Феномен этнического бытия тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, доктор философских наук Данакари Ричард Арами
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 334
Оглавление диссертации доктор философских наук Данакари Ричард Арами
Введение. лава 1. Проблема бытия в историко-философской традиции
1.1. Понятие бытия в классической европейской философии.
1.2. Проблема бытия в современной западной философии.
1.3. Специфика постижения бытия в русской религиозной философии. раткие выводы. лава 2. Философия этничности
1. Категория «этническое бытие»: методология исследования и принципы анализа.
2. Этническое бытие: природа, сущность и специфика.
3. Нация как высшая ступень этнического бытия.
4. Концептуальные основания и научный статус философской этнологии. раткие выводы. лава 3. Этническое бытие в контексте современной глобализации
1. Социально-экологические проблемы и бытие этносов.
2. Этнос в условиях социальных трансформаций и конфликтов.
3. Особенности современной глобализации и интернационализации. раткие выводы. ава 4. Этническое бытие Российской Федерации 1. Социально-философский анализ истории этнического бытия
Российской Федерации.
2.Этническое бытие в социально-экономическом измерении.
3.Российская цивилизация как суперэтнос. аткие выводы. ключение. исок использованной литературы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Этническое пространство России: Социально-философский анализ2004 год, доктор философских наук Кибасова, Галина Петровна
Этническая идентичность: сущность, содержание и основные тенденции развития2011 год, кандидат философских наук Мухлынкина, Юлия Владимировна
Теоретико-методологические основы исследования этнических феноменов2001 год, доктор философских наук Рыбаков, Сергей Евгеньевич
Мифолого-религиозные основы формирования этнического сознания калмыков2005 год, доктор философских наук Бичеев, Баазр Александрович
Этническая идентичность: роль хозяйственно-экономических и культурно-языковых факторов2007 год, доктор социологических наук Хилханов, Доржи Львович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен этнического бытия»
Актуальность темы исследования. Радикальные изменения, происходящие как в мире, так и российском обществе в последнее время, актуализировали тему этнического бытия. Адекватными «ответами» на процессы глобализации стали «этническая революция», «этническая экспансия» во всех сферах жизни социума, еще большее стремление народов сохранить свой язык, культуру, идентичность, традиции и обычаи. Непрерывное нарастание этнических конфликтов и войн заставило многих ученых кардинальным образом пересмотреть прежние парадигмы, отказаться от старого «наследства», от теорий «естественного угасания этничности». Свою значимость и эффективность потеряли большинство социально-политических концепций этноса и наций, идеологические доктрины решения национального вопроса.
Актуальность философского исследования этнического бытия обусловлена следующими факторами.
Во-первых, радикальным образом изменившаяся современная социально-этническая реальность требует для своей объективной оценки системного и углубленного анализа.
Во-вторых, без серьезных исследований и глубокого постижения истории народов и процессов непрерывных трансформаций обществ невозможен выбор альтернативы дальнейшего развития, выявление способов и средств перевода социальной системы из кризисного состояния в стабильное и динамичное.
В-третьих, все более значимой и актуальной становится разработка новой глобальной стратегии, способной сохранить единство и многообразие мирового сообщества, уникальность культур и цивилизаций, обеспечить гармоничное развитие общечеловеческого и государственного, национального и этнического, гарантировать право народов на культурную и этническую идентичность.
В настоящее время изучение проблемы этничности во многом носит социально-исторический, психологический и политологический характер. Однако все более осознается, что только в рамках философского исследования возможно постижение этноса как многомерной и уникальной целостности, выявление единства, многообразия и специфики векторов социальной и этнической эволюции. Философское постижение проблемы этнического бытия актуально также в связи с превращением этносов в реальных субъектов социально-исторического процесса, общественного развития. Недостаточная разработанность концепций, неадекватность знаний об этих субъектах, их сущности, факторах формирования и закономерностях развития лишает современное общество возможности обеспечивать научное управление социальными процессами.
Проблема этнического бытия наиболее значима для Российской Федерации как полиэтнического и поликонфессионального сообщества народов, объединяющего Европу и Азию, Запад и Восток. На переломном этапе исторического развития вновь актуализированы проблемы ориентации на Запад или Восток, вопросы бытия России как специфического пространства сосуществования различных этносов и народов, культур и цивилизаций, языков и религий.
Нам представляется, что определение этноса как уникальной системы, специфической природно-биологической и социокультурной целостности возможно прежде всего в рамках философской этнологии. Неудовлетворенность существующими этнологическими парадигмами связана в значительной степени с разрушением привычных общенаучных и философских картин мира. В сложившейся ситуации целесообразно опираться на все значимое из классического наследия, в том числе советской эпохи, а не только на постмодернистскую методологию.
Степень разработанности проблемы. Философское исследование этнического бытия находится в междисциплинарном и полипарадигмальном пространстве различных наук. Существует огромное количество исторических, социологических, политологических и психологических работ, разработаны различные подходы, концепции, парадигмы, в которых с разных позиций рассматривается генезис и природа, сущность и специфика этносов, однако теоретический и системный анализ в достаточной мере не осуществлен, интегральная концепция отсутствует.
В нашей стране исследование философских проблем этноса и нации имеет богатую историческую традицию и всегда отличалось особой дискуссионностью и неординарностью подходов. В результате появились уникальные, имеющие значительное своеобразие, противоположные теории и концепции этноса. Прежде всего следует отметить социальную «теорию этноса» патриарха советской этнографии Ю.В. Бромлея и природно-биосферную, пассионарную концепцию этногенеза Л.Н. Гумилева.
Высоким эвристическим потенциалом обладают работы Р.Г. Абдулатипова, В.А. Авксентьева, В.П. Алексеева, С.А. Арутюнова, Ю.В. Арутюняна, В.Н. Бабакова, Ю.М. Бородая, Б.Е. Винера, А.Ф. Дашдамирова, М.С. Джунусова, А.И. Доронченкова, JI.M. Дробижевой, А .Я. Зарипова, В.А. Здравомыслова, В.Н. Иванова, С.Г. Кагияна, С.Т. Калтахчяна, В.И. Козлова, М.В. Крюкова, М.И. Куличенко, А.И. Кузнецова, C.B. Лурье, В.А. Печенева, П.М. Рогачева, М.Н. Росенко, С.Е. Рыбакова, М.Н. Руткевича, М.А. Свердлина, H.H. Седовой, A.A. Сусоколова, В.Ю. Сухачева, В.Э. Тадевосяна, В.А. Тишкова, С.А. Токарева, H.H. Чебоксарова, C.B. Чешко и др.
Общие проблемы истории и теории этноса и нации, различные их аспекты представлены в трудах сторонников марксизма Э. Ренана, О. Бауэра, К. Каутского. Значительное влияние на современную теорию национальных отношений и социальную практику оказали работы В.И. Ленина и И.В. Сталина. В XX веке исследования этничности, специфики этнического и социального развития стали актуальными и в западных общественно -гуманитарных науках и связаны с именами Б. Андерсона, П. Бурдье, Ф. Барта, П. Ван дер Берге, К. Вердери, В. Вундта, Э. Геллнера, К. Гирца, А. Кардинера, Д. Лейка, Р. Липшуца, М. Мид, Д. Ротшильда, Э. Смита, Э. Хобсбаума и др.
Значительный интерес представляет анализ онтологической проблематики в трудах Н. Гартмана, С. Кьеркегора, Д. Лукача, М. Хайдеггера, Ж.П. Сартра, X. Ортеги-и-Гассета, Э. Фромма, К. Ясперса, в философии постмодернизма Ж. Делеза, Ж. Деррида, М. Фуко и др.
Важными и актуальными являются идеи русских философов конца XIX - первой половины XX вв.: B.C. Соловьева, H.A. Бердяева, С.Л. Франка, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина и др.
Для разработки интегральной концепции этнического бытия исключительно важна роль исследований в области социальной философии, философской антропологии, теории культуры и философии политики, проведенных в последние десятилетия С.Э. Крапивенским, Н.В. Омельченко, А.И. Пигалевым, А.Л. Стризое и др.
В своем исследовании этнического бытия мы во многом опирались на идеи волгоградской школы под руководством профессора H.H. Седовой. Они послужили информационной базой для актуализации проблем этнической онтологии1. Данная работа может рассматриваться как определенный этап в разработке волгоградскими учеными философских проблем этноса.
В последнее время написан ряд кандидатских и докторских диссертаций (А.Н. Гулевский, В.Н. Бадмаев, H.H. Томашевская, В.А. Ягубкин), посвященных проблемам национального интереса, феномену национальной идентичности, соотношению национальной и этнической идентичности, социальному бытию этноса .
1 Седова H.H. Человек - этнический. Волгоград, 1994.; Петрова И.А. Россия в этническом времени. Волгоград, 1999.; Кибасова Г.П. Этническое пространство. Волгоград, 2003.
2 См.: Гулевский А.Н. Соотношение этнической и национальной идентичности: автореф. дис.канд. филос. наук. Волгоград, 2005; Бадмаев В.Д. Феномен национальной идентичности (социально-философский анализ): автореф. дис.д-ра филос. наук. Волгоград, 2005; Томашевская H.H. Социальное бытие этноса:
Предметное поле диссертационного исследования потребовало обращения к проблемам исторической и социальной динамики общества. Появилась необходимость в изучении генезиса человека и общества, специфики современных социальных трансформаций, декомпозиции социальных структур, процессов маргинализации социума, проблем глобализации, цивилизации и культуры, вопросов модерна и постмодерна. В этой связи особую значимость приобрели публикации известных зарубежных и российских философов и социологов: Д. Белла, П. Бергера, И. Валлерстайна, М. Вебера, Э. Гидденса, Ю.В. Давыдова, В.И. Добренькова, Э. Дюркгейма, Т.И. Заславской, B.JI. Иноземцева, Н.И. Лапина, Н. Лумана, Р. Мертона, Г.В. Осипова, A.C. Панарина, Т. Парсонса, П.А. Сорокина, А. Тойнби, А. Тоффлера, В.Г. Федотовой, Э. Фромма, Ф. Фукуямы, С. Хантингтона, А.Н. Чумакова, В.Н. Шевченко, Б.Г. Юдина, В.А. Ядова, Ю.В. Яковца.
Однако потребности достаточно сложной и противоречивой социальной действительности и логика развития научного знания предполагают необходимость дальнейшего постижения этнических процессов. Создание интегральной концепции этнического бытия является актуальной задачей социальной философии. Включение этнической составляющей при исследовании общества позволяет дать более объективный диагноз социальной системе, определить модели ее развития.
Объект исследования - социальное бытие в его единстве и разнообразии.
Предметом исследования являются природа, сущность и закономерности этнического бытия.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является создание интегральной концепции этнического бытия. Для автореф. дис. д-ра филос. наук. Волгоград, 2005; Ягубкин В.А. Национальные интересы как условие мирового порядка: автореф. дис.канд. филос. наук. Волгоград, 2004. достижения поставленной цели предполагается решение следующих исследовательских задач:
• исследовать проблему бытия в историко-философской традиции с целью определения онтологической сущности этногенеза;
• проанализировать многовариантные и полярные парадигмы этноса и этничности, нации и национализма как отражение плюралистичности и субстанциональной сложности этногенеза;
• концептуализировать теоретико-методологические основания интегральной категории «этническое бытие», включающей уникальность бытия человека этнического, этническое пространство, этническое время и этническую идентичность;
• определить научный статус и полипарадигмальное пространство философской этнологии - науки, включающей этническую онтологию и этническую антропологию;
• конституировать этническую антропологию как науку о бытии человека этнического, о его смысле жизни и предназначении;
• рассмотреть проблемы этнического бытия контексте глобализации и интернационализации мира, в системе непрерывных социальных трансформаций;
• раскрыть специфику этнического бытия российской цивилизации как суперэтноса, социокультурного пространства сосуществования различных этносов и наций, языков и религий, диалогов культур и цивилизаций.
Гипотеза исследования заключается в том, что категория «этническое бытие» как своеобразное синтетическое единство материального и идеального, отражая полифункциональность и многомерность существования этноса как микрокосма, включает в себя всю систему общественных отношений. Это позволяет рассматривать этническое бытие как специфическую целостность, интегрирующую все субстанциональные характеристики (антропологическое, экологическое, материальное, социальное, культурное бытие, этническое время, этническое пространство, этническую идентичность).
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
- предложена интегральная концепция этнического бытия, объясняющая субстанциональную природу, сущность и специфику этноса как микрокосма, как универсальной многомерной целостности;
- выявлены концептуальные основания философской этнологии, включающей этническую онтологию и этническую антропологию;
- установлено, что этническая онтология изучает существование этноса, его этническое пространство и время, перспективы развития; этническая антропология исследует проблемы «человека этнического», его этнической идентичности, смысла жизни и предназначения;
- разработана методология исследования и принципы анализа этнического бытия;
- обосновано использование синергетической парадигмы, которая позволяет понимать этническое бытие и как целостность, и как неравновесный объект социальной системы;
- определены место и роль этничности в процессах современной глобализации и интернационализации;
- осуществлена социально-философская интерпретация этнического бытия российской цивилизации и представлена ее перспектива как суперэтноса.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Этническое бытие - это интегральный природно-биологический и социокультурный феномен, включающий бытие человека этнического, специфическое этническое пространство, этническое время и этническую идентичность.
2. Этническое бытие занимает особое место в жизнедеятельности общества, имманентно включено в него и интегрировано в социальную структуру.
Этносы являются единственно значимыми группами, обеспечивающими соответствие биологических и социальных изменений. Сохраняя генетическое разнообразие, они напрямую восходят к природной сущности человека и детерминируют социальное.
3. Этническое бытие представляет собой поливариантный и многомерный феномен, позволяющий вычленить и проанализировать специфику взаимодействия социальной и этнической структур в условиях декомпозиции, транзитивности и трансформации общества, особенности влияния феномена этничности и этнических элит на политическую систему.
4. Этнос как универсальный и полифункциональный феномен однозначно не вписывается ни в формационную, ни в цивилизационную парадигму. Быстро изменяющаяся объективная реальность, социально-политическая практика все более подтверждают ограниченность и неадекватность многих социально-политических и этнологических концепций, созданных как на основе формационного, так и цивилизационного подходов.
5. Опора на синергетическую парадигму помогает признать главной формой современного этнического бытия не ставшее (порядок, традицию), а непрерывно становящуюся инновацию, в процессе которой определенные свойства этноса переходят из потенции в актуальность.
6. В полиэтническом обществе любая социальная проблема имеет тенденцию приобретать этническую специфику. Этничность в современной социальной системе превратилась в своеобразный катализатор исторического процесса, непрерывно отрицающий консервативные государственные, политические и правовые институты. Она выполняет функции объективного показателя деструктивных тенденций в обществе, специфического индикатора степени взаимодействия различных социальных и этнических групп и элит.
7. Исторические формы общности людей как специфические формы этнической эволюции отражают процессы трансформации природно-биологического и социокультурного в человеке и обществе, свидетельствуют о восхождении социума на новую ступень всемирной истории. Следовательно, на каждой стадии развития человеческого общества этнос должен иметь максимально полные возможности для исторической самореализации своего потенциала. Распад СССР в определенной степени объясняется тем, что через новую историческую общность - советский народ - этничность не смогла реализовать свою миссию, существовать и осуществиться в форме советской социальной системы.
8. Современное российское общество нуждается в новой интернациональной модели, сформированной на основе идей коллективизма и соборности, творческого применения принципов западничества, евразийства и космизма. Многонациональный российский народ можно объединить только на основе идеи «российской нации» как новой интернациональной общности.
9. Формирование общероссийской идентичности является основным фактором становления современной этатической, гражданской идентичности, в которой нуждаются все граждане России, независимо от национальности. В числе актуальных проблем фиксация и популяризация термина «россияне», который является вполне адекватным вербальным оформлением новой идентичности. Следует конституировать нерушимое единство всей российской нации, Российской Федерации как общей и неделимой Родины всех россиян, признать и гарантировать право на автономию, солидарность и согласие для всех национальностей и регионов, интегрированных в нее.
Методологическая основа исследования. Диссертационное исследование опирается на философскую и общенаучную методологию, принципы системности, исторического и социального познания. Междисциплинарный характер, сложность проблематики потребовали привлечения широкого спектра источников из социальных и гуманитарных наук, методов, применяемых в философии, социологии, этнологии, культурологии и психологии.
В диссертации использованы методология и традиции волгоградской философской школы, представленные в работах H.H. Седовой, И.А. Петровой и Г.П. Кибасовой.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его основные положения и выводы дают новую концептуальную основу для постижения феномена этнического бытия.
Материалы и результаты работы могут быть использованы для дальнейших социально-философских исследований и разработок, при подготовке учебных программ по социальной философии, спецкурсов по философской этнологии, этнической онтологии и этнической антропологии, социально-гуманитарным дисциплинам, различным разделам социологии, политологии, культурологии, психологии.
Полученные результаты представляют значительный интерес для социальных институтов, управленческих структур, оказывающих влияние на формирование оптимальной модели развития российского общества, концепции межнационального согласия и мира, толерантности и гуманизма, обеспечение устойчивого и стабильного развития полиэтнического и поликонфессионального российского общества.
Апробация исследования. По теме диссертации опубликовано 42 работы, в том числе монография и 4 статьи в научных журналах, рекомендованных ВАК для публикации материалов докторских диссертаций. Основные положения и выводы работы обсуждались на различных форумах, в том числе на IV Российском философском конгрессе «Философия и будущее цивилизации» (Москва, 2005); Международном научном конгрессе «Наука, искусство, образование в III тысячелетии» (Волгоград, 2004); на международных конференциях «Человек в современных философских концепциях» (Волгоград, 1998, 2000, 2004); на ежегодных Международных научно-практических конференциях, которые проводятся в Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии (Волгоград, 2000 - 2006 гг.).
13
Диссертация обсуждена на кафедре теоретической и социальной философии Волгоградского государственного университета. Основные положения, выводы и результаты диссертационного исследования докладывались на заседаниях кафедры философии, истории и политологии Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии (ВГСХА). Общий объем работ - 36 п. л. Автором разработан спецкурс «Полиэтническое бытие России», который читается студентам ряда факультетов ВГСХА.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 285 наименований, в том числе 14 - на иностранных языках. Общий объем диссертации составляет 334 страницы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Социально-философский анализ этноса как коммуникативной системы2011 год, кандидат философских наук Рудецкий, Олег Андреевич
Национальный характер как проблема социально-философского анализа2012 год, доктор философских наук Моисеева, Нелли Алексеевна
Феномен этничности в процессе глобализации2010 год, кандидат философских наук Ушакова, Валерия Вячеславовна
Национальный характер как объект социально-философского анализа: на примере таджикской нации2007 год, кандидат философских наук Авганова, Зарина Асламовна
Нации, этносы и национализм: социально-философский анализ этно-национального дискурса2004 год, доктор философских наук Кагиян, Симон Герегинович
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Данакари Ричард Арами
Заключение
Нарастание глобальных проблем, радикальные изменения, происходящие в социуме, требуют усиления внимания к исследованию проблемы бытия, которая охватывает миры природы, общества и человека, все бесконечное многообразие форм существования объективной и субъективной реальности. Благодаря такому масштабу, онтология способствует не только социальному самоопределению, но и этническому бытию человека в мире, выбору им жизнеобеспечивающих и смысложизненных стратегий, духовно-нравственных ценностей. Аналитическая реконструкция и современная интерпретация бытия дала возможность выдвинуть целостную концепцию этнического бытия.
Категория «этническое бытие» как своеобразное синтетическое единство материального и идеального, отражает полифункциональность и многомерность существования этноса как микрокосма, включает в себя всю систему общественных отношений. Этническое бытие - это специфическая этническая целостность, интегрирующая все субстанциональные характеристики (антропологическое, экологическое, материальное, социальное, культурное, духовное бытие, этническое время, этническое пространство, этническую идентичность).
Философское исследование этнического бытия, определение его места в социальной эволюции позволяет утверждать уникальность истории этносов и признать их первыми реальными субъектами общественного развития. Этническая система взаимодействия создала тот адаптивный механизм, который преобразовал природное в социальное, то есть сформировал особое человеческое сообщество, проявившее себя как часть природного и в то же время как основание и база социального. Этногенез занял промежуточное по своей биосоциальной сущности положение между антропогенезом и социогенезом как направлениями общесоциальной эволюции.
Современный «этнический ренессанс» - это закономерный виток в поступательном движении истории человеческого общества. Он свидетельствует о том, что развитие общества многовариантно, в нем переплетаются несколько самостоятельных линий, которые имеют разную логику, разный порядок и систему попеременно выступающих на передний план направлений. Одной из важнейших причин возрождения этничности является стремление внешней силы «подавить», «подчинить», «нивелировать» этническое, которое, сопротивляясь, требует качественно новых социально-экономических, политических и духовно-нравственных форм организации социума.
Этносы, как особого рода биологические подвиды единого органического вида, обеспечивают приспособляемость групп и индивидов к конкретным условиям природной и социальной среды, их жизнедеятельность и воспроизводство, идентичность и культурное разнообразие. Этническое бытие как специфическая форма многообразия является субстанциональным основанием для сохранения вида «homo sapiens», для дальнейшего развития человеческой популяции. Таким образом, этническое - это значительный и существенный момент жизни и деятельности общества, которое имманентно включено в него и интегрировано в социальную структуру. Этносы являются единственно значимыми группами, обеспечивающими соответствие биологических и социальных изменений. Сохраняя генетическое разнообразие, они напрямую восходят к природной сущности человека и детерминируют социальное.
История развития человеческого общества представляет собой неразрывное единство и взаимодействие двух параллельно протекающих процессов этнической и социальной эволюции. Этническое и социальное обладают определенной автономией, самостоятельностью, их взаимодействие осуществляется на основе многообразия принципов, часто носящих как объективный, так и априорный, метафизический характер. Исторические формы общности людей как специфические этапы этнической эволюции отражают процессы трансформации природно-биологического и социокультурного в человеке и обществе. На каждой стадии развития человеческого общества этнос должен иметь наиболее полные возможности для исторической самореализации своего потенциала. В частности, распад нашей страны в определенной степени можно объяснить тем, что через новую историческую общность - советский народ - этничность не смогла тогда реализовать свою миссию, существовать и осуществиться в форме советской социальной системы.
Генезис и эволюция этносов относится к числу глубинных процессов, характеризующих развитие человечества. Они объективны и универсальны, но, исследуя их характерные свойства, признаки и особенности, связь с социально-экономическими, научно-техническими, политическими и демографическими процессами, следует разумно использовать их при выработке способов достижения тех или иных целей общественного развития. Современная глобализация несет в себе значительные возможности негативного влияния на этническое бытие народов, их самобытную культуру и традиции, ведет социум к маргинализации, ускоряет процессы естественной и искусственной аккультурации и ассимиляции.
Формирование демократического общества и правового государства невозможно без разработки интегральной модели этнического бытия, принципов межнационального мира и согласия, учета интересов всех этносов, толерантного и гуманного отношения к каждому индивиду. Диалектика развития этнического бытия позволяет сделать вывод о том, что в современном обществе, где существуют значительные опасности и риски, этнические противоречия и конфликты должны всегда быть в центре внимания. В Российской Федерации, отличающейся особым разнообразием языков, культур и традиций, концепция государственной национальной политики обязана учитывать все эти особенности и быть направлена на разработку отечественного варианта гармонизации отношений между всеми этническими субъектами.
Современное российское общество действительно нуждается в новой интернациональной модели, сформированной на основе прогрессивных идей современной западной философии, евразийства и русского космизма. Нам представляется, что многонациональный российский народ можно объединить на основе идеи «российской нации» как новой интернациональной общности, свободной от этнической и конфессиональной непримиримости. Одной из наиболее актуальных проблем может считаться фиксация и популяризация термина «россияне», который является вполне адекватным вербальным оформлением новой идентичности.
Многообразие истории и полифония культур, система этнического бытия, «жизненного мира» и ценностей этносов - достояние всего человечества. Поливариантное этнокультурное развитие человечества, усвоение интернационального духовного богатства народов являются обязательным условием сохранения и развития современной цивилизации, перехода ее в качественно новое состояние. Интегративные тенденции, а не национальные унификации следует использовать для взаимовыгодной, рациональной кооперации, создания оптимальных условий развития этносов и этнических меньшинств.
Интеллектуальным достижением последней четверти XX века является признание возможности существования полипарадигмалы-юй методологии, использования плюралистических принципов и подходов в построении научных концепций и теорий. Однако игнорирование философской составляющей этнической проблематики привело к методологической растерянности и теоретическому эклектизму, сворачиванию фундаментальных исследований в области этноса и этничности. Социальная практика и развитие науки продемонстрировали необходимость возвращения к глубокой проработке теоретико-методологических проблем этнологии, что является исключительно прерогативой философии.
Дискуссии по вопросам природы и сущности этноса и нации, которые периодически возобновляются в науке, оказываются спорами не просто терминологического свойства, а свидетельствуют о достаточной серьезности и глубине проблемы. В отличие от западной этнологии, отрицающей совместимость двух концептов, мы считаем, что формирование идеи нации как согражданства и концепции этнической нации является объективным процессом. Соперничество этих двух концепций действительно имеет место, но идея нации как согражданства не является универсальной и общепризнанной в мире. В XX веке в результате общественного развития сформировались два типа нации, уже в виде не концептуальной, а социальной реальности. В России и европейских странах этот процесс проходил по-разному и приобрел особое значение в наши дни.
Формирование интегральной концепции этнического бытия - это ответ на существенные трансформации и метаморфозы социальной системы и теоретических оснований этнологических теорий, что является своеобразным отражением внутренних общественных потребностей и внешних влияний. Проблемы этноса и нации детерминированы историческим характером развития каждой страны и адекватны социокультурному миру любого общества. Сегодня этничность - катализатор общественно-исторического процесса. Самим своим бытием она отрицает консервативные государственные, политические и правовые институты, выполняет функции объективного показателя деструктивных тенденций в обществе, является своеобразным индикатором степени взаимодействия различных социальных и этнических групп и элит.
Полипарадигмальный характер концепций этноса и наций, радикальная смена или переоценка этнологических теорий актуализировали необходимость создания новой интегральной концепции этнического бытия, в основу которой были положены как классические, так и постмодернистские подходы. Все это помогло понять, что этническое бытие является сложным системным и целостным образованием, носящим субстанциональный характер и имеющим онтологическое основание в самой объективной реальности. Одновременно система этнического бытия априорна и метафизична, является своеобразной матрицей, моделью, конструируемой реальностью.
Рассмотрение этнического бытия России как полиментального пространства и уникального явления социокультурной жизни представляет собой довольно сложную и многогранную проблему. Это обусловливает, с одной стороны, необходимость использования междисциплинарного системного подхода, а с другой, - учета всего многообразия объективных и субъективных факторов общественного развития. Поэтому исследование этнического бытия позволило указать на необходимость формирования специальной философской дисциплины - этнической онтологии, которая интегрирует всю сумму знаний о природе и сущности этноса, месте человека этнического в системе универсума.
Системно-методологическое исследование этнического бытия как многоаспектного и поливариантного феномена помогло сформулировать теоретические основы философской этнологии, перед которой встают задачи по выявлению причин разнонаправленности социальной и этнической эволюции, определению места этничности в системе общественного бытия и взаимодействий. Философская этнология, обладая своим научным статусом и полипарадигмальным пространством исследования, дает возможность вычленять и анализировать вопросы, возникающие в пограничных сферах философии, социологии и этнологии. К их числу следует отнести особенности взаимодействия социальной и этнической структур в условиях декомпозиции, транзитивности и трансформации общества, специфику влияния феномена этничности и этнических элит на политическую систему.
Социально-философское исследование этнического бытия подтвердило значимость всех признаков этноса как субстанциональных и системообразующих элементов единой универсальной системы, где решающую роль играют природно-биологические, социокультурные и духовно-ментальные факторы. Одновременно был выявлен механизм функционирования этнического бытия в процессе развития социальной системы. Установлено наличие достаточно сложной и противоречивой цепи взаимодействий между социальным и этническим, указано на особенности доминирования каждого из них на различных этапах исторического процесса. Игнорирование этнического фактора в условиях реформирования общества привело к углублению социального кризиса всей советской системы, что явилось одной из причин последующего распада нашего государства. Создание эффективной государственной национальной политики требует новой мировоззренческой и методологической парадигмы, радикального пересмотра фундаментальных основ этнического бытия общества и человека. Это возможно только в рамках интегрального подхода, сочетающего в себе интернациональную модель развития с принципами диалога, персонализма, сотворчества и гуманизма.
При социально-философском исследовании этнического бытия в центре всегда был человек этнический со своей системой фундаментальных констант и мировоззренческих установок. Современная эпоха стала временем «антропологической катастрофы», «деструкции субъекта». Было признано, что, несмотря на появление различных видов антропологий - философской, религиозной, социальной, культурной, кардинальных изменений в сфере комплексного научного исследования человека не произошло. Очевидно, одна из важнейших причин неудач в формировании интегральной науки о человеке заключается игнорировании этнической доминанты в жизнедеятельности людей. Человек этнический, являясь связующим звеном между природно-биологической эволюцией и социокультурным развитием, не только «творит себя», но и превратился в реального субъекта исторического процесса, многообразной социальной действительности. Поэтому комплексное исследование человека как целостного существа, во всех аспектах его внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей, отношений с внешним миром, предполагает включение этнической составляющей как важнейшей характеристики человеческого бытия.
На наш взгляд, формирование этнической антропологии является насущной потребностью и велением времени. В числе ее главных и приоритетных задач - познание природы и сущности человека этнического, постижение его уникального «жизненного мира» с архетипами, смыслами, знаками, конструктивистскими и разрушительными тенденциями. Актуальными становятся попытки посмотреть на мир не только другими глазами, но и глазами этнического Другого. Отвергая жесткое разделение между объектом и субъектом познания, этническая антропология может обеспечить единство понимания природно-биологического и социокультурного, рационального и иррационального в человеке.
Словом, без определения субстанциональных, онтологических, антропологических, аксиологических и других оснований человека этнического невозможно создание интегральной философской антропологии. Для решения современных проблем российского общества необходимо сформировать, исходя из принципов интернационализма и гуманизма, гармоничную целостность этнического бытия России, обеспечить единство национальных культур и связать их с объективно существующей социокультурной действительностью.
Таким образом, этническое бытие как категория социальной философии представляет собой такой уникальный феномен, который имеет глубокие философские, исторические, социальные и психологические основания в объективной реальности. В переломные моменты истории человечества, в эпоху радикальной трансформации общества этничность приобретает особую актуальность и требует нового философского осмысления.
Настоящая работа является одним из первых опытов системного философского исследования этнического бытия, в котором в диалектическом единстве рассматриваются философские, общественно-гуманитарные и социокультурные аспекты проблемы. Теоретические выводы и результаты исследования могут представлять значительный интерес для социальных
Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Данакари Ричард Арами, 2007 год
1. Абдулатипов, Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России / Р.Г. Абдулатипов. М.: Славянский диалог, 2000. -656 с.
2. Абдулатипов, Р.Г. Человек. Нация. Общество / Р.Г. Абдулатипов. М.: Политиздат, 1991. - 224 с.
3. Абдулатипов, Р.Г. Этнополитология / Р.Г. Абдулатипов. СПб.: Питер, 2004.-313 с.
4. Абдурагимов, Г. А. Кавказская Албания Лезгистан: история и современность/ Г.А. Абдурагимов. СПб., 1995. - 608 с.
5. Августин, А. Исповедь / А. Августин. М.: Канон, 1997. - 464 с.
6. Аверин, А.Н. Новые данные о динамике коренных малочисленных народов России / А.Н. Аверин // Социологические исследования. 2005. - № 2. - С. 75-79.
7. Авксентьев, В.А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы / В.А. Авксентьев. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - 267 с.
8. Аксёнова, О.В. Экологическая модернизация: стратегия самосохранения индустриального общества/ О. В. Аксёнова// Социальные аспекты глобализации мировой экономики. М.: Assed Europe; Со Эс; Хранители радуги, 1998. С. 35-56.
9. Аксенова, О.В. Генезис социально-экологической рефлексии на Западе во второй половине XX века / О.В. Аксенова // Социологические исследования. 2004. - № 9. - С. 68-76.
10. Алексеев, Б.П. Этногенез / Б.П. Алексеев. М.: Высшая школа, 1987.- 176 с.
11. П.Андерсон, Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Б.Андерсон; ред., вступ. ст. С.11. Баньковой; пер. с англ. В.Г. Николаева. М.: Канон-Пресс-Ц. «Кучково поле», 2001.-288 с.
12. Арутюнов, С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие / С.А. Арутюнов ; отв. ред. Ю.В. Бромлей. M.: Наука, 1989. - 247 с.
13. Арутюнян, Ю.В. Этносоциология: учеб. пособ. / Ю.В. Арутюнян, JIM. Дробижева, A.A. Сусоколов. -М.: Аспект Пресс, 1999. 271 с.
14. Ахиезер, А. Культурные основы этнических конфликтов / А. Ахиезер // Общественные науки и современность. 1994. -№ 5. -С. 115-126.
15. Ашин, Г.К. Философская составляющая элитологии / Г.К. Ашин // Вопросы философии. 2004. - № 7. - С. 60-72.
16. Бабаков, В.Г. Межнациональные противоречия и конфликты в России / В.Г. Бабаков, C.B. Матюнина, В.М. Семенов // Социально-политический журнал. 1994. -№ 7/8. - С. 16-30.
17. Барсенков, A.C. Русский народ: историческая судьба в XX веке / A.C. Барсенков, А.И. Вдовин, С.К. Корецкий. М.: МГУ, 1993. - 82, 2. с.
18. Бауэр, О. Национальный вопрос и социал-демократия / О. Бауэр // Нации и национализм. -М., 2002. С. 52-120.
19. Белинский, В.Г. Россия до Петра Великого / В.Г. Белинский // Русская идея / сост. и авт. вступ. ст. проф. М.А. Маслин. М., 1992. -С. 73-90.
20. Бенедиктов, И.Н. Единство и многообразие истории как философская проблема / И.Н. Бенедиктов // Философские науки. 1988. - № 6. - С. 95-99.
21. Бергер, П. Социальное конструирование реальности / П. Бергер, Т. Лукман ; пер. с англ. Е. Руткевич. М.: Медиум, 1995. - 324 с.
22. Бергер, П. Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире / П. Бергер. М. : Аспект - Пресс, 2004. 379 с.
23. Бердяев, H.A. Опыт эсхатологической метафизики: творчество и объективация / H.A. Бердяев // Бердяев, H.A. Царство Духа и царство Кесаря / H.A. Бердяев; сост. и послеслов. П.В. Алексеева; подгот. текста и прим. Р.К.Медведевой. — М., 1995.-С. 164-286.
24. Бердяев, H.A. Русская идея. Судьба России / H.A. Бердяев. М.: СварогиК, 1997.-541 с.
25. Бердяев, H.A. Философия свободы. Смысл творчества / H.A. Бердяев. -М. : Правда, 1989 . 608 с.
26. Бердяев, H.A. Философия неравенства / H.A. Бердяев. JL: ИМА-пресс, 1990. - 288 с.
27. Бессонов, Б.Н. Человек: пути формирования новой личности / Б.Н. Бессонов. -М. : Мысль, 1988. 302 с.
28. Богоявленский, Д. Д. Вымирают ли народы Севера? / Д.Д. Богоявленский // Социологические исследования. 2005. - № 8. - С. 5561.
29. Борисова, О.В. Этническая группа и государство как субъекты социального взаимодействия: социопсихологический и биополитический аспекты / О.В. Борисова, A.B. Олескин // Общественные науки и современность. 2004. - № 3. - С. 132-142.
30. Бромлей, Ю.Б. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов / Ю.Б. Бромлей. М.: Наука, 1988. - 207 с.
31. Бромлей, Ю.В. «Этнический парадокс» современности в историческом контексте / Ю.В. Бромлей //Новая и новейшая история. 1989. - № 5. - С. 62-69.
32. Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В. Бромлей. М.: Наука, 1983.-412с.
33. Бромлей, Ю.В. Человек в этнической (национальной) системе / Ю.В. Бромлей // Вопросы философии. 1988. - № 4. - С. 16-24.
34. Бромлей, Ю.В. Человечество это народы / Ю.В. Бромлей, Р.Г. Подольный. - М. : Мысль, 1990. - 391 с.
35. Бромлей, Ю.В. Этнос и этнография / Ю.В. Бромлей. М.: Наука, 1973.-412 с.
36. Бромлей, Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность / Ю.В. Бромлей. -М.: Наука, 1987. 334 с.
37. Бубер, М. Проблема человека / М. Бубер // Я и Ты / М. Бубер; пер. с нем. Ю.С. Терентьева, Н. Файнгольда ; послесловие П.С. Гуревича. М., 1993.-С. 73-158.
38. Буданов, В.Н. О методологии синергетики / В.Н. Буданов И Вопросы философии. 2006. - № 5. - С. 79-94.
39. Булгаков, С. Н. Размышления о национальности / С.Н. Булгаков // Соч. : в 2 т. М., 1993. - Т.1. - С. 435-457.
40. Васильева, Т.В. Афинская школа философии: философский язык Платона и Аристотеля / Т.В. Васильева; отв. ред. Д.В. Джохадзе,- М.: Наука, 1985.- 160 с.
41. Вебер, М. Основные понятия стратификации / М. Вебер /7 Социологические исследования. 1994. - № 6. - С. 32-39.
42. Вердери, К. Куда идут «нации» и «национализм»? / К. Вердери // Нации и национализм. М., 2002. - С. 297-307.
43. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетарное явление / В.И. Вернадский ; отв. ред. A.A. Яншин. М. : Мысль, 1991.-271 с.
44. Видоевич, 3. Глобализация, хаотизация и конфликты в современном мире / 3. Видоевич // Социологические исследования. 2005. - № 4. - С. 2532.
45. Винер, Б.Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения / Б.Е. Винер // Этнографическое обозрение. 1998. - № 3. - С. 4-7.
46. Вундт, В. Психология народов / В. Вундт. М.: Эксмо; СПб. : Terra Fantastica, 2002. - 864 с.
47. Гегель Г.Ф. Энциклопедия философских наук: в 3 т. Т. 1. Наука логики / Г.Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1974. - 452 с.
48. Геллнер, Э. Нации и национализм / Э. Геллнер ; пер. с англ. Т.В. Бердиковой, М.К. Тюнькиной. М.: Прогресс, 1991. - 318 с.
49. Голенкова, З.Т. Становление гражданского общества и социальная стратификация / З.Т. Голенкова и др. // Социологические исследования. -1995.-№6.-С. 14-23.
50. Григорьян, Б.Т. Человек: его положение и призвание в современном мире / Б.Т. Григорьян. М.: Мысль, 1986. - 223 с.
51. Грушин, Б.А. К истории научного изучения общественного мнения / Б.А. Грушин // Вопросы философии. 2004. - № 8. - С. 50-69.
52. Губин, В.Д. Онтология: проблема бытия в современной европейской философии / В.Д. Губин. М.: Изд-во РГГУ, 1998. - 191 с.
53. Гулыга, A.B. Русская идея и ее творцы / A.B. Гулыга. М. : Эксмо, 2003.-483 с.
54. Гумилев, Л.Н. География этноса в исторический период / Л.Н. Гумилев; ред. B.C. Жекулин. Л. : Наука, 1990. - 280 с.
55. Гумилев, Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь / Л.Н. Гумилев. М.: Мысль, 1993.-781 с.
56. Гумилев, Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории / Л.Н. Гумилев. М. : Экопрос, 1994. - 336 с.
57. Гумилев, Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации / Л.Н. Гумилев. -М.: Экопрос, 1993.-576 с.
58. Гумилев, Л.Н. Этнические процессы: два подхода к изучению / Л.Н. Гумилев, В.Н. Иванов // Социологические исследования. 1992. - № 1. -С. 50-57.
59. Гумилев, Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Л.Н. Гумилев. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1989. - 496 с.
60. Гумилев, Л.Н. Этносфера: история людей и история природы / Л.Н. Гумилев. М.: Экопрос, 1993. - 544 с.
61. Гуревич, П.С. Философская антропология: опыт систематики / П.С. Гуревич // Вопросы философии. 1995. - № 8. - С. 92-102.
62. Гусейнов, A.A. Этос глобальный / A.A. Гусейнов // Глобалистика : энциклопедия /гл. ред. И.И. Мазур, А.Н. Чумаков. -М., 2003. С. 1283-1285.
63. Данакари, P.A. История этнического бытия России: социально-философский анализ / P.A. Данакари // Научный вестник. Экономические и социальные науки / ВГСХА. -Волгоград, 2002. С. 123-129.
64. Данакари, P.A. Малый этнос: природа, сущность и специфика бытия / P.A. Данакари // Актуальные вопросы социальной философии. Научная конференция профессорско-преподавательского состава. 14-18 февраля 1994 /ВГСХА. Волгоград. 1995. С. 21-25.
65. Данакари, P.A. «Homo ethnicos» в системе интегральной концепции человека / P.A. Данакари // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2006. -№ 3. - С. 17-21.
66. Данакари, P.A. Диалектика этнического бытия и специфика субъективной реальности / P.A. Данакари // Материалы международной научно-практической конференции. Волгоград, 2004. - С. 21-25.
67. Данакари, P.A. К философии этнического бытия / P.A. Данакари // Гуманитарные и социально-политические науки. 2006. - № 7. - С. 73-80.
68. Данакари, P.A. Категория «этническое бытие»: основы концептуального анализа/ P.A. Данакари // Материалы научно-практической конференции / ВГСХА. Волгоград, 1997. - С. 106-110.
69. Данакари, P.A. Малый этнос и некоторые тенденции современного развития / P.A. Данакари // Научный вестник. Экономические и социальные науки / ВГСХА. Волгоград, 1998. - С. 168-172.
70. Данакари, P.A. Малый этнос и некоторые тенденции современного развития II Научный вестник. Экономические и социальные науки / ВГСХА. -Волгоград, 1999.-С. 161.-168.
71. Данакари, P.A. Малый этнос как объект социально-философского исследования: препринт / P.A. Данакари. Волгоград: Изд-во ВГСХА, 1998. -32 с.
72. Данакари, P.A. О научном статусе и парадигмальном пространстве этнической онтологии / P.A. Данакари // Современные проблемы развития АПК: материалы международной научно-практической конференции / Волгогр. гос. с.-х. акад. Волгоград, 2006. С. 302-305.
73. Данакари, P.A. О некоторых проблемах постижения этнического бытия в современных условиях / P.A. Данакари // Материалы научно-методической конференции / ВГСХА. Волгоград, 1999. С. 151-155.
74. Данакари, P.A. О природе и истории этнических конфликтов / P.A. Данакари // Материалы научно-практической конференции, посвященной 55-й годовщине Победы в Сталинградской битве. 2-6 февраля 1998 / ВГСХ. Волгоград, 1999. - С. 355-359.
75. Данакари, P.A. О соотношении социального и этнического в развитии общества / P.A. Данакари // Материалы научно-практической конференции / ВГСХА. Волгоград, 1998. - С. 97-102.
76. Данакари, P.A. Полиэтническое бытие России: «новый вызов» / P.A. Данакари // Рационализм и культура на пороге III тысячелетия: материалы 3-го Российского философского конгресса (16- 20 сентября 2002).: в 3 т. Т. 3. Ростов н/Д, 2002. - С. 56-57.
77. Данакари, P.A. Проблема этнического бытия в современном обществе риска / P.A. Данакари // Научный вестник. Экономические и социальные науки. Волгоград, 1998. - С. 100-105.
78. Данакари, P.A. Проблема этничности в условиях трансформации социума / P.A. Данакари // Научные школы ВолГУ. Социальная философия / отв. ред. С.Э. Крапивенский. Волгоград, 2000. - С. 227-239.
79. Данакари, P.A. Российский суперэтнос на рубеже тысячелетий / P.A. Данакари // Человек в современных философских концепциях: материалы Второй Международной научной конференции, 19-22 сентября 2000 г. В 2 ч. 4.1. Волгоград: ВолГУ, 2000. С. 274-278.
80. Данакари, P.A. Система этнических отношений в социуме / P.A. Данакари // Научный вестник. Экономические и социальные науки, ВГСХА. Волгоград, 2001. - С. 184-189.
81. Данакари, P.A. Специфика проявления этничности в условиях социальных трансформаций / P.A. Данакари // Научный вестник. Экономические и социальные науки. Волгоград, 1999. - С. 168-172.
82. Данакари, P.A. Философия этнического бытия и вопросы социальных коммуникаций/ P.A. Данакари // Философия социальных коммуникаций. №2(2). Волгоград, 2006. - С. 134-143.
83. Данакари, P.A. Философия этнического бытия и традиции синергетики / P.A. Данакари // Научная мысль Кавказа. Приложение. 2005. - № 16. - С. 30-33.
84. Данакари, P.A. Этническая идентичность как специфическая форма социального бытия / P.A. Данакари // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса. -2006 г. №3 (3). - С. 146-152.
85. Данакари, P.A. Этническое бытие в социально-экономическом измерении / P.A. Данакари // Научный вестник. Экономические и социальные науки, ВГСХА. Волгоград, 2002. - С. 102-106.
86. Данакари, P.A. Этническое бытие как проблема социальной философии / P.A. Данакари // Философия и будущее цивилизации: тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.): в 5 т. Т.З. М„ 2005. - С. 518-519.
87. Данакари, P.A. Этническое бытие как проблема социальной философии: препринт / P.A. Данакари. Волгоград: Изд-во ВГСХА, 2005. -32 с.
88. Данакари, P.A. Этническое бытие как со-бытие, диалог культур / P.A. Данакари // Диалог и культура современного общества: научнаяконференция / Волгоградская академия государственной службы. -Волгоград, 2001. С. 45-51.
89. Данакари, P.A. Этническое бытие России: «новый вызов» / P.A. Данакари // Рационализм и культура на пороге III тысячелетия: материалы 3-го Российского философского конгресса (16-20 сентября 2002).: в 3 т. Т.З. Ростов-н/Д, 2002. - С. 56-57.
90. Данакари, P.A. Этническое бытие: методологические принципы его исследования / P.A. Данакари // Гуманитарные и социально-политические науки. 2006. - № 1.-С. 10-14.
91. Данакари, P.A. Этническое бытие: монография / P.A. Данакари. Волгоград: ИПК ФГОУ ВПО ВГСХА «Нива», 2007. 196 с.
92. Данакари, P.A. Этническое бытие: социально-философские аспекты / P.A. Данакари // Научный вестник. Экономические и социальные науки, ВГСХА. Волгоград, 2001. - С. 97-103.
93. Данакари, P.A. Этническое бытие: сущность, специфика и принципы исследования / P.A. Данакари II Труды членов Российского Философского Общества. Вып. 11. - М., 2006. - С. 188-199.
94. Данакари, P.A. Этногенез, его формы и закономерности / P.A. Данакари // Культура и социальные технологии: сборник статей. -Волгоград, 1995. С. 59 - 71.
95. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский. М.: Книга, 1991.-574 с.
96. Дашдамиров А.Ф. Национальная идея и этничность (Азербайджанская идея в этнокультурном интерьере). М., 1996. - 54 с.
97. Декарт, Р. Избранные произведения / Р. Декарт; ред. В.В. Соколова. -М.: Госполитиздат, 1950. 512 с.
98. Делез, Ж. О смерти человека и о сверхчеловеке / Ж. Делез // Философия языка: в границах и вне границ: международная серия монографий. Т. 2. Харьков, 1994. - С. 118-128.
99. Делез, Ж. Различение и повторение / Ж. Делез. СПб.: Петрополис, 1998. - 384 с.
100. Делез, Ж. Фуко / Ж. Делез. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1998. - 171 с.
101. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М.: Мысль, 1996. - 381 с.
102. Дмитриев, A.B. Этнические группы трудящихся-мигрантов и принимающее общество: взаимодействие, напряженность и конфликты / A.B. Дмитриев, H.A. Пядухов // Социологические исследования. 2006. -№ 9. - С. 86-94.
103. Доброхотов, A.JI. Категория бытия в классической западноевропейской философии / A.JI. Доброхотов. М.: Изд-во Московского университета, 1986. - 248 с.
104. Донской, Ф.С. Интеграционные процессы в жизни северян: проблемы и перспективы / Ф.С. Донской // Социологические исследования. -2005,-№5.-С. 96-100.
105. Доронченков А.И. "Национальная идея" как политический феномен // Возрождение культуры России: диалог культур и межнациональные отношения. СПб.: Знание, 1996. - С.30-45.
106. Дробижева JI.M. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003. —376 с.
107. Дробижева, JIM. Завоевания демократии и этнонациональные проблемы России / JI.M. Дробижева // Общественные науки и современность. -2005,-№2.-С. 16-28.
108. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / пер. с фр. и послесловие А.Б. Гофмана. М.: Наука, 1990. -572 с.
109. Дякин, B.C. Национальный вопрос во внутренней политике царизма: (XIX- нач. XX вв.) / B.C. Дякин. СПб.: ЛИСС, 1998. - 1000, 1. с.
110. Евстигнеев, Л.П. Глобализация и регионализм: уроки для России / Л.П. Евстигнеев, Р.Н. Евстигнеева // Общественные науки и современность. 2004. - № 1.-С. 114-125.
111. Жириков А. А Этнические факторы политической стабильности. М.: Славянский диалог, 1995. -238 с.
112. Жуков, В.И. Модернизация социальных отношений в России: замыслы, итоги, возможности / В.И. Жуков // Общественные науки и современность. 2005. - № 6. - С. 25-34.
113. Заславская, Т.И. Современное российское общество: проблемы и перспективы / Т.И. Заславская // Социологические исследования. 20041 -№ 5.-С. 5-16; № 6. - С. 5-18.
114. Заславская, Т.И. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе / Т.И. Заславская // Общественные науки и современность. 2005. - № 3. - С. 5-16; № 4. - С. 14-25.
115. Здравомыслов, А.Г. Этнополитические процессы и динамика национального самосознания россиян / А.Г. Здравомыслов // Социологические исследования. 1996. - № 12. - С. 23-32.
116. Зубов, А. Карта Европы: с Россией и без нее / А. Зубов // Вопросы философии. 2004. - № 12. - С. 30-38.
117. Иванов, В.Н. Федерализм и безопасность государства /
118. B.Н. Иванов // Социологические исследования. 2004. - № 6. - С. 3-15.
119. Ильенков, Э.В. Философия и культура / Э.В Ильенков. М.: Республика, 1991. — 464 с.
120. Ильин, И.А. Русская идея / И. А. Ильин. М. : Рус. центр «Пересвет», 1992. - 478 с.
121. Ильин, И.А. Что сулит миру расчленение России / И. А. Ильин. -М.: Рус. центр «Пересвет», 1992. -61, 2. с.
122. Ионов, И.Н. Теория цивилизаций и неклассическое знание (социокультурные предпосылки макроисторических интерпретаций) / И.Н. Ионов // Общественные науки и современность. 2004. - № 5. - С. 141156.
123. Калтахчян С.Т. Марксистско-ленинская теория нации и современность / С.Т. Калтахчян. М.: Политиздат, 1983. - 367 с.
124. Камю, А. Бунтующий человек: Философия. Политика. Искусство: пер. с фр. / А. Камю ; общ. ред., сост. и предисл. A.M. Руткевича; ред. Д.М. Носов. М.: Политиздат, 1990. - 415 с.
125. Кант, И. Антропология с прагматической точки зрения / И.Кант. -СПб.: Наука, 1999.-471 с.
126. Кассирер, Э. Избранное. Опыт о человеке / Э. Кассирер; сост.
127. C.Я. Левит, Л.В. Скворцов. -М.: Гардарика, 1998. 782 с.
128. Кессиди, Ф.Х. Сократ / Ф.Х. Кессиди. М.: Мысль, 1976. - 200 с.
129. Кибасова, Т.П. Этническое пространство / Г.П. Кибасова. -Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2003. 244 с.
130. Князева, Е.А. Синергетика как новое мировидение: диалог с Пригожиным / Е.А. Князева, С.П. Курдюмов // Вопросы философии. 1992. -№ 8. - С. 3-20.
131. Козлов, В.И. Исторические аспекты этносоциальной экологии / В.И. Козлов // Этнографическое обозрение. 1994. - № 1. - С. 33-49.
132. Козлов, В.И. Основные проблемы этнической экологии / В.И. Козлов // Советская этнография. 1983. — № 6. — С. 3-16.
133. Козлов, В.И. Этнос. Нация. Национализм / В.И. Козлов. М. : б.и., 1999.-341, [2] с.
134. Коротеева, В.В. «Воображаемые», «изобретенные» и «сконструированные» нации: метафоры и проблемы объяснения / В.В. Коротеева // Этнографическое обозрение. 1993. -№ 3. - С. 154-165.
135. Кравченко, И.И. Модернизация мира и России: выход из кризиса / И.И. Кравченко // Вопросы философии. 2002. - № 9. - С. 3-14.
136. Кравченко, С.А. Гуманистическая концепция Т. Лукмана и нелинейные реалии российского общества / С. А. Кравченко // Социологические исследования. 2006. - № 8. - С. 3-20.
137. Крапивенский, С.Э. Девальвация личности: причины и возможности коррекции / С. Э. Крапивенский, Э. Фельдман // Философия и общество. 2004. - № 2. - С. 24-47.
138. Крупник, И.И. Арктическая этноэкология / И.И. Крупник. М.: Наука, 1990.-272 с.
139. Круть, И.В. Экологические коллизии России / И.В. Круть // Вопросы философии. 1995. - № 3. - С. 61-69.
140. Кузанский, Н. Соч. : в 2 т. Т.2. / Н. Кузанский. - М. : б.и., 1980. -471 с.
141. Куличенко М.И. Нация и социальный прогресс / М.И. Куличенко. -М.: Наука, 1983.-317с.
142. Курдюмов, С.П. Историческая динамика: взгляд с позиций синергетики / С.Н. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий, A.B. Подлазов // Общественные науки и современность. 2005. - № 5. - С. 118-132.
143. Кучуради, И. Философия перед лицом глобальных проблем / И. Кучуради // Вопросы философии. 2004. - № 3. - С. 5 -11.
144. Лапин, Н. И. Модернизация базовых ценностей россиян / Н.И. Лапин// Социологические исследования. 1996. -№ 5. - С. 3-19.
145. Лапин, Н.И. Антропосоциентальный подход: методологические основания, социологические измерения / Н.И. Лапин // Вопросы философии. 2005. - № 2. - С. 17-29.
146. Лебон, Г. Психология народа и масс / Г. Лебон. СПб.: Макет, 1995.-311 с.
147. Левашов, В.К. Гражданское общество и демократическое государство в России / В.К. Левашов // Социологические исследования. -2006.-№ 1.-С. 3-19.
148. Левашов, В.К. Общество и глобализация / В.К. Левашов // Социологические исследования. 2005. - № 4. - С.86-98.
149. Ленин, В.И. Критические заметки по национальному вопросу / В.И. Ленин // Поли. собр. соч. М., 1969. - Т. 24. - С. 113-150.
150. Ленин, В.И. О национальной гордости великороссов / В.И. Ленин //Поли. собр. соч.-М., 1969. Т. 26.-С. 106-110.
151. Лесков, Л. Возможна ли эволюция Homo sapiens? / Л. Лесков // Общественные науки и современность. 1994. - № 6. - С. 147 - 155.
152. Локк, Дж. Избранные философские произведения в двух томах. Т. 1 / Дж. Локк. -М.: б.и., 1960.547 с.
153. Лосев, А.Ф. Человек / А.Ф. Лосев // Философские науки. 1998. -№ 10.-С. 66-76.
154. Луман, Н. Общество как социальная система / Н. Луман; пер. с нем. А. Антоновский. М.: Логос, 2004. -232 с.
155. Лурье, С.Н. Историческая этнология / С.Н. Лурье. М.: Академический проект ; Гаудеамус, 2004. - 624 с.
156. Львова, Э. Национальные меньшинства: забытый исторический опыт и современные проблемы / Э. Львова, И. Нам, Н. Наумова // Этнополис. 1992.-№ 1.-С. 80-91.
157. Малыгина, И.В. Национализм как форма культурной идентичности и его российская специфика / И.В. Малыгина // Общественные науки и современность. 2004. -№ 1. - С. 147-153.
158. Мальковская, И.А. Глобализация и транскультурный вызов незападного мира / И.А. Мальковская // Социологические исследования. -2005.-№ 12.-С. 3-12.
159. Мамардашвили, М. Как я понимаю философию / М. Мамардашвили. -М.: Прогресс, 1992. 415 с.
160. Мамедова Ф. Кавказская Албания и албаны/ Ф. Мамедова. Баку: ЦИКА. 2005. 800 с.
161. Мареева, Е.В. Семен Франк как зеркало русской религиозной философии /Е.В. Марева // Вопросы философии. 2005. -№ 6. - С. 117-130.
162. Марков, Б.В. Знаки бытия / Б.В. Марков. СПб.: Наука, 2001. -568 с.
163. Марков, Б.В. Философская антропология: очерк истории и теории / Б.В. Марков. СПб.: Лань, 1997.-384 с.
164. Маркович, Д.Ж. Противоречия транзиции постсоциалистических обществ / Д.Ж. Маркович // Социологические исследования. 2006. - № 9. -С. 21-27.
165. Маркс, К. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. 2-е изд. -М., 1955. - Т.З. - С. 7-544.
166. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рендорс Дж., Беренс В. Пределы роста. М.: Мысль, 1991. 208 с.
167. Межуев, В.М. О национальной идее / В.М. Межуев // Вопросы философии. 1997. - № 12. - С. 8-14.
168. Мировое политическое развитие: век XX / Н.В. Загладин и др.. -М.: Аспект Пресс, 1995.-336 с.
169. Мнацаканян, М.О. Глобализация и национальное государство: три мифа / М.О. Мнацаканян // Социологические исследования. 2004. - № 5. - С. 137-142.
170. Моисеев, H.H. Современный антропогенез и цивилизационные разломы: эколого-политический анализ / H.H. Моисеев // Вопросы философии.- 1995. -№ 1.-С. 13-25.
171. Моисеев, H.H. Человек и ноосфера / H.H. Моисеев. М.: Молодая гвардия, 1999. - 267 с.
172. Монтескье, Ш. Избранные произведения / Шарль Монтескье. -М.: Госполитиздат, 1955. 800 с.
173. Мотрошилова, Н. В. Путь Гегеля к «Науке логики»: формирование принципов системности и историзма / Н.В. Мотрошилова; отв. ред. Б.Т. Григорьян. М.: Наука, 1984. - 351 с.
174. Мотрошилова, Н.В. Идеи единой Европы: традиции и современность / Н.В. Мотрошилова // Вопросы философии. 2004. - № 11. -С. 3-10; № 12.-С. 3-28.
175. Население России за 100 лет (1897-1997) Статистический сборник. - М. .-Госкомстат России, 1998. - 222 с.
176. Немовская, Л.И. Трансформация в России с точки зрения теории конфликта / Л.И. Немовская // Социологические исследования. 2006. - № 9. -С. 79-85.
177. Ницше, Ф. Антихристианин / Ф. Ницше II Сумерки богов / сост. и общ. ред. A.A. Яковлева. М., 1989. - С. 17-93.
178. Новая технократическая волна на Западе / сост. П.С. Гуревич. -М.: Прогресс, 1986.-451 с.
179. О России и русской философской культуре: философы послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990. - 528 с.
180. Омельченко, H.B. Первые принципы философской антропологии / Н.В. Омельченко. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1997. - 196 с.
181. Омельченко, Н.В. Опыт философской антропологии / Н.В. Омельченко. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. - 216 с.
182. Ортега-и-Гассет, X. Что такое философия? / X. Ортега-и-Гассет. -М.: Наука, 1991.-408 с.
183. Осипов, Г.В. Россия: национальная идея и социальная стратегия / Г.В. Осипов /7 Вопросы философии. 1997. - № 10. - С. 6-13.
184. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. -М.-КРОС, 2003.-48 с.
185. Паин, Э.Н. Издержки российской модернизации: этнополитический аспект / Э.Н. Паин // Общественные науки и современность. -2005.-№ 1.-С. 148-159.
186. Панарин, A.C. Россия в цивилизационном процессе (между атлантизмом и евразийством) / А.С Панарин. М. : ИФ РАН, 1995. - 262 с.
187. Панарин, A.C. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI в. / A.C. Панарин. -М. : Логос, 1998. 391 с.
188. Пантин, В.И. Трансформация национально-цивилизационной идентичности современного российского общества / В.И. Пантин, В.В. Лапкин // Общественные науки и современность. 2004. - № 2. - С. 515.
189. Петрова, И.А. Россия в этническом времени / И.А. Петрова. -Волгоград : Изд-во ВолГУ, 1999. 219 с.
190. Печчеи, А. Человеческие качества / А. Печчеи. М. : Прогресс, 1985.-312 с.
191. Пигалев, А.И. Философский нигилизм и кризис культуры / А.И. Пигалев. Саратов : Изд-во СГУ, 1991. - 150 с.
192. Платон. Собрание сочинений: в 3 т. пер. с древнегреч./ Платон; под ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса М.: Мысль, 1970.
193. Попова, И.В. Средние слои, средний класс в российском обществе к проблеме соотнесения / И.В. Попова // Социологические исследования. - 2005. - № 12. - С. 65-76.
194. Пригожин, И. Философия нестабильности / И. Пригожин // Вопросы философии. 1991. - № 6. - С. 46-52.
195. Резник, Ю.М. Введение в социальную теорию. Социальная онтология / Ю.М. Резник. М.: Институт востоковедения РАН, 1999. - 514 с.
196. Резниченко, А.И. Категория имени и опыты онтологии: Булгаков, Флоренский, Лосев / А.И. Резниченко // Вопросы философии. 2004. — № 8. -С. 134-133.
197. Релятивистская теория нации: новый подход к исследованию этнополитической динамики России / редкол.: А.Г. Здравомыслов (отв. ред.) и др.. М.: РНИСиНП, 1998. - 198, 1. с.
198. Рогачев, П.М. Нации народ - человечество / П.М. Рогачев и др..-М.: Политиздат, 1967.- 101 с.
199. Руткевич, М.Н. Воспроизводство населения и социально-демографическая ситуация в России / М.Н. Руткевич // Социологические исследования. 2005. - № 7. - С. 36-47.
200. Руткевич, М.Н. Трансформация социальной структуры российского общества // Социологические исследования. 2004. - № 12. -С. 41-55.
201. Сартр, Ж.П. Экзистенциализм это гуманизм / Ж.П. Сартр // Сумерки богов /сост. и общ. ред. А.А.Яковлева. -М., 1989.-С. 319-344.
202. Седова, H.H. Человек этнический / H.H. Седова. - Волгоград: ;б. и., 1994.-82 с.
203. Семенов, B.C. О перспективах человека в XXI столетии /
204. B.C. Семенов // Вопросы философии. 2005. - № 9. - С. 26-37.
205. Сендеров, В. А. Неоевразийство: реальности, опасности, перспективы / В.А. Сендеров // Вопросы философии. 2004. - № 6. - С. 2227.
206. Силичев, Д. А. Социальные последствия перехода от индустриализма и модерна к постиндустриализму и постмодерну / Д.А. Силичев // Вопросы философии. 2005. - № 7. - С. 3-20.
207. Скворцов, Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии / Скворцов Н.Г. СПб. : Издательство СПб ун-та, 1997. - 184 с.
208. Скворцов, Н.Г. Этничность и трансформационные процессы / Скворцов Н.Г. // Этничность. Национальные отношения. Социальная практика: Сборник статей. СПб. : ТОО ТК "Петрополис", 1995. - С. 8-25.
209. Смирнов, П.И. О социологическом моделировании общественной эволюции / П.И. Смирнов // Социологические исследования. 2004. - № 8.1. C. 12-22.
210. Смит, Э.Д. Национализм и историки / Э.Д. Смит // Нации и национализм. М., 2002. - С. 236-263.
211. Соколовский, C.B. Парадигмы этнологического сознания / C.B. Соколовский // Этнологическое обозрение. 1994. - № 2. - С. 3-17.
212. Соловьев, B.C. Национальный вопрос в России / B.C. Соловьев. // Соч.: в 2 т. -М., 1989.-T. 1.-С. 259-637.
213. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. -M.: Политиздат, 1992. —543 с.
214. Сталин, И.В. Марксизм и национальный вопрос / И.В. Сталин // Соч. M., 1946. Т. 2. - С. 290-367.
215. Статус малочисленных народов России: правовые акты и документы / сост. В.А. Кряжков. М.: Юридическая литература, 1994. -488 с.
216. Степанов, B.B. Россия в этническом измерении / В.В. Степанов, В.А. Тишков // Социологические исследования. 2005. - № 9. - С. 64-73.
217. Степин, B.C. Философская антропология и философия науки / B.C. Степин. М. : Высшая школа, 1992. - 192 с.
218. Стризое, А.Л. Политика и общество: социально-философские аспекты взаимодействия / АЛ. Стризое. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1999. -340 с.
219. Сумерки богов / сост. и общ. ред. A.A. Яковлева. М.: Политиздат, 1989.-479 с.
220. Тишков, В. А. О нации и национализме / В.А. Тишков // Свободная мысль. 1996. - № 3. - С. 12-21.
221. Тишков, В.А. Дилемма новой России как многоэтничного государства / В.А. Тишков // Права человека и межнациональные отношения: материалы международного симпозиума, 18-20 апреля 1994 г. / отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 1994. С. 88-102.
222. Тишков, В.А. Забыть о нации (постнационалистическое понимание национализма) / В.А. Тишков // Вопросы философии. 1999. - № 9. - С. 3-27.
223. Тишков, В.А. Очерки теории и политики этничности в России /
224. B.А. Тишков. М.: Информационно-издательское агентство «Русский мир», 1997.-354 с.
225. Тишков, В.А. Социальное и национальное в историко-антропологической перспективе / В.А. Тишков // Вопросы философии. -1990.-№ 12.-С. 3-14.
226. Тишков, В.А. Что есть Россия? (перспективы нациестроительства) / В.А. Тишков II Вопросы философии. 1995. - № 2.1. C. 3-17.
227. Тойнби, А. Постижение истории / Арнольд Тойнби. М.: Прогресс, 1991. - 736 с.
228. Тойнби, А. Цивилизация перед судом истории: сборник / Арнольд Тойнби; / пер. с англ. Киселевой И.Е., Носовой М.Ф. СПб.: Ювента, 1995. -478 с.
229. Токарев, С.Н. Проблема типов этнических общностей: к методологическим проблемам этнографии / С.Н. Токарев // Вопросы философии. 1964. -№ 11. - С. 53-64.
230. Тревер, К. В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании IV век до н.э. VII в. н.э./ К. В. Тревер. М.; Л., 1959,- 389 с.
231. Трубецкой, Е. Народное и всечеловеческое / Е. Трубецкой // Этнополис 1993. - № 2. - С. 115-116.
232. Трубецкой, Н.С. Общеевразийский национализм / Н.С Трубецкой / Мир России Евразия. Антология / сост. Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. - М.: Высшая школа, 1995.-С. 190-201.
233. Удины: источники и новые материалы// Studia Pontocaucasica. IV. Краснодар, 1999. 273 с.
234. Удовик, С.Л. Глобализация: семиотические подходы / С.Л. Удовик. -М. : Рефл-бук, 2002. 480 с.
235. Урсул, Н.Д. На пути к информационному обществу / Н.Д. Урсул // Философские науки. 1996. - № 5. - С. 3-16.
236. Федотова, В.Г. Судьба России в зеркале методологии / В.Г. Федотова// Вопросы философии. 1995. - № 12. - С. 21-34.
237. Федотова, В.Н. Факторы ценностных изменений на Западе и в России / В.Н. Федотова // Вопросы философии. 2005. - № 11. - С. 3-23.
238. Филиппов, В.Р. О природе межэтнических конфликтов в России / В.Р Филиппов // Вестник МГУ. Сер. История. 1993. - № 5. - С. 80-88.
239. Флоренский, Павел. Детям моим. Воспоминанья прошлых лет. -М.: Моск. рабочий, 1992. 560 с.
240. Франк, С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии / С.Л. Франк // Соч. -М., 1990. С. 196-198.
241. Франк, C.JI. Предмет знания. Душа человека / C.JI. Франк. М.: ACT; Минск: Харвест, 2000. - 991 с.
242. Франк, C.JI. Смысл жизни / C.JI. Франк // Духовные основы общества.-М., 1992.-С. 147-216.
243. Франкл, В. Человек в поисках смысла : сборник : пер. с англ. и нем. / В. Франкл ; общ. ред. Л.Я Гозмана, Д.А. Леонтьева ; вступ. ст. Д.А. Леонтьева. М. : Прогресс, 1990. - 368 с.
244. Фрейд, 3. Психоанализ. Религия. Культура / 3. Фрейд ; сост. и вступ. A.M. Руткевича. М. : Ренессанс, 1991. - 296 с.
245. Фролов, И.Т. О человеке и гуманизме: работы разных лет / И.Т. Фролов. М.: Политиздат, 1989. - 559 с.
246. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм ; пер. с англ. Г.Ф. Швейника ; общ. ред. и послесл. П.С. Гуревича. М. : Прогресс, 1990. -269 с.
247. Фромм, Э. Иметь или быть? / Э. Фромм; пер. с англ. Н.И. Войскунской, И.И. Каменкович; общ. ред. и вступ. ст. В.И. Добренькова. -М.: Прогресс, 1986. 238 с.
248. Фукуяма, Ф. Конец истории и последний человек / Ф. Фукуяма; пер с англ. М. Изд-во ACT, ЗАО НПП «Ермак». 2004. -588 с.
249. Хайдеггер, М. Время и бытие: статьи и выступления: пер. с нем. / М. Хайдеггер. М.: Республика, 1993. - 447 с.
250. Хайдеггер, М. Работы и размышления разных лет: пер. с нем. / М. Хайдеггер; сост., пер., вступ. ст., примеч. A.B. Михайлова. М.: Гнозис, 1993.-464 с.
251. Хайдеггер, М. Разговор на проселочной дороге: сборник: пер. с нем. / М. Хайдеггер; под ред. А.Л. Доброхотова. М.: Высшая школа, 1991. - 192 с.
252. Хакен, Г. Основные понятия синергетики / Г. Хакен // Синергетическая парадигма: многообразие поисков и подходов / отв. ред. В.И. Арников и др.. М., 2000. - С.42-54.
253. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон // Полис. 1994. - № 1. - С. 33-49.
254. Цивилизационный подход к концепции человека и проблема гуманизации общественных отношений / С.Э Крапивенский, Н.В. Омельченко, А.Л. Стризое и др. ; под ред. д-ра филос. наук, проф. С.Э. Крапивенского. Волгоград : Изд-во ВолГУ, 1998. - 240 с.
255. Червонная, С. Федеральный союз народов Европы: конвенция основных прав европейских народов / С. Червонная // Этнополис. 1993. - № 2.-С. 71-79.
256. Чумаков, А.Н. Глобализация: контуры целостного мира / А.Н. Чумаков. М. : Изд-во Проспект, 2005. - 432 с.
257. Широкогоров, С.М. Этнос / С.М. Широкогоров. Шанхай: б.и., 1923. - С. 13-23.
258. Юдин, Б.Н. О человеке, его природе и его будущем / Б.Н. Юдин // Вопросы философии. 2004.-№ 2. - С. 16-28.
259. Якимец, В.Н. Сложносоставные конфликты атрибут постсоциалистической трансформации / В.Н. Якимец, Л.И. Никовская И Социологические исследования. - 2005. - № 8. - С. 77-89.
260. Яковец, Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций / Ю.В. Яковец. М.: Экономика, 2003. - 411 с.
261. Яковлев, А.Н. Реформация в России / А.Н. Яковлев // Общественные науки и современность. 2005. - № 2. - С. 5-16.
262. Яницкий, О.Н. Россия как общество риска: методология анализа и контуры концепции / О.Н. Яницкий // Общественные науки : и современность. 2004. - № 2. - С. 5-15.
263. Яницкий, О.Н. Россия как экосистема / О.Н. Яницкий // Социологические исследования. 2005. - № 7. - С. 65-76.
264. Ясперс, К. Смысл и назначение истории : пер. с нем. / К. Ясперс. М.: Республика, 1994. - 527 с.
265. Яхнин, Е.Д. Эволюция и будущее человеческого социума (общенациональная идея России в мировом контексте) / Е.Д. Яхнин // Вопросы философии. 2006. - № 5. - С. 165-175.
266. Baumann G. The Multicultural Riddle: Rethinking National, Ethnic and Religious Identities. New York: Routledge, 1999. - 192 p.
267. Bennett D. Multicultural States: Rethinking Difference and Identitiy. New York: Routledge, 1998. - 320 p.
268. Berge van den P.L. The Ethnic Phenomenon. New York : Elsevier, 1981.-301 p.
269. Cornell S., Hartmann D. Ethnicity and Race: Making Identities in a Changing World. 2nd edition. Thousand Oaks: Pine Forge Press, 2006. - 336 p.
270. Gellner E. Nations and Nationalism / Ernest Gellner. Jahaca : Cornell University Press, 1983. - 150 p.
271. Hutchinson J., Smith A. Ethnicity. Oxford: Oxford University Press, 1996.-472 p.i
272. Jenkins R. Rethinking Ethnicity: Arguments and Explorations. -London: Sage Publications, 1997. 200 p.
273. Oommen Т.К. Citizenship, Nationality and Ethnicity: Reconciling Competing Identities. Cambridge: Polity Press, 1997. - 280 p.
274. Rex J. Ethnicity and Migration // The Ethnicity Reader : Nationalism, Multiculturalism, and Migration / ed. by. Montserrat Gubernau, and John Rex. -Cambridge, 1997.-336 p.
275. Smith A.D. National Identity. Reno : University of Nevada Press, 1991.-226 p.334
276. Song M. Choosing Ethnic Identity. Cambridge: Polity Press, 2003. 185 p.
277. Spencer S. Race and Ethnicity: Identity, Culture and Society. New York: Routledge, 2006. - 274 p.
278. The International Spread of Ethnic Conflict: Fear, Diffusion, and Escalation / ed. by David A. Lake, Donald S. Rothschild. Princeton, N.J. : Princeton University Press, 1998. - 392 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.