Жанры духовной музыки в творчестве Дж. Верди тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Алмазова, Варвара Владимировна
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 181
Оглавление диссертации кандидат наук Алмазова, Варвара Владимировна
Содержание
Введение
Глава 1 Духовная музыка в контексте творчества Верди
1. Исторические вехи
2. Оперы Верди в аспекте духовной проблематики
Глава 2 Реквием
1. Первые исполнения Реквиема в оценке современников и исследователей
2. Содержание литургического текста
3. «Не опера...»
4. Dies irae: смысловой и драматургический центр Реквиема
5. Lux aeterna: образец драматургии и синтетического
вокального стиля Верди
6. Libera те и тематические арки в Реквиеме
7. Каноническая традиция в Реквиеме: особенности полифонии
Глава 3 Stabat Mater. Те Deum
1. Stabat Mater: анализ латинского текста
2. Связь слова и музыки
3. Интонационные связи
4. Музыкальная форма
5. Те Deum: анализ латинского текста
6. Композиционные особенности
Глава 4 Жанры духовной музыки Верди в исполнительской практике
1. Исполнительские наблюдения: Реквием, Stabat Mater, Те Deum
2. Исполнительские интерпретации Реквиема
(А. Тосканини, Г. фон Караяна, JL Маазеля, Р. Мути, Д.Э. Гардинера,
V
А.Мелик-Пашаева)
Заключение
Список литературы
Приложение
1. Список аудио-, видео-, грамзаписей
2. Схема тематических, ритмослоговых и гармонических
связей между частями Реквиема
3. Схема фуги Sanctus
4. Схема музыкальной формы Те Deum
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Музыкально-драматургическая форма финалов в операх Джузеппе Верди2018 год, кандидат наук Логунова Анастасия Александровна
Трактовка жанров духовной музыки в творчестве Франсиса Пуленка2013 год, кандидат наук Бакун, Мария Ивановна
Библейское повествование в итальянской опере первой половины XIX века: "Моисей" Дж. Россини, "Навуходоносор" Дж. Верди2014 год, кандидат наук Михайлова, Олеся Сергеевна
Духовная музыка Дж. Б. Перголези и неаполитанская традиция2010 год, кандидат искусствоведения Панфилова, Виктория Валерьевна
"Фальстаф" Джузеппе Верди на русской сцене2013 год, кандидат наук Плахотина, Татьяна Юрьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жанры духовной музыки в творчестве Дж. Верди»
Введение
Творчество Джузеппе Верди изучалось и продолжает изучаться в основном в связи с оперой. Духовная музыка композитора - как ряд произведений
s
собственно духовного жанра, так и многочисленные фрагменты опер, по смысловому содержанию примыкающие к духовным произведениям (молитвы, хоралы) — никогда не становилась предметом специального рассмотрения.
Предмет исследования - духовная музыка Верди, составляющая важную и специфическую область творческого наследия композитора.
Материалом исследования послужили хоровые духовные произведения Верди: Messa di Gloria, первая редакция последней частц Реквиема Libera me,
Реквием, Pater noster, «Quattro pezzi sacri»: Ave Maria, Stabat Mater, Laudi alla
1
Vergine Maria, Te Deum, a также Ave Maria для голоса и струнного оркестра. Задействован также весь массив его оперного наследия (оперы «Стиффелио», «Сила судьбы», «Трубадур» и другие), в которых особенно сильно проявление религиозного начала (сюжет, жанр молитвы внутри сценического произведения и др.). Материал опер постоянно используется в сравнительных характеристиках музыкального языка, драматургических особенностей, приведении исторических фактов и т.д. Для выводов работы, связанных с исполнительским аспектом, использован обширный аудиоматериал, служащий примером возможных исполнительских трактовок Реквиема Верди, а также личный исполнительский опыт автора настоящей работы.
Методология исследования опирается на методы отечественной аналитической школы, совмещающий исторический, теоретический и сравнительно-типологический подходы; помимо отечественной литературы,
используются новые зарубежные труды, затрагивающие разные аспекты творчества Верди. Опора на исполнительский опыт послужила импульсом теоретического осмысления музыкального материала.
Научная новизна заключается:
- в анализе духовных произведений Верди в их полном объеме;
- в сопоставлении оперного и духовного жанров с акцентом на их связях и взаимопроникновениях;
- в выявлении стилевой эволюции Верди на примере произведений духовной музыки;
- в констатации признаков синтетического вокально-хорового стиля Верди позднего периода творчества;
- в сопоставлении теоретических наблюдений над драматургией и стилистическими особенностями с выводами исполнительского плана;
- в уточнении фактических данных (названия сочинений, время их создания, редакции) и использовании малоизвестных отечественной науке сведений, основанных на документальных источниках (письма композитора).
Практическая значимость работы - в ее адресованности исполнителям, а также историческим и теоретическим курсам консерваторий, особенно в их преподавании дирижерам хора.
* * *
Джузеппе Верди оставил богатейшее эпистолярное наследие: его письма к друзьям, издателям, либреттистам, дирижерам, певцам позволяют не только изучить и уточнить подробности создания сочинений, но и познакомиться с личностью композитора. Одно из первых объемных изданий писем Верди было предпринято Гаэтано Чезаре и Алессандро Луцио [153] - именно этот труд лег в
основу переведенных на русский язык и изданных в 1959 году «Избранных писем» композитора [19].
Переписка Верди и поныне вызывает чрезвычайный интерес у музыкантов и у широкого круга читателей: регулярно выходят в свет собрания писем, имеющих отношение к созданию какой-либо оперы [214-216], либо объединенных одним адресатом [144 - 149, 207, 218]. Существуют издания, включающие не только письма, но и другие документы - фотографии, иллюстративный материал: гравюры, афиши, прижизненные рецензии и тому подобное [219, 221]. Значительный интерес представляют «Интервью и встречи Верди», изданные Марчелло Конати, в которых особенно живо ощущается личность композитора [151].
Еще при жизни Маэстро началось изучение его творческого пути: о первых биографических изданиях можно почерпнуть сведения из наиболее полного на сегодняшний день библиографического справочника о Верди Грегори Харвуда [163, р. 11]. Популярен написанный в 1899 году и неоднократно переиздававшийся (1943, 2008, 2010) труд Джино Мональди [178], охватывающий фактически всю творческую биографию композитора (период с 1839 - 1898 год). Первым же русским исследованием явилась книга В.Д. Корганова [52], изданная в 1897 году, в которой приведено множество документальных источников, рецензий и статей; в теплых тонах автор описывает свой приезд в поместье Сант-Агата и дружественную беседу с композитором.
Уход из жизни Верди дал импульс к изучению творческого наследия композитора: так, в статье 1901 года Луиджи Торри [208], одного из первых биографов Верди, упоминаются более четырехсот посвященных ему публикаций, а в 1913 году - к столетию со дня рождения Верди - Карло Ванбианчи [211] расширяет этот список до девятисот.
На протяжении XX века исследовательский интерес к личности Верди не ослабевает: постоянно издаются биографические труды, а также работы, в основном касающиеся его опер, но во второй половине столетия, с появлением институтов по изучению наследия Верди в Италии (Парма) и в США (Нью-Йорк),
внимание к творчеству композитора приобретает небывалый размах и системность.
В 1960 году образован институт Верди в Парме (Istituto Nazionale di Studi Verdiani), а несколько позже, в 1976 и в США (American Institute for Verdi Studies at New York University). Помимо серьезной работы с документами - уточнения фактов биографии, подготовке к изданию писем, — деятельность институтов сосредоточена на популяризации малоизученных ранних оперных сочинений Верди, организации, начиная с 1966 года, международных конференций и проведении с 1983 года в Парме международного фестиваля «Giuseppe Verdi».
Первая конференция состоялась в 1966 году в Венеции [материалы конференции - 134]; каждая из последующих научных встреч была посвящена изучению опер: «Дон Карлос» (Верона, 1969) [135]; «Сицилийская вечерня» (Турин, 1973); «Симон Бокканегра» (Чикаго, 1974); «Риголетто» (Вена, 1983); «Эрнани» (Модена, 1984). В том же 1984 году в Вене проходила конференция под названием «Дальнейшие направления изучения Верди». В 1988 году в Штутгарте состоялась научная встреча, посвященная «Мессе памяти Россини» -коллективному сочинению, в котором Верди принадлежала последняя часть Libera me (1869), являющаяся прообразом, первым наброском будущего Реквиема памяти Мандзони1. На конференции 1994 года обсуждались вопросы, связанные со сценической реализацией опер Верди [169]. В 2001 году к столетию со дня смерти композитора были организованы конгрессы в Италии / США (Парма -Нью-Йорк - Нью-Хавен (Иель), материалы изданы в 2003 году во Флоренции [212]) и в Берлине [160]. В феврале 2010 года в Нью-Йорке состоялся симпозиум «Verdi's Attila at the Met». Юбилейная международная конференция «Verdi's third century: italian opera today» прошла в Нью-Йорке с 9-13 октября 2013 года.
Кроме того, в Парме практически ежегодно (с 1982) издаются Studi Verdiani - научные труды о Верди. На данный момент насчитывается 22 выпуска
1 Первое исполнение (мировая премьера) «Мессы памяти Россини» состоялось более чем через сто лет после написания, в 1988 году под управлением Хельмута Риллинга на Европейском музыкальном фестивале в Штутгарте. Существует аудиозапись мессы 2001 года (см. Приложение).
(последний из доступных датируется 2011 годом). В каждом выпуске содержится обширный раздел библиографии на текущий период (год или два), включающий порядка 200 - 250 работ, и дискография.
Другие важные серии публикаций института в Парме - Bollettino Verdi в четырех частях и десяти выпусках, - посвящены исключительно операм «Бал-маскарад», «Сила судьбы», «Риголетто», «Эрнани» (1989).
Quaderni в шести тетрадях - издание нот с критическими статьями опер «Корсар» (1963), «Иерусалим» (1963), «Стиффелио» (1968), «Аида» (1971); в шестую тетрадь вошли материалы конференции «La sensibilita sociale di Giuseppe e Giuseppina Verdi» («Патриотические чувства Джузеппе и Джузеппины Верди», 1999).
Пятая тетрадь Quaderni (1988) особенно важна для нашего исследования: в ней содержатся впервые изданные ноты последней части (Libera me) из так называемого «коллективного» реквиема, задуманного Верди в память Россини (1869), и несколько научных статей исторического и аналитического характера [189]. Это издание позволяет нам теперь не просто предполагать, но доподлинно знать, насколько первоначальный вариант Libera me повлиял на дальнейший процесс создания Реквиема памяти Мандзони (1874).
С момента своего открытия в 1976 году American Institute for Verdi Studies at New York University начинает выпускать Verdi's Newsletter - ежегодный информационный бюллетень (на форуме Верди2 указаны темы 34-х выпусков, вошедшие в него статьи до 2011 года). Масштабный и до сих пор незавершенный проект института - критическое издание всех сочинений Верди - «The Works of Giuseppe Verdi» (1983-2025?). В 1990 году вышла третья часть под редакцией Д. Розена, посвященная Реквиему памяти Мандзони [161]. Она включает в себя партитуру Реквиема с разделением авторских и редакторских обозначений, в приложении дан нотный текст первоначальной редакции Libera me (1869) и фуги Liber scriptus g-moll, уже после премьеры замененной композитором на соло
2 American Institute For Verdi Studies: The Verdi Forum URL: http://www.nyu.edu/projects/verdi/verdiforum.html
меццо-сопрано. В шестом выпуске планируется издать ранние духовные и светские произведения Верди.
Изучение творчества великого итальянского композитора далеко не исчерпывается трудами двух институтов Верди, хотя их вклад трудно переоценить. Прежде чем говорить об обширной литературе о Верди и указать основные направления в исследовании его творчества, отметим ряд изданий, систематизировавших это исследование: библиографический справочник Г. Харвуда 1998 года [163], а также его статья 2004 года [162]; издания, приуроченные к 100-летию со дня кончины Верди - обзорные статьи Р. Паркера [184], Р. М. Марвин [174]; словарь Верди [154].
Из наиболее авторитетных монографий о Верди необходимо назвать труды К. Гатти [156], Ф. Тойе [209], Ф. Аббиати [132], не потерявших актуальность до сих пор. Последующие монографии, а их насчитывается более десяти, появляются с достаточной регулярностью [142, 166, 168, 176 и другие] Из биографических трудов, вышедших сравнительно недавно, следует особенно отметить книги М. Дж. Филлипс-Мац [188], Дж. Россели [200], А.Герхарда [157]. Единственный монографический труд в российском музыкознании - книга JI.A. Соловцовой «Джузеппе Верди: монография» в четырех изданиях (1957-1986) [114]. «Верди: краткий свод важнейших событий из жизни Верди» и «Эскиз монографии» - так озаглавлены материалы о Верди Б.Асафьева [4, 3].
Жанру оперы, как главному жанру в творческой биографии композитора,
посвящены многие издания о Верди: его жизнеописание нередко представлено как калейдоскоп премьер, репетиций, постановок, новых замыслов, поиска сюжетов, работы с либреттистами. Таким образом, в монографиях тесно сплетаются и становятся неотъемлемыми друг от друга области биографии и изучения оперного жанра, чего нельзя сказать о жанрах инструментальной, камерно-вокальной и духовной музыки: интерес к ним сводится лишь к упоминанию или нескольким описательным характеристикам.
Работы, целиком посвященные оперному творчеству не монографического характера, можно сгруппировать по следующим направлениям:
- история создания оперы, основанная на изучении писем [164, 165, 213,214-216].
- либретто оперы и литературный первоисточник (ряд работ посвящен Верди и Шекспиру) [8, 88, 71, 202].
- драматургия в операх Верди [71, 210].
Ряд изданий включают в себя несколько направлений, но ограничиваются каким-либо периодом (например, оперы центрального периода), или изучают оперную эстетику в целом [140, 141, 150, 186].
Следует отдельно сказать об изучении наследия Верди в нашей стране, а также о переводных источниках, доступных в настоящее время на русском языке. Кроме уже упомянутых работ (писем Верди под редакцией А.Д. Бушен, а так же биографических трудов В. Д. Корганова, Б. Асафьева, монографии Л.А.Соловцовой), существует несколько отечественных исследований об оперном творчестве композитора. Это путеводитель А. Платонова [89], в котором содержится значительный аналитический материал и не издававшиеся до сих пор в России либретто опер раннего периода;3 работы Р. Лейтес [71] и Г.Орджоникидзе [88], посвященные конкретным операм. В 1986 году на русский язык была переведена книга Г.Галя «Брамс, Вагнер, Верди. Три мастера - три мира» [25], представляющая собой очерки с содержательным музыковедческим анализом, интересными наблюдениями. Поскольку Верди - это ярчайшее явление не только в музыке, но и в мировой культуре, помимо научных трудов есть и масса популярной литературы, которую мы не можем опустить, обрисовывая картину «интереса к творчеству Верди». Это издания о жизни Верди (М.В. Нюрнберг [85], Ф. Верфель [20], Дж. Тароцци [118], Г.Соловьева [115]), о его операх (Т.Н. Леонтовская [72], Л. Полякова [91]) и Реквиеме (А. Констанс Смис [110], В. Гроссман [31], А.Д. Бушен [13], Т.Попова [92]), рассчитанные на широкий круг читателей.
3 Напомним, что клавиры далеко не всех опер Верди существуют с русским переводом.
В стенах московской консерватории были написаны пять дипломных работ, две - на теоретической кафедре: Е. Вызго «Оперные формы "Отелло" Верди»4 и J1. Кухтина «Опера Верди "Фальстаф" (новое решение жанра оперы-буфа)»5; три - на кафедре хорового дирижирования: А. Быстрик «Те Deum Верди» [14], А. Русяева «Ансамблево-хоровая полифония в операх Дж. Верди: "Дон Карл ос", "Аида", "Отелло", "Фальстаф"» [100] и В. Бубчиковой «Четыре духовных хора Дж. Верди: Stabat Mater»6. Единственное в российском музыковедении диссертационное исследование, косвенно затрагивающее творчество Верди, касается драматургии нескольких его опер [101].
По сравнению с пристальным вниманием исследователей к биографии и оперным сочинениям Верди, изучение его духовной музыки более чем скромно. Имея значительную исполнительскую историю и являясь неотъемлемой частью вокально-симфонических программ во всем мире, шедевры духовной музыки Верди - Реквием, Те Deum, Stabat Mater - мало освещены в научной литературе. В биографических трудах сведения о духовных сочинениях обычно ограничиваются упоминанием истории создания и многочисленными цитатами из писем. В учебной литературе в соответствии с курсами истории музыки, полифонии, формы в трудах М.С. Друскина [36], Т.С. Кюрегян [64], В.В. Протопопова [94], H.A. Симаковой [105], В.П. Фраенова [120] авторы обращаются к духовным жанрам Верди.
Из всех духовных произведений композитора наибольшее внимание уделяется Реквиему. Так в книге Дж. Мартина содержится глава «Верди, Мандзони и Реквием» [172, Р. 31 - 59], в которой автор предлагает интерпретацию этого сочинения с позиций эстетических взглядов итальянского писателя. Верди и Мандзони посвящена также статья Б. Рейнольде [190]. Анализ Реквиема в работе JI.A. Соловцовой, при всех достоинствах книги в целом, сводится фактически к собранию сходных мелодических оборотов между ним и
4 Дипл. раб. М., 1956. С. 105
5 Дипл. раб. М., 1963. С. 120
6 Дипл. раб. 2007 года.
оперой «Аида», что не выявляет самостоятельной ценности и значимости духовного сочинения Верди. Аналитическая часть оригинального очерка Г. Галя по стилю изложения приближается к рецензиям «на исполнение», как и статья Г.А. Лароша [68]. Среди работ отечественных авторов необходимо назвать / прекрасную статью о Реквиеме Верди И.В. Коженовой [49]. Высказывания К. Смиса [110], А.Д. Бушен [12] и Дж. Тароцци (в переводе И. Константиновой) [118] скорее отдаляют нас от проблемы изучения духовной музыки Верди в силу сложившегося в нашей стране негативного отношения к этой области музыкальной культуры на протяжении большей части XX столетия.
Единственная книга, всецело посвященная духовному жанру композитора -«Верди,Реквием» Д.Розена [198], написавшего диссертацию по этой теме [198], нескольких статей [194, 195, 197, 199], а также являющегося редактором упомянутого критического издания партитуры Реквиема. В своих работах Д.Розен приводит точную датировку каждого этапа процесса сочинения Реквиема. Особенно интересен сравнительный анализ главной темы части Реквиема Lacrymosa и ее оперного прототипа (темы дуэта из «Дона Карлоса», не вошедшего в окончательный вариант оперы), который сопровождается наблюдениями автора о музыкальной стилистике Верди в оперном и духовном жанре. В работе «Верди Реквием» [198, с. 89 - 97] впервые была предпринята попытка определить жанровые истоки Реквиема.
О духовных произведениях Верди в целом писал в 1913 году Джованни Тебальдини - композитор и музыковед, его младший современник7. В своей обзорной статье Тебальдини говорит о «духовной составляющей» вердиевской музыки, полемизируя с мнением современников. Автор выражает надежду, что вскоре, опираясь на последние духовные сочинения Верди, публика по достоинству оценит их и сможет охватить все его творчество, «так что его благородная, возвышенная и строгая фигура предстанет, наконец, целостно» [205, р.13].
7 Именно к нему обращался в письме Верди с просьбой прислать ноты Те Оеит Валотти [19, с. 502].
Некоторым аспектам духовной музыки Верди уделено место в статьях иностранных изданий, посвященных Верди и Палестрине, Верди и Данте [225, 183], а также малым формам позднего периода - Pater noster, Ave Maria [139, 152]. Столь кратким списком исчерпывается на сегодняшний день литература о духовных жанрах в творчестве Верди, и нельзя не отметить, что по сравнению с количеством статей об оперном творчестве (в зарубежных изданиях приблизительно 250 в год), их число ничтожно.
Малая изученность духовных жанров в отечественной науке не может свидетельствовать об их незначительности, некоей промежуточности в творчестве великого оперного Маэстро. Мнение о религиозной музыке Верди лишь как о дани отжившей традиции, особенно распространенное в советский период истории нашей страны, опровергается словами самого композитора, что можно заключить из его писем.8
Исследование духовных жанров Верди актуально, прежде всего, потому, что сочинения эти прочно вошли в концертно-исполнительскую практику, выдержав испытание временем. Последние годы жизни композитора ознаменовались появлением, наравне с гениальным «Фальстафом», «Четырех духовных хоров» («Quattro pezzi sacri»). Эдварду Григу принадлежат слова: «они <Четыре духовных хора — В.А> представляют собой высочайшее достижение католической культуры и плод самого прекрасного и глубокого вдохновения, какое когда-либо посещало композитора» [29, с.181].
8 Не имея целью приписать Верди, возможно, и не свойственную ему религиозность, хочется подчеркнуть, что для композитора церковные тексты были совершенно очевидно «живыми», не формальными, как это часто бывает в отжившей свой век традиции.
Глава 1. Духовная музыка в контексте творчества Верди
1. Исторические вехи
Джузеппе Верди вошел в историю музыки как оперный композитор: им написано 26 опер, не считая редакций. Список его духовной музыки более скромен - он включает три крупных вокально-симфонических произведения и несколько хоровых миниатюр a cappella. Интересно, что именно жанры духовной музыки обрамляют творческий путь композитора.
Верди с детства имел самое непосредственное отношение к церковной службе, будучи органистом деревенской церкви Ронколе, а затем и близлежащего города Буссето. В это время появляются его первые сочинения, среди которых есть и духовная музыка. Известно, что перед смертью Верди попросил свою приемную дочь Марию Верди-Каррара уничтожить ряд ранних опусов9. Видимо, предвидя интерес к своему творчеству, он не хотел, чтобы впоследствии о нем судили на основании написанных «по случаю», еще незрелых композиторских опытов. Тем не менее, сегодня мы имеем возможность познакомиться с некоторыми ранними образцами духовной музыки Верди10.
К юношеским сочинениям Верди на религиозные темы относятся кантата для хора «Плач Иеремии» (1828, не сохранилась), кантата для баритона с оркестром «Безумие Саула» (1829, не сохранилась), Laúdate pueri для трех голосов (двух теноров и баса) с оркестром, Qui sedes е Quoniam для баса с оркестром, Qui tollis для тенора, кларнета и оркестра, мотеты Tantum ergo
9 Об этом свидетельствует Грегори Харвуд [162].
10 Некоторые из них существуют в исполнении Риккардо Шайи, аудиозапись 2000 года (см. Приложение).
(1836)11. Сюда же необходимо добавить Messa di Gloria (1833) - произведение, начатое учителем Верди Фердинандо Провези и завершенное самим его великим учеником.
Эти ранние сочинения не могут быть признаны вдолне самобытными; им свойствен по преимуществу блистательно-оптимистический характер в духе
Россини, в силу чего они имеют очень мало пересечений даже с ранним оперным
12 • •
творчеством Верди . Хоровые номера Messa di Gloria - Kyrie, Cum Sancto Spiritu
отличает аккордовый склад с одновременным произношением вокального текста, чередующийся с простейшим имитационным изложением; сольные эпизоды написаны в классической традиции и пока лишены тех своеобразных черт, которыми обладает более поздняя музыка Верди оперного и духовного жанров. Показательно свидетельство Верди об одном из своих ранних творений: «Признаю, увы! Что около шестидесяти лет тому назад положил на музыку данный "Tantum ergo"!!! Советую обладателю этого несчастного сочинения бросить его в огонь. Эти ноты не имеют ни малейшей музыкальной ценности и ни тени духовного колорита»ь [19, с. 496].
Центральное место среди произведений духовных жанров Верди занимает Реквием (1874). Во многом новаторский и неоднозначный, вызвавший бурю противоречивых отзывов и мнений музыкантов и критиков, этот шедевр духовной музыки постепенно завоевал почетное место в концертном репертуаре. Теперь можно сказать с уверенностью, что он является наиболее часто исполняемым не только среди всех реквиемов романтической эпохи, но и из всех образцов жанра наряду с великим творением Моцарта.
" Для тенора с оркестром (G-dur), для баса с оркестром (F-dur). вариант для тенора в сопровождении органа (G-dur). В июле 2013 года Флавио Менарди, директор библиотеки города Финале Лигуре, обнародовал сведения об обнаружении нового Tantum ergo Верди для баса с оркестром c-moll с автографом композитора. Никакого научного освяшения эта информация еще не получила.
12 После провала комической оперы «Король на час» (1840), совпавшего с семейной трагедией композитора, опера «Набукко» (1843) - первая опера, принесшая успех композитору - ознаменовала поворот к драматичным сюжетам.
13 Слова эти были написаны Верди на нотах своего произведения 1836 года, приобретенных неким Беннучи. который в 1893 году обратился к Маэстро с просьбой удостоверить их своей подписью.
Первоначальный замысел Реквиема относится к 1868 году - году смерти Дж. Россини. Потрясенный этим событием, Верди задумал почтить его память «коллективным реквиемом» - сочинением, в создании которого приняли участие несколько композиторов, но оно по не совсем ясным причинам так и не было тогда исполнено14. Перу самого Верди принадлежит заключительная его часть Libera me (1869). Уже в наше время Институт Верди в Парме издал это коллективное творение, которое получило название «Месса памяти Россини» [189]. Как отмечает И.В. Коженова, «Верди замыслил Реквием не только как погребальную песнь, но и как патриотическую оду. Он надеялся, что Реквием будет символом единения итальянских музыкантов, а может, и всей нации, которая в это время боролась под руководством Гарибальди за независимость и объединение страны» [49, с. 2]. Написав заключительный респонсорий Libera me для Реквиема, Верди не собирался возвращаться к этой работе, хотя, по собственным его словам, «при этом выяснилось бы, что я, за исключением всевозможных расширений, уже скомпоновал "Реквием " и "Dies irae ", которые вновь повторяются в "Libera"» [19, с. 429] Вернуться к идее Реквиема композитора побудило иное событие — смерть итальянского писателя Алессандро Мандзони, которым Верди безмерно восхищался.
Первое исполнение Реквиема для квартета солистов, хора и оркестра состоялось в годовщину смерти А. Мандзони 22 мая 1874 г. в Милане, в церкви Сан-Марко под управлением автора, а в своем окончательном варианте Реквием впервые прозвучал 15 мая 1875 года в Лондоне в Альберт-холле15.
После Реквиема композитор еще несколько раз обращался к духовным жанрам, в результате чего были созданы три.вокально-хоровые и одна вокальная миниатюры (соответственно Pater zoster, Le laudi alla Vergine Maria, Ave Maria
14 Первое исполнение Мессы памяти Россини (мировая премьера) состоялось в 1988 году под управлением Хельмута Риллинга на Европейском музыкальном фестивале в Штутгарте.
15 На это указывает американский искусствовед Д.Розен в своей книге «Verdi Requiem» [198]. Среди особенно существенных изменений, внесенных композитором в нотный текст после премьеры в Милане - замена хоровой фуги Liber scriptus на ныне известное соло меццо-сопрано.
для смешанного хора и Ave Maria для сопрано с оркестром), а также два крупных вокально-симфонических произведения (Stabat Mater, Те Deum).
Pater noster16 (1880) представляет собой вполне развернутое сочинение для пятиголосного смешанного хора a cappella. В музыковедческой литературе закрепилось мнение, что поэтический текст, положенный в основу Pater noster, является отрывком из «Божественной комедии» Данте (XI песнь «Чистилища»). Но сравнение этих текстов выявляет их различиё (совпадают лишь первая строка первой строфы), несмотря на схожую форму стихосложения и рифмовку строк. Как можно заметить, первые две строки текста, использованного Верди, являются каноническим текстом молитвы «Отче наш» в итальянском переводе. В целом же вердиевский текст, при всех несовпадениях с каноническим церковным текстом, приближается скорее к нему, нежели к поэтической версии Данте. Возможно, композитор сам отредактировал его, но ни о происхождении текста, ни
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Жанр реквиема в отечественной музыке: история, традиции, современность2010 год, кандидат искусствоведения Студенникова, Светлана Владимировна
Претворение текста Stabat Mater в духовной хоровой музыке: история и современность2006 год, кандидат искусствоведения Кушпилева, Марина Юрьевна
Stabat mater в богослужении и композиторском творчестве: к проблеме жанровой модели2006 год, кандидат искусствоведения Иванько, Наталья Георгиевна
Творчество Б.А. Циммермана: музыка и слово2012 год, кандидат искусствоведения Донцева, Надежда Викторовна
«Русское хоровое искусство второй половины XVIII — начала XIX века как целостное художественное явление»2018 год, доктор наук Лебедева-Емелина Антонина Викторовна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Алмазова, Варвара Владимировна, 2013 год
Список литературы:
1. Анализ вокальных произведений : учебное пособие для муз. вузов / Е. А. Ручьевская [и др.]; ред. О. П. Коловский. - JL: Музыка, 1988. -350 с.
2. Асафьев, Б.В. О хоровом искусстве: сб. статей / Б.В.Асафьев; сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина. - Л.: Музыка, 1980. - 216 с.
3. Асафьев, Б.В. Верди: эскиз монографии / Б.В. Асафьев // Избранные труды в 5-ти т. - М.: Изд-во АН СССР, 1955. - С. 207-220. - Т. 4.
4. Асафьев, Б.В. Дж. Верди: краткий свод важнейших событий из его жизни / Б.В. Асафьев // Избранные труды в 5-ти т. - М.: Изд-во АН СССР, 1955. - С. 220 - 239. - Т. 4.
5. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс. Книга 1-2 / Б.В. Асафьев (Игорь Глебов); ред., вступ. статья и коммент. Е. М. Орловой. - 2-е изд. - Л.: Музыка, 1971.-376 с.
6. Асмус, В.Ф. Музыкальная эстетика философского романтизма / В.Ф. Асмус // Советская музыка. - 1934. - №1. - С. 52-71.
7. Банин, A.A. О некоторых акустических и музыкальных элементах хорового строя / A.A. Банин // Музыкальное искусство и наука: сб. статей / Ред. Е.В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1970. - Вып. 1. - С. 39-51.
8. Богоявленский, С.К. Верди и Шекспир / С.К. Богоявленский // Шекспир и музыка: сб. статей / отв. ред. Л.Н. Раабен. - Л.: Музыка, 1964. - С. 109- 170.
9. Богоявленский, С.Н. Итальянская музыка пер. пол. XX в.: очерки / С.Н. Богоявленский; вступ. ст. В. Гурков, Р. Лисун. - Л.: Музыка, 1986.- 141 с.
10. Бондурянский, А.З. К вопросу о современной интерпретации романтической музыки: исполнительские рекомендации к фортеписнному трио Б. Сметаны и А. Дворжака / А.З. Бондурянский // Проблемы романтизма в исполнительском искусстве: сб. научн. трудов МГК / Ред.-сост. С.И. Тихонов. - М., 1994. - С. 48-73.
11. Булавинцева, Ю.В. Реконструкция традиций в реквиеме романтической эпохи: дис.. .канд. иск. (07.00.02) / Булавинцева Юлия Валерьевна; место защиты: Нижегор. гос. консерватория им. М.И. Глинки. - М., 2009. - 255 с.
12. Бушем, А.Д. Джузеппе Верди и его «Реквием» / А.Д. Бушен. - Л.: Ленинградская филармония, 1935. - 54 с.
13. Бушен, А.Д. Молодой Верди: рождение оперы / А.Д. Бушен. - Л.: Музыка, 1989,- 368 с.
14. Быстрик, А. Те Deum Верди: дипл. работа МГК им. П.И. Чайковского (рук.) / А. Быстрик. - М., 2004.
15. Вальтер, Б. О музыке и музицировании / Б. Вальтер // Исполнительское искусство зарубежных стран / Ред. Г.Я. Эдельман. -М., 1967. - Вып. 2. - С. 3-118.
16. Васина-Гроссман, В.А. Дж. Верди / В.А. Васина-Гроссман // Советский музыкант. - 1951. — №6. - С.2.
17. Васина-Гроссман, В.А. Музыка и поэтическое слово: в 3-х ч. / В.А. Васина-Гроссман. - М.: Музыка, 1978. - 368 с. - 2-3 ч.
18. Верди в квадрате / сост. Ю. Агишева. - М.: Классика XXI, 2008. - 96 с.
19. Верди, Дж. Избранные письма / Сост., пер., вступ. ст., примеч.
А.Д. Бушен. - М.: Музгиз, 1959. - 647 с. - 2-е изд. Л.: Музыка, 1973 — 352 с.
20. Верфель Ф. Верди. Роман оперы / Ф. Верфель; пер. Н. Вольпин. - М., 1991.-319 с.
21. Вилънер, Н. Как петь Верди? / Н.Вильнер, Н. Дворкина // Советская музыка. - 1989. - №10, Окт. - С. 44^9.
22. Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 2 / Ред. Л.С. Гинзбург, A.A. Соловцов. - М., 1958. - 528 с.
23. Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 4 / Отв. ред. A.A. Николаев. Редколл. К.Х. Аджемов, Л.А. Баренбойм, Л.С. Гинзбург. -М., 1967.-372 с.
24. Вопросы фортепианного исполнительства. Очерки. Статьи / Сост. и общ. ред. М.Г. Соколова. - М.: МГК, 1973. - Вып. 3. - 232 с.
25. Галь, Г. Брамс. Вагнер. Верди. Три мастера - три мира / Г. Галь; пер. с нем., предисл. И.Ф. Бэлзы. - М.:Радуга, 1986. - 477 с.
26. Гаккель, Л.Е. Исполнительская критика: проблемы и перспективы / Л.Е. Гаккель // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 5 / Отв. ред. A.A. Николаев. Редколл. К.Х. Аджемов, Л.А. Баренбойм, Л.С. Гинзбург. - М., 1969. - С. 33-64.
27. Гофман, Э.Т.А. Старинная и новая церковная музыка / Э.Т.А. Гофман // Музыкальная эстетика Германии XIX века: в 2 т. - М.:
Музыка,1982. - С. 8-32. - 2 т.
28. Гречанинов, А. Т. Несколько слов о «духе» церковный песнопений / А.Т. Гречанинов // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 3: Церковное пение в пореформенной России в осмыслении современников (1861-1918)/ Сост. A.A. Наумов, М.П. Рахманова. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - С. 430-434.
29. Григ, Э. Избранные статьи и письма / Э.Григ; общ. ред. О. Левашевой. - М.: Музыка, 1966. - 447 с.
30. Григорьев, В.Ю. Музыкальный романтизм: сущность стиля и проблемы интерпретации / В.Ю. Григорьев // Проблемы романтизма в исполнительском искусстве: сб. научн. трудов МГК / Ред.-сост. С.И. Тихонов. -М., 1994. - С. 3-26.
31. Гроссман, В. Верди Реквием / В. Гроссман. - М.: Московская государственная филармония, 1941. — 15 с.
32. Дирижерское исполнительство. Практика. История. Эстетика. / Ред.-сост. Л.М. Гинзбург. - М., 1975. - 630 с.
33. Дирижерско-симфоническое искусство: Муз.-эстет, и социал.-психол. аспекты / Б.Ф. Смирнов. - СПб.: Композитор, 2003. - 294 с.
34. Доливо, А. Речитативы в вокальном искусстве / А. Доливо // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 3 / Ред. колл. Л.А. Баренбойм, Л.С. Гинзбург, А.А.Николаев. - М., 1962. - С. 179-219.
35. Драч И. С. Оперное творчество В.Беллини и Г. Доницетти в итальянской музыкальной культуре эпохи романтизма: дисс... канд. иск. (17.00.02) / Драч Ирина Степановна; Киев. гос. консерватория им. П.И. Чайковского. -Киев, 1990. -228 с.
36. Друскин, М.С. История зарубежной музыки. Вып. 4: вторая половина XIX века / М.С. Друскин. - 6 изд. - М.: Музыка, 1983. - 528 с.
37. Друскин, М.С. Оперные идеалы Верди / М.С. Друскин // Советская музыка. - 1954. - №9. - С. 59-66.
38. Езерская, Е. Верди в год Верди / Е. Езерская // Музыкальная жизнь. -2001,- №3. - С. 19-21.
39. Ефименко, А. Эволюция жанра реквиема в аспекте трактовки темы смерти (реквием эпохи романтизма): автореф.. .канд. иск. (17.00.03) / Ефименко Аделаида Гелиевна; Нац. муз. академия Украины - Киев, 1996.-27 с.
40. Жданова, А.Н. Св. Амвросий Медиоланский и его гимны: дис... канд. иск. (17.00.02) / Жданова Александра Николаевна; НГК им. М.И. Глинки. - Новосибирск, 2000. - 200 с.
41. Живов, В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика / В.Л. Живов. - М.: Владос, 2003. - 272 с.
42. Искусство Артуро Тосканини. Воспоминания, биографические материалы / сост. Л.М. Тарасов. - Л.: Музыка, 1974. - 272 с.
43. Казальс, П. Об интерпретации / П. Казальс // Советская музыка. -1956.-№ 1.-С. 88-99.
44. Кириллина, Л.С. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX веков: самосознание эпохи и музыкальная практика / Л.С. Кириллина. - М.: МГК, 1996.- 190 с.
45. Кириллина, Л. С. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX веков. Ч. II: Музыкальный язык и принципы музыкальной композиции / Л.С. Кириллина. - М.: Композитор, 2007. - 223 с.
46. Кириллина, Л. С. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX веков. Ч. III: Поэтика и стилистика / Л.С. Кириллина. - М.: Композитор, 2007. - 376 с.
47. Ковригина, Г. Сквозная форма в песнях Шуберта / Г. Ковригина // Вопросы музыкальной формы. - М., 1972. - Вып. 2. - С. 139-165.
48. Коженова, И.В. К проблеме драматург - либреттист - композитор в творчестве Верди / И.В. Коженова // Слово и музыка. Памяти A.B. Михайлова: сб. научн. трудов № 36. Материалы научной конференции МГК. - М., 2002. - С. 170-179.
49. Коженова, И.В. Реквием Верди: этический смысл трактовки жанра / И.В. Коженова. Рук. - 2008. - 9 с.
50. Компанейский Н.И. О стиле церковных песнопений / Н.И. Компанейский // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 3: Церковное пение в пореформенной России в осмыслении современников (1861-1918)/ Сост. A.A. Наумов, М.П. Рахманова. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - С. 471^183.
51. Конен, В.Д. Театр и симфония / В.Д. Конен. - М.: Музыка, 1975. - 376 с.
52. Корганов, В.Д. Верди: биографический очерк / В.Д. Корганов. - М.: Юргенсон, 1897. - 84 с.
53. Коробова, А.Г. Теория жанров в музыкальной науке: история и современность / А.Г. Коробова. - М.: МГК, 2007. - 173 с.
54. Koppedop, X.M. Беседы с Пабло Казальсом / Вст. ст. и коммент. JI.C. Гинзбурга; пер. с фр. Е.К. Амосовой и Б.Н. Бурлакова. - Л.: Гос. муз. изд., 1960.-369 с.
55. Корыхалова, Н.П. Музыкально-исполнительские термины. Возникновение, развитие значений и их оттенки, использование в разных стилях / Н.П. Корыхалова. - 2-е изд., доп. - СПб: Композитор, 2007. - 328 с.
56. Корыхалова, Н.П. Бытийный статус музыкального произведения и проблемы музыкально-исполнительского искусства: автореф. дис... докт. иск. (17.00.02; 09.00.04) / Корыхалова Наталия Платоновна; Киев. гос. консерватория им. П.И. Чайковского. - Киев, 1988. -41 с.
57. Крастинь, В. Традиции и новаторство в исполнительском искусстве / В. Крастинь //Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 5 / Отв. ред. A.A. Николаев; редколл. К.Х. Аджемов, Л.А. Баренбойм, Л.С. Гинзбург. - М., 1969. - С. 65-84.
58. Кудряшов, А.Ю. Исполнительская интерпретация музыкального произведения в историко-стилевой эволюции (теория вопроса и анализ исполнений ХТК И.С. Баха): Дис... канд. иск. (17.00.02) / Кудряшов Андрей Юрьевич; МГК им. П.И. Чайковского. - М., 1994. -233 с.
59. Кузнецов, Ю.М. Практическое хороведение / Ю.М. Кузнецов. - М.: Спутник+, 2009.-361 с.
60. Кузнецов, Ю.М. Экспериментальные исследования эмоциональной выразительности хора / Ю.М. Кузнецов. - М. Спутник+, 2007. - 198 с.
61. Кузнецов, Ю.М. Эмоции в хоровом исполнительстве. Учебно-методическое пособие факультатива-практикума музыкального факультета МПГУ / Ю.М. Кузнецов. - М., 2008. - 225 с.
62. Курышева, Т.А. Театральность и музыка / Т.А. Курышева. - М.: Советский композитор, 1984. -201 с.
63. Кушпилева, M. Ю. Претворение текста Stabat Mater в духовной хоровой музыке: история и современность: автореф...канд. иск. (17.00.02) / Кушпилева Марина Юрьевна; Магнитог. гос. Консерватория. - Магнитогорск, 2006. - 328 с.
64. Кюрегян, Т.С. Форма в музыке XVIII-XX веков / Т.С. Кюрегян. - М.: Композитор, 2003. — 312 с.
65. Лаврентьева, И.В. Вокальная форма в курсе анализа музыкальных произведений / И.В. Лаврентьева. - М.: Музыка, 1978. - 77 с.
66. Лайнсдорф, Э. В защиту композитора: Альфа и омега искусства интерпретации / Э. Лайнсдорф. - М.: Музыка, 1988. - 303 с.
67. Ларош, Г.А. О современных нуждах церковной музыки в России / Г.А. Ларош // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 3: Церковное пение в пореформенной России в осмыслении современников (1861-1918) / Сост. A.A. Наумов, М.П. Рахманова. -М.: Языки славянской культуры, 2002. - С. 453^159.
68. Ларош, Г.А. Реквием Верди / Г.А. Ларош // Избранные статьи. Вып.4: Симфоническая и камерно-инструментальная музыка. -
Л.: Музыка, 1977. - С. 141-149.
69. Лебедев, С.Н. Música latina: Латинские тексты в музыке и музыкальной науке / С.Н. Лебедев, Р.Л. Поспелова. - СПб.: Композитор, 2000. - 256 с.
70. Левандо, U.U. Работа дирижера над хоровой партитурой / П.П. Левандо. - М.: Сов. Россия, 1985. - 93 с.
71. Лейтес, Р.Э. Драматургические особенности оперы Верди «Отелло» / Р.Э. Лейтес. - М., 1968. - 99 с.
72. Леонтовская, Т.Н. «Травиата» Дж. Верди / Т.Н. Леонтовская. - 3-е изд. - М.: Музыка, 1982. - 62 с.
73. Лосева, O.B. От церковной музыки - к музыке духовной. Эскиз новой истории Реквиема / О.В. Лосева // Западное искусство. XX век: Проблема развития западного искусства XX века. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. - С. 155-174.
74. Мартынов, И. Верди в России / И. Мартынов // О музыке и ее творцах: сб. статей. -М.: Сов. композитор, 1980. - С. 279-295.
75. Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В.В. Медушевский. - М.: Музыка, 1976. - 254 с.
76. Медушевский, В.В. О музыковедении, достойном гениальной музыки, как актуальной задаче нашего времени В.В. Медушевский // Методологическая функция христианского мировоззрения в музыкознании: сб. научн. статей / Отв. ред. В.В. Медушевский. - М., 2007.-С. 3-14.
77. Медушевский, В.В. О сущности музыки и задачах музыковедении / В.В. Медушевский // Методологическая функция христианского мировоззрения в музыкознании: сб. научн. статей / Отв. ред. В.В. Медушевский. - М., 2007. - С. 15-50.
78. Мипьштейн, Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства / Я.И. Мильштейн. - М.: Сов. композитор, 1983. - 262 с.
79. Михайлов, М.К. Этюды о стиле в музыке: статьи и фрагменты / М.К. Михайлов. - Л.: Музыка, 1990. - 284 с.
80. Музыкальное исполнительство. Вып. 7. / Сост. и общ. ред. И.М. Ямпольский. - М., 1972. - 351 с.
81. Музыкальное исполнительство. Вып. 8. / Сост. и общ. ред. Г.Я. Эдельман. - М., 1973. - 240 с.
82. Музыкальное исполнительство. Вып. 9. / Сост. и общ. ред. В.Ю.Григорьев, Н.П. Корыхалова, В.А. Натансон. - М., 1976. - 198 с.
83. Назайкинский, Е.В. Стиль и жанр в музыке: учеб. пособие для вузов / Е.В. Назайкинский. - М.: Владос, 2003. - 248 с.
84. Никольский, A.B. О «церковности» духовной музыки / A.B. Никольский // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 3: Церковное пение в пореформенной России в осмыслении современников (1861-1918)/ Сост. A.A. Наумов, М.П. Рахманова. -М.: Языки славянской культуры, 2002. - С. 564-569.
85. Нюрнберг, М.В. Дж. Верди. Краткий очерк жизни и творчества / М.В. Нюрнберг. - 2-е изд. - Д.: Музыка, 1968. - 133 с.
86. Оголевец, А. С. Слово и музыка в вокально-драматических жанрах / A.C. Оголовец. - М.: Музгиз, 1960. - 520 с.
87. Оперные либретто в 2-х т. / Ред.-сост. М.Д. Сабинина, Г.М. Цыпин. -4-изд.-М.: Музыка, 1985.-431 с. - Т.2.
88. Орджоникидзе, Г.Ш. Оперы Верди на сюжеты Шекспира / Г.Ш. Орджоникидзе. - М.: Музыка, 1967. - 325 с.
89. Платонов, A.C. Оперы Верди 40-х годов: Путеводитель / A.C. Платонов. - Алма-Ата, 1998. - 140 с.
90. Плохое, A.B. Исполнительский анализ музыкального произведения: учебное пособие. Ч. 1: Инструментальные жанры / A.B. Плохов. -Ярославль, 2006. — 95 с.
91. Полякова, J1.B. Трубадур Дж. Верди / Л.В. Полякова. - 3-е изд. - М., 1963.-87 с.
92. Попова, Т. Верди. Реквием / Т. Попова. - М.: Классика-ХХ1, 2008. -24 с.
93. Проблемы романтизма в исполнительском искусстве: сб. статей МГК / Ред.-сост. С.И. Тихонов. - М., 1994. - 144 с.
94. Протопопов, В.В. История полифонии в 6-ти вып. / В.В. Протопопов; общ. ред. Т. Н. Ливановой. -М., 1986. -Вып.4: Западноевропейская музыка XIX-начала XX века. - 317 с.
95. Рабинский, Г. Мать скорбящая стояла / Г. Рабинский // Наука и религия. - 1974. - №5. Май. - С. 90-93.
96. Раппопорт, С.Х. Семиотика и язык искусства / С.Х. Раппопорт // Музыкальное искусство и наука: сб. статей / ред.-сост. Е. В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1973. - Вып. 2. - С. 17-58.
97. Раппопорт, С.Х. Искусство и эмоции / С.Х. Раппопорт. - М.: Музыка, 1972.- 168 с.
98. Рождественский Г.Н. Мысли о музыке / Г.Н. Рождественский. - М.: Советский композитор, 1975. - 200 с.
99. Русская книга о Палестрине: к 400-летию со дня смерти / сост.Т.Н. Дубравская. - М.: МГТС, 2002. - 287 с.
100. Русяев, A.B. Ансамблево-хоровая полифония в операх Дж. Верди: «Дон Карлос», «Аида», «Отелло», «Фальстаф»: дипл. работа МГК им. П.И.Чайковского (рук.) / Русяев Андрей Владимирович. - М., 2007. -35 с.
101. Сакало Е.В. Испания в художественной жизни Европы XVIII - XIX, и испанская романтическая драма в творчестве Верди: дис... канд. иск. (17.00.02) / Сакало Елена Васильевна; Национальная музыкальная академия Украины им. П.И.Чайковского. - Киев, 1996. - 241 с.
102. Салнис H.H. «Stabat Mater» в художественной культуре / H.H. Салнис // Библейские образы в музыке / Ред.-сост. Т.А. Хопрова. - СПб: гос. консерватория, 2004. - С. 23-42.
103. Сахалтуева, O.E. О взаимосвязях выразительных средств в музыкальном исполнении (на примере анализа пьесы Р. Шуберта «Грезы») / O.E. Сахалтуева, Е.В. Назайкинский // Музыкальное искусство и наука. - М.: Музыка, 1970. - Вып. 1. - С. 59-94.
104. Серов А.Н. La Traviata / А.Н. Серов // Статьи о музыке в 7-ми выпусках. М.: Музыка, 1986. - Вып. 2 Б. - С. 264-270.
105. Симакова, H.A. Контрапункт строгого стиля и фуга. Книга вторая. Фуга: ее логика и поэтика / H.A. Симакова. - М.: Композитор, 2007. -800 с.
106. Симакова, H.A. Вокальные жанры эпохи Возрождения / H.A. Симакова. - 2-е изд. - М.: МГК, 2002. - 362 с.
107. Скребков, С. С. Композитор и исполнитель / С.С. Скребков // Избранные статьи / Ред.-сост. Д.А. Арутюнов. - М.: Музыка, 1980. -С. 9-16.
108. Скребков, С. С. К вопросу об исполнительской трактовке музыкальных произведений / С.С. Скребков // Избранные статьи / Ред.-сост. Д.А. Арутюнов. - М.: Музыка, 1980. - С. 17-23.
109. Скребкова-Филатова, М.С. Исполнительский стиль и вариантная множественность интерпретаций / М.С. Скребкова-Филатова // Проблемы музыкального стиля: сб. научн. трудов МГК. - М., 1982. -С. 121-138.
110. Смис, К. Верди и его «Реквием» / Констанс Смис (К.А. Кузнецов) -М., 1935.-23 с.
111. Соколов, А. С. К проблеме анализа исполнительской интерпретации как формы существования музыкального произведения / A.C. Соколов // Проблемы организации музыкального произведения: сб. научн. трудов МГК. - М., 1979. - С. 179-197.
112. Соллертинский, И.И. Джузеппе Верди / И.И. Соллертинский // Музыкально-исторические этюды. - JL, 1956. - С. 199-209.
113. Соллертинский, И.И. Романтизм, его общая и музыкальная эстетика / И.И. Соллертинский//Музыкально-исторические этюды. - Л., 1956. -С. 80-100.
114. Соловцова, JJ.A. Джузеппе Верди: Монография / Л.А. Соловцова. — 4-е изд. - М.: Музыка, 1986. - 397 с.
115. Соловьева, Г. Верди / Г. Соловьева. - СПб.: Азбука-классика: Нота МИ, 2005.-79 с.
116. Сорокина, И. Viva Verdi! / И. Сорокина // Музыкальная жизнь. - 2001. - №3. - С. 6-8.
117. Стилевые особенности исполнительской интерпретации: сб. научн. трудов МГК / Ред. колл.: М.А. Смирнов, P.P. Давидян, В.Ю. Григорьев, Е. К. Кулова. - М., 1985. - 190 с.
118. Тарощи, Дж. Верди / Дж. Тароцци; сокр. пер. с ит. И. Константиновой. - М.: Молодая гвардия, 1984. - 352 с.
119. Фермам, В. Поздний Верди / В. Ферман // Советская музыка. - №12. -1938.-С. 42-55.
120. Фраенов, В.П. Учебник полифонии / В.П. Фраенов. - М.: Музыка, 2006.-207 с.
121. Фуртвенглер, В. Статьи. Беседы. Из записных книжек / В. Фуртвенглер // Исполнительское искусство зарубежных стран / Ред. Т.Я. Эдельмана.-М.: Музыка, 1967.-Вып. 2. - С. 146-188.
122. Холопова, В.Н. Форма музыкальных произведений: учебное пособие / В.Н. Холопова. - 2-е изд., испр. - СПб.: Лань, 2001. -496 с.
i
123. Царева, Е.М. Романтизм и оперный театр / Е.М. Царева, К.В. Зенкин // Проблемы романтической музыки XIX в. - М., 1992. - С. 3-14.
124. Черноморская, С. «Ave Maria» Дж. Верди: разгадка «загадочной гаммы» / С.Черноморская // Música theorica / Сост. Ю.М. Холопов. -М., 2001.-Вып. 7. - С. 45-55.
125. Чередниченко, Т.В. Композиция и интерпретация: три среза проблемы / Т.В. Чередниченко // Музыкальное исполнительство и современность. - М.: Музыка, 1988. - Вып. 1. - С. 43-69.
126. Шавердян Р. Мелодика Верди / Р. Шавердян // Советская музыка. -1960. -№6.-С. 94-101.
127. Шавердян Р. Дж. Верди / Р. Шавердян // Музыкальная жизнь. - 1966. -№15. Август. - С. 15-17.
128. Шамахян, М.Е. Музыкальный образ, его исполнительская интерпретация и восприятие: автореф. дис. ... канд. иск. (17.00.02) / Шамахян Марина Егишевна; МГК им. П.И. Чайковского. - М., 1988. -23 с.
129. Шгманский Н.В. Учение о церковном образе как основе для типологического анализа многоголосия в музыке западной церкви / Н.В. Шиманский // Методологическая функция христианского мировоззрения в музыкознании: сб. научн. статей / Отв. ред. В.В. Медушевский. -М., 2007. - С. 124-142.
130. Шоу, Б. О музыке / Б. Шоу; сост. А. Парина. - М.: Аграф, 2000. - 304 с.
131. Юзефович, Я. С Рождественским о Рождественском / Я. Юзефович // Музыкальное исполнительство: Сб. статей / Сост. В.Ю. Григорьев, В.А. Натансон.-М.: Музыка, 1979.-Вып. 10. - С. 154-193.
132. Abbiati, F. Giuseppe Verdi. - 4 vol. - Milano, 1959.
133. Alves, E.F. Southwell-Sander P. Verdi. - London: Omnibus, 1986. -167 p.
134. Atti del I congresso di internazionale studi verdiani. - Parma, 1969. -472 p.
135. Atti del II congresso di internazionale studi verdiani. - Parma, 1971. -612 p.
136. Baldini, G. Abitare la battaglia: la storia di Giuseppe Verdi. 1870-1983 / Trans, by R. Parker. The Story of Giuseppe Verdi: Oberto to Un Ballo in Maschera. - Cambridge University Press, 1980. - 296 p.
137. Basini, L. Verdi and sacred revivalism in post-unification Italy // 19-th Century Music. - Vol. 28, № 2. - University of California Press, 2004. -P. 133-159.
138. Bennet, J. Verdi's Requiem Mass // The Musical Times and Singing Class Circular. - UK: Musical Times Publications Ltd., 1875. - Vol. 17, № 386. -P. 39-43. Concluded № 387.-P. 71-73.
139. Berger, R. Osservazioni sul Pater noster di Verdi // Atti del I congresso di internazionale studi verdiani. - Parma, 1969. - P. 17.
140. Budden, J. The Operas of Verdi: From Don Carlos to Falstaff. - Clarendon Press, 1992.-552 p.
141. Budden, J. The Operas of Verdi: From Oberto to Rigoletto. - Clarendon Press, 1992. -544 p.
142. Budden, J. Verdi. - Oxford University Press, 2008. - 412 p.
143. Carteggio Verdi - Luccardi / a cura di L.Genesio. - Parma, Istituto nazionale di studi verdiani, 2008. - 430 p.
144. Carteggio Verdi-Boito / ed. M. Medici e M. Conati. - Parma, Istituto di studi verdiani. - 2 voll.- 1978. - 549 p.
145. Carteggio Verdi-Cammarano (1843-1852) / a cura di C. M. Mossa. -Parma, Istituto nazionale di studi verdiani, 2001. - 457 p.
146. Carteggio Verdi-Ricordi (1880-1881) / ed. P. Petrobelli, C. M. Mossa, M. Casati. - Parma, Istituto di studi verdiani, 1988. - 350 p.
147. Carteggio Verdi-Ricordi (1882-1885) / ed. F. Cella, M. Ricordi, M.Casati. - Parma, Istituto di studi verdiani, 1994. - 540 p.
148. Carteggio Verdi-Ricordi (1886-1888) / ed. A. Pompilio, M. Ricordi. -Parma, Istituto nazionale di studi verdiani, 2010. - 517 p.
149. Carteggio Verdi-Somma / a cura di S. Ricciardi. - Parma, Istituto nazionale di studi verdiani, 2003. - 430 p.
150. Chusid, M. Verdi's middle period: sourse, studies, analusis and performens practice. - Chicago: University of Chicago Press, 1997. - 436 p.
151. Conati, M. Interviste e incontri con Verdi. - Milan, 1981. - 399 p.
152. Conati, M. Le Ave Maria su scala enigmatica di Giuseppe Verdi dalla prima alia seconda stesura (1889 - 1897) // Rivista italiana di musicologia. Vol. 13,- 1978.-P. 289-311.
153. Coppialettere di Giuseppe Verdi / publicati e illustrati da G. Cesari e A. Luzio. - Milano, 1913. - 757 p.
154. Dizionario verdiano / E. Rescigno. - Milano, 2001. - 787 p.
155. Garrison, L. Verdi's Setting of the Te Deum // Newsletter №11. March. -1983.
156. Gatti, C. Verdi. - Milano, 1931. - 2nd ed.: Verdi the Man and His Music / trans. E. Abbott. - New York, 1955. - 371p.
157. Gerhard, A. Verdi. - Bärenreiter, 2001. - 746 p.
158. Gi autografi del Museo Teatrale alia Scala. - Milan: Museo Teatrale della Scala; Parma: Istituto Nazionale di Studi Verdiani, 2000.
159. Giger, A. Verdi and the French Aesthetic: Verse, Stanza, and Melody in Nineteenth-Century Opera. - Cambridge University Press, 2008. - 304 p.
160. Giuseppe Verdi : Zum hundertsten Todestag Viva Verdi // Begleiheft zur Ausst. des Dt. Musikarch. Berlin vom 11. Apr. 2001 bis 27. Juni 2001 / ed. B. v. Seyfried. - Leipzig, 2001.
161. Giuseppe Verdi. Messa da Requiem for the Anniversary of the Death of Manzoni, 22 May 1874 / ed. D. Rosen. - Chicago: University of Chicago Press, 1990.-508 p.
162. Harwood, G. Verdi criticism // The Cambridge Companion to Verdi / ed. S.L. Balthazar. - Cambridge University Press, 2004. - P. 269-282.
163. Harwood, G. Giuseppe Verdi: a guide to research. - New York: Routledge, 1998. - 426 p. - 2nd ed.: Giuseppe Verdi: a research and information guide. - 2012. - 464 p.
164. Hepokoski, J.A. Giuseppe Verdi: Falstaff. - Cambridge University Press, 1983.- 181 p.
165. Hepokoski, J.A. Giuseppe Verdi: Otello. - Cambridge University Press, 1987.-209 p.
166. Hume, P. Verdi: The Man and His Music. - Boston: E.P. Dutton, 1977. -173 p.
167. IckHyum Cho. Rediscovering Giuseppe Verdi's «Messa da Requiem». — University of North Texas, 2003. - 56 p.
168. Kimbell, D. Verdi in the Age of Italian Romanticism. - Cambridge University Press, 1985. - 712 p.
169. La realizzazione scenica dello spettacolo verdiano. Atti del Congresso internazionale di studi (Parma, 28-30 settembre 1994). - Parma, 1996. -371 p.
170. Latham, A.; Parker, R. Verdi in performance. - Oxford University Press, 2001.-216 p.
171. Marggraf, W. Giuseppe Verdi: Leben u. Werk. - Leipzig, 1986. - 427 s.
172. Martin, G. Aspects of Verdi. - New York: Dodd-Mead, 1988. - 304 p.
173. Marvin, R.M. G.Verdi Sacred music // The Choral Journal. - № 42 (April). - 2002. - P. 91-94.
174. Marvin, R.M. Verdi Scholarship at the Beginning of the Twenty-first Century//Nineteenth Century Studies. - Vol. 15,- 2001.-P. 89-97.
175. Marvin, R.M. Verdi's non-operatic works // The Cambridge Companion to Verdi / ed. S. L. Balthazar. - Cambridge University Press, 2004. - P. 169— 185.
176. Martin, G. Verdi: His Music, Life and Times. - New York: Limelight Editions, 2004. - 526 p.
177. Mila, M. L'arte di Verdi. - Torino, 1980. - 384 s.
178. Monaldi, G. Verdi (1839-1898). - Turin, 1899. - 2 ed. Milano, Montana: Kessinger Publishing, 1943. - 312 p.
179. New sacred works by Verdi // The Musical Times and Singing Class Circular. - Vol. 39, № 663,- 1898.-P. 312-315.
180. Noske, F. Ritual scenes in Verdi's operas // Music&Letters. - Vol. 5, № 4. - 1973.-P. 415^139.
181. Osborne, C. Verdi. - London: Macmillan, 1978. - 152 p.
182. Osborne, C. Verdi: A Life in the Theatre. - New York, 1987.
183. Osthoff, W. Dante bein spaßten Verdi // Studi verdiani 5 (1988-1989) P. 35-64.
184. Parker, R. In search of Verdi // Verdi 2001: atti del convegno internazionale, Parma - New York - New Haven, 24 genn. - 1 febbr. 2001 / a cura di F.D. Seta, R.M. Marvin, M. Marica. - Vol. II. - Firenze, 2003. -P. 929-935.
185. Parker, R. One priest, one candle, one cross. Some thoughts on Verdi and religion // The opera quarterly (Oxford Journals, № 12). -1995. - P. 2734.
186. Parker, R. The new grove guide to Verdi and his opera. - Oxford University Press, 2007. - 270 p.
187. Petzold, R. Giuseppe Verdi 1813-1901. Sein Leben in Bildern. - Leipzig, 1951.-33 s.
188. Phillips-Matz, M. J. Verdi A Biography. - Oxford University Press, 1993. - 941 p.
189. Quaderni № 5 "Messa per Rossini" / a cura di M. Girardi, P Petrobelli. Parma: Istituto di studi verdiani. -Milano, 1988. - 166 p.
190. Reynolds, B. Verdi and Manzoni, An Attemped Explanation // Music and letters. - Vol. 29, no.l (January). - 1948. - P. 31-43.
191. Robertson, A. Requiem, Music of Mourning and Consolation. - New York, 1968.
192. Roeder, J. Pitch and Rhythmic Dramaturgy in Verdi's "Lux aeterna"// 19th Century Music. - №14 (1990 - 91). - P. 169-85.
193. Roncalia, G. L'ascenzione creatrice di Giuseppe Verdi. -Firenze: Sansoni, 1951.-420 p.
194. Rosen, D. La Messa a Rossini e il Requiem per Manzoni // Rivista italiana di musicologia 4. - 1969. - P. 127-37.
195. Rosen, D. Reprise of Resolution in Verdi's Messa da Requiem // Theory and Practice 19. - 1994. - P. 83-104.
196. Rosen, D. The Genesis of Verdi's Requiem. Ph. D. dissertation. University of California, Berkley, 1976. - 240 p.
197. Rosen, D. The Operatic Origins of Verdi's "Lacrimosa" // Studi verdiani 5 (1988 - 89).-P. 65-84.
198. Rosen, D. Verdi Requiem. - New York: Cambridge University Press, 1995. - 115 p.
199. Rosen, D. Verdi's "Liber scriptus" Rewritten // Musical Quarterly 55. -1969.-P. 15-69.
200. Rosselli, J. The Life of Verdi. - Cambridge University Press, 2000. - 204 P-
201. Sacred music in Italy // The Musical Times and Singing Class Circular. -Vol. 22, №458.- 1881.-P. 175-176.
202. Schmidgall, G. Shakespeare and Opera. - Oxford University Press, 1990.
203. Sheean, V. Orpheus at eighty: A study of Giuseppe Verdi. - London, Cassel, 1959.-372 p.
204. Springer, C.Verdi-Studien. - Wien : Edition Praesens, 2005. - 435 p.
205. Tebaldini, G. Giuseppe Verdi nella música sacra // Nuova Antologia - 16 ottob.- 1913.-P. 3-13.
206. The Cambridge Companion to Verdi / ed. S.L. Balthazar. - Cambridge University Press, 2004. - 364 p.
207. The Verdi-Boito Correspondens / ed. W. Weawer. - Chicago, 1994. - 540 P-
208. Torri, L. Saggio di bibliografía verdiana // Rivista musicale italiana 8. -1901.-P. 379-407.
209. Toye, F. Giuseppe Verdi. His life and works. - London, 1931. - 474 p.
210. Van, G. Verdi's theater: creating drama through music / trans. G.Roberts. -Chicago, 1998.
211. Vanbianchi, C. Saggio di bibliografía verdiana. - Milan, 1913,- 118 p.
212. Verdi 2001: atti del convegno internazionale, Parma - New York - New Haven, 24 genn. - 1 febbr. 2001 / a cura di F.D. Seta, R.M. Marvin, M. Marica. - Firenze, 2003.
213. Verdi and His Operas /ed. S. Sadie. - New York: St. Martin's Press, 2000. - 242 p.
214. Verdi Giuseppe: Verdi's Aida; the history of an opera in letters documents / ed. and trans. H. Busch. - Mineapolis, 1978. - 688 p.
215. Verdi Giuseppe: Verdi's Falstaff in letters and contemporary reviews / ed. and trans. H. Busch. - Bloomington and Indianapolis, 1997. - 637 p.
216. Verdi Giuseppe: Verdi's Otello and Simon Boccanegra (revised version) in letters documents / ed. and trans. H. Busch. - Vol. 1. - Oxford: Clarendon Press. - 1988.
217. Verdi Handbuch /ed. Gerhard A., Schweikert U. - Bärenreiter, 2001. - 750 P-
218. Verdi intimo. Carteggio di Giuseppe Verdi con conte Oppzantino Arrivabene, 1861-1886. / ed. A. Alberti. - Verona, 1931.-349 p.
219. Verdi: the man in his letters / ed. F. Werfel and P. Stefan. - New York, 1973.-469 p.
220. Walker, F. The man Verdi / preface by Ph. Gossett. - University of Chicago Press, 1982. - 526 p.
221. Weaver, W. Verdi Eine Dokumentation. - Berlin, 1980. - 256 p.
222. Wechsberg, J. Verdi. - London: Weidenfeld and Nicolson, 1974. - 255 p.
223. Whitney, G. M. Verdi: his music, life, and times. - New York: Dodd, Mead Comany, 2004. - 630 p.
224. Zanetti, E. Palestrina e Verdi: I motive di una rettifica // Colloquium «Verdi-Wagner». - Rome, 1969. - P. 250-254.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.