Развитие городской праздничной культуры в России в последней трети XVII - первой четверти XVIII веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Одинцова, Елена Владимировна
- Специальность ВАК РФ07.00.02
- Количество страниц 155
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Одинцова, Елена Владимировна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Раздел I
СРЕДА ДОСУГА И ТОРЖЕСТВ
В ГОРОДЕ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XVII ВЕКА
Раздел II
ЭВОЛЮЦИЯ ПРАЗДНИКОВ И ОБРЯДОВ
ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ
Раздел III
ОФОРМЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
СВЕТСКИХ ПРАЗДНИКОВ
Раздел IV
КУЛЬТИВИРОВАНИЕ
МАССОВЫХ РАЗВЛЕЧЕНИЙ И ЗРЕЛИЩ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Праздничная культура в городах России и Белоруссии 17 века: Офиц. церемонии и крестьян. обрядность1999 год, кандидат исторических наук Котлярчук, Андрей Степанович
Официальные церемонии в городском пространстве Петербурга и Москвы в царствование Николая II2013 год, кандидат исторических наук Лиманова, Светлана Андреевна
Официальные светские праздники как явление русской культуры конца XVII - первой половины XVIII века2002 год, кандидат исторических наук Зелов, Дмитрий Дмитриевич
Пасхальный праздник в повседневной жизни Петербурга и Москвы в конце XIX - начале XX века2009 год, кандидат исторических наук Рогожина, Наталья Дмитриевна
Русский праздничный календарь в Томске во второй половине XIX в.: по материалам местной периодики2011 год, кандидат исторических наук Серякова, Нелли Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие городской праздничной культуры в России в последней трети XVII - первой четверти XVIII веков»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Актуальность темы исследования определяется заметной активизацией в последние годы интереса российского общества к многообразным формам и жанрам праздничной культуры, ибо она служит воочию действенным механизмом объединения многонационального народа. Стремление к историческим традициям празднования, выработанными нашими предками в прошлом - объективный и закономерный процесс, как никогда важный сегодня в силу его объединяющей и аккумулирующей силы, способной обеспечить сохранение народа как нации. Праздничная культура к началу III тысячелетия существенно расслоилась, произошла мимикрия ценностных ориентиров. Нынешний календарь праздников эклектичен. В обилии праздников и торжеств сегодня сложно обнаружить стройность. Не просматриваются тенденции, которые должны бы вести к оформлению культуры досуга современного общества в различных группах праздников, которые привносили бы внутреннюю логику и историческую обоснованность в социальное пространство торжественных дат. Размывание исторически сложившейся системы традиций празднеств и торжеств ведет к разрушению исторической преемственности и ослаблению культурной связи поколений, к неясности статуса религиозно- и народно-праздничной культуры, несвязанности новых и «старых» государственных праздников, к неопределенности отношения к веками складывавшейся праздничной обрядности и ее месту в общем культурном процессе, к увеличению количества разного рода локальных «привнесенных» праздников.
Одновременно существуют множество субъектов, формирующих «свои» культурные (зачастую вовсе не национальные) автономии, в лоне которых попросту размывается традиционная российская праздничная культура. Кроме того, одной из характерных особенностей современного феномена празднования является тенденция свертывания пространства чисто человеческих отношений на фоне увлечения разного рода увеселитель-
з
ными мероприятиями, никак не затрагивающими духовную область жизни россиянина.
Все это свидетельствует об актуальности исторической реконструкции слагаемых торжественно-обрядовых ситуаций на заре институализации городского праздника в России - на рубеже ХУП-ХУШ веков, воссоздающих культурную среду городов того периода, а также исторического анализа эволюции городской праздничной культуры в последующие периоды, в целях выработки единой концепции праздника в современной государственной культурной политике, системно отражающей многогранность праздника, исторически аккумулировавшего в себе многообразие светских и религиозных, национальных и межнациональных традиций.
Актуальность темы исследования определяется и тем, что один из наиболее динамичных периодов трансформации Россия пережила именно в последней трети XVII - первой четверти XVIII веков. Исторический анализ зарождения и эволюции городской праздничной культуры в контексте того модернизационного («предпетровского»/«петровского») периода с учетом последующей естественно нараставшей урбанизированности страны способствует закреплению в нынешних условиях национальных, культурных, религиозных, корпоративных и семейных моделей городского праздника, направленных на самоидентификацию человека, общества и государства.
Актуальность исследования также обусловлена противоречием между, с одной стороны, спонтанностью развития праздничной культуры в современной России, увы, не вполне учитывающей исторические особенности её былого генезиса и эволюции, и, с другой стороны, необходимостью построения исторически обоснованной календарной системы праздников в контексте современной городской среды.
Актуальность темы и необходимость ее исследования в значительной степени мотивируется её недостаточной изученностью. Данное исследование нацелено на восполнение этого пробела в исторической науке. Изучение факторов становления городской праздничной культуры России и
4
оформления городской обрядово-праздничной ментальности русского народа в последней трети XVII - первой четверти XVIII веков позволяет сделать выводы и рекомендации, имеющие актуальное значение для наших дней.
Степень научной разработки проблемы. Число работ, в которых рассматривается становление праздничной культуры именно городов, крайне мало.
При наличии огромного материала по исследованию культуры допетровского, а также петровского времени интересующая нас проблематика была рассмотрена недостаточно и имела узколокальную направленность. Историография, посвященная изучению городского праздника и быта городского населения, прошла в своем развитии три основных этапа: дореволюционный, советский и современный. Для дореволюционных авторов свойственен хроникально-описательный стиль с привлечением очень ценной документальной, часто не дошедшей до современных исследователей информации. В ходе проведения исследований историками советского периода использовался классовых подход. Рассмотрение праздничного церемониала осуществлялось, не затрагивая бытовой его стороны, так как культурные процессы не являлись первостепенными и вытекали из политических и экономических причин. При этом значимым является систематизация рассматриваемого материала и появление комплексных работ по истории культуры России. В современной же историографии, авторов интересует то, как развивались эволюционные, интеграционные и иные процессы в обществе, и по каким принципам принимались определенные решения, влияющие на развитие общественной жизни. Особое значение придается ментальности и быту людей. Авторами предлагается собственное видение исторических процессов, но с соблюдением принципа историзма в сформулированных ими выводах.
Пожалуй, впервые в России актуальность проблемы по исследованию слоев именно городского населения была затронута в 1877 году
С.В.Максимовым1. По его мнению, «присутствие этнографа в городе необходимо для изучения культуры и быта мещан», которых исследователь характеризовал как «Оторвавшихся от крестьян»2. Записи народных праздников и обрядов горожан провинциальной России активно использовали при изучении фольклорной культуры М. Чулков, И.М. Снегирев, К.А. Авдеева, A.B. Терещенко, Г.П. Успенский, А.Н. Минх, С.В. Максимов, П.В. Шейн3. Данные авторы красочно описывали проведение праздничного церемониала в деревнях, используя при этом не только письменные источники, но и устное народное творчество. Классические традиции русской школы урбаноэт-нографии продолжил Д.К. Зеленин4. Еще в XVIII веке вышло сочинение В. Рубана, посвященное описанию одной из первых триумфальных встреч в России5.
В XIX - начале XX веков вопросы официальных праздничных церемоний русских горожан XVII - XVIII веков вновь приобретают актуальность. Появляются работы, в которых уделяется больше внимания праздничным мероприятиям именно городского населения.
Зрелищным мероприятиям, происходившим в Москве и собиравшим самые широкие круги городского населения, посвятил свою работу Ф. Берг. Он рассмотрел самые зрелищные моменты в проведении праздника, отметив при этом не только традиционные стороны в его проведение, но и то новое что появлялось на основе взаимовлияний различных культур. Специфи-
1 Максимов C.B. Бродячая Русь Христа - ради. - Спб., 1877.
2 Токарев С.А. Обычаи и обряды как объекты этнографического исследования // СЭ. 1980. № 3. С. 26 -36.
3 Чулков М. Абевега русских суеверий. - М.,1786.
Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Вып. 1. - М., 1837; Вып. 2. - М., 1838; Вып. 3. - М., 1838; Вып. 4,- М.,1839.
Авдеева К.А. Записки о старом и новом русском быте. - СПб., 1842. Терещенко A.B. Быт русского народа. Ч. 1 -5. - СПб., 1848.
Успенский Г.П. Опыт повествования о древностях русских. Ч. 1 : Об обычаях россиян в частной жизни. -Харьков, 1811.
Минх А.Н. Народные обычаи, обряды, суеверия и предрассудки крестьян Саратовской губернии. - СПб., 1890.
Максимов С.В.Нечистая, неведомая и крестная сила. - СПб., 1903.
Шейн П.В. Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах.Т. 1, вып. 2,- СПб., 1902.
4 Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. - М., 1991.
5 Рубан В. Поход боярина большого полку воеводы А.С Шеина к Азову взятие сего И Лютик-града и торжественное оттуда с победоносным воинством возвращение в Москву, с подробным описанием всех военных и торжественных происшествий. - СПб., 1773.
ка празднования крупнейших церковных праздников и праздников местного значения в народной среде, подробно рассмотрена в работах И.Н. Божеря-нова и К.П. Степанова. Праздничные церковные службы крупнейших городов России отражены в исследованиях Г. Георгиевского, и И.К. Куприянова1. Русские простонародные праздники и суеверные обряды подробно опи-
2 3 4
саны такими авторами как: Снегирев И.М. , Костомаров Н.И. М. Забылин. , Сумцов Н.Ф.5 Описание быта и праздников русского народа и в том числе эпохи Петра Великого отмечено в трудах С.М. Соловьева.6В основе своей все представленные исследования посвящены праздникам русской православной и христианской традиции. Казалось бы, при достаточности исследований на данную тему, в основном все эти сочинения отличает научно-популярный характер и недостаток внимания именно к праздничному церемониалу городов. Но, все же их ценность является несомненной, потому что в данных работах использованы несохранившиеся архивные материалы. Здесь стоит отметить монографию Г. Георгиевского7, тщательно рассмотревшего церковные праздники и публичные обряды горожан Москвы XVII века, а также малоизвестное исследование И.К. Куприянова8, изучавшего на на основе рукописных материалов XVII века церковные торжества в Великом Новгороде.
Стоит так же упомянуть работу Н.К. Харузина, исследовавшего отношение светской власти Русского государства XVII века к народным обрядам
1 Берг Ф. Зрелища XVII века в Москве. - СПб., 1886.
Божерянов И.М. Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу. - СПб., 1894.
Степанов К.П. Народные праздники на Святой Руси. - М., 1899.
Куприянов И.К. Крестные ходы, местные праздники и церковные обряды древнего Новгорода. - Новгород 1859.
2 Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. - М., 1990.
3 Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. - М., 1993.
4 Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. - М., 1989.
5 Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов. - М., 1996.
6 Соловьев С.М. Сочинения. - Спб., 1882.
7 Георгиевский Г. Праздничные службы и церковные торжества в старой Москве. - М., 1896.
8 Куприянов И.К. Крестные ходы, местные праздники и церковные обряды древнего Новгорода. - Новгород., 1859.
горожан1. Незначительное количество работ было посвящено изучению праздничной обрядности провинциальных горожан. Так, примером может послужить исследования В.Ф. Кудрявцева, посвященные зимним народным праздникам в городе Василе, Нижегородской губернии . Геральдические знаки и русские флаги XVII века изучал Ю.В. Арсеньев . Кроме этого известна работа А.И. Успенского о геральдике и составлении знамен в XVII веке4. Вопросы материальной культуры горожан XVII века рассматривал в своих работах И.Е. Забелин5. Тексты театральных постановок XVII века были рассмотрены Н.С. Тихонравовым и П.О. Морозовым6. Тема городского быта, общей культуры и литературных приверженностей москвичей и пе-
п
тербуржцев, встречается в описаниях H.H. Страхова . В его публикациях затрагивающих вопросы по истории Москвы уделялось много внимания культуре дворянского сословия.
Новый всплеск интереса к праздничной культуре восточнославянских народов снова активизировался уже в середине XX века.
В историографии советского и постсоветского периодов краткое описание дворянских праздников XVII-XVIII вв. содержится в обобщающих трудах по различным вопросам отечественной истории. Однако особый вклад в специальное изучение данной темы внесли работы лишь некоторых
8 9
авторов, как например труды Ю.М. Лотмана и О.Ю. Захаровой . Изучение праздников XVII - XVIII в. было существенно продвинуто в работах советских и постсоветских историков и искусствоведов с точки зрения изучения
1 Харузин Н.К. К вопросу о борьбе московского правительства с народными языческими обрядами и суевериями в первой половине XVII в. // ЭО. 1897. Кн. 32, № 1.
2 Кудрявцев В.Ф. Зимние народные увеселения в городе Василе // Нижегородский сб. Т.З. - Нижний Новгород, 1870., С. 110.
3 Арсеньев Ю.В. О знаменах с геральдическими изображениями в русском войске XVII века. - Смоленск 1911.
4 Успенский А.И. Писание о зачинании знак и знамен или прапоров. - СПб., 1898.
5 Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI-XVII столетиях. - М., 1862.
6 Тихонравов Н.С. Русские драматические произведения 1672-1725 годов. Т.1., - СПб., 1874 . Морозов П.О История русского театра до половины XVIII века. - СПб., 1881.
7 Страхов H.H. Письмо к редактору «Времени». // Время. Спб., 1861., № 4.
8 Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). - Спб., 1994.
9 Захарова О.Ю. История русских балов. - M., 1998.
культурных традиции народа. Ими подробно исследована художественная сторона праздничной культуры, особенно театральная и музыкальная жизнь, определена их роль в развитии отечественного искусства.
В работах разных лет в основном рассматриваются вопросы массовых
развлечений и увеселений, но, зачастую, они носят описательный характер.
1 2
В работах Н. С. Ильинского и С. Макина говорится об истории коронации, ции. В ряде публикаций освещаются русские народные свадебные обряды, свадебные торжества, принятые у дворянского сословия. Но практически нет работ по проблемам старого и нового в свадебной обрядности у представителей высшего общества. Лишь косвенно затрагивает обрядовую сторону свадебного ритуала у дворян Г.В. Жирнова3. Описание архитектурных новинок XVII - XVIII веков, а также петровские ассамблеи, придворные балы и блестящие приемы, фейерверки в честь побед русского оружия и царские застолья, народные гуляния и виктории, военные парады и крестные ходы отмечены в работах Е.Э. Келлер4. Реконструкцию сложного и красочного мира официальной праздничной культуры в городах России и Белоруссии в XVII в. на фоне этнической истории двух народов, раскрывая характер этнокультурных связей попытался воссоздать в своей работе A.C. Котлярчук5.
Официальную праздничную сторону праздников, привнесенных в российскую жизнь волной реформ и преобразований эпохи Петра Великого собрав и проанализировав материал о наиболее массовых и всесословных праздниках конца XVII - первой половины XVIII века в реалиях строго стратифицированного общества рассмотрел в своем труде Д.Д. Зелов6. Подробное общее описание праздника отмечено в трудах таких авторов как:
1 Ильинский Н.С. Записки // История о Петре I // Русская старина, 1890.
2 Макин С. Коронации в Первопрестольной (Период XVII века). // Наука и религия. 1997. №11.
3 Жирнова Г.В. Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем. - М.,1980.
4 Келлер Е.Э. Праздничная культура Петербурга: Очерки истории. - Спб., 2001.
5 Котлярчук A.C. Праздничная культура в городах России и Белоруссии XVII в. - Спб., 2001.
6 Зелов Д.Д. Официальные светские праздники как явление русской культуры конца XVII - первой половины XVIII века. История триумфов и фейерверков от Петра Великого до его дочери Елизаветы.
Краснобаев Б.И.1 Рыбаков Б.А.2, Поликарпов B.C.3 Н.Ф. Некрылова описывает в своих работах целостное представление о сопровождающих ярмарки и городские праздники народных увеселениях и зрелищах включающих такое распространенное явление как медвежьи потехи и кукольные представления4.
М.Г. Рабинович, посвятил свое исследование этнографии русского феодального города, высказав ряд интересных гипотез о развитии официальной праздничной обрядности русских горожан5. В исследовании данной тематики также принимала активное участие и Шмелева М.Н. написавшая ряд работ на эту же тему6. Подробно исследовала названную проблематику Н.В. Понырко. В специальной работе посвященной русским святкам XVII века, она предложила новую трактовку взаимодействия официальной и народной праздничной культуры горожан, основанную не на конфликте, а на взаимодополнении друг друга7. Актуальность изучения традиционной городской культуры показал A.C. Мыльников8. Тогда же выходят работы, посвященные различным сторонам официальной праздничной культуры и быта русских горожан. Искусство фейерверка и взаимосвязь пиротехнических постановок с официальной праздничной культурой в городах России XVII века рассмотрели В.П. Васильев и П. Лукьянов .
1 Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века. - М., 1972.
2 Рыбаков Б.А. Очерки русской культуры XVIII века в 4-х томах. - М., 1985-1990.
3 Поликарпов B.C. История нравов России. Восток или Запад. - Ростов на Дону, 1995.
4 Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII - начало XX века. - СПб., 2004.
5 Рабинович М.Г. Очерки этнографии русского феодального города: горожане, их общественный и домашний быт. - М., 1978.
6 Рабинович М.Г., Шмелева М.Н. К этнографическому изучению города// СЭ. 1981 г., №3.; Город и этнические процессы ( из опыта этнографического изучения восточнославянского города) // СЭ. 1984 . № 1. С. 1-9.
7 Понырко H.B. Русские святки XVII века. // Текстология и поэтика русской литературы XI - XVII веков. -Л., 1977. С. 99- 128.
8 Мыльников A.C. Этнокультурная роль города в период становления наций.// СЭ. 1981. № 1. С. 134-137. Мыльников A.C. Народная культура и генезис национального самосознания. // СЭ. 1981. № 6. С. 10-14.
9 Васильев В.П.Старинные фейерверки в России XVII- первой четверти XVIII веков. - Л., 1960. Лукьянов П. Потешные огни. // Наука и жизнь. -1971; №6. С. 88 - 92.
Зрелище как компонент праздника в официальных торжествах раннего петровского времени нашло свое отражение в работах В.П. Гребенюка1. Русский дипломатический обычай, в том числе торжественные встречи иностранных посольств начала XVII века, рассматривал в своих исследованиях JI.A. Юзефович, а дипломатия петровского времени изложена в работе H.H. Молчанова2. Взаимосвязь церковных праздников и народных обрядов в России изучалась В. Проппом3 и А. Топорковым4. Русский городской костюм и его праздничные модификации активно рассматривался в работах М.В.Брянцева5, а декоративные элементы оформления триумфальных шествий A.A. Морозов, Л.А.Софронова6, Д.И. Степовик, К. Щирский7 Кроме этого существует ряд работ отечественных и зарубежных историков и этнографов, посвященных межкультурным связям и взаимодополнением культур с их помощью. Связь театральных постановок с официальной праздничной культурой в городах России, Украины, Белоруссии исследовала в своей работе JI.A. Софронова8. Похожую тему освещал в своих работах В.Е. Гусев9. Он также не ограничивался рассмотрением данного явления в России, и нашел сходства и различия драматических постановок, с учетом местных особенностей городов Белоруссии и Украины. Историю театральных постановок также рассмотрели: Михайлов Б.Б.10, Всеволодский-Гернгросс В.Н11.
1 Гребешок В.П. Публичные зрелища Петровского времени и их связь с театром. // Новые черты в русской литературе и искусстве. - М., 1976. С. 133.
2 Юзефович Л.А. Как в посольских обычаях ведется : русский дипломатический обычай конца XV- начала XVII в. - М., 1988;
Молчанов H.H. Дипломатия Петра Великого. - М., 1990., изд. 3-е.
3 Пропп В. Русские аграрные праздники. - Л., 1963.
4 Топорков А. Православные праздники. - М., 1990.
5 Брянцев М.В. Русский городской костюм ( XVII - первая половина XVIIIb.) // Историческая поступь культуры: Сб. ст. - Брянск 1994. С. 155 - 162.
6 Морозов A.A., Софронова Л.А. Эмблематика и ее место в искусстве барокко. // Славянское барокко исторические проблемы эпохи. - М., 1979. С. 33 - 36.
7 Степовик Д.И., Щирский К. Аллегории триумфальные. - Киев 1989.
8 Софронова Л.А. Поэтика славянского театра эпохи барокко. - M., 1972.
6 Гусев В.Е. Взаимосвязь русской вертепной драмы с белорусской и украинской // Славянский фольклор. -М., 1972. С. 309.
10 Михайлов Б.Б. Площадь и сцена в Москве XVIII в. - М., 1979.
11 Всеволодский-Гернгросс В.Н. Краткий курс истории русского театра. - СПб., 2011.
Уже в наше время появляется ряд работ описывающих бытовую и праздничную сторону жизни городского населения, делающих особый акцент на быстрое распространение новаций, ввиду тесного взаимодействия в торговых и производственных отношениях. Среди них стоит назвать работы В.Б Перхавко, М.Б. Булгакова, В.А. Ковригиной, Н.В. Козловой, Ю.М. Смирнова и др.1 Все они рассматриваются в русле столкновения и синтеза двух культур: традиционно-русской и иноземно-западной, подходивших для условий экономического роста страны.
Таким образом, в науке сложилась прочная историографическая традиция по изучению официальной праздничной и бытовой городской культуре периода XVII- первой четверти XVIII веков. Одновременно с этим, анализ изученного нами историографического материала показывает ряд неисследованных аспектов в области изучения городской праздничной культуры конца ХУП-начала XVIII веков. А именно, нахождение места городского праздника в общей культуре страны и освещение основных направлений праздничного церемониала XVII- первой четверти XVIII веков, разделяющих быт горожан и жителей деревни, что позволяет осуществить дальнейшие исследования данной темы.
В данной работе мы произведем реконструкцию праздничной церемонии с привлечением не только письменных источников, но и данных археологии, архитектуры, истории костюма и изобразительного искусства.
Объектом исследования является праздничная культура России последней трети XVII - первой четверти XVIII веков.
Предметом изучения выступает формирующаяся городская праздничная культура, репрезентируемая в контексте быстро менявшейся политической, экономической и культурной обстановки в стране накануне и в период царствования Петра I.
1 Пехавко. В.Б. Купечество и культура русского города XVII в.; Булгаков. М.Б. Скоморохи в русском городе XVII в.; Ковригина В.А. Иноземное население Москвы конца XVII-пepвoй четверти XVIII в.: особенности быта.; Козлова Н.В. имущественное право и положение женщины в купеческой семье Москвы XVIII в.;Смирнов Ю.М. Город в аспекте культурологи.// Столичные и периферийные города Руси и России в середине и раннее новое время XI - XVIII вв., - М., 2003.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является выявление комплекса исторических особенностей складывания и функционирования как особого социокультурного явления городской праздничной культуры в условиях трансформации российского общества в последней трети XVII - первой четверти XVIII веков.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих научных задач:
во-первых, провести всесторонний анализ среды досуга и торжеств российского города, вычленив её компоненты и раскрыв их взаимосвязи;
во-вторых, вскрыть сущность эволюции праздников и обрядов христианской традиции в контексте влияния на них последствий церковного раскола и петровских преобразований;
в-третьих, выявить слагаемые и обобщить процесс оформления светских праздников;
в-четвертых, обнаружить приоритеты и научно обосновать тенденции централизованного культивирования властью массовых развлечений и зрелищ.
Теоретико-методологическую основу работы составляют принципы историзма и научной объективности, позволяющие рассмотреть изучаемую проблему - становление и эволюцию городской праздничной культуры России накануне и в период царствования Петра I - как комплексную систему, что предполагает анализ выявленных исторических фактов во всей их совокупности и взаимосвязи, причем, с учетом специфики политической, экономической, общественной и культурной жизни страны в исследуемый период. С точки зрения теории научных ценностей диссертация привержена лишь основанному на опыте - и в этом смысле позитивному - эмпирическому знанию. Гносеологически это подразумевает опору на систему социально значимых, подтверждаемых источниками фактов.
Одним из условий научной методологии является диалектическое соотношение объективного и субъективного в познании истины. Автор при-
13
держивается мнения, что объективное и субъективное неразрывно связаны. Исторический процесс определяется не только объективными законами развития, но и влиянием субъективных факторов. Принцип объективности неразрывно связан с принципом историзма, поскольку последний требует рассматривать каждое явление лишь в связи с другими, лишь в связи с конкретным опытом истории. Принцип историзма, как и принцип объективности, носят мировоззренческий характер, они выступают в качестве личностных гносеологических установок исследователя в процессе научного творчества.
В исследовании городской праздничной культуры в контексте ранних урабанизационных процессов рубежа ХУП-ХУШ веков использовались общие для гуманитарного знания методы логической систематизации социокультурных явлений и функциональный анализ. Основаниями для изучения проблемы стали взятые в неразрывном единстве философско-культурологический и культурно-функциональный подходы. В этой связи особую методологическую значимость имеют идеи социально-культурной интеграции праздничной общности (М. Вебер, Р. Мертон, П. Сорокин), концепции формирования национально-культурного сознания средствами духовного взаимодействия (С. Н. Иконникова, М. С. Каган, А. П. Марков, Э. В. Соколов, Ю. У. Фохт-Бабушкин и др.).
В работе нашли применение и общеисторические методы - историко-типологический, сравнительно-исторический и историко-генетический, позволяющие выявить фон, слагаемые и атрибуты формирующегося городского праздника, его виды, а также сущностные отличия от традиционных обрядовых сельских праздников, вскрыть причинно-следственные связи и проследить определенные тенденции, закономерности во властном продвижении праздника «нового» типа в жизнь городского населения России в последней трети XVII - первой четверти XVIII веков.
Особый упор был сделан на методы источниковедческой критики мобилизованных групп источников в целях верификации всех выявленных со-
14
искательницей исторических фактов путем скрупулезного сопоставления различных материалов.
Понятийный аппарат исследования предопределен выбранными методологическими ориентирами и в тексте работы тесно увязан с конкретным анализируемым материалом. Соискательница придерживается следующего устоявшегося в отечественной эортологии (науке об истории и теории праздника) понимания городской праздничной культуры:
«Городская праздничная культура представляет часть духовной культуры городского сообщества и включает совокупность всех видов и форм праздников и праздничных традиций, обрядов и ритуалов, церемоний и обычаев, атрибутов и символов. С течением времени она переживает изменения как эволюционного, так и революционного характера. Одни её компоненты, хотя и испытывают воздействие социокультурных процессов, достаточно стабильны, другие обладают большей ориентированностью на новации и в большей степени подвержены изменениям. Подобная двойственность связана с сущностью феномена «праздника», ключевого элемента, формирующего праздничную культуру. Праздник - явление, в котором соединены две тенденции: возврата, неподвижности и обновления, динамики; он одновременно ориентирован на прошлое и устремлен в будущее; праздник ритуализирован, обряден, но никогда не сводится к ритуалу или обряду, оставляя место новому, непредусмотренному, свободе проявления и сознательному выбору.»1
Источниковая база диссертации обширна. Для достижения поставленной цели и решения задач диссертационного исследования были привлечены разнообразные опубликованные и неопубликованные документы и материалы.
Во-первых, это - законодательные материалы XVII - XVIII веков (своды законов и указы, предписания и наставления, др.). Они позволяют вы-
1 Цит. по: Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII - начало XX века. - СПб., 2004. - С. 3-4.
явить отношение светской власти и церкви к ходу санкционированных ими мероприятий по укреплению/преобразованию устоев централизованно управляемой народной жизни, а также эволюцию прав, обязанностей и взаимоотношений сословий и городских слоев в быту и досуге.
Во-вторых, - свидетельства очевидцев, главным образом, хотя и не только, иностранцев. Это - дневники, переписка, дипломатические отчеты, художественные сочинения, мемуары, и др. Данные материалы являются одним из важнейших источников для реконструкции быта, досуга и праздников горожан конца XVII - начала XVIII веков, для понимания самой атмосферы празднования и торжественных церемоний, царившей в исследуемый период. В сочинениях европейских путешественников подробно воспроизводятся детали праздников и обрядов россиян, светских и церковных церемониалов, приводятся уникальные сведения о несохранившихся поныне атрибутах материальной культуры (праздничные повозки, деревянные декорации, костюмы, упряжь и т. п.). Причем, очевидцы пользовались не только личными впечатлениями, но и различной (зачастую несохранившей-ся) документальной базой, а также опросами городских жителей. Соискательница не упускала из виду того, что при использовании данного пласта источников необходим особый упор на методы источниковедческой критики, в том числе поиск подтверждений о сообщаемых иностранными путешественниками событиях, например, в актовой документации или в свидетельствах других очевидцев.
В-третьих, - летописи и городские хроники, прежде всего, «Вологод-
1 гл
екая летопись», «Двинский летописец», «Беляевский летописец». Эти источники также исключительно важны, поскольку, образно выражаясь, восемь столетий древо летописания ветвилось по городам и землям, зеркально отражая политические взгляды и пристрастия правящей верхушки, в том числе и в отношении празднеств, торжеств, церемониалов. Летописцы и пе-
1 Вологодская летопись // ПСРЛ. - Т. 37. - Л., 1982; Двинский летописец. - Л., 1977; Беляевский летописец // Россия при царевне Софье и Петре I. - М., 1990.
реписчики, работая на «заказ» или просто из-за невнимательности путая или «теряя» события, устраняя одни белые пятна и создавая другие, через века все-таки передавали атмосферу окружавшую их.
В-четвертых, - фольклорная литература, зафиксировавшая устное народное творчество. В исследовательской работе по реконструкции праздничной культуры и быта горожан особую роль играют произведения устного народного творчества, поскольку в них в яркой образной форме законсервированы уникальные сведения об исторических событиях, наиболее волновавшие городского обывателя. Данные произведения позволяют погрузиться в атмосферу простого городского жителя исследуемой эпохи, и дают представление о восприятии праздника не с точки зрения «правящего сословия», а с позиции большей части городского населения. Большинство таких произведений возникли как непосредственная реакция горожан на те или иные события, происходившие во время проведения общегородских
праздничных торжеств.
В-пятых, в диссертационном исследовании были привлечены материалы различных музеев, в которых отчасти сохранились памятники материальной культуры конца XVII - начала XVIII веков, непосредственно применявшиеся горожанами во время праздничных и торжественных мероприятий.
Мобилизованные нами источники весьма разнообразны по видам, происхождению и времени создания. Несмотря на естественный недостаток архивных материалов, эвристически сформированная источниковая база в целом достаточно репрезентативна. Её тщательное изучение, а также верификация всех выявленных соискательницей исторических фактов путем скрупулезного сопоставления различных материалов, позволили создать информационное пространство для раскрытия темы исследования - эволюции праздничной культуры в городах России накануне и в период царствования Петра I.
Хронологические рамки последняя треть XVII - первая четверть XVIII веков - выбраны не случайно. Они охватывают насыщенный историческими событиями, причем, один из наиболее динамичных периодов трансформации России, в значительной степени связанный с именем Петра I. Анализ произошедших тогда изменений позволяет понять модернизацию общества в конкретно-историческом контексте, выявить тенденции его развития, показать противоречия мировосприятия человека в переломный период. Именно в этот период произошли окончательное разделение россиян на горожан и селян, появление новой городской ментальности и ценностей праздника «нового» типа. И особое значение в этом плане приобретает научное изучение изменений в такой области жизнедеятельности как городская праздничная культура, непосредственно сопряженная с соотношением в календаре будней и праздничных дней, с этикой труда и досуга, отраженных в массовом общественном сознании.
Научная новизна исследования определяется тем, что Диссертация является первым в отечественной историографии комплексным историческим исследованием проблем становления особого мира городского праздника в России на рубеже ХУП-ХУШ веков, отличного от обрядовых сельских праздников, непосредственно связанных с землей и урожаем. Слагаемые праздника «нового» типа подвергнуты соискателем системному анализу в контексте быстро менявшейся политической, экономической и культурной обстановки накануне и в период царствования Петра I, а также разнообразных объективных и субъективных причин эволюции праздничной культуры российского города, выявленных диссертантом в ходе обработки многочисленных исторических источников и научной литературы.
Практическая значимость исследования состоит, прежде всего, в том, что его фактические материалы, обобщения и выводы могут быть привлечены для дальнейшего теоретического и конкретно-исторического анализа развития городской праздничной культуры России в Новое время. Кроме
того, научные результаты, достигнутые соискателем в данной работе, спо-
18
собствуют практическим задачам выработки единой концепции праздника в современной государственной культурной политике, системно отражающей многогранность праздника, исторически аккумулировавшего в себе многообразие светских и религиозных, национальных и межнациональных традиций. Наконец, материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе при проведении занятий по общим курсам отечественной истории, а также для подготовки специальных курсов «Городская праздничная культура», «История праздника». На основе диссертации могут быть созданы специальные учебные пособия и учебно-методические программы. Следует отметить и то, что данное диссертационное исследование соответствует научно-образовательным программам факультета гуманитарных и социальных наук РУДН «История и история искусств» и «Философия и диалог культур», а также научной программе кафедры истории России РУДН «История русской культуры и общественной мысли в Новое время».
Апробация диссертационного исследования. Научные положения, выводы и практические рекомендации диссертации представлены в виде докладов и сообщений на различных научных конференциях и семинарах, в том числе на всероссийских, а также в дискуссиях на «круглых столах». Положения и выводы диссертации нашли отражение в одиннадцати публикациях автора общим объемом 3,7 п. л., в том числе в журналах «Вестник РУДН. Серия: История России», «Политика и Общество. Серия: юриспруденция, политология, социология, философия, история, культурология», «Философия и Культура. Серия: философия, культурология, история», которые входят в перечень ведущих рецензируемых научных изданий ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.
Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка источников и литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Праздники русских Архангельского Севера в XX - начале XXI века: традиции и инновации2007 год, кандидат исторических наук Фролова, Александра Викторовна
Трансформация российской праздничной культуры в конце XIX - первой трети XX в.: центр и провинция2009 год, кандидат исторических наук Деканова, Марьяна Кабаровна
Панегирическая программа и ее художественное воплощение в искусстве государственных празднеств эпохи Екатерины II2011 год, кандидат искусствоведения Махотина, Алина Александровна
Музыка "викториальных" торжеств эпохи Петра I: о путях становления русской светской культуры2009 год, кандидат искусствоведения Демина, Вера Николаевна
Историческая трансформация российских (советских) государственных праздников в 1917-1991 гг.: на материалах Краснодарского края и Ростовской области2011 год, кандидат исторических наук Шаповалов, Сергей Николаевич
Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Одинцова, Елена Владимировна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проделанной реконструкции праздничной культуры городов России в последней трети XVII - первой четверти XVIII веков можно сделать следующие выводы.
Праздничная культура горожан становится неотъемлемой частью этнической культуры страны. Сама система праздничной городской обрядности развивалась в виде отклика на важнейшие события в жизни страны. Корни городских развлечений произрастали в своей основе из культуры западноевропейской, но очень быстро приобретали свою специфику, присущую традиционной русской ментальности, так как после модификации элементы других культур приобретали отчетливую этническую специфику.
В конце XVII-начале XVIII веков в России происходят процессы, явившиеся переходным этапом в становлении нового типа культуры страны. Данное явление можно отнести к изменяющейся роли России на мировой арене, к расширению её связей со странами Западной Европы, а также к изменению эстетических вкусов и потребностей российского горожанина.
В начале исследуемого нами исторического периода вся праздничная культура горожан ещё тяготела к сельской обрядности, и обнаружить особую городскую ментальность очень трудно. Но со временем, с появлением совершенно новых предметов быта, уже не связанных с сугубо сельской жизнью (предметы ремесленного производства, личной гигиены, бытовые удобства и т. п.), отчасти заимствованных у иностранцев и принятых в силу рациональной необходимости, а значит и новых условий проживания и жизнеобеспечения в городах, начинает появляться и особая культура горожан, а вместе с ней и российская городская ментальность. Разделяясь на сельскую и городскую, культура делает скачок, предопределяя формирование новых векторов своей эволюции.
Праздничная обрядность русского города развивалась в виде отклика на важнейшие события страны, города, церкви. Искусство городского
137 праздника являлось «открытым» для восприятия и взаимодействия культурных традиций и новаций, городской и крестьянской обрядности, а также элементов совершенно отличных друг от друга этнических культур. После такого слияния названные элементы приобретали специфику совершенно иную, не похожую не на одну этническую культуру. Тем самым зарождалась культура российского города, а вместе с ней ментальность городского жителя.
В этих условиях совершенно ослабевает аграрно-языческая, в чём-то даже магическая сторона праздника, а ведущую роль приобретают общегородские праздничные церемонии. Но полного отделения от культуры деревни все же не происходит и та глубокая связь, которая существовала веками, всё равно проявляет себя в некоторых праздничных церемониях.
Основное отличие города от деревни в последней трети XVII - первой четверти XVIII веков - это исключительная интенсивность контактов различных социальных групп горожан, связанная со снятием определённого рода противоречий между группами городского населения различной этнокультурной принадлежности. Стабилизатором такого рода контактов как раз и являлись праздничные церемонии, в которых участвовали все группы городского населения. Именно отсюда в городских праздниках проявляется светский, зрелищный характер большинства праздников, а также их всеобщность. Искусство городского праздника России в последней трети XVII - первой четверти XVIII веков отражало широкие межэтнические контакты народов Восточной и Западной Европы, а также отражало синтез древнерусских, новых российских народных и общеевропейских традиций. Кроме всего прочего, весь комплекс материальной культуры и праздничной обрядности городского населения России не только выполнял эстетические функции, но и служил важнейшим средством этнической идентификации. Без понимания этого феномена трудно понять этнокультурные закономерности развития городов России.
Следует утверждать именно о постепенном отделении городского праздника от праздника традиционного российского общества, где городской житель был уже мало связан с деревней в силу жизненной необходимости. Кроме этого, именно в период правления Петра Великого окончательно оформляется городская культура и городская ментальность. Возросшая роль страны в международном отношении предопределила появление новых акцентов в праздничном церемониале и празднике вообще. При этом мы не говорим об исчезновении праздников христианской традиции, мы лишь усматриваем в появлении новых явлений проявление другого характера «сестринской» культуры.
Для новой городской культуры были характерны светскость и «государственный» характер. Последняя черта культуры явилось особенностью России как того периода, так и продолжает нести данный оттенок и сейчас. Государство поощряло и финансировало четкое отделение городского праздника от сельского. Оно, с одной стороны, преобразовывало городской праздник в праздник светского государства, с другой стороны, - связывало праздник села с традиционным праздничным церемониалом, происходящим в непосредственном соотношении христианской традиции с отголосками языческих верований. Городская культура оценивалась государством с позиции пользы, а не продолжения традиции. Таким образом, непосредственное вмешательство государства в праздничный церемониал изменило его, приводя всю сферу культуры к бюрократизации: труд писателя, художника, актера превращался в разновидность государственной службы, обеспеченной жалованием. Культура города все более становилась «государственной», выполняя, таким образом, определенные служебные функции. Данное явление повлекло за собой воздействие на умы и сознание людей, меняя общий стиль их жизни и поведения, делая различными ценности горожанина и сельского жителя. Даже само понимание духовного смысла существования становилось для горожан и селян разным. Городское население начинало действовать по принципу идей западного протестантизма, принимая
139 тем самым, что - богатство не является грехом. Происходил раскол культуры на две части: прозападная - у горожан, и народная, ориентированная на православную традицию - присущая сельскому жителю.
Без понимания феномена складывания официальной праздничной культуры в последней трети XVII - первой четверти XVIII веков трудно осмыслить долговременные этнокультурные закономерности развития городов России. Результаты урбаноэтнографии, безусловно, важны для изучения народной культуры России. Исследование праздничного комплекса способствует углубленному пониманию роли культуры российского народа во всей европейской цивилизации, а также специфики перехода российского города от средневековой культуры к культуре Нового времени.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Одинцова, Елена Владимировна, 2012 год
III. ЛИТЕРАТУРА
1. Город и народные традиции русских. - М., 1989.- С. 348.
2. Очерки русской культуры. МГУ.- М., 1977
3. Краткий очерк истории русской культуры. - Л.; 1967. - С. 649.
4. Очерки истории СССР, XVII -XVIII вв. - М, 1954. - С. 670.
5. Сокровища древнерусской литературы. Мудрое слово Древней Руси (Х1-ХУП вв.). - М.,1989. - С. 606.
6. Столичные и периферийные города Руси и России в средние века и новое время XI - XVIII вв. - М., 2003.- С. 349.
7. Хрестоматия по истории русской культуры. - М., 1998. - С. 646.
8. Авдеева К.А. Записки о старом и новом русском быте. - СПб., 1842.
9. Аделунг Ф. Краткое литературное обозрение путешественников по России до конца 1700 г. и их сочинений. - М., 1863.
10. Адрианова-Перетц В.П. Русская демократическая сатира XVII в. - М., Л, 1954.
11. Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. - Л., 1974.
12. Айзенберг М. Праздненства в России XVIII века // Декоративное искусство СССР. - М., 1975. № 11.
13. Алексеева М.А. Театр фейерверков в России XVIII века // Театральное пространство: Материалы научной конференции. - Л., 1979.
14. Андреева В.Г. Первые художники Петербурга.- Л., 1984.
15. Арсеньев Ю.В. О знаменах с геральдическими изображениями в русском войске XVII века. - Смоленск 1911.
16. Байбурова Р. Русские в допетровскую эпоху // Наука и жизнь. - М. -2000.-№3.-С. 38.
17. Бакланова H.A. Эволюция русской оригинальной бытовой повести на рубеже XVII-XVIII веков // Русская литература на рубеже двух эпох (XVII- начало XVIII в.). - М., 1971. С. 160-170.
18. Бакланова H.A. Великое посольство за границей в 1697-1698 гг. (его жизнь и быт по приходно-расходным книгам посольства) // Петр Великий.- М., Л., 1947.
19. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук //Бахтин М. эстетика словесного творчества. - М., 1979. - С. 78-105.
20. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренесанса. - М., 1965.
21. Белоусов Я.П. Праздники старые и новые: (Некоторые философские аспекты проблемы празднования). - Алма-Ата., 1979.
22. Бельковский А. П. Второй царь из дома Романовых Алексей Михайлович. - М, 1913.-С. 6.
23. Бидерманн Г. Энциклопедия символов. - М., 1996.- С. 384.
24.Брянцев М.В. Русский городской костюм ( XVII - первая половина XVIIIb.) // Историческая поступь культуры: Сб. ст. - Брянск 1994. С. 155- 162.
25. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. - М., 1971.
26. Буганов В.И. Пётр Великий и его время. - М., 1989. - С. 188.
27. Васильев В.П.Старинные фейерверки в России XVII- первой четверти XVIII веков. - Л., 1960.
28. Всеволодский-Гернгросс В.Н. Краткий курс истории русского театра. -СПб, 2011.
29. Всеволодский-Гернгросс В.Н. Русский театр. От истоков до середины XVIII века. - М., 1975.
30. Всеволодский-Гернгросс В.Н. Русская устная народная драма. - М, 1959.
31. Георги И. -Г. Описание российского императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопамятностей в окрестностях оного. - СПб, 1794.
32. Георгиевский Г. Праздничные службы и церковные торжества в старой Москве. - М, 1896 г.
33. Гнедич П. Старые балаганы // Театр и искусство. - СПб, 1914. № 14.
34. Головин Н. Петербург в петровское время. Исторический очерк. -СПб, 1903.
35. Гусев В.Е. Русский фолклорный театр XVII- начала XX века. - Л, 1980.
36. Грабарь И. Э. Симон Ушаков и его школа // История русского искусства. - Т. IV.-М, 1960.
37. Грабарь И. Э. Петербургская архитектура в ХУП1-Х1Х веках. - СПб, 1994.
38. Грабарь И. Э. Русская архитектура первой половины XVIII в. - М, 1954.
39. Гребенюк В.П. Публичные зрелища Петровского времени и их связь с театром. // Новые черты в русской литературе и искусстве. - М, 1976. С.133.
40. Грузинов Е.В. Век фейерверков // Московский журнал. - 1997. № 7.
41. Губин А. Царь Петр Первый в Пиллау // Запад России. - 1994. № 3.
42. Гусев В.Е. Взаимосвязь русской вертепной драмы с белорусской и украинской // Славянский фольклор. - М, 1972. - С. 309.
43. Дмитриев Ю.А. На старом московском гулянье // Театральный альманах ВТО. -М., 1947. Кн. 6.
44. Дмитриев Ю.А. Гулянья и другие формы массовых зрелищ // Русская художественная культура конца XIX - начала XX века. - М., 1968. Кн. 1.С. 248-261.
45. Добролюбов H.A. О степени участия народности в развитии русской литературы, 1858 // Полн. Собр. Соч. в 6 т. Т. 1. - М., 1934.
46. Дуков Е.В. Бал в культуре России XVIII первой половине XIX века // Развлекательная культура. - М., 2006. - С.61.
47. Дютш Г. О. Песни русского народа: Собраны в губ. Архангельской и Олонецкой в 1886 г. / Записали: слова Ф.М. Истомин, напевы Г.О. Дютш. - СПб.: Импер. рус. геогр. о-во, 1894. - С. 144.
48. Жирнова Г.В. Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем. - М.,1980.
49. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI-XVII столетиях. -М, 1862.
50. Забелин И.Е. Опыты изучения русских древностей и истории. - М., 1873.Ч. 2.
51. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. - М., 1989.
52. Захарова О.Ю. История русских балов. - М., 1998.
53. Зелов Д.Д. Официальные светские праздники как явление русской культуры конца XVII - первой половины XVIII века. История триумфов и фейерверков от Петра Великого до его дочери Елизаветы. - М., 2002. -С. 202-203.
54. Келлер Е.Э. Праздничная культура Петербурга: Очерки истории. -СПб., 2001.
55. Кирпичников А.Н. Россия XVII века в рисунках и описаниях голландского путешественника Николааса Витсекна. - СПб., 1995. - С. 208.
56. Ключевский В.О. Сочинения в 9 томах. Т.З. Курс русской истории. -М, 1988.
57. Ключевский В.О.; Курс русской истории, в 9-ти т., т.5. - М., 1989.
58. Князьков С. Ю. Праздничная культура Москвы в период правления Петра. - М., Вагриус. 2007. - С.38.
59. Ковригина В.А. Немецкая слобода Москвы и ее жители в конце XVII -первой четверти XVIII вв.- М., 1998.- С. 380.
60. Кожинов В. В. Происхождение романа. Теоретико-исторический очерк. - М.: Советский писатель. 1963.
61. Козлова Н.В. Российский абсолютизм и купечество в XVIII веке.- С. 382.
62. Конечный A.M. Общественные развлечения и городские зрелища в Царском Селе (XVIII- начало XX в). // Этнография Петербурга - Ленинграда: Материалы ежегодных научных чтений. - Л., 1988. С. 13-22.
63. Конечный A.M. Петербургские народные гуляния на масляной и пасхальной неделях // Петербург и губерния: Историко-этнографические исследования. - Л., 1989. С. 21-52.
64. Конечный A.M. Раек в системе петербургской народной культуры // Русский фольклор. - Л., 1988. Т. 25. С. 123-139.
65. Кони А.Ф. Старый Петербург: Воспоминания сторожила. - Пг., 1922.
66. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа: утварь, одежда, пища и питье, здоровье и болезни, нравы, обряды, прием гостей. -М., 1993.- С. 399.
67. Котлярчук A.C.; Праздничная культура в городах России и Белоруссии в XVII веке. - СПб. 2001. - С. 240.
68. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века. - М., 1972.
69. Крижанич Ю. Политика. - М., Новый свет. 1997.
70. Кудрявцев В.Ф. Зимние народные увеселения в городе Василе // Нижегородский сб. Т.З. - Нижний Новгород, 1870. - С. 110.
71. Кузнецов Е.М. Из прошлого русской эстрады. - М., 1958.
72. Куприянов И.К. Крестные ходы, местные праздники и церковные обряды древнего Новгорода. - Новгород., 1859 г.
73. Лихачев Д.С., Панченко A.M., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. -Л., 1984.- С. 346.
74. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства. - СПб., 1997. - С. 230.
75. Лотман Ю.М. Успенский Б. О семиотическом механизме культуры. // Труды по знаковым системам. V. - Тарту 1971. - С. 234.
76. Лотман Ю.М. Художественная природа русских народных картинок // Об искусстве. - СПб., 1998. С. 482-494.
77. Лукьянов П. Потешные огни. // Наука и жизнь. - М., 1971; №6. С. 88 -92.
78. Лупов С.П.; Книга в России в послепетровское время (1725-1740). -Л., 1976.-С. 378.
79. Любецкий С.М. Московские старинные и новые гуляния и увеселения //Москвитянин. 1854. № 13. Отд. 5. - С. 57-66.
80. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. - М., 1978.
81. Макин С. Коронации в Первопрестольной (Период XVII века). // Наука и религия. 1997. № 11
82. Максимов С.В. Бродячая Русь Христа - ради. - СПб., 1877.
83. Милюков П.Н. Государственное хозяйство России в первой четверти столетия и реформа Петра Великого. Изд. 2-е. - СПб., 1905.
84. Михайлов Б.Б. Площадь и сцена в Москве XVIII в. - М., 1979.
85. Моисеенко Е. Ю. Становление европейских форм мужского костюма в России в конце XVII-первой четверти XVIII века. Дис. ... канд. искусствоведения. - Л.: ЛГУ, 1990. - С. 74-76.
86. Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Великого. Изд. 3-е. - М., 1993.- С. 446.
87. Морозов П.О. История русского театра до половины XVIII века. -СПб, 1881.
88. Морозов A.A., Софронова JI.A. Эмблематика и ее место в искусстве барокко. // Славянское барокко исторические проблемы эпохи. - М, 1979. С. 33 -36.
89. Мыльников A.C. Этнокультурная роль города в период становления наций.//СЭ. 1981. № 1. С. 134-137.
90. Мыльников A.C. Народная культура и генезис национального самосознания. // СЭ. 1981. № 6. С. 10-14.
91. Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII - начало XX века. - СПб, 2004. - С. 3-4.
92. Некрылова А.Ф. Петербургские разносчики // Петр Григорьевич Богатырев. Воспоминания. Документы. Статьи. - СПб, 2002. С. 260-287.
93.Одинцова Е.В. Влияние русской литературы и театра на формирование русского быта в первой половине XIX века. // Актуальные вопросы социально-политических и гуманитарных наук. - М, 2007.
94.0динцова Е.В. Оформление и развитие городского праздника в России конца XVII - первой трети XVIII в. // Вестник РУДН. Серия: История России. - М, 2009. - № 6.
95.Одинцова Е.В. Эволюция праздников и обрядов христианской традиции. // Политика и Общество. - М, 2011. - № 10. - С. 63-70.
96. Одинцова Е.В. Культура, быт и праздник в жизни русского народа последней трети XVII века.// Философия и культура. - М, 2011 - № 11.-С. 73-80.
97. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. -М, 1987.-С. 512.
98. Павленко Н.И. Пётр Великий. - М, 2000. - С. 428.
99. Павленко Н.И. Пётр Первый и его время. - М, 1989. - С. 450.
100. Панченко A.M. Русская культура в канун Петровских времен. -М,1984. - С. 198.
101. Платонов С.Ф.; Полный курс лекций по русской истории. - СПб., 2001.-С. 800.
102. Платонов С. Ф. Царь Алексей Михайлович // Три века. - Т. 1. - М., 1912. - С. 85-86.
103. Поликарпов B.C. История нравов России. Восток или Запад. - Ростов на Дону, 1995.
104. Понырко Н.В. Русские святки XVII в. // Текстология и поэтика русской литературы XI - XVII вв. - Л., 1977. - С. 112-174.
105. Пресняков А. Е. Царь Алексей Михайлович // Государи из дома Романовых. - Т. 1. - М., 1913. - С. 92.
106. Пропп В. Русские аграрные праздники. - Л., 1963
107. Прыжов И. Г. История кабаков в России в связи с историей русского народа. - 2-е изд. - Казань: Молодые силы, 1914. - С. 182.
108. Рабинович М.Г. Очерки этнографии русского феодального города: горожане, их общественный и домашний быт. - М., 1978.
109. Рабинович М.Г., Шмелева М.Н. К этнографическому изучению города// СЭ. 1981 г., №3.; Город и этнические процессы ( из опыта этнографического изучения восточнославянского города) // СЭ. 1984 . № 1. - С. 1-9.
110. Розин В.М. Культурология. - М., 2002. - С. 382.
111. Рыбаков Б.А. Очерки русской культуры XVIII века в 4-х томах. - М., 1985-1990.
112. Рябцев Ю.С.; История русской культуры. - М.; 2001. - С. 534.
ИЗ. Свиньин П.П. Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей. - СПб. 1816.
114. Семенова Л.Н. Очерки истории быта и культурной жизни России. Первая половина XVIII в. - Л., 1982.
115. Слонов И.А. Из жизни торговой Москвы. - М., 1914.
116. Смирнов Д.Н.Очерки жизни и быта Новгородцев XVII-XVIII вв.-Горький, 1978. - С. 232.
117. Смирнов П.П. Посадские люди и их классовая борьба до середины XVII века. Т.1. - М.; Л., 1947. - С. 312.
118. Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. - М, 1990.
119. Соловьев С.М.; История России с древнейших времен; кн. 7. - М, 1991.
120. Соловьев С.М.; Чтения и рассказы по истории России. - М, 1989. -С. 685.
121. Соловьев С.М. Сочинения. - СПб, 1882.
122. Софронова Л.А. Поэтика славянского театра эпохи барокко. - М, 1972.
123. Степовик Д.И, Щирский К. Аллегории триумфальные. - Киев 1989.
124. Страхов H.H. Письмо к редактору «Времени». // Время. СПб, 1861, №4.
125. Страхов Н.И. Мои петербургские сумерки: В 2 ч. - СПб, 1810. Ч. 2.
126.Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов. - М, 1996.
127. Татаринова Л.Е. Русская литература и журналистика XVIII в. - М, 2001.-С. 438.
128. Терещенко A.B. Быт русского народа. - М, 2001. - С. 416.
129. Тимошина Л.А. Беломестцы в Ярославле и Костроме в XVII веке. // Русский город / Под ред. В.Л.Янина. - М, 1990. - С. 64-142.
130. Тихонравов Н.С. Русские драматические произведения 1672-1725 годов. Т.1.-СП6, 1874.
131. Топорков А. Православные праздники. - М, 1990. - С. 573.
132. Туренков А. Е. Баня: белорусские прибаутки. Для сред, голоса с ф.-п. / Текст народный. - М. : Гос. муз. изд-во, 1931.
133. Успенский А.И. Писание о зачинании знак и знамен или прапоров. -СПб, 1898.
134. Ушаков Симон. Слово к люботщательному иконного писания // Философия русского религиозного искусства XVI—XX вв. Антология. -М.: Прогресс, 1993. - С.144-147.
135. Фонкин Б.Л. Греческое книгописание в России в XVII веке// Книжные центры Древней Руси. XVII век. Разные аспекты исследования. -СПб., 1994. - С. 178-234.
136. Харузин Н.К. К вопросу о борьбе московского правительства с народными языческими обрядами и суевериями в первой половине XVII в. // ЭО. - 1897. Кн. 32, № 1.
137. Хмыров М.Д. Фельлдцейхмейстерство графа Миниха // Записки фельдмаршала графа Миниха. - СПб., 1874.
138. Черная Л.А. Петр I как образец «политического кавалера» // Петр Великий и его время. Материалы всероссийской научной конференции, посвященной 290-летию Полтавской победы. - СПб., 1999.
139. Черная Л.А. От идеи «служения государю» к идее «служения Отечеству» в русской общественной мысли второй половины XVII - начала XVIII в. // Общественная мысль: Исследования и материалы. Вып. I. -М., 1989.
140. Чичерин А.К. История лейб-гвардии Преображенского полка. - СПб., 1883. Т. 1.
141. Шапиро А.Л. Об абсолютизме в России // История СССР. - 1971. № 3.
142. Щербаченко В.И., Бредихин В.Н., Филиппов C.B. Род Меньшиковых в истории России. - СПб., 2000.
143. Юзефович Л.А. Как в посольских обычаях ведется : русский дипломатический обычай конца XV- начала XVII в. - М., 1988
144. Якеменко Б.Г. Русская культура X - XVIII веков. - М., 2003. - С. 416.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ:
ПЛДР - Памятники литературы древней Руси
ПСЗ РИ - Полное собрание законов Российской империи
ПСРЛ - Полное собрание русских летописей
РА - Русский архив
РГАДА - Российский государственный архив древних актов
РГАЛИ - Российский государственный архив литературы и искусства
РГИА - Российский государственный исторический архив
РИО - Русское историческое общество
РНБ - Российская национальная библиотека
РС - Русская старина
СЭ - Советская энциклопедия
ЧОИДР - Чтения в императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.