Феномен российского хип хопа: смыслообразование в контексте культурного взаимодействия тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Иванов, Сергей Викторович
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 147
Оглавление диссертации кандидат культурологии Иванов, Сергей Викторович
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. ХИЛ ХОП КАК (ПОСТ) СУБКУЛЬТУРА.
1.1. Субкультуры и постсубкультуры в теоретическом дискурсе.
1.2. Глобализационная среда как контекст функционирования субкультур.
1.3. Хип хоп как (пост)субкультурное сообщество.
Глава 2. ХИП ХОП КАК КУЛЬТУРНАЯ ФОРМА.
2.1 Исторические аспекты возникновения хип хопа: генезис культурной формы.
2.2.Происхождение и взаимосвязь элементов в хип хопе.
3.2.Дискурсивные практики хип хоп культуры.
3. 4 Понятия, артефакты, ценности и ритуалы хип хопа.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Модели концептуализации этнических субкультур в глобально/локальном контексте2009 год, доктор философских наук Соловьева, Анна Николаевна
Особенности молодёжных субкультур на примере хип-хопа2007 год, кандидат философских наук Мельник, Лилия Игоревна
Субкультура как социально-топологическая проблема2013 год, кандидат философских наук Симонова, Ирина Александровна
Социально-педагогические факторы становления субкультуры учителя2006 год, доктор педагогических наук Духова, Людмила Ивановна
Виртуальные репрезентации сексуальности: на примере молодежного сегмента Рунета2011 год, кандидат культурологии Епанова, Юлия Валентиновна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен российского хип хопа: смыслообразование в контексте культурного взаимодействия»
Современная культура представляет собой сложно-структурированное пространство, в котором соседствуют самые разные культурные формы, практики, дискурсы, что обусловлено процессами глобализации, информатизации, локализации и другими динамическими изменениями, особенно ярко проявившимися в конце XX - начале XXI века. Одним из результатов таких процессов является появление сложных «гибридных» культурных формЛ в частности хип хоп культуры, в которой сочетаются субкультурные формы социальности, межкультурные взаимодействия, специфические формы дискурса, различные художественные практики — визуальные, музыкальные, телесные. Такие новые формы культуры нуждаются и в новых теоретических подходах, в разработке концептов и терминов, адекватно отражающих плюрализм современной культуры.
В современных культурологических исследованиях хип хоп обычно рассматривается по преимуществу как субкультура, что, на наш взгляд, ограничивает многообразие его смыслов и проявлений в культурной панораме наших дней. Эта амбивалентность связана как с изменением статуса субкультур в результате процессов деконструкции традиционных бинаризмов (в частности, «центр/ периферия») так и с интенсивными процессами межкультурного взаимодействия, ведущих к образованию множественных гибридных форм культуры.
Термин «гибридность», весьма распространенный в современной исследовательской литературе, используется «для обозначения .и описания широкого диапазона социальных и культурных феноменов, включающих в себя смешение двух или более культур»[38, 54]. Для понимания таких форм необходимо рассмотреть их функционирование в глобальных и локальных контекстах, что и сделано в данной работе в анализе конкретной культурной формы. Для хип хопа в целом свойственна трансформация фрагментов культур разных стран и народов. При этом сама хип хоп культура органично включает в себя совершенно разные проявления художественного стиля.
Художественные практики хип хопа, а значит, и многие связанные с ними общекультурные составляющие, постепенно вошли в современную российскую реальность. Во многом это связано со средствами массовой информации, которые активно рекламируют новые веяния, популярные в молодежной среде. Однако широкое распространение хип хопа и, как одного из его основных проявлений, рэп музыки, заслуживает внимания исследователей. На вопрос: «Почему именно хип хоп стал так популярен в России?» существует множество ответов. Один из них - потому что условия возникновения культуры в США очень близки по своему духу тем, что наблюдались в конце 80-х, начале 90-х гг. в России.
Крайне нестабильная социо-экономическая обстановка, наряду с идеологическим кризисом, породила потребность поиска новых форм самовыражения в молодежной среде. Сама хип хоп культура являлась мощным носителем той энергетики, которая столь необходима молодежи: дух соревновательности в сочетании со стремлением к художественному самовыражению заставили обратить на себя внимание российскую молодежь. При переносе культурного феномена в инокультурную среду особо важно обратить внимание как на смыслы, которые транслируются основными практиками художественной культуры: танцем, музыкой, изобразительным искусством и поэзией, так и на изменение семантического поля этих практик. В том виде, в каком хип хоп стал известен в России, он уже изначально был гибридной формой, а в российском контексте произошла «вторичная гибридизация», расширившая его семантическое поле. Основные идеологические принципы хип хопа: мир, любовь, единение, которые были сформированы еще в самом начале становления культуры, имеют ярко гуманистическую направленность и имеют тенденцию к распространению во всех странах мира. Такие универсальные категории, безусловно, находят свое отражение и в российских реалиях, но основной вопрос заключается в том, какова специфика модификации и адаптации этих принципов в среде российской молодежи. Разнообразие культурных смыслов, созданных взаимодействием локальных элементов, дополняется различиями базовых национальных культурных ценностей. Эта ситуация создает богатую смысловую наполненность различных форм хип хоп культуры, которые, в свою очередь, легко вписываются в локальный контекст. Появляется новая форма гибридности, открытая для процессов смыслообразования и диверсификации художественных практик, которая характерна для такого распрготсраненногго в наши дни процесса как ^локализация культуры, «синтез или симбиоз, с одной стороны, глобальности, а с другой - локальности»[37, 68]. Именно это определяет исследовательский интерес к феномену российской хип хоп культуры
В данном исследовании мы употребляем термин «хип хоп культура», преодолевая узость рассмотрения данного феномена исключительно как субкультуры или набора художественных практик. С одно стороны, хип хоп представляет собой практически автономную культурную формацию. Это обуславливается тем, что конкретные отдельные носители этой культуры функционирую в четко очерченном сообществе людей, которые разделяют особые культурные нормы и ценности. Это выражается не только при помощи определенного закодированного языка, форм поведения, но и в отношении этого сообщества к общепринятым нормам и ценностям. Это дает возможность говорить о хип хопе как о субкультуре, предполагающей определенный способ личностной и групповой идентификации. С другой стороны, не все культурные формы, возникшие в результате взаимодействия культур, стали субкультурами, и не все рисующие граффити или танцующие брейк молодые люди принадлежат к хип хоп сообществу. Таким образом, с одной стороны хип хоп культура представляет собой открытую культурную форму, содержащую в себе потенциал дальнейшей гибридизации, с другой стороны, на уровне образования сообществ, она практикуется в четко очерченном субкультурном сообществе.
Хип хоп культура интересна также и своей внутренней системной организацией, которая не просто включает в себя отдельных людей с их личностными особенностями, мыслями, взглядами, идеями, но также является глобальной универсальной интернациональной коммуникационной системой, чье возникновение обусловлено процессами глобализации и интенсивных межкультурных коммуникаций. «Оформление глобальной общемировой системы, обусловленной интеграцией национальных экономик, объединением информационного пространства, интернационализацией образовательных технологий и универсализацией культуры, является одной из наиболее явных тенденций мирового развития»[25, 78]. В применении к нашему предмету исследования это означает, что многие слова из американского рэпа понимает большинство членов хип хоп сообществ в любой стране мира. Такие понятия как «Groove», «Beat», «Сап», «Microphone», «Vinyl», «Dance» знакомы всем, кто имеет отношение к хип хопу, причем знание английского языка совсем не обязательно. Однако именно английский остается основным языком интернациональной коммуникации и в сфере хип хопа.
Интерес к хип хопу в России связан с некоторыми особенностями национальной культуры, которые проявляются в фольклорном творчестве. В качестве примера можно отметить, что некоторые движения уличных танцоров брейка были позаимствованы напрямую из русских народных танцев. Так, труппа И. Моисеева, однажды приехав в США на гастроли, сама того не ведая сделала свой вклад в развитие одного из элементов. В свою очередь, именно танцы стали первой художественной практикой, широко распространившейся в России в конце 80-х гг., что проложило путь и другим практикам хип хоп культуры.
Все вышеперечисленное явно свидетельствует о том, что хип хоп представляет собой значимую культурную формацию, которая стала, с одной стороны основой для многочисленных художественных практик современных россиян, а с другой, - ядром субкультурного сообщества, которое в последние годы приобретает черты постсубкультуры. Для осмысления такого рода культурных феноменов в целом представляется необходимым подробно изучить хип хоп культуру в ее различных аспектах, что расширит научное знание о структуре и семантике современного российского социокультурного пространства.
Проблема исследования. В процессе образования гибридных форм культуры аутентичные смыслы зачастую утрачиваются или модифицируются. Для оптимального развития таких форм и определения их места в культуре и социуме необходимо провести анализ динамики и современного состояния практик, основанных на подобных формах как с точки зрения их социального функционирования, так и особенностей их культурных составляющих. Состояние научной разработанности проблемы
Поскольку данная работа представляет собой междисциплинарное исследование, необходимо обратиться к литературе по разным академическим дисциплинам и исследовательским проблемам.
Субкультурная проблематика в рамках социологии культуры разработана в трудах 3. Баумана, Э. Гидценса, П. Бурдьё, Г. Дебора, Р. Шведера, И. Гофмана, М. Мафессоли, Р. Барта, 3. Баумана, Д. Белла, П. Бергера, Т. Лукмана, Ж. Бодрийяра, М. Фуко, Ю. Хабермаса, М. Хоркхаймера, Т. Адорно,
B. Тернера, Э. Орловой, Л. Ионина.
В культурологическом аспекте субкультурная проблематика наиболее полно разработана учеными школы «культурных исследований». Особое внимание проблемам молодежных субкультур уделено в работах Д. Хебдиджа,
C.Холла, Р. Хогарта, Э. Томпсона, Ф. Ливиса, Д. Келлнера, Р. Уильямса, X. Лефебра, М. Брейка, П. Коэна, Д. Кларка, С. Торнтона, Д. Маглтона, М. Маффесоли. Российские социологи и культурологи начали применять понятие «субкультура» в эмпирических и теоретических исследованиях современной культуры начиная с 1980-х годов. С. Матвеева, Э. Орлова, Д.Фелыптейн, Л. Радзиховский, Т. Щепанская, С. Левикова, Е. Шапинская, В. Розин, В. Луков провели анализ многообразных субкультурных практик российской молодежи 1980-х - 2000-х годов, обосновали ряд оригинальных гипотез происхождения и смысла оппозиционного прочтения ими советских, постсоветских и глобализационных текстов.
Литература по межкультурным коммуникациям и глобализации в современном мире включает в себя труды по массовым коммуникациям М. Маклюэена, Н. Лумана,, Р. Белла, Дж. Фаста, М. Шаркова, В. Бондшетова, А. Вежбицкой, А.Масловой, Н. Мечковской, С. Тер-Минасовой. Проблемы межкультурных коммуникаций в области музыкального искусства рассмотрены
A. Каяк, К. Акопяном, Н. Шахназаровой, Т. Чередниченко.
Проблемы глобализации рассмотрены в трудах В. Лукова, В. Г. Федотовой, А. Шендрика, Б. Линдзи, В. Межуева. Проблемы информационного общества получили разработку в трудах М. Кастельса.
Проблемы мультикультурализма, которые важны для данного исследования с точки зрения сосуществования различных этнокультурных моделей в одном временном и пространственном контексте, проанализированы в работах Р. Шведера, П. Келли, С. Окин, Дж. Раз, Р. Шеффера, П.К. Гречко,
B.C. Малахова, К.Э. Разлогова, А.И. Уткина,.
Проблемы современной популярной культуры глубоко исследованы в трудах, как западных, так и отечественных, созданных на протяжении второй половины XX - начала XXI века. Особый вклад в разработку проблем культуры потребления в массовом обществе внесли Т. Адорно, Ж. Бодрийяр, Р. Уильяме, М. Хоркхаймер, С. Холл, Дж. Фиске, А.Тоффлер, Р. Барт, В. Беньямин, Ж. Бодрийяр, Э. Канетти, Г. Лебон, М. Мак Люэн, Г. Маркузе, X. Ортега-и-Гассет, 3. Фрейд, М. Хоркхаймер, Р. Вильяме, X. Ганс, Д. МакДональд, Т. Модлески, Д. Морлей. Среди отечественных исследователей необходимо отметить работы А. Костиной, В. Розина, Н. Хренова, Е. Шапинской, Т. Кузнецовой, К. Разлогова, В. Борева, А. Коваленко, Г. Вачнадзе, Е. Соколова, В. Шестакова.
Семиотика культуры разработана в трудах, Р. Барта, У. Эко, Ю. Лотмана, Ю. Кристевой, Ц. Тодорова, К. Леви-Строса, Ф. Соссюра, , А. Бернарда.,Т. Хокеса, Р. Нидхама, Д. Роби, В. Проппа, Н. Автономовой, Т. Клименковой, Э. Орловой
Проблемы культуры постмодернизма и основы постструктурализма разработаны в трудах таких авторов как Ж. Делез, Ф. Джеймисон, Д. Харви, Ж. Батай, Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр, Р. Барт, М. Фуко, Ф. Гваттари, М. Хоркхаймер, Т Адорно, У. Эко, Дж. Каллер, Т. Иглтон. Среди отечественных исследователей важны работы В. По дороги, И. Ильина, Т. Клименковой, Э. Орловой, В. Руднева.
Родоначальником постколониальных исследований считается Э. Сайд, вслед за которым к данному направлению обратились многие западные исследователи. Необходимо выделить труды Г. Спивак, X. Бхабха, П. Гилроя.
Художественные практики, связанные с субкультурными формациями -предмет исследований ряда зарубежных и отечественных ученых. Этому проблемному аспекту посвящены работы Т.Адорно, М. Вебера, В. Вейдле, А. Маслоу, Т. Роззака, М. Кагана, С. Подопригоры, В.Суртаева, Н. Саркитова, 3. Сикевич, А.Шаронова, А.Запесоцкого, А.Здравосмыслова, И.Кона, Т. Чередниченко и других. Художественные практики субкультур в последнее время стали объектом исследования таких авторов как Б. Брюстер, Ф. Броутон, А. Горохов и др.
Практики хип хоп культуры исследуются в основном в работах американских авторов К. Каслмана, Н. Джорджа, С. Хагера, Д. Тупа. Они оказали большое влияние на детальное исследование хип хоп культуры, которое развивалось с начала 80-х годов. Большая часть научных работ, посвещенных исследованию хип хопа 1990-х остановилась на допущении, что первично хип хоп был выражением конкретных «Черных» социальных и культурных формаций в США (работы Ф. Спенсер, Х.А. Шомари, В. Э. Пиркинс, К. О. Аваду, Д. М. Норфлит, Н. Джордж), Хип хоп рассматривался также как выражение культурной логики позднего капитализма (М. Кастелло, Д.Ф. Воллас, Дж. Липтитз, Т. Роуз, P.A. Поттер).
Объектом исследования является российская хип хоп культура рассматриваемая как субкультура и как культурная форма, как пространство формирования новых смыслов.
Предметом исследования являются художественные практик хип хопа как продукт трансформации культуры.
Цель исследования - выявление особенностей функционирования субкультур и культурных форм при переходе в инокультурную среду и определение характеристик новой гибридной культурной формации.
Задачи
1. Выявить теоретические основы изучения субкультур и постсубкультур в современном академическом дискурсе.
2. Выявить основные особенности глобализационных процессов и глобализационной среды как контекста существования субкультур.
3. Провести анализ практик хип хопа с точки зрения их функционирования в социокультурном пространстве.
4. Проследить генезис хип хопа как культурной формы
5. Выявить структуру хип хопа как гибридной культурной формы и провести семантический анализ ее элементов.
6. Провести дискурс-анализ вербальных составляющих хип хопа культуры.
7. Провести анализ основных понятий хип хоп культуры и выявить ее ценностную структуру.
Теоретико-методологические основы исследования
Поскольку хип хоп культура рассматривается как в социальном (субкультура), так и в культурном (культурная форма) контексте, основой данного исследования послужили некоторые положения социологии культуры, а также современные разработки в области культурных практик современности. Большое значение имеют социологические работы рассматривающие специфику формирования различных общностей в контексте современного общества в частности труды 3. Баумана[6], М. Мафессоли[93], Г. Дебора[16].
При исследовании субкультурных практик был использован метод включенного наблюдения, широко применяющийся в антропологии и социологии, и дающий возможность понять смысловые структуры текстов и практик хип хоп культуры. Исследование сообщества «изнутри» очень важно для понимания смыслов субкультурных практик, которые закодированы таким образом, чтобы исключить тех, кто не принадлежит к данному сообществу и обеспечить сплоченность его членов. При этом «преодолевается дихотомия объективного/субъективного. В таком контексте можно проследить действие механизмов, которые обусловливают взаимодействия и коммуникации локально воплощенных и дискурсивных феноменов. Кроме того, вполне доступными наблюдению становятся переходы от одной темы или ситуации интеракции к другой»[34, 17]. В случае исследования субкультур метод включенного наблюдения особо важен, поскольку он дает возможность адекватного декодирования текстов, произведенных в рамках той или иной субкультуры (в данном случае, хип хопа).
Поскольку хип хоп культура является продуктом межкультурного взаимодействия, в исследовании большое внимание было уделено современным теориям межкультурной коммуникации, которые объясняют сложность и комплексный характер гибридных форм культуры, существующих в условиях, отличных от их аутентичного происхождения, в частности работам Ф. Шаркова [52], Л. Гришаевой, Л. Цуриковой и др. Поскольку происхождение хип хопа уходит корнями в культуру Америки, важным было понять общую линию развития американской культуры, что представлено в исследовании Т. Кузнецовой и А. Уткина [22]. Особое внимание уделено межкультурным коммуникациям в области музыки, так как именно они во многом определяют художественную составляющую хип хопа сегодня. В своем исследовании межкультурного взаимодействия в области музыки А.Каяк отмечает, что «в разных странах имеется немало музыкантов, которые пытаются достичь не унифицировано-усредненного, а творческого синтеза традиционных и современных элементов, соединить традиционную музыку своего народа с элементами, взятыми из других этнонациональных моделей. И делается это зачастую не только ради массового успеха, сколько из-за внутренней необходимости глубже отобразить через музыку новые проблемы и черты своего времени»[20, 161]. Именно такие процессы мы наблюдаем в хип хоп культуре, сочетающей в себе элементы различных этномузыкальных культур. Проблемы межкультурного взаимодействия в области музыки и роль музыкальной культуры в социуме разработана в трудах Т. Адорно [2], К. Акопяна [3] и др.
Для понимания особенностей хип хоп культуры, формирование которой тесно связано с процессами этнической плюрализации и смены отношения к этническим меньшинствам, мы обратились к такому направлению как постколониальные исследования. Некоторые положения этого направления помогают уяснить, почему хип хоп культура, имеющая этнические корни различных народов, распространилась в глобальном масштабе. Особое значение имеют для данного направления работы Э. Сайда [35], X. Бхабха[56], А. Аппадурая [53].
В качестве методологической основы в работе также используются теоретико-методологические научные обоснования, идеи, разработки и выводы представителей «культурных исследований». Поскольку хип хоп часто изучается как один из аспектов популярной культуры, в работе мы основываемся на концепции популярной культуры школы «культурных исследований», которые являются ведущим направлением в ее изучении на сегодняшний день и наиболее далеко отстоят от критического пафоса первых серьезных исследований массовой культуры (культурный модернизм, Франкфуртская школа). Особое значение имеют для данной работы труды С. Холла[76,77], Р. Уильямса[112, 113], Дж. Фиске[71].
В рамках «культурных исследований» выделяется такое направление как субкультурные исследования, которое очень важно для данного исследования с точки зрения субкультурного аспекта хип хоп культуры. Подробный анализ явления и понятия субкультуры провел Д. Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля» [79]. По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности. Необходимо отметить также последователей направления культурных исследований - А. Коэна и В. Миллера[63]. Они поставили своей задачей проследить связи и разрывы между доминантной и субкультурной системой ценностей. Коэн пришел к выводу, что в субкультурной группе ключевые ценности «магистральной» культуры меняются на их противоположности. В тоже время ряд исследователей видели в проявлениях девиантной субкультуры скрытые цели и стремления, которые заключались во внешне приемлемых формах культуры взрослого населения, относящегося к рабочему классу. Все авторитетные исследования хип хоп культуры в целом следуют именно этому направлению, акцентируя внимание на хип хопе как способе протестных манифестаций, основанном преимущественно на афро-центристском подходе, и изучении хип хопа как продукта эры пост- гражданских прав в США. Важным шагом в изучении субкультур стала работа «Сопротивление через ритуал», редактором которой является глава Британской школы культурных исследований С. Холл [77]. Ключевым в этой работе стало само понимание культуры как «определенного уровня, на котором социальные группы развивают отчетливые паттерны жизни и дают экспрессивную форму своему социальному и материальному опыту».
В отечественном академическом дискурсе субкультурная тематика исследуется в основном в рамках социологии культуры. Несомненный интерес для понимания сущности и особенностей функционирования субкультур представляют работы А.Ионина[17], Э. Орловой[34], А.Костиной, Е.Шапинской. Анализ конкретных молодежных субкультур привлекает многих молодых исследователей.
Важным направлением в исследовании сложных культурных форм является семантический анализ текстов и дискурсивных практик. Наиболее распространенным подходом в течение многих лет был семиотический анализ текстов в русле структурализма. Одним из первопроходцев исследования текстов массовой культуры в русле структурализма и семиологии явился У.Эко. Его работы помогли понять сложный процесс означивания в вербальных текстах хип хоп культуры [67].
Поскольку культура последних десятилетий формируется во многом по принципам постмодернизма, некоторые положения его теории важны для данного исследования, особенно с точки зрения концептуализации постсубкультур. Постмодернистский характер присущ сегодняшним культурным практикам различных сообществ, которые проходят в контексте культурной фрагментации и тотального потребления, в результате чего заметен переход от субкультурных к постсубкультурным феноменам. В рамках данного исследовния существенный интерес представляют труды Д. Белла [10], Ж. Делёза, Ф. Джеймисона [85], Д. Харви [75], С. Коннора [59], Ж. Бодрийяра [12], И.Ильина [18]. В последние десятилетия XX - начале XXI века все большее влияние в анализе культурных текстов приобретает постструктурализм с его акцентом на деконструкцию и множественность смыслов. Особенности формирования постструктурализма получили подробную разработку в трудах Т. Клименковой [21], Р. Барта [8], У.Эко [68].Учитывая динамический характер хип хоп культуры, применение некоторых положений деконструктивизма дает возможность понять плюрализм смыслов, существующих в разнородной среде ее бытия.
Важнейшим понятием для данной работы является культурная форма, которое было разработано выдающимся исследователем культуры Р.Уильямсом. В своей работе «Телевидение. Технология и культурная форма» он пишет, что культурные формы - это «исторические и материальные практики, часть того, каким образом мужчины и женщины формируют свои жизни. Как и все исторические практики. они подвержены изменениям»[113,13]. Согласно концепции А.Флиера, культурная форма - это «совокупность наблюдаемых признаков и черт всякого культурного объекта (явления), отражающих его утилитарные и символические функции, на основании которых производится его идентификация и атрибуция»[43, 85]. Понятие культурной формы касается не только материальных продуктов человеческой деятельности — вещей, сооружений, окультуренных территорий и т.п., но и продуктов духовного (символического) производства — идей, знаний, текстов любого рода, художественных произведений, оценочных категорий и пр., видов коллективной самоорганизации и разделения функций людей. Мы будем рассматривать хип хоп культуру, опираясь именно на это понимание культурной формы и выделять в качестве единиц анализа тексты, семиотические единицы, формы практик, артефакты. Следуя за идеями А. Флиера, мы обращаем особое внимание на коммуникативную деятельность, межличностное взаимодействие, любые социально обусловленные акты поведения, творческие действия.
Хип хоп культура реализуется в множественных текстах, которые вводят ее в пространство «социального дискурса» (термин М. Анжено). Разнородность этих текстов, их связь с эмоциональным состоянием отражает фрагментарный характер культуры и гетерогенность существующих текстов хип хоп культуры. При анализе текстов хип хоп культуры был использован дискурс-анализ, широко применяющийся в наши дня в исследованиях культурных текстов. Большое значение имеют исследования Л. Филипс и М.В. Йоргенсен [41].
Гипотеза исследования
В работе выдвигается и обосновывается гипотеза о том, что современные феномены культуры (в данном случае хип хоп культура) имеют как социальную, так и культурную природу, при этом социальные и культурные аспекты реализуются по-разному. В социальном плане они предстают как субкультуры, характеризующиеся закрытостью и локализацией. В культурном плане мы имеем дело с культурными формами, открытыми для самых разнообразных процессов происходящих в глокализованном мире. Эти два аспекта необходимо рассматривать как, с одной стороны, автономные явления социальной и культурной жизни, и, с другой стороны, как взаимосвязанные практики, образующие социокультурную целостность нового типа. Такого рода феномены являются следствием интенсивных процессов межкультурного взаимодействия, которые ведут к образованию гибридных культурных форм, реализованных в различных художественных практиках. Для понимания смыслов многих явлений, ставших неотъемлемой принадлежностью современной популярной культуры, необходимо понять процессы гибридизации и изменения смыслов, произошедшие при переносе формы из аутентичного в инокультурный контекст.
Научная новизна исследования
Данное исследование является одним из первых, где исследуется российская хип хоп культура как комплексное явление, сочетающее в себе социологические и культурологические аспекты. В работе подробно рассматривается нормативно-ценностный, идеологический и художественный аспект этой культурной формации как единого комплекса практик объединенных в сложную систему.
В рассмотрении хип хопа как субкультуры внимание уделено культурной динамике, переходу от протестного импульса «героических» субкультур к постсубкультурам конца XX - начала XXI в., для которых характерны плюрализм стилей и акцент на модели потребления. В этой связи рассмотрены основные положения такого важного направления исследований современной культуры как постсубкультурные исследования.
Хип хоп культура рассматривается как сложный культурный феномен, сочетающий в себе разнонаправленные векторы. Как субкультура хип хоп сообщество представляет собой закрытое пространство, что помогает сохранять групповую идентификацию членам сообщества. С другой стороны, как культурная форма хип хоп открыт самым разным влияниям, как этнокультурным, так и художественным.
В данной работе проведен анализ ряда источников, впервые вводимых в русскоязычный оборот и имеющих большое значение для понимания истоков хип хопа, а также семантики аутентичных текстов. Эти источники включают как непосредственно тексты рэп-композиций, так и интервью, высказывания, рефлексию практиков хип хоп культуры в США и в России.
Поскольку хип хоп для российской действительности является инокультурной формой, неизбежно встает проблема терминологии. Это также важно с точки зрения понимания субкультурного жаргона в более широком сообществе. С целью прояснения лингвистической картины хип хоп культуры в работе вынесены в глоссарий и объяснены основные понятия и термины хип хоп культуры.
Хип хоп рассматривается как коммуникативная межкультурная коммуникационная система способная трансформироваться и приспосабливаться к новым условиям при переносе из одной среды в другую.
Хип хоп культура изучается с точки зрения активного участи в образовательном процессе - как часть механизма социализации и инкультурации новых поколений. Рассмотрены практики хип хоп образования, вошедшие в образовательное пространство в США в широком масштабе, а также те эксперименты, которые проводятся в России, которые проанализированы на основе включенного наблюдения.
Художественные практики хип хопа рассмотрены как на основе анализа эмпирического материала, полученного в ходе изучения материалов масс медиа, Интернет-сайтов, так и при помощи полевого исследования, интервью с членами хип хоп сообщества, а также включенного наблюдения.
Научно-практическая значимость работы
Исследование представляет собой теоретическое осмысление современной культурной практики, сочетающей в себе черты субкультурного сообщества и гибридной культурной формы, образовавшейся в результате процессов глобализации и межкультурного взаимодействия. Рефлексия по поводу разнородных и сложных для понимания практик сегодняшней культуры помогает внести в академический дискурс новые направления, основанные на реалиях глобализированного информационного общества, выработать ряд концептов, необходимых для понимания смыслов этих практик и их востребованности в современном российском социуме. Предложенный в данной работе комплексный подход дает возможность лучше понять структуру и семантику современного социо-культурного пространства в целом.
Представленная работа носит научно-практический характер и может быть использована в качестве методического пособия для построения учебных программ в сфере профессионального образования, в частности, как курс изучения субкультур в рамках прикладной культурологии. Материалы исследования могут служить научно-методологической базой в процессе оптимизации досуговой деятельности молодежи. Представленное исследование может служить научной основой педагогической практики в современном дополнительном образовании.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности
Содержание диссертационного исследования соответствует специальности 24.00.01 - теория и история культуры. Содержание различных глав и параграфов диссертационного исследования соответствует следующим пунктам 1.8. Генезис культуры и эволюция культурных форм. 1.20. Культура и субкультуры. Региональные, возрастные и социальные ориентации различных групп населения в сфере культуры. 1.21. Традиционная, массовая и элитарная культура. 1.24. Культура и коммуникация. 1.28. Культурные контакты и взаимодействие культур народов мира. 1.32. Система распространения культурных ценностей и приобщения населения к культуре. 1.12. Механизмы взаимодействия ценностей и норм в культуре.
Положения выносимые на защиту
1. В современной культуре появилось множество культурных феноменов, которые в социологическом отношении можно отнести к (пост)субкультурных формациям, в то время как с культурологической точки зрения они представляют собой гибридные культурные формы, возникшие как результат межкультурного взаимодействия и трансляции культурных смыслов.
2. Хип хоп культура представляет собой гибридную форму культуры, отражающую сложные межкультурные взаимодействия, происходящие в современном глокализованном мире.
3. Хип хоп культура является, с одной стороны, субкультурой с элементами постсубкультуры, которая характеризуется определенной закрытостью, с другой стороны - культурной формой, открытой для динамических процессов формообразования. Участие в (пост)субкультурных сообществах способствует конструкции идентичности их членов, которая становится жизненной доминантой. Специфика хип хопа как культурной формы заключается в предельной открытости, что способствует культурной коммуникации и интеграции художественных практик хип хопа в мировую глобализованную культуру. Таким образом, хип хоп культура носит двойственный характер: открытой культурной формы и четко очерченного (пост)субкультурного сообщества.
4. Дискурсивные практики хип хоп культуры представляют собой сложные семантические пространства, в которых аутентичные смыслы текстов подвергаются переосмыслению в зависимости от контекста бытования различных художественных форм.
5. В художественных практиках хип хопа сочетаются музыкальные, визуальные и телесные элементы, которые в свою очередь являются результатом сложного взаимодействия различных аспектов многообразных этнических культур. Практики хип хопа способствуют процессу художественного творчества и обучения, помогая осуществлять процессы инкультурации и социализации у молодежи.
6. Хип хоп культура как и все молодежные субкультурные и пост-субкультурные формации подверглась влиянию массовой культуры и культурной индустрии, являясь частью общества потребления.
7. Российская хип хоп культура обладает своей отличительной спецификой, основанной на трансформации и преломлении изначальных художественных традиций, их смешивания с национальной российской культурой.
Апробация работы.
Основные положения работы обсуждались на ряде научных конференций:
• Круглый стол для студентов и аспирантов в рамках V фестиваля науки в МГУКИ «Проблемы преемственности культуры современной молодежью» (2010)
• «Молодежная секция» в рамках III Российского культурологического конгресса (2010)
• Гуманитарные чтения РГГУ
• Межвузовская конференция студентов и аспирантов «Социокультурные коммуникации и гуманитарное знание» (2011)
• Международная конференция «Художественная культура в контексте современного образования и процессов социализации», в Институт художественного образования РАО (2011)
• Международная научная конференция «Культурные индустрии в Российской Федерации в контексте мировых тенденций» (2011)
• Международная конференция Interdisciplinary.net "Urban popcultures" («Городские субкультуры») (2011)
• Круглый стол «Молодежная культура глазами молодых» в рамках Дней Российского института культурологии во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы имени М. И. Рудомино
• Международная научная конференция «Модернизация России: информационный, экономический, политический, социокультурный аспекты» МосГУ (2012)
Структура и объем работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, списка использованной литературы и глоссария. Первая глава исследования - «Хип хоп как (пост) субкультура» посвящена расмотрению хип хопа как субкультурной формации в контексте современной картины глобализационного культурного пространства.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Визуальные искусства в ситуации глобализации культуры: институциональный аспект2011 год, доктор культурологии Демшина, Анна Юрьевна
Взаимодействие молодежных субкультур Хабаровского края2011 год, кандидат культурологии Чибисова, Ольга Владимировна
Феномен субкультуры ролевых игр в современном обществе2009 год, кандидат исторических наук Писаревская, Дина Борисовна
Музыка как фактор формирования молодежных субкультур: социологический анализ2005 год, кандидат социологических наук Борисова, Елена Борисовна
Трансформация молодежных субкультур в современной России2010 год, кандидат философских наук Топилина, Елена Сергеевна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Иванов, Сергей Викторович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Российская хип хоп культура принадлежит к феноменам современной культуры, возникших в результате социокультурных процессов, характерных для конца XX - начала XXI века -^локализации, интенсивных межкультурных коммуникаций, гибридизации и расширению сферы массовой культуры. Такие феномены реализуются в различных культурных практиках, в формах социального взаимодействия, в художественных практиках. Для понимания такого рода культурных явлений важно рассматривать их как с социологической точки зрения, выявляя особенности функционирования той или иной общности (в данном случае субкультуры хип хопа) в социокультурном пространстве, так и с культурологической, анализируя особенности гибридных культурных форм, впитавших в себя фрагменты различных этнокультурных формаций и разнородных художественных практик.
8. Хип хоп культура представляет собой гибридную форму культуры, отражающую сложные межкультурные взаимодействия, происходящие в современном глокализованном мире. С одной стороны, они привели к образованию субкультурного сообщества, разделяющего определенный набор ценностей, паттернов поведения, лингвистических моделей, для которого характерна определенная закрытость, необходимая для сохранения идентичности членов сообщества. С другой стороны, специфика хип хопа как культурной формы заключается в предельной открытости, что способствует культурной коммуникации и интеграции художественных практик хип хопа в мировую глобализованную культуру. Таким образом, хип хоп культура носит двойственный характер: открытой культурной формы и четко очерченного (пост) субкультурного сообщества.
9. Анализ дискурсивных практик хип хопа, в частности, рэп-композиции, показал, что они представляют собой сложные семантические пространства, в которых аутентичные смыслы текстов подвергаются переосмыслению в зависимости от контекста бытования различных художественных форм.
10. В художественных практиках хип хопа сочетаются музыкальные, визуальные и телесные элементы, которые в свою очередь являются результатом сложного взаимодействия различных аспектов многообразных этнических культур. Практики хип хопа способствуют процессу художественного творчества и обучения, помогая осуществлять процессы инкультурации и социализации у молодежи.
11. Хип хоп культура, как и все молодежные субкультурные и пост-субкультурные формации, подверглась влиянию массовой культуры и культурной индустрии, являясь частью общества потребления.
Российская хип хоп культура обладает своей отличительной спецификой, основанной на трансформации и преломлении изначальных художественных традиций, их смешивания с национальной российской культурой. Процесс ее формирования отражает общекультурные процессы, происходящие не только в нашей стране, но и в культуре современного мира в целом. В то же время судьба хип хопа в России показывает, что культурная идентичность не растворяется в общем пространстве глокализации, но проявляется в модификации инокультурных форм, как бы они ни были далеки во времени и пространстве. Культурные заимствования, образование новых гибридных форм неизбежно в сегодняшнем мире, а интенсивные межкультурные коммуникации ведут к небывалому расширению культурной и художественной сферы. Для того, чтобы правильно ориентироваться в многогранном плюралистическом мире современной культуры, необходимо не только знакомиться с многочисленными культурными практиками, но и осмысливать их. Именно это и было сделано в данной работе применительно к хип хоп культуре, а результаты данного исследования могут найти применение и в изучении других сходных феноменов.
135
Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Иванов, Сергей Викторович, 2012 год
1. Общетеоретические работы
2. Адорно Т., Хоркхаймер М, Диалектика просвещения. М., Спб.: 1997.-310 с.
3. Адорно Т. Социология музыки. М.: Мысль, 1999.- 430 с.
4. Акопян К.З. История музыкальной культуры. М.: Эксмо, 2012 - 480с.
5. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Б. Андерсон Пер. с англ. В. Николаева; Вступ. ст. С. Баньковской. — М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. — 288 с.
6. Быховская И.М. (ред.) Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований. М.: Смысл, 2010. - 638 с.
7. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989.-615 с.
8. Бергер П., Лукман Т., Социальное конструирование реальности. М.: «Медиум» 1995.-323 с.
9. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: ACADEMIA, 1999.-785 с.
10. Бодрийяр Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр Перевод с французского и сопроводительная статья С. Зенкина. - М.: "Рудомино", 2001. - 222 с.
11. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры /Ж. Бодрийяр М.: Культурная революция; Республика, 2006. - 269 с.
12. Бодрияр Ж.Прозрачность зла. М.: Доброствет, 2009. - 258 с.
13. Горохов А. Музпросвет. М.: Флюид, 2010. - 520 с.
14. Даниэль С.М. Искусство видеть. Спб.: Искусство, 1990. - 255 с.
15. Дебор Г. Общество спектакля. Пер. с фр. / Перевод С. Офертаса и М. Якубович. М.: Издательство "Логос" 1999. 224с.
16. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. —427с.
17. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М.: Ириада. 1998.-255 с.
18. Иконникова С.Н., Большаков В.П., Теория культуры. Спб.: Питер, 2008.-357 с.
19. Каяк А.Б. Методология исследования культурных обменов в музыкальном пространстве. М.: Академический проект, 2006. - 255 с.
20. Клименкова Т.А. От феномена к структуре. М.: Наука, 1991. - 151 с.
21. Кузнецова Т.Ф. Уткин А. И. История Американской культуры / Т.Ф.1 Кузнецова А.И. Уткин. М.: Человек , 2010. - 432 с.
22. Культурология. Фундаментальные основания прикладных исследований. М.: Смысл, 2010 - 627 с.
23. Козловский П., Культура постмодернизма. М.: Республика, 1997.240 с.25. «Кто мы?». Проблемы формирования национально-культурной идентичности в современной России. М.: МосГУ, 2011. - 120 с.
24. Луков В. А. Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. — М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. — 528с.
25. Луман Н. Реальность Массмедиа. М.: Праксис, 2005. - 255 с.
26. Массовая культура и массовое искусство «за» и «против». М.: Гуманитарий, 2003. - 560 с.
27. Мельник Л. «Особенности молодежных субкультур на примере хип-хопа» Ростов-на-Дону: Кубанский государственный университет, 2007. - 154 с.
28. Межуев, В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. — М.: 2006.-340 с.
29. Мак-Люен М. Понимание медиа. М.: КАНОН-ПРЕСС-Ц Перевод с английского В. Г. Николаева, 2003 464 с.
30. Новая постиндустриальная волна на западе. Антология. М.: Academia, 1999.-640 с.
31. Охара К. Философия панка. Больше чем шум. М.: 2008. - 95 с.
32. Орлова Э.А. Социология культуры. Москва: Академический проект, 2012. - 575 с.
33. Сайд Э. Ориентализм. СПб.: Русский мир, 2006. - 460 с.
34. В.М. Розин. Природа и генезис европейского искусства/ Рос. акад. наук, Институт философии. М.: Голос, 2011 - 400 с.
35. Разлогов К.Э. Коммерция и творчество: враги или союзники? — М.: Искусство, 1992.- 134 с.
36. Соловьева А.Н. Этничность и культура: проблемы дискурс-анализа / А.Н. Соловьева. Архангельск: «КИРА», 2009. - 231 с.
37. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н.И. Сарджвеладзе. Тбилиси: "Мецниереба", 1989. - 204 с.
38. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: ООО "Издательство ACT", 2002.557 с.
39. Филипс Л.Иоргенсен М.В. Дискурс-анализ. Теория и метод. -Харьков: «Гуманитарный центр», 2004. -350 с.
40. Флиер А. Я. Культурогенез / А.Я. Флиер Монография. - М.: РИК, 1995.- 128 с.
41. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М.: Академический Проект, 2000. - 496 с.
42. Хренов H.A. Культура в эпоху социального хаоса. Изд.2. Едиториал УРСС, 2011.-448 с.
43. Чередниченко Т., Типология советской массовой культуры. Между "Брежневым" и "Пугачевой". Москва: РИК Культура, 1994. -344 с.
44. Чумаков А. Н. Метафизика глобализации. Культурно-цивилизационный контекст. -М.: 2006. 516 с.
45. Шапинская Е.Н. Дискурс любви. М.: Прометей, 1997. - 348 с.
46. Шапинская Е.Н., Очерки популярной культуры.- М.: Академический проект, 2008. 190 с.
47. Шапинская Е.Н. Образ Другого в текстах культуры. М.: URSS, 2012.-212 с.
48. Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека и культура. М.: Академический проект, 2006 - 479 с.
49. Шахназарова Н. Музыка Востока и музыка Запада. Типы музыкального профессионализма. М.: Советский композитор 1983. - 152 с.
50. Шарков Ф. Коммуникология. М.: "Дашков и К", 2012. - 318 с.
51. Appadurai A. Modernity at Large. Minneapolis, London: U of Minnesota Press, 1996. - 345 p.
52. Austin J. Taking the Train: How Graffiti Art Became an Urban Crisis in New York City. New York: Columbia University Press. 2001. - 400 p.
53. Back L. New Ethnicities and Urban Culture. London: UCL Press, 1996. - 240 p.
54. Bhabha H. The Location of Culture. London: Routledge, 1994. - 320 p.
55. P. Bourdieu. Distinction. A Social Critique of the Judgment of Taste. L.: Routladge, 1994. - 615 p.
56. Collins R, Culture, Communication and National Identity. Toronto: University of Toronto Press, 1990. - 330 p.
57. Connor S. Postmodernist Culture.- Oxford, UK: Cambridge. Ma. 1997.326 p.
58. Castlemann C. Getting Up: Subway Graffiti in New York / C. Castlemann. Cambridge: MTI Press, 1984. - 209 p.
59. Cirelli M. and Lawrence A. Sitomer, Hip-hop Poetry and the Classics for the Classroom. Beverly Hills, Calif.: Milk Mug, 2004. - 160 p.
60. Cohen S. Folk Devils and Moral Panics / S. Cohen 3d ed. - NY.: Routledge, 2002. - 282 p.
61. Cohen A. Delinquent Boys. The Culture of the Gang / A. Cohen. NY.: Free Press, 1955.-217 p.
62. Chang J. Cant stop Woun't stop. NY: Picador, 2005. - 546 p.
63. Culture, Ethnicity and Identity. NY: Academic Press, 1983. -200 p.
64. Dairianathan E. «Vedic Metal and the South Indian community in Singapore: problems and prospects if identity», Nanyang: Routledge, 2009 55 p.
65. Eco U. A Theory of Semiotics. Bloomengton: Indiana University Press, 1967.-354 p.
66. Eco U. The Narrative Structure in Fleming// The role of the Reader Bloomington, 1989.-273 p.
67. Fege J.D. Oliver R.A. Papers in African Prehistory. Cambridge: Cambridge University Press, 1970. - 348 p.
68. Finnegan R.H. Oral literature in Africa. Oxford: Oxford University Press, 1976. - 558 p.
69. Fiske J. Understanding Popular Culture. Boston: Routledge 1989. - 2281. P
70. George N. Hip Hop America. N.Y.: Vikig Penguin, 1998.- 238 p.
71. Gilroy P. The Black Atlantic. London: Verso, 1993. - 310 p.
72. Gottleib L. Graffiti art styles: a classification system and theoretical analysis. Chicago: Mc Farland, 2004. - 220 p.
73. Harvey D. The Condition of Postmodernity. Cambridge: Blackwell, 1992.-375 p.
74. Hall S. Cultural studies: Two Paradigms. In: Culture, Ideology and Social Process.-L.: 1981.-285 p.
75. Hall S. Resistance Through Rituals: Youth subcultures in Post-War Britain / S. Hall. Birmingham : Centre for contemporary cultural studies, 1975. -287 p.
76. Halliday M. Language as social semiotic: the social interpretation of language and meaning / M. Halliday. Baltimore: University Park Press, 1978. - 256 P
77. Hebdidge D. Subculture: The Meaning of Style. -L.: Routledge, 1979.230 p.
78. Herskovits M. J. The myth of the Negro past. Michigan: Beacon Press, 1990.-368 p.
79. Held D. Global transformations. Cambridge: John Wiley & Sons, 1999.- 624 p.
80. Hoggart R. The Use of Literacy. Harmondsworth: Penguin, 1958. - 3201. P
81. Hodkinson P., W. Deike, Youth Cultures: Scenes, Subcultures and Tribes.- L.: Routledge, 2007. 280 p.
82. Holman M., Breaking and the New York City Breakers. NY: Freundlich Books, 1984. - 176 p.
83. Jameson. F. Postmodernism or The Cultural Logig of Late Capitalism. -L.: Verso, 1995.-438 p.
84. Kellner D., Media Culture: Cultural Studies, Identity and Politics. -London: Routledge. 1995.-390 p.
85. Kilson M. The African diaspora: interpretive essays. Harvard: Harvard University Press, 1976. - 510 p.
86. Kwaku P.L. First Word: Black Scholars, Thinkers, Warriors, Knowledge, Wisdom, Mental Liberation. NY: Writers & Readers, 1996. - 303 p.
87. Leavis F. Mass Civilisation and Minority Culture. L.: Arden Library, 1930.-30 p.
88. Llewelyn T. The Anthropology of Globalization. London: Westport, 2002. - 236 p.
89. Loomba A. Colonalism/Postcolonialism. NY: Routledge, 1998. - 289 p.
90. Macdonald N. The graffiti subculture: youth, masculinity, and identity in London and New York. N.Y.: Palgrave, 2001. - 240 p.
91. Maffesoli, M. The time of the tribes. L.: Sage, 1996, 310 p.
92. Ness A., Chang S. The Art of Battle: Understanding Judged Bboy Battles.- NY: Alien Ness, 2007. 18 p.
93. CTHara C. The philosophy of punk; More than noise. London; San Francisco; Edinburg: AK Press, 1999. - 206 p.
94. Okediji M.B. African Renaissance: new forms, old images in Yoruba art.- Michigan: Michigan University Press of Colorado, 2002. 210 p.
95. Pritchard V. English Medieval Graffiti. Cambridge: Cambridge University Press, 1967. - 320 p.
96. Riesman D. Listening to Popular Music// On record: Rock, Pop and the Written Word. NY: 1990. - 359 p.
97. Rose, T. Black Noise: Rap Music and Black Culture in Contemporary America / T. Rose. Hanover & London: Wesleyan University Press, 1994. - 257 p.
98. Said E.W. The World, the Text and the Critic. Cambridge: Mass. Harward University Press, 1983. - 316 p.
99. Seidel S., Hip hop Genious "Remixing High School Education". -Maryland: Rowman & Littlefleld Education, 2011. 172 p.
100. Schloss J.G. Making Beats: the Art of Sample-Based Hip Hop / J.G. Schloss. Middletown: Wesleyan University Press, 2004. — 239 p.
101. Shaefer R. T. Sociology / Richard T. Shaefer, Robert P. Lamm. 3rd ed. -New York: McGraw- Hill Book Company, 1989. - 338 p.
102. Shils E. Tradition. London: Boston. 1981.-375 p.
103. Stone R.M. Music in West Africa: experiencing music, expressing culture.- Oxford: Oxford University Press, 2005. 112 p.
104. Storey J. Cultural Studies and the Study of popular Culture. Edinburgh: Edinburgh University Press 1998. - 148 p.
105. Tanzer H. The Common People of Pompeii: A Study of the Graffiti.-Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 1939. 257 p.
106. Thornton, S. Club Cultures: Music, Media and Subcultural Capital. -Hanover NH: Wesleyan University Press, 1996. 316 p.
107. Toop D. Rap attack 3: African rap to global hip hop / D. Toop. NY.: Serpent's Tail, 1991.-224 p.
108. Turkle, S. Life on the screen: Identity in the Age of the Internet. London: Phoenix 1995. - 352 p.
109. Whyte W.F. Street Corner Society / W.F. Whyte. 2nd ed. - Chicago: University of Chicago Press, 1981. - 398 p.
110. Willis P. Profane Culture. L.: Routledge Falmer, 1978. - 238 p.
111. Williams R. Television. Technology and Cultural Form. L.: Routledge Classics, 2003.-192 p.
112. Статьи из научных журналов
113. Астафьева О.Н. Реструктуризация и демаркация коллективных идентичностей в условиях глобализации//Вопросы социальной теории, научный альманах. М., 2010. Том 4
114. Дюше К. Текст и внетекст// Новое литературное обозрение № 13,1995
115. Орлова Э.А. Концепции социокультурного пространства: познавательные возможности// Личность. Культура. Общество. 2007, том IX, вып 7
116. Иванов С.В. "Хип-хоп граффити в контексте современного городского ландшафта" // Дом Курганова. Пространство культуры. №1/2012
117. Флиер А.Я. «Культурная компетентность личности: между проблемами образования и национальной политики» //Общественные науки и современность, № 2, 2000.
118. Angenot М. Social Discourse Analysis// Social Discource Montreal: CIADEST,№ 1, 1988.
119. Baxter L. St. Paul, May 31, 1988 "Rap Music Began on Jamaica in the 1960's" //NY Times, June 15, 1988
120. Clarck D., The Death and Life of Punk, the Last Subculture, Muggleton, D., Weinzierl, R.// The Post-Subcultures Reader, Oxford: Berg, 2003
121. Fiytlin M.A., C.A. Nelson, W. Rahman & J. Streeck.// SALSA No. 6. «Proceedings of the Sixth Annual Symposium About Language and Society», Austin. Austin TX: Department of Linguistics, The University of Texas 1999
122. Snead J. A., "On Repetition in Black Culture"// Black America Literature Forum, vol. 15, no. 4,1981
123. Брейк-данс в России. http://www.breakhop.ru/index.php7catHheorybreakrussia
124. History of Electric Boogie в СССР http://electric-boogie.com/26
125. История граффити http://art.rin.ru/cgi-bin/index.pl?id=60&art=71
126. Эволюция диск-жокея в хип-хоп культуре. 2004. http://hip-hop-zone.narod.ru/djvol.htm
127. Thadani R. Hip Hop Dance History http://www.buzzle.com/articles/hip-hop-dance-history.html
128. Hermes A. Post Modern Dance History http://www.ehow.com/about5137732post-modern-dance-history.html
129. Hanlon R.L. What is Kramp Dancing? http://www.helium.com/items/777970-what-is-krump-dancing
130. Кодекс чести райтера. http://ballon.taba.rU/blog/WRITER/l 152kodekschestiraytera.html
131. Манифест уличного поэта современности http://grundig.hip-hop.ru141. http://www. 12ozprophet.com/index.php/marel 39/entry/proofrussia hadhiphopbeforetheu. s/
132. KRS ONE. The Archivest Exclusively Interviews The Teacha KRS ONE http://www.youtube.com/watch?v=QwTRZn4tT3k
133. Молодежный центр «Созвездие» http://www.sozvezdie-dsmp.ru/index.php?option=comcontent&view=category&layout=blog&id=35&Item id=28
134. Справочники, словари, интервью, материалы полевых исследований
135. Социокультурная антропология: История, теория и методология: Энциклопедический словарь / Под ред. Ю.М. Резника. — М. : Академический Проект, 2012. —1000 с.
136. Bullock A., Oliver S. The Fontana Dictionary of Modern Thought / A. Bullock, S. Oliver. L.: Fontana / Collins, 1977. - 948 p.
137. Fontana dictionary of modern thought. K., 1989. p. 916
138. The Post- Subcultural Reader Ed. Muggleton D, Weinzierl R. Oxford, NY, Berg, 2003.
139. Shmel IQ, личное интервью 2011 г.
140. Личные интервью с Екатериной Князевой, Марианной Осиповой, Минтимером Нугматовым, 2011
141. Брошюра «One Love Мысли, идеи, убеждения». СпБ, IS 2008
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.