Архитектура неоготического стиля в России второй половины XVIII - середины XIX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 05.23.20, кандидат наук Ямшанов, Игорь Васильевич
- Специальность ВАК РФ05.23.20
- Количество страниц 447
Оглавление диссертации кандидат наук Ямшанов, Игорь Васильевич
Введение............................................................................................4
Глава 1. Европейская готическая и неоготическая архитектура как прообраз неоготической архитектуры в России.......................................................33
1.1 Готический стиль Западной Европы, как стиль-прототип. Влияние национальных стилей средневековой готики на русскую архитектуру XVIII - XIX столетий...........................................................................................33
1.2 Возрождение готической традиции в Европе в XVII - XIX веке..................................................................................................50
1.3 Выводы........................................................................................57
Глава 2. Неоготика в творчестве архитекторов эпохи классицизма в России конца XVIII - начала XIX века........................................................................58
2.1 Эстетика эпохи Просвещения и причины обращения к готическим образам и формам в архитектуре России во второй половине XVIII столетия............................................................................................58
2.2 Неоготические постройки периода сентиментализма и предромантизма.....................................................................................72
2.3 Выводы.......................................................................................123
Глава 3. Неоготика XIX века - романтизм и поздний романтизм..................126
3.1 Неоготика и архитектурная теория периода романтизма и позднего романтизма......................................................................................130
3.2 Неоготические постройки периода романтизма и историзма....................142
3.3 Выводы......................................................................................179
Заключение......................................................................................182
Общие выводы..................................................................................188
Том 2
Иллюстрации к главе 1..........................................................................4
Иллюстрации к главе 2..........................................................................23
Иллюстрации к главе 3..........................................................................67
Таблица 1. Внутристилистические направления неоготики периода
классицизма...................................................................................178
Таблица 2. Внутристилистические направления неоготики периода
историзма........................................................................................181
Таблица 3. Типология зданий и сооружений раннего русского неоготического
стиля конца XVIII - начала XIX века......................................................185
Таблица 4. Типология зданий и сооружений зрелого неоготического стиля
периода романтизма и позднего романтизма.............................................185
Приложение 1. Типы планировочных построений неоготических зданий в
России.............................................................................................186
Приложение 2. Чертежи готических зданий Западной Европы XII - XVI вв......194
Приложение 3. Чертежи неоготических зданий Западной Европы XIX - нач. XX
вв...................................................................................................197
Приложение 4. Чертежи неоготических зданий позднего неоготического стиля
1880-х- 1910-х гг. в Российской империи.................................................201
Приложение 5. Перечень памятников архитектуры неоготического стиля в России
периодов сентиментализма и романтизма..................................................220
Библиография...................................................................................233
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 05.23.20 шифр ВАК
"Готический стиль" в русской архитектуре второй половины XVIII - начала XX вв.: На примере памятников Санкт-Петербурга и его пригородов2005 год, кандидат искусствоведения Баранова, Мария Геннадьевна
Готические мотивы в контексте развития русского жилого интерьера XIX века2005 год, кандидат искусствоведения Голубева, Ольга Николаевна
Феномен неоготики в истории архитектурной культуры и творчество архитектора Огастеса Уэлби Пьюджина2021 год, кандидат наук Дегтярев Владислав Владимирович
Стилевые особенности усадебной архитектуры Крыма периода эклектики в контексте общеевропейских тенденций2011 год, кандидат искусствоведения Линникова, Ольга Викторовна
Закономерности формообразования фасадов зданий и их элементов в Санкт-Петербурге XVIII века2017 год, доктор наук Возняк Екатерина Рюриковна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Архитектура неоготического стиля в России второй половины XVIII - середины XIX вв.»
Введение
Актуальность исследования: Данная тема актуальна в связи с недостаточной изученностью целого ряда памятников архитектуры неоготического стиля. Поэтому необходимо дать целостную характеристику архитектуры неоготического стиля эпохи сентиментализма и романтизма в Российской империи, с целью создания более полной картины развития отечественной истории архитектуры. В настоящее время множеству неоготических зданий постройки XVIII - XIX вв. необходима серьезная реставрация, для проведения которой требуются архивные изыскания. Существует необходимость привлечь внимание к данному вопросу, так как есть угроза утраты достаточно большого числа памятников, имеющих большую историческую и архитектурно-художественную ценность. В данном исследовании значительное внимание уделено выявлению и дифференциации направлений, сформировавшихся в рамках неоготической стилистики в России (Таблица 1., Таблица 2.), а также систематизации объектов с внесением их в соответствующие классификации {Таблица 3., Таблица 4., Приложение 1.). Исследование призвано также проанализировать причины, послужившие поводом для обращения к готическим формам в XVIII - XIX вв., изучить связи неоготики с эстетикой сентиментализма и романтизма.
Обращение к теме также обусловлено тем, что неоготика продолжила свое развитие и в дальнейшем. Активное применение данной стилистики продолжалось вплоть до конца эпохи модерна. Готические реминисценции в русской архитектуре можно видеть в XX и XXI вв.
В нашей стране до сих пор не существует ни одной опубликованной монографии, в которой бы описывалась именно неоготическая архитектура России, что ставит перед автором задачу по восполнению данного пробела в отечественном архитектуроведении.
Степень разработанности темы исследования. Рассмотрение неоготического стиля, как феномена русской архитектуры началось еще в конце XIX - начале XX столетия. В этот период изучению подвергся лишь первый этап
его развития в России, охватывающий вторую половину XVIII столетия. Начало этому изучению положили И. Е. Бондаренко [21, 22], В. А. Гамбурцев [45] и Г. И. Котов. [112] Частично эта тематика была затронута и в работах И.Э. Грабаря. [61, 89] Эти исследователи впервые дали характеристику раннему неоготическому стилю в России, в соответствии с рядом системных принципов, ставших впоследствии основой для исследований неоготики в советский период. Принципы эти можно сформулировать следующим образом: отказ от ордерной системы классицизма; присутствие схожих элементов с подлинным европейским готическим стилем; наличие некоторых мотивов, характерных для русской архитектуры эпохи позднего средневековья.
Дальнейшее рассмотрение ранней русской неоготики можно видеть в публикациях В. В. Згуры и Н. А. Кожина, появившихся в 1920-30-е годы, где рассматривалась, преимущественно, ранняя русская неоготика в Москве и российской провинции XVIII века. [73 - 75, 108 - 110]
Н. А. Кожин впервые четко выделил Московское и Петербургское направление в развитии неоготического стиля в России. Для его исследований была характерна необычайная глубина и тонкость в формальном анализе памятников ранней неоготики, при этом содержательная характеристика данного стиля оставалась довольно поверхностной. Кожин в своих трудах тщательно описывает каждую деталь и ее значение в общей композиции памятника, однако неоготический стиль как культурное явление остается для него лишь памятником «разложения русского феодализма», воплощенным в архитектурных формах. Кожин считает русскую «ложную» готику - так он ее называет - продолжением барочной традиции в связи с использованием характерных для барокко принципов формообразования, включающих четверики и восьмерики, а также методов декоративной отделки, скрывающим тектонику фасадов. Отдельные художественные приемы, по его мнению, указывают на связь этой архитектуры со средневековым стилем, в частности появление псевдофиалов вокруг барабана купола церкви в Черкизово-Старки является продолжением эволюции русского пятикупольного храма. [108, 109, 110]
В. В. Згура первым выполнил детальное описание готических произведений Баженова в Москве, в том числе и Царицынского ансамбля. Он же в 30-е годы начинает связывать появление псевдоготики Баженова с театрально-декорационным сценографическим искусством позднего западноевропейского барокко, а также дает описание взаимосвязей между ранней русской неоготикой и барокко в России. [73, 74, 75]
А. И. Михайлов, в своей книге, посвященной В. И. Баженову, дал не только целостную оценку творчества зодчего, детально и скрупулезно описал его биографию, но также выявил ряд важных моментов, касающихся ранних этапов поиска национального стиля в архитектуре России. Появление готики Баженова Михайлов связывает с ранним проектом сеней над мощами митрополитов Филиппа, Петра и Ионы в Московском Кремле, выполненном в 1773 году и павильонами на Ходынском поле 1775 года. Важное место в книге Михайлова отведено идее народности и национальности, которая в данном случае означает герметическую доктрину русского масонства, предполагающую поиски тайной истины в средневековой письменности и культуре. [139]
О связях русской неоготики и масонства в 30-е годы писал также и А. И. Некрасов: «Либерализм и его оригинальная форма в виде масонства имели себе соответствие и в зодчестве. Неудовлетворенность в социальных домогательствах вела к уходу в абстракцию и мистику. Отсюда своеобразное понимание пространства и пластики - этих основ архитектурного организма.» [142 С. 30]
В работе А. И. Власюка, А. И. Каплуна, А. Л. Кипарисовой была дана следующая оценка ранней неоготики: неоготика являлась самостоятельным архитектурным явлением, противопоставленным классицизму, но, одновременно с этим, напрямую не зависящим от пережитков допетровской архитектуры, продолжавших существовать в российской провинции. Исследователями также была выявлена связь практики раннего классицизма с неоготическим строительством. Ими также особо отмечены новые композиционные приемы, использованные, в частности, Казаковым. [39]
О смешении готических и классических черт в произведениях Неелова пишет, в частности, Б. Васильев. Он отмечает, что в постройках, возведенных в Царском селе лишь некоторые детали (зубцы, стрельчатые проемы) относятся к готическому стилю, тогда как основные объемы компонуются в формах раннего классицизма. Эта точка зрения весьма необычна, так как относится она не к Московской, а к Петербургской ветви ранней неоготики, в развитии которой отчетливо видно значительное английское влияние. [33]
Лишь во второй половине XX столетия было начато изучение развития неоготического стиля эпохи романтического историзма. В это время появляются исследования Е. А. Борисовой, Ю. Я. Герчука, Н. А. Евсиной, Б. М. Кирикова, В.
B. Кириллова, Е. И. Кириченко, В. Г. Лисовского, А. Л. Лунина, И. Г. Токаревой,
C. В. Хачатурова, Д. О. Швидковского и др. [23 - 28, 50, 68, 69, 91 - 104, 126 -130, 169 - 171, 207, 216, 222] В большинстве из этих исследований уделяется внимание какому-то одному периоду развития неоготической архитектуры в нашей стране. Только В. В. Кириллов в своей работе «Феномен готики в русской архитектуре XVIII - начала XX века (пространственно-пластический аспект)» рассматривает все этапы развития стиля. Он отмечает, что появление неоготики в России связано с предромантическими настроениями и главенствующим, по отношению к эстетической системе романтизма историзмом мышления. [98]
В начале XXI века исследование архитектуры неоготического стиля продолжается, выявляются новые аспекты, описываются малоизвестные и малоизученные памятники. Появилось также и еще одно новое исследование, в котором рассматриваются все три этапа развития неоготики на териитории нашей страны - это диссертация М. Г. Барановой «Готический стиль» в русской архитектуре второй половины XVIII — начала XX вв. (На примере памятников Санкт-Петербурга и его пригородов)», вышедшая в 2005 году. М. Г. Баранова в своей диссертации дает характеристику неоготической архитектуре Петербурга, выявляя ее специфические особенности, а также дает свое уточнение применяемой терминологии, в частности, она называет всю русскую неоготику «готическим стилем», последний же этап ее развития - «готическим модерном».
М. Г. Баранова в своей работе причисляет к неоготическому стилю множество эклектичных архитектурных объектов, имеющих в своем облике лишь некоторые неоготические черты. [11]
В том же 2005 году появилось еще одно диссертационное исследование, охватывающее второй и, частично, третий этап развития неоготического стиля в России под названием «Готические мотивы в контексте развития русского жилого интерьера XIX века», О. Н. Голубевой. Автор дает характеристику развития готических интерьеров на примере наиболее известных зданий Москвы и Санкт-Петербурга, выявляя причины обращения к образам средневековья, весьма подробно описывает детали декоративного убранства домов-особняков эпохи романтического историзма и раннего модерна. [55]
Некоторые статьи были также специально посвящены неоготической архитектуре, в частности: «Новые памятники псевдоготики» В. В. Згура [73], «К генезису ложной русской готики» Н. А. Кожин [108], «Феномен готики в русской архитектуре XVIII - начала XX вв. (пространственно-пластический аспект)» В. В. Кириллов [98], «Готические реминисценции в творческих поисках русских архитекторов периода эклектики и модерна» И. Г. Токарева [207], «Проблемы русской псевдоготики XVIII - начала XIX вв.» Ю. Я. Герчук [50]. Следует упомянуть также и брошюры Н. А. Кожина «Памятник русской псевдоготики XVIII века села Знаменки Тамбовской губернии» и «Основы русской псевдоготики», вышедшие в 1924 и 1927 годах [109, 110].
Рассмотрение конкретных неоготических памятников можно встретить и в исследованиях, посвященных творчеству архитекторов, внесших вклад в развитие этого стиля: «Архитектор М. Ф. Казаков» И. Е. Бондаренко [22], «Иван Старов: материалы к изучению творчества» Н. Белехов, А. Петров [20], «Архитектор Брюллов» Г. А. Оль [147], «Михаил Быковский» Е. И. Кириченко [100], «Юрий Фельтен» М. Ф. Коршунова [111], «Николай Бенуа» М. И. Бартенева [17], «Иван Старов» Д. А. Кючарианц [124] и др.
Отдельные архитектурные памятники неоготического стиля рассмотрены в альбомах, по архитектуре Москвы и Санкт-Петербурга. В 1990-е гг. был издан ряд
брошюр, где описаны отдельные неоготические постройки, например, «Чесменский дворец» [18], «Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове» [220]. В некоторых справочниках по архитектуре Москвы и Санкт-Петербурга можно также найти информацию о памятниках русской неоготики, в частности: «Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX - начала XX вв.» [91], «Историческая застройка Санкт-Петербурга» [83] и др.
М. Ф. Коршунова в своей монографии «Юрий Фельтен» анализирует параллельные Фельтеновской псевдоготике явления связанные с английским искусством. В частности она рассматривает заказ Екатериной II сервиза с зеленой лягушкой, которая являлась эмблемой Чесменского (изначально -Кикерикексинского дворца) как одну из причин появления псевдоготики Фельтена. Сервиз этот был заказан британскому мастеру Дж. Веджвуду и содержал 952 вида Британии. [111]
Г. И. Ревзин в своей статье говорит о том, что ранняя неоготика распространилась именно в усадьбе из-за того, что древнерусское зодчество, отнесенное к готическому, воспринималось как патриархальное, оппозиционное официальному государственному с классическими формами. [177]
В своей статье о псевдоготических усадебных церквях А. В. Подзнухов выявляет взаимосвязь архитектурных форм этих храмов с герметической доктриной масонства. Главным же доказательством этого автор видит принадлежность Баженова и ряда заказчиков к масонским ложам. [164]
К теме масонства и ее связи с неоготической архитектурой обращались и другие авторы. В частности О. А. Медведкова. Она дает свою интерпретацию символам Царицынского ансамбля. По ее мнению они отражают идеалы Просвещенного правления Екатерины И. Автор отмечает структурную близость парадигм просвещения и масонства. [135]
Особое значение имеет докторская диссертация Д. О. Швидковского «Англорусские связи в архитектуре второй половины XVIII - начала XIX столетия». Он стал первым из российских исследователей, кто рассмотрел исторические причины формирования неоготики в Европе, со времен итальянского Ренессанса.
Автор обращается к параллельным явлениям в культуре Европы и России, раскрывая при этом феномен неоготического стиля в рамках образной системы Просвещения, одновременно акцентируя его связь с эстетикой рококо. [222]
Н. А. Евсина в своей книге полагает, что готические мотивы в архитектуре XVIII столетия в такой же степени соответствуют просветительским идеалам, что и архитектура классицизма. [68]
Ю. Я. Герчук констатирует тот факт, что и у классических и у ранних неоготических зданий были не только одни и те же заказчики, но и проектировались они одними и теми же архитекторами. Неоготика в России развивалась одновременно с классицизмом. Автор подчеркивает принципиальную однородность классической и ранней неоготической архитектуры XVIII столетия. [50]
Е. А. Борисова в своей работе рассматривает сентиментализм и раннюю неоготику в рамках идей Просвещения, романтизм же, по ее мнению является новой художественной эпохой. [23]
С. В. Хачатуров проводит глубокое и тщательное исследование мотивов обращения к готическим образам в искусстве XVIII века вообще, и в архитектуре в частности. Он также акцентирует внимание на проблеме формирования готического вкуса и роли масонской герметической доктрины в этом процессе. [216]
Ни в одном из вышеперечисленных исследований не было предпринято попыток создать подробные классификации, которые бы показывали типологию неоготических зданий на территории всей Российской империи; типология приведена в Таблицах 3, 4. Неоготическая стилистика в них рассматривается преимущественно либо, как нечто единое - без выраженных внутристилистических направлений, либо как стиль перманентно присутствующий в русской архитектуре, как локальный неостиль, продиктованный мимолетной модой. Тогда как в действительности, готические реминисценции постоянно присутствуют в русской архитектуре, начиная с середины XVIII столетия вплоть до конца 10-х годов XX столетия. Более того,
I, ц\
¥
неоготическая стилистика в нашей стране имеет четко выраженные внутристилистические направления, которые необходимо классифицировать.
В диссертационной работе проводится обобщение выводов, сделанных предшественниками. Впервые рассматривается неоготическая архитектура всей Российской империи (за исключением регионов, где ранее существовала подлинная готическая архитектура, таких как Царство Польское, Латвия, Литва и Эстония) на первых двух этапах ее развития. Впервые вводится в научный оборот ряд памятников архитектуры неоготического стиля.
Данное диссертационное исследование призвано выявить и дифференцировать стилистические направления, сформировавшиеся в рамках неоготической стилистики в нашей стране; приведены в Таблицах 1, 2, а также исследовать и описать причины послужившие поводом для обращения к готическим формам в XVIII столетии. Выявить место, занимаемое неоготической стилистикой в указанные исторические периоды, и роль ей отводимой в связи с эстетикой сентиментализма и романтизма. Составить перечень памятников неоготического стиля в России периодов сентиментализма и романтизма; приведен в Приложении 5.
Цель и задачи исследования.
Цель исследования - проанализировать и описать этапы развития зданий и сооружений неоготического стиля на территории Российской империи 2-й половины XVIII - сер. XIX вв. Рассмотреть планировочные, объемно-пространственные, конструктивные и стилистические особенности отечественных памятников неоготической архитектуры.
Задачи исследования:
1. Выявить причины и условия возникновения и развития объектов неоготического стиля в России 2-й половины XVIII в.
2. Дать характеристику развития неоготики XIX в. во взаимосвязи с развитием архитектурной теории эпохи романтизма.
3. Проанализировать стилистические особенности неоготических зданий 2-й половины XVIII в.
1
к
4. Выявить внутристилистические направления неоготической архитектуры в России в XIX в.
5. Рассмотреть композиционные особенности построения объемно-планировочных решений, конструкций и фасадов неоготических зданий 2-й половины XVIII - сер. XIX вв.
6. Исследовать и уточнить типологию неоготических зданий 2-й половины XVIII- сер. XIX вв.
7. Проанализировать влияние европейской готической и неоготической архитектуры на неоготическую архитектуру в России 2-й половины XVIII - сер. XIX вв.
Объект исследования — памятники архитектуры неоготического стиля в Российской империи второй половины XVIII - XIX в. Тексты современников и труды по теории архитектуры XVIII - XIX в.
Предметом исследования является развитие объемно-планировочных и фасадных решений зданий неоготического стиля в Российской империи второй половины XVIII - XIX в., их конструктивные особенности, а также эволюция внутристилистических направлений неоготического стиля.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Уточнена периодизация развития неоготической архитектуры в России: 1-й этап - сер. XVIII в. - 10-е гг. XIX в.; 2-й этап - 20-е - 70-е гг. XIX в.; 3-й этап -80-е гг. XIX в. - 10-е гг. XX в. Выявлены причины обращения к неоготической стилистике на первых двух этапах ее развития (предромантическом и романтическом), включающие: императорский заказ; распад эстетической доктрины классицизма; развитие апологии готической архитектуры, начиная с 20-х гг. XIX в. и т.д. (В данном исследовании рассматриваются первые 2 этапа развития неоготической стилистики в России.)
2. Уточнена типология культовых, жилых и общественных зданий неоготического стиля в Российской империи. Выявлена специфика архитектурного формообразования, рассмотрены конструктивные особенности неоготических зданий, а также атрибутика малых архитектурных форм. На 1-м
этапе развития неоготики в России конструктивные решения неоготических зданий не отличаются от конструктивных решений зданий в стиле классицизма и барокко: стены зданий, выполненные чаще из кирпича (камень использовался редко) не имеют ни аркбутанов, ни контрфорсов; своды не имеют нервюр и относятся чаще либо к сомкнутому, либо к крестовому типу; купола, как правило, покрытые металлическим листами, имеют луковичную, полусферическую или фигурную (характерную для барокко) форму; шпили прямой и вогнутой формы (конические и пирамидальные) имеют внутренний деревянный каркас и покрытие из металлических листов. На 2-м этапе развития неоготики в России конструктивные решения неоготических зданий приближаются к конструктивным решениям готических и неоготических зданий Западной Европы: стены зданий, выполненные из кирпича или камня, достаточно часто укреплены контрфорсами (аркбутаны не используются); своды, имеющие различную форму, имеют сеть нервюр (в случае, если свод веерный или звездчатый, нервюры, как правило, декоративные), продолжают применяться типы сводов, нехарактерные для средневековья; купола приобретают ребристую форму, при этом луковичная и полусферическая форма также продолжает использоваться; шпили (четырехгранной и восьмигранной формы) имеют деревянный каркас, покрытый металлическими листами, или выполняются из камня с применением ажурной каменной резьбы (встречается также ее имитация из металла); атрибутика малых архитектурных форм включает крестоцветы, фиалы, пинакли, краббы, вимперги, ажурную каменную работу (или ее имитацию из металла).
3. Проведено обновление терминологической системы, принятой для обозначения этапов развития неоготического стиля в России: на первом этапе развития неоготики сформировался ранний русский неоготический стиль, на втором развития неоготики сформировался зрелый неоготический стиль.
4. Вводится ранее не существовавшая научная дифференциация на 2 группы внутристилистических направлений в рамках неоготической стилистики в России. На 1-м этапе развития неоготики в России данная дифференциация
включает: ранний неоготический стиль с незначительным влиянием классицизма, с выраженными чертами классицизма, либо барокко, либо русского узорочья; на 2-м этапе: общеевропейский (детализированный и упрощенный) неоготический стиль, английский неоготический стиль, неотюдор, немецкий кирпичный неоготический, русский неоготический, неоготико-маританский, неороманско-готический стиль. (Представленные термины предложены автором.)
5. Выявлены основные закономерности в развитии композиции планировочных и фасадных решений неоготических зданий в России 2-й половины XVIII - сер. XIX вв.: на 1-м этапе развития неоготики в России присутствует выраженное классицистическое влияние, влияние барокко, влияние русского зодчества допетровского времени на формирование планировочных и фасадных решений; на 2-м этапе развития неоготики в России наблюдается главенство европейских средневековых моделей, в ряде случаев наблюдается применение эклектического принципа построения композиции. На обоих этапах применяются как симметричные, так и асимметричные композиционные решения планов и фасадов.
6. Выявлены основы эволюции применения архитектурных деталей неоготических зданий в России 2-й половины XVIII - сер. XIX вв.: на 1-м этапе развития неоготики в России - упрощенность фасадной деталировки, по сравнению со зданиями европейского средневековья, сочетание с деталями стилей барокко, русского узорочья, классицизма, шинуазри и тюркери; на 2-м этапе развития неоготики в России - сближенность трактовки фасадной деталировки с европейскими средневековыми образцами, смешение с деталями различных архитектурных стилей.
Методологической основой диссертационного исследования послужили методы: исторического и архитектуроведческого анализов, методы систематизации и классификации, метод композиционного анализа, а также типологический сравнительный анализ. Важной частью исследования стало введение вновь выявленных объектов неоготического стиля в научный оборот, а также их подробная фотофиксация.
4 1
Область исследования соответствует требованиям паспорта научной специальности ВАК: 05.23.20 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия п. 1. «Научные основы теории и истории архитектуры».
Практическая ценность и реализация результатов исследований. Прикладная ценность исследования состоит в возможности непосредственного использования собранных материалов, чертежей и архивных фото при проведении реставрационных работ и создании проектов для реставрации ветхих, руинированных или утраченных памятников.
Теоретическая ценность: Материалы исследования могут быть использованы при составлении и проведении лекций по истории русской архитектуры второй половины XVIII - XIX в.
Хронологические рамки: середина XVIII - середина XIX вв. Обусловлены тем, что обращение к неоготике в России начинается именно с сер. XVIII в., а в период после 1870-х гг. начинается третий этап развития неоготической стилистики.
Апробация работы. Результаты исследования представлены в докладах и получили одобрение на научных конференциях: 65-й всероссийской научно-практической конференции на базе Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Воронеж 2010 г.; международной научно-практической конференции Архитектор. Город. Время. Великий Новгород - Санкт-Петербург 2011 г.; 68-й научной конференции профессоров, преподавателей, научных работников, инженеров и аспирантов университета. СПбГАСУ. Санкт-Петербург 2011 г.; 64-й международной научно-технической конференции (аспирантов, докторантов) и студентов, посвященная 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова. Актуальные проблемы современного строительства. СПбГАСУ. Санкт-Петербург 2011 г.; I Международном конгрессе молодых ученых (аспирантов, докторантов) и студентов, посвященном 180-летию СПбГАСУ «Актуальные проблемы современного строительства». Санкт-Петербург 2012 г.; Международной научной конференции, посвященной 200-
летию со дня рождения архитектора Гаральда Боссе «Архитектура эпохи историзма: традиции и новаторство» Санкт-Петербург 2012 г.
Публикации. Материалы диссертации опубликованы в 16 научных статьях, общим объемом 7,9 п.л., лично автором - 7,4 п.л., в том числе 5 статей опубликованы в изданиях, входящих в перечень ведущих рецензируемых научных журналов, утвержденный ВАК РФ.
Публикации в периодических научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ:
1. Ямшанов, И. В. Архитектура неоготических храмов, часовен, усыпальниц и надгробных памятников различных христианских конфессий в эпоху романтического историзма в Российской империи. [Электронный ресурс] / И. В. Ямшанов //Архитектон: известия вузов. - 2011. - №2(34). - Режим доступа: http ://archvuz.ru/2011 2/12- 1 п. л.
2. Ямшанов, И. В. Неоготическая архитектура в Российской империи в эпоху модерна. [Электронный ресурс] / И. В. Ямшанов //Архитектон: известия вузов. — 2011. - №4(36). - Режим доступа: http://archvuz.ru/20 И 4/12 - 0,8 п. л.
3. Ямшанов, И. В. Эстетика эпохи Просвещения и причины обращения к готическим образам и формам в русской архитектуре XVIII столетия. [Электронный ресурс] / И. В. Ямшанов// Architecture and Modern Information Technologies. Архитектура и современные информационные технологии. - 4(17) 2011. - http://www. m arh i. г и/А M117201 l/4kvartl 1/yamshanov/vamshanov.pdf- 1 п.л.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 05.23.20 шифр ВАК
Неостили в русской мебели XIX века. Петербургские мебельные мастерские в эпоху историзма2008 год, кандидат искусствоведения Ботт, Ираида Куртовна
Архитектурная теория эпохи романтизма в Германии и развитие западноевропейского зодчества конца XVIII - первой половины XIX вв.2001 год, доктор архитектуры Кожар, Нина Владимировна
Сложение культовой архитектуры «eglises fortifiees» Окситании X - XV вв. как феномена идейно-художественных программ искусства и культуры европейского Средневековья2015 год, кандидат наук Орлов, Игорь Иванович
Нахичевань-на-Дону и села донских армян в контексте развития архитектуры и градостроительного искусства Российской империи2024 год, доктор наук Баева Ольга Владимировна
Влияние форм и принципов европейского зодчества на архитектурно-планировочную структуру Ханоя в колониальный период (1870-е-1950-е гг.)2018 год, кандидат наук Чан Жанг Нам
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ямшанов, Игорь Васильевич, 2013 год
Библиография:
1. Алленов, M. M. Метарморфозы романтической идеи в лейтмотивах русского искусства: автореф. дис. ... д-ра иск-я: 17.00.04 / Аленов Михаил Михайлович. - М.: МГУ, 1995. - 59 с.
2. Антонов, В. В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трёх томах / В. В. Антонов, А. В. Кобак. - СПб: Издательство Чернышева, 1994. - Т. 1. - 288 с.
3. Антонов, В. В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трёх томах / В. В. Антонов, А. В. Кобак. - СПб: Издательство Чернышева, 1996. - Т. 2. - 328 с.
4. Антонов, В. В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трёх томах / В. В. Антонов, А. В. Кобак. - СПб: Издательство Чернышева, 1996. - Т. 3. - 392 с.
5. Архитектор Юрий Фельтен. К 250-летию со дня рождения. Каталог выставки. - Л.: Искусство, Лен. отд., 1982. - 55 с.
6. Архитектура Беларуси: Энцикл. Справочник. - Минск: БелЭн, 1993. - 620 е.: ил.
7. Архитектура в истории русской культуры: Сб. ст. - М.: НИИТАГ, МАРХИ, 1996.-259 с.
8. Архитектура Ленинграда и его окрестностей в проектах и рисунках XVIII -XIX вв. Путеводитель по выставке. - Л.: ГЭ, 1949. - 60 с.
9. Архитектура русской усадьбы. М.: Наука, 1998. - 334 с.
10. Асеев, Ю. С. Стили в архитектуре Украины / Ю. С. Асеев. - Киев: Будивэльнык, 1989. - 104 с.
11. Баранова, М. Г. «Готический стиль» в русской архитектуре второй половины XVIII - начала XX вв. (на примере памятников Санкт-Петербурга и его пригородов)»: дис. ... канд. иск-я: 17.00.04 / Баранова Мария Геннадьевна. - СПб. РГПУ им. Герцена, 2005. - 242 с.
12. Барановский, Г. В. Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века. Т. 1. / Г. В. Барановский. - СПб. Типогр. Журнала «Строитель», 1902. -491 с.
13. Барановский, Г. В. Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века. Т. 2. / Г. В. Барановский. - СПб. Типогр. Журнала «Строитель», 1902. -491 с.
14. Барановский, Г. В. Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века. Т. 4. / Г. В. Барановский. - СПб. Типогр. Журнала «Строитель», 1904. -691 с.
15. Барановский, Г. В. Виллы, дачи, загородные дома: Архитектурная энциклопедия XIX в. / Г. В. Барановский. — М.: Стройиздат, 1996. - 48 с.
16. Бартенев, И. А. Русский интерьер XVIII - XIX вв. / И. А. Бартенев, В. Н. Батажкова. - М.: Сварог и К, 2000. - 128 с.
17. Бартенева, М. И. Николай Бенуа. / М. И. Бартенева. - Л.: Стройиздат, 1985. - 184 с., ил.
18. Баторевич, Н. И. Чесменский дворец и Государственный университет аэрокосмического приборостроения. / Н. И. Баторевич. - СПб.: Белое и черное, 1998.-160 с.
19. Безсонов, С. В. Архитектура Западной Украины. / С. В. Безсонов. - М.: Изд-во Академии архитектуры СССР, 1946. - 96 с.
20. Белехов, Н. Иван Старов: материалы к изучению творчества. / Н. Белехов, А. Петров. - М.: Изд-во Академии архитектуры СССР, 1950. - 180 с.
21. Бондаренко, И. Е. Подмосковные дворцы XVIII века. / И. Е. Бондаренко // Старые годы. М., 1911. №3.
22. Бондаренко, И. Е. Архитектор М.Ф. Казаков. / И. Е. Бондаренко. - М.: Издательство Всесоюзной Академии Архитектуры, 1938. - 30 с.
23. Борисова, Е. А. Русская архитектура в эпоху романтизма. / Е. А. Борисова. -СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. - 316 с.
24. Борисова, Е. А. Русская архитектура второй половины XIX в./ Е. А. Борисова. - М.: Наука, 1979. - 320 с.
25. Борисова, Е. А. Русская архитектура и английская псевдоготика. Взаимосвязь искусств в художественном развитии второй половины XIX в. / Е. А. Борисова. М.: Наука, 1982. - 352 с.
26. Борисова, Е. А. Русская архитектурная графика XIX в. / Е. А. Борисова. -М.: Наука, 1993. - 224 с.
27. Борисова, Е. А. Русская архитектура конца XIX - начала XX века. / Е. А. Борисова, Т. П. Каждан. - М.: Наука, 1971. - 239 с.
28. Борисова, Е. А. Русский модерн. / Е. А. Борисова, Г. Ю. Стернин. - М.: Советский художник, 1990. - 360 с.
29. Бронштейн, С. Архитектура города Пушкина. / С. Бронштейн. - М.: Гос. архит. изд-во Академии архитектуры СССР, 1940. - 202 с.
30. Брюллов, А. П. Готическая церковь в Парголове Памятник искусств и вспомогательных знаний. / А. П. Брюллов. - СПб.: б.г. С. 1-6.
31. Буллах, А.Г. Каменное убранство Петербурга: город в необычном ракурсе. / А. Г. Буллах, Н. Б. Абакумова. - СПб.: Сударыня, 1997. - 144 с.
32. Валицкая А. П. Русская эстетика XVIII в.: Историко-проблемный очерк просветительской мысли. / А. П. Валицкая. - М.: Искусство, 1983. - 238 с.
33. Васильев Б. Архитекторы Нееловы. / Б. Васильев - Архитектурное наследство. Л.-М., 1953 №4 С. 73-90.
34. Виолле-ле-Дюк, Э. Э. Беседы об архитектуре: В 2 т. / Э. Э. Виолле-ле-Дюк. -М.: Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1937, 1938. - 470, 340 с.
35. Виолле-ле-Дюк, Э. Э. Жизнь и развлечения в Средние века. / Э. Э. Виолле-ле-Дюк. - СПб.: Евразия, Твор. изд. группа «Ист. лит.», 1997. - 383 с.
36. Виолле-ле-Дюк, Э. Э. Об украшении зданий. / Э. Э. Виолле-ле-Дюк. - СПб.: Книгоизд. «А. Ф. Сухова», 1913. - 88 с.
37. Виолле-ле-Дюк, Э. Э. Энциклопедия готической архитектуры. / Э. Э. Виолле-ле-Дюк. - М.: ЭКСМО, Наше слово, 2012. 512 - с.
38. Витязева, В. А. Каменный остров: Архитектурно-парковый ансамбль XVIII -начала XIX вв. / В. А. Витязева. - Л.: Лениздат, 1991. - 268 с.
39. Власюк, А. И. Казаков / А. И., Власюк, А. И. Каплун, А. А. Кипарисова. -М.: Госстройиздат, 1957. - 370 с.
40. Военский, К. А. Русский двор при Петре III и Павле I. / К. А. Военский. -СПб.: Типолитография В.В. Комарова, 1903. (Отдельный оттиск из «Русского Вестника» от 9.03.1903.) - С. 479-508.
41. Вопросы стиля в отечественной архитектуре: Сб. ст. JL: Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, 1991. - 83 с.
42. Всеобщая история архитектуры: В 12 т. Т. 3, Средние века. - М.: НИИ теории, истории и перспективных проблем советской архитектуры, Стройиздат, 1966. - 694 с.
43. Всеобщая история архитектуры: В 12 т. Т. 7. Архитектура Западной Европы и Латинской Америки XVII 1-й половины XIX в. начала XX вв. - М.: НИИ теории, истории и перспективных проблем советской архитектуры, Стройиздат, 1969. - 620 с.
44. Всеобщая история архитектуры: В 12 т. Т. 10. Архитектура XIX в. начала XX вв. - М.: НИИ теории, истории и перспективных проблем советской архитектуры, Стройиздат, 1972. - 592 с.
45. Гамбурцев, В. А. О Баженове и Казакове. О значении их работ в подражательном и самобытном зодчестве XVIII века. / В. А. Гамбурцев // Текст доклада, прочитанного в Московском архитектурном обществе в 1898 году. ОНИ ГИМ.
46. Гатчина: альбом. М.: Искусство, 1952. - 83 с.
47. Гатчина: дворец и парк. СПб.: П-2, 1997. - 65 с.
48. Гейрот, А. Ф. Описание Петергофа. / А. Ф. Гейрот. // СПб 1868 г. - 224 с.
49. Георги, И. Г. Описание Российского Императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопамятностей в окрестностях оного. / И. Г. Георги. -СПб.: При императорском Шляхетном сухопутном Кадетском корпусе, 1794. -758 с.
50. Герчук, Ю. Я. Проблемы русской псевдоготики XVIII - начала XIX вв. // Русский классицизм второй половины XVIII - начала XIX века. / Ю. Я. Герчук // - М.: Изобразительное искусство, 1994 - С. 147-157
51. Гете, И. В. Собрание сочинений Т. 10 Об искусстве и литературе. / И.В. Гете //М.: 1980
52. Гиппиус, О. Г. Евангелическая больница. / О. Г. Гиппиус // Зодчий, 11, 1872. -С. 183 - 184.
53. Гоголь, Н. В. О Средних веках. / Н. В. Гоголь // Полное собрание сочинений. В 13 т. Т. 8. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1952. - С. 14-25.
54. Гоголь, Н. В. Об архитектуре нынешнего времени. / Н. В. Гоголь // Собрание сочинений: В 6 т. Т. 6. М.: Художественная литература, 1953. - С. 39-59.
55. Голубева, О. Н. Готические мотивы в контексте развития русского жилого интерьера XIX века. : автореферат дис. ... канд. иск-я : 17.00.04 / Голубева, Ольга Николаевна. - Моск. гос. худож.-пром. ун-т им. С.Г. Строганова.
56. Гольдзамт, Э. Уильям Моррис и социальные истоки современной архитектуры. / Э. Гольдзамт. - М.: Стройиздат, 1973. - 175 с.
57. Горбунова, Т. В. Природа художественных идей. Искусство в системе общественного сознания. / Т. В. Горбунова. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 112 с.
58. Горюнов, В. С. Эклектизм и «революция» в архитектуре (К теории историко-архитектурного процесса XIX первой трети XX вв.): Автореферат дис. ... д-ра арх. 18.00.01 / Горюнов Василий Семенович - СПб.: Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, 1995. - 48 с.
59. Горюнов, В. С. Архитектура эпохи модерна: Концепции. Направления. Мастера. / В. С. Горюнов, М. П. Тубли. - СПб.: Стройиздат, СПб отд., 1992. -360 с.
60. Готика: Архитектура. Скульптура. Живопись. Кельн: Копешапп, 2000. -521с.
61. Грабарь, И. Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX вв. / И. Э. Грабарь. - СПб: Лениздат, 1994. - 383 с.
62. Греч, А. Весь Петербург в кармане. Справочная книга для столичных жителей и приезжих с планами Санкт-Петербурга и четырех театров. / А. Греч. - СПб.: Типография Н. Греча, 1851. - 630 с.
63. Грубе, Г. Путеводитель по архитектурным формам. / Г. Грубе, А. Кучмар. -М.: Стройиздат, 1990.-215 с.
64. Давыдова, Т. А. Стрельна. Константиновский дворцово-парковый ансамбль и исторические места. / Т. А. Давыдова, Т. Н. Ерегина, А. С. Терентьев, А. А. Раздолгин, В. Н. Цымбалов. - СПб.: Морской Петербург, 2003. - 144 с.
65. Дворцы и парки города Пушкина: Лицей, Екатерининский дворец, Камеронова галерея, Екатерининский парк, Александровский дворец и парк. Л.: Аврора, 1986.-226 с.
66. Достоевский, Ф. М. Об искусстве. Статьи и рецензии. / Ф. М. Достоевский. -М.: Искусство, 1973. - 626 с.
67. Достопримечательности Ленинградской области. Л.: Лениздат, 1977. - 480 с.
68. Евсина, Н. А. Архитектурная теория в России второй половины XVIII -начала XIX в. / Н. А. Евсина. - М.: Наука, 1985. - 256 с.
69. Евсина, Н. А. Русская архитектура в эпоху Екатерины II. / Н. А. Евсина. -М.: Наука, 1994. - 223 с.
70. Ермонская, В. В. Русская мемориальная скульптура. К истории художественного надгробия в России XIX - начала XX вв. / В. В. Ермонская, Т. Ф. Нетунахина. - М.: Искусство, 1978. - 312 с.
71. Заварихин, С. П. Русская архитектурная критика, середина XIII - нач. XX вв. / С. П. Заварихин; Ленингр. инж.-строит. ин-т. Л. : Изд-во ЛГУ, 1989 - 221 с.
72. Засонов, Д. А. Из жизни Петербурга 1890 - 1910-х годов: Записки очевидцев. / Д. А. Засонов, В. И. Пызин. - СПб.: Лениздат, 1999. - 415 с.
73. Згура, В. В. Новые памятники псевдоготики. / В. В. Згура // Сборник Общества изучения русской усадьбы. - М., 1927. Вып. 1. С. 1-4.
74. Згура, В. В. Старые русские архитекторы. / В. В. Згура. - Москва-Петроград: Гос. изд-во «Мосполиграф», 1923. Вып. 9. - 62 с.
75. Згура, В. В. Царицыно. Кузьминки. / В. В. Згура. - М-Л.: Гос. изд-во «Нотопечатня», 1925. - 98 с.
76. Зодчие Санкт-Петербурга: XVIII век. СПб.: Лениздат, 1997. - 1021 е., ил.
77. Зодчие Санкт-Петербурга: XIX - начало XX века. СПб.: Лениздат, 1998. -1070 е., ил.
78. Ивашко, Ю. В. Будинки Киева з елементами готики: Дослвдження ктори та арх1тектури. / Ю. В. Ивашко. - Киев.: Гопак, 2004. - 144 с.
79. Иконников, А. В. Историзм в архитектуре. / А. В. Иконников. - М.: Стройиздат, 1997. - 559 е.: ил.
80. Иконников, А. В. Каменная летопись Москвы: Путеводитель. / А. В. Иконников. - М.: Московский рабочий, 1978. - 352 с.
81. Историзм в России: Стиль и эпоха в декоративном искусстве 1820 - 1890-х гг. Материалы междунар. конф. - СПб.: Государственный Эрмитаж, 1996. -124 с.
82. Историческая выставка архитектуры. - СПб.: Типография, Т-во А. Ф. Маркс, 1911.-136 с.
83. Историческая застройка Санкт-Петербурга. Перечень вновь выявленных объектов: Справочник. - СПб.: Альтсофт, 2001. - 520 с.
84. Исторические кладбища Петербурга: Справочник-путеводитель. - СПб.: Изд-во Чернышева, 1993. - 640 с.
85. История европейского искусствознания. Первая половина XIX в. - М.: Наука, 1965.-326 с.
86. История европейского искусствознания. Вторая половина XIX в.: В 2 кн. -М.: Наука, 1966.-472, 292 с.
87. История памятников архитектуры и градостроительства Москвы, Ленинграда и их пригородов. Вып. 2. Ленинград, Ч. 1. - М., 1988. - 254 с.
88. История России в фотографиях: виды некоторых городских местностей, приличных зданий и других сооружений XIX - начала XX вв.: Каталог книжно-иллюстративной выставки. - М.: Гос. публ. ист. библ. РСФСР, 1990. -22 с.
89. История русского искусства: В 13 т. Под. ред. И. Э. Грабаря. - М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1953 - 1964.
90. История русской архитектуры: Учеб, для вузов. 2-е изд. - СПб.: Стройиздат, 1994.-600 с.
91. Кириков, Б. М. Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX -начала XX вв. / Б. М. Кириков. - СПб: Пилигрим, 1996. - 400 с.
92. Кириков, Б. М. Архитектура Петербурга конца XIX - начала XX века: Эклектика. Модерн. Неоклассицизм. / Б. М. Кириков. - СПб: Изд. дом «Коло», 2006. - 448 е.: ил.
93. Кириков, Б. М. Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома. / Б. М. Кириков. - СПб: Изд-во «Журнал "Нева"«, 2003. - 512 е.: ил.
94. Кириков, Б. М. Архитектурные памятники Санкт-Петербурга. / Б. М. Кириков. - СПб: Изд. дом «Коло», 2005. - 384 с.
95. Кириков, Б. М. Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга. Василеостровский район. / Б. М. Кириков. - СПб: Изд. дом «Коло», 2006. -688 с. ил.
96. Кириков, Б. М. Невский проспект. / Б. М. Кириков, JI. А. Кирикова, О. В. Петрова. - СПб.: Изд-во «Центрполитграф», 2004. - 378 с.
97. Кириллов, В. В. Архитектура русского модерна: опыт формологического анализа. / В. В. Кириллов. - М.: Изд-во Московского университета, 1979. -214 с. 38 ил.
98. Кириллов, В. В. Феномен готики в русской архитектуре XVIII - начала XX вв. (пространственно-пластический аспект) / В. В. Кириллов // Типогр. Академии художеств СССР, 1988. Вып. 5 С. 234-241.
99. Кириченко, Е. И. Архитектурные теории XIX века в России. / Е. И. Кириченко. - М.: Искусство, 1986. - 344 с.
100. Кириченко, Е. И. Михаил Быковский. / Е. И. Кириченко. - М.: Стройиздат, 1988.-256 с.
101. Кириченко, Е. И. Проблемы развития русской архитектуры середины XIX -начала XX вв. Автореф. дис. ... д-ра иск-я в форме науч. докл. 17.00.04 / Кириченко Евгения Ивановна - М.: ВНИИТАГ, 1989. - 60 с.
102. Кириченко, Е. И. Романтизм и историзм в русской архитектуре XIX века (к вопросу о двух фазах развития эклектики) / Е. И. Кириченко // Архитектурное наследство. - № 36. - М., 1988. - С. 130-143.
103. Кириченко, Е. И. Русская архитектура 1830 - 1910-х годов. / Е. И. Кириченко. -М.: Искусство, 1978. - 399 с.
104. Кириченко, Е. И. Русский интерьер 30-60-х гг. XIX в. / Е. И. Кириченко // Декоративное искусство СССР. 7, 1970. - С. 39-45.
Ю5.Китнер, Ю. И. Иероним Китнер. / Ю. И. Китнер, Т. И. Николаева - СПб.: Белое и черное, 2000. - 256 с. (Архитекторы Санкт-Петербурга).
106. Кобеко, Д. Цесаревич Павел Петрович. / Д. Кобеко // Историческое исследование. - СПб.: Типография М.М. Стасюкевича, 1887. - 476с.
107. Кожар, Н.В. Архитектурная теория эпохи романтизма в Германии и развитие западноевропейского зодчества конца XVIII - первой половины XIX вв. / Н.В. Кожар. // Мн.: Парадокс 2000. - 260 с. : ил.
108. Кожин, Н. А. К генезису ложной русской готики. / Н. А. Кожин // Академия архитектуры. 1-2 1934.-С. 114-121.
109. Кожин, Н. А. Основы русской псевдоготики XVIII в. / Н. А. Кожин. - Л.: Лениздат, 1927. - 40 с.
110. Кожин, Н. А. Памятник русской псевдоготики XVIII века села Знаменки Тамбовской губ. / Н. А. Кожин. - Л.: Akademia, 1924. - 16 с.
Ш.Коршунова, М. Ф. Юрий Фельтен. / М.Ф. Коршунова. - Л.: Лениздат, 1988. -139 с.
112. Котов, Г. И. О развитии русской архитектуры в XVIII веке. / Г. И. Котов // Труды второго съезда русских зодчих. М., 1899.
113. Крюковских, А. П. Дворцы Санкт-Петербурга (Художественно-исторический очерк). / А. П. Крюковских - СПб.: Лениздат, 1997. - 318 с.
114. Кукольник, Н. В. Новые постройки в Петергофе, / Н. В. Кукольник // Художественная газета, 11 и 12, 1837.-С. 173-177.
115. Культовые здания Петербурга. Указатель русской литературы 1717 — 1917 гг. СПб.: РНБ, 1994. Вып.1. Общий отдел. Православные соборные и приходские церкви. - 215 с.
116. Культовые здания Петербурга. Указатель русской литературы 1717 -1917 гг. СПб.: РНБ, 1994. Вып. 2. Прочие православные церкви и часовни. - 256 с.
117. Культура и искусство России XIX века. Новые материалы и исследования: сб. ст. Д.: Искусство, Лен. отд., 1985. - 174 с.
118. Курбатов, В. Я. Детское село. Прогулки по окрестностям Ленинграда. / В. Я. Курбатов. - Л.: ЛГСПС, 1925. - 112 с.
119. Курбатов, В. Я. Гатчина. Прогулки по окрестностям Ленинграда. / В. Я. Курбатов. - Л.: ЛГСПС, 1925. - 80 с.
120. Курбатов, В. Я. Петербург. Художественно-исторический очерк. / В. Я. Курбатов. - СПб.: Изд. Общины св. Евгении, 1913. - 690 с.
121. Курбатов, В. Я. Петергоф. Прогулки по окрестностям Ленинграда. / В. Я. Курбатов. - Л.: ЛГСПС, 1925. - 88 с.
122. Курбатов, В. Я. Сады и парки. / В. Я. Курбатов. - Петроград: Издание товарищества М. О. Вольфа, 1916. - 732с.
123. Курбатов В. Я. Стрельна и Ораниенбаум. Прогулки по окрестностям Ленинграда. / В. Я. Курбатов. - Л.: ЛГСПС, 1925. - 52 с.
124. Кючарианц, Д. А. Иван Старов. / Д. А. Кючарианц. - СПб.: Стройиздат СПб, 1997. 176 с.
125. Лансере, Н. Гатчина при Павле Петровиче цесаревиче и императоре. / Н. Лансере, П. Вейнер, А. Трубников, С. Казнаков, Г. Пинэ. - Спб.: Лига. 1995. 351 с.
126. Лисовский, В. Г. Архитектура Петербурга. Три века истории. / В. Г. Лисовский. - СПб. АО «Славия», 2004. - 416 с.
127. Лисовский, В. Г. Леонтий Бенуа и петербургская школа художников-архитекторов. / В. Г. Лисовский. - СПб: Изд. дом «Коло», 2006. - 400 с. ил.
128. Лисовский, В. Г. Особенности русской архитектуры конца XIX - начала XX вв. / В. Г. Лисовский. - Л.: Об-во «Знание» РСФСР, 1976. - 40 с.
129. Лисовский, В. Г. «Национальный стиль» в архитектуре России. / В. Г. Лисовский. - М.: Совпадение, 2000. - 416 с.
130. Лисовский, В. Г. Национальные традиции в русской архитектуре XIX -начала XX века. / В. Г. Лисовский. - Л.: Ленинградская организация об-ва «Знание», 1988.-31 с.
131.Лосева, А. С. Образ Петергофа эпохи романтизма: автореф. дис. ... канд. иск-я. 07.00.12 / Лосева Анастасия Станиславовна. - М МГУ, 1997. - 21 с.
132.Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре (Быт и традиции русского дворянства XVIII - начала XIX вв.). / Ю. М. Лотман. - СПб.: Искусство-СПб, 1994.-398 с.
133. Лукомский, Г. К. Современный Петербург. Очерк истории возникновения и развития классического строительства (1900 - 1915 гг.). / Г. К. Лукомский. -СПб.: Издательский дом «Коло», 2002. - 112 с.
134. Матвей Федорович Казаков и архитектура классицизма. М.: НИИТАГ, 1991. -270 с.
135. Медведкова, О. А. Царицынская псевдоготика В.И. Баженова. Опыт интерпретации. / О. А. Медведкова // Иконография архитектуры. - М., 1990.
136. Методическое пособие к экскурсии по дворцу-музею Коттедж в Александрии, Петродворец. - Л.: Лен. объединение BAO «Интурист», 1980. -20 с.
137. Мещанинов, М. Ю. Храмы Царского села, Павловска и их ближайших окрестностей. / М. Ю. Мещанинов. // Краткий исторический справочник. -СПб.: Воскресение, 2000. 372 с. 410. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. М.: Вече, 1997. - 624 с.
138. Мир русской усадьбы: очерки. - М.: Наука, 1995. - 192 с.
139. Михайлов, А. И. Баженов. / А. И. Михайлов. - М., 1951. - 370 с.
140. Москва и сложившиеся русские города XVIII - первой половины XIX вв. -М.: Стройиздат, 1998. - 439 с.
141.Мярс, Г. И. Архитекторы России середины XIX - начала XX века. / Г. И. Мярс, М. С. Штиглиц. - СПб.: СПбГАСУ, 1993. - 48 с.
142. Некрасов, А. И. Русское зодчество эпохи классицизма и ампира. / А. И. Некрасов // Академия архитектуры. - М., 1936. № 1. С. 28-39.
143. Некрасова, Е. А. Романтизм в английском искусстве. / Е. А. Некрасова // Очерки. - М.: Искусство, 1975. - 255 с.
144. Нетунахина, Г. Д. Музей городской скульптуры. / Г. Д. Нетунахина // Путеводитель. - Л.: Лениздат, 1981. - 144 с.
145.Никитенко, Г. Ю. Василеостровский район. Энциклопедия улиц Санкт-Петербурга. / Г. Ю. Никитенко, В. Д. Соболь. - СПб.: Белое и черное, 1999. -500 с.
146. Новая лютеранская церковь св. Михаила в Санкт-Петербурге Листок архитектурного журнала «Зодчий», 9, 1877. С. 10.
147. Оль, Г. А. Архитектор Брюллов. / Г. А. Оль. - М.: Гос. изд-во литературы по строительству и архитектуре, 1955. - 130 с.
148. От Александра Брюллова до Ивана Фомина: Проекты и рисунки архитекторов середины XIX - начала XX вв. Каталог выставки. - М.: Искусство, Лен. отд., 1981. - 54 с.
149. Отчет Императорской Академии Художеств за 1835 и 1836 гг. Второе прибавление к Художественной газете. СПб: Типография Снегирева и К. 15 окт. 1836.- 18 с.
150. Отчет Императорской Академии Художеств за 1836 - 1837 гг. Художественная газета, 17 и 18 за сентябрь 1837 г. - С. 269-291.
151. Отчет Императорской Академии Художеств за 1837 - 1838 гг. - С. 566-589.
152. Очерки русской культуры XVIII века: В 4 ч. 4.4. - М.: Изд-во МГУ, 1990. -378 с.
153. Очерки русской культуры XIX века: В 6 т. Т. 1. - М.: Изд-во МГУ, 1998. -382 с.
154. Павлов, А. П. Храмы Санкт-Петербурга (Художественно-исторический очерк). / А.П. Павлов. - СПб.: Лениздат, 1998. - 334 с.
155. Памятники архитектуры Московской области. Иллюстрированный научный каталог. - М.: Стройиздат, 1998. Вып. 1, 2, 3.
156. Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга: Сб. ст. - СПб.: Политехника, 1994. - 256 с.
157. Панофский, Э. Готическая архитектура и схоластика. / Э. Панофский // Декоративное искусство, 1979, №8. - С. 27-30.
158. Панофский, Э. Смысл и толкование изобразительного искусства: статьи по истории искусства. / Э. Панофский. - СПб.: Акад. проект, 1999. - 393 с.
159. Пашкова, Т. Л. Интерьеры А. П. Брюллова в Зимнем дворце.: Автореферат дис. ... канд. иск-я. 17.00.04 / Т. Л. Пашкова. - Л.: ЛГУ, 1989. - 22 с.
160. Петров, А.Н. Город Пушкин: дворцы и парки. / А.Н. Петров // Серия «Архитектурно-художественные памятники городов СССР». - Л.: Искусство, 1977.- 191 с.
161. Петров, А. Н. Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. / А.Н. Петров. - Л.: Стройиздат, 1985. - 616 с.
162. Петродворец: альбом. -М.: Гос. изд-во «Искусство», 1952. - 104 с.
163.Пирютко, Ю. М. Гатчина. Художественные памятники города и окрестностей. / Ю. М. Пирютко. - Л.: Лениздат, 1979. - 144 с.
164. Подзнухов, А. В. Об авторстве ранних псевдоготических сооружений. / А. В. Подзнухов // История и теория архитектуры и градостроительства. - Л. 1980.
165. Пригороды и окрестности Петербурга-Ленинграда XVIII - XX вв.: Каталог гравюр и литографий в собрании Государственной Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. - Л.: Публичная библиотека им. М.Е.Салтыкова-Щедрина, 1968. - 314 с.
166. Пригороды Ленинграда: Архитектурный путеводитель. - Л.: Стройиздат, Лен. отд., 1982.-303 с.
167. Пронина, И. А. Терем. Дворец. Усадьба: Эволюция ансамбля интерьера в России конца XVII - первой половины XIX в. / И. А. Пронина. - М.: НИИ теории и истории изобразительных искусств, 1996. - 182 с.
168. Профессор архитектуры Николай Леотьевич Бенуа в своей полувековой художественной деятельности (1836 - 1886). Каталог выставки. - СПб.: Типография H.A. Лебедева, 1886. - 55 с.
169. Пунин, А. Л. Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века. Т. 1; 1830-1860е годы. / А. Л. Пунин. - СПб.: Крига, 2009. - 592 е., ил.
170. Пунин, А. Л. Архитектурные памятники Петербурга второй половины XIX в. / А. Л. Пунин. - Л.: Лениздат, 1981.-255 с.
171. Пунин, А. Л. Идеи «рациональной архитектуры» в теоретических воззрениях русских зодчих II половины XIX - начала XX века: автореф. дис. ... канд. арх. 18.00.01 / А. Л. Пунин. - Л.: Лен. Инж.-строит. Ин-т, Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, 1966. - 28 с.
172. Пушкарев, И. И. Краткое историческо-статистическое описание Санкт-Петербургской губернии. / И. И. Пушкарев. - СПб.: Типография К. Вингебера, 1845.-205 с.
173.Пыляев, М. И. Забытое прошлое окрестностей Санкт-Петербурга. / М. И. Пыляев. - СПб.: Издание А. С. Суворина, 1889. - 550 с.
174. Пыляев, М. И. Старый Петербург. Рассказы из былой жизни столицы. / М. И. Пыляев. - М.: ЗАО «Сварог и К», 1997. - 480 с.
175. Разгонов, С. И. Василий Иванович Баженов. / С. И. Разгонов. - М.: Искусство, 1985. - 168 с.
176. Раскин, А. Г. Петродворец: Дворцы-музеи, парки, фонтаны. / А. Г. Раскин. -Л.: Лениздат, 1988.- 191 с.
177. Ревзин, Г. И. Частный человек в русской архитектуре XVIII века. / Г. И. Ревзин // Заказчик в истории русской архитектуры. - М., 1994. Bbin.V.
178. Рерих, Н. К. Собрание сочинений. Кн. 1-я. / Н. К. Рерих. - М., 1914.
179. Рескин, Дж. Камни Венеции. / Дж. Рескин. - М.: Азбука классика, 2009. -368 с.
180. Рескин, Дж. Лекции об искусстве. / Дж. Рескин. - М.: Б.С.Г.-Пресс, 2006. -319 с.
181.Рескин, Дж. Семь светочей архитектуры. / Дж. Рескин. - М.: Азбука-классика, 2007. - 320 с.
182. Русская усадьба на страницах журналов «Старые годы» и «Столица и усадьба». - М.: ИРИ, 1994. - 63 с.
183. Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып.1. -Москва-Рыбинск: Изд-во «Рыбинское подворье», 1994. - 240 с.
184. Русская художественная культура второй половины XIX в. Социально-эстетические проблемы. Духовная среда. - М.: Наука, 1988. - 388 с.
185. Русская художественная культура второй половины XIX в. Картина мира. М.: Наука, 1991.-400 с.
186. Русская художественная культура второй половины XIX в. Диалог с эпохой. -М.: Наука, 1996.-336 с.
187. Русские эстетические трактаты I трети XIX века: В 2 т. - М.: Искусство, 1974. -406, 647 с.
188. Русский классицизм второй половины XVIII - начала XIX вв. - М.: Изобразительное искусство, 1994. - 336 с.
189. Русское градостроительное искусство: Петербург и другие новые российские города XVIII первой - половины XIX вв. - М.: Стройиздат, 1995. - 404 с.
190. Русское градостроительное искусство. Градостроительство России середины XIX - начала XX века. НИИ теории архитектуры и градостроительства. / Под. Ред. Е. И. Кириченко. -М., Прогресс-Традиция, 2001. - 340 с.
191. Р. 80-летие профессора архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа Зодчий, №7, 1893. - С.49-51.
192. Санкт-Петербург и его окрестности (Царское село, Павловск, Петергоф и др.). Путеводитель по Санкт-Петербургу и его окрестностям. - СПб.: Изд. Р. С. Попова, Типография А. С. Суворина, 1879. - 628 с.
193. Санкт-Петербург. Петроград, Ленинград: Энциклопедический справочник. -М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1992. - 687 с.
194. Санкт-Петербург: три века архитектуры. - СПб.: Норинт:, 1999. - 64 с.
195. Свиньин, П. П. Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей. / П. П. Свиньин. - СПб.: Типография В. Плавилыцикова, 1816. -116 с.
196. Свиньин, П. П. Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей. / П. П. Свиньин. - СПб.: «ЛигаПлюс», 1997. - 416 с.
197. Семенов, М. Б. Святой Петербург. / М. Б. Семенов. - М.: Изд-во «Центр», 1996.-159 с.
198. Систематический указатель рисунков и статей, помещенных в журнале «Зодчий». С 1892 по 1902 гг. - СПб.: Тип. Санкт-Петербургского Градоначальника Измайловского полка, 1903. - 104 с.
199. Славина, Т. А. Константин Тон. / Т. А. Славина. - Л.: Лениздат, 1982. - 151 с.
200. Сова, П. Архитектурные памятники Закарпатья. / П. Сова. - Ужгород: Закарпатское областное книжно-газетное издательство, 1961. - 47 с.
201. Станькова, Я. Тысячелетнее развитие архитектуры. / Я. Станькова, И. Пехар.-М.: Стройиздат, 1984.-293 с.
202. Станкевич, Церковь, построенная в восемнадцатом столетии в Псковской губернии. / Станкевич // Зодчий, 3 и 4, 1892. С - 31-32.
203. Старая Гатчина. СПб.: Лига, 1996. - 304 с.
204. Стернин, Г. Ю. Русская художественная культура второй половршы XIX -начала XX вв. / Г. Ю. Стернин. - М.: Советский художник, 1984. 296 с.
205. Тарановская, М. 3. Карл Росси: Архитектор. Градостроитель. Художник. / М. 3. Тарановская. - Л.: Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 1980. - 224 е.: ил.
206. Тихомиров, Н. Л. Архитектура подмосковных усадеб. / Н. Л. Тихомиров. -М.: Гос. изд-во литературы по строительству и архитектуре, 1955. — 352 с.
207. Токарева, И. Г. Готические реминисценции в творческих поисках русских архитекторов периода эклектики и модерна. Проблемы развития художественной культуры. Под ред. А. Л. Пунина. / И. Г. Токарева. - Л.: Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, 1988.
208. Тройницкий, Чесменский дворец (Мелкие заметки) / Тройницкий // Старые годы, июль-сентябрь, 1907. - С 471-475.
209. Туманова, Н. Е. Екатерининский парк: история развития и методика восстановления. / Н. Е. Туманова. - СПб.: Стройиздат СПб, 1997. - 196 с.
210.Турчин, В. С. Надгробные памятники эпохи классицизма в России: Типология, стиль, иконография / B.C. Турчин // От Средневековья к новому времени: Материалы и исследования по русскому искусству XVIII-первой половины XIX века. - М.: Наука, 1984. - С. 212-221.
211. Турчин, В. С. Основные проблемы западноевропейского и русского искусства конца XVIII - начала XIX в.: Автореферат дис. ... д-ра иск-я. 17.00.04 / Турчин Валерий Стефанович. - М.: МГУ, 1989. - 46 с.
212. Турчин, В. С. Эпоха романтизма в России: К истории русского искусства первой трети XIX в. Очерки. / В. С. Турчин. - М.: Искусство, 1981. - 551 с.
213. Тыжненко, Е. Архитектор Гаральд Боссе (1812 - 1894). Проблемы русской и зарубежной архитектуры. / Е. Тыжненко. - Л.: Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, 1988. - С. 48-56.
214. Ульман, Э. Наследование традиции в середине века и историзм XIX в. / Э. Ульман. // Советское искусствознание. 1982. Вып. 1. - С. 260-268.
215. Фулканелли, Ж. Ж. Тайны готических соборов. / Ж. Ж. Фулканелли. - М.: ЭНИГМА. 2008. - 384 с.
216. Хачатуров, С. В. "Готический вкус" в русской художественной культуре XVIII в. / С. В. Хачатуров. - М.: Прогресс-Традиция, 1999. - 183 с.
217. Хроника. 125-летие каменноостровской церкви. Зодчий, 28, 14 июля, 1902. -С.323.
218. Художественное убранство русского интерьера XIX века: Очерк путеводитель. - Л.: Искусство, Лен. отд., 1986. - 144 с.
219. Художественный язык Средневековья: Сб. ст. - М.: Наука, 1982. 272 с.
220. Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове. - СПб.: Новый город, 1997. - 16 с.
221. Червяков, А. П. Путеводитель по Санкт-Петербургу. С приложением программ всех учебных заведений и 6 планов Петербурга. / А. П. Червяков. -СПб.: Типография А. П. Червякова, 1865. - 144 с.
222. Швидковский, Д. О. Англо-русские связи в архитектуре второй половины XVIII начала XIX вв.: Автореферат дис. ... д-ра иск-я. 17.00.04 / Швидковский Дмитрий Олегович. - М.: ВНИИТАГ, 1994. - 47 с.
223. Штиглиц, М. С. Промышленная архитектура Санкт-Петербурга XVIII -первой половины XX в. Историко-культурологические проблемы: Автореферат дис. ... д-ра арх. 18.00.01 / Штиглиц Маргарита Сергеевна. -СПб.: СПГАСУ, 2002. - 50 с.
224. Шуази, О. История архитектуры: В 2 т. Т. 2. / О. Шуази. - М.: Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры. Образцовая типография, 1937. - 696 с.
225. Шуйский, В. К. Опост Монферран. История жизни и творчества. / В. К. Шуйский. - СПб.: ООО «МиМ-Дельта»; М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. - 414 с.
226. Энциклопедия, или краткое начертание наук и всех частей учености, переведена с немецкого на Российский язык Императорского Московского Университета вольным Пансионером Иваном Шуваловым. — М.: В университетский типографии у Н. Новикова, 1781. - 76 с.
227. Яновский, Н. Новый словотолкователь, расположенный по алфавиту. Часть первая. / Н. Яновский - СПб.: Императорская академия наук, 1803. - 868 с.
Зарубежные издания
228. Architektur des Mittelalters. Funktion und Gestalt. Weimer: Hermann Bohlaus Nachvolger, 1983.-352 s.
229. Baur, C. Neogotik. München, 1981. - 136 s.
230. Belser Stilgeschichte: Romanik. Gotik. Byzanz. Band Stuttgart Zurich: hrsg. Von Christoph Wetsel, 1993. - 448 s.
231. Brumfield, W. A History of Russian Architecture. Cambridge: Cambridge Univ. press, 1993. - 644 s.
232. Camille, M. The Margins of Medieval Art. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 1992. - 176 s.
233. Clark, К. The Gothic Revival. An essay in the history of Taste. London, 1960. -345 s.
234. Freisse, L. Loewre cathedrale: Proust, et L'architekture medievale. Paris: Cotti, 1990.-574 s.
235. Germann, G. Neugotik. Stuttgart, 1974. - 174 s.
236. Grodeski, L. Gothic architekture. Paris New-York: Abrams, 1977. - 442 s.
237. Haibrook, W. The adjective «gotique» in the XVIII-th century. Modem language notes, 56, 1941.- 169 s.
238. Hesse, M. Von der Nachgotik zur Neugotik. Frankfurt am Main, 1984. - 231 s.
239. Hipp, H. Studien zur Nachgotik des 16. Und Jahrhunderts in Deutschland, Böhmen, Osterreich und der Schweiz. Das Munster, 28, 1975. -117 s.
240.Jantzen, H. (1881). Die Gotik des Abendlandes Idee und Wandel. Schauberg, Köln: DuMont, 1963. - 263 s.
241. Kamphausen, A. Gotik ohne Gott. Ein Beitrag zur Deutung der Neugotik und des Jahrhunderts. Tubingen, 1952. - 168 s.
242. Macauly, J. The Gothic Revival. Glasgow, Lnd., 1975. - 214 s.
243. Panofsky, E. Gothic Architekture and Scholasticism. Cleveland and New-York: Meridian Books. The World Publishing compani, 1957. - 157 s.
244. Ullmann, E. Die Welt der gotischen Kathedrale, Berlin: Union Verlag, 1981. -292 s.
245. Worringer, W. Formprobleme der Gotik. München: K. Piper CO. Verlag, 1911. — 127 s.
Архивные источники
I. Российский государственный исторический архив.
1. Ф. 458, On. 1, Д. 3918. Бренна В. Об уплате ему денег за разные работы и материалы для Павловска, за работу в домах знати и дворцах. 1801.
2. Ф. 468, Оп. 1,4. 1, Д. 399. Об отпуске И. И. Шарлеманю денег на покупку обоев и оклейку обоями стен в первом готическом домике в Петергофе. 1839.
3. Ф. 468, On. 43, Д. 589. Бренна В. Ф. Счета, расписки и др. документы, связанные с его служебной деятельностью. 1800.
4. Ф. 472, Оп. 1/835, Д. 19. Об отделке Арсенала в Царскосельском парке. 1827 - 1834.
5. Ф. 485, On. 1, Д. 158. Планы зданий большого кавалерского корпуса и I и II этажей хлебного корпуса в Царицыно. Арх. В. И. Баженов. 1770-е гг.
6. Ф. 485, Оп. 2, Д. 1084. Петербург, Нарвская часть. Дворцы у Средней Рогатки. Генеральный план Среднерогатского и Чесменского дворцов. Копия на кальке. Нач. XIX в.
7. Ф. 485, Оп. 2, Д. 1088. Генеральный план (Чесменского) дворца и окружающих построек. Арх. И. И. Шарлемань. Нач. XIX в.
8. Ф. 485, Оп. 2, Д. 1089. Чесменский дворец и богадельня. Поэтажные планы дворца. Сер. XIX в.
9. Ф. 485, Оп. 2, Д. 1091. Чесменский дворец и богадельня. План второго этажа дворца и богадельни. Нач. XIX в.
10. Ф. 485, Оп. 2, Д. 1092. Чесменский дворец и богадельня. План церкви. Арх. Нач. XIX в.
11. Ф. 485, Оп. 2, Д. 1093. Планы и фасады сарая и кладовой при флигеле Чесменского дворца. Арх. Д. И. Висконти. 1 пол. XIX в.
12. Ф. 485, Оп. 2, Д. 1094. Чесменский дворец и богадельня. Фасад Камерфурьерскому дому в Чесме с надстройкою второго этажа вновь. Арх. Е. Т. Соколов. Кон. XVIII нач. XIX вв.
13. Ф. 485, Оп. 2, Д. 1098. Чесменский дворец и богадельня. План и фасад ворот. Нач. XIX в.
14. Ф. 485, Оп. 3, Д. 604. Царское село. План Царскосельского имения с садами и парками. Копия. 1912 (1866(?)).
15. Ф. 548, On. 1, Д. 36. Дело о предоставлении денег из государственного казначейства на исправление церкви на Каменном острове. 1824 - 1825.
16. Ф. 548, On. 1, Д. 622. Дело об исправлении в Каменноостровской церкви. 1838.
17. Ф. 548, Оп, 1, Д. 1011. Дело по Каменному острову. Об исправлении сломанных бурею куполов на церкви. 1848.
18. Ф. 565, Оп. 13, Д.2606. Дело об отпуске суммы на перестройку Чесменского дворца в Военную богадельню. 1831 - 1835.
19. Ф. 821, Оп. 5, Д. 912. Дело о разрешении Департаментом духовных дел иностранных исповеданий МВД постройки лютеранской церкви св. Михаила. 1874- 1909.
20. Ф. 1349, Оп. 5, Д. 948. Формулярные списки А. П. Брюллова и А. И. Штакеншнейдера. 1854.
21. Ф. 1488, Оп. 3, Д. 473, План Петергофа. Гравюра. 1842.
И. Центральный Государственный исторический архив Санкт-Петербурга
22. Ф. 184, Оп. 1, д. 1176. Дело Строительного училища главного управления путей сообщения и публичных зданий. О годовом и выпускном экзамене воспитанников училища.
23. Ф. 513, Оп. 102, Д. 2369. Лютеранская церковь св. Михаила и церковный дом. 1874.
24. Ф. 536, Оп. 9, Д. 1132 Описание имения в Таицкой мызе Царскосельского уезда П.Г.Демидова. 1836 г. (Дворовое депутатское собрание).
25. 50.Ф. 1205, Оп. 18, Д. 1350. План Таицкого имения.
26. Ф. 2188, Оп. 1, Д. 41. Материалы о церкви «Иоанна Предтечи» и инвалидном доме на Каменном о.: выписки из архивных документов и печатных изданий, описание церкви, фотографии внешнего вида зданий.
Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств
27. Инв. А 2185. Набросок отделки Будуара и садика в Зимнем дворце.
28. Инв. А 2056. Проект Будуара в Зимнем дворце 1834 г.
29. Инв. А 2053. Проект Будуара в Зимнем дворце 1838 - 1839 г. (осуществленный).
Государственный Эрмитаж
30. О. р. инв. 18596. Проект Будуара в Зимнем дворце 1834 г.
31. О. р. инв. 18595. Проект Будуара в Зимнем дворце 1838 - 1839 г. (осуществленный).
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.