Феномен культуры детства в XX веке тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Савицкая, Валерия Викторовна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 154
Оглавление диссертации кандидат культурологии Савицкая, Валерия Викторовна
Введение.
Глава 1. Культурно-исторический феномен детства.
§ 1. Детство как особое явление социального мира.
§ 2. Эволюция культуры детства в историческом процессе.
Глава II Природа и многообразие проявлений детской субкультуры.
§ 1. Картина мира ребенка как построение отношений в детской субкультуре.
§ 2. Экран и трансформации картины мира современного ребенка.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Генезис отношений ребенка в социальной психологии детства2000 год, доктор психологических наук Абраменкова, Вера Васильевна
Феномен детства в европейской культуре: от скрытого дискурса к научному знанию2009 год, кандидат культурологии Мамычева, Диана Ивановна
Трансформация детской повседневности в социокультурном пространстве школы: на материале 1980-х - 1990-х гг.2013 год, кандидат культурологии Ляшок, Александра Сергеевна
Субкультура детства2000 год, кандидат культурол. наук Копейкина, Елена Юрьевна
Идея историзма в психологии развития: Теорет.-методол. исслед.1997 год, доктор психологических наук Кудрявцев, Владимир Товиевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен культуры детства в XX веке»
Человечество вошло в третье тысячелетие. Современный этап развития характеризует глобальная трансформация общества и человека. В единое общецивилизационное пространство вовлекаются государства и народы, имеющие существенно различающиеся уровни развития. В современном общественном сознании утверждается мысль о том, что человечество находится на переломе, стоит перед необходимостью решать качественно новые задачи экономического, политического, социально-культурного характера. В этих условиях обостряется внимание к антропологической проблеме. Каждое философское или культурологическое течение, доктрина детерминируется определенным представлением о человеке, образом человека. Вышесказанным определяется тот факт, что феномен детства в начале XXI века становится одним из приоритетных объектов общегуманитарных исследований.
Детство как определенный период развития человека, возрастные социально-психологические особенности ребенка и его положение в обществе обусловлены общеисторическими факторами: общественным строем и уровнем развития культуры. Данные проблемы требуют культурологического осмысления. Поэтому диссертационное исследование нацелено на обстоятельный анализ культуры детства: на определение понятийного аппарата, охватывающего данный феномен, на историко-культурное становление детства, статус детства в современном обществе, а также на результаты осмысления обозначенных проблем в философии и культурологии.
Актуальность исследования феномена детства в культуре определяется необходимостью разработки культурологической концепции детства, определения новых подходов к постижению данного феномена.
По мнению многих современных исследователей, на современном этапе развития, вследствие цивилизационного кризиса, включающего в себя: ухудшение физического и психического здоровья людей (наркомания, алкоголизм, СПИД) с одной стороны, и переустройства в областях общественной организации, актуализацию взаимосвязей этносов, слоев и различных групп населения - с другой, происходит поиск нового типа взаимоотношений между людьми, новых социальных конструкций, нового статуса человека в окружающем его мире. Вхождение в цивилизационное пространство, при условии сохранения собственной индивидуальности, возможно лишь через признание значимости других людей. В связи с этим, одной из всеобщих и конкретных тем, выдвигающихся на первый план, является проблема будущего человечества, отчетливо выражающаяся в феномене детства1.
В современном гуманитарном знании детство рассматривается как сложный и многомерный феномен, который опосредован многими социально-культурными факторами. Мнение, согласно которому, детство - этап человеческого формирования, предшествующий взрослости, характеризующийся развитием психических функций, в настоящее время представляется неоднозначным и недостаточным. При разнообразии исследовательских подходов и в наше время детство по-прежнему остается малоизученным, а в определенном смысле, даже загадочным явлением. Дети представляют собой совершенно особую «популяцию». Это очень хорошо представляют себе те взрослые, которые занимаются исследованием социальных проблем детей и непосредственно переживают страхи, тревоги и надежды современного ребенка. Тем не менее, следует отметить, что в основной своей массе
1 См. об лом: Фельдштейп Д.И. Феномен Детства и сто место в развитии современного общества // Мир психологии. 2002, №1 (29). С. 9 - 20; Чистяков В.В. Современное детство как антрополого-методоло! ическая проблема // Там же. С. 20 - 25 . взрослые не совсем отчетливо осознают всю сложность и противоречивость феномена детства как такового.
В результате многочисленных исследований в области этнологии и антропологии, детство получило статус социально-исторического, культурного явления. Обретая человеческую сущность, приобщаясь к культуре, ребенок поглощает, постигает и присваивает культуру, а впоследствии этого и сам становится субъектом культурного творчества. В процессе социализации происходит приобщение подрастающего человека к системе ценностей: все потребности, установки, проявления ребенка являются даром культуры и даже те из них, которые обусловлены биологической природой, в процессе социализации оказываются «обработанными» культурой1.
Таким образом, очевидно, что культура детства - особый культурный феномен, теоретическое осмысление которого актуально и необходимо в современном мире для современной науки.
Цели и задачи исследования. Целью диссертационной работы является осмысление и анализ содержания понятия «культура детства».
В соответствии с данной целью в исследовании выделены следующие задачи:
- осмысление понятия «детство» в междисциплинарных гуманитарных исследованиях;
- выявление этапов становления и развития феномена детства в культурно-историческом процессе;
- рассмотрение субкультуры детства как особого пространства самореализации ребенка;
- определение влияния экранной культуры на картину мира ребенка в XX веке;
1 См. об 'лом: Куруленко ЭЛ. Историческая эволюция детства. Социокультурный аспект // Социология. 1998, №!. С. 21 - 35.
- анализ детского рисунка как способа самореализации творческих потенций ребенка.
Объектом исследования является культура XX века, в рамках которой происходит становление феномена культуры детства.
В качестве предмета диссертационного исследования выступает становление и сущность культуры детства.
Гипотеза диссертационного исследования. В современном мире дети взрослеют быстро, феномен детства стремительно приобретает все качества автономности, самостоятельности, независимости, что определено, в основном, высокой динамичностью социального развития, информационными изменениями и достижениями.
Исследование и анализ феномена детства в культурно-историческом контексте позволяет выдвинуть предположение, согласно которому сущность детства заключена в его творческой активности. Изучение достаточного количества источников, посвященных теме детства, их анализ, классификация и систематизация показали, что творческая активность, а особенно художественно-творческая ее сторона, в большей степени реализуется в период детства.
Степень научной разработанности темы диссертационного исследования. В научной литературе представлены исследования в области истории, педагогике, психологии детства, в которых сосредоточены, главным образом, воспоминания о нем. О семье, воспитании, детстве и проявлениях «детскости», как характеристике духовного мира взрослого человека, писали многие ученые прошлых лет. Зрелое поколение на протяжении долгого времени оценивало детство на основании «взрослых» представлений о нем.
Размышления о смысле детства, его сущности, статусе в обществе содержатся в сочинениях античных авторов - Сократа, Платона и Аристотеля. В Средние века эту тему поднимали Августин Аврелий, Э.Роттердамский, в эпоху Возрождения - Л.Б.Альберти, М. де Моитень и др. Немецкие философы Г.В.Ф.Гегель, И.Кант, К.Маркс, Л.Фейербах, И.-Г.Фихте, Ф.Шеллинг также размышляли на темы творческой деятельности как источника и основы человеческого созревания, семьи и воспитания. Понятие «детство» как общей фазы разви тия впервые сформулировано в семейной педагогике эпохи Просвещения, а именно в трудах К.А.Гельвеция, Д.Дидро, Я.А.Коменского, Я.Корчака, Дж.Локка, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, в русской педагогике - К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского и др.
Культурные значения развития человека и детства в целом представлены положениями конкретно-исторического и философского подхода, в частности такими авторами как: Ф.Ариес, П.Бюхнер, В.Вундт, К.Гроос, Л.Демоз, М.Дюбуа-Реймон, М.Кляйн, Л.Леви-Брюль, К.Леви-Строс, М.Мид, Ж.Пиаже, З.Фрейд, Э.Фромм, Й.Хейзинга, В.Штерн, И.Эйбл-Эйбесфельд, Э.Эриксон, К.-Г.Юнг, К.Ясперс и др.
Отечественные специалисты также разрабатывали эту проблему . в области истории, психологии, этнографии детства, обращаясь истокам европейской культуры, историографии и методологии гуманитарного знания. К числу таких исследователей относятся: Р.Г. Апресян, О.Ю.Артемова, В.Г.Бсзрогов, А.А.Белик, Л.С.Выготский, А.Я.Гуревич, С.Н.Иконникова, Г.А.Зверева, В.В.Зеньковский, И.С.Кон, В.Т.Кудрявцев, Э.А.Куруленко, А.Р.Лурия, М.В.Осорина, Д.И.Фельдштейн, Ф.И.Шмит, Г.Г.Шпет и др.
Теоретическая основа диссертационного исследования
Возрастающий интерес к феномену детства, свидетельствует о том, что данное явление в современном мире приобретает существенный статус, в отличие от продолжительного формирования отношений к подрастающему поколению на протяжении всего исторического развития. Обобщающий материал, раскрывающий в полной мере культуру детства, не имеется пока ни в России, ни за рубежом. Едииого мнения о времени появления специального понятия «культура детства» в социуме не существует. Исследования мира детства в различных областях знания составляют предмет междисциплинарного характера. В числе источников диссертации автором использованы данные и сведения из монографий, журнальных статей, материалов научных конференций. В частности феномен детства и его место в развитии современного общества в своих работах анализирует Фельдштейн Д.И.; современное детство как антрополого-методологическую проблему рассматривает Чистяков В.В., историческую эволюцию детства в социокультурном аспекте подвергает анализу Куруленко Э.А.; культурно-исторический статус детства рассматривает Кудрявцев В.Т. и др.
Методологическую основу диссертационного исследования составляют:
- аксиологический метод, обосновывающий роль и место культуры детства в современном мире;
- метод реконструкции, прослеживающий развитие истории детства на протяжении различных эпох;
- метод интерпретации, способствующий раскрытию сущности культуры детства;
- метод сравнительного анализа, позволяющий показать многообразие проявлений такого феномена как культура детства.
В работе также используются методы обобщений, эмпирический описательный анализы, которые, в свою очередь, позволяют выявить характерные особенности исследуемого предмета, а именно, культуры детства в XX в.'
Научная новизна диссертационного исследования
В работе впервые обозначены новые исследовательские приоритеты: анализ исторической, социокультурной и психолого-педагогической особенностей современного образа детства, что является, прежде всего, культурологическим анализом, т.к. понятие культуры зависит от совокупности этих определений.
Обращение к проблематике феномена культуры детства обусловливает расширение спектра имеющихся результатов научных исследований, а именно, разработанной методологии полидисциплинарного анализа детства, основываясь на который, в будущем станет возможным проведение конкретных исследований,
В данном диссертационном исследовании, в отличие от предыдущих работ, основное внимание уделяется тому обстоятельству, что с течением времени сформировался самостоятельный в своем развитии образ детства, заданный в метафизическом аспекте сложившегося отношения мира взрослых к миру детей, к природе, между детьми и т.д.
Малоизученным и чрезвычайно важным остается социокультурный аспект, а именно, отношение мира детства к культуре в целом и к самому себе. В данном аспекте может быть выявлен иной образ детства, прежде всего — дошкольного, обладающий чертами развитой гармоничной целостности.
К числу признаков научной новизны диссертационного исследования следует отнести авторский взгляд на картину мира детства, где центральным является визуальный образ мира, представляющий собой систему графических и цветовых значений, зафиксированных в детских рисунках, семантика которых культурно обусловлена и в определенной степени архетипична.
В рамках информационно-знаковой сущности детской картины мира определено появление раздела — медиаобразования, явив целостные концепции зарубежных и отечественных исследователей, поставивших перед собой следующие цели: обучение визуальным формам коммуникаций и развитие «иммунных» качеств личности против манипулирования ею средствами масс-медиа.
В диссертационном исследовании автор доказывает, что современная цивилизация «вручила» ребенку экран в качестве средства развлечения и обучения. Ребенок оказался более способным, чем учителя, которым приходится ликвидировать «медиабезграмотность». Экран как изобретение цивилизации порождает агрессивную информационную среду, где размываются границы реального и виртуального мира, а также на первый план выдвигается «клиповое сознание», отдаляющее человека от созерцания и размышления, что в особенности пагубно для отечественной культуры, поскольку данные составляющие характерны для русской ментальности.
Практическая значимость диссертационного исследования определяется стремлением автора представить обобщенный опыт «прошлого и настоящего» как основу для дальнейших исследований феномена культуры детства.
Материалы и выводы работы могут быть использованы при разработке и чтении специальных курсов по теории и истории культуры, психологии, социологии культуры детства, культурной антропологии, этнографии, в подготовке соответствующих учебных программ. Опубликованные статьи и тезисы по теме диссертационного исследования помогут в практической деятельности преподавателей и студентов вузов.
Положения, выносимые на защиту
1. Детство представлено как особое явление социального мира, как необходимое состояние динамичной налаженности общества, состояние созревания растущего организма и подготовки к воспроизводству будущего поколения. Социализация по мере взросления ребенка имеет определяющую специфику в его формировании и содержании развития индивидуальности, что подтверждается монодисциплинарными исследованиями в областях философии, психологии, антропологии, социологии.
2. В истории культуры выявлены определенные этапы становления и формирования понятия «детство», причем в них ясно прослеживаются многочисленные сословные, классовые, региональные, семейные и прочие вариации. А именно: в архаичном обществе реализовался реликтовый уровень педагогической культуры; средневековое сознание не рассматривало детство как особое состояние человека; мыслители эпохи Возрождения подчеркивали всю значимость семейных отношений, размышляя о долге взрослых по отношению к детям; понятие детства как общей фазы развития человека было впервые сформулировано педагогикой эпохи Просвещения. В XIX в. детство стало предметом пристального внимания исследователей, благодаря появлению научной педиатрии. XX в. характеризуется интересом к феномену детства различными науками. В рамках междисциплинарного подхода сформировалось явление «культура детства», которая выступила предметом нашего исследования.
3. Детская субкультура характеризуется особыми представлениями ребенка о мире, ценностях, складывающихся в культуре и создающихся совместными усилиями детей и взрослых. При осмыслении и анализе феномена детства в культурно-историческом контексте выдвинуто предположение, согласно которому особенность детства обусловливается существованием в нем творческой активизации. Визуальная картина мира ребенка выражается, прежде всего, в графических и цветовых изображениях; детское «философствование» часто обусловлено его сомнениями и тревогами. В рамках общей проблемы культурологического осмысления культуры детства проведен анализ субкультуры детства, значения которой для развития ребенка заключаются в том, что она представляет собой особое психологическое пространство. Благодаря ему ребенок приобретает «социальную компетентность» в кругу своих сверстников; оно охраняет его от неблагоприятных воздействий культуры взрослых; оно же предоставляет ему «экспериментальную площадку» для «апробирования» себя и уточнения границ своих возможностей.
4. Существует множество специфических способов обобщения и систематизации представлений ребенка об окружающем мире. Творчество ребенка, в частности, художественно-изобразительное - одна из форм воспроизведения того, что представляет собой его мировоззрение, осуществляющееся в фантазиях, играх, танцах, песнях, лепке и других видах индивидуальной творческой деятельности.
5. В современном обществе существенное влияние на субкультуру детства оказывает аудио- и видео-средства массовой информации. Неограниченное господство экрана (как телевизионного, гак и компьютерного) вторглось в сферу человеческого существования. Экран для современного ребенка является не столько информатором и источником построения картины мира, сколько ее конструктором. Экранная культура посредством оптических эффектов, «клиповости» и др. трансформирует традиционную детскую картину мира в иную (визуальную) реальность, погружая ребенка в особые, измененные состояния сознания.
Апробация результатов диссертационного исследования
Отдельные положения обсуждались на семинарах кафедры культурологии Института переподготовки и повышения квалификации МГУ им. М.В.Ломоносова, на методологических семинарах кафедры теории и истории культуры Нижневартовского государственного педагогического института. С докладами по теме исследования автор выступал на конференциях различного уровня: на Втором Российском философском конгрессе: Екатеринбург, 1999; на окружной научно-практической конференции «Гуманизация культуры и образования в ХМАО на пороге третьего тысячелетия»: Нижневартовск, 2000; на Всероссийской научной конференции «Культура. Социум. Творчестно»: Омск, 2002; в региональной научно-практической конференции «Художественная культура как феномен»: Тюмень, 2002.
Структура диссертационной работы определена логикой исследования темы и последовательностью разрешения поставленных задач. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Общий объем диссертационного исследования 154 стр.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Детские игры в современном социокультурном пространстве России: к вопросу сохранения и развития традиций2010 год, кандидат культурологии Басенкова, Любовь Васильевна
Игра в субкультуре детства2004 год, кандидат философских наук Савенко, Наталья Васильевна
Мир детства как социально-педагогический феномен2000 год, кандидат педагогических наук Савченко, Валентина Васильевна
Традиционная детская субкультура Кубани и ее место в современном обществе2004 год, кандидат культурологии Дианова, Наталья Федоровна
Субститут- и эрзац-феномены в субкультуре детства2017 год, кандидат наук Суворкина, Елена Николаевна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Савицкая, Валерия Викторовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги исследования, необходимо отметить, что главная цель диссертационной работы - осмысление и анализ современного содержания понятия «культура детства» достигнута.
В диссертации подтверждено положение о возрастании актуальности феномена культуры детства по мере накопления стремительно обретенных качеств автономии, самостоятельности, независимости, что определено, в основном, последними информационными достижениями.
В ходе анализа проблемы в феноменологическом аспекте были использованы эмпирический подход и источники, в которых нашли свое отражение идентификационные методы, фиксирующие индивидуальные и социализированные векторы культуры детства, особенности коммуникации и конструирования моделей поведения и самоопределения феномена культуры детства в XX веке.
Универсальное определение детства - это этап формирования человека, на котором реализуется первичная социализация. Осмысление понятия «детство» в гуманитарных исследованиях представляет собой предмет междисциплинарной области знания. Стержневые факторы изучения феномена детства заключены в таких областях знания как: этнография (И.С.Кон), антропология (Р.Бенедикт, М.Мид, И. Эйбл-Эйбесфельд и др.), история (Ф.Ариес, Л.Демоз, И.С.Кон), психология (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, Д.Б.Эльконин), психологическая антропология (Р.Бенедикт, М.Мид и др.).
Детство является физиологическим, психологическим, педагогическим, социокультурным феноменом, имеющим историческое происхождение и природу, где ребенок «одушевляет» захватывающий его мир и реорганизует его в своем воображении (В.Вундт, Л.С.Выготский, Х.Ортега-и-Гассет, Й.Хейзиига). Художественноигровая самодеятельность детей осуществляется под влиянием плодов художественного творчества взрослых, создаваемых специально для детей или унаследованных от детства человечества сказок, песен, танцев. Таким образом, у ребенка складываются и развиваются одновременно и во взаимодействии две главные необходимые человеку способности усвоения и созидания.
В современном мире детство оценивается в различных степенях, культурах, формах, типах, видах его постижения.
Детство - это историческое завоевание человечества, имеющее собственную структуру развития. В культурно-историческом процессе исследователи выделяют определенные этапы становления детства как феномена, с характерными для каждого из них уровнями становления личности и определяющие его своеобразие. Определение хроники развития детства в культурно-историческом контексте подтверждает гипотезу, согласно которой особенность детства обусловливается существованием в нем творческой активизации.
Обращение к проблеме формирования субкультуры детства в современном мире обусловлено поиском ресурсов оптимального взаимодействия ребенка и социума. При рассмотрении и анализе субкультуры детства выявлено существование особой системы знаков, значений, представлений, отношений ребенка к окружающей среде, другим людям и себе. Таким образом, это целостная картина мира, складывающаяся благодаря механизму интериоризации в процессе взаимодействия ребенка с предметами и совместной деятельности его с взрослыми и сверстниками.
Содержанием детской субкультуры являются актуальные особенности поведения, сознания, деятельности, а также социогенетиче-ские инварианты - устойчивые во времени и пространстве образы, модели, жанры, тексты, представляющие собой «осколки» различных эпох, следы памяти прошлого опыта человечества, передаваемые из поколения в поколение детей.
Визуальная картина мира зафиксирована в детском рисунке, представляющем «перцептивное высказывание» ребенка о мире и отражает в значительной степени сам образ мира (В.Вундт).
В развитии детского рисунка всякий рисунок рассматривается как знак, построенный и сопоставляемый с реальностью по правилам, сложившимся в ходе развития человеческой культуры. Анализ детского рисунка как способа самореализации творческой потенции ребенка показал, что семантика образов несет в себе общечеловеческие, национальные и региональные особенности картины мира.
Влияние экрана на трансформацию детской картины мира особенно рельефно проявляется в детских рисунках, в которых часто независимо от заданной темы выступают запечатленные в сознании ребенка телеэкранные образы. Экран активно осуществляет «телеэкранную социализацию», видоизменяет детскую картину мира, постепенно вытесняя традиционные формы и институты социализации современного ребенка, пробуждая квазиотношения вместо гуманных отношений к миру.
Данное диссертационное исследование и заявленные в нем проблемы не претендуют на полное и исчерпывающее раскрытие темы, и требуют, разумеется, по мнению автора, дальнейшей разработки в русле культурологического анализа.
Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Савицкая, Валерия Викторовна, 2003 год
1. Абраменкова В.В. Детская святость // Педология. Новый век.- Март 2001. -№5. С.40 - 43.
2. Абраменкова В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире // Вопросы психологии. 2000. №1. - Январь - февраль. - С.3-16.
3. Абраменкова В. Эволюция семьи и духовное благополучие современного ребенка //http:oroik.netda.ru/chten98/abramenko.htm.
4. Августин Аврелий. Исповедь / Августин Аврелий. История моих бедствий / П.Абеляр: Пер. с лат.; сост. В.Л.Рабинович. М.: Республика, 1992. - 332с. (Человек в исповедальном жанре).
5. Аксенова Ю. Ребенок под деревом, или Корни лисы. Опыт ар-хетииического анализа детского рисунка // Архетип. 1997. - № 2-4.- С.77 80.
6. Антология культурологической мысли / Авт. сост. С.П.Мамонтов, А.С.Мамонтов. - М.: Изд-во РОУ, 1996. - 352 с.
7. Ариес Ф. Возрасты жизни // Философия и методология истории: Сб. ст.: Пер. с англ., нем., фр. Общ. ред. и вступ. ст. И.С. Кона. -М.: Прогресс, 1977. 332 с. (Логика и методология науки).
8. Ариес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке: Пер. с фр. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1999. - 415 е.: ил. (Другая история).
9. Аристотель. О душе / Пер. П.С.Попов; Предисл.
10. B.К.Сережников. М.: ОГИЗ. Соцэкгиз, 1937. - 178 с.
11. Аргемова О.Ю. Дети в обществе аборигенов Австралии // Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии. М., «Наука», 1992. - С. 17-56.
12. Астахова А.Самый гуманный в мире // Сегодня. 17 октября 2000 г. -№233.
13. Байрамова JI. Обаяние наивного // Смена. 1996. - №7.1. C.I 18 131.
14. Бакшутова Е. Детство это кошмар // Педология. Новый век. - Апрель 2002. - №2 (1 1). - С.25 - 31.
15. Баркан А.И. Его Величество Ребенок, какой он есть: Тайны и загадки / Худож. Н.Федорова. М.: Столетие, 1996. - 363 с.
16. Бевор Э. Юные, медиа и медиаобразование // Средства коммуникации и проблемы развития личности ребенка. / Ред. А.В.Шариков. М.: ЮНПРЕСС, 1 994. - С. 29-35.
17. Белик А.А. Культурология: Антропологические теории культур: Учеб. пособие. М.: РГГУ, 1998. - 238 с. (Программа «Высш. образование»).
18. Боннар А. Греческая цивилизация: От Илиады до Парфенона. От Антигоны до Сократа. От Еврипида до Александрии / Пер. с фр. О.В.Волкова, Е.Н.Елеонской. М.: Искусство, 1995. - 671 е., ил.
19. Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М.: «Новая Москва»,1924.
20. Бюхнер П., Крюгер Г.-Г., Дюбуа-Реймон М. Современный ребенок в Западной Европе // Социологические исследования, 1996. -№4.-С. 128-134.
21. Бюхнер П., Крюгер Г.-Г., Дюбуа-Реймон М. Современный ребенок в Западной Европе // Социологические исследования, 1996. -№5. -С. 140-147.
22. Ванечкина И.Л., Трофимова И.А. Дети рисуют музыку. Казань: «ФЭН» (совместно с журналом «Казань»), 2000. - 120 е., 62 ил.
23. Вежбицка А. Язык. Культура. Познание / Пер. с англ., вступ. ст. Е.М.Падучевой. М.: Русские словари, 1996. - 416 с.
24. Вундт В. Проблемы психологии народов // Западноевропейская социология XIX XX веков. Тексты / Под ред. В.И.Добренькова. - М.: Изд. Междунар. ун-та Бизнеса и Управления, 1996.-С. 5-33.
25. Вундт В. Фантазия как основа искусства / Пер. Л.А.Зандера; под ред. проф. А.П.Нечаева. СПб.: Издание Товарищества М.О.Вольфа, 1914. - 147 с.
26. Выготский Л.С. Конкретная психология человека // Вести. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. М., 1986. -№ 1. С. 25 -40.
27. Выготский Л.С. Мышление и речь: Психологические исследования / Под ред. и вступ. ст. В.Колбановского. М.; Л.: Соцэкгиз, 1934. - 323с.
28. Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. М.Г.Ярошевского. М.: Педагогика, 1997. - 341 с.
29. Выготский JI.C., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 224 е., ил.
30. Гидденс Э. Социология / Общ. ред.: Л.С.Гурьевой и Л.Н.Иосилевича; Науч. ред. В.А.Ядов. М.: УРСС, 1999. - 703 е.: рис.,табл.
31. Голещихина Т.Л. Русское народное детское музыкальное творчество // Культура как способ бытия человека в мире: Материалы III Всероссийской конференции, Томск 13-15 декабря 2001 г. Томск, 2002.-С.235 239.
32. Гришин В.А. Субкультура и ее проявление в молодежной среде // Общественные самодеятельные движения. М.: НИИ, 1990. -С.10-110.
33. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972. -400 с.
34. Демоз Л Психоистория / Пер. с англ. Ростов н / Д: Феникс, 2000. - 510 е.: ил. (Классики психологии XX века).
35. Дмитриева А.А. Художественное слово и детский рисунок // Искусство и образование. 1998.- №-5. - С.47 - 54.
36. Евсикова Н. Царевна в лягушке // Педология. Новый век. -2002. -№4(13). -С. 27 -36.
37. Жамкочьян М. Кошмар Демоза // Педология. Новый век. -Апрель, 2002. №2 (11). - С 30-31.
38. Зазнобила Л. Живая жизнь и «виртуальная реальность» (Проблемы содержания медиаобразования в контексте школьного образования) // Народное образование. 1996. № 9. С. 17 - 21.
39. Зеньковский В.В. Психология детства. М.: Academia, 1996. - 342 с.
40. Зорина 3. Зачем они играют// Педология. Новый век. 2001. -№6.-С.55 - 58.
41. Иванов С.П. Ребенок как субъект жизни в пространстве образования современного мира // Мир психологии. 2002. - №1(29). -С. 46- 55.
42. Ильенков Э.В. Философия и культура / Придисл. Новохатько А.Г. М.: Политиздат, 1991. - 464 с.
43. Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Междунар. науч. конф., Краснодар Новороссийск, 11-14 сент. 1996 г. Тез. докл. /. Краснодар, гос. акад. культуры и др.: Ред. кол.: . Михлина И.И. (огв.ред.) и др. - Краснодар, 1996. - 46 с.
44. История ментальностей. Историческая антропология: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах / Сост. Е. М. Михина; Кол. авт. Рос. акад. наук. Ин-т всеобщ, истории и Рос. гос. гуманитарный ун-т. М.: Б.и., 1996. - 254с.
45. Каган М.С. И вновь о сущности человека // Отчуждение человека в перспективе глобализации мира. Сб. статей. Выпуск I / Под ред. Маркова Б.В., Солонина Ю.Н., Парцвания В.В. СПб.: Изд-во «Петрополис», 2001. - С.48 - 67.
46. Кислов А.Г. Социокультурные смыслы детства. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1998. - 150 с.
47. Кларин М.В. Философия и ребенок: анализ детского философствования // Вопросы философии. 1986. №11. - С. 134 -139.
48. Кон И.С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива) / АН СССР, институт этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. М.: Наука, 1988. - 269 <2>с.
49. Кон И.С. Социологическая психология: Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 1999. (Психологи Отечества. Избранные психологические труды в 70-ти т.). - 555 с.
50. Кои И.С. Этнография детства (проблемы методологии) // Советская этнография. 1981. - №35. - С. 3 - 14.
51. Кон И.С. Этнография детства. Состояние и перспективы // Вести. АН СССР. М., 1985. - №8. - С.54 - 71.
52. Кондратьев Е. Дети как наивные философы // Философия наивности / Сост. А.С.Мигунов. М.: Изд-во МГУ, 2001. - С.81 - 84.
53. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление: Психологический очерк / Пер. с англ. П.Тульвисте; под ред. А. Р.Лурия. М.: Прогресс, 1977. - 262 е.: ил. (Общественные науки за рубежом. Философия и социология).
54. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001. - 496 с.
55. Кристева Ю. Ребенок с невысказанным смыслом. // Интен-циональность и текстуальность. Сб.н.тр. Томск: «Водолей», 1998. -С. 187-305.
56. Кудревцев В.Т. Дети в перевернутом мире, или Попытка нового прочтения старой темы // Дошкольное воспитание. 1996. - №11. - С.65 - 75.
57. Кудрявцев В.Т. Исследования детского развития на рубеже столетий (научная концепция института) // Вопросы психологии. -2001. -№ 2. С.8-21.
58. Кудрявцев В.Т. Культурно-исторический статус детства: эскиз нового понимания // Психологический журнал. Т. 19. 1998. №3. -С.21 -35.
59. Кудрявцев В., Алиева Т. Еще раз о природе детской субкультуры // Дошкольное воспитание. 1997. - №3. - С.87-91.
60. Кудрявцев В., Алиева Т. Еще раз о природе детской субкультуры // Дошкольное воспитание. 1997. - №4. - С.64-68.
61. Культурология. XX век. Словарь / Гл. ред., сост., авт. проекта Левит С.Я.; Отв. ред. Мильская Л.Т. СПб. - Университетская книга, 1997. - 640 с. - («Культурология.XX век»).
62. Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2 т. Т. 2 / Гл. ред., сост., авт. проекта Левит С.Я. СПб.: Университетская книга, 1998. -446 с.
63. Куруленко Э.А. Историческая эволюция детства. Социокультурный аспект // Социология. 1998. - №1. - С. 21 -35.
64. Курьер ЮНЕСКО. 1983. Апрель. С. 4.
65. Кутырев В.А. Разум против человека (Философия выживания в эпоху постмодернизма). М.: ЧеРо, 1999. - 227 с.
66. Лебон Г. Психология народов и масс // Западно-европейская социология XIX XX веков. Тексты / Под ред. В.И.Добренькова. - М.: Изд. Междунар. ун-та Бизнеса и Управления, 1996. - С. 95 - 146.
67. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Психология мышления / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.В.Петухова. М: Изд-во МГУ, 1980.-С. 130-140.
68. Леви-Строс К. Первобытное мышление / Пер., вступ. ст. и примеч. Островского А.Б. М.: Республика, 1994. - 384 е., ил. (Мыслители XX века).
69. Леонтьев К.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
70. Липе Ю. Происхождение вещей. Из истории культуры человечества / Пер. с нем. В.М.Вахта. Смоленск: Россич, 2001. - 512 е., илл. (Популярная историческая библиотека).
71. Локк Дж. Сочинения: В 3 т.: Пер. с англ. / Ред.: Нарский И.С.; Ред.: Субботин А.Л., Кол.авт. АН СССР. Ин-т философии. М.: Мысль, 1988. - 668 с. (Философское наследие).
72. Лурия А.Р. Язык и сознание. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-416 с.
73. Маргинальное искусство / Сост. и предисл. А.С.Мигунова. -М.: Изд-во МГУ, 1999. 159 с.
74. Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения: Пер. с англ. Ю.А.Асеева / Сост. В.И.Беликов; ред. И.С.Кон. М.: Наука. Гл.ред.вост.лит., 1988. - 430 с. (Этнографическая б-ка).
75. Мид М. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями // Культурологические тексты: http://uchcorn.botik.ru/educ/PUSTYN/lib/rnid.ru.html.
76. Моляко В.А. Формирование образа экологической катастрофы на примере Чернобыльской атомной аварии // Вопросы психологии. 1992.-№5-6.-С. 11 -15.
77. Монтень М. Избранное / Сост., вступ. ст., коммент. С.Д.Артамонова. М.: Россия, 1998. - 416 с.
78. Монтень М. Опыты: Избранные произведения в 3-х кн. Кн.1 -2 / Изд.подгот. А.С.Бобович, Ф.А.Коган-Бернштейн, Н.Я.Рыкова и др. -2-е изд. М.: Наука, 1980. - 703 с. (Литературные памятники).
79. Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии / Пер. с франц. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996. - 360 с. (Этнографическая библиотека).
80. Мыслители Греции. От мифа к логике: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во Фолио, 1999. - 832 с. (Серия «Антология мысли»).
81. Новиков А. Чешуя дракона. Заметки о метафизике телевидения //Москва. 1997.-№ 4.-С. 125 - 127.
82. Носов Н.А. Виртуальный человек: Очерки по виртуальной психологии детства. М.: Магистр, 1997. - 192 с.
83. Носов Н.А. Виртуальная реальность // Вопросы философии. -1999. -№10. С. 152—164.
84. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебник. М.: Российское педагогическое агентство. 1996. - 374 с.
85. Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения: Быт, нравы, идеалы. М.: Юристъ, 1996. - 575 с. (Лики культуры).
86. Орлов A.M. Апиматограф и его Анима. Психогенные аспекты экранных технологий. М.: ИМПЭТО, 1995. - 384 с.
87. Орлов A.M. Духи компьютерной анимации: (Мир электронных образов и уровни сознания). М.: МИРТ, 1993. - 105 с.
88. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры / Вступ. ст. Фридлендера Г.М.; Сост. Багно В.Е. М.: Искусство, 1991. - 588 с.
89. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб: Питер, 2000. - 288 с.
90. Панов В.И. Экопсихология: сознание, развитие, детство // Российский государственный научный фонд. 1997. - №3. - С. 227 -234.
91. Пегов В.А. Душевное здоровье детей современной цивилизации (исторический аспект) // Труды Смоленского государственного института физической культуры. Смоленск, 1995. - С. 55-58.
92. Петров М.К. Язык. Знак. Культура. М.: Наука. Глав. ред. вост. лит., 1991. - 328 с. библиогр.
93. Петрова Е.Ю. Детская субкультура с точки зрения гешгальт-подхода // Гештальт 96: Сб.матер.Моск.Гештальт института за 1996 г.-М., 1996.-С. 77-85.
94. Пиаже Ж. Избранные психологические труды: Пер. с англ. и фр. / Вступ. статья В.А. Лекторского, В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина и др. М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 680 с.
95. Пиаже Ж. Суждения и рассуждения ребенка. СПб.: Союз, 1997.-283 с.
96. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). Тверь: ИПП «Приз», 1994. - 120 с.
97. Пирцио-Бироли Д. Культурная антропология Тропической Африки. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. - 2001. - 335 с. (Этнографическая библиотека).
98. Платон. Государство; Законы; Политика / предисл. Е.И.Темнов. М.: Мысль, 1998. - 798 е.: фронт. (Из классического наследия).
99. Полуянов Ю.А. Дети рисуют: (Педагогический всеобуч родителей) М.: Педагогика, 1988. - 176с. (Педагогика - родителям).
100. Репринцева Е.А. «Человек играющий» как субъект освоения ценностей культуры // Культура как способ бытия человека в мире: Материалы III Всероссийской конференции, Томск 13-15 декабря 2001 г. / Под ред. Ю.В.Петрова. Томск: Изд-во НТЛ, 2002. - 376 с.
101. Ю8.Розин В.М. Что такое воображение // Мир психологии. 2002.- №1(29).-С. 238 -247.
102. Ю9.Рондели Л.Д. «Киноменю» школьников // Социологические исследования. 1995. - № 3. - С. 35 - 48.
103. Современный философский словарь / Под общ.ред. д.ф.н., профессора В.Е.Кемерова. 2-е изд., испр. и доп. - Лондон, Франк-фурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск: «ПАНПРИНТ», 1998. - 1064 с.
104. Н.Соловьева Ю.В., Талызина Н.Ф. Особенности интеллекта детей, живущих в разных социокультурных условиях // Мир психологии. 2002. - № 1 (29). - С. 73-83.
105. Степанов С. Телевизор: Наставник и зеркало. // Педология. Новый век. 2001. - №9. - С.57 - 60.
106. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. - 320 с.121 .Тагильцева Н. Искусство в развитии самосознания детей // Искусство и образование. 2002. -№1(19). - С. 26-33.
107. Тард Г. Социальная логика // Западно-европейская социология XIX XX веков. Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. - М.: Изд. Междунар. ун-та Бизнеса и Управления, 1996. С. 146 - 155.
108. Тендрякова М. Время в зеркале детской игры // Педология. Новый век. Май, 2001. - № 6. - С. 49 - 50.
109. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989.-420 с.
110. Традиционная культура и мир детства: Материалы междунар. науч. конф. «XI Виноградовские чтения» Коллект. автор., ред-кол. М.П.Чередникова (гл.ред.) и др. Ульяновск: Лаб. культурологии, 1998. - 99 с.
111. Улыбина Е.В. Инцестуозная реальность детства в современной культуре // Мир психологии. 2002. - №1(29). - С. 30 - 45.
112. Ушинский К.Д. Предисловие к первому тому «Педагогической антропологии» // Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. - М.: Педагогика, 1990. С.60 - 67.
113. Фабри К.Э. Игры животных и игры детей (сравнительно-психологические аспекты) // Вопросы психологии. 1982. - №3. -С.26-34.
114. Фельдштейн Д.И. Феномен Детства и его место в развитии современного Общества // Мир психологии. 2002. - №1 (29). - С. 9 -20.
115. Философия наивности / Сост. А.С.Мигунов. М.: Изд-во МГУ, 2001.- 384 с.
116. Фомина Н. Детский рисунок как феномен художественной культуры // Искусство в школе. 1997. - №4. - С.З - 7.
117. Фомина И. Изучение творчества детей в ГАХН // Искусствознание. 1998. -№1. - С.303 - 309.
118. Фомина И. Каким быть выставкам детского рисунка в следующем тысячелетии? // Искусство в школе. 1997. -№1. - С.55 - 59.
119. Фрейд 3. Тотем и табу: Психология первобытной культуры и религии СПб.: Алетейя, 1997 - 222 с.
120. Фрейд 3. Художник и фантазирование / Общ. ред., сост., вступ. ст.: Додельцева Р.Ф., Долгова К.М.; Пер. с нем. Додельцева Р.Ф. и др. М.: Республика, 1995. - 398 с.
121. Фромм Э. Иметь или быть / Пер. с англ. Отв. ред., составитель, автор предисл. П.С. Гуревич. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 2000. - 448 с. - (Классики зарубежной психологии).
122. Хсйзинга И. Homo Ludens; Статьи по истории культуры / Сост. пер. и авт. вступ. ст. Сильвестров Д.В.; Науч. коммеит. Харито-новича Д.Э. М.: Прогресс - Традиция, 1997. - 413 с.
123. Хейзинга И. Осень средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. М: Наука, 1988. - 540 с.
124. Чаликова В. Дети, «примитивы» и культура участия. Утопические проекты антрополога // Знание сила. - Июнь, 1993. - С. 84-94.
125. Чанышев А.Н. Аристотель. М.: Мысль, 1981. - 200 с. (Мыслители прошлого).
126. Чаша Гермеса; Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция. М.: Юристъ, 1996. - 336 с.
127. Чередникова М.П. «Голос детства» из дельней дали.» (Игра, магия, миф в детской культуре) / Сост. науч. ред., примеч., библи-огр. указ. В.Ф.Шевченко. М.: Лабиринт, 2002. - 224 с.
128. Чистяков В.В. Современное Детство как антрополого-методологичсская проблема // Мир психологии 2002. №1(29). - С. 20 -30.
129. Шмит Ф.И. Почему и зачем дети рисуют. М.: Гос-е изд-во, 1914.-315 с.
130. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. СПб, Издательский дом «П.Э.Т.», при участии издательства «Алетейя», 1996. -155 с.
131. Штерн В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования / Пер.с нем., под ред. всеукр. ин-та тр. Киев: Книгоспил-ка, 1925.-405 с.
132. Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры: Опыт этногр.исследования системы. СПб: Наука, 1993. - 340 с.
133. Эйбл-Эйбесфельд И. Поведение детей: культуры народов ко-сан, яномами, химба и эйпо // Культуры. 1982. - №4. - С. 5 - 29.
134. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.304 с.
135. Эмоциональное здоровье вашего ребенка. М.: ЮНИТИ, 1995 -400 с.151 .Энциклопедический словарь по культурологии / Под общ. ред. А.А.Радугина. М.: Центр, 1997. - All с.
136. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Летний Сад, 2000415 с.
137. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Толстых А.В. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 344 с.
138. Этика. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. Р.Г.Апресяна и А.А.Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. - 671 с.
139. Этнография детства: Сб. фольклор, и этногр. материалов / Рос. фонд культуры, Рос. союз любительских фольклор, ансамблей, Запись и нотации и фот. Г.М. Наумснко. М.: Беловодье, 1998. - 388 е.: ил.
140. Этнография детства: Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. / Ред. И.С.Кон.- М.: Наука. Гл.ред.вост.лит., 1988. 190 с.
141. Этнос. Идентичность. Образование: Труды по социологии образования / Под ред. B.C. Собкина. М.: Наука, 1998. - 270 с
142. Юнг К.-Г. Архетип и символ / Сост. и вст. ст. Руткевича A.M. М.: Renaissance, 1991.-299 с.
143. Юнг К.-Г. Конфликты детской души. М.: Канон. Реабилитация, 1994. -253 с. (История психологии в памятниках).
144. Юнг К.-Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997. - 302 с.
145. Юнг К.-Г. Божественный ребенок. М.: Олимп; Акт, 1997.400 с.
146. Юнг К.-Г. К пониманию психологии архетипа младенца // Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе / Сост. Гальцева Р.А. -М.: Политиздат, 1991.-С. 119-129.
147. Юнг К.-Г. Психология бессознательного / Пер. с нем. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», «Канон +», 1998. - 400 с. (Классики зарубежной психологии).
148. Ясперс К. Введение в философию / Пер.с. нем. Под ред. А.А.Михайлова. Ми.: Пропилеи, 2000 (Схолия) - 192 с.
149. Fromm Е. The Sane Society. New York: Rinehart, 1955. - 3621. P
150. Television and American Family. N. Y., 1990.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.