Литературно-эстетические взгляды А. С. Хомякова и И. В. Киреевского, 1820-1830-е годы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Котельникова, Ирина Анатольевна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 190
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Котельникова, Ирина Анатольевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ А.С.ХОМЯКОВА В 1820 - 1835 ГОДЫ
1. Общие замечания.
2.Своеобразие лирики Хомякова
Философская основа.
Лирический герой Хомякова.
3.Романтический герой в поэме и драматургии Хомякова
Свеобразие романтического героя в поэме "Вадим".
Эволюция романтического героя (трагедия "Ермак").
Завершение эволюции романтического героя трагедия "Димитрий Самозванец")
ГЛАВА ВТОРАЯ. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И.В.КИРЕЕВСКОГО В 1820 - 1835 ГОДЫ
1. Общие замечания.
2.Очерк "Царицынская ночь" как "синтетическое" произведение.
3.Особенности критического метода Киреевского поиск синтеза).
4.Место волшебной сказки "Опал" в художественном творчестве Киреевского.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. СБЛИЖЕНИЕ ПОЗИЦИЙ А.С.ХОМЯКОВА И И.В.КИРЕЕВСКОГО В КОНЦЕ 1830-х ГОДОВ
1.Образ острова в творчестве Хомякова и Киреевского.
2.Публицистический диалог между Хомяковым и Киреевским.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Литературно-критические и философско-эстетические воззрения И. В. Киреевского 1830-х годов в контексте русского художественного сознания первой трети XIX века2000 год, кандидат филологических наук Коптева, Элеонора Ивановна
Проблема культурных истоков и идейно-художественных взаимосвязей эстетического идеала в лирике А.С. Хомякова2007 год, кандидат филологических наук Березина, Татьяна Юрьевна
Л. Н. Толстой и И. В. Киреевский: Преемственные связи1999 год, кандидат филологических наук Можарова, Марина Анатольевна
Учение о культуре и истории П.Я. Чаадаева и "старших" славянофилов2003 год, доктор философских наук Храмов, Валерий Борисович
Жизнь и мировоззрение А. С. Хомякова в "дославянофильский" период: 1804-1837 гг.2000 год, кандидат филологических наук Мазур, Наталия Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Литературно-эстетические взгляды А. С. Хомякова и И. В. Киреевского, 1820-1830-е годы»
А.С.Хомяков и И.В.Киреевский всегда привлекали внимание исследователей как интересные, талантливые личности и оригинальные мыслители, которые фактически были создателями самобытной русской философии. Обычно именно философские идеи этих писателей становились основным предметом изучения. Особенно много работ, посвященных биографиям и философии Хомякова и Киреевского, появилось на рубеже Х1Х-ХХ веков - к этому времени было в основном собрано и издано творческое наследие писателей и появилась возможность его всестороннего изучения. Кроме того, интерес к личностям Хомякова и Киреевского вырос в связи с широко отмечавшимся столетием со времени их рождения (соответственно в 1904 и 1906 гг.).
Особое внимание уделялось Хомякову, и в этом была своя логика. По справедливому замечанию Н.Л.Бродского, ".в среде славянофилов Хомяков считался авторитетом, учителем, мнением которого дорожили, к словам которого особенно прислушивались"1. А поскольку Хомяков (как и Киреевский) воспринимался главным образом как философ-славянофил, то изучался именно этот аспект его жизни и творчества. В юбилейной речи, произнесенной в Туле Н.И.Троицким, говорилось, что "Хомяков, как мыслитель, .был поистине сыном духовной стихии своего народа, одним из первых и лучших представителей его национального самосознания и толкователем его патриотического чувства"2. Л.Е.Владимиров видел значение Хомякова для
Бродский Н.Л. Ранние славянофилы. М. , 1910. С.ХУ1.
2Троицкий Н.И. Алексей Степанович Хомяков, как мыслитель. Тула, 1904. С.4. русской культуры в том, что это был ".глубокий мыслитель с поэтическим чутьем сокровеннейшей сущности и художественной формы"3. Еще сильнее восхищение Хомяковым выразил М.Ф.Таубе, поставивший мыслителя в один ряд с Шекспиром, Гете, Данте, Вольтером - как чрезвычайно многогранную личность, воплотившую в себе национальный дух4. Своеобразный итог подобным суждениям начала двадцатого века подвел В.В.Розанов, утверждавший, что "значение Хомякова в истории русской мысли вообще не подлежит ни уничтожению, ни забвению"5
Подобные оценки подогревали интерес к личности и творчеству Хомякова, но не претендовали на глубину. Одновременно появлялись серьезные исследования, посвященные специальным вопросам, например, фундаментальная работа В.В.Завитневича, в которой ставилась задача "представить первый опыт научного разыскания и приведения в известность всей суммы понятий, высказанных Хомяковым"6 Автор исследования сосредоточил внимание на общественной, научной и философско-богословской деятельности Хомякова, но при этом настолько проникся идеями своего героя, что практически "заговорил" его голосом. На это, как на один из серьезных недостатков
Владимиров Л.Е. Алексей Степанович Хомяков и его этико-социальное учение. М., 1904. С.1.
4Таубе М.Ф.Хомяков. Харьков, 1908.
5Розанов В. В. Алексей Степанович Хомяков. К 50-летию со дня кончины его 23-го сентября 1860 г. - 23-го сентября 1910 г. //Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 1989. №4. С. 83. б3авитневич В.З. Алексей Степанович Хомяков. Киев, 1902. Т.1. Кн.1. С.Х1У. работы, указал П.А.Флоренский, подчеркивая: ".Хомяков, и как личность, и как мыслитель, величина настолько большая .что апологетический тон в отношении к нему и к его воззрениям представляется как будто излишним и едва ли не закрывающим более глубокое проникновение в суть дела"7. Нам кажется, что в данном замечании отразилась новая важная тенденция в изучении творчества славянофилов: переход от оценок, положительных или отрицательных, к взвешенному анализу конкретных идей. Наследие Хомякова становилось объектом внимания и в связи со стремлением русской мысли в начале XX века осмыслить исторический опыт и возможные пути развития России (например, в работе Н.А.Бердяева8 и Е.Скобцовой9.
Об Иване Киреевском в XIX - начале XX в. писали значительно меньше, он как будто оказался "в тени" своего более известного единомышленника. Особенно важными в связи с Киреевским представляются нам работы, посвященные сбору и анализу биографических сведений о нем. Среди таких исследований очень значимы, в частности, "Материалы для биографии И.В.Киреевского", открывавшие первый том его первого собрания сочинений (18 61) . Приведенные там документы (в том числе впервые опубликованные письма) по сей день остаются ценным источником для исследователей. Из более поздних работ о Киреевском особого внимания заслуживают богатые по собранному материалу и глубокие
Флоренский П.А. Около Хомякова (Критические заметки). Сергиев-Посад, 1916. С.4.
8Бердяев Н.А.Алекссей Степанович Хомяков. Томск, 1996.
9Скобцова Е. А.Хомяков. Париж, 1929. работы В.Н.Лясковского10, (написавшего, кстати, книгу и о Хомякове11) и А.Г.Лушникова12. Важный вклад в осмысление наследия Киреевского внесли также К. Бестужев-Рюмин13, П.Виноградов14 и М. О. Гершензон15, которые вывели Киреевского из тени Хомякова и доказали его оригинальность как мыслителя16.
В современной литературе успешно продолжается изучение биографии и философии Хомякова (см., например,
10Лясковский В.Н. Братья Киреевские. Жизнь и труды их. СПб., 1899.
11Лясковский В.Н. Алексей Степанович Хомяков. Его жизнь и сочинения. М.,1897.
12Лушников А.Г. И.В.Киреевский. Очерк жизни и религиозно-философского мировоззрения. Казань, 1918.
13Бестужев-Рюмин К. Славянофильское учение и его судьбы в русской литературе //Отечественные записки. 1862. №№2-3.
Виноградов П. И.В.Киреевский и начало московского славянофильства //Вопр. философии и психологии. 18 92. Кн.11.
15Гершензон М.О. Исторические записки. М.,1910.
Справедливости ради отметим, что существуют и работы, в которых личность и деятельность и Хомякова, и Киреевского оцениваются резко отрицательно. См., например, характеристику Хомякова в известных "Записках" С.М.Соловьева (Вестник Европы. 1907. Т.З.), вызвавших бурную реакцию Ю.П.Бартенева (Русский архив. 1907. Кн. 2. №.8.) и более позднюю работу Н.Дорна о Киреевском (Дорн Н. Киреевский. Опыт характеристики учения и личности. Париж, 1938) . недавние работы А.Д.Сухова17 и Л.Е.Шапошникова18, а также наиболее значительное за последнее время биографическое исследование В.А.Кошелева19) . Анализ славянофильских идей Хомякова и Киреевского осуществлен в произведениях Т.И.Благовой20, подтвердивших правомерность и широкие перспективы сравнительного изучения творчества данных писателей.
Эстетические взгляды Хомякова и Киреевского изучены гораздо меньше. Славянофильская идеология словно оттеснила на второй план их заслуги в области художественной литературы и критики, особенно в ранний, "дославянофильский" период их творчества, который традиционно считался "незрелым", "подготовительным", словом, не заслуживающим особенного внимания. И все же
17Сухов А.Д. Илья Муромец славянофильства (А.С.Хомяков). М., 1990; Сухов А.Д. Хомяков, философ славянофильства. М., 1993.
18Шапошников Л.Е. Философские портреты. Нижний Новгород, 1993.
19Кошелев В.А. Алексей Степанович Хомяков. Жизнеописание в документах, рассуждениях и разысканиях //Север. 1994. №№1-4.
20Благова Т.И. Алексей Степанович Хомяков и Иван Васильевич Киреевский. Жизнь и философское мировоззрение. М., 1994; Благова Т.И. Родоначальники славянофильства. Алексей Хомяков и Иван Киреевский. М. , 1995. В рецензии Е.Пастернак на первую из этих книг отмечены просчеты исследовательницы, в том числе фактические ошибки (Новое литеретурное обозрение. 1994. №4) такие тонкие критики, как А.С.Пушкин21 и А.А.Григорьев22 отмечали вклад Киреевского в формирование новой критики, и даже его убежденный противник Д.И.Писарев признавал его заслуги перед русской литературой: "У Киреевского рассеяно в статьях много замечательных мыслей; чисто литературная критика его отличается верностью эстетического чутья"23 . Что касается Хомякова, то его поэтический талант оценивался уже современниками очень высоко (см., например, отзыв Пушкина о "Ермаке": "Успехом своим оно (произведение - И.К.) обязано прекрасным стихам, коими оно писано"24.
Тем не менее эстетические воззрения Хомякова и Киреевского стали предметом специального изучения относительно недавно. Еще в начале двадцатого века исследователи избегали анализировать литературные взгляды и художественные произведения старших славянофилов, ограничиваясь общими и далеко не бесспорными утверждениями. Например, Н.Л.Бродский в сборнике "Ранние славянофилы" писал, не углубляясь в подробности: "Литературные взгляды славянофилов не расходились с эстетическими принципами западников. Многое их сближало"25.
21Пушкин A.C. Денница //Пушкин A.C. Мысли о литературе. М., 1988. о о
Григорьев A.A. Взгляд на руссую литературу со смерти Пушкина //Григорьев A.A. Соч. Т.2. М., 1990.
23Писарев Д.И. Русский Дон-Кихот //Писарев Д.И. Соч. Т.1. М., 1955. С.330-331.
24Пушкин A.C. Наброски предисловия к "Борису Годунову" //Пушкин A.C. Мысли о литературе. С.137.
25Бродский Н.Л. Ранние славянофилы. С.130.
Научный интерес к эстетике Хомякова и Киреевского как к самоценному культурному феномену возник лишь во второй половине двадцатого столетия26. В статье "Иван Киреевский", опубликованной в журнале "Вопросы литературы" в 1965 г., Ю.В.Манн напомнил о том, какое значение придавал Пушкин творчеству Киреевского, проанализировал несколько статей критика и дал высокую оценку его заслуг: "С Киреевским связано целое течение русской философской критики. быть может, до появления Белинского - самое глубокое"27. В последующих работах Ю.В.Манн продолжил изучение эстетической эволюции ор
Киреевского , и его идеи (в частности, насчет роли оппозиций и триад в логических построениях ранних славянофилов) были приняты во внимание автором предлагаемой работы.
26Немаловажную роль в пробуждении этого интереса сыграли прошедшие в конце 1960-х гг. дискуссии о творчестве старших славянофилов (см.: Литературная критика ранних славянофилов <Материалы дискуссии>//Вопр. литературы. 1969. №№5, 7, 10, 12; а также: Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Славянофильство, его национальные истоки и место в истории русской мысли //Вопр. философии. 1966. №6; Малинин В.А. О социальных и теоретических истоках славянофильства //Философские науки. 1967. №1)
27Манн Ю.В. Иван Киреевский //Вопр. литературы. 1965. N 11. С.154.
28Манн Ю.В. Русская философская эстетика (1820-1830-е гг.). М., 1969; Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976; Манн Ю.В. Эстетическая эволюция И.Киреевского //Киреевский И.В. Критика и эстетика. М., 1979; Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. М., 1995.
Другим исследователем, внесшим ценный вклад в изучение данной темы, стал Б.Ф.Егоров, тонко проанализировавший
2 9 художественные произведения и критику Хомякова . Кроме
30 того, заслуживают внимания труды В.И.Кулешова , В. А. Кошелева31и Л. Г. Фризмана32, а также первая специальная монография, посвященная литературным взглядам и творчеству славянофилов33 (с ее выходом в литературоведении было окончательно признано, что эта проблема действительно существует и заслуживает специального изучения). Тем не менее фундаментальных исследований по данной проблеме пока не создано34. В самое последнее время (1980 - 1990-е гг.) появились
29Егоров Б.Ф. Поэзия Хомякова //Хомяков A.C. Стихотворения и драмы. Л., 1969; Егоров Б.Ф. А.С.Хомяков - литературный критик и публицист //Хомяков A.C. О старом и новом. М., 1988.
30Кулешов В.И. Славянофилы и русская литература. М., 1976; Кулешов В. И. Этюды о русских писателях (исследования и характеристики). М. , 1982.
31Кошелев В. А. Эстетические и литературные воззрения русских славянофилов (1840 - 1850-е годы). Л., 1984; Кошелев В.А. Парадоксы Хомякова //Хомяков A.C. Соч. Т.1. М., 1994.
32Фризман Л. Г. Иван Киреевский и его журнал "Европеец" //"Европеец", журнал И.В.Киреевского, 1832. М., 1989.
33Литературные взгляды и творчество славянофилов. 1830 -1850-е годы. М.,1978.
34Речь идет, разумеется, о раннем творчестве Хомякова и Киреевского, так как славянофильский период изучается очень активно (см., например, основательную и глубокую работу А.В.Кошелева) . работы, подтверждающие, что интерес к художественному и критическому творчеству Хомякова и Киреевского не ослабевает.
В их числе прежде всего заслуживает упоминания сборник "Славянофильство и современность", авторы которого стремились проанализировать взгляды славянофилов с учетом современного уровня развития истории и литературоведения, отказываясь от идеологических клише. В частности, в работе А.М.Буланова подчеркивается, что в славянофильской эстетике, критике, философии "закладывался тот фундамент русской мысли, которая утверждала возможность синтеза рационального и сердечного начал"35. Аналогичную мысль проводит В.С.Федоров, утверждая, что именно славянофилы явились "генетическими предшественниками того коперниковского переворота" в человеческом мышлении, который на отечественной почве был совершен русской литературой и ее философско-общественной мыслью"36. Таким образом, в современной науке признается особый, синтетический склад славянофильского мировоззрения, понимание которого просто невозможно без изучения всего творчества славянофилов, а не только их философских и социальных идей. В связи с тем, что именно художественно-критическое творчество славянофилов традиционно оставалось на периферии научного исследования, его анализ становится особенно актуальным.
35Буланов A.M. Рациональное и сердечное в теории познания и в эстетике славянофилов //Славянофильство и современность. СПб., 1994. С.89.
36Федоров B.C. О философских аспектах славянофильства в свете современной науки //Славянофильство и современность. СПб., 1994. С.103.
Из новейших работ особого внимания заслуживает монография М.Ю.Карушевой "Славянофильская драма",в которой собран огромный фактический материал, а также предпринята попытка по-новому проанализировать жанровую природу пьес Хомякова и К.Аксакова. Как справедливо отмечает М.Ю.Карушева, ".осмысление идейно-художественных особенностей драматических произведений Хомякова и К.Аксакова раскрывает своеобразие философско-исторических воззрений и литературно-эстетических принципов славянофилов."37 Удачна и продуктивна, на наш взгляд, идея осмыслить драмы Хомякова "Ермак" и "Димитрий Самозванец" как произведения синтетические, результат взаимодействия элементов разных художественных систем.
Из новейших работ о Киреевском следует отметить оо ^ монографию А.Э.Еремеева , в которой впервые предпринята попытка исследовать критические работы Киреевского во взаимосвязи с его художественными текстами (среди них: сказка "Опал" , очерк "Царицынская ночь", "Отрывок из романа: Две жизни"), некоторые из которых впервые стали предметом отдельного изучения. Особое внимание исследователь уделяет сопоставлению ранних произведений Киреевского и его современников, тем самым обращая внимание на литературную среду, в которой происходило творчество будущего славянофила.
Продуктивной в данном отношении представляется и работа В.А.Котельникова, проанализировавшего философские,
37Карушева М.Ю. Славянофильская драма. Архангельск, 1995. С. 1.
3 о ^
Еремеев А.Э. И.В.Киреевскии. Литературные и философско-эстетические искания (1820 - 1830). Омск, 1996. этические и эстетические воззрения Киреевского и его
39 значение в литературе как целостное явление культуры .
На основании этого краткого обзора можно сделать вывод, что изучение эстетических взглядов Хомякова и Киреевского является в наше время актуальным, так как именно эта часть их наследия менее всего изучена, а понять идеи славянофилов без исследования всех сторон их творчества невозможно. В нашей работе проанализировано творчество Хомякова и Киреевского в ранний (до 1840 г.) период (до последнего времени привлекавший наименьшее внимание исследователей) с точки зрения эволюции эстетических взглядов писателей. Мы рассмотрели наиболее значительные художественные и теоретические произведения, созданные Хомяковым и Киреевским в это время, попытались установить взаимосвязи внутри творчества каждого из них и сопоставить позиции двух писателей, показав, в частности, как Хомяков и Киреевский с разных сторон приближаются к формулированию славянофильской теории.
По-видимому, следует оговорить правомерность объединения этих имен в рамках одной работы. Существует целая традиция говорить параллельно об идеях Хомякова и Киреевского, однако применительно к позднему ("славянофильскому") периоду их деятельности. Нам кажется, что есть основания параллельно изучать и их раннее творчество. Это имеет смысл не только потому, что Хомяков и Киреевский состояли в родстве (правда, дальнем) и принадлежали к одному культурному кругу ("культурной
39Котельников В. А. Философские искания И.В.Киреевского и развитие русского художественного сознания в первой половине XIX века: Автореф. дис. .канд. филол. наук. (10.01.01). Л., 1980. общности", как предлагает, на наш взгляд, оправданно, называть этот круг В.А.Котельников) , даже более того -фактически к одному кружку любомудров. Главным нам представляется именно их тесное сближение во второй половине 1830-х гг. Не подлежит сомнению, что в 1820-е гг. эстетические установки писателей отличались, и довольно значительно. В связи с этим особую важность приобретает вопрос о том, каким образом и почему происходит подобное сближение. В нашем исследовании предпринята попытка ответить на него.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 180 названий.
В первой главе рассмотрены эстетические взгляды Хомякова в ранний период творчества. Проанализированы два важнейших, на наш взгляд, для понимания творчества писателя понятия - "лирический герой" и "романтический герой", показано, как изменялись позиции Хомякова на протяжении данного периода, в чем он был близок романтической традиции, а в чем отдалялся от нее.
Вторая глава посвящена исследованию эстетики Киреевского в 1820 - 1835 гг. В отличие от Хомякова, Киреевский создавал в основном не художественные произведения, а критические статьи, в которых авторская позиция выражена более прямолинейно. В то же время художественные тексты Киреевского, совсем недавно обратившие на себя внимание исследователей, представляют большие возможности для интерпретации, что также отражено в предлагаемой работе.
В третьей главе предпринята попытка сопоставить результаты предшествующего развития эстетической мысли обоих писателей. В ней проанализированы художественные
14 произведения и теоретические работы, в которых (в скрытом или явном виде) содержатся идеи, лежащие в основе \/ славянофильской теории. Хотя в статьях Хомякова и Киреевского в конце 1830-х гг. и не была отдельно сформулирована эстетическая программа нового периода творчества, они дают представление о том, в каком направлении развивались идеи Хомякова и Киреевского на позднем этапе творчества.
Мы попытались проанализировать и показать особенности трактовок обоими писателями проблемы романтического двоемирия, так как именно в позициях по данной проблеме (и в изменении этих позиций со временем), как нам кажется, проявляется своеобразие художественных принципов Хомякова и Киреевского (а эти принципы, разумеется, связаны с их взглядами на более общие вопросы бытия).
В работе использовались принципы историко-генетического, сравнительно-исторического и элементы структурного анализа. Мы старались также учитывать жанровую природу произведения (рассмотрены произведения разных форм: поэтические, драматические, повествовательные, публицистические, эпистолярные, поскольку мы стремились к максимально полному охвату материала, относящегося к 1820 - 1830 гг.), но при этом находить основание для сопоставления на определенном уровне и разножанровых текстов.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Ф.М. Достоевский и братья К.С. и И.С. Аксаковы: проблема восприятия русской литературы2011 год, кандидат филологических наук Кунильский, Дмитрий Андреевич
Проблема личности в философском наследии славянофилов1999 год, кандидат философских наук Коваленко, Николай Сергеевич
Философское наследие И. В. Кириевского: Антропологический аспект1999 год, кандидат философских наук Антонов, Константин Михайлович
Религиозно-нравственные начала историософии А. С. Хомякова2000 год, кандидат философских наук Миляева, Елена Олеговна
Проблема "русской художественной школы" в отечественной словесности середины XIX века2005 год, доктор филологических наук Тамаев, Павел Михайлович
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Котельникова, Ирина Анатольевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нами проанализирован творческий путь двух значительных русских писателей XIX в. - Алексея Степановича Хомякова и Ивана Васильевича Киреевского - с момента их вступления в литературу и до времени возникновения славянофильского учения. Анализ проведен сквозь призму их эстетических взглядов, которые были тесно связаны с философской позицией, что мы старались учитывать. Оба писателя испытали влияние Пушкина (в конце 1820-х - начале 1830-х гг.), находились одно время в творческом диалоге с ним. Вместе с тем несомненно влияние на них эстетики любомудров, опиравшихся на учение Шеллинга и немецких романтиков. Эти общие истоки обусловили некоторое изначальное сходство эстетических позиций Хомякова и Киреевского, хотя, разумеется, отличия были не менее существенными.
Для Хомякова всегда было важно отразить в творчестве многообразие и противоречивость мира, для чего писатель прибегал к конструированию многочисленных оппозиций, основанных на представлении о исходном противостоянии добра и зла. Нравственное основание эстетических убеждений оказывается причиной того, что оппозиции Хомякова зачастую имеют оценочный характер. Например, для лирического героя высшей ценностью является творческая свобода, а ее противоположностью предстает любая зависимость от людей, в том числе и любовь, традиционно воспринимаемая романтиками как, напротив, одно из важнейших проявлений творческой способности человека. Можно утверждать, что речь идет именно о творческой, а не об абсолютной свободе: Хомяков доказывает, что нравственный закон един для всех, а за его нарушение герои неизбежно расплачиваются (муками совести, как Вадим, или даже жизнью, как Ермак). Подобное внимание к этической стороне проблемы романтического персонажа отличает Хомякова от большинства современных ему писателей-романтиков. Для автора "Ермака", в частности, традиционный романтический бунт против тирана не получает оправдания; только смирение, подчинение общему ходу вещей и признание высшего Божественного закона помогают главному герою обрести душевный покой. Даже в ранних произведениях Хомяков стоит, как правило, на общенациональной точке зрения: никакие личные достоинства не могут оправдать человека, пренебрегающего государственными интересами - его неизбежно отвергает Россия (трагедия "Димитрий Самозванец").
Во второй половине 1830-х гг. для Хомякова большое значение приобретает идея развития. По-прежнему важна религиозно-этическая основа его рассуждений, подлинный синтез видится писателю как реализация именно нравственной цели, хотя признается сама возможность примирения некоторых (но, конечно, не основополагающего -"добро - зло") противоречий и создания нового единства.
Киреевский шел иным путем. В ранний период творчества он стремился показать цельность бытия, всеобщую устремленность к конечному синтезу, возникающему в результате примирения противодействующих сил. Все в мире влспринималось писателем как борьба противоположностей, и только она могла быть источником любого развития. Киреевский показывал органичность каждого явления жизни (а искусство виделось писателю как одно из проявлений жизни), связь прошлого с настоящим, настоящего с будущим, литературного процесса с историей например, в статье "Обозрение русской словесности 182 9 года"), всякое явление литературы интересовало писателя с точки зрения развития. Так, в статье о поэзии Языкова критик не ограничился анализом художественных произведений, он одновременно размышлял о проблемах восприятия творчества, доказывал зависимость культуры читателя от уровня просвещенности всего общества, размышлял о развитии просвещения в России - т.е., как обычно, выходил за рамки чистой эстетики.
В художественных опытах (начиная с очерка "Царицынская ночь") Киреевский тоже стремился синтезировать элементы разных художественных систем, примирить "исторический" и "вневременной" взгляды на мир.
В конце 1830-х гг. Киреевский, по-прежнему рассматривающий литературу как одно из проявлений действительности, строит рассуждения на новом основании: теперь он признает исходным противопоставлением "добро -зло", и во всем многообразии мира видит непримиримую борьбу двух начал. Органичное трактуется как изначально непротиворечивое, следовательно, нет больше представления о синтезе как целостности, возникшей в результате взаимодействия противоположных сил.
Нам показалось важным сравнить, помимо прочего, и трактовку образа романтического двоемирия в творчестве обоих писателей. Мы выделили два художественных пространства в тех произведениях, где особенно очевидна связь с романтической эстетикой, и последовательно охарактеризовали художественное "пространство реальной жизни" (в наших терминах - "первое") и художественное "идеальное пространство" ("второе"). По нашему наблюдению, в начале творческого пути и у Хомякова (в его лирике), и у Киреевского (в сказке "Опал") главной характеристикой первого типа художественного пространства может быть "ограниченность" (в разных смыслах пространственном, временном и духовном), а второго, соответственно - "беспредельность". При этом первое пространство (более последовательно у Хомякова, обычно дававшего этическую оценку самым разнообразным предметам жизни, и менее - у Киреевского, который, как правилио, в ранних произведениях пытался уйти от однозначной оценки сложного явления) оценивается в основном положительно, а второе - отрицательно.
В конце 1830-х гг. и здесь изменяются подходы. По-прежнему в художественных текстах (мы остановились на двух, по нашему мнению, наиболее показательных, к тому же имеющих одинаковое название "Остров", что представляется существенным) можно выявить два типа художественного пространства (одно из них - "идеальное", т.е. оцениваемое положительно, на этот раз более последовательно Киреевским - у Хомякова, как показано, "рай" не совсем совершенен), но теперь имеет четко обозначенные границы (и даже исторические и географические координаты), т.е. приобретает характеристику, которая ранее была свойственна пространству "реальной жизни".
Мы попытались объяснить причины такой перемены, которые, на наш взгляд, состоят в том, что Хомяков и Киреевский "переносят" во внешний мир то, что принадлежало миру внутреннему, и в результате получают "проекцию" на плоскость. Одновременно происходит изменение оснований, на которых строится противопоставление двух пространств - оно приобретает четкий религиозно-этический характер (что в большей мере относится к Киреевскому, так как Хомяков, как отмечалось, и раньше ставивший этический принцип во главу угла, в конце 1830-х гг., напротив, проявил гибкость, признав возможность переплетения положительного и отрицательного внутри одного "идеального" пространства, например, в стихотворении "России").
Очевидно, эволюцию эстетических взглядов Хомякова и Киреевского можно представить как встречное движение - у Хомякова от однозначно-оценочной позиции (в произведениях 1820-х гг.) к более сложной, синтетической, допускающей сущестование нюансов и переходных ступеней между полюсами "добро - зло" (в тех случаях, разумеется, когда речь не идет о чисто религиозных вопросах), у Кирееевского, наоборот, от стремления проанализировать каждое явление жизни и литературы с разных сторон - к оппозиции положительного и отрицательного, построенной на религиозном основании. По-видимому, именно эту тенденцию заметил А.И.Кошелев, вспоминавший позднее: "С Хомяковым у Киреевского были нескончаемые споры: сперва Киреевский находил, что Хомяков чересчур церковен, что он недостаточно ценил европейскую цивилизацию, и что он хотел нас нарядить в зипуны и обуть в лапти; впоследствии Киреевский упрекал Хомякова в излишнем рационализме и в недостатке чувства в делах веры"
Сближение позиций двух литераторов осуществилось в конце 1830-х гг., когда на этой почве и произошло формирование собственно славянофильской теории.
357Кошелев А.И. Записки. С. 89.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Котельникова, Ирина Анатольевна, 1999 год
1.Произведения И.В.Киреевского и A.C.Хомякова
2. Киреевский И.В. Поли. собр. соч. М., 1911.
3. Киреевский И.В. Критика и эстетика. М., 1979.
4. Хомяков A.C. Полн. собр. соч. М., 1900.
5. Хомяков A.C. Стихотворения и драмы. Л., 1969.
6. Хомяков A.C. О старом и новом. М., 1988.
7. Хомяков A.C. Сочинения. М., 1994.2. Источники и исследования
8. Аксаков К.С. Обозрение современной литературы // Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. М., 1981.
9. Анненкова Е.И. Проблема соотношения искусства и религии в восприятии славянофилов //Славянофильство и современность. СПб., 1994.
10. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1981.
11. Астров Вл. Не нашли пути. Из истории религиозного кризиса. СПб., 1914.
12. Баландин А.И. Хомяков A.C. //Русские писатели, XIX век. Биобиблиографический словарь. 4.2. М., 1996.
13. Барсуков Н.П. Жизнь и труды М.П.Погодина. СПб., 1888 -1910.
14. Бартенев П.И. Биографические воспоминания об А.С.Хомякове //Русская беседа.18 60. Т.2.
15. Бартенев Ю.П. По поводу отзывов об А.С.Хомякове С.М.Соловьева и Г.Боборыкина //Русский архив. 1896. Кн.2. №5.
16. Бартенев Ю.П. Заметка о стихотворении А.С.Хомякова "Звезды" //Русский архив. 18 99. Кн.З. №11.
17. Ю.Бартенев Ю.П. Недоучки-славянофилы и высокоученый западник-профессор //Русский архив. 1907. Кн.2. №8.
18. Бердяев H.A. Алексей Степанович Хомяков. Томск, 1996.
19. Бердяев H.A. Идеи и жизнь. А.С.Хомяков и свящ. П.А.Флоренский //Символ. 198 6. N'16.
20. Бестужев-Рюмин К. Славянофильское учение и его судьбы в русской литературе//Отечественные записки. 18 62. №№ 2-3.
21. Благова Т. И. О философском наследии А.С.Хомякова //Философские науки. 1991. №11.
22. Благова Т. И. Алексей Степанович Хомяков и Иван Васильевич Киреевский. Жизнь и философское мировоззрение. М., 1994.
23. Благова Т. И. Соборность как философская категория у А.С.Хомякова //Славянофильство и современность. СПб., 1994 .
24. Благова Т.И. Родоначальники славянофильства. Алескей Хомяков и Иван Киреевский. М., 1995.
25. Бродский Н.Л. Ранние славянофилы.М., 1910.
26. Буланов А.М. Рациональное и сердечное в теории познания и в эстетике славянофилов //Славянофильство и современность. СПб., 1994.
27. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М., 1966.
28. Вацуро В.Э., Гиллельсон М.И. Сквозь "умственные плотины". Из истории книги и прессы пушкинской поры. М., 1972.22 .Веневитинов Д.В. Стихотворения. Проза. М., 1980.
29. Виноградов П. И.В.Киреевский и начало московского славянофильства //Вопр. Философии и психологии. 18 92. Кн.11.24 . Владимиров JI.E. Алексей Степанович Хомяков и его этико-социальное учение. М., 1904.
30. Галактионов A.A., Никандров П.Ф. Славянофильство, его национальные истоки и место в истории русской мысли //Вопр. философии. 1966. №6.2 б.Герцен А.И. Собрание сочинений в тридцати томах. ТТ.2, 9. М., 1954; 1956.
31. Гершензон М.О. Исторические записки. М., 1910.
32. Гиллельсон М. Письма Жуковского о запрещении "Европейца" //Русская литература. 1965. №4.
33. Гильфердинг А.Ф. О филологической деятельности покойного А.С.Хомякова //Русская беседа. 1860. Т.2.
34. Гинзбург Л.Я. О лирике. М.; Л., 1964.
35. Греков В.Н. Стезей нагорною //Поэзия: Альманах. Вып. 54. М., 1989.
36. Греков В.Н. Киреевский И.В. //Русские писатели, XIX век. Биобиблиогр. слов. 4.1. М., 1996.
37. Григорьев A.A. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина //Григорьев A.A. Соч. Т.2. М., 1990.
38. Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957.
39. Гуминский В. "Некто Иван Васильевич Киреевский." //Лит. учеба. 1980. №6.
40. Дмитриев С. С. Славянофилы и славянофильство (Из истории русской общественной мысли середины XIX века) //Историк-марксист. 1941. №1.
41. Дорн Н. Киреевский. Опыт характеристики учения и личности. Париж, 1938.38 .Дудзинская Е.А. Славянофилы в пореформенной России. М., 1983.39."Европеец", журнал И.В.Киреевского, 1832. М., 1989.
42. О.Егоров Б.Ф. Поэзия А.С.Хомякова //Хомяков A.C. Стихотворения и драмы. JI., 1969.
43. Жуковский В.А. Письма в защиту И.В.Киреевского (1832) к императору Николаю Павловичу и к А.Х.Бенкендорфу //Русский архив. 18 96. Кн.1. №1.
44. Зеньковский В.В. История русской философии. Т.1. 4.12. Л., 1991.51.3ернов Н.М. Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев. М., 1995.
45. Иванов И.И. История русской критики. 4.1-2. СПб., 1898.
46. Иванов-Разумник Р. В. История русской общественной мысли. Т.1. Ч. 2-3. Петроград, 1918.
47. Кавелин К.Д. Авдотья Петровна Елагина //Русское общество 30-х годов XIX в. Люди и идеи (Мемуары современников). М., 1989.
48. Каменский З.А. Московский кружок любомудров. М., 1980. 5 б.Кант И. Критика способности суждения //Кант И. Соч.1. Т.5. М., 1966.
49. Карташова И.В., Семенов Л.Е. Романтизм и христианство //Русская литература XIX века и христианство. М., 1997.
50. Карушева М.Ю. Славянофильская драма. Архангельск, 1995.
51. Керимов В. И. Философия истории А.С.Хомякова (По страницам одной полузабытой работы) //Вопр. философии. 1988. №3.
52. Керимов В.И. А.Хомяков против И.Киреевского //Наука и религия. 1989. №1.
53. Кинчи А.Ю. Иван Васильевич Киреевский. Его личность и деятельность. Воронеж, 1915.
54. Княжнин Я. Б. Вадим Новгородский //Княжнин Я. Б. Избранные произведения. Л., 1961.
55. Ковалевский М.М. Ранние ревнители философии Шеллинга в России Чаадаев и Иван Киреевский //Русская мысль. 1916. №12.
56. Колюпанов Н.П. Очерк философской системы славянофилов //Русское обозрение. 1894. №№7 11.
57. Котельников В. А. Литератор-философ //Киреевский И. В. Избранные статьи. М., 1984.
58. Кошелев А.И. Записки. М., 1991.
59. Кошелев В.А. Новые работы о русском славянофильстве //Русская литература. 1979. №1.
60. Кошелев В.А. Эстетические и литературные воззрения русских славянофилов (1840 1850-е годы). Л., 1984.
61. Кошелев В.А. Пушкин и Хомяков //Временник пушкинской комиссии. Вып. 21. Л., 1987
62. Кошелев В.А. Алексей Степанович Хомяков. Север. 1991. №5.7 6.Кошелев В.А. Алексей Степанович Хомяков. Жизнеописаниев документах, рассуждениях и разысканиях //Север. 1994. №№1- 4.
63. Кошелев В. А. Парадоксы Хомякова //Хомяков A.C. Соч. Т.1. М., 1994.
64. Кулешов В.И. Славянофилы и романтизм //К истории русского романтизма. М. , 1973.
65. Кулешов В. И. Славянофилы и русская литература. М., 1976.
66. Кулешов В.И. Этюды о русских писателях (исследования и характеристики). М., 1982.
67. Литературная критика ранних славянофилов <Материалы дискуссии> //Вопр. литературы. 1969. №№ 5, 7, 10, 12.
68. Литературные взгляды и творчество славянофилов. 1830 -1850-е годы. М., 1978.
69. З.Лобов Л. Славянофилы. как литературные критики //Известия С.-Петербургского славянскогоблаготворительного общества
70. Лонгинов М.Н. А.С.Хомяков как председатель Общества любителей российской словесности //Русская беседа. 18 60. Т. 2 .8 5.Лонгинов М.Н. Стихотворения А.С.Хомякова //Русский вестник. 1861. №3.8 6.Лосский Н.О. История русской философии. М. , 1991.
71. Лушников А. Г. И.В.Киреевский. Очерк жизни и религиозно-философского мировоззрения. Казань, 1918.
72. Лясковский В.Н. Алексей Степанович Хомяков. Его жизнь и сочинения. М., 1897.
73. Лясковский В.Н. Братья Киреевские. Жизнь и труды их. СПб., 1899.
74. Маймин Е.А. Хомяков как поэт //Пушкинский сборник. Псков, 1968.
75. Маймин Е.А. Философская поэзия Пушкина и любомудров (к различию художественных методов) //Пушкин. Исследования и материалы. Т.6. М.; Л., 1969.
76. Маймин Е.А. "Борис Годунов" Пушкина и исторические драмы Хомякова //Пушкинский сборник. Псков, 1972.
77. ЭЗ.Маймин Е.А. О русском романтизме. М., 1975.
78. Малинин В.А. О социальных и теоретических истоках славянофильства //Философские науки. 1967. №1.
79. Манн Ю.В. Иван Киреевский //Вопр. литературы. ! 9 6 5. №11.
80. Манн Ю.В. Русская философская эстетика (1820-1830-е гг.). М., 1969.
81. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976.
82. Манн Ю.В. Эстетическая эволюция И.Киреевского //Киреевский И.В. Критика и эстетика. М., 1979.
83. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. М., 1995.100 .Материалы для биографии И.В.Киреевского //Киреевский И.В. Полн.собр. соч.Т.1. М., 18 61.
84. Мейлах Б.С. Реалистическая система Пушкина в восприятии его современников (конец 20-х 30-е годы Х!Х в.) //Пушкин. Исследования и материалы. Т.6. JI., 1969.
85. Миллер О.Ф. Стихотворения Хомякова, со стороны их руководящих мыслей //Заря. 1869. №7.
86. Миллер О.Ф. Основы учения первоначальных славянофилов //Русская мысль. 1880. №№1, 3.
87. Милованова 0.0. Проблемы художественного историзма в русской критике пушкинской эпохи (1825 1830). Саратов, 1976.
88. Милюков А. Стихотворения A.C. Хомякова //Светоч. 1861. №6.10 б.Милюков П.Н. Главные течения русской исторической мысли. СПб., 1913.
89. Михайлов A.B. Эстетические идеи немецкого романтизма //Эстетика немецких романтиков. М., 1986.108 .Муханов H.A. Воспоминание об А.С.Хомякове //Русский архив. 1887. Кн.1. N2.
90. Мюллер Э. И.В.Киреевский и немецкая философия //Вопр. философии. 1993. №5.
91. З.Носов С.Н. Два источника по истории раннего славянофильства //Вспомогательные историческиедисциплины. Т.10. J1., 1978.
92. Носов С.Н. Новые тенденции и старые проблемы (обзор новейшей советской литературы о славянофильстве) //Русская литература. 1984. №2.
93. Овсянико-Куликовский Д.Н. История русскойинтеллигенции. 4.1. М., 1907.11 б.Овсянников М.В. Эстетическая концепция Шеллинга и немецкий романтизм // Шеллинг. Философия искусства. М., 1966.
94. Переписка А.С.Пушкина. М., 1982.
95. Писарев Д.И. Русский Дон-Кихот //Писарев Д.И. Соч. Т.1. М., 1955.
96. Письма к И.И.Дмитриеву. князя Петра Андреевича Вяземского //Русский архив. 1868.
97. Письма к А.С.Хомякову //Русский архив. 1884. Кн.З.
98. Полевой Кс.А. Взгляд на два обозрения русской словесности 1829 года, помещенные в "Деннице" и "Северных цветах" //Полевой H.A., Полевой Кс.А. Литературная критика. Л., 19 90.
99. Полевой Кс.А. Ермак, трагедия в пяти действиях, в стихах, сочинение Алексея Хомякова. Рецензия //Полевой H.A., Полевой Кс.А. Литературная критика. Л., 1990.12 9.Пушкин A.C. Мысли о литературе. М., 1988.
100. Пыпин А.Н. Характеристики литературных мнений от двадцатых до пятидесятых годов. Исторические очерки. СПб., 1906.
101. Розанов В. В. Алексей Степанович Хомяков. К 50-летию со дня кончины его 23-го сентября 18 60 г. 23-го сентября 1910 г. //Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 1989. №4.
102. Розов В.А. А.С.Хомяков, его личность и лирика. Киев, 1910.
103. Рылеев К.Ф. Думы. М., 1975.
104. Самарин Ю.Ф. Хомяков и крестьянский вопрос //Русская беседа. I860. Т.2.
105. Сахаров В.И. От "движущейся эстетики" к литературной теории //Контекст. 1980. Литературно-теоретические исследования. М., 1981.
106. Сахаров В.И. Страницы русского романтизма. М., 1988.
107. Скабичевский A.M. Сорок лет русской критики (1820 -1860) //Скабичевский A.M. Сочинения. Т.1 СПб., 1895.
108. Скобцова Е. А.Хомяков. Париж, 1929.
109. Соболевский С.А. Выдержки из заграничных писем к С.П.Шевыреву (1829 1833) //Русский архив. 1909. Кн.2. №7.
110. Соловьев С.М. Записки //Вестник Европы. 1907. Т.З.
111. Сохряков Ю.И. Благодатный дух соборности (О соборном характере русского художественно-философского мышления) //Русская литература XIX века и христианство. М., 1997.
112. Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе.Л., 1981.
113. Степанов Л.А. И.В.Киреевский среди литераторов "пушкинского круга" ("Царицынская ночь") //Пушкин. Исследования и материалы. Т.13. Л., 1989.14 4.Степун Ф. Немецкий романтизм и русское славянофильство //Русская мысль. 1910. Кн.З.
114. Сухов А.Д. Илья Муромец славянофильства (А.С,Хомяков). М., 1990.
115. Сухов А.Д. Хомяков, философ славянофильства. М., 1993.
116. Татевский сборник. СПб, 1899.14 8.Таубе М.Ф. Хомяков. Харьков, 1908.14 9.Темпест Р. Неизданная статья Хомякова <Предисл. к публикации>//Символ. 1986. №16.
117. Тампест Р. П.А.Флоренский и А.С.Хомяков //Символ. 1986. №16.
118. Троицкий H.И. Алексей Степанович Хомяков, как мыслитель. Тула, 1904.
119. Труфанова И. А. Литературно-публицистический диалог А.С.Хомякова (1830 1850-е годы): Автореф. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук (10.01.01). М., 1997.
120. Уланов М.В. Наследие А.С.Хомякова сегодня //Славянофильство и современность. СПб., 1994.
121. Усок И.Е. Философская поэзия любомудров //К истории русского романтизма. М., 1973.
122. Федоров B.C. О философский аспектах славянофильства в свете современной науки //Славянофильство и современность. СПб., 1994.
123. Флоренский П.А. Около Хомякова (Критические заметки). Сергиев Посад, 1916.
124. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Киев, 1991.
125. Фризман Л.Г. Иван Киреевский и его журнал "Европеец" //"Европеец", журнал И.В.Киреевского, 1832. М, 1989.
126. Хомяковский сборник. Т.1. Томск, 1998.
127. Хоружий С. С. Хомяков и принцип соборности //Здесь и теперь. 1992. №2.
128. Цимбаев Н.И. Славянофильство. Из истории русской общественно-политической мысли XIX века. М., 1989.
129. Чичерин Б.H.Воспоминания. Т.2. Москва сороковых годов. М., 1929.
130. Чуйко В.В. Старое и новое славянофильство //Наблюдатель. 18 90. №3.
131. Шапошников Л.Е. Философские портреты. Нижний Новгород, 1993.
132. Шевырев С.П. Разговор о возможности найти единый закон для изящного //Московский вестник. 1827. 4.1. №1.
133. Шевырев С.П.Сон души //Московский вестник. 4.2. №7.
134. Шевырев С. П. Разговор об истине и правдоподобии в искусстве (из Гете) //Московский вестник. 1827. 4.2. №8.
135. Шевырев С.П. Стихотворения. JI., 1939.
136. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека //Шиллер. Соч. Т.6. М., 1957.
137. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. T.l. М. , 1983.
138. Щеглов Б. Ранние славянофилы, как религиозные мыслители и публицисты. 4.1. Киев, 1917.
139. Щукин В.Г. Концепция Дома у ранних славянофилов //Славянофильство и современность. СПб., 1994.
140. Щукин В. Г. Дом и кров в славянофильской концепции. Культурологические заметки //Вопр. философии. 1996, №1.
141. Языков Д. Д. Алексей Степанович Хомяков. Его жизнь и литературная деятельность. М., 1904.
142. Янковский Ю.З. Патриархально-дворянская утопия: Страница русской общественно-литературной мысли 1840 -1850 годов. М,, 1981.
143. Christoff Р.К. An introduction to nineteenth-century Russian Slavophilism. Vol.1. A.S.Xomjakov. The Hague, 1961.
144. Copleston F.C. Russian Religious Philosophy. Notre Dame (Indiana), 1988.
145. Gleason A. European and Muscovite. Ivan Kireevsky and the Origins of Slavophilism. Cambridge (Mass.), 1972.
146. Riasanovsky N.V. Russia and the West in the teaching of the Slavophiles. Cambridge (Mass.), 1952.
147. Russian Philosophy. Vol.1. Chicago, 1965.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.