Феномен праздника в контексте отечественной культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Пронина, Ирина Николаевна

  • Пронина, Ирина Николаевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2001, Саранск
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 143
Пронина, Ирина Николаевна. Феномен праздника в контексте отечественной культуры: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Саранск. 2001. 143 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Пронина, Ирина Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. СМЫСЛ ПРАЗДНИКА КАК ОСНОВАНИЯ И ФОРМЫ БЫТИЯ.

1.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПРАЗДНИКА.

1.2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАЗДНИКА.

1.3. НАЦИОНАЛЬНЫЙ, РОССИЙСКИЙ ПРАЗДНИК КАК ВЫРАЖЕНИЕ МЕНТАЛЬНОСТИ.

ГЛАВА II. ЭВОЛЮЦИЯ ПРАЗДНИКА В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ

2.1. "МИР ПРАЗДНИКА" КАК СФЕРА ДУХОВНОГО.

И ИСТОРИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

2.2. ТОТАЛИТАРНЫЙ ПРАЗДНИК В СОВЕТСКОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОДЕЛИ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен праздника в контексте отечественной культуры»

Актуальность исследования. Феномен праздника - один из наиболее устойчивых элементов культурного континуума, "первичная форма человеческой культуры" (М. М. Бахтин). Однако праздник никогда не принадлежал какому-то одному синхронному срезу культуры, он всегда пронизывал этот срез по вертикали, приходя из прошлого и уходя в будущее. Бытование праздника определяется смысловым полем той культуры, в которой он существует. В праздничных типах жизнедеятельности, поведения и сознания оформляются и приобретают относительную самостоятельность социально-субъективные моменты жизни общества (праздник аккумулирует и преломляет философские, социальные искания эпохи, отражает меняющееся соотношение личности и общества и т. д.). Развитие культуры не только не снимает, но еще более актуализирует вопрос о смысле праздника и его сущности.

Современная праздничная культура представляет причудливый симбиоз различных типов и жанров праздника. Праздничный текст произвольно составлен из наслоений различных семиотических систем: широко используются идеи и маскарадной, и карнавальной культур, и традиция ряженья, и т. п. Праздничная стихия сочетает в себе элементы как христианских (Рождество, Пасха и др.), так и дохристианских языческих праздников (Масленица, День Ив. Купалы), обломки "советских" обычаев и обрядов (1 мая, 7 ноября) и принципиально новые формы (кинофестивали, презентации, шоу и т. п.). Наряду с этим расширяются контакты с ранее незнакомыми обычаями и традициями, что нашло выражение в праздновании Татьяниного дня, Дня Св. Валентина, Хэллоуина, католического Рождества.

Разнообразие на рынке "праздничного предложения" свидетельствует о том, что праздник ищет новые механизмы для своей реализации и может рассматриваться как следующий этап его эволюции, а, следовательно, и как новая эра в его осмыслении. В связи с этим актуально обращение к феномену праздника.

Актуальность настоящего исследования определяется следующими аспектами: во-первых, первостепенной значимостью культурологического подхода, где основополагающее значение приобретает интегративная тенденция, позволяющая представить праздник как явление более масштабное: как синтез социального и духовного, универсального и конкретно исторического содержания.

Во-вторых, актуальность связана с практическими потребностями, которые вытекают из нового процесса культуры - возрождения, вытесненных на периферию, и считающихся исторически изжитыми духовных пластов. Изменения, происходящие в духовной сфере, вызывают пересмотр и переосмысление праздничных обрядов. Обращение к исследованию ментальности праздника, его эволюции в русской культуре способствует выявлению традиционных стереотипов праздничного поведения, традиционных ценностей, национальных образов культуры, позволяя смоделировать те культурные ситуации, которые станут адекватным отражением сегодняшней действительности.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема праздника не является новой. Многоаспектность содержания данного феномена отражает степень его изученности. Праздник не раз являлся объектом изучения таких наук, как социология, этнография, фольклористика, философия, искусствоведение.

В исследованиях философов и теоретиков культуры праздник рассматривался по следующим проблемам: праздник и культура (М. М. Бахтин, А. Я. Гуревич, В. В. Иванов); праздник и игра (Й. Хейзинга); праздник и смеховая культура (М. М. Бахтин,

Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, А. М. Панченко, В. Я. Пропп, Б. А. Успенский). Помимо исследуемых проблем данные работы содержат ряд методологических выводов и обобщений, с позиций которых ведется изучение праздника.

Из теоретических работ выделяется обширный пласт литературы социологического характера, где праздник определяется как общественный институт, отражающий уклад жизни, сферу идеалов, традиции (Я. П. Белоусов, А. В. Бенифанд, К. Жигульский, А. А. Руднев, Д. М. Угринович и др.). В рамках данного направления можно выделить работу А. И. Мазаева "Праздник как социально-художественное явление. Опыт историко-теоретического исследования", которая представляет собой наиболее комплексное исследование феномена.

В социальной педагогике праздник рассматривается как тип социальной связи, с целью эффективного воздействия на личность (Д. М. Генкин, А. А. Конович, Л. С. Лаптева, Е. В. Руденский, В. Г. Шабалин).

Исследование социологии культурных форм, реконструкция различных видов праздников в городской культуре нашли отражение в работах А. М. Конечного, А. Г. Левинсона, А. Ф. Некрыловой, О. В. Немиро.

В этнографической науке праздник, с одной стороны, предстает как ретранслятор и аккумулятор национальных традиций, обрядов, обычаев (А. К. Байбурин, Т. Я. Бернштам, М. М. Громыко, В. И. Чичеров и др.), с другой стороны, исследователи акцентируют внимание на архаических особенностях праздника (А. С. Абрамян, В. Я. Пропп, С. Токарев, В. Н. Топоров).

В культурологических исследованиях, число которых стремительно увеличивается за последнее время, разработка проблем праздника осуществляется по следующим направлениям: карнавальная культура (на примере западноевропейского средневековья) М. М. Бахтин, В. П. Даркевич, М. Ю. Реутин; типология карнавальной и маскарадной культур в литературных текстах (А. Л. и А. С. Гринштейн); роль праздничной традиции в нравственном и эстетическом формировании личности (В. П. Исаенко, И. В. Колинько); праздник в дворянской культуре, где праздник предстает как часть бытовой или развлекательной (досуговой) культуры (Б. Р. Егоров, Ю. М. Лотман, В. С. Турчин, Н. А. Хренов).

Следует отметить некоторые частные проблемы, по которым ведется изучение: тоталитарный праздник (А. В. Захаров, А. И. Щербинин); первобытный праздник (А. Ф. Еремеев); попытка философского анализа христианских праздников (Е. Б. Рашковский). Различные культурные преломления праздника исследовались в проблемном поле провинциальной культуры (Е. Я. Бурлина, Н. И. Воронина, И. В. Чванов). Отдельные аспекты праздника затрагиваются в связи с проблемой менталитета как в работах философов (В. К. Кантор), так и психологов (К. Касьянова).

Таким образом, накоплен обширный исследовательский материал, тем не менее, многогранность данной проблемы позволяет выделить новые аспекты изучения праздника. В культурологии научные изыскания ведутся в основном по частным проблемам, что не снимает вопрос об актуальности теоретического исследования. Недостаточно разработана проблема праздника в российском историко-культурном пространстве, не прослежена специфика его ментальных особенностей.

Цели и задачи исследования. Цель диссертации - рассмотреть феномен праздника в пространстве отечественной культуры, как на общетеоретическом, так и на исторически конкретном уровнях.

В соответствии с целью диссертации ставятся следующие задачи:

- выявить содержание и структуру праздника как философско-культурологической категории;

- обосновать теоретические модели праздника;

- рассмотреть механизмы функционирования праздника;

- выделить ментальные особенности праздника;

- проследить эволюцию праздника в русской культуре, выделив при этом духовные константы для каждого культурно-исторического типа.

Объектом исследования выступает праздник как феномен культуры, предметом - диалектика исторической динамики праздника в русской культуре.

Методологическая база исследования:

Для понимания рассматриваемой проблемы теоретико-методологическим основанием стали труды М. М. Бахтина, А. Я. Гуревича, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана, Й. Хейзинги, раскрывающие разнообразные методологические аспекты теории праздника.

Методологическое значение для понимания проблемы имели общетеоретические исследования Н. А. Бердяева, Н. И. Ворониной, Г. Д. Гачева, И. А. Ильина, В. К. Кантора, К. Касьяновой, И. В. Кондакова, Н. О. Лосского, X. О. Ортеги - и - Гассета, В. В. Розанова, Э. В. Соколова, Г. П. Федотова.

В диссертации использованы следующие методы, обусловленные спецификой данной работы: структурно-функциональный метод, на базе которого определяется сущностное содержание праздника, его составляющие компоненты, механизмы функционирования; сравнительно-исторический метод, позволяющий представить праздник в конкретных исторических формах; интегративный метод, позволяющий применить знания, полученные различными науками к задачам, поставленным в настоящем исследовании.

Научная новизна исследования. Осмысление феномена праздника в культурологическом пространстве позволило сформулировать несколько новых положений выносимых на защиту.

1. Выстроены теоретические модели праздника в пространственно-временном контексте культуры:

Жизнь - не праздник, праздник - не жизнь", где праздник предстает как модельная инаковость реальной действительности, как компенсаторная форма, разрешения существующих противоречий.

Жизнь как праздник, праздник как жизнь", где праздник -форма самой жизни, пронизывающая и общественную жизнь, и быт, и моду, и архитектуру, и общественное поведение (на примере культуры XVIII века).

Жизнь - в празднике, праздник - в жизни", где праздник выступает как сфера непредсказуемого реально-практического поведения, заключающего в себе угрозу конфликта.

Жизнь есть праздник, праздник есть жизнь", где праздник отражение жизни, которая конструирует праздник по собственному образу и подобию.

2. Выявлены функциональные особенности праздника, по-разному проявляющееся как в различные исторические периоды, так и в различных социокультурных ситуациях.

3. Обоснована роль менталитета, как составляющей основы праздника, определяющей на протяжении длительного времени его национальное своеобразие, выделены следующие черты русской ментальности, которые отразил праздник (гостеприимство, отсутствие середины; культ природы, коллективизм).

4. Выявлена эволюция праздника в отечественной культуре, как на хронологическом, так и на смысловом уровнях, при этом обозначены следующие духовные константы: язычество, как важнейшее духовное основание народной праздничной культуры, проявившееся в феномене скоморошества, в специфике древнерусского смеха, в отношение к природе; христианство, как неотъемлемая часть русской культуры и ментальности, нашедшая выражение в празднике (идея соборности, отношение к святыне, традиции обрядоверия, концепция линейного времени); светская культура, возникшая в недрах дворянской культуры (уникального духовного и культурного образования), и создавшая целый комплекс праздничных форм (балы, маскарады, домашний театр, система усадебных праздников), имеющих общекультурный смысл.

5. Рассмотрен тоталитарный праздник как "ценностно-адаптационное пространство" советской тоталитарной системы, выделены следующие его особенности: официальность, массовость, сакральность и идеальность, грандиозность и замкнутость категории "праздничного пространства".

Практическая ценность исследования: осмысление связанных с феноменом праздника значимых механизмов культуры имеет как теоретическую, так и практическую ценность. Актуальность темы исследования позволяет использовать материалы и выводы диссертации при чтении общих и специальных курсов культурологии, истории и теории культуры, а также при составлении культурно-досуговых программ, предполагающих освоение духовно-практического опыта праздничной культуры.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Пронина, Ирина Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Праздник - есть основание и форма бытия всякой культуры. Являясь универсальной категорией, обладающей во все времена и эпохи неким единым замкнутым в себе значением, праздник в то же время находится в постоянном движении. Это динамичная структура, развитие которой протекает в общем поле историко-культурной среды, определяющей характер и все многообразие типов праздника.

В то же время праздник - это многоуровневый текст, в котором достаточно ощутима многовековая преемственность духовных ценностей. Представляя собой диалогическую проекцию истории в современность, своего рода генетическую ось, на которую нанизаны различные исторические пласты, праздник выступает транслятором и интегратором ценностей, заложенных в духовном опыте своего народа. Черпая материал в гуще народной жизни, праздник адаптирует его к современным условиям. Как сказал Г. С. Кнабе: "Каждая эпоха открывает в прошлом, прежде всего то, что резонирует в тон с ее общественным и культурным опытом" (86.35).

Увидеть глубинные основания праздника за многообразием исторических эпох и обличий - была задача настоящего исследования. Обобщения, к которым мы пришли в процессе работы над диссертацией, были уже представлены, и здесь мы имеем возможность сжато сформулировать самые общие выводы.

В пространственных и временных границах праздника реализуются многообразные смысловые связи. Осмысление праздника с позиций культурологии позволяет рассматривать данный феномен во всем многообразии его проявлений. Выявляя культурологические параметры праздника в различных социокультурных контекстах, обозначив при этом исходную точку соотношения в оппозиции "праздник-жизнь", мы выделяем следующие теоретические модели.

Жизнь - не праздник, праздник - не жизнь", где праздник рассматривается как модель, противостоящая реальной действительности, строго локализованная в пространстве и времени. Как компенсаторная форма, способная снять существующие противоречия и обеспечить психосоциальное регулирование эмоционального напряжения. Отход от реальной действительности проявляется в следующих компонентах и атрибутах праздника: разгул как момент упразднения культурных норм и запретов; ряженье, маскировка, предполагающие все то, что противоречит норме, выходит за пределы своего статуса, а следовательно, за пределы обыденности; еда как знак обращения к новым, небудничным ценностям, как форма идеальной жизни, изобильной и щедрой; игра, которая также как и праздник, есть разрешение проблемы, перенесенной в поле идеально-духовного. "Жизнь как праздник, праздник как жизнь", где праздник -сама жизнь. Смещение границ между праздничной и серьезной сферами приводит к тому, что реальность (в масштабах XVIII века) приобретает иное - праздничное измерение. Расширяется не только досуговая сфера, идеи праздничности проникают и в моду, и в архитектуру, и в бытовое поведение.

Жизнь - в празднике, праздник - в жизни", где праздник выступает пространством, увеличивающим разрыв между идеальными устремлениями и объективными реалиями, пространством, обнажающим существующие противоречия и существующую иерархию. Будучи сосредоточием бытия сразу в двух реальных плоскостях, праздник совмещает в себе сразу два аспекта поведения - идеально-условного и реально-практического, которое заходит значительно дальше в осуществлении синтеза непредсказуемых импровизационных начал, представляя опасность для существующей системы, и приводит к конфликту.

Жизнь есть праздник, праздник есть жизнь", где праздник звено действительности, ибо источник его возникновения сама действительность, те общественные коллизии, которые здесь складываются. Полное отвлечение от эмпирии чревато искусственностью, театрализацией.

Исследование праздника показывает, что значимым его элементом являются механизмы, действующие и повторяющиеся на протяжении столетий в границах того или иного типа культуры. Одним из таких механизмов является менталитет. Праздник - это конкретно-действенное выражение ментальности. За всю историю своего существования в празднике аккумулировалось столько упований, радостей и надежд, он настолько сросся с рядом общечеловеческих взаимоотношений, норм и ценностей, что является глубоким и оригинальным выражением ментальности, отражая следующие ее черты: гостеприимство, культ природы, отсутствие середины, коллективизм.

Праздник - это сфера духовного и исторического взаимодействия. Постоянно видоизменяясь, обеспечивая адаптацию личности и коллектива к различным социокультурным изменениям, праздник развивается в духовном опыте своего народа. Это кладезь духовных смыслов, своего рода духовная реальность, отвечающая на вечные вопросы, волнующие человека - вопросы бытия и цели жизни. Эволюцию праздника в русской культуре мы рассматриваем как на хронологическом, так и на смысловых уровнях, выделяя при этом следующие духовные константы: язычество, являющееся важнейшей подосновой праздника. Феномен скоморошества, специфика древнерусского смеха, отношение к природе зародились и получили развитие в недрах языческого праздника, став духовным основанием народной культуры и менталитета русских; христианство - важнейшие образующие моменты православного мировоззрения (идея соборности, отношение к святыне, традиции обрядоверия, концепция линейного времени) нашли выражение в празднике, внесли внутренний порядок и смысл в праздничное мироощущение; светскость - светская праздничная культура связана, прежде всего, с дворянской средой (уникальным духовным и культурным образованием) и получила общекультурный смысл в отечественной культуре. Заложенные дворянством ценности (балы, домашний театр, маскарады и т. д.) тиражировались различными сословиями на протяжении последующих поколений.

Будучи результативным методом мобилизации и социализации личности и коллектива, праздник является одной из важнейших подсистем в тоталитарном обществе. Рассматривая праздник в советском социокультурном пространстве, мы выделяем следующие его особенности: официальность, массовость, обращенность в будущее, грандиозность, сакральность и идеальность праздничного пространства.

В заключении отметим, что общество постоянно преодолевает ценностные нормы, в соответствии с которыми существовали предшествующие поколения. Вместе с трансформацией ценностных критериев культуры праздники не раз подвергались переименованию, перелицовке". Пример тому - события настоящей истории. Сохранив советские праздники, изменили их содержание: 1 мая, 23 февраля, 8 марта, 7 ноября превратились просто в выходной день, или наполнились новым смыслом - 23 февраля и 8 марта являются мужским и женским днями; праздник "Великой Октябрьской революции" переименован в "День примирения и согласия", официальными праздниками объявлены Рождество и Пасха; возникли качественно новые праздники - День независимости России (12 июня), День Конституции (12 декабря). Все это свидетельствует о том, что активно ведется поиск новых форм празднования.

Прогнозируя развитие культуротворных тенденций праздника, можно предположить, что они пойдут по пути дифференциации и индивидуализации праздничной культуры. Распад массовых форм праздника, границы которого были строго очерчены государственностью, способствует индивидуализации праздничных форм, развитию различных субкультур.

Возникновение принципиально новых механизмов тиражирования культуры (главным образом телевидения) также повлекло переориентацию с вербальных средств на визуальные. Значительно расширяется пласт зрелищной культуры, куда входят возрождаемые древние системы показа, превосходящие зрительные возможности человека и обязанные техническому прогрессу новые визуальные системы.

Также очевидно, что между различными типами праздников идет интенсивный обмен элементами словарей, ритуалов и церемониалов, которые можно рассматривать как отражение процесса взаимодействия этих координат. "Является ли это путем к формированию новой культуры - массовой культуры будущего - или это только способ саморазвития каждого из исторических пластов цивилизации, которые так и будут сосуществовать, образуя более или менее устойчивый калейдоскоп выборов? - задается вопросом Е. В. Дуков, - Все зависит от того, что мы придумаем и насколько эффективно воплотим" (130. 22).

Таким образом, праздник - древнейшее образование культуры, пронеся через века свое основное предназначение - "производство радости и оптимизма" (А. Ф. Еремеев), на рубеже двух столетий XX и XXI веков наметил себе неувядающую перспективу развития в новых исторических и социокультурных условиях.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Пронина, Ирина Николаевна, 2001 год

1. Авдеев А. Д. Маска // Сб. Музея антропологии и этнографии. М. -Л. 1964. С. 1-8.

2. Аверинцев С. С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. 1988. №9. С. 20-58.

3. Айзенберг М. Празднества в России XVIII века // Декоративное искусство СССР. 1975. № 11.

4. Аничков Е. В. Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян. СПб., Ч. 1. 1903. Ч.З. 1905.

5. Аничков Е. В. Язычество и древняя Русь. СПб.: Типогр. М. М. Стасюлевича, 1914. 386 с.

6. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1-3. М., 1865-1869.

7. Ахиезер А. С. Праздник // Россия: критика исторического опыта (социо-культурный словарь). М.: ФО СССР, 1991. Т.З. С. 252-253.

8. Байбурин А. К. Календарь и трудовая деятельность человека. (Русский народный традиционный календарь). Л.: Знание, 1987. 32 с.

9. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточно-славянских образов. СПб.: Наука, 1993. 237 с.

10. Бахтин М. М. Дополнения и изменения к "Рабле" // Вопросы философии. 1992. №1. С. 134-164.

11. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Худож. лит., 1972. 470 с.

12. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1990. 543 с.

13. Белкин А.А. Русские скоморохи. М.: Наука, 1975. 191 с.

14. Белоусов Я. П. Праздники старые и новые. Алма-Ата, 1974. 200 с.

15. Бенифанд А. В. Праздник: сущность, история, современность. Красноярск, 1986. 173 с.

16. Бердяев Н. А. Духи русской революции // Литературная учеба. 1990. №2. С. 123-140.

17. Бердяев Н. А. Самопознание. (Опыт философской автобиографии). М.: Книга, 1991.448 с.

18. Бердяев Н. А. Судьба России. М.: Сов. Писатель, 1990. 346 с.

19. Библер В. С. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1991. 412 с.

20. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Т. XXIY. СПб. : Типо-литография И. А. Ефрона, 1898. С. 940-941.

21. Булавка Л. А., Бузгалин А. В. Бахтин: диалектика диалога versus метафизика постмодернизма // Вопросы философии. 2000. № 1. С. 119-131.

22. Бунин И. А. Избранное в двух томах. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1993. Т. 2. 416 с.

23. Валентинов В. Новогодние указы и моды по приказу: Нравы московской старины//Москва. 1987. № 12. С. 167-168.

24. Введение христианства на Руси. М.: Мысль, 1987. 302 с.

25. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984.367 с.

26. Ветловская В. Е. Летописное осмысление княжеских пиров и дарений в свете фольклорных и этнографических данных // Русский фольклор. Этнографические истоки фольклорных явлений. Л., 1987. Вып. XXIY. С. 33-44.

27. Вильчек В. М. Под знаком ТВ. М.: Искусство. 1987. 240 с.

28. Власова 3. И. Скоморохи и фольклор // Русский фольклор: Этнографические истоки фольклорных явлений. Вып. XXIY. Л., 1987. С. 44-65.

29. Воронина Н. И. Инверсии российской провинции // От массовой культуры к культуре индивидуальных миров: новая парадигма цивилизации. Сб. статей. М.: Гос. ин-т искусствознания, 1998. С. 295305.

30. Воронина Н. И. Николаева Е. А. Уникальные ценности провинциальной культуры. М.: Центр творчества, 1999. 108 с.

31. Вышецеславцев Б. П. Русский национальный характер // Вопросы философии. 1995. №6. С. 111-121.

32. Гаджиев К. С. Тоталитаризм как феномен XX века // Вопросы философии. 1992. № 2. С. 3 -25.

33. Галенко Л. Л. Богослужение как праздник и игра. По книге Ю. Мольтмана "Духовная мощь церкви" // Апокриф №2. С.111-116.

34. Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. Древне-русские слова и поучения, направленные против остатков язычества в народе. Т. 2. 304 с.

35. Гачев Г. Национальный космо-психо-логос // Вопросы философии. 1994. №2. С.59-78.

36. Гачев Г. Национальные образы мира. М.: Советский писатель, 1988. 445 с.

37. Генкин Д. М. Социально-педагогические основы массового праздника: Автореф. дис. . докт. пед. наук. Л. 1981. 33 с.

38. Герасимов И. Игра и сознание (к постановке проблемы) // Общественные науки и современность. 1995. № 1. С. 156-166.

39. Голомшток И. Н. Тоталитарное искусство. М.: Галарт, 1994. 269 е., ил.

40. Гребенюк В. П. Публичные зрелища петровского времени и их связь с театром // Новые черты в русской литературе и искусстве XVII-начала XVIII в. М.: Наука, 1976. С. 133-145.

41. Громов М. Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии // Вопросы философии. 1994. №1. С. 54-61.

42. Громыко М. М. Мир русской деревни. М.: Мол. Гвардия, 1991. 446 е., ил.

43. Громыко М. М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М.: Наука, 1986. 274 с.

44. Гуревич А. Я. Ментальность // 55/50. Опыт словаря нового мышления. М.: Прогресс, 1989. С. 454-456.

45. Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М.: Искусство, 1981. 359 с.

46. Гурин С. П. Праздник и миф // Философия и мир сегодня. Саратов, 1998. С. 65-72.

47. Гюнтер X. Эстетика государства и трагедия смеха // Общественные науки и современность. 1992. №4. С.

48. Гюнтер X. Государство как "тотальное произведение искусства" // Общественные науки и современность. 1992. № 4. С. 90.

49. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 Т. М.: Русский язык, 1989. Т.З. С.380-381.

50. Даркевич В. П. Народная культура средневековья: светская праздничная жизнь в искусстве IX XVI вв. М.: Наука, 1988. 344 с., ил.

51. Декреты Советской власти. М.: Госполитиздат, Т. 1. 1957. 626 е., Т. 2. 1959.688 с.

52. Демина Г. В. Праздники в Кускове. Из истории художественной жизни русской усадьбы XVIII в. // Русская усадьба. Вып. 1. Москва -Рыбинск, 1994. С. 162-165.

53. Дмитриев Ю. А. Позднее скоморошество // Новые черты в русской литературе и искусстве (XVII XVIII) вв. М.: Наука, 1976. С. 163-174.

54. Добренко Е. Фундаментальный лексикон // Новый мир. 1990. № 2. С. 237- 250.

55. Домострой: Сборник. М.: Худож. лит., 1991. 319 с.

56. Достоевский Ф. М. Бесы. Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1989. 576 с.

57. Дробрицина И. А. Особенности интерьера дворцовых усадеб петровской и елизаветинских эпох // Русская усадьба. Вып. 2. М.: АИРО-ХХ, 1996. С. 51-59.

58. Егоров Б. Р. Труд и отдых в русском быту и литературе XIX в. // Культурное наследие Древней Руси. М.: Наука, 1976. С. 322-325.

59. Еремеев А. Ф. Первобытный праздник как производство радости и оптимизма // Первобытная культура: происхождение, особенности, структура. Саранск, 1997. Ч. 2. С. 183-195.

60. Жигульский К. Праздник и культура. М.: Прогресс, 1985. 336 с.

61. Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М.: Типогр. В. Грачева и Комп., 1962. Ч. 1. 410 с.

62. Захаров А. В. Массовые праздники в системе тоталитаризма // Тоталитаризм как исторический феномен. М.: Философское общество СССР, 1989. С.284-301.

63. Захаров А. В. Тоталитаризм "маска толпы" // Тоталитаризм как исторический феномен. М.: Философское общество СССР, 1989. С. 91-93.

64. Земцов Б. Откуда есть пошла российская цивилизация // Общественные науки и современность. № 4. 1991. С. 51.

65. Земцовский И. И. Поэзия крестьянских праздников. JT., 1970.

66. Зоркая Н. М. На рубеже столетий: У истоков массового искусства в России, 1900-1910 гг. М.: Наука, 1976. 303 с.

67. Иванов В. В. Из заметок о строении и функциях карнавального образа // Проблемы поэтики и истории литературы. Саранск, 1973. С. 37-53.

68. Иванов В. И. Борозды и Межи. Опыты эстетические и критические. М.: Мусагет, 1916. 351 с.

69. Ивлева Jl. М. Мир персонажей в русской традиции ряженья (к вопросу о ряженье как типе игрового перевоплощения) // Русский фольклор. Этнографические истоки фольклорных явлений. Ленинград, 1987. Т. XXIV. С. 65-75.

70. Ильин И. А. Собрание сочинений. В 10 т. М.: Русская книга, 1997. Т.6. Кн. 3. 560 с.

71. Исаенко В. П. Праздничная культура русского народа как ценностно-адаптационный феномен. М., 1998. 131 с.

72. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. XIX -начало XX в. Зимние праздники. М.: Наука, 1973. 351 с.

73. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Весенние праздники, конец XIX начало XX в. М.: Наука, 1977. 357 с.

74. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Осенние праздники, конец XIX начало XX в. М.: Наука, 1978. 295 с.

75. Камянов В. Спор о прошлом после штурма будущего // Новый мир. 1990. № 8. С. 215-228.

76. Кантор В. К. Карнавал и бесовщина // Вопросы философии. 1997. № 5. С.44 -54.

77. Кантор В. К. Стихия и цивилизация: два фактора "российской судьбы" // Вопросы философии. 1994. №5. С. 27-46.

78. Карасев JI. В. Лики смеха//Человек . 1993. №5. С. 144-158.

79. Карасев Л. В. Мифология смеха // Вопросы философии. 1991. №7. С. 68-87.

80. Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. В 2 т. М.: Терра, 1992. Т. 1. 685 е., Т. 2. 565 с.

81. Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Ин-т нац. модели экономики. 1994. 365 с.

82. Ключевский В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М., 1990.

83. Кнабе Г. С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуры античного Рима. М.: Индрик, 1994. 528 с.

84. Колинько И. В. Роль народной праздничной традиции в нравственном и эстетическом формировании личности (опыт применения культурно-исторического подхода). Автореф. дис. канд. историч. наук. М., 1995. 16 с.

85. Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры (теоретический очерк). М.: Наука, 1994. 378 с.

86. Кондаков И. В. Тоталитарность: истоки, закономерности, последствия // РЖ. Общественные науки в СССР. Серия 3. Философия. 1991. № 5. С. 63-105.

87. Конечный А. М. Петербургские балаганы // Панорама искусств. 1985. № 5.

88. Конечный А. М. Петербургские народные гуляния на масляной и пасхальной неделях // Петербург и губерния. J1., 1984.

89. Конечный А. М. Раек народная забава: (О русских народных праздниках и зрелищах) // Декоративное искусство СССР. 1986. № 9. С. 13-15.

90. Костомаров Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI-XVII столетиях. М.: Республика, 1992. 301 с.

91. Куприн А. И. Собрание сочинений. В 9 т. М.: Худож. лит., 1972. Т. 5. 511с.

92. Культурология. XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга. 1997. 640 с.

93. Ладур М. Ф. Искусство для миллионов. Заметки художника. М.: Искусство, 1983. 375 с.

94. Лаптева Л. С. Социально-эстетическая природа и функции массовых праздников: Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1975. 22 с.

95. Лаптева Л. С. Функции массовых праздников // Парк и отдых: Труды НИИ культуры. Вып. 2. М., 1976. С. 173 -201.

96. Левинсон А. Г. Неклассическая красота карусели // Декоративное искусство. 1980.№ 8.

97. Левинсон А. Г. Попытки реставрации балаганных гуляний в нэповской России: к социологии культурных форм // Одиссей. Человек в истории. М., 1991. С. 137-159.

98. Левкович В. П. Обычай и ритуал как способы социальной регуляции поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976. С. 212-236.

99. Лелина В. Петербургский маскарад // Нева. 1996. № 1. С. 234-239.

100. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. В 55 т. М.: Издательство политической литературы, 1979. Т. 11. 592 с.

101. Леонтьев А. А. Психология общения. 2-е изд., испр. и доп., М.: Смысл, 1997. 365 с.

102. Лихачев Д. С. Древнерусский смех // Проблемы поэтики и истории литературы. Саранск, 1973. С.73-90.

103. Лихачев Д. С. Смех в древней Руси // Избранные работы в 3 т. Л.: Худож. литература, 1987. Т.2. С. 343-418.

104. Лихачев Д. С. Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. СПб.: Наука, 1991. 370 с.

105. Лихачев Д. С., Панченко А. М. "Смеховой мир" Древней Руси. Л.: Наука, 1976.202 с.

106. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра: основы этики. Характер русского народа. М.: Политиздат, 1991. 368 с.

107. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Бытовые традиции русского дворянства (XVII нач. XIX в.). СПб.: Искусство, 1994. 398 с.

108. Лотман Ю. М. Поэтика бытового поведения // Избранные статьи. В 3 т. Таллин: Александра, 1992. Т. 1. С. 248-268.

109. Лотман Ю. М. Театр, театральность в строе культуры // Избранные статьи. В 3 т. Таллин: Александра, 1992. Т. 1. С. 269-286.

110. Лотман Ю. М. Декабрист в повседневной жизни (Бытовое поведение как историко-психологическая категория) // Избранные статьи. В 3 т. Таллин: Александра, 1992. Т. 1. С. 296-336.

111. Луначарский А. В. О массовых представлениях на эстраде и цирке. М.: Искусство, 1981. 421 с.

112. Мазаев А. И. Праздник как социально художественное явление. Опыт историко-теоретического исследования. М.: Наука, 1978. 392 с.

113. Мазаев А. И. Праздник и самодеятельность. Массовые революционные праздники 20-х гг. // Декоративное искусство СССР. 1966. № 11.

114. Максютин Н. Ф. Культурологические аспекты праздника. Учеб.пособие. Казань: Медицина, 1996. 91 с.

115. Мандельштам Н. Я. Воспоминания // Юность. № 7. С. 48-57., № 8. С. 24-47.

116. Маньковский Л. А. К вопросу о психологии культа Сталина // Вопросы философии. 1989. № 1. С. 162-166.

117. Морфология культуры. Структура и динамика. М.: Наука, 1994. 416с.

118. Некрылова А. Ф. Русские народные праздники, увеселения и зрелища. Конец XVII нач. XX в. Л.: Искусство, 1984. 191 с.

119. Нечай О. Ф. Ракурсы: о телевизионной коммуникации и эстетике. М.: Искусство, 1990. 117 с.

120. Немиро О. В. Праздничный город: Искусство оформления праздников: История и современность. Л.: Художник РСФСР, 1987. 230 е., ил.

121. Нессонова Н. Социалистический реализм и художественное наследие (некоторые аспекты проблемы жанра в советской живописи 1930-х) // Нева. №2. 1998. С. 166-172.

122. Ольшанский Д. Социальная психология "винтиков" // Вопросы философии. 1989. № 8. С. 91-103.

123. Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию. М. 1994.

124. Ортега-и-Гассет X. О. Восстание масс // "Дегуманизация искусства" и другие работы. М.: Радуга, 1991. С. 40-228.

125. Ортега-и-Гассет X. О. О спортивно-праздничном чувстве жизни. Философские науки. 1991. № 12. С. 137-152.

126. Ортега-и-Гассет X. О. Размышления о технике // Вопросы философии. 1993. № 10. С. 32-68.

127. От массовой культуры к культуре индивидуальных миров: новая парадигма цивилизации. (Сб. статей), М.: Государств, ин-т искусствознания, 1998. 400 с.

128. Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ. JL: Наука, 1984. 230 с.

129. Пелипенко А. А., Яковенко И. Г. Пьянство // Человек. 1997. № 2. С.126-135.

130. Пиотровский А. И. Театр. Кино. Жизнь. Л.: Искусство, 1969. 512 с.

131. Полный православный богословский энциклопедический словарь. В 2 т. М.: Издательство П. П. Сайлина, 1992. Т. 1. 1120 е., Т. 2. 2643 с.

132. Попович М. В. Мировоззрение древних славян. Киев, 1985.

133. Почепцов Г. Тоталитарный человек. Киев: Глобус, 1994.158 с.

134. Праздники, обряды, традиции. М.: Молодая гвардия, 1979. 159 с.

135. Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. М.: Искусство, 1976. 183 с.

136. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. Л., 1963.

137. Размышления о России и русских: Далекие предки I-XVII в.: Штрихи к истории русского национального характера. М.: Прогресс-культура, 1994. 416 с.

138. Рашковский Е. Б. С высоты Востока. Двунадесятый праздничный цикл в православном богослужении. М.: Наука, 1993. 141 с.

139. Ралов О. М. Русская церковь в IX первой трети XII в. Принятие христианства. М.: Высшая школа, 1988. 416 с.

140. Режиссура массовых театрализованных праздников. Л: ЛГИК, 1987. 98 с.

141. Ремизова И. И. Теология игры и революции. По книге X. Кокса "Обольщение духа" // Апокриф. 106-109 с.

142. Реутин М. Ю. Народная культура Германии: Позднее средневековье и Возрождение. М.: Российский гос. Гуманитарный ун-т, 1996. 217 с.

143. Российская ментальность. Материалы "круглого стола" // Вопросы философии. 1994. №1. С. 25-53.

144. Руденский Е. В. Феноменология и социальная технология праздничного общения. Автореф. дис. докт. социологических наук. М„ 41 с.

145. Руденский В. А. Воспитательные функции общения в массовом празднике. Л.: ЛГИК, 1980. 13 с.

146. Руднев А. А. Советские обычаи и обряды. М., 1974.

147. Руднев В. А. Советские праздники, обряды, ритуалы. Л.: Московский рабочий, 1984. 142 с.

148. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1987. 782 с.

149. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981. 606 с.

150. Связующая нить: Праздники, Обряды, Традиции. М.: Московский рабочий, 1984. 142 с.

151. Сиповская Н. Праздник в русской культуре XVIII века // У истоков развлекательной культуры России нового времени. XVII-XIX вв. М., 1992. С. 29-45.

152. Снегирев И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М., 1837. Т. 1.

153. Снегирев И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М.: Сов. Россия, 1990. Ч. 1. 160 е., Ч. 2. 80 с.

154. Современные концепции эстетического воспитания. М.: Российская Академия наук Институт философии. 1998. 302 с.

155. Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды и праздники русских, украинцев, белорусов. М., 1979.

156. Соколов Э. В. Понятие, сущность и основные функции культуры. JI., 1989.

157. Суханов И. В. Обычаи, традиции, обряды как социальные явления. М.: Политиздат, 1976. 216 с.

158. Терещенко А. В. Быт русского народа. Спб., 1848. Ч. 5. 221 е., Ч. 7. 348 с

159. Топоров В. Н. Праздник // Мифы народов мира. В 2 т. Т.2. С. 329-331.

160. Трубина Е. Г. Посттоталитарная культура: "все дозволено" или "ничего не гарантировано"? // Вопросы философии. 1993. № 2. С.23-27.

161. Туманов И. М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. Учеб. пособие для ин-тов культуры. М.: Просвещение, 1976. 88 с

162. Турчин В. С. Аллегория будней и празднеств "сословной иерархии"

163. XVIII XIX вв. От усадебной культуры наших дней. // Русская усадьба. Сб. общества изучения русской усадьбы. Вып. 2. М.: АИРО XX, 1996. С. 15-28.

164. У истоков развлекательной культуры России нового времени. XVII1. XIX вв. М., 1992.

165. Угринович Д. М. Обряды: за и против. М.: Политиздат, 1975. 175 с.

166. Успенский Б. А. Анти-поведение в культуре Древней Руси // Избранные труды. В 2 т. М.: Гнозис, 1994. С. 320-332.

167. Успенский Б. А. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры // Избранные труды. В 2 т. М.: Гнозис, 1994. С. 219-253.

168. Успенский Г. И. Опыт повествования о древностях русских. Ч. 1. Об обычаях россиян в частной жизни.

169. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. М.: Прогресс, 1971. Т. 3. 353 с.

170. Федотов Г. П. Судьба и грехи России. В 2 т. СПб.: София, 1991. Т. 2. 352 с.

171. Флиер А. Я. Современная культурология: объект, предмет, структура. Общественные науки и современность. 1997. № 2. С. 124-145.

172. Хангельдиева И. Г. Праздник // Культурология. XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997. С. 355-356.

173. Хейзинга И. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс, 1992.462 с.

174. Хейзинга Й. Осень средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV вв. во Франции и Нидерландах. М.: Наука, 1988. 539 с.

175. Хренов Н. А. Мифология досуга. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1998. 448 с.

176. Царев В. Ю. Российский умострой // Знание-сила. 1993. № 9. С. 3444.

177. Иванов И. В. Российская провинция как социокультурный феномен: Автореф. дис.канд. филос. наук. Саранск, 1995. 18 с.

178. Чегодаева М. Искусство изначально массово // Общественные науки и современность. 1990, № 6. С. 109-116.

179. Черный Г. П. Организация массовых пионерских праздников. М.: ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1989. 89 с.

180. Чечетин А. И. Основы драматургии и театрализованных представлений. М., 1981.

181. Чичеров В. И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI-XIX вв. М.: Изд. Академии наук СССР, 1957. 235 с.

182. Шангина И. И. Русские традиционные праздники. СПб: Искусство -СПб, 1997. 192 с.

183. Шкловский В. Г. Франсуа Рабле и книга М. Бахтина // Собрание сочинений. В 3 т. М.: Худож. Лит., 1974. Т. 3. С. 689-726.

184. Шмелев И. С. Лето Господне: Праздники, Радости, Скорби. М.: Сов. Россия, 1988. 384 с.

185. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки мифологии мировой истории. Новосибирск: Наука, 1993. 584 с.

186. Шрейдер Ю. А. Ритуальное поведение и формы косвенного целеполагания // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979. С. 300-324.

187. Шутки и потехи Петра Великого // Русская старина. 1872. Т. 5.

188. Щапов Я. Н. Государство и церковь Древней Руси X-XIII вв. М.: Наука, 1989. 228 с.

189. Щербинин А. И. Тоталитарная индоктринация: политические праздники и игры // Полис. № 5. 1998. С. 79-96.

190. Щукин В. Г. Ветроград заключенный. Из истории русской усадебной культуры XVII-XIX вв. // Вопросы философии. 2000. № 4. С. 53-69.

191. Элиаде М. Космос и история. М.: Прогресс, 1987. 311 с.

192. Энциклопедия праздников. Автор сост. Н. В. Чудакова. М.: ACT -АТД, 1997. 225 с.

193. Юренев Р. Н. Советское киноискусство 30-х гг. М.: ВГИК, 1997. I 10 с.

194. Юрченков В. А. Взгляд со стороны: Мордовский народ и край в сочинениях западно-европейских авторов V XVIII вв. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1995. 285 с.

195. Якимович А. К. Тоталитаризм и независимая культура // Вопросы философии. 1991. № 11.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.