Феномен Пути в поэтической гносеологии А.С. Хомякова: от героя к соборной личности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Зеленина, Анна Николаевна

  • Зеленина, Анна Николаевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Ижевск
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 187
Зеленина, Анна Николаевна. Феномен Пути в поэтической гносеологии А.С. Хомякова: от героя к соборной личности: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Ижевск. 2012. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Зеленина, Анна Николаевна

Содержание

Введение

Глава I. Путь как познание: поэтическая трансформация церковно-

гносеологических идей A.C. Хомякова

§ 1.1. Особенности мировосприятия Хомякова:

синтез поэтического, богословского и философского методов

§ 1.2. Богословское познание как прообраз Пути

§ 1.3. Церковно-гносеологическая основа идеи Пути

в поэзии Хомякова

Глава II. Путь героя: онтологический этап познания в поэзии Хомякова

§ 2.1. Пространственное самоопределение героя

§ 2.2. Поэтическое осмысление онтологических категорий

§ 2.3. Путь героя: поэтическое пространство и поэтическое бытие

Глава III. Путь поэта: творческий процесс как путь познания Бога

§ 3.1. Световые доминанты творческого процесса

в поэзии Хомякова

§ 3.2. «Рождение поэзии» в лирических сюжетах Хомякова

§ 3.3. Обретение бессмертия как цель пути Богопознания поэта

Глава IV. Путь соборной личности: духовный этап познания

§ 4.1. Природа как Храм в поэзии Хомякова

§ 4.2. Соборная сущность России в поэзии Хомякова

§ 4.3. Характеристики собора и соборной личности

Заключение

Библиографический список

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен Пути в поэтической гносеологии А.С. Хомякова: от героя к соборной личности»

Введение

За последние десятилетия появилось большое количество работ, посвященных изучению творческого наследия A.C. Хомякова, однако полученные результаты до сих пор не дают целостного научного представления о его творчестве и о месте поэта в литературе XIX века. Зачастую выводы различных исследователей не дополняют, а взаимоисключают друг друга. Это связано с разносторонностью и широтой интересов Хомякова, усложненностью мира его философских идей и поэтических образов. Энциклопедическая широта познаний Хомякова касается разных областей человеческой мысли и способов ее репрезентации.

Разностороннее наследие Хомякова приводит исследователей к необходимости изучения его творчества в поле междисциплинарного диалога. Рецепция литературных текстов Хомякова невозможна без учета его философских воззрений, включающих богословские, историософские, политические взгляды поэта. И наоборот, при истолковании политических, педагогических, философских работ Хомякова нельзя не обратиться к его поэтическим текстам.

В истории изучения поэтического творчества Хомякова можно выделить несколько периодов, охватывающих прижизненные критические отзывы, дореволюционную критику, литературоведение советского и постсоветского периодов. Охарактеризуем каждый из этих этапов изучения наследия Хомякова.

В 1820-1839 годах Хомяков создает только поэтические произведения: лирические стихотворения, незаконченную поэму «Вадим» и две трагедии в стихах: «Ермак» и «Дмитрий Самозванец». Трагедии «Ермак» посвящено несколько статей, нацеленных на выявление особенностей ее поэтики. Критик-романтик Кс. Полевой видит в «Ермаке» следы классической трагедии, отмечает поэтичность самого исторического предмета описания, осуждает отступления Хомякова от исторической правды при изображении

романтических героев. Отвергая драматургический талант Хомякова, критик оценивает его как непревзойденного лирика (1832) [Полевой Кс. А., 1990. С. 427].

В.Г. Белинский воспринимает Хомякова как поэта Пушкинской эпохи, он отмечает в «Ермаке» отсутствие драматизма и говорит о преобладании лирической стихии: «Г-н Хомяков принадлежит к числу замечательных талантов Пушкинского периода. Впрочем, его драма есть замечательный шаг вперед для автора, а не для русской литературы. Отличаясь многими лирическими красотами высокого достоинства, она очень мало имеет драматизма» (1834) [Белинский В.Г., 1953. Т. 1. С. 43].

В 1840-1850-х годах, помимо поэтических произведений, Хомяков создает критические и научные статьи. Несмотря на создание Хомяковым в 1850-е годы большого количества богословских работ, только некоторые из них издаются в России, поэтому Хомяков предстает в этот период исключительно как идеолог славянофильства: этот критерий становится основным в оценке его работ как современниками, так и в последующие десятилетия.

В середине XIX века восприятие творчества Хомякова происходит на фоне идеологического спора между славянофилами и западниками, поэтому тесно связывается с эстетическими и этическими взглядами обеих сторон. В основном речь идет о предназначении поэта, о его роли в судьбе России.

Так, точка зрения Белинского и на публицистические статьи, и на поэзию Хомякова оказывается идеологически обусловленной. Для Белинского поэзия Хомякова - «прихоть головы», он только «лирик», но не поэт.

Эту оценку комментирует идеолог эстетической критики A.A. Григорьев. Он отмечает, что «в разборе Белинского явным образом нужно различить два элемента - элемент эстетический и элемент вражды к направлению, которого Хомяков был главным представителем. Что касается до последнего элемента - то все дело было во взаимном непонимании»

[Григорьев A.A., 1861]. По замечанию A.A. Григорьева, впечатления, отраженные в стихотворениях Хомякова, являются результатом «глубоких самостоятельных убеждений, отблесками цельной и полной, нравственной и умственной жизни» [Григорьев A.A., 1861]. Как и Белинский, Григорьев утверждает, что мысль является первоисточником и основным конструктивно-содержательным элементом лирики Хомякова.

К.С. Аксаков высказывает серьезное наблюдение о связи поэзии Хомякова с другими видами его литературной деятельности и самой жизни, о способности «содержания» текста Хомякова превосходить «пределы» поэтической формы: «Эти стихотворения вовсе не стихотворны в том смысле, что содержание и значение их далеко перешагивает узкие рамки стихотворения и вообще стихотворного периода <...> Содержание, мысль у Хомякова большею частью не укладывается в стихотворение, переходит его пределы; содержание широко стремится воплотиться в жизни, в действительности, в деле» [Аксаков К.С., 1982. С. 214].

Философ и публицист, младший современник Хомякова A.A. Козлов выделяет в его поэзии преобладание оригинальной системы взглядов над художественностью: «Что касается до его поэтических произведений, то они всегда отличались блестящим, выработанным стихом, умною, благородною мыслью, но зато страдали недостатком той художественной образности, которая составляет существенное свойство истинной поэзии» (1860) [Козлов, 2006. С.153].

Одним из первых, кто осмыслил вклад Хомякова в богословие, был Ю.Ф. Самарин, по мнению которого Хомяков является не просто православным богословом, но и «одним из учителей Церкви» (1871) [Самарин Ю.Ф., 2006. С. 154]. Помимо Ю.Ф. Самарина, к богословским работам Хомякова обращается священник А. Иванцов-Платонов. Он комментирует особенности богословского мышления Хомякова, определяя основные свойства его богословских работ: их краткость и вместе с тем

содержащуюся в них глубину философских и богословских воззрений, дающих материал для «живой мысли» (1869) [Иванцов-Платонов А., 2006].

О значительном влиянии Хомякова на формирование богословских взглядов славянофилов свидетельствуют мемуары его современника

A.И. Кошелева, передавшего содержание бесед и споров, проходивших в салонах и в кругу славянофилов, о вопросах «веры и философии», политики и истории. По наблюдениям А.И. Кошелева, быт и воззрения русского народа, как вероисповедные, так и общественные, были самою «любимою темою разговоров» (1879) [Кошелев А.И., 2006. С. 157].

По мнению М.П. Погодина, в поэтических работах Хомякова часто просматриваются славянофильские искания и идеи. М.П. Погодина привлекают стихотворения поэта, посвященные современной исторической ситуации, роли России в мире. Он называет Хомякова «вещим поэтом», слова которого «должны были быть вылиты из золота», стихотворение Хомякова «Тебя призвал на брань святую» М.П. Погодин называет бессмертным [Погодин М.П., 2006].

Журнальная полемика о творчестве Хомякова не утихает до 1870-х годов. В критике этого периода замечается небольшая дистанция между восприятием поэтического и философского творчества Хомякова: славянофильские идеи подтверждаются поэтическим фразами, и напротив, художественные образы находят объяснение в научных и публицистических трудах Хомякова.

В начале XX века наблюдается всплеск интереса к личности и творчеству Хомякова в русской религиозной философии, переживающей настоящий Ренессанс. К наследию Хомякова обращаются Л.П. Карсавин, П.А. Флоренский, H.A. Бердяев, Г.В. Флоровский, С.Н. Булгаков,

B.В. Зеньковский.

H.A. Бердяев посвящает Хомякову работы «Хомяков как философ», «Алексей Степанович Хомяков», «Хомяков и свящ. Флоренский», в которых

представлен систематический взгляд на наследие Хомякова, описана его связь с православной традицией - органичной, по мысли Бердяева, для русской культуры вообще. Бердяев отмечает насущную необходимость изучения творчества Хомякова, оригинальность его идей. По определению Бердяева, Хомяков - прежде всего «замечательный», «первый свободный русский богослов», в восточноправославном богословии ему принадлежит одно из первых мест после старых учителей Церкви» (1912) [Бердяев H.A., 1997. С. 177]. Для определения своеобразия гносеологической системы Хомякова H.A. Бердяев вводит понятие «церковной гносеологии» [Бердяев H.A., 1997. С. 107].

Среди наиболее значительных категорий в богословии Хомякова В.В. Зеньковский выделяет категорию соборности, понятия «живознания», «цельного духа», а также церковность как основной метод познания [Зеньковский В., 2001. С. 199].

М.Ф. Таубе в работах «A.C. Хомяков как антимистицист» (1910), «Три столпа русского самобытного просвещения прошлого столетия: Хомяков, Достоевский и Епископ Феофан, затворник Вышенский» (1912), «Познаниеведение соборного восточного просвящения по любомудрию Славянофильства» (1912) осмысляет наследие Хомякова в богословском аспекте. Он ставит перед собой задачу «найти такую точку зрения, чтобы с наибольшею легкостью можно было почти одним обхватом обозреть всю область славянофильского простора мысли в полной ее цельности» [Таубе М.Ф, 1912. С.10].

В советскую эпоху интерес к личности и творчеству Хомякова уменьшается, а его творчество упоминается лишь в ряду поэтов некоторых литературных течений. Произведения Хомякова воспринимаются либо в рамках романтической традиции и философской поэзии, во взаимосвязи с немецким идеализмом Шеллинга и кружком любомудров, либо как иллюстрация славянофильских идей.

Поэтическое творчество славянофилов (А.С.Хомякова, братьев И.В., П.В. Киреевских, братьев К.С., И.С. Аксакова и Ю.Ф. Самарина) и их место в русской литературе и критике в общем контексте эпохи рассматривает В.И.Кулешов [Кулешов В.И., 1976. С. 15]. Главной фигурой славянофильского движения и его основателем он называет Хомякова. По его мнению, стихотворения Хомякова были в свое время очень известны и по-прежнему «могут считаться стоящими на уровне классики», например, стихотворения «Киев», «России», «Беззвездная полночь дышала прохладой...», «Звезды», «Подвиг есть и в сраженье...» и другие [Там же. С. 26]. В.И. Кулешов считал славянофильство «одной из разновидностей русского романтизма XIX века», мотивируя это тем, что хронологически будущие славянофилы (A.C. Хомяков, И.В. Киреевский) были «участниками» романтизма на всем его протяжении, получив «первые импульсы творчества от раннего русского романтизма, ярчайшим представителем которого был Жуковский» [Там же. С. 78]. По характеристике В.И. Кулешова, «зрелый, собственно славянофильский романтизм» - «одна из стадий затухающего романтического движения в России вообще», он называет его «особым славянофильским консервативным романтизмом», «романтизмом ретроспективной утопии» [Там же. С. 78].

Как представителя философско-психологической поэзии Хомякова рассматривает Е.А. Маймин, выделяя в его творчестве мотив «ночи», являющийся излюбленным у поэтов-любомудров; интерес поэта к «теме ночи» ученый объясняет «существенными особенностями философско-психологической поэзии», видевшей в ночи «путь к постижению самых заповедных человеческих глубин» [Маймин Е.А., 1969. С. 103]. Е.А. Маймин пытается проследить взаимосвязь поэтов-любомудров и A.C. Пушкина, общей чертой их поэзии он называет «изысканно-архаический» язык; отмечает влияние пантеистических стихов (так он называет пейзажные произведения) любомудров на поэзию Хомякова.

К «поэзии мысли» творчество Хомякова относит Л.Я. Гинзбург. По ее определению, именно Хомяков «наиболее отчетливо выразил основы шеллингианской эстетики», так как считал искусство «воплощением бесконечного в конечном», где «самая вселенная - художественное произведение бога», а «поэт - носитель высшего познания и откровения...» [Гинзбург Л.Я, 1997]. «Ранний Хомяков», по Л.Я. Гинзбург, оказывается во власти «уже существующих стилистических традиций... с их архаической лексикой, ораторской интонацией, метафоричностью и в то же время рассудочностью» [Гинзбург Л.Я, 1997].

К изучению философской проблематики поэзии Хомякова в советский период обращается В.В. Кожинов. Он называет его поэтом «тютчевской плеяды» и пытается определить «образ мыслителя» в поэзии Хомякова.

Б.Ф. Егоров изучает творчество Хомякова в связи с декабристами, любомудрами, с шеллингианством (пантеистическими мотивами). Он отмечает славянофильскую направленность поздних стихотворений поэта, обращая внимание на язык и стилистические приемы. Вслед за Л.Я. Гинзбург Б.Ф. Егоров говорит об архаичном стиле Хомякова в духе «торжественных библеизмов», «пророчеств», однако архаичность его поэзии Б.Ф. Егоров усматривает в другом. По его мнению, Хомяков «в условиях господства реалистического метода середины XIX века архаичен еще и своими романтическими крайностями», «изысканными метафорами» [Егоров Б.Ф, 2003. С. 132-133].

С 1990-х годов начинается поиск новых путей к изучению творчества Хомякова через анализ его поэтической системы, культурных и художественных истоков творчества, историко-литературного контекста его произведений, к определению единой основы поэтической, философской, богословской сфер деятельности, выявлению взаимосвязей между разными видами текстов. Наряду с этим происходит возврат к идее связи творческого

наследия Хомякова с его религиозными убеждениями; рассматривается укорененность личности и работ поэта в православной традиции.

На современном этапе исследований личности и творчества Хомякова нужно выделить ряд серьезных биографических работ С.С. Хоружего, В.А. Кошелева, H.H. Мазур, H.A. Щеглова, H.A. Дмитриева, призванных уточнить события жизни поэта, его личные и литературные связи. Исследования направлены на выявление соотношения личности и идей Хомякова, на определение генезиса его поэтической системы и мировоззрения. Характеристике славянофильских взглядов Хомякова посвящены работы С.С. Хоружего, И.С. Ильина, М.Н. Громова,

B.А. Викторовича, М.А. Козьминой, Г.В. Жигуновой, Е.К. Гусева.

Философские идеи Хомякова освещаются в работах A.B. Чернова, Б.Н. Тарасова, историософские взгляды - в трудах В.И. Керимова, K.M. Долгова, Н.И. Цимбаева, политические идеи поэта рассматривают А.И. Шепарнева, Н.И. Цимбаев, Ю.П. Буданцев, В.В. Михайлов, A.A. Попов. Рецепции педагогических идей Хомякова посвящены работы JI.E. Шапошникова, И.В. Борсук, П.Ф. Каптерева.

К изучению богословских воззрений Хомякова обращаются

C.С. Хоружий, JI.B. Хачатурян, В.И. Холодный, В.Н. Лазарев. В современном отечественном литературоведении также отмечается устойчивый интерес к изучению творчества Хомякова в рамках православной традиции, к которой он тяготел и из которой произрастают его богословские воззрения и поэтическая образность (В.А. Воропаев, И.А. Есаулов, Т.А. Кошемчук, Т.Ю. Березина, Е.О. Непоклонова).

В современном литературоведении наблюдается стремление воспринять поэзию Хомякова как целостную систему, найти адекватный подход для понимания и объяснения его творчества с учетом всех личностных и мировоззренческих особенностей поэта. Исследователи идут разными путями.

Так, H.H. Мазур причисляет Хомякова к группе «Московского вестника» и рассматривает историю интеллектуальных отношений Пушкина и «московских юношей» с точки зрения московского менталитета, отмечая особенности их эстетических взглядов, их интерес к теме поэта и поэзии, к проблеме «гения» [Мазур H.H., 2001]. В своей диссертационной работе H.H. Мазур изучает факты биографии и творческой деятельности Хомякова в период с 1821 по 1837 год, что позволяет ей сделать вывод об отсутствии биографической связи Хомякова с поэтами любомудрами.

Три составляющие хомяковского наследия, «синтетического по своей природе», выделяет В.П. Океанский: экклезиологию, историософию и лирику. Исследователь видит истоки творчества Хомякова в «церковной традиции» (святители Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский), из которой Хомяков перенимает взгляд на мироздание как на гармоничное художественное творение Бога [Океанский В.П, 2007. С. 220].

JI.K. Граудина рассматривает отражение в поэзии Хомякова славянофильских и богословских идей и приходит к выводу, что основная тема его ранней, «философской по своему содержанию лирики» - «сущность и назначение поэзии». Сам образ поэта Граудина представляет в рамках идеализма Шеллинга, называя поэта «посредником между человеком и природой», где человек стремится понять «тайный глас природы» и «слиться духом с мировой душой» [Граудина JI.K, Кочеткова Г.И, 2010. С.179]. JI.K. Граудина определяет поэзию Хомякова как «духовную», связанную с миром Православия [Граудина JI.K, Кочеткова Г.И, 2010. С. 179-180].

Влияние идеи соборности на формирование художественного мира Хомякова, ее связь с другими сферами его сознания рассматривает Е.О. Непоклонова. Она реконструирует содержание понятия соборность как в предшествующей Хомякову традиции, так и в контексте мышления самого поэта; обращается к богословским сочинениям Хомякова, к философско-эстетическим работам и к его поэзии [Непоклонова Е.О, 2002].

Т.Ю. Березина относит творчество Хомякова к любомудровскому варианту романтизма, выделяя в нем проявление религиозного мировидения. Рассматривая жанры поэзии Хомякова, Т.Ю. Березина отмечает, что «поэтика и духовная содержательность многих лирических произведений

A.C. Хомякова соприродна традициям русской духовной оды», потому что, с ее точки зрения, к «жанру духовной оды восходят не только церковнославянская торжественная образность, метафизические пейзажи, но и образ человека, предстоящего мирозданию и Творцу» - образ, органичный для лирики Хомякова. По мнению исследовательницы, ранняя лирика Хомякова развивается «в жанровом контексте, характерном для "поэзии мысли" любомудров (послание, аллегорическая элегия, лирический монолог, драматическое стихотворение)», а зрелое и позднее творчество Хомякова «тяготеет к традиционным для русской духовной поэзии жанровым формам литературной "молитвы", переложения псалма, исповеди, проповеди» [Березина Т.Ю., 2007. С. 45].

В.А. Кошелев акцентирует внимание на деталях биографии Хомякова, отмечает противоречивость оценок личности и творчества Хомякова, данных его современниками. С одной стороны, В.А. Кошелев оспаривает принцип отнесения творчества Хомякова к поэтам тютчевской плеяды, разработанный

B.В. Кожиновым, считая объединение поэтов вокруг Тютчева неубедительным. С другой стороны, исследователь оспаривает принадлежность Хомякова к кружку любомудров, апеллируя к воспоминаниям А.И. Кошелева (друга Хомякова), в которых не содержится данных о союзе Хомякова с «любомудрами», так как его не было Москве в период деятельности кружка [Кошелев В.А., 2004. С. 42]. В.А. Кошелев говорит об эволюции Хомякова: от лирики через «создание публицистических стихотворений-призывов» к позднейшим славянофильским стихам. Он указывает на основной критерий поэтичности Хомякова - «особенную значимость предметов в поэзии», не связанных с житейской повседневностью.

В.А. Кошелев отмечает, что Хомяков сознательно избегает форм представления «я», активно обращаясь к форме «мы» - воплощению соборного сознания [Кошелев ВА, 2004. С. 43].

Религиозные стихи Хомякова, по определению B.C. Грекова, лишены ложного пафоса, дидактики, они «очень камерны и лиричны», «неназидательны», в них поэт беседует с читателем один на один, напоминает о том, что известно только двоим, например в стихотворениях «Звезды», «Помнишь, по стезе нагорной» и других. По мнению B.C. Грекова, духовная тонкость религиозных стихов обусловлена православием, определившим этическую концепцию Хомякова [Греков B.C., 1989. С. 72].

Многие штампы и стереотипы, сложившиеся в советскую эпоху, оспаривает ТА. Кошемчук. Так, она высказывает сомнения в связи творчества Хомякова с романтизмом, пантеизмом и любомудрием. Она убедительно доказывает, что немецкий идеализм и романтизм для Хомякова являются периферийными и малозначительными и, напротив, центральным и значимым оказывается православное миропонимание. Основным тезисом исследований Т.А. Кошемчук является мысль о том, что жизненный путь A.C. Хомякова «характеризуется прежде всего служением своей традиции», поэтому «если дух эпохи накладывает на творчество поэтов свои искажающие черты, то в наименьшей степени этому подвержен Хомяков», мало зависящий от своего времени. Так, Т.А. Кошемчук замечает, что «ни в типе личности, ни в поэзии Хомякова нет ничего романтического» [Кошемчук Т.А, 2006. С. 290]. Например, идея двоемирия является «внешним общим признаком романтизма и христианства», при этом двоемирие в христианской традиции понимается «как онтологическая противопоставленность Бога и мира тварного», а романтиками редуцируется до противопоставления «высшего мира (идеала, мечты), создания гордого романтического сознания» - обычному миру, «презираемому романтической личностью» [Там же. С. 290]. ТА. Кошемчук выделяет у Хомякова акцент на приоритете «духовной темы». Она говорит о

преимущественном внимании Хомякова «к религиозной стороне жизни», о его склонности к «философскому осмыслению и обобщенному выражению жизненных переживаний» [Там же. С. 30]. По ее определению, стихотворения Хомякова - это «не летопись внутренней жизни, но лишь отдельные свидетельства о событиях в сфере духовной», поэтому неправомерно «упрекать поэта в тематической ограниченности», ведь в поэзии Хомякова выразились многие аспекты его мировосприятия: «восприятие тварного мира, природы и человека, мира высшего, любви и творчества; мистические, молитвенные и пророческие переживания, размышления об исторических судьбах России и Европы» [Там же. С. 30].

Уже у современников Хомякова сложилось представление о его творчестве как о целостном единстве, основные составляющие которого: богословие, философия, публицистика, поэзия - находятся в отношениях взаимоотражения. Из этих составляющих складывается единая картина мира, основанная на церковной традиции.

Мы выделили три основных положения, позволяющие определить особенности творческого метода Хомякова:

Во-первых, следует помнить об универсальности Хомякова как мыслителя. Нет ни одной научной дисциплины гуманитарного знания, к которой бы он не обратился.

Во-вторых, следует принять во внимание синкретичность его знания: его философские и богословские работы построены на интуиции, на творческом подходе, поэтому они не имеют строгой научной системы. С другой стороны, поэтическое творчество, несмотря на то, что оно является отражением внутренней жизни поэта, содержит рациональное зерно. Элементы научного, публицистического и поэтического дискурсов в творчестве поэта взаимопроникают, поддержанные универсальностью личности самого Хомякова.

В-третьих, сущностно значимым для творчества Хомякова оказывается явление церковности как основы мировоззрения, организующего систему его поэтического мира и научных взглядов.

Актуальность исследования. В последние десятилетия появилось большое количество работ, посвященных изучению творческого наследия A.C. Хомякова: существуют обобщающие исследования по богословию (С.С. Хоружий, В.И. Холодный, В.Н. Лазарев), философии Хомякова (A.B. Чернов, В.И. Керимов, K.M. Долгов, Н.И. Цимбаев), серьезные работы биографического плана (В.А. Кошелев, H.H. Мазур). Зачастую выводы исследователей противоречат друг другу. Однако полученные результаты до сих пор не дают целостного научного представления о творчестве A.C. Хомякова, о месте поэта в литературной ситуации своего времени. При этом следует отметить малое количество работ, посвященных анализу его поэтической системы.

Наряду с этим наблюдается стремление некоторых авторов воспринять поэзию Хомякова в связи с его религиозными убеждениями, с учетом укорененности личности и работ поэта в православии (Т.А. Кошемчук, Т.Ю. Березина). Однако до сих пор в отечественном литературоведении нет целостных исследований поэтической системы A.C. Хомякова, связанных с постижением его идей и образов в контексте православной традиции.

Гносеологические идеи, имеющие большое значение в творчестве Хомякова, были рассмотрены в его богословских и философских трудах (H.A. Бердяев, В.В. Зеньковский), но до сих пор не были проанализированы в поэзии. В этой связи представляется необходимым и перспективным обращение к рецепции церковно-гносеологических идей A.C. Хомякова на материале его поэтического творчества.

Цель исследования - изучение феномена Пути в поэтической гносеологии A.C. Хомякова.

Задачи исследования:

1. Выявить связь между богословскими, философскими идеями A.C. Хомякова и его поэтическим творчеством.

2. Определить специфику воплощения церковно-гносеологических идей и категорий A.C. Хомякова в его поэтическом творчестве, определить характерные свойства его поэтики.

3. Проанализировать феномен Пути, его особенности, динамику и взаимосвязь с теорией A.C. Хомякова о трех этапах Откровения.

4. Выявить особенности этапов Пути познания в поэзии A.C. Хомякова.

Объектом данного диссертационного исследования выступает поэзия A.C. Хомякова. Предметом исследования является феномен Пути в поэзии

A.C. Хомякова в свете его церковно-гносеологических воззрений.

Цель и задачи определили выбор методов литературоведческого исследования. Поэзия A.C. Хомякова рассматривается с точки зрения православной аксиологии. Значительная роль в работе отводится культурно-историческому методу, позволяющему проследить связь поэта с философским и эстетическим контекстом эпохи и развитие его миросозерцания. Историко-генетический метод помогает обнаружить в поэзии A.C. Хомякова отражение библейских параллелей, православной традиции (Евангелия, святоотеческой традиции), а также эксплицировать тип духовной традиции, обусловивший специфику поэзии A.C. Хомякова. Сравнительно-типологический метод используется для сопоставления поэзии Хомякова с близкими в духовном и культурном отношении поэтами.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Зеленина, Анна Николаевна, 2012 год

Библиографический список

I. Источники

1. Баратынский, Е.А. Стихотворения и поэмы. - М.: Худ. лит., 1971. - 398с.

2. Батюшков, К.Н. Сочинения. - М., 1955. - 452 с.

3. Веневитинов, Д.В. Полное собрание сочинений. - M.-JL, 1934. - 533 с.

4. Веневитинов, Д.В. Стихотворения. Поэмы. Драмы. - М.: Худ. лит., 1976.- 128 с.

5. Глинка, Ф.Н. Стихотворения // Декабристы: антология: В 2 т. - Л., 1975.-Т. 1.-496 с.

6. Глинка, Ф.Н. Стихотворения. - М., 1986. - 360 с.

7. Гнедич, Н.И. Стихотворения. Л., 1956. - 844 с.

8. Жуковский, В.А. Собрание сочинений: В 4 т. М.-Л.: Гос. изд-во худ. лит., 1959-1960.

9. Княжнин, Я.Б. Вадим Новгородский // Русская литература XVIII век. -Л., 1970. -С. 426-448.

10. Кюхельбекер, В.К. Избранные произведения: В 2 т. - М.-Л., 1967.

11. Лермонтов, Ю.М. Сочинения: В 2 т. - М., 1988.

12. Пушкин, A.C. Полное собрание сочинений: В Ют. / A.C. Пушкин. - М.: Изд. Акад. Наук СССР, 1963.

13. Раевский, В.Ф. Полное собрание стихотворений. - М.-Л.: Советский писатель, 1967. - 256 с.

14. Рылеев, К.Ф. Сочинения. - Л.: Худ. лит, 1987. - 412 с.

15. Рылеев, К.Ф. Стихотворения // Декабристы: антология: В 2 т. - Л., 1975.-Т. 1.-496 с.

16. Сомов, О.М. Стихотворения // Поэты 1820-1830-х годов. - Л., 1972. -Т. 1.-792 с.

17. Туманский, В.И. Стихотворения // Поэты 1820-1830-х годов. - Л., 1972.-Т. 1.-792 с.

18. Хомяков, A.C. Сочинения.-М., 1900.-Т. 1.-212 с.

19. Хомяков, A.C. Полное собрание сочинений. - М., 1904. - Т. 5.

20. Хомяков, A.C. Полное собрание сочинений. - М, 1907. - Т. 2.

21. Хомяков, A.C. Полное собрание сочинений. - М., 1911. - Т. 1.

22. Хомяков, A.C. Полное собрание сочинений. - М., 1911. - Т. 3.

23. Хомяков, A.C. Стихотворения и драмы / сост. Б.Ф. Егоров. - JL: Сов. Писатель, 1969. - 596 с.

24. Хомяков, A.C. О старом и новом: статьи и очерки. - М.: Современник,

1988.-464 с.

25. Хомяков, A.C. Гнезда орлов // Молодая гвардия. - 1990. - № 11. -С. 184-190.

26. Хомяков, A.C. Сочинения: В 2 т. - М.: Медиум, 1994.

27. Хомяков, A.C. По поводу отрывков, найденных в бумагах И.В.Киреевского // Антология феноменологической философии в России. - М.: Логос, Прогресс-Традиция, 2000. - С. 13-21.

28. Хомяков, A.C. Иван Васильевич Киреевский // Славянофильство: pro et contra. - СПб., 2006. - С. 57-60.

29. Хомяков, A.C. Сочинения богословские. - СПб.: Наука, 1995. - 479 с.

30. Хомяков, A.C. Всемирная задача России. - М.: Институт русской

цивилизации, 2008. - 784 с.

31. Языков Н.М. Стихотворения и поэмы. - Л. : Советский писатель, 1988. -

370 с.

II. Список использованной литературы

32. A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист: В 2 т. / отв. ред. Б.Н. Тарасов. - М.: Языки слав, культур, 2007.

33. A.C. Хомяков. Хмелитский сборник: антология. - Смоленск: Смоленская обл. тип. им. В.И. Смирнова, 2002. - Вып. 5. - 184 с.

34. Акимов, В.А. Литературно-эстетические взгляды «любомудров»: к проблеме фрагментарности: дисс. ... канд. филол. наук. - М., 2005. -163 с.

35. Аксаков, К.С. Обозрение современной литературы // Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. - М.: Современник, 1982. -С. 205-238.

36. Анисимов, K.B. Н.М. Карамзин и его последователи - интерпретаторы строгановской летописи // Филологические науки. - 2004. - №4. -С. 3-12

37. Анисин, А.Л. Принцип соборного единства в истории философской мысли: автореф. дисс. ... докт. филос. наук. - Екатеринбург, 2011. - 56 с.

38. Анненкова, Е.И. Проблема соотношения искусства и религии в восприятии славянофилов // Славянофильство и современность. - СПб., 1994.-С. 48-76.

39. Антонов, K.M. Миссионерские стратегии и тактики A.C. Хомякова // A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. - Т. 1 -С.348-353.

40. Артемов, К. Выбор. Учение A.C. Хомякова о самобытности России // Молодая гвардия. - 1993. - №7. - С. 222-226.

41. Бадалян, Д.А. A.C. Хомяков и московское художественное общество // A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. - Т. 2. -С. 274-284.

42. Бахтин, М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. - СПб.: Азбука, 2000. - 332 с.

43. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики : исследования разных лет. - М.: Худ. лит., 1975. - 502 с.

44. Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. - М., 1953.

45. Бердяев, H.A. A.C. Хомяков как философ // Бердяев H.A. Собрание сочинений. - Париж: YMCA-Press, 1989. - Т. 3. - 714 с.

46. Бердяев, H.A. Алексей Степанович Хомяков. Миросозерцание Достоевского. Константин Леонтьев. [Собрание сочинений. Т. V.] Париж: YMCA-Press, 1997. - 578 с.

47. Бердяев, H.A. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. Т. 1. - М.: Искусство, 1994. - 524 с.

48. Бердяев, H.A. Хомяков и свящ. Флоренский // Бердяев Н. А. Собрание сочинений. - Париж: YMCA-Press, 1989. - Т. 3. - 714 с.

49. Березин, В.М. Коммуникация как сообщение и разобщение личностей в контексте социологии и публицистики A.C. Хомякова // A.C. Хомяков -мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. - Т. 2. - С. 420-424.

50. Березина, Т.Ю. Проблема культурных истоков и идейно-художественных взаимосвязей эстетического идеала в лирике A.C. Хомякова: дисс. ... канд. филол. наук. - Омск, 2007. - 186 с.

51. Бестужев-Рюмин, К.Н. Славянофильское учение и его судьба в русской литературе // Славянофильство: pro et contra. - СПб., 2006. - С. 333-346.

52. Бибихин, В.В. Язык философии. М.: Языки слав, культуры, 2002. -416 с.

53. Благова, Т.И. Родоначальники славянофильства: A.C. Хомяков и И.В. Киреевский. - М.: Высш. шк., 1995. - 350 с.

54. Благова, Т.И. Соборность как философская категория у A.C. Хомякова // Славянофильство и современность. - СПб., 1994. - С. 177-193.

55. Боголюбов, Н. Алексей Степанович Хомяков: историко-психологический очерк. - Харьков, 1905. - 70 с.

56. Большаков, В.И. Историософские воззрения A.C. Хомякова и современность // А.С.Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. -М, 2007.-Т. 2.-С. 136-147.

57. Борсук, И.В. Терпимость и веротерпимость в контексте педагогики // Мир образования - образование в мире. - 2007. - № 3. - С. 133-142.

58. Буданцев, Ю.П. Велик 2008-й год. Перечитывая A.C. Хомякова // Новая книга России. 2008. - №12. - С. 12-24.

59. Буданцев, Ю.П. Парадигма A.C. Хомякова // A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. - Т. 1. - С. 25-28.

60. Буланов, A.M. Рациональное и сердечное в теории познания и в эстетике славянофилов // Славянофильство и современность. - СПб., 1994. -С. 177-193.

61. Булгаков, С.Н. Первообраз и образ // Философия имени. Икона и иконопочитание: В 2 т. - СПб.: ООО «ИНАПРЕСС», Москва: «Искусство», 1999. - Т.2. - 448 С.

62. Булгаков, С.Н. Православие. - М.: Фолио, 2001. - 367 с.

63. Булгаков, С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. - М.: Республика, 1994.-415 с.

64. Бурдакова, Т.В. Отечественная философская мысль середины XIX века о русском народе и его истории (К.С. Аксаков, А.И. Герцен, И.В. Киреевский, A.C. Хомяков) // A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. - Т. 2. - С. 125-129.

65. Ванюшина, Е.Ф. Бердяевская рецепция философского наследия A.C. Хомякова // A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007.-Т. 1.-С. 545-552.

66. Видмарович, Н.В. Творчество A.C. Хомякова в свете идеи соборности // A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. - Т. 2. -С. 39-46.

67. Викторович, В.А. «Выяснение» славянофильства: от Хомякова к Достоевскому // A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007.-Т. 1.-С. 107-119.

68. Власенко, Т.Л. Методология и методика изучения лирики (русская поэзия конца XVIII - начала XIX в.). - Ижевск, 2005. - 122 с.

69. Волоцкий, И. Просветитель. - М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1994. - 217 с.

70. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. - М.: Гос. изд-во худ. лит., 1941. -620 с.

71. Возвращенная критика XIX века: антология. - Ижевск: Удмуртский университет, 2009. - 356 с.

72. Воробьева, С.А. Русская философско-историческая мысль XIX века: 30-50-е годы: автореф. дисс. ... докт. филос. наук. - СПб., 2011. - 42с.

73. Воронин, И.А. Личность и мировоззрение A.C. Хомякова в отечественной и зарубежной историографии // A.C. Хомяков -мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. - Т. 1. - С. 32-35.

74. Воропаев, В.А. Церковь одна: Хомяков и Гоголь // A.C. Хомяков -мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. - Т. 1. - С. 359-363.

75. Вышеславцев, Б.П. Этика преображенного эроса. - М.: Республика, 1994.-368 с.

76. Гачева, А.Г. Философия любви A.C. Хомякова // A.C. Хомяков -мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. - Т. 1. - С. 476-488.

77. Гилберт, К.Э. История эстетики / К.Э. Гилберт, Г. Кун. - М.: Алетейя. -2000. - 653 с.

78. Гиляров-Платонов, Н.П. О судьбе убеждений. По поводу А.С.Хомякова// Славянофильство: pro et contra. - СПб., 2006. -С. 277-283.

79. Гинзбург, Л.Я. О лирике. - М.: Интрада, 1997. - 408 с.

80. Гинзбург, Л.Я. Работы довоенного времени. - СПб.: Петрополис, 2007. -

626 с.

81. Горский A.B. Замечания на богословские сочинения A.C. Хомякова // Славянофильство: pro et contra. - СПб., 2006. - С. 541-564.

82. Граудина, Л.К., Русское слово в лирике XIX века 1840-1900: учеб. пособие / Л.К. Граудина, Г.И.Кочеткова. - М.: Флинта; Наука, 2010. -600 с.

83. Греков, В. Стезей нагорной // Поэзия: альманах. - М., 1989. - № 54. -С. 68-78.

84. Григорьев, A.A. Стихотворения A.C. Хомякова / A.A. Григорьев // Время. - 1861. - № 5. - Режим доступа: http://www.philolog.ru/filolog/ writer/pdf/homiakov.pdf

85. Громов, М.Н. Славянофильство как мировоззрение, идеология и философия // A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. -Т. 1.-С. 101-106.

86. Гуковский, Г.А. Пушкин и русские романтики. - М.: Худ. лит., 1965. -356 с.

87. Гуковский, Г.А. Русская литература XVIII века. - М., 1999. - 453 с.

88. Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. - М.: Прогресс, 1985. -452 с.

89. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа. - М.: Книга, 1991. - 573 с.

90. Деррида, Ж. Эссе об имени. - М.: Институт экспериментальной социологии; Спб.: Алетейя, 1998. - 192 с.

91. Джимбинов, С.Б. В.В. Розанов и A.C. Хомяков // A.C. Хомяков -мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. - Т. 1. - С. 233-235.

92. Дмитриев, H.A. Основатель славянофильства // Русская история. -2010.-№3_4. _С. 102-105.

93. Долгенко, А.Н. Философско-эстетическое наследие A.C. Хомякова и эволюция русского декаданса // A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. - Т. 2. - С. 396-400.

94. Долгов, K.M. Историософия A.C. Хомякова // A.C. Хомяков -мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. - Т. 2. - С. 53-67.

95. Досталь, М.Ю. Славянство в историософии и политических воззрениях A.C. Хомякова // A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007.-Т. 2.-С. 109-117.

96. Достоевский, Ф.М. Признания славянофила // Славянофильство: pro et contra. - СПб., 2006. - С. 424-429.

97. Духовное наследие А.С. Хомякова: теология, философия, этика. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. J1.H. Толстого, 2003. - 342 с.

98. Евдокимов, П. Искусство иконы. Богословие красоты. - Клин: Христианская жизнь, 2005. - 384 с.

99. Евлампиев, И.И. А.С. Хомяков и русская философия конца XIX - начала XX века // А.С. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. -Т. 1. - С. 399-407.

100. Евлампиев, И.И. История русской метафизики в XIX - XX веках. -СПб.: Алетейя, 2000. - 416 с. Режим доступа: http://www.agnuz.info/tl_files /library/books/ metaphisic/page02.htm

101. Егоров, Б.Ф. А.С. Хомяков - литературный критик и публицист // Егоров Б.Ф. От Хомякова до Лотмана. - М.: Языки славянской культуры, 2003.-368 с.

102. Егоров, Б.Ф. О национализме и панславянизме славянофилов // Славянофильство и современность. - СПб.: Наука, 1994. С. 23-32.

103. Егоров, Б.Ф. От Хомякова до Лотмана. - М.: Языки славянской

культуры, 2003. - 368 с.

104. Егоров, Б.Ф. Поэзия А.С. Хомякова / Хомяков А.С. Стихотворения и

драмы.-Л., 1969.

105. Егоров, В .К. А.С. Хомяков - русский европеец // А.С. Хомяков -мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. - Т. 1. - С. 29-31.

106. Екатерина II. Из жизни Рюрика / Сочинения императрицы Екатерины II. СПб., 1893. Режим доступа: http://az.lib.ru/e/ekaterina_w/text_0250 oldorfo.shtml.

107. Есаулов, И. А. Категория соборности в русской литературе. -Петрозаводск, 1995. - 288 с.

108. Есаулов, И.А. Соборность в философии А.С. Хомякова и современная Россия // А.С. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. -Т. 2. - С. 7-11.

109. Есаулов, И.А. Литературоведческая аксиология: опыт обоснования понятия // Евангельский текст в русской литературе XVII-XIX веков. -Петрозаводск: Издательство Петрозаводского университета, 1994. -С. 378-383.

110. Есаулов, И.А. Пасхальность русской словесности. - Петрозаводск, 2004. - 560 с.

Ш.Ефремов, A.B. A.C. Хомяков и Н. Я. Данилевский // A.C. Хомяков -мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. - Т. 2. - С. 130-133.

112. Жигунова, Г.В. Общественный идеал России в философских воззрениях славянофилов: дисс. ... канд. филос. наук. - Мурманск, 2005. - 155 с.

113. Жирмунский, В.М. Байрон и Пушкин. - Л., 1978. - 424 с.

114. Зайцев, П.Л. Два образа «мужского» в историософии A.C. Хомякова // A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. - Т. 2. -С. 154-155.

115.3акунов, Ю.А. Основные альтернативы социокультурных ценностей как продолжение идей славянофильства // A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. - Т. 2. - С. 158-162.

116. Закуренко, А.Ю. «Кремль, Киев, Саровская пустынь»: представший и становящийся образ Руси у A.C. Хомякова // A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. - Т. 1. - С. 319-332.

117. Замостьянов, A.A. Из истории поэтической героики A.C. Хомякова // A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. - Т. 2. -С.369-379.

118. Захаров, В.Н. Русская литература и христианство // Евангельский текст в русской литературе XVII-XIX веков. - Петрозаводск: Издательство Петрозаводского университета, 1994. - С. 5-12.

119. Зверев, В.П. Общность духовно-эстетических взглядов Ф.Н. Глинки и A.C. Хомякова // A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007.-Т. 1.-С. 160-171.

120. Зеньковский, В. История русской философии. - М.: Академический Проект, Раритет, 2001. - 880 с.

121. Зимин, А.И. A.C. Хомяков и проблемы русского культурно-исторического самосознания // A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. - Т. 2. - С. 134-135.

122. Злыгостева, Н.И. A.C. Хомяков и почвенническая традиция в русской культуре // A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. -Т. 2. - С. 425-426.

123. Зырянов, О.В. Эволюция жанрового сознания русской лирики: феноменологический аспект. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2003.-548 с.

124. Зырянов, О.В. О задачах познания Тютчева // Известия Уральского государственного университета. - 2004. - № 33. - С. 129-140.

125. Иванов, В.Г. Мессианские взгляды A.C. Хомякова и B.C. Соловьева: дисс. ... канд. филос. наук. - СПб. - 2000. - 153 с.

126. Иванцов-Платонов, А. Несколько слов о богословских сочинениях А.С.Хомякова // Славянофильство: pro et contra. - СПб., 2006. -С.346-363.

127. Ильин, И.А. Основы христианской культуры. - СПб.: Шпиль, 2004. -352 с.

128. Ильин, И.С. Оценочное понимание права в русской философии: единение и различие // Вопросы культурологии. - 2009. - № 6. -С. 52-56.

129. Ионайтис, О.Б. Понятие «соборность» в сочинениях A.C. Хомякова // A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. - Т. 2. -С. 32-33.

130. Исаева, М.В. Влияние идей славянофилов на формирование понятий самобытности и национальности в русском искусстве первой половины

XIX века // A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. -Т. 2.-С. 252-253.

Ш.Казин, A.JI. Верующий разум // A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. - Т. 1. - С. 427-455.

132. Казначеев, С.М. A.C. Хомяков - литературный критик // A.C. Хомяков -мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. - Т. 2. - С. 405-407.

133. Каменский, З.А. Философия славянофилов. Иван Киреевский и Алексей Хомяков. - СПб.: РХГИ, 2003. - 536 с.

134.Камкин, А.К. Взаимоотношения России и Европы - славянофильский взгляд // Вопросы гуманитарных наук. - М.: 2003. - № 4 (7). -С.138-142.

135.Каптерев, П.Ф. История русской педагогики // Педагогика. - 1994. -Ш5.-С. 53-62.

136. Карсавин, Л.П. A.C. Хомяков. Фрагменты // Славянофильство: pro et

contra. - СПб., 2006. - С. 806-816.

137.Карушева, М.Ю. «Ермак» A.C. Хомякова как мистериальная драма: Опыт лексико-семантического комментария // Христианство и русская литература. - СПб.: Наука, 1996. - С. 108-128.

138.Катасонов, В.Н. A.C. Хомяков: целая цивилизация // A.C. Хомяков -мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. - Т. 1. - С. 18-24.

139. Керимов, В.И. Философия истории A.C. Хомякова // Вопросы философии. - 1988. - №3. - С. 88-102.

140. Классическая словесность и религиозный дискурс (проблемы аксиологии и поэтики): сб. науч. ст. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2007.

141.Кожинов, В.В. О тютчевской плеяде поэтов // Поэты тютчевской плеяды. -М.: Сов. Россия, 1982. - С. 3-19.

142.Кожинов, В .В. Тютчев // История всемирной литературы: В 8 т. - М.: Наука, 1989. - Т. 6. - С. 344-349.

143. Козлов, A.A. Алексей Степанович Хомяков // Славянофильство: pro et contra. - СПб., 2006. - С. 152-154.

144. Козлова, Н.П. A.C. Хомяков и западная мысль // A.C. Хомяков -мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. - Т. 1. - С. 563-568.

145. Козырев, А.П. A.C. Хомяков и кн. С.Н. Трубецкой: возможные перекрестья // A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. -Т.1.-С. 178-184.

146.Козьмина, М.А. A.C. Хомяков и неославянофильство начала XX века // A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. - Т. 1. -С. 220-227.

147. Коковина, Н.З. «Русская старина» в системе историософских констант A.C. Хомякова // A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007.-Т. 2.-С. 210-215.

148. Косяков, Г.В. Метафизика бессмертной души в лирике A.C. Хомякова // A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. - Т. 2. -С. 343-346.

149. Косяков, Г.В. Метафизика эсхатологического воскресения в поэзии А.С.Хомякова // Косяков Г.В. Художественная онтология в русской романтической лирике: Монография. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. -180 с.

150. Котельников, В.А. Восточный вопрос в русской политике и литературе // Русская литература. - 2004. - №2. - С. 3-30.

151.Кошарный, В .П. Творческое наследие A.C. Хомякова и феномен национальной философии // A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. -М., 2007. - Т. 1. - С. 413-417.

152.Кошелев, А.И. Мои воспоминания об A.C. Хомякове // Славянофильство: pro et contra. - СПб., 2006. - С. 155-163.

153.Кошелев, А.И. Русское общество 40-50-х годов XIX в.: Записки А.И. Кошелева - М.: Изд-во МГУ, 1991. - Ч. 1. - 415 с.

154. Кошелев, В. А. Алексей Степанович Хомяков: жизнеописание в документах, в рассуждениях и разысканиях. - М.: Новое литературное обозрение, 2000.-512 с.

155. Кошелев, В. А. История и современность в «Семирамиде» A.C. Хомякова // Литература и история. - СПб., 1992. - С. 89-116.

156. Кошелев, В.А. О пейзажной лирике A.C. Хомякова // A.C. Хомяков -мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. - Т. 2. - С. 311-318.

157. Кошелев, В.А. Парадоксы Хомякова. Заметки и наблюдения. - М.: «Индрик», 2004. -216 с.

158. Кошелев, В.А. Хомяков и граф А.К. Толстой: русская историческая мифология в литературном осмыслении // Русская литература. - 2004. -№4.-С. 55-105.

159. Кошелев, В.А. Поэт и «прозатор» // Литература в школе. - 1997. - №1. -С. 20-33.

160. Кошелев, В.А. Пушкин и Хомяков // Временник Пушкинской комиссии. - Л.: Наука, 1987. - Вып. 21. - С. 24-40.

161.Кошемчук, Т.А. Мир и человек в поэзии A.C. Хомякова: аспекты христианского миросозерцания // A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. - Т. 2. - С. 228-239.

162. Кошемчук, Т.А. Поэт - пророк и собеседник муз // Христианство и русская литература. - СПб.: Наука, 2006. - 738 с.

163.Кошемчук, Т.А. Русская поэзия в контексте православной культуры. СПб.: Наука, 2006.-639 с.

164. Ксенофонтов, В.Н. Философско-нравственные идеи A.C. Хомякова о войне и мире: содержание и преемственность // A.C. Хомяков -мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. - Т. 1. - С. 539-544.

165.Кузмин, М.А. Аналогия или провидение? (О A.C. Хомякове как о поэте)// Аполлон. -1914. - № 6/7. - С. 82-85. - Режим доступа: http: //dugward.ru/library/sodlib_al.html.

166. Кулешов, В.И. История русской критики XVIII - начала XX веков. - М.:

Просвещение, 1984. - 528 с.

167. Кулешов, В .И. Славянофилы и русская литература. - М.: Худ. лит.,

1976.-288 с.

168. Куракина, О.Д. A.C. Хомяков - основоположник самобытной русской философии // A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. -Т. 1.-С. 408-412.

169. Лабанов, С.С. Проблема взаимоотношения России и запада у A.C. Хомякова и Ф. И. Тютчева // A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. - Т. 2. - С. 118-120.

170. Лазарев, В.Н. Идея целостности в русской религиозно-философской традиции // Философские науки. - 2011. - № 3. - С. 116-132.

171. Лазарева, А.Н. A.C. Хомяков и пути осмысления нравственно-религиозного идеала // A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. -

М., 2007. - Т. 1. - С. 534-538.

172. Лаптева, Л.П. A.C. Хомяков и его связи с чешскими учеными // А.С.Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. - Т. 1. -С. 84-90.

173. Лебедев, Ю.В. Духовные истоки русской классики. Поэзия XIX века: Историко-литературные очерки. - М.: Классике Стиль, 2005. - 256 с.

174. Левицкий, С.А. Ранние славянофилы // Славянофильство: pro et contra. -

СПб., 2006. - С. 864-869.

175. Лепахин, В.В. Иконичный образ святости: пространственные, временные, религиозные и историософские категории Святой Руси // Интернет журнал Сретенского монастыря. - Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/050629120747.

176. Лествичник, И. Лествица. - М. : Дарь, 2005. - 544 с.

177. Лосев, А.Ф. Личность и абсолют. - М.: Мысль, 1999. - 719 с.

178. Лосев, А.Ф. Русская философии // Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г.. Очерки истории русской философии. - Свердловск, 1991.-С. 67-95.

179. Лосев, А.Ф. Философия имени. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 269 с.

180. Лотман, Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха - Л.: Просвещение, 1972.-271 с.

181. Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров: человек - текст - семиосфера-история. - М.: Яз. рус. культуры, 1996. - 447 с.

182. Лотман, Ю.М. История и типология русской культуры. - СПб.:

Искусство-СПб., 2002. - 765с.

183. Лурье, В.М. Догматические представления A.C. Хомякова // Славянофильство и современность. - СПб., 1994. - С. 158-176.

184. Люстров, М. Тема героической гибели в русской и шведской литературах эпохи Северной войны // Лесная школа: Труды VI Международной летней школы на Карельском перешейке по русской

литертауре. - Пос. Поляны., 2010. - 316 с.

185.Мазур, H.H. Две «Зимы» // Тыняновский сборник. - Вып. 9. Седьмые Тыняновские чтения: Материалы для обсуждения. - Рига, М., 19951996.- С. 119-126. - Режим доступа: http://lib.pushkinskijdom.ru/Link Click.aspx? fileticket=5p0P40etA_I%3d&tabid=l 0183 ).

186.Мазур, H.H. Еще раз о деве-розе (в связи со стихотворением Баратынского «Еще как патриарх не древен я...») // Пушкинские чтения в Тарту. - Тарту, 2007. - Вып. 4. - С. 345-378. - Режим доступа:

http://lib. pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=AvYkC-6T3Nc%

3d&tabid =10183.

187.Мазур, H.H. Жизнь и мировоззрение A.C. Хомякова в «дославянофильский» период (1804-1837): дисс. ... канд. филол. наук. -М., 2000.-336 с.

Ш.Мазур, H.H. Пушкин и «московские юноши»: вокруг проблемы гения // Пушкинская конференция в Стэнфорде, 1999: Материалы и исследования. - М., 2001. - С. 54-105.- Режим доступа: http -.//www.ruthenia.ru/ document/532136.html.

Ш.Мазур, H.H. К ранней биографии A.C. Хомякова (1810-1820) // Лотмановский сборник. - М., 1997. - Вып. 2. - С. 195-223.

190. Маймин, Е.А. Русская философская поэзия: Поэты-любомудры, A.C. Пушкин, Ф.И. Тютчев. -М.: Наука, 1976. - 188 с.

191. Маймин, Е.А. Философская поэзия Пушкина и любомудров: К различию художественных методов // Пушкин: Исследования и материалы. - Л.: Наука., 1969. - Т. 6. - С. 98-117. - Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/im6/im6-098-.htm

192. Манн, Ю.В. Динамика русского романтизма. - М.: Аспект Пресс, 1995. -384 с.

193. Манн, Ю.В. Поэтика русского романтизма. - М., 1976. - 375 с.

194.Манн, Ю.В. Русская философская эстетика (1820-1830-е годы). - М.:

Искусство, 1969. - 304 с.

195.Меденица, В. Логос, слово и соборность // A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. - Т. 2. - С. 19-31.

196. Меньшиков, М.О. Суть славянофильства // Славянофильство: pro et contra. - СПб., 2006. - С. 672-680.

197. Милюков, А.П. Поэт славянизма (Стихотворения Хомякова) // Русская Беседа. - 1861. - Режим доступа: Сайт «Литература и жизнь»: http: //dugward.ru/library/sodlib_al.html.

198. Михайлов, В.В. Проблема социальных ограничений в работах A.C. Хомякова // A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007.-T. 1.-С. 528-533.

199.Михайлюкова, H.H. Экзистенциальные теологемы в поэзии A.C. Хомякова (теологема «Страшного суда») // A.C. Хомяков -мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. - Т. 2. - С. 358-361.

200. Михайлюкова, H.H. Экзистенциальные истоки и основания богословствования A.C. Хомякова: Религиозно-философский анализ: дисс. ... канд. филос. наук. - Тула, 2004. - 150 с.

201.Моторин, A.B. Метафоры словесной пищи и словесного оружия в творчестве A.C. Хомякова // A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. - М, 2007. - Т. 2. - С. 294-301.

202. Моторина, JI.E. Учение о человеке как личности в творчестве A.C. Хомякова // A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007.-Т. 1. - С. 492-494.

203. Назаров, В.Н. Теология откровения A.C. Хомякова: единение в свободе и любви // Духовное наследие A.C. Хомякова: теология, философия и этика. - Тула, 2003. - С. 311-312.

204. Непоклонова, Е.О. Мир как общение в поэзии A.C. Хомякова // A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. - Т. 2. -С. 285-293.

205. Непоклонова, Е.О. Идея соборности в творчестве A.C. Хомякова: дисс. ... канд. филол. наук. - СПб, 2002. - 178 с.

206. Нестерова, Т.П. Позитивное и негативное в литературных интерпретациях личности Вадима Новгородского // Филологические науки. - 2008. - № 3. - С. 33-39.

207. Нижников, С.А. Вера в творчестве A.C. Хомякова // A.C. Хомяков -мыслитель, поэт, публицист. -М., 2007. - Т. 1. - С. 277-281.

208. Николаева, С.Ю. Поэзия A.C. Хомякова в контексте литературных связей // A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. -Т. 2.-С. 319-328.

209.Ничипоров, И.Б. «Я прижму природу к трепетному сердцу...»: пейзаж в духовной лирике A.C. Хомякова // A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. - Т. 2. - С. 347-351.

210. Новоселов, О.Н. Воля и целостный разум как приобщение к реальности (о философии A.C. Хомякова) // A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. - Т. 1. - С. 461-465.

211. Носов, С.Н. Мечта об «истинной жизни» в русском славянофильстве // Славянофильство и современность. - СПб., 1994. - С. 105-121.

212. Океанский, В.П. Поэтическая метафизика (энергийность имени) в творческом наследии A.C. Хомякова // A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. - Т. 2. - С. 219-227

213. Океанский, В.П. Русская метафизическая лирика XIX века: Е. А. Баратынский, A.C. Хомяков, Ф. И. Тютчев (поэтика пространства): дисс. ... докт. филол. наук. - Иваново, 2002. - 260 с.

214. Онтология и поэтика Традиции: язык и текст: сборник научных статей. -Ижевск: Удмуртский университет, 2011. - 164 с.

215. Осипов, А.И. Богословские воззрения A.C. Хомякова // A.C. Хомяков -мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. - Т. 1. - С. 269-276.

216. Пак, Н.И. Традиция в литературе. - Калуга: КГПУ им. К.Э. Циалковского, 2007. - 154 с.

217.Панченко, A.M. Русская культура в канун петровских реформ. - М., 1984.-203 с.

218.Плавильщиков, П.А.Рюрик // Электронные публикации Института русской литературы РАН. - 2006. - Режим доступа: http://www. pushkinskij dom.ru/Default. aspx?tabid=5753.

219. Погодин, М.П. К вопросу о славянофилах // Славянофильство: pro et contra. - СПб., 2006. - С. 395-423.

220. Полевой, Кс.А. Ермак, трагедия в пяти действиях, в стихах, сочинение Алексея Степановича Хомякова // Полевой H.A., Полевой, Кс.А. Литературная критика. - Л., 1990. - С. 417-428

221.Половинкин, С.М. Понимание монархизма A.C. Хомяковым и священником Павлом Флоренским // A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. - Т. 2. - С. 172-175.

222. Попов, А.К. A.C. Хомяков и судьба российской империи // А.С.Хомяков- мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. - Т. 2. -С. 165-171.

223. Попов, A.A. Социально-политические воззрения A.C. Хомякова // Социально-политические науки. - 1992. - №4-5. - С. 71-78.

224. Поэтика любомудров и славянофилов // Граудина Л.К., Кочеткова Г.И. Русское слово в лирике XIX века 1840-1900: учеб. пособие. -

М.: Флинта: Наука, 2010. - 600 с.

225.Преображенский, А. Этимологический словарь русского языка. -

М., 1910-1914.

226. Пугачев, О.С. Социальная и индивидуальная оптика A.C. Хомякова: романтический аспект // A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. -М., 2007.-Т. 1.-С. 569-574.

227. Пушкин, С.Н. Эволюция славянофильской историософии в творчестве A.C. Хомякова и Н. Я. Данилевского // A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. - Т. 2. - С. 102-108.

228. Розанов, В.В. Алексей Степанович Хомяков // Розанов В.В. О писательстве и писателях. - М.: Республика, 1995. - С. 456-466.

229. Розанов, В.В. Несовместимые контрасты жития. - М. : Искусство, 1990.-605 с.

230. Романов, И.Ф. Гиляров и Хомяков // Славянофильство: pro et contra. -СПб.: 2006.-С. 456-464.

231. Рябий, И.Г. Стихотворение A.C. Хомякова «Остров» (к вопросу о диалоге A.C. Хомякова с A.C. Пушкиным) // A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. -М., 2007. - Т. 2. - С. 362-368.

232. Рябий, М.М. A.C. Хомяков глазами славянофилов // Филологические науки. - 2008. -№ 4. - С. 91-98.

233. Самарин, Ю.Ф. Программа предисловия ко II тому сочинений А.С.Хомякова // Славянофильство: pro et contra. - СПб., 2006. -С. 61-65.

234. Сергеева, O.A. Семантика и поэтика образа Свете Тихий в русской поэзии XIX века: дисс. ... канд. филол. наук. СПб. - 2005. - 302 с.

235. Сильнова, Е.И. Образ России на Западе: ракурсы преломления и стратегии интерпретации // Вопросы культурологии. - 2010. - № 9. -С. 92-97.

236. Скобцова, Е.А. Хомяков. - Париж: YMCA-Press, 1929. 61 с. - Режим доступа: http: //www.mere-marie.com/231.htm

237. Скороходова, С.И. Проблема творчества в философии A.C. Хомякова и И.В. Киреевского // A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007.-Т. 1.-С. 495-502.

238. Славянофильство: pro et contra. - СПб., 2006. - 1056 с.

239. Смирнов, М.А. «Философия всецелого разума» A.C. Хомякова // А.С.Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. - Т. 1. -С. 456-460.

240. Соловьев, B.C. Новая защита старого славянофильства // Славянофильство: pro et contra. - СПб., 2006. - С. 501-512.

241. Стенник, Ю.В. Об истоках славянофильства в русской литературе XVIII века // Славянофильство и современность. - СПб., 1994. - С. 5-22.

242. Топоров, В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре: В 2 т. -М.: Гнозис, Шк. «Яз. рус. Культуры», 1995.

243. Суходуб, Т.Д. Философия A.C. Хомякова как критика классического рационализма // A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. -М., 2007. - Т. 1. - С. 418-426.

244. Тамаев, П.М. «Жизнь духа и дух жизни» в поэзии A.C. Хомякова 1850-х годов // A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. - Т. 2. -С. 266-273.

245.Тарасов, Б.Н. A.C. Хомяков как личность и как мыслитель // A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. - Т. 1. - 9-17.

246. Тарасов, Б.Н. Человек и история в русской религиозной философии и классической литературе. - М.: Кругъ, 2008. - 934 с.

247. Тарасов, Б.Н. A.C. Хомяков: взгляд на человека и историю // Наше Наследие.-2004.-№71.-С. 86-90.

248. Таубе, М.Ф. A.C. Хомяков, как антимистицист. - Харьков, 1910. - 20 с.

249. Таубе, М.Ф. Отзывы о просветительской деятельности A.C. Хомякова. -

Харьков, 1906.-20 с.

250. Таубе, М.Ф. Познаниеведение (гносеология) по любомудрию Славянофилсьтва. - Петроград, 1912.

251. Таубе, М.Ф. Три столпа русского самобытного просвещения прошлого столетия: Хомяков, Достоевский и Епископ Феофан, затворник Вышенский. - Харьков, 1912. - 42 с.

252. Теория Традиции: христианство и русская словесность. - Ижевск: Удмуртский университет, 2009. - 354 с.

253. Томашевский, Б.В. Теория литературы: Поэтика. - М.: Аспект Пресс, 2003.-333 с.

254. Треушников, И.А. Философия A.C. Хомякова и П.А. Флоренского: опыт сравнительного анализа // A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. -

М., 2007.-Т. 1.-С. 466-472.

255. Троицкий, В.П. «Дух, живущий в воспоминаниях, преданиях или символах...» (семиотика в историософии A.C. Хомякова) //

A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. - Т. 2. -С. 121-124.

256. Трубецкой, E.H. Миросозерцание B.C. Соловьева: В 2 т. - М.: Медиум, 1995.

257. Успенский, Б.А. Свадьба Лжедмитрия // Успенский Б. А. Этюды о русской истории. - СПб. : Азбука, 2002. - С. 197-229.

258. Успенский, Б.А. Восприятие истории в древней Руси и доктрина «Москва - Третий Рим» // Успенский Б.А. Этюды о русской истории. -СПб.: Азбука, 2002. - С. 89-149.

259. Успенский, Б.А. История русского литературного языка (XI-XVII вв.). -М. : Аспект Пресс, 2002. - 558 с.

260. Успенский, Б.А. Литургический статус царя в русской церкви: приобщение Св. Тайнам // Успенский Б. А. Этюды о русской истории. -СПб.: Азбука, 2002. - С. 229-279.

261. Успенский, Б.А. Царь и Бог: Семиотические аспекты сакрализации монарха в России // Языки культур и проблемы переводимости. - М., 1987, С. 47-53.

262. Успенский, Б.А. Царь и император: Помазанье на царство и семантика монарших титулов. - М.: Языки русской культуры, 2000. - 114 с.

263.Успенский, Б.А. Царь и самозванец: Самозванчество в России как культурно-исторический факт // Успенский, Б.А. Этюды о русской истории / Б.А. Успенский. - СПб.: Азбука, 2002. - С. 149-197.

264. Успенский, Н.Д. Соборность церкви // Журнал Московской патриархии. - 1959. - №7. - С. 16-24.

265. Фатеев, В.А. В спорах о самобытном пути России // Славянофильство: pro et contra. - СПб., 2006. - С. 7-54.

266. Федотов, B.C. О философских аспектах славянофильства в свете современной науки // Славянофильство и современность. - СПб., 1994. -С. 92-104.

267. Федотова, И.А. Взгляды Хомякова на роль церкви в обществе // Русская культура и мир. - Н. Новгород, 1993. - С. 85-88.

268. Флоренский, П.А. Около Хомякова // Флоренский П.А. Сочинения: В 4 т. - М.: Мысль, 1996. - Т.2. - С. 278-336.

269. Флоровский, Г. Вечное и преходящее в учении русских славянофилов. -София: Славянский глас, 1921. - Т. 1. - № 1-4. - С. 59-77.

270. Флоровский, Г. Пути русского богословия. - Вильнюс, 1991. - 600 с.

271. Фомин, A.B. Философия истории A.C. Хомякова и современные проблемы исторического познания // A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. - Т. 2. - С. 148-153.

272. Фомичев, С.А. Два стихотворения A.C. Хомякова // Русская литература. - 2004. - № 4. - С. 106-116.

273. Фрейденберг, О.М. Миф и литература древности. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998. - 800 с.

274. Хайдеггер, М. Очерки философии. О Событии // Вопросы философии. -

2006. -№11. -164-167.

275. Хачатурян, JI.B. Канонические тексты и правило авторитета в оценке религиозной философии: А. Хомяков - В. Соловьев - И. Ильин // Общественные науки и современность. - 2002. - №4. - С. 150-157.

276. Холодный, В.И. A.C. Хомяков как провидец третьего этапа соборной эволюции человечества // A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. -

М., 2007.-Т. 2.-С. 12-18.

277. Холодный, В.И. Аксиологическое творчество Алексея Степановича Хомякова / В.И. Холодный // Философские науки. - 1992. - №1. -С. 181-187.

278. Хомякова, O.A. Историософия A.C. Хомякова: ее истоки и место в современном знании // A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. -М., 2007. - Т. 2. - С. 202-204.

279. Хоружий, С.С. От славянофильства к соборности: Алексей Хомяков и его дело // Хоружий С.С. Современные проблемы православного миросозерцания. - М.: Веб-Центр «Омега», 2002. - Режим доступа:

http://lib.eparhia-saratov.ru/books/21hyhoruzhy/problems/contents.html

280. Хоружий, С.С. Хомяков и принцип соборности // Вестник русского христианского движения. - Париж-Нью-Йорк-Москва, 1991. -№ 162-162.

281.Целма, Е. Мифологема соборного государства в русской религиозной философии // A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. -Т. 2.-С. 34-38.

282. Цимбаев, Н.И. «Иное дело - мы». Историософия позднего А.С.Хомякова// A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. - М.,

2007.-Т. 2.-С. 92-101.

283. Цимбаев, Н.И. «Никто из нас не доживет до жатвы». Хомяков и славянофилы // Свобод, мысль. - М., 1993. - № 16. - С. 73-87.

284. Цимбаев, Н.И. Нас возвышающий обман: русские поиски славянской идеи // Родина. - 2006. - № 4. - С. 54-59.

285.Чернов, A.B. О философской позиции A.C. Хомякова // Русская литература. - 2004. - № 4. - С. 80-84.

286. Чертков, С. Деоника в поэзии A.C. Хомякова // A.C. Хомяков -мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. - Т. 2. - С. 336-342.

287. Кен, Ч.М. Тема поэта и поэзии в лирике A.C. Пушкина и поэтов его времени: дисс. ... канд. филол. наук. - СПб., 2000. - 216 с.

288. Чубаров, И.М. Коммуникативные стратегии «ранних славянофилов». Алексей Степанович Хомяков // Антология феноменологической философии в России: В 2 т. - М., 2000. - С. 13-21.

289. Шапошников, JI.E. Педагогические воззрения A.C. Хомякова // Педагогика. - 2004. - № 4.

290. Шепрнева, А.И. Славянофил A.C. Хомяков и Крымская война // Вестник Московского университета (Серия 8. История). - М., 2005. - №3. -С. 57-70.

291.Шешунова, C.B. «Светлое воскресенье» A.C. Хомякова и пасха в русской литературе XIX-XX веков // A.C. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. - Т. 2. - С. 352-357.

292. Шкляревский, П.П. Стихотворения / Поэты 1820-1830-х годов. - Л., 1972.-Т.1.

293. Щеглова, Н. Памяти Хомякова // Роман-журнал XXI век. 2001. №2 (26). С.100-102.

294. Эрн, В.Ф. Культурное непонимание // Славянофильство: pro et contra. -

СПб., 2006. - С. 701-718.

295.Юнусов, И.Ш. Проблема национального характера в драматургии A.C. Хомякова // Вестник Московского университета (Серия. 9. Филология). - М., 2003. - №2. - С. 74-83.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.