Феномен провинциального театра: Экспериментальные площадки Хабаровского края тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Романов, Роман Романович
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 176
Оглавление диссертации кандидат культурологии Романов, Роман Романович
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Провинция в культурном пространстве
России: провинциальность как социокультурный феномен.
1.1. К вопросу о семантических границах термина «провинция».
1.2. Традиционный провинциальный театр как форма кодификации массовой культуры.
ГЛАВА ВТОРАЯ. Современное искусство как эксперимент.
2.1. Понятие экспериментальное™: концептуальный анализ.
2.2. Экспериментальное«, в искусстве: игровой принцип.
2.3. Экспериментальные формы современного театра.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Экспериментальные театры Хабаровского края.
3.1. «Интровертный» и «экстравертный» типы театров-студий.
3.2. Эстетика постановок «Белого театра».
3.3. Творческая деятельность театра-лаборатории «КнАМ».
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Русский провинциальный театр рубежа XX - XXI веков: Ярославская социокультурная модель2000 год, кандидат культурол. наук Дидковская, Наталья Александровна
История театральной культуры Сахалинской области: Конец XIX - XX вв.2005 год, кандидат исторических наук Цупенкова, Инга Анатольевна
Государственная политика в области театрального дела на советском Дальнем Востоке: 20-е - 30-е годы XX века2005 год, кандидат исторических наук Гамалей, Софья Юрьевна
Государственный русский драматический театр в Бурятии: Становление и развитие профессионального театрального искусства2006 год, кандидат искусствоведения Гильмулина, Елена Анатольевна
История театральной культуры Дальнего Востока России: вторая половина 1980-х - начало 2000-х гг.2012 год, кандидат исторических наук Осипова, Эрика Викторовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен провинциального театра: Экспериментальные площадки Хабаровского края»
Объективная картина современной отечественной культуры может быть создана в результате анализа культурных процессов, протекающих не только в центре страны, в столице, но и в провинции, в самых дальних регионах России. Социокультурное пространство современности немыслимо без пространства театра. Театр является основным показателем развития культуры: театральное искусство относится не только к форме общественного сознания, но и к числу одной из важнейших сфер общественной жизни нации. Театр как способ художественного отражения действительности по природе своей искусство публичное, требующее коллективного восприятия, создающее вокруг себя общественную среду. Театр, воздействуя на зрителя системой художественных средств, складывающихся из творений драматурга, режиссера, актера, художника, в конечном счете, отражает состояние культуры и жизни общества в целом. Актуальность культурологического исследования современных проблем и жанровых форм российского дальневосточного театра очевидна. Несомненно, актуальным является и исследуемый нами пласт театрального искусства — экспериментальные театры-лаборатории. Именно они являются центрами развития качественно нового художественного мышления горожан, в частности, творческой молодежи. Это особенно важно для российских регионов с их частичной изолированностью от новейших процессов в науке и искусстве.
Актуальность обращения к феномену провинциального театра обусловлена недостаточной научной разработанностью проблем провинциального театра России, отсутствием культурологического исследования.
Степень научной разработанности проблемы.
Научные работы, определяющие степень разработанности проблемы, объединены нами в несколько групп согласно логике организации материала в диссертации. Во-первых, это работы, посвященные анализу феномена провинции и провинциальности. Во-вторых, работы, освещающие проблемы экспериментального искусства и современного экспериментального театра. В-третьих, труды, определяющие научные достижения в сфере исследования провинциального российского театра. В-четвертых, работы дальневосточных культурологов и искусствоведов в области изучения театральной культуры края.
Многоаспектный анализ провинции как социокультурного феномена проводится в теоретических работах современных исследователей: Б. Егорова, Т. Рыжовой, Н. Серебренникова, Д. Давыдова, А. Минченкова и др. Определению семантических границ понятия «провинциальность» посвящены нучные работы О. Руд невской, М. Махлина, В. Пищулина, Л. Гудкова и др.
Проблемы современного экспериментального искусства освещаются в трудах Т. Горючевой, А. Исаева, Е. Кикодзе, М. Мусиной и др. Разработка проблемы экспериментального театра находит свое отражение в научных работах И. Болотян, О. Ревзиной, В. Березкина, В. Бегунова и др.
В 1960 - 1980-е годы сложилась концепция исследования провинциального театра как явления общероссийского, развивающегося как единая система с иерархией законов, одинаково характерных для всех российских городов. В частности, эта концепция нашла свое воплощение в трудах И. Петровской. Важным вкладом в историографию провинциального театра стали работы А. Альтшуллера, О. Фельдмана, включившие театральную Сибирь в сферу театроведческого анализа. Концепция провинциального театра как мифологической системы нашла свое воплощение в трудах Н. Дидковской, Т. Казариной и др.
История дальневосточной театральной культуры по сравнению с общероссийской довольно скромна. Статьи театральных деятелей, актеров, любителей театра, журналистов (А. Брянский, А. Любош, В. Козлов, В. Хохлов) посвящены развитию театральной культуры на Дальнем Востоке в различные исторические периоды. Одним из первых попытался рассмотреть процесс развития дальневосточной культуры В. Щебеньков, отразивший в своих работах некоторые из аспектов формирования театральной культуры. Работы А. Иванова и С. Гришко посвящены различным аспектам дальневосточного театра — от хроники театральной жизни городов региона до деятельности отдельных коллективов.
Большой вклад в научное изучение дальневосточного театра внесла А. Шавгарова, в 2002 году защитившая кандидатскую диссертацию «Становление и развитие театральной культуры на Дальнем Востоке России». Исследователь определяет место и роль региональной театральной культуры в духовной жизни общества, выявляет специфику дальневосточной театральной культуры в сравнении с общероссийской.
В целом, говоря о современном уровне исследования проблемы, можно сделать вывод: научное знание театральной культуры Дальнего Востока характеризуется фрагментарностью: либо проблема освещается на тематически узком материале, либо ее освещение страдает локальной ограниченностью. Отсутствие в работах контекста общероссийской театральной культуры и её сопоставления с дальневосточным театральным процессом приводит к постановке не достаточно глубоких задач. Сосредоточившись на рассмотрении культурной жизни только одного города, авторы не могут оценить полноту картины театральной культуры всего дальневосточного региона. Одним из заметных недостатков исследований можно считать отсутствие у авторов специализированного подхода к театру, возможности изучить явление изнутри, опираясь на владение основными законами театроведческого анализа.
Объектом нашего исследования стала театральная культура Хабаровского края, предметом - экспериментальные театры-студии Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре.
Целью диссертационного исследования является выявление специфики экспериментальных театров-студий, их роли в социокультурном пространстве провинциальных городов Хабаровского края.
Задачи исследования:
• рассмотреть провинциальную культуру как часть общероссийской культуры;
• определить принципы взаимодействия современного искусства с последними научными достижениями; выявить различия между научным экспериментом и экспериментом в искусстве;
• рассмотреть формы современного искусства, нашедшие свою реализацию в российском экспериментальном театре;
• выявить социально-психологическую роль экспериментальных театров Хабаровского края, проанализировав творческую деятельность «Белого театра» (г. Хабаровск) и театра-лаборатории «КнАМ» (г. Комсомольск-на-Амуре);
• наметить дальнейшие тенденции развития экспериментального театра.
Источники исследования. Источниковедческую базу исследования составили разнообразные документы и материалы, опора на которые позволила решить поставленные проблемы: а) архивы «Белого театра» (г. Хабаровск) и коллектива театра КнАМ (г. Комсомольск-на-Амуре), программки спектаклей и фестивалей, видеоматериалы и дневники из личного архива режиссера театра КнАМ Т. Фроловой. б) периодическая печать рубежа XX - XXI века, освещавшая творческую деятельность изучаемых нами театров (данные о репертуаре экспериментальных театров, театральные рецензии, сведения об актерах и режиссерах, о проведении фестивалей и гастролях коллективов в России и за рубежом); в) неформализованные интервью с деятелями театральных коллективов Хабаровского края; г) включенное и невключенное наблюдение диссертантом творческого процесса театров-студий Хабаровского края.
К первому типу наблюдения можно отнести участие диссертанта в фестивале «Перспектива комнаты» 2001 - 2004 гг. (Комсомольск-на-Амуре) и в фестивале «Дни немецко-русской культуры» 2000 - 2002 гг. (Хабаровск), а также актерскую деятельность в спектаклях «Белого театра» («Дзынь», «Сцены из супружеской жизни», «Short Stories»). Особо следует отметить участие диссертанта во франко-российском проекте «Зеркало — Восток — Запад» (2001), включившем в себя постановку французским режиссером Ф. Гойаром пьесы М.Б. Кольтеса «Западная пристань» в театре КнАМ и гастрольные показы спектакля в российских городах. Непосредственное знакомство диссертанта с театральной жизнью провинциальных городов (Екатеринбург, Тольятти) дало ему ценный материал для научного анализа театрального процесса российской провинции.
Ко второму типу наблюдения можно отнести присутствие диссертанта на репетициях спектаклей изучаемых коллективов и неоднократный просмотр спектаклей на площадках театров и в видеозаписи.
Теоретико-методологическая основа диссертации определяется спецификой научной проблемы, целевой установкой и сформулированными задачами исследования. Проблемы, затронутые в диссертации, рассматриваются в контексте современной интегральной парадигмы культурологического знания. Анализ специфики провинциального экспериментального театра проведен с помощью приемов семиотического, системно-структурного методов, что позволило осуществить целостный анализ сценического произведения как культурного текста.
Теоретическую основу диссертации определили философские и культурологические работы (X. Ортега-и-Гассет, И. Хёйзинга, Л.Г. Ионин); фундаментальные филологические труды, в том числе по семиотике и структурной семантике (М.М. Бахтин, Ю.Н. Тынянов, Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский, В.П. Руднев); театроведческие исследования (М. Чехов, В. Мейерхольд, В. Березкин). Категории и понятия, введенные в научный оборот этими и другими исследователями, позволили сформировать категориально-понятийный аппарат.
Употребляемое в работе понятие «провинция» используется в своем основном значении («все, что не есть столица», «регион»), не имеющем оценочных коннотаций. Напротив, понятие «провинциальность» имеет ярко выраженную эмоционально-оценочную окраску: провинциальность -характеристика способа воспроизводства ценностей культуры, удержание лишь таких значений и смыслов, которые приобретают форму общепринятых мнений, лишенных модуса оригинальности, проблематичности, субъективности.
Понятие «традиционный театр» употребляется для обозначения неноваторского театра, следующего в своем творчестве классическим образцам сценического воплощения драматического произведения. Он четко соблюдает жанровые границы и сохраняет традиции актерского и режиссерского мастерства. Традиционный театр не ориентирован на поиск новых форм и сконцентрирован на эмоциональном раскрытии содержания пьесы. Он ориентирован на массового зрителя, и, как правило - это театр актерский.
Термин «экспериментальный театр» употребляется в работе для обозначения новаторского театра, нацеленного на поиск неиспользованных ранее форм сценического воплощения, отказывающегося от жанровых границ и устоявшихся приемов актерской игры. Творческий метод новаторского театра — экспериментальный поиск новых форм выражения, что предполагает сознательный отказ от собственных достижений в искусстве, даже если они были высоко оценены публикой и искусствоведами. Экспериментальный театр рассчитан на элитного зрителя, и, как правило -это театр режиссерский.
Научная новизна. Изучение сущности экспериментальных театров определяет не только актуальность данной работы, но и ее научную новизну. Исследование творчества экспериментальных театров Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре является первой попыткой осмысления и обобщения процессов художественной деятельности театров-лабораторий Хабаровского края.
Впервые предметом интегративного культурологического анализа стал феномен экспериментального театра Хабаровского края как части провинциальной культуры России.
Выявлена роль экспериментальных театров в формировании социокультурного пространства провинциальных городов.
На основе выявления социально-психологической роли экспериментальных театров в культуре города осуществлена дифференциация театров-студий Хабаровского края на интровертные и экстравертные.
Проведен комплексный анализ репертуара театров, являющегося существенным фактором в формировании нового культурного мышления.
Теоретическая и практическая значимость работы определяется тем, что она позволяет дополнить и углубить представления о сложности и многомерности феномена провинциального театра конца XX - начала XXI века. Выводы, содержащиеся в работе, могут быть использованы в ходе дальнейших научных исследований по проблемам отечественной. театральной культуры рубежа веков. Предложенное исследование открывает новые возможности для изучения экспериментальных театров Хабаровского края.
Содержание диссертации, ее теоретические положения, методология исследования соответствуют современным требованиям преподавания культурологии в вузах. Материал диссертации обладает возможностями внедрения в практику вузовского преподавания (дисциплины национально-регионального компонента учебных планов университетов и педагогических вузов).
Основные положения, выносимые на защиту:
1. а) Провинциальная культура является неотъемлемой частью общероссийской культуры: провинция — это единица культуры, содержащая полную информацию о строении всего социокультурного пространства России. б) Феномен «провинциальной ментальности» характеризуется не географическим местоположением ее носителей, а комплексом социально-генетических черт, проявляющихся в мышлении, поведении и ценностных ориентациях индивида: провинциальность менталитета — это узость и ограниченность сознания вне зависимости от того, живет ли его носитель в столице или маленьком городе.
2. а) Отличительной чертой искусства всего XX и начала XXI века является его экспериментальный характер. Экспериментальность в искусстве — это поиск новых, ранее неиспользованных методов создания художественного произведения, способствующих возникновению виртуальных реальностей — реальностей художественного мира. б) Процесс создания художником экспериментального произведения искусства схож с научным процессом, в котором экспериментирование является неотъемлемой чертой. Если в науке эксперимент служит для получения знания и в конечном итоге для описания реальности, то эксперимент в искусстве служит для создания новых образов самой реальности. в) Объектом художественных поисков в современном искусстве стал исключительно стиль, которому присуща тенденция понимать искусство как игру и только. Игровая природа нового искусства и его формы, нашедшие свою реализацию в российском экспериментальном театре (вербатим, арт-перформанс, видеоарт, инсталляция, видеоинсталляция), стали ведущим параметром современной культуры.
3. а) Принципы и формы современного экспериментального театра находят свое воплощение на площадках «Белого театра» (г. Хабаровск) и театра КнАМ (г. Комсомольск-на-Амуре). Творчество «Белого театра» носит ярко выраженный игровой характер; принцип спектаклей театра КнАМ -синтез отечественного психологического театра с современными достижениями западного театра в области формы, разнообразия жанров и стилей. б) Искусство провинции не обязательно является провинциальным по своему духу. Лишенное главной характеристики массового коммерческого искусства - подражательности и вторичности, - искусство самых отдаленных регионов может представлять собой неповторимый, уникальный феномен, достойный войти в сокровищницу общероссийской и мировой культуры, и может перейти в разряд актуального искусства.
Апробация основных положений исследования была проведена по следующим направлениям:
• в публикации научных статей (1,8 пл.); в докладах и сообщениях по теме диссертации на международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях 2004 - 2006 (Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Уссурийск);
• в преподавательской деятельности диссертанта в Дальневосточном государственном гуманитарном университете г. Хабаровска;
• материал по организации театральной деятельности Хабаровского края оказался востребован на филологическом факультете ДВГГУ в специальном курсе «История театра».
Логика разрешения поставленных задач определила структуру работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения (объем основного текста - 159 страниц) и библиографического списка (171 наименование, в том числе 30 на английском языке).
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Институты культуры как механизмы организации социокультурного пространства провинциального города: на примере города Комсомольска-на-Амуре2012 год, кандидат культурологии Галкина, Елена Георгиевна
Режиссерская методология Вс.Э. Мейерхольда и ее влияние на современный театр2005 год, кандидат искусствоведения Чжун Чжун Ок
Театральная инфраструктура Кубани и Черноморья во второй половине XIX - начале XX веков2009 год, кандидат культурологии Григорян, Гульнара Александровна
История становления личности и деятельность советских режиссеров-новаторов в 1930-е гг.: Н.П. Охлопков и В.Ф. Торский2011 год, кандидат исторических наук Петренко, Ольга Владимировна
Этапы режиссерского пути Андрея Борисова2005 год, кандидат искусствоведения Илларионова, Нюргуяна Ивановна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Романов, Роман Романович
Выводы к третьей главе. В ходе анализа творческой деятельности двух театральных коллективов Хабаровского края нами была доказана мысль о том, что искусство провинции не обязательно является провинциальным по своему духу. Напротив: лишенное главной характеристики массового, коммерческого искусства — подражательности и вторичности, — искусство самых отдаленных регионов может представлять собой неповторимый, уникальный феномен. Неся в себе «вирус непохожести», оно всегда найдет своего поклонника, заражая желанием творческого преобразования будничной действительности.
Экспериментальный театр российских регионов выполняет свою социальную функцию тем, что изменяет провинциальный менталитет людей, по объективным причинам оторванных от современных культурных тенденций, на иное качественное мышление - мышление творца, которому небезразлично будущее сегодняшней культуры. Яркий пример тому -деятельность театра Кнам, благодаря которому десятки молодых людей стали иначе мыслить, стали ощущать в себе потребность к творчеству, желание изменить себя и окружающий мир в лучшую сторону.
Если экстравертный КнАМ с его эпатажностью и яркими социальными акциями формирует мышление молодежи по «европейскому» типу, то интровертный «Белый театр» способствует проникновению человека в глубины собственного духа и бытия, способствуя развитию восточного типа мышления с его созерцательностью и внутренней динамикой.
Следовательно, реализуя разные методы художественного воздействия на зрителя, эти театры выполняют, в сущности, одну и ту же важную культурную задачу - помогают человеку осознать свое место в этом мире и понять, что только в творчестве личность может реализовать себя полностью, до конца использовать заложенный в нее от природы потенциал.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На рубеже XX - ХХЗ столетий в отечественной науке стал актуальным вопрос о месте и роли российской провинции в культурной жизни страны. В отношении столица / провинция культура «центра» перестала безоговорочно признаваться в качестве совершенной доминанты и абсолютного образца, не допускающего при себе никакого развития провинциальной самобытности. Напротив, провинцию начали рассматривать как неотъемлемый структурный элемент общероссийского социокультурного пространства, как целостный и живой организм культурного фонда страны. Провинцию также стали представлять как единицу культуры, содержащую полную информацию об образе и строении всего социокультурного пространства России.
Учеными был пересмотрен сам термин «провинция». Семантические границы этого слова расширились от сугубо территориального значения («то, что не является столицей», «регион») до социально-психологического и интеллектуального. Начали говорить о феномене «провинциальной ментальности», которая характеризуется не географическим местоположением ее носителей, а комплексом социально-генетических черт, проявляющихся в мышлении, поведении и ценностных ориентациях индивида. В ряде работ прослеживается мысль о том, что житель столицы далеко не всегда превосходит человека из провинции с точки зрения остроты мышления и личностных качеств. Существует мнение, что, напротив, столица во многом провинциальней и косней географической провинции. Таким образом, провинциальность менталитета — это узость и ограниченность сознания вне зависимости от того, живет ли его носитель в столице или маленьком городе.
Творческая деятельность человека, обладающего провинциальным мышлением, характеризуется иерархической подражательностью, воспроизведением лишь таких значений и смыслов, которые приобретают форму общепринятых мнений. Продукт такой деятельности лишен модуса оригинальности, проблематичности и субъективности. Вся массовая культура вторична по своему характеру и несет на себе отпечаток провинциального менталитета ее создателей, которые лишь перерабатывают смыслы и ценности, полученные из вторых и третьих «авторитетных» рук.
Ученые высказывают мнение, что оппозиция «столичность — провинциальность» определяется исключительно вовлеченностью / невовлеченностью того или иного явления культуры в общую парадигму актуального искусства. Они констатируют, что на символическом уровне противостояние центра и периферии оказывается не более чем метафорой дихотомии актуальное /неактуальное искусство.
Отличительной чертой актуального искусства всего XX и начала XXI века является его экспериментальный характер. Суть экспериментальности в искусстве можно обозначить как поиск новых, ранее неиспользованных методов создания художественного произведения, способствующих возникновению иных, виртуальных реальностей — реальностей художественного мира.
Процесс создания художником экспериментального произведения искусства схож с научным процессом, в котором экспериментирование является неотъемлемой чертой. Однако при некоторой структурной схожести научного и художественного эксперимента цели их проведения различны в науке и искусстве. Если в науке эксперимент служит для получения знания и в конечном итоге для описания реальности, то эксперимент в искусстве служит для создания новых образов самой реальности.
Продуктом как научного, так и художественного эксперимента является новое знание. Однако смысл самого понятия «знание» в науке и искусстве не будет одним и тем же. В науке знанием является понимание уже существующей реальности, то есть содержание. В искусстве же знанием является способ создания новой реальности, то есть форма.
X. Ортега-и-Гассет констатирует, что современное искусство перестало быть ориентировано на содержание, а объектом художественных поисков в новом искусстве стал исключительно стиль. Анализируя новый стиль,
Ортега- выделяет в нем тенденцию понимать искусство только как игру. Игровая природа нового искусства и культуры в целом стала одной из ведущих тем современности. В культуре XX века игра становится универсальной формой моделирования художественного мира.
Произведение искусства, для которого игровой принцип является ведущим, имеет следующие специфические особенности: амбивалентность (установка на поливариантное прочтение), интертекстуальность (наличие многопланового аллюзивно-пародийного поля), текстовой плюрализм (нетрадиционная комбинация «текстов в тексте), принцип недостоверного повествования, комбинирующийся с игрой повествовательных инстанций.
В современном экспериментальном театре игровой принцип является ведущим и основополагающим. На смену психологическому театру пришел игровой, которому присущи все вышеперечисленные особенности. Являясь по своей природе искусством синтетическим, современный театр использует все игровые формы современного искусства, появившиеся и получившие развитие в XX — начале XXI века. Наиболее характерными для мирового и российского экспериментального театра являются такие формы, как вербатим, арт-перформанс, видеоарт.
Вербатим — это новая для российской драматургии техника создания текста путем монтажа дословно записанной речи. Язык героев вербатим-пьесы воспроизводит без изменений различные стилистические уровни, социодиалекты, интонацию. Целью игры становится создание иллюзии полного тождества исполнителя с персонажем. Жанровые признаки спектакля вербатим: один акт, общая продолжительность которого не более часа, исповедальность интонации, постоянно поддерживаемый стремительный ритм, неприглаженность и шокирующая откровенность того, что говорят герои пьес вербатим, злободневность, чрезмерная социальность.
Арт-перформанс - это разновидность представления, образованного действиями одного человека или группы людей в определенном месте и в определенное время. Перформанс может происходить где угодно и когда угодно, при этом длительность его не ограничена временными рамками. Арт-перформансом может считаться любая ситуация, которая включает в себя четыре основных элемента: время, пространство, физическое присутствие исполнителя, а также взаимоотношения между ним и аудиторией, устанавливающиеся в ходе действа.
Видеоарт — это произведение современного искусства, сделанное художником с помощью видеокамеры. Один из важнейших способов производства видеоарта - это коллаж созданных ранее произведений массовой и элитарной культуры, осуществляемый на основе компьютерного монтажа, который становится смыслообразующей структурой зрелища. За счет соединения разноплановых элементов в единое целое возникает иронический, пародийный модус, выявляя игровой принцип произведения, характерный для всего современного искусства.
Хотя считается, что провинциальное искусство исключительно неактуальное и является лишь хранителем устоявшихся художественных традиций, но существует мнение, что именью в регионах с их неповторимыми особенностями возможно образование художественного феномена, характеризующегося подлинно новаторским духом и уникальностью. При этом прослеживается следующая закономерность: чем ближе к столице расположен регион, тем более подражательно и вторично его искусство; и наоборот, чем дальше от центра находится провинциальный город, тем большим своеобразием и экспериментальностью отличается его художественное творчество.
Доказательством этому может служить творчество театров-лабораторий Хабаровского края, изучению которых мы посвятили данную работу: принципы и формы современного театра находят свое воплощение на площадках «Белого театра» (г. Хабаровск) и театра КнАМ (г. Комсомольск-на-Амуре). Эти творческие коллективы сумели создать свое неповторимое лицо, выработать уникальную стилистику сценического мастерства, найти легко узнаваемый индивидуальный почерк.
Творчество «Белого театра» носит ярко выраженный игровой характер: подход режиссера и актеров к работе над самой серьезной пьесой отличается ироничностью и неожиданным прочтением текста. Режиссер театра О. Кузьмина ставит в центр творческого осмысления предложенную автором ситуацию и рассматривает ее с разных точек зрения, занимаясь поиском игрового потенциала каждой сцены. «Белый театр» - театр импровизации: во время спектакля исполнитель имеет право допускать актерские «вольности», использовать сиюминутные игровые находки, что порождает прямо на сцене ощущение свежести и новизны.
Одной из задач собственного эксперимента О. Кузьмина ставит предельное выявление и использование возможностей актера. В своей работе с исполнителями Кузьмина исходит прежде всего из их психофизиологических особенностей и дает им возможность так построить роль, чтобы как можно полнее и ярче высветить их личность: установка независимого «Белого театра» на воспитание Актера-Личности с самого начала являлась основополагающим принципом творчества.
Белый театр» склонен к постановке спектаклей, располагающих к созерцанию, к мысленному проникновению в глубины сценического существования персонажей. Своеобразный эффект возникает благодаря разработанной Кузьминой эстетике мизансцены, которую возможно обозначить как динамическая неподвижность: напряженная выразительность сцены возникает за счет минимального движения актеров в пространстве и максимальной динамики света, саунда, актерского голоса и звучащей паузы.
Театр КнАМ - уникальное по своей мощи творческое образование под началом Татьяны Фроловой, неизменного режиссера и идейного вдохновителя коллектива. Фролова утверждает, что, хотя с точки зрения европейцев творчество театра является образчиком восточного искусства, но сам театр связан с европейской традицией и обладает европейским менталитетом. Именно смешение восточных и западных форм и стилей делает его уникальным.
Основной тенденцией творческой деятельности труппы является театральный эксперимент, и Татьяна Фролова занята исключительно поисками новых форм сценического выражения. Принцип ее спектаклей единый — синтез отечественного психологического театра с современными достижениями западного театра в области формы, разнообразия жанров и стилей. В репертуаре коллектива - работы, отражающие тенденции сегодняшнего мирового и российского театра, преобразованные уникальным видением режиссера. Постановка «Возможность сказать» (2003)- пример спектакля вербатим, построенного по принципам современного документального театра. Спектакль «Доминанта ожидания» (2002) — остроумная пародия на арт-перформанс, иронически сочетающаяся с наглядным воплощением современных научных идей. Постановка «Моя мама» (2005) — синтез автобиографического жанра и видеоарта. Спектакль «Лаборатория познающего тела» (2003) — попытка освоения игрового пространства посредством видеоинсталляции - организации видеопроекции в различных плоскостях.
Вне сцены коллектив КнАМ осваивает такие формы современного искусства, как Клуб концептуального кино, unplugged-café, хеппенинг, концептуальная выставка-инсталляция, а также проводит креативные фестивали с целью выявления творческого потенциала молодых людей Дальневосточного региона.
В ходе анализа творческой деятельности двух театральных коллективов Хабаровского края нами была доказана мысль о том, что искусство провинции не обязательно является провинциальным по своему духу. Напротив: лишенное главной характеристики массового, коммерческого искусства - подражательности и вторичности, - искусство самых отдаленных регионов может представлять собой неповторимый, уникальный феномен, достойный войти в сокровищницу общероссийской и мировой культуры.
Наша работа явилась первым научным исследованием деятельности экспериментальных театров Хабаровского края, а потому она носит обобщенно-описательный характер. Очевидна необходимость дальнейшего углубленного изучения специфики творчества «Белого театра» и театра КнАМ. Прежде всего, интерес представляет исторический аспект развития искусства данных коллективов, особенности формирования их неповторимого художественного стиля и эстетики. Было бы интересным также изучить влияние театров-студий на формирование современного мышления молодых людей, принимающих участие в постановках и внесценических мероприятиях данных коллективов.
Частными аспектами исследования могут явиться углубленное изучение специфики философских основ, актерской техники и режиссерских приемов в творчестве «Белого театра», а также использование элементов этнических культур в творчестве театра КнАМ. Разумеется, представляет интерес глубокий и всесторонний анализ спектаклей обоих коллективов.
Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Романов, Роман Романович, 2006 год
1. Альтшуллер, А. Провинциальный театр / А. Альтшуллер // Русская художественная культура конца XIX- начала XX века. (1895 1907). -Кн. 1.-М., 1968. - С. 158- 177.
2. Астафьев, В. Сочинения / В. Астафьев // Полн. собр. соч. Красноярск, 1998.-Т. 12.
3. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт; сост., обществ, ред. и вступ. ст. Г. Косикова. М.: Прогресс, 1994. - 616с.
4. Бахтин, М. Искусство и ответственность // М. Бахтин. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г. Бочаров. — М.: Искусство, 1979. — 424 с.-С. 5-6.
5. Бегунов, В. Кабаре-мистерия, или Новые сладостные заморочки / В. Бегунов // Современная драматургия. 2001. — № 3.
6. Бегунов, В. Чайки над городом реют, или пять пудов любви против заповеди: не навреди! / В. Бегунов // Современная драматургия. -2002. -№ 1.
7. Березкин, В. Роберт Уилсон. Театр художника / В. Березкин. М.: МРАФ, 2003.-494 с.
8. Болотян, И. О драме в современном театре: Verbatim / И. Болотян // Вопросы литературы. 2004. - № 5.
9. Бохоров, К. Перформанс и видео в современном русском искусстве / К. Бохоров // Антология российского видеоарта. Под ред. А. Исаева. -М.: AHO «Интерньюс», 2002. 205 с.
10. Ю.Брянский, А. На Дальнем Востоке / А. Брянский // Театр и искусство. — 1906. № 28-29. - С. 447-449; № 32. - С. 490-491.
11. П.Булгаков, С. Философский смысл троичности / С. Булгаков // Из истории гуманистической мысли. Хрестоматия / Под ред. А. Придчина. -М., 1993.
12. Горючева, Т. Видеоарт и массовая визуальная культура / Т. Горючева // Антология российского видеоарта / Под ред. А. Исаева- М.: AHO «Интерныос», 2002. 205 с.
13. Гришко, С. Деятельность первого Общедоступного театра во Владивостоке в начале XX века / С. Гришко // История культуры Дальнего Востока СССР XVII — XX вв. Дооктябрьский период. — Владивосток, 1989.-С. 161-173.
14. Гришко, С. Театральная деятельность во Владивостоке в конце XIX в. / С. Гришко // Культура народов Дальнего Востока: Традиции и современность. Владивосток, 1984. - С. 37-41.
15. Гройс, Б. Лекция о современном искусстве / Б. Гройс // Видеоархив театра КнАМ. 1999.
16. Гудков, Л. Амбиции и ресентимент идеологического провинциализма / Л. Гудков // Новое литературное обозрение. 1998. - № 3 (31).
17. Давыдов, Д. Стратегии подмены и мифологизации (парадоксы литературной регионалистики в свете дихотомии Центр vs. Периферия) / Д. Давыдов // Серая лошадь. №4. - М., 2001.
18. Дойч, Д. Структура реальности / Д. Дойч / Под обществ, ред. академика РАН В.Садовничего. Москва-Ижевск, 2001. - 220 с.
19. Иванников, И. Специфика русского государственно-правового провинциального сознания / И. Иванников // Провинциальная ментальность России в прошлом и настоящем.
20. Иванов, А. Дорога длиною в век / А. Иванов. — Хабаровск, 1994.
21. Иванов, А. Театральная культура Дальнего Востока до 1917 года / А. Иванов // История культуры Дальнего Востока России XVII начала XX века. - Владивосток: Дальнаука, 1996. - С. 203-220.
22. Ионин, JI. Социология культуры: Учебное пособие. /Л. Ионин. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. - 280с. - С.24.
23. Исаев, А. Видеоарт и альтернативное телевещание. TV-арт? / А. Исаев // Антология российского видеоарта / Под ред. А. Исаева. М.: AHO «Интерньюс», 2002. — 205 с.
24. Исаев, А., Шишко, О. Видеоарт и молодежная (клубная) культура / А. Исаев, О. Шишко // Антология российского видеоарта / Под ред. А. Исаева. М.: AHO «Интерньюс», 2002. - 205 с.
25. История культуры Дальнего Востока России XVII — XX веков. Учебн. пособие. 1998. С. 161-164.
26. Кафка, Ф. Превращение /Ф. Кафка // Соч: в 3 т. М., 1995. -Т.1.
27. Кикодзе, Е. MTV, минимализм, home-video и политика-буфф / Е. Кикодзе // Современный российский видеоарт. В рамках программы ТЭФИ-регион. - 2002.
28. Козлов, В. Дальневосточные театры. Очерк режиссера / В. Козлов // Театр и искусство. 1907. - № м. - С. 233-235; № 15. - С. 255-256; № 16.-С. 266-268.
29. Крёц, Ф. Концерт по заявкам / Ф. Крёц // "Гнездо" и другие пьесы. -М.: Прогресс, 1981.
30. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. М.: Прогресс, 1977.
31. Левин Ю. Повествовательная структура как генератор смысла: Текст в тексте у Борхеса / Ю. Левин // Учен. зап. Тартуского ун-та. — 1981. -Вып. 567.
32. Леви-Строс, К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс. М.: Республика, 1983.
33. Лосев, А. Диалектика мифа / А. Лосев // Опыты. Литературно-философский ежегодник. — М., 1990.
34. Лосский, Н. Введение в философию / Н. Лосский. Петроград: изд-во «Наука и школа», 1918.
35. Лотман, Ю. Автокоммуникация: «Я» и «Другой» как адресаты // Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров: Человек. Текст. Семиосфера. История. — М.: Языки русской культуры, 1996. 464 с. - С. 23-45.
36. Лотман, Ю. Выход из лабиринта // Эко, У. Имя Розы. М.: Художественная литература, 2004. - 640 с.
37. Лотман, Ю. Иконическая риторика // Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров: Человек. Текст. Семиосфера. История. М.: Языки русской культуры, 1996.-464 с. - С. 74-86.
38. Лотман, Ю. Феномен культуры /Лотман, Ю. // Избр. статьи: в 3 т. -Таллин: Александра, 1992. Т. 3.
39. Любош, А. Наша театральная Азия после войны / А. Любош // Театр искусство.- 1908.-№ 1.-С. 9-10; №2.-С. 34-35.
40. Манифест «За экологию культуры», КнАМ. Комсомольск-на-Амуре, 2002.-5 с.
41. Мусина, М. Утопия медленного видео / М. Мусина // Антология российского видеоарта / Под ред. А. Исаева. — М.: AHO «Интерньюс», 2002.-205 с.
42. Мягкова, И. Большое искусство в малых городах / И. Мягкова // Театральная жизнь. 1998. - №2.
43. Набоков, В. Знаки и символы / В. Набоков // Быль и убыль. Рассказы в пер. Г. Барабтарло. С.-П.: АМФОРА, 2001. - 302 с.
44. Набоков, В. Пассажир / В. Набоков. // Сочинения: в 4 т. М., 1990. -Т.1.-580 с.
45. Набоков В. Превращение / В. Набоков // Лекции по зарубежной литературе. -М.: Независимая Газета, 1998.
46. Набоков, В. Рождество / В. Набоков // Сочинения: в 4 т. М., 1990. -Т.1.-580 с.
47. Остин, Дж. Слово как действие / Дж. Остин // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. Теория речевых актов. М., 1986.
48. Петровская, И. Театр и зритель провинциальной России. Вторая половина XIX века / И. Петровская. Л., 1975.
49. Пиксанов, Н. Областные культурные гнезда / Н. Пиксанов // Историко-краеведный семинар. — М.-Л., 1928.
50. Пищулин, В. Университетская образовательная система в условиях филиала / В. Пищулин // Вестник ОГУ. 2002. - №7 .
51. Программа фестиваля «Культурные герои XXI века». М.: Изд-во GIF, 1999.
52. Пятигорский, А. Некоторые замечания о мифологии с точки зрения психолога / А. Пятигорский // Учен. зап. Тартуского ун-та. — Тарту, 1965.-Вып. 181.
53. Рассел, Б. Человеческое познание: его сфера и границы / Б. Рассел. — М., 1956.
54. Ратис, М. День V / М. Ратис // Burda-mini. 2003. — Февраль.
55. Рахимкулова, Г. Языковая игра в прозе Владимира Набокова: автореф. дис. . док. фил. наук: (специальность 10.02.01 «Русский язык»,1002.19 «Теория языка») / Г. Рахимкулова; Рост. гос. ун-т. Ростов-на-Дону, 2004.
56. Ревзин, И. О субъективной позиции исследователя в семиотике / И. Ревзин // Учен. зап. Тартуского ун-та. Тарту, 1971. - Вып. 266.
57. Ревзина, О., Ревзин, И. Семиотический эксперимент на сцене (Нарушение постулатов нормального общения как драматургический прием) / О. Ревзина, И. Ревзин // Учен. зап. Тартуского ун-та, 1971. -Вып. 284.
58. Романова, Г. Американские рассказы Владимира Набокова / Г.Романова, Р.Романов. Хабаровск: Изд-во Хабар, гос. пед. ун-та, 2004.-С. 45-46.
59. Руднев, В. Модернистская и авангардная личность как культурно-психологический феномен / В. Руднев // Русский авангард в кругу европейской культуры. — М., 1993.
60. Руднев, В. Об обратном течении времени / В. Руднев // Московский наблюдатель. М., 1993. - № 5 / 6.
61. Руднев, В. Структурная поэтика и мотивный анализ / В. Руднев // Даугава, 1990. -№ 1.
62. Савицкий, П. Письмо JI.H. Гумилеву от 1 января 1957 / П. Савицкий // Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации. М., 1993.
63. Серебренников, Н. Проблемы и перспективы русской провинциальной литературы: дис. . канд. культурологи: (специальность 24.00.01 «Теория и история культуры») / Н. Серебренников; Новг. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2000.
64. Скачкова, Е. Проблемы современного театра: теория и практика / Е. Скачкова // Пресс-центр «Русьэкспо». М., 2003.
65. Смирнов, А. Визуальная музыка / А. Смирнов // Антология российского видеоарта / Под ред. А. Исаева. М.: AHO «Интерныос», 2002. - 205 с.
66. Солженицын, А. Как нам обустроить Россию. Посильные соображения /А. Солженицын. -М., 1990.
67. Судзуки, Д. Основы дзэн-буддизма / Д. Судзуки. Бишкек, 1993.
68. Тарич, Ю. На Дальнем Востоке / Ю. Тарич // Театр и искусство. 1912. -№27.-С. 539-541.
69. Топоров, В. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. / В. Топоров // Избранное. М., 1995.
70. Туркина, О. «Электроземля» территория высокого напряжения // Каталог выставки нового британского видеоарта «Электро 7емля». — М., 2003.
71. Тынянов Ю. Достоевский и Гоголь (К теории пародии) // Тынянов Ю.Н Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977.
72. Уилсон, P.A. Психология эволюции / Р. А. Уилсон / Пер. с англ. под ред. Я. Невструева. К.: ЯНУС. - 1999. - 304 с.
73. Фельдман, О. Провинциальный театр / О. Фельдман // История русского драматического театра. JI.-M., 1982. -Т. 6. - С. 600-680.
74. Фреге, Г. Смысл и денотат / Г. Фреге // Семиотика и информатика. — М, 1977.-Вып. 8.
75. Фрейд, 3. Я и Оно / 3. Фрейд // Труды разных лет. Тбилиси: Мерани, 1991.
76. Фрейзер, Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Дж. Фрейзер. — М.: Политиздат. 1985.
77. Хёйзинга Й. Homo Ludens / Человек играющий. Статьи по истории культуры. М.: Айрис-пресс, 2003. - 496 с.
78. Хохлов, Вл. По Дальнему Востоку и Маньчжурии / В. Хохлов // Рампа и жизнь.- 1911. -№26. -С. 212-220.
79. Чхартишвили, Г. Писатель и самоубийство / Г. Чхартишвили. — М.: Новое литературное обозрение, 2001.
80. Широкова, Н. Традиции европейской теории знания и современность / Н. Широкова //Конференция «Третий Российский философскийконгресс «Рационализм и культура на пороге III тысячелетия»». М., 2002.
81. Шифрин, Б. Интимизация в культуре / Б. Шифрин // Даугава. Рига, 1989.- №8.
82. Шкловский, В. Новелла тайн // Шкловский В.Б. О теории прозы. Л., 1925.
83. Шпенглер, О. Закат Европы // Очерки морфологии мировой истории. -М., 1993. — Т. 1. Образ и действительность.
84. Щебеньков, В. Проблемы истории русской культуры на Дальнем Востоке в эпоху капитализма: автореф. дис. . докт. ист. наук: (специальность 07.00.02 «Отечественная история») / В. Щебеньков. -Новосибирск, 1975.
85. Эйзенштейн, С. Монтаж / С. Эйзенштейн. М.: Музей кино, 2000.
86. Эйзенштейн С. Цветовое кино / С. Эйзенштейн // Психология цвета. Сб. -М.: Рефл-бук, 1996.
87. Юнг, К. Г. Архетип и символ / К. Г. Юнг. -М., 1991.
88. Ямпольский, М. Кино без кино / М. Ямпольский // Искусство кино. -М., 1988.-№ 8.
89. Ямпольский М. Память Тиресия: Интертекстуальность и кинематограф / М. Ямпольский. М., 1993.
90. ЛИТЕРАТУРА НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
91. Bunge, М. Scientific research / М. Bunge // Springer. Berlin, 1967. -№ 1-2.
92. Byrd, J. Performance art / J. Byrd // An Encyclopedia of Gay, Lesbian, Bisexual, Transgender, and Queer Culture / Ed. by Claude J. Summers. — Chicago, 2002.
93. Carr, C. On Edge: Performance at the End of the Twentieth Century / C. Carr. Hanover, N. H.: Wesleyan University Press, 1993. - 246 p.
94. Duit, R., Rhoneck, C. Learning and Understanding Key Concepts of Electricity / R. Duit, C. Rhoneck, // Connecting Research on Physics Education with Teacher Education: International Commision of Physics Education. 1998.
95. Duhem, P. The Aim and Structure of Physical Theory / P. Duhem // Princeton University Press. 1991.
96. Einstein, A. Albert Einstein: Philosopher-Scientist / A. Einstein / Schlipp, Paul A. (Editor). Volume VII. - 1949.
97. Habermas, Y. The Idea of the Theory of Knowledge as Social theory / Y. Habermas // Knowledge & Human Interest. NY: Polity Press, 1987.
98. Hongisto, I. The rupture of ethnographic documentary film / I. Hongisto // Wider Screen. -2004. -№2.
99. Kragh H. An introduction to the historiography of science / H. Kragh. Cambridge-London-New York: Cambridge University Press. -1987.
100. Kurki-Suonio, K. Conceptual and Processual Structures of School Physics / K. Kurki-Suonio// Lecture notes. 1997.
101. Lakoff, G., Johnson, M. Metaphors We Live By / G. Lakoff, M. Johnson. Chicago: Chicago University Press. - 1980.
102. Mannheim, K. Ideology and Utopia: an introduction to the sociology of knowledge / K. Mannheim // NY: Harcourt, Brace and Company. 1936.
103. Merton., R. The Sociology of Knowledge / R. Merton // The Competitiveness of Nations in a Global Knowledge-Based Economy. -NY.-2002.
104. Phelan, P., Lane, J. The Ends of Performance / P. Phelan, J. Lane. -New York: New York University Press. 1998.
105. Redish, E. Implications of Cognitive Studies for Teaching Physics E. / Redish//Am. J. Phys. 1994.-№62.
106. Relph, E. Place and placelessness / E. Relph. — L., 1976.
107. Russel, В. Theory of knowledge / B. Russel // Encyclopedia Britannica. London, 1989.
108. Schimmel, P. Out of Actions: Between Performance and the Object 1949-1979 / P. Schimmel. Los Angeles: Museum of Contemporary Art and Thames and Hudson, 1998.
109. Schlager, N. Gay & Lesbian Almanac / N. Schlager. Detroit: St. James Press, 1999.
110. Stainer, M., Mondale, C. Region and regionalism in the United States. A source book for the humanities and social sciences / M. 'Stainer, C. Mondale. -NY.-L., 1988.
111. Warr, Т., Jones, A. The Artist's Body / T. Warr, A. Jones. London: Phaidon, 2000.- 167 p.1. ЭЛЕКТРОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
112. Боровик, О. Эксперимент с формой / О. Боровик. -Электронный ресурс.
113. Дидковская, Н. Современный провинциальный театр: мифологизированная реальность / Н. Дидковская. Электронный ресурс.
114. Кузьмина, В. Поколение, которое мы не хотим потерять / В. Кузьмина // Местное время. Комсомольск-на-Амуре, 2003. - 29 сентября. — Режим доступа: http://www.vostokmedia.ru, свободный.
115. Материалы газеты «День». — Киев. 2004. — 18 февраля. -Электронный ресурс.
116. Материалы сайта www.teatrdoc.ru
117. Материалы сайта www.knam.theatre.ru
118. Материалы сайта www.vostokmedia.ru
119. Материалы сайта http://en.wikipedia.org/wiki/Performance art
120. Никифорова, В. Интим предлагать! услышит ли Москва «Монологи вагины» / В. Никифорова. Режим доступа: http://chronicle.ru/2002/26/soc/02/index.html, свободный.
121. Осипов, В. Знакотканое поведение и знакотканая реальность / В. Осипов // Электронный сетовой журнал «XYZ». — 1998.
122. Рабигер, М. Авторская эстетика / М. Рабигер. Режим доступа: http://www.tbn.ru, свободный.
123. Смирнов, И. Субкультурная революция / И. Смирнов. Режим доступа: http://www.screen.ru/Smirnov/7.htm, свободный.
124. Солодянкина, О. Специфические черты и маргинальность индустриального российского города. — Электронный ресурс.
125. Тетерин, С. «Electric Visions». Видеоарт России и Скандинавии / С. Тетерин. 2004. - 17марта. - Режим доступа: http://www.moygorod.perm.ru, свободный.
126. Хабаровск-новости. Информационно-справочный сервер. — Режим доступа: http://100.smi.ru/cgi-bin/iframe/khab736589, свободный.
127. Bowman, J. Performance Art / J. Bowman. Режим доступа: http://www.performance-art.org, свободный.
128. Georgescu, Т. An existentialist's knowledge theory / T. Georgescu. — Электронный ресурс. 2005.
129. Giatras, A. How Might Performance Be Seen to Challenge the Epistemological Promise of the Document? / A. Giatras. Электронный ресурс. - 2000.
130. Kourinsky, V. AutoDidactics / V. Kourinsky. Режим доступа: http://www.ceptualinstitute.com, свободный.
131. Maitey, G. Philosophy Lecture Notes / G. Mattey. Электронный ресурс. -2000.
132. Nabokov, V. Signs and Symbols / V. Nabokov. Режим доступа: http:// www.nabokov.tk, свободный.
133. Shor, M. Game Theory / M. Shor // Glossary of game theory terms. -Электронный ресурс. 2005.1. СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ
134. Карпенко, J1. Краткий психологический словарь / J1. Карпенко / Под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985.-431 с.
135. Керлот, Х.Э. Словарь символов / Х.Э. Керлот. М.: REFL-book, 1994.-608 с.
136. Киндерсли, Д. Рептилии и насекомые. / Д. Киндерсли. -Нью-Йорк: Дорлинг Киндерсли мультимедия, 1996. — 1 электр. опт. диск (CD-ROM).
137. Мифы народов мира. Энциклопедия в двух томах. М.: Российская энциклопедия, 1994. - Т.1. — 672 с.
138. Мифы народов мира. Энциклопедия в двух томах. М.: Российская энциклопедия, 1994. Т.2. -720 с.
139. Пави, П. Словарь театра. М., 1991.
140. Руднев, В. Словарь культуры XX века / В. Руднев. М.: АГРАФ, 1999.-384 с. -С. 318.
141. Современная западная философия. М., 1998.
142. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. М.: Интрада, ИНИОН, 1996. - 320 с.
143. Электронная энциклопедия «Театр. Том 3. Драматический театр». М.: Кордис & Медиа. - 2003. - 1 электр. опт. диск (CD-ROM).
144. Columbia Encyclopedia. Columbia University Press. - 2004. - 846 P
145. Hornby, A. Oxford advanced learner's dictionary of current English / A. Hornby. Oxford: Oxford University Press. - 1989. - 1580 p.1. ИСТОЧНИКИ
146. Басинский, П. Эстетический пейзаж русской провинции / П. Басинский // Литературная газета. — 1997 —№ 5.
147. Башура, М. Метаморфозы мирских душ / М. Башура // Дальневосточный Комсомольск. — 1999. — 15 апреля.
148. Карчевская, О. КнАМ это всегда шок! / О. Карчевская // Вечерний Комсомольск. -1999. - 17 марта.
149. Киселева, Л. Горбань на Кургане / Л. Киселева // Тюменские известия. 2005. - № 74.
150. Кузьмина, В. Поколение, которое мы не хотим потерять / В. Кузьмина // Местное время. — Комсомольск-на-Амуре, 2003. — 29 сентября.
151. Мамаева, Т. Шоу писал о России? / Т. Мамаева // «ВиД». -Казань, 2002. № 238 -239.
152. Романова, Е. Доминанта творчества / Е. Романова // Свежий номер. Комсомольск-на-Амуре, 2003. - 8 января.
153. Рослякова, С. Возможно все / С. Рослякова // Вечерка в
154. Комсомольске.-2003. 1-7 октября.
155. Чанова, Т. Не превращайтесь в насекомых / Т. Чанова // Панорама. Комсомольск-на-Амуре, 1999,- 24 марта.
156. Чанова, Т. Русские показали французам / Т. Чанова // Панорама. — Комсомольск-на-Амуре, 1999. — 9 июня.
157. NEO. Культурна (О) / NEO // Пилот. Комсомольск-на-Амуре, 2002. - № 26.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.