"Фальстаф" Джузеппе Верди на русской сцене тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат наук Плахотина, Татьяна Юрьевна

  • Плахотина, Татьяна Юрьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 209
Плахотина, Татьяна Юрьевна. "Фальстаф" Джузеппе Верди на русской сцене: дис. кандидат наук: 17.00.09 - Теория и история искусства. Санкт-Петербург. 2013. 209 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Плахотина, Татьяна Юрьевна

Оглавление

4

Глава 1. От Шекспира к Верди

1. 1 Арриго Бойто

1. 2 История создания оперы

1. 3 Образ Фальстафа у Шекспира

1. 3.1 «Генрих IV»

1. 3.2 «Виндзорские проказницы»

1. 4 Происхождение образа Фальстафа

1.4.1 Фальстаф и философско-эстетические идеи эпохи Возрождения

1. 5 Либретто

1. 6 Оперы на сюжеты «Виндзорских проказниц» и «Генриха IV»

1. 7 Музыкальная характеристика

1. 8 Проблема трансформации жанра

1. 9 Репетиции и подготовка к спектаклю La Scala, 1893 год

1. 9.1 Виктор Море ль и Джузеппина Паскуа - первые исполнители партий

Фальстафа и миссис Куикли

1.10 Мировая премьера оперы

Глава 2. «Фальстаф» в контексте смены эпох

2. 1 Спектакль О. Палечека, Э. Направника.

Мариинский театр, 1894 год

2. 2 Спектакль В. Раппапорта, С. Самосуда.

Малый Оперный театр, 1925 год

2. 3 Спектакль Э. Каплана, Э. Грикурова.

Малый Оперный театр, 1941 год

2. 4 Спектакль Б. Покровского, А. Мелик-Пашаева.

Большой театр, 1962 год

2

Глава 3. «Фальстаф» и постмодерн

3. 1 Общая характеристика времени

3. 2 Спектакль Д. Бертмана, Т. Курентзиса.

«Геликон Опера», 2001 год

3. 3 Спектакль Дж. Стрелера, А. Ведерникова.

Большой театр, 2005 год

3. 4 Спектакль К. Серебренникова, В. Гергиева. Мариинский театр, 2006 год

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «"Фальстаф" Джузеппе Верди на русской сцене»

Введение

В каждую историческую эпоху наряду с произведениями, которые утрачивают художественную актуальность и в лучшем случае становятся «документами эпохи», создаются произведения, имеющие неоспоримую культурную ценность и способные навсегда остаться в мировой сокровищнице искусства. Часто неоцененные по достоинству современниками, они в сознании следующих поколений обретают долгожданное признание и заслуженное право именоваться шедеврами. Именно к таким произведениям можно отнести последнюю оперу великого итальянского композитора Джузеппе Верди «Фальстаф». Уникальное сочинение оперного искусства, созданное вопреки почти восьмидесятилетнему возрасту и слухам о творческом бессилии, стало финальной точкой в блистательной карьере гения мирового музыкального театра.

Больше ста лет прошло со дня премьеры «Фальстафа»: в 1893 году опера прозвучала в миланском театре Ьа 8са1а. Именно тогда началась ее непростая сценическая история, драматическая судьба последнего вердиевского шедевра -единственной комической оперы прославленного мастера трагедий и мелодрам.

Величие ее открылось не сразу. Успех оперы во многом уступал шумному успеху предшествующих вердиевских сочинений: «Риголетто», «Травиаты», «Аиды». Комический опус композитора оценили по достоинству лишь во второй половине XX столетия, спустя более полувека после миланской премьеры, когда «Фальстаф» сделался нередким гостем в репертуаре ведущих музыкальных театров мира.

Начиная с 1960-х годов, оперу активно ставили за рубежом: наиболее примечательны спектакли в Вене, Милане, Лондоне, Нью-Йорке, Мюнхене, Болонье, Берлине, Штутгарте.

На русской сцене опера впервые появилась в конце XIX века: в Петербурге, через год после миланской премьеры. Спектакль Мариинского театра выдержал всего несколько представлений, и опера сошла с театральных подмостков более

4

чем на три десятилетия. В сценическом пространстве XX века «Фальстаф» появлялся с двадцатилетними промежутками трижды: в 1925, 1941 и 1962 годах, и только в веке XXI, спустя почти сорок лет, по праву занял свое место на афише музыкальных театров России.

Цель данного диссертационного сочинения в том, чтобы на основе изучения архивных документов, периодической печати и имеющейся по теме литературы, проследить сценическую историю постановок оперы «Фальстаф» в России с точки зрения смены различных исторических эпох, выделить их особенности, а также оценить место и значение этих спектаклей в формировании и изменении репертуара русского оперного театра.

Актуальность темы обусловлена необходимостью сделать ряд дополнений и уточнений в опубликованных в России музыковедческих работах о Верди, ввести в научный контекст новейшие зарубежные исследования, посвященные проблематике поздней вердиевской оперы. Интерес к опере Верди русских режиссеров и сценографов последнего десятилетия - волна современных театральных постановок «Фальстафа» в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Казани 2000-х годов - так же актуализирует предложенную тему и дает содержательную основу для ее исследования.

При этом настоящая работа является первой попыткой исследования оперы

«Фальстаф» с точки зрения современной науки о театре. Следует подчеркнуть,

что материал действительно театроведческого характера, необходимый для

осмысления музыковедами, критиками и историками театра подробно не изучен

и тем более, специально не изложен в литературе в должном объеме. А между

тем развернутая сценическая биография поздней оперы Верди на русской сцене

дает возможность не только более пристально взглянуть на современный

оперный репертуар музыкальных театров России и реконструировать важные для

истории спектакли выдающихся театральных мастеров, но также попытаться

поставить целый комплекс теоретических проблем, связанных с жанровой

трансформацией комической оперы Верди на сцене, принципами подхода к

5

классическому оперному материалу и общими постановочными тенденциями на разных исторических этапах - в период дорежиссерского театра 1890-х, авангардных поисков 1920-х, соцреализма 1940-х, театральной оттепели 1960-х и постмодернизма 2000-х.

Рассматривая «Фальстафа» с позиции современной науки, нельзя не отметить: к опере Верди обращались значительные театральные мастера своего времени. На разных исторических этапах ее постановкой занимались выдающиеся режиссеры, дирижеры и художники, отражая в своих спектаклях целые эпохи развития русского музыкального театра. Их имена не забыты и сегодня, - Палечек, Каплан, Покровский, Направник, Самосуд, Грикуров, Мелик-Пашаев, Акимов, Вирсаладзе, Рындин. Фигуры по праву вошли в русскую театральную элиту последней четверти XIX - первой половины XX века.

Как известно, история всегда тесно связана с современностью. Сегодня, чтобы разобраться в бурных событиях оперной сцены, мы изучаем и обдумываем собственный театрально-исторический опыт. В этом смысле сценическая история «Фальстафа» нужна и существенна как часть общего сложного и противоречивого процесса жизни русского оперного театра.

Основным материалом исследования, наряду с литературой о жизни и

творчестве отдельных театральных режиссеров, сценографов, дирижеров и

исполнителей, а также научными работами, посвященными опере Верди и

драматургии Шекспира, явились многочисленные архивные документы, фото и

видеозаписи спектаклей, эскизы костюмов, макеты декораций, материалы

периодической печати, начиная от газетных статей конца XIX века, заканчивая

периодикой последнего десятилетия 2000-х годов, хранящиеся в фондах

Государственной театральной и Российской Национальной Библиотек, музеях

Михайловского и Большого театра, литературной части Московского камерного

театра «Геликон-Опера» и Центральном Государственном Архиве Литературы и

Искусства. А также собственные зрительские впечатления от спектаклей по

опере Верди 2000-х годов в петербургских и московских музыкальных театрах,

б

анализ которых представлен в заключительной главе диссертации «"Фальстаф" и постмодерн».

«Фальстаф» Верди не раз становился объектом исследования отечественных и зарубежных музыковедов и историков оперы. Существующую русскоязычную библиографию по данному произведению можно условно разделить на несколько групп. В первую входит историческая литература, касающаяся творчества Верди вообще и его последней оперы, в частности -«Эскиз монографии Верди» Б. Асафьева (4), «Краткий очерк жизни и творчества Верди» М. Нюрнберга (65), «Джузеппе Верди» Л. Соловцовой (81), отдельные разделы в учебных пособиях по истории зарубежной музыки В. Фермана (91), Б. Левика (47), М. Друскина (39), Л. Данько (36), О. Гуревич (35), М. Мугинштейна (62), главы о «Фальстафе» в работах А. Гозенпуда (27), Т. Гоби (30). Во вторую -исследования, посвященные частичному анализу музыкальной драматургии произведения - статьи С. Кругликова (159), Н. Стрельникова (168), В. Городинского (175), С. Шлифштейна (178), И. Соллертинского (82, 83), В. Богданова-Березовского (9), И. Нестьева (188), И. Сорокиной (191). В третью -литература, затрагивающая проблемы драматической организации поэтического либретто А. Бойто: работы Г. Орджоникидзе (68, 69), Г. Галя (23). В четвертую -документально-фактологические материалы, связанные с творчеством Верди и восстанавливающие хронологию создания оперы: единственное опубликованное в России издание подобного рода - «Верди Дж. Избранные письма» (20). Отдельный пласт списка источников составляет литература, посвященная анализу драматических произведений Шекспира «Генрих IV» и «Виндзорские проказницы», послужившими основой либретто оперы: работы Ф. Брауна (16, 17), А. Смирнова (76, 77, 78), А. Аникста (2, 3), М. Морозова (60, 61), А. Бартошевича (5, 6, 7, 8).

Анализируя имеющуюся русскоязычную литературу и источники по теме,

приходится констатировать факт, что на сегодняшний день мы не имеем

отечественных научных работ, рассматривающих оперу Верди с позиций

7

современного музыковедения, тем более, театроведения. Изданные в России в 1960-1980-е годы труды требуют существенных дополнений, введения в контекст зарубежных научных исследований, с учётом новейших тенденций изучения наследия Верди в целом и проблематики его поздней оперы в частности.

Вот почему значительное внимание в диссертации уделено осмыслению современных англо- и италоязычных критических, аналитических, биографических и исследовательских работ о Верди. Не опубликованные в России и специально переведенные для данного исследования серии статей, очерков и монографий способны изменить взгляд на творческое наследие композитора и его эпоху.

Так фундаментальное издание Чикагского университета «The Verdi-Boito correspondence» (1994 г.) представляет собой обширное собрание писем Джузеппе Верди и его либреттиста Арриго Бойто. Эта корреспонденция документально воссоздает процесс создания поздних вердиевских опер, позволяя проследить подробную историю возникновения «Фальстафа» в театрально-историческом контексте.

Работа X. Буча «Verdi's Falstaff in letters and contemporary reviews», (Университет Индианы, Блумингтон, 1997 г.), дает панораму письменных сообщений всех непосредственно или косвенно связанных с подготовкой мировой премьеры «Фальстафа» в La Scala в 1893 году. Собранные в книге 678 писем и телеграмм являются неоценимым материалом для тех, кто изучает «Фальстафа» с точки зрения сценической практики последней четверти XIX века и атмосферы эпохи «fin de siècle», повлиявшей на создание оперы (особый интерес представляют включенные в книгу аналитические статьи и критические обзоры современников композитора: очерки Дж. Рикорди «Corne scrive е соте prova Giuseppe Verdi», Э. Ганслика «"Falstaff " in Rome, 1893» и Б. Шоу «"Falstaff' in London, 1894».

Книга Дж. Хепокоски «Falstaff: Opera Journeys Mini Guide Series», (Кембриджский университет, 1994 г.) - широко известная работа крупного музыковеда и специалиста по итальянской опере второй половины XIX века. Подробно разбирая такие важнейшие аспекты оперы, как музыкальная структура, характеристика гармонического строя, особенности поэтического языка либретто, автор рассматривает «Фальстафа» как целостное сценарно-музыкальное явление. Включение иллюстраций и фотографических материалов -многочисленных эскизов костюмов и декораций, выполненных для миланской премьеры художником А. Гогенштейном - дает возможность реконструировать важные детали первой сценической версии оперы.

Большой научной ценностью обладают другие работы профессора Хепокоски: «Under the Eye of the Verdian Bear: Notes on the Rehearsals and Première of "Falstaff'» - статья, напечатанная в 1985 году, представляет собой попытку реконструкции техники репетиций «Фальстафа»; «Verdi, Giuseppina Pasqua, and the Composition of "Falstaff'» - научный доклад, посвященный истории взаимоотношений Верди и первой исполнительницы партии миссис Куикли меццо-сопрано/контральто Джузеппины Паскуа, оказавшей значительное влияние на усиление драматургической роли этого персонажа; «Overriding the Autograph Score. The Problem of Textual Authority in Verdi's "Falstaff'» - статья, напечатанная в 2000 году в итальянско-английском сборнике, посвященном проблемам итальянской оперы второй половины XIX века, освещает вопросы авторского текста в издании оригинальной партитуры «Фальстафа».

Американский музыковед Р. Паркер в работе «Verdi and his operas» исследует «Фальстафа» с точки зрения трактовки произведений композитора его современниками в соответствии с музыкально-аналитической терминологией второй половины XIX века.

P.M. Марвин в статье «Verdi Scholarship at the Beginning of the Twenty-first

Century» делает попытку обзора критических, аналитических, биографических

работ о Верди и его операх в рамках научной конференции «Верди 2001». Автор

9

предлагает взглянуть на обширное поле научных работ, в числе которых оказываются серии статей, очерков и монографий о Верди, изданных в Instituto Nazionale di Studi Verdiani (Парма), Fondazione Verdi (Парма), Американском институте по изучению наследия Верди (Нью-Йорк) и Бейнейском центре Йельского университета (Нью-Хейвен, штат Коннектикут).

В книге «Punch and Shakespeare in the Victorian Era», выпущенной в 2007 году издательством «Петер Ланг Паблиш Инкорпарайтед», отдельно анализируются критические отзывы, опубликованные в английском юмористическом журнале «Панч» на премьеры вердиевских сочинений на сюжеты Шекспира. Эти заметки сегодня представляются эксклюзивным материалом об исполнении «Фальстафа» в Англии.

Однако в целом нельзя не обратить внимание на то, что исследования как иностранных, так и отечественных авторов не содержат подробного анализа театральных постановок «Фальстафа», позволяющих восстановить сценическую историю этого произведения с момента его создания до наших дней, не только в России, но и за рубежом. Отсутствие исследования о режиссерских интерпретациях оперы на протяжении ее более векового существования, делает картину изучения наследия Верди вообще и «Фальстафа» в частности не полной и содержательно недостаточно объемной. Настоящая диссертация, как уже говорилось, является первой попыткой к устранению этого пробела.

Разумеется, анализировать интерпретаторские идеи, связанные со сценической историей «Фальстафа», изолировано от проблематики вердиевской оперы, от ее драматургических и жанровых особенностей, было бы ошибкой. Поэтому основная часть исследования включает в себя три раздела.

В первой главе партитура «Фальстафа» рассмотрена как комплексное

сценарно-музыкальное явление с целью выявления черт театральности оперы

Верди, как основы для возникновения различных сценических версий, анализ

которых приводится в последующих главах исследования. Отдельные аспекты -

анализ либретто А. Бойто, объединившего в себе черты двух разножанровых пьес

ю

Шекспира (комедию «Виндзорские проказницы» и двухчастную историческую хронику «Генрих IV»), и вердиевский оригинальный вокальный текст, не имеющий аналогов во всем предшествующем творчестве композитора - имеют особое значение. Важное место уделено концепции личности главного героя, возникновению и последовательному развитию образа Фальстафа в мировой драматургии и пьесах Шекспира, а также механизму синтетического сопряжения характерных черт персонажа в драматургическом и музыкальном тексте оперы Верди. Одна из центральных тем первой части исследования - проблема жанровой трансформации «Фальстафа». Опора на современные англо- и италоязычные источники позволяет более полно восстановить хронологию и историю создания оперы, технику проведения вердиевских репетиций и процесс подготовки премьеры «Фальстафа» в миланском театре Ьа 8са1а в 1893 году.

Во второй главе диссертации реконструированы и проанализированы оперные спектакли по «Фальстафу», поставленные в России с 1894 по 1962 год, с погружением в исторический и театральный контекст. Таких спектаклей всего четыре за эти семьдесят лет.

В третьей главе речь идет о постановках «Фальстафа» последнего десятилетия, они рассматриваются в логике влияния идей постмодернизма на оперный театр.

На основе проведенного анализа в заключении подводятся итоги работы.

Глава 1. От Шекспира к Верди

Летом 1892 года восьмидесятилетний композитор, великий итальянский маэстро Джузеппе Верди навсегда расставался с музыкальным театром. Музыкант ставил финальную «точку» в партитуре своей последней оперы.

Создавая «Фальстафа», Верди настолько не был уверен в успешном результате, что предполагал показать новую оперу лишь в кругу друзей, на вилле в Сант-Агата. Но премьера 9 февраля 1893 года в миланском театре Ьа 8са1а прошла с грандиозным успехом и расставила все на свои места.

Публика устроила нескончаемую овацию композитору, который и в свои преклонные годы не потерял живости восприятия, и смог написать столь оригинальное произведение. Полное слияние слова и музыки, абсолютная театральность всего действия, яркая, порой гротескная декламация, скороговорка, невероятная атмосфера праздника шутки и смеха, стали достойным завершением его длительного творческого пути.

1.1 Арриго Бойто

Инициатива создания оперы принадлежала одному из постоянных либреттистов композитора Арриго Бойто, который буквально «заразил» Верди новым замыслом. Именно его труду и упорству мир обязан рождением последних вердиевских шедевров - «Отелло» и «Фальстафа». При этом фигура Бойто - своего рода загадка для отечественного музыковедения. Сведения о нем в музыкальных энциклопедиях и словарях расходятся и в оценках, и даже в объеме его наследия, а в исторических обзорах и монографиях, посвященных Верди, его имя лишь бегло упоминается.

Между тем, в ряду своих современников Арриго Бойто выделялся

поразительным универсализмом художественной личности, энциклопедизмом

знаний и масштабностью идей. Многосторонность его творческой деятельности

12

поразительна. В нем органично слились качества неуемного общественного деятеля, активного по своей гражданской позиции, безусловного лидера поколения композиторов начала 1870-90-х годов с обликом выдающегося поэта, писателя, переводчика, драматурга, оригинального музыкального журналиста, либреттиста, и, что важно, талантливого композитора-новатора.

Образованный, знавший языки, необыкновенно одаренный в литературном отношении, неутомимый как писатель, публицист и организатор, Бойто приобрел среди музыкантов авторитет своего рода вождя. Яростный вагнерианец в вопросе соотношения музыки и драмы, сторонник и пропагандист немецкой музыки в ее споре с музыкой итальянской, переводчик либретто «Тристана и Изольды», некогда содействовавший постановке «Лоэнгрина» в Болонье, как ни странно, именно в нем Верди нашел того, в ком нуждался - либреттиста, художника и музыканта высочайшего ранга, способного уговорить уже пожилого человека на невероятную авантюру.

Бойто получил музыкальное образование в Миланской консерватории, по окончании которой отправился путешествовать. Побывав в Париже, Польше, Германии, он вдохновился музыкой Рихарда Вагнера, до конца жизни сделавшись ее приверженцем. Бойто стремился перенести в оперу некоторые принципы его музыкальной драмы, прежде всего единство музыки и поэтического слова, усиление симфонического начала. Это проявилось уже в его первых крупных сочинениях, кантатах «И quattro giugno» (1860) и «Ье 80ге11е ё'ПаНа» (1862).

Над своей первой оперой «Мефистофель» (по 1-й и 2-й части «Фауста» Гёте) Бойто трудился почти 20 лет. Он сам дирижировал на премьере, которая состоялась в Ьа 8са1а в 1868 году. Однако публика не приняла сочинение, длившееся шесть часов. Это был полный провал. Сюжет казался слишком философичным, а сценического действия явно не хватало. Композитору пришлось потратить несколько лет на переделки и сокращения масштабной

партитуры. 2-я редакция «Мефистофеля» прозвучала в Болонье лишь в 1875 году.

13

Опера не имела грандиозного успеха, но постепенно завоевала симпатии слушателей. Только после знаменитого исполнения партии Мефистофеля Федором Шаляпиным опера обрела настоящую популярность, которую сохраняет в Европе и по сей день. Русская премьера «Мефистофеля» прошла в Мариинском театре в 1886 году под руководством Эдуарда Направника. Интересно, что тогда в главной партии выступал Федор Стравинский, первый Фальстаф на русской сцене.

Кроме либретто вердиевских опер Бойто является автором текстов «Джоконды» Понкьелли, «Серпа» Каталани, «Гамлета» Фаччо. Ему принадлежит ряд итальянских переводов, в том числе, «Риенци» Вагнера, «Армиды» Глюка, «Вольного стрелка» Вебера, «Руслана и Людмилы» Глинки. Как известный поэт своего времени он издал сборник стихотворений «Книга стихов», поэму «Король Медведь», множество новелл и литературных переводов.

Остаток жизни Бойто посвятил своей второй опере, «Нерон», поставленной уже после его смерти в 1924 году. Работу над ней он в один момент вынужден был прервать в пользу либретто последней оперы Верди.

1.2 История создания оперы

Мир впервые узнал о «Фальстафе» из статьи миланской газеты «Corriere délia sera» 27 ноября 1890, вышедшей под заголовком «Новая опера Джузеппе Верди». В небольшой заметке говорилось о том, что семидесятисемилетний «grand maestro» уже написал большую половину комической оперы, сюжет которой заимствован из Шекспира. Эта новость захватила Италию настоящим штормом. Музыкальный критик миланской «La pers ever ama» уже на следующий день дал отзыв Верди о либретто Бойто. По словам композитора, оно было настолько комично, что он сам был вынужден время от времени прерывать

сочинение музыки, чтобы от души посмеяться1.

Это было ошеломляющей новостью. Особенно для подавляющей части театральных зрителей и музыкальных экспертов, которые прочно закрепили за композитором репутацию великого мастера трагедий. Ведь начиная с «Набукко» (1842) и заканчивая «Отелло» (1887) Верди не написал ни одной комической оперы. Исключение - ранняя, неудачная «Король на час» (1840). Неудивительно, что считалось, что Верди неспособен к комическому жанру. Еще в 1847 году такой авторитетный музыкант как Россини заявлял, что сам характер вердиевского дарования совершенно не подходит для комедии. Эти слова все еще глубоко задевали Верди, когда в 1879 году Джулио Рикорди небрежно допустил повторить их в журнале его издательского дома «Gazzetta musicale di Milano». Возмущенный таким поступком друга, композитор немедленно написал ему: «Я прочел в Вашей газете о мнении Зевса Россини (как называл его Мейербер). Но полюбуйтесь-ка! ! ! Почти двадцать лет я искал либретто для оперы, и вот теперь, когда я, можно сказать, его нашел, Вы внушаете публике безумное желание освистать оперу еще раньше, чем она будет написана» .

На протяжении своей длительной карьеры Верди время от времени задумывался о сочинении второй комической оперы. Когда Мария Эскудье предложила ему в марте 1850 года написать оперу для Covent Garden на сюжет «Бури», он проявил оживленный интерес, но в конечном итоге отклонил предложение. Композитор задумывался и о других комедиях, одно время собирался сочинить комическую оперу по «Дон Кихоту» Сервантеса. Но и эти намерения не осуществились. Мысли о комической опере посещали Верди и во время работы над «Доном Карлосом». Черновики французского сценария для оперы «Тартюф» по пьесе Мольера все еще хранятся в Сант-Агата. Некоторое

1 См.: Hepokoski J.A. The forging of the libretto // Hepokoski J.A. Giuseppe Verdi: Falstaff. Cambridge, 1983. P. 19.

Цит. по: Там же. С. 21.

время он всерьез рассматривал этот сюжет, но, в конце концов, оставил работу в пользу «Аиды». С тех пор в его письмах не было даже упоминания об опере buffa. Лишь спустя десятилетие в августе 1879 года, композитор, с негодованием отвечая на публикацию Рикорди слов Россини, сделал свое гневное заявление. Но вновь, несмотря на заинтересованность в «Фальстафе» самого Рикорди, независимо от того, что бы ни получилось, Верди опять начал писать трагическую оперу, - «Отелло», в первом сотрудничестве с Арриго Бойто1.

В июле 1889-го, спустя два года после премьеры «Отелло», Бойто впервые

предложил композитору черновой набросок сцен к «Фальстафу» на сюжет

«Виндзорских проказниц» Шекспира. Он буквально уговаривал Верди взяться за

сочинение оперы: «Есть единственная возможность найти еще более

прекрасное завершение пути, чем "Отелло". Это победоносный "Фальстаф".

После того как отзвучали все плачи и вопли человеческого сердца, распрощаться

могучим взрывом веселья! Вот это было бы достойно удивления! Обдумайте

же, дорогой маэстро, предмет, который я набросал для Вас. Поищите, не

чувствуете ли Вы в своем сердце зародыша нового шедевра. Если этот зародыш

есть, чудо свершилось. А пока что пообещаем друг другу нерушимое 2

молчание...»

Заканчивая «Отелло», Верди был искренне убежден, что пишет последнюю оперу. Он опасался, что на характере музыки может сказаться преклонный возраст и долго колебался - браться ли ему за работу, которая рискует остаться незавершенной. На письмо Бойто он отвечал: «Делая набросок "Фальстафа", подумали ли Вы об огромной цифре моих лет? Знаю, что Вы ответите, преувеличенно расхваливая состояние моего здоровья, - состояние якобы

1 См.: Hepokoski J.A. The forging of the libretto // Hepokoski J.A. Giuseppe Verdi: Falstaff. P. 19.

Цит. по: Галь Г. Позднее совершенство II Галь Г. Брамс. Вагнер. Верди. Три мастера - три мира. М., 1986. С. 442.

хорошее, отличное, крепкое... Пусть это так на самом деле; несмотря на это, согласитесь, что меня можно было бы упрекнуть в большой дерзости, если бы я взял на себя выполнение такого обязательства»1.

Либреттисту пришлось приложить немало усилий, чтобы склонить Верди к решению написать еще одну шекспировскую оперу. Но, вдохновленный этим сюжетом, он знал, что образ Фальстафа давно привлекал композитора, еще десять лет назад заинтересовавшегося сюжетом «Виндзорских проказниц».

С большим трудом все сомнения Верди были отвергнуты Бойто, работа пришла в движение, и уже через несколько дней в письме Джулио Рикорди композитор сообщал об окончательном согласии взяться за работу над «Фальстафом»: «Что я могу сказать Вам? Вот уже сорок лет, как мне хочется написать комическую оперу, и пятьдесят лет, как я знаю "Веселых виндзорских кумушек"; однако... обычные "но", которые находятся повсюду, всегда препятствовали приведению в исполнение этого моего желания. Теперь Бойто устранил все "но " и написал для меня лирическую комедию, не похожую ни на какую другую. Я развлекаюсь тем, что пишу на нее музыку без каких бы то ни было намерений, не зная даже, закончу ли я ее... Повторяю: я развлекаюсь... Фальстаф - негодяй, совершающий всевозможные дурные поступки... Но внешний вид их забавен. Это тип! Они так редки - типы! Опера абсолютно комическая/» .

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Плахотина, Татьяна Юрьевна, 2013 год

Список литературы

I

1. Александрова Е.И. «Лирический театр» Джорджо Стрелера // Театр. Живопись. Кино. Музыка. М.: ГИТИС, 2011. С. 144-160.

2. Аникст А. Творчество Шекспира. М.: Худож. лит., 1963. 615 с.

3. Аникст А. Послесловие к «Генриху IV» // Шекспир У. Поли. собр. соч.: В 8 т. М.: Искусство, 1959. Т. 4. С. 607-624.

4. Асафьев Б. Верди. Эскиз монографии // Асафьев Б. Избранные труды. М.: АН СССР, 1955. Т. 4. 439 с.

5. Бартошевич А. Комедия Шекспира и карнавальная традиция // Театр. 1964. № 12. С. 57-62.

6. Бартошевич A.B. Комическое у Шекспира: Лекция по курсу «Шекспир» для студентов театровед, фак. театр, вуза. М.: ГИТИС, 1975. 49 с.

7. Бартошевич A.B. «Мирозданью современный». Шекспир в театре XX века: работы разных лет. М.: ГИТИС, 2002. 359 с.

8. Бартошевич A.B. Мир шекспировских комедий // Науч. докл. высш. школы филол. науки. 1964. № 1. С. 70-82.

9. Богданов-Березовский В.М. Страницы музыкальной публицистики: очерки, статьи, рецензии. Л.: Музиздат. Ленингр. отд., 1963. 263 с.

10. Богословский Н. Пушкин-критик. М.: Гослитиздат, 1950. 760 с.

11. Богоявленский С. Верди и Шекспир // Шекспир и музыка. Л.: Музыка, 1964. С. 109-170.

12. Большой театр. Великие имена: К 225-летию ГАБТа / Ред. - сост. H.A. Андреева. М.: РИК Русанова, 2001. 431 с.

13. Большой театр СССР: К 200-летию со дня основания / Сост. Т.Н. Грум-Гржимайло. М.: Знание, 1976. 61 с.

14. Борис Покровский ставит классику: записи Марины Чуровой. М.: ГИТИС, 2002. 367 с.

15. Бочарникова Э.В. Большой театр. М.: Московский рабочий, 1987. 190 с.

189

16. Браун Ф.А. Виндзорские проказницы // Шекспир В. Полн. собр. соч. / Под ред. С.А. Венгерова. СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1903. Т. 2. С. 434-445.

17. Браун Ф.А. Король Генрихъ IV // Шекспир В. Полн. собр. соч. / Под ред. С.А. Венгерова. СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1903. Т. 2. С. 122-129.

18. Валла JI. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М.: Наука, 1989. 476 с.

19. Антология мировой философии: в 4 т. Т.2. Европейская философия от эпохи Возрождения по эпохи Просвещения. М.: Мысль, 1970. С. 776.

20. Верди Дж. Избранные письма. Изд. 2-е. JL: Музыка, 1973. 352 с.

21. Верфель Ф. Верди. Роман оперы / Пер. с нем. Н. Вольпин; Предисл. И. Бэлза. М.: Музыка, 1991. 318 с.

22. Вильям Шекспир в творчестве советских художников театра: Альбом / Сост. А.Н. Шифрина. М.: Сов. Художник, 1975. 250 с.

23. Галь Г. Брамс. Вагнер. Верди. Три мастера - три мира / Пер. с нем. М.: Радуга, 1986. 480с.

24. Герасимов Ю.К. Театральная критика с 1890-х годов до 1917 года // Очерки истории русской театральной критики (конец XIX-начало XX века). Л.: Искусство, 1979. С. 386.

25. Гловацкий Б.С. Режиссеры // Ленинградский государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета имени С.М. Кирова. Л.: Музыка, 1967. С. 230-231.

26. Каплан Э.И. Жизнь в музыкальном театре. Л.: Музыка, 1969. 220 с.

27. Гозенпуд A.A. Оперный словарь. М.; Л.: Музыка, 1965. 479 с.

28. Гозенпуд A.A. Русский оперный театр на рубеже XIX - XX веков и Ф. И. Шаляпин, 1890-1904. Л.: Музыка, 1974. 264 с.

29. Гозенпуд A.A. Русский советский оперный театр (1917-1941): очерки истории. Л.: Музгиз, 1963. 440 с.

30. Гоби Т. «Фальстаф» // Гоби Т. Мир итальянской оперы. М.: Радуга, 1989. С. 185-198.

31. Государственные академические театры: Драматический (б. Александринский), Театр Оперы и балета (б. Мариинский), Малый оперный театр (б. Михайловский): Театральный сезон 1924-1925. Л.: РТО, Б. г. 80 с.

32. Трошева Е.А. Большой театр СССР в прошлом и настоящем. М.: Сов. композитор, 1962. 97 с.

33. Трошева Е.А. Большой театр Союза ССР: Обзор творч. деятельности, 1917-1975 гг. М.: Музыка, 1978. 396 с.

34. Трошева Е.А. Из зала Большого театра: статьи, рецензии, очерки. М.: Сов. композитор, 1969. 510 с.

35. Гуревич Е.Л. История зарубежной музыки: популярные лекции. М.: Академия, 2000. 320 с.

36. Данько Л. Комическая опера в XX веке. Л.: Музыка, 1986. 199 с.

37. Державин К.Н. «Травиата» Верди. Л.: б.и., 1945.108 с.

38. Двадцать лет Государственного академического Малого оперного театра. 1918-1938. Л.: Ленинградский гос. академический Малый оперный театр, 1939. 138 с.

39. Друскин М. История зарубежной музыки. М.: Музыка, 1983. 192 с.

40. Золотницкий Д. Академические театры на путях Октября. Л.: Искусство, 1982. 343 с.

41. Золотницкий Д. Будни и праздники театрального Октября. Л.: Искусство, 1978. 255 с.

42. Золотницкий Д. Зори театрального октября. Л.: Искусство, 1976. 391 с.

43. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: Академия, 1998. 255 с.

44. Имена. События. Школы. Страницы художественной жизни 1920-х годов. СПб.: РИИИ. Вып. 1 / Сост. Л.С. Овэс; науч. ред. А.Ф. Некрылова. 2007. 200 с.

45. Каплан Э.И. Жизнь в музыкальном театре. Л: Музыка, 1969. 220 с.

46. Квиннел П., Джонсон X. Кто есть кто в творчестве Шекспира. М.: Дограф, 2000. 279 с.

47. Левик Б.В. История зарубежной музыки. М.: Музыка, 1980. 277 с.

48. Левик С.Ю. Четверть века в опере. М.: Искусство, 1970. 535 с.

49. Ленинградский Малый театр оперы и балета. 1918-1968. Л.: Музыка, 1968.219 с.

50. Ленинградский государственный академический малый Оперный театр. Л.: Ленинградский гос. академический Малый оперный театр, 1950. 40 с.

51. Ленинградский государственный ордена Ленина академический Малый оперный театр. Л.: Музгиз, 1961. 215 с.

52. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978. 632 с.

53. Мариинский театр. 1783-2003. Тема с вариациями. / Авт.-сост. Н.И. Метелица. СПб.: Арт-Деко, 2003. 413 с.

54. Маркези Г. Джузеппе Верди // Г. Маркези. Опера. М.: Музыка, 1990. С. 148-180.

55. Медведев М.Е. Очерк 20-летней артистической деятельности. 18811901. Киев,1901. с.

56. Мелик-Пашаев А.Ш. «Фальстаф» // Мелик-Пашаев А.Ш. Воспоминания. Статьи. Материалы. М.: Искусство, 1976. С. 224-226.

57. Монтень М. Опыты. Книга первая. М.-Л.: АН СССР, 1954. 580 с.

58. Мор Т. Утопия. М.: Наука, 1978. 428 с.

59. Морозов М. Избранное. М.: Искусство, 1979. 699 с.

60. Морозов М.М. Виндзорские кумушки // Морозов М.М. Комментарии к пьесам Шекспира. М.-Л.: ВТО, 1941. С. 65-71.

61. Морозов М.М. Театр Шекспира. М.: ВТО, 1984. 304 с.

62. Мугинштейн М.Л. Хроника мировой оперы 1600-2000. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. 640 с.

63. Музыкальная жизнь Москвы в первые годы после Октября. 1917-1920. Хроника. Документы. Материалы. М.: Гос. центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки, 1972. 358 с.

64. Музыкальный театр XX века: события, проблемы, итоги, перспективы / Ред.-сост. A.A. Баева, E.H. Куриленко. М.: УРСС, 2004. 482 с.

65. Нюрнберг М.В. Джузеппе Верди. 1813-1901. Краткий очерк жизни и творчества. Л.: Музыка, 1968. 133 с.

66. Овэс Л.С. Эволюция принципов сценического оформления в спектаклях Ленинградского государственного Малого оперного театра. Художники МАЛЕГОТа. 1918-1970. СПб.: ЛИК, 2006. 254 с.

67. Оперы Джузеппе Верди. Путеводитель. М.: Музыка, 1970. 424 с.

68. Орджоникидзе Г. Музыка в творчестве Шекспира // Шекспир и музыка. Л.: Музыка, 1964. С. 17-34.

69. Орджоникидзе Г. Оперы Верди на сюжеты Шекспира. М.: Музыка, 1967. 325 с.

70. Покровский Б.А. Моя жизнь - опера. М.: Аграф, 1999. 272 с.

71. Покровский Б.А. Размышления об опере. М.: Сов. композитор, 1979.

280 с.

72. Покровский Б.А. Ступени профессии. М.: ВТО, 1984. 341 с.

73. Санкт-Петербургский Государственный академический театр оперы и балета имени М.П. Мусоргского. СПб.: ЛИК, 2001. 227 с.

74. Скорнякова М.Г. Джорджо Стрелер и «Пикколо театро ди Милано». М.: Гос. институт искусствознания, 2012. 352 с.

75. Слуцкая М.Д. Э.И. Каплан (1895-1962). Заметки к творческой биографии // Музыкальный театр: Сб. науч. труд. СПб.: РИИИ, 1991. 270 с.

76. Смирнов А. «Виндзорские насмешницы» и образ Фальстафа у Шекспира // Шекспир У. Полн. собр. соч.: В 8 т. М.: Искусство, 1959. Т. 4. С. 624636.

77. Смирнов А. Примечания к тексту «Виндзорских насмешниц» // Шекспир У. Полн. собр. соч.: В 8 т. М.: Искусство, 1959. Т. 4. С. 634-636.

78. Смирнов А. Примечания к тексту «Генриха IV» // Шекспир У. Полн. собр. соч.: В 8 т. М.: Искусство, 1959. Т. 4. С. 616-620.

79. Собинов Л.В. Верди в письмах. М.: Искусство, 1970. С. 35-^0.

80. Советский театр. Документы и материалы. 1917-1967. Л.: Искусство, 1975.471 с.

81. Соловцова Л. Джузеппе Верди. М.: Музыка, 1986. 399 с.

82. Соллертинский И. Избранные статьи о музыке. Л.; М.: ВТО, 1946. 142

с.

83. Соллертинский И.И. Шекспир и мировая музыка. М.: Музгиз, 1962. 47

с.

84. Старк Э. Петербургская опера и ее мастера. 1890-1910. Л.; М.: Искусство, 1940. 269 с.

85. Стрелер Дж. Театр для людей. М.: Радуга, 1984. С 258.

86. Тароцци Дж. Верди М.: Мол. гвардия, 1984. 352 с.

87. Тихомиров Р.И. Об Эммануиле Иосифовиче Каплане. СПб.: ЛИК, 2000.

290 с.

88. Третьякова Е.В. Опера. Рождение театра 1918-1939 // Санкт-Петербургский Государственный академический театр оперы и балета имени М. П. Мусоргского. СПб.: ЛИК, 2001. С. 11-36.

89. Урнов М.В., Урнов Д.М. Пристрастие к музыке // Урнов М.В., Урнов Д.М. Шекспир. Его герои и его время. М.: Наука, 1964. 206 с.

90. Учитель К.А. Ленинградский Малый оперный театр (1927-1948): организация и творчество: дис.канд.искус. СПб, 2005. 277 с.

91. Ферман В.Э. Оперный театр: ст. и исслед. М.: Музгиз, 1961. 329 с.

92. Художники Большого театра / Сост. В.И. Березкин. М.: Сов. художник, 1976. 169 с.

93. Художники сцены: [Наследие Санкт-Петербургского Государственного академического театра оперы и балета имени М. П. Мусоргского] / Сост., вступ. статья, биогр. описания JI.C. Овэс. СПб.: ЛИК, 2004. 216 с.

94. Шведов Ю.Ф. Вильям Шекспир. Исследования. М.: Изд. Моск. ун., 1977.385 с.

95. Шекспир У. Виндзорские насмешницы: комедия в 5-ти актах / Пер. С.Я. Маршака и М.М. Морозова // Шекспир У. Полн. Собр. соч.: В 8 т. М.: Искусство, 1959. Т. 4. С. 249-371.

96. Шекспир У. Генрих IV // Шекспир У. Полн. собр. соч.: В 8 т. М.: Искусство, 1959. Т. 4. С. 5-117.

97. Шоу Б. «Фальстаф» // Шоу Б. О музыке. М.: Аграф, 2000. С. 221-227.

98.

99. Шутко Д. Другой Верди [Текст] // «Фальстаф»: опера в 3 д., 6 карт.: [материалы к спектаклю]. СПб.: Мариинский театр, 2006. С. 3—4.

100. Эсе Л. Если бы Верди вел дневник / Пер. с венг. Будапешт: Корвина, 1966. 295 с.

101. Эткинд М. Николай Акимов. Сценография. Графика. М.: Сов. художник, 1980. 136 с.

II

102. Abbiati F. Giuseppe Verdi. Milan, 1959. V. 4. 690 p.

103. Barblan G. Spunti rivelatori nella genesi del «Falstaff» // [Atti del] Primo congresso internazionale di studi verdiani. Parma: Istituto Nazionale di Studi Verdiani, 1969. P. 16-21.

104. Bauman T. The young lovers in Falstaff // 19-th Century Music. University of California, 1985. P. 61-68.

105. Berger W. Verdi with a vengeance: an energetic guide to the life and complete works of the king of opera. Vintage Books, 2000. 497 p.

106. Budden J. Verdi. Oxford University Press, 2008. 412 p.

107. Celia F., Petrobelli P. Giuseppe Verdi-Giulio Ricordi: Corrispondenze e immagini 1881/1890. Milan, 1982. p.

108. Chusid M., Weaver W. Verdi's Own Words: His Thoughts on Performance, with Special Reference to «Don Carlos», «Otello», and «Falstaff» // The Verdi Companion. New York, 1979. P. 161-169.

109. Coe D. The Original Production Book for «Otello» // 19th-Century Music. 1978. №2. P. 148-158.

110. Cohen-Shalev A. Both Worlds at Once: Art in Old Age. University Press of America, 2002. 176 p.

111. Cone E.T. The Old Man's Toys: Verdi's last operas // Perspectives. USA, 1954. P. 132-133.

112. Cone E.T. The stature of «Falstaff»: technique and content in Verdi's last opera // Center. 1954. №1. P. 32-36.

113. Dean W. Shakespeare in Music. L., 1964. 240 p.

114. Delia Seta F. New currents in the libretto // The Cambridge companion to Verdi. Cambridge, 2004. P. 69-88.

115. Fisher B.D. Falstaff: Opera Journeys Mini Guide Series. Opera Journeys Publishing, 2000. 36 p.

116. Gal H. A deleted episode in Verdi's «Falstaff» // The Music Review. 1941. №2. P. 16-19.

117. Gatti C. Verdi: The man and his music. L., 1955. 389 p.

118. Graziani C. Giuseppe Verdi. Autobiografía dale lettere. Verona, 1951. 342

P-

119. Gronda G. Libretti d'opera italiani. Milano, 1997. 410 p.

120. Harwood G.W. Giuseppe Verdi: a guide to research. Routledge, 1998. 396

P-

121. Henson K. Verdi, Victor Maurel and fin-de-siécle operatic performance // Cambridge opera journal. 2007. March. P. 59-74.

122. Hepokoski J.A. Giuseppe Verdi: Falstaff. Cambridge, 1983. 293 p.

123. Hepokoski J.A. Overriding the Autograph Score. The Problem of Textual Authority in Verdi's «Falstaff» // Studi verdiani. 1992. August. P. 13-31.

124. Hepokoski J.A. The Compositional History of Verdi's Falstaff . A study of the Autograph Score and Early Editions, 2 voll. [dattiloscritto], Cambridge, 1979. 164

P-

125. Hepokoski J. A. Under the Eye of the Verdi an Bear: Notes on the Rehearsals and Première of «Falstaff» // The Musical Quarterly. 1985. № 21. P. 135-146.

126. Hepokoski J.A. Verdi, Giuseppina Pasqua, and the Composition of «Falstaff» // 19ft-Century Music. Vol. 3, № 3. (Mar., 1980). P. 239-250.

127. Hughes D.G. A History of European Music. New York, 1974. 798 p.

128. Hughes S. Famous Verdi operas: an analytical guide for the opera-goer and armchair listener. Hale, 1968. 544 p.

129. Hutcheon L., Hutcheon M. «Beve, beve con me»: An operatic Brindisi - for and to Gian-Paolo Biasin. University of Toronto. P. 73-93.

130. Jensen L. An introduction to Verdi's working method // The Cambridge companion to Verdi. Cambridge, 2004. P. 257-269.

131. King T.J. The First Known Picture of Falstaff (1662): A Suggested Date for His Costume // Theatre Research International (New Series). 1977. Oct. P. 45-48.

132. Mace N.A. Falstaff Queen and the Popularity of the Merry Wives of Windsor in the Eighteenth Century // Theatre Survey. 1990. Vol. 31. May. P. 31-39.

133. Mallach A. The autumn of Italian opera: from Verismo to modernism, 18901915. Lebanon: UPNE, 2007. Music. 490 p.

134. Martin G. Verdi: His music, life and times. New York, 1963. 282 p.

135. Marvin R.M. Verdi Scholarship at the Beginning of the Twenty-first Century // Nineteenth Century Studies. From Volume 15 (2001): 89-97.

136. Osborne C. The complete operas of Verdi. Da Capo Press, 1977. 468 p.

137. Osthoff W. Il sonetto nel «Falstaff» di Verdi // II melodrama dell'ottocento:studi e ricerche per Massimo Mila. Turin, 1977. 136 p.

138. Phillips-Matz M.J. Courting the Muse of Comedy // Classical music. 1 May

2005.

139. Parker R. The New Grove guide to Verdi and his operas. Oxford University Press, 2007. 252 p.

140. Ricordi G. «Rivista milanese» // Gazetta musicale di Milano. Milano, 1893. P. 11-12.

141. Rice J. Salieri's «Falstaff» // International Opera Collector, 1997. P. 25-29.

142. Rogers F. Victor Maurel: his career and his art // The Musical Quarterly. 1926. №4. p.

143. Sabbeth D. Dramatic and musical organization in «Falstaff» // [Atti del] Terzo congresso internazionale di studi verdiani. Milano: Instituto di Studi Verdiani, 1972. P. 415-442.

144. Scott M. Victor Maurel (1848-1923). Biographical notes // The complete Adelina Patti and Victor Maurel. U.S.A., 1998. 4 p.

145. Senici E. Words and music // The Cambridge companion to Verdi. Cambridge, 2004. P. 88-111.

146. Shakespeare W. The Merry Wives of Windsor: Third Series. Cengage Learning EMEA, 2000. P. 100-150.

147. Shaw B. Music in London 1890-94. London, 1932. P. 136-38.

148. Smart M. Primal scenes: Verdi in analysis // Cambridge Opera Journal. 2002. March. P. 108-142.

149. The Cambridge companion to Verdi. Cambridge, 2004. 612 p.

150. The Verdi - Boito correspondence. The University of Chicago Press, 1994.

386 p.

151. The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London, 1995. 712 p.

152. «Un ballo in maschera»: Italian opera on our stage // The Illustrated London News. 1871. P. 6-7.

153. Van de G. Verdi's theatre: creating drama through music. University of Chicago Press, 1988. 424 p.

154. Verdi and his operas / ed. S. Sadie; сотр. R. Parker. New York: St. Martin's Press, 2000. 242 p.

155. Verdi G. A Documental Study. New York, 1977. 410 p.

156. Verdi's Falstaff in letters and contemporary reviews. Bloomington: Indiana University Press, 1997. 364 p.

157. Young A.R. Punch and Shakespeare in the Victorian Era. Peter Lang Pub Inc, 2007. 345 p.

158. Walker F. The man Verdi. London, 1962. 297 p.

Ill

159. Кругликов С. «Фальстаф» Верди // Артист. 1893. № 29. С. 131-135.

160. [Б. а.] Театр и музыка // Новое время. 1894. 18 янв. С. 6.

161. Ладов В. Театральный курьер: Опера «Фальстаф» // Петербургский листок. 1894. № 17. 18 янв. С. 4.

162. [Б. а.] Театральный курьер // Петербургский листок. 1894. № 20. 21 янв.

С. 5.

163. L. «Фальстаф» Верди // Русская музыкальная газета. 1894. № 2. 24 янв. С. 16-17.

164. Б.В. Гениальное произведение // Рабочий и театр. 1925. № 40. 6 окт. С.

8.

165. Воеводин П. Лицо театра // Рабочий и театр. 1925. № 40. 6 окт. С. 8-9.

166. Раппапорт В. Любовь к жизни [к постановке «Фальстафа»] // Рабочий и театр. 1925. № 40. 6 окт. С. 9.

167. Конский П. «Фальстаф» // Рабочий и театр. 1925. № 41. 13 окт. С. 8-9.

168. Стрельников Н. О Верди и «Фальстафе» // Жизнь искусства. 1925. № 41. 13 окт. С. 10-11.

169. Раппапорт В. Ответ режиссера рабочему зрителю о «Фальстафе» // Рабочий и театр. 1925. № 45. 10 нояб. С. 14.

170. Малков Н. «Каменный гость» и «Фальстаф» // Жизнь искусства. 1925. №50. 15 дек. С. 3.

171. М-ий В. «Фальстаф» // (машинопись) 1925. [Архив Санкт-Петербургского Государственного академического театра оперы и балета имени М.П. Мусоргского - Михайловского театра].

172. Чекин П. Фентон. Актеры о своей творческой работе // За большевистский театр. 1940. 18 дек. [Архив Санкт-Петербургского Государственного академического театра оперы и балета имени М.П. Мусоргского - Михайловского театра].

173. [Б. а.] Хроника // Театральный Ленинград. 1941. 11-20 марта. С. 4.

174. «Фальстаф» [Реж. спектакля Э. Каплан и дирижер Э. Грикуров говорят о своей работе над постановкой] // Театральный справочник. 1941. 21-31 марта. С.5.

175. Городинский В. «Фальстаф» // Правда. 1941. 2 апр. [Архив Санкт-Петербургского Государственного академического театра оперы и балета имени М.П. Мусоргского - Михайловского театра].

176. Соллертинский И. «Фальстаф»: Премьера в Ленинградском Малом оперном театре // Известия. 1941. 2 апр. [Архив Санкт-Петербургского Государственного академического театра оперы и балета имени М.П. Мусоргского - Михайловского театра].

177. Богданов-Березовский «Фальстаф» в АкМалом // Ленинградская правда. 1941. 3 апр. [Архив Санкт-Петербургского Государственного академического театра оперы и балета имени М.П. Мусоргского - Михайловского театра].

178. Шлифштейн С. «Фальстаф» // Советское искусство. 1941. 13 апр. [Архив Государственного академического театра оперы и балета имени М.П. Мусоргского - Михайловского театра].

179. Собинов Л. В. Верди в письмах // Советская музыка. 1952. № 6. С. 6467.

180. Стенограмма обсуждения спектакля «Фальстаф» после просмотра двух генеральных репетиций 14 и 15 ноября (машинопись). 1962 // [Архив Государственного Академического Большого театра России]

181.Левко В., Покровский Б.А. На генеральной репетиции // Советский артист. [Архив Государственного Академического Большого театра России]

182. Батурин А. Впервые на сцене Большого театра // Правда. 1962. 19 нояб.

С. 8.

183. Б.А. Большой успех оперы Верди «Фальстаф» // Комсомольская правда. М., 1962. 21 нояб. [Архив Государственного академического Большого театра России].

184. Левик Б. «Фальстаф» на столичной сцене // Известия. 1962. 30 нояб. Веч. вып. С. 4.

185. Петров И. «Фальстаф» Д. Верди в Большом театре // Советский артист.

1962. 14 дек. [Архив Государственного академического Большого театра России].

186. Боганова Т. Миссис Куикли и ее знакомые // Советская культура. 1962. 18 дек. С. 3.

187. Шавердян Р. Сэр Джон Фальстаф: О постановке оперы Дж. Верди «Фальстаф» на сцене Большого театра СССР // Советская музыка. 1963. №2. С. 89.

188. Нестьев И. Комедия о беспутном рыцаре // Музыкальная жизнь. 1963. № 3. С. 5-6.

189. Мордвинов М. Благодаря сэру Джону Фальстафу // Театральная жизнь.

1963. №3.

190. «Фальстаф» Верди. Несбывшееся пророчество [История создания оперы] // Музыкальная жизнь. 1980. №15. Авг. 3-я с. обл.

191. Сорокина И. Фуга венчает дело: К 100-летию первой постановки оперы Верди «Фальстаф» // Музыкальная жизнь. 1993. № 3. Февр. С. 15-16.

192. Поспелов П. Беллини, Верди, Гетти, Доницетти и далее по алфавиту: (Коммерсант Daily, 29 марта 1994 года) // Музыкальное Обозрение. 1994. №4. Апр. С. 6.

193. Жилкин М. Кушать подано, господа, садитесь жрать, пожалуйста: Джузеппе Верди. Фальстаф. Театр «Геликон-опера» // Театральный курьер. 2001. №8. [Архив Московского музыкального театра оперы «Геликон-Опера»].

194. Заранкин Ю. Виндзорский проказник? // Досуг в Москве. 2001. 3 нояб. [Архив Московского музыкального театра оперы «Геликон-Опера»].

195. Фихтенгольц М. Основной инстинкт: В оперных новинках сезона // Ведомости. 2001. № 180. 2 окт. С. 9.

196. Артемова Е. Новая жизнь «Фальстафа» в «Геликоне» // Российская музыкальная газета. 2001. №11. С. 6.

197. Должанский Р. Фальстаф помолодел и похудел // Коммерсант. 2001. № 81. 4 окт. С. 13.

198. Фихтенгольц М. Маски-шоу: «Фальстаф» в «Геликон-опере» // Культура. 2001. №38. 4-10 окт. С. 8.

199. Кретова Е. Секс, ложь, опера // МК газета. 2001. 9 окт. С. 6.

200. Столяренко J1. Любовь такая - глупость большая? // Новая газета. 2001. 11 окт. С. 9.

201. Хрипин А. Панталоны Гретхен, гульфик Фальстафа // АиФ Москва. 2001. №42. 17 окт. С. 7.

202. Галина Вишневская: Молодежь должна быть в «своем репертуаре» / Беседу вела Л. Аристархова // Культура. 2001. № 41. 25-31 окт. С. 10.

203. Савенко С. «Фальстаф» по-геликоновски // Общая газета. 2001. № 43. 25-31 окт. С. 10.

204. Грум-Гржимайло Т. «Слава и Галина: Симфония жизни»: Галина Вишневская в «Геликон-опере» // Новая газета. 2001. 27 окт. С. 11.

205. Е.З. Опера «Фальстаф» // Elle. 2001. Дек. С. 144.

206. Жукова Е. Невозможное возможно: театр «Геликон» заставил зрителей смеяться в опере // Алфавит. 2001. № 50. дек. [Архив Московского музыкального театра оперы «Геликон-Опера»].

207. Филармоникер J1. Тайна «Фальстафа», или К спокойной совести через отменный аппетит // Премьера. 2001. С. 50-51. [Архив Московского музыкального театра оперы «Геликон-Опера»].

208. Соколова JI. Шум в партере // Музыкальная жизнь. 2001. №12. С. 6-7.

209. Нестьева М. Не на все вопросы имеются готовые ответы... // Музыкальная академия. 2005. №2. С. 63-72.

210. Бабалова М. Марина Бьянки: «Русские женщины носят шапки, как диадемы»: интервью // Культура. 2005. №19. 4 февр. С. 21.

211.Ходнев С. Сэр Джон из «Ла Скала»: Опера «Фальстаф» в Большом театре // Weekend. 2005. № 24(3108). 11 февр. С. 3.

212. Заславский Г. Тот самый «Фальстаф»: Премьера четверть века спустя // Независимая газета. 2005. №27-28. 11-12 февр. С. 23.

213. Ходнев С. Большой театр арендует Фальстафа // Коммерсант. 2005. №25. 12 февр. С. 7.

214. Куценко Е. В Большом театре можно увидеть спектакль La Scala // InterMedia. 2005. 14 фев.

215. Долгосрочная аренда // Итоги. 2005. №7. 15 февр. С. 7-6.

216. Зимянина Н. Фальстаф, Парис и нетрезвые сварщики // Вечерняя Москва. 2005. 15 фев.

217. Прина А.-М. «Стрелер считал "Фальстафа" автопортретом Верди» // Газета. 2005. 21 фев.

218. Бабалова М. Спиритический сеанс // Русский курьер. 2005. 21 февр. С.

11.

219. Бедерова Ю. Школьный урок в венецианском антураже: Новый «Фальстаф» Верди на сцене Большого театра // Время новостей. 2005. 21 февр. С. 10.

220. Ходнев С. Шедевр напрокат // Коммерсант. 2005. №30/11. 21 февр. С.

221. Должанский Р., Ходнев С. Шедевр напрокат: Большой театр арендовал у «Ла Скала» «Фальстафа» Джорджо Стрел ера // Коммерсант. 2005. 21 февр. С. 13.

222. Малыхин М. Опера в тапочках: Большой театр представил премьеру «Фальстафа» в классической версии миланского Ла Скала // Новые известия. 2005. 21 февр. С. 12.

223. Поспелов П. Не тот Фальстаф: Опера из Ла Скала не ожила на сцене Большого театра // Ведомости. 2005. 21 февр. С. 9.

224. Бирюков С. «Фальстаф» или фальстарт? // Адажио. 2005. 22 февр. С. 5.

225. Гучмазова Л. Кушать подано: Большой представил оперу Верди «Фальстаф» в постановке Кирилла Серебренникова // Итоги. 2005. №8. 22 февр. С. 70-73.

226. Седов Я. «Фальстаф» переселился в Большой: Московская премьера знаменитого спекткля Джорджо Стрелера // Газета. 2005. 21 февр. С. 7.

227. Фихтенгольц М. «Фальстаф»: В Большом театре поставили «Фальстафа» Верди // Известия. 2005. 21 февр. С. 15.

228. Хрипин А. Угрюмый русский Фальстаф для Ельцина: Президенты слушают музыку // Независимая газета. 2005. № 35. 21 февр. С. 8.

229. Никифорова Н. «Фальстаф» // Афиша. 2005. 22 февр. С. 98.

230. Морозов Д. Аренда по тендеру: В Большой театр приехал «Фальстаф» из Ла Скала // Культура. 2005. 24 февр. С. 24-25.

231. Бирюкова Е. Трехгрошовая опера: Большой театр приобрел «Фальстафа» Джорджо Стрелера // Афиша. Все развлечения Москвы. 2005. №3. 14-27 февр. С. 150-151.

232. Давыдова Т. Старость не радость: «Фальстаф» Стрелера обосновался в Большом // Первое сентября. 2005. 26 февр. С. 8.

233. Борисова М. «Фальстаф» // Театр. 2005. № 2. С. 16-18.

234. Колесников А. Не Шутка! // Музыкальная жизнь. 2005. № 5. С. 5-6.

235. Бялик М. «У самого красного моря»: В Израиле успешно прошел фестиваль Валерия Гергиева и Мариинского театра // Мариинский театр. 2006. №1-2. С. 1.

236. Опера. 15-16 февраля, среда-четверг. Мариинский театр. «Фальстаф». Премьера // Невское время. 2006. №24. 10 февр. С. 9.

237. Ленская О. «Фальстаф», модный и неожиданный // Вечерний Петербург. 2006. №24. 10 февр. С. 8.

238. Губская И. Верди - сериал // Город. 2006. №5. 13-19 февр. С. 42.

239. Конкин А. С высоты пережитого: В Мариинске дают «Фальстафа» // Российская газета. 2006. № 3997. 15 февр. С. 18.

240. Должанский Р. Смерть в до мажоре // Коммерсант. 2006. №29. 17 февр.

С. 11.

241. Коневецкая Е. Гергиев предрек «Фальстафу» долгую жизнь // Смена. 2006. №29. 17 февр. С. 3.

242. Дудин В. Невеселый русский «Фальстаф» // Петербургский театральный журнал. 2005. №2. Май. С. 28-29.

243. Дудин В. Новый русский «Фальстаф» // Театральный Петербург. 2006. №2. Февр. С. 6-7.

244. Дудин В. Путешествие из комедии в трагедию: «Фальстаф» Верди в Мариинском театре // Независимая газета. 2006. №36. 21 февр. С. 6.

245. Третьякова Е. Никто не заметил потерю... Фальстафа: Кирилл Серебренников поставил последнюю оперу Верди в Мариинском театре // Культура. 2006. № 8. 22 февр. - 1 марта. С. 9.

246. Дмитриев П. Необманутые ожидания // Невское время. 2006. № 34. 28 февр. С. 10.

247. Борисова М., Рудица Р., Третьякова Е., Высоцкий В. «Фальстаф»: Мнения о премьере // Мариинский театр. 2006. №1-2. Март. С. 5.

248. Потапова Н. Сэр Джон Фальстаф водворился в Петербурге // Музыкальная жизнь: Музыкальный критико-публицистический иллюстрированный журнал. 2006. №5. С. 11-12.

249. Кардаш Н. О событиях 223-го сезона Мариинского театра. В частности, об опере Дж. Верди «Фальстаф» в постановке реж. К. Серебренникова // Страстной бульвар, 10. 2006. №2-92. С. 26-35.

250. Давыдова М. Смерть в до мажоре // Эксперт. 2006. № 10 (504). 13 марта. С. 28-30.

251. Троянская Т. Форд на «Форде»: «Фальстаф» в Мариинском театре // Театр. Новые Известия. 2006. №4. Апр. С. 9.

252. Булычева А. Массаж для Фальстафа: Последняя опера Верди в Екатеринбурге // Культура. 2005. № 16. 28 апр. - 4 мая. С. 13.

253. «Фальстаф» // Афиша. 2006. 10 нояб. С. 11.

254. Циликин Д. Назло мужу сяду в ложу: Оперная режиссура в Мариинском театре. В частности р спектакле К. Серебренникова // Театр. 2006. №3. Нояб. С. 14-17.

255. Бирюкова Е. Грейт Бриттен: «Фальстаф» и «Поворот винта» Мариинского театра // Афиша. Все развлечения Москвы. 2006. №23. 1 дек. С. 185-186.

256. Баловник судьбы / К. Серебренников; интервью [взяли] Ж. Зарецкая, О. Манулкина // Афиша. Все развлечения Москвы. 2006. №23. 1 дек. С. 30.

257. Ложкина Е. Призрачные намеки: Валерий Гергиев опережает события // Независимая газета. 2006. №168/269. 8-9 дек. С. 23.

258. Муравьева И. Мыльная опера: Мариинский театр показал в Москве «Фальстафа» // Российская газета. 2006. № 4244. 11 дек. С. 9-10.

259. Бабалова М. Московский блиц Валерия Гергиева // Известия. 2006. 14 дек. С. 12.

260. Морозов Д. Поворот Фальстафа: Маринка досрочно открыла «Золотую маску» // Культура. 2006. №49. 14-20 дек. С. 1.

261. Савенко С. Рояль вывезли из кустов // Новая газета. 2006. 18-20 дек. С.

262. Маликов Е. Сладкая гаротта Маринки // Литературная газета. 2006. №51.20-26 дек. С. 9.

263. Рудица P. ?Facciam festa tuttavia?: «Фальстаф» К. Серебренникова в Мариинском театре // Петербургский театральный журнал. 2006. № 43. С. 36-37.

264. «Фальстаф» Кирилла Серебренникова. Об опере режиссер К. Серебренников // Коммерсант. 2007. №182. 5 окт. С. 40.

265. Бертман Д. Продолжаем убивать эмоцию. Интервью [Электронный ресурс] // Деловая газета «Взгляд» [сайт]. URL:

http://www.vz.rU/culture/2008/8/8/194413.html (дата размещения: 08.08.2008).

IV

266. «Фальстаф», опера Дж. Верди [Мариинский театр. Пб., 1894]. Рисунки к постановке оперы: Рис. № 1 - 10 // Артист. 1893. №29. С. 130.

267. «Фальстаф», опера Дж. Верди [Мариинский театр. Пб., 1894]. Фото: сцена из спектакля // Ежегодник императорских театров. 1894. С. 213-221.

268. «Фальстаф», опера Дж. Верди [Малый оперный театр. Л., 1925]. Фото: эскизы костюмов (худ. Н.П. Акимов) и сцены из спектакля // La forza е il destino: La fortuna di Verdi in Russia. Bologna, 2001. С. 156-158.

269. «Фальстаф», опера Дж. Верди [Малый оперный театр. Л., 1925]. Фото: эскиз костюма к опере // Акимов Н.П. «Academia», 1927. С. 45.

270. «Фальстаф», опера Дж. Верди [Малый оперный театр. Л., 1925]. Фото: четыре эскиза костюмов. Худ. Н. П. Акимов // В. Шекспир в творчестве советских художников театра. М., 1975. С. 152-155.

271. «Фальстаф», опера Дж. Верди [Малый оперный театр. Л., 1925]. Илл.: Н.П. Акимов. Эскиз костюма Фальстафа // Морозов М.М. Театр Шекспира. М., 1984. С. 224-225.

272. «Фальстаф», опера Дж. Верди [Малый оперный театр. JL, 1925]. Фото: эскизы костюмов // Эткинд М. Николай Акимов. Сценография. Графика. М., 1980. С. 21.

273. «Фальстаф», опера Дж. Верди [Большой театр СССР. М., 1962]. Фото: эскиз декорации. Худ. В. Рындин // Козлинский В.И., Фрезе Э.П. Художник и театр. М„ 1975. С. 83. Илл. №264.

274. «Фальстаф», опера Дж. Верди [Большой театр СССР. М., 1962]. Фото: эскиз декорации // Выставка произведений Вадима Федоровича Рындина. М., 1972. илл. № 14.

275. «Фальстаф», опера Дж. Верди [Большой театр СССР. М., 1962]. Фото: эскизы декорации. Худ. В. Рындин // Рындин В. Художник и театр. М., 1966. С. 173, 177, 181, 183.

276. «Фальстаф», опера Дж. Верди [Большой театр СССР. М., 1962]. Фото: эскиз декорации. Худ. В.Ф. Рындин // Выставка работ художников театров оперы и балета: Эскизы декорации и костюмов: [Буклет]. М., 1964. Илл. №4.

277. «Фальстаф», опера Дж. Верди [Большой театр СССР. М., 1962]. Фото: эскиз декорации. Худ. В. Рындин // Театр. 1983. №3. С. 112-113.

278. «Фальстаф», опера Дж. Верди [Большой театр СССР. М., 1962]. Фото: два эскиза декорации. Худ. В.Ф. Рындин // В. Шекспир в творчестве советских художников театра. М., 1975, илл. № 166-167.

279. «Фальстаф», опера Дж. Верди [Большой театр СССР. М., 1962]. Фото: эскиз декорации. Худ. В. Рындин // Театр. 1976. С. 144-145.

280. «Фальстаф», опера Дж. Верди [Большой театр СССР. М., 1962]. Фото: два эскиза декораций. Худ. В. Рындин // Березкин. Вадим Рындин. М., 1974. С. 128-129.

281. «Фальстаф», опера Дж. Верди [Большой театр СССР. М., 1962]. Фото: эскизы декорации 1, 2, 3 действий, эскизы костюмов. // В. Ф. Рындин. М., 1971. С. 151-157.

282. «Фальстаф», опера Дж. Верди [Большой театр СССР. М., 1962]. Фото: эскиз интермедийного занавеса к опере. Худ. В.Ф. Рындин // Гос. центральный театральный музей им. A.A. Бахрушина. М., 1971. илл. 152.

283. «Фальстаф», опера Дж. Верди [Большой театр СССР. М., 1962]. Фото: эскиз декорации 2 акта. Худ. В. Рындин // Художники театра. М., 1968. илл. №293.

284. «Фальстаф», опера Дж. Верди [Большой театр СССР. М., 1962]. Фото: А. Иванов - Фальстаф, П. Лисициан - Форд // Трошева Е. Большой театр Союза ССР. М., 1978.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.