции методов различных научных дисциплин - философии, культурологии, социологии, социальной психологии и этнологии.
Нам представляется оправданным анализ интересующей проблемы в контексте культурно-цивилизационного подхода, который дает возможность понимания цивилизации как единства общества, культуры и социальности, образуемых деятельностью человека. При этом культура выступает как интегрирующий фактор способов и результатов деятельности (материальных и духовных - идеи, ценности, нормы и т.д.), а под социальностью подразумевается совокупность отношений (экономических, социальных, идеологических, политических) человека или иного объекта с другим объектом. В связи с этим, в диссертации используются следующие методы исследования:
- аксиологический метод, способствующий выявлению значимости > идей, выдвинутых византийскими авторами для современности.
- интегративный метод, позволяющий использовать данные различных областей гуманитарного знания применительно к решению задач, поставленных в исследовании.
- компаративный метод, помогающий изучению особенностей объектов исследования на основе сопоставления их характеристик с аналогичными, но отличными друг от друга свойствами.
- сравнительно-исторический метод, способствующий рассмотреть различные периоды в процессе становления и развития социального идеала в византийской культуре.
Научная новизна данной работы заключается в следующем:
1. Осуществлено исследование специфики формирования социального идеала, выполнявшего целеполагающую функцию в развитии византийской цивилизации, представленного основой социокультурной среды, сформировавшей особую ментальность, ориентированную на вневременные ценности и специфический тип личности.
2. Воссозданы некоторые аспекты процесса становления социального идеала в Византийской цивилизации с точки зрения многогранности и сложности системы общественных связей через призму понятий личность -общество - культура.
3. Выявлена роль социальных идеалов в формировании специфического культурно-исторического типа (Византийской цивилизации), нашедшая свое отражение в ментальности и специфике созданных ею социальных идеалов.
4. Проанализирован процесс становления социальных идеалов в византийской культуре, отраженный в трудах византийских философов, историков и представителей святоотеческой традиции, а так же прослежена взаимосвязь социальных идеалов с христианством, выступавшим в качестве основания, что нашло свое отражение в создании специфической модели построения альтернативных общественных отношений - монашестве.
5. Проведена систематизация «дробных» социальных идеалов, отражавших социальные установки и поведенческие стереотипы различных социальных слоев общества (аристократии, духовенства, интеллигенции и ДР-)
На защиту выносятся следующие положения:
1. Социальный идеал следует рассматривать как совокупность представлений субъектов (общностей, индивидов) о тенденциях, характере и направленности изменений общества, включающая совершенный образ будущего, а также представления о путях и средствах его достижения, сформулированные в форме «национальной идеи». Социальные идеалы классифицируются на групповые (идеалы социальных, этнических и конфессиональных общностей) и индивидуальные, которые находят свое отражение в мировоззренческих установках и нравственных ориентирах, характерных для данного общества.
2. Основным источником формирования социальных идеалов в византийской культуре послужил синтез трех основных компонентов: античной философии, римской идеи императорской власти, тесно связанной с эллинистической концепцией царства, христианских представлений о монархической форме правления, который позволил сформировать «византийскую модель» социокультурной среды, основанную на доминировании православного христианства: ориентация на «надмирные» ценности, идеал нестяжательства, идеал «истинного служения».
3. В IV - начале VII в. в раннем византинизме сформировался социальный идеал, объединивший в себе ментальные основы византийского общества и христианские ценности, позволяющий определить византийскую цивилизацию как специфический «византийско-балканский» культурно-исторический тип: византийская идея избранности, сотрудничество церкви и государства («симфония властей»), римские государственно-правовые традиции, сакрализация императорской власти.
4. Представителями святоотеческой традиции св. Василием Великим, св. Григорием Богословом, св. Иоанном Златоустом и др. была создана специфическая модель «идеального общества», возникшая как способ разрешения социокультурных проблем и предполагавшая реализацию альтернативной модели бытия - «мистический социум», ориентированный на духовное развитие и совершенствование личности, которое реализуется в идеале монашеского общежития, основанном на идее теозиса (обожение).
Научно - практическая значимость диссертационного исследования. Результаты диссертации могут послужить основой для дальнейшего исследования проблем отечественной философии, обогатить теорию и практику педагогического образования и воспитания. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в преподавании вузовских курсов истории философии, теории и истории культуры, в специальных семинарах, а так же при подготовке спецкурсов для студентов и аспирантов, специализирующихся в области отечественной философии, а также в работе методологических семинаров вузов.
Апробация работы. Основные идеи и результаты исследования изложены в ряде научных публикаций автора диссертации. Основные теоретические положения диссертации обсуждались в ходе участия на Международных (Саранск, 2006), Всероссийских (Саранск, 2007) региональных (Саранск, 2006) и научно-практических конференциях, а так же заседаниях кафедры философии для гуманитарных специальностей Мордовского государственного университет имени Н.П. Огарева.
1. Категория «социальный идеал» в контексте ценности и смысла истории культуры
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Мировоззренческие основы формирования раннехристианской культуры Византии в IV - VI вв.2000 год, кандидат культурол. наук Османкина, Галина Юрьевна
Становление традиций российского образования и воспитания: XVIII - XIX века2005 год, доктор педагогических наук Бутов, Александр Юрьевич
Проблема человека в восточной патристике: Культурологический анализ1999 год, доктор философских наук Чистякова, Ольга Васильевна
Традиции византийского неоплатонизма в русской средневековой философии2003 год, доктор философских наук Ионайтис, Ольга Борисовна
Проблемы византийского влияния на русское средневековое искусство в отечественной историографии второй половины XIX - начала XX веков2003 год, кандидат исторических наук Зорина, Анна Александровна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Булавин, Антон Викторович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема социального идеала является одной из стержневых в философии культуры и ее теоретическая значимость не вызывает сомнений. Одновременно эта проблема в последние годы приобрела исключительную практическую актуальность и возрождение интереса далеко не случайно. В России после распада СССР произошла дискредитация прежних общественно-политических и идеологических устоев, утрачены цели перспективы дальнейшего развития страны. В связи с этим необходимость в самоидентификации общества и культуры становиться одной из важнейших задач современной науки. Именно с поиском этих ориентиров и целей теснейшим образом связана проблема социального идеала, который определяет направление и специфику общественного и культурного развития. Обращение к философскому и культурному наследию Византийской цивилизации вызвано тем, что она оказала огромнейшее влияние на формирование русской культуры, ее философской традиции.
Несмотря на то, что Россия заметно отклонилась от своего византийского прототипа, все-таки основным вектором мировоззренческих исканий являлась византийская традиция, определяемая религиозными, философскими и культурологическими идеями, а также апологетическим святоотеческим наследием. Таким образом, христианское мировосприятие, формировавшееся под влиянием византийской традиций и постепенно создавало некую «модель» человека с доминирующим духовным восприятием. Иначе говоря, византинизм выступил в роли религиозно-философского феномена, особой социокультурной среды, в преломлении которой создавался определенный «тип человека», не повторенный нигде. К. Н. Леонтьев определил ценность Византии в том, что она выступает для России не только своеобразным идеалом, но и особым культурным типом. [123, с. 81].
В результате проведенного исследования мы акцентируем внимание на некоторых аспектах проблемы социального идеала в византийской культуре.
Во-первых: социальный идеал является моделью совершенного устройства общества, интегрирующей цели и средства развития, включая представления о характере и направленности изменений. Он формируется на основании представлений социальных, этнических и конфессиональных общностей в зависимости от культуры, истории и конкретных условий реального бытия и находит свое отражение в мировоззренческих установках и нравственных ориентирах «человека эпохи».
Во-вторых: оригинальность и неповторимость византийской государственной идеологии состоит в синтезе трех компонентов: антично-эллинистических традиций, римской государственности и христианства. Основой Византийской «идеи власти» можно считать римскую идею императорской власти, тесно связанную с эллинистической концепцией царства и христианскими представлениями о монархической форме правления. Греческая идея «таксиса», то есть «идеального общественного порядка», получила дальнейшее развитие в Византии - в концепции общества и государства как иерархически построенного объединения его членов, каждый из которых в соответствии со своим положением имеет свои права и обязанности. Не меньшее влияние на формирование социальных идеалов в Византийской империи оказали традиции римской государственности. В Риме сложилась концепция государства как вечной, постоянной и неделимой ценности - концепция «вечного Рима», «Рах Romania». Представления о совершенстве своего строя и доблести римлян постепенно трансформировались и дополнялись идеей провиденционалистской предназначенности Римской державы, несущей «мир и порядок» народам, ее священного характера, находящегося под постоянным покровительством богов идеального государства.
Так же, в процессе формирования социальных идеалов в Византии ключевую роль сыграло православное христианство, с его абсолютно специфическим подходом к осмыслению окружающей действительности и сформировавшие ценности и идеалы, принципиально отличные от античных, а основные ценности приобретали вневременную, эсхатологическую окраску.
В-третьих: Социальный идеал, являясь одной из главных составляющих духовной сферы любой культуры и цивилизации, одновременно является и элементом, определяющим идентичность субъектов, представляющих данную цивилизацию или культурно-исторический тип. Характерная для византийской культуры ментальность и традиционализм, имеющий глубокие корни в традиционализме и античном наследии дает основания говорить о специфическом культурно — историческом типе - «византийской цивилизации» или «византийско-балканском типе».
В- четвертых: Социальный идеал подразделяется на «дробные идеалы» - задача которых заключается в уточнении социального идеала, доведение его до предельной точности и, в которых, на наш взгляд отражаются идеалы различных социальных групп, таких как аристократия, духовенство, интеллигенция и др.
В — пятых: Особую роль на формирование представлений о развитии общества в Византийской империи оказала святоотеческая традиция. Концептуальные модели, созданные Восточными отцами церкви, хоть и не представляли целостной системы взглядов на проблемы общественного развития, стали тем базисом, на основании которого формировались представления множества людей об идеальном обществе. В их трудах социальный идеал проявился, как особая модель бытия, в основу которого было положено стремление жить по Евангелию, нашедшее конкретное выражение в образовании особой системы жизни - монашество. Религиозный характер ранневизантийской культуры определял сущность мировоззренческой парадигмы и основных стилей жизни эпохи, в основу которой как высшая ценность закладывалась «высшая духовность». В ранней Византии монашество было не только и не столько типичным стилем жизни, но, скорее всего, выполняло ценностно-ориентационную функцию для всего общества, формируя с одно стороны канон, а, с другой, определяя своеобразный творческий стиль жизни.
Исходя из этих установок, христианская монашеская культура Византии не только создавала новые духовные идеалы, максимально приближающие человека к высшему идеалу, но и намечала тенденции нового человеческого бытия, следуя которым, человек становился на путь добродетельной жизни. Тем самым византийское православие, акцентирующее внимание на внутреннем мире личности, психике, выдвинуло новый тип человека, совершающего духовный подвиг во имя поставленного идеала.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Булавин, Антон Викторович, 2008 год
1. Августин Аврелий. О граде Божьем / Августин Аврелий. Минск : Харвест, 2000. -1296 с.
2. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности / С.С. Аверинцев //Новый мир. 1988.-№7. - С. 210-220.
3. Аверинцев, С. С. Византия и Русь: два типа духовности / С. С. Аверинцев // Новый мир. -1988. -№ 8. С. 227 - 235.
4. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы /С. С. Аверинцев. -М. : Наука, 1977.-320 с.
5. Аверинцев С.С. Христианство в XIII веке / С.С. Аверинцев // Наука и религия. -1988. -№6. С.38 -41.
6. Аверинцев С.С. Эволюция философской мысли / С.С. Аверинцев // Культура Византии IV первая половина VII вв. М. : Наука, 1984. - С.55-68.
7. Александрова Р.И. Нравственная философия и творческое наследие М. М. Бахтина / Р.И. Александрова. Саранск: Изд во Мордов. ун-та, 1995. - 326 с.
8. Александрова Р.И., Курносикова Е.А. Россия: духовность, философия любви / Р.И. Александрова, Е.А. Курносикова. Саранск : Изд-во Мордов. унта, 1999. -176 с.
9. Аммиан Марцеллин. Римская история / Аммиан Марцеллин. СПб. : Алетейя, 2000.-576 с.
10. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Р. Арон. М. : Прогресс, 1992.-607 с.
11. Аристотель. Политика / Аристотель // Собр.соч. в 4-х т. Т4. М. : Мысль, 1984.-С. 375-645
12. Асмус В. Ф. Иммануил Кант / В.Ф. Асмус. М.: Наука, 1973. -376 с.
13. Амелина Е.М. Гуманизм и проблема общественного идеала / Е.М. Амелина. Электронный ресурс. Режим доступа: http.www.ihtik.lib.ru
14. Багрянородный К. О управлении империей / К. Багрянородный. -М.: Наука, 1991.-496 с.
15. Балакирев A.B. Русские коммунистические утопии и учение Н.Ф. Федорова / A.B. Балакирев // Россия XXI век. 1996. -№3. -С. 132 - 148.
16. Барбасов A.B. Утопия и теоретическое исследование будущего / A.B. Барбасов //Философские науки. -1990. -№4. -С.23-32
17. Баталов Э. Я. Социальная утопия и утопическое сознание в США / Э.Я. Баталов. -М.: Наука, 1982.-336 с.
18. Баткин JI. М. О некоторых условиях культурологического подхода /
19. JIM. Баткин // Античная культура и современная наука. М.: Наука, 1985. - 420 с.
20. Белинский В.Г. Россия до Петра Великого / В.Г. Белинский // Русская идея. -М. : Республика, 1992. С. 73- 91.
21. Бергсон А. Два источника морали и религии / А. Бергсон. М. : Мысль, 1990.-174 с.
22. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма / Н. А. Бердяев. -М.: Политиздат, 1990.- 220 с.
23. Бердяев H.A. Русская идея / H.A. Бердяев // Византизм и славянство. Великий спор. М. : ЭКСМ(Э-Пресс,2001. - 733 с
24. Бердяев H.A. Славянофильство и славянская идея / H.A. Бердяев // Русская идея. Судьба России. — М. : 1997. С. 31-62
25. Бердяев H.A. Философия свободного духа / H.A. Бердяев. -М. : Республика, 1994.- 224 с.
26. Бердяев H.A. Царство Божие и царство кесаря / H.A. Бердяев // Путь. От 1.09.25. Репринт. : Информ-Прогресс. 1992. С. 24-39
27. Берлин И. Философия свободы / И. Берлин. -М. : Новое литературное обозрение, 2001.- 448 с.
28. Бибиков М. В. Историческая литература Византии / М.В. Бибиков. -СПб.: Алетейя, 1998. 315 с.
29. Библер B.C. О культуре, об ее доминантах и еще о цивилизации и здесь и теперь/B.C. Библер.-М.: 1992.-305 с.
30. Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви В 4-х т. Т. 3. М. : 1994.- 340 с.
31. Боргош Ю. Фома Аквинский / Ю. Боргош. -М. : Мысль, 1966. -215 с.
32. Брейкин О.В. Становление нравственного идеала в культурах Древнего Мира / О.В. Брейкин. Саранск : Изд-во Мордовского ун-та, 1996. 148 с.
33. Булгаков С.Н. От марксизма к идеализму / С.Н. Булгаков. СПб. : 380 с.
34. Бычков В.В 2000 лет христианской культуры. Sub specie aesthetica: в 2 т / В.В. Бычков. -М.: СПб.: Университетская книга, 1999. Т.1. 575с.
35. Василий Великий. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах / Василий Великий // Творения святых отцов православной церкви. -М. : 1846. Т. 9. 4.5.-350 с.
36. Василий Великий, святитель. Творения в 4.ч. / Василий Великий. — М. : Паломник, 1993. ч.З. -332 с.
37. Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. 2-е изд., доп. и испр. / М. Вебер. - М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006.- 656 с.
38. Вебер М. Харизматическое господство / Вебер М. // Социологические исследования. -№5.-1988.-С.139-147.
39. Величко A.M. Государственные идеалы России и Запада. Параллели правовых культур / A.M. Величко. СПб. : Изд-во Юридического института, 1999.-234 с.
40. Величко A.M. Философия русской государственности / А. М. Величко. -СПб.: Изд-во. Юридического института, 2001. 336 с.
41. Величко A.M. Христианство и социальный идеал / A.M. Величко. -СПб.: Изд-во. Юридического института, 2000. 213 с.
42. Византия между Западом и Востоком. Опыт исторической характеристики. // Сборник статей (серия «Византийская библиотека», раздел «Исследования»). /Отв. ред. Г. Г. Литаврин. СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 1999. - 534 с.
43. Воронина Н. И. Теоретическая культурология : в 2 ч. / Н. И. Воронина. -2-е изд., перераб. и доп. Саранск : Тип. «Крас. Окт.», 2006. - 228 с.
44. Гегель Г. Лекции по философии истории / Г. Гегель. СПб. : Наука, 1993.-433 с.
45. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества / И.Г. Гердер. М.: Наука, 1977.-703 с.
46. Герцен А.И. Prolegomena/А.И. Герцен//Русская идея. -М. : Республика, 1992.-С. 118-124
47. Герцен А. И. Общественная мысль в России в 19 в. / А. И. Герцен // Герцен А. И. Собр. соч. : в 30 т. / А. И. Герцен ; ред. В. П. Волгин. М. : Акад. Наук СССР, 1960. - Т. 19. - С. 3 - 570.
48. Гесиод. Работа и дни. Земледельческая поэма / Гесиод. М. : Книга, 1927.- 176 с.
49. Гийу А. Византийская цивилизация / А. Гийу. Екатеринбург : У-Фактория, 2005.- 409 с.
50. Горский А.К., Сетницкий H.A. Сочинения / А.К. Горский., H.A. Сетницкий. -М.: Раритет, 1995. -448 с.
51. Григорий Богослов. Творения в 2-х Т. : Т.1 / Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994.-345 с.
52. Грыжанкова М.Ю. Иоанн Златоуст в социуме ранней Византии и России / М.Ю. Грыжанкова. Саранск: Изд-во Морд, ун-та.,2002. - 86 с.
53. Гулыга А. В. Русская идея и ее творцы / А. В. Гулыга. М. : Соратник, 1995.-310 с.
54. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь / Л.Н. Гумилев. -М. : ACT, 2000.- 848 с.
55. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы / Л.Н. Гумилев. -М.: Экопрос, 1993. -544 с.
56. Гуревич А.Я. Историческая наука и историческая антропология / А.Я. Гуревич // Вопросы философии. -1988. -№1. С. 56-70.
57. Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов» / А.Я Гуревич. -М. : 1993.-350 с.
58. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. — 2-е изд. / А.Я. Гуревич. -М. : Искусство, 1984. -350 с.
59. Гуревич А.Я. Уроки Люсьена Февра / А.Я. Гуревич // В кн. Февр Л. Бои за историю -М. : 1991. 617 с.
60. Гуревич П. С. Культурология / П. С. Гуревич. М. : Гардарики, 2006. - 280 с.
61. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия / Э. Гуссерль // Вопросы философии. -1986. -№3. — С. 34 — 57.
62. Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский // Византизм и славянство. Великий спор. -М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. -733 с.
63. Дашков С.Б. Императоры Византии. М.: ИД Красная площадь, АПС-Книги, 1996.- 368с.
64. Диль Ш. Византийские портреты / Ш. Диль. -М. : Искусство, 1994. -446 с.
65. Диль Ш. История Византийской империи / Ш. Диль. М. : Изд-во.•>
66. Иностр. лит., 1948. -157 с.
67. Диль Ш. Основные проблемы византийской истории / Ш. Диль. -М. : Изд-во Иностр. лит., 1947. 183 с.
68. Диониссий Ареопагит. О небесной иерархии: тексты / Диониссий Ареопагит. СПб. : Глаголъ, РХГИ, Университетская книга, 1997.-188с.
69. Елдин М.А. Судьбы русского религиозного традиционализма в пространстве российского общества / М.А. Елдин. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2007. -164 с.
70. Ефрем Сирин. Творения в 2-х т. / Ефрем Сирин. М. : Посад, 1993. т.1. 403с.
71. Ефрем Сирин. Творения в 2-х т. / Ефрем Сирин. М. : Посад, 1993. т.2. -432с.
72. Зейналов Г. Г. Человечество в поисках альтернативного пути развития / Г.Г. Зейналов. М.: Прометей, 1999. - 196 с.
73. Зеньковский В. В. История русской философии в 2 т. / В.В. Зеньковский. YMCA-PRESS. PARIS. 1989. Репринтное издание от 1948г. т. 1. -469 с.
74. Зеньковский В. В. История русской философии в 2 т. / В.В. Зеньковский. YMCA-PRESS. PARIS. 1989. Репринтное издание от 1948г. т.2. -476 с.
75. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа / В.В. Зеньковский. -М. : Республика, 1997. -368 с.
76. Зубкова Е.Ю., Куприянов А.И. Ментальные измерения истории: поиски метода / Е.Ю. Зубкова, А.И. Куприянов // Вопросы философии, 1995. -№7. -С. 151-164.
77. Иванов С.А. Византийское юродство / С.А. Иванов. -М. : Междунар. Отношения, 1994. -240 с.
78. Ивин A.A. Философия истории / A.A. Ивин. -М. : Гардарики, 2000. -528 с.
79. Игумен Илларион (Алфеев). Жизнь и учение св. Григория Богослова / J Игумен Илларион (Алфеев). -М. : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001.456 с.
80. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах / Э.В. Ильенков. -М. : Политиздат, 1968.-319 с.
81. Ильин В.В. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы / В.В. Ильин, A.C. Ахиезер. -М. : Изд-во МГУ, 1997. 387с.
82. Ильин И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: В 2-хт./И.А. Ильин.-М.:Рарог, 1992. т. 1.-С.127-131.
83. Ильин И. А. О монархии и республике / И. А. Ильин // Вопр. философии. 1991. - № 4. - С. 107 - 161; - № 5. - С. 95 - 145.
84. Ильин И. А. О сопротивлении злу силою / И. А. Ильин // Ильин И. А. Путь к очевидности. М. : Республика, 1993. - С. 7 - 133.
85. Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы / В. Л. Иноземцев. М. : Логос, 2000. - 304 с.
86. Иоанны Дамаскин. Точное изложение православной веры / Иоаннн Дамаскин.-М.: Лодья, 1998.-365с.
87. Иоанн Златоуст. Беседы на деяния апостольские / Иоанн Златоуст. — М. : Посад, 1993.-478 с.
88. Иоанн Златоуст Беседы на книги Бытия в 2 т. / Иоанн Златоуст. -М. : Посад, 1993. Т.1.- 455 с.
89. Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Римлянам / Иоанн Златоуст. -М. : Посад, 1994,- 859с.
90. Иоанн Златоуст. Беседы на деяния апостольские / Иоанн Златоуст. -М. : Посад, 1993. 478с.
91. Иоанн Златоуст. Собрание Поучений / Иоанн Златоуст. -М. : Посад, 1993.-635 с.
92. Иоанн Златоуст. К враждующим против монашеской жизни / Иоанн Златоуст // Творения в русском переводе. В 12-ти ТТ., т.9. СПб. : Духовная Академия, 1903. - 467 с.
93. История Востока в четырех томах. Т. 1. Восток в древности. -М. : Восточная литература, 1997. -378 с.
94. История средних веков: Европа / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек. -Минск : Харвест, 2000. -736 с.
95. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике / М.С. Каган. — Л.: 1971.- 138 с.
96. Каган М. С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб. : ТОО ТК «Петрополис», 1996.-416 с.
97. Каждан А.П. Аммиан Марцеллин в современной зарубежной литературе / А.П. Каждан //ВДИ-1972. №1. - С. 223-232
98. Каждан А.П. Византийская культура / А.П. Каждан. СПб. : Алетейя, 1997.-279 с.
99. Каждан А.П. История византийской литературы / А.П. Каждан. -СПб. : Алетейя, 2002. 529 с.
100. Казанский П. С. История православного монашества на востоке в 2 т. / П.С. Казанский. -М.: Паломник, 2000. т.2.- 606 с.
101. Кампанелла Т. Город Солнца / Т. Кампанелла // Утопический роман XVII-XVIII вв. М. : Художественная литература, 1971. - С. 143 -193.
102. Карсавин Л.П. Культура средних веков / Л.П. Карсавин Киев. : Символ, 1995. - 208с.
103. Карсавин Л.П. Св. отцы и учители церкви / Л.П. Карсавин. -М. : Изд-воМГУ, 1994- 176 с.
104. Карсавин Л.П. Философия истории / Л.П. Карсавин. СПб. : АО Комплект, 1993.-350 с.
105. Карташов A.B. Русское христианство. / Православие: pro et contra // Сост., В.Ф. Федоров. СПб.: РХГИ, 2001. - С.364-376.
106. Карташов A.B. Социальный идеал в системе духовных факторов развития общества / A.B. Карташов. автореферат канд. диссер. Саранск : Изд-во Мордовского университета, 2000. - 16 с.
107. Кант И. Критика практического разумаУ/Собр.соч. в 6-ти т. Т. 4. Ч. 1. -М. : Мысль, 1965. С. 311-505
108. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография / Дж. Коллингвуд. -М.: Наука, 1980.-485 с.
109. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник/В.О. Ключевский. -М. : Наука, 1988. -509 с.
110. Комнина А. Алексиада / А. Комнина. М. : Наука, 1965. -687 с.
111. Криворотов В. С. Вехи, взлеты и падения особого пути России /
112. B.C. Криворотов // Знание-сила. 1990. - № 9. - С. 51 - 59.
113. Кривушин И. В. Ранневизантийская церковная историография / И.В. Кривушин. -СПб. : Алетейя, 1998.- 253 с.
114. Крутоус В.П. Путь к прекрасному (об эстетическом идеале) / В.П. Крутоус. -М.: Просвещение, 1989.-191 с.
115. Кузнецов А. Юродство и столпничество. Религиозно-психологические, моральное и социальное исследование / А. Кузнецов. Репринт, издание — М. : 2000. 414 с.
116. Курбатов Г. JT. История Византии / Г.JI. Курбатов. М.: Высшая школа, 1984.-205 с.
117. Курбатов Г.Л. Политическая теория в ранней Византии / Г.Л. Курбатов // Культура Византии IV-первая половина VII в. -М. : Наука 1984. -289 с.
118. Курбатов Г.Л., Лебедева Г.Е. Предисловие / А.П. Рудаков // Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. СПб. : АЛЕТЕЙЯ, 1997. - С. 5-22.
119. Курбатов Г. Л.,. Фролов Э. Д.,. Фроянов И. Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь / Г.Л. Курбатов, Э.Д. Фролов, И.Я. Фроянов. -Л:: Лениздат, 1988. 333с.
120. Лебедев А. П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом / А.П. Лебедев. Мл : 1994. - 398 с.
121. Лебедева Г.Е. К вопросу о социальной структуре ранневизантийского общества (по данным кодексов Феодосия И Юстиниана) / Г.Е. Лебедева // ВВ.Т.53. 1992. С.10-19.
122. Лебедева Г.Е. Социальная структура ранневизантийского общества / Г.Е. Лебедева. -Л.: 1980. -137 с.
123. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада / Ж. Ле Гофф. М.: Прогресс, 1992. - 376 с.
124. Левченко М.В. Византийский историк Агафий Миринейский и его мировоззрение/М.В. Левченко//ВВ, 1950. №3. - С.62-84.
125. Левченко М.В. История Византии. Краткий очерк / М.В. Левченко. М.: Л., 1940.-285 с.
126. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство / К.Н. Леонтьев // Византизм и славянство. Великий спор. -М.: Эксмо-Пресс, 2001. 733 с.
127. Литаврин Г.Г. Византийские интеллектуалы XI в. о «демократии» и «аристократии» / Г.Г. Литаврин//Византийские очерки: Труды российских ученых к XXI международному конгрессу византинистов. -СПб. : Алетейя, 2006.- С. 148-162.
128. Липшиц Е.Э. Очерки истории византийского общества и культуры (VIII-первая половинаIX века) /Е.Э. Липшиц. -М.: Л.: 1961. -149 с.
129. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии / А.Ф. Лосев. -М.: Мысль, 1993.- 959 с.
130. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. — М. : Политиздат, 1994. 524 с.
131. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви / В.Н. Лосский. -М. : 1991.- 287 с.
132. Лосский Н. О. История русской философии / Н.О. Лосский. -М. : Советский писатель, 1991. -480 с.
133. Макиавелли Н. Государь / Н. Макиавелли. Минск. : ООО Завигар, 2000.-192 с.
134. Марарица В.Ф. Общество и социальные интересы: Метасистемный подход / В.Ф. Марарица. СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1999.-121 с.
135. Маркс К. Предисловие к Критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 13. С.5-9.
136. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе. — М. : ООО Издательство ACT, 2002. -526 с.
137. Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV-XV вв. / И.П. Медведев. -СПб. : Алетейя, 1997.- 340 с.
138. Медведев И.П. Некоторые правовые аспекты византийской государственности. //Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе (VI- XVII вв.).- Л.: Наука, 1990.- 248с.
139. Межуев В.М. О национальной идее / В.М. Межуев // Вопросы философии, 1997.-№12. С.3-14.
140. Межуев В.М. Философия истории и историческая наука // Вопросы философии. 1994. №4. - С.69 - 81.
141. Мейендорф Иоанн. Введение в святоотеческое богословие / Иоанн Мейндорф. Клин. : Фонд Христианская жизнь, 2001. - 448 с.
142. Мейендорф Иоанн. Церковь, общество, культура в православном Предании / Иоанн Мейндорф // Православие: pro et contra. СПб. : РХГИ, 2001.- 778 с.
143. Мережковский Д.С. Больная Россия / Д.С. Мережковский. JI. : Изд-во Ленинградского ун-та, 1991. - 272 с.
144. Момджян К.Х Введение в социальную философию / К.Х. Момджян. -М. : Высшая школа, 1997.- 448 с.
145. Монтескье Ш.Л. О духе законов / Ш.Л. Монтескье. Политология: хрестоматия, сост. М.А. Васильев, М.С. Вершин. -М. : Гардарики, 2000. С. 155- 157.
146. Муравьев A.B. Учение о христианском царстве у преподобного Ефрема Сирина / A.B. Муравьев // Традиции и наследие Христианского Востока. Материалы международной конференции. -М. : Индрик, 1996. -С. 327-343.
147. Новгородцев П.И. Об общественном идеале / П.И. Новгородцев. -М. : Пресса, 1991.- 638 с.
148. Орлова О. В. Крестный путь Иоанна Златоуста / О.В. Орлова. М.: Рарог, 1996.-327 с.
149. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс / X. Ортега и - Гассет // Избранное. -М.: Весь мир, 1997. С. 42 - 143.
150. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? / X. Ортега-и-Гассет. М. : Наука, 1991.- 408с.
151. Ортега-и-Гассет, X. Эстетика. Философия культуры / X. Ортега-и-Гассет. --М. : Искусство, 1991.-465 с.
152. Переслегин С.Б. Самоучитель игры на мировой шахматной доске / С.Б. Переслегин. -М. : ACT, 2006. 619 с.
153. Писачкин В.А. Социология жизненного пространства / В.А. Писачкин. Саранск. : Изд-во Морд. Ун-та, 1997. -180 с.
154. Пигулевская Н.В. Ближний Восток. Византия и славяне / Н.В. Пшулевская. -Л. : Наука, 1976.-240 с.
155. Платон. Горгий. //Собр. Соч. в 4-х т. Т.1. -М. : Мысль, 1990. С.477-575
156. Платон. Государство // Собр. Соч. в 4-х т. Т.З. -М. : Мысль, 1991. С. 79-389
157. Попов И.В. Святой Иоанн Златоуст и его враги / И.В. Попов. -Сергиев Посад, 1908.- 135 с.
158. Поппер К. Открытое общество и его враги / К. Поппер. -М. : Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. -Т.1-448 с.
159. Поппер К. Нищета историцизма / К. Поппер // Вопросы философии. -1992. -№10.- С. 29-58.
160. Прокопий Кесарийский. Тайная история / Прокопий Кесарийский // Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. -М. : Наука, 1993. С. — 316-419.
161. Пселл М. Хронография / М. Пселл. М.: Наука, 1978. - 503с.
162. Разумович H.H. Политическая и правовая культуры. Идеи и институты Древней Греции / H.H. Разумович. -М. : Наука, 1989. 237 с.
163. Рассел Б. История Западной философии / Б. Рассел. -М. : Политиздат, 1959.- 458 с.
164. Рассел Б. Мудрость Запада: историческое исследование западной философии в свете с общественными и политическими обстоятельствами / Б. Рассел. М. : Республика, 1998.-479с.
165. Рудаков А. П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии / А.П. Рудаков. СПб. : АЛЕТЕЙЯ, 1997. -294 с.
166. Русская идея / сост. М.А. Маслин. -М. : Республика, 1992. -423 с.
167. Самодурова З.Г. Школа и образование / З.Г. Самодурова // Культура Византии IV перв. пол. VII века. -М. : Наука, 1984. — 289 с.
168. Св. Василий Великий. Слова подвижнические / Св. Василий Великий. -М.: Свято- Троицкая Сергиева Лавра, 2002. 321 с.
169. Сидоров А.И. Некоторые проблемы ранневизантийской философии / А.И. Сидоров //Древнейшие государства на территории СССР: материалы и исследования за 1985год. -М. : Наука, 1986. -С.206 -219.
170. Скрипник А. П. Культурология / А. П. Скрипник. М. : Гардарики,2006.-315 с.
171. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. / Н. Смелзер. -М.: Феникс, 1994. 688 с.
172. Сорокин П. А. Кризис нашего времени / П.А. Сорокин // Человек. Цивилизация. Общество. -М.: 1992. С. 427-504.
173. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика / П.А. Сорокин. -М. : Астрель, 2006. -1176 с.
174. Соловьев В. С. Византизм и Россия / B.C. Соловьев // Византизм и славянство. Великий спор. -М. : ЭКСМО-Пресс,2001. -733 с.
175. Соловьев B.C. Философские начала цельного знания. //Собр. Соч. в 2-х т. -М. : Мысль, 1988. Т2. 735 с.
176. Солоневич И.Л. Народная монархия / И.Л. Солоневич. М.: Феникс, 1991.-512 с.
177. Тарле Е.В. Очерк развития философии истории // Е.В. Тарле. -М. : Наука, 1981.- 231 с.
178. Тойнби А. Постижение истории / А. Тойнби. -М. : Прогресс, 1991. с. — 739
179. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность / Л.А. Тихомиров. -М. : ГУП Облиздат, ТОО Алир, 1998. 672 с.
180. Тихомиров М.Н. Исторические связи России со славянскими странами и Византией/М.Н. Тихомиров. -М.: Наука, 1969. 374с.
181. Трубецкой E.H. Лекции по философии права / E.H. Трубецкой. -М. : 1917.-563 с.
182. Трубецкой E.H. Смысл жизни / E.H. Трубецкой. — М. : Наука, 1994. -340 с.
183. Удальцова 3. В. Идейно-политическая борьба в ранней Византии / З.В. Удальцова. -М. : Наука, 1977. -289 с.
184. Удальцова З.В. Развитие исторической мысли // Культура Византии IV-первая половина VII в. -М.: Наука 1984. -289 с.
185. Удальцова 3. В. Роль городов и городской культуры в культурном развитии ранней Византии. ВВ. № 46, 1986. С. 22-51.
186. Удальцова З.В. Мировоззрение византийского историка VI в. Агафия Миринейского. // ВВ. Т. 24. 1968. - С.153 -169.
187. Удальцова З.В. Филосторгий представитель еретической церковной историографии / З.В. Удальцова. // ВВ. Т. 44. - 1983. - С. 3 -21.
188. Уледов А.К. Духовная жизнь общества: Проблемы методологического исследования / А.К. Уледов. М.: Мысль, 1980. - 271 с.
189. Успенский Ф.И. История Византийской империи XI XV вв. Восточный вопрос / Ф.И. Успенский. -М. : Мысль, 1997. - 830 с.
190. Утопия и утопическое мышление / под. ред. В.А. Чаликовой. -М. : Прогресс, 1991.- 476 с.
191. Федорова Е.В. Императорский Рим в лицах / Е.В. Федорова. -Ростов -на Дону.: Феникс, 1998.- 352 с.
192. Философский словарь / под. ред. И.Т. Фролова. -М. : Политиздат, 1991.-560 с.
193. Флоровский Г.В. Восточные отцы IV-VIII веков. В 2-х кн. / Византийские Отцы V-VIII вв. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. -540 с.
194. Флоровский Г.В. Пути русского богословия.- Вильнюс. : Вильтис, 1991.602 с.
195. Франк С.JI. Духовные основы общества / С.Л. Франк. -М. : Республика, 1992.-511 с.
196. Фукуяма Ф. Конец истории? / Ф. Фукуяма // Вопросы философии №3. -1990.-134-148 с.
197. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность: Ошибки социализма / Ф. А. Хайек. -М. : Новости, 1992. -302 с.
198. Хантигтон С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. М. : ACT, 2003.-335 с.
199. Хомяков A.C. О старом и новом / A.C. Хомяков // Русская идея. М. : Республика, 1992. - С. 52-64
200. Хвостова К. В. Византийская цивилизация / К. В. Хвостова // Вопр. истории. № 9. - 1995. - С. 128 - 136
201. Хоружий С.С.Исихазм и история / С.С. Хоружий // Человек. 1991. — №4; №5.-С. 71-78.
202. Хоружий С. С. Исихазм как пространство философии / С.С. Хоружий //Вопросы философии. 1995,- №9.- С.82-95
203. Хоружий С.С. Путем зерна: русская религиозная философия // Вопросы философии, 1999.-№9.- СД39- 147.
204. Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего / П.Я. Чаадаев // Русская идея. -М. : Республика, 1992. С. 37 - 44.
205. Чекалова А. А. Константинополь в VI веке. Восстание Ника / A.A. Чекалова. СПб. : Алетейя, 1997. -329 с.
206. Шацкий Е.А. Утопия и традиция / Е. Шацкий. -М. : Прогресс, 1990. -455 с.
207. Шендрин С.М. Коммунистический идеал и личность: Философско-эстетичекий аспект/ С.М. Шендрин. Львов. : Высш. шк, 1988.- 253 с.
208. Шмеман А. Исторический путь православия / А. Шмеман. -М. : Паломник, 1993. 390с.
209. Шпенглер О. Закат Европы / О. Шпенглер. -Ростов на - Дону : Феникс, 1998. - Т. 1.- 640 с.
210. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Всемирно- исторические перспективы в 2.т. / О. Шпенглер. Минск. : ООО Попурри, 1999. -Т.2. -720 с.
211. Шубарт В. Европа и душа Востока / В. Шубарт. -М. : Изд-во Эксмо, 2003.- 480 с.
212. Экономцев И.Н. Православие. Византия. Россия / И.Н. Экономцев. -М.: Христиан, лит., 1992. -233 с.
213. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К. Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 21. С. 28 178.
214. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М. : Республика, 1994.-527 с.
215. Konrad A.N. Old Russia and Byzantium: The Buzantine and Oriental Origins of Russian Culture. // (SEEJ) Slavic and East European Jornal, №17, 1973. -p.484 -488.G
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.